К 90-летию со дня рождения архимандрита Наума (Байбородина)

19 декабря 2017 года, в день памяти святителя Николая, исполнилось бы 90 лет архимандриту Науму (Байбородину), до пострига носившему имя Мирликийского чудотворца. 60 лет батюшка являлся насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а теперь по кончине в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, верим, пребывает в обителях вечных. Для кого-то и его молитва была покровом.

Старца вспоминают чада, ученики, сослужители-собратья, матушки игумении...

«Иисусова молитва была его основным деланием»

Матфей, епископ Шуйский и Тейковский:

Трудно о таких людях говорить... Это великий человек. Те семена, которые он посеял на всероссийской ниве церковной, еще дадут плоды, которые мы увидим.

Он и в прошлое своим взором проникал, и в будущее – как пророк. То, что он говорил, – всё сбывалось. Знал, что пройдено каждой душой; мог обличить, если у человека были нераскаянные грехи. Но старался так его направить, чтобы впредь он смог уберечься от козней вражиих. Много и чудес бывало.

Сам отец Наум был очень строгим монахом. Никогда не было такого, чтобы он правило пропустил без какой-либо уважительной причины; больным приходил на братский молебен. Всегда присутствовал на полунощнице. В это время можно было взять у него благословение, о чем-то спросить.

Монашествующих, как, впрочем, и мирян, наставлял в Иисусовой молитве. Сам жил молитвой и радел о возрождении умного делания, разоряемого у нас в стране при безбожной советской власти. Написал по этой теме кандидатскую диссертацию. Практиковал умное делание и других вдохновлял подвизаться: «Раньше, – недоумевал порой отец Наум, – пятисотница была элементарным деланием монашествующих. Мы-то почему ее сейчас не берем на вооружение?» Всем по-разному благословлял: кому сотницу, кому тысячу. Учил правильному дыханию при молитве. К каждому подходил индивидуально. Молитва – это сокровенное делание, никаких общих советов тут быть не может.

Про апостолов сказано: явились им разделяющиеся языки как бы огненные… (Деян. 2:2–3). Святой Иоанн Предтеча указывал на то, что Сын Божий будет крестить Духом Святым и огнем (Лк. 3:16). И как желал бы, чтобы огонь уже возгорелся! (Лк. 12:49), – говорит Господь. В отце Науме чувствовалось это огненное дыхание.

Мне случалось нести у него послушание письмовода. Я видел, что письмо даже еще не вскрыто, а батюшка уже знал его содержание и ответ, который надо отправить по указанному на конверте обратному адресу. Его прозорливость поражала, как и глубина даваемых им кратких ответов. Он никогда не распылялся. Смотрел в корень. Ведь можно всё красноречиво обосновать, а суть уйдет. Отец Наум всегда отвечал кратко и по делу. Одного-двух его слов было достаточно, чтобы понять, что делать.

Исповедовал отец Наум всегда очень глубоко. Главное, как это следовало из его духовнической практики и из опыта исповеди у него, – добиться сокрушения, подлинного раскаяния. Когда исповедь поверхностна, может быть, надо обратить внимание на те грехи, которые позволят человеку ощутить сокрушение. Отец Наум это умел. Мог обличить любого высокоумного ученого. Валерий Яковлевич Саврей, профессор МГУ и Московской духовной академии, привез к нему как-то раз пятерых академиков: математика, филолога и еще кого-то. И каждому отец Наум задал такой вопрос из его области знаний, на который им не под силу оказалось ответить. Так он мог обратить даже самых самоуверенных к Богу. Смирится человек немножко, поймет ограниченность своего ума, и сердце евангельским истинам открывается.

Старец радел о возрождении в обителях жизни по святоотеческим уставам. Благословил издать устав Пахомия Великого и раздавал нам для изучения и освоения. У батюшки много издавалось, по крайней мере, для чад проповедей, трудов. Огромным количеством святоотеческой литературы он нас всегда снабжал. Мы всё это по его благословению читали.

Многих святых батюшка очень любил. Например, преподобного Амвросия Оптинского. Просил нас выборку сделать из его наставлений – помню, и я этим занимался. Отец Наум как-то сокровенно переживал жизнь этого святого: в себя впитывал это благодатью растворенное бытие и нам пытался привить вкус к такой жизни. Через восприятие отца Наума и мы святоотеческий опыт как-то живо воспринимали и пытались в чем-то святым Отцам подражать. Батюшка называл преподобного Амвросия Оптинского пророком XIX века. Да и сам отец Наум был для нас пророком наших времен.

Батюшка за людей молился, а народ его вымаливал

Архимандрит Лаврентий (Постников), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

Отец Наум служил Богу и людям. Всем угодить невозможно. Когда он говорил наставления, кто-то легко и радостно воспринимал его слова, другие отходили опечаленные (см. Мф. 19:22).

