Все живые существа взаимодействуют с окружа­ющей средой. Внешне это проявляется в двигатель­ной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под кото­рой в общественных науках понимается форма ак­тивности, направленная на преобразование окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выде­лять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действо­вать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие сред­ства ему необходимо использовать для ее достиже­ния. Если средства выбраны правильно, то итогом де­ятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к де­ятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть фи­зиологическими, социальными и идеальными. Осоз­наваемые людьми в той или иной мере, они становят­ся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощен­ными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Не­изменная мотивация имеет тенденцию воспроизво­дить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Основной единицей деятельности является дейст­вие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постанов­ку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполне­ния действий называется операцией. Характер опе­раций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта челове­ка - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).

Различают деятельность практическую и духов­ную. Первая направлена на преобразование сущест­вующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности явля­ются материально-производственная (преобразова­ние природы) и социально-производственная (преоб­разование общества). Содержание духовной деятель­ности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Иная классификация выделяет деятельность тру­довую, образовательную, досуговую. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созида­тельная.

Часто для достижения поставленной цели и полу­чения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение - это процесс обмена информацией между равноправ­ными субъектами деятельности. Субъектами обще­ния могут быть как отдельные люди, так и социаль­ные группы, слои, сообщества и даже все человечест­во в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (напри­мер, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которо­го он наделяет некоторыми несвойственными ему ка­чествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо

любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - про­тивоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с де­ятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

Важнейшей разновидностью практической де­ятельности является материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность) - одна из форм человеческой деятельности, направлен­ная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятель­ности (в узком смысле этого слова) выделяют:

1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда - те материалы (металл, гли­на, камень, пластмасса и пр.), на преобразование ко­торых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда - все устройства, при­боры, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преоб­разованию предметы труда;

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обыч­но используют следующие параметры:

1) производительность труда - количество про­дукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда - соотношение матери­альных и трудовых затрат, с одной стороны, и полу­ченных результатов - с другой;

3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между уча­стниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Характер требований, предъявляемых к участни­ку трудовой деятельности, зависит от многих факто­ров, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие тре­бования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессиона­лизма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером тру­да. Чем сложнее труд, тем выше требования к специ­альной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового рас­порядка, соблюдение заданных параметров произ­водственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (тре­бований трудовой, технологической, исполнитель­ской, договорной дисциплины).

Под духовной деятельностью понимают творче­ский процесс производства и воспроизводства ду­ховных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление. В связи с этим ду­ховную деятельность можно условно разделить на ду­ховно-теоретическую (производство духовных цен­ностей) и духовно-практическую (сохранение, рас­пределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей). Специализированными вида­ми духовной деятельности являются наука, искусст­во, религия, образование.

Деятельность оказывает огромное влияние на лич­ность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности инди­вид самореализуется и самоутверждается как лич­ность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразователь­ное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной сре­де, но перестраивает и совершенствует ее. Вся исто­рия человеческого общества - это история деятель­ности людей.

​​​​​​​Многообразие деятельности человека (кратко):

В обществе увеличивается разнообразие потребности, а значит, и деятельность становится более разноплановой и разнообразной.

В общем смысле выделяют практическую деятельность человека (преобразование реальных объектов) и духовную (изменяющую сознание людей).

В формате истории и исторического развития можно выделить созидательную или разрушительную деятельность. А также прогрессивную деятельность (направленную на прогресс - изменения) и реакционную (консервативную).

По формам объединения людей - это будет массовая, коллективная или индивидуальная деятельность.

В зависимости от сферы - это будет политическая, экономическая, религиозная и др. деятельность.

В соответствии с правилами установленными обществом и ценностями общества можно выделить законную/незаконную, моральную/аморальную деятельность.

По новизне целей и способов достижения можно определить деятельность как однообразную, монотонную, шаблонную или наоборот творческую, инновационную. Чем больше в деятельности правил и инструкций, тем ближе она к первому полюсу, чем больше свободы и возможности изменений, тем ближе ко второму.

В психологии деятельность разделяют на четыре вида:

- учение - приобретение новых знаний;

- труд - создание нового - практического результата;

- общение - развитие и поддержание контактов между людьми;

- игра (интеллектуальная, спортивная, ролевая) - процесс создания воображаемой ситуации и действия в рамках внутренних правил. Игра не несет практической ценности, но может служить для общения, обучения, подготовки к труду или развлечения.

Особенности проявления деятельности :

  • внутренняя - происходит в разуме;
  • внешняя - видима со стороны в виде движений, действий с предметами.

Как правило, они взаимосвязаны.

В отличие от других живых существ, приспосабливающихся к окружающей среде, человек обладает способностью качественно изменять её. В результате создаётся вторая природа человека - куль­турная среда. Она предполагает создание комфортных условий жиз­недеятельности человека, что позволяет ему более полно удовлетво­рять возникающие потребности.

Деятельность человека - способ отношения к внешнему миру, со­стоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (созна­тельный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Деятельность человека имеет определённое сходство с актив­ностью животных. Например, человек плетёт сеть для ловли рыбы и паук плетёт паутину для добычи пищи, человек строит плотины на реке и бобры сооружают запруду на ручье, птица вьёт гнездо и че­ловек плетёт корзину. Но это только поверхностное сходство. Про­анализировав деятельность человека и поведение животных, можно выделить следующие различия:

Таблица 7

Окончание табл.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потреб­ности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми, они становятся главным источником их ак­тивности.

В структуре любой деятельности принято выделять субъект, объ­ект, цель, средства её достижения, действия и результат.

  • Субъект деятельности всегда одушевлён: это или один человек, или группа людей, или всё общество в целом. Он обладает ак­тивностью, действует в соответствии со своими потребностями.
  • Объектом называется то, на что данная деятельность направле­на. Объект претерпевает на себе воздействия субъекта, он мо­жет быть изменён, преобразован, даже уничтожен в результате деятельности. Объект может быть неодушевлённым, например, дерево, камень, и одушевлённым - например, животное, че­ловек.
  • Прежде чем начать действовать, человек определяет цель дея­тельности, т.е. формирует в сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь.
  • Обозначив цель, индивид определяет средства, необходимые для её достижения. На этом этапе важно правильно выбрать средства. Они должны соответствовать масштабам и характеру цели. По этому поводу есть хорошая русская народная пого­ворка - «Стрелять из пушек по воробьям». В ней говорится о том, что для мизерной цели были выбраны слишком мощные средства. Человек - существо ответственное, поэтому должен осознавать последствия своих действий. Никакая, даже самая гуманная цель не должна достигаться безнравственными сред­ствами. Цель не оправдывает средства. Иногда в выборе средств люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипа­ми, т. е. некоторыми общими, упрощёнными представлениями о каком-либо социальном процессе (например, крестьянин обрабатывает землю так, как это делали его отец, дед, прадед).
  • Действия - для реализации поставленной цели субъект прояв­ляет свою активность. Действия можно классифицировать так:
  • целерациональные (поведение ориентировано на цель, осо­знаются средства и побочные результаты его действий.);
  • ценностно-рациональные (индивид следует своим убеждени­ям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.д.);
  • аффективные (обусловлены эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стре­мится немедленно удовлетворить свою потребность в ме­сти, наслаждении, преданности и т. д.);
  • традиционные (основаны на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки).
  • Результат - итог деятельности, реализованная на практике цель. Может существовать в виде предметов, зданий, сооруже­ний, произведений искусства. Результат не всегда будет точно соответствовать цели, он может превзойти её или быть значи­тельно хуже. Как не вспомнить знаменитую фразу В. С. Черно­мырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда…».

Человек живёт в деятельности. На протяжении всей жизни в раз­ные возрастные периоды преобладающим является определённый тип деятельности (рис. 7):

  • игра - её важными характеристиками является условный ха­рактер, возможность изменять условия, прервать, начать снача­ла, в ней важен процесс, а не результат. Игра занимает большую часть времени детей, способствует освоению ими социальных ролей, вырабатывает умение сотрудничать, соревноваться, приучает соблюдать правила, развивает фантазию. Игра зани­мает определённое место в жизни взрослого человека, но усту­пает учебной или трудовой деятельности.
  • учение - целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями. Занимает наибольший объём в общей деятельности человека в возрасте от 7 до 25 лет. Приобретение новых знаний, умений, навыков способствует становлению личности, формированию профессионала, готового к трудовой деятельности;
  • труд - направлен на достижение общественно-полезной цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей. Трудовая дея­тельность направлена на преобразование природного мира и создание материальных благ.

В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют:

  • сознательно поставленные цели - производство определённой продукции, переработка природных материалов, создание ма­шин и механизмов и др.;
  • предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пласт­масса и пр.), на преобразование которых направлена деятель­ность людей;
  • средства и орудия труда - все устройства, приборы, механиз­мы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
  • используемые технологии - приёмы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:

  • производительность труда - количество продукции, произве­дённой в единицу времени;
  • эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат с одной стороны и полученных результатов - с другой;
  • уровень разделения труда - распределение конкретных произ­водственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой дея­тельности, зависит в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

  • работник должен владеть всеми приёмами и способами про­изводства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
  • квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудо­вого процесса (требование квалификации);
  • от работника требуется безусловное соблюдение законов о тру­де и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение за­данных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

Деятельность человека - многогранное явление, поэтому суще­ствует большое количество критериев для её классификации (рис. 8).

Деятельность бывает:

^ В зависимости от субъекта: индивидуальной и коллективной.

^ По характеру: репродуктивной - творческой (вид деятельно­сти, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

^ По соответствию социальным нормам: законной - незаконной, моральной - аморальной.

^ По соотношению с общественным прогрессом: прогрессив­ной - реакционной, созидательной - разрушительной.

^ По сфере общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной.

^ По особенностям проявления человеческой активности: внеш­ней - внутренней.

Деятельность является главным условием формирования лично­сти. Процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Преобразуя окружающий мир, человек не только обеспечивает себя всем необходимым, но и самосовершенствуется, развивается. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную

Практическая деятельность направлена??на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразующую деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях) ценностно-ориентированная д деятельность (Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирования их мировоззрения) прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразующая деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французским ьких просветителей. Вольтера,. Ш. Монтескье,. Ж-Ж. Руссо,. Д. Дидро (циннисноориентована деятельность) сыграли большую роль в подготовке французской резолюции XVIII в (социально-преобразующая деятельность). Матери ально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развития наук, то есть познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельностияльності.

В многообразии видов деятельности человека можно выделить творческую и разрушительную. Результаты первой - города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, лечением больных их и воспитание детей. Разрушительная деятельность - это прежде всего войны. Гибель людей, разрушены жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги - это последствия локальных и мировых, гражданских и колонн иально воеоєн.

Но разрушительной может быть и административная деятельность людей, которые имеют власть. И в наше время есть немало руководителей, которые, говоря о благе народа, разрушают природу: вырубают леса, уничтожают пастбища, разрушаю ют почвы, загрязняют воды и атмосферу. По поводу разрушительной деятельности в народе говорят:"Ломать - не строить"Но чаще разрушительная деятельность порождается не злой волей, а ограниченностью воз ей достичь желаемого положительного результатату.

Среди многих характеристик деятельности особое место занимает деятельность творческая. Бывает работа, выполняется строго по правилам, по инструкции. Так, на автозаводе создается серия автомобилей одной й модели. На конвейере рабочий, устанавливая, например, левое переднее колесо, пользуется одинаковыми деталями и инструментами, выполняет те же действия. Каждый раз повторяются определенные операции, предусмотренные технол огичнимы требованиями. Эта деятельность в основе своей шаблонная, монотоннотонна.

От такой, безусловно, полезной, творческой, но однообразной деятельности отличается деятельность, требует каждый раз нестандартных, нешаблонных действий

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Представим себе, что перед конструкторами поставлена??задача создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? предотвратить загрязнение атмосферы выхлопными газами? ю.

Что же такое творчество? достижения. Наиболее яркая творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий самом деле не все люди, профессионально занятые нау кой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности содержит в себе элементы творчества. С этой точки зрения, творческой является любая деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность согласно их целей и нуждаетсяпотреб.

Творчество состоит не в той деятельности, где каждое действие вполне регламентирована правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающий новую информацию и предполагает самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, которые отличаются от события бних ситуаций в прошломму.

Конечно, масштабы и значение создаваемого нового в разных случаях неодинаковы. Например, изобретение книгопечатания опирался на известный ранее способ размножения рисунков. Здесь была расширена сфера применения ния уже существующих знаний. А создание. А. Энштейном теории относительности означало возникновение совершенно новой концепции, переворот в науке. Но и тот, и другой творческие акты имели историческое значениечення.

Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, есть отражение в с сознания явлений действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Представление позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Известно, что"мертвая петля"- первая фигура высшего го пилотажа - была выполнена пилотом. П. Нестеровым сначала в представлении, а затем на самолете в воздухе. Фантазия - это необходимый компонент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа или нао ческой модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточнымиатньо.

Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, условия получения которого не осознаются. В интуиции оказывается, таким образом, бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать:"Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно именно так"Решение сложной научной проблемы, над которой исследователь бьется порой годами, нередко приходит как бы внезапно, неожиданным и время, даже тогда, когда мозг человека занят решением совсем других задач. Знаменитый немецкий ученый. Г. Гельмгольц (1821-1894) говорил:"Мысль озаряет вас внезапно, без усилия, как вдохновениеення".

Интуиция играет большую роль в военной деятельности. В ходе боя полководцу приходится принимать решения мгновенно, от этого нередко зависит победа или поражение. Немецкий военный теоретик. К. Клаузев виц (1780-1831) писал:"Умственная деятельность здесь (на войне) оставляет отрасль строгого знания - логики и математики и превращается в искусство в более широком смысле этого слова, то есть в умение. Инту итивно выбрать из бесчисленного множества предметов и обстоятельств важнейшие и решающиені".

Но бессознательное в творчестве тесно связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль

"озарит"ученого полководца, изобретателя или поэта, немало труда бывает потрачено на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала. Психологи считают, что на путь ху к правильному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопления образов, четкое осознание задачи и бессознательное изобретения его решения. Открытие не возникает на пусто месте, оно опирается на прошлый опыте накопленные знания. Но ключом к решению может стать неосознанная часть предыдущего опыта, его"побочный продукткт".

Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ. МО. Бердяев считал творчество приложением, созданием нового, что не было в мире. Он связывал тайну творчества с. Богом, ство. Орив мир из ничего. В творчестве человека философ усматривает две стороны. Первый творческий акт,. М. Бердяеву, - это интуиция,"внутреннее познание"Второй творческий акт - это реализация продуктов творчества, нази ется мастерством, искусством. В первом - человек свободен, но это познание внутри самой себя. Во втором - она??связана с окружающим миром, материалами мира, зависит от других людинших людей.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной степени имеет способности к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или нет. Что должна делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие зд дибности? ез собственно приобщения к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любом утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию и па мьятаты слова великого композитора. ПИ. Чайковского:"Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивыхедачих".

Наряду с названными выделяются такие виды деятельности, как труд, игра, учение

Человек сумел приспособиться к жизни в самых разнообразных условиях. Многообразие деятельности его можно найти там, где господствует вечная жара и там, где тепла вообще не бывает - в низинах и на высоких горах, в джунглях и в голой пустыне.

Область действия человека

Оказывается, что более 56 процентов людей проживают в зоне не выше двухсот метров над уровнем моря. Тем не менее эта зона по площади занимает чуть больше четверти земной суши. Человек может жить без вреда для себя и потомства не только в высокогорных районах, а и в такой местности, что находится ниже уровня Мирового океана. В горных странах люди не ощущают никаких неприятностей, связанных с высотой.

В Боливии, Афганистане, Эфиопии, Перу, Мексике высота составляет преимущественно 1000 метров над уровнем моря. В Тибете более двадцати поселений расположены на высоте, превышающей пять тысяч метров. В Перу имеется самый высокогорный в мире поселок, где люди живут на высоте 5200 метров. А в Мексике, возле самого кратера вулкана Попокамепетль, на высоте 5420 метров долгое время жили работники, которые добывали серу. На такой высоте без кислородных аппаратов, кроме них, никто никогда не работал длительное время.

Под морем и на Крайнем Севере

Сорок процентов голландцев, приблизительно 5 миллионов человек, живут и работают буквально на дне морском, предварительно осушенном. Две пятых территории их маленькой густонаселенной страны лежит ниже уровня Мирового океана. Вся эта земля отвоевана у моря. Иногда море разрушает ограды и пытается вернуть забранную у него территорию. Но люди не сдаются: укрепив плотины, они заставляют море отступать и вновь на отвоеванной плодородной земле сеют хлеб, сажают сады и огороды. Благодаря достижениям науки и техники человечество имеет возможность заселять такие места, где раньше оно жить не могло.

Многообразие деятельности человека распространилось даже на Крайний Север. Эта местность успешно заселяется людьми, человек идет туда жить не потому, что ему стало тесно на нижних широтах. Далекий Север скрывает в своих недрах бесчисленные богатства - руду разных металлов, нефть, газ.

В далеком сибирском Заполярье, где раньше оседлая жизнь даже не мыслилась, где из-за вечной мерзлоты нельзя было построить ни одного сооружения, построен большой город - Норильск. Там сооружены многоэтажные современные дома, вечную мерзлоту перехитрили, и жители Норильска пользуются всеми благами, доступными современному горожанину.

Наука считает, что сейчас на планете нет таких мест, где человек не смог бы жить, если ему это будет необходимо. В средней школе на уроке обществознания в 10 классе многообразие деятельности раскрывается как способ существования людей.

С чего началась деятельность человека?

Человек отличается от всех остальных биологических существ, населяющих нашу планету, тем, что обладает многообразием деятельности, которая включает в себя разные стороны взаимодействия человечества с миром. Это форма активности человека, которая направлена на изменение окружающего мира и себя в том числе. Вначале своего развития человечество приспосабливалось к климатическим и географическим условиям, чтобы выжить.

В те времена высыхание реки или затопление реками полей могло значительно повлиять на жизнь того или иного поселения, характер и виды его хозяйственной деятельности. Понадобилось уйма времени и стараний для того, чтобы подчинить природу своим потребностям. Люди построили всевозможные каналы, дамбы. Человек научился управлять природной стихией. Направленное многообразие деятельности человечества началось с изготовления орудий труда. Только люди могут воздействовать на среду с помощью сотворенных ими средств.

Первая деятельность

История деятельности человека ведет свои истоки еще с первобытных времен с самых первых орудий труда. были у наших предков еще четверть миллиона лет назад. Ножи из металла начали использовать около 8 тыс. лет назад. Самые древние гвозди были изготовлены из меди на Ближнем Востоке и датируются приблизительно 3500 годом до нашей эры.

Уже 5-6 тысяч лет тому назад были изобретены первые гончарные круги - большие столы, которые вращал помощник гончара, в то время как сам гончар придавал глине форму. Позже гончарные круги были снабжены маховиком и педалью, вращающими стол быстро и равномерно.

Развитие науки и техники

Человек - существо разумное и любопытное. Все многообразие форм деятельности человек с помощью своей наблюдательности и логики взял из природы, наблюдая за птицами и животными, изучая природные явления. Робот - управляемый компьютером человек-механизм - фантазия писателей-фантастов.

Тем не менее роботы как запрограммированные машины, которые могут приспосабливаться к новым ситуациям, существуют уже с 1913 года, когда американец Сперри разработал для самолетов автопилот, поддерживающий постоянный курс и самостоятельно исправляющий отклонения самолета от маршрута.

В 1940 году в США был изобретен робот-руки, который мог совершать всевозможные манипуляции с радиоактивными веществами. С 1970 года существуют которые совершают сборку, сварку, лакирование на автомобильных предприятиях. Сейчас уже невозможно представить промышленное производство без таких роботов, которые внедрились буквально в любую отрасль промышленности.

Промышленная революция в 17-19-м веках, когда ручной труд был заменен машиной, изменила труд и в сельском хозяйстве. Усовершенствование орудий труда позволило добывать значительно больше пищи. Первую современную севалку сконструировал в 1701 году англичанин Джетро Талл, в этой конструкции использовались элементы музыкального органа, в том числе и педаль.

Первые серийные трактора сконструировал Генри Форд в 1916 году. Около 5 тысяч лет назад люди впервые смешали медь и олово и получили новый металл - бронзу. Он сыграл настолько важную роль в развитии науки и техники, что в его честь назван целый исторический период - бронзовый век.

Чуть позже, около 3,5 тысячи лет назад, во время железного века, люди впервые переплавили железную руду в железо. В то время кто владел железом, тот владел миром, ведь для изготовления оружия и военной техники этот металл подходил больше, чем бронза. Затем был изготовлен чугун в Европе в 1400 году, а первая нержавеющая сталь появилась в 1913 году, когда англичанин смешал сталь с хромом.

Средства передвижения в небе, по воде и суше

Яркими примерами многообразия деятельности служат различные транспортные средства, созданные человеком. Еще задолго до начала использования электродвигательной силы инженеры мечтали о том, чтобы плыть на корабле под водой. Голландец ван Дреббель в 1620 году сконструировал подводную гребную лодку с герметизированными отверстиями для весел. Эта лодка была похожа на бочку с плавниками.

В 1801 году американец построил подводную лодку, которая могла двигаться под водой много часов, а первый ядерный подводный аппарат был спущен на воду в 1955 году. Первые работающие на бензине автомобили сконструировали немцы Бенц и Даймлер, которые имели вид карет, в них лошадей заменил вмонтированный двигатель. Французы Танхар и Левассор изобрели автомобиль, который больше напоминает современный.

Первый паровой локомотив был изобретен в 1800 году англичанином Тревитиком, и только через четверть века между английскими городами начал курсировать первый пассажирский поезд. В 1981 году в Европе началась эпоха скоростных поездов. Именно тогда между Парижем и Лионом со скоростью 260 километров в час начал ходить первый сверхскоростной экспресс. В 1903 году знаменитые братья Райт совершили первый полет на самолете с мотором, преодолев расстояние 260 метров. С этого времени началась эпоха авиации.

Первый реактивный самолет с двумя реактивными двигателями построил в 1939 году немецкий инженер фон Охайн. Еще 1000 лет тому назад у китайцев были ракеты, которые использовались как военное оружие. В 1932 году, в войне с монголами, они использовали стрелы, оснащенные ракетами. Первые современные ракеты, предшественники космических ракет, использовались как артиллерийское оружие в Англии. Сегодняшние космические челноки покоряют просторы Вселенной, расширяя познания человечества.

Компьютер и Интернет

Мы испытываем удивление каждый раз, когда видим многообразие видов деятельности человека и отдаем себе отчет, как быстро и широко компьютеры распространили свое влияние на все области нашей жизни - производство, быт и досуг. Самой первой вычислительной машиной можно считать древнегреческий абак. Механические машины для вычислений строили в 17-м веке Паскаль и Лейбниц.

А первая ЭВМ была построена в США в 1946 году. Персональные компьютеры появились в 1976 году, а Интернет начал покорять мир в 1980 году.

Искусство и музыка

Человек усовершенствовал не только научные знания, окружив себя технически комфортным существованием. Духовное развитие играет важнейшую роль во взаимодействии человека с окружающим миром. Трудно представить себе современный мир без музыки, изобразительного искусства, литературы, театра или кино.

Они открывают нам необъятный мир красоты, наполняют душу целебным бальзамом, смыслом бытия, вдохновляют на новые победы и заставляют забывать окружающие нас проблемы. Без этого мир человека был бы серым и безрадостным, а сам человек стал бы подобен роботу.

Покорение космоса

Еще 500 лет назад наши предки верили, что Земля - это плоский диск, находящийся в центре мироздания. С тех пор астрономия не только изменила наши представления о родной планете, но и представила совершенно другую картину Вселенной. Сегодняшние космические челноки покоряют просторы Вселенной, расширяя познания человечества.

Были получены удивительные данные. Человечеству есть чем гордиться и восхищаться, ведь многообразие деятельности получило новую открывшуюся перспективу - покорение космических просторов.

Несмотря на многообразие человеческой деятельности, все блага цивилизации и технические достижения, мы остаемся частью природы, живем по ее милости. Природа время от времени напоминает об этом человечеству, которое иногда забывается в своей тяге к прогрессу.

Сохранение невосполнимых ресурсов природы, ее первозданной красоты и уникальности должно стать задачей всего человечества, ведь все мы тоже часть природы, живем внутри, подчиняемся ее законам и не можем существовать без нее.