Это чувство несправедливости, которое гложет человека изнутри. Месть - это то, что подталкивает людей на ужасные поступки с целью покарания за несправедливость.

Месть: понятие

Месть - это чувство или поступок, который вредит внутреннему состоянию человека, оно побуждает человека на ужасные действия, целью которых является причинение вреда в ответ.

Главная причина, толкающая индивида на отмщение - это несправедливость по вине другого человека. Жажда мести - довольно опасное психологическое состояние, оно может жить в сознании человека очень долгий промежуток времени, до тех пор пока он не отомстит.

Месть - это разрушительное чувство или необходимое решение?

Каждый по-разному относится к мести. Кто-то считает ее проявлением эгоизма и нетерпимости к особенностям поведения других. А кто-то уверен, что месть необходима для психологического спокойствия, которое наступает, когда обидчик получил по заслугам. Что такое месть для вас? Зло или необходимость? Решаете вы для себя сами.

Месть - это необходимость, которая может привести к спокойствию, умиротворению, психологическому равновесию, которое было нарушено несправедливостью, обидой, злом и иными негативными эмоциями, действиями. Для некоторых месть - это торжество над несправедливостью, ведь каждый из нас с ней сталкивается. Есть те, кто считает, что все плохое вернется к нам, как бумеранг. Они полагают, что именно месть и поможет этому, что именно с ее помощью зло будет наказано ответным злом.

Все мы разные, некоторые с легкостью прощают обиды, другие не могут про это забыть и начать жить так, как будто ничего и не было. Такие люди обычно копаются в себе, каждый раз вспоминают ситуацию, когда человек был как-то задет. Именно такие личности и прибегают к мести, их не за что судить. Все мы разные. Конечно, не стоит делать месть смыслом жизни, но неужели желание ответить обидчику считается ужасной необходимостью?

С другой стороны, некоторые люди могут обидеться на ровном месте, после чего начинают придумывать, как бы насолить обидчику. Они не могут простить, забыть и успокоиться до тех пор, пока их желание отмщения не будет удовлетворено. Именно поэтому есть мнение, что мстить нельзя. Вот таким людям и надо задать себе вопросы: "А не потеряю ли я близких людей из-за мести?"; "Обидчик достоин потраченных сил и времени?"

Месть - блюдо, которое нужно подавать холодным, но для этого необходимо много сил и времени. А есть ли в этом смысл? Жизнь и так коротка. Или лучше забыть все, оставить все в прошлом? Выучить урок, который усвоили из этой ситуации, не общаться с человеком, который вас унизил, обидел или того хуже?

Отомстить или простить - дело сугубо каждого, но стоит ли это того, что в ходе мести вы можете потерять?

Месть - обязательное условие

У некоторых народов существует такое понятие, как кровная месть. Или, как еще ее можно назвать, вендетта. Кровная месть - необходимость, заложенная в сознание людей еще в древние времена. Согласно этому принципу, если убили кого-то из твоих родных, то убийце необходимо отомстить путем лишения его жизни. На данный период времени кровная месть все еще распространена в странах Ближнего Востока.

Можно ли справиться с желанием отомстить?

Психология чувства мести как понятия очень сложна, она может скрываться под желанием возмездия, ответа за содеянное, в целом под благородными понятиями.

Если вы сами не захотите притупить желание отмщения, то оно не исчезнет, как по взмаху волшебной палочки. Чтобы хоть как-то себе помочь преодолеть эту навязчивую идею, нужно честно ответить на несколько простых, но в то же время сложных вопросов. Но будьте максимально честны с собой:

  1. Что такое месть? Именно для вас. Это ужасное чувство, с которым нужно бороться. Или это благородное желание, направленное на наказание обидчика и установление возмездия.
  2. Причина, по которой хотите отомстить. Хотите доказать свое превосходство или желаете, чтобы тот, кто обидел вас, оказался в вашей шкуре и почувствовал, как было больно вам?
  3. Что вы почувствуете, когда отомстите? Радость, чувство удовлетворения или ничего?
  4. Что вы получите, когда исполните свой план возмездия? Будет ли выгода или вы можете потерять нечто дорогое? И стоит ли это того?

Насколько вы мстительны?

Существует огромное количество тестов, чтобы определить, насколько вы мстительный человек. Ниже представлен список знаков зодиака, в котором подробно изложена степень мстительности каждого.

Овен . Любит спорить и побеждать в каждом пари. Поэтому в том, что касается возмездия, будет стараться конкурировать, и более того - выиграть у человека, и желательно, чтобы это лицезрело большое количество людей.

Телец . "Месть - блюдо, которое подается холодным" - это про Тельца. Он будет долго вынашивать план отмщения, обдумывая каждую деталь. И когда план будет приведен в действие, то внутри него все будет ликовать, хотя на лице никто не увидит и капли эмоции.

Близнецы . Распространение тайн, секретов, сплетен - вот что Близнецы используют при отмщении своему врагу. Они стараются уничтожить человека, насколько это возможно.

Рак . По своей натуре очень мирный и добрый человек, поэтому решит простить, а не мстить. В его голове будет огромное количество планов по наказанию обидчика, но он понимает, что навредит себе намного больше, чем ему.

Лев . Лучшее средство при мести - игнорирование. Вот чем руководствуется Лев. Он тут же прекращает всякие контакты с человеком и требует того же и от своего окружения.

Дева . Не идет на человека лицом к лицу. Все делает исподтишка, используя различного рода пакости, чтобы его не разоблачили.

Весы . Унижение - вот какой инструмент в основном используют Весы. Они стараются унизить человека, задеть его достоинство. При виде того, что враг поражен до глубины души, внутри них начинает все ликовать.

Скорпион . Самый мстительный из всех знаков зодиака. Для него самое главное - это четко продумать план расплаты, сколько бы времени на это ни ушло. Скорпионы мстят медленно, постепенно, что делает их более опасными и непредсказуемыми. Даже если месть состоялась, то они не будут удовлетворены.

Стрелец . Не мстительный человек, своего обидчика старается забыть и избегать общения с ним, чтобы он не причинил еще большего вреда.

Козерог . Это второй по степени мстительности из всех знаков зодиака после Скорпиона. Старается не напрямую пойти на врага, а прибегает к пакостям, чтобы его подставить.

Водолей . Он не умеет мстить, как другие знаки зодиака, предпочитает все забыть, но вот общение с обидчиком будет довольно натянутым.

Рыбы . Таким творческим личностям, как Рыбы, удается выражать свой гнев или обиду более мирным способом. Они не будут напрямую унижать того, кто их задел, а решит обойти его стороной.

Что же такое мстительность?

Мстительность - это отрицательное понятие, оно выражается в желании навредить личности за содеянное ею зло, обиду и так далее. Оно выражается в злопамятности, непрощении, чувстве возмездия и расплаты.

Мстительность делится на два вида: здоровую и нездоровую. Первая выражается в том, что индивид хочет постоять за себя с той целью, чтобы на него были прекращены все нападки. Вторая выражается в мести до полного уничтожения обидчика и в неспособности держать себя в руках.

Цитаты о мести

"Месть - это блюдо, которое необходимо подавать холодным".

"Мстить - едва ли не то же самое, что кусать собаку, которая укусила тебя".

"Лучшая месть - забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества".

"Холодная месть приятнее всего на вкус".

Заключение

Что такое месть? Каждый решает для себя сам - необходимая расплата или качество слабых. Месть присутствует в каждом народе, в каждом человеке. Но некоторые умеют ее подавлять и жить дальше, радуясь каждому дню. А кто-то не сможет спать спокойно, пока обидчик не наказан.

Месть… Каким сладким порой кажется людям это слово. Оно рисует в их воображении картины возмездия, слезы обидчика и его раскаяние. А после, не дав насладиться обманчивой справедливостью, заставляет их действовать. Заставляет мстить. А ведь многие мстят. Люди, которых предали, обидели, ранили. Они хотят дать почувствовать обидчику ту боль, которую они испытали сами по его вине. Хотят справедливости, не понимая, что делают хуже только себе, своими же руками отравляя жизнь.

