Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность; о саде чаще всего говорится "hortus conclusus" ("сад огражденный"). Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.
Средневековье видело в искусстве второе "откровение", обнаруживающее в мире мудрость, гармонию, ритм. Эта концепция красоты мироустройства выражена в ряде письменных произведений средних веков - у Эригены, в "Шестодневах" Василия Великого и Иоанна Экзарха Болгарского и мн. др.
Все в мире имело в той или иной мере многозначный символический или аллегорический смысл, сад же - это микромир, подобно тому, как микромиром являлись и многие книги. Поэтому сад часто в средние века уподобляется книге, а книги (особенно сборники) часто называются "садами": "Вертоградами", "Лимонисами", или "Лимонариями", "Садами заключенными" и пр. Сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление. Книги носили названия также "Пчел" - название, опять-таки связанное с садом, ибо пчела собирает свой мед в саду.
Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно (что имело символическое значение) на четыре квадратные части. В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом - символом чистоты веры, неиссякаемой благодати и т. д. Часто устраивался и небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья - фруктовые или декоративные и цветы.
Однако хозяйственные фруктовые сады, аптекарские огороды и огороды для кухни устраивались обычно за пределами монастырских стен. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище. Аптекарский же огород располагался вблизи монастырской больницы или богадельни. В аптекарском огороде выращивались и растения, которые могли служить красителями для раскрашивания инициалов и миниатюр рукописей. И целебные свойства травы определялись главным образом символическим значением того или иного растения.
Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам и цветам, служит рескрипт 1812 г., которым Карл Великий распорядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий цветов и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировались даже нищенствующими орденами. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе, как под сад. Другие монашеские ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства, христианских добродетелях.
Особый характер носили сады в замках. Они находились обычно под особым наблюдением хозяйки замка и служили маленьким оазисом спокойствия среди шумной и густой толпы обитателей замка, наполнявшей его дворы. Здесь же выращивались как лекарственные травы, так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое значение. Особое внимание уделялось душистым травам. Их душистость отвечала представлениям о рае, услаждающем все чувства человека, но другой причиной их культивирования было то, что замки и города, вследствие низких санитарных условий, были полны дурных запахов. В средневековых монастырских садах сажались декоративные цветы и кусты, особенно вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока розы. Иногда здесь росли деревья - липы, дубы. Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались "луга цветов" - для турниров и светских забав. "Розовый сад" и "луг цветов" - один из мотивов средневековой живописи XV-XVI вв.; мадонна с младенцем чаще всего изображалась на фоне сада.
Библиотека швейцарского монастыря Ст. Галл в 1983 году была занесена в список памятников Юнеско. Здесь хранится около 2000 средневековых манускриптов, но побудил включить библиотеку в список Юнеско лишь один из них - самый ранний из сохранившихся до наших дней план средневекового монастрыря. Вот он:
Созданный в 819-826 годах, уникальный план отлично сохранился до наших дней. Его предназначение до сих пор остается загадкой. Как предполагают специалисты, скорее всего, он был не фиксацией реального положения вещей в монастыре, а некоей идеальной моделью для подражания. На план нанесены 333 надписи, позволяющие детально идентифицировать все части монастрыря: собор, сад, школу, службы и т.д.
На этой копии плана отмечены все "садовые" части монастыря:
X - огород, "под" которым находится дом садовника, Y - плодовый сад совмещенный с кладбищем, Z - сад лекарственых растений.
Благодаря надписям мы можем узнать, что росло в каждом из них.
В саде лекарственных растений - шалфей, кресс водяной, рута, тмин, ирис, любисток, мята болотная, фенхель, горох, марсилия, costo (?), fenegreca (?), розмарин, мята, лилии и розы.
В плодовом саду - яблоки, груши, сливы, омела, лавр, каштан, инжир, айва, персики, фундук, amendelarius (?), шелковица и грецкий орех.
В огроженном аркадой дворике, примыкающем к собору (cloister), разделенном дорожками на четыре части, рос можжевельник.
А на этом замечательном сайте http://www.stgallplan.org/en/index.html можно разглядеть самые мельчайшие детали плана и прочитать (воспользовавшись расшифровкой и английским переводом) все 333 надписи! Ну и конечно, узнать много другого о плане монастрыря святого Галла.
Характеристика художественной культуры Средневековья. Особенности средневекового сада: изменение функций и назначения, символический и миниатюрный характер, своеобразие декоративных элементов. Сад и книга в Средние века. “Цветочки” святого Франциска Ассизкого.
Три типа средневековых садов: монастырские; мавританские и феодальные.
Монастырские сады - их планировка и основные черты. Символика монастырского сада. Типология монастырских садов: плодовые сады, огороды, сад цветов для церковных служб, аптекарские сады. Вертоград - декоративный монастырский сад.
Италия - родоначальница монастырских и ботанических садов. Сады Бенедиктинского Ордена, элементы римского садово-паркового искусства: симметрия, приоритет утилитарной функции. Монастырско-дворцовый характер садов при Карле Великом (768-814 годы). Сад монастыря Галлен (Швейцария, 820 год). Монастырские сады Франции, Англии.
Литературные памятники средневекового садоводства. Альберт Больштэдский (1193-1280) и его трактат о садоводстве.
Тема 14. Сады и парки средневековья – Мавританские и феодальные сады
Мавританские сады (патио), их происхождение, специфические черты и декоративные элементы. Виды мавританских садов: внутренние и внешние. Ансамбли в Гранаде, Толедо, Кардове (XI - XIII века). Альхамбра - чудо испано-мавританской архитектуры. Сады Альхамбры: сад Мирт, Львиный сад и др. Ансамбль Альказар в Севилье.
Феодальные сады - сады замков и крепостей. Кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 годы) в Нюренберге. Сады Крепостного дворца в Будапеште. Розенгартены. Французские Королевские сады XV века. “Сад - земной рай” (Данте “Божественная комедия”).
Городские сады домедицейской эпохи. Появление и развитие Ботанических садов: 1525 год - Пизанский ботанический сад - первый в Европе; Ботанические сады в Падуе (1545 год), Болоньи, Флоренции, Риме; 1597 год - первый ботанический сад во Франции; в Германии в Лейдене (1577 год), в Вюрцбурге (1578 год), в Лейпциге (1579 год).
Причисление садоводства к разряду “свободных искусств” (1415 год, Германия, Аусбург). Сад Фуггеров (Германия). Нюрнбергские сады. Создание коронованного “Цветочного Ордена” (1644 год, Германия).
Превращение утилитарного сада в “потешный”. Сады позднего Средневековья. “Сады любви” и “сады наслаждений”. Растительность и убранство садов. Садовый быт. Бокаччо “Декамерон”.
Переход от садов Средневековья к садам Ренессанса.
Тема 15. Садово-парковое искусство возрождения в италии.
Культура Возрождения. Природа в литературе и философии Возрождения. Концепция природы в трактате Л.Альберти “О живописи”. Пейзаж в итальянской лирике Возрождения. Природа в итальянских утопиях позднего Возрождения. Понятие “Natura” в мировоззрении Ф.Петрарки.
Три этапа развития итальянских садов: XIV - XV века - сады раннего Ренессанса (Флорентийский период); XV - конец XVI веков - Римский период; XVI - XVII века - сады Барокко.
Типы итальянских садов: а). террасные; б). учебные; в). медицейские; г). сады при дворцах; д). сады при виллах; е). ботанические.
Флорентийские сады раннего Возрождения, их композиционное построение. Планировочное единство садовых композиций, создание “идеальной” природы. Вилла Кареджи (1430 - 1462, арх. Миколоццо).
XV - XVI века - век медицейской культуры. Медицейские сады, их характеристика. Сады при виллах Ланте, Боргезе, Альбани, Мадама и др. Вилла Медичи во Фьезолло (1457 год). Гуманистические традиции древнего Рима. Соединение учебного учреждения и сада. Итальянские общества. Флорентийская платоновская Академия (1459 год). Сал Сан-Марко - академия и музей античной скульптуры.
Сад виллы д’Эсте в Тиволи (XVI век), архитектор Пирро Лигорио. Его планировка, основные художественно-композиционные приемы. Вилла д’Эсте - шедевр садово-паркового искусства эпохи Возрождения, ее отличительные черты: законченность каждого отдельного участка и целостность общей композиции; продуманная последовательность и разнообразие восприятия.
Характерные черты садов Ренессанса: новое обращение к античности; секуляризация символико-аллегорической системы садово-паркового искусства; расширение архитектурной стороны садов. Светкость и историчность символики ренессанских садов. Единство садов и природного ландшафта.
XVI век - садоводство римских пап. Усиление пышности и интеллектуального элемента в садово-парковом искусстве Ренессанса. Двор Бельведера.
1. Сады арабов в Испании.
В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья. Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства. «Но одновременно в этих муках рождалось новое человеческое общество. В войнах и восстаниях, голоде и эпидемиях происходило уничтожение рабства, смена его феодальным строем».
В истории архитектуры средневековье делят на три периода: ранне-средневековый (IV-IX вв.), романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения.
Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз.
Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник - колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном,- прием, получивший широкое распространение в парках.
Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).
Позднее средневековье характеризуется открытием первых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические сады (Аахен, Венеция и др.).
Сады арабов в Испании
В VIII в. арабы (мавры) обосновались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром образования, а Кордова - самым цивилизованным городом Европы.
Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м 2) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом.
Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650X200 м) и Генералифе (площадь 80Х 100 м).
В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом. В центре находится бассейн (7X45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриженого мирта. Главным эффектом является отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28Х X19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддерживаемых 12 черными мраморными львами.
Имеется также Двор королевы, украшенный фонтаном, 4 кипарисами по углам, а главное - сложным орнаментом покрытия, в рисунок которого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов.
Ансамбль Генералиф - летняя резиденция халифов, расположена выше Альгамбры на 100 м. Это комплекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный двумя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.
В целом традиции испано-мавританского сада характеризуются следующими чертами: простота планировки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловлена геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада.
Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.
Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным %в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли.
Растительность используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко.
Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением.
В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета - голубой, желтый, зеленый.
Таким образом сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих приемов, соответствующих требованиям времени, природы, национальным традициям.
Эпоха античности с ее архитектурой, искусством, науками завершила свое существование в конце 4 в. Пришло новое время – эпоха феодализма, или период средневековья (5–15 вв.).
В эпоху средневековья происходят формирование европейских государств, постоянные междоусобные войны, восстания. Именно в это время утвердилось христианство. Рабство сменилось феодальным строем.
История архитектуры средневековья подразделяется на три периода:
1) раннесредневековый (4–9 вв.);
2) романский (10–12 вв.);
3) готический (конец 12–14 в).
Архитектура, искусство, особенно паркостроение, очень уязвимы и требуют для своего существования мирной обстановки, поэтому в условиях волнений в мире, особенно в Европе, приостанавливается развитие и садово-паркового искусства. Размеры садов резко уменьшаются, появляются внутренние сады в пределах монастырей и при замках, там, где им как
-
то гарантирована безопасность от разгрома. Именно внутренний сад стал единственным связующим звеном между жителем города и природой.Во внутреннем саду выращивали декоративные и плодовые насаждения, а также лекарственные травы. Деревья росли ровными рядами и в основном местного происхождения, встречались и экзоты.
Фруктовые сады по периметру окружали для защиты лиственными породами (липа, ясень, тополь).
Прообразом современных цветников были регулярные грядки с лекарственными и декоративными растениями: мальва, полынь, шалфей, чай, мак, богородская трава, рута и т. п. Формирование грядок было в форме призм. Откосы их укреплялись дерном, жердями или плетнями из лозы.
В средневековье появляются следующие основные типы садово-парковых объектов:
- монастырские сады;
- сады при замках;
- университетские сады;
Первые ботанические сады при академических центрах.
В монастырских садах часто две крестообразные пересекающиеся дорожки делили их на четыре части. В центре пересечения устанавливался крест или высаживался розовый куст в память о мученической смерти Христа. Сады при монастырях имели утилитарное назначение. Эстетические вопросы обычно отодвигались на второй план.
Замкнутый дворик внутри монастыря, где выращивались декоративные растения, назывался клуатром.
Сады при замках служили для отдыха и встреч, устраивались с декоративными элементами и небольшого размера.
Небольшие внутренние садовые территории привели к возникновению нового приема – лабиринта – участок из специально запутанных садовых дорожек, разделенных стриженой зеленью (рисунок 4). Он вписывался в какую-нибудь геометрическую форму, обычно квадрат или шестиугольник.
Прием позаимствован у строителей храмов, которые выкладывали мозаичный рисунок на полу, подводящий сложными путями, наподобие лабиринтовых троп, к центру зала. Проползая по такому узору на коленях, богомольцы представляли себе, что совершают далекое паломничество. Впоследствии именно эту идею перенесли в сад.
Позднее средневековье характеризуется развитием науки, и открытием первых университетов (в Париже, Оксфорде и т. п.). Достигли
Высокого уровня развития ботаника и садоводство. Стали появляться первые ботанические сады , открытые для широкой публики уже в эпоху Возрождения.
Рисунок 4 – Пример лабиринта (фото с гравюры)
Итак, особенности садово-паркового искусства Средневековья в центральной Европе следующие:
Простота и геометричность планировки внутренних садов;
Разработка нового приема – лабиринта;
Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики к первой половине 15 в.
Испано-мавританские (арабские) сады
Важную роль в развитии мирового ландшафтного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Палестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании.
Социальные условия. Мусульманское искусство Востока отличается величественной монументальностью, схематизмом и абстрактностью.
В ранний период развития исламского зодчества помещения мечетей, духовных учебных заведений и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими
до наших дней, являются сады в Испании.
Арабы применили опыт Египта, Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую систему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Испанию в цветущий край.
В Испании сформировался новый тип сада – испано-мавритан-ский (патио).
Он напоминает сад средневекового монастыря и атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Патио был небольших размеров – от 200 до 1200 м2, окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение помещений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративными элементами являлись бассейны, каналы, миниатюрные фонтанчики. Уделялось большое внимание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организовано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зеленый, желтый, как бы смягчающие зной.
Природные условия. Климат жаркий и засушливый, что заставляло прибегать к ирригации. Частые суховеи, песок, пыль дали основание для возведения вокруг мощных стен.
Растительность. Предпочтение отдавалось вечнозеленым породам (самшит, мирт), которые образовывали стриженые изгороди или бордюры. Выращивали туи, лавры, олеандры, миндаль, апельсиновые и мандариновые деревья, кипарисы. Стены зданий холодных тонов служили хорошим фоном для лимонных деревьев и жасмина.
Цветы не играли решающей роли в озеленении. В основном их ценили за ароматичность. Особенно популярны были роза и жасмин. Широко применялись глицинии, магнолии, столетники, ирисы, нарциссы, мальвы.
Вода и ее значение. Рай отождествляется с идеальным садом и изобилием в нем воды. Она обычно достигала кромки водоема и даже переливалась через нее. Правильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала стабильность.
Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды.
Фонтаны изначально использовались в качестве фильтров – для очищения воды от личинок насекомых, но далее, когда оценили изменчивость струящейся воды, стали применять их для наслаждения глаз, а шум – «как музыку для слуха».
Водные устройства испано-мавританских садов делятся на типы:
- каналы,
- узкие потоки-полосы,
- бассейны,
- фонтаны .
Специфические черты садов этого времени заключаются в:
Композиционной взаимосвязи архитектуры здания и садов;
Отсутствии общего осевого построения.
Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внутри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали одинаковыми растениями.
- «