Слово «мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» - в переводе означает напоминающий или предостерегающий. Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах .

В научной литературе 80-ых годов XX века, понятие мониторинга наиболее общим образом обозначает различную «деятельность по наблюдению», «систему повторных, целенаправленных наблюдений» или «методику и систему наблюдений». Во всех определениях ключевым словом является слово «наблюдение». Позже, в более поздний период наблюдение сменяется на «контроль с периодическим слежением» или «процесс отслеживания информации по изучаемой системе». На сегодняшний момент представляется наиболее точным и универсальным следующее определение мониторинга:

Мониторинг - это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления и повышению эффективности управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга - это его нацеленность на управленческие решения. Анализ теоретико-методологических основ модернизации образования, в особенности такой его важнейшей характеристики, как управление, в значительной степени базируется на современном понимании мониторинга образования, его сущности и содержании. С научно-педагогической точки зрения одной из сторон деятельности является гностическая деятельность, то есть проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности, в связи с которой в последнее время стали использовать понятие “педагогический мониторинг” .

Педагогический мониторинг - это диагностика, оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития. Педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей образовательного учреждения и органы управления качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Частью педагогического мониторинга развития и обучения в образовательном учреждении является психологической мониторинг.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).

Использование мониторинга в психологии началось сравнительно недавно. По определению А.А. Орлова, психологический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей. Предметом психологического мониторинга, например, могут быть психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений определенной возрастной или профессиональной группы, функционирование и развитие психических процессов и др. .

Психологический мониторинг - особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например, школы или другого образовательного учреждения).

С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

Получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе;

Предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;

Структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Работа психологической службы общеобразовательного учреждения в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям: психологическая диагностика, анализ результатов, рекомендации, консультация, коррекционные мероприятия, психологическая диагностика, анализ результатов, рекомендации, консультация, коррекционные мероприятия и т.д. Психологический мониторинг - комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и прежде всего качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности следует рассматривать динамику психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований - познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).

Педагогическая и психологическая трактовки образовательного процесса и результатов обучения при существенных различиях тесно взаимосвязаны. Нельзя изменить уровень развития ребенка, не расширяя при этом его осведомленность и круг практических умений. Невозможно формировать полноценные знания и умения, не изменяя при этом уровень психического развития. Поэтому показатели результативности образовательного процесса являются по своей сути психолого-педагогическими.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

Познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;

Мотивационная сфера и динамика ее развития;

Эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;

Личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

При проведении психологического мониторинга необходимо четко представлять порядок разработки и проведения такого сложного исследования. Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче.

1 этап - подготовительный. Уточнение потребностей органов управления образованием в информации, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового исследования, обоснование выборки и деление её на определенные группы, выделение и научное обоснование показателей мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых методов и методик, уточнение процедуры проведения и разработка инструкции проведения мониторинга, создание компьютерной методики для обработки результатов, согласование сроков и графиков работ.

2 этап - пилотное проведение мониторинга. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке, обработка и анализ данных, корректировка содержания анкет, методик и инструкций.

3 этап - полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор первичной эмпирической информации по всей выборке.

4 этап - обработка и анализ информации. Обработка информационного материала, обсуждение полученных результатов, создание аналитической справки для органов управления по результатам мониторинга.

Таким образом, мониторинг является неотъемлемой частью в образовании и других сферах деятельности. Мониторинг предполагает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах. Психологический мониторинг позволяет отследить результативность учебной деятельности, ее динамику, личностные особенности обучающихся. Это позволяет наметить пути образовательного процесса, индивидуальную работу с учащимися, позволяет выявлять трудности при внедрении личностно-ориентированного обучения.

Психологический мониторинг

система постоянного (непрерывного) отслеживания с помощью разнообразных средств психологического измерения и оценки процесса личностного развития учащегося (ребенка), создание банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего хода психического развития и успешности деятельности.

В самом общем виде под мониторингом понимают наблюдение, оценку и прогнозирование состояния системы (окружающей среды, образовательного процесса, механической системы). Его главными особенностями являются: а) системный характер, б) фиксирование реальных текущих признаков объекта и в) протяженность во времени. Таким образом, мониторинг выступает по сути синонимом понятий «систематическое наблюдение», «оперативное наблюдение».

Психологический мониторинг в сфере образования предполагает получение информации об учащемся, лежащей в области внутреннего, скрытого, и относящийся к тем особенностям психической организации ученика, которые влияют на успешность освоения им содержания образования. Ее получение является неотъемлемой частью информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса, с помощью которого отслеживаются показатели особенностей развития: а) в познавательной сфере ребенка (восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение), б) в сфере учебной деятельности (умение ориентироваться на образец, умение действовать по правилу, умение ориентироваться на систему требований, умение принять учебную задачу, умение планировать свои действия, умение контролировать и оценивать свою работу); в) в мотивационной сфере; г) в эмоционально-волевой сфере (уровень тревожности, активности, произвольности, агрессивности, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса и др.); д) в личностной сфере (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации, уровень притязаний, черты характера, акцентуации и т. д.).

Основными целями психологического мониторинга выступают:

1. Сохранение психического и психологического здоровья школьников за счет своевременной диагностики возникающих в процессе обучения трудностей.

2. Контроль за ходом психического развития для предупреждения и преодоления имеющихся или возможных отклонений в развитии школьника.

3. Создание оптимальных условий школьного обучения для каждого ребенка, обеспечивающих эффективное развитие его личности.

4. Раннее вмешательство, подразумевающее выявление минимальных отклонений, когда дезадаптивные механизмы еще не сформированы.

5. Приоритетность поддерживающих профилактических мероприятий для детей с минимальными отклонениями в психологическом развитии.

6. Преемственность в организационной системе психолого-педагогического обеспечения успешного обучения в начальной школе, а также ее соответствие этапам психического развития школьников.

7. Активное включение психолога в образовательный процесс, позволяющий обеспечить оперативное взаимодействие с учениками на уровне их субъективных проблем.

8. Гуманизация образовательной среды, в которой должно быть сформировано отношение к ребенку как к личности.

9. Компетентность специалистов, участвующих в программе по психологическому мониторингу. Важно, чтобы специалисты ориентировались во всех направлениях возможных нарушений ребенка, а также владели знаниями по психической адаптации и дезадаптации школьника.

10. Создание целостной системы изучения ребенка как развивающейся личности в образовательной системе, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).

Центральное место в организации психологического мониторинга занимает психологическая диагностика. Однако психологический мониторинг не может быть сведен только к психодиагностике. Системность, преемственность, периодичность и целостность мероприятий, образующих программу психологического мониторинга, подразумевает эффективный комплекс психологических средств и технологий, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно получать психологическую информацию.

Основаниями для создания программы психологического мониторинга в школе выступают общетеоретические принципы деятельности специалистов, направленной не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития, которые были выдвинуты Д. Б. Элькониным. Он считал, что подобная работа должна, прежде всего, соответствовать адресуемой возрастной группе и содержать ее основные возрастные особенности, поскольку каждый возрастной период характеризуется совершенно специфической социальной ситуацией развития.

С этой точки зрения, психологический мониторинг в школе должен учитывать наличие нескольких переходных периодов, во время которых количество факторов риска возникновения нарушений существенно увеличивается: момент поступления ребенка в школу (предобучение и адаптация к школе), время его перехода из начального звена обучения в среднее и период адаптации к новым требованиям, начало периода личностного (7 класс) и профессионального (9 класс) самоопределения. В эти периоды обычно ярко проявляются наиболее важные формы отклонений, таких как:

1) школьная неуспеваемость, базирующаяся, в первую очередь, на недоразвитии познавательной деятельности или неготовности к смене ведущего типа деятельности, невозможности ее формирования из-за различных дефектов развития;

2) школьная недисциплинированность, отражающая неадекватные способы компенсаторного реагирования ребенка на те или иные затруднения школьной жизни.

