01Фев

Что такое Социализм

Социализм – это экономическая и социальная концепция, которая направлена на защиту прав населения в отношении владения общественной собственностью и природными ресурсами. В более широком смысле, данная концепция предполагает систему управления государством, в котором все граждане будут иметь равные возможности и ресурсы будут распределены согласно потребностям каждого члена общества.

Что такое СОЦИАЛИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Социализм – это альтернативная и модель экономического развития государства, при котором производство и распределение ресурсов контролируется непосредственно обществом или правительством. Другими словами, можно сказать так: социализм – это вариант при котором все люди трудятся и вкладывают свою лепту в общее дело, после чего добытые блага распределяются между всеми гражданами. Само собой, что те, чей труд более сложен и значителен будут получать больше благ, но это не должно вызывать классового дисбаланса в экономическом плане.

Следует отметить, что социализм в чистом виде, или так называемый « социализм» не существует в природе, так как данная концепция, как и коммунизм базируется на существовании утопического идеального общества. В современных реалиях, множество социалистических идей действительно эффективно работают, но все это действует в связке со свободной рыночной экономикой и другими социальными и экономическими концепциями.

Суть, идеи, концепция и идеология социализма.

В качестве основы социализма как концепции, может выступать главная мантра приверженцев данного социально-экономического направления. Она звучит так: «От каждого по способностям, каждому по его потребностям». Это значит, что суть социализма заключается в предположении о том, что все люди по своему характеру настроены на кооперативную работу, за которую они будут получать свою долю от общего блага. Также следует отметить, что идеология социализма включает в себя и заботу о тех, кто не способен трудится по каких-либо причинах. Это могут быть дети, инвалиды, пенсионеры, и так далее. Финансовая нагрузка по обеспечению данных слоев населения, равномерно распределяется между всеми работоспособными гражданами.

В итоге можно сказать, что идеей социализма является создание общества, в котором будет отсутствовать классовое неравенство, все слои населения будут защищены и обеспечены всем необходимым. В идеальном варианте, практически все основные нужды граждан должны быть бесплатными или практически бесплатными. Это: образование, медицина, транспорт, культурный отдых и тд.

Ознакомившись с сутью концепции, можно смело сказать, что сама идея создания подобного общества, конечно очень привлекательная, но увы она не может полноценно и эффективно работать в комплексе. Дело в том, что как уже говорилось ранее, расчет делается на уже существующее идеальное в моральном и социальном плане общество. На самом деле, все обстоит немного не так. Люди, по своей природе не готовы довольствоваться тем что имеют, и всегда стремятся иметь больше. Они нуждаются в самореализации и признании.

Еще одним фактором не в пользу чистого социализма, является конкурентоспособность. Дело в том, что именно конкуренция присущая свободному рынку подстегивает развитие научного прогресса.

Тем не менее, несмотря невозможность построения утопического социализма, многие принципы были взяты на вооружение и успешно используются в развитых и развивающихся странах. Так к примеру, во многих странах можно получить бесплатно: первую медицинскую помощь, начальное образование, социальные выплаты по безработице, и другие услуги. Следует отметить, что некоторые благополучные страны, торгующие природными ресурсами, вводят для своих граждан системы безусловного дохода, что предполагает постоянные финансовые выплаты в качестве доли с продажи этих ресурсов.

Формы социализма.

Так как социализм, это достаточно глобальная, но недостижимая в полном виде концепция, то она массу различных ответвлений или форм. Среди основных можно выделить следующие:

  • Демократический социализм;
  • Революционный социализм;
  • Рыночный социализм;
  • Либертарианский социализм;
  • Зеленый социализм;
  • Христианский социализм;
  • Утопический социализм.

Демократический социализм. В данной модели развития предполагается что основные факторы производства будут находиться под управление правительства избранного путем. Власть распределяет общие стратегические товары и услуги, такие как общественный транспорт, жилье и энергетику. На свободном рынке разрешается распространять потребительские товары.

Революционный социализм. Это форма предполагает полное уничтожение любых проявлений капитализма. Все производства принадлежат рабочим (государству) и управляются посредством централизованного планирования.

Рыночный социализм. В данном случаи, производства принадлежат рабочим, которые распределяют прибыль между собой. Продукция реализуется на свободном рынке.

социализм. Суть данной концепции заключается в уверенности в том, что со временем капитализм эволюционирует в социализм на основании стремления общества к единству и заботе обо всех.

Зеленый социализм. Это социалистическая экономика, которая высоко ценит поддержание природных ресурсов. По идее такое может быть возможным благодаря государственной собственности крупных корпораций. Производство будет сосредоточено на том, чтобы у каждого было достаточно только действительно необходимых благ.

Христианский социализм. Данная концепция построена на христианской вере в братство и общие ценности, что в некотором роде схоже с идеей социализма.

Утопический социализм. Это скорее мечта о равенстве, чем конкретный план. Подобные идеи возникли еще в начале 19-го века до эпохи индустриализации. В теории идеальное общество должно было быть создано, путем ряда социальных экспериментов, но увы пока не существует утешительных результатов.

1. Материалистическая трактовка общественной жизни.

2. Идея равенства и братства всех людей. Свобода невозможна без социального равенства, утверждения социальной справедливости.

3. Свобода носит позитивный характер: она необходима для всестороннего развития личности и возможности жить в соответствии с индивидуальным призванием и личным дарованием.

4. Подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся, всего народа.

5. В отличие от либерализма, основанного на приоритете индивидуального, социалистическая идеология первостепенное значение придавала коллективному, или общественному началу. Обобществление основных средств производства, общественный контроль за мерой труда и потребления на основе принципа: «от каждого по способностям, каждому по труду».

6. Признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулировании общественных отношений.

Однако в конкретных социально-политических и экономических программах межу ленинизмом и социал-демократизмом пролегают огромные различия.

Основоположниками социал-демократизма являются немецкие мыслители и общественные деятели Э. Бернштейн (1850-1932) и К. Каутский (1854-1938). Социал-демократическая идеология возникла на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, насильственной революции, диктатуры пролетариата. На основе анализа изменений капитализма на Западе идеологи социал-демократии делали вывод, что путь к социализму через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. С точки зрения социал-демократов, социализм - это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь и не имеет каких либо конкретных ограничителей и длится вечно. В основе такого понимания социализма лежит формула Э. Бернштейна «движение - все, конечная цель - ничто». В середине XX века эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма, главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. Их осуществление связано с экономической, политической и социальной демократией. Экономическая демократия понимается как равенство различных форм собственности, среди которых велика роль общественной собственности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики. В политической сфере - это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав человека. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условия жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, и малоимущих, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение окружающей среды.

