Стресс у маленьких

Если ребенок резко изменил поведение, стал вдруг неузнаваем, капризен без видимых вам причин и это состояние затянулось, скорее все-го он находится в стрессе. Наиболее часто у де-тей до десяти лет появляются в этот момент страхи, агрессия или начинается так называе-мый регресс.

1. Регресс - это возвращение к формам пове-дения раннего детства: когда восьмилетний мальчик вдруг начинает вести себя как двухлет-ний, плачет и цепляется за юбку уходящей ма-мы, а семилетняя девочка просит покормить ее с ложечки и все норовит забраться к маме на коленки.

Что делать? Наиболее частая реакция родите-лей — раздражение, даже гнев: «И тебе не стыдно!» Но это не отклонение, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой, непонятной малышу ситуации. Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтоб его приласкали в этот момент, успокоили. Пережди-те регресс — он пройдет. Вспомните, может, не-давно произошла семейная ссора на глазах у ребенка? Тогда неудивительно, что он снова на-чал сосать палец.

2. Страхи. Если обычный ребенок превращается вдруг в отчаянного трусишку, значит, он явно на-ходится в стрессе . И вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Причины могут быть самые разные: семейные катаклизмы, поте-ря любимой собаки, стресс у матери и т. д. Надо отличать страх как реакцию на стресс от возрастных страхов. Для пяти-восьмилетних де-тей, к примеру, страхи вполне естественны: обычно дети сами про них говорят, или они всплывают в их играх, рисунках, фантазиях.

Настораживать родителей должно, опять-таки, необычное поведение. Когда ребенок не говорит о страхе, а начинает действовать, как бы пытаясь себя защитить: закрывает двери, все время про-веряет, заперт ли замок, всюду включает свет. При этом «пугала» множатся, буквально лезут из всех щелей: он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестни-це, и тишины. К дневным тревогам присоединя-ются ночные кошмары, регулярный плач среди ночи. И все это не проходит, а тянется без конца. В результате ребенок практически «уходит» в свой страх, подчиняет ему всю жизнь. Засыпание превращается в каждодневную муку с обязатель-ными ритуалами: включи свет, задвинь занавес-ку, посмотри, кто в окне, держи меня за руку, гладь животик и т. д.

Что делать? От затянувшейся фобии нельзя отмахнуться: сама собой она не проходит. Ак-тивно вовлекайте ребенка в игру, рисование — оба эти занятия хорошо разряжают. С их же по-мощью попытайтесь понять и истоки этого страха. Подслушайте незаметно разговоры ре-бенка с игрушками. Если ничего не удается сделать самим, придется обратиться за по-мощью к специалисту.

3. Агрессия. Заметив, что ваш прежде такой пок-ладистый и дружелюбный ребенок ни с того ни с сего стал грубить, отвечать возбужденно и резко, швырять в стенку книжки, замахиваться на окру-жающих, имейте в виду: это признаки стресса. Главное, тут не запутаться. Одно дело, если ре-бенок всегда агрессивен — это черты характера. Такой уж он у вас драчун и задира. И другое де-ло, когда раньше вы такого за ним не замечали, а тут его словно бы подменили. Слишком пристальный интерес к кинострашилкам и кинопобоищам, бесконечные драки у кукол вовсе не являются симптомами стресса. Они скорее говорят об актив-ности ребенка, которая почему-либо не находит выхода.

Что делать? Агрессия, как и страх, не очень хорошее средство справиться с ситуа-цией (а вызвать агрессию может все что угодно) — хотя бы потому, что создает ре-бенку кучу проблем: ему же, бедолаге, все и возвращается сторицей, только усили-вая его возбуждение. Кроме того, она легко закрепляется и переносится в дальней-шую жизнь — как способ разрядки.

Сложность в том, что агрессию нельзя запретить (например, наказать ребенка за вспышку ярости) — нельзя же лишать его совершенно естественной формы защиты. Лучше пытаться переводить ее в другие формы. Ну, например, учить ребенка язвить, вместо того чтобы грубить; учить отстаивать свою правоту; анализировать вместе с ним ситуацию, объясняя мотивы обидчиков. Главное, чтобы он усвоил: всегда есть вы-бор, есть другие способы отреагировать на обиду, боль, несправедливость. Ребенку помладше в ответ на злобную выходку можно сказать: пойдем поиграем, потом пори-суем — и он просто переключится. Устройте кукольную драку на худой конец. Ребен-ку постарше задайте вопрос: «А как еще можно было бы поступить в такой ситуа-ции?» Кстати, гораздо важнее задавать вопросы, чем давать готовые ответы, — пусть он сам ищет выходы, иначе ничему не научится.

Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или тех, где нет насто-ящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются — «стрессодоступные». Банально, но факт: дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более за-щищенными. Другое дело, что скатывание в двой-ки, к примеру, может быть связано не только со школой, но и с обострением семейных проблем.

2. Семейные конфликты. Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд, значит, семейные проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на домашние драмы явно — грубостью, двойками, непослушанием или истериками , а другие — тихие и прилежные — ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вооб-ще ничего примечательного не выказывают. Изменения происходят тихо и незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие симптомы, как: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и даже некоторое оцепенение, или грусть и пугливость.

На-конец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении — это уже результат пребывания в длительном хронически, стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну например: девочке нравится делать пакости, портить чужие вещи, красть у подружек кукол… Это называется «деструктивное поведение». Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность. Самое распространенное заблуждение — что, если тщательно скрывать от ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно. А уж страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор, настроен на материнское биополе. И, когда плохо матери — плохо ребенку.

Что делать? За ответом на вопрос: «Что с ним происходит?» почаще обращай-тесь к себе: «Что со мной (с нами) происходит?» И лучше не пренебрегать .

3. Подростковый возраст. Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного «я», с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это абсолютная нор-ма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осознавать трагические стороны жизни.

Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую музы-ку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия — все это, в прин-ципе, тоже способы снятия стресса. Арсенал этих средств у подростка велик: ну вот музыка, например. Сел с наушниками и отключился. Вроде напряжение как рукой сняло. Только у «музыкальной защиты» есть и оборотная сторона. Полный уход в му-зыку— это потеря контакта с родителями, отказ озвучивать свои проблемы.

Что делать? Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот трудный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями. Если семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и не найти свое «я», например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет страдать от заниженной самооценки, которая обернется массой проблем. Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребенок, не загрустил, не ушел ли в себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возраста хорошо известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на трудный возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется.

Почему нельзя не реагировать? Если ребенок на справится с напряжением, он заболеет. Невроз , головные боли , гастриты, язвенные колиты , астма , нейродермит , детский энурез , возможна задержка речевого развития и т. д. — вот неполный перечень типичных детских недугов — болезней стресса, считают детские психологи. Длительный страх может привести к заиканию, энурезу. Обычно скрипение зубами во сне озадачивает родителей. А это часто признак невроза. В общем, лучше вовремя заме-чать всякие странности, не доводя до болезней.

Длительный стресс, который уже становится фоном всей жизни, приводит к необратимым аномалиям поведения . В частности, деструктивному. Странный ребенок, вредный, слишком жестокий, неуправляемый, безучастный и вялый, чересчур заторможенный и т. д. — все это неспроста: значит, дети в какой-то момент «сломались». О том, что пережитые в детстве травмы аукаются во взрослой жизни, говорить не приходится. Другое дело, не все понимают, что и насколько серьезно. Бросили, например, родители мальчика, уехав на два года в командировку. А у него, уже взрослого, началась болезнь под названием «боязнь привязаться», из-за которой вся личная жизнь просто летит под откос. Он настолько сильно и неосознанно боится быть брошенным, что, едва успев привязаться к кому-то, тут же его и бросает сам.

Что делать со стрессами?

Для многих из нас период детства ассоциируется с тем временем, когда нет никаких хлопот и забот. И мало кто задумывается, что современные дети, как и их взрослые родители, живут в постоянном стрессе. Разница только в причинах и проявлениях. Что же делать, если подрастающее поколение страдает от эмоционального дисбаланса?

Ситуаций, которые могут влиять на стабильное психологическое состояние и вызвать стресс у детей - множество . У малышей младшего дошкольного возраста огромным потрясением становится детский сад. По мере взросления появляются новые проблемы: адаптация в первом классе; огромные нагрузки школьного процесса; первая неразделенная любовь; влияние компании ровесников; кризисы подросткового возраста.

Как проявляется детский стресс?

Помимо прочего, огромное количество детей младшего и школьного возраста вынуждены переживать проблемы старшего поколения семьи, развод матери и отца. Даже банальная простуда у мнительных ребят уже может являться причиной повышенной нервозности. Что говорить о тех малышах, которым в силу физиологических нюансов, приходится в своей жизни часто сталкиваться с медицинскими манипуляциями, проходя лечение? Как видим, причин для нарушения нормального психологического развития ребенка - огромное количество. На фоне всего этого детство уже не кажется такой уж беззаботной порой. И в силах взрослых сделать все возможное, чтобы влияние неблагоприятных факторов как можно меньше сказывалось на стабильном развитии подрастающего поколения. А если проблемы возникли - помочь мягко их преодолеть.

Стресс является следствием невозможности организма справиться с повышенными эмоциональными и умственными нагрузками . Первым и главным симптомом его проявления является внезапное изменение привычного поведения у чада. Ведь взрослые могут чувствовать и объяснить, что с ними происходит, а вот крошкам трудно понять,что же с ними «не так». Отсюда, как последствие, и возникает нетипичное для них поведение.

Психологи выделяют несколько основных признаков, которые должны насторожить:

  1. Повышенная агрессия. Если еще вчера ваш малютка был милым и послушным ангелочком, а уже сегодня превратился в неуправляемого чертенка, который обижает деток в садике, конфликтует с одноклассниками и взрослыми; бьет братиков и сестричек, швыряет игрушки - подумайте: не было ли в последнее время в его жизни таких изменений, которые могли бы спровоцировать подобное поведение?
  2. Неожиданные страхи. Наверное большинство из родителей сталкивались с ситуацией, когда их чадо младшего возраста внезапно отказывается засыпать в комнате, рассказывая о «страшных чудовищах под кроватью». Или же ребятенок младшего школьного возраста становиться плаксивым, начинает бояться смерти (своей или близких), тревожится, когда уходит на занятия в школу или в секцию.
  3. Регресс в развитии. Подобные симптомы хорошо наблюдаются у детей младшего возраста. Обычная ситуация: в семье родился братик или сестричка. И старший ребенок внезапно начинает вести себя как маленький: капризничает, просится быть все время на ручках, вспоминает о соске, забывает вовремя сходить в туалет. Причина проста: стресс у старшего ребенка. Своим поведением он просто хочет обратить внимание на себя.
  4. Проблемы со здоровьем. Симптомы могут быть настолько сильными, что вызывают физические патологии, которые напрямую связаны с психосоматикой. У малютки может подняться температура, сильно разболеться живот…Взрослые начинают искать причину в вирусах и бактериях, назначать лечение таблетками, совершенно забывая о психологической составляющей. Ведь, если убрать психосоматический раздражитель, здоровье резко идет на поправку без медикаментов.
  5. Быстрая утомляемость и нарушение сна. Проявляются в том, что еще вчерашний отличник начинает получать плохие отметки, а малыш, несмотря на активно проведенный день, никак не хочет уснуть. Мамы грешат на лень, капризы. А причина в другом: повышенные нагрузки утомляют; обилие эмоций за день - перевозбуждает.
  6. Компульсивность. Внешне кроха может вести себя спокойно. Но в то же время появляются непривычные для него движения, которые возникают спонтанно. И он сам даже не следит за тем, что делает это осознанно. Например, девочки начинают наматывать длинные волосы на пальцы или сосать прядь волос; мальчики - грызть ногти, держать руку в трусах. У детей после напряжения могут появляться такие признаки, как внезапное подергивание плечами, частое моргание, постоянное покашливание.

Любые перечисленные выше симптомы являются поводом для обращения за консультацией специалиста . Необходимость специфического лечения способен определить только профессионал.

Стадии детского стресса

Стресс, как и любое другое нарушение, имеет свои этапы:

  1. Перевозбуждение. Проявляется повышенной эмоциональной возбудимостью. Причем яркие положительные эмоции также можно отнести сюда. Пример: родственники готовят малыша к детскому саду. Он, не зная реалий, в возвышенном состоянии рассказывает, как будет ходить к деткам и с нетерпением ожидает того дня, когда начнет посещать коллектив садика.
  2. Отрицание. Кроха на все отвечает «нет»: не пойду в сад, не буду там кушать, не хочу играть с детьми, не собираюсь слушать воспитателя. Если взрослые не обращают внимание на детский стресс, считая банальным непослушанием, он может протекать в агрессивной форме. Большой ошибкой взрослых на подобном этапе является наказание ребенка. Не разобравшись в причинах неадекватного поведения, не решая причины, они загоняют ее только во внутрь. Маленький человек старается переживать эмоции в себе, что рано или поздно приведет к проблемам со здоровьем.
  3. Апатия. Эта стадия уже напрямую связана с депрессивным состоянием. Поэтому избавляться от нее становится сложнее. Проявляется в том, что карапуз покорно смиряется со своим положением. Он также провоцирует поведением, но при этом испытывает безысходность, незащищенность. Его организм попросту истощает резервы.
  4. Физические заболевания. Последняя стадия, при которой наверх показываются различные нюансы со здоровьем: повышенная температура, боли в различных частях тела, заикание. Психосоматика заболеваний бывает разной: обиды и сдавленные эмоции начинают выливаться в респираторных патологиях, нарушениях дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта. Та же температура является сигналом. Тогда начинают лечить симптомы физических заболеваний, но не избавляются от психологической основы их появления. Идет замкнутый круг. В то же время, работа с эмоциональной составляющей способна раз и навсегда избавить от физических патологий.

Психологи советуют: лучшая профилактика - это правильная подготовка ребенка к предстоящим изменениям в жизни .

Стресс у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Известно, что дети в возрасте до 6-7 лет являются особо эмоционально чувствительными к любым изменениям, которые происходят вокруг них. Они чутко реагируют на психологический климат в семье; легко перенимают на себя его эмоциональное состояние.

Есть несколько ведущих ситуаций в жизни, которые могут ярко проявляться и накладывать отпечаток на психоэмоциональное состояние детей младшего возраста:

  • Рождение младших братьев и сестер. В каждой семье, где есть двое и больше детей, могли наблюдать такую картину: с появлением нового члена семьи старший меняется в поведении. Даже, если он сам очень просил и ждал малыша. Оказывается, для того, чтобы с ним играть или полноценно общаться, должны пройти многие месяцы. Старший к этому не готов.

С появлением брата или сестры у крохи часто появляется страх того, что он станет «не нужным» родителям. Младшенький начинает восприниматься им как конкурент за любовь и внимание. Дитя видит, что за братом или сестрой ухаживают: носят на руках, бесконечно моют-кормят-агукают. У него возникает логическая цепочка: для того, чтобы и мне уделяли столько же внимания, нужно стать маленьким. Поэтому начинает наблюдаться регресс в поведении . Также возможен вариант, когда внимание родителей добивается кардинальным методом: кроха начинает болеть. В его подсознании уже закрепилось воспоминание, что когда ему плохо (температура, боль), тогда мама или папа посвящают ему свое время.

  • Начало посещения детского сада или школы. На первый взгляд кажется, что проблем нет: ребенок хотел идти в детский коллектив. Но на проверку оказалось, что там есть свои требования, своя дисциплина, не всегда приятные воспитатели, задиры-ровесники и много новых обязательств (кушать, спать, слушаться, делать уроки). Он оказывается не готов к реалиям. Поэтому, еще задолго до начала посещения детских коллективов, нужно готовить сына или дочку. В большинстве случаев подготовка заключается в том, что взрослые расписывают, как хорошо будет их чаду в саду или школе: новый коллектив, где можно играть; новые права. И это в корне неправильно. Ведь тот же сад, это еще и необходимость кушать не домашнюю привычную пищу; учиться находить общий язык с драчунами; выполнять предписания воспитателей. И мамы рядом не будет. В реальности такое положение оказывается настоящим шоком. И истерики перед дверьми дошкольного учреждения могут вызываться капризами «из ничего». Это влияние эмоционального потрясения.
  • Плохие отношения и развод родителей. Взрослые часто допускают две большие ошибки: стараются сохранять видимость семьи «ради ребенка» или же бездумно рвать отношения, не взирая на младших членов семьи. В первом случае малыш будет чувствовать то напряжение, которое существует в общении между отцом и матерью или вовсе быть зрителем постоянных скандалов. Во втором он становится заложником ситуации, когда его мнения особо не спрашивают. Он вынужденно должен принимать выбор папы и мамы, которых одинаково любит. Еще вчера он с папой регулярно играл в футбол, когда тот возвращался с работы, а уже завтра он общается с ним в разы меньше. Дабы уберечь малыша от потрясений, взрослые должны тщательно обдумывать каждый свой шаг и слово. И не допускать выяснения отношений в присутствии детей. Они не должны становиться заложниками ситуации или объектом манипуляций. Поэтому, если у малютки вдруг поднялась температура, не назначайте сразу активное лечение. Просто задумайтесь: так ли хорошо в семье?