Решение задач психологического мониторинга также носит комплексный характер и предполагает совместное участие специалистов, кооперацию их активности. Администрация школы (директор ) координирует и направляет программу психологического мониторинга с учетом специфики образовательного учреждения и основных задач школьного обучения. Методист согласует учебные планы и образовательные программы с условиями, возможностями и особенностями психологического развития школьников на уровне конкретных классов. Классный руководитель активно взаимодействует со школьниками в образовательном процессе и отслеживает особенности учебной деятельности каждого ребенка, возникающие трудности обучения или симптомы неблагополучного развития ребенка. Педагоги школы адаптируют образовательные программы, учебные планы и свою педагогическую деятельность с учетом специфики класса и психологических особенностей детей. Психолог разрабатывает и реализует программу психологического мониторинга на основе требований школы, типичных трудностей, возникающих в образовательном процессе, и закономерностей психического развития школьников на данном возрастном этапе. Медицинский работник отслеживает состояние здоровья учащихся и своевременно выделяет «группу риска» – детей, для кого должны быть созданы щадящие условия обучения. Валеолог обеспечивает соблюдение условий сохранения физического и психологического здоровья детей в процессе обучения. Логопед работает над устранением различных недостатков в развитии речи школьника как одной из основных сфер психического развития, обеспечивающих успешность обучения. Социальный педагог своевременно информирует об условиях жизни ребенка и различных изменениях в его социальной ситуации развития. Дефектолог дает заключение о природе возникших отклонений в развитии школьников как обратимых (психологического характера), так и необратимых (органического происхождения), определяет степень этого отклонения и необходимость оказания медицинской помощи.

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Достань нож и убей! Техника ножевого боя тюрьмы Фолсом автора Пентакост Дон

Психологический настрой Когда вы последний раз серьезно проверяли свои силы? Никогда нельзя знать, как вы поступите в конкретной ситуации, пока не попадете в нее. Этого не знает и ваш противник, независимо от того уверен он в себе или нет. Многие, считают себя непобедимыми

Из книги Дж. М. Кейнс автора Красова Ольга

«Основной психологический закон» Суть этого «закона» Дж. М. Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». И в этом определении его

Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей Сергеевич

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

48. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Психологический эксперимент – это стратегия исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных

Из книги Энциклопедия юриста автора

Мониторинг земель МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ - система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель. Объектами М.з. являются все земли РФ. К его задачам относятся: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Психологический отбор юристов ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР ЮРИСТОВ - один из этапов или компонентов профессионального отбора, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия психологических и психофизиологических качеств кандидата

Из книги Linux и UNIX: программирование в shell. Руководство разработчика. автора Тейнсли Дэвид

Из книги Экология автора Зубанова Светлана Геннадиевна

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

38. Экологический мониторинг Мониторинг – слежение за какими – либо объектами или явлениями. Экологический мониторинг -наблюдение и прогноз состояния природной среды, оценка ее изменений под влиянием деятельности человека. Полученные данные используют для

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

7.16 Психологический прессинг (пиление) Комары гораздо гуманнее женщин. Если комар пьет твою кровь, то он, по крайней мере, перестает жужжать. Шутка То же самое, что эмоциональное накручивание, но проведение приема – постоянное во времени и не такой большой эмоциональной

Из книги автора

Анамнез психологический (от греч. anamnesis - воспоминания) – в психологии он рассматривается как сбор и систематизация информации о человеке, которая включает:? биографический фон и связанные с ним истории развития, которые могут быть использованы для объяснения

Из книги автора

Диагноз психологический краткое емкое обозначение актуального состояния психической системы или ее параметров, обусловливающего особенности поведения и деятельности конкретного человека, представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения

Из книги автора

Психологический прогноз профессиональный вид деятельности психолога, целью которого является формулирование вывода о будущем состоянии человека на уровне индивидуальных особенностей психики или на уровне практически важных параметров его деятельности с опорой на

Класс:

В настоящее время мониторинг, как вид деятельности, прочно входит в профессиональную жизнь школьного психолога. Администрация использует психологический мониторинг для оценки качества работы педагогов и корректировки управленческих решений. В этой информации чувствует необходимость учитель для оценки своей профессиональной деятельности и достижений ученика. Нуждаются в ней и учащиеся, испытывающие интерес к собственному развитию и самоопределению, а также родители учащихся, желающие активно участвовать в жизни школы и воспитании своих детей.

В систему деятельности под названием «мониторинг» входят: сбор, обработка, хранение и распространение информации о состоянии изучаемого объекта или явления и прогнозе его развития.

Психологический мониторинг может выполнять три функции:

  • Диагностическую, т.е. измерять параметры объекта;
  • Контрольную, т.е. дать возможность осуществлять контроль отклонений от нормативных параметров;
  • Оценочную.

Психологический мониторинг, как режим наблюдения за каким-либо процессом с целью изучения его динамики и сравнения с ожидаемыми результатами, позволяет эффективно контролировать реализацию образовательной программы, постоянно изучать состояние социума, замерять его основные параметры, вовремя снимать возникающие проблемы.

К психологическому мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.

Первый – объективность информации. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация должна быть конкретной и полезной для работников школы.

Второй – сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей.

Третий – адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий. Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований.

Четвертый – прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

Пятый – целевое назначение, которое предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели деятельности.
Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения этапов психологического мониторинга: подготовительного, практического и аналитического.

Психологический мониторинг может использоваться на разных уровнях:

  • Администрация : анализ состояния образовательной деятельности, принятие управленческих решений, организация методической работы;
  • Социально-психологическая служба :изучение состояния социальной структуры ученической среды школы, изучение адаптации учащихся, разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися, индивидуальные консультации классных руководителей, осуществление работы с родителями;
  • Зам. директора по воспитательной работе :планирование воспитательной работы школы на новый учебный год, организация методической работы с классными руководителями, контроль деятельности классных руководителей.
  • Классные руководители и учителя-предметники :планирование учебно-воспитательной работы с классом, организация индивидуальной работы с учащимися, выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей группы.

Разрабатывая психологический мониторинг, важно помнить о простейших правилах:

  • не допускать использование методик, предназначение которых не соответствует области применения;
  • контролировать степень освоенности методического средства;
  • не допускать использования случайных анкет, методик, диагностических материалов, не имеющих методического описания и теоретического обоснования и история создания которых не известна;
  • осуществлять контроль использования информации педагогами;
  • включить в мониторинг самых разных субъектов образовательной практики: родителей, учащихся, педагогов;
  • важно, чтобы результаты этой работы были обязательно оформлены и востребованы.

Для того, чтобы сделать психологический мониторинг «принимаемым» и лично значимым для каждого участника образовательного процесса, нужно иметь ввиду, что при его исполнении важна этическая сторона дела. Информация должна быть разделена на несколько блоков:

  • Информация, сообщаемая учителям и классным руководителям на совещаниях в виде перечня необходимой коррекционной работы и ее методики.
  • Информация, сообщаемая ученику или его родителям для формирования адекватной самооценки, определения направлений работы по изменению личностных качеств ученика.
  • Информация, для родителей для адекватной оценки личности ребенка.
  • Информация для администрации школы в укрупненном, структурированном виде с целью принятия управленческих решений.

При разработке психологического мониторинга нашей школы несколько лет назад я столкнулась с проблемой неотработанности понятия «психологический мониторинг», отсутствием в современной психологии системы замеров психологического развития учащихся, классных коллективов, проблемой анализа полученных данных, проблемой технического обеспечения отработки и хранения информации.
При составлении технологической карты (Приложение 1 ) для психологического мониторинга были определены основные показатели статуса учащегося:

  • готовность к обучению на разных ступенях обучения
  • познавательная сфера
  • мотивационная сфера
  • эмоционально-волевая сфера личности
  • личностная сфера (интересы, способности, профессиональная направленность учащегося)
  • социометрический статус школьника. (Приложение 6 )

При составлении психологического мониторинга классов (Приложение 2 ) учитывались следующие компоненты оценки развития коллектива:

  • Уровень развития коллектива
  • Рейтинг учебных предметов
  • профили обучения
  • интеллектуальные показатели
  • готовность к выбору профессии
  • удовлетворенность работой школы.

Информация, полученная с помощью психологического мониторинга (Приложение 3 ), востребована на различных уровнях:

  • Оценка работы педагогов, классных руководителей, школы в целом;
  • Работа по адаптации учащихся;
  • Планирование и проведение групповых занятий по развитию познавательных способностей в 1-4 классах
  • Проведение профориентационных уроков в 9-х классах
  • Индивидуальные занятия по коррекции эмоциональной сферы
  • Работа с педагогами на совещаниях, педагогических советах, консилиумах и т.д. (Приложение 4 )
  • Индивидуальные консультации классных руководителей;
  • Работа с родителями (классные собрания, индивидуальные консультации)
  • Информационно-отчетная деятельность для УО (Приложение 5 ),
  • Информационные карты школы для участия в многочисленных конкурсах на разных уровнях.

В настоящее время психологический мониторинг становится реально действенным механизмом для определения эффективности образовательной деятельности, и что наиболее важно, для выделения факторов, обеспечивающих или, напротив, тормозящих достижение максимально возможной эффективности образовательной деятельности школы.

Литература:

1. Битянова М. В центре внимания – мониторинг // Школьный психолог. – 2011. – №14.
2. Мякинченко Л.П. Настольная книга завуча школы / Авт.-сост. Л.П. Мякинченко, Т.В. Ушакова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Сущность и задачи социально-психологического мониторинга. Эффективное предупреждение преступности может осуществляться исключительно на базе адекватной прогностической оценки тенденций изменения ее состояния и причинного комплекса. Отметим тот факт - что в современной криминологической литературе прогнозирование преступности определяется как основанное на анализе и данных расчета вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики преступлений. Необходим комплексный прогноз в сфере борьбы с преступностью, кᴏᴛᴏᴩый должен охватывать тенденции: а) социальных процессов, непосредственно влияющих на преступность; б) борьбы с преступностью; в) самой преступности как явления, способного к самоизменению.

Отметим тот факт - что в современной литературе сформирован комплекс исходных оснований криминологического прогнозирования:

Преступность рассматривается как явление, вторичное по отношению к другим социальным явлениям, кᴏᴛᴏᴩые могут выступать как ее причинами, так и факторами, снижающими ее уровень;

Прогноз преступности - ϶ᴛᴏ прежде всего оценка тенденций, кᴏᴛᴏᴩая всегда носит вероятностный характер. Необходимое условие ϶ᴛᴏй оценки (и в то же время ограничение) - допущение об устойчивости проявившейся в прошлом тенденции в динамике и структуре преступности;

Между преступностью и ее факторами нет линейной причинно-следственной связи и возможно запаздывание изменений в преступности при произошедших изменениях социальных условий, выступающих факторами ее роста или снижения. Это связано с инертностью социальных процессов - накоплением потенциала для изменений.

Криминологическое прогнозирование, основанное на данных положениях, может осуществляться при относительно высокой стабильности условий жизни общества или тенденций их изменения, а также при наличии необходимой информационной базы, включающей данные о широком спектре социальных явлений. При отсутствии данных условий прогнозирование преступности на определенный срок становится практически невозможным. На современном этапе крайне важно постоянное слежение за ситуацией с преступностью - мониторинг.

Для разработки методики мониторинга основополагающим будет положение о том, что факторы преступности различаются по степени непосредственности и интенсивности ϲʙᴏего причинного влияния на преступность. Среди них есть внутренние причины, кᴏᴛᴏᴩые представляют собой явления индивидуального и общественного сознания, т.е. духовной сущности общества и отдельного человека.

Внутренние факторы формируются, изменяют ϲʙᴏе содержание и интенсивность под влиянием условий социального бытия. Эти условия можно рассматривать как внешние факторы преступности, влияющие на изменение внутренних.

Среди них можно выделить факторы первого и второго порядков. Внешние факторы первого порядка более непосредственны в ϲʙᴏем влиянии на внутренние (духовные) К их числу относится информационный поток, создаваемый средствами массовой информации, организуемый через просвещение, воспитание или складывающийся стихийно. Этот поток формирует ценностно-нормативную сферу сознания членов общества, опосредует восприятие и оценку ими событий социальной жизни. Примером факторов второго порядка может служить применение уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Эти меры обеспечивают непосредственно исключительно частное предупреждение, в то время как общее предупреждение - опосредованно доходящей до членов общества информацией об изобличении и наказаниях преступников.

Методологически важен учет того факта, что детерминанты преступности могут изменяться под влиянием собственных движущих сил. Похоже, что преступность, достигая некᴏᴛᴏᴩого относительно высокого уровня, несет в себе механизм «расширенного воспроизводства» и способна сохранять тенденцию роста за счет внутренних факторов при отсутствии существенных изменений внешних. Явление самодетерминации обусловлено:

Расширяющимся криминогенным влиянием лиц, совершающих преступления, на остальную часть общества;

Формированием правонарушающих традиций среди определенных социальных групп;

Возникновением организованных преступных общностей, осуществляющих поддержку противозаконной деятельности и противодействие правоохранительной деятельности государства;

Снижением показателей обеспечения неотвратимости ответственности.

Криминологический мониторинг должен осуществляться как систематическое изучение и оценка внутренних - социально-психологических предпосылок преступности и тенденций их изменения в соотнесенности с анализом социальных условий, выступающих наиболее существенными внешними факторами и влияющих на формирование внутренних предпосылок преступности.

Порядок проведения социально-психологического мониторинга. Схема социально-психологического мониторинга преступности по логике его задач и возможностей включает следующие составляющие.

Первоначально изучаются те ϲʙᴏйства общественного сознания и правовой психологии, кᴏᴛᴏᴩые выступают внутренними факторами появления и

развития тенденций ухудшения состояния правопорядка. По результатам их анализа делаются выводы о внутренних предпосылках изменений преступности в обществе (в конкретном регионе, общности людей) в текущее время.

Далее проводится криминогенетический анализ социально-психологических предпосылок преступности, направленный на выявление условий социального бытия и социальных воздействий, кᴏᴛᴏᴩые обусловливают криминогенно значимые изменения общественного сознания и правовой психологии. Установление данных факторов выступает основанием для принятия мер по их устранению или нейтрализации их негативного влияния.

Социально-психологический мониторинг ориентируется на разные социальные субъекты (территориальные общности населения, коллективы организаций, социальные группы) и по отношению к различным сферам юридически значимого поведения, соотносимого с уголовно-правовым запретом. К основным из данных сфер крайне важно отнести: 1) сферу обеспечения удовлетворения материальных потребностей человека (эта сфера охватывает корыстные преступления); 2) сферу взаимодействия человека с другими людьми в связи с удовлетворением ϲʙᴏих потребностей и интересов (данная сфера охватывает насильственные преступные деяния) Другие сферы юридически значимого поведения определяют специфические направления мониторинга. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, например, сфера взаимодействия граждан с государством и его органами, сфера выполнения воинского долга, сфера досуга и потребления и др.

Социально-психологический мониторинг в отношении общества или определенных общностей людей предполагает изучение общественного правосознания и распределение индивидуальных правовых позиций членов общества, их представлений о приемлемости в обществе совершения противоправных деяний, субъективного восприятия влияния общества на его членов: криминогенного («общество поддерживает преступное поведение»), антикриминогенного («общество препятствует преступным посягательствам») и противоречивого («общество и способствует, и препятствует преступным деяниям») Необходимо различение видов позиций по их разным психологическим особенностям.

Первая особенность - отношение к преступному деянию как способу удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации):

1) решимость вести преступный образ жизни и готовность осуществлять поиск или создание возможностей для его ресоциализации;

2) приемлемость преступлений исключительно при возникающих благоприятных возможностях для ϶ᴛᴏго либо в составе референтной группы (склоняющего влияния значимых лиц) при отсутствии собственного стремления к инициативному поиску или созданию таких возможностей;

3) допустимость преступлений исключительно при невозможности обеспечить правомерно удовлетворение жизненно значимой потребности (разрешение острой проблемной ситуации);

4) полная неприемлемость для себя использования преступлений даже при вынуждающем характере обстоятельств.

Вторая особенность индивидуальной правовой позиции, значимая для криминологического мониторинга, выражает степень принятия личностью правомерного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации:

1) безусловное принятие только правомерного способа и решимость его постоянно использовать;

2) приемлемость правомерного способа и решимость его использовать сочетаются с неудовлетворенностью его результативностью;

3) противоречивое отношение к правомерному способу и отсутствие решимости его использовать наряду с отсутствием решимости отказа от него;

4) определенное неприятие правомерного способа с решимостью отказа от его использования.

Третья особенность правовой позиции личности пробудет по отношению к выполнению общественного долга участия в борьбе с преступностью. Она базируется на отношении личности к использованию другими людьми противозаконного способа действий, кᴏᴛᴏᴩое может быть: солидарным (оправдывающим, лояльным); противоречивым (содержащим элементы и оправдания, и осуждения) в зависимости от мотивов совершения противозаконных действий, объекта посягательства и т.д.; индифферентным (неопределенным, неясным, несформированным); умеренно отрицательным (выражающим сожаление в связи с тем, что люди совершают преступные деяния); обостренно отрицательным (осуждающим противозаконные действия)

Позиции личности по отношению к участию в борьбе с преступностью, выполнению общественного и гражданского долга в ϶ᴛᴏй деятельности могут быть дифференцированы следующим образом:

1) позиция принципиального неучастия;

2) позиция участия при затрагивании личных интересов или интересов близких людей;

3) позиция избирательного участия в зависимости от того, кто будет потерпевшим (заслуживает ли он сочувствия) или преступником (существует ли угроза мести со стороны преступника и т.д.);

4) позиция обязательного участия в любом случае.

Приведенная дифференциация основных сторон правовой позиции личности может быть использована в качестве основы для разработки методики изучения их распределения в обществе (общности) при осуществлении социально-психологического мониторинга предпосылок преступности.

Психологическое исследование отражения в индивидуальном и общественном сознании социальной приемлемости совершения противоправного деяния показало наибольшую значимость следующих социальных представлений:

О распределении в обществе, референтном социальном окружении или среди представителей социальной группы, к кᴏᴛᴏᴩой относит себя субъект, правовых позиций, указанных в приведенной выше их типологии;

О благоприятности либо неблагоприятности последствий для тех, кто использует противоправный способ удовлетворения потребностей (разрешения проблемных ситуаций);

О социальном реагировании на совершение определенного рода противоправных деяний и вероятности наступления отрицательных последствий (юридических или не юридических);

О возможности и благоприятности использования правомерного способа для обеспечения удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций;

О социальном реагировании (отношении ближайшего окружения) на использование субъектом исключительно правомерного способа действий для удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации), т.е. на принципиальное неиспользование противоправного способа.

Комплексный подход в социально-психологическом сопровождении привел к выделению такого понятия, как социально-психологический мониторинг, который выступает отправной точкой в разработке не только психологических форм работы, но и педагогических, и управленческих.

Социально-психологический мониторинг – специально организованное систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся, с учетом влияния образовательной среды учреждения, позволяющее осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, основываясь на объективных данных.

Социально-психологический мониторинг представляет собой систему анкетирования и тестирования учащихся. С помощью социально-психологического мониторинга осуществляется сбор, хранение, анализ и представление информации об уровне развития учащихся.

Основными целями мониторинга выступают:

1. Сохранение психического и психологического здоровья школьников за счет своевременной диагностики возникающих в процессе обучения трудностей.

2. Контроль за ходом развития для предупреждения и преодоления имеющихся или возможных отклонений в развитии школьника.

3. Создание оптимальных условий школьного обучения для каждого ребенка, обеспечивающих эффективное развитие его личности.

4. Раннее вмешательство, подразумевающее выявление минимальных отклонений, когда дезадаптивные механизмы еще не сформированы.

5. Создание целостной системы изучения ребенка как развивающейся личности в образовательной системе, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Мониторинг реализует следующие задачи:

    получение максимально полной информации, характеризующей образовательный процесс в школе;

    предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;

    структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

В систему деятельности под названием «мониторинг» входят: сбор, обработка, хранение и распространение информации о состоянии изучаемого объекта или явления и прогнозе его развития.

Мониторинг может выполнять три функции:

    Диагностическую, т.е. измерять параметры объекта;

    Контрольную, т.е. дать возможность осуществлять контроль отклонений от нормативных параметров;

    Оценочную.

К мониторингу должны предъявляться определенные требования , которые можно сформулировать в виде принципов.

Первый – объективность информации. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация должна быть конкретной и полезной для работников школы.

Второй – сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей.

Третий – адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий. Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на ученика.

Четвертый – прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

Пятый – целевое назначение, которое предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели деятельности.

В инструментарии практического психолога существует разнообразный комплекс методов и методик, позволяющие выявить все необходимые показатели психического развития детей, которые могут быть учтены в процессе обучения. Как правило, причины снижения успеваемости учащихся обнаруживаются в низкой и негативной школьной мотивации в целом, и интересов к отдельным предметам в частности или же в трудностях социальной адаптации детей в ученическом коллективе из-за особенностей своего поведения.

Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Психологический мониторинг, как режим наблюдения за каким-либо процессом с целью изучения его динамики и сравнения с ожидаемыми результатами, позволяет эффективно контролировать реализацию образовательной программы, постоянно изучать состояние коллектива, замерять индивидуальные основные параметры, вовремя замечать возникающие проблемы.

Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:

психологическая диагностика -> анализ результатов -> рекомендации, консультация -> коррекционные мероприятия -> психологическая диагностика -> анализ результатов -> рекомендации, консультация -> коррекционные мероприятия и т.д.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

    познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;

    мотивационная сфера и динамика ее развития;

    эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;

    личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

    провести ранжирование учащихся по заданному параметру;

    выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;

    отследить динамику изменений результатов от года к году;

    вовремя заметить отставание развития определенного признака

Данные психологического мониторинга служат для разработки рекомендаций и основой коррекции взаимодействия учителя и учащегося, чтобы оптимизировать процесс обучения. Поэтому можно выделить несколько сфер применения данных социально-психологического мониторинга.

информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога с учеником.

Для родителей более информативными являются сведения о каждом учащимся, полученные в ходе исследования. Зная сильные и слабые стороны своего ребенка родители смогут больше уделять внимание психическому развитию детей, организовывая досуг, режим дня и выполнение учебных заданий.

информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике или целом классе. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.

Для администрации и других учителей в социально-психологическом мониторинге полезным является сравнительная характеристика классов. Такая и нформация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса, что позволяет корректировать тематический план, уровень сложности учебных заданий.

Для методической работы школы в социально-психологическом мониторинге важен анализ динамики психического развития учащихся за год или несколько лет для выявления недостатков в качестве обучения и разработке новых педагогических технологий.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий. Данные психологического мониторинга служат для разработки рекомендаций и основой коррекции взаимодействия учителя и учащегося, чтобы оптимизировать процесс обучения.