Система уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Я иду на урок: 5-й класс

Ольга БАРАНОВА

Ольга Сергеевна БАРАНОВА - учитель русского языка и литературы гимназии № 1 города Полярные Зори Мурманской области.

Система уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Урок 1. «Заблудился!»

Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:

“Тайга - самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры - сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны - болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.

Если вы были внимательными слушателями, то должны были услышать звуки тайги, почувствовать её запахи, представить себя на звериной тропе, увидеть тайгу с высоты, восхититься её бескрайностью. И в то же время какая-то опасность таится в этом описании.

А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой новеллы В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Этот рассказ автобиографичен. Будущий писатель подростком плутал по тайге, но не пал духом и самостоятельно вышел к людям. Об этом написал он в школьном сочинении. Строгий учитель неожиданно похвалил его работу перед всем классом, и она была опубликована в школьном рукописном журнале. Затем, уже взрослым человеком, В.П. Астафьев записал этот рассказ, назвав его «Васюткино озеро».

На доске дальнейший план урока

1. Будни рыболовецкой бригады (краткий пересказ).

2. Диалог с матерью (чтение, комментарий).

3. Как же так случилось, что не раз бывавший в тайге мальчик Васютка вдруг заблудился? (Пересказ эпизода с глухарём.) Какие законы тайги он нарушил?

4. Эпизод с мухой. Почему он важен? Что понял мальчик? “И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя”.

Домашнее задание

1. Первая ночь в тайге (пересказ эпизода).

Урок 2. «Тайга хлипких не любит»

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о том, в какую трудную жизненную ситуацию попал герой рассказа. Как прошла его первая ночь в тайге? Какие детали указывают на бывалость, основательность Васютки? Что его тревожило? (Проверка домашнего задания.)

Перечислите законы тайги.

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Беречь патроны.

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

7. Не терять веры в свои силы.

Найдём в тексте описание сибирской тайги (с. 94–95. Все страницы приводятся по учебнику-хрестоматии под ред. М.Б. Ладыгиной. М.: Дрофа, 2006. Ч. 2). Что подчёркивает автор?

“Тайга... Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем... Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лес обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка...”

Как чувствовал себя мальчик, чего он боялся?

Чем он питался? (Пересказ.)

По каким приметам Васютка нашёл путь к Енисею? Какое открытие сделал Васютка? (Озеро - проточное.) Что это для него значило? (За ним мог быть Енисей, а могло быть и другое озеро.)

Почему для него было так важно выйти к сибирской реке? (По Енисею ходят пароходы, баржи, он как дорога в тайге, а потому легче привлечь внимание людей и спастись, а в тайге одиноко и опасно.)

Какие испытания встретились на пути Васютке? (Одиночество, холод, голод, неизвестность, усталость, страх, тоска по родным.)

Домашнее задание. Пересказ эпизода «Встреча с Енисеем», читать рассказ до конца.

Урок 3. «Встреча с Енисеем. Спасение»

Беседа по вопросам

1. Почему встреча с Енисеем так обрадовала Васютку? (Проверка домашнего задания.)

2. Почему последняя ночь на берегу была особенно тревожной для мальчика?

3. Что сделал Васютка, чтобы обратить на себя внимание?

4. Как дедушка, мама и отец встретили мальчика? Почему никто его не ругал? (Выразительное чтение эпизода.)

5. Смысл названия новеллы.

Вывод. Почему мальчик не пропал в тайге? Какими чертами характера наделён герой новеллы?

Домашнее задание. Составьте викторину по новелле для своих одноклассников и/или проиллюстрируйте понравившийся эпизод.

Урок 4. Пересказ эпизода

Работа со статьёй учебника «Как пересказать эпизод художественного произведения» (с. 110) по вопросам.

1. Что такое эпизод?

2. Почему пересказать эпизод сложно? (Необходимо сохранить особенность авторского повествования, индивидуальность речи писателя и его героев, передать эмоциональное отношение автора к героям и событиям, последовательность и полноту авторских описаний.)

3. Что такое границы эпизода?

Авторами учебника предлагается самостоятельно выбрать понравившийся эпизод и подготовиться к его пересказу. Но это означает, что пол-урока ребёнок будет листать книгу, затем читать, и в итоге много времени будет потеряно. Я пошла по другому пути: на доске ещё на перемене были обозначены страницы и условные названия ключевых, самых захватывающих эпизодов.

1. Охота на глухаря (с. 88–89).

2. Первая ночёвка в тайге (с. 92–93).

3. Встреча с лесным озером (с. 96–97).

4. Наконец-то Енисей! (с. 102).

5. Васютка дома (с. 106–108).

Ученикам давалось право выбрать и другой, не упомянутый эпизод, но они были предупреждены о дефиците времени на подготовку.

После работы со статьёй учебника ребята почти сразу определились с выбором и стали готовиться к пересказу, ещё раз перечитывая пару страниц. Через десять минут я выяснила, кто что выбрал. Надо сказать, что ни один эпизод не остался без внимания. А как быть, если четверо-пятеро выбрали одно? Можно попросить продолжить рассказ товарища, можно предложить дополнить, если упущено что-то важное, можно похвалить, если пересказ безупречен, можно предложить сделать вывод о том, почему этот эпизод так важен и почему ученик остановил свой выбор именно на нём, и приступать к следующему фрагменту. Таким образом удастся опросить и оценить многих.

Домашнее задание. Написать черновик сочинения по новелле «Васюткино озеро».

Урок 5. Классное сочинение-рассуждение по новелле «Васюткино озеро»

1. Расскажу о прочитанной книге (письмо другу).

2. “Сибирский характер” Васютки.

3. “Тайга хлипких не любит...”

4. Один в тайге.

5. Уроки рассказа «Васюткино озеро».

план рассказа васюткино озеро. помогите

  1. 1. Озеро, памятное Васютке.

    4. Первый вечер в тайге.
    5. Один в тайге четыре дня.
    7. Мальчик вышел к Енисею.
    8. Спасение.
    9. Васютка дома.
    10.Озеро нанесенное на карту.

  2. План



  3. План рассказа Васюткино озеро включает в себя следующие основные пункты:
    1.Рыбаки ждут улов.
    2.Васютка пошел в лес за кедровыми шишками (это шишки внутри которых орех)
    3.Охота на глухаря.
    4.Заблудился!
    5.Ночь в темной тайге.
    6.Найденное Васюткой странное озеро.
    7.Вот он Енисей!
    8.Спасение мальчика.
    9.Озеро теперь на карте.

    В целом рассказ оказался очень интересным. В нем очень доступно и лаконично изложены все таежные законы, особенности той природы. Поучительная история о мальчике, самостоятельно выбравшемся из лесу, станет настоящим уроком для учащихся, читающих это произведение в рамках школьной программы

  4. Пожалуйста помогите нужен план про то как Васютка был в тайге!
  5. Васюткино озеро. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы,
    1. Озеро, памятное Васютке.
    2. Жизнь рыбаков в ожидании когда особенно удачен лов рыбы.
    3. Васютка отправился в тайгу и заблудился.
    4. Первый вечер в тайге.
    5. Один в тайге четыре дня.
    6.Васютка обнаружил неизвестное озеро.

  6. 2.Охота на глухаря.
    3. Васютка заблудился.
    4.Жизнь в лесу.
    5.Озеро.
    6.Удачное спасение.
  7. Васюткино озеро. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.
    План
    1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
    2. Становление характера Васютки.
    1) Забота Васютки о рыбаках.
    2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
    3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
    4) Забота Васютки об общем деле.
    3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
    Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки
  8. Васюткино озеро. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.
    План
    1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
    2. Становление характера Васютки.
    1) Забота Васютки о рыбаках.
    2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
    3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
    4) Забота Васютки об общем деле.
    3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
    Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.
    http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/4.html




  9. 7. "Впереди берег... "

    10. "...Васютка дома! "
  10. спасибо!
  11. 1) рыбы плохо ловится
    2) в тайге
    3) васютка заблудился
    4) ночь в тайге
    5) находка неизвестного озера
    6)чудесное спасение
    7) возвращение домой
  12. . "Это озеро не отыщешь на карте"
    2. "Совсем скучное жить началось у Васютки"
    3. "Васютка проснулся поздно"
    4. "Весело насвистывая, шл он по тайге... "
    5. "В лесу сделалось совсем тихо"
    6. "Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество.
    7. "Впереди берег... "
    8. "В полдень Васютка поднял с реки табун гусей, ударил по ним картечью и выбил двух".
    9. "Пароход вс приближался и приближался".
    10. "...Васютка дома! "
  13. 1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
    2. Становление характера Васютки.
    1) Забота Васютки о рыбаках.
    2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
    3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
    4) Забота Васютки об общем деле.
    3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
    Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки
  14. Сколько дней Васютка был в лесу?
  15. 1.Неудачи на рыбном промысле.
    2.Охота на глухаря.
    3.Васютка заблудился.
    4.Жизнь в лесу.
    5.Озеро.
    6.Удачное спасение.
  16. Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в тажном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать тажные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.
    В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретнные навыки и умения разжечь костр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. "Тайга хлипких не любит, "-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нм водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею.
    Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.
    Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.
  17. я сам незнаю
  18. 1. Озеро, памятное Васютке.
    2. Жизнь рыбаков в ожидании когда особенно удачен лов рыбы.
    3. Васютка отправился в тайгу и заблудился.
    4. Первый вечер в тайге.
    5. Один в тайге четыре дня.
    6.Васютка обнаружил неизвестное озеро.
    7. Мальчик вышел к Енисею.
    8. Спасение.
    9. Васютка дома.
    10.Озеро нанесенное на карту.
  19. 1. "Это озеро не отыщешь на карте"
    2. "Совсем скучное жить началось у Васютки"
    3. "Васютка проснулся поздно"
    4. "Весело насвистывая, шл он по тайге... "
    5. "В лесу сделалось совсем тихо"
    6. "Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество.
    7. "Впереди берег... "
    8. "В полдень Васютка поднял с реки табун гусей, ударил по ним картечью и выбил двух".
    9. "Пароход вс приближался и приближался".
    10. "...Васютка дома! "
  20. 1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
    2. Становление характера Васютки.
    1) Забота Васютки о рыбаках.
    2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
    3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
    4) Забота Васютки об общем деле.
    3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
    Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки

Сочинение

Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа - поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге - так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова - отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

Неудачи на рыбном промысле.
Охота на глухаря.
Васютка заблудился.
Жизнь в лесу.
Озеро.
Удачное спасение.

Непосредственно знакомясь с кратким рассказом Астафьева «Васюткино озеро». Данное произведение – это рассказ о приключениях тринадцатилетнего мальчика, который однажды заблудился в тайге.

Астафьев «Васюткино озеро» краткое содержание

Васютка – тринадцатилетний мальчик, который родился в таежном крае в семье рыбака. Отец часто его брал с собой, поэтому мальчик хорошо был знаком с промыслом отца. Очень часто, чтобы угостить рыбаков, мальчик ходил в тайгу за кедровыми орешками. Щелкая орешки, рыбаки делились интересными историями, которые мальчик слушал внимательно, запоминая каждое слово. Всегда, отправляясь в лес, мальчик от матери слушал напутствующие слова, повторяя таежные законы, ведь всегда может случиться непредвиденное, что и произошло с Васюткой, который отправился за орешками.

Краткое содержание рассказа «Васюткино озеро» продолжается тем, что мальчик, как всегда, взял спички, соль, ружье и хлеб. Пошел он вглубь, но, когда орешки были собраны и мальчик собрался возвращаться, он заметил глухаря, за которым и погнался, а когда птица была в руках, Васютка понял, что заблудился. Целых пять дней мальчик пытался выбраться и вернуться домой. Сначала им преобладал страх, поэтому он бежал стремглав, но потом, успокоился. Применив все свои знания и умения, навыки, руководствуясь рассказами рыбаков, ребенок сумел выйти сначала к озеру, где водилась рыба, а затем и к реке Енисей, где проплывал катер-бот. Там его и взяли на борт знакомые рыбаки, а попав домой, мальчик через пару дней привел всех рыбаков во главе с отцом к тому озеру, где рыбаки и продолжили рыбачить. А на карте же появилось небольшое пятнышко с названием «Васюткино озеро».

Астафьев «Васюткино озеро» герои

В произведении Астафьева «Васюткино озеро» главным героем является мальчик Васютка, которому исполнилось тринадцать лет, но уже в этом возрасте он проявил всю свою смекалку, доказал, что тайга ему по плечу. Второстепенными героями в рассказе являются отец и мать Васютки, дед и рыбаки.

Рассказ Астафьева «Васюткино озеро»

Работая над сочинением по рассказу Астафьева «Васюткино озеро», хочется отметить мужество главного героя, его смекалку, находчивость. Благодаря знаниям местных примет, знание леса, благодаря полученным навыкам и умению разжечь огонь, умению раздобыть и приготовить самостоятельно еду, мальчик не только выжил, но и сумел вернуться домой. Его собранность, запасливость, терпеливость помогли победить тайгу. По рассказу Астафьева «Васюткино озеро» мы видим, родителям удалось вырастить настоящего мужественного сибиряка.

План рассказа

Чтобы было проще пересказывать рассказ, предлагаем ознакомиться с произведением Астафьева «Васюткино озеро» и планом рассказа
1. Невезение в рыбном деле
2. Васютка и кедровые орешки
3. Васютка охотится за глухарем
4. Мальчик заблудился. Васютка борется со своим страхом
5. Пять дней в тайге.
6. Озеро, что привело мальчика к спасительной лодке
7. Спасение мальчика
8. Васюткино озеро

«Васюткино озеро» - рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым о мальчишке, выжившем в тайге. Тяжело пришлось ему одному в суровых таежных условиях, но все же он сумел спастись, да еще и открытие сделал. План рассказа «Васюткино озеро», а также ключевые моменты произведения рассмотрим подробнее.

Васютка в страшной тайге

Мальчик Васютка рос в семье рыбака, и поэтому очень часто бывал в тайге вместе с отцом. Однажды бригада рыбаков отправилась на промысел дальше, чем обычно. И, конечно же, с ними поехал маленький Васютка. Дома он скучал. До начала учебного года было еще много времени, поэтому паренек помогал рыбакам, собирая для них кедровые орешки. В один из таких походов он заплутал, гоняясь за глухарем, и остался совсем один в незнакомом ему лесу. Как бы поступил любой мальчишка на его месте? Конечно бы, испугался, зарыдал, и даже, возможно, стал бы звать на помощь маму. Но только не Васютка. Он смог поступить, как настоящий мужчина. План рассказа «Васюткино озеро» обязательно включит пункт о его смелом поведении в тайге.

Тайга любит сильных

Оставшись один в незнакомой тайге, мальчик мгновенно сориентировался, что ему нужно сделать. Он постелил ветки на землю, сделав себе постель. Затем приготовил ужин. Он воспользовался знаниями, полученными от отца и деда: вырыл яму в земле, положил туда глухаря, обложил мхом и развел костер. Таким образом птица испеклась, а мальчик смог хорошенько поужинать.

Всю ночь мальчику было жутко. Все-таки непростое дело - остаться одному в темном лесу. Во мраке он видел разных чудищ (хотя это были всего лишь деревья), разные звуки пугали его. Когда же наступило утро, мальчишка, немного отдохнув, отправился в путь - искать выход из леса. Как же ему пригодились советы старших! Даже по ясным звездам он смог определить, что будет холодно. Умение обращаться с ружьем не оставило его голодным: на следующий день он смог подстрелить себе пару уток, чтобы утолить голод.

К вечеру следующего дня мальчик набрел на незнакомое озеро, которое изначально показалось ему в темноте болотом. Каково же было его удивление, когда он увидел в нем редкие виды белых рыб! Впоследствии его назовут Васюткино озеро. Краткое содержание рассказа почти подошло к концу. Что же дальше произошло с Васюткой?

Спасение героя

Мальчишка и дальше не испугался трудностей. Увидев, что подстреленную им утку унесло течением, он стал догадываться, что в это озеро может впадать река, а найденное им озеро, вероятно, является проточным. И он не ошибся: действительно, это был всего лишь небольшой заливчик, само озеро было намного крупнее. План рассказа «Васюткино озеро» включает пункт о спасении мальчишки.

В тайге начался сильный дождь. Природа вокруг замерла. Васютка, устав от своего путешествия, уснул. Но вдруг он услышал какой-то гудок. Сначала он принял этот звук за комариный писк, но после понял, что это звук теплохода. Васютка начал махать руками, стрелять из ружья, всячески привлекая к себе внимание, но у него ничего не вышло: на пароходе не заметили мальчишку. И в этот раз он дал себе слабину и расплакался изо всех сил. Его радовала лишь его находка - Васюткино озеро. Тайга в знак его смелости и терпения преподнесла ему настоящий подарок.

Таежный плен продолжался недолго: мимо озера проезжал рыбацкий бот отца, и Васютку, наконец, заметили.

Какова же была радость родных, которые безумно переживали за мальчика! Его напарили в бане, накормили разными вкусностями и бесконечно хвалили за смелость и находчивость.

Заключение

План рассказа «Васюткино озеро» включает в себя следующие основные пункты:

  1. Рыбаки ждут улов.
  2. Васютка пошел в лес за орешками.
  3. Заблудился!
  4. Ночь в темной тайге.
  5. Найденное Васюткой странное озеро.
  6. Вот он - Енисей!
  7. Спасение мальчика.
  8. Озеро теперь на карте.

В целом рассказ оказался очень интересным. В нем очень доступно и лаконично изложены все таежные законы, особенности той природы. Поучительная история о мальчике, самостоятельно выбравшемся из лесу, станет настоящим уроком для учащихся, читающих это произведение в рамках школьной программы.