Наука

Температура – одно из фундаментальных понятий в физике, она играет огромную роль в том, что касается земной жизни любых форм . При очень высоких или очень низких температурах различные вещи могут вести себя очень странно. Предлагаем вам узнать о ряде интересных фактов, связанных с температурами.

Какая температура самая высокая?

Самая высокая температура, которую создал человек, составила 4 миллиарда градусов Цельсия. Трудно поверить, что температура вещества может достичь такого невероятного уровня! Эта температура в 250 раз выше температуры ядра Солнца.

Невероятный рекорд был поставлен в Естественной Лаборатории Брукхэвена в Нью-Йорке в ионном коллайдере RHIC , длина которого - около 4 километров.



Ученые заставили столкнуться ионы золота, пытаясь воспроизвести условия Большого взрыва, создав кварк-глюонную плазму. В таком состоянии частицы, которые составляют ядра атомов – протоны и нейтроны, разбиваются, в результате чего получается "суп" из конституэнтных кварков.

Экстремальная температура в Солнечной системе

Температура среды в Солнечной системе отличается от той, к которой мы привыкли на Земле. Наша звезда Солнце невероятно горячая. В ее центре температура составляет около 15 миллионов Кельвинов , а поверхность Солнца имеет температуру всего около 5700 Кельвинов.



Температура в ядре нашей планеты составляет примерно столько же, сколько температура поверхности Солнца. Самая горячая планета Солнечной системы – Юпитер, температура ядра которого в 5 раз выше , чем температура поверхности Солнца.

Самая холодная температура в нашей системе зафиксирована на Луне: в некоторых кратерах в тени температура составляет всего 30 Кельвинов выше абсолютного нуля. Эта температура ниже, чем температура Плутона!

Температура среды обитания человека

Некоторые народы живут в весьма экстремальных условиях и необычных местах, не совсем удобных для жизни. Например, одни их самых холодных населенных пунктов – поселок Оймякон и город Верхноянск в Якутии , Россия. Температура зимой тут в среднем составляет минус 45 градусов Цельсия.



Самый холодный более крупный город тоже находится в Сибири – Якутск с населением около 270 тысяч человек . Температура зимой там составляется также около минус 45 градусов, а вот летом может подниматься до 30 градусов !

Самая высокая среднегодовая температура была замечена в оставленном городе Даллол , Эфиопия. В 1960-х годах тут зафиксировали средний показатель температуры - 34 градуса Цельсия выше нуля. Среди крупных городов самым жарким считается город Бангкок , столица Таиланда, где средняя температура составляет в марте-мае также около 34 градусов.



Самая экстремально высокая температура, где работают люди, замечена в золотых шахтах Mponeng в Южной Африке. Температура на уровне около 3 километров под землей составляет плюс 65 градусов Цельсия . Предпринимаются меры для охлаждения шахт, например, используют лед или изолирующие покрытия для стен, чтобы шахтеры могли работать без перегревания.

Какая температура самая низкая?

В попытках получить самую низкую температуру , ученые столкнулись с рядом важных для науки вещей. Человеку удалось получить самые холодные вещи во Вселенной, которые намного холоднее, чем любая вещь, созданная природой и космосом.



Замораживание допускает понижение температуры до нескольких милиКельвинов. Самая низкая температура, которую удалось достичь в искусственных условиях - 100 пикоКельвинов или 0.0000000001 K . Чтобы добиться такой температуры, необходимо воспользоваться магнитным охлаждением. Также подобных низких температур можно добиться, используя лазеры.

При таких температурах материал ведет себя вовсе не так, как при обычных условиях.

Какая температура в космосе?

Если вы, к примеру, возьмете в открытый космос термометр и оставите его там на некоторое время в месте, далеком от источника радиации, вы можете заметить, что он показывает температуру 2,73 Кельвина или около минус 270 градусов Цельсия . Это самая низкая естественная температура во Вселенной.



В космосе температура держится выше абсолютного нуля за счет радиации, которая осталась после Большого взрыва. Хотя космос очень холодный по нашим меркам, интересно отметить, что одной из важнейших проблем, с которыми сталкиваются космонавты в космосе, является жара .

Голый металл, из которого сделаны объекты, находящиеся на орбите, может нагреваться до 260 градусов Цельсия из-за свободных солнечных лучей. Чтобы понизить температуру кораблей, их нужно обертывать в специальный материал, который может понизить температуру только в 2 раза.



Температура открытого космоса тем не менее постоянно падает . Теории об этом появились уже давно, однако только недавние измерения подтвердили, что Вселенная охлаждается примерно на 1 градус каждые 3 миллиарда лет.

Температура космоса будет приближаться к абсолютному нулю, однако никогда его не достигнет. Температура на Земле не зависит от той температуры, которая сегодня имеется в космосе, и мы знаем, что наша планета последнее время постепенно нагревается.

Что такое теплород?

Тепло – механическое свойство материала. Чем горячее объект, тем больше энергии имеют его частицы во время движения. Атомы веществ в горячем твердом состоянии вибрируют быстрее, чем атомы тех же, но охлажденных веществ.

Будет ли вещество оставаться в жидком или газообразном состоянии зависит от того, до какой температуры его нагреть . Сегодня об этом знает любой школьник, однако до 19-го столетия ученые полагали, что тепло само по себе является субстанцией – невесомым флюидом , названным теплород .



Ученые считали, что этот флюид испарялся из теплого материала, таким образом, охлаждая его. Он может перетекать из горячих объектов в холодные . Многие прогнозы, основанные на этой теории, на самом деле верны. Несмотря на заблуждения по поводу тепла, были сделаны многие действительно правильные выводы и научные открытия . Теория теплорода была окончательно побеждена в конце 19-го века.

Существует ли самая высокая температура?

Абсолютный нуль – температура, ниже которой невозможно опуститься. А какая температура самая высокая из возможных? Наука пока точно ответить на этот вопрос не может.

Самой высокой температурой называют Планковскую температуру . Именно эта температура была во Вселенной в момент Большого взрыва , согласно представлениям современной науки. Эта температура равна 10^32 Кельвинов.



Для сравнения: если вы можете представить, эта температура в миллиарды раз больше самой высокой температуры , полученной искусственно человеком, о которой упоминалось ранее.

Согласно стандартной модели, Планковская температура пока остается самой высокой температурой из возможных . Если существует что-то еще более горячее, то привычные нам законы физики перестанут работать.



Есть предположения, что температура может подняться еще выше этого уровня , но что произойдет в таком случае, наука объяснить не может. В нашей модели реальности что-либо более горячее существовать не сможет. Может быть, реальность станет другой?

В качестве индикаторов изменчивости экстремальных явлений на территории России использовалось суммарное за зимний или летний период число случаев (дней), когда суточная температура воздуха или сумма атмосферных осадков превышали критическое значение.

Зимой число дней с максимальной температурой, превышающей предельные значения, увеличивается на большей части Европейской территории России (кроме южных и юго-восточных районов) и в Западной Сибири (рис.1). На востоке страны, исключая тихоокеанское побережье Чукотки и Камчатки, также отмечается рост экстремальности в режиме зимней максимальной суточной температуры воздуха.

В зимний период на большинстве исследуемых станций выявлена тенденция уменьшения экстремальности в режиме минимальных температур за период с 1961 по 1998гг. Причем максимальные (по абсолютной величине) значения коэффициентов линейного тренда получены на юге страны и на востоке Якутии.

Рис. 1. Коэффициент линейного тренда (дни/10лет) в рядах числа дней с аномально высокой температурой воздуха в зимний период (декабрь-февраль). 1961-1998 гг.

По данным за период 1966-1998 гг. рост экстремальности зимних атмосферных осадков обнаружен на станциях Европейской территории России севернее 55° с.ш. и в центре Сибири. Увеличение числа дней с экстремальными зимними атмосферными осадками наблюдается также на станциях Чукотки. При рассмотрении экстремальности в температурном режиме летнего сезона обнаружено, что на станциях восточной части Европейской территории России, в центре Сибири, в Якутии и на востоке страны увеличивается число дней, когда максимальная температура превышает предельное значение. В то же время на большинстве станций России получены отрицательные значения коэффициента линейного тренда в рядах числа случаев предельно низких минимальных температур. Только на нескольких станциях на северо-востоке страны обнаружена тенденция усиления экстремальности, связанной с очень низкими температурами воздуха. На ряде станций в южных районах страны выявлены тенденции уменьшения экстремальности, связанной и с максимальной и с минимальной температурами.

На территории России преобладает рост числа дней с экстремальными летними атмосферными осадками (Рис.2). Только на некоторых станциях в центре Сибири, в Магаданской области и в Приморском крае получены отрицательные значения коэффициентов линейного тренда.



Рис. 2. Коэффициент линейного тренда (дни/ 10 лет) в рядах числа дней с аномально - большими осадками летом (июнь-август). 1966-1998 г.

Оценка экстремальности температурного режима и режима осадков на территории России в 2002 году.

ЯНВАРЬ 2002 года

Всю южную половину России охватывает зона, где отмечалось более 5 дней с с экстремально высокой для этого месяца температурой воздуха. А на Европейской территории и в Центральных районах Западной и Восточной Сибири выделены, где таких дней с экстремально высокой температурой было больше 10(рисунок 3.).



Рисунок 3. Количество дней с экстремально высокой (Nmax) и экстремально низкой (Nmin) температурой воздуха в ЯНВАРЕ на территории России.

В январе число дней с осадками, превышающими значение границы 95% интервала, превысило среднее многолетнее значение более, чем на два средних квадратических отклонений на севере Волго-Вятского района. Сильные снегопады наблюдались также на юге Тюменской области и в центральных районах Якутии (рисунок 4.)



Рисунок 4. Количество дней с экстремально большими осадками (Nr) в ЯНВАРЕ 2002 г. на территории России.

ФЕВРАЛЬ 2002 года

На европейской территории России февраль также, как и предыдущий месяц характеризовался большим количеством экстремально теплых дней. И в центральных районах Западной Сибири, Красноярского края, на севере Иркутской области и Забайкалья выделяется область, где более 10 дней отьечались экстремально высокие для февраля значения температуры воздуха (рисунок 5.).



Рисунок 5. Количество дней с экстремально высокой (Nmax) и экстремально низкой (Nmin) температурой воздуха в ФЕВРАЛЕ на территории России.

В феврале поле прстранственного распределения числа случаев с экстремальными осадками очень близко январскому (рисунок 6.).



Рисунок 6. Количество дней с экстремально большими осадками (Nr) в ФЕВРАЛЕ 2002 г. на территории России.

МАРТ 2002 года

Несмотря на то, что март был теплым практически на всей территории России дней с экстремально высокой температурой зарегистрировано не много (рисунок 7.).


Рисунок 7. Количество дней с экстремально высокой (Nmax) и экстремально низкой (Nmin) температурой воздуха в МАРТЕ на территории России.

В поле экстремальных осадков выделяется обширная зона, которая охватила Урал, практически всю Западную Сибирь, центральные и южные районы Красноярского края. И на востоке страны - в Магаденской области и на Чукотке число дней с экстремально большими осадками превысило среднее многолетнее значение более, чем на среднее квадратическое отклонение (рисунок 8.).

Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации которые переходят в вынужденное автономное существование могут быть вызваны стихийными , ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы. Гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно, быть осознанным и целенаправленным, и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.

Под термином «выживание» понимают активную деятельность человека, направленную на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях. В научно методической литературе рассматривается несколько определений выживания и автономного существования:

— Выживание или автономное существование. Это продолжительное существование одного или групп людей без пополнения запасов и без связи с внешним миром.
— Еще автономное существование, это наиболее опасная экстремальная или ситуация. Так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно. Причем помощь извне проблематична.
— Автономное существование человека в природе. Это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, воде, тепле. Используя только имеющиеся запасы или дары природы.

Что такое опасная или экстремальная ситуация.

Опасной или экстремальной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека. Его имуществу или природной среде. Она может возникнуть внезапно и потребовать решительных поступков уже в первые секунды или минуты. Чем быстрее вы примете решение, сориентируетесь в данной ситуации и выберете правильный способ действий, тем больше шансов остаться живым, здоровым и невредимым.

Случаи чрезвычайных ситуаций могут быть связаны с различными причинами. Например, с вынужденным изменением привычного места проживания или работы, а значит и климата. Ученые называют это сменой климатогеографических условий. Люди оказываются в условиях, непривычных для их организма и психики. Изменяется атмосферное давление, влажность воздуха, продолжительность светового дня, дневных и ночных температур, уровень солей и минералов в воде и пище. Поэтому на новом месте придется акклиматизироваться.

Акклиматизация и реакклиматизация.

Акклиматизация, это процесс постепенного приспособления организма человека к новым климатогеографическим условиям. В основе каждой акклиматизации лежит выработка организма приспособительных реакций, направленных на поддержание нормальной жизнедеятельности в данных условиях. Чем больше отличаются друг от друга условия, тем сложнее и дольше протекает акклиматизация. Нарушение правил акклиматизации как раз и создает предпосылку к чрезвычайной ситуации.

После временного пребывания в соответствующей климатогеографической среде человеку приходится повторно приспосабливаться к ранее привычным условиям жизни. Этот процесс принято называть реакклиматизацией. На реакклиматизацию могут оказать влияние профессия человека, изменение теплового режима, перемена часовых поясов.

На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает неспецифической защитной реакцией — стрессом. Направленным на сохранение гомеостаза — постоянства внутренней среды. В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно увеличивается. Но до определенного предела остаются обратимыми. Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

Причины экстремальных ситуаций на природе.

Лучший способ избежать опасной ситуации — это научиться предвидеть и не допускать ее. Если все же вы попали в экстремальную ситуацию, то благоприятный исход автономного существования будет зависеть от многих причин. Причинами экстремальных ситуаций на природе часто становятся оплошности, допущенные человеком. Непродуманная экипировка, недостаточный продовольствия и питьевой воды, слабая психологическая подготовка. Недостаточный уровень такого качества, как выносливость.

На человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные факторы внешней среды. Температура и влажность воздуха, змеи, хищные животные и т.д. Они нередко оказываются экстремальными. Также они вызывают нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы.

Что такое автономное существование человека в природе, добровольное и вынужденное автономное существование.

Автономное существование человека в природе, это существование человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой. Автономное существование человека в природе может быть двух видов: добровольным и вынужденным.

Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он в лесу, горах, отстал от группы на маршруте. Попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами. Уметь действовать в различных природно-климатических условиях. Для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда.

Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели. А в условиях вынужденной — на возвращение в свою социальную среду, к людям, привычному образу жизни.

Запланированная добровольная автономия человека на природе.

Добровольная автономия — это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными. Активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельно пребывать в природных условиях, спортивные достижения и другие.

Добровольной автономии человека в природных условиях всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели. Изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим испытаниям. Наиболее доступным и распространенным видом добровольной автономии является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель этого вида туризма - активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья. Добровольное автономное существование человека в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.

Вынужденное автономное существование человека в природе, основные причины.

Вынужденное автономное существование человека в природе — особенно трудная ситуация жизнедеятельности. В ней может оказаться как группа людей — группа туристов, экипаж самолета, экспедиции и т.д., так и отдельный человек — заблудившийся, оторвавшийся от группы. Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно не произошло, серьезно влияет на человека.

Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в ненаселенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в неразрешимую проблему. Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального достатка, а чаще от другого. Наличия или отсутствия , съедобных растений, животных. А так же от температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра. Но главное, многое зависит от того, как человек воспринимает эту ситуацию. Насколько он подготовлен к встрече с ней, вынослив и умел.

Выделяют основные причины, приводящие человека к вынужденному автономному существованию в природных условиях.

1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Это стихийные бедствия, землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары.
2. Экстремальные ситуации в условиях природной среды:
а) Резкое изменение природных условий. Резкое , ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.п.
б) Потеря ориентировки на местности во время прогулки, похода, экспедиции.
в) Потеря группы на маршруте во время прогулки, похода, экспедиции.

К аварийным ситуациям в условиях природной среды относятся:

— Катастрофы или аварии на воздушном и железнодорожном транспорте.
— Аварии на морском и речном транспорте.
— Аварии и поломка автотранспортных средств.

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно. Ее развитие не всегда можно предсказать заранее. В связи с этим обстоятельством порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки. Человек, оказавшись в условиях автономного существования в природе, должен решить многочисленные и сложные проблемы, связанные со своим выживанием.

Такая ситуация накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым специально не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого.

Безопасность человека в этих условиях полностью зависит от его духовных и физических качеств. Его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания, жизненный опыт и умения для достижения единственной цели: выжить и выйти к людям в привычную для человека окружающую среду.

По материалам книги «Способы автономного выживания человека в природе».
Артышко С. В.

Направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования , с первых же минут возникает ряд неотложных задач, самые важные среди которых:


  • преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;

  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

  • защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды;

  • обеспечение водой и пищей;

  • определение собственного местоположения;

  • установление связи и подготовка средств сигнализации.
Разрешение этих и ряда других задач зависит от изобретательности и находчивости человека, его умения эффективно использовать аварийное снаряжение и подручные средства.

Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых климатических условиях, если он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда.

Но для этого необходимы определенные знания и опыт.

Продолжительность автономного периода зависит от ряда объективных и субъективных причин, которые могут способствовать или препятствовать деятельности человека.

Все факторы, влияющие на способность к выживанию, можно разделить на группы:


  • антропологические;

  • природно-средовые;

  • материально-технические;

  • экологические;

  • физиологические.
Антропологические факторы характеризуют состояние здоровья человека, постоянство его внутренней среды, резервные возможности организма.

К антропологическим факторам относится:


  • психологическая подготовленность;

  • морально-волевые качества;

  • активно-преобразовательная деятельность, влияющая на преобладание положительных или отрицательных эмоций;

  • умение действовать в условиях автономного существования.
Для неподготовленного человека окружающая среда - источник всевозможных опасностей, он находится в постоянном тревожном напряжении. Это состояние продолжается от нескольких минут до нескольких суток.

Таким образом, важная задача обучения - психологически подготовить человека к преодолению возможной ЧС, повысить его эмоционально-волевую устойчивость, научить правильно воспринимать и оценивать сложившуюся ситуацию и действовать в соответствии с обстановкой.

Природно-средовые факторы - температура, влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень давления атмосферы, ветер и др.

Люди способны переносить даже самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако, попадая в них впервые, они оказываются малоприспособленными к жизни в незнакомой среде. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем большего напряжения сил требует борьба за выживание, тем строже должны выполняться правила поведения и тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка.

Материально-технические факторы обеспечивают защитные материалы в условиях автономного существования: одежда, аварийное снаряжение, запас пищи и воды, подручные средства, используемые для различных целей, и др.

Экологические факторы риска возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой (несчастные случаи, травмы и т. д.).

Физиологические факторы риска - болезни, стихийные бедствия, жара, холод, голод, жажда, страх, переутомление, одиночество, неправильная организация отношений внутри аварийной группы.

Выживание в дикой природе предполагает определенную базу знаний, умений и навыков. Чем больше эта база, тем легче справиться в самых сложных ситуациях. Но даже в условиях автономного существования необходимо иметь элементарные представления, как выжить. В прочем, в таком случае человек себя готовит заранее, знаком с местностью, имеет определенный запас пищи (или умеет ее добывать самостоятельно) и необходимых вещей.

Экстремальное и автономное выживание

Экстремальные условия без подготовки могут привести к самому плачевному исходу, поэтому любые советы о добычи пищи, огня и пресной воды, сооружении укрытия и первой медпомощи будут не просто важными, а жизненно необходимыми.

Автономные условия же если не включают налаженный быт, то, по крайней мере, предполагают заранее выбранную местность, маршрут и умения ориентироваться.

Самыми важными проблемами , которые практически всегда соприкасаются с выживанием в экстремальных условиях, являются:

  • отсутствие питьевой воды;
  • место для ночлега;
  • добыча огня;
  • поиск пищи.

О таких трудностях надо знать и по возможности максимально подготовиться к ним. При первой же неудаче – продолжать и постараться сохранять спокойствие и психическое равновесие, которые так же важны в экстремальном выживании.

Преодоление страха, уверенность в своих силах и другие психологические моменты очень важны для человека, когда он остался один на один с природой. Даже если с собой рюкзак с полным набором жизненно необходимых вещей – это не залог безопасности и спокойствия. Автономное существование может длиться довольно большое количество времени. Запасы быстро закончатся, и придется добывать все самому.

Выживание – не важно, экстремальное или автономное, требует преодоления многих задач, препятствий, собственных страхов. И также приобретения еще множества новых практических умений, о которых в условиях цивилизации, возможно, человек даже и не подозревал.

Главные навыки выживания

Каждый, кто желает освоить эту науку, должен иметь представление об основах автономного существования. Это касается как теоретических знаний, так и практических умений. Чтобы заранее подготовиться к суровой действительности, с которой придется столкнуться в условиях дикой природы, необходимо освоить некоторые основы.

Подкованность в создании крова и нахождении пищи пригодятся каждому – и взрослым и детям. Чтобы знать, что нужно тренировать, стоит определить основные моменты.

Добыча огня и обустройство костра

Для выживания в экстремальной ситуации это умение поможет согреться, пережить любой мороз. Существует множество простых и действенных способов получения огня с помощью обычных предметов. При обучении ребенка, стоит показать ему, как пользоваться огнивом и спичками.

– один из базовых навыков выживания. Добывание веток, умение разжечь и сохранить пламя поможет даже в самых суровых условиях. Основной принцип открытого огня – либо он будет гореть долго, либо жарко.

Умение добыть воду

При экстремальном выживании организм быстрее теряет влагу. Именно поэтому необходимо знать, как ее искать и обрабатывать. Не стоит пить любую пресную воду, которая встретится на пути – она может содержать множество вредных бактерий. Также стоит научиться такому способу добычи, как конденсация. крайне важна в любой ситуации. Если у путешественника есть несколько целлофановых пакетов, он может обмотать веточки деревьев и кустов, а через несколько часов собрать их – они будут содержать небольшое количество жидкости.

Ориентирование

Базовым навыком выживания является умение . Для начала стоит научиться пользоваться компасом и картой, соотносить полученные данные с реальной местностью. Это достаточно просто. Помимо основных топографических знаков и масштабов, нужно знать, как определяются стороны горизонта по природным признакам. Выживание в экстремальных условиях без таких умений станет гораздо сложнее.

Знание диких животных

Частой причиной недееспособности людей, оказавшихся в лесу, становится ранение диким животным. Нередко это оказывается змея. Здесь главный совет по выживанию – быть внимательным при прохождении лесной местности. Также важно обучиться правилам поведения в подобных ситуациях. К примеру, в змей не стоит кидаться палками, нападая на них. Этот специфический навык выживания представляет собой знания о поведении различных видов диких животных.

Оказание первой помощи

Наиболее частой причиной, по которой стоит научиться правилам оказания первой помощи – риск оказаться в ситуации, когда она потребуется. Это может быть травма, потеря сознания, внезапный приступ. Основная сложность при обучении медика – выработать умение не паниковать. Если сохранять спокойствие, это может спасти жизнь не одному человеку. Изучая основы врачебного искусства на практике, можно быстро запомнить каждое движение и уверенно действовать в случае опасности.

Создание укрытия

Если костер разведен, зверей вокруг нет, а первая помощь пострадавшим оказана, стоит задуматься о создании крова. На случай дождя сооружается шалаш из лапника и ветвей деревьев. Также нужно знать, в каком месте можно ставить сооружение, а в каком – нецелесообразно или даже опасно. Нужно четко представлять, какие функции должно выполнять убежище, знать основные и методы обустройства с минимальными усилиями.

Психологическая подготовка

Любой человек может знать тонкости нахождения пищи и разведения костра, уметь соорудить шалаш и оказать первую помощь, но в стрессовой ситуации окажется недееспособен из-за страха, отчаяния или уныния. Все действия должны выполняться на автоматизме, какими бы экстремальными ни оказались условия вокруг. Этого поможет добиться только практика в сочетании с личным примером.

Физическая подготовка

Одно из самых важных правил и навыков выживания – уметь всегда быть в форме. Нужно заранее научиться справляться с физическими нагрузками. Для этого не нужно изнурять себя каждодневными тренировками – достаточно бегать по 30-40 минут в день легким темпом, делать по 3-5 подходов на турнике и брусьях. Чтобы обучать ребенка здоровому образу жизни, нужно стать для него примером для подражания.

Автономные и экстремальные условия

Что касается различий в экстремальных и автономных условиях, то они весьма существенны.

Первые еще можно обозначить как пребывание в дикой природе, где нет привычных или знакомых мест и сооружений. Также экстремальное выживание иногда включает и характер внезапности (крушение самолета, авария, стихийное бедствие, природная катастрофа). Поэтому в таком случае обостряется психологический фактор поведения.

Экстремальные условия, в отличие от автономных, предполагают сооружение убежища, добычу пищи, медицинскую помощь и другие необходимые действия при помощи подручных средств и, скорее всего, без нужных инструментов.