Череда различных «цветных» и «цветочных» революций, прокатившаяся в последнее время по бывшим советским окраинам – это следствие ошибочности, ущербности, невыверености, невзвешенности и слепоты российской внешней политики, сформировавшейся в конце 1980-х - 1990-х годов.

Череда различных «цветных» и «цветочных» революций, прокатившаяся в последнее время по бывшим советским окраинам – это следствие ошибочности, ущербности, невыверености, невзвешенности и слепоты российской внешней политики, сформировавшейся в конце 1980-х - 1990-х годов. Именно в этот период пришедшие к власти в тогда еще Советском Союзе политические деятели круто изменили внешнеполитические приоритеты нашей страны, отказавшись от ее интересов в различных странах и регионах в угоду сиюминутным, подчас откровенно сомнительным, политическим интересам. К тому же, немалую роль в изменении этих приоритетов сыграли как так называемые «агенты влияния» в советской политике, так и массированная западная идеологическая пропаганда, умело манипулировавшая умами народов и игравшая на их естественных и противоестественных устремлениях. Первым крупным поражением советской внешней политики стала прокатившаяся в 1989-90 гг. по странам «восточного блока» череда так называемых «бархатных революций», в результате которых к власти в них пришли откровенно прозападные силы, переориентировавшие эти страны на США и Западную цивилизацию в целом. Такое стало возможным из-за отсутствия адекватно сформулированного идеологического обоснования ориентации стран Восточной Европы на Москву. К тому же, в самой Москве власти также все активнее и смелее засматривались на Запад, пытались понравиться ему и заигрывая с ним. Промосковские же силы, видя подобный расклад, не спешили проявлять активность и выступать в пользу Советского Союза. К тому же, в тех условиях такое выступление было бы крайне опасно для их политического будущего. Так на волне народных выступлений, отчасти справедливых, а отчасти и искусственно инспирированных, к власти в странах бывшего социалистического лагеря пришли откровенно прозападные режимы, ввергнувшие свои страны в жесткую политическую конфронтацию с нашей страной.

Опыт был признан удавшимся, и через некоторое время этот же сценарий был использован уже и на просторах нашей страны. В результате к середине 1991 года СССР фактически распался - в бывших национальных окраинах к власти пришли откровенно антимосковские силы, поставившие своей целью скорейшую интеграцию в так называемое «мировое сообщество». К слову, следует заметить, что и центральная московская власть поставила себе точно такую же цель, но, видимо, «мировое сообщество» не устраивали ни сроки, ни методы вступления нашей страны, ни то, что войдет она туда хоть и потрепааной, но все еще сильной и опасной. Поэтому было принято решение о замене Горбачева на более радикального и прозападного Ельцина. Ситуация, сложившаяся в августе 1991 года в СССР, с точностью до мелочей напоминала ту, что сложилась на Украине осенью-зимой прошлого, 2004 года: ни на что не способная центральная власть, не поддерживаемая большинством народа, пытающаяся угодить списавшему ее заранее «мировому сообществу», но, тем не менее, все еще являющаяся, даже в таком аморфном виде, стержнем, оплотом государственности, пыталась во чтобы то ни стало удержаться, наверное, даже не осознавая того, что она, ненавидимая впавшим в экспрессию и одержимым эмоциями народом, является последним бастионом государственных традиций. С ее сломом СССР прекратил свое существование как государственное образование.

Пришедшая же на смену СССР новая государственная формация – Российская Федерация, руководимая откровенно прозападной «партией», взяла в качестве ориентира в своей внешней политике США. Любое деяние США априори оправдывалось этой властью и даже примерялось на наши реалии. Это привело к тому, что оказавшиеся в сложной ситуации еще остававшиеся в бывших сферах влияния СССР промосковские силы свели свою политическую активность к нулю, свернули деятельность и фактически прекратили свое существование. Россия в глазах мировых сил, выступавших против тотальной гегемонии США в мире, превратилась в верного сателлита и холуя «мирового жандарма». Сотрудничество и деловые контакты с ней стали невозможными и даже опасными. В результате такой неразборчивости и негибкости Россия потеряла влияние даже в тех регионах, где оно казалось незыблемым, например, в Афганистане и некоторых странах Ближнего Востока, а также не бывшем советском пространстве.

Тем временем и на просторах СНГ шли неблагоприятные для Москвы процессы. Страны Западной цивилизации обещаниями небывалой экономической и даже военной помощи соблазняли бывшие советские республики и настраивали их власти настороженно и даже откровенно враждебно по отношению к России. Власти же России, то ли по недомыслию, то ли от чистого сердца действительно свято верили в порядочность Запада и в его обещания не вмешиваться во внутренние дела стран СНГ. В результате никакой активной работы на политическом поле стран СНГ в интересах не проводилось. А случавшиеся иногда реверансы руководства этих государств в адрес России объяснялись чисто меркантильно-экономическими соображениями. Исключение, пожалуй, составляет Белоруссия с ее феноменом Александра Лукашенко, являющегося наиболее реалистично мыслящим и трезвым руководителем на просторах СНГ.

