В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII-V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству - земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII-V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана - вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города - особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства - системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) – это сложная система, все части которой взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимовлиянием. Она невозможна вне конкретных условий ее существования. Она не является стадией в развитии общества, но сама есть общество, которое как общественный организм рождается, растет и гибнет.

Любая цивилизация характеризуется не только специфическими экономическими, социальными и политическими отношениями, но и своей системой духовных ценностей. Именно ценности объединяют людей в цивилизационное сообщество и обеспечивают его единство.

Тип цивилизации - методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

1) общие фундаментальные черты духовной жизни;

2) общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития;

3) взаимопереплетение культур;

4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

1) природные сообщества; Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.

2) восточный тип цивилизации; исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм - ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.



2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

3) западный тип цивилизации; систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

4) современный тип цивилизации.

Предпосылки формирования цивилизаций

Возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства. В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города - особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий.

Сформировались государства - системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

К III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой - около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат - в Месопотамии. Несколько позднее - в III-II тысячелетии до н.э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ - китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации - западный.

Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации - восточный и западный.

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII-V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству - земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII-V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана - вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города - особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства - системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность , благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

Зарождение и эволюция двух типов цивилизаций

1. Предпосылки формирования цивилизаций

Возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства. В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города - особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий.

Сформировались государства - системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

К III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой - около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат - в Месопотамии. Несколько позднее - в III-II тысячелетии до н.э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ - китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации - западный.

Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации - восточный и западный.

Анализ творчества Поля Делароша

· Отец Делароша был эксперт по части картин, а дядя служил консерватором кабинета гравюр в Парижской Публичной библиотеке, благодаря чему будущий живописец родился и развивался в творческой атмосфере. · В своей первой картине...

Дизайн: история и теория

Динамика взаимодействия культур и их взаимной оценки

Следующим ученым, кто развивал свои мысли в русле цивилизационного подхода к изучению культуры, был американский социолог и политолог С.Ф. Хангтингтон. Однако, в отличие от Н.Я. Данилевского, который разработал концепцию идеальных типов культур...

Зарождение и эволюция двух типов цивилизаций

Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье - и охватывает конец V-IV тысячелетие до н.э...

Индо-буддийский тип культуры

Индия - государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы...

Культура древних цивилизаций

Возникновение древнейших цивилизаций относят примерно к IV тыс. до н.э., когда на территории Северо-восточной Африки и Передней Азии в долинах крупных рек появились Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту, Древняя Индия...

Культура древних цивилизаций

Экономика ранних рабовладельческих государств, включая Древний Египет, была основана на разделении труда и частной собственности. Характерной формой политического устройства большинства государств являлась деспотия...

Культура и цивилизация

К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А. Тойнби (1889--1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера...

Культура и цивилизация

П.А. Сорокин создал более рациональную теорию цивилизаций. Как и М. Вебер, он отверг как «редукционистские» концепции культуры, которые были созданы его предшественниками. Куль-тура -- явление особого рода...

Культура и цивилизация: соотношение понятий

В процессе развития гуманитарного знания сложился ряд ведущих подходов к трактовке понятия "цивилизация". Во-первых, это "линейный" подход, рассматривающий цивилизацию как этап культурно-исторического процесса...

Культура России XIX века

Формирование культуры XIX века произошло в XVIII веке. «Классицистический» XVIII век увидел перспективу в человеческом разуме и разумном переустройстве земного бытия. Отсюда основная идея века Просвещения: знание...

Культурное наследие Астраханского края

Промежуточное положение между европейской Россией и Азией, многовековое параллельное взаимодействие с христианским западом и мусульманским языческим востоком наложило своеобразный отпечаток на историю края...

Религия как феномен культуры

Это было время, когда люди начинали осознавать свою выделенность из природы и отдельность от других людей. Древние египтяне преобразовали, окультурили долину Нила, и уже различали, с одной стороны, “людей”...

Теория замкнутого, локального развития культуры

В историческом процессе изменения человечества можно обнаружить культурно-исторические типы, или самостоятельные своеобразные Системы религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного развития...

Цивилизационная концепция культуры А. Тойнби

Тойнби считает, что столкновения между цивилизациями - наиболее вероятный путь, по которому может в будущем пойти человечество. Влияние Запада на остальной мир и ответные контрудары...

Возникновение цивилизации является закономер-ным итогом развития человеческого общества после перехода к производящему хозяйству.
Во-первых, земледелие способствовало оседлости «селения. Во-вторых, именно производящее хозяйство дало возможность получать достаточные урожаи для того, чтобы часть общества могла не заниматься постоянным физическим трудом для добывания пищи. Возникла возможность расширить сферу деятельности человеческого общества за пределы сельского хозяйства и
появление первых цивилизации. До сих пор во многом спорной остается проблема самого первого очага зарождения цивилизации. Практически одновременно в нескольких районах земного шара, особенно благоприятных для земледелия, формируется несколько центров. В 4-м тыс. до н.э. появились два первых очага цивилизации: шумерский - в низовьях Тигра и Евфрата (Междуречье) и египетский - в долине Нила. В середине 3-го тыс. до н.э. в Индии и в начале 2-го тыс. до н.э. в Китае самостоятельно формируются цивилизации.
Перечисленные выше цивилизации возникали самостоятельно. Их можно назвать первичными в отличие от вторичных, которые создавались уже под влиянием первичных, заимствуя у них земледельческие, технические, металлургические, культурные достижения.
Процессы становления первичных цивилизаций шли очень схоже и практически независимо друг от друга или полностью независимо, как это было в Китае. Это позволяет говорить о существовании общих закономерностей становления первых цивилизаций.
Закономерности становления цивилизаций. Цивилизация всегда базируется на развитом производящем хозяйстве, и прежде всего на земледелии, а также на скотоводстве, которые развивались в тесном взаимодействии. Обмен продуктами земледелия и скотоводства значительно увеличивал возможности питания населения.
Важный скачок в развитии производительности труда, в том числе и в земледелии, был сделан с началом использования металлов для изготовления орудии труда. Начинается век металла. Бронза появляется в 3-м тыс. до н.э. на Ближнем Востоке и скоро получает широкое распространение. Железо начинают активно использовать с конца 2-го тыс. до н.э. в Малой Азии. Необходимо отметить, что освоение металлов произошло самостоятельно в нескольких местах, и все первые центры металлургии теснейшим образом связаны с очагами земледелия. Это заставляет видеть взаимосвязь данных процессов.






Все более сложные формы жизни общества диктуют необходимость единого управления его административной, хозяйственной, военной, религиозной и другой деятельностью. Институты родо-племенного равления окончательно перестают отвечать потребностям коллектива. Начинают формироваться органы государства и государственного управления. В обШестве появляется единоличный правитель, власть которого из выборной становится наследственной.







Таким образом, о появлении цивилизации можно говорить при наличии нескольких факторов: городов, население которых не занимается сельским хозяйством; социального неравенства и привилегированных групп населения; государства с его аппаратом ют активно использовать с конца 2-го тыс. до н.э. в Малой Азии. Необходимо отметить, что освоение металлов произошло самостоятельно в нескольких местах, и все первые центры металлургии теснейшим образом связаны с очагами земледелия. Это заставляет видеть взаимосвязь данных процессов.
Наблюдения за календарными циклами и использование этих знаний давали возможность наиболее оптимально планировать земледельческие работы, что также способствовало увеличению урожайности.
В очагах первоначального высокоразвитого земледелия произошли демографические взрывы. Такой резкий рост населения является одним из необходимых условий перехода к цивилизации.
Увеличение производительности труда и повышение урожайности способствовали возникновению групп населения, которые не занимались сельскохозяйственным трудом, но получали часть урожая. Эти группы можно назвать привилегированными. Возникает слой профессиональных воинов, главной обязанностью которых стала защита остального населения. Жрецы организуют отправление культа и наблюдения за календарем.
Отдельной группой населения становятся и ремесленники, которые специализируются на изготовлении орудий труда и других предметов потребления. Происходит окончательная специализация профессий: гончары, ткачи, оружейники, ювелиры и т.д.
Появление профессионализировавшихся групп населения расширяло возможности общества поступательно развиваться.
На этом этапе развития появляются города, в которых сосредоточивается все более развитое ремесло. Их население уже совершенно не связано с земледельческим трудом. Это отличительная черта города. Здесь сосредоточивается управление окружающей территорией. Присутствие власти требует обязательного наличия в городе дворца, военного гарнизона, храма, торговой площади. Для защиты города начинают окружать стенами.
Все более сложные формы жизни общества диктуют необходимость единого управления его административной, хозяйственной, военной, религиозной и другой деятельностью. Институты родо-племенного управления окончательно перестают отвечать потребностям коллектива. Начинают формироваться органы государства и государственного управления. В обШестве появляется единоличный правитель, власть которого из выборной становится наследственной.
Вводится фиксированный налог на каждого подданного, что дает теперь возможность функционировать государству.
Место традиционных, устно передаваемых из поколения в поколение обычаев и традиций занимает писаный закон, действие которого распространяется на всех подданных государства.
Появление государства с его централизованной системой управления хозяйством и развитой централизованной ирригационной системой еще больше повышает продуктивность земледелия.
Сфера учета продуктов или предметов ремесленного производства, а также развитие религиозной жизни общества уже требуют нового вида передачи и хранения информации. Все возникшие первые цивилизации разработали свои системы письменности.
Первые государственные объединения мы называем городами-государствами, так как их власть пока распространялась только на город и его ближайшие окрестности.
С дальнейшим развитием возникает тенденция к объединению нескольких городов в более крупные государственные образования. Наступает период империй, которые силой оружия распространяют свою власть на значительные территории. Однако основой их могущества остается стабильная экономика, а не военный грабеж.
Все эти общие закономерности становления цивилизаций проявлялись через специфические внешние формы государственного устройства, искусства, традиций. Несмотря на многочисленные различия, своеобразие, хронологическую разницу, можно говорить о единстве путей развития первичных цивилизаций в Египте, Месопотамии, Китае, Индии.
Таким образом, о появлении цивилизации можно говорить при наличии нескольких факторов: городов, население которых не занимается сельским хозяйством; социального неравенства и привилегированных групп населения; государства с его аппаратом управления; государственного права и законов; письменности.
Шумер, Аккад и Вавилония. В 4-м тыс. до н.э. в болотистых низовьях Тигра и Евфрата появились; первые городские поселения, основанные шумерами. Шумеры сумели потеснить болота, создать региональные ирригационные системы, которые стали экономической основой высокоразвитого земледелия. В; политическом плане в Шумере существовало множество городов-государств, что связано с отсутствием необходимости в единой ирригационной сети.
Объединение произошло после возвышения города в Северной Месопотамии - Аккада. Его правитель Саргон (2316 - 2261 гг. до н.э.), создав мощнейшую для того времени армию, сумел подчинить своей власти все шумерские города, а затем расширил границы своей страны от Персидского залива до берегов Средиземного моря. Возникла первая в истории мировая империя.
Территория Месопотамии очень часто подвергалась нашествиям многочисленных воинственных кочевых племен, которые во множестве проживали на ее границах. Так погибло и Аккадское царство.
В затяжной борьбе отдельных городов-государств лидирующая роль переходит к Вавилону (XIX - XVI вв. до н.э.). Особую известность приобрел царь Хам-мурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.), талантливейший правитель и создатель законодательного кодекса.
С этого времени Вавилон на 2 тыс. лет становится одним из величайших городов мира с миллионным населением, «чудом света».
Египет. В конце 4-го тыс. до н.э. складывается цивилизация в долине реки Нил. Благоприятные географические условия способствовали получению высоких урожаев. Затем зародились первые государственные образования - номы. Однако рациональное использование разливов Нила требовало создания единой ирригационной системы.

Это очень скоро привело к политической централизации. Достаточно быстро мелкие номы объединились в два крупных государства: Верхний (Южный) и Нижний (Северный) Египет. В самом конце 4-го тыс. до н.э. фараон Верхнего Египта Нармер сумел подчинить себе всю страну. После этого Египет практически постоянно является централизованным государством.
Была создана единая ирригационная система, которая стала основой процветания Египта на протяжении трех тысячелетий.
Географическая среда предопределила не только единство Египта, но и его обособленность от других стран - по обе стороны от долины Нила простираются широкие пустыни. Тем не менее неоднократно Египту приходилось отражать набеги кочевников. Иногда кочевые племена на некоторое время захватывали власть над страной (гиксосы, ливийцы). Однако чаще египтяне сами совершали походы в соседние Нубию, Синай, Палестину, Ливию.
Вершины политического могущества Египет достигает в XVI - XIV вв. до н.э. Египетские фараоны подчиняют себе практически все восточное побережья Средиземного моря, доходят до Евфрата.
С VIII в. до н.э. мощь Египта ослабевает. Страну захватывают последовательно ассирийцы, персы, греки, римляне. Тем не менее в мировой истории существует мало стран, стабильное развитие которых насчитывало бы более 3 тыс. лет.
Индоевропейцы. В 4 - 3-м тыс. до н.э. в степях Южной Украины и на севере Балкан формируется группа народов, которые говорили на родственных языках. Впоследствии носители этих языков расселились на широких территориях от Западной Европы до Индии. Отсюда получила название семья языков - индоевропейская. К этой семье языков относятся германские, романские, славянские, балтские, иранские, индийские и некоторые другие.
В 3-м тыс. до н.э. индоевропейцы осваивают земледелие и скотоводство, однако у них еще не формируется государство. Индоевропейцы приручили лошадь и активно использовали ее. Это явилось одной из причин их подвижности. На протяжении нескольких тысяч лет они осваивают громадные территории от Атлантики до Китая, от сибирской тайги до Индийского океана.
Индоевропейцы стали одним из кочевых народов, которые начиная с рубежа 3 - 2-го тыс. до н.э. в поисках добычи обрушились на границы древних Цивилизаций.
Хетты. Древнейшим языком индоевропейской группы, известным нам по сохранившейся и дешиф. рованной письменности, является хеттский. Хетты в начале 2-го тыс. до н.э. закрепляются в Малой Азии (современная территория Турции). Они создают здесь мощное государство, просуществовавшее с XVIII д0 XIII в. до н.э.
В это время Хеттская держава оказывает заме ное влияние на всю ближневосточную политику. Эт хетты были обязаны своей победоносной армии. Во енные успехи хеттов во многом связаны с использованием военных новшеств: верховых лошадей и ору. жия из железа.
Хетты укрепили свое могущество настолько, что один из их царей сумел захватить Вавилон и полностью его разграбил (1595 г. до н.э.).
В борьбе за восточное побережье Средиземного моря хетты столкнулись с Египтом. Одна из самых грандиозных битв древности у города Кадеш (1296 г. до н.э.) не дала преимущества ни одной из сторон. Египетский фараон вынужден был подписать мир и назвать правителя хеттов своим «братом».
В XIII в. до н.э. Хеттская держава пала под уда ром «народов моря», которые напали на Восточно Средиземноморье. История государства хеттов, язык и культура были в скором времени забыты.
Финикия. Израиль. Восточное побережье Сред земного моря - богатейший регион для археолог ческих раскопок. Издавна здесь культивировало земледелие и скотоводство. Однако местные природ ные и географические условия (выжженные солнце плоскогорья и пустыни, пересеченная горами местно относительная природная бедность) не способствов раннему формированию государств в регионе.
В конце 2-го - начале 1-го тыс. до н.э. в пери своего расцвета вступают города-государства Фин кии. Финикийцы были талантливыми мореплавателями и в торговых целях совершали плавания по всему Средиземному морю, выходили в Атлантический океан, плавали в Британию. В это время они практически монополизировали всю средиземноморскую торговлю. Например, даже Египет вел всю внешнюю морскую торговлю только через финикийцев.
В начале X в. н э. они захватили Иерусалим, который стал столицей их складывающегося государства - Иудеи. Наибольшего расцвета оно достигло при царе Соломоне (около 965 - 935 гг. до н.э.), прославившегося своей мудростью и строительством знаменитого Иерусалимского храма в честь бога Яхве. Однако к концу его правления часть древнееврейских племен отделилась от Иудеи и образовала еще одно государство - Израиль.
Период относительного благополучия закончился, когда территориями Иудеи, Израиля, Финикии заинтересовались могущественные соседи. Эти территории последовательно переходят под власть Египта, Ассирии, Вавилонии, Персии. Завоеватели в стратегических целях несколько раз переселяли древнееврейское население в глубь собственной территории. Наибольшую известность приобрел «вавилонский плен» (587 - 539 гг. до н.э.).
Ассирия. X в. до н.э ознаменовался на Ближнем Востоке появлением новых могущественных государств. Наибольшего могущества добились цари Ассирии, области на севере Месопотамии. Ими была создана первоклассная дисциплинированная армия, которая использовала многие военные достижения того времени. Большую роль в военных успехах сыграла деятельность ассирийской разведки. Ассирийцы вошли в мировую историю как жестокие завоеватели. Оказавшие сопротивление города полностью уничтожались. Ужас, летевший впереди наступавших ассирийских армий, был главным их союзником.
Ассирийцам удалось захватить почти всю Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Израиль. Однако быстро созданное на основе военной силы и страха государство распалось еще быстрее. В течение нескольких лет оно было уничтожено объединившимися против него бывшими покоренными народами. В612 г. до н.э. столица страны - Ниневия была взята и ассирийцев ждала участь их бывших жертв.
Персия. На рубеже XII - XI вв. до н.э. на территориях к югу от Каспийского моря начинают pacceляться ираноязычные племена (индоевропейская языковая семья).
В VIII - VII вв. до н.э. в области древних ближне! восточных цивилизаций вторгаются, наводя ужас, воинственные кочевые племена с севера, в основном из районов современных украинских и южнорусских степей - мидийцы, киммерийцы, скифы и т.д. Они тоже, говорили на диалектах иранской языковой группы. I
С конца VIII в. до н.э. на юге современного Ирана! начинает усиливаться область Парса (Персия). В 558 г. до н.э. царем персов стал Кир из династии Ахеменидов. Начались его активные завоевания, и через 20 лет Киру подчинилась вся Месопотамия. Его преемники расширили границы от Египта и Малой Азии до Индии и Амударьи.
Империя рухнула в результате похода Александр ра Македонского (330 г. до н.э.).
Индская цивилизация. В долине реки Инд возникла развитая земледельческая цивилизация. Она просуществовала с XXVI до XVIII в. до н.э., а затем по неизвестным причинам пришла в упадок и. исчезла. Известно, что это не было связано с нашествием завоевателей. Возможно, это был итог засоления почв, что сделало земледелие невозможным.
Сведения об этой цивилизации ограничиваются археологическими источниками, так как письменность индцев до сих пор не расшифрована.
Высокого уровня достигли земледелие и ремесел. Крупные порты свидетельствуют о развитой торговле. В многолюдных укрепленных городах были построены роскошные дворцы и храмы, что свидетельствует о далеко зашедшем процессе социальной дифференциации.
Индия. Во второй половине 2-го тыс. до н.э. в Северную Индию пришли племена ариев, относящиеся, к индоиранской ветви индоевропейцев. Арии в основном самостоятельно прошли путь формирования цивилизации. Во главе многочисленных мелких государств стояли раджи. Но арии продолжали ощущать свое общее происхождение, чему во многом особствовала «Ригведа» - почитавшийся всеми арибами сборник религиозных текстов.

Китайская цивилизация была значительно удалена от других очагов становления цивилизаций. В начале 2-го тыс. до н.э. в долине реки Хуанхэ формируется государство во главе с династией Шан-Инь, которую сменяет династия Чжоу.
В VIII в. до н.э. держава Чжоу распадается на несколько царств, которые вступают между собой в яростную междоусобную борьбу. Однако это не помешало процессу формирования представлений о единстве китайского этноса.
Объединение Китая происходит в 221 г. до н.э. под властью императора Цинь Шихуанди. Его держава являла собой яркий пример централизованного государства. Однако его личные качества тирана способствовали гибели династии через несколько лет после его смерти.
Во главе страны стала династия Хань, при которой Древний Китай вступает в полосу своего наивысшего могущества. Успехи земледелия и экономики привели к росту населения до 60 млн человек. Династия Хань ведет многочисленные захватнические войны. Территория империи увеличивается в три-четыре раза. Под ее влияние попадают Корея, Вьетнам и другие страны. Великий шелковый путь соединил Китай с Индией, Ближним Востоком и даже Европой.
Однако войны подорвали силы страны и династия Хань была свергнута народным восстанием во 2 в. н.э.

ВОПРОСЫ
1. Назовите признаки, характерные для всех первых Цивилизаций.
2. В чем заключается смысл понятия «социальная диф,а ференциация» ?
3. Какие функции должно выполнять государство?
4. Перечислите очаги самостоятельно возникших цивилилизаций.
5. Назовите крупнейшие империи Древнего Востока.