Арт-директор - художественный руководитель и воплотитель проекта.

От англ. art - искусство. Профессия подходит тем, кого интересует экономика, психология, рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Арт-директор может работать в областях, требующих применения творческих и организаторских способностей. Это может быть издательское дело, дизайн, брендинг, реклама а также индустрия развлечений. Все эти области накладывают на данного специалиста несколько разные обязанности.

В дизайн-студиях и брендинговых агентствах арт-директор занимается разработкой фирменного стиля различных компаний и их товаров или услуг, работает над концепцией бренда, дизайном упаковки, сопутствующей полиграфической продукции и web-сайта, а также создает бренд-буки (многостраничные документы, объясняющие концепцию бренда, содержащие руководство по работе с графическими составляющими его стиля).

Арт-директор руководит штатом дизайнеров в процессе работы над различными проектами. Отвечает за качество творческой работы и сроки её выполнения, контролирует процесс технического воплощения дизайна (в печати, в нестандартных конструкциях и т.п.). Общается с заказчиком по вопросам художественной части ведения проекта, сотрудничает с внутренним отделом маркетинга и стратегического планирования и может работать в паре копирайтером.

В издательствах арт-директор занимается художественным оформлением книг или журналов и газет. Он подчиняется главному редактору издания, работает сообща с редакторами различных рубрик, имеет в подчинении дизайнеров, иллюстраторов и технических специалистов, которые занимаются версткой и цветокоррекцией. Для журнала или газеты арт-директор разрабатывает общую концепцию издания, сетку верстки, выбирает шрифты. В глянцевых журналах он также придумывает идеи для фотосессий и контролирует их воплощение, как и воплощение всего журнала. При разработке книг, арт-директорработает над стилем издания, соблюдая требования ГОСТ, особенно при работе с детскими книгами, где важно соблюдение требований к размеру шрифта, контрасту цветов и выбору бумаги.

Арт-директор рекламного агентства подчиняется руководителю творческой группы и креативному директору. Работает в паре с копирайтером. В его подчинении может находиться дизайнер, а также подрядчики (фотографы, иллюстраторы, режиссеры, привлечённые со стороны), перед которыми он ставит творческие задачи. Обычно креативная пара (копирайтер и арт-директор) предлагают несколько концепций, арт-директор отвечает за их визуальную часть. Далее идет оценка предложений сначала внутри агентства (проверяется соответствие заданию и духу бренда, оценивается неожиданность и свежесть решения). Когда концепции одобрены внутри агентства, их представляют клиенту, т.е. проводят презентацию, визуальную часть которых также готовит арт-директор.

После утверждения одной из концепций клиентом идет уже конкретная работа над проектом рекламной кампании. На этой стадии работы наиболее активно подключается дизайнер, занимающийся визуализацией идей креативной пары и созданием дизайна. Арт-директор, как ответственное лицо, контролирует качество всех этапов работы, включая допечатную подготовку, техническое воплощение нестандартных конструкций и видеосъемку рекламных роликов.

В небольших рекламных агентствах арт-директор выполняет вышеперечисленные функции лишь частично. Здесь он занимается разработкой дизайна полиграфической и сувенирной продукции, упаковки, фирменного стиля и является по сути старшим дизайнером. Подчиняется непосредственно генеральному директору или начальнику отдела дизайна.

В индустрии развлечений арт-директор работает с клубами, ресторанами и другими развлекательными заведениями. В его обязанности входит подбор репертуара, соответствующего стилю заведения, и организация концертов и вечеринок. Он также занимается продвижением этих заведений, то есть часто выступает как менеджер и PR-специалист. Следит за модой и новинками в шоу-бизнесе.

Важные качества

Не смотря на все различия содержания работы в таких разных областях, все арт-директора должны обладать следующими качествами. Арт-директору необходимо иметь образное мышление, чувство стиля, развитый художественный вкус, чувство формы и цвета, уверенность в своих силах, инициативность, высокую трудоспособность, хороший управленческий потенциал, харизму, дипломатичность и чувство такта.

Знания и навыки

Арт-директору необходимо иметь глубокие знания в области современного дизайна, рекламы и культуры, навыки разработки концепций рекламных акций, стиля изданий или образа бренда, опыт руководства штатом подчиненных сотрудников и подрядчиков, опыт презентации идей и конкретных разработок клиентам и умение защищать проект, умение работать в коллективе, планировать свою работу и подразделять ее на этапы.

Ему также важно обладать знаниями в области истории и теории дизайна и искусства, шрифта, цвета и композиции. Кроме того, арт-директор должен профессионально владеть компьютерными программами, такими как Photoshop, Illustrator, InDesign и другими. Необходимо обладать знанием закона об авторском праве. Арт-директор должен следить за новинками в своей области работы и идти в ногу со временем, отслеживая модные тенденции и изучая психологию и убеждения целевой аудитории.

