Началась весной 1918 г. в условиях разрухи, голода, экономической блокады.

Уже к осени 1918 г. Советская Республика была окружена фронтами со всех сторон. Страна потеряла основные продовольственные, сырьевые и топливные районы.

В сентябре 1918 г. ВЦИК объявил Советскую Республику военным лагерем. И тогда Советская власть провела ряд чрезвычайных мер, совокупность которых получила название политики «военного коммунизма ».

2. Трудовая повинность всех граждан (от 16 до 50 лет).

3. Строжайшая централизация управления производством и распределением («главкизм»).

4. Запрещение частной торговли хлебом и другими предметами первой необходимости. Прямой товарообмен между городом и деревней.

5. Отмена платы за коммунальные услуги, транспорт и т.д.

6. Военное положение на транспорте (введено в ноябре 1918 г.).

Согласно декрету о продразверстке все количество хлеба и фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, разверстывалось между производящими хлеб губерниями. Крестьянам оставался строго определенный минимум продовольствия для питания, фураж для скота и зерно для посева. Все остальное зерно подлежало изъятию за деньги. Однако деньги к тому времени потеряли свое значение, так что фактически у крестьян отбирали хлеб бесплатно. Причем, отбирали не только излишки, но и часть необходимого крестьянину хлеба. Не сдавшие хлеб подвергались суду.

Гражданская война и иностранная интервенция ускорили национализацию промышленности. Кстати, начали большевики с введения рабочего контроля на предприятиях. Рабочий контроль был подготовительной мерой для последующей национализации. Сейчас многие пишут, что большевики с первых же дней национализировали все и вся - это не совсем так. К лету 1918 г. в соответствии с программой большевиков была завершена национализация крупных промышленных предприятий. В собственность государства перешли железные дороги, морской и речной флот.

Еще в декабре 1917 г. были национализированы все частные банки. Для руководства экономикой страны бы учрежден Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ) при СНК. Предполагалось провести постепенное преобразование мелкой и средней промышленности. Однако война потребовала немедленной концентрации всех ресурсов в руках государства и строжайшей централизации управления. Были национализированы целые отрасли промышленности. Предприятия работали по нарядам главков и не имели хозяйственной самостоятельности. ВСНХ и его главки распределяли заказы, организовывали учет производства, сбыт продукции. Даже предприятия кустарной промышленности были подчинены напрямую Главкустпрому ВСНХ. Такая сверхцентрализованная система управления получила название «главкизм».


Одной из важнейших особенностей политики «военного коммунизма» было запрещение частной торговли хлебом и иными предметами первой необходимости. При ликвидации частной торговли Наркомпрод становился главным распределителем продуктов. Все население было приписано к единым потребительским обществам, от которых оно получало продовольствие и товарные пайки. Заработная плата выдавалась преимущественно в натуральной форме, т.е. продуктами и товарами по карточкам. Карточная система строилась по классовому принципу. Так устанавливался прямой товарообмен между городом и деревней.

Характерной чертой экономической жизни этого периода было уменьшение роли денег. В условиях расстройства денежной системы предприятия получали сырье и материалы без денежной оплаты (причем, все это централизованно распределялось именно главками!).

Декретом СНК от 11 октября 1920 г. «Об отмене некоторых денежных расчетов» была отменена плата за жилье, топливо, воду, за пользование почтой и телеграфом.

Вынужденное введение политики «военного коммунизма» способствовало становлению административно-командной системы управления. Его отдельные положения будут в 30-е гг. частично перенесены в условия мирного времени. Следует отметить, что «военный коммунизм» не является обязательным и экономически неизбежным этапом развития социалистического государства. Однако тяжелейшая ситуация вынудила правительство принять такие меры.

Долгие годы ученые оценивали «военный коммунизм» как политику, вызванную к жизни крайним разорением страны, т.е. как вынужденную политику. В последние годы появилось утверждение, что эта политика являлась попыткой осуществления большевиками марксистской доктрины построения социализма в России . Другие ученые полагают, что вначале ряд мероприятий государства был вынужденным, а затем появился соблазн быстро осуществить социалистические преобразования, проведя национализацию всей промышленности, отменив денежные отношения и т.д.

Вопрос 01. В чём суть политики военного коммунизма? Какими причинами она была вызвана?

Ответ. Военный коммунизм ввели потому, что требовалось мобилизовать все силы для снабжения Красной Армии в условиях захвата многих территорий с важными сырьевыми ресурсами, промышленными городами, нарушения даже на контролируемой большевиками территории экономических связей между городом и деревней. В этих условиях большевики решили проблему откровенным насилием. Военный коммунизм означал принудительную передачу всей собственности якобы в общественное пользование, на самом деле в руки государства и уравнительное распределение ресурсов среди определённых классов (классы признанные враждебными советской власти ждала гораздо более печальная участь).

Вопрос 02. Каковы основные мероприятия политики военного коммунизма в промышленности?

Ответ. Мероприятия:

1) ускоренная национализация всей промышленности;

2) закрывались предприятия, признанные не связанными с обороной;

3) вводилась всеобщая трудовая повинность и трудовая мобилизация и мужчин, и женщин в возрасте от 16 до 50 лет;

4) новые советские деньги были напечатаны, но цены в этих деньгах постоянно увеличивались, вместо них рабочим в качестве зарплаты выдавали продуктовый паёк, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости;

5) создавались специальные органы для управления промышленностью и распределения её продукции.

Вопрос 03. В чём сущность продразвёрстки? Чем она отличается от продовольственной диктатуры?

Ответ. Продразвёрстка, в отличии от продовольственной диктатуры, предполагала, что государство заранее объявляло о своих потребностях в продуктах сельского хозяйства, а потом распределяло (развёрстывало) их по губерниям, волостям и т. д. То есть в теории продовольственная диктатура предполагала отъём всего свыше определённого правительством минимума, а продразвёрстка – только необходимого для государства. Но на деле продразвёрстка означала отъём также всех излишков, а часто даже необходимого для сева в следующем году, для пропитания семьи зимой....

Вопрос 04. Какие особенности имела аграрная политика белых правительств?

Ответ. В целом все белые правительства отменили все решения большевиков (хотя насильственное изъятие уже полученного крестьянами не было повсеместным), а окончательное решение Вопроса о земле отложили до окончания Гражданской войны.

Вопрос 05. Каковы были реформаторские замыслы П. Н. Врангеля? Был ли шанс на их осуществление?

Ответ. Реформы:

1) земельная реформа – передача земли работающим на ней с компенсацией прежним хозяевам;

2) создание волостных земств и сельских общин как органов крестьянского самоуправления;

3) ввод автономии казачьих земель;

4) было обещано новое рабочее законодательство.

В данных преобразованиях лично я не вижу ничего, что мешало бы их осуществить. И если бы генералу Якову Слащёву и дальше удалось бы держать оборону Перекопского перешейка (весьма эффективно им организованную), реформы вполне могли бы осуществиться.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

Кафедра «История, культурология и социология»


по предмету: «Отечественная история»

на тему:« ПОЛИТИКА "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»


Выполнил:

Студент группы ЭМ - 155

Галстян Альберт Робертович

Проверил:

Ситникова Ольга Ивановна


Волгоград 2013


ПОЛИТИКА "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА" (1918 - 1920 ГГ.)


