Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Географическое положение, природный, культурно-исторический и социально-экономический потенциал Приморского края - "восточных морских ворот" России. Туристская инфраструктура. Перспективные направления развития внутреннего и внешнего туризма региона.

    доклад , добавлен 05.11.2016

    Индустрия туризма как объект экономического планирования. Природный рекреационно-туристский потенциал Приморского края. Формы организации государственного регулирования туристского сектора экономики Российской Федерации. Оценка вклада туризма в экономику.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2012

    Понятие и сущность въездного и выездного туризма. Привлекательность России для китайских туристов, их мотивационные предпочтения. Перспективы развития Приморского края. Динамика туристских потоков. Показатели развития объектов туристской индустрии края.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Понятие внутреннего туризма и его состояние в России. Состояние внутреннего туризма Хабаровского края. Проблемы и перспективы использования туристского потенциала в Хабаровском крае. Разработка программы тура выходного дня "Обучение и отдых в Хабаровске".

    дипломная работа , добавлен 20.03.2012

    Сельский туризм: понятие, виды, принципы организации. Современное состояние и перспективы развития туризма в Приморском крае. Разработка и документальное обеспечение пакета сельских туров "Осенины" туристской фирмы ООО "Пять звезд" г. Владивосток.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2015

    Основные показатели развития туризма и туристско-рекреационный потенциал Багамских островов. Жизненный цикл туристского продукта "Багамы" для России, анализ "матрицы потребителя" и "матрицы производителя" выездного туризма, сущность SWOT-анализа.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2010

    Структура туристского рынка РФ. Динамика и тенденции развития российского выездного туризма. Анализ выездного потока в страны Азии, Европы, Ближнего Востока. Влияние внешнеэкономической ситуации на динамику развития российского выездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2010

    Индустрия туризма и его место в экономике Красноярского края. Современное состояние и перспективы развития туризма на территории южной агломерации Красноярского края. Основные показатели деятельности туристских фирм, структура потока по направлениям.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

10. Сажнева Л.П. Технология стратегического развития предприятия сферы услуг и плана его реализации // Вестник чувашского университета. 2010. №4. С. 433.

11. Шапорова О.А., Старцева Т.С. Сущность и виды внутреннего планирования // Управленческий учет. 2009. №5. С. 4-5.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ SWOT-АНАЛИЗА

ДЛЯ ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Шпак А.С., Данилов А.А., Никифорова Л.Н.

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

APPLICATION OF THE SWOT-ANALYSIS METHOD TO ASSESS THE FACTORS AFFECTING THE SYSTEM OF SOCIAL SUPPORT IN THE PRIMORSKY REGION

Shpak A.S., Danilov A.A., Nikiforova L.N.

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

Актуализируется проблема применения методики SWOT-анализ для стратегического планирования в системе социальной поддержки населения Приморского края

в соответствии с современным состоянием экономики Приморского края и новыми требованиями федерального законодательства.

Представлены категории объектов SWOT-анализа и подчеркнут социально-экономический характер объектов SWOT-анализа в противовес традиционному представлению об эффективности технологии SWOT-анализа только в контексте бизнес-практик отдельных предприятий (организаций).

По представленной авторами методике анализируются и оцениваются факторы внешней среды и внутренней среды, с разбивкой по сторонам SWOT-анализа, оказывающие влияние на функционирование современной системе социальной поддержки населения Приморского края. Представлены расчеты ранга факторов, матрица SWOT-анализа, сводная экспертная оценка, проблемное поле в рамках SWOT-матрицы и количественная оценка проблем. По результатам анализа сформулированы страте -гические мероприятия по развитию экономики Приморского края в рамках принятых государственных программ.

Ключевые слова: система социальной поддержки населения; долгосрочное стратегическое планирование; категории объектов SWOT-анализа; факторы внешней и внутренней среды; шкала и критерии оценки; ранг фактора; матрица SWOT-анализа; экспертная оценка; стратегические мероприятия.