Как результат бездействия России – полное отсутствие или же незначительность промосковски ориентированных сил на Украине, в Молдавии, Грузии, Азербайджане, Туркмении, Казахстане, Узбекистане и тем более – в странах Прибалтики. И когда пришла пора руководству этих стран уходить, в Москве «вдруг» поняли, что на их место могут прийти еще более антироссийски настроенные силы и деятели и бросились искать им адекватный противовес. Однако было слишком поздно – при отсутствии комплексного подхода к проблеме, вменяемой фигуры, целевого финансирования и даже программы дальнейших действий за несколько предвыборных месяцев адекватный ответ на угрозу сформировать было не возможно – уж слишком мощные ресурсы и очень давно задействовала в этих процессах противная сторона. Наглядный пример этого – первая из череды «цветных» революций – грузинская. При немощных прорусских силах, сплотившихся вокруг бывшего министра безопасности Игоря Гиоргадзе выбирать приходилось из прозападого Шеварднадзе и еще более радикально прозападной команды Саакашвили-Бурджанадзе и ныне покойного Жвания. В 1991 году такой выбор в лице Горбачева и Ельцина с командой стоял перед всем СССР.

Видимо, усвоив урок из грузинских событий, российская власть в преддверии выборов на Украине лихорадочно ринулась искать пророссийскую партию в этой стране. Однако и в этом государстве не нашлось сильной проимперской силы, и ставку пришлось делать на представителя действовавшей в то время «менее прозападной» команды Леонида Кучмы. Выбор был сделан на самую неудачную, но, по мнению российских политконструкторов, «Тяжеловесную» фигуру премьера Виктора Януковича. Ему на помощь была брошена сверхтяжелая артиллерия в лице российского президента Владимира Путина. Однако противниками Януковича такой ход был интерпретирован как вмешательство во внутренние дела Украины, и помогла им тут западная пропагандистская машина, умело сыгравшая на самых чувствительных струнках широкой и открытой души украинского народа. Как результат – массовые народные выступления, завершившиеся известно чем.

То же самое произошло и в Киргизии, и, думается, в ближайшее время может произойти в Узбекистане, Казахстане и, вероятно, в Туркмении. Россия пожинает плоды того, что было посеяно на руинах СССР в начале 1990-х годов. И, похоже, ничего сделать уже нельзя – время безвозвратно упущено. Остается одно – выстраивать ровные официальные отношения с установившимися там режимами и одновременно взращивать, питать и укреплять, несомненно, имеющиеся там пророссийсике силы. Однако для того, чтобы они пошли на реальное сотрудничество, Россия должна немного сменить внешнеполитические ориентиры, перестать плестись в хвосте внешней политики ГосДепа США и четко обозначить свою политику.

Внешнеполитическая деятельность в сфере национальных интересов России

Сегодня во многих странах мира в качестве основания для осуществления внешней политики используют концепции и доктрины национальных интересов, которые отражают объективные потребности государств.

Национальные интересы и цели внешней политики России

Понятие «национальный интерес страны» в России появилось в начале 90-х годов XX века. По мере того как менялась конфигурация мировой политики, тема национальных интересов стала занимать все более заметное место в государстве.

С принятием закона «О безопасности» в 1992 году акцент стал делаться на понятие «жизненно важные интересы личности, общества, государства».

В 1996 году термин «национальные интересы России» получил нормативное закрепление в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, интерпретируясь как «основа формирования стратегических задач внутренней и внешней политики страны», а также «интегрированное выражение жизненно важных интересов личности, общества, государства».

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации,

принятой в 1997 г., а затем в ее варианте 2000 г. дается развернутая система национальных интересов России в экономике, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной, духовной жизни и культуре.

Таким образом, категория «национальные интересы» является основополагающим, методологически важным понятием государственной политики, обеспечивающим понимание важнейших ориентиров развития страны. По сравнению с используемыми в политической практике понятиями «государственные интересы», «жизненно важные интересы» она шире, так как ассоциируется с масштабом нации-государства или страны в целом.

Национальные интересы любой страны - это своеобразный мост между жизненно важными потребностями и ценностями нации и ее стратегическими целями, реализуемыми в государственной политике и способствующими благу нации-государства. Они приводят в движение нацию, задают этому движению направленность на выживание, обеспечивают оптимальное функционирование суверенного государства и целостной общественной системы, а также их прогрессивное развитие.

Национальные интересы России обусловлены потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни, устремлениями и стимулами деятельности субъектов государственной политики, служащих приумножению национальной мощи (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния граждан.

Система национальных интересов нашей страны определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах жизни. В международной сфере национальные интересы России требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций страны как великой державы, без участия которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение международной безопасности. При этом необходимо ориентироваться на развитие диалога и всестороннего сотрудничества не только с Западом, но и со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Говоря о международной сфере, национальные интересы России включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно-признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

Российское государство, последовательно «проводя сбалансированную внешнюю политику и осуществляя широкое международное сотрудничество, строго придерживается общепризнанных принципов международного права в области международной политики, которые положены в основу Концепции внешней политики РФ, утвержденной Президентом РФ в 2000 г. Концепция представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России, объявляет высшим приоритетом внешнеполитического курса России защиту интересов личности, общества и государства. Важно отметить, что ее правовую основу составляют в первую очередь положения Конституции, федеральные законы, а также другие нормативные акты, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права. В Концепции говорится: «Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства».

В Концепции внешней политики РФ определены основные приоритеты внешней политики нашего государства в решении глобальных проблем:

Формирование нового мироустройства;

Укрепление международной безопасности;

Обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для России в сфере международных экономических отношений;

Соблюдение и зашита прав человека на международном уровне;

Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности.

В ней содержится комплекс новых предложений по оздоровлению современной международной обстановки и созданию благоприятных внешних условий для формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права (включая прежде всего цели и принципы Устава ООН), равноправных и партнерских отношениях между государствами.

Концептуальные основы внешней политики Российского государства отражают современный этап в развитии международных отношений. Концепция внешней политики РФ и ее основные направления, определяемые Президентом РФ, учитывают качественно новую расстановку сил на мировой арене и необходимость применения новых подходов в решении проблем российской внешней политики и важнейших международных вопросов.

Таким образом, осуществление внешней политики России невозможно себе представить без регулятивной составляющей данного механизма. Регулятивная составляющая конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ - это совокупность взаимосвязанных нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения и деятельность государственных органов в процессе осуществления внешней политики России. Она представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, закрепляющих организационную структуру, функции и полномочия государственных органов, в компетенцию которых входит решение вопросов внешней политики.

Россия - надежный внешнеполитический партнер

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены. Естественно, что они глубоко затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, наша страна оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

Руководствуясь принципами, провозглашенными в Концепции внешней политики РФ, Россия вносит важный вклад в поиск ответов на новые вызовы международной безопасности. При прямом участии нашего государства идет борьба с международным терроризмом, причем Россия находится на ее переднем крае.

Существенным достижением российской внешней политики стала консолидация конструктивных подходов международного сообщества к вопросам формирования нового демократического справедливого мироустройства. Его прототипом могла бы стать сложившаяся после трагических событий 11 сентября 2001 г. широкая международная антитеррористическая коалиция, одним из основателей которой стала Россия. Под эгидой ООН и с участием России была выработана система антитеррористических мер. Президент РФ В. Путин, выступая с трибуны Генеральной ассамблеи (ГА), призвал ООН сделать новые шаги по построению глобальной системы противодействия новым угрозам XXI века. Эта инициатива получила единодушную поддержку 58-й сессией ГА ООН.

Среди важнейших задач российской внешней политики было и остается укрепление ООН, повышение ее веса, авторитета и реальной роли в мировых делах. Россия много сделала для того, чтобы в международных отношениях закрепление получили не «кулачное» право с доминированием односторонних силовых подходов, а верховенство международного права и решение ключевых мировых проблем на основе многостороннего сотрудничества.

Одним из центральных приоритетов российской внешней политики осталось формирование партнерского сотрудничества и добрососедства по периметру границ РФ.

Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами ** участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны. При этом упор делается на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами -участниками СНГ. На практике отношения с каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников.

На европейском направлении принципиальное значение имеют наши отношения с Евросоюзом (ЕС) - стратегическим партнером России. Насыщенными и результативными были проводившиеся, как правило, дважды в год саммиты Россия - ЕС. Достигнута принципиально важная договоренность о создании Постоянного совета партнерства.

Отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать усилия в этом направлении.

Россия всемерно содействовала формированию новой архитектуры безопасности на североатлантическом пространстве. В последние годы удалось добиться качественного прорыва в отношениях с Североатлантическим альянсом: был создан Совет Россия - НАТО (СРН). Этот орган обеспечил равноправное участие России в решении кардинальных вопросов безопасности на евроатлантическом пространстве. В рамках СРН действуют около 15 рабочих и экспертных групп.

Вместе с тем по целому ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой прямо противоречат им. В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкции Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО.

