По оценкам историков, филологов и археологов – на территории современного Кавказа на данный момент проживают потомки около 60 различных языковых групп , и более 30 национальностей . За многовековой период становления народностей на территории граничащей с постоянными войнами и разрухой, этнос смог пронести свою культуру и обычаи через века. Ознакомится с каждой из них – непосильный труд, но узнать о большинстве из них будет как минимум интересно.

Проводя свою экскурсию о народах Кавказа , хотелось бы определить путь, по которому мы пройдем знакомясь с общими характерными тому или иному этносу фактами. Начнем его с Западного Кавказа, и самой западной народности – абхазов . Закончим наше знакомство на востоке, вместе с лезгинами . Но и не забудем о кочевых племенах.

Начнем именно с них, дабы ознакомится с географическими особенностями Кавказа, чтобы понимать специфику жизни всех других народностей. Дело в том, что Северный Кавказ – предрасполагает к ведению земледелия. Поэтому многие кочевые племена осели, и стали строить собственную культуру уже на местах. Начиная от абхазов и заканчивая жителями Алании .

Южная часть Кавказа

А вот что касается южной части Кавказа – то почва в этих местах бесплодна. Вода, которая поступает из гор – достигает равнины в застоявшемся виде, ибо ирригационные системы далеки от совершенства. Поэтому, как только наступает лето, кочевые племена отправляются все выше и выше в горы. Все зависит от условий для скота. Если пропитания достаточно, высота остается неизменной.

С наступлением холодов, кочевники спускаются с гор. Татары, ногайцы и трухмены живут по принципу вытоптанной травы: как только трава под ногами вытоптана – пора двигаться. И уже в зависимости от времени года определяют вверх в горы, или же спускаться.

Карта расселения народностей:

Теперь вернемся к оседлым еще в древние времена племенам, которые выбрали земледелие в основу своей жизнедеятельности.

Самые многочисленные народы Северного Кавказа

Абхазы

– самая западная народность Кавказа. Большинство – христиане, однако с 15 века, ввиду расширения территории, были добавлены мусульмане суннитского толка.

Общая численность абхазов во всем мире насчитывает порядка 200 тысяч человек в 52 странах мира.

Культурная составляющая христианского народа – традиционна данной местности. Издавна занимались и славились ковроделием, вышиванием, резьбой.

Следующая по направлению на восток народность. Северные склоны Кавказа, а также равнины у Терека и Сунжи – их ареал обитания. Нынешняя территория Карачаево-Черкессии, однако с карачаевцами не имеет ничего общего, кроме территории. В то же время имеет место быть родство с кабардинцами, однако те, ввиду административно-территориального разделения также разделяют территорию с далекими по родству балкарами.

Все они относятся к адыгам. Культурное наследие которых внесло огромный вклад в мировое наследие кузнечного и ювелирного дела.

Сваны

– северная ветвь грузин, которая сохранила свой собственный язык и культурное наследие. Территория проживания – наиболее высокогорная часть Грузии, это от 1000 до 2500 метров над уровнем моря.

Характерной чертой культурной жизни сванов является отсутствие крепостного права и условный принцип дворянства. Не было на счету захватнических войн. Всего насчитывается порядка 30 000 сванов по всему миру.

Осетины

– древняя народность иранского происхождения. Царство осетин Алания – одно из наиболее древних и пронесшее через века христианство в его изначальном виде. Многие республики ввиду неустоявшегося христианства перешли в ислам, однако Алания – крупнейшая территория северного Кавказа унаследовавшая христианство. Момент исламизации прошел мимо .

и чеченцы

– родственные народы. Большинство исповедуют ислам, исключение составляют только проживающие на территории Грузии. Общая численность народов составляет порядка 2 миллионов человек.

Лезгины

Самый восточный регион представлен народами нынешнего Дагестана. И наиболее распространённый не только на территории Дагестана, но и Азербайджана – лезгины , отличаются богатым культурным наследием.

Определяющее значение в становлении кавказских народов сыграло географическое положение. Расположившись на границах Османской Империи, Византии, Российской Империи – им было предопределено воинское прошлое, черты которого отобразились на характере и специфики народов Кавказа. Однако, стоит отметить, что культурное наследие было сохранено, невзирая на гнет соседних империй.

Говоря о народах России XVIII века, прежде всего стоит упомянуть такой социально-географический процесс, как объединение западной и восточной Карелии, происходивший параллельно с начавшейся Северной войной (1700 1721) .

Народы Карелии

На образовавшихся территориях имело место русское влияние в устной речи, одежде, традициях карел и вепсов. Вместе с существовавшими предприятиями в Карелии строились новые: медеплавильные, купоросные, пушечный завод, а также верфь для строения судов в Лодейном Поле и проч. Собственниками выступали как казна, так и частники (включая и крестьян).

Народы Коми

В отличие от карел другой северный народ коми сохранил свой язык, несмотря на сильное влияние русских. Изменения же здесь произошли в связи с перенесением центра коми-края из Яренска в Усть-Сысольск (Сыктывкар): все больше проявлялось случаев отходничества крестьян на заводы, соляные промыслы и проч. А в деревнях те, кто побогаче, покупали землю и нанимали односельчан.

Народы Поволжья

В Поволжье происходила следующая ситуация: в первой четверти XVIII столетия здесь проживали примерно в одинаковом соотношении русские и нерусские народы. На восток (в Приуралье и Заволжье) постепенно стали продвигаться мордва, мари, чуваши, татары, которые смешивались между собой и с русскими.

Но в то же время численность русских росла и уже в 60-е гг. составляла около 70% населения. На территориях Поволжья вместе с земледелием и скотоводством развивалось отходничество в кожевенные, мыловаренные, салотопенные, свечные, красильные промыслы, а также торговля.

Но был и ряд проблем: «ясачные люди» - плательщики подати беднели от растущих платежей и обезземеливания. Но следует сказать, что налоги и сборы с русских, проживавших на той же территории, были значительно больше. В республике Башкирия проживали как башкиры, так и другие народы: русские, татары, чуваши, мари, удмурты и проч.

Здесь занимались скотоводством и земледелием, различными промыслами (изготовлением кожаных, металлических и др. изделий), работали на уральских заводах. На протяжении XVIII века русское влияние также усиливалось и на Кавказе. Наибольший упор делался в сторону расширения связей с Кабардой, народ которой был наиболее многочисленным и сильным из всех относящихся к адыгам.

Социальные отношения были феодальными, существовала раздробленность, распри, войны, что вынуждало жителей к переселению и приводило к набегам воинственных соседей. Русские также проживали на Кавказе, но только на Севере. Среди них были казаки и старообрядцы (по реке Куме).

Народы Кавказа

В XVIII веке на реку Сулак, в город Кизляр, переселили около тысячи донских казаков. Северный Кавказ являлся и ссылкой для провинившихся солдат. Территория Кавказа всегда была местом преткновения интересов Турции, Персии, России, и поэтому Кабарда периодически выходила из российского подданства.