The problem of SWOT-analysis implementation in the system of social support of the population ofPrimorsky region en-

tity strategic development planning was actualizes, considering new requirements of federal legislation and economic situation in Primorsky region.

Categories of SWOT-analysis objects are presented in this paper. The special emphasis was given to their socio-economic features in contrast to traditional view about effectiveness of this technology only in business context.

According to the procedure provided by the authors, factors of internal and external environment are evaluated and analyzed. These factors devided into SWOT-analysis parts influence the functioning ofpresent day system of social support of the population in Primorsky region. Rank calculations, quantitative problems evaluation, matrix of SWOT-analysis, problem field within SWOT-matrix and summary expert evaluation are presented. As a result of analysis and taking into account adopted state programs, strategic actions for development of Primorsky region population social support system are formulated.

Keywords: system of social support; long-term strategic planning; categories of SWOT-analysis objects; factors of internal and external environment; the scale and evaluation criteria; rank factor matrix of the SWOT-analysis; qualitative and quantitative assessment methodology expert evaluation; strategic actions.

Современная система социальной поддержки населения (далее ССПН) входит в новую социальную реальность, обусловленную дефицитом бюджетных средств, со слабо подготовленными к инновационной деятельности кадрами, финансированием госу-

дарственных программ в соответствии со сметными возможностями региона, слабо ориентированными на конечный социальный результат.

Практика управления ССПН остро нуждается в научно обоснованных стратегических подходах по разработке и внедрению новых методов, моделей и социальных механизмов по повышению эффективности управления отраслью в соответствии с социально-экономическим развитием общества.

Сложившуюся ССПН в Приморском крае, направления и механизмы ее совершенствования определяют особенности демографической ситуации и социально-экономического положения населения, а также характеристики бюджетной политики в отношении расходов на социальную поддержку в Приморском крае.

Разработка и практическая реализация эффективных механизмов долгосрочного стратегического планирования и сбалансированного регулирования расходов на ССПН, с целью улучшению качества жизни населения на уровне субъекта Российской Федерации являются актуальной научной проблемой, решение которой во многом зависит от отношений между властью, бизнесом и населением в условиях дифференциации социально-экономических интересов и бюджетного потенциалов региона. Качество стратегии социально-экономического развития достигается за счет передовых технологий прогнозирования, анализа внутренней и внешней среды, формирования сценариев развития, разработки эффективных инструментов государственно-частного партнерства, мониторинга и реализации принятых государственных программ.

Идеи научного управления ССПН населения, изучение ее подсистем, повышения эффективности управления социальной защиты населения, заложили отечественные ученые: В.Г. Афанасьев, Э.Л. Воробьева, Д.М. Гвишиани, Г.И. Осадчая, Г.Х. Попов, В.Ю. Своеволии, Ж.Т. Тощенко, Д.К. Танатова, В.Н. Якимова, А.Г. Здравомыслов, Т.П. Заславская, O.A. Уржа и др.

Специфике организации региональной системы социального управления посвящены работы Р.Х. Ахметзянова, Е.А. Белова, З.С. Гафарова, А.Н. Ершова, Ю.З. Камалтынова, Ф.Х. Мухамет-шина и др. исследователей.

Для оценки состояния и прогноза вероятных тенденций развития управления системой социальной защиты населения Новиковой К.Н. был применен метод познания и прогнозирования, основанный на контект-анализе и эмпирическом подходе. Оценочной измерительной категорией исследуемых характеристик явились индексы позитивности-негативности экспертных суждений.

Одним из признанных инструментов стратегического планирования является SWOT-анализ. Он традиционно рассматривается в теории таких дисциплин как стратегический менеджмент , маркетинг , экономический анализ и др.

Классическая методика проведения SWOT-анализа достаточно полно изложена, например, в работах К. Фляйшера и Б. Бен-суссана (2005) , Е.В. Богомоловой (2004) , Соколова и др.), государственно-общественные институты (О С. Майсак и др. и политические партии, муниципальные образования (А.В. Скалон , А.В. Любарен-ко , А.С. Шпак и др.), научная сфера (Л.П. Клеева ), некоммерческие организации (С.В. Па-насенко ) и другие категории объектов.

Можно утверждать, что SWOT-анализ применим к объектам разного масштаба и в разных сферах, где цели носят социально-экономический характер. Это в свою очередь объясняет необходимость постановки решения задач применения методики SWOT-анализ для разработки стратегических мероприятий по развитию ССПН региона в рамках принятых государственных программ и нового закона Российской Федерации №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» .

SWOT-анализ может быть проведен с использованием качественных и количественных методик. Их отличие состоит, прежде всего, в способе оценки показателей и уровне формализации этого процесса.

Качественные методики отличаются по формату, который используется для работы экспертов и итоговой формы. Одной из часто используемых качественных методик проведения анализа SWOT является методика с форматом в виде четырехпольной таблицы - SWOT-матрицы. Данная методика обычно не вводит

ограничений для количества факторов, оцениваемых экспертами. Каждый эксперт определяет набор факторов внешней и внутренней среды объекта управления, которые, с его точки зрения, наиболее важны. Факторы оцениваются по группам: сильные и слабые стороны объекта управления, возможности угрозы внешней среды. Данный формат не предусматривает количественной оценки факторов по важности, силе влияния на деятельность объекта, а также по рейтингу показателей у разных экспертов. Это в свою очередь снижает ценность анализа и усложняет использование результатов в процессе разработки, например, государственных и муниципальных программ.

Из 18 принятых в Приморском крае государственных программ на 2013-2017 годы , только четыре имеют SWOT-анализ, выполненный на основе качественной методики, в том числе Государственная программа Приморского края «Социальная поддержка населения Приморского края на 2013-2017 годы» .

Количественные методики SWOT-анализа позволяют оценивать важность и силу влияния фактора на объект управления. На практике часто решения о возможных действиях и государственных и муниципальных программах принимаются в условиях ограниченных ресурсов: временных, административных, материальных и финансовых. В таком случае становится очень важно правильно распределить ресурсы для достижения поставленных целей с учетом приоритетности и эффективности.

Информативность и простота работы с результатами SWOT-анализа при использовании количественных методик повышается.

Комплексных исследований и публикаций по использованию технологии SWOT-анализа при разработке государственных

ВОЛОСЕВИЧ Н.В., ГОРБАТКОВА Г.А. - 2014 г.

SWOT-анализ Приморского края

1. Географическое положение Приморского края предполагает сильную ориентацию на экономики стран АТЭС. Эти экономики в большой мере являются производственными и опираются в своем развитии на мировой инновационный потенциал.

2. В Приморском крае накоплен значительный научно-образовательный потенциал. Имеется большое количество ВУЗов (как МинОбрНауки, так и отраслевых), сеть научно-исследовательских институтов РАН.

3. Научные организации Приморского края de facto уже вовлечены в инновационный обмен со странами АТЭС. Эти организации постоянно участвуют в инновационных выставках в Китае, создан Инновационный Центр, который позиционируется как Инновационный Центр АТЭС.

4. Научно-исследовательские организации Приморского края участвуют во всероссийских научных сетях и имеют возможность расширения такого участия. Так, научно-исследовательские институты ДВО РАН находятся в системе РАН. Имеется воможность участия в инновационных структурах Томской области и Санкт-Петербурга с дальнейшим выходом на скандинавские и общеевропейские структуры. Это расширяет потенциал инновационной деятельности научных организаций Приморского края.

1. Приморский край может взять на себя роль инновационного терминала России, через который происходит торговля российской интеллектуальной собственностью со странами АТЭС. При нынешнем статусе азиатско-тихоокеанского региона как производительного центра мировой экономики, такой терминал позволит сконцентрировать достаточный ресурс для перехода В«полулегальнойВ» торговли инновациями в этом направлении на более прозрачные и взаимоприемлемые принципы. Вместе с тем, инновационный терминал такого масштаба будет иметь значительный экономический эффект и приведет к созданию множества рабочих мест, как непосредственно в системе структур терминала, так и в большом количестве сопутствующих бизнесов.

2. Возможно построение развитой системы оказания юридических, экспертных, образовательных и финансовых (венчурных) услуг инновационным предприятиям России в отношении такой торговли. Это приведет к значительному усилению защиты отечественных инновационных организаций от недобросовестного партнерства, способствуя в то же время усилению структурного интегрирования Приморья в РФ.

3. Такие же услуги могут оказываться (через создание инновационных сетей и коридоров) и Европейским инновационным организациям. В частности, Приморье может стать буферной зоной для разрешения проблем, связанных с различным пониманием вопросов интеллектуальной собственностиВ в Европе и в странах АТЭС.

4. Симметричные услуги можно оказывать предприятиям стран АТЭС. В частности, весьма востребованной можетВ оказаться услуга по В«расчисткеВ» патентных полей и законным способам обхода патентов.

1. В В настоящее время существует развитая практика В«нелегальнойВ» торговли инновациями с Китаем. Китайская сторона не практикует законных методов передачи интеллектуальной собственности (лицензирование) и пользуется слабостью законодательства РФ, низким уровнем финансирования учебно-научных учреждений и малограмотностью персонала научных учреждений ПК в деле торговли инновациями.

2. Отсутствует понятный политический вектор отношений с Китаем. На федеральном уровне не выдвинуты ясные и четкие геополитические приоритеты, которые В«замещаютсяВ» абстрактными угрозами В«китайской экспансии» Это приводит к тому, что работа с китайскими предприятиями в инновационном поле является бессистемной, что и является одной из причин п.1. Нет прозрачных механизмов работы с технологиями двойного назначения.

3. Администрация ПК, при общем правильном понимании необходимости и путей инновационного развития, структурно не подготовлена к такому развитию. В краевой администрации нет подразделения, которое отвечало бы за все аспекты инновационной деятельности. Не проработаны схемы местного финансирования подобной деятельности. Не принят Закон об инновационной деятельности.

4. Научно-исследовательские организации ПК разобщены, существует значительная конкуренция за скудные ресурсы финансирования. В частности, инновационная деятельность рассматривается не как доходная, но как повод получить дополнительное финансирование из центра. Существующие инновационные организации (Центр ДВО РАН и Центр АТЭС) конкурируют за один и тот же инновационный пул.

5. Мало внимания уделяется инновационной деятельности в научно- исследовательских организациях. В инновационных отделах сотрудники работают либо по совместительству, либо на добровольных началах.

6. Инновационная В«грамотностьВ» сотрудников как инновационных отделов научных организаций, так и в целом таких организаций, оставляет желать лучшего. В частности, в большой мере инновации рассматриваются как основа для малого предпринимательства при научных учреждениях, а не как стратегический бизнес или предмет торговли.

7. Географическая удаленность края от Москвы, в сочетании с вертикальным принципом принятия управленческих решений в РФ приводит к тому, что организации и власти Приморского края ограничены в возможностях лоббирования своих интересов в области инновационного развития. При стоимости одной поездки в Москву порядка 30000 рублей, научно-образовательные организации Приморья В«обреченыВ» на финансирование своих программ в большой мере по В«остаточномуВ» принципу по сравнению с более динамичными коллегами из центральных районов.

1. Неоднозначность принципов построения отношений с Китаем и странами АТЭС может привести к противодействию силовых структур, которые будут рассматривать деятельность инновационного терминала как разновидность промышленного шпионажа. В связи с этим возможно применение как разовых В«карательныхВ» операций, так и системы давления на различные структуры ПК с целью прекращения или В«выхолащиванияВ» деятельности терминала.

SWOT-анализ инвестиционной привлекательности проводился на основе нескольких факторов, которые важны для инвесторов при выборе территории. Факторы, используемые при данном анализе, определены комитетом РСПП по международному сотрудничеству, международным советом по сотрудничеству и инвестициям при РСПП, компанией KPMG в рамках исследования «Анализ регионального инвестиционного климата с точки зрения иностранных инвесторов». Исследование состояло в проведении и анализе экспертных интервью крупнейших инвесторов, работающих в различных регионах Российской Федерации, анализа встреч с представителями администрации регионов. Данная методика была актуализирована экспертами фонда «Центр стратегических разработок» и KeyPartner таким образом, чтобы можно было проводить сравнительный анализ инвестиционного климата регионов.

Факторы инвестиционного климата разделяются на две группы: «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» факторы – это те факторы, которые являются частью существующей среды и не могут быть изменены в краткосрочной и среднесрочной перспективе (активы, ресурсы); возможность оказывать на них влияние весьма ограничена», «Мягкие» факторы – это факторы создания и управления представлениями инвесторов о регионе, эффективности процессов, внутренние возможности представителей соответствующих государственных организаций, законодательство и т.д.».

Сильные стороны

ЖЕСТКИЕ ФАКТОРЫ

Географическое положение

-

Природные ресурсы

Наиболее значимая на сегодняшний день сильная сторона инвестиционной привлекательности Камчатского края.

1. Биологические ресурсы: крупнейшие в мире популяции ценных лососевых рыб, большие промысловые запасы минтая и других высоко востребованных видов аквакультуры.

2. Туристические: уникальные в масштабах континента объекты показа –действующий вулканизм. Уникальные в масштабах Российской Федерации возможности организации сафари, орнитологических и рыболовных туров. Уникальные возможности горнолыжного туризма, в первую очередь фри-райда. Эти уникальные ресурсы уже сформировали узнаваемый туристический бренд Камчатки в Российской Федерации и в мире.

3. Минеральные: значительные запасы драгоценных металлов, запасы природного газа на шельфе.

4. Гидроэнергетические и геотермальные: перспективы снижения тарифов на электроэнергию и потенциал для привлечения инвестиций в энергоемкие видов деятельности.

5. Подземные воды: значительные доступные запасы, позволяющие инвесторам организовывать автономное водоснабжение на большинстве территорий Камчатки.

6. Местные топливные ресурсы: перспективы сокращения северного завоза мазута и угля.

7. Наличие значительных по площади и биосферной значимости ООПТ.

Рынок труда

-

Объем внутреннего рынка

-
-

МЯГКИЕ ФАКТОРЫ

Человеческий капитал

1. Сложившиеся традиции в отдельных отраслях экономики, прежде всего в рыбопромышленном комплексе и в геотермальной энергетике.

2. Сложившиеся научные школы в рыболовстве и геологии.

Наличие многочисленных баз отдыха в окрестностях Петропавловска, в том числе с термальными источниками, что улучшает возможности досуга инвесторов и работников вновь создаваемых предприятий.

Заинтересованность администрации региона в привлечении прямых иностранных инвестиций

Позиционирование Камчатского края как первого региона в азиатской Российской Федерации, внедряющего стандарт АСИ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

-

1. Наличие системы индивидуального сопровождения инвестиционных проектов.

2. Наличие фонда поддержки предпринимательства.

3. Наличие инфраструктурно подготовленных площадок на месте оставленных военных поселений (в настоящее время является потенциальной сильной стороной – эти площадки не позиционируются как территории для размещения объектов инвесторов).

1. Наличие системы законодательных актов о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности.

2. Наличие закона о государственно-частном партнерстве.

-

Слабые стороны

ЖЕСТКИЕ ФАКТОРЫ

Географическое положение

1. Фактически островное положение Камчатки – разорванность сухопутных транспортных связей с материком.

Природные ресурсы

1. Биологические ресурсы: низкие температуры воды препятствуют товарному производству моллюсков.

2. Туристические: отсутствие сухопутного доступа к ключевым объектам показа, сложные погодные условия – нестабильный авиационный доступ, высокая сейсмичность – возможность утраты ценных памятников природы в случае катастрофических землетрясений. Короткий туристический сезон.

3. Минеральные: тяжелые климатические и горно-геологические условия разработки большинства видов минерального сырья, экологические ограничения развития горнодобывающей промышленности и территориальные «конфликты» с другими видами природных ресурсов – биологическими и туристическими.

4. Неблагоприятные агроклиматические условия – короткий период вегетации и высокая повторяемость неблагоприятных погодных явлений.

Рынок труда

1. Узость рынка труда: сравнительно небольшое количество экономически активного населения.

2. Сравнительно высокие заработные платы населения за счет северных надбавок + длительный северный отпуск и другие затраты, которые ложатся на работодателя в связи с северными условиями.

3. Сложившиеся традиционные уклады труда в рыбном промысле снижают мотивацию населения к системному труду.

4. Высокие теневые доходы в рыбном промысле ограничивают конкурентоспособность предприятий в других отраслях экономики как работодателей.

Объем внутреннего рынка

1. Низкий объем и изолированность всех рынков: потребительского, промышленного, инновационного.

Транспортная и энергетическая инфраструктура

1. Высокие тарифы на электроэнергию, особенно в изолированных энергоузлах.

2. «Запертые» энергетические мощности и дефицит регулирующих мощностей.

3. Низкая пропускная способность пассажирского терминала аэропорта Елизово.

4. Критическое состояние инфраструктуры многих региональных аэропортов

5. Незавершенная опорная сеть автомобильных дорог, отсутствие круглогодичного сухопутного доступа в большинство районов края. Низкая безопасность дорожного движения из-за состояния дорог и погодных условий.

6. Отсутствие оборудованных портов на западном побережье Камчатки, проблемы с погрузкой-разгрузкой и ограничения по водоизмещению судов на входе в реки. Необходимость дноуглубительных работ в устьях рек.

7. Недостаточная глубина Авачинской бухты для захода крупнотоннажных, в том числе круизных, судов.

8. Высочайшая цена на высокоскоростной доступ в интернет, отсутствие оптико-волоконной связи.

МЯГКИЕ ФАКТОРЫ

Человеческий капитал

1. Высокая смертность населения в трудоспособном возрасте как индикатор неблагоприятного состояния здоровья.

2. Низкая социальная удовлетворенность жителей региона, которая выражается в продолжающемся миграционном оттоке.

Развитие гостиничной инфраструктуры

Несоответствие существующего гостиничного фонда в Петропавловске современным стандартам международных гостиничных операторов.
Низкая частота упоминания привлечения «внешних» инвестиций как стратегического приоритета со стороны первых лиц региона.

Успешный опыт реализации инвестиционных проектов с ПИИ

Фактически отсутствие опыта реализации крупных инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов.

Качество инвестиционного предложения

1. Отсутствие юридически и инфраструктурно подготовленных площадок для размещения объектов инвесторов: индустриальных парков, технопарков, центра коллективного пользования.

2. Отсутствие специальной организации, осуществляющей привлечение инвесторов и маркетинг региона.

3. Отсутствие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами

4. Существующая программа по улучшению инвестиционного климата не обеспечена возможностью расходования бюджетных средств на ее реализацию.

Законодательное обеспечение инвестиционного процесса

1. Отсутствие инвестиционной декларации.

2. Отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия в сфере взаимодействия с инвесторами.

3. Отсутствие единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности

Высокий уровень дотационности бюджета края препятствует расширению финансовой поддержки инвестиционной деятельности за счет региональных средств.

Возможности

ЖЕСТКИЕ ФАКТОРЫ

Географическое положение

1. Сравнительная близость к самым крупным и динамичным рынкам стран АТР.

2. Ключевое положение как стартового (конечного) порта Северного морского пути.

Природные ресурсы

Значительные биологические ресурсы окружающих Камчатку морей.

Рынок труда

-

Объем внутреннего рынка

-

Транспортная и энергетическая инфраструктура

Возможное развитие Северного морского пути как транзитного коридора позволит повысить инвестиционную привлекательность петропавловского порта и других транспортных проектов на территории Камчатки.

МЯГКИЕ ФАКТОРЫ

Человеческий капитал

-

Развитие гостиничной инфраструктуры

Возможность привлечения крупных азиатских и американских гостиничных сетей на территорию Камчатского края.

Заинтересованность администрации в ПИИ

Высокий декларируемый уровень приоритетности привлечения инвестиций в развитие регионов Дальнего Востока со стороны Президента и Федерального правительства. Возможность позиционирования Камчатки как площадки для привлечения иностранных инвестиций – приоритетной на федеральном уровне.

Успешный опыт реализации инвестиционных проектов с ПИИ

-

Качество инвестиционного предложения

1. Особое внимание к региону со стороны руководства страны определяет возможность создания особой экономической зоны в двух сценариях

· создание ОЭЗ на всей территории края;

· создание ОЭЗ портового типа.

Это позволит привлечь на территорию края инвестиции в развитие инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов.

2. Возможность приоритетного по отношению к регионам европейской части России, Сибири и Урала привлечения финансовых ресурсов Внешэкономбанка для реализации инвестиционных проектов (через Фонд развития Дальнего Востока).

Законодательное обеспечение инвестиционного процесса

1. Возможность принятия федерального закона о ГЧП позволит гарантировать инвесторам возвратность вложенных средств в периоде, превышающем горизонты бюджетирования (3 года), что создаст предпосылки для роста инвестиций в проекты развития публичной инфраструктуры.

2. Отдельные аспекты предполагаемого федерального закона о рыболовстве и аквакультуре («рыба на берег») могут создать с 2018 года существенные стимулы для развития береговой переработки рыбы.

Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности

Возможность использования ФЦП по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона для реализации инфраструктурных проектов, направленных на улучшение инвестиционного климата.

Угрозы

ЖЕСТКИЕ ФАКТОРЫ

Географическое положение

Физическая удаленность от Москвы осложняет взаимодействие инвесторов с федеральными министерствами, в том числе по получению федеральной поддержки реализации инвестиционных проектов.

Природные ресурсы

Угроза избыточного воздействия иностранных компаний на биологические ресурсы морей, окружающих Камчатку.

Рынок труда

Если другие регионы ДФО, обладающие лучшими по отношению к Камчатке жесткими факторами инвестиционной привлекательности, такие так Приморский и Хабаровский край начнут активную работу по совершенствованию инвестиционного климата и привлечению инвестиций, то возможно усиление оттока трудоспособного населения из Камчатского края.

Объем внутреннего рынка

-

Транспортная и энергетическая инфраструктура

-

МЯГКИЕ ФАКТОРЫ

Человеческий капитал

-

Развитие гостиничной инфраструктуры

-

Заинтересованность администрации региона в ПИИ

-

Успешный опыт реализации инвестиционных проектов с ПИИ

Негативное восприятие иностранными инвесторами опыта реализации совместного проекта на Сахалине может проецироваться на другие регионы Дальнего Востока, в том числе, на Камчатку.

Качество инвестиционного предложения

Недостаточно высокий уровень приоритетности привлечения инвестиций со стороны территориальных органов налоговой и таможенной служб на Камчатке

Законодательное обеспечение инвестиционного процесса

Отдельные аспекты предполагаемого закона о рыболовстве и развитии аквакультуры («квоты под киль») могут ограничить возможности модернизации рыболовецкого флота.

Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности

Дальнейшее наращивание необеспеченных целевыми трансфертами бюджетных расходов регионов.