Стрессовые состояния у подростков

Подростки смотрят на мир совсем другими глазами, чем взрослые и малыши . Он воспринимается обостренно. Нервный срыв способна вызвать любая мелочь. Чаще всего это связанно с мощной гормональной перестройкой организма, что не может не влиять и на нервную систему. В этот период бывает очень важно помочь ему справляться с эмоциями. Ведь стресс у детей и подростков имеет свои отличия.

В отличие от младшего возраста, дети старшего школьного периода очень ранимы. У них появляется масса комплексов. Кто-то начинает переживать по поводу физических показателей; кто-то- не удовлетворен отношениями с ровесниками. Расцветают различные фобии. Известен вариант, когда девочки школьного возраста начинают массово переходить на диетическое питание. Причем даже тогда, когда к этому нет никаких предпосылок. Одно неосторожное слово способно породить комплекс выдуманной полноты. Значение имеет буквально любая мелочь. Мальчики очень болезненно воспринимают вопросы лидерства, ведь влияние ровесников велико. Агрессивно реагируют на подколки одноклассников. В связи с этим существует еще одна опасность подросткового возраста: современные школьники отличаются жестоким поведением. Жертвами в таких ситуациях становятся обе стороны: и тот, кто обижает, и сам обиженный. Ведь в первом случае есть те обстоятельства, которые влияют на такое неадекватное поведение, а во втором - рождается огромная обида, вплоть до ощущений собственной неполноценности.

Еще одной самой распространенной причиной эмоциональных потрясений становится первая любовь. Особенно, если объект вожделения не разделяет симпатию. Или же, если после романтических отношений, вдруг решает их разорвать. Для 12-15 летних школьников такие жизненные обстоятельства кажутся «концом света». Папы и мамы же не всегда правильно реагируют на это, отмахиваясь дежурным советом, что «ничего страшного, какие там годы». Но подросток именно в этот момент воспринимает по-другому, расценивает, как предательство сверстников и «лечение мозгов» старшим поколением. Начинаются разочарования, которые могут привести даже к суициду. Ведь нередко можно услышать в новостях о том, что школьник покончил с собой из-за неразделенной любви. Да и родственники, которые категорически запрещают детям встречаться, также могут стать причиной психологического дисбаланса, приводящего к печальным последствием.

На то, что у подростка существуют проблемы, могут указывать такие признаки:

  • замкнутость;
  • рассеянность - погружение в переживания;
  • патологическое стремление изменить свою фигуру;
  • агрессивность;
  • нарушение сна;
  • апатия.

Также возможно психосоматическое проявление физических патологий: та же повышенная температура, блуждающие боли. Профилактика психологически трудных ситуаций - предупреждение физических заболеваний .

Дети школьного подросткового возраста редко идут на контакт. Им кажется, что проще проблемы переживать внутри себя. Они слабо доверяют взрослым. Да и хочется доказать самому себе, что способен решать вопросы самостоятельно и делать правильно. Подростковый период - очень сложный в плане того, что внутри взрослеющего тела остается все еще мозг и психология ребенка. Это взрослые дети, которым очень необходима поддержка и внимание, а не активное влияние на их жизнь.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Нетипичное поведение ребенка младшего или школьного возраста является сигналом о том, что существуют те обстоятельства, которые нарушают его эмоциональное равновесие. И он хочет привлечь к себе внимание. Это всего лишь скрытая просьба о помощи, которую не каждый может понять. Сам приход человека в этот мир уже является для него эмоциональным потрясением. Стоит вспомнить, как ведут себя новорожденные в первые дни: они либо беспробудно спят, либо постоянно кричат. И тот и другой вариант - это индивидуальный способ переживания послеродовой адаптации к внешнему миру. Что делает мама? Она старается неотлучно быть при малютке, чутко реагируя на каждый его писк. Сама природа подсказывает, что нужно маленькому человеку для снятия эмоционального напряжения и устранения раздражающих факторов: ему не требуется лечение, а только лишь правильная помощь взрослого.

Крошка взрослеет . И скоро ему придется пройти через психологическую встряску расставания с мамой: она выходит на работу или малыш отправляется в детский сад. В этот же период могут сложиться обстоятельства, когда родители разводятся или в семье ожидается появление младшего ребенка. Для крошки важно чувствовать, что не смотря ни на что, он продолжает оставаться самым любимым. И что понимание плюс поддержка будет обеспечена ему в любой ситуации.

Важно научить дитя адаптироваться к разным жизненным обстоятельствам, спокойно реагировать, выстраивая взаимоотношения со сверстниками. Не делать все за него, а быть тем человеком, который позволит ему учиться самостоятельно, но при постоянной поддержке при необходимости. Не забывать о похвале. Постараться организовать режим дня и правильный рацион питания, которого будут тщательно придерживаться. Давать эмоциональную разгрузку при помощи физического активного времяпровождения . И помнить, что если ребенок чувствует защиту и поддержку в семье, то сможет справиться с любым стрессом.

Каждый день взрослый человек сталкивается с огромным количеством разнообразных ситуаций, которые требуют от нас сосредоточенности, собранности, выдержки и сдержанности. И порой очень сложно не сорваться, не крикнуть, сдержаться и не погрязнуть в стрессе. Но, не всегда это получается. В большинстве случаев получается так, что обстоятельства оказываются выше нас и стресс полностью атакует человеческий организм и человеческую психику. Такие резкие эмоциональные перемены и сбои повергают человека в стрессовую ситуацию.

Негативному воздействию стресса подвержены не только взрослые люди, но также и дети всех возрастов. Причем, ребенок может начать переживать по причине таких факторов, как:

  • Смена места жительства;
  • Нервозная стрессовая обстановка дома (ссоры родителей или же близки);
  • Непонимание, оскорбления в детском саду или школе (низкая способность к адаптации в новом коллективе);
  • Смена окружения;
  • Потеря близких и т.д.

Во всех вышеперечисленных случаях организм ребенка начинает вести активную борьбу со стрессом, что приводит к потере внутренних ресурсов и огромных затрат энергии. Как следствие, после пережитого ребенок начинает болеть.

Причины стрессов у ребенка

Маленькие дети не умеют защищать себя также, как мог бы это сделать взрослый. Не все родители знают и понимают, что самая первая стрессовая ситуация поджидает маленького человека в процессе его появления на свет. В этот период ребенок покидает привычную ему среду, в которой он чувствовал себя в полной безопасности и что он слышит – крики матери, стоны, громкие фразы врачей. Ему больно проходить через родовые пути, больно ощущать перерезание пуповины, затем – попадать в чужие руки врача-педиатра. Все это является первым стрессом в жизни ребенка.

После того, как ребенок появится на этот свет, он вынужден испытать еще один стресс, связанный с постоянным поиском еды и материнского тепла. Ведь до этого ребенку не приходилось беспокоиться о пище, тепле и заботе. Сейчас – ребенок в этом нуждается и если он не получает необходимой порции внимания, то начинает плакать, кричать и звать тех, кто эту заботу ему окажет.

Важно!

Для обеспечения полноценной здоровой мозговой деятельности новорожденного, его необходимо в обязательном порядке покормить. Почему? Потому что его энергетические запасы очень быстро иссякают и истощаются, следовательно – нарушается работы головного мозга. нарушение работы головного мозга является очень опасным фактором для жизнедеятельности ребенка.

Следующей наиболее распространенной причиной стресса у маленьких детей является длительное переохлаждение. Происходит это потому, что маленький ребенок в отличие от взрослого не может полноценно контролировать свою температуру тела. Если взрослому человеку холодно, то он начинает дрожать. Дрожь – это вполне естественное хаотическое сокращение мышц, направленное на повышенную выработку тепла. Маленькие дети, в отличие от взрослых, не могут дрожать.

Когда ребенок становится старше, он начинает нервничать, эмоционально напрягаться по причине изменений во взаимоотношениях с окружающими. Ребенка уже в 1-1,5 года могут отдать в детский сад, затем – школа, возможно – смена места жительства и т.д. Маленьким детям не так легко воспринимать все эти перемены – все чаще это слезы, нервозность, раздраженность, плач и как результат – стресс. Чтобы сгладить эту ситуацию, родители должны быть постоянно рядом с ребенком, поддерживать его, больше общаться, понимать и принимать все те изменения, которые происходят в его жизни. Огромной ошибкой будет отдать ребенка на воспитание няне или же бабушке.

Чтобы избежать стресса у ребенка в дошкольном возрасте, родители должны быть постоянно рядом – поддерживать, помогать и при необходимости – утешать.

Досуг ребенка как фактор стресса

Удивительно, но досуг ребенка является одним из наиболее важных факторов, который может привести к возникновению стресса или же его полному отсутствию. Почему? Потому что по статистике, на сегодняшний день основной досуг ребенка возраста от 3 месяцев и до 18 лет проводят свое время в интернете. И виной этому, в первую очередь, родители. Как правило, родители уже в младенческом возрасте ребенка включают ему (даже, если ребенок не понимает их содержания) и занимаются своими делами. Ребенок привыкает к тому, что вся его жизнь – это интернет. Соответственно, дальше, в более старшем возрасте, любое навязывание спорта, бальной школы, плавания и хорошей успеваемости в школе воспринимается неадекватно и в стрессовой форме.

Не стоит приучать ребенка к интернету! Ведь не все взрослые могут полноценно фильтровать всю ту информацию, которая имеется на просторах интернета, а это значит, что лучше лишний раз с ребенком выйти на улицу.

Сильнейшему эмоциональному стрессу подвержены дети из неблагополучных семей, приютов, дети алкоголиков и наркоманов. Нередко дома их ожидают – ссоры, скандалы, побои, отсутствие полноценной еды. Такие дети испытывают сильный стресс при общении со сверстниками, во время смены обстановки, места жительства, школы и т.д.

К возникновению стрессовой ситуации приводит и подростковый возраст, и сексуальное развитие в целом. Некоторые подростки, еще фактически находясь в детском возрасте, вступают в половую жизнь, что естественно провоцирует возникновение стресса, а в некоторых случаях – даже шока.

Симптомы стресса у детей

Симптомами стресса у детей являются:

  • Истощение организма;
  • Ощущение постоянной усталости;
  • Капризность, плач, ;
  • Дефицит полезных веществ в организме;
  • Бледность, болезненность кожи, повышенное шелушение, появление сыпи;
  • Выпадение волос, ломкость ногтей;
  • Бессонница;
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • Обострение уже имеющихся заболеваний.

