Главная > Урок

Описание методической разработки

1. Урок на тему:

Тип Плоские черви. Белая планария. (с использованием ЦОР и средств ИКТ)

2.Комбинированный урок. Помимо конспекта представлена презентация урока с выраженными этапами урока.

На данном уроке используются раздаточные материалы, кроссворд, видеофрагменты и аудиофрагменты. Кроме того, вопросы, кроссворд и таблицы, использующиеся в ходе урока, снабжены ответами при помощи гиперссылок. Благодаря этому, урок, становится очень подробным и удобным в применении, как для учителя, так и для ученика.

3.Предмет-биология 7 класс. Животные.

4.Для учащихся 7 класса ОУ.

5.Классно-урочная форма работы.

6. Полное описание разработки

Урок на тему:

Тип Плоские черви. Белая планария .

Задачи:

1.познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;

2.выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;

3.составить общие признаки типа Плоские черви;

4.Познакомиться с новыми терминами: мезодерма, паренхима, двусторонняя симметрия; развивать понятия: ткань и орган, система органов.

Средства обучения : Презентация урока, таблица « Плоские черви», ЦОР по биологии, мультимедиа-ИКТ кабинет, раздаточный материал.

Основное содержание урока:

1. Общие сведения о плоских червях (двусторонняя симметрия тела, трёхслойность).

2. Места обитания и представители свободноживущих плоских червей. Многообразие плоских червей.

3. Особенности внешнего строения свободноживущих плоских червей, обусловленные средой обитания.

4. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.

5. Черты более высокой степени организации в сравнении с кишечнополостными.

Ход урока

    Актуализация знаний

1.Фронтальная письменная проверка знаний по теме «Кишечнополостные» - кроссворд, в виде индивидуального раздаточного материала для каждого учащегося. Последующая проверка и обсуждение результатов заполнения кроссворда учащимися.
2.Индивидуальная устная проверка-опрос с обсуждением вопросов и сверкой ответов по презентации урока.

    1.В чем сходство кишечнополостных и простейших?

Предполагаемый ответ:

    Кишечнополостные и простейшие имеют несколько сходных признаков:

    1.Обитание преимущественно в водной среде обитания

    2.клеточное строение

    3.гетеротрофное питание

    4.сходство процессов дыхания и питания

    5.сходство клеток внутреннего слоя с

    строением простейших

    Каково практическое значение кишечнополостных?

Предполагаемый ответ:

    Кишечнополостные животные:

    1.регулируют численность рыбы, ракообразных в природе;

    2.создают коралловые рифы и сопутствующие им сообщества;

    3.скелеты кораллов применяют для изготовления извести, удобрений, бижутерии и украшений и др.

    4. объекты опытов (регенерация и др.)

    5.используются в пищу в странах Юго-Восточной Азии(медузы в Японии и Китае)

    Назовите общие признаки кишечнополостных?

Предполагаемый ответ:

    1.лучевая симметрия тела;

    2.двуслойность строения;

    3.наличие кишечной полости;

    4.примитивная нервная система;

    5.наличие стрекательных клеток;

    6.гетеротрофы, хищники;

    7.водная среда обитания

    8.две жизненные формы: прикрепленная и подвижная.

2. Изучение нового материала 1.Общие сведения о Типе Плоские черви: двусторонняя симметрия тела, кожно-мускульный мешок. Объяснение понятия трёхслойность (рассказ учителя с использованием компьютерной презентации «Тип Плоские черви. Белая планария»). 2. Общие признаки плоских червей. Запись в тетради учащихся. 3. Места обитания, образ жизни и представители свободноживущих плоских червей в связи со средой обитания (сообщение учащихся с использованием слайдов из презентации урока под № 10, 11, 12.

Сообщение учащегося (текст)

    Планарии

    Планарии - плоские черви (Platodes ), которые принадлежат к классу ресничных червей, или турбеллярий (Turbellaria ), к группе Triclada .