На базе социал-демократической идеологии сформировались различные «модели социализма». Наибольшую известность получили шведская и германская модели. В результате практического воплощения политико-экономических установок в период правления социал-демократических партий ФРГ и Щвеции был достигнут сравнительно высокий уровень и качество жизни. Однако в 80-90-х годах прошлого века в экономике этих стран обнаружились негативные тенденции, связанные с государственным монополизмом и бюрократизмом, снижением стимулов для частного предпринимательства. Эти тенденции привели к замедлению темпов развития этих стран. В результате социал-демократы утратили поддержку большинства избирателей и вынуждены были передать власть партиях консервативной ориентации.

Ленинизм - учение В.И. Ленина (1870-1924) и его сторонников (коммунистическая идеология) сформировалось в особых условиях России. Отказавшись от основополагающего принципа марксизма об одновременном переходе стран к социализму наиболее развитых стран мира, Ленин выдвинул идею о «слабом звене» в цепи капиталистических стран - России. В условиях кризиса Временного правительства после Февральской буржуазно-демократической революции, покончившей с самодержавием, он выступил с требованием немедленного захвата власти, сломе буржуазной государственной машины, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность. Идеология ленинизма (большевизма) сделала акцент на идеи марксизма о революционном насилии. Особое внимание в ней уделялось на роль государства диктатуры пролетариата, руководимого политической партией. Она стала основой построения социализма в СССР и странах социалистического содружества. На базе этой идеологии произошло обобществление производства, коллективизация села, сформировалась мощная тоталитарная система, которая была вынужденной и спасительной в деле решения огромных проблем страны и победе в самой страшной из войн какую вела историческая Россия - Великой Отечественной войне. Советский Союз стал супердержавой, самой культурной страной мира, обеспечил достойный уровень жизни подавляющему большинству народа. По качеству жизни в совокупности всех показателей СССР был к середине 1980-х гг. на 7 месте в мире (по данным ООН). Возникла советская цивилизация, соединившая принципы социализма с общинными традициями русского и других народов страны. Однако эта система прекратила свое существование в начале 90-х годов XX века. Причины поражения социалистической системы в конкуренции с капиталистическим миром еще нуждаются в осмыслении. Сейчас кратко только отметим:

1) Сказалась подрывная работа Запада, потратившего на борьбу против СССР миллиарды долларов. Но главные причины коренились внутри нашей страны.

2) В СССР был построен ранний, государственный, пока еще не совершенный, но социализм, нуждавшийся в дальнейшем всестороннем развитии. Однако после смерти И.В. Сталина руководители КПСС перестали изучать и учитывать противоречия советского общества. Накапливались все новые проблемы. Нужна была реформа социализма, провести которую догматики из ЦК КПСС были не в состоянии. Партийно-государственный аппарат все более наполнялся беспринципными карьеристами и эгоистами, отрывался от народа. Среди сытых теперь советских людей развивались мещанские настроения. Общество становилось все менее советским, отходило от идеалов Октября.

3) Массы коммунистов и трудящихся проявляли беспечность, полагая, что социализм утвердился навечно, и были жестоко обмануты в годы «перестройки», когда переродившиеся руководители КПСС и либеральная часть интеллигенции убеждали народ, что надо «больше социализма», следует ввести «рыночную экономику», утвердить «правовое государство», вернуться в «лоно мировой цивилизации». Под эту демагогию был разрушен Советский Союз, совершена буржуазная контрреволюция, расхищена общенародная собственность.

Социалистическая идеология ныне переживает самый серьезный кризис с момента своего зарождения. В условиях современной России действуют несколько коммунистических партий, которые пытаются осмыслить весь противоречивый опыт развития реального социализма в XX веке и осуществить модернизацию социализма как идеологии.

Завершая эту тему, скажем, что борьба классов за политическую власть и влияние дает важный стимул развитию политических идеологий. Чем острее общественные противоречия и борьба между социальными группами за реализацию своих интересов, тем требуются более развитые идеологические доктрины, оправдывающие социальную действительность или критикующие ее. История идеологий - это не чередование монологов выдающихся мыслителей, а страстный диалог между ними, каждый участник которого стремиться опровергнуть противника, отстоять и обосновать политические идеалы, совпадающие с интересами его социальной группы. Поэтому в политической науке существует закономерность, заключающая в том, что мир идеологий складывается и развивается в сложной системе взаимовлияния доктрин противоположных классов, которая оказывает воздействие на направленность и содержание доктрин. Успехи той или иной передовой идеологии заставляют защитников отжившего строя перестраивать старые концепции в духе новых идей, включать их в старую систему взглядов. Рассмотрение эволюции основных идейно-политических доктрин дает возможность сделать вывод об их взаимном сближении относительно понимания закономерностей общественного развития, принципов и форм организации общественной жизни, места и роли государства в обществе, отношений между личностью, обществом и государством.

Так, в XX в. произошло существенное сближение либерализма и социал-демократизма. Либералы, в конце концов, признали необходимость вмешательства государства в экономику и социальные отношения. Именно благодаря государственному вмешательству удается избегать острейших кризисных явлений в экономике западных стран, подобно Великой депрессии 30-х годов. В идеологию либерализма вошли социал-демократические идеи социальной защищенности и справедливости, которые предусматривают перераспределение доходов от богатых в пользу малоимущих. Либералы признали, что государство должно быть не только правовым, но и социальным - заботиться о благополучии всех граждан.

Одновременно в социалистической идеологии социал-демократов постепенно исчезло утверждение о неприемлемости частной собственности и рыночной конкуренции, что сближает ее с либерализмом и консерватизмом.Состоялось также сближение консерватизма и либерализма. Неоконсерватизм возник как реакция на чрезмерное, по мнению консерваторов, смещение либерализма в сторону социализма, как стремление сохранить в экономике позиции классического либерализма. Выступая против социализма и коммунизма, консерваторы все же вынуждены учитывать объективную тенденцию к социализации, вносить коррективы в проводимую ими социальную политику. Некоторые изменения происходят и в идеологической доктрине коммунизма. Коммунисты допускают парламентский путь прихода к власти. Коммунистическое руководство Китая, Вьетнама признало допустимость в обществе частной собственности, рыночных отношений и под жестким контролем активно использует капитал для развития своих стран. Коммунизм, несмотря на его нынешний идейный кризис и крах коммунистических режимов бывших социалистических стран остается влиятельным политическим течением. Привлекательность коммунистического учения заключается, прежде всего в его главной идеи - идеи социального равенства, которую нельзя достигнуть без стирания классовых различий. Эта великая идея была, есть и остается актуальной на протяжении всей истории человечества.

Нельзя не признать и, так сказать, цивилизаторской миссии коммунизма и реального социализма по отношению к капитализму. За последние сто лет капитализм не изменил свой эксплуататорской сущности и является жестоким обществом, которое ставит людей в условия конкуренции и борьбы за выживание. Но под влиянием альтернативы реального социализма и борьбы трудящихся своих стран буржуазия вынуждена была пойти на серьезные социальные уступки. Правда, достаточно высокий уровень жизни имеет место не во всех, а только в развитых капиталистических странах (в странах так называемого «золотого миллиарда»). Более того, в условиях современного экономического кризиса, мы наблюдаем, как правящие круги этих стран активно наступают на социальные права и гарантии трудящихся. Одной из причин подобного наступления является развал СССР и распад социалистической системы.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы свойства идеологии и ее функции?

2. Сравните идеологию и науку. Что общего между ними? Каковы различия?

3. В чем состоит взаимовлияние идеологии и политики?

4. Назовите основные идеологии и их основные принципы.

5. Насколько жизнеспособен тезис о деидеологизации общественной жизни?

6. Как вы относитесь к идее «деполитизации» и « деидеологизации» общества, средней и высшей школы, трудовых коллективов?

Играли и играют важную роль в общественном и государственном развитии. Каждое из этих направлений имеет свои отличительные черты, достоинства и недостатки. В этой статье подробнее рассмотрена идеология социализма.

Долгие годы она процветала на территории Европы, России и в странах Азии. Для некоторых стран это явление остается актуальным и в настоящее время.

Определение социализма

Если обратиться к различным научным и ненаучным источникам, можно найти невероятное количество определений данного понятия. Не все из них понятны простому читателю и, к сожалению, не все передают суть идеологии социализма.

Социализм - это политическая и социально-экономическая система, основными чертами которой являются стремление к искоренению социального неравенства, передача контроля над производством и распределением доходов народу, полное поэтапное искоренение явления частной собственности и борьба с капитализмом.

История развития социализма в Европе

Принято считать, что история развития идеологии социализма берет свое начало в девятнадцатом веке. Однако первые описания были описаны задолго до этого в трудах Т. Мора (1478-1535), где описывалась идея развития общества, в котором полностью отсутствовали элементы социального неравенства. Все материальные блага и производственные мощности принадлежали общине, а не отдельному человеку. Прибыль распределялась поровну между всеми жителями, а работа назначалась "каждому по способностям". Граждане сами выбирали управляющих и "строго с них спрашивали" за проделанную или невыполненную работу. Свод законов в таком обществе должен был быть коротким и понятным каждому гражданину.

Позже эти идеи доработали и изложили в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс.

Во второй четверти девятого века идеи социализма начинают приобретать популярность в Европе: Англии, Франции и Германии. Публицисты, политические деятели и модные писатели того времени активно вносят социалистические идеи в массы.

Стоит заметить, что социализм в разных странах носил разный характер. Англия и Франция говорили о устранении некоторых черт социального неравенства, в то время как социалистические идеи Германии базировались на базе национализма еще задолго до того, как к власти пришел Гитлер.

Особенности развития социализма в Германии

Идеология германского национал-социализма хоть и чем-то была похожа на советскую версию, однако имела достаточно серьезные различия.

Прототипом национал-социализма в Германии было антисемитское движение (1870-1880). Оно пропагандировало слепое повиновение власти и выступало за ограничение Члены движения регулярно устраивали "еврейские погромы". Так в Германии начала зарождаться идея превосходства одной нации над другой.

Многочисленные партии, кружки и организации, пропагандирующие идеи национал-социализма в Германии, росли как грибы после дождя, объединяя немцев единой идеей. После поражения в Первой мировой войне эта идея дала возможность Гитлеру и его партии выйти на политическую арену и взять власть в свои руки. Она держалась на следующих принципах:

  1. Тотальное и безоговорочное подчинение власти.
  2. Превосходство немецкой нации над всеми другими.

Идеология социализма в России

Российская элита, которая всегда отличалась любовью к заимствованию западных идей, быстро перехватила эти тенденции. Сначала дело ограничивалось разговорами в тесных дружеских компаниях, потом начали создаваться кружки, в которых рассуждали о судьбе России. После некоторого времени кружки эти власти разгоняли, члены таких организаций отправлялись в ссылки или подвергались расстрелу.

Серьезную роль в продвижении идеологии социализма сыграл Белинский. Его журнал "Дебют" в тридцатые годы девятнадцатого века был популярен у грамотного населения России. И его идеи о том, что пора свергнуть "самодержавный произвол" и избавиться от крепостного права, находили позитивный отклик в сердцах читателей.

Марксистское направление социализма в России

В восьмидесятые годы начинает свое формирование марксистское направление идеологии социализма. На свет появляется группа "Освобождение труда" под руководством Плеханова. А в 1898 году проходит первый съезд РСДРП. Отличительной чертой этого движения было то, что его последователи считали, что полное формирование социализма возможно только после того, как будет уничтожена капиталистическая система. Только в этом случае пролетарское большинство с легкостью свергнет буржуазию.

Марксисты не отличались единством и толковали данную идею по-разному. Они разделились на два крыла:


Какое-то время эти два крыла пытались действовать сообща в борьбе с общим врагом. Но постепенно партия большевиков набирает авторитет и занимает лидирующие позиции. Это дает ей возможность постепенно устранить всех конкурентов и стать единственным управляющим органом в России. Впрочем, это было не так сложно. Россия к этому времени провалилась в глубокий политический и экономический кризис. Народ, измученный революциями, голодом и непонятными ему переменами, был рад объединиться под идеей построения нового, совершенного советского общества, где все будут равны и счастливы.