Лечение стресса у детей начинается прежде всего с консультации психолога и активного общения родителей с детьми.

Существует множество видов стрессов и им подвержен каждый человек. Не защищены от них и дети. Наиболее известным видом стресса можно назвать нервно-психический, но он может быть вызван и другими факторами, например, перепадом температур или световыми вспышками. Кроме того, условно разделить все стрессоры можно на эмоциональные и физические, на позитивные и негативные . По данным опросов у взрослого населения стрессы в современном обществе чаще всего вызывают переживания по поводу собственного материального благополучия, принуждение к выполнению каких-либо действий, в том числе нелюбимая работа, а также вынужденный недостаток сна.

И если даже взрослый человек не всегда может преодолеть стрессовую ситуацию самостоятельно, то ребенок и подавно. Что же может спровоцировать стресс-реакцию у детей и как не допустить ее развития?

Что вызывает стрессы у детей?

Незначительные стрессы неизбежны. Они неотъемлемая часть человеческого существования. Наверняка каждый взрослый помнит, как сжимается и холодеет все внутри, когда тебя вызывают к школьной доске или ждешь, пока объявят результаты экзаменов. Таким образом, стрессором может стать любое внезапное событие, эмоциональный факт, все, что может взволновать, в том числе несчастье, обидное слово, противодействие на пути к цели.

Полезно знать: вызовет ли это событие стресс или только незначительное волнение зависит от субъективного восприятия каждого индивидуума, личностных ожиданий, опыта и прочих характеристик.

Субъективное влияние оказывают и физические стресс-факторы: инфекции, травмы, температура окружающей среды, атмосферное давление, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого организма, а именно выносливостью, стойкостью иммунной системы и так далее.

У каждого возраста и в каждой семье свои стресс-ситуации . Однако, вместе с тем стрессы, связанные с семейной обстановкой и возрастными особенностями, следует рассматривать совместно, поскольку они порой очень тесно переплетены друг с другом. Так, в любой семье вне зависимости от возраста ребенка может умереть домашний питомец, случиться какая-нибудь катастрофа, повлекшая гибель близкого человека, могут развестись родители, кто-то может получить травму, стать инвалидом. Не исключено, что семейство переедет на новое место жительства, где у ребенка не будет ни знакомых, ни друзей.


Появление еще одного ребенка в семье всегда является стресс-фактором для старших детей
, а ведь каждая женщина может стать мамой еще раз. Часто подвержены стрессу дети, родители которых склонны в воспитательном процессе прибегать к насилию

Для ребенка младше 3 лет тяжелее всего переносить расставание с близкими людьми, особенно разлуку с матерью. На эмоциональное состояние таких малышей также сильное влияние оказывают периоды болезни, изменения режима дня, настроение людей, которые их окружают. Дети очень восприимчивы к переживаниям взрослых. Если у мамы будет плохое расположение духа, то малыш наверняка почувствует это и проявит беспокойство.

Полезно знать: для детей младшего дошкольного возраста обычными стресс-факторами являются детские страхи, вроде боязни темноты, чудовищ или одиночества и другие.

Причиной стресса у дошкольника также может стать поход в поликлинику, увиденная по телевизору программа, в которой освещалась негативная информация или дарящая слишком яркие эмоции. После трех лет на первый план выходит такой стрессор, как социальная среда. Обычно в этом возрасте малыши начинают посещать детский сад.

Если до этого ребенка окружали исключительно родные люди, семья, в которой он занимал одно из центральных мест, то отныне он много времени будет проводить в чуждой для него среде, будь то детсадовский коллектив или ребятня с соседних подъездов. Оказавшись в коллективе сверстников, малыш автоматически попадает в стрессовую ситуацию, поскольку рядом нет родителей, способных его защитить и уберечь, да и окружающая обстановка чужая для него.

Усиливает стресс отсутствие опыта общения с другими детьми, которые в свою очередь могут проявлять агрессию к новичку. Более того, ребенок может испытать неприязнь и к педагогу. Задача родителей в этой ситуации - помочь ребенку .

В особой поддержке нуждаются и малыши, которые впервые идут в школу, поскольку это кардинальное изменение в их жизни является мощнейшим стресс-фактором. Дети младшего школьного возраста уже достаточно взрослые, чтобы осознавать, что они не во всем превосходят других. Кому-то они могут уступать в успехах в учебе, одни будут сильнее, другие красивее, а третьи популярнее. Такое положение вещей, которое взрослый бы принял за общественную норму, ребенку кажется несправедливым, как результат он копит обиду, вызывающую стресс. При этом дети реагируют на подобное неравенство совершенно по-разному.

Одни стараются преуспеть в том, в чем считают себя хуже, а другие не желают меняться сами и поэтому хотят изменить других. Отсюда особая жестокость, которую проявляют школьники 7-10 лет, к своим сверстникам. Путем унижений, оскорблений и издевательств они пытаются доказать свое превосходство над тем кто умнее, красивее и так далее. Кроме того, напряженные отношения могут складываться у ребенка не только с одноклассниками, но и с учителями .

Случается, что школьник может совершить плохой поступок, но затем глубоко в нем раскаяться. Такой внутренний конфликт вполне может спровоцировать возникновения стресса. Естественно, школьная жизнь сопряжена со сдачей различных экзаменов, тестов, контрольных работ, что является дополнительным стресс-фактором в столь юном возрасте, особенно если родители ратуют за отличную успеваемость.

