Дуглас Норт «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики»: «История имеет значение. Она имеет значение не просто потому, что мы можем изучать уроки из прошлого, но и потому, что настоящее и будующее связаны с прошлым непрерывностью институтов общества. Выбор, который мы делаем сегодня или завтра, сформирован прошлым.»






«Откуда есть пошла Русская земля?» Заселение в I тыс. до н.э. севера и центра Восточно-Европейской равнины славянскими племенами. Повесть временных лет (12 в.) - восточнославянские племена: поляне, словене, древляне, радимичи, вятичи, северяне, уличи, волыняне, кривичи и др.



«Русь» Русь это название скандинавского племени, жившего на острове Рюген. Финно-угорские племена, бывшие соседями новгородцев, называли варяжских воинов «руотси» («наемные воины»). Все восточные славяне были светловолосыми, русыми. «Русь» - «скопище русых» (чтобы как-то отличить их от скандинавов-блондинов и темноволосых южан) Русь группа племен, живущих вдоль рек (от древнейшего обозначения реки). «Русь» «речной народ». Восточные славяне, а затем и государство, получило свое имя от одного из этих водоемов, имеющих корень «рус/рос». Русь обозначение социального статуса, военная и административная элита. Все население в Древнерусском государстве делилось на людей, плативших дань, и руссов, эту дань собиравших. Руссами могли быть, соответственно, и славяне, и скандинавы.


С.Ю.Витте «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900 – 1902 гг.» «Первым фактором производства служит природа, т.е. естественные условия занимаемой народом территории»




Формы земельной собственности Вотчина – крупные земельные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям, являвшиеся полной собственностью данной семьи. Обояривание – процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников – в феодальнозависимых.


Возникновение государственности. Славяне и скандинавы находились в VIII-IX веках примерно на одном историческом уровне развития. В этих условиях викинги не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Государственность есть итог длительного самостоятельного развития общества.


Предпосылки формирования государственности у восточных славян ЭкономическиеПолитическиеСоциальные Отделение ремесла от земледелия Отделение ремесла от земледелия Развитие ремесел в городах Развитие ремесел в городах Переход к пашенному земледелию Переход к пашенному земледелию Развитие торговых отношений Развитие торговых отношений Преобладание свободного труда Преобладание свободного труда Потребности родоплеменной знати в аппарате власти для защиты своих привилегий и захвата новых земель Потребности родоплеменной знати в аппарате власти для защиты своих привилегий и захвата новых земель Формирование племенных союзов Формирование племенных союзов Угроза нападения внешних врагов Угроза нападения внешних врагов преобразование родовой общины в соседскую преобразование родовой общины в соседскую Возникновение социального неравенства Возникновение социального неравенства патриархальная форма рабства патриархальная форма рабства




Основные этапы развития Киевской Руси 1. Начальный этап Вторая половина IX – конец X вв. Рюрик (862 – 879) Олег (879 – 882) (882 – 912) Игорь (912 – 945) Ольга (945 – 964) Святослав Игоревич (964 – 972) 2. Расцвет Конец X – середина XI вв. Ярополк (972 – 980) Владимир I Красное Солнышко (980 – 1015) (980 – 1015) Святополк Окаянный (1015 – 1019) Ярослав I Мудрый () 3. Упадок и распад на отдельные княжества Середина XI – начало XII вв. Изъяслав (1054 – 1073) (1076 – 1078) Всеслав () Святослав (1073 – 1076) Всеволод (1078 – 1093) Святополк (1093 – 1113) Владимир Мономах (1113 – 1125) Мстислав (1125 – 1132)





Итоги княжения первых Рюриковичей (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав) Расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей) Защита славянских племен от внешней экспансии и сбор дани (полюдья) за это военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми племенами Защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников




«Русская правда» (1016, 1030-е гг.) «Свод разновременных частичных сводов и отдельных статей, сохранившийся притом в нескольких редакциях, тоже разновременных. Что можно в ней назвать Правдой Ярослава – это небольшое количество древнейших статей свода, воспроизводящих юридический порядок времен этого князя.» В.О.Ключевский «Русская история»




«Путь из варяг в греки» Водный путь из Скандинавии в Византию: от Финского залива по реке Неве в Ладожское озеро, далее по реке Волхов в озеро Ильмень(г.Новгород), далее по реке Ловать, затем мелкими речушками и «волоком» к верховьям Днепра (г.Смоленск) и по Днепру(г.Киев) в Черное море, затем в г.Царьград (г.Константинопль, г.Стамбул)




1. Резы – проценты. 2. Снижение долговых процентов до 20%. 3. Запрет на обращение в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг 4. Запрет на паразитическое ростовщичество 5. Законодательный документ, подтверждающий создание феодальной системы Древнерусского государства.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет» в г. Великом Новгороде

(филиал СПбГЭУ в г. Великом Новгороде)

Заочное отделение


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Экономическая история»

на тему: «Экономика Киевской Руси»


Работу выполнила:

студентка гр.

Чуба. Е.В.

Проверила: ст.преп. кафедры,

Яицкая Н.В.


Великий Новгород


Введение

Организация феодального хозяйства в Киевской Руси

Социально - экономическая структура общества

Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли

1Сельское хозяйство

2Развитие городов и ремесла

3Торговля

4Деньги и их роль в Киевской Руси

Заключение

Используемая литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение


В IX-XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Происходит решение самых основных вопросов, касающихся всего населения, таких как производство продукции, порядок сбора налогов, прохождение военной службы. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие. Если сравнивать с первобытно-общинным строем, то в это время техника земледелия была значительно усовершенствована. Земледелие играло первостепенную роль в жизни Древней Руси, поэтому засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности - житом (от глагола «жить»).

Говоря о хозяйственном строе славян, в первую очередь мы имеем в виду главный центр восточнославянских земель - Среднее Поднепровье. Именно здесь благодаря благоприятным природно-климатическим факторам, географическому положению начали интенсивно развиваться основные виды хозяйства.

Цель данной работы - рассмотреть экономику Киевской Руси. Исходя из цели вырисовываются следующие задачи:

-выявить особенности феодального хозяйствования на Руси;

-рассмотреть социально-экономическую структуру населения Киевской Руси;

-познакомиться с различными отраслями хозяйства на Руси: сельским хозяйством, ремеслом, развитием городов, торговлей.

1. Организация феодального хозяйства в Киевской Руси


Формирование феодальной экономики в русских землях относится к периоду существования древнерусского государства - Киевской Руси. Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение в VIII-IX вв. территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация в руках родоплеменной знати власти - таковы предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов.

Возглавлявшие племенные союзы военные вожди (князья) стремились к подчинению свободных общинников, наложению на них определенной дани, необходимой для содержания дружины. При этом нормы традиционного права отвергались и подвергались забвению. Одновременно с этим закладывались основы будущего государственного аппарата. Однако пережитки родового строя не были уничтожены в VIII-IX вв. Элементы военной демократии (вече, кровнородовая месть и др.) сохранялась в жизни древнерусского общества.

И все же образование раннефеодального древнерусского государства имело большое прогрессивное значение для дальнейшего самостоятельного политического, экономического и культурного развития восточнославянских племен и других племенных объединений, вошедших в его состав.

Его экономической основой была феодальная собственность на землю, но процесс феодализации имел свои отличия от Европы:

  • замедленность развития, обусловленная географическими условиями (открытость границ, отсутствие естественных барьеров в борьбе с кочевниками) и политическими факторами (доминирование проблем обороны и безопасности, необходимость содержания военного аппарата);
  • формирование государства не снизу вверх, а сверху вниз. Нехватка средств для содержания дружины привела к сбору своеобразных налогов с подчиненных территорий в форме дани (полюдья), определяемой сначала обычаем, затем в зависимости от размеров хозяйства (дыма). Позднее к ней добавились торговые и судебные пошлины, а также натуральные повинности (строительство дорог, содержание князя и дружины во время походов и т. д.). В X в. недостаток средств начал компенсироваться раздачей княжеских земель на условиях службы;
  • неразвитость отношений собственности. Формально земля и ресурсы принадлежали классу феодалов, фактически оказывались лишь во временном пользовании. Таким образом, формирующаяся феодальная собственность была частной по форме, государственной по содержанию;
  • особая роль христианства как государственной религии. Первоначально церковь существовала за счет князя: на ее обеспечение шли отчисления от собираемых даней и других поступлений на княжеский двор. В результате церковь выполняла не только религиозные функции, но определенные социально-экономические.

Феодальные отношения на Руси начали зарождаться при правлении князя Владимира, но сильное развитие произошло только при Ярославе Мудром.

Государственная власть Руси способствовала развитию ремесла, торговых связей внутри страны и с другими государствами, строительству новых городских центров, освоению пахотных земель. Постепенно происходило совершенствование устройства власти. В XI в. киевские князья стали единовластными правителями всей страны. Племенные старейшины превратились в бояр и стали называться высшим слоем дружинного строя. Во времена правления Ярослава Мудрого все большее значение начинала играть земля. Приобретение земельных участков приносило не только огромные доходы, но и усиление политической власти. Дань - это первая известная форма зависимости работающего населения от государства.

Первоначально великие киевские князья собирали дань - полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников - «посадников», старших «мужей» - дружинников. Кроме полюдья существовал повоз: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю. Такая форма сбора дани возникла еще в VI-VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты - оброка.

Так государство утверждало свою верховную собственность на все завоеванные и присоединенные к Киеву княжества. Вскоре началось появления богатых землевладельцев и нищенствующих людей. Это время получило название «период военной демократии». Все чаще земли присваивали себе представители княжеской семьи, которые пользовались своим влиянием. Они строили дворы, охотничьи дома, организовывали собственное хозяйство, превращали рядовых свободных общинников в зависимых работников. Возникновение таких владений явилось предпосылкой к зарождению земельной собственности и появлению зависимых людей, которые живут и работают у своего господина.

2. Социально-экономическая структура общества

деньги финансы киевский русь

Несложные функции раннефеодального государства определили социально-экономическую структуру общества. Его верхушку составляли князь и дружина, которая делилась на старшую (бояре) и младшую (отроки, пасынки, детские). Постепенное ограничение свободы общинников (людей), живущих на пожалованных землях, превращало их в зависимых крестьян (смердов). Существовала также немногочисленная прослойка рабов - холопов и закупов.

Княжеский домен. К середине XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно ощутимо в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода, земли все чаще попадают в частные руки. Первыми здесь, конечно, были князья. Пользуясь силой, влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе общинные земли, в других - «сажали» на свободные земли пленных и превращали их в своих работников, строили в личных владениях хозяйственные дворы, собственные хоромы, охотничьи дома, поселяли в этих местах своих управителей, начинали организовывать здесь собственное хозяйство. Владения рядовых свободных общинников все плотнее окружаются княжескими землями, в княжеское хозяйство переходят лучшие пахотные участки, луга, леса, озера, рыбные ловли. Многие общинники оказываются под покровительством князя и превращаются в зависимых от него работников. Создается, как и в других странах Европы, княжеский домен, т. е. комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими непосредственно главе государства, главе династии.

Владения бояр и дружинников. К этому же времени относится появление собственных земельных владений, личных больших хозяйств княжеских бояр и дружинников. В ранний период государственности великие князья предоставляли местным князьям, а также боярам права на сбор дани с тех или иных земель. Эти земли с правом сбора с них дани давались князьям и боярам в кормление. Это было средством их содержания. Позднее в разряд таких «кормлений» перешли и города. А далее вассалы великого князя передавали часть этих «кормлений» уже своим вассалам, из числа собственных дружинников. Так складывалась система феодальной иерархии. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI - XII вв. В это же время появляются первые вотчины бояр, воевод, посадников старших дружинников.

Вотчиной (или «отчиной») называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащий владельцу на правах полной наследственной собственности. Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу.

С течением времени правители стали жаловать своим вассалам не только право владения землей, но и право суда на подвластной территории. По существу, населенные земли попадали под полное влияние своих господ-вассалов великого князя. А те затем жаловали часть этих земель и часть прав на них уже своим вассалам. Выстраивалась пирамида власти, в основе которой лежал труд работающих на земле крестьян, а также живущего в городах ремесленного люда.

Но по-прежнему на Руси многие земли оставались еще вне притязаний феодальных владельцев. В XI в. эта система лишь появлялась. Огромные пространства были заселены свободными людьми, которые жили в так называемых «волостях», над которыми был лишь один хозяин - сам великий князь как глава государства. И таких свободных крестьян - смердов, ремесленников, торговцев было в то время в стране большинство.

Феодальная вотчина. Феодальная вотчина - владение, находящееся в полной собственности феодала. Оно передавалось по наследству и могло служить объектом купли-продажи. Деревни, населенные крестьянами, пахотные земли, луга, огороды крестьян и хозяйственные земли, принадлежащие владельцу всей этой округи, в состав которых также входили поля, луга, рыбные ловли, бортные леса, сады, огороды, охотничьи угодья составляли хозяйственный комплекс вотчины. В центре владений находился господский двор с жилыми и хозяйственными постройками. Здесь были хоромы боярина, где он жил во время приезда в свою вотчину. Хоромы не всегда представляли собой один дом, нередко это был целый комплекс отдельных зданий, соединенных переходами, сенями.

Дворы богатых людей в городах и в сельской местности были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами. На дворе же находились жилища господского управителя - огнищанина (от слова «огнище» - очаг), тиуна (ключника, кладовщика), конюхов, сельских и ратайных (от слова «ратай» - пахарь) старост и других людей, входящих в состав управления вотчины. Неподалеку располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба. В них хранились зерно, мясо, мед, вино, овощи, другие продукты, а также железо, медь, изделия из металла.

Феодально-зависимое население. Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы и пр. Общинники были вынуждены обращаться за помощью к феодалу и заключать с ним особый договор-ряд, по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно условно разделить на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом, или ролейным закупом (ролья - пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи, или изорники, - это более обедневшие, почти полностью разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же орудиями на условиях найма.

Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинников и становились полностью зависимыми от феодалов. Среди самых низших, бесправных слоев населения были холопы, или челядь, близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном на полях (так называемые страдники). Были также обельные (полные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на основе договора - ряда.

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку использование рабов было неэффективно. (Приложение 1)

3. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли


1 Сельское хозяйство


Основной отраслью феодальной экономики является сельское хозяйство. В полной мере это относится и к России. На протяжении столетий именно сельскохозяйственное производство определяло уровень и степень экономического и общественно-политического развития страны.

Основной формой пашенного земледелия во всех областях, заселенных восточными славянами, являлось двуполье. Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20-30 лет до восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостепных районах. Подсечная система применялась чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали (подсекали) деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением почвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда людей, объединенных в родовую общину.

Большая патриархальная семья располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли могли освоить члены общины.

Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского хозяйства и его продуктивность. В XIV-XV вв. начался переход к трехполью, делившему пашню на три части (яровое-озимое-пар). Оно связывало в единый комплекс совершенные орудия земледельческого: труда, наиболее оправданный ассортимент культур и соответствующую агротехнику. (Приложение 2)

Развитие факторов производства обусловило разложение кровно-родственной общины и переход ее в VI-VIII веках к соседской, сельской общине. Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться вервь (мир). И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки - наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное время. А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались общинными. Еще долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог, корчевание леса и др.

Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал семье. Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников - феодалов.

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией. В связи с тем что в VII-VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные походы на Балканы, в Византию и восточные земли, вели оборонительные войны против кочевников с юга, в этот период усилилась роль высшего военачальника-князя, который был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным собранием - вече, то со временем он стал передавать свою власть по наследству.

По уровню сельскохозяйственной техники, степени развития земледелия и набору культур Киевская Русь стояла на том же уровне, что и современные ей страны Западной Европы. Но суровые климатические условия, недостаток рабочего скота, постоянная военная угроза не способствовали естественному накоплению благ. Хозяйство продолжало развиваться экстенсивными методами.


2 Развитие городов и ремесла


В эпоху древнерусского государства наблюдался расцвет ремесленного производства. В IX-XII вв. - известны ремесленники 40-60 специальностей.

Центрами ремесла являлись древнерусские города. В IX-X вв. в письменных источниках сохранилось название 25 городов, таких, как Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Суздаль и др. За XI в. появилось еще свыше 60 городов, в том числе Витебск, Курск, Минск, Рязань. Образование наибольшего числа городов пришлось на XII в. В это время появились Брянск, Галич, Дмитров, Коломна, Москва и др. - всего не менее 134. Общее число городов, возникших до монголо-татарского нашествия, приближалось к 300. Среди них первое место занимал Киев - крупный ремесленный и торговый центр.

В больших городах ремесленники селились улицами по профессиональному признаку (Гончарный и Плотницкий концы - в Новгороде, Кожемяк - в Киеве). Ремесленные посады зачастую примыкали вплотную к укрепленным кремлям-детинцам, как например, мастеровой посад около Московского Кремля, позже названный Китай-городом.

Уровень ремесленного производства в Древней Руси был достаточно высоким. Искусные кузнецы, строители, гончары, серебряных и золотых дел мастера, эмальеры, иконописцы, другие специалисты работали в основном на заказ. Со временем ремесленники начали работать на рынок. К XII в. выделился Устюженский район, где производилось железо, поступавшее в другие местности. Близ Киева существовал Овручский округ, славившийся шиферными пряслицами.

Оружейники Киева освоили производство разнообразного оружия и военного снаряжения (мечи, копья, доспехи и т.п.). Их продукция была известна по всей стране. Отмечалась даже определенная унификация наиболее совершенных видов оружия, своего рода «серийное» производство. Только из железа и стали древнерусские мастера изготавливали более 150 видов различных изделий. Киевские металлурги владели сваркой, литьем, ковкой металла, наваркой и закалкой стали.

Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные храмы, и дома простых людей, и боярские хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из льна и шерсти. С распространением христианства особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов, иконописцы.

В древнерусском государстве насчитывалось более 100 различных ремесленных специальностей. Каждый город был к тому же центром торговли всей близлежащей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных городов и смерды из сельской местности, чтобы продать плоды своих трудов, купить что-либо необходимое в хозяйстве.

3Торговля


Огромное экономическое значение в период раннего феодализма играла внешняя и транзитная торговля. Торговый путь «из варяг в греки», проходивший по территории Древней Руси, имел общеевропейское значение. Примерно с IX в. значение Киева как центра посреднической торговли между Востоком и Западом возросло. Транзитная торговля через Киев еще более оживилась после того, как норманны и венгры перекрыли путь по Средиземноморью и Южной Европе. Походы киевских князей способствовали развитию торгового обмена в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Поволжье. Увеличилось значение Новгорода, Полоцка, Смоленска, Чернигова, Ростова, Мурома. С середины XI в. характер торговли заметно изменился. Половцы и турки-сельджуки захватили торговые пути на юг и восток. Торговые, связи Западной Европы и Ближнего Востока переместились в Средиземноморье. (Приложение 3)

Первое место среди экспортных товаров занимали меха, рабы, воск, мед, лен, полотна, серебряные изделия, кожи, керамические изделия и др. Вывоз влиял на развитие городского ремесла, стимулируя целый ряд отраслей ремесленного производства. Древняя Русь ввозила предметы роскоши, драгоценные камни, пряности, краски, ткани, благородные и цветные металлы.

Торговые караваны на восток шли по Волге, Днепру, через Черное и Азовское моря к Каспийскому морю. В Византию ехали морем и сухопутным путем. В Западную Европу торговцы из Новгорода, Пскова, Смоленска, Киева отправлялись через Чехию, Польшу, Южную Германию либо по Балтийскому морю через Новгород и Полоцк. Киевские князья защищали торговые пути. Система договоров обеспечивала интересы русских купцов за рубежом.

Значительную часть жителей городов составляло купечество - от богатых купцов, ведущих иноземную торговлю, так называемых «гостей», до мелких торговцев-разносчиков. В городах зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, свои общие денежные фонды, из которых оказывалась помощь купцам, попавшим в беду.

В Киеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах Руси находились дворы иноземных купцов. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарии, Польши, Скандинавских стран. Большую общину составляли купцы и ростовщики евреи и армяне, в руках которых был значительный торговый и ростовщический капитал. Еврейское купечество, пользуясь своим постоянными контактами с единоверцами в других странах, связывало русские торговые центры не только с ближними, но и с отдаленными частями Европы, включая Англию и Испанию. Армянские купцы осуществляли торговые связи Руси со странами. Кавказа и Передней Азии. Немало в русских городах было S и торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока - Персии, Хорезма и др. И русские купцы были желанными гостями на рынках Константинополя и Кракова, Регенсбурга и Будапешта, в Скандинавии, Прибалтике и в немецких землях. В КонсГантино-поле существовало русское подворье, где постоянно останавливались торговцы из Руси.

По многим большим и малым городам Руси шумели торги. По широким степным шляхам, по тенистым лесным дорогам, в зимнюю стужу - по ледяной глади замерзших рек к крепостным воротам русских городов тянулись нескончаемые купеческие караваны. В Новгород, вокруг которого было мало плодородных земель, шли возы с зерном; из Волыни по всем русским городам везли соль. С севера на юг шла рыба всех видов. Из Киева, Новгорода и других больших городов коробейники развозили по весям и градам изделия искусных ремесленников. В окрестные страны русские «гости» везли воск, пушнину, льняное полотно, разные поделки из серебра, знаменитые русские кольчуги, кожи, пряслица, замки, бронзовые зеркальца, изделия из кости. Нередко купцы гнали на продажу и челядь - захваченных дружинами во время военных походов пленников, которые высоко ценились на невольничьих рынках.

На Русь же отовсюду иноземные купцы везли свои товары - из Византии дорогие ткани, оружие, церковную утварь, драгоценные камни, золотые и серебряные вещи и украшения, из стран Кавказа, Персии, Прикаспия - благовония и пряности, бисер, который так ценили русские женщины, и вино, из Фландрии - тонкие сукна. Из прирейнских городов, венгерских, чешских, польских земель шли металлические вещи, оружие, вина, кони. Большие мыта (пошлины) собирали с этой разнообразной торговли киевские и местные князья. В торговых делах участвовали и представители княжеских домов: они либо поверяли свои товары купцам, либо имели своих торговых представителей в многочисленных торговых караванах, которые под усиленной охраной шли из русских земель во все концы света.


4 Деньги и их роль в Киевской Руси


На Руси производилась чеканка собственных серебряных монет, что говорит о степени развития торговли. Раньше товар покупался на шкурки зверей - пушнину, особенно ценившуюся в иноземных странах и служившую эквивалентом денег.

Появившиеся чеканные металлические деньги частично сохранили их названия - куны и веверицы, т. е. куницы и белки. Сначала собственных монет было мало, пользовались частично иностранными (арабскими и греческими). Это подтверждается кладами с такими монетами, найденными на юге России в разных местах.

Наряду с чеканными деньгами в обращении ходили и слитки серебра и золота определенного веса. На слитках не было ни клейма, ни надписи, ни обозначения цены. Это были просто отрубленные слитки золота и серебра. Они именовались гривнами. Серебряная гривна равнялась пятидесяти кунам или ста пятидесяти веверицам. Позднее гривны стали называться золотыми и серебряными рублями. Так, например, в одном из древнерусских источников описывалось, что житель Новгорода некий Климята получал «соляные куны», т. е. доход от соляных варниц, в которые он вложил свои средства.

Возникновение денег играет важную роль. С одной стороны, это говорит о государственности страны, с другой - о ее развитии. Если государство способно создавать собственные средства платежа, признаваемые как внутри него, так и за его пределами, значит, оно имеет собственное конкурентоспособное товарное производство.

Чеканка собственных денег говорит о высоком статусе тогдашней Руси, о ее развитии и признании другими странами.

Заключение


Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков, именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма - особого комплекса социально-экономических и политических отношений.

Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к вотчинным. Но в отличие от Западной Европы этот процесс шел гораздо медленнее.

До середины X в. характер социально-экономических отношений определяли даннические отношения. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде наказания на правонарушителей, а также судебные пошлины.

Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь). Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же из них зачастую выделялись зажиточные семьи.

Сложившийся в Киевской Руси феодальный строй имел ряд особенностей: 1. огромную роль играл государственный сектор в экономике страны; 2. наличие значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти; 3. феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями.

Используемая литература


1)История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002

2)Вернадский Г.В. Древняя Русь. - Тверь: ЛЕАН, 2004.

3)Дусенбаев А., Воеводина Н. Экономическая история России. Краткий курс. - Юстиц-Информ, 2010

4)Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - 15"е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстиц-информ, 2009.

)Шевчук Д.А. История экономики. Учебное пособие. [Электронное издание]; Эксмо, 2009

Приложение 1

Приложение 2


Переход к трехполью.

Приложение 3

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как людей рослых, светлых, живущих оседло, так как они «строят дома, носят щиты и сражаются пеши».

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли.

К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной.

Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII – первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках.

Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» – подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Ярослава», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха, включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Пространной Правды».

Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княжеских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, челяди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фактических рабов.

Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы-земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин – княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, имелись ремесленники и ремесленницы.

Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой – страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки». В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.). Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы.

Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др. Среди пяти важнейших магистральных торговых путей царьградско-византийский, закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский наибольшее значение вначале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI-X вв., носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны-мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги.

Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем. Чеканка своей монеты на Руси началась в Х-XI вв. Наряду с ней имели хождение и иноземные монеты.

Политическую и социально-экономическую жизнь славян древнерусского государства дополняла и жизнь духовная.

1. Понятие "общественный строй" включает в себя: экономическое развитие страны, классовую структуру общества, правовое положение классов и социальных групп населения.
Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян преобладало земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие.
В X-XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже около 200 городов.
В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.
2. Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.
Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.
К ним относятся(феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри), свободные общинники (сельские и городские "люди" и "людины"), смерды (крестьяне-общинники), закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий "купу"), изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом), челядь и холопы (придворные рабы), городское население (городская аристократия и городские низы))
Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.
Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.
Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.
Появление в Пространной редакции Русской правды, относящейся к концу XI-началу XII вв., статей, где упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось и боярское землевладение.
Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родо-племенной знати. Формой их землевладения были вотчина и держание (поместье).
Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству. Держание бояре получали только путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти). Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.
Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.
К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.
Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст.3) "людин" противопоставлялся "княжу-мужу", он сохранил личную свободу.
Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.
Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.
Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами". Основным источником, характеризующим положение "закупа" - являются ст. 56-64, 66 Русской правды пространной редакции.
Таким образом, "закупы" - крестьяне (иногда и представители городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку бегства превращался в холопа.
"Изгои" бывали свободные и зависимые.
Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен.
На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Если он совершал кражу, то платил господин. В случае нанесения холопом побоев, тот мог его убить "в пса место", т.е. как собаку. Если раб укрылся у своего господина, то последний мог защитить его, заплатив 12 гривен, или отдать на расправу.
Закон запрещал укрывать беглых холопов.
3. Формирование древнерусского государства шло вплоть до первой трети XII века. Это было целостное, основанное на принципе сюзеренитета-вассалитета государство. По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.
Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть, большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов, наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре, наличие системы кормления на местах.
Оно возникло в то время, когда еще не было предпосылок образования централизованного государства, при слабо развитых торговле и ремесле, отсутствии прочных экономических связей между отдельными регионами. Сильная центральная власть феодалам была нужна для прикрытия или поддержки при захвате общинных и новых земель.
Поддержка великого князя феодалами способствовала быстрому распространению его власти на обширную территорию Руси.
Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.
Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече.
Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города.
В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.
Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы.
Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины" (старшему сыну).
Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора.
Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления личным делами князя. Общий термин тиун уточняется: "огнищанин" называется "тиуном-огнищным", "старший конюх" - "тиуном конюшим", "староста сельский и ратный" - "тиуном сельским и ратейным" и т.д.
С усложнением задач государственного управления роль этих должностей укрепилась, функции уточнились, например: "воевода" - начальник вооруженных сил; "тиун конюший" - ответственный за обеспечение княжеского войска конским составом; "дворецкий-огнищанин" - управляющий княжеским двором и выполняющий отдельные государственные задания; "стольник" - продовольственный снабженец.
Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.
Известен Любеческй съезд 1097 года, который имея ввиду объединение усилий в борьбе с внешними врагами, "устроение мира" признал независимость удельных князей ("каждый пусть держит отчину свою"), в то же время призвал блюсти Русь всеми за "один". С нем 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов.
Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка "старцы городские". Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались.
Известно, что решение об убийстве за злоупотребление сбором дани князя Игоря древляне приняли на своем вече.
В 970 году Новгородское вече пригласило на княжение Владимира Святославовича.
Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве.
Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения.
Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались "кормленщиками", а система управления - системой "кормления".
Власть князя и его администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы же получали иммунитет - юридическое оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении.
В Древнерусском государстве суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну.
На местах суд осуществляли посадник и волостели.
Кроме того, существовали вотчинные суды - суды землевладельцев над зависимым населением, на основе иммунитета.
В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации.
Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как людей рослых, светлых, живущих оседло, так как они «строят дома, носят щиты и сражаются пеши».

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массово-му земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная сис-тема земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли.

К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земель-ной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина мог-ла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Проживающие на ней крестьяне не толь-ко выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако зна-чительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологиче-ски охватывающее конец VIII – первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или по-павших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопут-ные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» – подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем зако-нотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Яросла-ва», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Прав-ды Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха, включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Про-странной Правды».

Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княже-ских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, че-ляди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фак-тических рабов. Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смер-ды, рядовичи, закупы-земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависи-мость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собст-венности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин – княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (па-шенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, име-лись ремесленники и ремесленницы.

Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой – страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки». В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное, полот-няное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.). Продукция ремесленников расходи-лась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы. Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо зна-ли за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др. Среди пяти важнейших магистральных торговых путей царьградско-византийский, закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский наибольшее значение вначале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI-X вв., носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны-мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем. Чеканка своей монеты на Руси началась в Х-XI вв. Наряду с ней имели хождение и ино-земные монеты.

Политическую и социально-экономическую жизнь славян древнерусского государства до-полняла и жизнь духовная.