Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напом­ним, что события романа «Айвенго» относятся к последним годам его правления. Возможно, вам нужно будет обратиться к дополнительной литера­туре. Будущий король Ричард Львиное Сердце родился в Англии, в Оксфорде, в 1157 году. Он получил прекрасное образование, вла­дел несколькими языками, был тонким ценителем музыки и поэзии, физически был очень сильным, мастерски владел оружием, был заядлый охотник, человек редкого/ личного мужества, щедрости и благородства и одновременно с этим жес­токий, коварный, жадный, безрассудный искатель приключений, желающий совер­шать бессмысленные подвиги и завоевы­вать награды и земли. Он не обращал вни­мания на повседневные дела управления своими владениями, был невероятно за­носчив, честолюбив и властолюбив. Все эти качества соединялись в одном чело­веке. В 1169 году король Англии Генрих II произвел раздел владений между сы­новьями, по которому Ричард получил Аквитанию, Пуату и Овернь. Впоследствии много сил было отдано Ричардом на организацию крестового по­хода за освобождение Иерусалима, захва­ченного войсками египетского правителя Саладина. Ричард истратил на снаряже­ние войска всю казну. «Я продал бы Лон­дон, если бы нашелся покупатель», - го­ворил он. Пока король вел с переменным успехом войну с Саладином, в Англии на­чалась борьба за власть, и Ричард вынуж­ден был отплыть домой, добившись лишь незначительных соглашений, надолго ос­тавив о себе память в арабских землях. По дороге домой Ричард был схвачен и зато­чен в замке на берегу Дуная, но потом был освобожден и даже сумел вернуть себе власть в Англии. Вскоре Ричард начал подготовку к войне с Францией, и в 1194 году он покинул Анг­лию. При осаде замка Шалю король был ранен и умер от начавшейся гангрены. Историки не один век спорят о личнос­ти Ричарда Львиное Сердце. Одни счита­ют, что Ричард метался по миру, забыв свою страну и разоряя ее города. Другие подчеркивают, что Ричард был истинным сыном своего века - века рыцарства, и его действия вполне вписывались в ры­царский идеал. Ричард в Европе и Азии искал воинской славы и бессмертных подвигов и остался в памяти поколений как великий герой и безуспешный политик. Среди сцен романа есть встреча отшельника Тука и Черного Рыцаря, которая, как пишет В. Скотт в предисловии к роману, воспроизводит события народных баллад о встрече короля с веселым монахом-отшельником. Как вы объясните внимание ав­тора к этому эпизоду (главы XVI и XVII)? В. Скотт замечает в предисловии, что общая канва этой истории встречается во все времена и у всех народов. Эта история рассказывает о странствии переодетого мо­нарха, который из любопытства или ради развлечения появляется в низших слоях общества и попадает в разные забавные си­туации. Такие сюжеты чрезвычайно любо­пытны с точки зрения описания нравов времени. Состязание веселого монаха-отшельника (стоит обратить внимание уже на сочетание несочетаемых слов веселый и отшельник), изображающего из себя аскетичного и скромного служителя церк­ви, и скрывающего свое имя короля, выво­дящего на чистую воду плутоватого хозя­ина, занимательно изображено писателем и выявляет характеры основных героев. Какой женский характер вас заинтересовал? Попробуйте создать портрет одной из героинь ро­мана. Прекрасная леди Ровена представляет собой типичную романтическую героиню, ради которой отважный рыцарь со­вершает свои подвиги. Красавица Ревекка - образ более слож­ный, яркий и интересный. Девушка де­ятельна: она врачует раны, исцеляет боль­ных. Она очень умна и отважна: в минуту наивысшей опасности ведет споры с рыца­рем Храма Буагильбером о роли судьбы: «Люди нередко сваливают на судьбу по­следствия своих собственных бурных страстей». В разговоре с Айвенго она на­зывает рыцарские подвиги жертвоприно­шением демону тщеславия. Ревекка обла­дает чувством собственного достоинства, у нее свои представления о чести - она да­же упрекает Буагильбера за то, что ради нее он готов изменить своей вере. Героиня вызывает уважение, восхищение и сочув­ствие. Ей не суждено стать счастливой, но суждено обрести душевный покой. Какая сцена романа представляется вам са­мой важной для развития действия? Часто утверждают, что это Божий суд, хотя есть читатели, для которых кульми­нация - битва за замок де Бефа. Сколько сюжетных линий вы видите в ро­мане? Кто их герои? В романе несколько сюжетных линий: 1) история жизни и любви храброго ры­царя Айвенго и прекрасной леди Ровены. Героями этой линии являются также Сед­рик - отец Ровены, родственник Атель­стан, Гурт и Вамба; 2) история взаимоот­ношений Ревекки и Буагильбера. Кроме них, герои этой линии - отец Ревекки Исаак, Айвенго; 3) события, связанные с Черным Рыцарем - Ричардом Львиное Сердце. Назовите важнейшие моменты сюжетной линии, которая повествует о рыцаре Айвенго и ле­ди Ровене. В этой сюжетной линии следует выде­лить рыцарский турнир, захват пленни­ков, осаду замка, встречу Ревекки и леди Ровены. Какие сцены повествования о рыцаре Бри­ане де Буагильбере и Ревекке можно считать куль­минационными? Кульминационными можно считать сцены на стене замка, суд над Ревеккой, турнир, на котором Айвенго защищал честь Ревекки. Как вы себе представляете природу Англии XII века? В романе изображены густые непрохо­димые леса, в которых скрываются люди Робин Гуда, и бескрайние долины, окру­жающие замки английской знати. Есть ли в романе эпилог, который завер­шает сюжетные линии? Последние страницы романа являются эпилогом и повествуют о том, что про­изошло с героями в дальнейшем. Какие доказательства того, что перед вами исторический роман, вы могли бы представить? Повествование об Англии XII века осно­вано на достоверных событиях: борьбе норманнов, захвативших власть, с англо­саксами, возвращении короля Ричарда, деятельности ордена рыцарей Храма, ор­дена тамплиеров, феодальной борьбе. Рас­при ведут к тому, что Англии постоян­но грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложа­щаяся на народ. Особенно резко пишет В. Скотт о нор­маннских феодалах. В романе показана эпоха переустройства Англии, превра­щавшейся из страны разрозненных и враждующих между собой феодальных владений в монолитное королевство. Ти­пичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крес­тоносец Буагильбер, в его образе нашли отражения черты деятельности тамплиеров. Феодальная церковь представлена аббатом Эймером. Правдиво изображена норманнская знать. Нашла место в по­вествовании и борьба народа против фе­одального произвола во главе с легендар­ным Робин Гудом.