Мы прожили рядом с отцом Наумом почти 60 лет. Плохого я ни в нем, ни от него за все эти годы ничего не видел. Подход к людям у него был свой. Когда мы придерживаемся канонических правил и не отходим ни вправо, ни влево – наш путь правильный. К отцу Науму и шли люди, чтобы уточнить: не уклонились ли они от заповеданного пути. Если бы он говорил что-то не то, верующий народ бы за ним не шел.

Отец Наум был тружеником. Когда он молился – я не знаю. Он всегда был на людях, весь в их нуждах, во всё вникал. Раз с народом всегда находился, поучал их, как надо жить, молился за всех, значит, и народ за него молился. И наверняка, даже если батюшка согрешал, народ своего старца вымаливал.

«У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД»

Архимандрит Захария (Шкурихин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

Мы жили с отцом Наумом рядом, у нас келии были на одном этаже. Иногда пересекались на трапезе. Он был строг. Замечания делал. Иногда скажешь что-то не то или во внешнем виде у тебя что-то не так – всё видел. Но всегда по делу выговаривал.

В монастыре тесное общение между братиями. Всегда видно: человек молится или просто так, «ворон считает». Отец Наум молился. Он, конечно, много времени приему народа уделял. Но на службе старался сосредоточиться, напряженно вникал в слова богослужения. Про синодики, когда его однажды спросили, почему он их не читает, говорил: «Пусть их молодежь читает, чтобы у них помыслов поменьше было».

У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД. Сейчас окормлять народ в нашем современном мире очень сложно. Владыка Феогност Сергиево-Посадский, наш наместник, всегда очень удивлялся, как отец Наум всех может помнить: кто где в епархиях, в каких отдаленных монастырях, в каких малых городах да в заброшенных деревеньках, и при этом у кого какие горести, проблемы, внутренние искушения. Что-то кому-то отсылал, через кого-то передавал… Получал письма, писал ответы.

Помню, как-то к нему приехали одни рабы Божии – у них масса проблем, жить негде… Он их сразу благословляет: «Поезжайте туда-то. Вот как раз, – подзывает кого-то, – туда люди едут. Дом сейчас пустует. Там и будете жить». Лишенные крова туда поехали; их сразу поселили, они там прожили несколько лет. Потом им говорят: «Всё, съезжайте». Им, конечно, жалко было оставить то, что было нажито за эти годы, но оставили уже всё это для следующих жильцов. А у них как-то жизнь дальше устроилась. Всё по его молитве происходило гладко и точно само собой. Также было и у монашествующих – все проблемы, и внутренние, и чисто житейские, бытовые, по благословению отца Наума разрешались.

Господь сотворил чудо

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского ставропигиального мужского монастыря:

Одно время после тяжелой операции я жил в Вознесенском Оршином монастыре Тверской епархии. Там недалеко от монастыря находится селение Эмаус. Видимо, в свое время какой-то благочестивый помещик дал такое название своей вотчине. А рок-группы почему-то тяготеют к такого рода топонимам. Им нравятся библейские названия: Назарет, Эмаус и т.д. И вот они облюбовали это село для проведения рок-фестиваля. Так как село находится в чистом поле, то звук от колонок с усилителями оглушал всю округу. Такое было попущено искушение. Тогда матушка Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, получила от архимандрита Наума благословение: всем читать акафист Архангелу Михаилу. Отец Наум очень почитал Архистратига – ему посвящены теперь уже два монастыря на родине старца: женский в его родном селе Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской областии и мужской в близлежащем селе Козиха. Промыслительно и то, что 40 дней отца Наума пришлись на празднование памяти Архангела Михаила и всех Сил Бесплотных. Матушка игумения со всеми сестрами и девочками из монастырского приюта, а также я, проживавший тогда в монастыре, – мы все стали читать акафист Архангелу Михаилу. И Господь сотворил чудо. В монастыре водворилась тишина. Это было, действительно, чудо, потому что стоило выйти за ограду обители, как музыка гремела; делаешь шаг назад в монастырь – и тишина! Я сам несколько раз проверял – выходил за заборчик и заходил: буквально метр, а за низенькой символической оградой не слышно этого грохота. Это необъяснимо с точки зрения законов физики.

Другой пример. Чада отца Наума активно обращали к вере своих знакомых и коллег. Так, ныне профессор Московской духовной академии и Сретенской семинарии Алексей Иванович Сидоров в то время еще преподавал в МГУ, где помог креститься учившейся на отделении славянской филологии финке Кирси Марита Ритониеми. Она так же, как и он, вошла в число духовных чад архимандрита Наума. Приняла монашество. Одно время была настоятельницей Вознесенского Оршина монастыря, а потом правящий архиерей, преобразовав Тверское подворье обители в самостоятельный Свято-Екатерининский монастырь, направил матушку Иулианию (ее имя в постриге) туда игуменией. Время от времени возникали искушения, враг противодействовал возрождению монастырей. Тогда матушки Иулиания и поставленная на ее место в Вознесенский Оршин монастырь Евпраксия вместе могли беседовать с чиновниками, а все сестры и девочки приюта в это время пели в храме Трисвятое. И всё – слава Богу – улаживалось.

