Курсовая работа

На тему «Проблемы фермерства: мировой и отечественный опыт»

Введение

Основная часть

1. Формирование и развитие фермерских хозяйств в зарубежных странах

1.1 Фермерское хозяйство за рубежом: формирование и основные проблемы

1.2 Современное фермерское хозяйство зарубежных стран (на примере США, Франции и Великобритании)

2. Российское фермерство: проблемы и перспективы

2.1 Становление и развитие фермерских хозяйств в России

2.2 Основные проблемы отечественного фермерского хозяйства на современном этапе развития

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Россия является индустриально – аграрной страной. Сельское хозяйство – одна из приоритетных отраслей народного хозяйства, в которой процессы производства, распределения, обмена и потребления имеют свои особенности, а действие экономических законов приобретает специфические формы. Поэтому развитие российского села и крестьянства является одним из важнейших задач нашего государства. Важным элементом этого развития является создание крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно нормативным документам фермерское (крестьянское) хозяйство – вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации напрямую связанной с сельским хозяйством. Крестьянское (фермерское) хозяйство – это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его глава является индивидуальным предпринимателем – фермером. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. В пункте 1 статьи 19 Федерального закона №74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. Первые крестьянские (фермерские) хозяйства в новейшей истории России, появились еще до распада СССР, в 1990 году.

Уже несколько лет в России действует приоритетный национальный проект «Развитие АПК». В рамках этого проекта было принято решение резко расширить льготное кредитование хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств, исходя из экономических и социально-политических задач. В то же время специалисты неоднократно подчеркивали тот факт, что фермерство в России находится еще в зачаточном состоянии и не играет той роли в сельском хозяйстве, которое фермеры играют например в США, Франции, Великобритании и других развитых странах, кроме того у российского фермерства имеется немало неразрешенных проблем. Именно этим определяется актуальность нашей темы .

В настоящей работе мы ставим перед собою основной целью: изучить и определить основные проблемы становления и развития фермерских хозяйств на основе мирового и отечественного опыта.

Задачи, вытекающие из поставленной цели таковы:

– изучить процесс становления и выявить основные проблемы функционирования фермерских хозяйств; изучить мировой опыт фермерства на примере США, Франции и Великобритании;

– изучить отечественный опыт становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств; определить критические моменты российского фермерства.

Для решения поставленных задач мы пользовались следующей специальной литературой: монографиями Е. Бачикиной, Д. Валовой, В. Войтех, И. Михаленко, Т. Приходько; учебниками и учебными пособиями К. Макконелла, В. Иохина, а также официальными изданиями – текстами федеральных законов, Российским статистическим ежегодником и рядом журнальных статей, а также рядом изданий других авторов.

1. Формирование и развитие фермерских хозяйств в зарубежных странах

1.1 Фермерское хозяйство за рубежом: формирование и основные проблемы

Нынешняя эффективная частно-хозяйственная система зарубежного фермерства складывалась, многие десятилетия и имела свои закономерности и проблемы.

Обратимся к истории. Фермер – крестьянин-предприниматель в сельском хозяйстве, который владеет землёй или арендует её, и занимается на ней земледелием. В странах, где производилась колонизация или захват у туземного населения свободных земель (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, т.е. в странах, в которых превалировал так называемый «американский путь развития сельского хозяйства»), хозяйства фермеров получили наиболее раннее и полное развитие 1 . В Великобритании хозяйства фермеров появились раньше, чем в других странах Западной Европы, став преобладающей формой производства в сельском хозяйстве. Эти хозяйства возникли главным образом на арендованной земле, поскольку крестьянская земельная собственность в XVII веке была полностью ликвидирована в результате огораживаний 2 . В большинстве других западноевропейских странах становление фермерского хозяйства происходило в условиях т.н. «прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве», в ходе длительной эволюции помещичьих хозяйств в крупные капиталистические предприятия, а крестьянства либо в наёмных рабочих, либо в сельскую буржуазию (фермеров). Повсеместное распространение фермерское хозяйство в Европе получило во второй половине XIX – начале XX века 3 . Однако лидером развития фермерства в началеXX века были Соединенные штаты. Два десятилетия, предшествовавшие первой мировой войне, были чрезвычайно благоприятными для сельского хозяйства; в самом деле, этот период окрестили «золотым веком американского сельского хозяйства» 4 . И спрос на сельскохозяйственные продукты, и цены на них, и доходы фермеров – все показатели росли. Первая мировая война усилила это процветание. Внешний спрос на продукцию американских фермеров стремительно увеличивался во время и сразу после войны. Зарубежные страны, отвлекавшие ресурсы из сельского хозяйства на производство военной продукции, обратились к американскому сельскому хозяйству за продовольственными продуктами и сырьем. Однако резкий послевоенный спад в 1920 г. был внезапным и сильным потрясением для сельского хозяйства Америки. Европейское сельское хозяйство не только оправилось после войны, но также стало быстро расширяться под влиянием новых технических усовершенствований. Следовательно, внешний спрос на американские сельскохозяйственные товары начал выравниваться и затем уменьшаться. «Великая депрессия 1930-х годов» особенно больно ударила по американскому сельскому хозяйству. Это привело к формированию условий для так называемой «фермерской проблемы» 5 , которую мы подробнее рассмотрим в последующем изложении.

Вторая мировая война принесла фермерству временное облегчение. И внутренний, и внешний спрос на сельскохозяйственные продукты во время войны быстро рос. За исключением кризиса 1948–1949 гг., середина и конец 40-х годов были временем наивысшего процветания для американских фермеров. Затем в 1950-е годы стало очевидным медленное, но устойчивое падение, и сельское хозяйство стало снова сталкиваться с трудностями.

Однако, несмотря на кризисы, которые переживало американское фермерство, фермерство в целом, в масштабе США, Канады, Новой Зеландии, Великобритании и западноевропейских стран к началу 60-х годов перешло к машинной стадии производства, в результате чего фермеры стали основными производителями товарной сельского хозяйства продукции в этих странах, повсеместно стала наблюдаться тенденция к укрупнению хозяйств фермеров 6 (см. таблицу 1).

Таблица 1. Тенденции к укрупнению хозяйств фермеров

Источник: Кучуков Р. Ценообразование в АПК стран с развитой экономической экономикой. Воронеж, Легион, 2007. С. 87.

Однако, несмотря на эту «машинизацию» сельского хозяйства в 1970-е годы цены на сельскохозяйственную продукцию США и доходы фермеров этой страны вновь очень сильно возросли. Основная причина состояла в резком увеличении экспорта. В основе этого экспортного бума лежал ряд факторов. В мировом масштабе, и особенно в Западной Европе и Японии, быстро росли доходы. Но большинство стран имело мало или вообще не имело избыточных производственных мощностей в сельском хозяйстве; действительно, многие страны уже были крупными импортерами продовольственных товаров. Следовательно, большая часть возросшего спроса на продовольствие и сырье приходилась на американскую продукцию. Кроме того, вследствие низких урожаев в ряде стран повысился спрос на американские продукты питания. Наконец, американский сельскохозяйственный экспорт получил дополнительный стимул в результате обесценения доллара в международной торговле. То есть доллар в пересчете на другие валюты стал менее дорогим, что сделало американские товары, включая продукцию фермерских хозяйств, более дешевыми для иностранных покупателей 7 . Одним словом, все эти факторы в соединении с довольно резким ростом доходов внутри страны сильно повысили спрос на сельскохозяйственную продукцию, цены на нее и доходы фермеров.

В начале 1980-х годов эта картина совершенно изменилась 8 . Многие силы, которые вызвали экспортный бум 1970-х годов, стали действовать в обратном направлении. Ряд промышленно-развитых стран перешел к политике наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции, и многие страны стали сами обеспечивать себя ею. Например, западноевропейские страны – члены Общего рынка за период с середины 1970-х до середины 1980-х годов превратились из крупных импортеров в крупных экспортеров зерна. Во-вторых, многие из менее развитых стран были вынуждены ограничить свои закупки американских сельскохозяйственных продуктов, с тем чтобы осуществить платежи по процентам и основной сумме больших внешних долгов. В-третьих, международная стоимость доллара повысилась, что сделало американские сельскохозяйственные продукты более дорогими для иностранцев и вызвало сокращение их закупок.

В начале XXI века основная тенденция, наблюдавшаяся в мировом фермерском хозяйстве – это резкое укрупнение ферм, что позволило внедрить новые технологии минимальной обработки почвы 9 . Кроме того углубились тенденции характерные для всегоXX века – укрупнение фермерских хозяйств. Крупное производство обладает несомненным преимуществом перед мелким. Это один из основных законов экономики. Именно крупные хозяйства способны эффективно использовать современные технологии. Они экономичны. Фактическая потребность крупных хозяйств (ферм) в ресурсах в расчете на единицу площади в два раза меньше, чем мелких. Практика таких стран, как США, Германия, Канада и других, свидетельствует о том, что на крупных предприятиях по сравнению с мелкими в 1,5 -2 раза выше производительность труда значительно ниже себестоимость продукции 10 . Именно крупные фермерские хозяйства и объединения являются основными поставщиками товарной сельскохозяйственной продукции в ряде зарубежных стран.

Таков краткий экскурс в историю формирования фермерского хозяйства в развитых зарубежных странах. Этот процесс выявил ряд тенденций, которые условно стали называть «большой фермерской проблемой», о которой мы уже обзорно упомянули выше. Остановимся на ней подробнее.

В США и зарубежных странах, как правило, нет никаких государственных программ по поддержке фермерства 11 . Таким образом, фермерское хозяйство США и Западной Европы (есть исключения – например Франция) действует в условиях приближенным к чистой конкуренции. Кроме того фермерство как таковое выдало определенный парадокс: отличаясь значительно более высокими темпами роста производства, чем любой другой основной сектор экономики, сами фермеры нередко получали доходы ниже среднего уровня 12 .

Говоря о «фермерской проблеме» зарубежных стран можно выделить краткосрочную и долговременную проблемы 13 . Проблема в долговременном периоде касается тех факторов, которые способствовали отставанию фермерских цен и доходов от тенденций изменения цен и доходов в экономике в целом. Проблема в краткосрочном периоде часто связана с крайней нестабильностью фермерских доходов в различные годы.

Из-за сравнительно неизменного характера как имущественных, так и людских ресурсов аграрного сектора рыночная система зарубежных стран оказалась неспособной разрешить фермерскую проблему путем перераспределения достаточного количества ресурсов из сельского хозяйства. Исторически сельскохозяйственная политика ориентировалась на цены, и была основана на концепции паритета. Эта концепция предполагает, что отношение цен, по которым фермеры продают свою продукцию, к ценам, но которым они покупают другие товары, должно оставаться постоянным.

Причины фермерской проблемы в долговременном периоде обычно выделяют следующие 14:

1) ценовая неэластичность спроса на сельскохозяйственные продукты;

2) сдвигах, которые произошли с течением времени в кривых спроса и предложения фермерских продуктов;

3) относительной иммобильности сельскохозяйственных ресурсов.

Сочетание этих факторов вызвало к жизни тенденцию к снижению цен на продукцию фермеров (и их доходов) относительно других цен. В этом плане фермерскую проблему можно вполне корректно представить как проблему нерационального распределения ресурсов – слишком много фермеров делит уменьшающийся сельскохозяйственный рынок, что делает доход в расчете на фермера небольшим и соответственно повышает доходы крупных ферм и соответственно уменьшает доходы средних и мелких, которые не выдерживают конкуренции 15 .

Значительные годичные колебания цен на продукцию фермеров и, следовательно, их доходов отражают краткосрочную проблему. Эта нестабильность в краткосрочном периоде является результатом сочетания неэластичности спроса на сельскохозяйственную продукцию с:

    колебаниями производства сельскохозяйственной продукции;

    сдвигами самой кривой спроса 16 .

Причины этой проблемы фермерства лежат в усилении значения экспорта в экономике развитых стран, который, повышает нестабильность спроса на сельскохозяйственные продукты. Сельскохозяйственный экспорт находится под влиянием не только погоды, колебаний доходов и экологической политики за рубежом, но также международной политики и колебаний международной стоимости доллара и евро.

Таким образом, мы рассмотрели основные вехи формирования зарубежного фермерского хозяйства и изучили так называемые краткосрочные и долговременные фермерские проблемы зарубежных стран. В дальнейшем изложении настоящей главы мы остановимся подробнее на современных фермерских хозяйствах США, Франции и Великобритании.

1.2 Современное фермерское хозяйство зарубежных стран (на примере США, Франции и Великобритании)

В настоящей части нашего изложения мы рассмотрим в целом ситуацию в аграрно-промышленных комплексах США, Франции и Великобритании, остановившись на современном положении фермерских хозяйств этих стран и мерах поддержки со стороны государства которые они получают.

В современных Соединенных Штатах Америки 67% сельскохозяйственной продукции производят 69 тыс. крупных товарных ферм (36% от общего числа ферм). 26 тыс. (1,4% общего числа) ферм производят продукции на 1 млн. долларов и более, что в целом составляет 42% от сельскохозяйственной продукции и 42% от земельных площадей. Мелкие фермы, которые производят 1,5% продукции на 14% земельных площадей, составляют 50% от общего числа ферм 17 .

Ключевая характеристика американской аграрной экономики 18 – отсутствие контроля за ценами, то есть цены являются равновесными, что означает, что нет тенденций к появлению дефицита, избытка топлива, сельхозтехники и т.д. Поэтому нет оснований для государственного распределения ресурсов для фермеров. Кроме того важным фактором, который несомненно оказывает влияние на американских фермеров, является то что ценовой паритет (соотношение двух определяющих для отрасли индексов: цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на средства производства для сельского хозяйства) начиная со второй мировой войны непрерывно падает, с небольшими подъемами 19 . Тенденция падения ценового паритета в долгосрочной перспективе в рыночной экономике хорошо объяснена. С экономическим развитием страны население все меньшую долю своего растущего дохода тратит на продукты питания (даже принимая во внимание мировой экономический кризис). В Америке расходы на питание (включая питание в ресторане) в 2004 году были только 12% против 22% в 1944 г 20 . Возросшая продуктивность ведет не только к удешевлению продовольствия, но и позволяет переместить ресурсы из сельского хозяйства в другие отрасли.

В силу этих факторов, хотя в сельском хозяйстве США нет регулированных цен и дотаций на средства производства, американское правительство вынуждено помогать фермерам создавать собственные кооперативы по закупкам и иногда производству средств производства, а также применять другие меры поддержания конкуренции 21 . Министерство сельского хозяйства США также помогает американским фермерам реализовывать их продукцию, поддерживая сбытовые кооперативы и гарантируя конкурентность рынка сельскохозяйственной продукции, предоставляя исчерпывающую информацию о стандартах и ценах на мировых рынках. Число занятых на фермах сейчас менее 3 млн. человек из 130 млн. человек трудовых ресурсов США 22 . Фермер в этой стране менее защищен государство, чем в странах Европейского Союза, так как рыночный механизм США основан на ценах, более полно отражающих закон спроса и предложения, а государственное вмешательства в ценообразование минимальное.

Современный этап развития сельскохозяйственного производства США обусловливает возрастающую необходимость в ссудном капитале. Поэтому в системе государственного регулирования экономики страны важным является функционирование сельскохозяйственного кредита, в том числе льготного. Под контролем Министерства сельского хозяйства США функционирует ряд финансово – кредитных организаций, осуществляющих льготное кредитование фермеров. Однако это нисколько не умоляет тот факт, что фермерам США приходится действовать в жестоких условиях жесткой конкуренции.

В результате этого эффективность сельскохозяйственного производства в США выше, чем во многих странах ЕС 23 , хотя именно в США наиболее остро стоит рассмотренная выше «краткосрочная проблема» – отставание фермерских и доходов от тенденций изменения доходов в экономике в целом 24 . Этот факт повлиял на развитие фермерского хозяйства как Европы в целом, так и таких стран как Франция и Великобритания в частности. Ознакомимся с ситуацией в этих странах подробнее.

Франция – один из крупнейших в Европе производителей сельскохозяйственной продукции, занимает одно из ведущих мест в мире по поголовью крупного рогатого скота, свиней, птицы и производству молока, яиц, мяса. Главная отрасль сельского хозяйства – животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство; основные культуры – пшеница, ячмень, кукуруза. Развиты виноградарство (ведущее место в мире по производству вин), овощеводство и садоводство; цветоводство. Рыболовство и разведение устриц. Сельское хозяйство – продукты: пшеница, хлебные злаки, сахарные свеклы, картофель, винный виноград; говядина, молочные продукты; рыба. В сельском хозяйстве заняты 3,8% экономически активного населения страны 25 .

Во Франции создана единая система органов по ориентации с/х производства и управления рынками с/х – ой продукции, компетенция которой выходит за рамки сельскохозяйственного сектора, так как охватывает и проблемы и продовольственной экономики. В компетенцию Высшего совета по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности входят межотраслевые организации по зерну, скоту, молочному хозяйству, сахару, масличным и другим продуктам, через которые регулируется внутренний рынок с/х – ой продукции, выплачиваются субсидии на ее хранение, переработку и экспорт, производится закупка с/х продуктов по гарантированным ценам, Существуют два типа межотраслевых организаций: государственные или полугосударственные, осуществляющие меры административного регулирования производства и сбыта соответствующих продуктов; ассоциации частных предпринимателей компаний, призванные активно содействовать государственным межотраслевым учреждениям, а также давать правительственным органам рекомендации относительно соответствующих отраслей АПК 26 .

Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профессиональных союзов. Наиболее крупной и влиятельной является Национальная федерация профсоюзов с/х – ых производителей.

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его – частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные фермерские хозяйства (с наделом 20–100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады 27 .

Во Франции приняты более гуманные, щадящие крестьянские хозяйства, принципы аграрной политики, чем в США. Государственная финансовая помощь сельскому хозяйству во Франции в рамках единой сельскохозяйственной политики связывалась с необходимостью достижения самообеспеченности по основным продуктам.

Перейдем к Великобритании. Эта страна занимает шестое место среди стран-членов ЕС по объему производства сельхозпродукции. Сельское хозяйство Великобритании в настоящее время – одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Доля занятости в отрасли составляет 2% от общей занятости в стране. В структуре сельскохозяйственного производства преобладает – животноводство. Молочное и мясомолочное скотоводство, развито также свиноводство (беконный откорм), мясное овцеводство и птицеводство. Сельское хозяйство пользуется большой поддержкой государства и получает дотации из бюджета ЕС. По таким продуктам, как пшеница, ячмень, овёс и свинина, объёмы производства превышают объём потребления; по таким, как картофель, говядина, баранина, шерсть, сахар и яйцо, объём производства ниже объёма потребления 28 .

Таким образом, многие необходимые продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины 29 .

Великобритания, как уже говорилось выше, первая страна в Европе в которой получило развитие фермерство. Именно традиции фермерства этой страны, на наш взгляд наиболее интересны для России.

В Великобритании преимущественное распространение получили средние фермерские хозяйства с площадью используемых сельхозугодий около 70 га 30 . Чаще всего британская ферма – это чисто семейный бизнес, где число работников составляет всего 1–5 человек. Несмотря на развитие основного производства растениеводческой и животноводческой продукции, британский фермер всегда стремится к ведению многопланового хозяйства или сочетанию нескольких видов бизнеса. Это вызвано необходимостью достижения финансовой стабильности, равномерного обращения капитала и уменьшению риска от возможных неудач от работы с монопроизводством.

Сельское хозяйство в Англии, и Шотландии характеризуется высочайшей культурой земледелия, где на большинстве площадей преобладает мостовая технология, позволяющая обеспечить высокую механизацию всех процессов при минимальном числе расходов агрегатов и расходном топливе.

В большинстве случаев фермеры – собственники своих земельных участков, но также они являются менеджером своего бизнеса. Однако он не обходится без услуг огромного числа сервисных, маркетинговых и консультационных компаний и организаций. Из всего множества таких услуг необходимо выделить внешний менеджмент, осуществляемый управляющей компанией через своих менеджеров. Такой способ управления получает все большее распространение, так как управляющая компания позволяет фермеру достигать более высоких и устойчивых результатов, чем он мог бы получить самостоятельно, хотя фермер за эту услугу должен платить до 30% своей прибыли.

Британское сельскохозяйственное ведомство не представляет своим фермерам финансовой помощи, за исключением тех случаев, когда фермер принимает участие в какой-либо государственной программе (например, элитное животноводство или сохранение горных пастбищ). Основной источник субсидий для британских фермеров – ЕС, регулирующий европейский рынок сельхозпродуктов. Однако, фермерством пристально интересуется частный капитал – в Великобритании все более заметной стала тенденция к ужесточению конкуренции между крупными банками за финансовый рынок в аграрном секторе страны, так как фермерство в Великобритании является надежным видом бизнеса с малой степенью риска на вложенные средства 31 .

Таким образом, сделаем несколько общих, для данной главы выводов:

– нынешняя система зарубежного фермерства складывалась, многие десятилетия и имела свои закономерности и проблемы;

– в странах, где производилась колонизация или захват свободных земель (США, Канада и др.), хозяйства фермеров получили наиболее раннее развитие. В Европе первые фермерские хозяйства появились в Британии, и повсеместно распространились во в.п. XIX – п.п. XX века;

– основные тенденции в фермерском хозяйстве характерные для всего XX века – укрупнение фермерских хозяйств. Именно крупные фермерские хозяйства и объединения являются основными поставщиками товарной сельскохозяйственной продукции в ряде зарубежных стран;

– процесс формирования фермерского хозяйства зарубежных стран выявил краткосрочную и долговременную проблемы. Долговременная, касается факторов, которые способствовали отставанию фермерских цен и доходов от изменения цен и доходов в экономике в целом. Краткосрочная, связана с нестабильностью фермерских доходов в различные годы;

– изучив положение фермерства в ряде развитых зарубежных стран, мы выявили сходные и различные моменты для каждой отдельной страны, так

– в США рыночный механизм США основан на ценах, более полно отражающих закон спроса и предложения, а государственное вмешательства в ценообразование минимальное. Фермер менее защищен государством, чем в ЕС, однако, эффективность с.х. в США выше, чем во многих странах ЕС;

– во Франции с.х. является наиболее опекаемой государством отраслью: финансовая помощь фермерству связывается с необходимостью достижения самообеспеченности по основным продуктам;

– в Великобритании преимущественное распространение получили средние фермерские хозяйства (в отличие от США и Франции), хозяйство на которых характеризуется высочайшей культурой. Государство не предоставляет фермерам помощи (за редким исключением), однако для британских банков фермерство в является надежным видом бизнеса с малой степенью риска на вложенные средства.

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, чтобы каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином.

После провозглашения в 1990 - 1992 гг. аграрной и земельной реформы начался новый этап в истории преобразования отечественного сельского хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которой были направлены действия реформаторов.

Однако процесс формирования сельского хозяйства шел сложно и противоречиво. В 1991 г. реформа сделала первые практические шаги в формировании укладов аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство - малая форма агропромышленного бизнеса на семейной основе.

Фермерское хозяйство - это деловое предприятие, в бизнес-менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами (в том числе природными, финансовыми, техническими и человеческими), планирование и прогнозирование1.

Фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Наряду с фермерскими на селе существуют и функционируют крестьянские хозяйства или личные подсобные хозяйства сельских жителей. Они, в отличие от фермерских хозяйств, носят потребительский характер, обладают иным мотивационным механизмом.

Ведение крестьянского или личного подсобного хозяйства по существу является деятельностью, основанной на труде членов крестьянской семьи, с минимальным обращением к рынку. Такого рода деятельность по производству сельскохозяйственной продукции ориентирована преимущественно на потребление продукции внутри самого хозяйства и не требует юридического оформления хозяйственной деятельности и ведение официальной отчетности. Перерастание такого рода хозяйств в фермерские связано с развитием новых технологий, повышением уровня механизации, общей и профессиональной культуры крестьян.

Крестьянское хозяйство как субъект аграрных, гражданских, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельная организационно-правовая форма аграрного предпринимательства характеризуется следующими признаками:

во-первых, оно представляет собой сумму трех компонентов: имущественный комплекс, земельный участок и граждан, объединившихся для осуществления сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью;

во-вторых, выступает в качестве односубъектного формирования самостоятельно хозяйствующего субъекта и носителя прав и обязанностей;

в-третьих, субъект предпринимательской деятельности1

Фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии2.

В соответствии с действующим законодательством фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (п. 2 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством РФ.

В деятельности крестьянского хозяйства преобладают не только хозяйственные задачи, связанные с осуществлением сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью, но и коммерческие задачи, направленные на получение прибыли. Поэтому закон наделяет крестьянское (фермерское) хозяйство всем комплексом прав и обязанностей, которые необходимы ему для осуществления частной предпринимательской деятельности.

Особая природа крестьянского хозяйства выражается также в наделении его правами юридического лица. В современных условиях в соответствии с господствующим в теории гражданского права и практике взглядом свойство юридического лица за крестьянским хозяйством отрицается. Этот взгляд нашел отражение и в ГК РФ и в Законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», которые не признают за такими хозяйствами статуса юридического лица.

Крестьянское хозяйство -- хозяйственная организация особого рода, которая ведется, по общему правилу, либо отдельным гражданином, либо семьей. Крестьянская семья наиболее простая, широко распространенная организационно-правовая форма крестьянского хозяйства.

Легальным определением подчеркивается, что крестьянское хозяйство, с одной стороны, основано на семейно-родственных связях лиц, ведущих совместную сельскохозяйственную деятельность, с другой стороны, это семейно-трудовое объединение лиц, занятых частной предпринимательской сельскохозяйственной деятельностью.

На такой основе создавались крестьянские хозяйства в дореволюционной России, законодательство которой рассматривало крестьянский двор не только в качестве родственного, но и трудового союза. В юридической литературе того времени являлся господствующим взгляд, согласно которому «право на семейное имущество или его долю определяется как началом кровного родства, так и трудовым началом...» Противоположную трактовку социальной и юридической природы крестьянского двора давал Правительствующий Сенат, который, опираясь формально на крестьянские обычаи, а по существу, по политическим мотивам в противоположность индивидуальной собственности, закрепленной X томом Свода законов Российской империи, признавал, что семья по смыслу обычного крестьянского права не есть родственный союз, а является трудовым союзом. Соответственно домохозяин рассматривался как представитель коллектива, а не как правомочный собственник. Фактически власть домохозяина была неограниченной: она распространялась не только на имущественные отношения, но и самих членов семьи. Такое объяснение юридической сущности крестьянского двора вполне соответствовало самодержавному режиму государственной власти1.

Практика дореволюционного Сената подвергалась обоснованной критике в дореволюционной юридической литературе, в которой предпринимались попытки еще до Указа от 9 ноября 1906 г. распространить положения X тома Свода законов Российской империи об индивидуальной собственности на имущественные отношения в крестьянской семье. После реализации Указа от 9 ноября 1906 г. эта позиция стала господствующей в юридической литературе. Вот как, например, характеризовал юридическую сущность крестьянского двора проф. А.А. Леонтьев. «Право потомственного пользования подворным наделом определяется не одними родственными отношениями крестьян между собой, но и принадлежностью к составу той рабочей семьи, на имя домохозяина которой выдана данная». Такое понимание юридической сущности крестьянского двора базировалось на Указе от 9 ноября 1906 г., который порвал с сенатской теорией крестьянского двора как трудового союза, а также общей семейной собственностью двора и стал на позицию личной семейной собственности домохозяина, вышедшего из общины.

Земельный кодекс РСФСР 1922 г. (ст. 65) характеризовал крестьянский двор как семейнотрудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство.

Современная юридическая практика содержит также много доводов в пользу юридической конструкции крестьянского хозяйства как семейно-трудового объединения крестьян, занятых частным предпринимательством в сфере сельского хозяйства.

На основе такой конструкции вопросы, связанные с регулированием земельных, имущественных, трудовых отношений, возникающих на почве совместной трудовой деятельности членов крестьянской семьи, должны быть отнесены к сфере законодательства о крестьянском хозяйстве. Право членов крестьянского хозяйства по отношению к имуществу определяется нормами права, учитывающими как начало семейного родства, так и трудовые отношения.

Вместе с тем закон допускает существование крестьянских хозяйств, которые ведутся группой лиц, не связанных семейно-родственными связями, но объединившихся для совместной сельскохозяйственной деятельности. При таком широком понимании состава крестьянского хозяйства возникает вопрос, чем отличаются эти коллективы от иных сельскохозяйственных предприятий, которые могут выступать по законодательству участниками рыночных аграрных отношений. Эта двойственность положения крестьянского (фермерского) хозяйства вызывает противоречивые объяснения его сущности. При обобщенном и неполном регулировании деятельности крестьянских хозяйств, созданных группой граждан, возникают и другие затруднения. В основном они связаны с тем, что участники гражданского оборота не имеют представлений, с кем они должны иметь дело в гражданском обороте. Неопределенным остается также вопрос о том, кто является собственником имущества, на каких основаниях оно закреплено за группой граждан, не связанных между собой семейно-родственными отношениями? Можно ли считать при определенных условиях крестьянское (фермерское) хозяйство сельскохозяйственным товариществом или кооперативом?

Положения, касающиеся социальной и юридической природы крестьянских хозяйств, дополнены, уточнены, видоизменены в законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»1.

При этом не исключается возможность использования и иных юридических конструкций группы граждан, в частности, совместной деятельности без создания юридического лица. Наряду с этим ГК РФ. предусматривает создание членами крестьянского хозяйства на базе имущества хозяйства хозяйственного товарищества или производственного кооператива2.

Понятие «крестьянское хозяйство» законодательство связывает не только с формой сельскохозяйственного предприятия, но и с земельной собственностью, арендой сельскохозяйственных земель, земельным оборотом, организацией земельной территории. Вопрос о правовом режиме земель крестьянского хозяйства решен, в сущности, п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском хозяйстве. Здесь говорится о таких титульных земельных правах граждан, ведущих крестьянское хозяйство, как право аренды, пожизненного наследуемого владения землей или собственности на земельный участок. Земельный участок может входить в состав недвижимого имущества крестьянского хозяйства по разным правовым основаниям: часть земли -- в качестве частной собственности гражданина, которому выдано свидетельство о праве собственности на землю; другая --- в качестве пожизненного наследуемого владения; третья -- по договору аренды.

Закон РФ. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» подтверждает значение института пожизненного наследуемого владения земельным участком, устанавливает правило о том, что граждане, имеющие на момент вступления этого Закона в силу земельные участки, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, во всех случаях сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей указанные нормы. С введением в действие в. ГК РФ российский законодатель вновь подтвердил существование таких титульных земельных прав граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, как право пожизненного наследуемого владения землей граждан. Оно закреплено не только в гл. 17 ГК РФ, но и в ст. 216 ГК РФ, которая к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, относит и право пожизненного наследуемого владения земельным участком. В соответствии с этим можно заключить, что несмотря на отсутствие каких бы то ни было упоминаний в действующем ЗК РФ о пожизненном наследуемом владении, крестьянское (фермерское) хозяйство как семейно-трудовое объединение лиц, его ведущих, осуществляет частную предпринимательскую деятельность либо как собственник, либо как землевладелец, либо как арендатор земельного участка.

Ответ на вопрос, почему именно гражданин, изъявивший желание создать крестьянское хозяйство и обратившийся с заявлением в соответствующие органы о предоставлении ему земельного участка, признается собственником земельного участка, содержится в ст. 7 Земельного кодекса. Она предусматривает, что граждане имеют право на получение в частную собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства. Если оставаться на позициях действующего законодательства, то надо признать обоснованным запрет на выдел земельного участка при выходе из состава крестьянского хозяйства, передачу в наследство земли наследникам, не являющимся членами крестьянского хозяйства (ст. 11, 26 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»)1.

Дореволюционное правовое регулирование земельно-имущественных отношений периода П.А. Столыпина также базировалось на теории личной собственности домохозяина на имущество семьи.

В основе юридических конструкций земельноправных институтов на первом этапе земельной реформы лежит право собственности на земельный участок главы крестьянского хозяйства. Закон признавал земельные участки, находящиеся в подворном владении, а также усадебные участки при общинном владении личной собственностькьдомохозяина. Таким образом, российское законодательство еще в начале XX в. отказалось от семейной собственности и коллективной формы землевладения, закрепив право личной собственности домохозяина и общей собственности в качестве основных институтов гражданского и земельного права. Все это сближало владение домохозяина с общими положениями частного гражданского права, хотя при нарушении нормальной жизни крестьянского двора, например, в случае смерти главы семьи, при семейных разделах, суды руководствовались обычным крестьянским правом.

На втором этапе земельной реформы по требованию V съезда АККОР в новый проект закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» были внесены изменения, относящиеся к правовому режиму фермерских земель. Эти изменения заключаются в закреплении права общей собственности на земельный участок не за главой, а за всеми членами крестьянского хозяйства, объединившимися для осуществления частнопредпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Аналогичное решение вопросов о земельной правосубъектности крестьянского (фермерского) хозяйства дано в ст. 267 ГК РФ, закрепившей общую собственность на землю членов крестьянского хозяйства (совместную или долевую -- по договору между его членами).

Однако положение о трудовом характере землевладения не может рассматриваться в качестве безусловного принципа организации труда крестьянского хозяйства. Владелец земли (собственник, арендатор), занятый частным предпринимательством на селе, как любой предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке, может осуществлять свою деятельность с привлечением наемного труда (ст. 23,257 ГК РФ).

Применение наемного труда в крестьянском хозяйстве имеет ряд специфических особенностей, которые закреплены ст. 22 Закона о крестьянском хозяйстве. Хозяйству разрешается использовать наемный труд в случае производственной необходимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Условия применения наемного труда определяются договорами крестьянского хозяйства с гражданами об использовании их труда.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством РФ о малом предпринимательстве.

Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств - ведение товарного сельскохозяйственного производства.

Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки предоставляются и приобретаются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Итак, крестьянское (фермерское) хозяйство -- семейно-трудовое объединение лиц, занятых частным аграрным предпринимательством и осуществляющих на принципах коммерческого расчета товарное производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции на основе собственного капитала с использованием земельных участков, переданных в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду членам данного хозяйства, с применением собственной, а в определенных пределах также наемной рабочей силы1.

труд сельскохозяйственный фермерский

Право собственности крестьянского (фермерского) хозяйства

дипломная работа

1.1 История возникновения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств

В России начало ведению крестьянских (фермерских) хозяйств положила Столыпинская аграрная реформа, суть которой состояла в том, что царским Указом от 9 ноября 1906 года каждому крестьянину было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство). Реформа дала некоторый толчок развитию капиталистических отношений в российской деревне, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не могла ввиду примитивности агропроизводства История государства и права России/ Под ред.Власова В.И.- Ростов-на-Дону. Феникс.2005.- С. 133. .

В 1910 году 43 процента орудий вспашки почвы составляли сохи. На всю страну насчитывалось всего 187 тракторов. В 1901 - 1905 годах по 50 губерниям среднегодовая урожайность пшеницы составляла 45 пудов с десятины (1,09 га), а в 1906 - 1910 годах - 42,7 пудов, т.е. снизилась и была в четыре раза меньше, чем в Англии, и в два раза меньше, чем во Франции История государства и права России/ Под ред. Титова Ю.П.-М. Юрайт.- С. 127. .

Согласно переписи 1912 года 31,5 процента крестьянских хозяйств были безлошадными, поэтому удобрения (в виде навоза) при правильном использовании могло бы хватить лишь на 15 процентов посевов Там же. .

Столыпинские преобразования в деревне были неоднозначно восприняты практически всеми слоями российского общества, в том числе самим крестьянством, мировоззрение которого строилось на понятиях соборности, общинности.

Произошедшие затем революционные события привели к полному уничтожению зарождавшегося слоя фермерских хозяйств, да и о передаче земли в собственность крестьян пришлось забыть на многие годы.

После провозглашения в 1990 - 1992 годах аграрной и земельной реформ начался новый этап в истории преобразования отечественного сельского хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которых были направлены действия реформаторов. Однако процесс перевода сельского хозяйства на рыночные рельсы шел сложно и противоречиво.

Начало этим преобразованиям положило принятие в 1990 году II Съездом народных депутатов Российской Федерации Постановления "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 1.- ст. 5. , Закона "О социальном развитии села" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1990.- № 30.- ст. 411. , принятие в 1990 - 1991 годах Верховным Советом Российской Федерации Земельного кодекса РСФСР Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 22.- ст. 768. , Законов "О земельной реформе" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1990.- № 26.- ст. 327. , "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1990.- № 26.- ст. 324. , "О предприятиях и предпринимательской деятельности" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1990.- № 30.- ст. 418. , "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 26.- ст. 878. , "О плате за землю" Ведомости СНД и ВС РФ.- 1991.- № 44.- ст. 1424. , а также вступление в силу Постановлений Совета Министров РСФСР от 29.12.1991 № 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" СП РФ.- 1992.- № 1-2.- ст. 9. . Этими нормативными правовыми актами были определены три важнейших направления преобразований в аграрном секторе: организационно-экономическое, социальное и правовое.

В 1991 году были сделаны первые практические шаги в формировании многоукладной аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство - малая форма агробизнеса на семейной основе. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано около 264 тысяч фермерских хозяйств, за ними закреплено 14,3 миллиона гектаров земли Уткин Б. Уточнение площади земельного участка // "эж-ЮРИСТ".- 2004 . -№ 29.- С.11. .

Однако их значимость в производстве сельскохозяйственной продукции невелика. В структуре валовой продукции сельского хозяйства на их долю приходится не более 4 процентов Калинин Н.И., Удачин А.А. Постатейный Комментарий к Федеральному Закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» - М. Международная академия оценки и консалтинга. 2004. - С. 46. . Конечно, проблема становления фермерских хозяйств в Российской Федерации имеет не только экономические, но внеэкономические аспекты. Создание слоя конкурентоспособных фермерских хозяйств возможно лишь при условии решения комплекса задач: экономических, правовых и социально-демографических.

Без разработки концепции повышения эффективности фермерских хозяйств невозможно говорить об их конкуренции с крупными производственными формами.

Исторические, геополитические и экономические условия функционирования российского аграрного сектора России таковы, что фермерский уклад не может быть доминирующим, как в западных странах. Однако и в России семейные фермерские хозяйства при определенных условиях могут стать значимой составляющей частью многоукладной аграрной экономики. Потенциал для развития фермерства в России существует. Социальная база формирования фермерских хозяйств перед началом аграрной реформы в Российской Федерации составляла около 5 - 6 процентов от трудоспособного населения деревни, т.е. примерно 1,2 миллиона человек Гаврилюк А. Четырехкратный президент//Российская газета.- 2003.- 4 марта. .

По данным Госкомстата, по состоянию на начало марта 2003 г. в России насчитывалось всего 264 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (причем за предшествующие шесть лет их количество не увеличивалось) Гаврилюк А. Четырехкратный президент//Российская газета.- 2003.- 4 марта. .

До введения в действие нового Закона на федеральном уровне было принято немало актов, посвященных поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств. Среди таких актов, содержащих нормы права, следует назвать Указ Президента РФ от 27.07.1993 г. № 1139 "О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов" САПП РФ.- 1993.- № 31.- ст. 2928. , а также правительственные и ведомственные акты. К ним относятся, например, постановление Совета Министров РСФСР от 04.01.1991 г. № 9 "О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов" СП РСФСР.- 1991.- № 7.- ст. 105. (действующее с изменениями от 09.04.1992 г., 13.04.1993 г); постановления Правительства РФ от 21.02.1996 г. № 165 "О государственной поддержке фермерских страховых компаний" СЗ РФ.- 1996.- № 9.- ст. 810. ; постановление Правительства РФ от 18.12.1996 г. № 1499 "О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы" СЗ РФ.- 1997.- № 1.- ст. 157. (с изменениями от 27.08.1999 г); постановление Правительства РФ от 03.05.1999 г. № 481 "О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году" СЗ РФ.- 1999.- № 19.- ст. 2348. ; постановление Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве" СЗ РФ.- 2000.- № 50.- ст. 4906. ; постановление Правительства РФ от 02.03.2004 г. № 121 "О возмещении из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2003-2004 годах в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на срок до 5 лет" Российская газета.- 2004.- 16 марта. и др.

Субъекты Российской Федерации также осуществляют нормотворчество, направленное на поддержку фермерских хозяйств. Например, в Самарской области это закон от 11.02.2004 № 17-ГД (в ред. от 07.07.2005года)"Об утверждении комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года" Волжская коммуна.- 2004.- 13.февраля. .

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления обязаны также оказывать поддержку фермерским хозяйствам в соответствии с законодательством о малом предпринимательстве.

Как показывает анализ законодательства государство уделяет немало внимания вопросам развития и поддержки предпринимательства на селе. Это делается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Понятие и характеристика крестьянских (фермерских) хозяйств

Земельные отношения - это важнейшая часть сферы общественных отношений, связанных с особым объектом, землей. В разные периоды времени (в периоды подготовки реформ 1861, 1906, 1918 гг.) земельный вопрос вызвал острейшие споры...

Право собственности крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан. Данное понятие часто используется в законодательстве о некоммерческих организациях, и у читателя может сложиться впечатление...

Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

Членами крестьянского (фермерского) хозяйства являются супруги и их дети, усыновленные (удочеренные) дети, родители и другие близкие родственники, совместно ведущие хозяйство (п.1 ст.1 Закона РК „О крестьянском (фермерском) хозяйстве“)...

Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

Возникновение права собственности связывается с наступлением определенных юридических фактов, именуемых основаниями приобретения права собственности, не исчерпывающий перечень которых содержится в главе 13 ГК РК...

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством...

Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

Действующее законодательство предусматривает несколько видовправ, на которых может базироваться использование земли сельскохо-зяйственными предприятиями: собственность, бессрочное (постоянное)пользование, временное пользование, аренда...

Зарождение хозяйств, которые мы сейчас называем крестьянские (фермерские) хозяйства началось в России со Столыпинской аграрной реформы. Ее суть состояла в том...

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств

В действующем Федеральном законе "О крестьянских (фермерских) хозяйствах" по сравнению с Законом РСФСР 1990 г. существенно изменился подход к вопросам права на создание крестьянского хозяйства. Во-первых...

Товарищество как один из видов коммерческих организаций в Российской Федерации

Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство 1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23)...

К условиям изъятия земель из крестьянских (фермерских) хозяйств относятся: ? использование земельного участка не по назначению данной категории земель и разрешенным использованием способами; ? причинение вреда земле как природному...

Условия и порядок изъятия земель из крестьянских (фермерских) хозяйств

Земельные участки изымаются, при условии непроведения устранения правонарушений в срок...

Сельское хозяйство в Российской Империи - тема политизированная.

До революции это была важная часть революционной агитации, а после переворота упоительные истории про нищету деревни использовались, чтобы загнать крестьян в колхозы. Поскольку тема вывернута пропагандистами, она нуждается в тщательном разборе. Посмотрим на самые популярные мифы.

Если говорить об общем положении, то здесь всё очевидно: Россия на 1913 год занимала 1-е место в мире по экспорту яиц, 2-е место по экспорту пшеницы (в 1910–1912 годах - первое), 2-е место по экспорту масла, 4-е место по экспорту кукурузы.

А теперь разберём каждый миф в отдельности.

Миф первый: сельское хозяйство было отсталым и неэффективным

Эффективность земледелия можно оценить по валовому сбору продукции. Имеющиеся у нас данные из отчетов Центрального статистического комитета за 1883–1915 годы наглядно демонстрируют увеличение урожайности, например, зерновых хлебов. Так, в 80-е годы XIX века средняя урожайность составляла 2,2 млн пудов, в 90-е годы уже 2,9 млн пудов, а в ХХ веке и до начала Первой мировой - 3,3 млн пудов. Проще говоря, в первое десятилетие правления Николая II урожайность выросла на 32% по сравнению с правлением его отца Александра III, а во второе десятилетие николаевского правления урожайность была выше уже на 50%.

Урожайность отдельных культур увеличилась ещё сильнее. Например, к 90-м годам гречки стали собирать больше на 27%, в начале века - на 62%.

Выросла и урожайность с отдельно взятой десятины. Если в начале правления Александра с десятины собирали 29,7 пудов ржи, то к 1914 году уже 42,4 пуда. Аналогичная ситуация была и с остальными культурами: например, гречки с одной десятины собирали 10,5 пудов, а к 1914 году - 27 пудов.

Значительный рост нельзя объяснить случайными факторами вроде благоприятной погоды - речь идет о стабильном и поступательном росте на протяжении 30 лет.

Если сравнивать среднюю урожайность пшеницы с десятины с другими державами, то Россия, несомненно, уступала ведущим странам. В России в среднем собирали с десятины 70 пудов пшеницы, в Австрии 89 пудов, в Британии 147, Германии 157. С другой стороны, во многих странах с гораздо более благоприятным климатом ситуация была значительно хуже. Так, в Испании собирали около 60 пудов, в Греции 52 пуда, в Италии цифры по годам колебались от 60 до 80, в Америке - 70–75 пудов. Таким образом, Россия не лидер в этой сфере, но и не аутсайдер, она занимает место где-то посередине.

К тому же нужно помнить, что в России много регионов, неидеальных для сельского хозяйства - если учитывать только хорошие черноземные земли, то урожайность окажется еще выше.

Миф второй: животноводство было таким же отсталым

А вот это прямая ложь: Россия была одним из европейских лидеров по обеспечению сельскохозяйственными животными. Вот данные из «Сводной таблицы по статистике скотоводства».

Количество лошадей на 100 жителей: Россия - 19,7, Британия - 3,7, Австро-Венгрия - 7,5, Германия - 4,9. Франция - 5,8, Италия - 2,8. Единственная европейская страна, соперничающая с Россией - Дания. Там на 100 человек приходилось 20,5 лошадей. В целом обеспеченность лошадьми была на уровне Америки, но уступала Аргентине, Канаде и Австралии.

По крупному рогатому скоту Россия не была лидером - скорее, крепким середняком. В среднем на 100 жителей Российской Империи приходилось 29,3 голов крупного рогатого скота. В Австро-Венгрии - 30, в Британии - 26,1, в Германии - 30, в Италии - 18, во Франции - 32,1, в США - 62,2. То есть дореволюционная Россия была вполне достойно обеспечена крупным рогатым скотом - фактически каждый третий имел корову.

По овцам Россия тоже крепкий середняк: показатели не лучшие, но далеко и не худшие. В среднем - 44,9 овец и баранов на 100 человек. В Австро-Венгрии это число составляло менее 30, в Британии - 60,7, в Германии - 7,5, в Италии - 32,3, во Франции - 30,5, в Америке - 40,8 овец на сто человек.

Единственная отрасль, в которой Россия уступала некоторым ведущим державам - свиноводство, оно было не очень распространено. В среднем на 100 человек приходилось 9,5 свиней. В Австро-Венгрии - около 30, в Британии - 8,1, в Германии - 25,5, в Италии - 7,3, во Франции - 11,2. Впрочем, и здесь средний уровень не уступает французскому или британскому.

Миф третий: новой техники не было, а пахали вообще на крестьянках

Механизацию труда в сельском хозяйстве можно оценить по импорту сельскохозяйственной техники. Только за последнее десятилетие перед войной он вырос по некоторым инструментам даже не в разы, а в сотни и тысячи раз. Если в 1905 году было завезено всего 97 паровых плугов, то в 1913-м уже 42,3 тысячи (а годом ранее - более 73 тысяч). В 1905 году завозилось 30,5 тысячи сеялок, а накануне войны уже более 500 тысяч в год. Локомобилей в 1905 году завезли 489,6 тысячи, а в 1913 году - более миллиона.

Насчет примитивных методов земледелия вопрос тоже спорный. Крестьяне были прекрасно осведомлены о необходимости удобрений, и удобрения пользовались огромным спросом на рынке. В 1905 году в Россию завозилось 2,6 млн пудов томасовых шлаков, а в 1913-м - 11,2 млн. Фосфоритов в 1905 году завозили 770 тысяч пудов, а в 1913-м уже 3,2 млн; cуперфосфатов 1,7 млн пудов, а в 1913 году - 12 миллионов.

Это не значит, что каждое хозяйство было образцовым, однако трудно не заметить очевидную тенденцию: в деревне активно внедрялись новейшие методы и современная техника.

Что касается советского мифа о крестьянах, впрягавших в плуг жену - если такое и было, то проходило по разряду БДСМ-практик, а не реальной потребности. Лошадей хватало с избытком; инструментов и знаний о новейших агрометодиках - тоже.

Итоги реформы

Поскольку реформа 1861 была результатом компромисса трёх сторон – государства, помещиков и крестьян – многие её положения были обречены на критику и даже на явное неприятие. Проведённая дворянством, но буржуазная по своему содержанию крестьянская реформа открыла широкие возможности для развития капитализма в России. От крепостной зависимости было освобождено более 10 млн душ помещичьих крестьян. Но получили они 34 млн десятин земли – 3,4 десятины на душу, тогда как для простого воспроизводства крестьянского хозяйства требовалось 6 десятин. Отмена крепостного права не разрешила полностью социально-экономических противоречий, что привело к усилению революционной деятельности в стране.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие причины побуждали крестьян участвовать в восстании под предводительством Е.И. Пугачёва?

2. В чём проявился кризис феодально-крепостнических отношений в сельском хозяйстве России в конце XVIII–XIX вв.?

3. Мероприятия Александра I в крестьянском вопросе?

4. Причины отмены крепостного права в России?

5. Какие гражданские права получили крестьяне после отмены крепостного права?

6. Каким образом был решён земельный вопрос по реформе 1861 г.?

7. Кто такие временнообязанные крестьяне?

8. В чём заключалась выкупная операция?

9. Что такое отрезки, издольщина?

10. Произошла ли ликвидация феодальных отношений в России после реформы 1861 г.?

В КОНЦЕ XIX–НАЧАЛЕ XX ВВ.

Реформа 1861 г., отменив крепостное право, за 20 лет исчерпала свой положительный заряд. В связи с этим правительство Александра III (1881–1894) приняло ряд мер, облегчивших положение крестьян. В 1882 г. начал действовать крестьянский банк, выдававший ссуды на покупку земли. С 1 января 1883 г. все крестьяне, ещё не заключившие с помещиками выкупных сделок, были переведены на обязательный выкуп. Сумма выкупных платежей была понижена.

На рубеже XIX–XX вв., несмотря на бурные темпы промышленного производства, общий облик страны в значительной мере определяло сельское хозяйство, которое давало почти половину национального дохода и охватывало 78% всего населения (по данным переписи 1897 г.). Однако капитализация сельского хозяйства, основного производителя хлеба, протекала медленно, что было обусловлено сохранявшимися пережитками крепостничества (помещичье землевладение, крестьянская община, выкупные платежи, сословное неполноправие крестьянства). Главным тормозом являлось крестьянское малоземелье. Размер душевого крестьянского надела сокращался вследствие естественного прироста населения и дробления хозяйств, в 1905 г. он составил уже 2,6 десятины.



В России пореформенного периода существовали два пути развития капитализма в сельском хозяйстве: прусский и американский . В Сибири, Заволжье, Степном Предкавказье, Новороссии помещичье землевладение в массовом масштабе не сложилось – здесь преобладал американский путь; в Центральной же России, где помещичье землевладение охватывало более 100 млн десятин земли, преобладал прусский путь.

Революция 1905–1907 гг., одной из главных причин которой было недовольство крестьян своим положением, вынудила правительство Николая II (1894–1917) создать Государственную думу и начать новую аграрную реформу, руководителем которой выступил глава кабинета министров П.А. Столыпин.

Главная экономическая цель новой аграрной политики заключалась в том, чтобы как можно более широко распространить принцип частной собственности на землю. Курс Столыпина объективно способствовал развитию производительных сил в российском сельском хозяйстве. Политическая цель состояла в том, чтобы предотвратить новую революцию. Премьер-министр утверждал: через 20 лет проведения аграрных реформ в России революция станет невозможной. Даже большевики вынуждены были признать, что эти слова Столыпина – не пустые слова.

Преобразования в сфере аграрного производства в 1906–1911 гг. проводились П.А. Столыпиным по трём направлениям:

1) по линии указа от ноября 1906 г., давшего каждому домохозяину право выхода из общины с предоставлением в личную собственность земельного надела;

2) по линии Крестьянского банка, который приобретал землю у помещиков для продажи крестьянам, выдавал ссуды, регулировал крестьянские платежи, предоставлял значительные льготы хуторам и тем самым ускорял образование буржуазной собственности на землю;

3) по линии активной переселенческой политики, имевшей как экономические цели – уменьшение аграрного перенаселения в центре, освоение окраин, так и политические – ослабление остроты социальных конфликтов в деревне.

Главным в этой политике было первое направление. Указ о выходе из общины не предполагал её насильственное разрушение, но лишь давал возможность покинуть её тем, кто этого желал. Этот указ предоставлял крестьянам, вышедшим из общины, условия для создания своего индивидуального хозяйства на хуторах и отрубах . К 1916 г. из общины выделилось более 2,5 млн крестьян или 26% всех крестьянских хозяйств. Правда, из общины выделялись не только крепкие хозяева, но и бедняки, которые желали продать полученную в собственность землю. Таким образом, наряду с созданием крепких индивидуальных хозяйств, столыпинская реформа ускорила процесс раскрестьянивания .

На переселенческую политику правительством были ассигнованы немалые средства, расходовавшиеся на обустройство переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (в среднем 15 десятин на главу семьи и 45 десятин на остальных её членов), денежное пособие; мужчины освобождались от воинской повинности. Переселение способствовало созданию за Уралом большой армии наёмной рабочей силы, что позитивно сказалось на развитии крепких капиталистических хозяйств, привело к включению в хозяйственный оборот и освоению новых земель.

История не дала Столыпину тех 20 лет, на которые была рассчитана реформа. После его убийства (1911 г.) и особенно после начала Первой мировой войны реформа фактически не проводилась. Поэтому некорректно говорить о том, что столыпинские преобразования не достигли цели. Действительно, крестьянское (фермерское ) хозяйство, через которое осуществлялась тенденция американского варианта развития в сельском хозяйстве, ещё не стало явлением массовым. Наряду с зажиточными хуторскими хозяйствами, крепко стоящими на ногах, существовало большое количество малоэффективных и слабых хозяйств. Социальные конфликты в деревне не только не были смягчены, но, наоборот, обострились, расширив объективные предпосылки для грядущей революции.

В то же время экономический эффект новой аграрной политики выразился в расширении внутреннего рынка, в увеличении посевных площадей, в росте урожайности и усилении технической вооружённости сельского хозяйства. Например, в сибирском регионе в предвоенные годы значительно развились производство зерновых, животноводство, маслоделие, что позволило создать внушительный производственный потенциал. В 1909 и 1913 гг. в России были получены самые высокие за всю её предшествующую историю урожаи, страна стала главным экспортёром хлеба на мировом рынке.

Вопросы для самоконтроля

1. Суть прусского и американского пути развития в сельском хозяйстве?

2. Какой путь развития преобладал в России и почему?

3. Какие меры предпринимались в правление Александра III для облегчения положения крестьян?

4. Главные задачи, стоявшие перед П.А. Столыпиным в области сельскохозяйственного развития?

5. Назовите основные мероприятия, проводившиеся в ходе аграрной реформы П.А. Столыпина?

6. Почему община являлась тормозом в развитии сельского хозяйства?

7. Итоги столыпинской аграрной реформы?

8. Кто такие «кулаки»?

9. Объясните понятия: отруб, хутор, раскрестьянивание.

10. Какая политическая партия начала XX в. видела свою социальную опору в крестьянстве?