Младенец практически каждый день совершает новые открытия в управлении своим телом. Еще месяц назад его ручки неконтролируемо двигались сами по себе, а теперь ребенок может осознанно схватить протянутую вами погремушку. Одним из переломных моментов в двигательной активности малыша становится освоение им навыка переворачивания.

Когда у вас получится научить младенца переворачиваться со спины на живот, после этого ребенок довольно быстро освоит и обратный переворот, постепенно начнет садиться, ползать, а затем и ходить. Родители грудничков стараются приблизить освоение малышом данного умения с помощью различных упражнений.

Самостоятельно научиться переворачиваться младенцы не могут, поскольку они не совсем понимают, каким образом это можно сделать. Задача родителей — не дожидаться, когда у малыша случайно получится перевернуться, а показать ему, какие движения будут приводить его в положение на животе .

Освоение различных навыков у детей до года происходит постепенно, и у каждого малыша будет свой, особенный график развития. Но в целом есть закономерный порядок умений, которые приобретают все малыши:

  1. На исходе третьего месяца жизни дети поворачивают головку на звуки в положении на спине и животе.
  2. На четвертом месяце, лежа на животе, дети могут поднимать головку и даже опираются на локти.
  3. Лежа на спине, приподнимают головку и удерживают ее в таком положении более 5 минут.
  4. Раскачиваются и отталкиваются ножками в положении на спине.
  5. Движения рук и ног становятся более координированными, малыши осознанно двигают ножками, ощупывают свое лицо, хватают игрушки, мамины волосы.

Эти физические навыки на 4 месяце говорят о готовности малыша переворачиваться, его мышцы уже достаточно окрепли, а координация движений вполне развита, чтобы ребенок мог совершать движения, необходимые для изменения положения тела. Заметив, что младенец физически созрел, можете приступать к занятиям, чтобы научить его переворотам.

Некоторые малыши, слишком активно двигаясь, иногда случайно переворачиваются самостоятельно, но такое изменение положения тела нельзя еще назвать осознанным и контролируемым. В любом случае вам придется не один день посвятить укреплению мышц младенца, демонстрации необходимых движений и закреплению нового навыка.

Первые неумелые перевороты младенец пытается совершить примерно с 3 месяцев. Заметив подобную двигательную активность у своего малыша, вы должны с помощью определенных упражнений закрепить этот навык у грудничка.

Примерно с 5-6 месяцев дети могут переворачиваться через оба бока и в обратном направлении. К полугоду у малышей уже достаточно развитые мышцы живота, шеи и конечностей, чтобы они самостоятельно могли изменять положение тела.
После освоения навыка переворачивания малыш уже будет вполне готов к тому, чтобы учиться садиться и ползать.

Когда ребенок должен переворачиваться?

Младенцы развиваются разными темпами, поэтому срок освоения переворачивания весьма условен. Одинаков у детей порядок укрепления мышц: сначала они начинают хорошо в положении на животе держать головку (в 2-3 месяца), затем начинают приподниматься, опираясь на плечи и локотки, а потом, отталкиваясь, меняют положение тела. В среднем к полугоду все дети осваивают перевороты.

Ваш малыш может отличаться темпами развития от своих сверстников по разным причинам:

  • Темперамент . Сангвиники и холерики развиваются активней, чем меланхолики и флегматики.
  • Наследственность . Все мы повторяем темпы развития наших родителей. Если вы начали переворачиваться, сидеть и ходить раньше сверстников, скорей всего, ваш малыш будет также осваивать умения по ускоренному графику, и наоборот.
  • Уход . Если мама регулярно занимается с младенцем гимнастикой, делает ему массаж и развивает его двигательную активность с помощью определенных упражнений, то малыш будет осваивать необходимые навыки вовремя и даже с опережением «стандартов».
  • Вес ребенка . Также значительно влияет на его двигательную активность и темпы освоения необходимых навыков. Полненькому малышу будет тяжело двигаться и учиться чему-то новому.

Современная педиатрия устанавливает только примерные границы, во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться, но ваш грудничок может как слегка опережать сверстников, так и слегка отставать от них.

Как помочь младенцу освоить нужный навык?

Вы можете дождаться момента, когда малыш перевернется самостоятельно в первый раз, а затем закреплять этот навык, или же можно слегка опередить события и начинать заниматься с малышом, постепенно укрепляя его мышцы.

В возрасте 3 месяцев регулярно выкладывайте ребенка на живот, такое «лежание» будет заставлять его поднимать головку. Постепенно мышцы его шеи достаточно укрепятся, и младенец сможет удерживать головку, лежа на животе, более пяти минут.

К 4 месяцам дитя будет приподниматься на ручках, когда лежит на животе. Чем чаще вы его будете выкладывать в такое положение, тем более крепкие мышцы будут у младенца.

Укрепить мышцы ног помогают . Приобретите для грудничка плавательный круг и позволяйте ему вволю поплескаться вечером в ванной. Когда ребенок активно двигается в воде, это хорошо развивает ножки младенца.

Когда мышцы ног, рук, живота и спины грудничка будут готовы к активным тренировкам, можете приступать к упражнениям.

Лучше всего заниматься с малышом пару раз в день через час-полтора после приема пищи.

Проводя ежедневные сеансы, вы сможете научить младенца необходимым движениям. Как правило, дети, с которыми регулярно занимаются, довольно быстро осваивают необходимые навыки и переворачиваются с живота на спину уже спустя две недели самостоятельно.

  1. Проветрите комнату, разденьте малыша и уложите на клеенку или одноразовую пеленку.
  2. Мягко поглаживайте его ручки и ножки, перевернув на бочок, слегка разотрите его спину.
  3. Потянув младенца за ручку, уложите его бочок.
  4. Согните ножку, которая оказалась сверху, и слегка подтолкните дитя в плечико, чтобы он перевернулся на живот.

Проводите такие упражнения ежедневно, чередуя бока, через которые будет производиться переворот на живот . Со временем малыш должен освоить этот навык и будет изменять положение своего тела самостоятельно, без вашей помощи.

Научить переворотам на живот можно и просто с помощью ножек малыша:

  • положите младенца на спину;
  • обхватите обеими руками щиколотки или голени малыша;
  • для правого поворота (относительно ребенка) удерживайте его правую ножку, а левую мягко потяните вправо;
  • после того, как грудничок перевернулся, его ручка будет неудобно оставаться под его телом, дайте малышу возможность извлечь ее из-под себя самостоятельно.

Одновременно с освоением переворота на живот вам следует научить младенца, как нужно возвращаться в положение на спине. Мягко подталкивайте плечико ребенка, чтобы он перевернулся обратно.

Чтобы научить грудничка этому навыку, вам потребуется долгое время и много занятий, но они принесут свои плоды. Впоследствии ребенок будет поворачиваться на живот с какого угодно бока и возвращаться в исходное положение.

Поскольку дети, которые уже переворачиваются, с родительской кровати или пеленального столика, вам следует обезопасить свое чадо, когда оставляете его одного в комнате . Переложите младенца в его кроватку, обложите подушками или переместите его на игровой коврик или в манеж.

Что делать, если малыш отстает?

Даже если ребенок не смог освоить к полугоду необходимый навык переворачивания, не нужно бить тревогу раньше времени. Продолжайте заниматься с младенцем, и у вас обязательно получится научить его. Но проконсультироваться с педиатром все же нужно, особенно если в возрасте 6,5 месяцев ребенок не переворачивается на живот и даже не стремиться активно двигаться. Детский врач направит вас к неврологу, который проведет полный осмотр грудничка и, в случае необходимости, назначит вам курс профессионального массажа и поддерживающей терапии.

Самостоятельные переворачивания являются для ребенка продолжением изучения окружающего мира, а в некотором роде, даже своеобразным открытием. Ведь, повернувшись в другое положение, можно увидеть столько всего нового и интересного. Первые попытки начинаются в 3-3,5 месяца, а окончательно этот навык сформировывается в 4-5 месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Первые перевороты

После трех месяцев ребенок уже довольно неплохо осваивает следующие навыки:

  • Лежа на животе, ребенок свободно держит голову и поворачивает ее на звук или на определенный предмет.
  • Опираясь на руки в положении на животе, делает попытки приподнимать голову и плечики.
  • Многие движения происходят целенаправленно. Малыш с интересом трогает свое лицо, носик, рассматривает пальцы.

Именно после трех месяцев малыш делает первые попытки переворота со спины на бочок или на живот. Когда однажды это получилось случайно, находясь на наклонной поверхности, то ребенок уже точно попробует повторить то же действие еще не один раз. Для настоящего переворачивания малышу потребуется еще не одна неделя тренировок. Для такого навыка должны хорошо окрепнуть мышцы спины, рук и шеи.

Опытные мамы подтверждают, что в возрасте четырех – пяти месяцев дети начнут поворачиваться бодро и уверенно, они будут делать это часто и настойчиво.

Перевороты со спины на живот и обратно в 4-5 месяцев

Достигнув четырехмесячного возраста, малыш начинает с интересом разглядывать свои ручки и ножки, подтягивая их ближе к лицу, при этом еще и приподнимая головку. В ходе такой «зарядки» потихоньку получается повернуться на бочок.

Пятимесячный малыш, лежа на животе, отлично держит голову и приподнимается, опираясь на предплечья или руки. При этом он прогибает спинку, покачивается, пытается отталкиваться ногами от поверхности. Все эти упражнения способствуют укреплению мышечной ткани. Определенная группа мышц быстро укрепляется и позволяет ребенку делать перевороты со спины на живот и обратно.

Именно эти основные мышцы (шеи, спины, рук и ног) нужны не только для умения переворачиваться, но и просто необходимы для умения сидеть, стоять и ходить. Поэтому развитие и укрепление мускулатуры будет развиваться очень быстро, вы и не заметите, как вдруг малыш начнет делать попытки самостоятельно сидеть или ползать.

Помогаем делать перевороты

Мама и папа могут помогать ребенку в освоении важных умений и навыков в процессе игры. Положите рядом с лежащим на спине малышом любимую игрушку или яркий предмет, который привлечет внимание. Легонько помогайте переворачиваться, при этом обязательно хвалите кроху и улыбайтесь ему. Все такие занятия должны быть построены только на положительных эмоциях.

В качестве тренировки определенной группы мышц обязательно используйте зарядку или отдельные упражнения. Но перед началом таких занятий необходимо учесть:

  • Уверенно ли поднимает ребенок головку, лежа на спине и на животе.
  • Может ли ваш малыш, находясь в положении на животе, в течение нескольких минут уверенно и крепко держать головку, не вызывает ли это у него негативные эмоции.

Если ребенку по каким-то причинам не нравится находиться на животике, его это раздражает, то можно использовать маленькую хитрость. Используйте для тренировки мышц большой гимнастический мяч, покачайте малыша на этом мяче (в позе на животике). В такой же позе оставьте ребенка на одеяле, положив перед ним яркие, привлекающие внимание, игрушки.

  • Положите малыша на спину.
  • Левой рукой придержите левую ножку ребенка, чтобы он ее не мог согнуть в колене.
  • Правой рукой возьмитесь за правую ножку малыша и слегка потяните ее в сторону переворота, так чтобы одна ножка оказалась над другой.
  • Ребенок должен прочувствовать всю процедуру переворачивания (на протяжении примерно 10 секунд).

Сообразительный малыш обязательно поможет себе перевернуться на живот, при этом одна из его ручек, скорее всего, останется под животом. Не стоит ему помогать, пусть потрудиться и сам вытащит руку. Небольшая помощь рекомендуется только тогда, когда кроха начинает по-настоящему нервничать.

Каждый день это упражнение повторяют около 5 раз (с интервалами). Помните, что при обучении нельзя делать резких движений. Это может напугать ребенка или причинить физические неудобства. Малышу нужны ласковые слова, доброжелательные улыбки и плавные движения.

Выполняя эти упражнения регулярно в течение 15-20 дней, ребенок начнет переворачиваться осознанно и самостоятельно, когда ему этого захочется.

Каждый этап развития ребенка должен плавно переходить из одного в другой. Не стоит торопить события. Если ваш малыш не научился переворачиваться к шести месяцам, продолжайте с ним заниматься. Каждый ребенок – индивидуален. Не стоит сравнивать его с другими детьми и торопиться за их достижениями.

Обучение ребенка умению сидеть и стоять должно идти только после уверенного переворачивания. У каждого малыша свой временной период развития каждого этапа. Ориентируйтесь только на индивидуальные особенности вашего ребенка. Он обязательно всему научится, но только в свое время. Нет никакой пользы в том, что вы будете сокращать или менять местами эти важные этапы жизни крохи.

Малыши, которые осваивают самостоятельное переворачивание, знакомятся с новыми интересными вещами и предметами. Они понимают, что в этом есть много положительных моментов. Одним из таких важных моментов является то, что малыш может постоянно видеть родные лица (не то что лежа на спине) и чувствовать себя спокойно и защищенно.

Этот важный период обязательно плавно перейдет в необходимость сидеть, ползать, стоять, ходить. Это произойдет очень быстро. После чего молодым родителям придется нелегко – ребенок должен быть в поле зрения каждую секунду. Ведь это очень важно для обеспечения его безопасности.

Многие факторы влияют на то, во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться на животик. Для всех детей этот момент наступает в разное время, но специалисты определили примерные сроки, считающиеся нормой.

Со скольки месяцев ребенок переворачивается

Каждый малыш уникален, и его развитие происходит по своему графику. Чтобы ребенок смог самостоятельно перевернуться на животик, у него должны достаточно окрепнуть мышцы, развиться координация движений.

Ребенок начинает переворачиваться, начиная с трех месяцев

Обычно необходимые физические навыки появляются после трехмесячного возраста, но некоторые малыши начинают самостоятельно переворачиваться только после полугода. Это может быть связано с несколькими причинами:

  • Темпераментом ребенка. Одни дети от природы активны и подвижны, другие более флегматичны и медлительны.
  • Весом и комплекцией. Пухленькому бутузу сложнее изменить положение тела.
  • Уходом. Если мама много внимания уделяет малышу, занимаясь с ним, он будет развиваться быстрее своих сверстников.
  • Полом малютки. Обычно девочки раньше осваивают переворот со спинки.
  • Физическим состоянием. Недоношенные или перенесшие заболевание дети осваивают новые навыки немного позже.

Не нужно волноваться, ведь нет жестких рамок, во сколько месяцев ребенок переворачивается в первый раз. Но если в полгода малыш даже не проявляет интереса и не делает попыток повернуться, лучше поговорить с педиатром.

Помогите ребенку научиться переворачиваться

Малышу интересно лежать на животике, но сам он еще не понимает, как изменить положение тела. Первые перевороты у него получаются неосознанно. Задача мамы состоит в том, чтобы этот навык закрепить:

  • Вскоре после рождения выкладывайте ребенка на животик. Это позволит укрепить мышцы шеи и ручек и вызовет интерес у ребенка.
  • Во время купания позволяйте ему вволю плескаться. Так ножки становятся сильнее.
  • Потяните малыша за ручку, положите на бочок. Согните находящуюся сверху ножку, легонько толкнув в плечико, переверните детку на животик. Повторяйте упражнение несколько раз, меняя бока.
  • Лежащего на спинке малыша возьмите за щиколотки. Потяните левую ножку вправо, удерживая при этом правую, пока он перевернется. Дайте ему самостоятельно уложить ручки и принять удобную позу. Верните ребенка на спинку и помогите ему повернуться в другую сторону.
  • Малышу сложнее самому вернуться на спинку. Помогите ему, легонько подтолкните за плечико.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Вот и появилась на свет ваша кроха, и вы наконец-то встретились с этим чудом наяву. Прошло всего несколько недель, а родители уже вовсю озадачены вопросами вроде: "Как менять подгузник?", "Что такое колики и во сколько месяцев начинает переворачиваться ребенок?" Вы с нетерпением ждете, когда малыш немного подрастет и уже осознанно начнет познавать окружающий мир.

Во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться?

Если с самого рождения ваш малыш подвижен, бодрствует больше, чем остальные дети и любит «гулять» у мамы на ручках, то, скорее всего, и развиваться он начнет немножко раньше остальных. Некоторые карапузы, наоборот, ленивее своих сверстников, и их вполне устраивают игры на животе или на спине. Во сколько месяцев начинает переворачиваться ребенок, безусловно, во многом зависит от его физиологических особенностей. Крупные и упитанные малыши в большинстве своем позднее начинают развиваться, но это вовсе не значит, что у них какие-либо отклонения. Просто из-за своего веса им немного сложнее двигаться.

Занятия с ребенком

Если вы начинаете переживать из-за того, что малыш слишком долго не делает новых успехов, проконсультируйтесь со специалистом. Он обязательно успокоит вас и ответит, во сколько месяцев начинает переворачиваться ребенок, а также покажет несколько упражнений, которые смогут ему в этом помочь. В некоторых случаях назначают курс массажа, хотя его можно делать и абсолютно здоровому ребенку. Он приятно расслабляет тело малыша, помогая ему поскорее избавиться от тонуса. После проведенного сеанса вы сразу отметите, насколько улучшился сон ребенка. Не лишней будет и дополнительная гимнастика: разводите ручки малыша вверх и вниз, затем в разные стороны, попарно и поочередно. Для ножек делайте велосипед и лягушку. Плодотворно влияют на укрепление мышц занятия на фитболе и динамическая гимнастика. Попросите вашего педиатра показать несколько упражнений. Совершенно неважно, во сколько месяцев начинает переворачиваться ребенок, ведь главное, чтобы он рос крепким и здоровым. Поэтому не нужно слишком волноваться, если результаты занятий не сразу заметны.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить?

Проходит еще немного времени, и маму начинают тревожить новые вопросы. Кое-как разобравшись в уходе за малышом, нетерпеливые родители уже с волнением ждут, когда кроха начнет приподниматься на ручках, а потом ползать. Но

больше всего они с замиранием сердца ждут первого произнесенного слова, хотя тут, конечно, все не так просто. Речь проходит несколько стадий и начинается с агуканья и улюлюканья. Примерно в месяц малыш произносит неосознанные звуки, часто забывая их на следующий день. Зато примерно после полугода вы отметите, что его внимание более сконцентрировано, и он старательно прислушивается к вашим словам, пытаясь иногда повторить за вами. Проявите чуточку терпения, и вскоре ваше чадо обязательно заговорит, особенно если усердно заниматься с ним.