Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Целомудрие. Бессмысленное и беспощадное.

    ✪ Как девушке воспитать в себе смирение и целомудрие? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

    Субтитры

Словарные определения

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

Целомудрие - добродетель, строгость в нравственном отношении.

Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота.

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно.

Понятие в церковной традиции

Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности . Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий (духовная прелесть), нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу . Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия - смирение .

Формы целомудрия

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью . В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

«Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия» .

«Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия» .

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

«Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди : «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (

Словарные определения

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

"Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота (Толковый словарь Ожегова).

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

«Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».

Понятие в церковной традиции

В христианской религиозной традиции целомудрие понимается в значении воздержания от незаконных сексуальных действий и помыслов, а также вообще как скромность в отношениях в широком смысле: во взглядах, речи, одежде .

Формы целомудрия

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью . В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

«Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия» .

«Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия» .

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

«Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди : «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:27).

Ссылки

Целомудрие в энциклопедии «Кругосвет»

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • JavaBeans
  • Коксон

Смотреть что такое "Целомудрие" в других словарях:

    целомудрие - целомудрие … Орфографический словарь-справочник

    целомудрие - безукоризненность, безупречность; здравомыслие, целомудренность, безгреховность, девичество, девичий цвет, неиспорченность, чистота, непорочность, нравственность, невинность, девственность, честь, честность, безгрешность, скромность Словарь… … Словарь синонимов

    Целомудрие - Целомудрие ♦ Clastete Не следует путать целомудрие с воздержанием. Последнее – не более чем фактическое состояние, тогда как первое – скорее добродетель, заключающаяся в победе над вожделением, в особенности над сексуальным вожделением.… … Философский словарь Спонвиля

    ЦЕЛОМУДРИЕ - ЦЕЛОМУДРИЕ, целомудрия, мн. нет, ср. (книжн.). Добродетель, строгость в нравственном отношении. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЦЕЛОМУДРИЕ - ЦЕЛОМУДРИЕ, я, ср. 1. То же, что девственность (по 1 знач. прил. девственный). 2. перен. Строгая нравственность, чистота. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Целомудрие - строгая нравственность, чистота отношений между девушкой и юношей. При таких отношениях сохраняется девственность девушки, непорочность юноши. Основой высокой нравственной чистоты является стыдливость качество, приобретаемое человеком с… … Сексологическая энциклопедия

    целомудрие - Старославянское – ц(ять)ломоудрие. Древнерусское – ц(ять)ломудрие. Существительное «целомудрие» является заимствованием из церковнославянского языка. Известно в древнерусском языке с XI в. Слово оформилось на базе двух прилагательных – «целый» и… … Этимологический словарь русского языка Семенова

    Целомудрие - положительное духовно нравственное качество личности, выражающееся в невинности, целостной мудрости, в чистоте помыслов и сохранении девственности девушки до выхода замуж. Это одно из высочайших человеческих качеств, ценившееся в русской… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    целомудрие - ЦЕЛОМУДРИЕ, я, ср Перен. Книжн. Свойство человека, обладающего высокими нравственными качествами, нравственной безупречностью (честностью, правдивостью, бескорыстием, непорочностью). Целомудрие нравов современной деревни явно пострадало в годы… … Толковый словарь русских существительных

Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях.

Словарные определения

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно.

Понятие в церковной традиции

Формы целомудрия

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью . В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

«Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия» .

«Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия» .

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

«Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди : «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:27).

Напишите отзыв о статье "Целомудрие"

Ссылки

В энциклопедии «Кругосвет»

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Целомудрие

Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему:
– Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, – сказал он ему, не садясь. – Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица. Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков?
Холодный и строгий тон человека, которого Пьер видел почти всегда на балах с любезною улыбкою, в обществе самых блестящих женщин, поразил Пьера.
– Да, я желаю, – сказал Пьер.
Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.

Очищение души и тела для христианина - это путь ко спасению. Духовные и физические недостатки являются следствием того, что человек полностью подчинился своей животной природе, и разрушающие страсти возымели главенство над его разумом. Жажда новых ощущений, подкрепленная открывающимися возможностями эры сверхновых технологий, все сильнее толкает человечество в пропасть бездуховности и безнравственности.

Целомудрие во все времена было тем бастионом, который сдерживал упадок культуры народов и наций, помогая выживать под напором периодически накатывающих волн вседозволенности, нигилизма и воинствующего атеизма.