В ходе русско-турецкой войны был заключен Мирный договор 1774 года, который определил присоединение Кабарды к России. С конца 1783 года граница двух государств стала проходить по Кубани. В том же году Восточная Грузия благодаря Георгиевскому трактату оказалась под протекторатом России.

Помимо этого, закреплялись за Россией правый берег Кубани и Тамань, куда было переселено Черноморское казачье войско для защиты новых владений. Таким образом, было положен начало русской колонизации Северного Кавказа, которая включала в себя строительство городских, крепостных и пограничных сооружений, освоение земель, переселение крепостных, а также вольная крестьянская и казачья колонизация.

Заселение Сибири

В XVIII столетии продолжается заселение территорий Сибири и продвижение на Чукотку, Курилы и вглубь Камчатки. Этому способствовала и организация экспедиций, например, обследование северо-востока азиатского материка В. Берингом и А. Чириковым (1728 1741).

Кроме того, русские владения пополнялись такими землями, как южная Сибирь, все больше расширяясь и приближаясь к западу Монголии. Помимо происходивших процессов имело место и вольная колонизация, получившая распространение благодаря развитию горных промыслов, а также беглому народу.

Местные жители (ительмены, чукчи, коряки, нивхи, айны и другие) имелимели первобытный строй, отдельные народы (ханты, манси, якуты, буряты) отличались патриархально-феодальным строем. Происходило взаимное обогащение культур русских и коренных жителей.

А к концу XVIII столетия национальный состав Сибири был преимущественно представлен русскими (81%). Появляется местная интеллигенция. Таким образом мы, видим, что одновременно происходили и ассимиляция народов, и сохранение самобытности культур.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Повседневный быт россиян в XVIII веке: быт дворян и крестьян
Следующая тема:   Российская империя на рубеже XVIII-XIX веков: Павел I, реформы, указы

Ш. Б. Ахмадов,
доктор исторических наук, профессор
Чеченского государственного
университета, г. Грозный

С давних времен народы Северного Кавказа – чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы, осетины и народы Дагестана – исконные жители этого края активно поддерживали между собой и с Россией тесные политические, экономические и культурные связи. Дружественные связи чеченцев и ингушей с народами Северного Кавказа и России, начиная с XIII–XIV вв., укрепляясь и расширяясь, способствовали установлению родственных взаимоотношений, возникновению совместных поселений, выработке общих черт материальной и духовной культуры.

Политические связи народов Чечни и Ингушетии с народами Кабарды и Дагестана, в основном, складывались с начала и до 70–80-х годов XVIII в. – через влияние пришлых кабардинских, кумыкских и аварских князей и феодалов на определенную часть равнинных чеченцев и ингушей. Политическое влияние князей и владельцев Кабарды и Дагестана на чеченские и ингушские народы достигалось не только военной силой (не без помощи царской России), но и в известной мере – сложившимися социально-экономическими причинами.

Вассальные чечено-кабардино-дагестанские и ингушско-кабардинские отношения, которые имели место в Чечне и Ингушетии, носили в основном формальный характер. Суть их сводилась к тому, что чеченские и ингушские старшины и уздени получали в лице кабардинских и кумыкских князей и владельцев и их вассалов покровительство и защиту от притязаний соседних владельцев и царских властей.

Кабардинские и кумыкские князья и владельцы должны были присылать небольшие отряды для защиты чеченцев и ингушей от внешних врагов, добиваться разрешения от царской администрации на беспошлинный проезд горцев для торговли в Кизляр, Моздок, Астрахань и в соседние гребенские казачьи станицы.

Чеченские и ингушские старшины и уздени должны были нести перед кабардинскими и кумыкскими князьями и владельцами материальные и трудовые повинности. Разумеется, тяжесть обременительных податей и других видов повинностей ложилась на плечи простого горского народа.

Известный грузинский исследователь Т. Д. Боцвадзе указывает, что интересы чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и осетин в определенной мере отличались от интересов Кабарды, Дагестана и Грузии. С одной стороны, эти народы, находившиеся в вассально-даннической зависимости от Кабарды, Дагестана и Грузии, стремились освободиться от этой зависимости с помощью России – что должно было отразиться на кабардино-русских, дагестано-русских отношениях. С другой стороны, вступлением под покровительство России северокавказские народы хотели избавиться от угрозы порабощения их со стороны Турции, Ирана и Крымского ханства .

Было еще одно важное обстоятельство, которое стимулировало тяготение северокавказских народов к России. С ее помощью они стремились улучшить свое экономическое положение -через разрешение беспрепятственно расселяться на равнинных землях, получение земельных наделов и сенокосных угодий, приобретение льготных прав на свободную торговлю в русских городах, крепостях и станицах.

В то же время кабардинских и дагестанских князей и владельцев не удовлетворяло стремление простых чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и осетин принять русское покровительство: в этом случае они лишались своих феодальных доходов и привилегий. Поэтому кабардинские и дагестанские князья и владельцы стремились всячески мешать установлению нормальных взаимоотношений между простыми горцами и Россией, считая, что северокавказские народы должны устанавливать свои контакты с Россией только с их ведома и разрешения .

В первой четверти XVIII в. эндерийские (кумыкские) владельцы старший Айдемир и Мусал Чепаловы, -сообщается в документе, -владели "знатною частью чеченцев". Кумыкский владелец Айдемир Бардыханов владел аулами Большой Чечни и Большие Атаги. Кабардинский князь Девлет-Гирей Черкасский владел чеченскими селениями Шали, Герменчук и др. Во главе брагунских (с. Брагуны) чеченцев стоял князь Мудар. До 1779 г. (восстания кабардинцев против царской администрации) ингуши признавали, что они являлись данниками кабардинских князей .

Чеченские и ингушские крестьяне неоднократно выступали против своих и иноплеменных (кабардинских и дагестанских) владетелей, требовавших больших податей, чрезмерного ясака. Путем совместных социальных выступлений крестьяне пытались освободиться от ясака и сохранить за собой земли, где они поселились.

На кабардинских крестьян, которые переселились в с. Шали, сильное влияние оказывали их чеченские и ингушские собратья, находившиеся в более свободном положении и не испытывавшие жестокого гнета. Многие из чеченцев породнились с кабардинцами, крепла их дружба, теснее становились экономические и политические взаимоотношения.

И когда кабардинские крестьяне, доведенные до отчаяния жестокостью и жадностью своих хозяев, восстали, их поддержали чеченские крестьяне. Согласно чеченскому преданию, горцы совместными усилиями сбросили с себя иго угнетателей, готовивших жестокую расправу над восставшими .

Но случалось и так, что веками существовавшие между чеченцами, ингушами, кабардинцами, дагестанцами, балкарцами и осетинами дружественные отношения нарушались. И повинен в этом был царизм – с его антинародной колониальной политикой, часто прибегавшей к возбуждению и разжиганию межнациональной розни, натравливания одних народов на другие. "С начала моего командования на Линии (Кавказской – Ш. А.), – сообщал в рапорте на имя князя Г. А. Потемкина командующий на Кавказе генерал-поручик П. С. Потемкин, – старался я горские народы привести в несогласие с подгорными (равнинными – Ш. А.), дабы в удобных случаях употребить их в пользу на обуздание ближних к Линии. Такового правила держась, всемерно привлекал ингушей для чеченцев, карачаевцев для кабардинцев…".