Чувство мести – это уничтожающая сила, которое несет в себе отрицательную, разрушающую энергию. И направлена эта энергия совсем не на того человека, которому желают зла, а на того, кто желает. Ведь чувство мести – это удовлетворение при представлении возмездия, пожелание зла, горя и несчастья другому человеку. Все наши мысли зеркально отражаются, притягивая то, о чем мы думаем. Желаем кому-то искренне блага, значит благо придет в нашу жизнь, а если желаем зла, значит зло. При этом негатив обладает большей энергией, чем позитив, поэтому он возвращается к нам с удвоенной силой.

Это если говорить только о мыслях, но, к сожалению, иногда боль и негодование в душах у людей настолько велики, что они воплощают задуманное в жизнь. Поступки несут в себе еще больше разрушающей силы, и закон возмездия работает по ускоренному принципу. Люди, поддавшись чувству мести , вскоре становятся еще более несчастными, чем были. Откуда – то сваливаются на голову неизлечимая , банкротство, несчастные случаи и другие несчастья. И никто ведь не задумывается, почему это происходит в их жизни! Не видит связи с недавней местью и сегодняшними страданиями.

Результаты исследования американских ученых показали, что 90% перенесших тяжелую форму туберкулеза испытывали сильное чувство мести , полностью занимающее все их мысли и владеющее сознанием. Люди, у которых мысли о мести появлялись лишь периодически, страдали абсцессами (гнойниками), доставляющие много боли и переживаний. Также мстительные люди больше подвержены возникновению опухолей, так как новообразования возникают в результате глубокой обиды, а если человек думает о мести, значит, о прощении здесь нет и речи.

А ведь только воздвигает нас над самим собой, дарит покой в душе и гармонию в жизни. Кто мы такие, чтобы чинить суд над другим человеком? По известному нам закону возмездия, воздастся и обидчику в жизни. Но никак не благодаря нашим усилиям! На все воля Божья. Нам же остается только принять ситуацию, простить человека и пожелать ему счастья. И как только в наше сознание закрадется мысль о мести, нужно вспомнить известную поговорку: «Хочешь мстить — рой две могилы: одну для того, кого убьешь, другую для себя».

О слабости или силе свидетельствует месть - вопрос философский.

Месть бывает разная. Если, к примеру, была нанесена обида, которая не даёт покоя - человек начинает помышлять о возмездии. Главное, чтобы планирование мести не переросло со временем в одержимость, не стало идеей фикс, иными словами, не привело бы к развитию психического расстройства. Мистики сказали бы, что та обида была порчей, которая настигла цель. Проще говоря, человек запускает программу саморазрушения, когда устремляет все помыслы в сторону планов возмездия. Конечно, реализовать такой план приятно. Но посмотрите на ситуацию со стороны. Обиженный уходит в тень и там долго и долго планирует свою месть. Эти похоже на поведение сильного человека?
Бывает месть "по традиции". По религиозным и т.п. традициям люди мстят всем кланом другим кланам на протяжении многих лет. Страдают невинные люди, чей предок когда-то нанёс обиду предку недружественного клана. Нормально это? С точки зрения тех, кто живёт по этой традиции - да. С общечеловеческих позиций - нет. Похоже это на проявление силы? Разве, что физической.

Про месть много написано в евангелиях. Там учат прощать. Конечно, многие вещи простить довольно сложно. Но на такое способен только сильный духом человек. Хотя, и трус может прикинуться великодушным, заявив прилюдно, что месть - ниже его достоинства. Как ни странно, ему поверят именно потому, что умение прощать - свойство сильного.
Кстати, психологи также советуют не посвящать всю свою жизнь планируя возмездие обидчику, а освобождаться от этого, как можно скорее, пока не запустилась программа "саморазрушения". Методики ими уже разработаны и неплохо работают.

Месть - это показатель силы или слабости человека?