Что такое целомудрие

Один немецкий врач периода второй мировой войны, осматривающий пригоняемых в Германию незамужних советских девушек, обнаружил, что 97% из них оказались девственницами. Озадаченный доктор обратился с письмом к Гитлеру, в котором призывал немедленно прекратить вести боевые действия против Советского Союза. Свои заключения он основывал на том, что воевать с народом, у которого такая высочайшая нравственность подобно самоубийству. Это был очень неглупый немец, и если бы он был услышан, возможно, исход войны не имел бы столь ужасных последствий.

Происхождение слова

Если рассматривать этимологию слова «целомудрие», то оно имеет значение «невинность». По всей видимости эта форма была образована в старославянском языке как калька с греческого sōphrosynē - «благоразумие». В церковно- и старославянском пишется как: цѣломѫдрие σωφροσύνη, цѣломѫдрьнъ σώφρων.

В узком понимании слово «целомудрие» означает умение держать под контролем свои сексуальные желания и связанные с ними неблаговидные поступки. В более широком смысле - это нравственная строгость и чистота, моральная добродетель, которая проявляется не только в отношении к противоположному полу, но и в манере общения, взглядах, одежде. Это своеобразная противоположность праздности, где неуемная разгульность приводит к необузданной сексуальной невоздержанности и развращенности.

Данное понятие определяет целостность личности, стремящейся к единству с Богом и соблюдающей внутренний закон, именуемый совестью и помещенный в сердце каждого человека. У того, кто прислушивается к совести, постепенно начинает открываться слышание голоса ее мудрости.

Значение понятия

Значение слова целомудрие в понятии большинства сводится к волевому обузданию низких страстей и вожделенных позывов во имя духовной чистоты и верности партнеру, системе духовных воззрений. На самом деле, смысл этого понятия гораздо шире. Это даже не шаблон добродетельного, ревностного религиозного поведения и не манера явления себя в обществе.

Данное понятие накладывает отпечаток на все сферы бытия того, кто желает следовать подобному образу жизни. Им пропитан каждый вдох человека. Каждая его мысль наполнена свежестью и ароматом чистоты, исходящими из глубины души, начинающей осознавать свою целостность. Когда эта «мудрость» пропитывает ум настолько, что он просветляется, обретает ясность и видит единственно правильный путь созидания через накопление добродетельной силы, данное понятие становится естественной, неотъемлемой частью жизни человека.

Целомудрие и девственность

Очень часто эти два понятия отождествляются, что является неправильным. Разница заключается в том, что девственность относится к физическому понятию, связанному с сохранением целостности гимена (плевы - складки слизистой оболочки, предохраняющей вход во влагалище) и с половым воздержанием юноши до вступления в супружеские отношения.

Целомудрие - понятие духовного плана, имеющее в своей основе чистоту мыслей, откуда исходит правильность поступков и гармоничность отношений, как межличностных, так и общественных. Она, в отличие от девственности, может иметь несколько форм проявления.


Формы целомудрия

Еще одно заблуждение состоит в том, что это явление касается только добрачных отношений, хотя на самом деле оно существует в супружестве, вдовстве и девственности.

Супругов

Понимается, как верность между супругами, при которой не происходит обращения к неестественным сексуальным практикам. В этом случае мудрость женщины дополняется проясненным умом мужчины.

Эта форма супружеской добродетели подразумевает взаимную чистоту не только в поступках, но и в мыслях, и это касается не только сексуальной сферы. Взаимная супружеская верность и уважение к своей второй половине - залог добродетельного потомства, которое впитает в себя любовь и чистоту своих родителей.

Вдовства

Эта форма предполагает хранение верности умершему супругу (супруге), сберегая в душе образ ушедшего или же наполнение своего сердца любовью к Богу.

Есть немало примеров, когда люди, утратившие любимого человека, осознавали временность земной разлуки перед грядущим вечным соединением на небесах. Тем самым они во много крат усиливали свои чувства любви и преданности, по сравнению с теми, что испытывали прежде, при жизни этого человека.

Девственности

Это сохранение своей невинности и целостности до вступления в супружеские отношения, как со стороны девушки, так и со стороны юноши. Целостность здесь подразумевается так же, как выдерживание срока созревания, взращивания духовной внутренней силы, которую в чистом виде можно будет передать дальше своим детям.

Важно не расплескать свои душевные силы, не утратить умение любить всем сердцем, сохранить утонченность чувств, донести эту полную чашу тому, кому она предназначена. Существует множество примеров, когда люди поначалу придерживались свободных отношений без обязательств и каких-либо нежных чувств, а позднее желали полюбить своего единственного, которого, наконец, встретили, но не могли, так как давно растратили все силы души.


Кто такая целомудренная девушка

Целомудренной называют девушку, принявшую эстафету духовной и физической чистоты от своих родителей и собирающуюся в будущем передать ее своим детям. Она ждет своего избранника, а если такой уже имеется - показывает ему необходимость разумного воздержания, что непременно окажет позитивное влияние на их будущее потомство.

Внешний вид

Целомудренность проявляется в том, что девушка не старается быть броской и заметной, не стремится всегда эффектно выглядеть, не требует от других признать хоть в чем-то ее значимость. Она всегда во всем знает меру и понимает, что в этом мире обладает истинной ценностью, но никогда не выставляет свои знания напоказ.

Девушка не обязательно должна быть застенчива и закрыта, даже наоборот, ей интересно живое общение, а не пустая болтовня. Ее главное богатство всегда внутри, и она не собирается раздаривать его недостойным и кому попало.

Легко шагая по жизни, она всегда начеку, чтобы не проглядеть своего единственного и неповторимого, для которого собирается открыть все свои душевные ценности, изумруды нежного, трепетного сердца.

Качества и черты характера

Среди основных качеств ей присущи следующие: душевная и телесная чистота, скромность, гордость, чувство долга, умеренная стыдливость.

Девушке свойственны такие черты характера:

  • серьезность и ответственность;
  • кротость;
  • смирение;
  • склонность к благотворительности;
  • отсутствие порочных привязанностей и вредных привычек.


Принципы и постулаты служения мужу

Истинная природа женщины раскрывается в бескорыстной преданности своему мужу. Только при условии соблюдения основных принципов служения и следования определенным постулатам, она может стать по-настоящему счастливой и защищенной от любых жизненных невзгод, окруженной вниманием и благосклонностью своего мужа.

Целомудренная женщина должна следовать таким принципам:

Постулаты служения - это правила, которые запускают созидательные процессы в семье. По сути, это пять опор, каждая из которых является основополагающей, то есть, опираясь на любую из них, женщина получит благорасположенность и уважение со стороны мужчины.

Главные правила, как вести себя целомудренно:

  1. Сокровенное служение мужу, глубоко понимать его как личность.
  2. Доброжелательность, почтение к своему мужчине, стремление сглаживать конфликты.
  3. Поддержание добрых отношений с друзьями и родственниками мужа.
  4. Разделение с супругом обетов, взятых им на себя.
  5. Верность.

Данное видео поможет более детально ознакомиться с принципами служения мужу.

Что такое целибат

В большинстве религиозных конфессий и в некоторых духовных течениях существует обет безбрачия, который дают те, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу или любимому делу. Это значит, что человек делает осознанный шаг к усмирению своей плоти, который продиктован либо духовными устремлениями, либо внешними условиями.

Происхождение слова

Данный термин происходит от латинского caelibatus, что переводится как «неженатый». Практика воздержания уходит своими корнями в глубины тысячелетий и была распространена по всему миру. Известны примеры из древнего индуистского эпоса, когда не только брахманы, но и легендарные герои давали обещание Богу, что откажутся от семейной жизни во имя достижения внутренней силы благочестия.

Известно и о том, что древнеримские весталки - жрицы Весты, которая являлась богиней любви, также давали подобный обет. Его нарушительниц закапывали живьем в землю.

Значение понятия

Тот, кто становится на этот путь, преследует определенные цели. Одни усматривают в этом необходимое условие для стяжания духовной силы, ее сохранения во имя совершенствования. Так поступают буддийские монахи.

Для других - это своеобразная служебная необходимость. Например, в традиции западной церкви целибатом называется обязательное безбрачие у католического духовенства (за исключением дьяконов). Похожее явление существует и в православии, где епископами могут становиться лишь монашествующие и те священники, которые не имеют семьи.

Значение данного понятия для каждого практикующего свое, в зависимости от того, что он несет в своем сердце, выполняя этот обет.


Целибат для женщин и мужчин

Как для мужчин, так и для женщин, этот метод устраняет на пути следования к Богу или другой цели помеху в виде семьи, которая переключает основное внимание человека и отнимает значительную часть его времени и сил. Люди, которые видят смысл своей жизни в служении Богу или любимому делу, могут обратиться к этой практике, чтобы убрать со своего пути все, что препятствует движению к высшей истине в их понимании.

Есть немало мужчин и женщин, не связывающих себя религиозными обетами безбрачия, но по сути ведущих образ жизни, частично или полностью соответствующий подобному обету. У одних это связано с общественной деятельностью, у других - с особенностями характера и темперамента. Некоторые через усмирение плоти открывают в себе новые духовные горизонты, находя свое предназначение в служении людям.

Но все же имеются отличия в практиковании этого метода мужчинами и женщинами. Связано это в первую очередь с устройством их внутренних природ.

Для мужчин:

  • энергия движется вверх, стараясь охватить непознанное;
  • склонность постигать жизнь, используя логику, включая в этот процесс весь свой умственный потенциал (жить по уму);
  • основная активность проявляется за рамками личной системы, мужчине необходим социум для самовыражения;
  • масштабность действий.

У женщины энергия движется ближе к земле. Ее сознание старается охватить вниманием то малое, которому она в состоянии дать любовь и поддержку. Она познает мир чувствами и сердцем, не старается спасти весь мир, но в состоянии обогреть тех, кто ей действительно дорог.


Целибат в современной жизни

Ежегодно сотни людей, находясь в разных частях света, с различными духовными взглядами, традициями и мировоззренческими позициями принимают добровольный отказ от телесных утех и брачных уз. У каждого из них свои аргументы в пользу подобного выбора, но наверняка почти все хотят сделать хотя бы свой мир немного светлее и чище.

Для чего и кому нужен

Этот вопрос естественным образом возникает у тех, кто хочет понять основные цели подобного обета. Устремления могут отличаться не только по причине следования конкретному учению, но в каждом конкретном случае: какой вид воздержания выбирает послушник (моральное или физическое), на какой период (месяцы, годы, всю жизнь).

Рассмотрим конкретнее:

  • христианин дает обет, чтобы уподобиться жизни Спасителя, приблизить свою земную жизнь к Господу и его Небесному Царству;
  • буддист практикует отказ ради самопознания и духовного роста;
  • индуист использует обет для достижения духовного совершенства, самоосознания, обретения трансцендентных знаний и просветления;
  • люди, занятые духовными практиками благодаря этому накапливают силу;
  • некоторые прибегают к воздержанию для укрепления здоровья;
  • есть и те, кто пришли в этот мир без потребности в физической близости с особого рода духовными программами.

Польза и вред

Отношение к обязательному безбрачию неоднозначное, особенно среди прихожан католической церкви, поскольку их духовенство обязано строго блюсти свой обет. Но как показывает опыт - принудительное воздержание негативно отражается на деятельности священников.

Стоит сказать также, что без этого явления, сама церковь утратит роль целомудренной невесты, следующей за своим женихом Христом, давшим всей своей жизнью заповедь непорочности. Поэтому необходимо определить положительную сторону воздержания.

Рассмотрим полезные моменты воздержания:

  • сохранение внутренней энергии и целостности организма;
  • накапливание духовной силы, улучшение здоровья;
  • освобождение времени для молитв и мыслей о высоком;
  • способность к достижению значительных результатов, как в духовных, так и в мирских делах.

Те, кто не приемлет данное ограничение, аргументируют свое мнение тем, что этот обет противоречит естественным природным потребностям и функциям человека.

Минусы целибата:

  1. Отсутствие интимной жизни при ее большом внутреннем желании может привести к серьезным нарушениям физического здоровья.
  2. Воздержание может быть чревато возникновением различных комплексов и скрытых желаний, которые могут вылиться наружу в самых непредсказуемых формах.
  3. Для этой практики нужна готовность, созревшая на многих психоэмоциональных и физических уровнях, а кроме этого, смирение и сильная личная волевая устремленность. В противном случае разочарование будет минимальным злом по отношению к практикующему.
  4. Не усмиренное желание может подталкивать священников к неестественному удовлетворению своих сексуальных потребностей: гомосексуализму, педофилии, онанизму.


Как принять

Если человек собирается сделать столь серьезный шаг в своей жизни, ему нужно все хорошо обдумать, приняв во внимание все свои сильные и слабые стороны. Если это не связано с профессиональной деятельностью католического священника, адепту следует благоразумно подойти к тому, насколько серьезно его решение.

Возможно, стоит взять на себя первоначально обет не столь строгий, как иногда молодому человеку подсказывают его максимализм и эго, старающееся всегда преувеличивать чувство собственной значимости. Несколько месяцев или лет воздержания смогут показать человеку, насколько эта ноша является для него благой или непосильной.

Пороки в среде католических священников говорят о том, что церковь давно уже стала институтом, сотворенным руками человека, а следовательно, ему присущи и все его несовершенства. Может быть, недалеко то время, когда этот обязательный пункт, касаемый безбрачия в католицизме, будет пересмотрен, что исключит подобные бездуховные проявления в церковной среде.

Но правильно ли обещать Богу выбрать путь отказа от соблазнов. Наверное, человека к этому решению должна подвести сама жизнь. Чтобы дать обещание Богу в отказе от телесных удовольствий, необходимо искренне, от всего сердца обратиться к нему за благословением и поддержкой. Это не обязательно должен быть храм или монастырь. Главное, чтобы намерение было чистым и смиренным.


Отношение религии к целомудрию и целибату

В мировых религиях и других вероисповеданиях присутствуют такие понятия, как целомудрие и обеты телесных ограничений, необходимые для сохранения чистоты и непорочности. Однако относятся к ним по-разному.

В православии

Допускается брак, если он предшествует посвящению в сан дьякона и священника. Это положение было закреплено еще правилами шестого Вселенского Собора. Но подняться до сана епископа в православии сможет только выбранный из числа безбрачного (черного) духовенства - монахов малой схимы. Как в Русской Православной Церкви, так и в других поместных церквях, епископ выбирается только из числа иноков.

В православии поощряются и браки при невозможности воздержания, и отказ от семейных отношений, а обет безбрачия можно принимать как на определенный срок, так и на всю жизнь.

В католицизме

У католиков этот обет окончательно утвердился в девятом веке. В нем заключено предписание о том, что священники должны блюсти целомудрие. Если кто-то нарушает это условие, считается, что он совершает святотатство.

Пасторам запрещено не только вступать в брак, но и состоять в ранее заключенном союзе. После рукоположения в священнический сан все попытки сочетаться брачными узами с женщиной считаются недействительными.

В виде исключения в католической церкви могут рукополагаться в священники семейные мужчины, перешедшие в католицизм из англиканства или протестантизма, где они были духовными лицами. Обязательное соблюдение этого правила также не распространяется на греко-католиков и представителей духовенства Восточно-католических церквей, находящихся в юрисдикции Папы Римского .

В протестантизме

В протестантизме и англиканстве предпочтение отдается женатым священнослужителям. Право духовенства вступать в брак основывается на естественных условиях природы человека.

Кстати, именно протестантские страны во всех рейтингах развития опережают католические, и тем более православные, где есть установки на отказ от института семьи, который является природным образованием.


В других вероисповеданиях

В иудаизме отношение к безбрачию сугубо отрицательное, поскольку это противоречит прямым библейским предписаниям: плодиться и размножаться. Мужчина, не имеющий семьи, здесь считается человеком наполовину.

Иудаизм не приемлет воздержание как средство совершенствования и обретения святости, а рассматривает безбрачие в качестве помехи для личного духовного роста.

Здесь уместно привести высказывание лауреата Нобелевской премии по химии Майкла Левитта, который на вопрос, почему так много евреев получают эту награду, ответил с юмором, что в христианской семье умного мальчика отдают в монахи, а в еврейской такому ребенку дают совет, чтобы он нашел самую красивую женщину и женился на ней.

В Исламе брак и семья - это основа. Понятие о пренебрежении семейными узами во имя саморазвития, в том числе с использованием воздержания от взаимодействия с противоположным полом, противоречат законам Шариата и абсолютно чужды культуре мусульман в каком бы то ни было ее проявлении.

Несмотря на противоречивые взгляды представителей разных конфессий, истина в вопросе безбрачия находится обычно где-то посередине. Несомненно, рациональные корни имеются в любом из рассмотренных мнений, и каждый волен выбирать то, что более близко его душе.

Видео

Из этого видео можно узнать о том, насколько важно для мужчины половое воздержание.

Что такое целомудрие? Какое значение оно имеет как в мирской, так и в церковной трактовке? Об этом Вы узнаете из статьи Александра Ильяшенко.

Целомудрие

Несомненно, целомудрие связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством. Апостол Павел говорит: «Нет уже Иудея ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Галатам 3.28). Для Господа все едины: не важен ни социальный, ни интеллектуальный, ни национальный признак, ни пол, ни возраст… Каждый человек – драгоценная личность в очах Божиих, у каждого – свое место.

Место мужчины – быть лидером. Это не значит, что он – лучший, это значит лишь то, что во внешней жизни семьи, в государственной деятельности, мужчина должен занимать присущее ему лидирующее положение.

Воспитание мужчины начинается, как это ни странно, с воспитания девушки. В женскую природу вложена удивительно прекрасная добродетель целомудрия. О внутренней женской красоте, ее духовной природе, сказал Некрасов: «Есть женщины в русских селеньях (…) Пройдет, словно солнцем осветит, Посмотрит - рублем подарит». Об этом же апостол Петр, который был простым, неграмотным рыбаком, сумел найти поразительные и высокопоэтические слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3;3,4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Эта нетленная красота драгоценна не только пред людьми, но даже пред Самим Господом Богом!

О духовной силе этой красоты написал советский поэт Константин Симонов в стихотворении «Жди меня и я вернусь». Приведем его заключительную строфу:

Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Нельзя рационально объяснить, как, будучи неверующим человеком, К. Симонов мог признавать, что ожиданием можно спасти? Казалось бы, что для коммуниста, воспитанного на диалектическом материализме, это невозможно. Несмотря на это, Симонову, благодаря несомненному поэтическому таланту — дару Божиему, удалось проникнуть в факт духовной жизни. Целомудрие, как и каждая добродетель, обладает творческой силой.

Действительно, молитвой, чистотой, стойкостью, мужеством можно спасти не только своего суженого, но и Россию. Хвала той, которая это понимает и хранит целомудрие, как святыню, врученную ей Богом. Горе и беда той, для которой нечистая жизнь становится нормой. Такая, если и пройдет, солнцем не осветит и рублем не подарит… Разве что долларом мутнозеленого цвета.

Знакомо ли вам впечатление, которое производит росистый луг ранним летним утром? Восходит благодатное ласковое солнышко. На каждой травинке - капелька чистейшей воды, и в каждой капельке искрится и переливается солнечный лучик. Необыкновенная красота! Такова сокровенная красота чистой женской души, которая возвышает и облагораживает тех, кто с ней соприкасается.

Продолжая наше сравнение, представим, что проехал грузовик и разбрызгал грязую воду из лужи. Тот же луг, та же трава, но не те капельки, они уже ничего не отражают. В наше время так мало молодых людей сохраняет чистоту до брака, поэтому так много браков распадается. Современный человек гонится за удовольствиями, не думая о том, что брак – это труд, это ответственность, это воспитание детей, это необходимость обеспечивать семью.

Теперь у нас воспитание преимущественно женское, поэтому людей по-настоящему мужественных сейчас редко встретишь. Мало полноценных семей, но много распавшихся, треть детей рождена вне брака. Детей растят матери-одиночки, которые не могут правильно воспитать полноценного мужчину, а ведь нравственно здорового юношу воспитать труднее, чем девушку. И получилось так, что мужчины отошли дальше от своего призвания, чем женщины.

Природа мужская более подвержена разлагающему влиянию, чем природа женская. Преступность, алкоголизм, наркомания, сквернословие – все это присуще мужской природе в большей мере, нежели женской. Женскую природу из нормы вывести труднее, но труднее и вернуть утраченное равновесие. Когда идеалом становится стремление к комфорту и наслаждению, а деньгами измеряют нравственность, тогда оказывается, что все напоказ и все на продажу. Целомудрие становится не только редким качеством, но даже и подвергается осмеянию. Вот это – одно из самых страшных явлений нашей жизни. Трагично, если девушка, которая по своей природе должна быть хранительницей целомудрия, теряет представление о том, что это удивительно прекрасное качество она должна беречь как зеницу ока, и поддается на дешевый обман.

Одна девушка рассказывала, что у ее молодого человека умерла мама, он остался один и в течение трех лет у него никого не было. «Представляете, целых три года его никто не жалел!» Вот она его и пожалела, не задумываясь о том, что она - не первая, кого он берет на жалость, да и не последняя. Женская природа расположена к состраданию и жалости. Слава Богу! Конечно, стремление реализовать себя, создав семью, став женой и матерью, в сильной степени присуще женской душе, но нельзя же бежать вдогонку за своей природой. Поэтому любители полакомиться «клубничкой» имеют возможность получить желаемое без всяких усилий: не вступая в брак, не принимая на себя никаких обязательств, не неся никакой ответственности. Установить с молоденькой женщиной на какое-то время близкие отношения, а потом бросить ее, пусть она одна воспитывает своего ребенка! Тем не менее, многие девушки надеются на то, что «он увидит, какая я красивая, заботливая, любящая, и женится на мне». Но если такое желанное лакомство становится доступным, то отказаться от него может только либо дурак, либо благородный человек. Но дураков нет, а благородных людей мало.

Утрата христианских идеалов чистоты, целомудрия, верности началась уже давно, несколько веков назад. Еще У. Шекспир писал:

«И добродетель в этот жирный век
Должна просить прощенья у порока»
.
(Гамлет).

И в наше время молодые люди не видят целомудрия ни во взрослых, ни в своем окружении, культуре. … Директор одной школы в небольшом рабочем поселке заметила, что одна старшеклассница “заскучала”, ходит, как в воду опущенная. Директор пригласила ее к себе в кабинет, разговорила и оказалось, что произошло то, что происходит обычно. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: “Эх! И ты такая же! Все вы такие!”

Почему же она так страдала? Казалось бы, согласно современным предавлениям, тут нет ничего особенного: “все так живут, так все и поступают”. Однако это всего лишь - самообман, далеко не все так живут и так поступают.

Наш великий соотечественник, А.В.Суворов, которого по праву можно назвать рыцарем без страха и упрека, говорил: “Мне честь дочери дороже жизни и собственной чести”. Сейчас же царят взгляды прямо противоположные. Не только из нашего разговорного языка, но и из системы ценностей давно исчезли такие понятия, как “честь”, и тем более “женская честь”. Бедная девушка так тяжело переживала от того, что не уберегла свою честь.

Думая, что встретила любящего человека, она обманулась, и сама себя добровольно отдала на поругание: никакой любви, которую он якобы испытывал, о которой он так красноречиво ей говорил, не было. Просто он ею воспользовался для удовлетворения своей похоти и своего мужского самолюбия. Cамым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она сама - неповторимая личность, единственный в своем роде человек, унизила себя, позволив чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения.

В современный разговорный язык прочно вошло слово “пользователь”. Говорить о том, что данный человек - пользователь, например, компьютера, значит говорить о его профессиональной принадлежности, а если он пользователь женской красоты и неопытности, то - о безнравственности, более того, - о подлости.

Но и восклицание этого молодого человека - свидетельство его личной трагедии, потому что не встретилась на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая непреклонно берегла бы свою честь, и свою чистоту, целомудрие и любовь неповрежденными и нерастраченными вручила бы своему мужу. Такой девушке можно верить, такую можно любить, с такой можно связать свою судьбу навсегда.

Нельзя думать, что грешить можно безнаказанно. Нравственные законы столь же реальны и столь же объективны, как и законы материального мира. Они существуют и действуют независимо от того, признаем ли мы их действие и существование, или нет. Содеянное зло неизбежно обращается против того, кто его сотворил. Об этом свидетельствует жизненный опыт многих и многих знаменитых и мало кому известных людей.

Подчас приходится сталкиваться с ситуациями, по-видимому совершенно безнадежными. В церковь приходят самые разные люди и нередко совершенно случайно. Девушка попросила подвезти ее и, узнав, что водитель едет в храм, пошла вместе с ним. Ожидая, пока священник освободится, расплакалась, а потом крепко заснула. Оказывается, она потеряла работу, а вместе с ней и жилье, поскольку нет денег, чтобы его оплачивать, и уже неделю нигде не живет, спит где придется. «Где ты работала?», - «В казино», - «Что же, и «этим» занималась?», - «Да, с тринадцати лет». Мать умерла, отца она не помнит… Она осталась совершенно одна на всем белом свете, образования нет, ничего кроме своего постыдного ремесла она не умеет. Для других в двадцать лет жизнь только начинается, а для нее уже все позади…

Видимо, это достаточно типичная картина: подросток бросает дом, школу и пускается искать несбыточного счастья, но через несколько лет, потеряв все, и стыд, и честь, и человеческое достоинство, а заодно красоту и свежесть молодости, остается в безнадежном одиночестве. Как ужасно, что эта неповторимая пора, которая естественным образом характеризуется чистотой сердца, оптимистической наивностью, радостью, поисками добра в мире, становится вопреки природе временем тьмы, пороков и смерти.

Широко известно горестное восклицание Есенина: “О моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!” Все растрачено и безвозвратно потеряно. Почему? “Похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает ” (Иак. 1,15). Здесь речь идет о смерти нравственной, которая может наступить раньше физической. Разврат убивает способность любить и всегда связан с цинизмом, который не щадит даже самых близких людей. “У нее нет не только виллы, о которой она врала, но даже маленькой виллочки. Одни ножки, да и те старые ”, - так Есенин не постыдился написать своему приятелю об Айседоре Дункан, которую, казалось бы, любил. «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это; побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится», - говорил премудрый Соломон (Притчи 6.32,33).

Массовая культура насаждает как идеал то, что порицал царь Соломон три тысячи лет назад. В результате снижается как нравственный уровень культуры, так и нравственный уровень самого общества. Это можно подтвердить словами эстрадных песенок. Одна была популярна в 70-х годах, другая написана недавно. «Я свою любовь сберегу, Через реки перекину мосты, Если только я поверить смогу, Что идешь навстречу ты». Лирический герой обещает сохранить свою любовь, если «дама его сердца» идет навстречу, а если нет – то, очевидно, ни любовь беречь не будет, ни мостов перекидывать.

Современная песня еще красноречивее. На смеси французского с нижегородским певец плаксивым голосом капризного ребенка обращается к дорогой: «Шерри, как горько сидеть у закрытой двери. Но я сижу, но я стучу, но я стучу, но я достучусь…». Я своего добьюсь, но не интеллектом, ни мужеством, ни решимостью, ни трудолюбием, а стуком. Не мужчина, не рыцарь, а стукач! Во что же мы выродились, если подобные произведения воспринимаются, как имеющие право на жизнь и встречаются аплодисментами, а не тухлыми яйцами?

Нравственная деградация дошла до такого уровня, что любители расточать ласки вместе со стихотворным персонажем Н. Гумилева в свое оправдание могут сказать:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны»
.

Но в том-то и дело, что если девушка непреклонно хранит свою чистоту, тогда она решительно отличается от окружающих. Вовсе не внешние привлекательность и красота драгоценны в девушке, а ее целомудрие. Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность… Он станет доблестным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины.

Достоинство человека, независимо от пола, возраста, карьеры, семейного положения и т. п., определяется чистотой его души и праведностью жизни. Такими людьми невозможно манипулировать, навязывать то, что противоречит голосу их совести. Такие люди не позволят себя унижать, напротив, они способны преподать нравственный урок любому, не взирая на его чины и звания.

Благодарную память о таких, казалось бы, малозначительных эпизодах сохранил и передал нам замечательный писатель Б. Шергин.
«…Царский чиновник едет мимо лодемских крестьян, сидящих на бревнах.
- Эй, борода!
- Все с бородами, - усмехнулись крестьяне.
- Кто у вас тут мастер? - сердится чиновник.
- Все мастера, кто у чего, - отвечают крестьяне.
- Я желаю купить здешнюю игрушку - кораблик!
- За худое понятие об учтивости ничего не купишь, - слышится спокойный ответ».

Православные крестьяне не стали топтать друг друга в конкурентной борьбе за рынок сбыта, а хранили свое достоинство, не уронив и человеческого достоинства неучтивого чиновника. Знаток низменных сторон человеческой природы, фашистский идеолог доктор Й. Геббельс сформулировал принцип, который звучит так: «человека дешевле купить, чем напугать». К счастью, этот циничный принцип нельзя считать универсальным, потому что нравственного человека ни купить, ни запугать нельзя.

1 Б. Шергин. Понятие об учтивости. Океан-море русское. Москва. Молодая Гвардия. с. 207.