Действия романа «Айвенго» раскрываются перед читателем на фоне интереснейших исторических событий: 1194 г., король Ричард Львиное Сердце возвращается в Англию из австрийского плена, а тем временем, властолюбивый принц Джон захватил трон, учиняя всевозможные беспорядки.
Автор подробно описывает борьбу завоеванных норманнами саксов, которые не могут примириться с участью покоренного народа, и война против норманнов обусловлена не только национальными, но и социальными противоречиями. Норманны находятся на более высоком уровне социального развития, но саксонская знать не прощает им потери своих владений и жестокого истребления соотечественников. Страну, можно сказать, буквально рвут на части те, кто остался верен королю Ричарду, и те, кого умудрился подкупить принц Джон.
Роман захватывает своим повествованием, увлекательным сюжетом с первых страниц. Нельзя сказать, что это книга для подростков: дети, скорее, будут читать лишь из любопытства о том, что же будет дальше. Их увлечет за собой сюжетная линия. А вот психологические образы, философский вопрос выбора, достаточно трудный язык, суждения, заставляющие немало подумать над той или иной проблемой, заинтригуют любого взрослого.
Практически каждый образ здесь рисуется яркими красками. Даже затрудняюсь, с кого начать. Начну, пожалуй, с героя, именем которого названа книга.
Айвенго – славный и доблестный рыцарь, совершивший немало подвигов. Рыцарь, лишенный наследства за долгие годы скитаний, изгнанный из дома своим отцом из-за противоречивых взглядов на положение в стране и за привязанность к воспитаннице его отца Седрика, леди Ровене, закалил свой дух, научился быть терпеливым, сдержанным, более сильным и рассудительным.
Он никогда не действует сгоряча и отдает отчет каждому своему поступку, даже если он будет стоить ему жизни. Честь, доблесть, смелость, любовь и верность для него превыше всего. На протяжении долгих лет в его сердце жила любовь к леди Ровене. На турнире, который устроил принц Джон, Айвенго сражался до последнего: сколько же нужно выдержки! Как нужно уметь собирать свои силы, какую нужно иметь волю, чтобы, получив тяжелое ранение, завершить начатые состязания до конца и выйти из них победителем! Едва выздоровев, отправляется он защитить честь Ревекки, зная, что соперником выступит сильнейший Бриан де Буагильбер. Но вообще читатель должен заметить, что в романе гораздо больше внимания уделяется другим героям. Так, эпизодов с Черным рыцарем мы наблюдаем гораздо больше. Легендарный король Англии - Ричард Львиное Сердце, вынужденный скрываться под маской Черного Рыцаря, выносит на руках из горящего замка раненого Айвенго, а потом совершает еще много хороших дел: спасает старого Седрика и леди Ровену, примиряет Айвенго с отцом и благословляет будущий брак юноши и Ровены. Этот король – истинная душа простого народа. Его уважает и почитает вся шайка разбойников Локсли (большой вопрос, кстати, кто больше разбойник – Локсли, или принц Джон), он умеет ценить настоящие подвиги и дружбу. «Англия останется без короля», - предупреждали его верные подданные, однако Черный рыцарь побывал в самых горячих точках романа ради того, чтобы защитить своих друзей. Благородство, благополучие близких для него стоят на первой ступени в иерархии ценностей, нежели чем корона и власть. Трусливый принц Джон – его прямая противоположность. И тут напрашивается вопрос: можно ли назвать Ричарда безрассудным?
Ведь он должен понимать, что если погибнет, то все его приближенные останутся в руках жестокого брата. «Великодушный, но опрометчивый и романтический монарх» - так говорит о нем сам автор. Осудить ли Ричарда, или же восхищаться им – решать читателю.

Не менее противоречив и образ храмовника Бриана де Буагильбера. Сперва он может показаться жестоким, суровым и алчным человеком, да и что можно ждать, казалось бы, от человека, вынесшего не один жестокий бой, закаленного солнцем Палестины и кровожадными схватками?.. Однако даже такой человек может любить. Он любил до самой смерти прекрасную Ревекку, был готов пожертвовать всем ради этой любви: званием, честью, лишь бы только она дала свое согласие. С одной стороны, любовь его носит хищный характер.