«Все мы под его молитвой как под покровом находились»

Игумения Елена (Богдан), настоятельница Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома Муромской епархии Владимирской митрополии:

Это Божий человек. Святой жизни. Его мама схимонахиня Сергия была очень благочестивой женщиной. Жили они под Новосибирском. Дети у нее все умирали во младенчестве. Когда на Николин день 90 лет назад у нее родился очередной мальчик – тоже слабенький, – она молилась: «Господи и Матерь Божия, оставьте мне его, пусть он будет как святитель Николай». Ее материнская молитва была услышана. Младенца окрестили с именем Николай. Он всю свою жизнь, как святитель Николай, посвятил служению Богу и людям – это самое главное.

Монах он был исключительный для нашего времени. Подвизался по древним монашеским уставам. Сам был делателем послушания и нас наставлял в самоотречении. Послушание – превыше всего.

Очень помогал нам своей молитвой. Когда у монашествующих случались искушения, Господь попускал согрешить, отец Наум вымаливал даже сильно израненных грехом. Как-то незримо всё управлялось, души врачевались. Все мы под его молитвой как под покровом находились – чувствовалось это. Думаю, что и сейчас Господь даст ему такое благодатное состояние помогать всем, кто будет прибегать к нему.

Подражатель преподобного Сергия

Игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря:

Самый добрейший, самый святейший – что еще об отце Науме сказать?! К каждому человеку у него был свой подход. Монашествующих батюшка наставлял неустанно молиться, не забывать Иисусову молитву – это самое главное. А все житейское – приложится (Мф. 6:33), – напоминал нам. Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:8). Сам он был очень достойным монахом без преувеличения сказать – подражателем преподобного Сергия. Нашему монастырю, где почивают мощи родителей Игумена земли Русской, батюшка помогал и помогает молитвами, причем непрестанными.

Батюшка очень любил монахов

Иеромонах Николай (Елачев), благочинный Николо-Шартомского мужского монастыря Шуйской епархии Ивановской митрополии:

Батюшка навсегда останется в наших сердцах. В Николо-Шартомском монастыре вся братия собрана им. Многих из нас он извлек из самой пучины мира и наставил на путь ко спасению. Все мы по его благословению и его молитвами пришли в обитель Господу послужить и сейчас благодарны за это ему.

Сколько из его чад уже хиротонисано во епископов, митрополитов! Скольких он вырастил игуменов, игумений, священников добрых подарил пастве Христовой, монахов и монахинь для Церкви нашей святой воспитал.

У батюшки была своя методика обращать в монашество. Благословит тебя, ранее куролесившего по жизни мужика, храм восстанавливать: пока трудишься над развалинами, такой искус пройдешь! Так тебя враг потреплет, что сам поймешь, что в жизни главное. Аскетика из отвлеченного занятия насущной необходимостью становилась. Многие храмы у нас братия, прежде чем прийти в монастырь, возрождала в Новосибирске, Приазовске и других городах.

Годы проходили, прежде чем отец Наум благословлял на монашество. Только ему как старцу и было открыто, куда склоняется та или иная душа. Кому-то он сразу мог сказать, что его путь – монашество, другому через 3 года, третьему через 5 лет. Каждому индивидуально – когда человек становился к этому готов.

Радовало батюшку наше послушание Богу, Евангелию, тому, что Господь через старца нам открывал. А наши грехи его огорчали. Бывало, если по своеволию действовать начнем, тут же набедокурим и к нему возвращаемся: «Что делать-то теперь?..» Отец Наум по-отечески принимал, не гнал кающегося.

Мог он обличить и самый тайный твой грех – даже подчас как-то незаметно, через кого-то, но тебе всё открывалось и ты начинал понимать, в чем надо покаяться. У всех нас есть свои немощи. Но старец знал, кто какое наставление может понести: кому-то мог при всех взбучку устроить, но не по страсти, а для вразумления; а кого-то потихонечку наедине в чувство приводил.

Батюшка очень любил монахов. Весь воодушевлялся, когда кто-то за благословением на монашество приезжал к нему. Даже если просто человек в обитель собирался поехать потрудиться, пожить при монастыре, уже старец ликовал.

Отец Наум всегда наставлял: «Читайте Евангелие – там всё написано». Для нас он старец: знаем, что говорил нам не от себя, а открывал волю Божию.

Записала Ольга Орлова

17 апреля 2015 года, в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где проходят мероприятия, посвященные 10-летию Попечительского совета и .

У святых врат Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали председатель Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ , председатель , наместник Троице-Сергиевой лавры , духовенство обители.

В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского.

В Успенском соборе Предстоятель совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Евгений; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Свято-Троицкой Сергиевой лавры; , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; , наместник ; насельники ставропигиальных монастырей в священном сане.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, глава Сергиево-Посадского района Московской области С.А Пахомов, глава города Сергиев Посад В.В. Букин, члены Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии.