    Это небольшие плоские черви, которые постоянно встречаются в пресноводных водоемах, где они ползают среди водных растений. Характерной особенностью планарий является покров из тончайших ресничек, покрывающий их тело. Ротовое отверстие помещается на брюшной стороне, а кишечник состоит из ветвей с многочисленными разветвлениями и не имеет анального отверстия. Все планарии - гермафродиты.

    В северной и средней полосе СССР очень часто встречается молочно-белая планария (Dendrocoelum lacteum ), самая крупная среди других (до 3 см), с совершенно белым телом, сквозь которое ясно просвечивает темный ветвистый кишечник (рис. 171). На голове можно различить пару глаз.

    Еще более обыкновенна всюду в стоячих водоемах гораздо более мелкая бурая планария (Planaria torva ) бурой окраски с закругленным головным концом, на котором также имеются два глаза. Часто встречается черная планария (Polycelis nigra ) с закругленным головным концом, по краю которого сидит ряд глаз. Наконец, в текучих водах живет траурная планария (Planaria lugubris ), также темного цвета, но отличающаяся своим характерным головным концом, который имеет вид тупого треугольника.

    При лове планарий следует захватить в сачок побольше водных растений, которые и подлежат внимательному осмотру. Тем не менее, начинающие очень часто не замечают планарий вследствие их малых размеров, неяркой окраски и медленных движений. Исключение представляет молочно-белая планария, которая обыкновенно бросается в глаза своим цветом. Чаще всего планарий можно найти на нижней стороне плавающих листьев кувшинки.

    Ползая под водой по твердым предметам, червь движется вперед чрезвычайно плавно, медленно и равномерно, точно плывет, без всяких видимых усилий. Причиной такого своеобразного движения являются покрывающие тело животного реснички, которые невидимы невооруженным глазом. Планарии выделяют обильную слизистую массу, обволакивающую предметы, на которых они сидят. При движении реснички упираются в эту слизистую ленту, толкая тело животного вперед. Мелкие виды могут, кроме того, свободно плавать при помощи веслообразных ударов ресничек о воду.

    Питаются планарии мелкими водными животными и являются довольно деятельными хищниками. Не отказываются они и от падали. В неволе едят и белый хлеб. Рот находится на брюшной стороне и ведет в подвижную растяжимую глотку, которая может выпячиваться наружу наподобие трубки. Кишечник имеет чрезвычайно разветвленную форму, которую особенно хорошо можно наблюдать у молочно-белой планарии, если смотреть на нее в лупу в проходящем свете.

    Размножаются планарии яйцами, которые заключены в круглый или овальный кокон величиною немного больше булавочной головки, буроватого цвета. Такие коконы прикрепляются к подводным предметам, а у некоторых видов прикрепляются к субстрату на особых стебельках.

4. Выявление черт сходства и отличия между плоскими червями и кишечнополостными.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради «Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей» и делают по ней вывод.

Выявляют черты более высокой степени организации организмов в сравнении с Кишечнополостными.

5.Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Появление тканей и органов. Половое размножение. Регенерация планарии.

(Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам презентации)

3. Закрепление знаний

Самостоятельная работа учащихся по таблице «Внутреннее строение белой планарии».

Органы, образующие систему

Предполагаемая заполненная таблица:

Название системы внутренних органов планарии

Органы, образующие систему

Выполняемые функции системы органов

1.нервная

Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками

Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов.

Ответная реакция организма на раздражение

пищеварительная

Рот, глотка, кишечник

Захват и переваривание пищи

3. выделительная

Пламенные клетки,

Выделительные канальцы, каналы и поры.

Выведение жидких продуктов обмена веществ

4.половая

Семенники-трубчатые семяпроводы.

Парные яичники-яйцеводы

Размножение, увеличение численности


4 Домашнее задание

    1.Изучить §15 учебника, ответить устно на вопросы после §.

    2.Выписать определения в тетрадь: «гермафродит», «паренхима», «кожно-мускульный мешок».

5. Обобщение знаний по теме урока:

Особенности строения плоских червей. Усложнение их строения по сравнению с кишечнополостными.

Сформулировать вывод с учащимися (отразив в презентации). Учебный план 2 иностранный язык 3 отечественная история 17

«Круглые и плоские черви» - Строение Ланцетовидного сосальщика. Класс Сосальщики. Первые трехслойные животные с двусторонней, или билатеральной симметрией. Тело покрыто плотным слоем эластичной кутикулы, мышцы только продольные. Поперечный срез нематоды. Филина Диплакс Эпифанес. Пространство между органами заполнено рыхлой соединительной тканью (паренхимой) и жидкостью.

«Ресничные черви» - Типичным представителем ресничных червей является свободоживущий червь – белая планария. Половая система у животных впервые возникает у ресничных червей. Кожно-мускульный мешок - характерный признак большинства червей. Плоские черви. Наземный ресничный червь ринходемус. Регенерация ресничных червей.

«Тип Плоские черви» - Пищеварительная система начинается ротовой присоской и глоткой сосущего типа. Наряду с кишечнополостным сохранилось внутриклеточное пищеварение. Кровеносная система: Кровеносная система отсутствует. Нервная система ортогонального типа, напоминает решетку. Органы чувств наиболее хорошо развиты у свободноживущих, у турбеллярий.

«Тест Плоские черви» - 8. Кожно - мускульный мешок образован: Ресничные черви сосальщики ленточные черви. 6. Плоские черви имеют: 3. К какому классу плоских червей относятся печеночный сосальщик, сибирская двуустка: 7. Плоские черви: Тест: Плоские черви. Дайте определение. 11.Распредели по классам: Органы прикрепления характерны для:

Всего в теме 7 презентаций

Основные классы, строение, питание и размножение. Ра­диальная симметрия в организации кишечнополостных в связи с образом жизни. Метагенез у гидроидных и сцифоидных полипов. Значение движения в происхождении мышечной и нервной систем с органами чувств у медуз. Коралловые поли­пы, распространение и биологическое значение. Гребневики выделены в отдельный тип). Филогения кишечнополостных.

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 66-84.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте кишечнополостных как многоклеточ­ных животных.

    Почему животные этого типа называются кишечнопо­лостными?

    На какие классы подразделяется тип кишечнополост­ных?

    Образ жизни кишечнополостных (питание, размноже­ние, развитие, способность к регенерации и т. д.).

    Значение кишечнополостных в общей эволюции много­ клеточных животных.

Плоские черви

Общая характеристика и деление на основные классы.

Ресничные черви Морфология и филогения ресничных червей. Происхождение двусторонней (билатеральной) сим­метрии в организации червей и значение ее в эволюции жи­вотных.

Сосальщики (трематоды). (Моногенеи выделяют в отдель­ный тип).

Размножение, развитие с чередованием поколений и сме­ной хозяев. Соотношение между онтогенезом и филогенезом у сосальщиков. Основные представители трематод, циклы их развития и вызываемые ими заболевания домашних живот­ных и человека. Борьба с сосальщиками.

Ленточные черви (цестоды). Их строение, размножение и развитие (онтогенез), плодовитость. Лентецы и цепни, их важнейшие представители и циклы развития. Ленточные чер­ви как возбудители инвазионных заболеваний животных и человека. Борьба с цестодами. Значение работ К. И. Скряби­на

Круглые черви

Общая характеристика и деление на основные классы: нематоды.

Кольчатые черви

Кольчецы как высшие черви. Метамерия как основная особенность организации аннелид. Происхождение вторичной полости тела, кровеносной системы и их значение в эволюции. Развитие и строение ганглиозной нервной системы аннелид. Основные классы кольчатых червей. Многощетинковые. Осо­бенности строения и образ жизни многощетинковых (полихет). Их значение в питании рыб. Малощетинковые (олигохеты). Роль кольчатых червей в образовании почвы и ее плодородии.

Филогения кольчатых червей и их значение в эволюции беспозвоночных. Роль русских ученых в истории изучения ан­нелид. (И. И. Мечников, А. О. Ковалевский, П. П. Иванов)

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 327-351.

Вопросы для самопроверки

    Классификация червей на отдельные типы (плоские, круглые и кольчатые черви).

    Перечислите основные признаки различий (по систе­мам органов) типов плоских, круглых и кольчатых червей.

    Происхождение и связь различных типов червей с другими группами беспозвоночных (плоских с кишечнопо­лостными, родство кольчатых с членистоногими и т. д.).

    Дайте общую характеристику и классификацию плоских червей.

    Опишите строение, размножение и развитие сосальщиков (печеночной фасциолы), лентецов (широкого лентеца, свиного и бычьего цепней) и эхинококка.

    Дайте общую характеристику и классификацию круг­лых червей.

    Опишите строение, питание, размножение и развитие круглых червей на примере лошадиной аскариды.

    Дайте общую характеристику и классификацию кольчатых высших червей.

    Опишите строение и биологию кольчецов на примере дождевого червя.

2.Какие особенности строения и образа жизни позволяют разделить тип плоских червей на классы.
3.Почему у ленточных червей отсутствуют органы пищеварения?

1. В отличие от лучевой симметрии кишечнополостных такую симметрию называют двусторонней. (Двусторонняя или билатеральная симметрия впервые появляется именно в этом типе животных) .
В отличие от кишечнополостных, нервная система плоских червей не диффузная. Она состоит из головного нервного узла и нескольких продольных нервных стволов, из которых наиболее развиты 2 боковых или брюшных ствола.


2. Тело Кишечнополостных имеет вид открытого на одном конце мешка, окруженного щупальцами. Полость тела – гастральная (представлена слепо замкнутой первичной кишкой) .


5. Разнообразие типов гаструляции – образования двуслойного зародыша (гаструлы) .







Ответить

Характерные черты кишечнополостных:
1. В эктодерме имеются стрекательные клетки различных типов.
2. Тело Кишечнополостных имеет вид открытого на одном конце мешка, окруженного щупальцами. Полость тела – гастральная (представлена слепо замкнутой первичной кишкой).
3. Дыхательная, кровеносная и выделительная системы отсутствуют.
4. Постоянные половые железы (гонады) отсутствуют; их функции выполняют одиночные (интерстициальные) клетки, из которых образуются и яйцеклетки, и сперматозоиды.
5. Разнообразие типов гаструляции – образования двуслойного зародыша (гаструлы).
6. Широко распространен метагенез – чередование полового и бесполого поколений. Половое поколение обычно представлено стадией медузы, а бесполое – стадией полипа.

Характерные черты типа Плоские черви:
1. Покровы тела и подстилающие слои мускулатуры образуют кожно-мышечный мешок.
2. Промежутки между органами заполнены соединительно-тканной паренхимой.
3. Пищеварительная система состоит из двух отделов: передней кишки и слепо замкнутой средней кишки.
4. Нервная система – лестничного (ортогонального) типа.
5. Выделительная система протонефридиального типа.
6. Гермафродитизм. Оплодотворение внутреннее.

В отличие от лучевой симметрии кишечнополостных такую симметрию называют двусторонней. (Двусторонняя или билатеральная симметрия впервые появляется именно в этом типе животных).
Также в отличие от кишечнополостных в процессе развития из оплодотворенного яйца у них формируется не два, а три слоя клеток: наружный - эктодерма, внутренний - энтодерма, и промежуточный - мезодерма, из которых в дальнейшем развиваются различные системы органов.
В отличие от кишечнополостных, нервная система плоских червей не диффузная. Она состоит из головного нервного узла и нескольких продольных нервных стволов, из которых наиболее развиты 2 боковых или брюшных ствола.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

11 Плоские черви а) имеют двустороннюю симметрию б) кожно-мускульный мешок в) специальную выделительную систему г) верны все ответы

12 Полость тела у аскариды а) заполнена соединительной тканью б) заполнена жидкостью в) заполнена воздухом г) отсутствует
13 В каждом членике тела дождевого червя повторяются а) нервные узлы б) выделительные трубочки в) кольцевые кровеносные сосуды г) верны все ответы
14 У дождевого червя из органов чувств имеются а) обоняние б) вкус в) слух г) специальных органов чувств нет
15 Дождевой червь дышит а) в бескислородной среде б) атмосферным воздухом в) возможны оба варианта г) дыхание отсутствует
16 Раковина обыкновенного прудовика покрыта слоем а) извести б) рогоподобного вещества в) хитина г) кремния
17 В кровеносной системе прудовика имеются
а) двухкамерное сердце и один круг кровообращения б) двухкамерное сердце и незамкнутая кровеносная система в) незамкнутая кровеносная система, функцию сердца выполняют два сосуда в передней части тела г) однокамерное сердце и незамкнутая кровеносная система
18 К брюхоногим моллюскам относятся а) голый слизень б) живородка в) битиния г) верны все ответы
19 Хитиновый покров членистоногих выполняет функции а) защиты б) терморегуляции в) газообмена г) верны все ответы
20 Сердце рака имеет а) два отдела: предсердие и желудочек б) три отдела: два предсердия и один желудочек в) один отдел г) сердце отсутствует
21 Нервная система у рака состоит из а) надглоточного нервного узла б) подглоточного нервного узла в) брюшной нервной цепочки г) верны все ответы
22 Брюшко паука-крестовика имеет а) три членика б) пять члеников в) нечленистое строение г) ни один из ответов не верен
23 Процесс пищеварения у паука-крестовика:
а) внутриполостной б) частично внеполостной в) полностью внеполлостной г) жидкие компоненты перевариваются вне пищеварительной системы, а твердые в желудке паука
24 Тело членистоногих состоит из:
а) головы, груди и брюшка б) головы и туловища в) головогруди и туловища г) головы, груди и брюшка; головогруди и брюшка.
25 У насекомых число пар двигательных конечностей может быть равно
а) 3 б) 4 в) 5 г) верны все ответы
26 Кислород к тканям насекомых поступает за счет диффузии через
а) стенки капилляров б) стенки трахей в) стенки легочных мешков г) поступает сначала в трахеи, затем в капилляры
27 Рыбы относятся к типу:
а) бесхордовые б) полухордовые в) хордовые
28 Тело покрыто костной чешуей:а) только у хрящевых рыб б) только у костных рыб в) у всех рыб, за редким исключением
29 У рыб глаза всегда открыты, потому что у них:
а) веки срослись и превратились в прозрачную оболочку б) веки отсутствуют в) веки неподвижны
30 Спинной мозг у рыб находится
а) под позвоночником б) в позвоночном канале,который образует верхние дуги позвонков в) над позвоночником
31 Кровеносная система у рыб
а) замкнутая б) незамкнутая в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных
32 Температура тела рыб
а) постоянная,и не зависит от температуры среды б) непостоянная,но от температуры среды не зависит в) непостоянная и зависит от температуры среды
33 кожа у пресмыкающихся
а) имеет сальные железы б) сухая (без желез) в) имеет небольшое количество желез,выделяющих слизь
34 Сердце у пресмыкающихся
а) трехкамерное б) трехкамерное,кроме крокодтлов в) четырехкамерное
35 Оплодотворение у пресмыкающихся
а) наружное б) внутреннее в) как наружное,так и внутреннее
36 Ужи-это
а) безногие ящерицы б) змеи в) особая группа пресмыкающихся
37 У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной прегородкой
а) бражейкой б) ганглием в) диафрагмой г) кутикулой
38 К скелету нижней конечности не относится следующий элемент
а) цевка б) бедро в) голень г) лучевая кость
39 Для животных характерна лучевая симметрия тела
а) моллюски б) плоские черви в) кишечнополостные г) рыбы
40 Исключите лишнее
а) лопатка б) ключица в) вороньи кости г) плечевая кость
41 Наука о птицах-это
а) птицеводство б) орнитология в) кинология г) зоология
42 Киль на грудине птиц
а) способствует рассеканию воздуха при полете б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц в) не имеет значения,как приспособление к полету
43 Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них челюстей и зубов
а) зоб б) железистый отдел желудка в) мускульный отдел желудка г) тонкий кишечник
44 Млекопитающие распространились по Земле благодаря тому,что
а) имели мелкие размеры б) вскармливали детенышей молоком в) были теплокровными г) верны все ответы
45 Ткани впервые появились у
а) простейших б) кишечнополостных в) плоских червей г) кольчатых червей
46 Теория Дарвина утверждает,что все организмы
а) неизменные и созданы высшими силами б) сначала были созданы,а затем эволюционировали естественным путем в) возникли и

Вы находитесь на странице вопроса "1.перечислите отличия плоских червей от кишечнополостных животных? ", категории "биология ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "биология ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Люди порой халатно относятся к глистной инвазии, как к неприятным, но вполне легко переносимым недугам. Соответственно, их убеждения не побуждают быть крайне осторожными при соприкосновении с любыми видами грязи, плохо обработанной пищи или контакте с домашними животными.

Такая преступная халатность имеет свои печальные плоды. Черви способны убить свою жертву, не считая болей и повреждения органов. Наиболее опасными признаются гельминты, питающиеся кровью и полезными веществами внутри человека.

Малярийный плазмодий губит кровяные клетки и способен довести жертву до летального исхода.

Последствия заражения:

  • развитие злокачественных опухолей;
  • слабеет иммунитет;
  • нарушаются обмены веществ.

Проявления глистной инвазии очень отличаются друг от друга. Но у них есть и общие симптомы:

  • боли в мышцах, которые слабеют и отекают;
  • суставы болят, хотя не были травмированы;
  • печень и селезенка увеличиваются в размерах;
  • кожная сыпь;
  • высокая температура.

К ним можно добавить:

Глисты иногда приводят организм зараженного человека в такое состояние, что полноценная здоровая жизнь, даже после их удаления, уже невозможна. Поэтому, обнаружив что-либо из симптомов, стоит срочно обратиться к врачу.

Фото червей которые могут в вас жить

Симптомы их присутствия не сразу и не у всех ярко выражены. А длительное пребывание червей доведет организм до хронических болезней. Полагают, что множество заболеваний начинаются именно с глистов. Перед тем, как приступить к лечению, следует сначала узнать своего внутреннего врага, чтобы не бороться вслепую.

Глисты, поселяющиеся в человеке, делятся на типы:

  • круглые черви;
  • ленточные черви;
  • сосальщики.

Ниже приведены фото червей в организме человека:

Благодаря таким материалам умные люди более вооружены к защите себя и своих близких. Но никто и ничего не должен делать сам в уничтожении непрошенных «гостей».

Полезное видео

Ниже предлагаем посмотреть документальный фильм, посвященный симптомам и заражения глистами:

Абсолютное большинство гельминтов отрицательно действуют на общее самочувствие и здоровье человека, провоцируя развитие очень тяжелых болезней. Помня это, при появлении первых признаков недомогания, не проходящего при лечении как бы возникшей простуды или кожной сыпи с головными болями, стоит обратиться к врачу за назначением на диагностику.

Как не допустить глистную инвазию? Нужно ли постоянно ограничивать себя то в одном, то в другом отдыхе, буквально «зажав» свою жизнь в тиски соблюдением сложных постулатов?

Но начинать нужно каждому надо с себя, потому что все современные достижения ничего не значат, если просто пренебрегать личной гигиеной и проведением профилактических мероприятий для тех членов семьи, кто живет в нашем доме. Быть внимательным к своему здоровью, вовремя обнаружить (если заражение произошло), грамотно и своевременно приступить к лечению – все это поможет не допустить большой беды в личном плане и распространения болезни в своем окружении.