Насыщенное и конструктивное сотрудничество между Россией и НАТО возможно лишь в том случае, если оно будет строиться на основе должного учета интересов сторон и безусловного выполнения, принятых на себя взаимных обязательств.

Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь, с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста ее экономики.

В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных политических, экономических и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.

Большое значение в российской политике уделяется отношениям с США. Встречи президентов В. Путина и Дж. Буша заложили прочную основу нового диалога, опирающегося на совпадающие долгосрочные интересы. Их превалирование над тактическими разногласиями позволило избежать кризиса, вызванного решением США в декабре 2001 г. о выходе из Договора по ПРО 1972 г. Удалось не допустить подрыва стратегической стабильности и заключить в 2002 г. новый Договор, предусматривающий глубокие сокращения ядерных потенциалов.

Позитивная эволюция в российско-американских отношениях была закреплена в результате тесного сотрудничества обеих стран в борьбе с международным терроризмом, противодействия распространению оружия массового уничтожения. Отношения с США становятся стабильными и прогнозируемыми. Их фундаментальная основа достаточно крепка, чтобы конструктивно откровенно обсуждать имеющиеся разногласия, в том числе по принципиальным вопросам, и преодолевать все текущие проблемы. При этом под сомнение не ставится позитивная перспектива взаимных отношений.

Важное и всевозрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью нашей страны к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.

Россия динамично развивала свои отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом смысле важное значение имеют отношения России с ее крупнейшим соседом - Китаем, с которым в 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Развитие дружественных отношений с Китаем, совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики - одна из базовых опор региональной и глобальной стабильности. Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем по всем направлениям. Главной задачей остается приведение масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений.

Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов наша страна продолжит поиск взаимоприемлемого решения оформления границы между двумя государствами. В последнее время удалось создать неплохие возможности для развития этих отношений. Именно такая перспектив» заложена в одобренном на высшем уровне «Российско-японском плане действий» (январь 2003 г.); Особое внимание нацелено на масштабное российско-японское торгово-экономическое сотрудничество, без которого невозможно продвинуться вперед в решении имеющихся у нас с Японией политических вопросов.

Сохранилась и усилилась роль России как влиятельной и авторитетной державы на Ближнем и Среднем Востоке. Свидетельством этого является ее участие в международной «четверке» по ближневосточному урегулированию. Заметно вырос ^авторитет нашей страны в исламском мире. Впервые Президент России принял участие в саммите Организации Исламской конференции (ОИК).

Итоги международной деятельности последних лет убедительно показывают: Россия состоялась как демократическое государство с самостоятельной и предсказуемой внешней политикой, широким кругом стратегических партнеров.

Россия - это надежный партнер в международных отношениях. Общепризнанна ее конструктивная роль в решении острых международных проблем.

Отличительная черта российской внешней политики - сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.

Успешная внешняя политика Российской Федерации должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах - адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. Многообразие и сложность международных проблем, наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Необходимо повысить эффективность политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета России и ее национальной экономики в условиях глобализации.

Вопреки ожиданиям романтиков мир XXI века оказался весьма жестким, если не сказать жестоким. Окончание глобальной конфронтации сверхдержав, крушение биполярного мира, развитие процессов глобализации не привели, как полагали некоторые идеалисты, к прекращению межгосударственных конфликтов и соперничества, к «растворению» национальных интересов в «общечеловеческих». Напротив, традиционно узкое понимание национальных интересов, а в ряде случаев и просто национальный эгоизм вновь вышли на первый план. Налицо возрастание роли военно-силового фактора в международных отношениях, рост уровня региональной нестабильности и неопределенности военно-политической обстановки.

Помимо проблем глобальной и региональной безопасности, формирующийся мировой порядок XXI века в центр внимания выдвигает глобальные экономические проблемы, требующие многосторонних решений и новых международных институтов.

Вся система современных международных отношений характеризуется высокой подвижностью и стремительными переменами. Здесь выигрывают те государства, которые способны мгновенно реагировать на происходящие изменения, быстро адаптироваться к новым требованиям, осваивать постоянно возникающие все новые и новые «правила игры», соизмеряя цели и имеющиеся ресурсы, искусно используя свои экономические, политические, военные, технологические, информационные и интеллектуальные возможности.

Сегодня внешняя политика в России перестает быть предметом острой внутриполитической борьбы, как это было в первой половине 90-х годов, а наоборот, выступает как область государственной деятельности, вокруг которой формируется общественное согласие.

Как отметил в интервью официальный представитель МИДа РФ А. Яковенко, последние несколько лет прошли под знаком консолидации международных позиций России, активизации российской дипломатии на всех основных направлениях мировой политики. По его мнению, главный итог -сформирован внешнеполитический курс, пользующийся поддержкой со стороны большинства российского общества и получающий широкое признание в мире.