Богослужебные песнопения исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Церкви Божией к празднику Светлого Христова Воскресения ряд насельников и клириков Свято-Троицкой Сергиевой лавры и других ставропигиальных монастырей удостоены богослужебно-иерархических наград:

возведения в сан архимандрита

  • игумен Виктор (Сторчак), настоятель Деулинского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Филарет (Харламов), настоятель Сергиевского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Таврион (Иванов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Стефан (Тараканов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству;
  • игумен Антоний (Гаврилов), насельник ;

права ношения креста с украшениями

  • игумен Евтихий (Гурин), эконом объединенного хозяйства Лавры и Академии;
  • игумен Филипп (Перцев), насельник Введенского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения палицы

  • иеромонах Роман (Шубенкин), настоятель Радонежского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Антоний (Плясов), клирик Казанской Амвросиевской пустыни;
  • насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Селафиил (Дегтярев), иеромонах Мефодий (Капустин), иеромонах Онисим (Мальцев), иеромонах Паисий (Накорякин), иеромонах Киприан (Сторчак);

возведения в сан протоиерея

  • иерей Василий Щелкунов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения наперсного креста

  • насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры: иеромонах Пимен (Артюхов), иеромонах Евгений (Тютин), иеромонах Роман (Шахадынец), иеромонах Зиновий (Бубякин), иеромонах Феодосий (Яненко), иеромонах Сильвестр (Кучеренко), иеромонах Спиридон (Подшибякин), иеромонах Никифор (Исаков), иеромонах Власий (Рылков), иеромонах Серафим (Пережогин), иеромонах Аврамий (Кудрич);
  • насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Димитрий (Волков), иеромонах Амвросий (Пархетов);
  • иеромонах Иосиф (Кошкин), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Андрей Лочехин, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры

права ношения камилавки

  • иерей Александр Пивняк, клирик Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения набедренника

  • иеромонах Питирим (Ляхов), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Фотий (Филин), клирик Введенского монастыря Оптина пустынь;
  • иерей Иоанн Тарасов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

возведения в сан протодиакона

  • клирики Свято-Троицкой Сергиевой лавры: диакон Иоанн Дикий, диакон Иоанн Иванов, диакон Феодор Ярошенко;
  • клирики : диакон Владимир Авдеев, диакон Георгий Герасименко;

права ношения двойного ораря

  • диакон Андрей Ильинский, клирик Валаамского монастыря.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Святейший Патриарх рукоположил в сан священника диакона Дионисия Мухина, клирика Покровского храма Московской духовной академии.

Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой лавры.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с .

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи Троицкий и Успенский соборы Свято-Троицкой Сергиевой лавры удостоены права совершения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш».

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи храму Покрова Пресвятой Богородицы при Московской духовной академии присвоено право совершения в нем Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш» при служении преподавателей в священном сане.

Памятными наперсными крестами были награждены архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры, — к празднику Пасхи и во ознаменование трудов по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и игумен Самуил (Караск) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Памятными иконами Святой Троицы были награждены насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

  • архимандрит Александр (Богдан) — в связи с 50-летием пребывания в братии Лавры;
  • архимандрит Ефрем (Елфимов) — в связи с 60-летием со дня рождения и 30-летием иерейской хиротонии;
  • архимандрит Илия (Рейзмир) — в связи с 45-летием священнослужения;
  • архимандрит Иоанн (Захарченко) — в связи 75-летием со дня рождения;
  • архимандрит Лаврентий (Постников) — в связи с 50-летием иерейской хиротонии;
  • архимандрит Ниодим (Деев) — в связи с 50-летием монашеского пострига и 50-летием священнослужения;
  • архимандрит Платон (Панченко) — в связи с 40-летием пребывания в братии Лавры;
  • архимандрит Трифон (Новиков) — в связи с 70-летием со дня рождения;
  • игумен Филарет (Семенюк) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Затем на площади у надкладезной часовни Святейший Патриарх Кирилл совершил водосвятный молебен, после которого состоялся пасхальный крестный ход вокруг Успенского собора.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

66 лет назад, 19 января 1950 года, почил известный старец - преподобный Со слов о том, как невозможно разделить Святую Троицу - Единого Господа Бога, так невозможно разделить Россию, Украину и Белоруссию, представляющую Святую Русь в едином целом, начал свое выступление перед всем собравшимся православным людом Святейший Патриарх Всея Руси Кирилл, будучи в Киеве на торжественном праздновании 1020-летия Крещения Руси.

О будущем

Отец Лаврентий - святой священник, грозные пророчества которого и до сих пор не оставляют в покое миллионы верующих. Еще недавно они были не очень понятны, но, в связи с кровавыми событиями на Украине, многое становится ясным. Произошло резкое и массовое осознание того, какая великая война ведется против Христа, православного священничества и всего славянского народа.

Святой писал, что скоро придет время, когда будут ремонтировать недействующие храмы и снаружи, и изнутри, купола на них и на колокольнях будут золоченые, все засверкает в величайшем благолепии, но когда закончится все это восстановление, то воцарится антихрист, и в храмы эти ходить нельзя будет.