Основные принципы социализма

На сегодняшний день выделяют следующие основополагающие принципы социализма:

  1. Первый принцип заключается в том, что социалистический взгляд на человеческую природу отрицает все человеческие недостатки и индивидуальные особенности. В свете данной идеологии было принято считать, что все человеческие пороки - это результат социального неравенства - не более того.
  2. Главенство общих интересов над частными. Интересы общества важнее, чем интересы и проблемы отдельно взятого человека или семьи.
  3. Устранение элементов эксплуатации одного человека другим и помощь нуждающимся слоям населения.
  4. Социальная справедливость. Этот принцип реализуется в устранении понятий частной собственности и перераспределении ресурсов на нужды простого народа.

Идеология развитого социализма

Понятие развитого социализма и его концепция были сформулированы уже в двадцатом веке. Создатели концепции развитого социализма опирались на то, что СССР добилась к тому времени достаточной материальной базы для того, чтобы граждане имели возможность в полной мере удовлетворить все насущные потребности.

Кроме того, утверждалось, что советское общество однородно, в нем не существует никаких национальных и идеологических конфликтов. Таким образом, у СССР есть возможность развиваться быстро и без внутренних проблем. Так ли это было на самом деле? Нет. Но теория развитого социализма в то время активно пропагандировалась властями и впоследствии получила название "Идеология застоя".

Заключение

Социализм как политическая идеология кажется очень привлекательным. В своем идеальном виде он пропагандирует вещи, к которым человечество стремилось веками: равенство, справедливость, искоренение недостатков капиталистического строя. Но история показала, что эти идеи хорошо работают только на бумаге и не учитывают многие нюансы человеческой природы.

Христианский Исламский Буддийский Африканский Арабский Меланезийский Аграрный Экологический

Термин «социализм» впервые был использован в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» (1834) . М. Туган-Барановский писал, что термин «социализм» подчёркивает значение общественного сотрудничества в новой социальной модели, в противоположность господствовавшей экономической школе, признававшей идеалом хозяйственного строя неограниченную свободу единоличного предпринимательства . Социализм, таким образом, противопоставлялся индивидуализму .

История идей

Идеи общественного устройства на основе отказа от частной собственности и уравнительного распределения существовали на протяжении всей истории человечества . По мнению некоторых исследователей, все такие учения имеют одно общее ядро - они основываются на полном отрицании современного им строя жизни, призывают к его разрушению, рисуют картину более справедливого общественного строя, в котором найдут разрешения все основные проблемы современности, и предлагают конкретные пути для достижения этого строя .

Античность

Утверждаю: все сделаться общим должно и во всем
пусть участвует каждый.
<...>
Мы общественной сделаем землю,
Всю для всех, все плоды, что растут на земле, все чем
собственник каждый владеет.

Утописты

Идеи социализма содержатся в трудах ранних коммунистов-утопистов Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). На острове Утопия, о котором говорит Т. Мор , нет частной собственности , денежного обращения и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.

Новое время

Всплеск социалистических проектов пришёлся в Западной Европе на начало XIX века, и связан он с именами Сен-Симона , Фурье и Оуэна .

Социализм по Карлу Марксу

Этический социализм

В конце XIX века среди теоретиков II Интернационала (Э. Бернштейн , К. Форлендер en , М. И. Туган-Барановский и др.) распространились неокантианские идеи , и появилось стремление соединить социально-экономическое учение Маркса с этикой И. Канта , трактуя социализм как этическое мировоззрение. Вскоре стремление этического социализма дополнить марксизм кантианством сменилось противостоянием марксизму, который отождествлялся с фатализмом, не предполагающим свободы и нравственной ответственности человека. Этический социализм исходил из идеи эволюционного развития общества, не признавал теории «крушения капитализма», обосновывал необходимость политики реформ . На протяжении XX века этический социализм был идейной основой европейской социал-демократии .

Пути перехода к социализму

«Манифест коммунистической партии» - оригинал

Споры революционных анархистов и марксистов по вопросу об участии в парламентской борьбе, а также о захвате государственной власти привели к размежеванию этих двух течений (окончательно - в 1893 году после долгих споров внутри уже Второго Интернационала , куда споры перекочевали из Первого Интернационала).

  • Социал-демократы и фабианцы считают возможным приход социалистической партии к власти путём парламентских выборов, с последующим проведением социалистических реформ легальным способом, без насилия и без крови.

Государственный социализм

Социализм, основанный на полном контроле государства над экономикой (плановое хозяйство , командно-административная система). Наиболее распространенная форма практической реализации теорий социализма.

Государственная экономика господствовала в Египте после мусульманского завоевания . В Османской империи вся земля считалась государственной, семьи крестьян обеспечивались стандартными наделами. Все земли, недра и другие источники богатства рассматривались как общее достояние мусульманской общины. Воины получали право на сбор налогов с небольших поместий, но не имели никакой власти над крестьянами, а собираемые налоги были невелики. Порядки Османской империи были заимствованы многими соседними странами, в том числе Ираном. Распространение крупного частного землевладения в Османской империи в XVIII веке нарушило принципы государственного регулирования .

Коммунизм

Философская энциклопедия под редакцией А. А. Ивина под коммунизмом понимает радикальную , высшую форму социализма, стоящего на позициях интернационализма , ставившую целью обозримого будущего насильственное свержение капитализма и построение «идеального общества», конец предыстории человечества и начало его подлинной истории. Коммунистическое учение обещало обеспечить прекрасное будущее для всего человечества. Для достижения этой цели предполагалось опираться на пролетарскую солидарность, научно-технический прогресс и централизованную организацию экономики, которая, по мысли основателей данной теории была более эффективной, чем капиталистическая. Данный тип социализма существовал, охватив до трети человечества, на протяжении почти всего XX века, но в конце-концов разрушился из-за малоэффективной плановой экономики и безудержного экспансионизма .

Ведущим идеологом и практиком этого направления был В. И. Ульянов (Ленин) , доктрину которого принято называть марксизмом-ленинизмом . Ленин подчеркивал отличия своей идеологии и практики от умеренного социализма (социал-демократии ) и для практического размежевания с последними в г. создал международную структуру - Коммунистический интернационал в отличие от уже существовавшего Социалистического интернационала .

«Если мы спросим себя, что представляет собою коммунизм в отличие от социализма , то мы должны будем сказать, что социализм есть то общество, которое вырастает из капитализма непосредственно, есть первый вид нового общества. Коммунизм же есть более высокий вид общества и может развиваться лишь тогда, когда вполне упрочится социализм. Социализм предполагает работу без помощи капиталистов, общественный труд при строжайшем учете, контроле и надзоре со стороны организованного авангарда, передовой части трудящихся; причем должны определяться и мера труда и его вознаграждение. Это определение необходимо потому, что капиталистическое общество оставило нам такие следы и такие привычки, как труд враздробь, недоверие к общественному хозяйству, старые привычки мелкого хозяина, которые господствуют во всех крестьянских странах. Все это идет наперекор действительно коммунистическому хозяйству. Коммунизмом же мы называем такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда бесплатная работа на общую пользу становится всеобщим явлением».

- В.И.Ленин «Доклад о субботниках на московской общегородской конференции РКП(б) 20 декабря 1919 г.» - Полн. собр. соч., т. 40, с. 33-34.

Социал-демократия

Социал-демократия - социально-политическое движение и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма легальными методами политической борьбы с целью утверждения социалистических идеалов: социальной справедливости, солидарности и большей свободы .

Первоначально социал-демократия, возникшая в последней трети 19 века, была воплощением марксистского социализма. В настоящее время под социал-демократией подразумевают теорию и практику партий, входящих в Социалистический интернационал . Внутри неё существует ряд социально-философских, идеологических и политических течений, национальных и региональных вариантов. Существуют «скандинавская» или «шведская» модель социализма, «интегральный социализм», основывающийся на австромарксизме , «фабианский социализм », «гильдейский социализм» и т. д. Все разновидности социал-демократии, как правило, объединяют общим понятием «демократический социализм» .

Фабианский социализм

Концепция фабианского социализма, являясь в настоящее время стратегией лейбористской партии Великобритании, имеет значительное влияние в интеллектуальной элите и правящих кругах многих стран мира, в том числе Канаде, Новой Зеландии и США - и ориентирована на признание и реализацию социалистических идеалов: социальной справедливости, равенства, высокого уровня социальной защищенности трудящихся, равенства возможностей и экономической демократии, политического интернационализма, эмансипацию земли и промышленного производства от личной и частной собственности, экономическое планирование, развитие кооперативного движения, но, в отличие от марксистской интерпретации социализма, нацелена на медленную "естественную" эволюцию общества на основе просвещения и пропаганды социалистических идей, медленных локальных постепенных реформ, классового мира и консенсуса между социальными группами и классами; марксистская концепция рассматривается в качестве авторитетной, но не бесспорной, в качестве одной из многих моделей общественного переустройства и движения к социализму. Тони Блэр , экс-премьер Великобритании является видным представителем фабианского движения, к сторонникам фабианского социализма аналитики относят президента США Барака Обаму , рассматривающего рост социального неравенства, уменьшение возможностей социального продвижения в США и во всем мире в качестве фундаментального вызова современным демократическим институтам и видящего своё призвание в преодолении этих разрывов, особенно в сфере медицинского обслуживания и образования.

«Шведская модель»

Функциональный социализм

Иногда социализмом называют сочетание социального государства и капиталистической экономики. Так, например, говорят о «шведской модели социализма».

Шведская модель (в оригинальных терминах - «Дом для народа ») исходит из того положения, что рыночная экономика наиболее эффективна, поэтому государство придерживается невмешательства в собственно производственную деятельность предприятий и компаний; а негативные социальные издержки рынка - в частности, безработицу и сильное неравенство - можно побороть при помощи активной деятельности государства на рынке труда, перераспределения части прибыли через налогообложение и использование госсектора, преимущественно включающего в себя инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды (а не предприятия).

Эта концепция реформистской идеологии получила название «функциональный социализм», термин ввёл в политический оборот в конце 60-х годов видный теоретик СДРПШ Г. Адлер-Карлссон .

Критика

Ряд исследователей действительно усматривает в развитом «социальном государстве» признаки реализации социалистической идеи общественной собственности, осуществляемой за счёт перераспределения доходов через систему налогообложения и специальные фонды. Однако, эта модель постоянно подвергается жёсткой критике как «справа », так и «слева ».

Менее радикальные критики «слева» отмечают, что, в отличие от государств бывшего «Восточного блока» и в том числе СССР, в Швеции госсектор отнюдь не состоит из предприятий, создающих прибавочный продукт. При этом расходы на социальное обеспечение в ВВП Швеции составляют более 40 %. Извлекаются необходимые для этого средства путём налогообложения, причём основным его объектом является не крупный корпоративный бизнес, а наёмные рабочие и мелкие предприниматели. Таким образом выходит, что в виде «социальных выплат» им возвращается часть ими же и созданной стоимости, ранее у них же изъятой. Максимальная ставка налога на средний доход рабочего составляет - 50–65 %, служащего - до 80 %. Вывод делается следующий:

Социальные, или как их именуют социал-демократы «умеренно социалистические» реформы, затрагивающие только сферу распределения, всегда оказываются половинчатыми и в долгосрочной перспективе - непременно убыточными. Любая попытка улучшить изнутри такой «распределительный (трансферный) социализм» будет усугублять системные противоречия, скрытые в недрах этого социально-политического порядка. И большая часть грядущих материальных издержек, связанных с реставрацией или модернизацией этой модели «государства благоденствия», вновь ляжет на плечи класса наёмных работников.

Американский социолог и экономист Дж. Бьюкенен вполне законно называет подобный тип социально-политического устройства «государством трансфера»:

«Государство трансфера» всего лишь взимает налоги с индивидов и групп, находящихся в его юрисдикции, и переводит (англ. transfers ) эти средства в виде выплат наличными другим индивидам и группам данного политического сообщества .

Лишена такая «перераспределительная» социальная система, стоящая на ориентированном на получение прибыли любой ценой (то есть, имеющим с ней строго противоположные цели) рыночно-капиталистическом базисе, и большинства характерных (как практически, так и потенциально) для плановой экономики преимуществ: в частности, рационального, планомерного и научно обоснованного развития производительных сил общества как единого народнохозяйственного организма.

Критики справа, в свою очередь, также отмечают и такие свойственные этой системе проблемы, как огромный рост бюрократизма , сильнейшая идеологизация и даже постепенный дрейф к «неототалитаризму», характерные для бесплатной медицины длинные очереди и т.д.

Самоуправленческий социализм

Самоуправленческий социализм - внутреннее течение социалистической мысли отрицающее необходимость сильного государства и монополию государственной собственности. Концепция в 70-80-е годы XX века сформулирована в некоторых программных документах ряда партий Социнтерна - Франции, Испании, Португалии, Бельгии . Считается, что все граждане общества должны участвовать в процессе выработки и принятия решений при децентрализации системы управления. Государство сохраняется для внешних отношений, а все его внутренние функции передаются органам самоуправления. Сторонники данной концепции поддерживают необходимость классовой борьбы, принципа интернационализма, однако считают, что в СССР не было социализма, а был госкапитализм .

В России

Рыночный социализм

В начале 1950-х го­дов руководство Югославии про­воз­гла­си­ло курс на соз­да­ние мо­де­ли со­циа­лиз­ма, клю­че­вым эле­мен­том ко­то­рой ста­ло «ра­бо­чее са­мо­управ­ле­ние» пред­при­ятий, имеющих возможность вы­би­рать наи­бо­лее вы­год­ные ус­ло­вия реа­ли­за­ции сво­ей про­дук­ции, вклю­чая дос­туп к внеш­ним рын­кам, при со­хра­нении государственного пла­ни­ро­ва­ния. Главным тео­ре­ти­ком «юго­слав­ской мо­де­ли» стал Э. Кар­дель . Под влия­ни­ем югославского опы­та американский эко­но­мист Я. Ва­нек на­чал раз­ра­бот­ку «об­щей тео­рии ры­ноч­но­го хо­зяй­ст­ва, управ­ляе­мо­го ра­бо­чи­ми» .

Национал-социализм

Социалистические тенденции были сильны [ ] на начальном этапе развития германского национал-социализма (1922-1934). В частности, социалистическую платформу занимал [ ] один из основателей НСДАП Грегор Штрассер .

Национал-социализм (нацизм) отличался от коммунизма в своём отношении к собственности. Нацисты не экспроприировали частную собственность, а лишь подчиняли целям и задачам государства. Гитлер , в частности, не раз указывал, что социализм в его понимании - это в первую очередь обобществление душ, а не собственности: собственность можно оставить в какой-то мере в частных руках, если поставить собственника, управляющего ею, в зависимость от государства . Среди других отличий называют: отрицание демократии , опору на иные слои населения, чем те, которые поддерживают коммунистов, поддержку со стороны правящих классов старого общества , реваншизм , концепция «классовой гармонии» (теории народного сообщества, народного государства, корпоративности) , ненависть к коммунизму и пролетарскому интернационализму (антикоммунизм , Антикоминтерновский пакт), антиматериализм, иррационализм и мистицизм , расистская идеология , социальный дарвинизм , шовинизм , ксенофобия и антисемитизм .

Нацисты рассматривали коммунистов в качестве своих основных политических конкурентов: только их массовое физическое уничтожение позволило нацистам окончательно захватить власть в Германии .

Существует мнение, что нацизм и коммунизм объединяло отрицание развивающиеся страны с марксистско-ленинистскими режимами.

На Западе социалистические страны и «страны социалистической ориентации» обычно именовались термином «Коммунистические страны» (англ. Communist states ).

Существуют следующие точки зрения на социализм в СССР:

Несмотря на связанные с этим проблемы, часто отмечается что советский «социализм» ощутимо поднял промышленность, культуру и качество жизни в России/СССР, осуществил модернизацию, массовую индустриализацию, тем обеспечив создание достаточно мощных производительных сил капиталистического типа под управлением государства, однако впоследствии из-за авторитарной системы правления, автаркических и изоляционистских тенденций, многочисленных ошибок в государственном менеджменте, сепаратизма окраин и окостенения идеологии, которая не только перестала быть отражением выводов науки (как у классиков), но и сама стала диктовать свою волю последней, не выдержал прямой конкуренции с системой рыночного капитализма, или, по другой версии, со сменившей её в большинстве развитых стран после Второй мировой войны общественно-экономической системой, характеризующейся заменой частной, в исходном смысле этого слова, собственности на корпоративную («элитаризм», власть международной финансовой и корпоративной элиты), и содержащей подлинно капиталистические элементы (капитал, рынок, конкуренция, частная собственность на часть средств производства) лишь в виде отдельных вкраплений . Однако в ней незаметно для рядовых граждан действовали механизмы государственного дотирования и субсидирования, которые способствовали установлению социальной справедливости. Например, производство продуктов питания первой необходимости дотировалось государством на половину и более, с соответствующим снижением розничных отпускных цен, которые часто были ниже цен, по которым государство закупало у производителей. Это делалось за счёт одновременного завышения государственных розничных цен на предметы не первой необходимости (например, автомобили), а также государственных доходов от экспорта, в первую очередь - нефтепродуктов.

Существует мнение (пример - тот же «ранний» С. Платонов), что апологетика Советского Союза и попытка скрыть реальное положение привели, кроме прочего, к забвению самого духа марксистско-ленинского учения, в котором всегда подчёркивалась абсолютная важность опоры на науку и научности идеологии (не основанная на науке идеология у Маркса приравнена к идеализму), что выражалось в «схоластическом » следовании конкретным, частным положениям марксистских и ленинских учений о социализме, коммунизме, капитализме и так далее, и тиражировании идеологизированных представлений о них, вопреки реальному ходу событий в развивающемся мире, - при том, что классики писали свои работы в середине XIX - начале XX века, в соответствии с тогдашней обстановкой, и физически не могли с детальной точностью предугадать дальнейший ход мировой истории.

Например, широко применявшиеся в официальной советской идеологии термины «империализм» и «государственно-монополистический капитализм » на самом деле изначально характеризовали вполне определённые этапы развития общественно-экономических отношений в отдельных странах во времена Ленина, но впоследствии были стереотипно и некритично распространены «коммунистическими» идеологами на весь западный мир, хотя их актуальность к тому времени уже давно исчезла. С этой точки зрения, в СССР происходило негативное обратное влияние идеологии на науку, хотя по тому же Марксу идеология должна наоборот базироваться на выводах науки, донося её выводы до масс в «популяризованном», понятном им виде.

По «С. Платонову»,

…наша теоретическая мысль в течение десятилетий фактически блокирована, что обрекает нас на необходимость двигаться «эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок»"

/автор цитируемого высказывания - Ю. Андропов .

Современный «научный коммунизм», который многими ошибочно рассматривается как коммунистическая теория , на самом деле (в его части, касающейся деятельности уже победившего пролетариата) целиком относится к сфере идеологии , и слово «научный» в его названии не должно вводить в заблуждение.

Идеология, которая подвизается в несвойственной ей роли теории, то есть берётся объяснять и предсказывать, неизбежно порождает фантастические представления о современном мире - и что самое опасное и печальное - творит идеологические мифы о нас самих.

Внешне сходная, но по сути противоположная точка зрения состоит в том, что с теми же целями подвергались умышленному искажению марксистские и ленинские представления, которые в данном случае часто трактуются как нечто заведомо верное и не требующее корректировок, как в общем, так и в частностях.

Так, с этой точки зрения постепенно становился всё более и более общепринятым тезис о том, что при социализме действие закона стоимости , наличие прибыли - нормальные явления, не противоречащие марксистской концепции. Подобная ситуация называлась творческим развитием марксистско-ленинской теории (постулат существования при социализме закона стоимости был выдвинут И. В. Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год), хотя на деле противоречил исходному пониманию самого К.Маркса:

  • прибыли как исключительно капиталистической категории (превращённая форма прибавочной стоимости, а прибавочная стоимость есть только в капитализме);
  • стоимости как категории, которая вместе с товаром исчезает при социализме.

Таким образом, с одной из точек зрения, представления о социализме, столкнувшись с реалиями, постепенно в определённой степени отошли от изначальной марксистско-ленинской концепции.

С другой точки зрения, раз советское общество было по сути капиталистическим, то и применять к нему представления о социализме было явно преждевременно, так как в нём в полном объёме продолжали действовать законы капиталистической экономики, которые её огосударствление (лишь «упразднение» частной собственности, а не её уничтожение) не «обмануло» и не отменило, а лишь сделало их влияние скрытым, малозаметным внешне, но от этого не менее действенным.

В целом и общем, можно сказать, что до определённой степени и со своей позиции по своему верна каждая из представленных выше точек зрения на эту проблему.

«Социализм XXI века»

Основоположники марксизма настаивали на том, что коммунизм неминуемо придёт на смену капитализму прежде всего в силу того, что первый будет иметь более высокую производительность труда, чем второй. Это была одна из основных ошибок классического учения о социализме. Экономика с глубоким разделением труда может функционировать только плюралистическим и децентрализованным образом. Социализм по самой своей природе не способен выдержать экономическое состязание с капитализмом. Он ведёт в конечном счете к торможению экономического развития и не выдерживает конкуренции с индивидуалистическим обществом в сфере экономики .

Коммунизм и национал-социализм убедительно показали, что господство идей коллективизма в индустриальном обществе неминуемо оказывается тоталитаризмом Социализм на Викискладе

Социализм в Викиновостях

Социализм (socialism ) - это экономическая система и общественный строй, где на первый план выдвигается идея всеобщего равенства и справедливости, нет классового разделения общества, и, где основными чертами являются общественная собственность, коллективный труд и плановость.

История человечества - это не только история побед и достижений, но это и история бедствий, страданий, жестокости, дикости, голода и т.д. Так, по данным А. Мэддисона, в Европе на протяжении тысячи лет с 500 по 1500 год практически не было роста среднедушевого потребления. Пищевое благополучие знати предполагало полуголодное существование черни. Поэтому еще в глубокой древности возникла мечта о идеальном, совершенном обществе, где царили бы справедливость, равенство, счастье, свобода. Научный социализм и коммунизм мыслились как антиподы рынку, капитализму. Рыночная система "поощряет" трудолюбие, бережливость, инициативу, честность, знание и "наказывает" лень, пассивность, безграмотность, беспечность, то есть она предполагает экономическое принуждение посредством конкуренции. Ф. Хайек , один из крупнейших экономистов XX века, писал: "Одна из важнейших причин неприязни к конкуренции, конечно же, заключается в том, что конкуренция показывает не только, как можно эффективно производить блага , но также ставит тех экономических агентов, чьи доходы зависят от конъюктуры рынка, перед выбором: либо подражать тем, кто добился большого успеха, либо частично или же полностью лишиться своего дохода ". Такая экономическая система справедлива для общества в целом, так как обеспечивает рост эффективности экономики, благосостояния большинства, но воспринимается несправедливой теми, кто проиграл в конкурентной борьбе. Продавец считает несправедливым снижение цен, а покупатель - их повышение; те, чьи доходы невелики, считают несправедливыми и подозрительными высокие доходы. Гораздо реже люди завидуют уму, таланту, трудолюбию, знаниям, опыту. Но рыночной системе свойственна несправедливость и другого рода: один получает в наследство от родителей и богатство, и ум, и красоту, а другие - бедность, болезни. Устранить такую несправедливость полностью невозможно, но уменьшить ее, помочь каждому развить и реализовать свои способности можно. Но это задача не рынка, а государства.

Основные черты социалистического общества сформулировали создатели утопического социализма конца ХVIII - начала ХIХ века А. Сен-Симон, Ш. Фурье , Р. Оуэн . Их взгляды носили ярко выраженную антикапиталистическую, антирыночную направленность. Общество, которое, по их мнению, придет на смену капитализму, будет иметь такие черты, как общественная собственность, коллективный труд, плановость. Это бесклассовое общество, где будут поощряться наука и искусство, будет господствовать человеколюбие, труд станет естественной потребностью человека, наслаждением. У Фурье встречается идея соревнования людей в процессе труда. Продукт будет распределяться, по мнению Фурье, по труду, капиталу и таланту. Р. Оуэн выдвинул принцип: от каждого по способностям, каждому - по труду. Ими разработано учение об общественно-экономических формациях, о роли классовой борьбы в развитии общества и т.п.

Теория научного социализма К. Маркса и Ф. Энгельса не пошла дальше утопий. Но они указали на ту силу, которая приведет к социализму - пролетариат, и на путь переустройства общества - пролетарскую социалистическую революцию. При этом решение проблемы, поставленной еще Т. Мором, виделось в высокой сознательности пролетариата, который как класс идеализировался марксистами. Поэтому можно сказать, что никакой научной теории социализма, то есть теории общества, возможность существования которого научно доказана, никогда не существовало. По этому поводу Ю. Буртин писал в 1989 году в журнале "Октябрь", что стоило Марксу и Энгельсу довести критику капитализма до идеи пролетарской революции и предпринять попытку нарисовать контуры общества, которое должно возникнуть на этой основе, как они начинали говорить без обычной чеканной ясности и твердости в голосе, как-то более отрывочно и противоречиво, невнятно. "Вместо всегдашних трезвых реалистов мы вдруг видим перед собой утопистов, чей революционный романтизм... невольно и незаметно для себя обращается в свою реакционную противоположность ".

Теория "научного" социализма апеллирует к чувствам, но не к разуму и потому воспринималась теми слоями населения, которые больше склонны уповать на лидера, вождя, мессию, а не на себя. В этой теории мессианский элемент доминирует. "Идея социализма, - писал Л. Мизес семьдесят лет назад, - одновременно, и грандиозна, и проста. Действительно, можно сказать, что идея социализма - одна из самых честолюбивых порождений человеческого духа... Она настолько великолепна и дерзка, что вызвала величайшее заблуждение в обществе. Мы не вправе небрежно отбросить и забыть социализм в сторону, а должны опровергать его, если желаем спасти мир от варварства" .

С экономической, а следовательно, и с любой другой точки зрения, социализм неосуществим, а поэтому утопичен и реакционен, ибо ведет общество не к прогрессу, а к хаосу, разрушению, регрессу. Еще в "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс сформулировали основное условие общественного прогресса: свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Они полагали, что при социализме этот принцип будет осуществлен. На этой основе, по мнению марксистов, произойдет своего рода интеллектуальный взрыв, гигантски ускорится развитие производительных сил и будут достигнуты высшая, против капитализма, производительность труда, высочайший уровень благосостояния народа (все богатства польются полным потоком). "Люди, - писал Ф. Энгельс, - ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами природы, господами самих себя - свободными" .

Очевидно, что ни одна страна, вставшая на социалистический путь развития, не подтвердила этих прогнозов. Напротив, после некоторого рывка они все более и более отставали от капиталистических стран. И дело здесь ни в недостатке времени, ни в неумелости вождей, ни в неготовности народа к новому способу жизни, а в недостижимости поставленных классиками целей с помощью предложенных средств. В этом главное противоречие социалистической теории. Экономика социализма основана на трех принципах: общественная собственность, плановое хозяйство, распределение по труду.

Общественная собственность не может не быть собственностью государственной. При ней исчезает хозяин. Все общее и все ничье. Ее черта - ничейность. Всем управляет чиновник, который тоже не хозяин. Поэтому бюрократизм, некомпетентность, расточительность - черты этой собственности. Все это ведет не к прогрессу, а к регрессу. "Существует веская причина опасаться, - писал А. Маршалл , - что коллективная собственность на средства производства убьет энергию человечества и остановит экономическое развитие... "

Планомерность - не что иное, как иллюзия. Ведь планомерность возможна при решении трех задач: 1) измеримости потребностей; 2) точного знания будущего; 3) возможности в короткие сроки увязать всех производителей между собой, рассчитать все связи между ними в натуре, ассортименте, в реальном режиме времени. Нетрудно доказать, что все эти три задачи не имеют решения. Плановая экономика убивает инициативу. Это казарменная экономика, экономика дефицита, это производство для производства, а не для человека.

Распределение по труду возможно только в том случае, если можно измерить не затраты рабочей силы или рабочего времени, а трудовой вклад, что невозможно в принципе, так как предполагается, что труд каждого с самого начала до реализации продукции является непосредственно всеобщим трудом. Классики марксизма, сформулировав принцип, при попытке переложить его на язык практики подменяли распределение по труду уравнительным распределением. Так, полемизируя с Е. Дюрингом, Ф. Энгельс в шестой главе второго отдела "Анти-Дюринга" приходит к выводу, что проблема оплаты труда будет снята его переменой (то есть строитель будет работать попеременно то архитектором, то тачечником) и тем, что расходы на образование будет нести общество, а потому сам более квалифицированный работник "не вправе претендовать на добавочную оплату".

Таким образом, социалистическая теория внутренне противоречива и практически неосуществима. На практике во всех "социалистических" странах произошло восстановление азиатской формы общества, но в социалистической словесной оболочке, предполагающей диктатуру, насилие, бесправие масс, застой, леность.

Социализм обернулся для своих народов социокультурной отсталостью, бедностью, разрушением производительных сил, окружающей среды, самого человека. Общественное развитие, как удачно определил наш историк и политолог Алексей Кива, пошло иным путем, не так, как предсказывали Маркс, Энгельс, Ленин. Не путем пролетарской революции, диктатуры пролетариата и социализма, а путем саморазвития капитализма, общества, основанного на частной собственности. Не путем отрицания рынка, предпринимательства, а развития его путем превращения индустриального общества в постиндустриальное . Конечно, у этого общества масса проблем: здесь труд не превратился, как мыслилось классиками, в наслаждение; здесь все не стали равными, богатыми и счастливыми. Но они значительно превзошли бывшие соцстраны в уровне развития науки и техники, в уровне благосостояния, здоровья, продолжительности жизни, в уровне свободы, демократии, в области прав человека. "Общество, - пишет М. Фридмен , - ставящее равенство (т.е. равенство результатов) выше свободы, в конечном счете утратит и равенство, и свободу. Но, если ради достижения данного равенства общество прибегнет к силе, то все это уничтожит свободу, а сила, которая была применена в самых благих целях, окажется в руках тех людей, которые используют ее в своих собственных интересах" .

Итак, причина разрушения социализма в нежизнеспособности, в неэффективности данной экономической системы. Это был эксперимент, заведомо обреченный на провал. "Ленин направляет российскую историю по ложному, тупиковому пути ", - писал Г.В. Плеханов в своем политическом завещании, впервые опубликованном 30.11.1999 года "Независимой газетой". "При ленинском социализме рабочие из наемных капиталиста могут превратиться в наемных государства-феодала, а крестьяне. .. - в его крепостных ", - это было продиктовано в начале 1918 года "Большевизм - это идеология люмпенов ", - диктовал умирающий "пионер марксизма" в России. Возвращение в общемировое русло экономического развития не могло быть легким, безболезненным: падение производства превысило все прогнозы. Огромны масштабы инфляции, чрезвычайную остроту приобрела проблема занятости, увеличилась дифференциация доходов.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.