Важным обстоятельством является то, что российское государство осуществляет сейчас свою деятельность на международной арене, исходя из разработанной и утвержденной внешнеполитической доктрины.

Президент России В. Путин в Послании Федеральному собранию, в мае 2004 года, так сформулировал основные принципы внешней политики «четкое определение национальных приоритетов, прагматизм, экономическая эффективность». Собственно, в этом и заключается смысл принятой в 2000 году Концепции внешней политики России.

Жизнь не стоит на месте, а мировой порядок ежедневно претерпевает те или иные структурные изменения, вместе с которыми изменяются внешнеполитические приоритеты и ориентиры национальных государств. После ряда трагических событий последних лет на повестку дня вынесена глобальная проблема международного терроризма как вызова и угрозы начала XXI века, что лишний раз доказывает, что современный мир переживает фундаментальные динамичные перемены, глубоко затрагивающие национальные интересы многих стран мира, в том числе России и ее граждан. Поэтому необходимо реально осознавать, что противостояние такому явлению как терроризм требует консолидации усилий всего мирового сообщества.

Во вступительной части занятия лектору необходимо подчеркнуть важность изучаемой темы, определить цель занятия, его основные вопросы.

При рассмотрении первого вопроса надо обратить внимание на то, что национальные интересы России в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций России как великой державы, без участия которой невозможно упрочение международной безопасности.

При рассмотрении второго вопроса необходимо акцентировать внимание слушателей на важнейших задачах внешнеполитической деятельности РФ, которая сегодня является

надежным внешнеполитическим партнером, при этом особое внимание уделяется тому, что успешная внешняя политика должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями достижения.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

1. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации // Красная звезда. - 11 октября. - 2003.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 г. // СЗ РФ, 2000, №2, ст. 170.

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию // Российская газета. - 27 мая. - 2004.

преподаватель Военного университета,
доктор политических наук, Подполковник
Олег Михайленок

В обязательном порядке только на экспортные товары

Воздух подается извне

G) относительная влажность воздуха

E) газовый состав воздуха

D) воздухообмен

B) освещенность

A) температура хранения

Сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю

C) компонентный

B) соответствии товара требованиям конкретных нормативных документов

c) соответствии товара потребительским требованиям покупателей

d) соответствии товара показателям экологичности

15. Символ «Е» на товарах используется как знак:

a) манипуляционный

b) предупредительный

d) экологический

16. Коммерческая товарная информация включает:

2) сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей

3) сведения о товаре, прежде всего идентифицирующие товар и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений

17. Климатический режим хранения характеризуется следующими показателями:

c) атмосферное давление

f) теплоемкость

h) радиационная насыщенность

18. Товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара –

a) издержки обращения;

b) естественная убыль;

c) затраты торгового предприятия.

19. Процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества:

a) хранение товаров;

b) товароснабжение;

c) товародвижение.

20. При вентиляции:

2) воздух перемещается внутри склада без подачи наружного воздуха

21. Штрихкод наносится:

1) в обязательном порядке на все товары

3) по усмотрению производителя или посредника

Знание дат (А1):

1. В каком году произошло крещение Руси? А). 945 г.; Б). 972 г.; В). 988 г.; Г). 1036 г.

2. Какое из перечисленных событий относится к XI в.? А). съезд князей в Любече; Б). первое летописное упоминание о Москве; В). крещение Руси; Г). заключение первого договора Руси с Византией

3. В каком веке была составлена Правда Ярослава? А). VIII в.; Б). IX в.; В). X в.; Г). XI в.

4. В каком году состоялся съезд князей в Любече? А). 862 г.; Б). 988 г.; В). 1097 г.; Г). 1223 г.

5. В каком веке в Киеве княжил Владимир Мономах? А). VIII в.; Б). Х в.; В). XII в.; В). XIV в.

Знание фактов (А2):

6. Укажите князя, в годы правления которого был заключён первый письменный договор между Русью и Византийской империей. А). Ярослав Мудрый; Б). Олег Вещий; В). Игорь Старый; Г). Владимир Святой



7. Укажите имя киевского князя Х в., войска которого разгромили Хазарский каганат. А). Олег; Б). Игорь; В). Святослав; Г). Владимир

8. Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Святославича? А). объединение Киева и Новгорода; Б). принятие Русью христианства; В). строительство Москвы; Г). присоединение к России Казанского и Астраханского ханств

9. Укажите князя, к деятельности которого относится составление свода законов Русская Правда А). Игорь Старый; Б). Святослав Игоревич; В). Владимир Святославич; Г). Ярослав Мудрый