Лаврентий святой: биография

В миру его звали Лукой Евсеевичем Проскурой. Он родился шестым ребенком в 1868 году в селе Карильском, (рядом с г. Коропом Черниговской губ.) в благочестивой сельской семье. Отец рано умер, мать часто болела. В 13 лет он закончил земскую школу. Еще в детстве он упал во время игры и ушибся так, что стал хромать. За физический ущерб, словно в воздаяние, Господь наградил его музыкальными дарами.

Однажды, будучи в Коропе, Лука познакомился с регентом императорского хора, который приехал повидать родные места. Он открыл в мальчике музыкальные таланты и начал обучать его регентскому искусству и игре на скрипке. А чтобы помогать семье чем-то существенным, Лука обучился шить и к 17 годам стал профессиональным портным.

Лука-регент

Однако вскоре Лука стал регентом и захотел уйти послушником в монастырь, но его старший брат попросил не бросать их. Вместе со своим другом Симеоном он побывал в Киеве у отца Ионы, на Афоне и в Палестине. Симеона приняли в братию Афонского монастыря, а Луку отправили обратно в Россию, потому что там он был нужнее.

В 1912 году, когда Луке было 45 лет, он был пострижен в монахи с именем Лаврентий. Потом прошло два года, и он стал иеродиаконом, еще через два - иеромонахом. В 1928 году его тайно посвятили в сан архимандрита.

После революции он, подобно Киево-Печерским преподобным святым Антонию и Феодосию, принял на себя подвиг пещерного жития, выкопав в Чернигове в Болдинской горе рядом с Троицким монастырем пещеры, которые стали называться Лаврентиевыми. Рядом были Алипиевы пещеры, над которыми потрудился игумен Алипий. Отец Лаврентий открыл игумену Алипию мученическую смерть, позже его действительно убили безбожники в селе Ульяновка Сумской области.

Когда случился обновленческий раскол, отец Лаврентий поддержал Патриарха Тихона. Непримиримой была его позиция и по отношению РПЦ за рубежом.

Время тяжелых испытаний

Преподобный Лаврентий - святой пророк советского времени, которого родила Черниговская земля, подарившая нам немало святых подвижников. В 30-х годах после того, как закрыли Троицкий храм в Чернигове, он тайно жил на квартире (с 1930 по 1942 гг.) и только по ночам мог принимать своих духовных детей.

Когда Чернигов захватили немцы, в свои 73 года он организовал монашеские общины: мужскую и женскую. Затем на Пасху открыл Троицкий храм, ставший главным центром православия в Черниговской области.

Лаврентий святой (фотографии которого и до сих пор сохранились) некогда благословил на служение митрополита Киевского Блажейннейшего когда тот приезжал к нему в детстве вместе со своей мамой.

Пророчества об Украине

Касаясь пророчеств, надо отметить, что отец Лаврентий - святой прозорливец, который говорил не только о последних временах человечества, но и о нынешних. Вот, например, о расколе в Украине он предупреждал, что вылезут там наружу все лжеучения вместе со всякой нечистью и тайными безбожниками: униатами, католиками, украинцами-самосвятами и другими. В Украине каноническая Православная Церковь будет переживать сильные нападки, враги будут выступать против ее единства и соборности. Всех этих слуг антихриста будет всячески поощрять и поддерживать безбожная власть, поэтому православных будут избивать и отнимать у них приходы. Самозваный сильно поколеблет Церковь, в этом ему будут помогать единомышленники: архиереи и иереи. Но потом он сам канет в вечную погибель, судьба предателя Иуды ждет его.

Сатанинская злоба

Однако все эти происки лукавого и лжеучения исчезнут, и будет по всей Руси Единая Православная Церковь. В Киеве никогда не будет Патриарха, потому что они всегда жили в Москве. Уже в то время преподобный отец Лаврентий - святой старец из земли Черниговской - предупреждал, чтобы все береглись самосвятской украинской церкви и унии.

При этой беседе присутствовал отец Кронид, который не поверил и возразил батюшке, мол, исчезли уже давно с самого 1946 года и самосвяты, и униаты, но тот ответил, что бес войдет в них, и они с особой сатанинской злобой обозлятся против Православной Церкви. Но их ждет позорный конец, и понесут они кару небесную от Господа.

Завет

Он завещал всем православным, чтобы они помнили дорогие и родные слова «Русь» и «русский». И никогда не забывали, что было крещение Руси, а не Украины. Киев всегда будет матерью городов русских и вторым Иерусалимом. Киевскую Русь не разорвать с великой Россией, и Киев отдельно без России немыслим.

Троице-Сергиева Лавра в 1970-1980-е года была цветущим рассадником благочестия и хранителем чистоты православной веры. В Лавру приезжали люди из всего Союза и из-за его пределов, чтобы пообщаться с лаврскими духовниками. Самым известным духовником Лавры был архимандрит Кирилл (Павлов) . У него исповедовались патриархи, архиереи, священники, миряне, а также немало тех, кто принадлежал к сильным мира сего.

Были и другие хорошие и известные духовники, как, например, – архимандрит Наум (Бойбородин), архимандрит Лаврентий (Постников), архимандрит Варфоломей (Калугин), которые пользовались известностью, и к которым обращалось много людей.

Братия Лавры была немногочисленна, тогда существовало ограничение со стороны государства, в Лавре могло быть не более 60 или 70 братий (точно не помню). Но среди нас была духовная любовь: мы помогали друг другу, переживали друг за друга и наши устремления были к тому, чтобы хоть немножко себя духовно усовершенствовать.

Я, грешный, поступил в Московскую духовную семинарию в 1969 году, в возрасте 24 лет, после окончания трех курсов Черновицкого государственного университета. Мне почему-то запомнилось прохождение медицинской комиссии. Медкомиссия (она была составлена из врачей городской больницы) настолько строго нас проверяла, что было впечатление, что поступаешь не в духовную семинарию, а в военное лётное училище. У меня нашли какой-то недостаток и отправили на обследование в районную больницу. Врач, которая обследовала меня, уже немолодая женщина, сильно убеждала меня не губить себя и не поступать в семинарию, а пойти учиться в университет и с меня будет «хороший» человек. Она даже обещалась помочь мне в этом. Я молчал и не отвечал ей ни слова и, думаю, это был лучший вариант.

Московские духовные школы представляли тогда большую, духовно-сплоченную семью, преподаватели и воспитанники которой, прежде, нежели попасть в эту школу, прошли многие искушения и испытания своей веры и преданности Церкви.

Меня зачислили сразу во второй класс. Семинарская братия была хорошей. Все старались приобрести духовные познания и благочестивые навыки, хотя на переменах мы баловались и шалили, невзирая на возраст, но в наших шалостях не было злобы, в них присутствовала доброта и взаимное уважение. Каждый учащийся старался воспитывать себя для того звания, в котором он хотел служить Церкви. Помню, что даже в спальнях ребята живо обсуждали вопросы, как выбрать себе матушку, как они будут духовно воспитывать детей, как будут трудиться с прихожанами, как устроят Богослужение, о чем будут проповедовать.


Те, кто помышлял о монашестве, вели себя по-другому, они уединялись в уголочки, там молились, читали творения свв. Отцов, но никто никого не укорял и не унижал за избираемый путь. Все, по мере сил и возможностей, старались ходить в Лавру на полунощницу, чтобы там приложиться к мощам прп. Сергия, кто не мог этого сделать рано утром на полунощнице, тот шел немного позже в Троицкий собор, чтобы приложиться к мощам нашего небесного заступника и покровителя – прп. Сергия. У нас всех было общее правило – каждый день обязательно сходить к св.мощам прп. Сергия за благословением.

Учась во 2-м классе семинарии, я подал прошение на переход в число братии Лавры. Когда был на каникулах – испросил у родителей благословения на этот путь, но батюшка Симон не отпускал меня. Думаю, он видел мою неготовность к монашеской жизни, поэтому удерживал меня. Он говорил: «Поучись, братец, до 3-го курса Академии, а потом перейдешь в Лавру». Но я был нетерпеливый и просил моего духовника архимандрита Кирилла (Павлова), чтобы он за меня походатайствовал. Через несколько месяцев о. Кирилл вместе с благочинным Лавры архимандритом Варнавой (Кедровым) , пошел к о. инспектору, и он отпустил меня. Это случилось в конце декабря 1970 года. Для меня, грешного, это был необыкновенный Рождественский подарок.

Поступившие в число братии, студенты или воспитанники Духовных школ, долго в послушниках не ходили, т.к. их вера и боголюбие уже были испытаны при поступлении в духовную семинарию. Поэтому через три месяца меня постригли в мантию, а еще через три месяца – был хиротонисан во иеродиакона, а еще через год – во иеромонаха.

Жизнь в святой Лавре была очень интересная, наполнена борьбой с собой, со своими страстями. Когда инок молитвой и смирением начинает ломать себя, разрушать в себе злые навыки, тогда благодать Божия осеняет его и его жизнь, на вид казалась бы однообразная и скучная, в действительности становится светлой красивой и интересной. В окружении этих духовных воинов и мне, нерадивому, было интересно и хорошо.

В этой духовной коррекции и шлифовке участвовала старшая братия. Одни – своим примером, как например архимандрит Нил (Кабанов) (в схиме Рафаил), а другие – своим словом, как например архимандрит Николай (Самсонов).

Отец Нил много лет нес послушание за свечным ящиком в Троицком соборе. Когда его спрашивали: «Батюшка, вы какое послушание несете?», он отвечал обычной скороговоркой: «Я работаю в Троицком соборе, там я работаю». Мы ему возражали: «Батюшка, это мирские люди работают, а монахи несут послушание», но он опять скороговоркой отвечал: «Какой я монах, какой я монах? Я еще не стал монахом», а в действительности, он был очень строгий монах, молитвенник, труженик. Когда он преставился, то мы осматривали его келью, в которой было все очень скромно и просто, и нашли тетрадь, в которой он отмечал, сколько и какие молитвы он совершал каждодневно: если он прочитал молитву, он ставил знак «+», а если опустил – то «-» и в этой тетрадке минусы попадались редко, везде были плюсы. Если он отлучался из обители на несколько дней и не мог прочитывать свое правило, то, вернувшись, он с беспокойством говорил: «Ой, все запущено, все запущено, надо все вычитывать», – и он вычитывал все опущенные молитвы и делал пропущенные поклоны. Он никогда никого не учил словесно и не делал никому замечаний, но он был для молодых живым уроком.

Архимандрит Николай (Самсонов) был другого устроения: он учил нас и жестко пресекал наше превозношение и суетность. Если он видел, что молодой монах идет быстро, бежит, машет руками, он подойдет, возьмет за руку, остановит и скажет: «Не бегай, не маши руками, ты умер для мира, что ты суетишься; твои руки связаны обетами перед Богом, что ты ими машешь?» Таким образом он учил нас духовной культуре и поведению, о которых мир уже давно забыл.

В 1985 году меня назначили благочинным Лавры. Это послушание имеет свои особенности, но для меня, грешного, оно было нетрудным, потому что я прожил уже 15 лет в братии Лавры и знал характер и способности каждого насельника. Думаю, что братия не меньше знала и меня, грешного. Я знал, что в духовной жизни инока бывают светлые страницы, но бывают и темные; бывают победы над страстями, а бывают и падения: и трагедия инока состоит не в его падении, а в прекращении духовной борьбы с собой. Через падение Господь дает нам опытно познать свою немощь и ничтожество и через это приводит нас к смирению: если инок не оставляет подвиг, он опять восстает через покаяние и становится сильнее и крепче. Я знал об этом из рассказов духовно опытных старцев и старался все это учитывать при исполнении благочиннического послушания, поэтому у меня не было никаких сложностей, я терпел немощи братии, а братия терпела немощи мои.

Кроме того, наместник Лавры архимандрит Алексей (Кутепов) был добрым и снисходительным к моим недостаткам и великодушно прощал мои ошибки. Для меня это очень много значило.

В это время началась «гласность и перестройка» в государстве. Это коснулось, в некоторой мере, и Лавры, но не настолько, чтобы изменить сложившиеся устои монашеской жизни.

В 1988 году указом Святейшего Патриарха Пимена я был назначен наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры и был отчислен из братства Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня жизнь в Лавре прп. Сергия во многом изменилась: иноки из Лавры вышли в мир, жизнь разбросала их в разные концы земли, они совершают там различные церковные служения, но думаю, что те иноки, которые не оставляют борьбы со своим внутренним ветхим человеком, кто понуждает себя к непрестанной молитве, смирению и покаянию, все они принадлежат к тому духовному монашескому братству, во главе которого стоит великий Авва – преподобный Сергий.

Воспоминания о Великой Отечественной войне одного из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Лаврентия (Постникова).

Как началась война, отец сразу пошел на фронт и сразу был убит. Делали запросы. Ответ пришел только через полтора года. Потом уже, после войны нашли место, где он сражался, где произошел бой. Стали разыскивать среди старых могил и нашли, где он похоронен. Это в Орловской области.

Нашу семью война застала в городе Щёкино Тульской области. Там три дома стояли. А поскольку мы в землянках жили, то переехали в один дом, где были пустые квартиры. Заселиться туда было просто, потому что перед войной кто-то ушел, кого-то забрали. Мы в средний дом зашли. Там жила только семья мордовцев. Муж с женой старенькие, сын-калека и маленькая дочка лет шести. Сын и отец шили обувь.

Только война началась, к нам тут же прикатили немцы. Они дошли до Тулы. В 1941 г. они прямо маршем шли. И некому было их остановить. Немцы сразу из крайних двух бараков население выселили. Куда хотите, туда и идите, хоть в деревню. А наш дом остался. И что удивительно, налетели наши самолеты. А немец на ломаном языке говорит: «Не бойся, это наши самолеты. Будьте совершенно спокойны». Налетели, начали бомбить. В крайних домах население выселили, и немцы заняли эти два дома. А наших собрали как раз в этот наш средний дом. Крайние дома, где немцы находились, от бомбежки расколотились – ни стекла не осталось. А в нашем – хоть бы одно стеклышко вылетело. А перед нами еще дом трехэтажный стоял. Около этого дома упала бомба. Она взорвалась, и на крышу тонн пять земли взлетело – поднялась земля и осталась на крыше. А стекла не выпали.

А еще был такой случай. Бомбили станцию. Около станции одна бабуля в доме была и молилась. Налетели – стали бомбить станцию. Она молилась, не обращая внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Кончила молиться, смотрит – а задней стены нет. Вокруг дома разорвались 40 бомб, а в доме ни одного стекла не выбило. Она как молилась, так и продолжала молиться. Это рассказ из жизни.

Потом вскоре мы переехали в землянки и в них жили. Когда немцы заняли территорию, они сразу рабочих задействовали, биржу основали, население кормили, были настроены очень хорошо. Скирды на полях были. Разрешили, кому надо – берите. Но наши, которые шли к ним в полицаи, были мародеры. Если заставали кого в копне, они с них три шкуры готовы были содрать.