Я думаю, что месть - это показатель слабости. Гораздо легче поддаться порыву и отомстить своему обидчику, сделав ему хотя бы мелкую пакость. А вот переступить через свой гнев и простить - это гораздо сложнее. Религиозные догматы тут ни при чем, прощать только потому, что так написано в каком-нибудь священном тексте, это не то же самое, что простить осознанно. Именно осознанное прощение и является показателем силы человека. Осознанное прощение - это огромная работа над собой, и чтобы ее совершить нужно приложить огромное количество усилий, времени и душевных сил, ведь нужно пережить ситуацию сотни раз, поставить себя на место обидчика, постараться понять его мотивации, его чувства и мысли, нужно перейти на иной уровень восприятия и как бы подняться над человеческими эмоциями, над человеческой мелочностью и ощутить себя, обидчика и все человечество частью одного целого и проникнуться безграничной любовью ко всему миру. Только тогда прощение будет полным.

Так что отомстить явно гораздо проще, чем простить, а, значит, проявлением силы является как раз прощение, а не месть.

Месть - показатель слабости человека.

Сила человека в его доброте, уме и милости. Слабый человек видит покой в боли и страдании другого человека.

Сильный человек не умеет мстить.

Месть – это показатель силы или слабости человека?

Я думаю месть-это восстановление справедливости.Если мстить то так как это заслуживает человек.

Месть-это не сила и не слабость а восcтановление справедливости.А с другой стороны если человек не мстит значит он духовно сильны раз может выдержать это.

Какой интересный вопрос.
На Руси испокон веков мести небыло.
Противна она была Русскому человеку.
Но спорные дела решали оружием.
За обиженного мог заступиться он сам, родные или наемный защитник.
Победивший считался правым.
Проблема в том, что преступник почти всегда был более продвинутым во владении оружием, чем потерпевший.
Как и сейчас в принципе.
Но путь оставался открытым.
В отличии от современности.
Человек поставленный в ситуацию, когда он ни за что ни про что потерял близких и преступник, возможно известный, не понес заслуженного наказания в силу определенных причин...
Или понес неадекватное преступлению наказание...
Как такое перенести мужчине?
Наверное месть - это единственное что может быть доступно человеку.

Проблема лишь в том, что месть - это очень сложная концепция.
Часто бывают ситуации, когда потерпевший просто не может адекватно построить месть виновному. Чувствуя боль обиды или потери, как можно такое ощущение передать виновному? Убить его? Это не будет адекватным возмездием... Убить его родных? Это будет наказанием невиновных, а такое может быть противно природе мстителя, это поставит его в один ряд с преступником и самого сделает преступником в собственных глазах. Пытать виновного, заменяя его физической болью свою душевную боль??
Много веков человечество размышляло над концепцией возмездия, но так и не пришло к единому универсальному мнению.
Преступник совершил насилие над женщиной... Как ее родным отомстить ему? Нет адекватного наказания.
И во многом другом так же.

Месть, это не сила и не слабость. Это попытка воздать по заслугам, почти всегда неудачная...

Комментарии

– Послушайте, – сказал граф, и лицо его налилось желчью, как у других оно наливается кровью. – Если бы кто-нибудь заставил умереть в неслыханных пытках, в бесконечных мучениях вашего отца, или мать, или возлюбленную, словом кого-нибудь из тех близких людей, которые, будучи вырваны из нашего сердца, оставляют в нем вечную пустоту и вечно кровоточащую рану, неужели вы бы считали, что общество дало вам достаточное удовлетворение, потому что нож гильотины прошел между основанием затылочной кости и трапециевидными мышцами убийцы и тот, по чьей вине вы пережили долгие годы душевных мук, в течение нескольких секунд испытал физические страдания?

– Да, я знаю, – отвечал Франц, – человеческое правосудие – плохой утешитель; оно может пролить кровь за кровь и только; не следует требовать от него большего, чем оно может дать.

– И я еще говорю о таком случае, – продолжал граф, – когда общество, потрясенное в самых основах убийством одного из своих членов, воздает смертью за смерть. Но существуют миллионы мук, разрывающих сердце человека, которыми общество пренебрегает и за которые оно не мстит даже тем неудовлетворительным способом, о котором мы только что говорили. Разве нет преступлений, достойных более страшных пыток, чем кол, на который сажают у турок, чем вытягивание жил, принятое у ирокезов, а между тем равнодушное общество оставляет их безнаказанными?.. Скажите, разве нет таких преступлений?
– Есть, – отвечал Франц, – и ради них-то и терпят дуэль.

– Дуэль! – воскликнул граф. – Нечего сказать, славное средство достигнуть цели, когда эта цель – мщение! Человек похитил у вас возлюбленную, обольстил вашу жену, обесчестил вашу дочь; всю вашу жизнь, имевшую право ожидать от бога той доли счастья, которую он обещал каждому своему созданию, этот человек превратил в страдание, муку и позор! И вы будете чувствовать себя отомщенным, если этому человеку, который вверг ваш мозг в безумие, а сердце в отчаяние, вы проткнете шпагой грудь или всадите пулю в лоб? Полноте! Не говоря уже о том, что он нередко выходит из борьбы победителем, оправданным в глазах света и как бы прощенным богом. Нет, нет, – продолжал граф, – если мне суждено когда-нибудь мстить, то я буду мстить не так... (с) А. Дюма

Месть мести рознь. Одно дело бытовая,мелочная и пакостливая,завистливая, а другое дело святая патриотическая.

Бытовая месть часто возникает из-за ссоры, желания сдать сдачи, доказать самому себе и окружающим, что силен и могуч. Святая патриотическая месть во имя Родины, во имя своих родных и близких - справедливая месть. Это месть одухотворена всем историческим прошлым, народной памятью.

Вот так...

Месть - это показатель дикости, недалекости человека.

Вот, к примеру, первобытные люди. Они не могли говорить, писать, а объяснялись знаками, жестами. Допустим, обидчик нанес им боль, украл еду - в общем, причинил страдания. Они подходили и били его дубиной по голове (или по другим частям тела) или убивали. Так они выражали свои чувства и эмоции, давали сдачи. Что мы имеем сейчас.. Повадки первобытных людей до сих пор сохранены в обществе, потому что не все люди научились мыслить, не все умеют объясняться словами, не многие умеют объяснять себе и оправдывать поступки других людей.
Приводят пример человека, который из-за гибели своего родственника убил виновного. Понятно - эмоции. А тому, кто отомстил, легче стало от того, что умер другой человек, но своего родственника при этом не вернуть? Если легче, то вопросов нет, хотя это очень странно. Вот если бы своего родного человека путем мести можно было вернуть - это было бы логично.
Если человек при помощи мести (словесной или физической) получает удовлетворение, это не совсем обычный человек. Я бы назвала его не совсем здоровым)))
Современный человек далек от совершенства, и ему еще долго придется избавляться от признаков, присущих необразованным первобытным людям.

Мне очень нравится цитата, из романа И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев", ставшая уже афоризмом - "- И дикий же народ! - удивлялись экскурсанты. - Дети гор!" - ostap org ru

Нет никакого социально-экономического объяснения тому, что случилось в России в феврале и октябре 1917 года. Экономика страны была на подъеме. Рабочие (тот самый революционный пролетариат) жили неплохо. Во всяком случае не в беспросветном мраке, какой впоследствии рисовали коммунистические историки. Вчитаемся в любимый советскими идеологами роман Горького «Мать» — о жизни Павла Власова в рабочей слободке. (Вообще удивительно, как мы умудрялись пропускать такие детали мимо глаз и мимо сознания.)

«Павел сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстук, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет».

Учтите, что ему 15—16 лет, никакой особой квалификации и, соответственно, зарплаты у него еще нет. Отец умер, мать не работала. Он один семью содержал. А жили они так:

«Треть дома занимала кухня и, отгороженная от нее тонкой переборкой, маленькая комнатка, в которой спала мать. Остальные две трети — квадратная комната с двумя окнами; в одном углу ее — кровать Павла, в переднем — стол и две лавки. Несколько стульев, комод для белья, на нем маленькое зеркало, сундук с платьем, часы на стене и две иконы в углу — вот и все».

Это значит, у каждого человека в семье угнетенного рабочего Павла Власова была отдельная комната. Помнится, что-то такое вписывали коммунисты не куда-нибудь, а в программу построения коммунизма в СССР. Смею заверить, советские люди в тех же оставшихся рабочих слободках и через семьдесят лет после Павла Власова жили немногим лучше. И часто даже хуже: в таких домиках теснились иногда две-три семьи: бабушка с дедушкой, отец с матерью да еще и старший брат с женой.

И тем не менее все рабочие в 1917 году были «злые». Во времена перестройки знакомая библиотекарша дала мне записки своего деда — московского слесаря, ровесника века, чтобы я предложил их журналу, газете. Но потом они в семье поду-мали, передумали и попросили вернуть. В тех записках новостью для меня было поведение пролетариев. Я ведь, как и все, был воспитан на другом образе революционного рабочего. А они, судя по мемуарам, вели себя агрессивно, стаями ходили по дворам, улицам, чуть ли не избивали непонравившихся. Отчего? Почему?

Тупики справедливости

Всегда считалось, что поводом для февральских выступлений в Петербурге стали перебои с хлебом. В некоторых источниках говорится, что перебоев с продовольствием не было, а было повышение цен на хлеб и на масло. Но в любом случае это не причина для бунта в тех условиях. Ведь страна третий год воюет с чужеземцами, можно и потерпеть. Однако русский народ не стерпел. Рабочие вышли на улицы Петербурга, солдаты бросили позиции и открыли фронт немцам. Так свершилась Февральская революция 1917 года.

Теперь представим 1942 год, блокаду Ленинграда. Суточную пайку хлеба срезают еще на пятьдесят граммов. В ответ рабочие останавливают станки и выходят на улицы с плакатами: «Долой советскую власть!», «Долой Сталина и Жданова!». Войска Ленинградского и Волховского фронтов оставляют окопы и присоединяются к демонстрантам. Гитлеровские солдаты беспрепятственно, играя на губных гармошках, входят в Ленинград. Можно допустить такое в самом больном воображении? А в Петербурге в феврале 1917 года так и произошло.

Что случилось? Как это назвать? Как определить? Массовое помрачение рассудка? Всеобщий морок? Господь в единый год и час лишил разума многомиллионный народ?

Болтовня о русском характере, то удалом и бесшабашном до дури, то тихом и святом до юродства, — в основном вроде бы достояние улиц, пивнушек и прочих теплых мест, где народ чешет языки для услады души. На самом же деле в цивилизованных странах этим самым национальным характером (а точнее — национальным поведением) занимается серьезная наука.

У нас открытые исследования по этой теме начались только после падения коммунистического режима. В 2001 году вышла книга экономиста Михаила Алексеева и философа Константина Крылова «Особенности национального поведения». Их предыдущие книги — «Поведение» и «Поведение — наука об основах нового мировоззрения». Ни много ни мало — «об основах нового мировоззрения».

Алексеев и Крылов, говоря об этической доминанте в характере русского человека, делают упор на понятии «справедливость».

И если народ сверг монархию, а затем пошел за большевиками, значит, большевики задели самую чувствительную струну в характере русского человека — жажду справедливости. Даже те, кто сопротивлялся большевикам, сопротивлялись недостаточно активно, потому как чувствовали за ними некую справедливость, а за собой — некую неправедность?

К справедливости взывают, когда нет закона. Или когда законы направлены против большинства населения. Не случаен же крик души русского человека: «Суди нас не по закону, а по справедливости!»

В таких исторических условиях любой, не признающий власти, становится героем.

Матросы с крейсера «Аврора» присоединяются к восставшему народу во время Февральской революции. Петроград. 1917 год

Кудеяры, стеньки и емельки

И не только у нас. Сразу же приходит на память Робин Гуд. Однако он водил разбойников по Шервудскому лесу во времена Ричарда Львиное Сердце, в XII веке, когда в стране было не то двоевластие, не то междувластие, любой феодал мог убить и ограбить йомена, в том числе при содействии шерифа. Понятно, что вольный стрелок стал тогда народным защитником и народным героем.

Но Робин Гуд — если не единственный, то последний такой герой в Англии. После XIII века там — ни одного разбойника, которого воспевал бы народ. Почему?

Потому что в 1215 году в Англии положили конец как произволу отдельных феодалов, так и всевластию короля и его администрации. В 1215 году принята Великая хартия вольностей, которая четко определила права, обязанности и меру судебной ответственности государственных институтов и граждан.

«Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны», — гласит 39-я статья Великой хартии вольностей, принятой, повторю, в 1215 году.

С тех пор любой удалой разбойник там уже не герой, а нарушитель закона.

У нас же прославлялись в народе (и до сих пор прославляются) илейки, кудеяры, стеньки, емельки и прочие. Потому что власть царской России до последних десятилетий защищала лишь права рабовладельцев и правящих сословий. Когда спохватилась, было уже поздно — грянула революция, которая провозгласила насилие как идеологию, «повивальную бабку истории».

Россия — единственная страна в мире, где феодальный строй сменился рабовладельческим.

Россия — единственная страна в мире, где официальный рабовладельческий строй существовал четыреста лет, вплоть до второй половины XIX века.

Вдумайтесь, в Лондоне в 1860 году уже метро строили. А мы грудных детей от родителей отрывали, мы села в карты проигрывали, мы человеческих детей на борзых щенков обменивали, мы право первой ночи использовали.

Если бы только четыреста лет… А предыдущие шестьсот? По «Русской правде» Ярослава Мудрого, штраф (пеня) за убийство смерда или холопа — 5 гривен. «За бобра, украденного из норы, определяется 12 гривен пени».

Не случайно в древности на Востоке считали, что после отпущения раба на волю семь поколений его потомков должны вырасти в свободе, и только тогда кровь раба очистится.

Рабство, на мой взгляд, и привело монархическую Россию к страшному революционному взрыву.

Когда человек становится рабом, все человеческое опадает с него сверху, как шелуха, а изнутри, из души, выжигается дотла.

Раб — это быдло, то есть скотина. А раз скотина, то можно все, ничего не страшно и ничего не стыдно. Так росли и воспитывались дети, внуки, правнуки, праправнуки… Если считать только четыреста лет крепостного права — это почти двадцать поколений, родившихся и выросших в ярме, не знающих в своем воспитании ничего, кроме подлой науки холопского выживания.

А в недрах тех душ копилась и копилась осознанная или неосознанная ненависть, осознанная или неосознанная мечта о мести. И когда мужики нутром почуяли, что пришла, наконец, сладкая возможность отомстить за века унижений, то люто отомстили! В том числе и самим себе. И перекурочили судьбу России.

Предательство

Еще в 1839 году шеф жандармов А.Х. Бенкендорф предупреждал царя: «Крепостное право есть пороховой погреб под государством».

Вот почему освобождение рабов в 1861 году было уже запоздалым актом. Да, в стране победила промышленная революция, даже дарованы были политические свободы, Столыпин выводил мужиков на отруба, на вольное хозяйствование. Но котел уже перегрелся. Не дети, так внуки крепостных стали так называемыми разночинцами. То есть «вышли в господа». Вот они-то и не могли простить власти рабства своих отцов и дедов. Они-то, образованные, и звали Русь к топору. Чаша ненависти переполнилась. И страна двинулась к Семнадцатому году.

Быть может, начинать освобождение крестьян надо было в 1825 год? Это и поняли декабристы. Победив Наполеона, пройдя с оружием в руках через всю Европу, они увидели, как там живут простые крестьяне. Сердца их преисполнились стыдом и болью за свое, родное. И они вышли на Сенатскую площадь.

Да, путь выбрали кровавый. Но в ту эпоху общество не знало, не выработало еще других форм протеста.

Но почему другие дворяне, собравшись и поодиночке, не обратились к царю, не сказали ему, что декабристы выступали не столько против царя, сколько против рабства?

Дворяне этого не сделали. Они смотрели, как на Кронверкской куртине палач вешает их товарищей.

Дворяне знали, на что покусились декабристы. На святое. На право каждого из них быть царем и богом в своих голодаевках и погореловках, на право казнить и миловать, насиловать крепостных девиц, тащить их из-под венца в свою постель на глазах у крепостных женихов.

И дворяне с этими гнусными правами не хотели расставаться ни за что.

Вот почему они молчали. Вот почему я считаю, что монархическую Россию привели к краху именно дворяне. Ответственность за революции лежит на них. Как на правящем классе. (Для отведения упрека в классовых антипатиях скажу: мой пращур упоминается в Никоновской летописи за 1424 год.)

Нет императора — нет власти

Рабство развращает и рабов, и рабовладельцев. Нация деградирует. Страна разрушается с двух сторон. Что сделал народ, мы знаем. А куда смотрели дворяне? Ведь уже искры летели. Атмосфера России была наэлектризована предчувствием катастрофы. Увы. Никто не замечал. Правящие классы не думали или старались не думать, уверенные, что в крайнем случае придут казаки, разгонят взбунтовавшееся быдло, как в 1905 году.

Ведь Пушкина читали! Что народ наш добрый, кошку из горящего дома вытащит, рискуя собой. И тут же помещика в этом же доме сжигает, зло смеясь. Читали… Однако такое ощущение, что никто ничего не понимал. Не хотел понимать.

Вот группа людей, которые обязаны были, не могли не осознавать тягчайшей ответственности, которая лежала на их плечах. Это — начальник штаба Ставки Верховного главнокомандующего, командующие фронтами Первой мировой войны. Уж они-то, военные, не могли не понимать, что во время боевых действий императора и Верховного главнокомандующего не свергают. Они должны были бы пресечь на корню любую, самую слабую попытку.

А что сделали командующие фронтами во главе с начальником штаба? Все они (в ответ на «запрос» из штаба) прислали телеграммы с требованием отречения Николая II от престола: великий князь Николай Романов (Кавказский фронт), генерал Брусилов (Юго-Западный фронт), генерал Эверт (Западный фронт), генерал Сахаров (Румынский фронт), генерал Рузский (Северный фронт), адмирал Непенин (Балтийский флот), адмирал Колчак (Черноморский флот), генерал Алексеев — начальник штаба Ставки Верховного главнокомандующего.

Это они, по сути, свергли императора.

А Николай II в те грозные для страны дни отмечал в своих дневниках, как он хорошо поел и погулял: «Погода была мягкая, серая… У меня сразу сделался сильный насморк… Осматривал собрание рисунков и фотографий… Читал, скучал и отдыхал; не выходил из-за кашля… Вечером поиграл в домино».

В домино он играл вечером 26 февраля, а революция началась 27—28 февраля. 2 марта император Николай отрекся от престола — в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. «Задержка в приведении к присяге войск приведет к катастрофе», — отмечал тогда генерал Алексеев. Она и случилась. Войска уже начали приводить к присяге новому императору, и тут грянула весть: Михаил отказался принять власть. Нет императора. Нет власти. Некому присягать. Окончательный развал армии произошел именно после отречения Михаила, превратившего церемонию присяги в фарс всефронтового масштаба. Легко представить состояние миллионов вооруженных людей, угнетенных, обозленных слухами об измене в верхах и «бардаке в стране».

Испугался Михаил или нет, трезво оценил свои силы или нет — не имеет значения. Он должен был понимать, что в такой ситуации нельзя оставлять Россию без власти ни на секунду.

Значит, не понимал.

И Февральскую, и Октябрьскую революции можно, при желании, назвать переворотом, свержением власти узкой группой лиц. Но потом ведь была Гражданская война. Причем Белую армию, воевавшую за веру, царя и Отечество, поддерживали страны Антанты — страны Запада. Вот против какой союзнической силы сражалась Красная армия. И победила. Значит, миллионы и миллионы пошли за большевиками. Взорвалось прошлое, взорвалась накопленная за века рабства подспудная ненависть и подспудная жажда мести. Иначе не объяснить, почему народ-богоносец поднялся против господ, громил господские усадьбы и разрушал церкви.

Сергей Баймухаметов,
специально для «Новой»