Он не желает принимать отказ, он привык завоевывать, как истинный воин, только вот он забыл, что сердце девушки – это не просто крепость, которую можно отбить мечом, ведь у нее тоже есть собственное мнение, право выбора. А с другой стороны, храмовник не принуждает ее – он предлагает различные варианты спасения, не насильно же он держит ее в крепости. Он терпелив и ждет своего часа. С тем фактом, что на поединке с Айвенго «он пал, став жертвой собственных страстей», или «бог покарал его за необузданную страсть» я соглашусь едва ли. Храмовник, поняв, что Ревекка никогда его не полюбит, потерял смысл жизни и сдался, хотя выступил на поединке как рыцарь и создал иллюзию сражения. И ему это удалось. Имя, последнее, что ему можно было потерять, не запятнано позором и умер он в доспехах, как и подобает рыцарю, хотя, еле сидевшего в седле Айвенго он мог бы запросто одолеть. Он предпочел смерть позору и, как я считаю, поступил благородно. Его любовь может служить образцом для подражания: ради своей любимой он был готов на все.
Но ещё интереснее в романе женские образы. Ровена. Избалованная богатством и вниманием, властью, дарованной ей, привыкшей, что все ей вокруг подчиняются, она не обладает решимостью, самоотверженностью. Что касается Айвенго, то скорее, она позволяет себя любить, ей льстит любовь такого доблестного рыцаря, тешит ее самолюбие.
Уильям Теккерей замечательно отозвался об этом персонаже: «Ровена, - бесцветное белобрысое создание, по моему скромному мнению недостойное ни Айвенго, ни положения героини». Но что она сделала ради него, любимого человека? Лишь спросила вначале книги – где Айвенго, да что с ним?... Гораздо удивительнее и ярче образ Ревекки – прекрасной и мужественной еврейки. В отличие от Ровены, она прошла через унижение и презрение, будучи дочерью всеми гонимого и ненавистного народа. Она научилась выживать. В экстремальной ситуации, когда Ровену и Ревекку взяли в плен, Ревекка, ловко выскользнув из окошка башни, предпочла разбиться насмерть, нежели достаться угнетателю в качестве легкой добычи, а Ровена расплакалась, как беззащитное дитя. Именно Ревекка и ее отец Исаак выручают Айвенго с доспехами, именно эта девушка вылечила его рану. Она прекрасная целительница, смелая и решительная. Автор в конце повествования делает интересную заметку: «Айвенго долго и счастливо жил с Ровеной, ибо с ранней юности их связывали узы взаимной любви. И любили они друг друга еще более оттого, что испытали столько препятствий к своему соединению. Но было бы рискованным слишком подробно допытываться, не приходило ли ему на ум воспоминание о красоте и великодушии Ревекки гораздо чаще, чем то могло понравиться прекрасной наследнице Альфреда». Намек на то, что образ Ревекки не мог покинуть сердце Айвенго, очевиден.
Самоотверженные люди по типу Буагильбера и Ревекки потерпели поражение. Айвенго остался верен своей любви и своим принципам, не желая даже узнать больше о Ревекке. В этом, наверное, его минус. Любила ли его Ровена? Задавал ли он себе этот вопрос, прежде чем отдать ей предпочтение? Стоит отметить, что образы Ревекки и рыцаря Храма оставляют после прочтения книги более сильное впечатление. У них есть чему поучиться, и они гораздо интереснее и ярче, чем образы Ровены и Айвенго. Да, пусть они проиграли, но они восхищают своим мужеством и запомнятся читателям надолго.

Из всех сюжетных линий романа Вальтера Скотта «Айвенго» меня больше всего тронула история старого еврея Исаака и его дочери Ребекки.

Те испытания, которые выпали на их долю, они смогли мужественно перенести. И, несмотря ни на что, остались чистыми и честными людьми.

Надо отметить, что во времена Ричарда Львиное Сердце в Англии евреев очень сильно не любили. К ним относились с презрением, как к людям второго сорта. Даже к мусульманам, с которыми воевали, относились гораздо лучше.

Евреев так не любили потому, что считали их народом, который распял Христа. А еще за то, что в те времена они занимались ростовщичеством (одалживали деньги под проценты). Все считали, что иудеи грабят христиан. Когда дворянам или королям нужны были деньги, они просили их у евреев.

Но отдавали долги они с неохотой и при всяком удобном случае старались унизить или даже убить еврея. Как говорил сам Исаак своей дочери: «Самое худшее для нашего племени в том и заключается, что, когда нас оскорбляют и грабят, все кругом только смеются, а мы обязаны глотать обиды и смиренно улыбаться».

Когда Исаак появился в доме Седрика Сакса, все, кто в нем находился, отнеслись к нему с презрением. Даже сам хозяин дома с ним едва поздоровался и кивнул головой, давая ему место у стола среди слуг.

Но те нарочно рассаживались так, чтобы еврей не нашел себе места среди них. И если бы не переодетый пилигримом Айвенго, уступивший ему свое место у камина и давший поесть, Исаак так бы и остался голодным и промокшим и пришлось бы ему сидеть на полу.