Полезно знать: школьные годы с детьми также происходят возрастные метаморфозы. Физиологические изменения и гормональные перестройки организма ничуть не облегчают жизнь ребенка.

Дети в этом возрасте к тому же очень впечатлительны и ранимы, но им уже доступны возможности интернета, родители разрешают им дольше смотреть телевизор. Увиденное на голубых экранах может потрясти молодые умы и вызвать различные страхи, переживания и в итоге стресс. Например, остросюжетные передачи о природных катаклизмах или новости о военных действиях могут побудить ребенка переживать за свою жизнь или жизни родных и близких.

Какими бывают стресс-реакции у детей?

Любой стресс проходит три фазы. Первичной реакцией организма на раздражитель, в зависимости от того положительный он или негативный, является возбуждение или тревога. Эта реакция объясняется выбросом в кровь гормонов стресса. Пытаясь преодолеть стрессовую ситуацию, организм оказывает определенное сопротивление. Если оно оказывается достаточным, то стрессовое воздействие подавляется. В противном случае ресурсы организма убывают, что приводит к полному их истощению, срыву. Когда такой срыв вызван острым стрессом, то организм еще может самостоятельно восстановиться, используя свои резервы.

Важно: если стресс накапливался постепенно, то вероятно, что своими силами справиться с ним не удастся. Это может отразиться на общем состоянии здоровья человека.

Психологи считают, что детские реакции на стресс бывают трех типов. Дети с реакцией первого типа реагируют на стрессовую ситуацию пассивно, они делают максимум пару попыток, для того чтобы ей противостоять, а затем сдаются.

Дети с реакцией второго типа на стрессирующее воздействие отвечают агрессивно, переходят в нападение, крушат и ломают то, что, исходя из их личного мнения, стало причиной стресса. Малыши с реакцией третьего типа могут довольно долго сопротивляться стрессу, но затем накопленное напряжение приводит к резкому истощению.

К симптомам стресса у младенцев можно отнести чрезмерную раздражительность, расстройства сна, потерю аппетита.

В дошкольном возрасте ребенок, пребывающий в стрессовом состоянии, будет чаще негодовать, проявлять чрезмерную требовательность, агрессию, станет нервозным, раздражительным, плаксивым, или, напротив, апатичным.

Дети, которые уже приобрели определенные навыки, будто возвращаются в детство. При этом они могут снова требовать пустышку, начать ходить под себя, у них могут проявиться дефекты речи, вернуться детские страхи, например боязнь новых людей и обстоятельств.

В школьном возрасте стрессы могут проявляться еще более широким спектром симптомов.

Школьникам в состоянии стресса свойственно лгать по любому поводу, им могут сниться кошмары, они быстро устают, часто жалуются на боли в груди и в животе, головные боли, тошноту, затрудненное дыхание. Поведение у некоторых детей становится вызывающим, они могут начать прогуливать занятия, по отношению к окружающим.

Другие школьники, напротив, прилагают массу усилий, для того чтобы заслужить похвалу, проявляют максимализм в учебном процессе. Возврат на предыдущую возрастную ступень характерен для детей младшего школьного возраста, у них могут возникать речевые дефекты, нервные тики, беспричинные страхи. Стресс часто приводит к расстройствам сна и аппетита у школьников . У одних сон и аппетит ухудшаются, а другие, наоборот, постоянно ходят сонные, много едят.

Как предотвратить стресс у ребенка?

Проявление любви и понимания со стороны родителей к ребенку являются важнейшими методами профилактики стресса у детей любого возраста. Малышам первых лет жизни, для того чтобы избежать стресса просто необходимо материнское присутствие рядом. При этом женщина должна излучать спокойствие.

Важно: для дошкольников наилучшей профилактикой стрессов является доверительное общение родителей со своим чадом, что не утрачивает актуальности и в школьном возрасте.

Однако с подросшим ребенком уже нужно быть откровеннее иначе он почует подвох. Обязательно нужно быть честными со своим ребенком , помогать ему найти выход из сложных ситуаций, давать советы, но, ни в коем случае, не принимать за него решения.

В качестве профилактики стрессов у детей нужно помочь им адаптироваться к окружающей среде. С этой целью детям показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, нужны рациональные физические нагрузки, сбалансированное питание, соблюдение режима дня. Например, неправильное питание может привести к дефициту магния в организме, что приводит к излишней возбудимости, раздражительности, тому, что ребенок быстрее устает и постоянно пребывает в подавленном состоянии.

Для преодоления стресса у малышей до двух лет следует прибегать к игровой деятельности. Поскольку главным стрессирующим фактором в этом возрасте является отсутствие рядом близкого человека, то с ребенком целесообразно играть в прятки. Играя в эту игру, дети начинают понимать, что исчезнувший из поля зрения человек обязательно возвратится. У дошкольника в первую очередь нужно выяснить причину стресса. Скорее всего, выяснить напрямую ее не удастся, но малышам в этом возрасте свойственно разговаривать с игрушками и вести беседы с самим собой, поэтому просто нужно прислушаться к ребенку не задавая лишних вопросов. Негативные эмоции ребенок может выместить с помощью крика или боксируя по стресс-подушке.

Пережить стрессовую ситуацию школьнику поможет откровенная беседа. Благоприятно отразится на ситуации, если ребенок первым проявит инициативу и начнет разговор.

В некоторых ситуациях может потребоваться помощь специалиста.

Каковы последствия перенесенных в детском возрасте стрессов?

Вероятно, существует зависимость между причиной стресса и его последствиями. Так, если ребенок часто смотрит криминальные новости, то следствием может стать циничность и жестокость по отношению к другим людям. Дети, которые подвергались насилию, почти всегда становятся замкнутыми, у них отмечаются психические нарушения. Иногда полученные психологические травмы настолько сильны, что психическое развитие замедляется или вовсе прекращается. Пережитый стресс отрицательно сказывается и на иммунной системе. Ребенок начинает чаще болеть различными инфекционными заболеваниями, у него также могут развиться хронические болезни, неврозы.

У ребенка стресс? Как решить проблему? Видео

Краткое содержание: Симптомы и причины стресса в детском возрасте. Как помочь ребенку справиться со стрессом.

Что такое стресс?

Если говорить обыденным языком стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.

Причины стресса у детей

Как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни и, кстати, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы. Часто неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей.

Распространенная причина стресса – это развод родителей. Мир малыша состоит из двух половинок: маминой и папиной. И когда эти половинки разъединяются, раскалываются, он испытывает порой настоящие физические страдания. Взрослые должны об этом помнить. У ребенка начинает болеть голова, снятся страшные сны. Иногда он ищет для себя опасную ситуацию, которая кончается травмой.

Стресс вызывается также различного вида катастрофами, травмами, и т.д.

У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные "зоны психической чувствительности", которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.

Родителям, обычно, такие тонкости неизвестны. Поэтому, временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое? Психолог Людмила Ступакова предлагает несколько отправных точек.

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них?

Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?

Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов.

Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна.

Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями.

Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного возраста, лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Уходя, оставляйте рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же будьте с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Помните, что депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях.

От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое, нервные движения.

Помощь: детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице. Ведущие американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. С ними полностью согласны и наши российские врачи и педагоги. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время, спрашивают они. Значит, вам нужно чаще болтать с сыном или дочерью о том, о сем, брать их на руки, обнимать.

От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.

Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Однако вы будете удивлены, узнав, что вовсе не всегда наши мальчики и девочки запуганы сверстниками. Главный "возбудитель" стресса у школьников - учителя. Их боится и ненавидит каждый десятый ребенок. Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть домашнего питомца.

Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. Ко всему прочему психологи рекомендуют говорить детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь прежде всего идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать сына тем, что вы отдадите его "вон тому дяде" или говорить дочке, что сдадите ее в детдом, если она не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро. При определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс у малолетних мальчиков и девочек. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.

Хуже всего, предупреждают ученые, что, единожды попав под влияние стресса, мы потом становимся все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для их чада наступило как можно позже. И уж коль в нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то мы должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим. Счастливое детство - это самое главное наследство, которое мы оставляем своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции и уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал.

Симптомы стресса у старшего подросткового возраста , практически ни чем не отличаются от симптомов взрослого человека. Вот косвенные признаки наличия стресса:

1. Одиночество.

Ребенок чувствует, что удаляется от семьи и друзей, или же у него возникает стойкое впечатление, что "он затерялся в толпе".

2. Чувство неуверенности в себе.

Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.

3. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.

Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.

4. Нежелание общаться с людьми.

Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.

5. Усталость и расстройства сна.

Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.

6. Колебание настроения.

Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.

7. Раздражительность и вспыльчивость.

Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода "лезет в бутылку".

8. Беспокойство.

Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.

9. Бурная активность.

Нередко испытывая томительное внутреннее беспокойство, подросток с головой окунается в деятельность, как бы пытаясь забыться. Но стресс может проявлять себя и противоположным образом: он упорно уклоняется от насущных дел.

10. Навязчивые действия.

Переедание, злоупотребление алкоголем, чрезмерное курение – все это может быть вызвано стрессом. У девушек это порой принимает форму бесконечного хождения по магазинам и покупки все новых и новых тряпок. Застревание на своих привычках, оказываются неспособными порвать с ними, изменить образ жизни.

11. Плохой аппетит.

Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

12. Боязнь тишины.

Ему неприятно, когда окружает тишина. Поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает радио или телевизор. Однако может иметь место и прямо противоположное явление: он болезненно реагирует на любой шум.

13. Подчеркнутое внимание к своей внешности.

Когда подростки слишком заботятся о своей внешности, садятся на строгую диету или усердно занимаются физическими упражнениями, чтобы только сбросить вес, это тоже может быть вызвано стрессом.

Необходимая помощь.

Психологическая помощь необходимо начинать с самого первого дня, как только ребенок отойдет от первичного шока. Многие дети переносят стресс настолько тяжело, что замыкаются в себе, отгораживаются от окружающих. Необходимо их разговорить, заставить так или иначе рассказать о том, что произошло.

Самое главное, когда ребенок находится в стрессе, родители не должны предъявлять ему непосильных требований. Нельзя говорить: "встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным". Все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя виноватым. Ему кажется: он провинился, потому что попал в такую ситуацию. Важно разрушить это убеждение и дать малышу понять: он имеет право на ошибку. Конечно, нужно следить, чтобы у маленького пострадавшего не возникло соблазна манипулировать родителями в качестве компенсации. И тем не менее он должен знать, что родители любят его, что бы с ним не случилось. Это очень помогает в работе, и дети, как правило, быстро приходят в норму.

Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь". Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.

Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления.

Хочется обратить еще раз ваше внимание на механизм стресса. Это всегда противостояние внутреннего и неожиданно нового, которое насильно навязывается. Но человеческий опыт подсказывает: если вы искренне протягиваете руку помощи ребенку, демонстрируете ему свою настоящую любовь, то любой стресс сглаживается.

А так как порядка 80% стрессов у детей проистекает из семьи, то стоит проанализировать выбранную вами систему воспитания на предмет наличия в ней любви.

Другие публикации по теме данной статьи: