В связи с принятием Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Положение о ведении единого федерального реестра туроператоров (приложение N 1).

1.2. Форму единого федерального реестра туроператоров (приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по туризму (Назина Н.А.).

к приказу Федерального агентства по туризму

Положение
о ведении единого федерального реестра туроператоров

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 833) (далее - Закон) и устанавливает порядок ведения единого федерального реестра туроператоров (далее - Реестр) и предоставления содержащихся в нем сведений.

2. Осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3431), при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - финансовое обеспечение).

3. Осуществление юридическим лицом деятельности по реализации на территории Российской Федерации туристского продукта, сформированного иностранным туроператором, допускается также при наличии у него финансового обеспечения. Требования, предъявляемые в соответствии с Законом и настоящим Положением к осуществлению туроператорской деятельности, также применяются в отношении юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором.

4. Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в Реестр. Формирование и ведение Реестра осуществляется Федеральным агентством по туризму на бумажных и электронных носителях.

5. В Реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:

5.1. порядковый номер туроператора в Реестре (реестровый номер);

5.2. полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, - также наименование туроператора на этом языке;

5.3. адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

5.4. сведения об учредителях туроператора;

5.5. серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в Единый государственный реестр юридических лиц;

5.6. серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5.7. идентификационный номер налогоплательщика;

5.8. фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее - руководитель туроператора);

5.9. размер финансового обеспечения;

5.10. номер, дата заключения и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

5.11. наименование организации, ее место нахождения и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

5.12. сфера туроператорской деятельности (международный туризм, в том числе деятельность по реализации на территории Российской Федерации туристского продукта, сформированного иностранным туроператором; внутренний туризм; международный и внутренний туризм);

5.13. адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность;

5.14. дата и номер принятия решения о внесении сведений о туроператоре в Реестр;

5.15. дата и номер принятия решения об исключении сведений о туроператоре из Реестра.

6. Сведения о туроператоре вносятся в Реестр на основании заявления туроператора - юридического лица (далее также - заявитель), представляемого в Федеральное агентство по туризму (приложение N 1 к настоящему Положению).

6. копия приказа либо решения учредителей (участников) о

назначении на должность и подтверждающие полномочия

руководителя;

7. копия паспорта руководителя или иного лица, уполномоченного

представлять туроператора, а при отсутствии паспорта - иного

документа, удостоверяющего личность в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

8. реестровая карточка (примерная форма прилагается).

подпись руководителя или иного лица, уполномоченного представлять

туроператора, печать организации

Контактный телефон /факс

Примечание:

Заявление удостоверяется подписью руководителя или иного лица, уполномоченного (на основании доверенности) представлять заявителя. При этом руководитель или иное лицо, уполномоченное представлять заявителя, указывает данные своего паспорта, а при его отсутствии - иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы, подтверждающие сведения о туроператоре, подлежащие внесению в Реестр, представляются в виде копий, засвидетельствованных в нотариальном порядке.

Информация

об адресах (местах нахождения) и почтовых адресах юридического лица

(туроператора), его структурных подразделений, осуществляющих

туроператорскую деятельность

Полное и сокращенное наименование юридического лица (туроператора)

_________________________________________________________________________

Адрес (место нахождения) и почтовый адрес

_________________________________________________________________________

Контактный телефон ______________________________________________________

Адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений

юридического лица, осуществляющих туроператорскую деятельность

_________________________________________________________________________

Подпись руководителя туроператора или иного лица, уполномоченного

РЕЕСТРОВАЯ КАРТОЧКА

1._______________________________________________________________________

документами туроператора)

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________

записи о туроператоре в Единый государственный реестр юридических лиц)

5._______________________________________________________________________

налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика)

6._______________________________________________________________________

фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего

туроператорскую деятельность)

7._______________________________________________________________________

(способ финансового обеспечения)

8._______________________________________________________________________

(размер финансового обеспечения)

9._______________________________________________________________________

(номер, дата и срок действия договора страхования гражданской

обязательств)

10.______________________________________________________________________

(наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение)

11.______________________________________________________________________

(сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний

туризм, международный и внутренний туризм)

12.______________________________________________________________________

(адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений

туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность)

13. Телефон/Факс/Электронный адрес

14. Подпись руководителя туроператора или иного лица, уполномоченного

представлять туроператора (с указанием данных своего паспорта, а при его

отсутствии - иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с

законодательством Российской Федерации), печать организации.

к приказу Федерального агентства по туризму

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

Единый федеральный реестр туроператоров

Порядковый номер Дата

1.__________________________________________________________________

(полное и сокращенное наименование в соответствии с учредительными

документами туроператора)

2.__________________________________________________________________

(адрес (место нахождения) и почтовый адрес)

3.__________________________________________________________________

(сведения об учредителях туроператора)

4.__________________________________________________________________

(серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения

записи о туроператоре в Единый государственный реестр

юридических лиц)

5.__________________________________________________________________

(серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в

налоговом органе)

6.__________________________________________________________________

(идентификационный номер налогоплательщика)

7.__________________________________________________________________

(фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица,

осуществляющего туроператорскую деятельность)

8.__________________________________________________________________

размер финансового обеспечения, цифрами и прописью

9.__________________________________________________________________

(номер, дата и срок действия договора страхования гражданской

ответственности туроператора либо банковской гарантии исполнения

обязательств)

10._________________________________________________________________

(наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес

организации, предоставившей финансовое обеспечение)

11._________________________________________________________________

(сфера туроператорской деятельности (международный туризм,

внутренний туризм, международный и внутренний туризм)

12._________________________________________________________________

адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных

подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую

деятельность)

13._________________________________________________________________

(дата и номер принятия решения о внесении сведений о туроператоре

в Реестр)

14._________________________________________________________________

(дата и номер принятия решения об исключении сведений о

туроператоре из Реестра)

Общероссийский Генеральный реестр туристических агентств - это информационный портал, позволяющий туристам и партнерам проверить статус юридического лица - туристической компании, ознакомиться с публичной информацией о турагентстве. Официальным подтверждением статуса является свидетельство о регистрации в Генеральном реестре туристических агентств, которое выдается по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Для чего и когда был создан Реестр туристических агентств?

После отмены государственного лицензирования туристской деятельности у туристических компаний и предпринимателей, занятых в этой сфере, пропала возможность идентифицировать себя на рынке в качестве розничных продавцов турпродукта. Это привело к снижению степени доверия к турфирме со стороны потребителей, которые никак не могли проверить легальность и юридическую чистоту компании. Одновременно на рынке были созданы предпосылки для массового появления фирм-однодневок, возникли сложности во взаимодействии между туроператорами и турагентами.

Стало очевидно, что рынку нужен новый инструмент учета профессиональных турагентов. Для этого и был создан Реестр туристических агентств.

На сайте Reestr-TA.ru осуществляется регистрация туркомпаний, желающих войти в реестр туристических агентств. Это совместный проект Российского союза туриндустрии (РСТ), компании "Тонкости продаж" и Юридического агентства "Персона Грата".

В основе проекта - электронная база данных, представляющая собой список предприятий и индивидуальных предпринимателей, идентифицирующих себя как турагентов в соответствии с федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ».

Добровольный общероссийский реестр объединяет информацию о большинстве участников турагентского рынка. По состоянию на 1 мая 2015 года в Реестре зарегистрировано 12 650 предприятий туристической отрасли. К реестру имеют свободный доступ все заинтересованные стороны, включая туроператоров и самих туристов.

Внесение в реестр и публикация данных о компании в его публичной части проводится бесплатно.

В перечень уже включены все турагенты, входящие в базу данных рассылки профессионального издания «Тонкости продаж», а также члены РСТ. Остальные компании могут войти в реестр добровольно - на основании заявления, оформленного на сайте Reestr-TA.ru в режиме on-line. В публичной части реестра содержатся сведения о реквизитах компании, ее адрес и другие данные, прямо указывающие на их профессиональную принадлежность. Эта часть реестра доступна в интернете каждому посетителю.

Финансирование проекта осуществляется за счет предоставления турагентствам дополнительных возможностей, включая распространение в интернете расширенной информации о деятельности компании. Эти сведения будут включены в репутационную часть реестра, которая будет интересна, прежде всего, конечному потребителю - туристам. На ней, помимо информации, доступной в публичной части, будут представлены сведения о продолжительность работы на рынке, о предлагаемых направлениях, отзывы клиентов и туроператоров, а также другие данные, дающие представление об уровне профессионализма фирмы. Поиск компаний в репутационной части будет осуществляться по туристическим направлениям, территориальному признаку, уровню репутации и другим параметрам. Действительным членам Российского союза туриндустрии на платные услуги предоставляется скидка 20%.

Ведение Реестра, внесение сведений в репутационную часть реестра и техническое обеспечение его работы осуществляет компания «Тонкости продаж». Юридическая поддержка проекта, проверка сведений, переданных компанией при регистрации, и выдача свидетельства о регистрации в реестре туристических агентств. - обеспечивает Юридическое Агентство «Персона Грата». Общественную поддержку, освещение в прессе и популяризацию реестра на потребительском и профессиональном рынке обеспечивает Российский союз туриндустрии.

Если Ваша компания внесена в Реестр туристических агентств

Участие в Реестре служит целям легализации деятельности компании на туристическом рынке и повышения степени доверия потребителей к качеству туристических услуг, оказываемых Вашей компанией.

Для подтверждения статуса вашего туристического агентства перед потребителями, деловыми партнерами и органами государственной власти необходимо Свидетельство о регистрации в Реестре. Свидетельство размещается в месте публичного доступа или «Уголке потребителя» в офисе турфирмы.

Выдача Свидетельства производится по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, с подтверждением формальных сведений, указанных в бланке Свидетельства. Сведения подтверждаются соответствующими регистрационными документами.

Форма Свидетельства утверждена Российским Союзом Туриндустрии (РСТ). Срок действия свидетельства три года. В случае изменения реквизитов, указанных в Свидетельстве, необходимо подтверждение измененных сведений и оформление нового бланка Свидетельства.

Для предприятий, работающих в системе франчайзинга, Свидетельство выдается каждому самостоятельному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Пожалуйста, распечатайте и заполните прилагаемую форму Заявки, подпишите, заверьте печатью предприятия и направьте в адрес Юридического агентства "Персона Грата" по адресу: 105318, г. Москва, Семёновская площадь. д.7, офис 422 или на e-mail: [email protected]

К Заявлению приложите необходимые документы, указанные в заявке, в простых копиях или в сканах, в случае отправки по электронной почте.

После проверки приложенных документов Вам будет выдано именное Свидетельство о регистрации в реестре.
Свидетельство направляется почтой, наложенным платежом по адресу, указанному в Заявке или выдается в офисе Юридического Агентства «Персона Грата».

Стоимость оформления свидетельства 3 000 рублей .
Для действительных членов РСТ скидка 20%.
Оплата производится в безналичной или наличной форме, способ оплаты согласовывается в Заявке.
Свидетельство выдается после подтверждения оплаты.

На сайте Федерального агентства по туризму (Ростуризм) публикуются сведения об туроператорских организациях, имеющих финансовое обеспечение. Эти организации разделены на шесть групп:

– туроператоры, имеющие финансовое обеспечение в размере 100 млн. руб.;

– туроператоры, имеющие финансовое обеспечение в размере 60 млн. руб.;

– туроператоры, имеющие финансовое обеспечение в размере 30 млн. руб.;

– туроператоры, имеющие финансовое обеспечение в размере 10 млн. руб.;

– туроператоры, имеющие финансовое обеспечение в размере от 550 тыс. до 1 млн 500 тыс. руб.;

– туроператоры, имеющие финансовое обеспечение в размере 500 тыс руб.

Информация по туроператорам на сайте Ростуризма публикуется по следующим рубрикам:

▪ Единый федеральный реестр туроператоров;

▪ Внесение сведений в Реестр (впервые, продление, изменение);

▪ Получение свидетельств и информация об отправленных свидетельствах;

▪ Приказы о внесении сведений, изменении, исключении и отказе;

▪ Список туроператоров, предоставивших документы на продление с ошибками и нарушениями .

В России существует процедура внесения туроператора в Единый федеральный реестр туроператоров, которая состоит из следующих этапов:

– туроператор составляет заявление в письменной форме и удостоверяется подписью руководителя организации;

– заявление туроператора вместе с необходимыми документами представляется в Ростуризм;

– Ростуризм в течение пяти дней принимает решение о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров, либо об отказе во внесении этих сведений. Если какие-то данные туроператора изменены, то в течение 10 дней со дня изменения туроператор обязан уведомить об этом Ростуризм.

Отказ от внесения сведений в Единый федеральный реестр туроператоров должно быть мотивировано Ростуризмом. Ростуризм может принять такое решение по следующим основаниям:

– представление недостоверных сведений о туроператоре;

– несоответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения требованиям, предусмотренным Федеральным законом.

Ростуризм не реже одного раза в год в государственных периодических печатных изданиях, а также размещает и актуализирует на своем сайте в сети Интернет следующие сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре:

– полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке – также наименование туроператора на этом языке;


– адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

– сведения об учредителях туроператора;

– серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;

– серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;

– фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;

– размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

– сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

– адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность .

Ростуризм исключает сведения о туроператоре из реестра в случаях:

– ликвидации туроператора;

– прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования;

– непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок.

Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра оформляется соответствующим актом Ростуризма. Это решение должно быть мотивировано.

По закону туроператор имеет право обжаловать исключение из реестра в судебном порядке .

26 сентября 2011 г. Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации утвердило документ «Административный регламент по представлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению Единого федерального реестра туроператоров» . В нём установлены сроки выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги.

В соответствии с указанным документом, сроки предоставлении я государственной услуги и сроки доведения до заявителя результата предоставления государственной услуги составляют:

– принятие решения о внесении сведений о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в Реестр – не позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов в Ростуризм. Указанное решение размещается Ростуризмом на официальном сайте в сети Интернет www.russiatourism.ru не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения;

– принятие решения о внесении изменений в сведения о туроператоре, содержащиеся в Реестре, и размещение решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, осуществляется на официальном сайте Ростуризма в сети Интернет www.russiatourism.ru не позднее трёх рабочих дней со дня получения таких сведений;

– принятие решения об отказе во внесении сведений о юридическом лице в Реестр – не позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов в Ростуризм. Копия указанного решения, содержащего основания для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора;

– представление сведений о туроператоре, содержащихся в Реестре, по письменному запросу государственных органов или органа местного самоуправления осуществляется не позднее тридцати календарных дней, следующих за днем поступления запроса;

– на основании письменного заявления туроператора, сведения о котором внесены в Реестр, Ростуризм не позднее тридцати календарных дней со дня получения заявления выдает свидетельство о внесении сведений о туроператоре в Реестр [Прил. 16 ].

Сроки исключения сведений о туроператоре из Реестра.

Принятие решения об исключении сведений о туроператоре из Реестра осуществляется:

– не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем, когда Ростуризму стало известно о внесении в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о том, что туроператор находится в процессе ликвидации, либо со дня, следующего за днем публикации решения о предстоящем исключении туроператора из ЕГРЮЛ;

– не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда Ростуризму стало известно о завершении реорганизации туроператора, за исключением реорганизации в форме преобразования;

– не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного Федеральным законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» срока представления сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок;

Не позднее 30 календарных дней, следующих за днем истечения установленного Федеральным законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» срока представления документа, подтверждающего увеличение размера финансового обеспечения до размеров, предусмотренных Законом о туристской деятельности.

Решение об исключении сведений о туроператоре из Реестра оформляется соответствующим актом Ростуризма, направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора. Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра вступает в силу со дня его принятия. Ростуризм не позднее трёх рабочих дней со дня принятия указанного решения размешает его на своем сайте в сети Интернет www.russiatourism.ru.

16 февраля 2011 г. опубликовано Информационное письмо Ростуризма «Об особенностях предоставления в Федеральное агентств по туризму сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок туроператорами, осуществляющими деятельность в сфере выездного туризма и применяющими общую систему налогообложения» .

В соответствии с указанным документом, туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, применяющие общую систему налогообложения и намеренные продолжить осуществление такой деятельности, обязаны не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения представить в Ростуризм следующие сведения и документы, подтверждающие данные сведения:

– заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре туроператоров, в связи с получением финансового обеспечения на новый срок, которое должно быть напечатано машинописным текстом или заполнено от руки разборчивым почерком, подписано руководителем или уполномоченным лицом (с приложением доверенности) и заверено печатью организации;

– договор страхования гражданской ответственности туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (оригинал либо нотариально заверенная копия);

– копию годовой бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна включать в себя также следующие документы:

▪ бухгалтерский баланс;

▪ отчет о прибылях и убытках;

▪ отчет об изменениях капитала;

▪ отчет о движении денежных средств;

▪ приложения к бухгалтерскому балансу;

▪ отчет о целевом использовании полученных средств (только для общественных организаций и объединений);

▪ аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности туроператора, если он в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Аудиторское заключение в составе бухгалтерской отчетности представляется туроператорами в Ростуризм, если:

▪ они являются открытыми акционерными обществами;

▪ объем выручки от оказания услуг туроператора за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

▪ туроператор представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

▪ это установлено иными федеральными законами.

7124 24 августа 2016

Как всем известно, 1 января 2017 г. вступают в силу поправки к закону «Об основах туристской деятельности в РФ». Одним из главных для турагентов вопросов был и остается пункт о появлении обязательного реестра. Мы обратились к юристам с просьбой разъяснить, какие реестры турагентств есть сейчас (и для чего они в принципе нужны), а также о том, как изменится жизнь турагентов уже в следующем году.

Что сейчас?

«На данный момент обязательного реестра турагентов нет. Есть несколько негосударственных необязательных реестров, членство в которых добровольное и необязательное», - пояснили юристы юридического агентства «Персона Грата».

Старейшим реестром турагентств является Общероссийский государственный реестр туристических агентств. В нем на данный момент зарегистрированы почти 13,5 тыс. компаний. Кроме того, существуют еще несколько реестров.

«Обязательного реестра сейчас нет. Реестр, который ведет “Турпомощь”, носит исключительно добровольный характер», - глава юридического агентства Александр Байбородин.

«С марта 2016 г. заработал Единый реестр турагентств при Ассоциации “Турпомощь”, который также является добровольным», - сообщает «Персона Грата».

Зачем они нужны?

Таким образом, обязательного реестра на данный момент нет, однако многие турагентства стремятся вступить в один из действующих, чтобы повысить доверие клиентов.

«Членство в одном из существующих в настоящее время необязательном реестре не имеет официального веса, и вступление в один из них носит скорее имиджевый характер, повышая доверие туристов», - говорит руководитель юридического агентства Александр Байбородин.

Что будет или «Понятно, что ничего не понятно».

Ожидается, что обязательный реестр появится уже с начала следующего года, когда вступят в силу поправки к закону «Об основах туристской деятельности в РФ». Однако никакой конкретики на данный момент нет.

«С 1 января вступают в силу поправки в закон, однако в них нет указаний на обязательное вступление турагентств в какой-либо реестр. Никаких сведений об условиях вступления и нахождения тоже нет», - сообщает «Персона Грата».

Во вступающих в силу с 1 января 2017 г. поправках не содержится сведений о появлении обязательного реестра турагентств. Но, скорее всего, он все-таки появится.

Однако обязательный реестр, скорее всего, все же появится, поскольку о его необходимости было заявлено на самом высоком уровне.

«Поскольку есть поручение президента, обязательный реестр турагентов будет 100%. Вопрос о том, кем он будет вестись - на базе “Турпомощи” или же Ростуризмом, пока открыт, - рассуждает Александр Байбородин. - В данный момент на сайте проектов нормативных правовых документов выложен проект Минкульта о реестре турагентов, который предусматривает ведение реестра именно Федеральным агентством по туризму. Думаю, сам Ростуризм не в восторге от этого, поскольку этот закон заставит ведомство значительно расширять свой штат. Реестр же при “Турпомощи” позволит избежать расходов со стороны государства, но, с другой стороны, турагентам придется платить определенные взносы».

Что, если не вступать?

Поскольку на данный момент обязательного реестра нет, то турагентства не обязаны куда-либо вступать. «Раз нет обязательств о вступлении в, то и никакой ответственности у турагентов, которые никуда не вступают, не возникнет», - комментирует «Персона Грата».

Войти в реестр придется только после того, как решение будет закреплено законодательно. Александр Байбородин: «После того, как реестр начнет носить обязательный характер, полагаю, в статьях КоАП появятся штрафы за работу без внесения в соответствующий реестр. Кроме того, туроператоры вряд ли будут работать с невступившими турагентствами».

По отношению к добровольному реестру турагентств, который формируется на базе «Турпомощи», рынок разделился на два лагеря. С одной стороны, в нём числится уже порядка 2 тыс. Компаний. Причём туроператоры из топ-10 стимулируют своих дистрибьюторов безотлагательно подавать документы на внесение в реестр, а розничные сети организуют этот процесс централизованно. С другой стороны, многие владельцы «отдельно стоящих» турагентств заняли протестную позицию, игнорируя призывы присоединиться к реестру. Кто окажется в выигрышном положении 1 января 2017 года, когда реестр станет обязательным?

Протест и экономия

Нигилисты заявили о себе в ходе опроса, проведённого онлайн-журналом сайт.

«Планируете ли вы вступить в добровольный реестр турагентств, формируемый на сайте «Турпомощи»?» В период с 22 августа по 1 сентября на этот вопрос ответили 208 пользователей. 53 % из них заявили: «Не хочу этим заниматься. Когда будет реестр обязательным, тогда всё и сделаю». Ещё 12 % респондентов сообщили, что отрицают реестр, поскольку являются противниками самой идеи госрегулирования в розничной сфере. И 13 % участников выбрали следующий вариант ответа: «Нет, не собираюсь платить 1000 руб.». Речь, как вы понимаете, идёт о регистрационном сборе.

Положительно ответили только 22 % респондентов: «Да, хочу упростить себе вхождение в обязательный реестр после 1 января». Очевидно, эти люди больше осведомлены о процессах в отрасли и понимают, что протест – чем бы они ни был продиктован – в декабре – январе может обернуться серьёзными проблемами.

На грани аврала

Дело в том, что на момент подготовки этой статьи – 1 сентября – «Турпомощь» ещё только начинала подготовку к формированию обязательного реестра.

Имеется в виду прежде всего создание программного обеспечения. Задача не самая простая, тем более что агентский реестр предстоит состыковать с туроператорским, а также с системой «Электронная путёвка», которая сейчас разрабатывается и будет внедрена к 2018 году.

На это надо ещё найти финансирование. По словам директора «Турпомощи» Александра Осауленко, имеющиеся в распоряжении ассоциации средства – это лишь небольшая часть от необходимого бюджета. Арифметика нехитрая: 1896 компаний сдали в общей сложности 1 896 000 руб.

Дальше. Остро стоит кадровый вопрос. Ведь все документы, подаваемые на внесение турагентств в реестр, надо ещё обработать и проверить. А в дирекции «Турпомощи» как было четыре сотрудника, так и есть, притом что функционал вырос в три раза и продолжает увеличиваться, говорит г-н Осауленко.

Словом, у ассоциации на данный момент нет ни финансовых, ни людских ресурсов на планомерное внедрение агентского реестра, и, скорее всего, в декабре начнётся аврал. Тем более что перед «Турпомощью» стоят и другие глобальные задачи – например, связанные с формированием фондов персональной ответственности туроператоров (это непаханое поле, совершенно новое для всего рынка).

То есть велика вероятность, что турагенты, которые озадачатся темой реестра ближе к новому году, рискуют выстроиться в длинную очередь себе подобных.

Реализм выгоднее

«Те, кто заранее позаботился о вступлении в добровольный агентский реестр, окажутся в более выгодном положении, – говорит вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. – Данные этих компаний автоматически перенесут в реестр обязательный, и останется только один шаг, чтобы туроператоры, с которыми у них заключены договоры, отметили их в реестре как своих действующих партнёров».

Вот почему крупные производители туруслуг побуждают представителей розницы заблаговременно вступать в добровольный реестр. Стремятся упростить жизнь и турагентствам, и прежде всего, конечно, себе, поскольку хотят войти в 2017 год с эффективными – читай: легитимными – каналами сбыта.

Так, ANEX Tour планирует полностью или частично оплатить регистрационный взнос за своих наиболее активных партнёров. Остальных предупреждает и устно, и письменно – посредством баннера на своём сайте – о том, что день «Х» всё ближе, пора действовать, рассказала в интервью сайт заместитель гендиректора ANEX Tour Яна Смирнова.

А вот комментарий от Coral Travel. «Создание реестра кажется разумным не только нам: сотни наших партнёров – независимых агентств уже числятся в списках. Кроме того, мы заметили, что на этот пункт начали обращать внимание потребители», – сообщила Марина Макаркова, руководитель отдела по связям с общественностью.

«Интурист» в момент написания этой статьи готовил обновление личных кабинетов агентств на своём сайте и сообщал, что со второй половины сентября при заходе в них партнёры будут видеть сообщение о необходимости получить реестровый номер. Появится также отдельное поле, куда его нужно будет ввести.

В «Библио Глобусе» разрабатывается новая схема взаимодействия с розничными партнёрами, и есть вероятность, что именно реестровый номер в ближайшее время может стать ключевым фактором, от которого будет зависеть сотрудничество с туроператором.

В Роспотребнадзоре потирают руки

Конечно, каждый предприниматель решает сам, вступать ему в добровольный реестр заблаговременно, чтобы потом без очереди войти в реестр обязательный, или же дождаться конца года и там уж действовать по обстоятельствам. К чему бы ни призывали ключевые поставщики…

Но всё-таки надо учесть, что компании, которые по состоянию на 1 января 2017 года не будут фигурировать в реестре, лишатся возможности законно осуществлять продажу туров. «Контроль за этим – функция Роспотребнадзора, – уточняет аудитор Мария Булатова. – Санкции ещё предстоит внести в Кодекс об административных правонарушениях».

Как ретиво может действовать Роспотребнадзор – это мы с вами знаем по его борьбе с турагентствами в пору тотального запрета на всё турецкое.

Данная организация чётко отслеживает вектор государственного интереса. А сейчас упомянутый вектор направлен на то, чтобы установить регулирование туристического рынка, в том числе и в сегменте розницы. Пожалуй, пора принять это как данность.

Впрочем, есть специалисты, по мнению которых к 1 января идея обязательного реестра не воплотится. «Нужны поправки в отраслевой закон. Проект, разработанный Минкультом, ещё даже не обсуждался в Госдуме, – говорит адвокат Илья Тугуев. – Дума соберётся на первое заседание в октябре, и там ещё будут делить портфели… Не думаю, что первым пунктом повестки будет вопрос о турагентствах».

Как знать. Создание федерального агентского реестра поддерживает Владимир Путин. Возможно, парламентарии в данном случае сработают оперативно.