10. Что из перечисленного относится к деятельности Владимира Мономаха? А). первое упоминание о Москве в летописи; Б). участие в съезде князей в городе Любече; В). разгром печенегов; Г). присоединение Новгорода и Твери к Москве

11. Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Мономаха? А). принятие Русью христианства; Б). введение уроков и погостов; В). разгром Хазарского каганата; Г). съезд князей в Любече

12. Что из перечисленного относится к деятельности Владимира Мономаха? А). установление «уроков» и «погостов»; Б). законодательное облегчение положения должников; В). введение бессрочного сыска беглых крестьян; Г). отмена права перехода крестьян к другому владельцу в Юрьев день

Знание причин и следствий (А4):

13. Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало А). расширение границ Древнерусского государства; Б). прекращение набегов печенегов; В). объединение Киева и Новгорода под властью одного князя; Г). прекращение военных походов на Византию

14. Что из названного было следствием крещения Руси? А). рост международного авторитета Руси; Б). походы Руси на Византию; В). войны Руси с половцами; Г). разгром Хазарского каганата

15. Что явилось одним из последствий крещения Руси? А). развитие культурных связей с Византийской империей; Б). образование Древнерусского государства; В). начало политической раздробленности Древнерусского государства; Г). победа князя Владимира в борьбе за киевский престол

16. Что из названного было одним из следствий крещения Руси? А). походы Руси на Византию; Б). укрепление власти киевского князя; В). начало военных столкновений Руси с печенегами; Г). разгром Хазарского каганата

17. Следствием внешнеполитической деятельности князя Владимира Святославича стало А). прекращение военных походов на Византию; Б). ослабление опасности половецких набегов; В). укрепление юго-восточных рубежей Древнерусского государства; Г). прекращение натиска крестоносцев на северо-западные русские земли

Поиск информации в источнике (А5)

18. Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о военном походе которого идёт речь. «И с этими всеми пошёл… на конях и в кораблях, и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки город затворили. И вышел… на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. …И повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь"». А). Олег Вещий; Б). Святослав Игоревич; В). Ярослав Мудрый; Г). Владимир Святославич

19. Прочтите отрывок из летописи и укажите древнерусского князя, к которому были обращены следующие слова. «И послали со словами: Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Неужели не жаль тебе своей отчизны, старой матери, детей своих?» А). Олег Вещий; Б). Игорь Старый; В). Святослав Игоревич; Г). Владимир Святой

20. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя древнерусского князя, о котором идёт речь. «В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", т. е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной». А). Олег Вещий; Б). Святослав Игоревич; В). Владимир Святославич; Г). Иван Калита

21. Прочтите отрывок из документа и укажите князя, о котором идёт речь. «Заложил же и церковь святой Софии… затем церковь на Золотых воротах… И стала при нём вера христианская расширяться… Отец его, Владимир, землю… крещением просветил, [сын] же засеял книжными словами сердце верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное. …Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим: "И если будете жить в любви между собой, бог будет в вас и покорит вам врагов…" И так разделил он между ними города…» А). Юрий Долгорукий; Б). Ярослав Мудрый; В). Владимир Мономах; Г). Александр Невский

22. Прочтите отрывок из труда историка и укажите князя, о призвании которого идёт речь. «Умер князь, и тотчас в Киеве начался мятеж против ростовщиков, бравших с должников огромные проценты и пользовавшихся покровительством покойного князя. Восставшие горожане направились в центр города, где жили бояре и стоял храм Святой Софии. Толпа разгромила дворы выборного главы города – тысяцкого Путяты, а также дома ростовщиков, а потом устремилась к княжескому двору и Печерскому монастырю. Перепуганные власти срочно призвали в город <…>: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов"». А). Ярослав Мудрый; Б). Владимир Мономах; В). Юрий Долгорукий; Г). Андрей Боголюбский

23. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название сборника законов, о котором идёт речь. «Среди людей, т. е. свободного неслужилого простонародья, именно в сельском населении, образуются два класса. Один из них составляли хлебопашцы, жившие на княжеской, т. е. государственной земле, не составлявшей ничьей частной собственности; в сборнике законов они называются смердами. Другой класс составляли сельские рабочие, селившиеся на землях частных собственников со ссудой от хозяев. Этот класс называется в сборнике наймитами или ролейными закупами». А). «Русская Правда»; Б). Судебник Ивана III; В). Судебник Ивана IV; Г). «Соборное Уложение»

32. Запишите термин, о котором идёт речь. «Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования».

40. Древнейший из дошедших до нас сборник законов Древнерусского государства «Русская Правда» состоит из трёх частей. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, в нормах «Правды Ярослава», «Правды Ярославичей» и «Устава Владимира Всеволодовича» имеются существенные различия. Приведите не менее двух любых фактов, подтверждающих эти различия.

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите древнерусского князя, о котором идёт речь.
«В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмёт Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", т. е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной». 45. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название сборника законов, о котором идёт речь. «Среди людей, т.е. свободного неслужилого простонародья, именно в сельском населении, образуются два класса. Один из них составляли хлебопашцы, жившие на княжеской, т.е. государственной, земле, не составлявшей ничьей частной собственности; в сборнике законов они называются смердами. Другой класс составляли сельские рабочие, селившиеся на землях частных собственников со ссудой от хозяев. Этот класс называется в сборнике наймитами или ролейными закупами». 46. Прочтите отрывок из летописи и назовите князя, которому принадлежат слова, приведённые в отрывке. «Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: "Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду – Переяславль, а Игорю – Владимир, а Вячеславу – Смоленск"».
  1. «Древнерусское искусство». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
  2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Население Древнерусского государства».

49. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Влияние принятия христианства на развитие древнерусской культуры».

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с развитием искусства в Древнерусском государстве.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

  1. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, в политике Ярослава Мудрого и политике Владимира Мономаха было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
  1. Существует точка зрения, что, несмотря на проявление определённых различий, в политике Владимира Святославича и политике Владимира Мономаха было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
  1. Существует точка зрения, что, несмотря на существование серьёзных различий, в деятельности первых киевских князей было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
  1. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие особенностей,
    в деятельности киевских князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность. Запишите имя, пропущенное в схеме.

54. Все они, за исключением одного, обозначают категории населения Древнерусского государства, находившиеся в полной или частичной зависимости. 1) челядин; 2) рядович; 3) закуп; 4) купец; 5) холоп.

55. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают элементы одежды жителей Древнерусского государства. 1) порты; 2) зипун; 3) кожух; 4) епанча; 5) закуп.

Об активном развитии внутреннего туризма в России говорили еще с 2011 года. Однако ввиду последних экономических и политических изменений данная тема поднимается особенно часто как в СМИ, так и на государственном уровне. В Министерстве культуры уже планируется увеличить финансирование Федеральной целевой программы по развитию туризма, в правительстве обсуждают возможности создания новых туристических направлений, таких как Арктика, и введение законопроекта, позволяющего вернуть налог, уплаченный за покупку туристических путевок по России. Начал работу координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма в России под председательством Ольги Голодец.

В общем и целом, государство действительно озаботилось этой проблемой на официальном уровне и впервые за много лет начало предпринимать хоть какие-то действия. Такой оживленный интерес диктуется не только беспокойством о том, что летом 2016 года россиянам, возможно, будет негде отдыхать. Выгода от развитого внутреннего туризма для страны очевидна, ведь он может сыграть огромную роль в экономике, обеспечивая поступления совсем немаленьких денег в бюджет, и стать сильнейшим драйвером развития во время политических и экономических кризисов, что подтверждает опыт США и Китая.

Соединенные Штаты занимают первое место в мире по поступлениям от туризма (в 2014 г. - 177,2 млрд долларов). Туризм в США не только составляет 8% ВВП, но и обеспечивает рабочими местами около 15 млн людей, а это около 10% всего трудоспособного населения. По данным U.S. Travel Association , каждый американец платил бы на $1,147 больше налогов, если бы страна не получала выгоду от туристической сферы. Но важно отметить то, что большая часть этой выгоды исходит не от международного туризма, а от внутреннего. Около 80% поступлений в ВВП от туризма - вклад американцев, а не иностранных туристов. Соответственно, около 141 млрд долларов принес Америке внутренний туризм в 2014 году. В штатах большую роль во внутреннем туризме играет развитая система национальных парков (в 2014 г. их посетило более 292 млн человек). Всего их 59, и управляет ими Служба национальных парков США, созданная в 1916 г., что говорит о том, что о внутреннем туризме здесь задумывались уже давно. Система национальных парков приносит около 27 млрд долларов в экономику (для сравнения - объем экспорта вооружений Российской Федерации в 2014 г. составил 15,5 млрд долларов).

Китай занимает третье место в мире по поступлениям от туризма - около 57 млрд долларов, в России примерно такой же доход приносит экспорт нефти (январь-июль 2015 г., 56 млрд долларов). Доля туризма в формировании ВВП КНР - 9,4%. Туризм в Китае позволяет обеспечить занятость около 66 млн людей (8,6% от всего трудоспособного населения). При этом, как видно из графика ниже, внутренний туризм составляет 76%. В 2014 г. он генерировал практически полтриллиона долларов для китайской экономики.

За последние 10 лет рынок внутреннего туризма увеличивался в среднем на 10% каждый год, и тенденция продолжается. Правительство Китая также объявило, что собирается удвоить затраты на внутренний туризм и достичь 894 млрд долларов до 2020 года. Существенную роль в развитии внутреннего туризма КНР сыграли как постоянное повышение уровня жизни всего населения, так и грамотная государственная политика по развитию туристической инфраструктуры, транспорта (мощность пассажирских перевозок ныне возрастает в год в среднем на 20-30%) и принятие довольно новаторских решений. В пример можно привести внедрение политики 4,5-дневной рабочей недели для стимулирования внутреннего туризма и потребления внутри страны. Пока единственным городом, который уже увеличил длительность выходных, является город Чунцин. Предполагается, что расширенный уикенд даст возможность для больших трат и поездок по стране, что положительно скажется на ее экономике.

В России, как сообщил Олег Сафонов, глава Ростуризма, уже можно говорить о значительной реструктуризации туристической отрасли. По итогам уходящего года рост внутреннего туризма составил 20-25%, а выездной туризм сократился на 31%. Но можно ли, просто назвав необходимость пляжа и моря навязанным стереотипом, запретив два самых популярных туристических направления и прекратив поддержку турагентств, которые занимаются исключительно выездным туризмом, ожидать продолжения данной тенденции? Что способно помешать развитию внутреннего туризма в России?

Одним из основных факторов, который может выступать против поездок по стране, является высокая стоимость. Пакетный туризм по регионам России решили внедрять сравнительно недавно, и пока неизвестно, когда он станет действительно привлекательной альтернативой дешевым горящим турам в уже недоступную нам Турцию или Египет. То же самое можно сказать и о системе All inclusive, которую активно предлагает внедрять Ростуризм. Более того, на фоне увеличенного спроса эксперты прогнозируют неминуемое повышение цен на отели и гостиницы в самых популярных регионах (Крым и Краснодарский край) до 15%. Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР), на международном туристском форуме в Петербурге выразила опасение, что цены могут подняться и до 30% следующим летом, что, несомненно, убьет спрос. Конечно, кроме Крыма и Сочи есть много других мест, которые потенциально могли бы быть интересны россиянам. Однако говорить о развитой инфраструктуре во всех этих регионах, которая привлекала бы к себе массивные туристические потоки и смогла бы составить конкуренцию зарубежным курортам, говорить пока не приходится. Многие российские туристы просто не смогут отказаться от пакета услуг и качества сервиса, которые они привыкли получать, отдыхая за рубежом. По недавно проведенному исследованию АТОР, основные жалобы россиян на туристические объекты по стране в 2015 г. до сих пор сводятся к грязи, ремонту, который оставляет желать лучшего, и грубому персоналу.

Вторым немаловажным фактором является транспорт и транспортная доступность. Высокая стоимость авиаперелетов по стране действительно может отпугнуть среднестатистического россиянина. Если до городов Золотого кольца и Краснодарского края еще можно как-то добраться, не выйдя при этом за пределы планируемого бюджета, то до Камчатки или Якутии придется заплатить приличную сумму. Хорошей альтернативой могла бы стать развитая сеть лоукостеров - бюджетных авиалиний по типу европейских Ryanair или американских Southwest Airlines (самый крупный авиаперевозчик Америки, который совершает поездки внутри страны). Перспективной в этом плане должна стать низкобюджетная авиакомпания «Победа», которая принадлежит «Аэрофлоту», однако пока «Победа» совершает рейсы в довольно ограниченное число городов. На Санкт-Петербургском туристском форуме отметили, что практически каждый вид транспорта в России имеет те или иные проблемы, которые могут повлиять на туристическую отрасль и которые нужно как-то решать. Так, например, речные компании жалуются на резкое повышение акцизов на топливо с начала 2016 г., что может непосредственно сказаться на организации речных круизов и повысить их себестоимость.

Очевидным остается одно: будет развиваться внутренний туризм в России или нет, зависит не только от госорганов, но и от самих россиян, их заинтересованности в путешествиях и желании увидеть свою страну c новых ракурсов и из новых мест. Одним методом запретов и указаний «свыше» действительно стабильный и устойчивый рынок внутреннего туризма не сформировать. Да, пока курс рубля переживает заметные потрясения, Россия окружена санкциями, и сам МИД не рекомендует нам выезжать за пределы страны, народу ничего не останется, кроме как искать отдыха у себя на родине. Но всегда нужно смотреть далеко вперед и формировать интерес к внутреннему туризму еще со школьной скамьи, как это делают в уже упомянутых Китае и США. То же скаутское движение в Америке, которое очень распространено среди молодежи, воспитывает патриотизм и интерес к родине. Служба национальных парков США активно сотрудничает со скаутскими организациями и организует образовательные и развлекательные туры.