До сих пор разбросаны тут и там «Змеевы камни», о которых в деревнях рассказывают удивительные легенды. Остались и праздники, которые белорусы отмечают, и поверья, которым следуют. Все то, что и называется языческими корнями…

Змеев камень, лежит в полутора километрах от деревни Гоголевка (ныне – Чашницкий р-н Витебской обл.), недалеко от западного берега Лукомского озера.

Длина камня составляет 10 м, толщина 3-4 м. Это не валун, а выход скальной породы.

♦♦♦♦♦♦

Считается, что крестителем Киевской Руси был князь Владимир Красно Солнышко. В 988 году он согнал киевлян в Днепр, повелев принять православие. С этих пор Киев стал христианским городом, а вслед за ним новую веру (где миром, а где «огнем и мечом») приняли другие земли, подвластные Владимиру, в том числе и Полоцкое княжество – предок современной Беларуси.

Но если в Киеве князь твердой рукой истреблял идолов и зорко следил, чтобы все подданные немедленно начали поклоняться новому богу, то на более отдаленных территориях люди были предоставлены сами себе.

– На землях, от Киева далеких, этот процесс растянулся на сотни лет. В XI–XII столетиях еще вовсю поклонялись. Когда раскапывали святилища такого типа на юго-западе Украины, то там было видно по археологическим данным, что те активно функционировали и в середине XIII века, – объясняет кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Эдвард Зайковский.

♦♦♦♦♦♦

Языческая традиция на Киевской Руси складывалась еще со времен неолита. И хотя принято считать, что наши предки не приносили своим богам человеческих жертв, в исторических источниках встречаются жутковатые свидетельства кровавых ритуалов.

– В летописях есть упоминание, что еще до принятия христианства при князе Владимире киевляне решили принести в жертву Перуну двух скандинавов – отца и сына. Те, конечно, сопротивлялись, но гибели не избежали.

И уже с принятием православия их объявили святыми – как мучеников, – продолжает Эдвард Зайковский.

На территории современной Беларуси ученым удалось обнаружить несколько древних жертвенников и капищ. Заброшенные, полуразрушенные, они манят своими тайнами. И некоторые из них археологам уже удалось раскрыть.

♦♦♦♦♦♦

Огни во рвах

Небольшая площадка, окруженная рвом и валом – вот, пожалуй, и вся конструкция. Древнее святилище можно было бы принять за городище, только совсем крохотное. Впрочем, есть существенное отличие.

Городище обносили рвом с внешней стороны, а земляным валом – с внутренней. И лишь затем шли стены. Такая конструкция давала максимально эффективную защиту поселения:

сначала враг должен был преодолеть ров, заполненный водой, а затем взобраться по крутой насыпи вала под градом стрел и потоками кипящей смолы, льющейся со стен осажденной крепости.

А вот на капище все было наоборот: сначала – вал, потом – ров. Казалось бы, совершенно бессмысленная с точки зрения обороны конструкция. Ведь враг, вскарабкавшись на насыпь, мог легко расстрелять из луков всех, кто собрался на площадке.

– В данном случае ров имел не оборонительное значение, а ритуальное , – объясняет Эдвард Зайковский.

– Здесь горели жертвенные костры, а на дне была вымостка из камней. Интересно, что аналогичные белорусским конструкции были найдены на ряде святилищ Смоленщины, на западе Украины, в верховьях Днестра и Прута.

Одну из самых ярких находок такого рода в Беларуси ученые обнаружили вблизи деревни Верховляны (Гродненская область). И вал, и ров, и площадка – примерно с полсотни квадратных метров, – все отлично просматривается, несмотря на то, что сооружение давно заброшено и заплыло землей.

Более того, археологам удалось найти следы от кострищ на дне рва и на самой площадке – вероятно, огни по особым дням раскладывали и там. Какому могущественному божеству здесь приносили дары, какие тайные ритуалы совершались – пока остается загадкой.

Археологи давно подметили, что на святилищах культурный слой очень тонкий. Иными словами, в руки специалистов попадает критически мало артефактов. Оно и понятно – в городах, скажем, люди жили постоянно. А значит, все время что-то роняли, разбивали, теряли. Все это постепенно заносилось песком, превращаясь в исторические слои, столь лакомые для ученых.

В святилищах никто не жил. А значит, и вещи, которые могли бы потеряться, и, просочившись сквозь время, попасть в руки современных исследователей, изредка оставляли лишь жрецы и те, кто приходил на поклон к божеству. Так что находок здесь очень мало. И ученым остается лишь строить гипотезы, которые, когда-нибудь, возможно обретут подтверждение.

– Скорее всего, посреди святилища возле Верховлян стоял большой деревянный идол – в одном месте мы нашли внушительных размеров яму, куда он был, вероятно, вкопан. Думаю, что уже в христианские времена его сбросили, как тогда поступали со всеми изваяниями такого рода.

Возле деревни Ходосовичи (Гомельская область) было раскопано еще одно святилище.

Там схема другая. Посередине стоял идол, вкопанный в землю. Вокруг него из заостренных кольев было сделано кольцо. И в земле – четыре углубления серпообразной формы. В них горели жертвенные огни. Интересно, что на одной площадке соседствовали два святилища, одно из которых по диаметру превосходило другое.

Скорее всего, центральное место на основном капище у Ходосович занимал верховный бог славян – Перун-громовик.

А вот чьему изваянию поклонялись по соседству, остается только гадать. Может, это был Велес-змей – вечный противник Перуна? Или же там возвышался идол бога солнца Ярило, который, как считают некоторые специалисты, был одной из ипостасей самого Перуна? Или же стояла там богиня плодородия Макошь?..

Сейчас сложно собрать целостную картинку, которая бы наверняка отражала всю мифологическую систему древних. Вот лишь один маленький факт – яркое свидетельство того, насколько важны были для наших предков их боги: хроники XVI века отмечают, что в святилищах служили жрицы, которые поддерживали священный огонь. Угасания пламени девушки боялись пуще смерти.

Собственно, это и была смерть – нерадивую жрицу немедленно убивали, а ее род подстерегали всяческие беды.

♦♦♦♦♦♦

Классический пантеон князя Владимира

Кому же приносили дары и у кого просили защиты наши предки?

Поразительно, но отвечая на этот вопрос, специалисты ссылаются на… князя Владимира, того самого, крестителя Руси!

Дело в том, что еще до принятия новой веры князь поставил на холме в Киеве идолов шестерых богов – самых главных, по его мнению. Это была попытка «официально» систематизировать всех божеств, которым поклонялись на подвластных ему землях.

«Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Макошь.

И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились», – сообщает «Повесть временных лет».

На самом деле, в этом поступке Владимира не много было от искреннего благоговения перед богами. Преследовал он вполне земные, политические цели – объединить разные верования жителей огромной, доставшейся ему державы. И, как следствие, сплотить и самих подданных под своей властью.

Перун по праву получил главенствующую роль. Бог грозы, войны и дружинников, он знаменовал мощь государства.

♦♦♦♦♦♦

Хорса почитали как бога солнца. Семарглу молились, когда хотели защитить побеги и всходы.

Но, пожалуй, самой интересной была связка «Стрибог–Даждьбог–Макошь». Эти божества многие ученые выделяют в своеобразную триаду, как бы по аналогии с христианской Святой Троицей: Стрибог – как бог-отец, Даждьбог – как податель «доли» и судьбы человека, а Макошь – как богиня-защитница, богиня-мать. Киевские жрецы стремились противопоставить собственную божественную троицу «византийской» и доказать, что их вера ничем не уступает «греческой».

И первое время вполне преуспевали в этом. До тех пор, пока политический ветер не подул в другую сторону и Владимир не принял христианство.

Та же «Повесть временных лет» свидетельствует, что в 988 году идол Перуна был сброшен в Днепр, и князь приказал киевлянам отталкивать его от берегов, чтобы не остался в городе. Видя такое кощунство, многие люди плакали, но ничего не могли поделать…

Любопытно, что в «пантеоне Владимира» не нашлось места Велесу – одному из самых почитаемых божеств восточных славян. Его капище в Киеве было, но не вблизи княжеского дворца, а внизу, на Подоле, где жили простые люди.

♦♦♦♦♦♦

Бог взаймы

Мало кто знает, но наши предки очень уважительно относились к верованиям друг друга. Бывали даже случаи, когда люди из какого-либо племени приходили поклоняться кумиру соседнего.

– Все языческие, то есть политеистические, религии достаточно терпимы к божествам других народов. Нет нетерпимости. А вот в монотеистических религиях – в христианстве, в исламе, – единственный бог отвергает всяких своих конкурентов, – поясняет Эдвард Зайковский.

– Языческие заимствования были очень распространены в древности. Например, в Древнем Риме, кроме изначальных римских богов, во времена Империи почитаемы были и греческие, и египетские, и многие другие. В Древнем Египте эпохи эллинизма также. Скажем, был такой бог – греческий, но египетского происхождения – Серапис.

Что касается Беларуси, то здесь поклонялись, например, Сотвару, доставшемуся восточным славянам «в наследство» от балтов. Так, кардинал Петр д’Айлли, французский теолог XV века, писал в одном из своих писем:

«Солнце у литвинов принадлежит к божествам первого ряда под названием Sotuar, так сказать «оживитель мира» или душа мира.

Двуликий медальон, несущий с одной стороны иконку, с другой — явно не православную композицию, не славянскую и не христианскую вообще — явление достойное изучения.

♦♦♦♦♦♦

Имеют они жрецов, знающих астрономию: двигают времена года, месяцы, недели, дни; начинают свой месяц от молодой луны, неделю же, как и мусульмане, от пятницы, которую своему Юпитеру посвящают; второй день после пятницы, т.е. воскресенье, посвящают Солнцу, совсем как древние римляне.

Люди эти очень преданы земледелию и связанному с ним скотоводству. С этой точки зрения Sotuar как бог пастухов собирает жертвы, и поклонение ему проникает в самые убогие халупы».

Самая древняя

Мара. По-белорусски – «мечта», «сон». Обычное слово, знакомое с детства. Но что вы скажете, узнав, что Мара – это имя древнейшей богини, почитаемой еще во времена матриархата?

– Есть мнение, что персонажи с именами на mar – реликты образа Великой богини. Очень широкая география параллелей в мифологиях других народов и этимологические корни позволяют думать, что образ Мары возник еще в каменном веке или даже в верхнем палеолите, но затем по некоторым причинам не попал в состав пантеона богов и деградировал в персонажа низшей мифологии, – говорит Эдвард Зайковский.

В более поздних представлениях Мара – это демон, который обожает забавляться с мужчинами по ночам, что чревато болезнями или даже смертью.

Вблизи Белостока Марой называли смертельную эпидемию, воплощение которой имело облик худой, изможденной женщины, укутанной в белый платок.


Считалось, что Мара может превращаться в предметы. Так, на Западном Полесье в Купалье украшали череп коня, а затем его сжигали или бросали в воду, что символизировало победу над Марой. Интересна связь: конь символизирует Ярило, бога солнца и жизни, а череп коня олицетворяет саму болезнь и смерть – Мару.

Но хотя Мару считали темным божеством, ее уважали, ей поклонялись. Культовые холмы с названиями Марьина горка сохранились вблизи Смиловичей и Пуховичей. Близ деревни Пережир Пуховичского района раньше лежали культовые валуны – Марья и Демьян. У валуна Марья просили избавления от болезни, помощи в беде, в обретении суженного и в защите урожая.

♦♦♦♦♦♦

Противостояние в единстве. Язычество древних славян

Пожалуй, наиболее интересные, яркие и многогранные отношения в славянском пантеоне сложились между двумя соперниками – Перуном и Велесом. Вечные враги, но существующие неотделимо друг от друга, как свет и тень, день и ночь, зима и лето, добро и зло, жизнь и смерть. Противоположности в борьбе друг с другом едины, и в своем единстве они и вращают время…

Перун, или Дундар – бог грозы и молнии. В балтской мифологии ему соответствовал Перкунас. Его символом считался дуб, а непременным атрибутом были каменные топоры – орудия труда времен неолита! Называли их «перуновы стрелы». Найти такой топор было огромной удачей – считалось, что Перун теперь будет самолично оберегать счастливчика от всех бед и напастей.

Интересно, что даже в захоронениях XV века – спустя 5 столетий после принятия христианства – археологи обнаруживали каменные секиры. И тем более удивительно, что аналогичная вера в чудесные свойства этих древних орудий труда была распространена в Древнем Риме. Там подобная находка считалась знаком особого расположения Зевса. С большим пиететом к этим реликвиям относились также в Прибалтике, в Польше, в Германии и в других странах.

В Беларуси до сих пор сохранились названия, связанные с богом грозы. Неподалеку от языческого капища у деревни Верховляны есть Перуново поле. Местные верят, что если гроза здесь застанет человека, то в него непременно попадет молния.

«Перун есть многь» , – гласит текст одной из восточнославянских рукописей XV столетия. Это значит, что божество имеет много ипостасей. К одной из них некоторые исследователи причисляют и Ярило – светлого бога солнца и весеннего плодородия, являвшегося одновременно и покровителем воинов. В одной из раннесредневековых летописей сказано, что в 983 году, за неделю до Перунова дня, в Киеве начали готовить к жертвоприношению «мечем жребий на отрока и девицю…». А Ярило как раз и представляли молодым, красивым юношей в белых одеждах, на белом коне и… с человеческой головой в руках.

Кто же мог противостоять такому сильному и грозному богу?

– В такой системе, где у каждого божества была противоположность, Перун связывается с правыми, верхними полюсами, а его противник Цмок (или Велес) – с левыми, нижними, – говорит Эдвард Зайковский.

– Письменные источники гласят, что при заключении соглашений с Византией, восточнославянские язычники клялись по своему обычаю,

«… оружьем своим и Перуном богомъ и Волосом скотьим богомъ».

То есть, оба кумира были почитаемы практически в равной степени.

Велес. Его имя упоминается в договоре между Русью и Византией в 907 году, а затем в договорах 911 и 972 годов, и даже – в летописи Нестора, где он также зовется «скотьим богом».

Пожалуй, это один из самых неоднозначных богов. Связанный с приплодом и богатством, он же был олицетворением темной стороны бытия и… самой смерти. Но в то же время дарил вдохновение и покровительствовал поэзии – в «Слове о полку Игореве» Баян назван Велесовым внуком.

Как и у Перуна, у Велеса много «заграничных родственников» – к нему близок литовский фольклорный Вяльняс, латышский Вельс, прусский опекун умерших и жрецов Паталс, кельтский бог богатства и животных Езус (или Велаун), индийский верховный бог, защитник справедливости и каратель виновных Варуна, демоны Вритра и Вара.

С захватом Велесом власти древние связывали наступление зимы и холодов, когда реки и источники, полноправным хозяином которых тоже является Велес, сковывает лед, и все живое погружается в сон, подобный смерти.

Не зря праздник, посвященный Велесу, отмечали поздней осенью, воздавая в этот день должное умершим предкам. , день поминовения, только связанный уже с христианской традицией, мы отмечаем и сегодня.

Наступление весны, победу солнца над тьмой знаменовало празднество в честь Ярило (ипостаси Перуна), приходившееся на 10 мая. На белого коня, привязанного к столбу, сажали девушку во всем белом и пели песни в честь божества. По сути, конь был его символом. И это сопоставление коня и солнца является общим для индоевропейских культур.

Сохранилось поверье, что когда летом гремит гроза – это Перун охотится за Велесом. А тот прячется в дупле дуба. Оттого так часто молния попадает в дуб – Перун пытается достать своего заклятого врага и не может.

Святая Катерина и другие

С принятием христианства языческие божества оказались не у дел. Православные священники отлично понимали, что невозможно заставить людей просто взять и отречься от своих верований, поэтому повели мудрую политику – храмы начали строить на месте былых капищ. Изживать же богов на корню не стали – их объявили… христианскими святыми. Точнее, присовокупили их образы к уже имеющимся святым православия.

Так Перун перевоплотился в святого Илью. Его праздник, как и в языческие времена, отмечают в начале августа. Вацлав Ластовский, белорусский писатель и историк XIX века, рассматривая легенду о святом Меркурии Смоленском, подмечал, что в ее основе сохранился очень старый народный миф о молодом весеннем Солнце, побеждающем мерзкого великана – духа холода и тьмы. По мнению писателя, близкое по звучанию имя – Меркурий, – маскируют языческое имя Перун.

Бог Ярило ассоциируется с «отдельным святым» – Юрием (Георгием), который стал считаться опекуном лошадей (помним, что его символом как раз и был белый конь). Юрий-Георгий вобрал в себя черты как христианского мученика, так и языческого божества.

А вот еще одна святая с очень древними корнями – святая Катерина. Православные отмечают ее праздник в начале декабря. И это время знаменует собой начало зимы, «покров» – период свадеб. Поэтому считается, что Катерина покровительствует браку и любви. Также она «отвечает» за подземные источники. А некоторые исследователи возводят ее происхождение к… супруге Велеса.

Сохранились сказания о деве Катерине богатырского роста и силы. Как-то посватались к ней сразу два жениха – Марк и Степан. Невесте больше понравился Степан, но она не могла просто отказать Марку.

Тогда Катерина пошла на хитрость – объявила, что достанется тому, кто дальше бросит камень. При этом она дала Степану более легкий «снаряд». Но выиграл все равно Марк. Катерина, чтобы не доставаться нелюбимому, «бразнулась» наземь рекой и «выскочила» далеко от того места – Синим колодцем в лесу.

Первым этот колодец увидел лесник, а на его краю он застал и саму Катерину, расчесывающую свои длинные волосы. Деве пришлось прятаться от человека в источник. За это дочка лесника вскоре утонула в Соже.

Считается, что именно в святого Степана с приходом христианства превратился Велес. Вот почему святую Катерину «отдали ему в жены».

Впрочем, можно смело утверждать, что образ «скотьего бога» в христианском восприятии распался на несколько. Помимо святого Степана, черты Велеса вобрали Святой Влас (Улас), взявший на себя опеку над лошадьми, и Николай Мирликийский.

Последний (святой Микола) получил особую любовь в народе. Ему молились, когда хотели защитить от болезней и падежа домашнюю скотину, он же покровительствовал земледелию и пчеловодству. По данным письменных источников, Николая в Средневековье почитали больше всех святых.

А вот еще одной ипостаси Велеса – Змею или Цмоку – не повезло. Его стали считать воплощением сатаны. В связи с этим досталось и змеям. Например, на Полесье верили, что если убить змею, Бог простит пять грехов.

В то же время в документах XVI столетия упоминается, что в Беларуси «многие держат в доме ручных змей и кормят их». Такой «прирученный» змей, по верованиям того времени, мог уберечь дом от беды и от нечистой силы. Считалось, что «домашний цмок» после смерти кого-то из хозяев тоже умирал…

Удивительные, рожденные сотни и даже тысячи лет назад фантазией древних, языческие боги живы и сейчас.

До сих пор к огромным, обомшелым валунам нет-нет, да и приходят старушки, приносят Змею молочка и просят – доли для детей, здоровья – для себя. И, кажется, вот-вот лукаво усмехнется из источника Велес, проглянет в грозовой туче лик Перуна – и давние враги снова сойдутся в вечной схватке.

p style=»text-align: right;»>http://planeta.by

Что такое язычество? От чего нас предостерегает Церковь? Во что верили древние славяне и, какими были языческие боги? Мы расскажем вам о том, почему не стоит увлекаться верой в “магическую” силу церковных обрядов, всегда ли язычники верят в несколько богов и, что в Писании говорится про язычество.

Язычество: что это?

В современной теологии язычеством может называться любая религия, в которой исповедуется многобожие. Тем не менее, не все языческие верования политеистичны (то есть исповедуют поклонение многим богам). Языческие боги, как правильно, больше похожи на человека. Это связано с тем, что человек придумывал их, опираясь на собственные качества. Многие природные явления раньше объяснялись гневом или милосердием языческих богов. Язычество – самая древняя “религия”, большинство людей разочаровались в верованиях своих предков, но язычники до сих пор существуют.

Язычники обожествляют “тварный” мир, то есть поклоняются тому, что создал Господь. Идолопоклонничество и воздаяние почестей камням, деревьям, воде, силам природы, огню и другим стихиям относятся к язычеству.

Языческие религии

Религиозные представления древних египтян, греков, римлян, кельтов и других народов во многом похожи, так как с помощью божественного вмешательства люди пытались объяснить непонятные им явления природы или собственные чувства. Именно поэтому существовали боги гнева или боги любви. Люди приписывали человеческие качества сверхъестественным существам, чтобы объяснить природу сильных чувств, с которыми не могли справиться.

В современном понимании язычество это:

  1. Для христиан – любая религия, не имеющая отношения к христианству. С точки зрения христианина есть только один Бог – Господь наш Иисус Христос и другие “боги” не существуют, а, значит поклоняться им нельзя. Об этом гласит и Библейская заповедь.
  2. Все религии, исповедующие многобожие.
  3. Обрядоверие – вера в мистическую силу церковных обрядов, оторванная от Священного Писания. К сожалению, язычество встречается и среди тех, кто искренне считает себя христианином, но при этом не знает основ вероучения, предавая значения внешним обрядам – “поставить свечку”, “прочитать молитву от порчи и на удачу”. Все это не имеет отношения к православию.

Язычество древних славян

Слово “язычество” происходит от слова “язык”, которое раньше означало “народ”. Язычество – это народные верования и может трактоваться как сборник древних мифов.

Боги славян – малосимпатичные и мстительные персонажи. Фрагменты индоевропейских религий объединились в поклонение по большей части злым славянским богам. Общие для всех славянских племен боги – Перун и Мать-Сыра земля. Перун – грозный громовержец, повелевающий стихией. Мать-Сыря земля, скорее, положительный образ кормилицы и защитницы людей.

У восточных и западных славян пантеоны богов были различными. Во многом это связано с особенностями погодных условий на территории и тем, что именно люди делали. Так Стрибог – бог ветра состоял в пантеоне князя Владимира. Там же была и Мокошь – покровительница ткачества. Существовал бог-кузнец Сварог.

Некоторые божества относились к календарным датам – Масленица, Купала считались скорее “народными любимцами” и были мифическими игровыми персонажами.

Западные славяне верили в Чернобога, который приносил неудачу и насылал напасти, в Святовита – бога войны и Живу – женское божество, охраняющее определенные территории.

Кроме этого существовало огромное количество духов, домовых, лесных обитателей и других мифических существ:

  • Русалка
  • Упырь
  • Волколак
  • Кикимора
  • Водяной
  • Леший
  • Баба-яга

Многих из них мы знаем в качестве сказочных персонажей.

Неоязычество

После Крещения Руси многое изменилось. Язычество истреблялось князем Владимиром довольно жесткими методами. Тем не менее, появились и новые духовные практики, основанные на шаманизме, которые тоже относятся теологами к язычеству.

Эти учения могут считаться синкретическими, сформированными под влиянием различных верований и. имеющими в своей основе общую философию. Русская Православная Церковь осуждает язычество, как ложную веру. Патриарх Алексий II называл неоязычество “одной из главных угроз XXI века”, считая его таким же опасным как терроризм и, поставив в один ряд с “другими губительными явлениями современности”.

Многие неоязычники совершают опасные оккультные действия, часто агрессивно настроены к представителям монотеистических религий, осуждая князя Владимира за резкое насаждение христианства.

Несмотря на то, что язычники стремятся понять суть вещей и окружающих явление, они движутся неверной дорогой, обожествляя то, что создал Истинный Господь. О “языческом” обрядоверии в христианстве говорит Новый Завет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21 ).

Христиане могут молиться о том, чтобы язычники обрели веру в Господа. Увлечение магизмом, оккультизмом и другими языческими направлениями могут быть опасными для души, а иногда для жизни и здоровья человека.

Язычество славян на Руси

Язычество – религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, что свойственно, в частности, христианству.

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является не совсем точным, так как включает в себя несколько понятий, а не одно единственное. Сегодня язычество понимается не только и не столько как религия, сколько как совокупность религиозных и культурных убеждений, а вместо язычества веру в нескольких богов обозначают как «тотемизм», «политеизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян – это термин, который используют для обозначения комплекса религиозных и культурных воззрений на жизнь древних славянских племен до того, как они приняли христианство и перешли в новую веру. Существует мнение, что сам термин в отношении древней религиозной и обрядовой культуры славян произошел не от понятия политеизма (множества божеств), а от того, что древние племена, хоть и жили разрозненно, но имели в основе один язык. Так Нестор-летописец в своих записях говорит об этих племенах, как о язычниках, то есть, имеющих один язык, общие корни. Позднее этот термин постепенно стали относить к славянским религиозным воззрениям и вообще употреблять для обозначения религии.

Возникновение и развитие язычества на Руси

Славянское язычество начало формироваться примерно во 2-1 тысячелетии до нашей эры под влиянием индоевропейской культуры, когда славяне стали из нее выделяться в самостоятельные племена. Перемещаясь и занимая новые территории, славяне знакомились с культурой своих соседей и перенимали определенные черты у них. Так, именно индоевропейская культура принесла в славянскую мифологию образы бога грозы, бога скота и образ матери-земли. Немалое влияние на славянские племена оказали и кельты, которые также обогатили славянский пантеон и, кроме того, принесли славянам само понятие «бог», ранее не использовавшееся. Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.

После того, как славянские племена сформировались и начали активно заселять новые территории, уходить друг от друга и разъединяться, трансформировалось и язычество, в каждом племени появились свои особенные ритуалы, свои названия для богов и сами божества. Так, к 6-7 веку религия восточных славян довольно ощутимо отличалась от религии западных славян.

Также следует отметить, что очень часто верования верхушки общества довольно сильно отличались от верований низших слоев и то, во что верили в крупных городах и поселениях не всегда совпадало со взглядом на язычество мелких деревень.

С того момента, как славянские племена стали объединяться, начало формироваться единое централизованное государство , начали развиваться внешние связи славян с Византией, постепенно язычество стало подвергаться гонениям, все чаще старые верования подвергали сомнения, появились даже поучения против язычества. В итоге, после Крещения Руси в 988 году, когда христианство стало официальной религией, славяне стали постепенно отходить от старых традиций, хотя отношения язычества и христианства были непростые. По некоторым сведениям, на многих территориях язычество сохраняется до сих пор, а на Руси оно еще довольно долго существовало, до 12 века.

Суть славянского язычества

Несмотря на то, что существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы – отсюда вытекают и боги-повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов у славян были и более мелкие божества – домовые, русалки и другие. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существовании у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.

Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, просили покровительства, им приносили жертвы – чаще всего это был скот. Точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян не существует.

Список славянских богов

Общеславянские боги:

    Мать-Сыра Земля – главный женский образ, богиня плодородия, ей поклонялись и просили хороший урожай, хороший приплод;

    Перун – бог-громовержец, главный бог пантеона.

Другие боги восточных славян (также называются пантеоном Владимира):

    Велес - покровитель сказителей и поэзии;

    Волос - покровитель скота;

    Дажьбог - солнечное божество, считается предком всех русских людей;

    Мокошь - покровительница прядения и ткачества;

    Род и рожаницы - божества, олицетворяющие судьбу;

    Сварог - бог-кузнец;

    Сварожич - олицетворение огня;

    Симаргл - вестник между небесами и землей;

    Стрибог - божество, связанное с ветрами;

    Хорс - олицетворение солнца.

Также у славянских язычников существовали различные образы, которые олицетворяли те или иные явления природы, но не были божествами. К ним можно отнести Масленицу, Коляду, Купалу и других. Чучела этих образов сжигались во время праздников и ритуалов.

Гонения на язычников и конец язычества

Чем сильнее объединялась Русь, чем больше она наращивала свою политическую мощь и расширяла контакты с другими, более развитыми государствами, тем сильнее язычники подвергались гонениям со стороны приверженцев христианства. После того, как произошло Крещение Руси, христианство стало не просто новой религией. Но новым образом мысли, стало иметь огромную политическую и общественную роль. Язычники, которые не хотели принимать новую религию (а таких было очень много) вступали в открытое противостояние с христианами, однако последние делали все, чтобы образумить «варваров». Язычество сохранялось до 12 века, однако затем стало постепенно угасать.

Введение


В своей эволюции художественная культура Древней Руси прошла несколько этапов. Исторически первым из них был языческий, или дохристианский, который своё начало берёт в период образования древнерусского этноса и заканчивается в X в. крещением Киевской Руси. Ещё до образования Киевского государства славяне имели значительную историю и заметные достижения как в материальной, так и в духовной культуре. Центральное место в культуре древних славян занимало язычество, возникшее в глубокой древности. В славяно-русском язычестве большое значение имели самые ранние формы религии - магия, фетишизм и, особенно, тотемизм. Наиболее почитаемыми у славян тотемами среди птиц были сокол, орёл и петух, а среди животных - конь и медведь. Языческие верования славян не представляли собой какой-то завершенной системы. Современные исследования позволяют выделить несколько этапов развития язычества.


Первый этап развития язычества славян.


На первом этапе религиозные представления древних славян были связаны с обожествлением сил природы, которая представлялась населённой множеством духов, что отразилось и в символике древнеславянского искусства. Славяне поклонялись матери-земле, символом которой были узоры, изображающие большой квадрат, поделённый на четыре малых квадрата с точками в центре - знак вспаханного поля. Довольно развиты были водяные культы, так как вода считалась стихией, из которой образовался мир. Вода населялась многочисленными божествами - русалками, водяными, в честь которых устраивались специальные праздники - русалии. Символом воды в искусстве обычно служили утки и гуси. Почитались леса и рощи как жилища богов. Хозяином языческого леса был Медведь - самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия. Некоторые племена своим предком считали Волка и почитали его как божество. Из травоядных животных наиболее почиталась Олениха (Лосиха) - древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Среди домашних животных славяне более других почитали Коня. В облике золотого Коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. В начале I тыс. н.э. древнеславянские божества принимают антропоморфную форму, то есть звериные черты в образах божеств постепенно уступают место человеческим. Главными среди них становятся боги - Сварог, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Велес (Волос), Ярило, Макошь (Мокошь).


Самые почитаемые языческие боги.


Сварог - это олицетворение неба, верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Стрибог - бог ветров. Дажьбог (Даждьбог) несколько столетий был одним из самых почитаемых на Руси языческих богов. Дажьбог - бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая. Символами этого бога были золото и серебро. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Богом солнца был Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощая в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имеющее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец - хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажжённые колёса, также символизировавшие светило. Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл (Симаргл) - крылатый пёс, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. О древности его говорит звериный облик. Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ладу называли «матерью Лелевой». Леля - богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши (Мокоши) - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом, с русалками, орошающими поля, с водой вообще - Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Священным днём Макоши считалась пятница, особо праздновались 12 пятниц в году (каждый месяц). Мужским богом плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню «вел» со значением «мёртвый». Велес - владыка мира мёртвых. Одновременно Велес - бог мудрости и поэзии. Культ Велеса у славян сильно менялся на протяжении времени. Наиболее древний облик бога - Медведь, являющийся прародителем диких животных, на которых ведётся охота. С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя домашних животных, «скотьего бога». Но «скотий бог» ещё не окончательно теряет медвежий облик: так, русские крестьяне до XX в. хранили в хлевах медвежью лапу как оберег и называли её «скотий бог». С развитием у славян земледелия Велес становится богом урожая, оставаясь по-прежнему богом мёртвых - предки, похороненные в земле, были покровителями и подателями урожая. Были у этих богов и свои символы в искусстве. Петух, с изумительной точностью отмечающий время, признавался вещей птицей, и редкая сказка обходилась без упоминания о нём. Конь, это гордое стремительное животное, зачастую сливавшееся в представлении древнего славянина то с богом солнца, то с образом конного воина, был излюбленным мотивом древнерусского искусства, да и много позже его изображение продолжало полвляться на коньках русских изб и теремов. Особым почитанием пользовалось солнце, и изображение огненного колеса, разделённого на шесть частей, прочно вошло в изобразительное искусство. Эти изображения появлялись на наличниках изб и вышитых полотенцах вплоть до начала XX века. Почитая и боясь домовых, овинников, леших, русалок, водяных и прочих существ, населяющих окружающий мир, славянин пытался отгородиться от них десятками заговоров и амулетами-оберёгами, частично дошедшими до наших дней.


Второй этап развития язычества славян.


На втором этапе развития древнеславянского язычества складывается и держится дольше других культ Рода и Рожаниц - творца вселенной и богинь плодородия. Это был культ предков, семьи и домашнего очага. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нём говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого на земле рождаются дети. Род - повелитель земли и всего живого, он - языческий бог-творец. Спутницами Рода были Рожаницы - безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия. Образ их восходит ещё к древним Оленихам. Рожаницы почитались как защитницы молодых матерей и маленьких детей. В это же время складывается и трёхчастное представление о мире: нижнем - подземном (символ - ящер, змей), среднем - земном (люди и звери) и верхнем - небесном, звёздном. Изображение данной структуры мира можно было увидеть на идолах, сохранившихся лишь в единичных экземплярах, а также на русских прялках, изготовлявшихся ещё сто лет назад.


Святилища-капища.


Поклонения и жертвоприношения проходили в специальных культовых святилищах-капищах, которые представляли собой первоначально округлые деревянные или земляные сооружения, возведённые на насыпях или холмах, а позднее они приобрели четырёхугольную форму. В центре капища находилось деревянное или каменное изваяние божества-идола, вокруг которого горели жертвенные костры. Стены капища ставили из вертикальных брёвен, украшенных резьбой и ярко раскрашенных. Самым известным памятником язычества стал Збручский идол (IX - X вв.) - четырёхгранный каменный столб, установленный на холме над рекой Збруч. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. В верхнем изображены боги и богини с длинными волосами. Ниже идут ещё три яруса, раскрывающие представления наших предков о космосе, небе, земле и подземном царстве.


Народные праздники.


Непрерывная борьба и поочерёдная победа светлых и тёмных сил природы художественно была закреплена в представлениях славян о круговороте времён года. Их исходной точкой было наступление нового года - рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян название - «коляда». Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома. Во время праздника весны соломенные чучела этих божеств или сжигали, или топили в воде. Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной Масленицы, «русальной недели», сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлении от грозы и града. Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображались 12 различных рисунков, составляющих замкнутый круг - символ 12 месяцев.


Третий этап развития язычества славян.


На третьем, завершающем этапе развития язычества возвышается культ Перуна, дружинного бога-громовержца. В 980 г. киевский князь Владимир I , прозванный Красное Солнышко, предпринял попытку реформировать язычество. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, князь приказал поставить в Киеве деревянные идолы шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Симаргла и Мокоши. Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых костров. В Киеве стоял и идол Велеса, но не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога был сочтён слишком диким и простонародным, чтобы равнять его с «княжескими» богами.


Воинственные боги.


Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают воинственные боги, которым приносились кровавые жертвы, - Ярило и Перун. Ярило - бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, был одновременно и прекрасным, и жестоким. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов. Яриле как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окропляли пашню, чтобы сделать урожай более обильным. В эпоху двоеверия культ Ярилы был соотнесён с культом Георгия Победоносца, поскольку имя святого воителя означает «земледелец». Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит ещё к III тыс. до н.э. Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем - похитителем скота, вод, светил и жены громовержца. Перун-змееборец, обладатель молнии-молота, тесно связан с образом магического кузнеца. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян. Они побеждают хазар, воюют с Византией. Перуну приносят человеческие жертвы у подножия священных дубов.Перуна называли «княжьим богом», поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству славян-земледельцев.


Заключение.


В 988 году Русь приняла христианство, но языческое мировоззрение продолжало ещё долго сосуществовать с христианским, воплощаясь в феномене двоеверия. Подобное сочетание старого и нового, наслоение разных исторических этапов становится с этого времени постоянной, типической чертой русской культуры. В эпоху двоеверия христианство и язычество не столько боролись друг с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись. Со временем христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна заменил Илья-Пророк, который, по народным поверьям, проносился на колеснице по небу во время грозы. Праздник Перуна совпал с днём почитания Ильи. Велеса заменил Николай-Угодник - один из наиболее почитаемых на Руси святых. Культ Рожаниц слился с Богородничным, образ Даждьбога - с Христом. Макошь стала восприниматься как св. Параскева, чьи иконы ставились у источников, прежде посвящённых Макоши. Языческая традиция нашла своё применение в прикладном искусстве и в фольклоре. Практически до наших дней дошли некоторые заговоры и заклинания, пословицы и поговорки, загадки, часто хранящие следы древних магических представлений, обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарём, свадебные песни и похоронные плачи. С далёким языческим прошлым связано и происхождение сказок, былин. Языческое наследие и высокая культура стран христианства - два источника, обеспечившие развитие славянского мира. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы.

» — книга, которую стоит прочитать каждому, кто интересуется историей своей страны и язычеством, в частности. Данный труд Бориса Рыбакова необычайно насыщен полезной информацией, историческими фактами, сведениями и собственными «расследованиями» историка-славяниста. «Язычество древней Руси» является продолжением книги, с которой вы уже могли познакомиться ранее в статье « «. Книга вышла в свет в 1981 году и посвящена языческой традиции в жизни дохристианской Руси. Книга предназначена для широкого круга читателей и будет полезна, как людям, считающим себя язычниками, родноверами, так и людям, которые интересуются историей древней и средневековой Руси.

Стоит привести лишь несколько оглавлений, чтобы вы смогли понять, как много вобрал в себя этот труд и насколько широко он освещает языческую культуру наших предков: Погребальная обрядность, Святилища, идолы, игрища, Календарные «черты и резы», Язычество северных окраин, Жреческое сословие древней Руси, Противоборство язычества и христианства в X в., Языческая реформа Владимира, Дом в системе языческого мировоззрения, Народные обереги, Языческие обряды и празднества и так далее. Книга во всех смыслах интересная, увлекательная и крайне полезная.

Стоит отметить, что читая книги даже таких заслуженных историков и исследователей, как Борис Рыбаков, всё же стоит опираться на свои знания и свой опыт. За то время, что прошло с момента написания книги (более 30 лет), исследование древних культур шагнуло далеко вперёд. Также стоит помнить, что автор создавал этот труд только с точки зрения «сухого» исследования, основанного на археологических находках, средневековых книгах, заметках, артефактах и так далее, не внося в это каких либо воззрений с позиции верующего человека. Не могу не обратить ваше внимание на один момент из книги, так как с ним очень сложно согласиться: Борис Рыбаков отзывается о Навьях и Упырях, как о злых духах и относит их к якобы существовавшему в древности дуализму, то есть распределению мироздания, духов и богов на тёмных-злых и светлых-добрых. Если же рассуждать логически, то Навьи и Упыри — это не злые духи, а предки людей и далее попытаюсь привести веские доводы в пользу этой версии.

Свои предположения о злых духах навьях Рыбаков основывает только на фразе «Навьи бьют полочане» из Повести временных лет, что можно перевести и как «мертвецы забирают живых на тот свет», но ведь в случае эпидемии, о которой идёт речь в ПВЛ, по-другому и не скажешь…, и все дальнейшие упоминания навий довольно грубо и однобоко он подводит под описание бесов. Даже когда автор упоминает угощения навий в бане, то как то умудряется показать их злыми духами, отличными от предков-дедов, хотя зачем бы людям угощать злых духов в бане, а попросту от них не защититься при помощи различных оберегов, которых в те времена было предостаточно?! На самом же деле Навьи и Предки-деды — суть одно и то же, просто выраженное двумя разными древними терминами, и разотождествлять их на добро и зло не нужно. То же самое можно сказать про упырей и берегинь. Почему Борис Александрович пришёл к выводу, что древние славяне обязательно должны были поклоняться добрым берегиням и задабривать злых упырей?! Скорее всего, упыри — это древний термин, также обозначающий предков (навий), то есть древние чтили берегинь-духов и своих предков-упырей. Упырь — слово, которое впоследствии было опорочено и одемонизированно. По-моему мнению, это более правдоподобно, тем более по описаниям им приносятся одни и те же жертвы — куры. В своих книгах Рыбаков говорит о том, что изначально славяне почитали Упырей и Берегинь, потом Рода и Рожаниц и при этом почему-то упырей он приписывает к бесам и опасным вампирам. С какой бы стати людям поклоняться бесам и вампирам? В любые другие эпохи славяне поклонялись добрым Богам — Род и Рожаницы, Сварог и Сварожичи, Перун, Велес и так далее, и здесь нет даже намёка на бесов. На 99,9% можно быть уверенными в том, что под упырями, которых упомянули в своём поучении средневековые книжники, подразумеваются духи предков, а не бесы. Славяне поклонялись упырям и берегиням — предкам и обережным духам! Заметьте, что в последующие эпохи фольклорные упыри, хоть уже и одемонизированные (стали считаться вампирами), всё равно продолжали считаться духами умерших, а вовсе не потусторонними сущностями.

Если же не считать того, что Борис Рыбаков, по моему личному мнению, поставил Навий и Упырей в разряд тёмных сущностей неправильно, книга «Язычество древней Руси» очень интересная, полезная, наводит на размышления, дарит новые знания. Стоит также отметить, что Рыбаков в изучении славянского язычества является настоящим классиком и познакомиться с его книгами стоит обязательно!

Купить книгу в бумажном варианте можно в крупнейшем книжном интернет-магазине Литрес: