Некоторых людей раздражают постоянные рекламные ролики, появляющиеся посреди любимой телепередачи или повторяемые 100 раз за час по радио. Однако стоит обратить внимание на то, что как бы нам не нравилось это “засилие рекламы” - мы постоянно следуем ей - выбираем “Pepsi”, читаем “ТВ-парк”, покупаем телевизоры “SONY”, пользуемся услугами Столичного Банка Сбережений - да мало ли что еще. Не приходится говорить о том, что выбираем мы исключительно “отрекламированных” президентов - никто не поставит на “темную лошадку”. Причем одна реклама действует на нас более эффективно, чем другая.

Реклама, которая присутствует почти в каждой газете или журнале и в каждой телепередаче, играет очень большую роль в жизни людей и оказывает влияние на их мировоззрение и поведение. Чтобы определить какую роль в жизни людей играет реклама, необходимо привести некоторые статистические данные. По ним можно судить об отношении россиян к рекламной индустрии.

Прежде всего 21% россиян покупают рекламируемые товары, а 20% хотят попробовать новые товары. Больше половины жителей России предпочитают вообще не покупать незнакомые марки товаров, даже в условиях жесткой экономии; 29% даже согласны переплатить, но купить продукцию известной, зарекомендовавшей себя фирмы.

Подобное социологическое исследование я провела в нашем селе. Из 215 респондентов 34 % предпочитают покупать товары, о которых много раз слышали из рекламных роликов, читали в прессе, или которые советовали купить родственники и знакомые. 26% опрошенных хотели бы попробовать новые рекламируемые товары, хотя и не имеют точных данных об их полезности. 40% не доверяют рекламе.

Чуть больше половине (51%) населения России нравится смешная реклама, а 57% россиян получают удовольствие, читая яркие, цветные издания. Кроме того, больше половины (51%) жителей страны с радостью приобретают красочно и современно оформленные продукты. Примерно четверть населения России (23%) считает рекламные телевизионные ролики интересными и дающими повод для обсуждения.. При этом 16% россиян с удовольствием смотрят по ТВ хорошо сделанную рекламу. А 14% признали, что реклама на ТВ бывает интереснее, чем сами телепередачи.

Проводя свое исследование, я установила, что 36% опрошенных мною людей любят смотреть рекламные ролики, потому что они смешные, интересные, красивые. 40% респондентов из двух предлагаемых им товаров предпочтут тот, что оформлен в красивую упаковку, при этом не задумываются, что по качеству лучше может быть товар в худшей упаковке.

Отношение россиян к неизбежным рекламным вставкам скорее негативное. 77 % опрошенных граждан России относится к рекламе на телевидении с раздражением. Только 11% россиян всегда продолжают смотреть телевизор во время рекламной паузы. Выключают же телевизор или вообще выходят из комнаты только 2% и 5% россиян соответственно. 51% во время рекламы переключают свои телевизоры на другой канал, 25% занимаются своими делами и 7% смотрят только картинку, отключив звук.

Опрошенные мною жители нашего села дали такие же ответы. 20% респондентов смотрят рекламу, не выключают телевизор и не переключают каналы. 40% - время показа рекламы используют для того, чтобы пойти на кухню налить чая, перекусить, что, кстати, является еще одним негативным воздействием рекламы на человека - перекусы во время просмотра телевизионных передач приводят к увеличению потребления человеком продуктов питания, а как следствие этого, к переизбытку веса тела. Реклама оказывает сильное влияние на детей и молодежь, чем на людей зрелого возраста и престарелых. Это происходит потому, что молодежи свойственна повышенная подверженность (неосознанная внушаемость). Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: пренебрежительное отношение к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие, но при явном принятии всего нового, интересного. Поэтому основная возрастная категория, позитивно относящаяся к рекламе, - дети и молодежь.

В среднем 52% опрошенных мною детей от 10 до 15 лет, подростков и молодежи (16 - 25 лет) при покупке ориентируются на оформление и внешний вид товара или услуги. 80% от 16 до 25 лет покупают рекламируемые товары, что в почти в три раза превышает процент пожилых жителей села, совершающих подобные покупки. Почти 80% детей и молодежи нравится смешная реклама и 70% 16 - 25- летних предпочитают читать красочные издания с цветными фотографиями. Рациональное отношение к рекламе свойственно скорее людям среднего возраста, так называемому активному населению России (25 - 44 лет). Они более осмысленно подходят к рекламным идеям и к их реализации. 45% от числа опрошенных 25 - 54-летних обращают внимание на состав продуктов и обычно просматривают бесплатные газеты. Около 50% читают рекламу в прессе, когда в этом появляется необходимость, а 60% внимательно изучают информацию перед покупкой техники. Данная категория чаще других ориентируется на качество.

Пожилое население (от 55 лет и старше) настроено по отношению к рекламе более негативно по сравнению с другими возрастными группами. С возрастом люди начинают более критически относиться к рекламируемой продукции. Люди пожилого возраста из всех возрастных групп менее всего подвержены влиянию рекламы. Это происходит потому, что у людей зрелого и преклонного уже сформировались устойчивые взгляды и представления о многих явлениях, имеющих место в жизни. И относительно рекламы у них имеются определенные представления, чаще всего негативные. А неприязненное отношение вызвано, прежде всего, недостаточностью средств к существованию, эстетическим и житейским консерватизмом. Данная категория ориентируется в основном на цену товара или услуги. Рекламная пауза для представителей данной возрастной категории является раздражающим моментом. Они чаще других реагируют кардинальным способом: выключают радио и ТВ.

Во-вторых, реклама - многократна. По данным некоторых исследований люди тратят в среднем тридцать часов в неделю на просмотр телевизионных программ. То есть, человек может увидеть примерно 37822 коммерческих передач в год. Это дает больше 100 телевизионных рекламных объявлений в день. Любой человек вполне может услышать или увидеть еще от 100 до 300 объявлений в день с помощью других средств массовой информации: радио, газет и журналов. Я посчитала, что за один выходной день, во время просмотра любимых передач и фильмов, в целом за 4 часа эфирного времени, я увидела 24 рекламных ролика и объявления. Принцип "повторение - мать учения" всегда действует безотказно, и рекламодатели об этом хорошо знают. После многократного просмотра даже самого "глупого" ролика мозг безошибочно запоминает его во всех подробностях.

Наконец, реклама навязывает свой образ мышления. В этом и заключается главная опасность. На практике для этого существует несколько приемов, самый безобидный из которых - преувеличение достоинств объекта рекламы посредством яркого видеоряда, яркой картинки и т.д. Существуют и другие способы гораздо хуже и эффективнее - это и выдуманные проблемы, о которых до просмотра рекламы никто не догадывался, и откладывающиеся в подсознании рекламные слоганы, в нужный момент всплывающие в памяти и дающие импульс к покупке, и создание устойчивых ассоциаций какого-то товара с высоким положением его обладателя в обществе или его успешной карьерой... Часто используются незаконные методы повышения эффективности рекламы.

Вышеперечисленные методы могут причинить вред психическому и физическому здоровью человека. Ущерб, причиняемый личности специальными психологическими технологиями, используемыми в рекламе и целенаправленно исключающими участие сознания реципиента в выборе, может иметь два ряда объективно наблюдаемых последствий:

Развитие патологических состояний нервной системы. Нарушение физиологической основы высшей нервной деятельности.

2) Развитие метапатологии, симптомами которой является депрессия, безнадежность, дезинтеграция, отчаянье и т.д.

По мнению многих медиков, реклама алкоголя и сигарет способствует росту потребителей спиртных напитков и табачных изделий, особенно среди подрастающего поколения. Именно для того, чтобы предотвратить подобное явление, а оно действительно имело место еще три года назад, когда в рекламе пива участвовали молодые люди, активно и весело отдыхающие с пивом в руках (вспомните рекламу "Клинского" - "А кто пойдет за Клинским?"), Федеральный Закон "О рекламе" запрещает использование в съемках рекламы пива образов людей и животных, а также ограничивает эфирное время показа данной рекламы. Реклама сигарет на телевидении вовсе запрещена.

Особенно сильно реклама влияет на молодежь и детей. Неудивительно, почему дети и подростки являются "лакомым кусочком" для многих производителей и рекламодателей. Даже если ребенок не принимает решение, то он умеет убедить своих родителей в том, что нужно купить. Причем около 50% этих просьб выполняется. Из-за этого нередко в семьях возникают конфликты: ребенок просит и даже требует то, что он видел в рекламе, а взрослые не могут или не хотят выполнить его желание.

На детей младшего возраста воздействуют образы старших подростков. Они стремятся скорее стать взрослыми, добиться признания и уважения у друзей и родителей. Поэтому малыши пытаются быть похожими на ребят (старших на 2-3 года) из рекламных роликов, используя такую же одежду, продукты питания или средства личной гигиены, потому что это "круто".

Положительную реакцию у детей постарше и у подростков вызывают образы кумиров - известных футболистов, актеров или музыкантов, которым они стремятся подражать.

Из рекламы дети узнают много нового, начинают лучше ориентироваться в огромном мире товаров, понимают их функции, преимущества и недостатки. Малыши прекрасно, часто лучше папы и мамы, разбираются в ассортименте предлагаемых товаров, без труда отличат одну марку жевательной резинки или леденцов от другой, всегда находятся в курсе новинок. Ребенок включается во взрослую жизнь, начинает понимать, что такое цена, заработок, скидки, качество.

Реклама помогает быть модным, находиться "на одной волне" со сверстниками. Если ребенок ничего не будет знать о тех товарах, которые показывают на телевидении, он не сможет участвовать во многих детских разговорах и играх ("сотки", наклейки, вкладыши).

Часто героем рекламного ролика является преуспевающий человек, положительный герой, на которого хочется быть похожим. А для того, чтобы этого добиться, необходимо думать, к чему-то стремиться, достигать поставленных целей.

Но и минусов у рекламы немало. Иногда продукты (чипсы, жевательная резинка, леденцы, шоколадные батончики, газированные напитки), в рекламе которых используется образ подростка, являются не слишком полезными для питания. Родителям бывает трудно доказать это ребенку, приходится уступать под воздействием его настойчивых уговоров и покупать то, что он просит.

Многие ролики призывают "перекусить", если наступило чувство легкого голода. Благодаря этому количество приемов пищи увеличивается, а полноценное питание нередко и вовсе заменяется подобными "перекусами".

Нередко реклама делает ребенка более агрессивным и раздражительным. Какие для этого существую причины? Во-первых, многие рекламные ролики повторяются слишком часто, прерывают интересные фильмы. Во-вторых, такие товары как горные велосипеды, путешествия, автомобили пока не доступны ребенку, а иметь их хочется. Так как желания и возможности не совпадают, возникает чувство разочарования, а нередко и злости на родителей, которые не могут купить дорогую "игрушку". В-третьих, сама реклама может отличаться агрессивностью.

Сейчас девочки и мальчики являются косвенными покупателями, то есть делают свой выбор с помощью родителей. У многих из них, особенно начиная с младшего школьного возраста, появляются собственные "карманные деньги". Но буквально через несколько лет они станут полноправными покупателями, со своими сформированными предпочтениями и вкусами. Именно поэтому производители товаров заинтересованы в том, чтобы привить любовь к своим торговым маркам "с младых ногтей". От рекламы напрямую будет зависеть, что будут пить подростки - соки, газированную воду, питьевые йогурты или пиво, будет ли модным жевать на улице жвачку или аппетитно хрустеть чипсами и сухариками.

Подростки хотят отличаться от взрослых и даже от своих сверстников, поэтому их внимание привлекает необычная реклама. Яркая индивидуальность, дерзкие герои и экстремальные виды спорта могут симпатизировать молодым людям, но часто не нравятся взрослым. Среди всех роликов с участием детей чаще всего встречаются герои от 6 до 12 лет. С чем это связано? В этом возрасте ребенок уже имеет собственные деньги, может принимать решения о небольших покупках и любит участвовать в разных рекламных акциях.

Родители и бабушки с дедушками при покупке сладостей для ребенка чаще всего ориентируются на известность торговой марки. Дети просят купить тот товар, который им известен, в том числе из телерекламы. А подростки любят экспериментировать, стараются попробовать новые "прикольные" вкусы. Не стоит думать, что дети чересчур наивны и беспечны! Они очень быстро адаптируются к новым условиям жизни и способны оценить рекламируемый товар по достоинству. Мальчики и девочки менее активно, чем взрослые реагируют на убеждения. Оказывается, что зачастую детей обмануть сложнее, чем их родителей. Чем старше ребенок, тем более критично он начинает относиться к рекламе. Среди опрошенных мною ребят младшего школьного возраста более половины любят смотреть телерекламу. Старшим подросткам и большинству родителей реклама совершенно не нравится.

Реклама оказывает влияние не только на формирование наших предпочтений при выборе товара и услуг, она уже давно заняла свое место в архитектурном ландшафте. И здесь ее влияние на человека тоже немаловажно. Наружная реклама - неотъемлемая часть городской среды. Мы покупаем журналы и газеты в зависимости от наших предпочтений, и их учитывают рекламодатели, планируя продвижение в прессе. Мы смотрим те каналы ТВ, которые нам интересны. Соответственно, и заказчик телерекламы, выбирая тот или иной канал, охватывает нужную ему целевую аудиторию. Но мы не можем выключить наружную рекламу, не можем выбросить ее в мусорную корзину. Она, так или иначе, всегда присутствует в поле нашего зрения. Поэтому каждый из нас - от гастарбайтера до топ-менеджера, от чиновника до домохозяйки, в равной степени является потребителем рекламы. Выходит, что наружная реклама - это больше, чем просто реклама. С одной стороны, постоянное физическое присутствие на улицах населенных пунктов делает ее частью лица города, села, наряду с архитектурой. С другой, наружная реклама - это важная часть информационного пространства города. Ведь важно не только, какого цвета рекламный щит или транспарант-перетяжка и что на них нарисовано, но и какой месседж они нам несут. Несомненно, это лицо должно быть дружелюбным, красивым, с правильными и приятными чертами. Наружная реклама должна вписываться в общее пространство жизни людей. Ее вид должен не подавлять, а радовать, не раздражать, а внушать спокойствие.

Большинство наружной рекламы располагается вдоль дорог, а не мешает ли такая реклама безопасности дорожного движения, не отвлекает ли она водителей? Такой вопрос я задала случайным водителям автотранспорта. 37 человек ответили, что не обращают никакого внимания на рекламу, 44 - читают рекламные щиты, стоя в "пробках", 15 отвлекаются на "сменную" электронную рекламу.

Реклама должна быть корректной. Она не должна нарушать права человека, то есть не наносить вреда личности, имуществу и здоровью. И не нарушать права организаций и отдельных социальных групп. Корректная реклама-это реклама которая соответствует: 1)нормам принятым в Законодательстве о рекламе и рекламной деятельности;

  • 2)качеству рекламируемых товаров;
  • 3)этическим нормам, принятым в обществе;
  • 4) психической безопасности.
  • 1) оказывающая моральное давление;
  • 2) злоупотребляющая доверием, отсутствием опыта, безвыходным положением или духовной слабостью;
  • 3) цинично вторгающаяся в интимные сферы;
  • 4) использующая манипулятивное давление от "промывания мозгов" с использованием физического террора до "новейших избирательных технологий" (например, 25-й кадр);
  • 5) дискриминирующая по признаку пола, возраста, образования, культуры, религии, национальности и т.д;
  • 6) провоцирующая психогенные нарушения поведения, общения, сознания и вызывающая ухудшение физического состояния.

Многое для того, чтобы реклама была корректной, зависит от рекламодателя. Они строго должны придерживаться федерального Закона "О рекламе и рекламной деятельности" (ФЗР), положений Международного кодекса рекламной деятельности (МКРД), Свода правил и обычаев делового оборота рекламы на территории Российской Федерации (СВОД). Но не всегда и не всеми рекламодателями соблюдается Закон.

Так, например, при просмотре фильма "Литейный" по телеканалу "НТВ", который длится в течении 90 минут, я увидела шесть рекламных роликов, продолжительностью от 3 до 6 минут. В общей сложности почти 27% фильма, что нарушает статью 10 "Реклама на телевидении" в которой сказано, что общая продолжительность размещенных в телепрограмме рекламных передач (телемагазинов), прерывания телепрограммы рекламой и ее совмещения с рекламой способом "бегущей строки" или иного наложения рекламы на кадр транслируемой телепрограммы не может превышать 20 процентов фактического времени трансляции данной телепрограммы в течение суток".

Нередко можно заметить, что звук при просмотре рекламы более громкий, чем при показе передачи, что очень раздражает зрителей. Например, на телеканале "Россия", "ТНТ" и других. В той же статье 10 сказано, что при трансляции рекламы ее уровень звука не должен превышать средний уровень звука прерываемой телепередачи. Параметры соотношения уровня звука рекламы и прерываемой телепрограммы определяются техническим регламентом.

Как же уберечься современному человеку от негативного влияния рекламы. Методы защиты от воздействия некорректной рекламы существуют - это:

  • 1) Любой человек должен быть осведомлен о возможности негативного воздействия на него некорректной рекламы;
  • 2) Современный человек должен критически относиться к рекламе и рекламируемому товару (не верить рекламе на слово, хотя бы потому, что люди, играющие в рекламе на самом деле или актеры или специально приглашены для съемки).

Таким образом, мы видим, что реклама небезразлична людям, к которым она и обращена. Мы реагируем на нее по-разному: негативно, с интересом, с равнодушием, а она делает свое главное дело - привлекает наше внимание к себе, проникает в наше сознание, закрепляется в памяти, а значит, способствует запоминанию товара, который она рекламирует, и вызывает интерес к нему. А вот уж верить или не верить рекламе, и какие товары и услуги выбирать - личное дело каждого. Реклама не заставляет, она лишь помогает сориентироваться в огромном мире товаров и услуг.

Заметное или скрытое, грубое или деликатное, воздействие рекламы не всегда заметно потребителю. Он скорее будет отрицать, что на его решение оказала влияние рекламная информация.

Социологические исследователи потратят много времени прежде, чем выяснят, насколько вредно воздействие рекламы, и какую роль оно играет в общекультурном контексте. Важность влияния рекламы на выбор потребителя неоспорима. Нельзя сказать, что без рекламы информационное пространство стало бы чище или интереснее. Человеку комфортнее, когда его окружают ориентиры, а реклама направляет его к нужному продукту.

Реклама как носитель эстетической информации формирует чувство вкуса у потребителя, помогает ему определиться в своих пожеланиях путем навязывания рекламного образа. Рекламное сообщение выступает в роли оперативного источника информации о самой новой продукции, отражает современные культурные веяния, которым подвергается аудитория. Бизнес без рекламы впал бы в отчаяние.

Эффективная рекламная кампания определяет успех продаж, а также успех торговли в целом. Поэтому рекламная деятельность выделена в самостоятельную отрасль науки, которая имеет свою терминологию, методологию, объект и предмет. Учитывая все эти факторы, можно ли назвать рекламу исключительно негативным социокультурным явлением? Реклама нужна, несмотря на то, что обилие рекламной информации иногда утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться на мыслительном процессе.

Но воздействие рекламы на потребителя заключается не в пустой нагрузке его подсознания, а в том, чтобы он выбирал предлагаемую продукцию. Чтобы этого достичь, рекламист должен умело применять механизмы и методы эмоционально-психического воздействия на аудиторию, о которых мы сегодня поговорим.

Принцип психологического воздействия

Все решения, которые принимает индивидуум, имеют психологическую подоплеку.

Таблица воздействия цветов на психику человека

Поэтому основной задачей рекламиста выступает поиск таких инструментов, которые способны всколыхнуть подсознание, лишить потенциального покупателя покоя, и даже внушить ему, что без этой вещи его жизнь неполноценна. Психологическое воздействие рекламы на человека заключается уже в процессе восприятия и переработки рекламной информации.

У каждого человека есть свои представления о вещах, свои чувства: радость, надежда, отчаяние, зависть, чувство собственного достоинства.

Факторы воздействия рекламы

Не для кого не секрет, что реклама оказывает воздействие на человека, она им манипулирует и навязывает многие вещи. Сегодня мы рассмотрим 5 основных факторов воздействия рекламы, 5 факторов, за счет которых реклама пользуется успехом в подсознании человека.

Большие заголовки

Замечено, что человек обращает внимание на большие заголовки в первую очередь, сначала прочитает, то, что написано большими буквами, если заинтересовало, то будет разглядывать рекламу дальше. Поэтому один из первых успехов в рекламе интригующие заголовки. Точно, так же и с цветами, существует гамма цветов, на которую большинство людей обращают внимание больше, чем к другим цветам.

Влияние на подсознание

Цель рекламы

Цель рекламных ходов в рекламе, новостях, кино и мультфильмах – это деньги и власть.
Кто бы, что не говорил, но информация сегодня является практически самым дорогим товаром. Как сказал Томас Маколей Бабингтон «Делать деньги без рекламы, может только монетный двор». Реклама, это не только способ дохода, но и власть. Через подсознание человеком управляют, его заставляют верить, человек это «растение», которое поливают своими приправами.Это всего лишь 5 факторов, воздействия рекламы, но самом деле их на много больше, некоторые даже не известны человеку, и знайте, что реклама влияет на каждого человека.

Видео о рекламе, и вся правда о том, как с помощью нее происходит мощное воздействие на эмоции и сознание человека.

Влияние рекламы на познавательную сферу

Когнитивный компонент мы называем одним из базовых, потому что он включает ряд таких процессов как мышление, речь, восприятие, воображение и т.д. Какую цель преследует реклама? Выделить товар или услугу, и щ\заставить потребителя воспользоваться ею. Значит, воздействие рекламы на когнитивную сферу достаточно сильно, и актуальность исследования когнитивных процессов в рамках рекламной деятельности неоспорима.

Ощущения. На их основана когнитивная деятельность человека. Хотим мы этого или нет, любой объект находит отражение в нашем сознании, если мы с ним взаимодействуем. Реклама воздействует на широкий спектр наших ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и т.д. В чем секрет? В том, чтобы вызвать в потребителе иллюзию ощущения. Например, в рекламе одного автомобиля вначале сказано, что некоторые ощущения невозможно забыть.

Далее следует нарезка красивых видео, где человеческая рука притрагивается к морским кораллам, шелку и т.д. То есть зритель получает порцию эстетических чувств, он очарован. И вдруг возникает момент, в котором человек кладет руки на руль автомобиля – и это тоже то самое ощущение, которое невозможно забыть!

Мышление. Чтобы не вдаваться в научные подробности, скажем, что мыслительный процесс начинается тогда, когда человек пытается установить связи и отношения между предметами. Потребитель видит сюжет рекламы и усваивает или не усваивает ее – это зависит от информационного наполнения сообщения. Избыток информации о товаре, равно, как и ее недостаток, снижает эффективность ролика.

Восприятие. Определенные тексты, лозунги, изображения и звуки используются в рекламе целенаправленно. Они наделены силой, которая воздействует на сознание потребителя.

График изменения поведения покупателя при просмотре рекламы

Возникает реакция на рекламу на рациональном, эмоциональном и подсознательном уровнях.
Рациональное восприятие основано на логическом подходе. Получая сведения о товаре, человек задумывается о преимуществах, которые он получит, о пользе товара, о решении существующей проблемы.

Человеком во время покупки правят не только прагматичные цели, но и возможность почувствовать приятные эмоции. На человеческих чувствах неплохо получается играть у создателей рекламы! Сначала продемонстрировать в сюжете рекламы, как плохо без этой вещи, а затем – как комфортно от ее наличия. И все, потенциальный покупатель загорелся идеей приобрести товар.

Память. Потребитель должен запомнить не рекламу, а товар, о котором она информирует. Если же запоминается сюжет или музыка, или персонаж из рекламы – это говорит о ее низкой эффективности.

Максимов Александр

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

Собинского района Владимирской области

Тема исследования

Выполнили:

Обучающиеся 11 класса

Максимов Александр,

Фролов Сергей

Научный руководитель

Лисова С.В.

с.Заречное 2010г.

1.Введение с. 3

2.Цель исследования с.4

3.Задачи исследования с.4

4.Гипотеза исследования. с.4

5.Обзор литературы. с.5

5.1. Средства массовой информации как инструмент психологического воздействия на людей с-5

5.2. Психологическая эффективность воздействия на человека средств массовой информации с.8

6.Методика исследования с.18

7.Результаты исследования с.18

8.Выводы и комментарии. с.20

9.Заключение. с.22

10.Список литературы. с.22

11.Приложения.

1.ВВЕДЕНИЕ

Развитие информационного общества является одной из ведущих мировых концепций на рубеже тысячелетий. Сегодня мощь каждого государства определяется не столько индустриальным, и тем более не военным потенциалом, а в первую очередь способностью органично и своевременно вписаться в глобальное информационное пространство, активно создавать и использовать информационные ресурсы и знание - главный фактор благополучия в грядущем информационном веке.

Лидерами формирования информационного общества во многих странах выступают крупнейшие города, зачастую обладающие наиболее развитой информационной инфраструктурой и богатыми информационными ресурсами, владеющие самыми современными информационными и коммуникационными технологиями. И Россия, конечно, не исключение.

Формирование информационного общества - комплексная проблема, включающая как политико-экономические, социально-культурные, правовые так и технологические аспекты. В последнее время активно развиваются технологии, направленные на психологическое воздействие, психическую обработку, “промывку мозгов”. И в таких технологиях используют самые современные достижения науки и техники, в частности телекоммуникационные и компьютерные технологии. Причиной развития подобных технологий являются самые разнообразные потребности бизнесменов, политиков, педагогов, ученых. Данные технологии задействованы в таких общественно значимых феноменах и процессах как реклама товаров, политическая реклама, выборы, различные геополитические процессы, войны, прочие конфликты и т.д.

Целью данной работы является обсуждение широкого круга вопросов связанных с исследованием психологических воздействий электронных СМИ на человека.

Мы рассмотрим механизм такого воздействия, отметим некоторые психологические теории на эту тему, проанализируем проблему безопасности и защиты личности в условиях информационного общества, в котором все активнее эксплуатируются различные электронные СМИ (радио, телевидение, компьютеры, Интернет и т.п.).

В воздействии электронных СМИ на человека можно выделить как положительные моменты, так и отрицательные. Задача человека заключается в том, чтобы максимально полно воспользоваться всем положительным и избежать негативных, часто неконтролируемых последствий использования современных средств медиа, использующих радио-, теле-, компьютерные коммуникационные технологии.

2.Цель исследования

Исследовать уровень устойчивости различных возрастных групп к психологическому давлению СМИ и рекламы

3.Задачи исследования:

  1. Выявить наиболее часто используемые источники информации;
  2. Выявить наиболее популярные программы телевидения;
  3. Определить наиболее часто встречающиеся блоки рекламы на ТВ;
  4. Определить уровень доверия респондентов к различным источникам информации.

4.Гипотеза исследования:

Различные возрастные и социальные группы могут быть в разной степени подвержены психологическому воздействию СМИ и рекламы;

5.Обзор литературы

5.1. Средства массовой информации

как инструмент психологического

воздействия на людей

Газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет — все то, что принято называть средствами массовой информации, или сокращенно СМИ, — является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы так привыкли к их существованию, что совершенно не задумываемся о том, какое огромное влияние они оказывают на нас, на наше восприятие окружающей действительности и наше отношение к происходящему. Чем же обусловлена столь высокая значимость СМИ для современного общества?

Основные функции СМИ.

СМИ — это огромная сила, воздействующая на людей всех категорий. Наибольшим эффектом воздействия на аудиторию обладает, конечно, ТВ. Его технические возможности позволяют нам почувствовать себя участниками самых разных событий, происходящих во всех уголках земного шара. Наиболее оперативным считается радио: его аудитория велика, потому что радиопередачи часто используют как своеобразный фон, не мешающий работе. Периодические издания — газеты, журналы — имеют наилучшие возможности для аргументированного разъяснения чего-либо, хотя их аудитория всегда меньше, чем аудитория ТВ или радио.

Многие считают, что основной задачей СМИ является объективное отражение и освещение происходящих событий, однако просто информированием и отражением их роль в жизни общества не ограничивается. СМИ выполняют целый ряд социально-психологических функций, таких как:

  1. информационная;
  2. формирование общественного мнения и общественного настроения;
  3. воспитательная, влияющая на эталоны поведения и отношений;
  4. утилитарная, т. е. оказание помощи в решении различных практических задач;
  5. эмоциональная разрядка, развлечение. Рассмотрим эти функции более подробно. Главной функцией СМИ является, конечно же,

информационная. Именно из газет, радио и ТВ люди узнают о политических событиях в стране и мире, о новостях культуры и спорта, о чрезвычайных происшествиях и о погоде. Особенно возрастает роль СМИ в кризисные моменты общественной жизни, когда население особенно нуждается в информации о событиях или конкретных людях, их компетентной оценке.

Можно ли сказать, что СМИ работают открыто и объективно, сообщая лишь о фактах и новостях? По-видимому, это не совсем так. На самом деле через прессу, радио и ТВ мы чаще всего получаем не объективную информацию о событиях, а интерпретацию этих событий. С чем это связано?

Прежде всего, надо иметь в виду, что СМИ обеспечивают движение информационного потока преимущественно в одном направлении — от источника информации к ее потребителю — читателю, зрителю, слушателю. Корреспонденты, телеграфные агентства, эксперты, сведущие лица непрерывно обеспечивают газету или телеканал запасом более или менее объективных сведений, которые могут быть переданы широкой общественности.

Каждое СМИ имеет свои приоритеты, свое лицо, представляя интересы достаточно большой социальной группы — государства, партии, движения, общественной организации. Задача издания — отобрать из потока информации те сведения, которые, во-первых, имеют в данный момент наибольшее общественное звучание и, во-вторых, входят в круг интересов данной социальной группы. Такая пристрастность в отборе информации, по сути ее селекция, уже является интерпретацией исходного фактического материала. Дальнейшая подготовка к публикации делает его все более и более субъективным: теперь это уже не только сообщение о событии, но и личное отношение к произошедшему автора статьи или теле- (радио-) репортажа.

Например, сообщая о произошедшей катастрофе, одни СМИ всячески сглаживают остроту ситуации, избегают жестоких и пугающих подробностей, преуменьшают вину конкретных лиц и подчеркивают стихийность происшествия. Другие — наоборот, стараются обратить внимание общества на опасность случившегося, ищут доказательства вины ответственных лиц, показывают реальность и тяжесть последствий катастрофы. Одно и то же событие может быть представлено совершенно по-разному в зависимости от целей и задач того или иного издания. Примеров этого в нашей жизни, к сожалению, немало.

Следовательно, СМИ создают далеко не однородную, а то и вовсе противоречивую информационную среду. По данным Независимого социологического агентства, в настоящее время примерно 84 % населения черпают информацию из ТВ-передач, при этом лишь около 20 % ей полностью доверяют, остальные же доверяют частично либо вообще не доверяют. С чем это связано?

ТВ действительно предоставляет самую широкую и разнообразную информацию и в то же время дает ей самую противоречивую интерпретацию. Каждый телевизионный канал имеет свои симпатии и пристрастия и дает событиям свою оценку. Одно и то же происшествие может стоять на первом месте в выпуске новостей одного канала и остаться незамеченным другим каналом. Телезритель привыкает к неоднозначной оценке событий и фактов, даваемой телевидением, и, не имея реальной возможности получить достоверную информацию, испытывает определенную долю недоверия к телевизионным сообщениям.

Еще одной функцией СМИ является формирование устойчивого общественного мнения, появляются и развенчиваются кумиры, меняются социальные установки людей.

Эта функция СМИ обеспечивается публичностью, быстротой передачи и преходящим характером информации.

Передаваемое сообщение многократно умножается за счет технических средств и становится доступным громадным аудиториям. Именно поэтому так важен содержательный отбор информации, которая не должна противоречить признаваемым обществом или социальной группой нормам, ценностям, целям.

Быстрота передачи информации оказывается важной потому, что сообщения должны достигнуть аудитории как можно быстрее — во всяком случае, раньше, чем свою версию того же события даст конкурирующее средство массовой информации. Тому, кто первым сообщил о событии, значительно легче сформировать отношение аудитории к этому событию, в то время как «опоздавшему» придется приложить значительные усилия для изменения уже созданного мнения.

Быстрая смена событий, о которых сообщают СМИ, обусловливает преходящий характер передаваемой ими информации. То, о чем вчера говорили все, сегодня заботит только некоторых, а завтра об этом не упомянет ни одно издание. Отношение к событию, возникшее во время сообщения о нем, впоследствии с трудом поддается изменению, поскольку через несколько дней острота момента сглаживается и интерес аудитории к этому событию ослабевает. В памяти людей остается то отношение к факту, которое сложилось в первый момент.

СМИ выполняют также воспитательную и культурно-просветительскую функции, существенно влияя на эталоны поведения людей, стиль общественных отношений, стереотипы поведения. Ведущая роль здесь принадлежит телевидению. Художественные фильмы, публицистические программы и популярные ток-шоу, предоставляющие свою трибуну известным и авторитетным людям, оказывают заметное влияние на общественную жизнь. Возможность не спеша поучаствовать в обсуждении той или иной общественно значимой проблемы (пусть даже заочно, в качестве телезрителя или радиослушателя), узнать мнение других людей, получить определенное эмоциональное удовольствие от передачи, фильма, статьи — все это создает условия для эффективного и глубокого воздействия СМИ на психологические установки населения.

Утилитарная функция (от лат. utilitas — польза, выгода) СМИ состоит в том, что население имеет возможность получить информацию, которая помогает разрешать различные жизненные, социальные и бытовые проблемы. Потребность в соответствующей информации побуждает читателя, радиослушателя, телезрителя с интересом относиться к прогнозам погоды, рекламным сообщениям, рубрикам типа «Советы врача», «Сделай сам», «Кулинарные рецепты», «Советы автолюбителю», «Консультация юриста» и т. п. Без специальных исследований трудно оценить практическую ценность подобной информации, но определенную поддержку и ориентацию в море житейских проблем она, безусловно, дает. Не случайно многие люди вырезают из газет и журналов различные советы и рекомендации специалистов и бережно хранят их «на всякий случай», несмотря на то, что сейчас на прилавках книжных магазинов можно найти справочную литературу практически по любым вопросам.

Важное значение в процессе массового информационного воздействия имеет функция развлечения, эмоциональной разрядки, эстетического обогащения. Она направлена в первую очередь на компенсацию эмоциональных перегрузок, снятие психологического напряжения, предоставляя социально приемлемые пути и способы преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний, вызванных усталостью, тревогой и пр. Культурно-развлекательные программы, спортивные репортажи, художественные фильмы, викторины успешно справляются с этой задачей. Каждый из нас может припомнить случаи, когда увлекательный футбольный матч, веселая юмористическая программа, интересный фильм снимали усталость и раздражение, уменьшали беспокойство и тревогу, отвлекали и успокаивали.

Таким образом, мы видим, что реализация СМИ своих функций непосредственно связана с их воздействием на различные стороны психической жизни людей, особенно в тех случаях, когда речь идет о формировании общественного мнения по важным политическим и экономическим вопросам.

5.2. Психологическая эффективность

воздействия на человека средств

массовой информации

5.2.1. «Свой» канал, «своя» аудитория

Эффективность влияния СМИ находится в прямой зависимости от того, в какой мере им удается убедить читателя, зрителя или слушателя в том, что они « с ним », а не « против него », что их точка зрения совпадает с его установкой на то или иное социальное явление или событие. Реализация этой задачи требует четкого понимания того, какие именно социальные группы составляют аудиторию данного издания или канала.

Любая аудитория, в свою очередь, очень чутко реагирует на то, в какой мере та или иная программа или газета учитывает ее социальные, политические, моральные, этические, эстетические и прочие ценности. Точность отражения интересов, вкусов, возраста, культурного уровня той аудитории, к которой обращено данное издание, прямо влияет на расширение или сужение ее численности. Сообщение, получаемое от «своего», привычного канала информации, оказывается более значимым, чем сообщение, исходящее от канала, который данная аудитория не считает «своим», привычным, заслуживающим доверия.

Например, молодежные журналы беседуют со своими читателями простым, разговорным языком, используя подростковый сленг и затрагивая по преимуществу темы эстрадной музыки, моды, любви, дружбы. «Женские» журналы более спокойные, неторопливые, содержат материалы по домоводству, уходу за детьми, поддержанию здоровья, «душещипательные» рассказы о трудностях семейной жизни, а представленные в них модели одежды и причесок не столь экстремальны, как в молодежных изданиях. Аудитория «экономических» газет и журналов не интересуется бытовой прозой, она ждет от «своей» газеты серьезных аналитических материалов по финансовым и коммерческим вопросам, которые вряд ли будут интересны и понятны людям, далеким от бизнеса. Некоторые издания объединяют людей разных социальных групп, имеющих сходные интересы: любителей спорта, автомобилистов, дачников.

5.2.2. Психологические механизмы

эффективного влияния средств массовой информации на человека

Психологической основой эффективного воздействия СМИ на аудиторию является потребность людей в получении новой информации. Эта потребность находится в тесной связи с одной из главных потребностей человека — познавательной.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях имеет для нас огромное жизненное значение. Именно она заставляет нас узнавать об изменениях в окружающем мире, накапливать и анализировать получаемую информацию, «встраивая» ее в уже сложившееся представление об окружающей действительности. Без этих знаний человек не смог бы выжить в постоянно меняющейся среде, не сумел бы приспособиться к ней, выбрать адекватное обстоятельствам поведение.

Очень трудно при нехватке информации принять правильное решение. Человек чувствует себя напряженным, растерянным, неспособным к активным действиям; вся его психическая жизнь дезорганизуется. Такое состояние сохраняется до тех пор, пока он не освоится в новой среде, не накопит знаний и опыта жизни в ней и не убедится, что его поступки становятся все более правильными, а жизнь — более безопасной.

Очевидно, что информационная потребность тесно связана с жизнедеятельностью людей в постоянно изменяющемся мире. Новые ситуации предъявляют новые требования, ставят новые задачи, решать которые можно, только обладая необходимой информацией.

Информированность всегда повышает эффективность любой деятельности. На удовлетворение именно этой потребности и направлена деятельность СМИ. Эффективность СМИ определяется тем, в какой мере они отвечают потребности людей в получении новой информации.

В СМИ используется целая система методов психологического воздействия: убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание. Все эти методы, за исключением убеждения, являются манипулятивными, т.е. подталкивающими людей к принятию «нужных» решений, совершению «правильного» выбора.

Слово манипуляция (от лат. та-nus — рука) в буквальном смысле означает движение рук при управлении каким-либо устройством. Прежде этим словом называли действия артистов-фокусников, связанные с ловкостью рук, с умением отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто.

Отсюда пошло и его переносное значение как ловкой проделки, махинации, подтасовки. В социальной психологии, политологии словом «манипуляция» называют систему приемов и способов психо логического воздействия на массовое сознание с целью навязывания людям каких-либо идей, подталкивания их к тем или иным решениям, поступкам.

Для того чтобы убедить людей в чем-либо, автор статьи или ТВ-передачи должен найти такие слова и доводы, которым они поверили бы. Убеждение срабатывает лишь в том случае, если доводы логичны, непротиворечивы и отвечают представлениям и чувствам данной конкретной аудитории. Достаточно небольшой, но очевидной для людей неточности или ошибочности информации, чтобы доверие к сообщению резко снизилось. Попытки убедить население в правдоподобии намеренно искаженной информации приводят к обратному эффекту — люди перестают верить и тем сведениям, которые соответствуют действительности.

Однако в том случае, если информация исходит от «своего» привычного канала либо от очень авторитетного человека, люди склонны принимать сообщаемые сведения на веру, без всяких доказательств, им легко внушить «нужное» отношение к происходящему. Особенно доверчивыми оказываются люди, не имеющие представления о психологических способах воздействия на человека.

Разновидностью внушения является воздействие на людей силой примера. Беря пример с кого-то, они подражают мнению или поведению авторитетного для себя человека, причем подражают совершенно сознательно. Умелое внушение преимуществ и достоинств определенного образа жизни, стиля оформления своей внешности или квартиры (например, телепрограмма «Квартирный вопрос») способно подтолкнуть людей к поступкам, продиктованным подражанием. Не секрет, что реклама задает стандарты жизни, заметно превышающие реальные возможности большинства населения. Это делается для того, чтобы побудить граждан ко все новым и новым приобретениям. Однако для многих людей, особенно молодых, эти стандарты незаметно становятся эталоном жизни. Если же человек неосознанно подражает кому-то, сам того не замечая, то речь идет уже о психологическом заражении. Этот прием психологического воздействия СМИ на аудиторию эффективен при условии выраженной эмоциональной насыщенности передачи, поэтому чаще применяется телевидением и радио, располагающими большими возможностями для организации эмоционального воздействия на людей, нежели печать. Именно из таких программ в сознание людей входят лозунги, словосочетания, речевые обороты, штампы, вносящие существенный вклад не только в строй языка, но и в способы мышления, осмысления действительности. Например, различные националистические идеи и лозунги, бездумно повторяемые некоторыми молодыми людьми постепенно становятся основой их мировоззрения, их видения мира.

История рекламы уходит в далекое прошлое, к эпохе появления первых СМИ — газет. Именно в них впервые был опробован и получил дальнейшее распространение новый — заочный — способ привлечения клиента. Купец, расхваливающий свой товар, держит его в руках и предлагает покупателю самостоятельно убедиться в его замечательных свойствах, в то время как газетная реклама выступает в роли посредника между продавцом и покупателем. Ее задача — привлечь внимание покупателя одним лишь описанием достоинств товара, сформировать у него потребность в этом товаре с тем, чтобы к продавцу он отправился уже не за раздумьями, а за покупкой. Именно поэтому и отношение к рекламе сначала было чисто утилитарным — в ней видели только средство рассказать потребителю о новых услугах или товарах.

Однако к началу 50-х гг. XX в., когда начали зарождаться основы рекламного бизнеса, была сформулирована главная цель рекламы — эксплуатировать и контролировать общественное сознание, манипулировать им, создавая у людей состояние информационной зависимости.

Как правило, в рекламе кроме основного информационного сообщения имеется и психологический подтекст. Рекламное сообщение всегда шире простого описания товара или услуги. Покупателя привлекает не столько сама новинка, сколько эффект, который она приносит. Например, реклама косме-

тических средств обещает вечную молодость и красоту, а реклама пива или шоколадных батончиков сулит море удовольствия и счастья. Дорогой автомобиль не только удобен и надежен, но и престижен, а новое лекарство мгновенно возвращает здоровье и радость жизни.

Специалисты в области психологии рекламы подчеркивают, что современная реклама — это не столько информация, сколько психологическое программирование людей. Так и нужно относиться к рекламе, в противном случае всегда будет существовать опасность, что она станет управлять нами не только в экономической, но и в нравственной сфере. Практически все рекламные тексты содержат в себе «подкрепляющие» фразы: «Имеешь право!», «Ты этого достойна», «Все в восторге от тебя!», «Все правильно сделал», «Добавь удовольствия», «Управляй мечтой!», «Позволь себе лучшее» и т. п. Многократное повторение этих лозунгов выполняет функцию психологического внушения, препятствуя критическому осмыслению самого рекламного текста. Опасность заключается еще и в том, что эти короткие призывы, на самом деле не имеющие никакого отношения к рекламируемому товару, фиксируются сознанием телезрителей легче, чем длинный и не всегда внятный текст самого рекламного сообщения. В результате у наиболее внушаемой части аудитории (а к ней относятся в первую очередь дети) может сформироваться некритичное отношение к себе как к человеку, имеющему право на все самое лучшее просто потому, что «все в восторге от тебя ».

Кроме того, не секрет, что телевизионная реклама демонстрирует уровень жизни, преувеличенный по сравнению с реальным уровнем жизни населения. Поэтому и запросы телезрителей становятся преувеличенными и побуждают людей к новым и новым покупкам.

5.3.3. Основы психологического воздействия на человека

В середине двадцатого века началось серьезное изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь - рекламы и более широко средств массовой информации (СМИ). Мы сталкиваемся с рекламой повсюду - сидя дома перед телевизором, слушая радио - везде, где бы мы ни находились.

Некоторых людей раздражают постоянные рекламные ролики, появляющиеся посреди любимой телепередачи или повторяемые 100 раз за час по радио. Однако стоит обратить внимание на то, что как бы нам не нравилось это “засилие рекламы” - мы постоянно следуем ей - выбираем “Pepsi”, читаем “ТВ-парк”, покупаем телевизоры “SONY”, пользуемся услугами Столичного Банка Сбережений - да мало ли что еще. Не приходится говорить о том, что выбираем мы исключительно “отрекламированных” президентов - никто не поставит на “темную лошадку”. Причем одна реклама действует на нас более эффективно, чем другая.

Каждый человек объясняет этот парадокс по-своему. Но существует также и научная точка зрения, основанная на многолетних исследованиях, что делает ее более предпочтительной перед ненаучными, хотя нельзя с уверенностью сказать, что она является правильной.

Реклама в США играет жизненно важную роль как стимулятор экономического роста. Ее можно считать так же развлекательной стороной американской жизни, а многие из творений специалистов по рекламе относятся к подлинным произведениям искусства.

Психологическое воздействие на потребителей.

Журнал "Бизнес уик", комментируя кажущееся часто неразумным поведение покупателей, писал: "Люди действуют как будто неблагоразумно, в действительности же целесообразно. Их поведение приобретает смысл, если рассмотреть его именно с точки зрения их потребностей, целей и побуждений. В этом, кажется, и состоит секрет понимания людей и воздействия на них".

На пути увеличения спроса на товары стояли два сильнейших препятствия: первое - как будто полная удовлетворенность населения прежними приобретениями и второе - все возраставшая стандартизация продуктов, лишавшая их индивидуальных признаков.

Именно в то время забрезжили две новые идеи, подсказанные психологами: пропагандировать среди населения чувство недовольства тем, что у него есть, и все мерно побуждать ко все новым и новым покупкам; обратиться к стимулам, хранящимся в подсознании потребителей и энергично их эксплуатировать.

Общим психологическим принципом любого рекламного воздействия является его обращенность к потребности человека сделать свою жизнь лучше, легче и приятнее. Реклама создает иллюзию, что достичь этого можно очень просто — стоит только приобрести тот или иной товар, воспользоваться предлагаемой услугой. За примерами далеко ходить не придется — рекламные ролики сопровождают всю нашу жизнь. Вспомните счастливое семейство, наслаждающееся супом из пакетика, хозяйку, танцующую вокруг стиральной машины, глуповатых супругов, скупающих упаковки китайской лапши в надежде выиграть автомобиль, веселых и умных детей, съевших «полезные» печенье, творог или пищевую добавку «Йодомарин» и превратившихся в круглых отличников — гордость семьи.

Реклама предлагает самый простой способ решения житейских проблем: зачем прилагать усилия, тратить время и нервы, работать над собой, когда достаточно купить «чудесный» товар — и счастье наступит само собой. Такую позицию еще называют «психологией простых решений».Если же вас одолели более серьезные проблемы — разлад в семье, неудачи в работе, тяжелые болезни — не отчаивайтесь, вашу беду «руками разведут» бесчисленные ясновидящие и потомственные маги всех мастей.

Бороться за счастье и благополучие нелегко, и люди охотно передоверяют свою судьбу «специалистам», обещающим в одночасье решить все проблемы. Психологическая привлекательность подобного рода рекламы обусловлена ее нацеленностью на негативное эмоциональное состояние человека, попавшего в сложную ситуацию. Человеку порой трудно признать, что причиной случившегося являются его собственные ошибки, особенности характера, некомпетентность, т. к. это наносит ущерб его самооценке, его представлению о себе. Гораздо легче и безопаснее для самолюбия считать, что виноват кто-то другой, тот, кто тебя «сглазил», «напустил порчу», «околдовал». Обращение к магу можно рассматривать как способ психологической защиты собственного «Я», попытку сохранить благоприятное представление о себе. Если ситуация вдруг налаживается, человек считает, что маг помог ему, а если все остается по-прежнему, то утешением становится статус жертвы чужого коварства.

В различных исследованиях выявлены и другие механизмы рекламного воздействия. Так, установлено, что товары, рекламируемые в солидных или дорогих журналах, воспринимаются потребителями как более качественные, чем те, реклама которых помещена в дешевых изданиях.

Реакция человека на телерекламу в значительной степени зависит от того настроения, которое создается просмотром конкретной передачи. Реклама с эмоциональным фоном, соответствующим тону всей передачи, оценивается зрителями выше, чем реклама, расходящаяся с их настроением. Например, реклама косметики, которую демонстрируют эффектные, яркие модели, будет восприниматься лучше, если ее покажут во время какого-либо шоу или кинокомедии. Показ такой рекламы посреди грустной или тяжелой передачи, посвященной борьбе человека за нормальную жизнь после несчастного случая, приведшего к увечьям, может вызвать отрицательное отношение к ролику, герои которого кажутся слишком счастливыми и благополучными. Это явление в психологии называется когнитивным диссонансом, т. е. несовпадением ожидаемого и реального содержания информации.

Имеет значение и частота повторений рекламного ролика. Обнаружено, что продолжительное повторение одних и тех же рекламных сюжетов вызывает у потребителя чувство раздражения и протеста. Такой феномен называется износом рекламы. Меньшему износу подвержена реклама новых или малоизвестных марок, а товары известных фирм не нуждаются в часто повторяемой рекламе. В то же время узнаваемость и запоминаемость рекламы еще не гарантирует роста продаж.

Важную роль играет понимание потребителем рекламного сообщения. Иногда рекламные сюжеты оказываются столь абстрактными и образными, что люди с трудом улавливают смысл сообщения. Непонимание сильно снижает убеждающую силу рекламы. В дальнейшем мы подробно проанализируем психологические условия эффективности рекламы.

Мягкая реклама умело актуализирует у человека значимую для него потребность, создает вокруг своего товара благоприятную эмоциональную атмосферу, окружая его ореолом привлекательности. В качестве примера можно привести рекламу детских товаров, трогательно и забавно показывающую веселых малышей, с аппетитом поглощающих фруктовые пюре и йогурты, без всяких огорчительных неожиданностей играющих на полу и на диване и подолгу гуляющих на морозе. Здесь может и не быть прямого призыва купить товары конкретных марок, однако счастливый вид здорового ребенка убедит любую маму, что именно они являются наилучшими средствами ухода за малышом.

Недобросовестная реклама, согласно Закону о рекламе, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других марок, вводит потребителя в заблуждение посредством имитации или прямого копирования идеи, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных и звуковых эффектов рекламы других товаров, злоупотребляет недостатком опыта и знаний у потребителей, скрывает часть существенной информации.

Сюда же относится реклама низкопробных подделок под изделия известных фирм, которая наносит миллиардный ущерб таким гигантам, как Sony, Panasonic, Parker, IBM, TDK и другим лидерам в производстве высококачественных товаров. Изготовители фальшивок уходят от ответственности за счет изменения одной буквы в написании названия фирмы-изготовителя, справедливо полагая, что покупатели в большинстве своем ненаблюдательны, невнимательны, а то и вовсе не слишком грамотны. Нам всем доводилось видеть товары с чуть измененным логотипом известных марок: «Versani» вместо «Versaci», «Kenko» вместо «Kenzo», «Soni» вместо «Sony» и т. п.

К этому же типу относится реклама лекарств, не упоминающая о наличии у них побочных эффектов. Например, реклама лекарственных средств «Колдрекс», «Фервекс» уверяет, что они мгновенно излечивают от простуды и гриппа. Герои рекламных роликов, тяжко страдающие от высокой температуры, кашля и насморка, выпивают чашку чудесного снадобья и, полные сил и здоровья, отправляются на каток. Средства эти очень сильные и действительно на время снимают симптомы заболевания, улучшая самочувствие и создавая иллюзию выздоровления. Через несколько часов, когда действие лекарства заканчивается, самочувствие вновь ухудшается, провоцируя больного на прием новой порции тяжелого для организма препарата. Главный удар такое «излечение» наносит по сердцу, почкам и печени, но люди, далекие от медицины, об этом не подозревают. Подобные средства можно принимать лишь изредка, разово, когда по каким-либо веским причинам человек действительно не может себе позволить пропустить важное мероприятие, но об этом в рекламе нет ни слова.

Почему люди верят ложной рекламе? Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно, но можно предположить, что в основе такой доверчивости лежит все то же стремление к поиску легких решений жизненных проблем. Именно поэтому люди не дают себе труда внимательно вчитаться в текст объявления, заметить его нелепость или нелогичность. Хотя надо отдать должное мошенникам, иногда рекламный текст составлен очень умело, и даже искушенные люди порой попадают впросак.

2. Воздействие электронных СМИ на население

Какие же информационно-психологические воздействия мы имеем в виду?

Во-первых, речь идет о воздействии на индивидуальное сознание человека как гражданина, как субъекта политической жизни, обладающего правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками. Гражданин - это сознательный субъект отношений с властью, строящий свое жизненное поведение в зависимости от того, насколько он этой власти доверяет.

Политическая реальность нашей жизни такова, что любые информационно-психологические воздействия, осуществляемые через каналы СМИ или межличностного общения (например, слухи), являются манипулятивыми по сути дела, а нередко инструментами провокации. И если к манипулятивной природе воздействия электронных СМИ большинство населения привыкло, признает их цивилизованными средствами политико-психологической борьбы и к ним уже выработан политический иммунитет и приемы личностной психологической защиты, то с анонимными сообщениями, запущенными по Интернету, дело обстоит сложнее. Хотя использование глобальной сети электронных коммуникаций только набирает силу, в Интернете уже вольготно расположились политические авантюристы, пропагандисты, разжигатели слухов, лишенные доступа к официальным СМИ. Очевидно, политические манипуляции через Интернет следует рассматривать как объект международно-правового регулирования, и рано или поздно придется решать вопросы электронного цензурирования на интернациональном уровне, несмотря на все провозглашенные декларации о свободе информации.

Нельзя не отметить, что современные электронные телекоммуникации способствуют приобретению средствами массовой информации такого высоко ценимого качества, как интерактивность. Интерактивные передачи и материалы вызывают повышенный интерес у слушателей, читателей и зрителей, а в качестве желанного побочного эффекта привлекают рекламодателей. Любая тематика, которая привлекает общественное внимание, служит предметом обсуждения в многочисленных телеконференциях, или ньюс-группах Интернета.

Во-вторых, речь идет об информационных воздействиях, прямо угрожающих физическому или психическому здоровью человека. Такие воздействия на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствующих росту психических заболеваний. Сектантское проповедничество, распространение мистических и эзотерических учений и практик, магии, целительство, шаманство и т.п. по Интернету приобрели угрожающий размах. Как результат - социальная и личностная дезадаптация, а в ряде случаев - разрушение психики человека.

Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека.

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.

В качестве воздействия на личность могут выступать:

Целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей;

Распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;

Использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации.

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.

За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах.

Существует два смысла понятия информационный образ жизни:

1. образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни в значительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационных технологиях;

2. информационный аспект образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.

3 . Методика исследования

  1. Социологический опрос с целью выявления наиболее популярных источников информации;
  2. Опрос с целью выявления наиболее популярных каналов;
  3. Мониторинг телевизионных программ с целью выявления наиболее часто встречающихся блоков рекламы на наиболее популярных ТВ каналах.
  4. Анкетирование для определения уровня доверия респондентов СМИ и рекламе.

(см. приложение 1)

Результаты исследования.

Результаты опроса по оценке использования различных источников информации респондентами позволили выявить следующее

  1. наиболее часто используемыми источниками информации у юношей являются: друзья и родственники (94.2%), учеба (59%), телевидение (47%)
  2. у девушек- телевидение -69%, друзья и родственники -68%, учеба-67%.
  3. у педагогов- книги-37%, газеты и журналы -37%, работа-26%, телевидение -21%.
  4. Интернет как источник информации используют 36,5 % девушек, 23,5% юношей, 15,8 % педагогов, в целом по региону этот процент составляет 7% для молодежи.
  5. Рекламу как источник информации рассматривают 5 % девушек, 12% юношей. Педагоги не используют рекламу как источник информации.

Вывод: В молодежной среде наибольшей популярностью пользуются такие источники информации, как друзья и знакомые, учеба, телевидение, в меньшей степени - Интернет и книги.

Показательно, что от 5 до 10 % молодых людей воспринимают рекламу как источник информации!.

Результаты опроса по выявлению оценки уровня достоверности различных источников информации показали следующее:

  1. наиболее достоверным источником молодежь считает друзей и родственников (100% юношей и 79% девушек),
  2. второй по достоверности источник -учеба (87% юношей и 63% девушек),
  3. Книги - 52%
  4. телевидение - 47% девушек и 17 % юношей
  5. Интернет- 42% девушек и53% юношей
  6. Педагоги наиболее достоверными источниками считают книги (47%) и работу (37%), Интернет-21%.
  7. Рекламную информацию как достоверную воспринимают 10% девушек и 5% педагогов, 0% юношей.

Вывод : Среди молодежи считается наиболее достоверной информация, полученная от друзей и родственников (видимо - и более важной!),

На втором месте -информация полученная в ходе учебы, на третьем -из книг и телевидения.

Педагоги считают книги наиболее достоверным источником информации, а вот друзьям и родственникам доверяют только 10%!

От 5 до 10 % респондентов воспринимают рекламную информацию как достоверную.

Результаты опроса по выявлению наиболее популярных ТВ -каналов позволили выявить следующее:

  1. Наиболее популярным является канал ОРТ (для всех респондентов);
  2. Второй по популярности, девушек -ТНТ, у педагогов -РТР;
  3. у юношей первый по популярности -РенТВ, девушки поставили его на 5 место, педагоги (женщины) -не смотрят совсем;
  4. Большой популярностью у девушек пользуется МузТВ, у юношей - спортивный канал;
  5. У педагогов вторым по популярности является канал РТР, молодежь его поставила на 6 место.

Вывод: Большинство ТВ-каналов рассчитаны на определенную аудиторию зрителей (молодежные каналы, «мужские», «всенародные»).

По результатам исследования структуры рекламы на различных ТВ -каналах можно сказать следующее:

  1. Частота различных видов рекламы на разных каналах ТВ отличается довольно сильно:
  2. Так, на ОРТ(«общенародный канал») чаще всего рекламируют продукты и косметику (47% от общего числа рекламных роликов),
  3. На НТВ- продукты, технику, лекарства (причем, реклама детских товаров отсутствует, т.к.канал считается «мужским»);
  4. На ТНТ (молодежный канал) наиболее популярны реклама косметики и техники (преимущественно сотовых телефонов);
  5. На ТВ3 (кино-канал) львиная доля (48%) принадлежит рекламе чистящих средств -настоящий «мыльный» канал;

Выводы и комментарии.

От 5 до 10 % респондентов воспринимают рекламную информацию как достоверную, в то же время подавляющее большинство респондентов (от 90 до 100%) считают рекламную информацию недостоверной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление информации в качестве потребительских благ ведет к качественным сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель жизнедеятельности индивидов. В условиях информационного общества важную роль начинают играть не просто материальные и духовные блага, а организационно-информационные факторы - “порядки”. Уровень и образ жизни начинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса, одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования.

Однако стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому, что значительное количество людей “потеряется” в этом море изобилия, включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет к деградации общества.

Список литературы

1. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.

3. Психология. Под ред.И.В.Дубровиной М,. «МОДЭК», 2005.с. 130-170.

4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.

5. Соколова И.В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины // Социальная информатика - 95, М., 1995, с.19-22.

В нашей жизни реклама занимает огромное значение. Она в какой-то степени влияет на наш образ и стиль жизни, поведение людей, оказывает влияние на наши взгляды, отношение к себе и окружающему миру. В Украине рекламное давление растёт с каждым днём. На сегодняшний момент времени создавать различные рекламные агентства является очень прибыльным, так как на рекламу тратиться огромное количество денег, принося своим заказчикам многомиллиардные прибыли.

Современные рекламные специалисты США придерживаются теории трех психологических состояний: 1) человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это; 2) человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину; 3) человек ничего не знает, ни о своем состоянии, ни о вызвавших его причинах. Особенно усиленно изучаются в последнее время состояния второе и третье. Это область называется анализ мотивов (А.М.).

А.М. приобретает всё больше последователей. Один из родоначальников этого метода - доктор Эрнест Лихтер. Он утверждал, что к приобретению товара побуждают чувства, таящиеся в глубинах мозга, и именно их надо мобилизовать при помощи рекламы. "Продавайте, - сказал он однажды владельцу обувной фирмы, - не туфельки, а красивые ножки".

Основная цель рекламы – информирование потребителя о функциях, качестве определенного товара. Одним из основных методов исследования мотивов потребления или приобретения товара является психологическое воздействие на потребителей через рекламу. Благодаря психоанализу специалисты по рекламе находят более эффективные средства для сбыта своих товаров. Ещё Лун Ческин обратил внимание, что на человека действует анализ мотивов. За счет него ставится цель, что может побуждать людей делать тот или иной выбор. Покупатель, чаще всего, действует эмоционально и бессознательно, реагируя на побуждения в приобретении товара. Иногда видишь, как в магазине человек не задумывается, что покупая акционный товар с подарком, потребитель оплачивает и сам подарок.

Задача рекламы состоит в том, чтобы создать в умах потребителей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобрести рекламируемое. Некоторыми специальными исследованиями было установлено, что значительная часть покупателей интересуется техническими качествами товара, например автомобиля. Для подавляющего большинства такая покупка будет имеет социальное и психологическое значение, как символ их индивидуальности и общественного положения.

Фактор 1 – внимание и реклама. Внимание можно привлечь с помощью персонажей, юмора, парадоксальности, оригинальности сюжета, выразительности чувств, причем которой должен обладать не сам товар, а его модель, представленная в рекламе.

Фактор 3 – формирование желания в рекламе. Желание – это отражающее потребность переживание, перешедшее в действительную мысль о возможности чем-то обладать или что-то осуществить. Не стоит также упускать тот факт, что желание имеет побуждающую силу, с помощью которой обостряется состояние потребности.

Фактор 4 – реклама и внушение. Основными приемами внушения, используемые в рекламном деле, являются конкретность и образность ключевых слов, качеств, речевая динамика, мимика и жестикуляция, воздействие звукосочетаниями и отсутствие отрицательных частиц. Насколько умело будут использоваться эти приемы, настолько эффект внушения будет выше.

Ø Чувство самоуверенности;

Ø Надежность;

Ø Самоудовлетворение;

Ø Творческие наклонности;

Ø Объекты любви;

Ø Семейные традиции;

Ø Бессмертие.

Большинство рекламных роликов построены на потреблении продуктов питания, поскольку человек, как известно, без еды не сможет прожить, поэтому полость рта у человека служит зоной наслаждения. Многие пищевые продукты носят скрытый психологический характер. Доктор Лихтер занялся исследованием мороженого и пришел к выводу, что его надо показывать на рекламе не в виде аккуратно разложенных пакетиков, а обильными порциями на тарелках или в вазах, потому что здесь потребитель может утопить свой рот в вожделенной сласти. Рекламные компании, построенные в середине 50-х годов на этой рекомендации, сильно повысили спрос на мороженое.

Как известно, большинство покупок совершают женщины. Наблюдения над покупательницами в новейших магазинах самообслуживания (супермаркетах) показали, что покупки совершаются не по заранее составленному перечню, а под влиянием обилия товара. Большую роль при этом играют внешний вид товара, его запах, цвет. Джеймс Викари взялся исследовать это влияние и в качестве физиологического показателя выбрал количество мигания глаз покупательниц при помощи скрытой камеры. У нормального человека глаза мигают 32 раза в минуту, при сильном волнении, напряжении - до 50 - 60 раз, при расслабленном состоянии - до 20 и менее. Викари установил, что во время отбора товаров число миганий у женщин падает до 14 в минуту, что можно сравнить с состоянием транса. Женщины как бы загипнотизированы окружающим их и доступным изобилием. При звуке аппарата, выбивающего чек, и при голосе кассира, называющего сумму, количество миганий увеличивалось до 45 в минуту. Во многих случаях оказывалось, что у покупательниц не хватало денег, чтобы расплатиться за "импульсивные" покупки.

С давних времен человечество состоит из многочисленных классов и классовых прослоек, для которых характерно стремление вверх по общественной лестнице. Огромную роль играют при этом материальные символы общественного положения, с громадной выгодой эксплуатируемые рекламой. Торговые фирмы продают символы, а население охотно их покупает. Это значит, что можно успешно рекламировать более дорогие и изысканные продукты питания, одежду, убранство жилья, автомобили.

Реклама в мире человека обрушивает на него огромное количество информации. Воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений – эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие мотивы покупателя.

Литература

1. http://www.katalog.m-n-r.ru/link_st/18/56.html.

3. http://student.km.ru/ref_show_frame.aspid.

4. Башнянін Г. І., Іфтемчук В. С. Генеза ринкової економіки. Навчальний економічний словник-довідник / В. С. Іфтемчук, В. А. Григорьєв, І. І. Манилич, Г. Д. Шутак; За ред. докт. екон. наук, проф. Г. І. Башняніна, канд. екон. наук, доц. В. С. Іфтемічука. - К.: «Магнолія плюс», 2004. – 688 с.

5. http://www.bestreferat.ru/referat-199947.html.

Каково влияние рекламы на психику человека? Этот вопрос стал популярен и заботит немало людей. Некоторые, конечно, отрицают влияние рекламы на психику человека как такового и считают эти мысли глупостью и слабостью характера.
Другие же бьют тревогу, потому что не знающими людьми легче управлять и получать то, что нужно. Если человек не верит, что на него что- то влияет, значит, это что- то имеет на него очень сильное влияние.

Суть рекламы сводится к тому, чтобы продемонстрировать населению какой- либо товар и побудить человека приобрести его. Если сам товар не представляет собой какое- то супер открытие 21 века, то его нужно преподнести, прорекламировать так, чтобы человек подумал, что это товар очень- очень нужный и его просто необходимо иметь.

Таким образом пошло влияние рекламы на психику человека. Конечно, у каждого свои методы зарабатывания денег и речь в этой статье не об этом. Обсудим методы рекламы, которые проверены временем. На основании этого можно проанализировать есть ли у меня склонность поддаваться влиянию рекламы и влиянию как таковому.
Рассмотрим некоторые схожие черты реклам и как они оказывают влияние на психику человека.

Улыбка.

Во многих рекламах есть улыбка на лице, улыбка на мордочке животного и прочий позитив. Уже догадались зачем?
Да, во многих рекламах семьи улыбаются, дети и родители очень счастливы, но при определенном условии. Если они используют товар рекламы! Например, пока женщина не стала использовать определенный товар по уходу за телом, то она была печальна, но как только он у нее появился, то жизнь пошла в гору и улыбка не сходит с лица и в душе.
Да, улыбка нравится всеми люди тянутся к оптимистам и к позитиву. Тогда в чем же подвох? Влияние рекламы на психику человека идет простым способом: уверить что только этот товар сделает вас и вашу семью счастливее! Как вы думаете действительно ли без определенных товаров мы просто не можем улыбаться и быть радостными? Конечно, нет.
Поэтому стоит подумать получаю ли я такой же восторг, улыбаюсь ли я так же широко как в рекламе когда использую этот товар? Или все гораздо проще? Если вы сомневаетесь в себе, то спросите у друзей стали ли они счастливее после использования именно этого товара? Испытывают ли они восторг как в рекламе? Для многих эти вопросы риторические)

Реклама со звездой.

Очень сильно влияние рекламы на психику человека, если какой-то товар предлагает всеми известный или любимый актер кино, театра, певец, спортсмен и т. д. У многих людей есть привычка покупать товары по рекомендации знакомых и друзей и часто это оправданно. Ведь друг плохого не посоветует. Но так ли обстоит дело с рекламой? Если в рекламе принимает участие какой- то актер, то скорее всего это его очередная роль. Проверить пользуется ли на самом деле звезда экрана этим товаром для простого зрителя невозможно и поэтому как в это можно верить на 100%?
Влияние рекламы на психику в этом случае может быть и по телевизору и по обложке товара с фото звезды.

Когда человек видит обложку, то больше он думает о своем отношении к этому актеру, а не о качестве товара.

А так как многие люди положительно относятся к звездам в принципе, то товар будет иметь успех больше, чем с обычной обложкой.

Быстрый результат.

Многие знают такие слова «доверяй, но проверяй». Поэтому есть реклама, которая покажет вам как «проверили» товар рекламы. Прямо за 30 секунд вам покажут результат от использования товара.
Влияние рекламы здесь идет по 2 каналам . во- первых, человек видит как бы «проверку» товара , а раз проверено, значит можно и купить. Но человек забывает, что проверил то не он и возможно даже не по- настоящему.
Во- вторых, люди хотят минимум усилий и максимум результата. Это и дает им реклама. Влияние рекламы на психику пошло и человек уже думает как он приобретя этот товар освободит его личное время и даст свободу
Но в реальной жизни получали ли вы когда- нибудь такой же результат, прилагая столько же усилий как в рекламе?

Может быть ваши родные и знакомые стали удивительно свободными после приобретения какого- то средства?
Конечно, многие средства помогают упрощать какую- то работу по дому и уход за собой, но не настолько насколько это преподносит реклама. Поэтому подумайте есть ли влияние рекламы на вашу психику и покупаете ли вы товар только потому что его показали по телевизору?

Чудо и сказка.

Многим нравились в детстве сказки и многие взрослые хотят верить в чудеса. Поэтому в рекламе часто используются эти элементы, которые просто могут заворожить своей красотой. Например, сверкающая комната, нереально красивая женщина и просто фантастическая гора конфет, например. Это просто чудо сказка. А если человеку что- то понравилось, то влияние рекламы пошло сильнее.
Покупая средство человек тоже мечтает о не реально чистой комнате, покупая конфеты определенной марки человек думает о неземном наслаждении их вкусом. Покупая определенный товар вы как бы переносите себя в сказку и вновь верите в чудо, которого так хочется.
Многие товары имеют аналоги, которые не рекламируются по телевизору и не представлены в таком привлекательном сказочном свете.
Поэтому подумайте каким товаром и почему вы отдаете предпочтение?

Задерживаете ли вы свой взгляд на определенной рекламе, потому что вам очень нравятся спецэффекты и ее художественное оформление?

Упаковка.

Часто люди к самому подарку вынуждены покупать и красивую упаковку. Однако реклама решит эту проблему. Она завернет товар, который не представляет собой супер качество, в очень красивую упаковку и вы купите, чтобы сэкономить свое драгоценное время.
Влияние рекламы на психику человека в этом случае сильно через глаза. Человек хочет иметь красивое и хочет выглядеть хорошо подарив красивый подарок. Все продумано…!!! часто человек купит то, что уже красиво упаковано и завернуто. Это факт.
Поэтому проанализируйте почему вы покупаете определенный товар в подарок? Возможно не потому что он вам очень нравится…

Помните, что красивая упаковка не гарантия качества и практичности товара.