И все же в решительный момент, когда затрагивались интересы народов, чеченцы, ингуши, кабардинцы, дагестанцы и другие народы совместно поднимались на борьбу с колониальными властями. Так было и в 1785–1791 годах, когда на борьбу с царизмом и местными угнетателями дружно поднялись и чеченцы, и кабардинцы, и кумыки, и черкесы, и адыги. Благодаря их активным усилиям царское самодержавие не решилось открыть в 1785 г. ранее намечавшееся по указу императрицы Екатерины II Кавказское наместничество; оно было открыто только в 1786 году.

Острие этого мощного антифеодального и антиколониального движения горцев Чечни и Северного Кавказа во главе с шейхом Мансуром было направленно на разрушение Кавказской Линии, уничтожение крепостей и укреплений на ней, которые искусственно разъединяли горские народы. Эта стратегия сильно напугала царское правительство, стремившееся использовать наиболее лояльных к нему князей и владельцев против восставших горцев.

В это время кроме политических связей огромную роль в сближении чеченцев и ингушей с соседними народами Дагестана, Кабарды, Осетии, Балкарии и России играли торгово-экономические связи. Если на внешнем рынке с российскими городами главным образом преобладал спрос на изделия быта и ремесла, то с восточных рынков (Китай, Иран, Турция, Бухара) к горцам преимущественно поступали ткани, бухарские кожевенные изделия и т. д.

В свою очередь большим спросом у русского населения пользовался всякого рода сельскохозяйственный инвентарь чеченцев и ингушей. Известно, что чеченский хлеб вывозился на продажу не только к соседним народам Кавказа, но даже за границу – в Персию .

В первой половине XVIII в. преимущественно развивались торговые связи Чечни и Ингушетии с Терками, Святым Крестом, Кизляром, Астраханью, а со второй половины XVIII в. – Моздоком. Особенно значительной была экономическая роль Кизляра, Моздока и Астрахани: здесь ежегодно собирались ярмарки, сюда съезжались купцы из России, Средней Азии, Ирана, Закавказья, Индии…

В развитии и укреплении торгово-экономических связей одинаково были заинтересованы как народы Чечни и Ингушетии, так и России и всего Северного Кавказа. Поэтому торговые отношения между ними, возникшие значительно раньше, приобрели в XVIII в. устойчивый характер.

Вайнахские купцы регулярно посещали Кизляр, Астрахань, Моздок, берега Азовского и Каспийского морей, вели торговые операции не только с русским, но и иноземным купечеством. В свою очередь иранские и закавказские купцы, среди которых было много грузин, армян и греков, часто посещали торговые центры Северного Кавказа .

В начале XVIII в. Астрахань продолжает оставаться главным узловым передаточным пунктом водных и сухопутных путей торговых связей народов Кавказа с Россией и Востоком. Выгодное географическое положение и своеобразные условия экономического развития края обусловили важное место Астрахани во внутренней и внешней торговле как русского пограничного города, расположенного при выходе волжского пути в Каспийское море.

После сосредоточения всего волжского пути в руках России Астрахань приобретает крупное торговое значение. Через нее направлялись из Москвы торговые караваны и посольства в Закавказье, Иран, Бухару, Хиву и обратно; здесь базировалась и основная коммерческая деятельность восточных купцов в Российском государстве. В Астрахань прибывали, наряду с русскими и татарскими купцами, бухарские, ногайские, казылбашские, гилянские, шемахинские, армянские и турецкие купцы -пользуясь правом свободного приезда в пограничный город Русского государства, они вели здесь постоянную торговлю в больших размерах .

Среди товаров, которые вывозились из Астрахани терскими окочанами (чеченцами), преобладали предметы и одежды хозяйственного быта и туалета – московские зеркала и рубашки, бухарские мерлушки, калмыцкие овчинки, китайские отрезы, т. е. вывозили ассортимент тех же товаров, что и в XVII в. .

Однако не только российские, западноевропейские и восточные товары, вывозимые из Астрахани в Терский городок и в другие горские селения, пользовались большим спросом у горцев, но и, по-видимому, вайнахские ремесленные изделия, в том числе бурки, привозимые на астраханские базары терскими окочанами. Так, в ноябре 1725 г. терский окочанин Богамат Агаев вывез из г. Терки в Астрахань "сто двадцать бурок черкасских" . Другой терский окочанин Агай Маметов привез на продажу в Астрахань товару: сорок пять сукон и сто двадцать бурок черкасских .

Наряду с Астраханью в начале XVIII в. одним из главных связующих пунктов торгово-экономических связей России с народами Северного Кавказа, Закавказья становится город Терки (Терский городок). В это время Терки не только экономический, но и главный военный и административный центр Северо-Восточного Кавказа. Через Терки Российское государство было связано с Ираном и другими странами. Терки был также связан торговыми путями с Дагестаном, Чечней, Ингушетией, Кабардой и Закавказьем. В Терском городе жило смешанное население. К этому времени относится образование около Терского города Заречной, Черкесской и Новокрещенской слобод. В конце XVI в. появились слободы Окоцкая и Татарская.

Казаки поддерживали дружеские, кунацкие связи с горцами. Горцы свободно ездили за Терек, а казаки – в горы. Казаки совместно с горцами участвовали в защите пограничных рубежей от персидских и турецко-крымских завоевателей .

Терский город продолжал оставаться резиденцией царских воевод. В первой четверти XVIII в., а точнее – до 1724 г., город Терки продолжал оставаться важнейшим торговым и связующим пунктом между Россией, народами Северного Кавказа и Закавказья. В Терский город в начале XVIII в. приезжали торговать купцы из Ирана, Шемахи и Дербента.

Главными торговыми путями, по которым Чечня и Ингушетия поддерживали торгово-экономические связи с Россией и соседними народами Северного Кавказа и Закавказья, были сухопутные магистрали. Один из торговых путей из Астрахани пролегал через степь в Терский город, а оттуда -в находящийся на земле кумыков город Терки. Этому отчасти благоприятствовало выгодное положение, которое он занимал на прикаспийском торговом пути .

Судя по наличию множества торговых сухопутных дорог, связывавших Чечню и Ингушетию с Россией, Северным Кавказом, Закавказьем и Востоком, чеченцы и ингуши в XVIII в. имели все условия для развития как внутренней, так и внешней торговли. Содержание дошедшего до нас документа 1780 г. дает основание полагать: между ногайцами, черкесами, терскими окочанами и гребенскими казаками, с одной стороны, и жителями Чечни -с другой стороны, издавна существовали, а в XVIII в. получили дальнейшее развитие торгово-экономические связи. В документе 1708 г. читаем: "Из них же ногайцев Алды-Гирея и черкасского беглой уздень Лузан да 2 человека терских окочан (чеченцев – Ш.А.)… ездили с Терку для продажи в Чечню с рыбой" .