Несмотря на все унижения и оскорбления, которые он терпел в течение всей своей жизни, Исаак не стал жестоким, мстительным человеком. Он умел быть благородным и бескорыстным. Когда Айвенго спас его от преследования со стороны Бриана де Буагильбера, Исаак подарил своему спасителю коня и рыцарские доспехи для участия в турнире.

Только один этот эпизод показывает, насколько не правы те, кто считает евреев корыстными людьми, не способными на благодарность. Свою дочь Ребекку Исаак любил больше всего на свете и ради нее был готов на все. Когда его взяли в плен, и Фрон де Беф требовал выкуп, то Исаак поначалу под угрозой жестокой пытки согласился внести деньги.

Но когда он узнал, что его дочь находится в руках Бриана де Буагильбера, и ее не собираются выпускать вместе с ним, он решительно отказался. И даже угроза страшной пытки, ожидавшей его, не могла сломить его. Если раньше Исаак боялся за свою жизнь, то, узнав об опасности, подстерегающей дочь, он забыл обо всем, кроме нее.

Точно так же поступил он и после того, как его освободили из плена. Узнав, что его дочь в руках у храмовника, он сразу же поехал спасать ее. Исаак очень любил Ребекку и готов был заплатить любые деньги, только чтобы освободить ее. Он поехал в Темплстоун, главный замок храмовников, несмотря на то, что ему самому там угрожала опасность. Любовь к дочери была превыше всего.

Свою Ребекку Исаак тоже воспитал как человека доброго, отзывчивого, способного пожертвовать ради близкого человека всем. Так, когда слуга Айвенго, Гурт, принес еврею деньги за доспехи и коня, то Ребекка тайком от отца отдала ему эти деньги. Отдала в знак благодарности за то, что Айвенго спас жизнь ее отцу. И именно Ребекка взяла на себя уход за раненным во время турнира Айвенго.

Она заставила отца взять рыцаря с собой и сама ухаживала за ним: старая еврейка по имени Мириам научила ее тайнам медицины. Ребекка перевязывала раны Айвенго, кормила и поила его. И даже после того, как они попали в плен и жизнь и честь самой девушки были под угрозой, она продолжала заниматься его врачеванием.

Попав в плен, Ребекка проявила большое мужество. Она думала в первую очередь не о себе, а о том, как вылечить Айвенго (которого она полюбила) и как спасти своего отца. Мне кажется, что Ребекка вела себя в плену гораздо смелее и мужественнее, чем леди Ровена.

Когда благородная дама потеряла мужество и начала плакать, простая девушка продолжала стойко переносить все невзгоды. И когда влюбившийся в нее храмовник, рыцарь Бриан де Буагильбер, хотел ее обесчестить, она вскочила на окно башни и сказала ему, что лучше покончит с собой. И я думаю, что, если бы не предрассудки той эпохи, Айвенго тоже мог бы полюбить красивую еврейку.

Так же мужественно вела себя Ребекка и тогда, когда ее обвиняли в колдовстве и хотели сжечь на костре. Когда ее хотели заставить покаяться, признаться в том, что она колдунья, и отречься от своей веры, она гордо отказалась. И ответила своим палачам, что умрет за свою веру, но никогда не отречется от нее.

Именно то, что она делала добро людям, спасло ее. Крестьянин, которого она вылечила от паралича, несмотря на страх, согласился передать письмо для Айвенго. А тот, несмотря на свои раны, немедленно прискакал к ней на помощь.

Всю свою жизнь Ребекка делала людям добро. Благодаря своим знаниям она лечила людей, евреи ее уважали и любили. Лечила она не только своих, но и христиан. Лечила, несмотря на то, что христиане часто оставались неблагодарными и даже считали ее ведьмой. Они были безграмотны и думали, что она лечит при помощи колдовства.

Мне кажется, что это очень благородная героиня. Б те мрачные времена, когда люди часто друг друга ненавидели и убивали, она помогала им, невзирая на происхождение или веру. Когда я вырасту, я тоже хочу стать врачом, чтобы лечить людей и облегчать им страдания.

Айвенго

Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа. Конечно, и до Вальтера Скотта многих писателей интересовала история. Однако авторы, которые обращались к историческим событиям, отличали одну эпоху от другой лишь именами королей и сменой династий. В художественных произведениях о прошлом творцами истории выступали властители или сильные личности. Писатели и читатели были убеждены, что цари и вожди решают судьбы народов. Взгляд Скотта на ход истории был шире. "В его романах толпятся люди, волнуются страсти, кипят интересы великие и малые, высокие и низкие, и во всем проявляется пафос эпохи, с удивительным искусством схваченный. Прочитать его роман – значит прожить описанную им эпоху, сделаться на время современником изображаемых им лиц, мыслить на время их мыслью, чувствовать их чувством…" – писал в XIX веке критик В. Г. Белинский.

Вальтеру Скотту принадлежат не только художественные произведения, но и исторические труды. Его творчество оказало влияние на создание исторических жанров художественной литературы и на развитие исторической науки.

Знакомясь с его романами, читатель входит в мир иных веков и проживает рядом с героями жизнь, полную опасностей и приключений. Особенностью произведений английского писателя является совершенно ясная система оценок всего происходящего: Вальтер Скотт отчетливо провозглашает кодекс чести и благородства.

В романе "Айвенго" воссоздано историческое время феодальных усобиц XII века, третьего крестового похода (1189–1192). Однако люди жили не только событиями такого глобального масштаба. Читатель видит не сами походы, а нарисованную яркими красками картину жизни в эпоху феодализма: некоторых из участников крестового похода, отзвуки военных неудач и ожесточенные распри феодалов. И все это дается на фоне увлекательного описания реального быта в жилищах богачей и отшельников, популярных развлечений и праздников, привычек людей и примет той поры. В центре сюжета романа эпизоды, типичные для эпохи: турнир рыцарей, осада и штурм замка с целью освобождения заложников.

События романа развиваются вокруг молодого рыцаря Уильфреда Айвенго и прекрасной леди Ровены. Сюжет стремителен. Спасению героев от жестокого крестоносца Бриана де Буагильбера помогает вмешательство короля Ричарда Львиное Сердце и защитника угнетенных Робина Гуда. Любящие сердца выдержали все испытания и соединились.

Ричард Львиное Сердце правил страной с 1189 по 1199 год. Его образ на страницах романа не столько напоминает реального человека, который прожил бурную жизнь, сколько доброго короля из народных преданий. Это герой, которого автор рисует с неподдельной симпатией. Таково его поведение на рыцарском турнире. Способность короля оставаться в стороне от событий и активно вмешиваться только в самой крайней необходимости заслуживает у зрителей насмешливое прозвище Черный Лентяй. Если он не таков, каким был реальный Ричард, то все же очень интересен как герой, который воплощает представление автора об идеальном человеке и властителе. Айвенго – лишь слабая тень его. В этих героях – Ричарде и Айвенго – нет ни одного штриха, который бы испортил облик безупречного рыцаря.

Если учитель вместе с учениками выберут для обсуждения роман В. Скотта "Айвенго", то урок внеклассного чтения можно провести по предложенным вопросам и заданиям.

Вопросы и задания для самостоятельного прочтения романа

1. Сколько сюжетных линий видите вы в романе? Кто их герои?

2. Назовите важнейшие моменты сюжетной линии, которая повествует о рыцаре Айвенго и леди Ровене.

3. Какие сцены повествования о рыцаре Бриане де Буагильбере и Ревекке можно считать кульминационными?

4. Как вы представляете себе природу Англии XII века?

5. Есть ли в романе эпилог, который завершает сюжетные линии?

1. Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу – рыцарю-крестоносцу Айвенго?

2. Какие герои романа достаточно долго скрывают свои подлинные имена? Чем это вызвано: фантазией автора или обычаями описываемого времени? Когда и почему автор открывает нам имена героев: рыцаря Лишенного Наследства, Черного Рыцаря (Черного Лентяя), Локсли? Попробуйте объяснить использованные в романе псевдонимы.

3. Как вы можете объяснить, почему в историческом романе, очень ярко рисующем события XII века, есть также и специальные исторические справки от автора?

4. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения.

5. Какая сцена романа представляется вам самой важной для развития действия?

1. Опишите одного из героев романа. Подумайте над тем, чем портрет вымышленного героя может отличаться от портрета реально существовавшего исторического лица. Постарайтесь подчеркнуть в своем ответе приметы той далекой эпохи. Не забудьте сказать и о том, каким представляется вам отношение автора к герою.

2. Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напомним, что события романа "Айвенго" относятся к последним годам его правления. Возможно, вам нужно будет обратиться к дополнительной литературе.

3. Среди сцен романа есть встреча отшельника Тука и Черного Рыцаря, которая, как пишет В. Скотт в предисловии к роману, воспроизводит события народных баллад о встрече короля с веселым монахом-отшельником. Как вы объясните внимание автора к этому эпизоду (главы XVI и XVII)?

4. Какой женский характер вас заинтересовал? Попробуйте создать портрет одной из героинь романа.

5. Какие доказательства того, что перед нами исторический роман, могли бы вы представить?

Иван Андреевич Крылов
(1769 (1768)-1844)

Любое значительное событие в жизни страны всегда вызывает отклик в искусстве. События Отечественной войны 1812 года породили множество ярких произведений, среди них басни Ивана Андреевича Крылова.

Его басни и раньше часто воспринимались современниками не только как моральные поучения: в них видели сатиру на конкретные события. Даже знакомый вам "Квартет" трактовался современниками и как насмешка над литературными обществами, и как насмешка над Государственным Советом. Вот свидетельство современника: "Известно, что продолжительным прениям о том, как их (членов Совета. – Авт .) рассадить, и даже нескольким последующим пересадкам мы обязаны остроумною баснею Крылова "Квартет".

С самого начала Отечественной войны Крылов целиком поглощен этим событием. Доказательство тому – басни и эпиграммы этих месяцев, созданные великим баснописцем.

В августе 1812 года были опубликованы две басни: "Кот и Повар" и "Раздел". Так начался цикл басен Крылова об Отечественной войне. В басне "Кот и Повар" Кот ассоциировался с Наполеоном, который пользуется бездействием Повара. Басня "Раздел" повествует о том, как несколько торговцев стали делить прибыли и так рассорились, что даже не заметили пожара, от которого погибли. Обе басни призывали навести порядок в действиях против Наполеона. Они часто рассматривались как пролог к известной тетралогии басен, посвященных М. И. Кутузову.