В землянках мы жили с начала войны и до 1947 г. Что мы ели, когда в землянке жили? На полях осталось много картошки, остался хлеб. Мы ходили, собирали. Скирды стояли, и копны стояли. А после стали огороды копать. Потом в колхозах, когда убирали с полей, мы следом шли и собирали колоски. Но уже наши советские власти не разрешали ни одного колоска взять. Якобы так Сталин приказал. Чтобы с поля колхозного никто ни одного колоска не брал. Если кого на поле находили, кто колоски собирал, то объездчики засекали кнутами. У нас такие случаи бывали. А есть-то что-то надо. Нас спасало то, что, когда видели объездчика, мы сразу – через железную дорогу и прятались. Они скакали-скакали, а где нас искать?

Когда к шахтам проводили шоссейную дорогу, то к самому окну нашей землянки прорыли кювет. Прорабу, который проводил всю эту работу, сразу приказали выселить людей из этой землянки и построить им дом. Он себе дом отгрохал, а нам нет и нет, ничего не строит. Мама пошла в область и начала хлопотать. Дознались, что он себе дом построил, тогда приказали и нам построить. А он построил нам засыпушку. Знаете, что это такое? Столбики неотесанные подобрал, а стены засыпал строительным мусором. И мы из той землянки переехали в засыпушку и в этом доме долгое время жили.

Я хорошо войну помню. Немцы к населению относились хорошо. У нас на землянке один немец жил. Он по-русски говорил: «Взять Сталина и Гитлера повесить бы. Зачем они воюют? Что, народу война, что ли, нужна? Она никому не нужна».

В засыпушечке мы жили в Мостовой, куда из Щёкино перебрались. Там мама скончалась. Оттуда я в армию пошел. Засыпушечка начала перекашиваться. Зять столбики поменял, подправил, засыпали заново, и сейчас эта засыпушечка до сих пор стоит. Родные в городах живут, двое в Щёкино, один в Туле. Когда шахты отработаны были, их подрывали. А за нашим домом, когда шахта провалилась, образовалось большое озеро, до нашего сада. Для людей это была отдушина. Сделали до половины озера столбики, сюда молодежь собиралась, отдыхали, ныряли. И рыбка там была, мы не ловили, а ребята ловили. Рыбки маленькие, крупных не было. Так выживали. Правда, были моменты, когда год-два – голод был. Мы ходили с сестрой побирались по деревням, нам кусочки подавали.

Был у нас еще вот такой прикорм. Через нас на шахты шел порожняк, а в деревнях угля кузнечного не было – плуги варить было не на чем. Есть антрацит уголь, а есть еще другой – кузнечный. А вагоны, когда шли с углем и их выгружали, выметали так чисто, как дома, в квартире. Ничего там не оставалось. Из деревень бригадиры ходили на станцию. А ведь посевная подходит. Плуги и бороны надо ковать. А угля нигде не было. А нам, маленьким, показали, как его раздобыть. Мы и принесли в первый раз, помню, кокс, который легко пережигается, потом нашли сам антрацит, а потом и кузнечный уголь нас распознавать научили: он отличается тем, что более темный. Он хорошо горит, жар держит. Только поезд останавливается – мы сразу в рессоры. В рессорах там уголь насыпан. Мы в карманы набираем. А ручки-то маленькие… Много собрать не успеешь. В карманчик наберешь небольшой мешочек уголька, приходят просят: «Нет ли у вас уголька?» А за этот мешочек уголька давали мешочек зерна. Так целый год и пережили. Они уже привыкли задешево брать, а мама, бывало, пойдет в дальние колхозы – договаривается, кому нужен уголь. Приезжают. Мама дает угля, они нам отвешивают зерно, тогда побольше получалось.

В войну мы сами мололи зерно, для этого сами делали мельницы. Пилили деревья, большие, сковывали обручами. А потом набирали чугуны, кололи на мелкие кусочки и забивали эти осколочки чугунков в деревянные жернова – и в верхнюю часть, и в нижнюю. В центре стояла специальная штучка-насадка, и на нее надевалась верхняя крышка, которую надо было вращать, и она наверху молола. Чтобы конструкция не разбалтывалась, заделывали ее металлом. И мололи. Час помелешь, смотришь – банки две трехлитровые намелется. Когда захочешь, чтобы мама приготовила блинчиков, – мололи.

А так обычно – картошка на столе. А когда картошки, случалось, не было, голодали. Война. Да и холодно. А когда холодно, есть больше хочется. Весной ходили босиком по проталинам, обуви-то тогда никакой не было, так что по колено в холоднющей грязи… Ходили по полям, собирали гнилую картошку. А из нее крахмал очень хороший. Мама мыла всю эту гнилую картошку. Сразу ставила на конфорку, разжигали печку и прямо там лепешечки делала. Раз-два – перевернет, и ели так, что за ушами трещало.