Важным элементом гитлеровского плана завоевания мирового господства был расчет на захват Центральной и Южной Америки с помощью тщательно организованных и сильных фашистских «пятых колонн», существовавших во многих латиноамериканских странах. Гитлер планировал создать в этих странах как можно больше диктаторских фашистских правительств, разрушить или вывести из строя Панамский канал, вторгнуться из Африки через Атлантический океан в Бразилию и бомбардировать города США, используя воздушные базы в Латинской Америке.
Эти грандиозные планы потерпели крах, столкнувшись с твердой позцией антифашистски настроенных
народов Латинской америки. Борьба, которую эти народы вели перед войной против профашистски настроенных реакционных кругов, превратились теперь в борьбу за поддержку антифашистской войны.
Правительства во многих латиноамериканских странах стали бороться с профашистскими элементами. He
поддержали политику Германии такие диктаторы, как Убика в Гватемале, Медина и Лопес Контрерас в Венесуэле, Мартинес в Сальвадоре, Панеранда и Вильяро- эль в Боливии, дель Рио в Эквадоре, Ариас в Панаме, Мориниго в Парагвае, Варгас в Бразилии, Лескот на Гаити, Трухильо в Доминиканской республике и Сомоса в Никарагуа.
Тщательно насаждавшиеся Гитлером фашистские организации были обезврежены во всех странах, кроме Аргентины, где фашисты сохранили свою силу и агрессивность. Полковничья группировка Перона, которая в то время находилась на пути к власти, еще более укрепила свои позиции, свергнув правительство Кастильо в сентябре года и поставив у власти профашиста Рамиреса. Аргентинские фашисты, открыто стремившиеся создать в Южной Америке блок профашистских государств, инспирировали также фашистский переворот в Боливии в декабре 1943 года и аналогичные опасные движения в Парагвае, Перу и других странах.
Соединенные Штаты давно осознали, какую угрозу их интересам представляло фашистское наступление германского, итальянского и японского фашизма на Латинскую Америку, и стали принимать контрмеры еще до войны. На конференциях в Монтевидео в 1933 году и в Лиме в 1938 году, а также на совещаниях минист

ров иностранных дел всех американских государств, кроме Канады, в Панаме в 1939 году и в Гаване в 1940 году (где были заложены основы политики «доброго соседа») по инициативе США были приняты подготовительные меры для совместной обороны Западного полушария от агрессии, - а ожидать ее можно было, разумеется, только со стороны держав «оси».
Было принято решение о соблюдении всеми американскими государствами нейтралитета, и вокруг стран Западного полушария была создана нейтральная зона шириной в несколько сот километров. Провозглашенная Рузвельтом политика «доброго соседа», смягчавшая враждебное отношение латиноамериканских народов к американцам имела положительные результаты.
Спустя месяц после вероломного нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года девять стран Ka- рибского бассейна - Куба, Коста-Рика, Доминиканская республика, Гватемала, Гаити, Гондурас, Никарагуа, Панама и Сальвадор - объявили войну державам «оси». За ними последовали в 1942 году Мексика и Бразилия.
I июня 1942 года Мексика объявила войну странам «оси». Через несколько дней президент Авила Камачо подписал декрет, по которому разрешалось экспортировать стратегические материалы не только в Британскую империю и ее доминионы, но и в СССР. августа 1942 года Бразилия объявила войну Германии и Италии. В стране было введено военное положение. 16 сентября был опубликован декрет об обязательной воинской повинности. Экономика страны была переведена на военные рельсы.
За годы войны в Бразилии возникло более 10 тыс. промышленных предприятий. Вырос общий объем продукции. Впервые Бразилия стала экспортировать некоторые новые промышленные изделия.

Еще по теме ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ:

  1. Г л а в а II ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ОТ РУБЕЖА 30–40-Х ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 50-Х ГОДОВ XX В.)
  2. Глава I ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (с конца 10-х до конца 30-х годов XX века)
  3. ПОЛИТИКА ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВОЙНЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
  4. УЧАСТИЕ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В ВОЙНЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖАМЕРИКАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В 1939–1945 ГГ.
  5. ВВЕДЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В НАЧАЛЕ XX В.
  6. Параграф второй. Конституционные идеалы и реалии Латинской Америки
  7. ОБСТАНОВКА В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х ГОДОВ
  8. ВЛИЯНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА ЛАТИНСКУЮ АМЕРИКУ. МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ЛИБЕРАЛЬНЫЙ РЕФОРМИЗМ В КОНЦЕ 10-Х – НАЧАЛЕ 20-Х ГГ.

1 сентября 1939 г. нападением фашистской Германии на Польшу началась вторая мировая война. 3 сентября в войну против Германии вступили Великобритания и Франция, имевшие небольшие колониальные владения в Карибском бассейне. Вслед за Великобританией войну Германии объявили все британские доминионы, среди них и расположенная в Западном полушарии Канада. Перед республиками Латинской Америки встала задача определить свою позицию в связи с начавшейся войной и потенциальной угрозой ее распространения на Западное полушарие. С успехами Германии связывали свои надежды наиболее реакционные элементы латиноамериканского общества, стремившиеся к утверждению террористических профашистских режимов. Но и гораздо более широкие националистические, отчасти и антиимпериалистически настроенные круги подчас склонны были видеть в нацистской Германии и ее союзниках противовес империализму США и Великобритании на мировой арене, а в фашистской идеологии – сплачивающее нацию начало в борьбе с западным империализмом и с раскалывающим нацию классовым антагонизмом. Демократические силы, напротив, усматривали в европейском фашизме главную угрозу свободе народов всего мира и выступали в поддержку антигитлеровской коалиции.

Латинская Америка представляла интерес для воюющих держав прежде всего как важная сырьевая база. Здесь было сосредоточено Уз минеральных богатств капиталистического мира, среди них в большом количестве стратегическое сырье – медь, олово, железо, другие металлы, нефть. Латинская Америка давала 65 % мирового экспорта мяса, 85 % кофе, 45 % сахара. Находясь в сильной экономической зависимости от США и Великобритании, страны региона, особенно Аргентина, Бразилия и Чили, имели значительные связи и с державами «оси» – в первую очередь с Германией, а также с Италией и Японией. Местные господствующие классы были заинтересованы в том, чтобы извлечь максимальные выгоды из роста потребности в аграрно-сырьевой продукции в воюющих государствах обеих коалиций и в то же время избежать прямого участия в войне. Сохранение нейтралитета вместе с определенными защитными мерами в отношении территории своих стран в наибольшей степени отвечало их интересам и сближало их позиции с позицией Вашингтона. В начале войны США соблюдали нейтралитет в ней, хотя солидаризировались Великобританией и Францией в их борьбе с германской агрессией оказывали им растущую помощь сырьем и оружием. Правительство Ф.Рузвельта выступило инициатором сплочения стран Западного полушария в совместной защите Американского континента от Возможного военного вторжения сюда Германии или других вне-континентальных держав. Для США это был и удобный случай, чтобы усилить свои экономические, политические и военные позиции В Центральной и Южной Америке. Росту сотрудничества латиноамериканских республик с Вашингтоном способствовало и то, что военные действия в Европе и на морских коммуникациях привели резкому сокращению объема их торговых и экономических связей Европой.

Отказ правительства Ф. Рузвельта от интервенций и провозглашение политики «доброго соседа» создали благоприятную атмосферу;ля осуществления планов США. Первые шаги были предприняты еще в предвоенные годы. Чрезвычайная межамериканская конференция в Буэнос-Айресе в декабре 1936 г. высказалась за взаимопомощь американских государств в случае угрозы их общей безопасности или безопасности одного из них. В такой ситуации предполагалось провести консультации друг с другом о тех или иных совместных мерах. Было принято решение о строительстве Панамериканской автострады, которая бы пересекла всю Латинскую Америку с севера на юг от США до южной оконечности континента.

В декабре 1938 г. VIII Международная конференция американских государств (США и 20 республик Латинской Америки) в Лиме приняла «Декларацию принципов американской солидарности» («Лимская декларация»), которая в более определенной форме провозгласила решимость стран Западного полушария в случае угрозы миру, безопасности или территориальной целостности какой-либо из них координировать свои действия по ликвидации такой угрозы. Было решено отныне ежегодно проводить консультативные совещания министров иностранных дел американских республик.

После начала войны вслед за США все государства Латинской Америки объявили о своем нейтралитете. 23 сентября – 3 октября 1939 г. в Панаме состоялось I Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, принявшее «Общую декларацию о нейтралитете». Для защиты нейтралитета континента и прилегающей к нему морской акватории Тихого и Атлантического океанов вдоль всего побережья США и Латинской Америки устанавливалась 300-мильная «зона безопасности», которая должна была совместно патрулироваться и охраняться. Запрещалось вторжение военных кораблей и самолетов воюющих стран в пределы этой зоны. Было решено также создать Межамериканский финансовый и экономический консультативный комитет.

Разгром Германией в мае – июне 1940 г. Франции и Нидерландов поставил под вопрос судьбу их владений в Карибском бассейне. В связи с этим II Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, состоявшееся в Гаване 21–30 июля 1940 г., провозгласило право американских государств на оккупацию владений европейских стран в Америке в случае угрозы захвата их какой-либо внеконтинентальной державой. Была принята также «Декларация о взаимной помощи и сотрудничестве в обороне американских государств», в которой говорилось, что «всякое покушение на территориальную целостность, неприкосновенность или независимость любого американского государства будет рассматриваться как акт агрессии против всех государств, подписавших данную декларацию». Участники совещания обязались пресекать подрывную деятельность неамериканских держав на континенте. Выполняя решение Гаванского совещания, США совместно с Бразилией в ноябре 1941 г. оккупировали Нидерландскую Гвиану (Суринам). Соединенные Штаты оккупировали также острова Нидерландской Вест-Индии (Аруба, Кюрасао) у Венесуэльского побережья. Что касается владений Франции в Карибском бассейне (острова Гваделупа и Мартиника и Французская Гвиана), то они остались под контролем французского вишистского правительства.

Победы Германии в Европе, захват нацистами и их союзниками новых стран, вовлечение в войну все большего круга государств, нападение Германии 22 июня 1941 г. на Советский Союз и быстрое продвижение войск агрессора в глубь советской территории – все это вело к росту осознания в странах Латинской Америки грозящей всеми миру опасности. Ширилось массовое движение солидарности с участниками антигитлеровской коалиции.

Нападение Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайских островах в Тихом океане 7 декабря 1941 г. привело к вступлению США в войну против держав «оси». Вместе с США войну державам «оси» 8 и 9 декабря 1941 г. объявили все страны Центральной Америки – Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Панама, Куба, Гаити, Доминиканская Республика, а также Эквадор. 1 января 1942 г. эти республики совместно с другими участниками антифашистской коалиции подписали Декларацию Объединенных Наций об освободительных и антифашистских целях войны. Мексика, Колумбия и Венесуэла разорвали дипломатические отношения с Германией и ее союзниками. 15–28 января 1942 г. в Рио-де-Жанейро состоялось III Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, рекомендовавшее всем остальным странам региона разорвать дипломатические отношения с державами «оси» и прекратить с ними всякие торговые и экономические связи. Совещание высказалось за мобилизацию стратегических и агросырьевых ресурсов стран континента на совместную оборону Западного полушария. Важнейшим решением совещания была резолюция о создании Межамериканского совета обороны в составе представителей всех стран Латинской Америки и США под председательством представителя США с местопребыванием в Вашингтоне, что стало шагом на пути к оформлению военно-политического союза латиноамериканских республик с Соединенными Штатами.

Вскоре войну Германии и ее союзникам объявили Мексика (22 мая 1942 г.) и Бразилия (22 августа 1942 г.) – крупнейшие страны региона, позднее Боливия (апрель 1943 г.) и Колумбия (ноябрь 1943 г.). Остальные южноамериканские республики (Парагвай, Перу, Чили, Уругвай и Венесуэла) присоединились к антифашистской коалиции лишь в феврале 1945 г. Дольше всех отказывалась от вступления в войну и поддерживала сотрудничество с Германией и ее союзниками Аргентина, где были сильны прогерманские и антиамериканские настроения. Она объявила войну державам «оси» только 27 марта 1945 г., накануне разгрома Германии, и то под сильным давлением США и других американских государств.

Непосредственное участие в боевых действиях на фронтах второй мировой войны на ее заключительном этапе приняли воинские подразделения только двух стран региона – Бразилии и Мексики. В июле 1944 г. в Италию прибыл бразильский экспедиционный корпус в составе пехотной дивизии и авиаотряда. Он участвовал в боях на итальянском фронте с сентября 1944 г. до капитуляции германских войск в Северной Италии в апреле 1945 г., потеряв 2 тыс. человек. Мексика в феврале 1945 г. направила авиаэскадрилью (300 человек) на Тихий океан, где она участвовала в воздушных боях в районе Филиппин, затем в районе Тайваня против Японии. 14 тыс. мексиканских граждан сражались в рядах американской армии.

В основном участие латиноамериканских республик во второй мировой войне выразилось в поставке стратегических материалов, сырья и продовольствия воюющим участникам антифашистской коалиции, главным образом США,– меди, олова, ртути, каучука, сахара и др. Страны региона предоставили свою территорию для создания на ней военных, военно-морских и военно-воздушных баз США во исполнение решений о совместной обороне Западного полушария. Такие базы появились в Панаме, на побережье Чили, Перу, Бразилии, Уругвая, на Кокосовых (Коста-Рика) и Галапагосских (Эквадор) островах, в Карибском бассейне. В 1945 г. на территории латиноамериканских республик находились 92 крупные военные базы США. Страны региона проводили и собственные оборонительные мероприятия на своей территории, охраняли побережье, участвовали в конвоировании судов в Атлантике и на Тихом океане, в боях с германскими подводными лодками. В латиноамериканских республиках действовали военные миссии США. Вашингтон поставлял им военную технику и снаряжение, помогал в подготовке местных офицерских кадров.

В конце войны, 21 февраля – 8 марта 1945 г., состоялась Чапультепекская (по названию резиденции в г. Мехико) конференция американских государств по вопросам войны и мира. Принятый ею «Чапультепекский акт» закреплял сохранение и после войны принципа взаимопомощи и солидарности стран континента, их совместной обороны в случае нападения или угрозы агрессии против любой из них. Решено было наряду с ежегодными консультативными совещаниями министров иностранных дел по срочным и важным вопросам регулярно, раз в 4 года, созывать межамериканские конференции на уровне глав государств. По предложению госсекретаря США Клейтона была принята «Экономическая хартия», предусматривавшая постепенную отмену таможенных барьеров, препятствовавших росту международной торговли, предоставление гарантий иностранным капиталовложениям, недопущение экономической дискриминации. На этих условиях США обещали содействовать индустриализации стран Латинской Америки. «Экономическая хартия» создавала благоприятные перспективы для расширения торгово-экономических связей США с республиками к югу от Рио-Гранде-дель-Норте, для экспансии в Латинскую Америку североамериканского частного капитала.

В апреле – июне 1945 г. 19 латиноамериканских государств участвовали в работе Учредительной конференции Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско, принявшей Устав ООН. Об их значительном удельном весе на конференции свидетельствовал тот факт, что всего на ней было представлено 42 страны. Из 50 первоначальных членов ООН в 1945 г. 20 были латиноамериканские страны.



Завтра уже наступит Великий праздник для России, надеюсь, что и для всего мира. Это День Победы! Поздравляю всех с этим действительно народным праздником! Кто может поздравьте наших ветеранов с их победой! К сожалению, их осталось так мало среди нас, настоящих героев.


Но так как блог у меня о Латинской Америке, попробую написать об этом континенте в период Второй мировой войны. О роли Латинской Америки в этой войне говорят редко, потому что военные действия были сильно удалены территориально. Да, и участие было больше полтическим, чем военным. Однако, не зря войны называют мировыми - никто не мог остаться в стороне.

Латинская Америка представляла интерес для воюющих держав прежде всего как важная сырьевая база. Здесь было сосредоточены минеральные богатства (медь, олово, железо, другие металлы, нефть, а также Латинская Америка давала 65 % мирового экспорта мяса, 85 % кофе, 45 % сахара. Находясь в сильной экономической зависимости от США и Великобритании, страны региона, особенно Аргентина, Бразилия и Чили, имели значительные связи и с державами «оси» - в первую очередь с Германией, а также с Италией и Японией. Сохранение нейтралитета сближало позиции Латиноамериканских стран с позицией Вашингтона. В начале войны США соблюдали нейтралитет в ней, хотя солидаризировались с Великобританией и Францией в их борьбе с германской агрессией оказывали им растущую помощь сырьем и оружием.

Победы же фашисткой Германии в Европе и нападение Германии 22 июня 1941 г. на Советский Союз и быстрое продвижение войск агрессора в глубь советской территории - все это вело к росту осознания в странах Латинской Америки грозящей всеми миру опасности. Ширилось массовое движение солидарности с участниками антигитлеровской коалиции.

После нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. привело к вступлению США в войну. Вместе с США войну державам «оси» объявили все страны Центральной Америки - Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Панама, Куба, Гаити, Доминиканская Республика, а также Эквадор. Мексика, Колумбия и Венесуэла разорвали дипломатические отношения с Германией и ее союзниками. Дольше всех отказывалась от вступления в войну и поддерживала сотрудничество с Германией и ее союзниками Аргентина, где были сильны прогерманские и антиамериканские настроения. Она объявила войну державам «оси» только 27 марта 1945 г., накануне разгрома Германии. Непосредственное же участие в боевых действиях на фронтах второй мировой войны на ее заключительном этапе приняли воинские подразделения только двух стран региона - Бразилии и Мексики.

В основном участие латиноамериканских республик во второй мировой войне выразилось в поставке стратегических материалов, сырья и продовольствия воюющим участникам антифашистской коалиции, главным образом США. Страны региона предоставили свою территорию для создания на ней военных, военно-морских и военно-воздушных баз США. Такие базы появились в Панаме, на побережье Чили, Перу, Бразилии, Уругвая, на Кокосовых (Коста-Рика) и Галапагосских (Эквадор) островах, в Карибском бассейне.

В то же время антифашисты Латинской Америки расширяли движение солидарности со Страной Советов и помощи советскому народу. Комитет победы в Аргентине создал более 70 групп но пошиву одежды для советских людей и несколько сапожных мастерских, изготовивших более 55 тыс. пар сапог для воинов Советской Армии. Мексиканские крестьяне по грошу собирали средства для закупки медикаментов и перевязочных средств и отправки раненым красноармейцам. Сбор средств и отправка в Советский Союз одежды, продовольствия, медикаментов проводились также в Чили, Уругвае, на Кубе и в других латиноамериканских странах.

Получается, как всегда, правительство играло в свои политические игры, а народ всегда поймет и поддержит другой народ в беде. И, конечно, не стоит забывать слова Черчиля сразу после поражения Германии, которые он и сам быстро забыл. Слова о том, что в победе над фашизмом наибольший вклад внес Союз Советских Социалистических Республик!

Строганов Александр Иванович::: Новейшая история стран Латинской Америки

Глава II

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ОТ РУБЕЖА 30–40-Х ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 50-Х ГОДОВ XX В.)

УЧАСТИЕ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В ВОЙНЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖАМЕРИКАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В 1939–1945 ГГ.

1 сентября 1939 г. нападением фашистской Германии на Польшу началась вторая мировая война. 3 сентября в войну против Германии вступили Великобритания и Франция, имевшие небольшие колониальные владения в Карибском бассейне. Вслед за Великобританией войну Германии объявили все британские доминионы, среди них и расположенная в Западном полушарии Канада. Перед республиками Латинской Америки встала задача определить свою позицию в связи с начавшейся войной и потенциальной угрозой ее распространения на Западное полушарие. С успехами Германии связывали свои надежды наиболее реакционные элементы латиноамериканского общества, стремившиеся к утверждению террористических профашистских режимов. Но и гораздо более широкие националистические, отчасти и антиимпериалистически настроенные круги подчас склонны были видеть в нацистской Германии и ее союзниках противовес империализму США и Великобритании на мировой арене, а в фашистской идеологии – сплачивающее нацию начало в борьбе с западным империализмом и с раскалывающим нацию классовым антагонизмом. Демократические силы, напротив, усматривали в европейском фашизме главную угрозу свободе народов всего мира и выступали в поддержку антигитлеровской коалиции.

Латинская Америка представляла интерес для воюющих держав прежде всего как важная сырьевая база. Здесь было сосредоточено Уз минеральных богатств капиталистического мира, среди них в большом количестве стратегическое сырье – медь, олово, железо, другие металлы, нефть. Латинская Америка давала 65 % мирового экспорта мяса, 85 % кофе, 45 % сахара. Находясь в сильной экономической зависимости от США и Великобритании, страны региона, особенно Аргентина, Бразилия и Чили, имели значительные связи и с державами «оси» – в первую очередь с Германией, а также с Италией и Японией. Местные господствующие классы были заинтересованы в том, чтобы извлечь максимальные выгоды из роста потребности в аграрно-сырьевой продукции в воюющих государствах обеих коалиций и в то же время избежать прямого участия в войне. Сохранение нейтралитета вместе с определенными защитными мерами в отношении территории своих стран в наибольшей степени отвечало их интересам и сближало их позиции с позицией Вашингтона. В начале войны США соблюдали нейтралитет в ней, хотя солидаризировались Великобританией и Францией в их борьбе с германской агрессией оказывали им растущую помощь сырьем и оружием. Правительство Ф.Рузвельта выступило инициатором сплочения стран Западного полушария в совместной защите Американского континента от Возможного военного вторжения сюда Германии или других вне-континентальных держав. Для США это был и удобный случай, чтобы усилить свои экономические, политические и военные позиции В Центральной и Южной Америке. Росту сотрудничества латиноамериканских республик с Вашингтоном способствовало и то, что военные действия в Европе и на морских коммуникациях привели резкому сокращению объема их торговых и экономических связей с Европой.

Отказ правительства Ф. Рузвельта от интервенций и провозглашение политики «доброго соседа» создали благоприятную атмосферу для осуществления планов США. Первые шаги были предприняты еще в предвоенные годы. Чрезвычайная межамериканская конференция в Буэнос-Айресе в декабре 1936 г. высказалась за взаимопомощь американских государств в случае угрозы их общей безопасности или безопасности одного из них. В такой ситуации предполагалось провести консультации друг с другом о тех или иных совместных мерах. Было принято решение о строительстве Панамериканской автострады, которая бы пересекла всю Латинскую Америку с севера на юг от США до южной оконечности континента.

В декабре 1938 г. VIII Международная конференция американских государств (США и 20 республик Латинской Америки) в Лиме приняла «Декларацию принципов американской солидарности» («Лимская декларация»), которая в более определенной форме провозгласила решимость стран Западного полушария в случае угрозы миру, безопасности или территориальной целостности какой-либо из них координировать свои действия по ликвидации такой угрозы. Было решено отныне ежегодно проводить консультативные совещания министров иностранных дел американских республик.

После начала войны вслед за США все государства Латинской Америки объявили о своем нейтралитете. 23 сентября – 3 октября 1939 г. в Панаме состоялось I Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, принявшее «Общую декларацию о нейтралитете». Для защиты нейтралитета континента и прилегающей к нему морской акватории Тихого и Атлантического океанов вдоль всего побережья США и Латинской Америки устанавливалась 300-мильная «зона безопасности», которая должна была совместно патрулироваться и охраняться. Запрещалось вторжение военных кораблей и самолетов воюющих стран в пределы этой зоны. Было решено также создать Межамериканский финансовый и экономический консультативный комитет.

Разгром Германией в мае – июне 1940 г. Франции и Нидерландов поставил под вопрос судьбу их владений в Карибском бассейне. В связи с этим II Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, состоявшееся в Гаване 21–30 июля 1940 г., провозгласило право американских государств на оккупацию владений европейских стран в Америке в случае угрозы захвата их какой-либо внеконтинентальной державой. Была принята также «Декларация о взаимной помощи и сотрудничестве в обороне американских государств», в которой говорилось, что «всякое покушение на территориальную целостность, неприкосновенность или независимость любого американского государства будет рассматриваться как акт агрессии против всех государств, подписавших данную декларацию». Участники совещания обязались пресекать подрывную деятельность неамериканских держав на континенте. Выполняя решение Гаванского совещания, США совместно с Бразилией в ноябре 1941 г. оккупировали Нидерландскую Гвиану (Суринам). Соединенные Штаты оккупировали также острова Нидерландской Вест-Индии (Аруба, Кюрасао) у Венесуэльского побережья. Что касается владений Франции в Карибском бассейне (острова Гваделупа и Мартиника и Французская Гвиана), то они остались под контролем французского вишистского правительства.

Победы Германии в Европе, захват нацистами и их союзниками новых стран, вовлечение в войну все большего круга государств, нападение Германии 22 июня 1941 г. на Советский Союз и быстрое продвижение войск агрессора в глубь советской территории – все это вело к росту осознания в странах Латинской Америки грозящей

всеми миру опасности. Ширилось массовое движение солидарности с участниками антигитлеровской коалиции.

Нападение Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайских островах в Тихом океане 7 декабря 1941 г. привело к вступлению США в войну против держав «оси». Вместе с США войну державам «оси» 8 и 9 декабря 1941 г. объявили все страны Центральной Америки – Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Панама, Куба, Гаити, Доминиканская Республика, а также Эквадор. 1 января 1942 г. эти республики совместно с другими участниками антифашистской коалиции подписали Декларацию Объединенных Наций об освободительных и антифашистских целях войны. Мексика, Колумбия и Венесуэла разорвали дипломатические отношения с Германией и ее союзниками. 15–28 января 1942 г. в Рио-де-Жанейро состоялось III Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, рекомендовавшее всем остальным странам региона разорвать дипломатические отношения с державами «оси» и прекратить с ними всякие торговые и экономические связи. Совещание высказалось за мобилизацию стратегических и агросырьевых ресурсов стран континента на совместную оборону Западного полушария. Важнейшим решением совещания была резолюция о создании Межамериканского совета обороны в составе представителей всех стран Латинской Америки и США под председательством представителя США с местопребыванием в Вашингтоне, что стало шагом на пути к оформлению военно-политического союза латиноамериканских республик с Соединенными Штатами.

Вскоре войну Германии и ее союзникам объявили Мексика (22 мая 1942 г.) и Бразилия (22 августа 1942 г.) – крупнейшие страны региона, позднее Боливия (апрель 1943 г.) и Колумбия (ноябрь 1943 г.). Остальные южноамериканские республики (Парагвай, Перу, Чили, Уругвай и Венесуэла) присоединились к антифашистской коалиции лишь в феврале 1945 г. Дольше всех отказывалась от вступления в войну и поддерживала сотрудничество с Германией и ее союзниками Аргентина, где были сильны прогерманские и антиамериканские настроения. Она объявила войну державам «оси» только 27 марта 1945 г., накануне разгрома Германии, и то под сильным давлением США и других американских государств.

Непосредственное участие в боевых действиях на фронтах второй мировой войны на ее заключительном этапе приняли воинские подразделения только двух стран региона – Бразилии и Мексики. В июле 1944 г. в Италию прибыл бразильский экспедиционный корпус в составе пехотной дивизии и авиаотряда. Он участвовал в боях на итальянском фронте с сентября 1944 г. до капитуляции германских войск в Северной Италии в апреле 1945 г., потеряв 2 тыс. человек. Мексика в феврале 1945 г. направила авиаэскадрилью (300 человек) на Тихий океан, где она участвовала в воздушных боях в районе Филиппин, затем в районе Тайваня против Японии. 14 тыс. мексиканских граждан сражались в рядах американской армии.

В основном участие латиноамериканских республик во второй мировой войне выразилось в поставке стратегических материалов, сырья и продовольствия воюющим участникам антифашистской коалиции, главным образом США,– меди, олова, ртути, каучука, сахара и др. Страны региона предоставили свою территорию для создания на ней военных, военно-морских и военно-воздушных баз США во исполнение решений о совместной обороне Западного полушария. Такие базы появились в Панаме, на побережье Чили, Перу, Бразилии, Уругвая, на Кокосовых (Коста-Рика) и Галапагосских (Эквадор) островах, в Карибском бассейне. В 1945 г. на территории латиноамериканских республик находились 92 крупные военные базы США. Страны региона проводили и собственные оборонительные мероприятия на своей территории, охраняли побережье, участвовали в конвоировании судов в Атлантике и на Тихом океане, в боях с германскими подводными лодками. В латиноамериканских республиках действовали военные миссии США. Вашингтон поставлял им военную технику и снаряжение, помогал в подготовке местных офицерских кадров.

В конце войны, 21 февраля – 8 марта 1945 г., состоялась Чапультепекская (по названию резиденции в г. Мехико) конференция американских государств по вопросам войны и мира. Принятый ею «Чапультепекский акт» закреплял сохранение и после войны принципа взаимопомощи и солидарности стран континента, их совместной обороны в случае нападения или угрозы агрессии против любой из них. Решено было наряду с ежегодными консультативными совещаниями министров иностранных дел по срочным и важным вопросам регулярно, раз в 4 года, созывать межамериканские конференции на уровне глав государств. По предложению госсекретаря США Клейтона была принята «Экономическая хартия», предусматривавшая постепенную отмену таможенных барьеров, препятствовавших росту международной торговли, предоставление гарантий иностранным капиталовложениям, недопущение экономической дискриминации. На этих условиях США обещали содействовать индустриализации стран Латинской Америки. «Экономическая хартия» создавала благоприятные перспективы для расширения торгово-экономических связей США с республиками к югу от Рио-Гранде-дель-Норте, для экспансии в Латинскую Америку североамериканского частного капитала.

В апреле – июне 1945 г. 19 латиноамериканских государств участвовали в работе Учредительной конференции Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско, принявшей Устав ООН. Об их значительном удельном весе на конференции свидетельствовал тот факт, что всего на ней было представлено 42 страны. Из 50 первоначальных членов ООН в 1945 г. 20 были латиноамериканские страны.

Латинская Америка завоевала свою независимость с помощью британского флота и сохраняла ее благодаря английскому влиянию, уравновешенному формулой, содержавшейся в доктрине Монро 1823 г., которая робко, но небезрезультатно настаивала на том, чтобы европейцы не превращали территории Западного полушария в объект своих завоеваний.

Именно таким образом большая часть стран Латинской Америки сохранила свою независимость и воспользовалась в первой половине XIX в. плодами британского неоколониализма. Поскольку Соединенные Штаты все еще были заняты формированием собственного национального единства, то возможность осуществлять значительные инвестиции в богатые малонаселенные земли с почти всегда благоприятным климатом и уже сложившейся за века испанского колониального господства традицией отношений с европейцами предоставлялась британцам, обладавшим бесспорным превосходством на море.

После войны 1846-1848 гг. стало ощущаться давление Соединенных Штатов на Мексику. Однако только после испано-американской войны 1898 г. Соединенные Штаты стали державой-гегемоном в Карибском бассейне и начали проводить действительно панамериканскую политику. После нескольких лет дискуссии на рубеже веков о выборе между колониальным экспансионизмом традиционного типа и инвестициями в сочетании с политикой гегемонии возобладала антиколониалистская направленность. Панамериканские конференции, первая из которых состоялась в 1889 г., стали первой формой проявления превосходства Соединенных Штатов. Второй, и более эффективной, формой стало «дополнение», сделанное Теодором Рузвельтом в декабре 1904 г. к доктрине Монро. Обеспокоенный попытками немецкой экспансии и желая также ограничить британское присутствие, президент уточнил, что действия, предпринимаемые латиноамери

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1011

канскими правительствами с целью противостоять попыткам капиталистического проникновения, могли бы спровоцировать репрессии со стороны стран, заинтересованных в защите своих инвестиций. Поскольку доктрина Монро эффективно предотвращала прямое вмешательство европейских держав, то теперь следовало добавить, что Соединенные Штаты, хотя они этого и не желают, могут прибегнуть к военному вмешательству для защиты интересов инвесторов «в явных случаях нарушения закона или беспомощности» (латиноамериканских правительств). Иными словами, Латинская Америка объявлялась сферой влияния Соединенных Штатов, взявших на себя роль «международной полицейской силы». Сам способ, каким Теодор Рузвельт действовал в 1903 г. для того, чтобы сделать возможным начало работ по строительству Панамского канала, преодолевая сопротивление колумбийского правительства и способствуя созданию независимой Панамской республики, стал ярким подтверждением того, что Рузвельт намеревался сформулировать свое «дополнение» еще до того, как публично изложил его.

Участие в Первой мировой войне, несмотря на неудачу реформистских проектов Вильсона, означало появление Соединенных Штатов на международной сцене в качестве основы нового мирового порядка. Несмотря на возросший военный потенциал, немедленного усиления господства над Латинской Америкой не произошло. Многие деятели этих стран с удовлетворением наблюдали за провалом Вильсона и несостоявшимся участием США в Лиге наций, в которую латиноамериканские страны, напротив, вступили отчасти для того, чтобы сбалансировать преобладание Соединенных Штатов в панамериканских механизмах. Первое послевоенное десятилетие характеризовалось, следовательно, постоянными противоречиями между экспансией американского присутствия, в ряде случаев даже военного, и сопротивлением региональных сил, часто поддерживаемых европейскими странами.

Избрание президентом Ф.Д. Рузвельта положило начало проведению новой политической линии, менее интервенционистской и более примирительной, которую Рузвельт определил как «политика доброго соседа» и которая была продемонстрирована Корделлом Хэллом на седьмой Панамериканской конференции, состоявшейся в Монтевидео в декабре 1933 г. Сразу же после конференции Рузвельт заявил об отказе от какой бы то ни было политики одностороннего вмешательства. В 1934 г. по инициативе самих Соединенных Штатов была отменена так называемая «поправка Платта», которая была насильно включена в кубинскую конституцию и гарантировала Соединенным Штатам право

1012 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

на вмешательство во внутренние дела Кубы, устанавливая, таким образом, своего рода протекторат над островом. В 1936 г. был подписан новый договор с Панамой, снижавший уровень контроля, который осуществляли Соединенные Штаты за зоной канала. В 1938 г. вашингтонское правительство присоединилось к протоколу об отказе от прямого и косвенного вмешательства американских государств в жизнь других государств.

Однако изначальная двусмысленность этой политики, как и в целом всех отношений между Соединенными Штатами и латиноамериканскими странами, состояла в стремлении местных консервативных сил управлять по своему усмотрению богатыми, но отсталыми странами, перекладывая на плечи крестьян и рабочих издержки начального этапа индустриализации. Американцы же, напротив, проводили свою политику, ставя перед собой цель достижения экономического роста, функционального по отношению к потребностям рынка и американских финансов; политику, всегда затрагивавшую глубоко укорененные интересы. Конфликт заключался в противоречиях между латифундистским капитализмом, союзником военных режимов и зачастую коррумпированных политиков, и предпринимательским капитализмом, подчиненным целям извлечения прибыли из инвестиций и готовым в поисках надежных союзников поддержать политические силы, в меньшей степени связанные с традиционными слоями общества. Эта ситуация совпала с трансформацией, последовавшей в Латинской Америке за периодом «великой депрессии», а также с началом политики индустриализации, изменившей внутреннюю социальную структуру отдельных государств и создавшей новые объективные возможности для союза с Соединенными Штатами, в том числе и с целью проведения некоторых социальных и экономических реформ. Рузвельт добавил к этой общей сложной картине отказ от наиболее явных проявлений американского превосходства, однако он не мог устранить расхождение интересов, представавшее в слишком разных обличьях для того, чтобы его можно было свести к единой формуле.

Укрепление панамериканской структуры смягчило стратегические разногласия только в международном плане, поскольку всему американскому сообществу отводилась задача защиты Западного полушария. Однако даже это, по крайней мере, вплоть до Второй мировой войны, не помешало Латинской Америке стать сферой проникновения европейской пропаганды и европейских коммерческих интересов. Так, несмотря на принцип невмешательства, содержавшийся в доктрине «доброго соседа», оставалось пространство для укрепления традиционных позиций не

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1013

только британцев, но также немцев и итальянцев, которые стремились к экономическому участию в Латинской Америке. Немцы действовали в том числе и методами интенсивной пропагандистской политики нацистов, после проникновения на континент сразу же принявшей антиамериканскую направленность; итальянцы - при помощи фашистского прозелитизма, находившего в сплоченных рядах итальянской эмиграции в Аргентине и почти во всей Латинской Америке благодатную почву, хотя на первых порах и не всегда враждебную к Соединенным Штатам.

Опасности, связанные с этой ситуацией, и выгоды от политики «доброго соседа» стали очевидными во время Второй мировой войны.

Соединенные Штаты должны были сделать все возможное для того, чтобы опереться на антифашистские элементы и, более того, противодействовать нацистскому проникновению. Пока Соединенные Штаты официально не вступили в войну, это было чрезвычайно трудно, поскольку не было законных оснований для антинемецкой деятельности, которую проводило Управление по координации межамериканских отношений (Office of the Coordinator of Inter-American Affairs), возглавлявшееся Дэвидом Рокфеллером. Оно было создано в 1940 г. с целью способствовать экономическому и гуманитарному сотрудничеству в Западном полушарии, но, прежде всего, с целью «внести вклад в дело союзников».

После Перл Харбора ситуация прояснилась. Положение улучшилось благодаря атмосфере доброй воли, которую сумела создать администрация Рузвельта, - в особенности деятельности Сэмнера Уэллеса. Сразу же после Перл Харбора правительство Соединенных Штатов сочло своевременным сосредоточить свои усилия на Латинской Америке, используя сущность и практику панамериканизма. С этой целью оно созвало консультативное совещание министров иностранных дел американских республик для обсуждения проблем сотрудничества в борьбе против сил «оси». Для вашингтонского правительства важно было создать сплоченный фронт стран, готовых вступить в войну, или, по меньшей мере, разорвать дипломатические отношения с противниками Соединенных Штатов. Отклик на это предложение был огромным, однако Аргентина, поддержанная Чили, отказалась принять какое-либо конкретное предложение. Аргентину и Соединенные Штаты разделяли давние противоречия. Среди латиноамериканских стран Аргентина была вплоть до 1945 г. наиболее восприимчива к нацистской и фашистской пропаганде и в наименьшей степени склонна действовать по подсказке вашингтонского правительства. Таким образом, принятие единогласного решения не состоялось.

1014 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

Однако через несколько дней латиноамериканские страны разорвали дипломатические отношения со странами «оси» и с Японией. Исключение составили Чили (до января 1943 г.) и Аргентина (до 1944 г.), отложившие свое решение до завершающего этапа войны.

Эти два исключения были важны, однако они не уменьшали значения американского успеха. Противостояние, которое во время Первой мировой войны было столь сильным, в этом случае оказалось всего лишь маргинальным. Соединенные Штаты получили помощь в виде проявления сплоченности и солидарности, а взамен применили к Латинской Америке закон о ленд-лизе. В особенности это касалось Бразилии, которая участвовала в войне, используя свои войска (находившиеся в Италии), и Мексики, вовлеченной в воздушную войну на Тихом океане.

Аргентинская рана оставалась открытой вплоть до марта 1945 г., когда объявление войны стало необходимым условием для участия в конференции в Сан-Франциско по вопросу о создании ООН. В основе конфликта лежала оппозиция США политическому режиму, а затем военной диктатуре, находившимся у власти в Буэнос-Айресе. Деятельность американцев значительно затруднялась тем откровенным покровительством, которое оказывала Аргентине Великобритания, обнаружившая в этой части Западного полушария незанятое пространство для своего экономического присутствия в Латинской Америке. Сначала генерал Эделемиро Фаррелл, а затем полковник Хуан Доминго Перон, избранный президентом только в 1946 г., но уже в то время являвшийся центральной политической фигурой в Аргентине, создали в стране режим, получивший поддержку благодаря национализму, направленному против Соединенных Штатов, а во внутренней политике - благодаря патерналистской политике, защищавшей интересы нового рабочего класса посредством очень развитой социальной политики. Последняя базировалась, однако, на проекте экономического развития, искажавшем естественные перспективы (в основе которых лежали богатое сельское хозяйство и животноводство). Режим ориентировался на неконкурентоспособную индустриализацию, защищенную протекционизмом, что вскоре привело Аргентину к экономической стагнации и чуть ли не к экономической отсталости.

В период войны панамериканский консенсус (исключение составляла Аргентина) внес безоговорочный вклад в дело Соединенных Штатов. Вашингтонское правительство, со своей стороны, сделало все возможное, чтобы превратить исключительные обстоятельства, смягчавшие традиционное противостояние, в постоянную ситуацию. Все латиноамериканские страны, за исклю

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1015

чением Аргентины, были приглашены к участию в деятельности союза Объединенных Наций: подготовительных работах по созданию ФАО (FAO - Food and Agricultural Organization of the United Nations); в Бреттон-Вудской системе, в создании Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития. Более сложной была проблема участия в подготовительной работе по созданию ООН, доверенной только представителям крупнейших держав, что вызвало разногласия, связанные с требованием предоставить определенное количество мест в Совете Безопасности странам Латинской Америки. Память о первостепенной роли, которую играла Лига наций, все еще оказывала свое влияние на подготовку послевоенного устройства.

Для преодоления этих разногласий и для обсуждения аргентинского вопроса Вашингтонское правительство согласилось на то, чтобы собрать в феврале-марте 1945 г. в Чапультепекском замке (Мехико) панамериканскую конференцию. Проблемы, стоявшие в центре дискуссии, касались роли Латинской Америки в новом мировом устройстве, будущей межамериканской системы и социально-экономических трудностей, связанных с переходом от войны к миру. Что касается первого вопроса, то Соединенные Штаты были ограничены соглашениями с Великобританией и Советским Союзом. Поэтому им пришлось ограничиться предложением, чтобы позиция латиноамериканских государств была свободно изложена на конференции в Сан-Франциско. Перестройка отношений между американскими государствами привела к более конкретным результатам. Латиноамериканские государства стремились к созданию континентальной оборонительной системы, которая автоматически связала бы обязательствами Соединенные Штаты, без необходимости голосования в Сенате. Результатом стал компромисс из трех пунктов, получивший название Чапультепекский акт (принят 8 марта 1945 г.), предусматривавший обязательства по совместной обороне на весь (теперь уже короткий) период войны; обязательство подписать договор, устанавливающий аналогичные гарантии на будущее; определение достигнутых договоренностей как «регионального соглашения, относящегося к вопросам мира и международной безопасности», которое должно применяться в Западном полушарии и должно соответствовать принципам создаваемой глобальной организации. В тот момент были заложены лишь основы политики, которую следовало, по мере возможности, сформировать. Что касается Аргентины, то было решено, что Чапультепекский акт будет открыт для присоединения к нему, но только 21 апреля, накануне начала