Всесторонние связи народов Северного Кавказа с Россией усиливаются после того, как Петр I побывал здесь во время Персидского похода 1722 г. Он установил личные контакты со многими здешними владетелями и князьями.

Об этом свидетельствуют многие документы. В письме за 1722 г. на имя Петра I горский владетель просил разрешить его торговым людям проезд в Астрахань и Терки для покупки свинца, пороха, кремней, ружей и др. . "Прошу вашего величества, – обращается к царю кумыкский шамхал, – дабы дан был такой приказ, что ежели когда мои приедут в г. Астрахань и в г. Теркин для покупки пороху и свинцу, то б покупали без всякого запрещения и свободно сюда вывозили" .

К 20-м годам XVIII в. бывший торговый центр края Теркин приходит в упадок и утрачивает свое значение. Приехавший сюда в 1722 г. Петр I находит расположение города Терки на весьма неудачном месте. Для экономического развития края необходимо было построить новый крупный торговый центр. И вот в 1722 г. в 20 километрах от устья реки Сулак, где от основного отделяется приток реки Астрахани, была заложена крепость – Святой Крест. С этого времени она стала новым экономическим и административным центром на Северном Кавказе и в Прикаспии.

Царское правительство в целях экономического освоения северокавказского края всячески способствовало переселению на Терек армян, грузин, чеченцев и представителей других народов, занимавшихся садоводством, шелководством, ремеслом, торговлей и другими отраслями сельского хозяйства. Кавказские народы, переселившиеся на новые места, строили дома, обзаводились хозяйством, открывали лавки. Так же, как и около города Терки, вблизи крепости Святой Крест быстро стали возникать слободки, населенные черкесами, чеченцами, кабардинцами и др. Население этих слободок стало быстро расти . Святой Крест становится средоточием торговли на Кавказе между горцами, Россией и Закавказьем.

В 1724 г. последовал Указ Сената о беспошлинном провозе и свободной продаже вина, табака, хлебных и мясных припасов и скота в Дербенте, Баку и в крепости Святого Креста . Судя по некоторым известиям первой четверти XVIII в., в частности -исследователя И. Г. Гербера о народах, проживавших вдоль западного берега Каспийского моря, за крепостной стеной Святого Креста имелись торговые заведения, куда приезжали для торговли российские купцы, армяне, горные чеченцы, татары и др. .

В 1735 г. крепость Святой Крест была упразднена, и в том же году основан город Кизляр -как главный административный и торговый центр на Северо-Восточном Кавказе. Среди городов Северного Кавказа Кизляр -один из старейших на Кавказе. Создавая и укрепляя Кизляр, царская администрация рассматривала его как главный форпост на Северном Кавказе. Он занимал в XVIII в. важное стратегическое положение между Северным Кавказом, Дагестаном и Закавказьем. Через Кизляр проходил путь, связывавший Кавказскую Линию с Астраханью; город был военно-административным и важным экономическим центром Северного Кавказа.

Кизляр быстро устанавливает торговые связи с Россией, Закавказьем и Ираном -как посредник между горцами и этими странами. Обычно большая часть негромоздких товаров, предназначенных для Кавказа и Ирана, отправлялась с Нижегородской ярмарки водою до Астрахани, а оттуда -сухим путем через Кизляр, Владикавказ и Тифлис . Кизляр имел тесные торгово-экономические связи с местными дагестанскими и чеченскими ремесленными и торговыми центрами. Среди них выгодное место занимали селения Андреевское (Эндери), Аксаевское (Аксай), Костековское (Костек), Тарковское (Тарки), Брагунское (Брагуны), Девлет-Гиреевское (Новый Юрт).

Оживленная торговля происходила на Северо-Восточном Кавказе между гребенскими казаками, чеченцами и ингушами. Здесь так же, как и на Западном Кавказе, особенно большой спрос со стороны горцев, занимавшихся главным образом скотоводством и земледелием, был на соль, фрукты, овощи, рыбу и холст кустарного производства.

Русские в обмен на эти товары получали от чеченцев и ингушей лошадей, мелкий и крупный рогатый скот, чекмени, бурки, башлыки -но главным образом горские двухколесные арбы и аробные колеса, которых казаки сами не изготовляли, хотя постоянно ощущали в них острую необходимость .

Кроме этих товаров горцы получали от казаков соль, бумажные и шелковые ткани невысокого качества, шелк-сырец, канитель для художественной вышивки, холст, разноцветный сафьян, войлок, посуду и мыло. Казаки и горцы часто встречались на ярмарках, которые устраивались в казачьих станицах, нередко -и в больших горских селах .

Предметами торговли русских были также хлопчатобумажные изделия, холст, железо, из которого горцы изготовляли серпы и косы, а также свинец для пуль. О размерах торговли дают представление прибывшие из Кизляра в Кабарду караваны русских купцов -числом более 100 человек .

В Чечню и Ингушетию поступали через Кизляр товары не только северокавказского производства, но и турецкие, персидские и даже западноевропейские. В одном из документов говорится, что в Шеки приходят товары из Персии и Азербайджана , а из Шеки расходятся товары в Джары, Дагестан, Чечню, в Малую и Большую Кабарду .

Со второй половины XVIII в. большое значение для сближения горских народов с русским населением начинает играть Моздок. Он стал форпостом в центральной части Северного Кавказа, узловым пунктом дорог, связывавших юг России с Грузией.

Приближение русской пограничной линии к Осетии в связи с основанием Моздока еще более способствовало укреплению русско-кавказских отношений. Моздок постепенно превращается в центр политической, экономической и культурной жизни Осетии. Вокруг Моздока и рядом с казачьими станицами отдельные осетинские фамилии образуют свои поселения. В Моздок привозили товары русские купцы, армянские, грузинские, осетинские, кабардинские, чеченские, ингушские и другие торговцы .

В последней четверти XVIII в. Моздок стал крупным торговым центром на Северном Кавказе. Проходившая через город Кавказская дорога способствовала развитию торговли. Она связывала Северный Кавказ через Каспийский водный путь с Астраханью, Нижним Новгородом, Москвой… В Моздоке было много ларьков, магазинов и других торговых предприятий .

С основанием крепости Моздок торгово-экономические связи чеченцев и ингушей еще более расширились. Из специальной "Ведомости" пошлин, представленной в Моздокскую комендантскую канцелярию, видно, что в Моздок из Большой и Малой Кабарды, Чечни и Ингушетии привозились товары для торговли с терскими и гребенскими казаками, русскими переселенцами, торговцами из Грузии и Северного Кавказа.

Однако и здесь, как и в Кизляре, объем торговли с соседними горцами, Россией и Закавказьем ограничивался таможенными запретами властей, чрезмерно высокими пошлинами на предметы торговли для русских поселенцев и казаков.

В XVIII в. в Чечне и Ингушетии происходит расширение культурных связей вайнахов с Россией и народами Северного Кавказа. В Чечне, Ингушетии, Дагестане, Осетии и Кабарде идет процесс образования поселений, в которых совместно проживали многие представители народов Северного Кавказа и России. Этому способствовало массовое переселение чеченцев и ингушей с гор на равнинные земли.