Басни "Ворона и Курица", "Волк на псарне", "Обоз", "Щука и Кот" показывают историческую роль Кутузова и полемически заострены против его противников. Напомним, что среди тех, кто не одобрял действия полководца, был и Александр I.

Басня "Ворона и Курица" навеяна карикатурой И. Теребенева "Французский вороний суп". В том же номере журнала, в котором была помещена карикатура, была заметка: "Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту – стрелять ворон…" Басня "Обоз" оправдывает осторожную тактику Кутузова в противоположность действиям, которые осуществлял Александр I в войне с Наполеоном в 1805–1807 годах.

Басня "Щука и Кот" осмеивает неудачу адмирала Чичагова, который должен был задержать Наполеона при его отступлении из России через Березину. Чичагов опоздал, что вызвало негодование в обществе. "Крылов написал басню о пирожнике, который берется шить сапоги, то есть о моряке, начальствующем над сухопутным войском", – писал современник. В этой басне, в отличие от многих других, в которых не всегда зафиксирована мораль, есть два фрагмента, которые можно считать моралью: одной басня начинается ("Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник, / И дело не пойдет на лад…"), а другой заканчивается ("И дельно! Это, Щука, / Тебе наука: / Вперед умнее быть / И за мышами не ходить").

В этой басне уже нет Наполеона: противопоставлены друг другу мудрый и добродушный Кот и завистливый его подчиненный – Щука, адмирал Чичагов, о неуживчивости, упрямстве и надменности которого писали современники. Он не только опоздал перекрыть пути отступления Наполеона, но и пытался в своих неудачах обвинить Кутузова. Позже, эмигрировав из России, в своих "Записках адмирала Чичагова, заключающих то, что он видел и что, по его мнению, знал", он выдвигал обвинения против покойного полководца, и соратники Кутузова были вынуждены публиковать документы, которые опровергали эти обвинения.

  1. Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу рыцарю-крестоносцу Айвенго?
  2. Вальтер Скотт считается родоначальни-ком исторического романа. Историческая проза предполагает не только рассказ о фактах прошлого, но и яркое, живое их изображение. В историческом романе тес-но переплетаются вымысел и историче-ские факты, действуют реальные истори-ческие и вымышленные персонажи. Пи-сатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведе-нии возникают реалии прошлого, подроб-но описываются народный быт и нравы.

    В своих романах В. Скотт показывает жизнь общества в определенную эпоху, исторические события воссоздаются че-рез частную жизнь человека. В каждом повествовании рядом с подлинными исто-рическими событиями тянется сюжетная нить, связанная с судьбой нередко вы-мышленного героя.

    Центральный персонаж романа В. Скот-та не историческое лицо, а вымышленный персонаж. Действие романа «Айвенго» происходит в XII веке. Конфликт развора-чивается между двумя враждующими ла-герями: норманнами, завоевавшими Анг-лию в конце XII века, и англо-саксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими, в свою очередь, племена бриттов. В основу романа поло-жено традиционное для Скотта переплете-ние любовной и политической интриг. Со-общая исторические сведения о жизни средневековой Англии, писатель расска-зывает о рыцарской чести, любви и вер-ности. На фоне ярких исторических собы-тий действует герой, верный рыцарскому кодексу, в любой ситуации поступающий согласно долгу и хранящий верность сво-ей возлюбленной. Он побеждает в поедин-ках рыцарей-тамплиеров, сражается вмес-те с Ричардом Львиное Сердце, принимает участие в крестовом походе, защищает и спишет беззащитных, борется за свою любовь. Таким образом, через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха — жизнь Англии XII века.

  3. Какие герои романа достаточно долго скры-вают свои подлинные имена? Чем это вызвано — фантазией автора или обычаями описываемого времени? Когда и почему автор открывает нам имена героев: Рыцаря Лишенного Наследства, Черного Рыцаря (Черного Лентяя), Локсли? По-пробуйте объяснить использованные в романе псевдонимы.
  4. Для успеха романа важно вызвать инте-рес у читателей, заинтриговать их, заста-вить поверить в тайну и пожелать ее разгадать. Некоторые герои романа по определенным причинам скрывают свои подлинные имена. Айвенго, называющий себя Рыцарем Лишенным Наследства, на-ходится в опале: он оклеветан, изгнан из родного дома и выставлен изменником пе-ред своим правителем Ричардом. Пытаясь восстановить свою честь, он до поры до времени вынужден скрываться под услов-ным именем. Кто скрывается под этим именем, читатель и герои узнают после окончания рыцарского турнира, когда, несмотря на сопротивление раненого Ай-венго, с его головы снимают шлем, чтобы возложить на нее венок победителя.

    Под именем Черного Рыцаря скрывает-ся король Англии — Ричард Львиное Сердце. Тайно вернувшись в Англию, он наблюдает за действиями своего брата — коварного принца Джона, захватившего власть, — чтобы в нужный момент вер-нуть себе престол и страну. Свое имя он открывает в конце романа после захвата замка Фрон де Бефа и освобождения его пленников.

    «У тебя английская душа, Локсли, — сказал Черный Рыцарь, — и ты чутьем угадал, что обязан мне повиноваться. Я Ри-чард Английский!

    При этих словах, произнесенных с ве-личием, подобающим высокому положе-нию и благородному характеру, Ричарда Львиное Сердце, все йомены преклонили колена, почтительно выразили свои вер-ноподданнические чувства и просили про-щение в своих провинностях».

    Робин Гуд, благородный разбойник, скрывающийся под именем Локсли, так-же называет свое настоящее имя в этот момент:

    « - Не зовите меня более Локсли, госу-дарь, и узнайте то имя, которое получило широкую известность и, быть может, до-стигло даже и вашего царского слуха… Я Робин Гуд из Шервудского леса».

  5. Как вы можете объяснить, почему в истори-ческом романе, очень ярко рисующем события XII века, есть также и специальные исторические справки от автора?
  6. Особенностью повествования в романе В. Скотта является яркое проявление его авторской позиции. Автор заявляет, что он прежде всего историк. Он основывает-ся на собственной исторической концеп-ции, так или иначе выражая свое отноше-ние к реальным персонажам. Он приводит мемуарные и документальные свидетель-ства, называет источники, подчеркивает объективность изображаемого. Например, в главе XXIII, где цитируется «Саксон-ская хроника», описаны страшные плоды завоеваний. С точки зрения Скотта, исто-рия развивается по особым законам. Обще-ство проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравст-венному состоянию. Эти периоды жесто-кости связаны с борьбой покоренных на-родов со своими завоевателями. В резуль-тате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.

  7. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения.
  8. Этнография отражает особенности бы-та, нравов и культуры народа. Жизнь анг-лийской знати XII века (рыцарские тур-ниры, сражения за свои владения), тради-ции, обычаи и мировосприятие людей, их взаимоотношения, быт простого народа — все это подробно описал в своем романе В. Скотт.

  9. Опишите одного из героев романа. Поду-майте над тем, чем портрет вымышленного героя может отличаться от портрета реально существо-вавшего исторического лица. Постарайтесь под-черкнуть в своем ответе приметы той далекой эпо-хи. Не забудьте сказать и о том, каким вам пред-ставляется отношение автора к герою.
  10. Разницу между портретом вымышлен-ного героя и портретом реального истори-ческого лица можно показать на примере образа короля Ричарда Львиное Сердце. Его больше всего привлекает жизнь прос-того странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоевывает в одиночку, нежели слава во главе огромно-го войска. Ревекка говорит о нем: «Он бросается в битву, точно на веселый пир. Не одна сила мышц управляет его удара-ми — кажется, будто он всю душу вкла-дывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека по-беждают сотни людей».

    Такие черты, как мужество, щедрость и благородство в действительности были свойственны, королю Англии. Но, несом-ненно, далек от исторической истины об-раз Ричарда, который в романе В. Скотта выглядит как обаятельный, простой че-ловек и мудрый воин, пекущийся об инте-ресах своего народа, искренне любящий своих подданных. В историческом, под-линном Ричарде черты придворной воспи-танности переплетались с отталкивающей жестокостью и алчностью феодала-разбойника, не уступающей алчности Фрон де Бефа. История войн и набегов Ричарда полна отвратительных фактов, которые решительно противоречат привлекатель-ному образу, созданному В. Скоттом. Под-линный Ричард Львиное Сердце не был так близок к простым людям Англии, не водил их на приступ феодальных замков, не судил так справедливо и мудро. Анг-лийский народ освободился от феодально-го ига не под руководством английских королей, а против их воли.

    Художественный образ тем и отличается от реального, что автор рисует героя та-ким, каким он представляет его. Творче-ски воссоздавая действительность, писа-тель отражает свое восприятие, свои мыс-ли о ней. Приукрасив исторического Ри-чарда, В. Скотт описал его так, что чита-тель верит в правдоподобность образа.

  11. Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напом-ним, что события романа «Айвенго» относятся к последним годам его правления. Возможно, вам нужно будет обратиться к дополнительной литера-туре.
  12. Будущий король Ричард Львиное Сердце родился в Англии, в Оксфорде, в 1157 году. Он получил прекрасное образование, вла-дел несколькими языками, был тонким ценителем музыки и поэзии, физически был очень сильным, мастерски владел оружием, был заядлый охотник, человек редкого/ личного мужества, щедрости и благородства и одновременно с этим жес-токий, коварный, жадный, безрассудный искатель приключений, желающий совер-шать бессмысленные подвиги и завоевы-вать награды и земли. Он не обращал вни-мания на повседневные дела управления своими владениями, был невероятно за-носчив, честолюбив и властолюбив. Все эти качества соединялись в одном чело-веке.

    В 1169 году король Англии Генрих II произвел раздел владений между сы-новьями, по которому Ричард получил Аквитанию, Пуату и Овернь.

    Впоследствии много сил было отдано Ричардом на организацию крестового по-хода за освобождение Иерусалима, захва-ченного войсками египетского правителя Саладина. Ричард истратил на снаряже-ние войска всю казну. «Я продал бы Лон-дон, если бы нашелся покупатель», — го-ворил он. Пока король вел с переменным успехом войну с Саладином, в Англии на-чалась борьба за власть, и Ричард вынуж-ден был отплыть домой, добившись лишь незначительных соглашений, надолго ос-тавив о себе память в арабских землях. По дороге домой Ричард был схвачен и зато-чен в замке на берегу Дуная, но потом был освобожден и даже сумел вернуть себе власть в Англии.

    Вскоре Ричард начал подготовку к войне с Францией, и в 1194 году он покинул Анг-лию. При осаде замка Шалю король был ранен и умер от начавшейся гангрены.

    Историки не один век спорят о личнос-ти Ричарда Львиное Сердце. Одни счита-ют, что Ричард метался по миру, забыв свою страну и разоряя ее города. Другие подчеркивают, что Ричард был истинным сыном своего века — века рыцарства, и его действия вполне вписывались в ры-царский идеал. Ричард в Европе и Азии искал воинской славы и бессмертных подвигов и остался в памяти поколений как великий герой и безуспешный политик.

  13. Среди сцен романа есть встреча отшельника Тука и Черного Рыцаря, которая, как пишет В. Скотт в предисловии к роману, воспроизводит события народных баллад о встрече короля с веселым монахом-отшельником. Как вы объясните внимание ав-тора к этому эпизоду (главы XVI и XVII)?
  14. В. Скотт замечает в предисловии, что общая канва этой истории встречается во все времена и у всех народов. Эта история рассказывает о странствии переодетого мо-нарха, который из любопытства или ради развлечения появляется в низших слоях общества и попадает в разные забавные си-туации. Такие сюжеты чрезвычайно любо-пытны с точки зрения описания нравов времени. Состязание веселого монаха-отшельника (стоит обратить внимание уже на сочетание несочетаемых слов веселый и отшельник), изображающего из себя аскетичного и скромного служителя церк-ви, и скрывающего свое имя короля, выво-дящего на чистую воду плутоватого хозя-ина, занимательно изображено писателем и выявляет характеры основных героев.

  15. Какой женский характер вас заинтересовал? Попробуйте создать портрет одной из героинь ро-мана.
  16. Прекрасная леди Ровена представляет собой типичную романтическую героиню, ради которой отважный рыцарь со-вершает свои подвиги.

    Красавица Ревекка — образ более слож-ный, яркий и интересный. Девушка де-ятельна: она врачует раны, исцеляет боль-ных. Она очень умна и отважна: в минуту наивысшей опасности ведет споры с рыца-рем Храма Буагильбером о роли судьбы: «Люди нередко сваливают на судьбу по-следствия своих собственных бурных страстей». В разговоре с Айвенго она на-зывает рыцарские подвиги жертвоприно-шением демону тщеславия. Ревекка обла-дает чувством собственного достоинства, у нее свои представления о чести — она да-же упрекает Буагильбера за то, что ради нее он готов изменить своей вере. Героиня вызывает уважение, восхищение и сочув-ствие. Ей не суждено стать счастливой, но суждено обрести душевный покой.

  17. Какая сцена романа представляется вам са-мой важной для развития действия?
  18. Часто утверждают, что это Божий суд, хотя есть читатели, для которых кульми-нация — битва за замок де Бефа. Материал с сайта

  19. Сколько сюжетных линий вы видите в ро-мане? Кто их герои?
  20. В романе несколько сюжетных линий:

    1) история жизни и любви храброго ры-царя Айвенго и прекрасной леди Ровены. Героями этой линии являются также Сед-рик — отец Ровены, родственник Атель-стан, Гурт и Вамба; 2) история взаимоот-ношений Ревекки и Буагильбера. Кроме них, герои этой линии — отец Ревекки Исаак, Айвенго; 3) события, связанные с Черным Рыцарем — Ричардом Львиное Сердце.

    Назовите важнейшие моменты сюжетной линии, которая повествует о рыцаре Айвенго и ле-ди Ровене.

    В этой сюжетной линии следует выде-лить рыцарский турнир, захват пленни-ков, осаду замка, встречу Ревекки и леди Ровены.

  21. Какие сцены повествования о рыцаре Бри-ане де Буагильбере и Ревекке можно считать куль-минационными?
  22. Как вы себе представляете природу Англии XII века?
  23. В романе изображены густые непрохо-димые леса, в которых скрываются люди Робин Гуда, и бескрайние долины, окру-жающие замки английской знати.

  24. Есть ли в романе эпилог, который завер-шает сюжетные линии?
  25. Последние страницы романа являются эпилогом и повествуют о том, что про-изошло с героями в дальнейшем.

  26. Какие доказательства того, что перед вами исторический роман, вы могли бы представить?
  27. Повествование об Англии XII века осно-вано на достоверных событиях: борьбе норманнов, захвативших власть, с англо-саксами, возвращении короля Ричарда, деятельности ордена рыцарей Храма, ор-дена тамплиеров, феодальной борьбе. Рас-при ведут к тому, что Англии постоян-но грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложа-щаяся на народ.

    Особенно резко пишет В. Скотт о нор-маннских феодалах. В романе показана эпоха переустройства Англии, превра-щавшейся из страны разрозненных и враждующих между собой феодальных владений в монолитное королевство. Ти-пичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крес-тоносец Буагильбер, в его образе нашли отражения черты деятельности тамплиеров. Феодальная церковь представлена аббатом Эймером. Правдиво изображена норманнская знать. Нашла место в по-вествовании и борьба народа против фе-одального произвола во главе с легендар-ным Робин Гудом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чи можна айвенго назвати лицарем
  • какой я увидел в фильме айвенго англию 12 века
  • вопросы кроссворд по твору айвенго
  • як ставилися герої до авенго у романі
  • gbnfyyz lj ntrcne fqdtyuj