Гражданская война поставила перед большевиками задачу создания огромной армии, максимальной мобилизации всех ресурсов, а отсюда - максимальной централизации власти и подчинения ее контролю всех сфер жизнедеятельности государства. При этом задачи военного времени совпали с представлениями большевиков о социализме как бестоварном, безрыночном централизованном обществе. В результат, политика военного коммунизма, проводимая большевиками в 1918-1920 гг., строилась, с одной стороны, на опыте государственного регулирования хозяйственных отношений периода первой мировой войны (в России, Германии), с другой - на утопических представлениях о возможности непосредственного перехода к безрыночному социализму в условиях ожидания мировой революции, что привело в конечном итоге к форсированию темпов социально-экономических преобразований в стране в годы Гражданской войны.

Основные элементы политики военного коммунизма. В ноябре 1918 г. продармия была распущена и декретом от 11 января 1919г. ведена продразверстка. Декрет о земле практически отменялся. Земельный фонд передавался не всем трудящимся, а, в первую очередь, совхозам и коммунам, а во вторую - трудовым артелям и товариществам по совместной обработке земли (ТОЗам). На основе декрета от 28 июля 1918 г. к лету 1920 было национализировано до 80% крупных и средних предприятий. Декретом СНК от 22 июля 1918 г. О спекуляции запрещалась всякая негосударственная торговля. К началу 1919 г. полностью были национализированы или закрыты частные торговые предприятия. После окончания Гражданской войны был завершен переход к полной натурализации экономических отношений. В период Гражданской войны была создана централизованная государственная и партийная структура. Пиком централизаторства стал главкизм. В 1920 г. существовало 50 главков, подчинявшихся ВСНХ, координировавших смежные отрасли и занимавшихся распределением готовой продукции - Главторф, Главкожа, Главкрахмал и др. Потребительская кооперация была также централизована и подчинена Наркомпроду. В период военного коммунизма была введена всеобщая трудовая повинность, милитаризация труда.

Итоги политики военного коммунизма. В результате проведения политики военного коммунизма были созданы социально-экономические условия для победы Советской республики над интервентами и белогвардейцами. В то же время для экономики страны война и политика военного коммунизма имели тяжелые последствия. К 1920 г. национальный доход упал с 11 до 4 млрд. рублей по сравнению с 1913 г. производство крупной промышленности составляло 13% от довоенного, в т.ч. тяжелой промышленности - 2-5%. Продразверстка привела к сокращению посевов и валового сбора основных сельскохозяйственных культур. Продукция сельского хозяйства в 1920 г. составила две трети довоенного уровня. В 1920-1921 гг. в стране разразился голод. Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек. 1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги (Власть Советам, а не партиям!, Советы без большевиков!). Острый политический и экономический кризис подтолкнул вождей партии к пересмотру всей точки зрения на социализм. После широкой дискуссии конца 1920 - начала 1921 г. с X съездом РКП(б) (март 1921) началась постепенная отмена политики военного коммунизма.

Я считаю тему «Политика «военного коммунизма» и НЭП в СССР» актуальной.

В истории России XX века было много трагических событий. Одним из тяжелейших испытаний для страны, для ее народа явился период политики «военного коммунизма».

История политики «военного коммунизма» - это история голода и страданий народа, история трагедии многих российских семей, история крушения надежд, история разрушения экономики страны.

Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России.

Актуальность рассмотренной темы заключается в неоднозначности отношения историков, экономистов к содержанию и урокам НЭПа. Изучению этой темы большое внимание уделяется как в нашей стране, так и за рубежом. Одни исследователи отдают должное тем мероприятиям, которые проводились в рамках НЭПа, другая группа исследователей пытается умалить значение НЭПа для подъема хозяйства после I Мировой войны, революции и гражданской войны. Но не менее актуальным является этот вопрос на фоне событий, происходящих сейчас в нашей стране.

Эти страницы истории не должны быть забыты. На современном этапе развития нашего государства необходимо учитывать ошибки и уроки НЭПа. Особенно внимательно подобные исторические события необходимо изучать современным политическим и государственным деятелям, чтобы они могли учиться на ошибках прошлых поколений.

Целью данной работы является изучение особенностей социально-экономического развития России в данный период и сравнительный анализ политики «военного коммунизма» и новой экономической политики.


Особенности социально-экономического развития России в 1918-1920 гг. и в 1921-1927 гг.


Осенью 1917 года в стране назрел общенациональный кризис. 7 ноября 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, и к власти пришла одна из радикальных партий - РСДРП (б) со своей программой вывода страны из глубочайшего кризиса. Экономические задачи носили характер общественно-государственного вмешательства в область производства, распределения финансов и регулирования рабочей силы на основе введения всеобщей трудовой повинности.

Для практического осуществления государственного контроля была выдвинута задача национализации.

Национализация должна была объединить капиталистические хозяйственнее связи в общенациональном масштабе, стать формой функционирования капитала под контролем трудящихся, вовлекаемых в государственную деятельность.

Основной задачей Советской власти являлось сосредоточение командных высот в экономике в руках органов диктатуры пролетариата и одновременно - создание социалистических органов управления. Политика этого периода была основана на принуждении и насилии.

В данный период были проведены следующие мероприятия: национализация банков, проведение в жизнь Декрета о земле, национализация промышленности, введение монополии внешней торговли, организация рабочего контроля. Государственный банк был занят Красной гвардией в первый же день Октябрьской революции. Прежний аппарат отказывался выдавать деньги по ордерам, пытался произвольно распоряжаться ресурсами казначейства и банка, предоставлял деньги контрреволюции. Поэтому новый аппарат формировался в основном из мелких служащих и привлекаемых кадров из рабочих, солдат и матросов, которые не обладали опытом ведения финансовых дел.

Еще более сложным делом было овладение частными банками. Фактическая ликвидация дел частных банков и слияние их с Государственным банком продолжались до 1920 года.

Национализации банков, как и национализации промышленных предприятий, предшествовало установление рабочего контроля, которое по всей стране встретило активное сопротивление буржуазии.

Органы рабочего контроля возникли во время Февральской революции в форме фабрично-заводских комитетов. Новое руководство страны рассматривало их как один из переходных шагов к социализму, видело в практическом контроле и учете не только контроль и учет результатов производства, но и форму организации, налаживания производства массами трудящихся, поскольку ставилась задача «правильно распределить труд».

ноября 1917 года принимается «Положение о рабочем контроле». Его выборные органы намечалось создавать на всех предприятиях, где использовался наемный труд: в промышленности, на транспорте, в банках, торговле, в сельском хозяйстве. Контролю подлежали производство, снабжение сырьем, продажа и хранение товаров, финансовые операции. устанавливалась судебная ответственность владельцев предприятий за невыполнение распоряжений рабочих контролеров.

Рабочий контроль в значительной степени ускорил проведение национализации. Будущие хозяйственники усваивали командные, принудительные методы работы, которые были основаны не на знании экономики, а на лозунгах.

Большевиками была осознана необходимость постепенного проведения национализации. Поэтому сначала в распоряжение Советской власти переходили отдельные предприятия, имеющие большое значение для государства, а также предприятия, владельцы которых не подчинялись решениям государственных органов. Сначала были национализированы крупные заводы военного назначения. Но уже сразу по инициативе трудящихся были национализированы предприятия местного значения, например, Ликинская мануфактура.

Понятие национализации постепенно сводилось к конфискации. Это плохо сказывалось на работе промышленности, так как нарушались хозяйственные связи, затруднялось налаживание контроля в масштабе страны.

В дальнейшем национализация промышленности на местах принимала характер массового и стихийно нарастающего движения. Иногда обобществлялись предприятия, к управлению которыми рабочие фактически не были готовы, а также маломощные предприятия. Происходило ухудшение экономического положения в стране. Добыча угля в декабре 1917 года была снижена вдвое, по сравнению с началом года. Производство чугуна и стали за этот год сократилось на 24%. также осложнилось положение с хлебом.

Это вынудило Совет Народных Комиссаров пойти на централизацию «хозяйственной жизни в общенациональном масштабе». И весной-летом 1918 года в ведение государства переходили уже целые отрасли производства. В мае была национализирована сахарная промышленность, летом - нефтяная; завершалась национализация металлургии и машиностроения.

К 1 июля в собственность государства перешло 513 крупных промышленных предприятий. Совет Народных Комиссаров «в целях решительной борьбы с хозяйственной и производственной разрухой и для упрочения диктатуры рабочего класса и деревенской бедноты» принят Декрет о всеобщей национализации крупной промышленности страны. В декабре 1918 года I Всероссийский съезд Советов народного хозяйства констатировал, что «национализация промышленности является в основном завершенной».

В 1918 году V съезд Советов принял первую советскую конституцию. Конституция РСФСР 1918 года провозглашала и закрепляла права трудящихся, права подавляющего большинства населения.

В сфере аграрных отношений большевики придерживались идеи конфискации помещичьих земель и их национализации. В Декрете о земле, принятом на следующий день после победы революции, сочетались радикальные меры отмены частной собственности на землю и передачи помещичьих имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов с признанием равноправия всех форм землепользования и правом раздела конфискованной земли по трудовой или потребительской норме.

Национализация и раздел земли проводились на основе закона о социализации земли, принятом ВЦИК 9 февраля 1918 года. В 1917-1919 гг. раздел был произведен в 22 губерниях. Землю получили около 3 миллионов крестьян. Одновременно с этим были приняты меры военного характера: установлена монополия на хлеб, продовольственные органы получили чрезвычайные полномочия по закупке хлеба; созданы продовольственные отряды, задачей которых было изъятие излишков хлеба по твердым ценам. Товаров становилось все меньше. Осенью 1918 года промышленность была практически парализована.

сентября ВЦИК объявил Республику единым военным лагерем. Был установлен режим, целью которого было сосредоточение у государства всех имевшихся ресурсов. Начала проводиться политика «военного коммунизма», которая приобрела завершенные очертания к весне 1919 года и представляла собой проведение трех основных групп мероприятий:

) для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Декретами от 21 и 28 ноября торговля была национализирована и заменена принудительным государственно-организованным распределением; чтобы создать запасы продуктов, 11 января 1919 года была введена продовольственная разверстка: свободная торговля хлебом была объявлена государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб распределялся в централизованном порядке по классовой норме;

) были национализированы все промышленные предприятия;

) введена всеобщая трудовая повинность.

Ускоряется процесс вызревания идеи о немедленном построении безтоварного социализма путем замены торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов. Кульминацией «военно-коммунистических» мероприятий были конец 1920 - начало 1921 гг., когда вышли декреты Совета Народных Комиссаров «О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов», «О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления», «Об отмене платы за всякого рода топливо». Предполагались проекты отмены денег. Но кризисное состояние экономики свидетельствовало о неэффективности применяемых мер.

Резко усиливается централизация управления. Предприятия лишались самостоятельности в целях выявления и максимального использования наличных ресурсов. Верховным органом стал учрежденный 30 ноября 1918 года Совет рабочей и крестьянской обороны под председательством В. И. Ленина.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, правящая партия стала определять перспективы развития страны, что нашло отражение в плане ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России) - первом перспективном народнохозяйственном плане, утвержденном в декабре 1920 г.

ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нём предусматривалось строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики. И все это привязывалось к планам развития территорий. Среди них - заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный завод. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район. Советское правительство поощряло инициативу частников в выполнении ГОЭЛРО. Те, кто занимался электрификацией, могли рассчитывать на налоговые льготы и кредиты от государства.

План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10-15 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. В числе прочих намечалось построить Штеровскую, Каширскую, Нижегородскую, Шатурскую и Челябинскую районные тепловые электростанции, а также ГЭС - Нижегородскую, Волховскую (1926), Днепровскую, две станции на реке Свирь и др. В рамках проекта было проведено экономическое районирование, выделен транспортно-энергетический каркас территории страны. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский). Параллельно велось развитие транспортной системы страны (магистрализация старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала). Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План в основном был перевыполнен к 1931. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2 до 13,5 млрд кВтч.

С окончанием Гражданской войны в конце 1920 года на первый план выходят задачи восстановления народного хозяйства. Одновременно необходимо было менять методы управления страной. Военизированная система управления, бюрократизация аппарата, недовольство продразверсткой вызвали весной 1921 года внутриполитический кризис.

В марте 1921 года X съезд РКП (б) рассмотрел и одобрил основные мероприятия, составившие основу политики, получившей позже название новой экономической политики (НЭП).


Сравнительный анализ причин введения и результатов осуществления политики «военного коммунизма» и новой экономической политики

военный коммунизм экономический национализация

Термин «военный коммунизм» был предложен известным большевиком А.А. Богдановым еще в 1916 г. В своей книге «Вопросы социализма» он писал о том, что в годы войны внутренняя жизнь любой страны подчинена особой логике развития: большая часть трудоспособного населения уходит из сферы производства, ничего не производя, и много потребляет. Возникает так называемый «потребительский коммунизм». Значительная часть национального бюджета при этом расходуется на военные нужды. Война также приводит к свертыванию демократических институтов в стране, поэтому можно сказать, что военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени.

Другой причиной складывания этой политики можно считать марксистские воззрения большевиков, пришедших к власти в России в 1917 г. Маркс и Энгельс детально не прорабатывали черты коммунистической формации. Они считали, что в ней не будет места частной собственности и товарно-денежным отношениям, а будет уравнительный принцип распределения. Однако при этом речь шла об индустриально развитых странах и о мировой социалистической революции как о единовременном акте. Игнорируя незрелость объективных предпосылок социалистической революции в России, значительная часть большевиков после Октябрьской революции настаивала на немедленном осуществлении социалистических преобразований во всех сферах жизни общества.

Политика «военного коммунизма» в значительной степени была обусловлена также надеждами на скорейшее осуществление мировой революции. В первые месяцы после Октября в Советской России, если наказывали за незначительный проступок (мелкая кража, хулиганство), писали «заключить в тюрьму до победы мировой революции», поэтому существовало убеждение о недопустимости компромиссов с буржуазной контрреволюцией, о превращении страны в единый боевой лагерь.

Неблагоприятное развитие событий на многочисленных фронтах, захват белыми армиями и войсками интервентов (США, Англия, Франция, Япония и др.) трех четвертей территории России ускорили применение военно-коммунистических методов руководства экономикой. После того, как центральные губернии оказались отрезанными от сибирского и украинского хлеба (Украина была оккупирована германскими войсками), осложнились поставки хлеба с Северного Кавказа и Кубани, в городах начинался голод. 13мая 1918г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими». Декрет предусматривал оперативные, жесткие меры, вплоть до «применения вооруженной силы в случае оказания противодействия отбиранию хлеба и иных продовольственных продуктов». Для реализации продовольственной диктатуры создавались вооруженные продовольственные отряды рабочих.

Главной задачей в этих условиях стала мобилизация всех оставшихся ресурсов на нужды обороны. Это и стало главной целью политики военного коммунизма.

Несмотря на усилия государства по налаживанию продовольственного обеспечения, начался массовый голод 1921-1922 годов, во время которого погибло до 5 миллионов человек. Политика «военного коммунизма» (особенно продразвёрстки) вызывала недовольство широких слоёв населения, в особенности крестьянства (восстание на Тамбовщине, в Западной Сибири, Кронштадте и др.).

В марте 1921 на X съезде РКП(б) задачи политики «военного коммунизма» признаны руководством страны выполненными и введена новая экономическая политика. В.И. Ленин писал: "Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой».

Но к концу периода "военного коммунизма" советская Россия оказалась в тяжелейшем экономическом, социальном и политическом кризисе. Вместо ожидавшегося архитекторами военного коммунизма невиданного роста производительности труда её итогом стал не рост, а наоборот, резкое её падение: на 1920 год производительность труда сократилась, в том числе вследствие массового недоедания, до 18 % от довоенной. Если до революции средний рабочий потреблял в день 3820 калорий, уже в 1919 году эта цифра упала до 2680, чего уже было недостаточно для тяжёлого физического труда.

Выпуск промышленной продукции к 1921 году уменьшился в три раза, а численность промышленных рабочих сократилась вдвое. В то же время штаты ВСНХ выросли примерно в сто раз, с 318 человек до 30 тысяч; вопиющим примером стал входивший в состав этого органа Бензиновый трест, разросшийся до 50 человек притом, что управлять этому тресту приходилось всего одним заводом численностью 150 рабочих.

Особенно тяжёлым стало положение Петрограда, население которого за время Гражданской войны уменьшилось с 2 млн. 347 тыс. чел. до 799 тыс., численность рабочих уменьшилась в пять раз.

Столь же резким стал спад и в сельском хозяйстве. Вследствие полной незаинтересованности крестьян увеличивать в условиях «военного коммунизма» посевы производство зерновых на 1920 год упало по сравнению с довоенным в два раза.

Угля было добыто всего 30%, объем железнодорожных перевозок упал до уровня 1890-х, производительные силы страны были подорваны. «Военный коммунизм» лишил власти и экономической роли буржуазно-помещичьи классы, но и рабочий класс был обескровлен и деклассирован. Значительная его часть, бросив остановившиеся предприятия, ушла в деревни, спасаясь от голода. Недовольство «военным коммунизмом» охватило рабочий класс и крестьянство, они чувствовали себя обманутыми советской властью. Получив после Октябрьской революции дополнительные наделы земли, крестьяне в годы «военного коммунизма» по продразверстке вынуждены были отдавать государству выращенный ими хлеб почти без вознаграждения. Возмущение крестьян вылилось в массовые восстания в конце 1920 - начале 1921; все требовали отмены «военного коммунизма».

Последствия «военного коммунизма» невозможно отделить от последствий гражданской войны. Ценой огромных усилий большевики методами агитации, жесткой централизации, принуждения и террора сумели превратить республику в «военный лагерь» и победить. Но политика «военного коммунизма» не привела и не могла привести к социализму. Вместо создания государства диктатуры пролетариата в стране возникла диктатура одной партии, для поддержания которой широко применялись революционный террор и насилие.

Жизнь заставляла большевиков пересмотреть основы «военного коммунизма», поэтому на Х съезде партии военно-коммунистические методы хозяйствования, базировавшиеся на принуждении, были объявлены отжившими. Поиски выхода из тупика, в котором оказалась страна, привели ее к новой экономической политике - НЭПу.

Её суть - допущение рыночных отношений. НЭП рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализма.

Главная политическая цель НЭПа - снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель - предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.

Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года, принятым на основании решений X съезда РКП(б), продразвёрстка была отменена и заменена натуральным продовольственным налогом, который был примерно вдвое ниже. Столь значительное послабление дало определённый стимул к развитию производства уставшему от войны крестьянству.

В июле 1921 г. был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были пересмотрены допустимые размеры использования наёмного труда (с десяти работников в 1920 г. до двадцати работников на одно предприятие по июльскому декрету 1921 г.). Осуществлялась денационализация мелких и кустарных предприятий.

В связи с введением НЭПа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Постановлением ВЦИК от 11.11.22 г. с 1 января 1923 г. был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия.

Ещё в ноябре 1920 г. СНК принял декрет «О концессиях», однако лишь с 1923 г. начинается практика заключения концессионных договоров, по которым иностранным компаниям предоставлялось право использования государственных предприятий.

Задачей первого этапа денежной реформы, реализуемой в рамках одного из направлений экономической политики государства, явилась стабилизация валютно-кредитных отношений СССР с другими странами. После проведения двух деноминаций, в результате которых 1 млн. руб. прежних денежных знаков был приравнен к 1 р. новых совзнаков, было введено параллельное обращение обесценивающихся совзнаков для обслуживания мелкого товарооборота и твёрдых червонцев, обеспеченных драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой и легко реализуемыми товарами. Червонец приравнивался к старой 10-рублевой золотой монете.

Умелое сочетание плановых и рыночных инструментов регулирования экономики, обеспечивавшее рост народного хозяйства, резкое снижение бюджетного дефицита, увеличение запасов золота и иностранной валюты, а также активный внешнеторговый баланс позволили в течение 1924 г. осуществить второй этап денежной реформы по переходу к одной устойчивой валюте. Отменённые совзнаки подлежали выкупу казначейскими билетами по фиксированному соотношению в течение полутора месяцев. Между казначейским рублём и банковским червонцем установили твёрдое соотношение, приравнивавшее 1 червонец к 10 рублям.

В 20-е гг. широко использовался коммерческий кредит, обслуживавший примерно 85 % объёма сделок по продаже товаров. Банки контролировали взаимное кредитование хозяйственных организаций и с помощью операций по учёту и залогу регулировали размер коммерческого кредита, его направление, сроки и процентную ставку.

Развивалось финансирование капитальных вложений и долгосрочное кредитование. После гражданской войны капитальные вложения финансировались в безвозвратном порядке или в виде долгосрочных ссуд.

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращён. Именно в то время появился хозяйственный расчёт, при котором предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки.

Стали возникать синдикаты - добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К началу 1928 г. насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причём каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката.

Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий.

В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы.

В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие - сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек (позднее этот «потолок» был поднят).

Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода. Бурно развивалась кооперация всех форм и видов.

Возродилась кредитная система. В 1921 г. был создан Государственный банк РСФСР (преобразованный в 1923 году в Государственный банк СССР), начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В 1922-1925 гг. был создан целый ряд специализированных банков.

Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 г., индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18 % уровень 1913 г. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927 и 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19 % соответственно. В целом же за период 1921-1928 гг. среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18 %.

Самым важным итогом НЭПа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере - государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве - мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации. Совершенно новыми оказались в условиях нэпа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешёл к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свёрнут. Юридически НЭП была прекращена только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.


Заключение


Таким образом, исследуемая тема позволила мне сделать следующие выводы:

Эксперимент «военного коммунизма» привел к неслыханному спаду производства. Национализированные предприятия не поддавались никакому государственному контролю. «Огрубление» экономики, командные методы не давали эффекта. Дробление крупных владений, уравниловка, разрушение коммуникаций, продразверстка - все это привело к изоляции крестьянства. В народном хозяйстве назрел кризис, необходимость быстрого решения которого показывали растущие восстания.

НЭП удивительно быстро принёс благотворные перемены. С 1921 года происходит робкий вначале рост промышленности. Начиналась её реконструкция: развёртывалось строительство первых электростанций по плану ГОЭРЛО. В следующем году был побеждён голод, стало расти потребление хлеба. В 1923-1924 гг. оно превысило довоенный уровень

Несмотря на значительные трудности, к середине 20-х годов используя экономические и политические рычаги НЭПа, в стране удалось в основе восстановить хозяйство, перейти к расширенному воспроизводству, накормить население.

Успехи восстановления народного хозяйства страны были значительны. Однако экономика СССР в целом оставалась отсталой.

Именно к середине 20-х годов в СССР сложились необходимые экономические (успехи в восстановлении народного хозяйства, развитие торговли и государственного сектора в экономике) и политические (большевистская диктатура, определённое укрепление на основе НЭПа отношений между рабочим классом и крестьянством) предпосылки для перехода к политике развёрнутой индустриализации.


Список литературы


1. Гимпельсон Е.Г. Военный коммунизм. - М., 1973.

Гражданская война в СССР. Т. 1-2. - М., 1986.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. - М., 1991.

История Отечества в документах. Ч. 1. 1917-1920. - М., 1994.

Кабанов В.В. Крестьянское хозяйство в условиях военного коммунизма. - М., 1988.

Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. - М., 1997

История народного хозяйства: Словарь-справочник, М. ВЗФЭИ, 1995.

История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: учебное

Пособие (Под ред. А.Н. Марковой, М. Юнити - ДАНА, 1998, 2-е издание).

История экономики: учебное пособие (И.И. Агапова, М., 2007)

Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Военный коммунизм - это политика, которая осуществлялась советским правительством во время Гражданской войны. Тогда политика военного коммунизма предполагала национализацию крупной и средней промышленности, продразверстку, национализацию банков, трудовую повинность, отказ от использования денег, на ведение внешней торговли. Кроме того политика военного коммунизма характеризуется бесплатным транспортом, отменой платы за услуги медицины, бесплатным образованием, отсутствием платы за Одной из главных черт, которой мы можем характеризовать данную политику - это жесточайшая централизация экономики.

Когда говорят о причинах ведения большевиками такой политики, нередко заходит речь о том, что политика военного коммунизма соответствовала марксисткой идеологии большевиков, их идеям о наступлении коммунизма, всеобщем равенстве и так далее. Однако подобная точка зрения является неверной. Дело в том, что сами же большевики в своих выступлениях подчеркивали, что политика военного коммунизма - явление временное, и вызвано оно жесточайшими условиями гражданской войны. Большевик Богданов еще до установления власти коммунистов писал о том, что такая система вытекает из условий войны. Он же первым и предложил называть такую систему военным коммунизмом. Ряд историков также говорит о том, что военный коммунизм - система, вызванная объективными факторами, причем похожие системы встречались и в других странах и при других правительствах в подобных экстремальных условиях. Например, продразверстка - система, по которой крестьянин отдавал продукты питания по ценам, которые установило государство. Довольно популярен миф о том, что якобы продразверстку придумали большевики. На самом деле продразверстка была введена ещё царским правительством в условиях Первой мировой войны. Получается, многие мероприятия военного коммунизма - не специфические изобретения социалистической мысли, а универсальные способы выживания экономики государства в экстремальных условиях.
Однако политика подразумевала под собой и явления, которые можно отнести именно к социалистическим нововведениям. Это, например, бесплатный транспорт, отмена платы за медицинские услуги, бесплатное образование, отсутствие платы за коммунальные услуги. Затруднительным будет найти примеры, когда государство находится в жесточайших условиях и при этом проводит подобные преобразования. Хотя, быть может, эти мероприятия не только соответствовали марксисткой идеологии, но и способствовали росту популярности большевиков.
Держаться долгое время подобная политика не могла, да и она не была нужна в условиях мирного времени. Со временем наступал кризис политики военного коммунизма, о котором свидетельствовали постоянные крестьянские восстания. Во время крестьяне верили в то, что все лишения - явление временное, что после победы коммунистов жить станет легче. Когда война кончилась, крестьяне уже не видели смысла в сверхцентрализации. Если начало коммунизма связывают с 1918 годом, то концом военного коммунизма считают 1921, когда была отменена продразверстка, а на ее место был введен продналог.
Военный коммунизм - явление, которое было вызвано объективными причинами, было вынужденной мерой и было отменено, когда необходимость в нем отпала. Сворачиванию подобной политики способствовали неоднократные крестьянские восстания, а также события в моряков в 1921 году). Можно считать, что главную задачу военный коммунизм выполнил - государство сумело устоять, сохранить экономику и одержать победу в Гражданской войне.

Прочее :

Военный коммунизм - название внутренней политики Советского государства , проводившейся в 1918 - 1921 гг. в условиях Гражданской войны . Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой , национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства , продразвёрстка , запрет частной торговли , свёртывание товарно-денежных отношений , уравнивание в распределении материальных благ, милитаризация труда . Такая политика основывалась на коммунистической идеологии, в которой идеал планового хозяйства виделся в превращении страны в единую фабрику, головная «контора» которой непосредственно управляет всеми хозяйственными процессами . Идея о немедленном построении бестоварного социализма путем замены торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов была зафиксирована в качестве партийной установки во II Программе на VIII съезде РКП(б) в марте 1919 года .

Революция 1917 года в России
Общественные процессы
До февраля 1917 года:
Предпосылки революции

Февраль - октябрь 1917 года:
Демократизация армии
Земельный вопрос
После октября 1917 года:
Бойкот правительства госслужащими
Продразвёрстка
Дипломатическая изоляция Советского правительства
Гражданская война в России
Распад Российской империи и образование СССР
Военный коммунизм

Учреждения и организации
Вооружённые формирования
События
Февраль - октябрь 1917 года:

После октября 1917 года:

Персоналии
Родственные статьи

В историографии имеются различные мнения по вопросу о причинах перехода к такой политике - кто-то из историков считал, что это была попытка командным методом «ввести коммунизм» и большевики отказались от этой идеи лишь после её провала, другие преподносили её как временную меру, как реакцию большевистского руководства на реалии Гражданской войны . Такие же противоречивые оценки давали этой политике и сами вожди большевистской партии , возглавлявшие страну в годы Гражданской войны . Решение о прекращении военного коммунизма и переходе к НЭПу было принято 14 марта 1921 года на X съезде РКП(б) .

Основные элементы «военного коммунизма»

Основой военного коммунизма стала национализация всех отраслей хозяйства. Национализация началась сразу же после Октябрьской социалистической революции и прихода большевиков к власти - о национализации «земли, недр, вод и лесов» было объявлено в день Октябрьского восстания в Петрограде - 7 ноября 1917 года . Комплекс социально-экономических мероприятий, проведённых большевиками в ноябре 1917 - марте 1918, получил название красногвардейская атака на капитал .

Ликвидация частных банков и конфискация вкладов

Одним из первых действий большевиков во время Октябрьской революции был вооружённый захват Государственного банка. Были захвачены и здания частных банков. 8 декабря 1917 года был принят Декрет СНК «Об упразднении Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка ». Декретом «о национализации банков» от 14 (27) декабря 1917 года банковское дело было объявлено государственной монополией. Национализация банков в декабре 1917 года была подкреплена конфискацией денежных средств населения. Конфисковалось всё золото и серебро в монетах и слитках, бумажные деньги, если они превышали сумму в 5000 рублей и были нажиты «нетрудовым путём». Для малых вкладов, оставшихся неконфискованными, была установлена норма получения денег со счетов не более 500 рублей в месяц, так что и неконфискованный остаток быстро съедался инфляцией.

Национализация промышленности

Уже в июне-июле 1917 года из России началось «бегство капитала». Первыми бежали иностранные предприниматели, искавшие в России дешёвую рабочую силу: после Февральской революции установление, борьба за повышение заработной платы, узаконенные стачки лишили предпринимателей их сверхприбылей . Постоянно нестабильная обстановка побуждала к бегству и многих отечественных промышленников. Но мысли о национализации ряда предприятий посещали совсем не левого министра торговли и промышленности А. И. Коновалова ещё раньше, в мае, и по другим причинам: постоянные конфликты промышленников с рабочими, вызывавшие забастовки с одной стороны и локауты с другой, дезорганизовали и без того подорванную войной экономику .

С теми же проблемами столкнулись и большевики после Октябрьской социалистической революции. Первые декреты Советской власти никакой передачи «фабрик рабочим» не предполагали, о чём красноречиво свидетельствует и утверждённое ВЦИК и СНК 14 (27) ноября 1917 г. Положение о рабочем контроле, которое специально оговаривало права предпринимателей Однако и перед новой властью встали вопросы: что делать с брошенными предприятиями и как предотвратить локауты и прочие формы саботажа?

Начавшаяся как усыновление бесхозных предприятий, национализация в дальнейшем превратилась в меру по борьбе с контрреволюцией. Позже, на XI съезде РКП(б) , Л. Д. Троцкий вспоминал :

…В Петрограде, а потом и в Москве, куда хлынула эта волна национализации, к нам являлись делегации с уральских заводов. У меня щемило сердце: «Что мы сделаем? - Взять-то мы возьмем, а что мы сделаем?» Но из бесед с этими делегациями выяснилось, что меры военные абсолютно необходимы. Ведь директор фабрики со всем своим аппаратом, связями, конторой и перепиской - это же настоящая ячейка на том или другом уральском, или питерском, или московском заводе, - ячейка той самой контрреволюции, - ячейка хозяйственная, прочная, солидная, которая с оружием в руках ведёт против нас борьбу. Стало быть, эта мера была политически необходимой мерой самосохранения. Перейти к более правильному учёту того, что мы можем организовать, начать борьбу хозяйственную мы могли лишь после того, как обеспечили себе не абсолютную, но хотя бы относительную возможность этой хозяйственной работы. С точки зрения отвлечённо-хозяйственной можно сказать, что та наша политика была ошибочна. Но если поставить её в мировой обстановке и в обстановке нашего положения, то она была, с точки зрения политической и военной в широком смысле слова, абсолютно необходимой.

Первой была национализирована 17 (30) ноября 1917 фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова (Владимирская губерния). Всего с ноября 1917 до марта 1918, по данным промышленной и профессиональной переписи 1918 года, национализировано 836 промышленных предприятий. 2 мая 1918 года СНК принял декрет о Национализации сахарной промышленности, 20 июня - нефтяной. К осени 1918 в руках советского государства было сосредоточено 9542 предприятия. Вся крупная капиталистическая собственность на средства производства была национализирована методом безвозмездной конфискации. К апрелю 1919 года практически все крупные предприятия (с числом наёмных рабочих более 30) были национализированы. К началу 1920 года была в основном национализирована и средняя промышленность. Было введено жёсткое централизованное управление производствами. Для управления национализированной промышленностью был создан Высший совет народного хозяйства .

Монополия внешней торговли

В конце декабря 1917 года внешняя торговля была поставлена под контроль Наркомата торговли и промышленности, а в апреле 1918 года объявлена государственной монополией. Был национализирован торговый флот. Декрет о национализации флота объявил общенациональной неделимой собственностью Советской России судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям, владеющим морскими и речными судами всех типов.

Принудительная трудовая повинность

Была введена принудительная трудовая повинность , сначала для «нетрудовых классов». Принятый 10 декабря 1918 года Кодекс законов о труде (КЗоТ) установил трудовую повинность для всех граждан РСФСР . Декретами, принятыми СНК 12 апреля 1919 года и 27 апреля 1920 года, запрещались самовольный переход на новую работу и прогулы, устанавливалась суровая трудовая дисциплина на предприятиях. Широко распространилась также система неоплачиваемого труда в выходные и праздники в виде «субботников » и «воскресников».

В начале 1920 года, в условиях, когда демобилизация высвободившихся частей РККА представлялась преждевременной , некоторые армии были временно преобразованы в трудовые , сохранявшие военную организацию и дисциплину, но работавшие в народном хозяйстве . Направленный на Урал для преобразования 3-й армии в 1-ю трудовую Л. Д. Троцкий вернулся в Москву с предложением изменить экономическую политику : заменить изъятие излишков продовольственным налогом (с этой меры через год начнётся новая экономическая политика) . Однако предложение Троцкого в ЦК получило лишь 4 голоса против 11 , большинство во главе с Лениным к изменению политики оказалось не готово , и IX съезд РКП(б) принял курс на «милитаризацию хозяйства» .

Продовольственная диктатура

Большевиками были продолжены хлебная монополия, предложенная Временным Правительством, и продразвёрстка , введённая Царским правительством. 9 мая 1918 г. выходит Декрет, подтверждающий государственную монополию хлебной торговли (введённую временным правительством) и запрещающий частную торговлю хлебом. 13 мая 1918 г. декретом ВЦИК и СНК «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими», были установлены основные положения продовольственной диктатуры. Цель продовольственной диктатуры заключалась в централизованной заготовке и распределении продовольствия, подавлении сопротивления кулаков и борьбе с мешочничеством . Наркомпрод получил неограниченные полномочия при заготовке продуктов питания. На основании декрета от 13 мая 1918 г. ВЦИК установил нормы душевого потребления для крестьян - 12 пудов зерна, 1 пуд крупы и т. д. - аналогичные нормам, введённым Временным правительством в 1917 году. Весь хлеб, превышающий эти нормы, должен был передаваться в распоряжение государства по установленным им же ценам. Фак­ти­че­ски кре­сть­я­не сда­ва­ли про­дук­ты без воз­на­гра­ж­де­ния (в 1919 обес­це­нен­ны­ми день­га­ми или промышленными то­ва­ра­ми ком­пен­си­ро­ва­ли толь­ко половину ре­к­ви­зи­ро­ван­но­го зер­на, в 1920 - ме­нее 20 %) .

В связи с введением продовольственной диктатуры в мае-июне 1918 г. была создана Продовольственно-реквизиционная армия Наркомпрода РСФСР (Продармия), состоящая из вооружённых продотрядов. Для руководства Продармией 20 мая 1918 г. при Наркомпроде было создано Управление главного комиссара и военного руководителя всех продотрядов. Для выполнения этой задачи создавались вооружённые продотряды , наделённые чрезвычайными полномочиями.

В. И. Ленин так объяснял существование продразвёрстки и причины отказа от неё:

Продналог есть одна из форм перехода от своеобразного «военного коммунизма», вынужденного крайней нуждой, разорением и войной, к правильному социалистическому продуктообмену. А этот последний, в свою очередь, есть одна из форм перехода от социализма с особенностями, вызванными преобладанием мелкого крестьянства в населении, к коммунизму. Своеобразный «военный коммунизм» состоял в том, что мы фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. Брали большей частью в долг, за бумажные деньги. Иначе победить помещиков и капиталистов в разоренной мелко-крестьянской стране мы не могли… Но не менее необходимо знать настоящую меру этой заслуги. «Военный коммунизм» был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой. Правильной политикой пролетариата, осуществляющего свою диктатуру в мелко-крестьянской стране, является обмен хлеба на продукты промышленности, необходимые крестьянину. Только такая продовольственная политика отвечает задачам пролетариата, только она способна укрепить основы социализма и привести к его полной победе.

Продналог есть переход к ней. Мы все ещё так разорены, так придавлены гнётом войны (бывшей вчера и могущей вспыхнуть благодаря алчности и злобе капиталистов завтра), что не можем дать крестьянину за весь нужный нам хлеб продукты промышленности. Зная это, мы вводим продналог, т.-е. минимально необходимое (для армии и для рабочих).

27 июля 1918 г. Наркомпрод принял специальное постановление о введении повсеместного классового продовольственного пайка с разделением на четыре категории, предусмотрев меры по учёту запасов и распределению продовольствия. Сначала классовый паёк действовал только в Петрограде, с 1 сентября 1918 г. - в Москве - а потом был распространён на провинцию.

Снабжаемые делились на 4 категории (потом на 3): 1) все рабочие, работающие в особо тяжёлых условиях; кормящие грудью матери до 1-го года ребёнка и кормилицы; беременные с 5-го месяца 2) все работающие на тяжёлых работах, но в обычных (не вредных) условиях; женщины - хозяйки с семьёй не менее 4-х человек и дети от 3-х до 14 лет; нетрудоспособные 1-й категории - иждивенцы 3) все рабочие занятые на лёгких работах; женщины хозяйки с семьёй до 3-х человек; дети до 3-х лет и подростки 14-17 лет; все учащиеся старше 14 лет; безработные состоящие на учёте на бирже труда; пенсионеры, инвалиды войны и труда и прочие нетрудоспособные 1- й и 2-й категории на иждивении 4) все лица мужского и женского пола получающие доход от наёмного чужого труда; лица свободных профессий и их семьи не состоящие на общественной службе; лица неопределённых занятий и все прочее население не поименованное выше .

Объём выдаваемого соотносился по группам как 4:3:2:1. В первую очередь одновременно выдавались продукты по первым двум категориям, во вторую - по третьей. Выдача по 4-й осуществлялась по мере удовлетворения спроса первых 3-х. С введением классовых карточек отменялись любые другие (карточная система действовала с середины 1915 года) .

На практике принимавшиеся меры были гораздо менее согласованы и скоординированы, чем было запланировано на бумаге. Вернувшийся с Урала Троцкий привёл ставший хрестоматийным пример чрезмерного централизма: в одной уральской губернии люди ели овёс, а в соседней лошадей кормили пшеницей, так как местные губпродкомы не имели права обменять друг у друга овёс и пшеницу . Ситуация усугублялась условиями гражданской войны - большие районы России были неподконтрольны большевикам, а недостаток коммуникаций приводил к тому, что даже регионам, формально подчинявшимся советскому правительству зачастую приходилось действовать самостоятельно, в отсутствие централизованного управления из Москвы. До сих пор остаётся вопросом - был ли военный коммунизм экономической политикой в полном смысле этого слова, либо всего лишь набором разрозненных мер, принятых чтобы выиграть гражданскую войну любой ценой.

Итоги военного коммунизма

  • Запрет частного предпринимательства.
  • Ликвидация товарно-денежных отношений и переход к прямому товарообмену, регулируемому государством. Отмирание денег .
  • Военизированное управление железными дорогами.

Кульминацией политики «военного коммунизма» были конец 1920 - начало 1921, когда вышли декреты Совнаркома «О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов» (4 декабря 1920 г.), «О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления» (17 декабря), «Об отмене платы за всякого рода топливо» (23 декабря) .

Вместо ожидавшегося архитекторами военного коммунизма невиданного роста производительности труда произошло её резкое падение: на 1920 год производительность труда сократилась, в том числе вследствие массового недоедания, до 18 % от довоенной. Если до революции средний рабочий потреблял в день 3820 калорий, уже в 1919 году эта цифра упала до 2680, чего уже было недостаточно для тяжёлого физического труда.

Выпуск промышленной продукции к 1921 году уменьшился в три раза, а численность промышленных рабочих сократилась вдвое. В то же время штаты ВСНХ выросли примерно в сто раз, с 318 человек до 30 тысяч; вопиющим примером стал входивший в состав этого органа Бензиновый трест, разросшийся до 50 человек при том, что управлять этому тресту приходилось всего одним заводом численностью 150 рабочих.

Особенно тяжёлым стало положение Петрограда, население которого за время Гражданской войны уменьшилось с 2 млн 347 тыс. чел. до 799 тыс., численность рабочих уменьшилась в пять раз.

Столь же резким стал спад и в сельском хозяйстве. Вследствие полной незаинтересованности крестьян увеличивать в условиях «военного коммунизма» посевы, производство зерновых на 1920 год упало по сравнению с довоенным в два раза. По оценке Ричарда Пайпса,

В такой ситуации достаточно было испортиться погоде, чтобы в стране наступил голод. При коммунистическом правлении в сельском хозяйстве не стало излишков, поэтому, случись неурожай, бороться с его последствиями было бы нечем.

Принятый большевиками курс на «отмирание денег» на практике привёл к фантастической гиперинфляции , во много раз превзошедшей «достижения» царского и Временного правительств.

Тяжёлое положение в промышленности и сельском хозяйстве усугублялось окончательным развалом транспорта. Доля так называемых «больных» паровозов дошла с довоенных 13 % до 61 % на 1921 год, транспорт приближался к порогу, после которого мощностей должно было хватать лишь на обслуживание собственных потребностей. Кроме того, в качестве топлива для паровозов использовались дрова, крайне неохотно заготовляемые крестьянами по трудовой повинности.

Полностью провалился и эксперимент по организации в 1920-1921 годах трудовых армий. Первая трудармия продемонстрировала, по выражению председателя её совета (Предсовтрударма - 1) Троцкого Л. Д., «чудовищную» (чудовищно низкую) производительность труда. Лишь 10 - 25 % её личного состава занимались трудовой деятельностью как таковой, а 14 % из-за рваной одежды и отсутствия обуви вообще не выходили из казарм. Широко распространяется массовое дезертирство из трудовых армий, которое на весну 1921 года окончательно выходит из-под всякого контроля.

Для организации продразвёрстки большевики организовали ещё один сильно разросшийся орган - Наркомпрод во главе с А. Д. Цюрюпой , но несмотря на усилия государства по налаживанию продовольственного обеспечения, начался массовый голод 1921-1922 годов , во время которого погибло до 5 миллионов человек. Политика «военного коммунизма» (особенно продразвёрстки) вызывала недовольство широких слоёв населения, в особенности крестьянства (восстание на Тамбовщине , в Западной Сибири , Кронштадте и другие). К концу 1920 года в России появляется практически сплошной пояс крестьянских восстаний («зелёный потоп»), усугублённый огромными массами дезертиров, и начавшейся массовой демобилизацией Красной армии.

Оценка военного коммунизма

Ключевым хозяйственным органом военного коммунизма стал Высший совет народного хозяйства , созданный по проекту Юрия Ларина , как центральный административный планирующий орган экономики. Согласно собственным воспоминаниям, Ларин спроектировал главные управления (главки) ВСНХ по образцу германских «Кригсгезельшафтен» (нем. Kriegsgesellschaften ; центры регуляции индустрии в военное время).

Альфой и омегой нового экономического порядка большевики объявили «рабочий контроль»: «пролетариат сам берёт дело в свои руки».

«Рабочий контроль» очень скоро обнаружил свою истинную природу . Эти слова звучали всегда как начало гибели предприятия. Немедленно уничтожалась всякая дисциплина. Власть на фабрике и заводе переходила к быстро сменяющимся комитетам, фактически ни перед кем ни за что не ответственным. Знающие, честные работники изгонялись и даже убивались.

Производительность труда понижалась обратно пропорционально повышению заработной платы. Отношение часто выражалось в головокружительных цифрах: плата увеличивалась, а производительность падала на 500-800 проц. Предприятия продолжали существовать только вследствие того, что или государство, владевшее печатным станком, брало к себе на содержание рабочих, или же рабочие продавали и проедали основные капиталы предприятий. По марксистскому учению, социалистический переворот будет вызван тем, что производительные силы перерастут формы производства и при новых социалистических формах получат возможность дальнейшего прогрессивного развития и т. д., и т. д. Опыт обнаружил всю лживость этих россказней. При «социалистических» порядках наступило чрезвычайное понижение производительности труда. Наши производительные силы при «социализме» регрессировали к временам петровских крепостных фабрик.

Демократическое самоуправление окончательно развалило наши железные дороги. При доходе в 1½ миллиарда рублей железные дороги должны были платить около 8 миллиардов на одно только содержание рабочих и служащих.

Желая захватить в свои руки финансовую мощь «буржуазного общества», большевики красногвардейским налётом «национализировали» все банки. Реально они приобрели только те несколько жалких миллионов, которые им удалось захватить в сейфах. Зато они разрушили кредит и лишили промышленные предприятия всяких средств. Чтобы сотни тысяч рабочих не остались без заработка, большевикам пришлось открыть для них кассу Государственного банка, усиленно пополняемую безудержным печатанием бумажных денег.

Особенностью советской исторической литературы о военном коммунизме являлся подход, основанный на предположении об исключительной роли и «непогрешимости» Владимира Ленина . Поскольку «чистки» тридцатых годов «убрали с политической сцены» большинство коммунистических лидеров времён военного коммунизма, подобная «предвзятость» могла быть легко объяснена в рамках усилий по «созданию эпоса» о Социалистической революции , который бы подчеркивал её успех и «минимизировал» ошибки. «Миф о лидере» был распространён и среди западных исследователей, преимущественно «оставлявших в тени» как других руководителей РСФСР тех времён, так и само экономическое «наследие» , доставшееся большевикам от Российской империи .

В культуре

См. также

Примечания

  1. История экономических учений / Под ред. В. Автономова , О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 421.
  2. , с. 256.
  3. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 727 с.
  4. , с. 301.
  5. Орлов А. С., Георгиева Н. Г., Георгиев В. А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 253.
  6. См., например: В. Чернов. Великая русская революция. М., 2007
  7. В. Чернов. Великая русская революция. С. 203-207
  8. Lohr, Eric. Nationalizing the Russian Empire: the campaign against enemy aliens during World War I . - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2003. - xi, 237 p. - ISBN 9780674010413 .
  9. Положение ВЦИК и СНК о рабочем контроле.
  10. Одиннадцатый съезд РКП(б). М., 1961. С. 129
  11. Кодекс законов о труде 1918 года // Киселёв И. Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. Учебное пособие М., 2001
  12. В Приказе-памятке по 3-й Красной армии - 1-й революционной армии труда, в частности, говорилось: «1. 3-я армия выполнила свою боевую задачу. Но враг ещё не окончательно сломлен на всех фронтах. Ещё хищные империалисты угрожают Сибири с Дальнего Востока. Ещё наёмные войска Антанты грозят Советской России с запада. Ещё сидят белогвардейские банды в Архангельске. Ещё не освобожден Кавказ. Поэтому 3-я революционная армия остается под штыком, сохраняет свою организацию, свою внутреннюю спайку, свой боевой дух - на случай, если социалистическое отечество призовёт её к новым боевым задачам. 2. Но, проникнутая сознанием долга, 3-я революционная армия не хочет терять времени даром. В течение тех недель и месяцев передышки, какие пришлись ей на долю, она применит свои силы и средства для хозяйственного поднятия страны. Оставаясь боевой силой, грозной врагам рабочего класса, она превращается в то же время в революционную армию труда. 3. Революционный военный совет 3-й армии входит в Совет армии труда. Там, наравне с членами революционного военного совета, станут представители главных хозяйственных учреждений Советской Республики. Они обеспечат на разных поприщах хозяйственной деятельности необходимое руководство». Полный текст Приказа см.: Приказ-памятка по 3-й Красной армии - 1-й революционной армии труда
  13. В январе 1920 г. в предсъездовской дискуссии были опубликованы «Тезисы ЦК РКП о мобилизации индустриального пролетариата, трудовой повинности, милитаризации хозяйства и применении воинских частей для хозяйственных нужд», в п. 28 которых говорилось: «В качестве одной из переходных форм к проведению всеобщей трудовой повинности и к самому широкому применению обобществлённого труда должны быть использованы для трудовых целей освобождающиеся от боевых задач воинские части, вплоть до крупных армейских соединений. Таков смысл превращения III армии в I армию труда и перенесения этого опыта на другие армии» (см. IX съезд РКП(б). Стенографический отчёт. Москва, 1934. С. 529)