Соседями чеченцев и ингушей издавна были кабардинцы. Культурные связи между ними установились, полагают, еще в XIV веке, когда чеченцы и ингуши в поисках свободных земель стали спускаться к Тереку и Сунже и основали здесь первые вайнахские селения Парчхой и Юрт-аул.

C течением времени в бассейне Терека стали появляться смешанные селения из чеченцев, ингушей, кабардинцев и других народов. Надтеречные бильтоевцы (несколько чеченских сел) называли себя "гIебертой" (кабардинцы) . Чеченцы и ингуши вместе с кабардинцами, кумыками и другими народами жили в деревнях Брагуны (основана в XVI в.), Герменчуке, Шали, Девлетгиреевской, Новом Юрте, расположенных недалеко от станицы Червленной.

В с. Шали преобладало в это время кабардинское население, куда в результате межфеодальной усобицы переселился князь Малой Кабарды вместе с подвластными крестьянами . Часть чеченцев и ингушей проживала в кабардинских селениях -в частности, на земле князей Бековича-Черкасского и Таусултановых, владения которых были расположены между Эльхотовым и реками Курпом и Тереком.

Вместе с ними в селах жили дагестанцы, кабардинцы и осетины. В сел. Пседах проживало 664 чеченца (164 двора). В кабардинских и балкарских деревнях находили приют беглые крепостные крестьяне и кровники из Чечни и Ингушетии. Предки многих кабардинцев и балкарцев -выходцы из Чечни и Ингушетии .

Горцы Дагестана, Кабарды, Балкарии, Чечни и Ингушетии не только не препятствовали расселению на Северном Кавказе беженцев из России, но и выделяли им угодья, помогали обзавестись хозяйством, поддерживали добрососедские отношения. Встречая такой прием, беженцы отказывались возвращаться в пределы Российского государства. "Проходили годы, и русские беженцы осваивались с окружающими условиями. В то время к ним в селения стали спускаться горцы Дагестана, Кабарды, Чечни и Ингушетии" .

Жившие в районе Терека северокавказские народы прекрасно ладили между собой, не притязали на господство одних над другими. "Этот этнический конгломерат не был простым механическим соединением различных этнических элементов, -замечает профессор В. Г. Гаджиев, -а являлся своего рода "интернациональным" союзом людей, находящихся на одинаковом социальном и правовом положении, союзом людей, преследуемых "власть имущими"; они различались по психологическому складу и по языку, но их объединяла общность классовых интересов" .

Северокавказские народы оказали в определенной мере влияние на развитие материальной и духовной культуры русских переселенцев. Терско-гребенские казаки переняли у кавказских народов форму одежды, виды снаряжения и вооружения и многое другое . В свою очередь, русские переселенцы оказывали благотворное влияние на материальную и духовную культуру горцев. Горские народы "усваивали и перенимали в свой быт культуру гребенских казаков. Это усвоение шло в двух направлениях: по линии духовной и, значительно сильнее, по линии материальной культуры" .

Таким образом, в это время между чеченцами, ингушами и соседними северокавказскими народами, а также Россией установились и стали развиваться прочные разносторонние -политические, экономические и культурные связи, способствовавшие укреплению взаимной дружбы, выработке общей культуры, развитию и укреплению межнациональных взаимоотношений.

Литература

1. Боцвадзе Т. Д. Народы Северного Кавказа во взаимоотношениях России с Грузией. -Тбилиси, 1974. -С. 39-40.
2. Бабаев С. К., Кумыков Т. Х. Русско-кабардинские отношения в XVI-XVII вв.: Очерки истории балкарского народа. -Нальчик, 1961. -С. 36-37.
3. Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. -Ч. 1. -СПб, 1868. -С. 21; Сборник сведений о кавказских горцах. -Вып. 2. -Тифлис, 1868. -С. 4.
4. История Кабардино-Балкарской АССР. -Т. 1. -М., 1967. -С. 182.
5. ЦГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 366. Ч. 4. Л. 1.
6. Вроцкий Н. В. Чечня как хлебный оазис: Сборник сведений с терской области. -Вып. 1 -Владикавказ, 1878. -С. 270.
7. Ахмадов Ш. Б. Экономическое связи чеченцев и ингушей с Россией и народами Северного Кавказа в XVIII веке: Сб. статей "Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в XVI – начале XX в.". -Грозный, 1981. -С. 71.
8. Фехнер М. В. Торговля Русского государства со странами Востока в XVI веке. -М., 1956. -С. 42.
9. Исаева Т. А. К вопросу о занятиях населения Чечено-Ингушетии в XVII веке // Известия ЧИНИИИЯЛ. -Т. 9. -Ч. 3. -Вып. 1. -Грозный, 1974. -С. 53-54.
10. ГААО. Ф. 681. Оп. 6. Д. 26 (1725 г.). Л. 14.
11. ГААО. Ф. 681. Оп. 6. Д. 46 (1725 г.). Л. 18.
12. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI – 30-е годы XVIII в.). -М., 1973. -С. 292.
13. Фехнер М. В. Указ. соч. -С. 32.
14. Материалы по истории Башкирской АССР. -Т. 1. -1936. -С. 242.
15. Русско-дагестанские отношения (XVII – первая четверть XVIII в.): Документы и материалы. -Махачкала, 1958. -С. 274.
16. Там же. -С. 266.
17. Русско-дагестанские отношения (XVII – первая четверть XVIII в.).
18. Там же. -С. 295.
19. История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. -М., 1958. -С. 63.
20. Небольсин Г. Статистические записки о внешней торговле России. -Ч. 1. -СПб., 1835. -С. 151.
21. Ахмадов Ш. Б. Указ. соч. -С. 83.
22. Рукописный фонд Института истории Дагестанского филиала АН СССР. Оп. 1. Д. 47. Л. 74.
23. Ахмадов Ш. Б. Указ. соч. -С. 337.
24. Прошение Моздокского поселенного казачьего полка старшин и казаков генералу Ртищеву от 4 февраля 1811 г. АКАК. Т. 5. № 972. С. 873-845.
25. Тотоев Ф. В. Состояние торговли и обмена в Чечне (вторая половина XVIII в.), Известия СОНИИ, История. -Орджоникидзе, 1966. -С. 10.
26. Блиев М. М. Присоединение Северной Осетии к России. -Орджоникидзе, 1969. -С. 57.
27. Калоев Б. А. Из истории Моздока и моздокских осетин. Известия СОНИИ. -Орджоникидзе, 1966. -С. 219.
28. История Кабардино-Балкарской АССР. -Т. 1. -М., 1967. -С. 179.
29. История Дагестана. -Т. 1. -М., 1967. -С. 387, История Кабардино-Балкарской АССР. -Т. 1. -М., 1967. -С. 179-180.
30. История Кабардино-Балкарской АССР. -Т. 1. -М., 1967. -С. 180.
31. Гаджиев В. Г. Роль России в истории Дагестана. -М., 1965. -С. 94.
32. Тотоев М. С. Взаимоотношения горских народов с первыми русскими переселенцами на Северном Кавказе. Известия СОНИИ. -Т. 12. -Джауджикау, 1948. -С. 141-142; Гаджиев В. Г. Указ. соч. -С. 95.
33. Попко И. Терские казаки со стародавних времен. -СПб., 1880. -С. 41, 113-115.
34. Тотоев М. С. Указ. соч. -С. 151.

Конференция «Научно-творческое наследие Ф.А. Щербины и современность», 2004 г. Краснодар

На северном Кавказе компактными группами на землях своих древних предков проживают более 50 самобытных национальных этносов. Веками в ходе богатого событиями исторического процесса в данном регионе совершенно разные народы имели единую судьбу, и постепенно сформировалось так называемое общекавказское этнографическое единство.

Всего в Северо-Кавказском ФО проживает 9 428 826 человек, из них подавляющее большинство составляют русские – 2 854 040 жителей, но в национальных областях и республиках доля русских заметно меньше. Вторым по численности народом Северного являются чеченцы, их доля составляет 1 355 857 человек. И третьей нацией по численности на Северном Кавказе являются аварцы, их здесь проживает 865 348 человек.

Адыгейцы

Адыгейцы относятся к адыгской этнической группе и называют себя «адыгэ». Сегодня адыгейцы представляют собой самостоятельную в этническом отношении общность и имеют административную территорию проживания Адыгейскую АО в Краснодарском крае. Проживают они числом 107 048 человек в нижнем течении Лабы и Кубани на площади 4654 кв. км.

Благодатные края обширной равнины и предгорий с умеренно-теплым климатом и черноземными почвами, дубовыми и буковыми лесами прекрасно подходят для развития сельского хозяйства. Адыги издавна были аборигенами этой северо-кавказской местности. После отделения кабардинцев от единой общности адыгов, последующего их переселения, в родных краях на Кубани остались племена темиргоевцев, бжедугов, абадзехов, шапсугов, натухайцев, из которых образовалась единая адыгейская народность.

Численность всех адыгских племен к концу Кавказской войны доходило до 1 млн. человек, но в 1864 году много адыгов переселилось в Турцию. Российские адыги сосредоточились на небольшой площади исконных земель на и Лабе. После революции в 1922 году адыгейцев выделили по национальному признаку в автономную область.

В 1936 году область существенно расширена присоединением Гиагинского района и г. Майкопа. Майкоп становится столичным городом области. В 1990 году Адыгейская АССР выделена из Краснодарского края, а чуть позже в 1992 году образована самостоятельная республика . Со времен Средневековья адыгейцы сохранили традиционное хозяйство, выращивание пшеницы, кукурузы, ячменя, садов и виноградников, оседлое разведение скота.

Армяне

В регионе проживает 190 825 армян, и хотя армянский этнос исторически формировался заметно южнее на Армянском нагорье, часть этого народа проживает в пределах Северо-Кавказского ФО. Армяне древний народ, появившийся на исторической арене в XIII-VI вв. до н. э. в результате смешения большого количества разноязычных племен урартов, лувийцев и хурритов на Армянском нагорье. Армянский язык принадлежит к крупной индоевропейской семье языков.

Исторический процесс государственности армян насчитывает 2,5 тысячелетия, еще при Александре Великом была известна Малая Армения, затем в 316 г до н. э. Айраратское царство, позже Софенское царство. В III-II вв. до н. э. политический и культурный центр армян переместился в Закавказье в Араратскую долину. С IV в. н. э. армяне приняли христианство, здесь образовалась уважаемая в христианском мире Армянская апостольская церковь. Большинство армян после страшного геноцида 1915 года, произведенного турками-османами, сегодня проживают вне своей исторической родины.

Черкесы

Коренными жителями Карачаево-Черкесии, Адыгеи и некоторых районов Кабардино-Балкарии являются черкесы, северокавказский народ численностью 61 409 человек из которых 56,5 тысяч проживают плотно в 17 высокогорных аулах Карачаево-Черкесии. Древнегреческие историки называли их «керкет».

К данному этносу, по мнению археологов, относится древняя Кобанская культура, датируемая XIII в. до н. э. В образовании этнографической группы черкесов могли участвовать «проадыги» и «провайнахи». Ученые отрицают участие в образовании этноса черкесов участие древних скифов.

В 1921 году образована Горская АССР, а позже в 1922 году в РСФСР образовали национальную Карачаево-Черкесскую АО. Именно поэтому адыгов долго именовали соответственно черкесами, и прошло много времени до определения адыгов самостоятельным народом. В 1957 году в Ставропольском крае образована отдельная по этническому принципу Карачаево-Черкесская АО.

Основными традиционными занятиями черкесов издавна являются отгонное горное скотоводство, разведение коров, овец, коней, коз. В долинах Карачаево-Черкесии с древности растут сады и виноградники, выращивается ячмень, вес и пшеница. Черкесы славились среди других народов выделкой высококачественного сукна и изготовлением одежды из него, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия.


Карачаевцы

Другой коренной тюркоязычной народностью, испокон веков проживающей в Карачаево-Черкесии по долинам Кубани, Теберды, Урупа и Большой Лабы являются довольно немногочисленные карачаевцы. В Северо-Кавказском ФО сегодня их проживает 211 122 человек.

Впервые о народности «корачее» или «карочае» упоминается в записях русского посла Федота Елчина в Мергелию в 1639 году. Позже о «харачаях», живущих на высоких вершинах Кубани и говорящих на «татарском» языке упоминается неоднократно.

В образовании этноса карачаевцев в VIII-XIV вв. участвовали местные аланы и тюрки-кипчаки. Ближайшими по генофонду и языку народностями к карачаевцам являются черкесы и абазины. После переговоров и решением старейшин в 1828 году земли карачаев вошли в Русское государство.

В ходе ВОВ Карачаевская АО долгое время 1942-1943 гг. находилась под фашистской оккупацией. Из-за пособничества врагам, показа фашистам перевалов в Закавказье, массового вступления в ряды захватчиков, укрывательства немецких шпионов осенью 1943 года вышло постановление СНК СССР о переселении 69 267 корочаевцев в Киргизию и Казахстан. Карачаевцев разыскивали в других регионах Кавказа, 2543 человек демобилизовали из армии.

Долго, в течение трех веков с XVI по XIX века шел процесс исламизации карачаевских племен, они все равно в своих верованиях сохраняли некую смесь язычества, поклонения высшему духу природы Тенгри, веры в природную магию, священные камни и деревья с христианским учением и исламом. Сегодня большинство карачаевцев являются мусльманами-суннитами.

Балкарцы

Одним из тюркоязычных народов региона, проживающим в предгорьях и горах в центре территории региона в верховьях Хазнидона, Чегема, Черека, Малки и Баксана являются балкарцы. Существуют две версии на происхождение этнонима, одни ученые предполагают, что слово «балкар» является видоизмененным от «малкар», житель Малкарского ущелья, либо от балканских болгар.