Где учат

Подобное образование можно получить в вузах, имеющих факультеты рекламы и дизайна. Лучше всего обучаться в престижных вузах, например,таких как

  • Международный институт рекламы или МГХПА им. С. Г. Строганова.

Возможно также получение практических навыков на специализированных курсах, которые проводятся в таких образовательных учреждениях как

  • Академия коммуникаций или Британская высшая школа дизайна.

С усложнением экономических и производственных процессов, происходит расширение рынка труда и появление новых современных и необходимых в соответствии с тенденциями времени профессий. Одной из них является должность арт-директора, характеризующаяся креативным подходом, разносторонностью функций и непременной востребованностью в сопровождении бизнес-процессов.

Арт-директор – это художественный руководитель, занимающийся вместе с командой разработкой и осуществлением различных творческих проектов в таких областях, как индустрия развлечений и отдыха, заведения красоты и здоровья, сегмент общественного питания, издательский бизнес, дизайн, рекламное дело и некоторые другие.

Актуальность и современность профессии

В нашей стране подобная профессия стала появляться только с начала 2000-х годов, и сперва круг обязанностей арт-директора оставался размытым – все зависело от конкретной компании и сферы деятельности.

Спорным вопросом было и наличие у сотрудника художественного образования. В настоящее время перечень предъявляемых к руководителю требований более-менее определен и достаточно обширен.

Популярност ь данной профессии с годами становится только выше, особенно в странах с развитой конкурентоспособной экономикой. Предприятия охотно берут к себе в такого сотрудника, предоставляя ему все условия для деятельности в целях повышения прибыльности производства в целом.

Арт-директор является профессионалом, способным организовывать работу творческих личностей.

Основные функции, которые выполняет арт-директор

Вкратце можно сказать, что основная функция арт-директора – генерация творческих идей и их последующая реализация. В своей работе руководитель также осуществляет технологическую, управленческую, маркетинговую функции.

Арт-директор занимается анализом рекламного рынка выпускаемой продукции или услуги для того, чтобы выяснить, какая стратегия оптимизации продаж необходима конкретной компании. Он принимает непосредственное участие в разработке творческих идей, составляет план организации мероприятий и рекламных акций, контролирует ход выполнения художественных проектов, оформляет необходимую отчетную документацию.

Специалист обязательно должен хорошо знать продукт или услугу, предоставляемые организацией, для того, чтобы сделать его привлекательным для клиентов, с выгодной стороны показать их достоинства.

В целях контроля над проектированием концепции фирмы и ее последующей реализации, арт-директору приходится координировать работу творческого коллектива. В подчинении у него могут находиться дизайнеры, копирайтеры, фотографы, проектировщики, промоутеры и другие творческие профессии. Если фирма небольшая, то практически все эти функции арт-директору приходится выполнять самому.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Должностные обязанности

Полный круг обязанностей арт-директора зависит от сферы деятельности и особенностей компании, в которой он трудится.

В целом, можно обозначить данный перечень следующим образом:

Именно арт-директор решает, какими способами лучше привлечь максимальное количество гостей на мероприятия или посетителей в развлекательные заведения (например, ). От него зависит организация различных проектов, которые будут привлекать клиентов, исходя из основной концепции заведения.

Особенности работы в различных учреждениях

Арт-директор ночного клуба и других развлекательных заведений выполняет, прежде всего, административные функции. Он организовывает концерты, вечеринки, подбирает соответствующий репертуар в целях продвижения своего заведения, то есть, по сути, берет на себя режиссерские функции.

Руководитель непосредственно занимается разработкой концепции мероприятий и при этом взаимодействует с подрядчиками и исполнителями. В его ведении находится позиционирование заведения, привлечение новых клиентов, контроль за проведением развлекательных мероприятий.

В салоне красоты арт-директор осуществляет, в основном, работу с клиентами в целях повышения привлекательности заведения, а также решает управленческие задачи, связанные с взаимодействием сотрудников по поводу рекламных компаний. Его деятельность, прежде всего, отвечает целям повышения числа постоянных клиентов и, соответственно, дохода заведения. При этом специалист должен превосходно ориентироваться в услугах и продуктах, предоставляемых салоном.

Обязанности арт-директора кафе или ресторана заключаются в разработке креативной концепции и активном продвижении заведения, а также осуществлении координаций действий PR-менеджера, дизайнера и др. специалистов по рекламе заведения. Арт-директору следует позаботиться о красивой визуальной подаче символики заведения, эффективном рекламном слогане, который всегда должен быть «на слуху» у потенциальных клиентов. Специалист обязательно должен представить с выгодной стороны «изюминки» заведения, сервис, фирменное меню.

В рекламном агентстве или издательском бизнесе арт-директор руководит художественным отделом, а также подбирает творческую команду исполнителей. Специалист разрабатывает рекламную концепцию, в рамках которой работает творческий коллектив. Он анализирует рынок, отслеживает ведущие тренды, вносит на рассмотрение руководства свежие идеи и предложения рекламного характера, помогает специалистам готовить технические задания, а также составляет отчеты по результатам проектов.

Арт-директор полностью отвечает за качество предоставляемых идей, визуальную концепцию бренда и рекламное позиционирование .

Об особенностях работы арт директора в ночном клубе рассказано в следующем видеосюжете:

Требования, которые предъявляются к претенденту на данную должность

Профессия арт-директора отличается сложностью и разнообразием.

Специально ей не учат в учебных заведениях, поскольку руководитель часто совмещает в своей работе знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения других специальностей. В данном случае огромную роль играет опыт, наличие у художественного руководителя успешных осуществленных проектов, собственного портфолио.

Как правило, в прошлом, этот человек состоялся в одной из творческих профессий – художника, дизайнера, ведущего, музыканта. В результате успешного освоения настоящей должности, перед арт-директором открывается перспектива стать директором развлекательного заведения.

Для того, чтобы освоить данную профессию, арт-директор должен соответствовать ряду требований :

Арт-директор – это, прежде всего, креативный специалист и эффективный менеджер. Какой бы продукт или услугу не производила компания (развлекательное шоу, художественное произведение, модный журнал, косметическое средство и т.д.), данный специалист заботится о том, чтобы художественная концепция проекта находила отклик в симпатиях потребителя, реклама приносила успех, а дизайн вызывал положительные эмоции.

Тому, как стать профессионалом в данной должности, посвящена следующая видео лекция:

Думать — самая сложная из работ.

Именно поэтому так мало людей ее делают.
Форд Генри

Писать о том, кто, чем занимается, что входит в компетентность рекламщика, астронавта, сантехника или штатного журналиста можно больше, чем много. А можно не спорить. Но не следует спорить о том, чем занимается арт-директор. Не следует по причине, в основе которой лежит единственно верная истина: работа любого арт-директора, будь то арт-директор рекламного агентства, ночного клуба, целого развлекательного комплекса или миленького уютного ресторанчика не оспаривается потому, что она не выполняется по шаблону.

Арт-дирекшн: что это?


В мире все циклично. Поэтому все повторяется. К примеру, через примерно равные временные отрезки появляются на рынке труда профессии, которые являются очень непонятными для огромного количества людей, но поскольку эта профессия является «чем-то модным», то она нужна. 10-15 лет назад это был пиарщик. Хотя на западе эта профессия давно не в ходу, у нас она еще не до конца понятна людям. Теперь появился арт-директор. Сразу опровергнем мнение, что нет таких профессий. Элементарно появилась форма двух важнейших составляющих бизнеса: «PR-специалист и арт-директор». Говоря о том, кто такой арт-директор, лучше сказать о том, что такое арт-дирекшн.

Арт-дирекшн – это направление визуально — креативного ведения бизнеса для клиента, выполняемое определенным специалистом – арт-директором. При этом следует уточнить, что арт-директор, не смотря на присутствие в определении слова «директор», как правило, «является свободным игроком». Арт-директор, в особенности, если говорится о заведении, является своеобразным человеком-аркестром и дирижером одновременно.

Рынок меняется столь стремительно, что очень многие игроки, не успевают адаптироваться к новым условиям и «сгорают». Или адаптируются. Сегодня подавляющая часть российского бизнес-рынка поделена и насыщена. Количество заведений уже подходит к «удовлетворительному», а потому рынок начинает работать по-новому закону: не на количество посетителей, а на качество проведенного посетителем времени в ресторане с точки зрения самого посетителя.

Арт-директор: кто это?

Но все эксперты сходятся в одном: главное в арт-дирекшене идея.

Сегодня арт–директор в заведении – мультипрофессионал. Особенно сейчас, в забавные, но непростые времена, когда границы функций и компетенций размываются десятибальными штормами бизнес-импровизаций. Канули в глубокую Лету времена дикого бизнеса. Потихоньку в тех же пучинах скрываются времена жестко разграниченных полномочий. Арт-директор – это человек, который должен уметь не очень многое, а просто все. Он должен обладать такими знаниями и опытом, которых хватит для решения или предупреждения различного рода ситуаций:

Шаг третий: PR
Арт-директор в заведении, в основном, птица свободная. Конечно, все зависит от формата заведения, от корпоративной культуры этого заведения и от личности арт-директора. Именно поэтому в элитных заведениях личность арт-директора, как правило, личность очень и очень многогранная. Это часто может быть композитор, музыкант, художник, писатель. По этой причине думающий и профессиональный арт-директор будет задумываться о том, как с помощью заведения раскрутить и свое имя. А для этого наилучшим методом является работа с прессой. Вот здесь мы и подходим к высшему пилотажу арт-дирекшена в заведении: PR.

Поразительно много новых профессий появилось за последние двадцать лет на рынке труда. Арт-директор - одна из тех специальностей, название которых звучит весьма представительно, но вот содержание абсолютно неясно. Попробуем разобраться, что же все-таки входит в обязанности такого специалиста.

Арт-директор: обязанности

Если описывать эту профессию всего в нескольких предложениях, можно сказать, что речь идет, прежде всего, о руководителе, лидере, который должен мыслить нестандартно, креативно. Какой бы продукт ни выпускала компания (фильм, музыкальный альбом или женский журнал), арт-директор должен позаботиться о том, чтобы художественная концепция проекта была привлекательна для потребителей, чтобы любая реклама «цепляла», а дизайн продукта, «обложка», были яркими и единственными в своем роде.

Эта профессия не зря появилась лишь в 21 веке - периоде бешеной конкуренции на любых рынках, особенно информационных. От того, насколько хорош будет арт-специалист, зависит прибыльность всего мероприятия.

Арт-директор, обязанности которого напрямую зависят от сферы деятельности, в любом случае занимается немного маркетингом, немного творчеством, вникает в технологии создания продукта, а также управляет рекламными компаниями и другими рабочими моментами, которые связаны с художественной концепцией проекта.

Требования к специалисту

Арт-специалист должен обладать совершенно определенными навыками.

  1. Дизайнерские навыки. Как правило, арт-директор - это дизайнер. В любом случае, на эту должность не попадешь без знания базовых законов дизайна, без художественного вкуса и чувства прекрасного.
  2. Маркетинговые знания. Арт-руководитель всегда участвует в разработке рекламных кампаний, и маркетинговые знания ему просто необходимы.
  3. Креативность. Мышление штампами недопустимо для арт-руководителя, такова его работа: арт-директор должен предлагать свежие идеи, нестандартные рекламные ходы и художественные концепции.
  4. Ораторские способности. Мало разработать интересную концепцию - нужно еще убедить всех, что именно эта идея принесет компании прибыль. Арт-специалист просто обязан быть убедительным и настойчивым.
  5. Менеджерские качества. Когда проект арт-руководителя утвержден, настает время активных действий. И вот тут-то он должен проявить свои лучшие управленческие качества, чтобы добиться от своей команды лучших результатов.

Арт-директор: должностная инструкция

Функциональные обязанности арт-руководителя выглядят примерно следующим образом.

  1. Обеспечивать прибыльность предприятия.
  2. Проводить рекламные акции и компании, а также нести полную ответственность за используемые для этого денежные средства и материальную базу.
  3. Следить за постоянно меняющимися потребностями потребителей и совершенствовать качество продукта в соответствии с ними.
  4. Обеспечивать конкурентоспособность выпускаемого продукта.
  5. Отбирать кадры для творческой команды проекта.
  6. Делать сметы затрат, которые понадобятся для реализации проекта.
  7. Искать подрядчиков и исполнителей. Подписывать с ними договора и соглашения.
  8. Распространять рекламные материалы в СМИ.
  9. Следить за реализацией проекта от начала до конца.
  10. Анализировать результаты проведенной работы.
  11. Следить за тенденциями развития сегмента и предлагать начальству новые концепции для развития проекта.

Места работы

Профессия арт-директор не обязательно должна быть связана со сферой искусства. Она замечательно прижилась, например, в торгово-производственных компаниях. Чтобы продукт хорошо реализовывался на рынках, нужен бренд, имя, созданием которого и занимаются данные специалисты.

В издательском бизнесе арт-руководители ответственны за дизайн той печатной продукции, которую выпускает издательство. Если для оформления журнала или газеты нужны фото, то они занимаются организацией этих съемок.

Не обойтись без них и в рекламной индустрии. Для создания грамотных рекламных концепций арт-директор объединяется в одну команду с копирайтером, и вместе они работают и над визуальным, и над вербальным материалом для рекламной компании.

В кино это человек, который полностью ответственен за то, как визуально будет выглядеть фильм. Режиссер не может вникать во все детали, за это должен отвечать арт-директор: костюмы, декорации и даже прически с макияжем - все это по его части.

Также есть арт-директоры в модных клубах и других развлекательных заведениях. В данном случае специалист превращается немного в режиссера, поскольку занимается организацией концертов, отбором номеров, и немного - в рекламного агента, поскольку должен сделать заведение популярным и востребованным, опять же с помощью грамотных рекламных кампаний.

Специфика профессии

Даная профессия, несомненно, творческая. Но полет фантазии ограничен жесткой математикой потребительского спроса. Нельзя делать то, что тебе заблагорассудится, нужно двигаться лишь в русле статистики. И потом, над арт-директором стоит целая иерархия - креативный директор и руководитель проекта, которые тоже высказывают своё мнение, и с ними нужно считаться. Тут важна дипломатичность и умение слушать, а также отстаивать свои идеи и не тушеваться во время обсуждения будущего проекта.

Плюсы и минусы

Большой плюс обсуждаемой профессии в том, что проекты постоянно меняются, и рутинной эту работу точно не назовешь. Внутри даже одного проекта человек постоянно меняет своё амплуа - он то дизайнер, то администратор, то менеджер. Так что людям с ярким темпераментом, которые не могут усидеть на одном месте, работа должна прийтись по душе.

Есть в этой профессии, где применить свои организаторские способности, поскольку в больших корпорациях или компаниях среднего номинала у арт-директора под началом есть ассистенты, дизайнеры, промоутеры, которыми он управляет.

Минус профессии в том, что творческие мысли приходится подчинять совершенно конкретным задачам и целям, которые ставит отнюдь не арт-директор, а вышестоящее руководство. К тому же всегда есть риск, что совместное творчество не увенчается успехом, и предприятие не принесет прибыли. Несмотря на то, что есть целые науки, изучающие законы спроса и предложения, никогда нельзя поручиться, что та или иная идея окупится. Это явление достаточно стихийно.

Обучение

Обсуждаемая профессия требует от кандидата на должность совершенно конкретных профессиональных навыков, поэтому образование у него должно быть высшим. В идеале - высшее дизайнерское или художественное. Дополнительно придется пройти курсы рекламы и маркетинга. Или же возможен другой вариант: у кандидата может быть высшее образование в сфере рекламных услуг или маркетинга, но дополнительно он должен овладеть дизайнерскими навыками, к примеру, на ускоренных курсах, или даже получить дополнительное образование.

Как всегда при устройстве на работу требуется стаж не менее трех лет. Поэтому прежде чем стать арт-директором, придется три года проработать обычным дизайнером или потрудиться в сфере рекламы. Также обязательно нужно иметь портфолио. В нем будут представлены проекты, которые кандидат разработал и довел до логического завершения.

Востребованность профессии и оплата

Профессия арт-руководителя с годами становится все более востребованной. Особенно в странах, где интенсивно развивается бизнес и нужно серьезно конкурировать за клиентов и потребителей.

Работа арт-директором в Москве оплачивается хорошо. В крупных компаниях (и особенно в рекламных) хороший специалист будет иметь зарплату от 2 тысяч долларов в месяц. В фирмах, где обороты скромнее, такому специалисту будут платить приблизительно от 500 до 1000 долларов в месяц.

Бывший арт-директор бара «Стрелка»

«Любое развлекательное мероприятие - абсолютно непредсказуемое явление, случайный генератор надежд и ожиданий гостей и артистов, их настроений, погодных условий, различных технических нюансов, спонсорских и агентских желаний, качества и стойкости декораций, скорости барменов, любезности охраны, перечислять можно до бесконечности. Для того чтобы этот сложный и непредсказуемый организм функционировал и принимал правильные формы - нужен арт-директор. Человек, в голове которого есть план мероприятия: от изначальной задумки до финального конца, который он контролирует и корректирует на каждом этапе, учитывая все нюансы и создавая максимально комфортные условия для гостей в силу своего вкуса, возможностей, амбиций, сил, стрессоустойчивости, а самое главное - профессионализма.

Если бы пару лет назад мне сказали, что в роли арт-директора я буду строить индейские типи и лабиринты, руководить хором и бурлеск кабаре, программировать бегущие строки, вешать всю ночь новогодний дождик, красить сценические конструкции, выводить невменяемых и агрессивных людей c площадки, одевать барменов и официантов, продавать и бесконечно переставлять мебель, придумывать сладкую вату из водки, руководить световиками, составлять графики монтажей/демонтажей с самыми невообразимыми временными рамками, убеждать спонсоров дать денег на неизвестных им артистов и самые безумные проекты, искать иностранных музыкантов за четыре дня до мероприятия, танцевать на столах и прыгать по диванам с Каролин Полачек из Chairlift, слушать в гримерке концерт для трех человек от Арчи Маршалла, он же King Krule, выбирать вино в «Азбуке вкуса» с Р. Стиви Муром, смотреть на звезды в московском планетарии с Ариель Пинком, пить водку всю ночь c Джеймсом Ферраро и дегустировать соленые огурцы на кухне с Дином Блантом, то, наверное, я бы снова не задумываясь согласилась, потому что, несмотря на все безумие и непредсказуемость, это чертовски весело и интересно, хотя каждый раз я говорю себе - это был последний».

Бывший арт-директор клуба «Солянка»

«У арт-директора много менеджерских обязанностей, одна из них - это проводить время с музыкантами. У меня много таких историй, расскажу несколько. Например, на вечеринку «Capital Bass» приезжал Лил Силва, парень 19-летний из Лондона. Фстеп, промоутер «Capital Bass», попросил меня посадить этого музыканта в такси. Но после вечеринки парень не хотел ехать в отель, хотел дальше тусить. Я был с моими друзьями, и мы пошли в Plunk, я даже не помню, почему именно туда. Был октябрь, но уже выпал адский снег. И мы идем по сугробам огромным, Лил Силва вообще офигевает, приходим в Plunk, там странная вечеринка какая-то драм-н-бейса, еще мы встречаем наших друзей из «Солянки», и начинается жесткий бухач. А Лил Силва говорит, что он хочет найти себе какую-нибудь подругу. Я начинаю ходить по клубу и спрашивать у каждой, не хочет ли она познакомиться с диджеем, который только что отыграл сет в «Солянке». И в итоге я нахожу какую-то казашку. Все мы идем потом ко мне домой, с этой девушкой тоже. Куча людей. В какой-то момент Лил Силва вырубается на пуфике, а мы все пьем и пьем, но где-то глубоко внутри понимаем, что надо его уже везти в аэропорт. Мы заказываем такси, едем и попадаем в адскую пробку. Фстеп уже звонит в панике. Мы очень пьяны, но едем. Доезжаем до аэропорта Домодедово, но из-за пробки опаздываем. А следующий рейс только из аэропорта Внуково, и мы пьяные едем потом туда. Это было очень тяжело.

Еще недавно, в феврале, приезжал диджей Ассолт. Он уже отыграл, заметил девушку какую-то в толпе, подошел к ней и протянул сложенную купюру в 5000 рублей, а в ней презерватив. Видимо, у них так в Атланте все делают - деньги протягивают просто, и все. Девушка пошла с ним в гримерку, но он сидел и молчал там. Девушка уехала домой потом. А на следующий день Ассолт сказал, что хочет поехать в мужской клуб. Но мои коллеги были очень уставшими и сказали, что не поедут с ним. Тогда Ассолт нашел в отеле какую-то брошюрку, заказал себе такси и один поехал в какой-то мужской клуб. Один!

Еще очень интересны бытовые райдеры групп. Иногда такое просят! Вот, например, RL Grime, совсем еще юный музыкант, ему лет двадцать, кажется, просил поле для гольфа, Xbox в гримерке и фильм «День независимости» на DVD. Или Egyptian Hip Hop, они просили какое-то вегетарианское пиво, не знаю даже, что это такое. Но самое классное - это райдер «Коррозии металла», просили стриптизерш или «бухую герлу». Вот небольшой кусок из их райдера (орфография сохранена): «Гостиница (простейшие номера с душем) или квартира трешка (6муз+ тех чел) на 7 рыл, сразу с поезда или с транспорта, + транспорт по городу. Если в домик не менее 2 отдельных комнаты + холл и кухня. Если мы приезжаем на пол дня, можно один большой гостиничный номер или квартира на несколько часов + ОДИН хозяин. С возможностью приготовления еды. Для этого надо мобилизовать хозяйственную герлу, она должна частично заранее приготовить все ингредиенты (химическая еда по типу ДОШЕРАК непреемлема). Если мы едим в следующий город, желательно подрыватца сразу после концерта и фуршета с местной тусовкой».

Бывший арт-директор клуба «Мастерская»

«Арт-директор преимущественно составляет программу клуба - причем в российских условиях, когда клуб не может работать только как концертная площадка, арт-директорство помимо концертов и дискотек включает в себя и программинг кучи немузыкальных событий: ярмарки, аукционы, детские игротеки, мастер-классы поваров, лекции и еще кучу всего, что может привести в клуб самый разный народ, - и, конечно, корпоративы и заказники, без которых в Москве не может выжить ни одно место. Помимо этого, арт-директор отвечает за то, чтобы этот самый народ действительно дошел до клуба, - то есть контролирует пиар-активность вокруг всех событий. Остальная часть работы сугубо техническая (впрочем, именно она и занимает все свободное время): обсудить технический райдер, назначить саундчек, разбудить звукорежиссера (который на выходных работает практически круглосуточно), заказать дизайн афиш, ответить на сотню писем в день, посчитать билеты и гонорары артистов, накормить артистов, поздравить артистов или дать им плакательную жилетку и объяснить, почему на их концерт пришли две случайные калеки. Фактически арт-директор клуба - это такой профессиональный handshaker, который помогает артистам сделать их концерт от начала до конца, который понимает, как будет звучать и выглядеть их творчество в конкретном месте. Плюс пиарщик, плюс бухгалтер, плюс мистер «можно-водичку-на-сцену» и капитан «нам-очень-нужен-ксилосинт-без-него-не-состоится-концерт», а также фюрер «в-москве-нет-ксилосинтов-вот-рваный-баян».

Вероятно, главный вопрос, который беспокоит общественность, - слушают ли арт-директора присылаемые демозаписи? Лично я исправно слушал всю музыку, которую мне присылали, и со спокойным сердцем давал группам дни под их концерт на основании таких писем. Правда, ни разу не открывал приложенные MP3-файлы и не открывал ни одного оставленного мне CD - подобная корреспонденция сразу дает понять о легкой неадекватности артиста, а сотрудничать с таковыми не хочется. Но если артист присылает имейлом ссылку хоть телефонное видео последнего концерта, и это видео сообщает о том, что вечер в клубе сложится хорошо, - то почему бы ему не дать дату? С другой стороны, если артистом занимается адекватный менеджер, продвигающий артиста, и если этот артист по жанру музыки и публике соотносится с политикой клуба, то такой менеджер, с большой долей вероятности, может не отлавливать арт-директора на рабочем месте, а дожидаться входящего звонка с предложением - все адекватные артисты на виду, в Москве уж точно. Для бесталанного артиста арт-директор - это «жаба на трубе»; для регулярного посетителя клуба - это «санитар леса», а на самом деле мы просто хотим максимально интересно и разнообразно наполнить расписание клуба яркими событиями. Вот и все. Артистам, особенно начинающим, просто стоит уметь работать в самых разных условиях и уметь привлекать свою аудиторию - это всяко полезно, и в случае гастролей по России, и на фестивалях, и в европейских залах. Зритель приходит в клуб не за кристально чистым звуком - его можно и на альбоме послушать, - зритель приходит ради шоу, ради сценической харизмы артиста. А хорошее шоу сложно испортить плохим звуком, погодой за окном или недосоленным борщом.

Но бывают разные истории. Например, официанты «Мастерской» поколениями из уст в уста передают историю, как группа «Сегодня ночью» напилась до такого состояния, что исполнили четыре песни, после чего концерт превратился в запинающийся конферанс в духе «кому не нравится, могут уходить» - к слову, с тех пор Никита Козлов сменил состав, и теперь они работают очень качественно, на минералочке. Самые забавные истории наверняка всегда связаны с ментами - нас, например, один раз накрыли по ошибке. После беспорядков в Бирюлево московские правоохранители стали искать гастарбайтеров по Москве и среди прочих накрыли наших соседей, реконструирующих магазин «Детский мир». По каким-то причинам они на удачу зашли в «Мастерскую», где как раз в этот день проходил концерт датской мод-группы The Movement: гастарбайтеров на нем, разумеется, не было, но полторы сотни приятных джентльменов с татуировками A.C.A.B. показались правоохранителям подозрительными, и они изрядно задержали концерт. После долгих уговоров (это, кстати, тоже входит в обязанности арт-директора) доблестные служители правопорядка позволили его проведение, но с условием присутствия их представителей в «штатском» - эти самые представители в серых «гражданских» фуфайках, конечно, сильно выделялись на фоне ликующих молодчиков в подтяжках, но уже, скорее, веселили их и концерту не мешали. В общем, все закончилось хорошо - как и для гастарбайтеров, которых утренними «икарусами» свезли обратно к месту профессиональной дислокации».

Бывший арт-директор клуба China-Town-Café

«Многие считают, что арт-директор клуба - это работа мечты, связанная с исключительно приятным и расслабленным времяпрепровождением, свободным графиком и легкими обязанностями. На самом деле это совсем не так. Я с начала нулевых работал как независимый промоутер, потом занимался пиаром в клубах «Апельсин» и «Икра». Поэтому к началу своего арт-директорства считал, что понимаю про клубы все, знаю всю инфраструктуру изнутри, а работа в небольшом China-Town-Café после более крупных площадок не составит для меня особого труда. Это может показаться парадоксом, но работа в маленьком клубе - намного более стрессовый и энергозатратный процесс. И вот почему: в большом клубе больше штат и больше сотрудников. За работу с прессой там отвечает пресс-атташе, за подготовку пресс-релизов - копирайтер, за пребывание музыкантов на площадке и бытовой райдер - концертный администратор. И так далее. В маленьком клубе почти всеми этими вопросами так или иначе должен заниматься арт-директор.

Конкретно в China-Town-Café мы с моей напарницей (сначала Викой Косаревой, а потом Аней Гавриловой) делили концертную сетку примерно пополам, и каждый отвечал за свои мероприятия. В итоге обязанности у каждого были приблизительно такими: формирование концертного расписания с ценами на билеты (здесь надо уточнить, что в клубе в неделю было 9 мероприятий, без этого его экономика не складывалась: по понедельникам и вторникам - интеллектуальные игры, со среды по воскресенье включительно - концерты, по пятницам и субботам - ночные вечеринки); промоподдержка - написание и редактирование пресс-релизов с последующим размещением на сайте клуба, анонсы в СМИ, социальных сетях и аккредитация; составление технического задания для дизайнера по интернет-баннерам и афишам; согласование технических райдеров со звукорежиссером; частичное администрирование концертов и еще тысяча всяких мелочей.

Мой рабочий день выглядел так: утром работа из дома, к окончанию саундчека к 19–20 часам - в клуб, после концерта - снова домой, к компьютеру, и снова работа до глубокой ночи. В какой-то момент я взял за правило включать мобильный телефон после 15 часов дня - музыканты, желающие выступить в клубе, особенно незнакомые, не утруждают себя никакими нормами приличия и могут звонить как в 7 утра, так и в 2 часа ночи. Поэтому утром надо было избавить себя от разрывающегося мобильного телефона, чтобы спокойно посидеть за монитором, разгрести всю почту и написать важные рабочие письма. Музыканты - люди крайне забывчивые, поэтому у меня было обязательное правило: все договоренности резюмировать в переписке. Вообще, работа арт-директора - она не про чистое искусство (хотя культуртрегерская составляющая для меня очень важна, без любви к музыке это не имеет никакого смысла), она в большей степени про цифры. За нужными клубу и востребованными музыкантами нужно буквально гоняться, конкуренция среди площадок очень велика, а с директорами групп обязательно нужно торговаться, потому что они почти всегда выставляют сильно завышенные гонорары. Небольшие площадки почти ничего не зарабатывают с билетов, весь доход идет с барно-ресторанной выручки, 60–70% которой делается именно на мероприятиях. От этих цифр в конечном счете и зависит успех клуба, с ними нужно работать.

В приличный клуб нужно привлекать приличную аудиторию, никакому пристойному заведению не нужна агрессивная публика и отъявленные маргиналы, которые выпьют чайник чая на пятерых в течение концерта, а потом украдут с подоконников свечи вместе с подсвечниками или разрисуют граффити все заведение, начиная от туалета и заканчивая барной стойкой. Увы, такие прецеденты были неоднократно. Нужно следить и за музыкантами - они постоянно забывают вывесить анонс концерта к себе в группу «ВКонтакте» и разослать приглашения, опаздывают на саундчеки, а еще могут внезапно решить сделать из своего выступления незабываемое шоу с файерами и пиротехникой. В клубах такие вещи в принципе не возможны. Так что нужно быть всегда начеку и быть готовым задушить их очередной прекрасный порыв в зародыше.

Отдельная история - это общение с владельцами заведения. Как правило, их основной бизнес к площадке не имеет никакого отношения, поэтому погружаться в клубно-ресторанную тему и ее актуальные тренды они не имеют никакой возможности. А значит, практически еженедельно арт-директору приходится вооружаться цифрами, апеллировать к резонансу и рейтингам и доказывать правильность выбранной репертуарной политики.

При такой плотности событий и объемах работа превращается в калейдоскоп очень быстро сменяющихся картинок. Так что особых историй, связанных с ней, у меня нет. Чего уж там греха таить - после концертов случались посиделки с друзьями-музыкантами до 7 утра, но позволить себе вести насыщенную рок-н-ролльную жизнь я не мог. Но тем не менее истории случались: с The National за три дня мы посетили кучу питейных заведений, а потом в их гостиничном номере целый вечер играли в игру, которую музыканты назвали «smert-ushanka»: разделились на две команды и кидали на точность бумажки в купленную на Арбате шапку. Меланхолики-построкеры Peace Burial at Sea оказались большими поклонниками футбола и играли с командой «Апельсина» во дворе по соседству от клуба, а на следующий день ходили на «Гражданскую оборону» и очень прониклись. А вообще, всем рекомендую книгу своего коллеги Григория Гольденцвайга «Клуб, которого не было» про «Икру» - это самое лучшее описание будней арт-директора».