Сегодня основное население балкарцев 110 215 человек проживает в Кабардино-Балкарии. Разговаривают балкарцы на карачаево-балкарском языке, который практически не разделяется на диалекты. Балкарцы живут высоко в горах и считаются одним из немногих высокогорных народов в Европе. В длительном этногенезе балкарцев участвовали алано-осетинские, сванские и адыгские племена.

Впервые об этнониме «балкар» упоминает в своих записках IV в. Мар Абас Катина, эти бесценные сведения сохранились «Истории Армении», записанной в V веке Мовсесом Хоренаци. В русских исторических документах впервые этноним «басианы», относящийся к балкарцам появился в 1629 году. Осетины-аланы издавна называют балкарцев асами.

Кабардинцы

Более 57% населения республики Кабардино-Балкария составляет довольно многочисленная для данного региона народность кабардинцы. В пределах российской части региона представителей данного этноса проживает 502 817 человек. Ближе всего по языку и культурным традициям к кабардинцам стоят черкесы, абхазы и адыгейцы. Разговоривают кабардинцы на своем кабардинском языке, близком к черкесскому, который относится к абхазо-адыгской языковой группе. Кроме России крупнейшая диаспора кабардинцев проживает в Турции.

До XIV века у ближайших народов адыгов была общая история. Много позже разные из этих народов обрели свою историю. А древности с IV тыс. до н. э. под общим этнонимом адыги были потомками представителей самобытной майкопской культуры, именно из нее появились впоследствии северокавказская, прикубанская и кобанская культуры.

О стране косогов, современных кабардинцев впервые упоминает император Византии Константин Багрянородный в 957 г. В энтогенезе кабардинцев, по мнению многих исследователей, участвовали скифы и сарматы. С 1552 года кабардинские князья во главе с Темрюком Идаровым начинают политику сближения с Россией, дабы она помогла им защититься от крымского хана. Позже участвовали в захвате Казани на стороне Ивана Грозного, русский царь даже заключил политический брак с дочерью Темрюка Идарова.

Осетины

Основным населением Северной Осетии Алании и Южной Осетии являются потомки бесстрашных воинов древности алан, противостоящих, и так и непокоренных великим Тамерланом — осетины. Всего на северном Кавказе проживает 481 492 человека, чувствующих себя принадлежащими к осетинскому этносу.

Этноним «осетин» появился по названию региона, где издавна проживали представители данного народа «Осети». Так называли эту область в кавказских горах грузины. Слово «оси» происходит от самоназвания одного из родов алан «асы». В известном кодексе воинов «Нартском эпосе» еще одно самоназвание осетин «аллон», от которого произошло слово «алан».

Осетинский разговорный язык принадлежит к иранской группе и является единственным среди языков мира, ближе всего стоящим к древнему скифо-сарматскому языку. В нем лингвисты различают два родственных диалекта по двум субэтническим группам осетин: иронский и дигорский. Первенство по числу носителей принадлежит иронскому диалекту, он стал основой для литературного осетинского языка.

В этногенезе осетин участвовали древние аланы, потомки понтийских скифов, они смешивались с местными племенами. Бесстрашные аланы еще в Средневековье представляли большую опасность для хазар, были интересны как доблестные воины и союзники для Византии, сражались на равных с монголами и противостояли Тамерлану.

Ингуши

Коренным народом Ингушетии, Северной Осетии и Сунженского района Чечни являются упоминаемые еще Страбоном «гаргареи» – северокавказские ингуши. Их предки были носителями родной для многих кавказских народов кобанской культуры. Сегодня на родных землях здесь проживает 418 996 ингушей.

В средневековом периоде ингуши были в союзе аланских племен, вместе с предками балкарцев и осетин, чеченцев и карачаевцев. Именно здесь в Ингушетии находятся руины так называемого Экажевско-Яндырского городища, по мнению археологов, столичного города Алании – Магаса.

После разгрома Алании монголами и столкновения алан с Тамерланом остатки родственных племен ушли в горы, и там началось образование ингушского этноса. В XV столетии ингуши предприняли несколько попыток вернуться на равнину, но в походе 1562 года князя Темрюка вынуждены вернуться в горы.

Переселение ингушей в Тарскую долину закончилось уже после присоединения к России только в XIX веке. В составе России ингуши находятся после решения старейшин с 1770 года. При строительстве через земли ингушей Военно-Грузинской дороги в 1784 году на берегу Терека была основана крепость Владикавказ.

Чеченцы

Коренным население Чечни являются чеченцы, самоназвание вайнахского племени «нохчий». Впервые народ с названием «сасан», тождественного «нохча», упомянут в летописи перса Рашида-ад-Дина XIII-XIV вв. Сегодня в регионе проживает 1 335 857 чеченцев, большинство из них именно в Чечне.

Горная Чечня вошла в Русское государство в 1781 году решением почетных старейшин 15 сел южной части республики. После затяжной и кровопролитной Кавказской войны более 5 тысяч семей чеченцев ушли в Османскую империю, их потомки стали основой диаспор чеченцев в Сирии и Турции.

В 1944 году более 0,5 миллиона чеченцев переселены в Среднюю Азию. Причиной депортации стал бандитизм, здесь действовали до 200 бандформирований числом до 2-3 тыс. человек. Мало, кто знает, что серьезной причиной депортации стала работа с 1940 года подпольной организации Хасана Исраилова, целью которой было отделение региона от СССР и уничтожение здесь всех русских.

Ногайцы

Еще одним тюркским народом региона являются ногайцы, самоназвание этноса – «ногай», иногда их называют ногайскими татарами или крымскими степными татарами. В образовании этноса участвовало более 20 древних народов, среди них сираки и уйгуры, нойманы и дормены, кереиты и асы, кипчаки и булгары, аргыны и кенегесы.

Этноним «ногай» принадлежит к имени золотоордынского политического деятеля XIII века темника Беклербека Ногая, объединившего все разрозненные протоногайские этнические группы в единый этнос под своим началом. Первым государственным объединение ногайцев стала так называемая Ногайская Орда, появилась она на исторической арене с распадом Золотой Орды.

Становление ногайского государства продолжилось при золотоордынском темнике Эдыге, легендарный и героический правитель, проповедник ислама продолжил объединять ногайцев. Он продолжил все традиции правления Ногая и полностью отделил ногайцев от власти ханов Золотой Орды. Ногайская Орда упоминается в летописях и русских посольских книгах за 1479, 1481, 1486 гг., письмах европейских правителей, короля Польши Сигизмунда I, в грамотах и письмах Руси и средневековой Польши, крымских ханов.

Через столичный город Ногайской Орды Сарайчик на речке Урал проходили караванные пути между Средней Азией и Европой. В состав Русского государства ногайцы вошли решением старейшин родов в 1783 году, сто подтвердилось Манифестом Екатерины II. Отдельными группами ногайцы еще боролись за независимость, но полководческие талант А. В. Суворова не оставил им шанса. Только малая часть ногайцев укрылась в междуречье Терека и Кумы, на территории современной Чечни.

Другие народы

В предгорьях Кавказа проживает множество других этносов и народностей. Аварцев здесь проживает 865 348 человек, кумыки численностью 466 769 человек, лакцев насчитывается 166 526 человек, даргинцев по результатам последней переписи населения 541 552 человека, 396 408 человек — лезгинов, 29 979 человек – агулы, 29 413 человек — рутульцы, 127 941 – табасараны и другие.


Открыть в полном размере

Вайнахи (чеченцы), ингуши и осетины к 18 веку

Если в землях Дагестана, Кабарды, Закубанья обнаруживались следы социальной стратификации, то на территории современной Чечни и Ингушетии эти процессы практически не имели места. Ареал расселения предков вайнахов вначале занимал крайне ограниченное пространство, лишь горную часть современной Чечни, так называемые “Черные горы ” или Ичкерию .

Находясь исключительно на родовой стадии развития, не обладая большими материальными богатствами, предки вайнахов практически не оказали влияния на истори региона в средние века. Так в период татарско-турецкой и иранской агрессии объектами экспансии становились Дагестан, Кабарда и Закубанье, то есть наиболее развитые регионы.

Предки же вайнахов в силу малочисленности и слабости практически не фигурировали в этих событиях. Лишь с конца 17 века из гор и ущелий они они начинают выселяться на плоскость в междуречье Сунжи и Терека. Их занятия сводились к скотоводству, охоте и различным промыслам. Даже поселившись на равнине чеченцы долгое время не занимались земледелием, употребляя в пищу вместо хлеба творог и сыр. Понятно, почему другие вайнахские общества стали называть их “сыроедами” (нахчи – сыр).

Заняв равнины между Сунжи и Тереком чеченцы первоначально попали в зависимость к более сильным соседям: на западе – к кабардинским пши , на востоке – к кумыкским биям и аварским нуцалам . Каждый из народов стал именовать их на свой манер: кабардинцы – шашан, по названию одного из аулов чечен; кумыки – мичигши, то есть люди, живущие на реке Мигич.

В 17-18 веках предки вайнахов не имели общего обозначения и назывались либо по родоначальникам, либо по занимаемой местности. У чеченцев выделялись подразделения: шароевцы, от аула Шарой; шатоевцы, от аула Шатой. У ингушей встречаются наименования галгаевцы, назраевцы, ингуши.

Высокогорные земли чечен и ингушей достаточно поздно подверглись , в 17 веке, а до этого господствовали языческие верования, хотя некоторые вайнахи воспринимали христианство из Грузии. Мусульманство проникло в Чечню из Дагестана и укоренялось долго, ибо даже в 18 веке оно носило лишь поверхностный характер.

Соседями вайнахов на западе выступали осетины , потомки , разгромленные . Представители этого народа в средние века занимали труднодоступные горные ущелья Центрального Кавказа. Христианство распространилось среди них еще со времен существования аланского государства. однако, в 16-17 веках под влиянием кабардинцев часть осетин дигорцев приняла ислам.

Подобно другим кавказским народам, осетины к 18 веку не имели общего наименования и назывались по крупным обществам: алагирцы, тагаурцы, куртатинцы и дигорцы . Однако, в отличие от вайнахов и вольных обществ Закубанья и Дагестана, у осетин присутствовала социальная дифференциация. Высшую ступень у них занимали алдары и баделяты , которые составляли незначительную часть населения, но обладали землей и скотом. В зависимости у них находились крестьяне (адалшхаты и фарсаглаги ), несшие различные повинности. В самом угнетенном положении пребывали домашние рабы (кумаяги и кавдасары ). Тем не менее, основную массу осетинского крестьянства составляли лично свободные общинники фароаглаги .

Население степного Предкавказья: калмыки, туркмены

В 17 веке несколько изменилась этническая обстановка в степной части Северного Кавказа. В конце 30-х годов 17 века западную часть Прикаспийской низменности занимает новый кочевой народ калмыки . Явившись из степей Центральной Азии, калмыки по языку были родственны монголам и бурятам и исповедовали буддизм. У них существовала собственная феодальная стратификация из Азии. Высшие слои – ханы, нойоны, зайсанги . В превилегированном положении было буддийское духовенство, ланы . Калмыцкие кочевья охватывали обширные территории степного Предкавказья, куда попадали Ставропольская возвышенность, кубанские степи и низовья Терека.

Приблизительно в 1653 году происходит еще одна массовая миграция кочевников. Часть туркмен, кочевавшая в степях и пустынях Юго-Восточного Прикаспия, полуостров Мангышлак, для того чтобы избавиться от притеснений Хивинского ханства , переходит в северо-кавказские степи и занимает восточные районы современного Ставропольского края. На новом месте жительства у туркмен не сложилось четкого социального деления и главную роль стали играть старейшины, аксакалы , и мусульманское духовенство, мулы .

Социально-экономические связи кавказских горцев перед вхождением в состав Российской империи

К 17 веку, то есть к моменту прочного включения Северного Кавказа в состав Российской империи, большинство коренных народов находилось на переходной стадии от родового к классовому обществу. Слабое развитие социальной дифференциации явилось следствием целого ряда причин.

В силу того, что равнины длительное время являлись ареной постоянных нашествий и столкновений, закрепилось в горах. Так в Дагестане две трети населения проживало в горах, одна треть на равнинах. В то время как вся территория Дагестана на две трети пригодна для сельского хозяйства, господствующим занятием в горах стало отгонное (яйлажное) скотоводство. Земледелие выступало как дополнительный источник, но своего хлеба горцам никогда не хватало. Все материальные накопления зависели от эффективности скотоводства.

Исключительное занятие скотоводством способствовало неизменности патриархальных отношений. Пастбища, луга и поля всегда находились в коллективной собственности всей мусульманской общины джамаат .

Все вольные общества Кавказа имели военизированный характер, к чему их побуждала постоянная оборона от врагов и собственная набеговая экспансия. О этом свидетельствуют лингвистические данные, так например, название одного из даргинских обществ звучало как “акушала х уреба “, где акушала – имя аула, а уреба – войско или ополчение. У аварцев для этого добавлялся “бо”, у лезгин – “пара”.

Основой любого вольного общества выступал род, группа родственных семей, связанных общим происхождением. У чеченцев- тейп , у адыгов – ачих . Старейшина выступал предводителем рода, тхъамада , а верховная власть – совету старейшин рода. Все важные решения принимались советом старейшин, прежде всего решения о кровомщении, конлы .

Такая организация была удобна для осуществления набеговой экспансии, в условиях трудностей с прибавочным и основным продуктом. Набеги осуществлялись как на соседей, так и на сопредельные страны и народы. У демократичных племен для этого избирался военный вождь. У более развитых обществ набеги возглавляла знать. Набеговая система сложилась у горцев Северного Кавказа задолго до появления русского присутствия. Набеги приносили пленных, скот и имущество. За пленных старались получать выкуп. Все это позволяло восполнить экономические недостатки горцев.

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров