Образование СССР - это важный шаг на пути к стабильному и развивающемуся государству. Казалось, создание нового общества было недопустимо, однако история показывает обратное. Именно СССР сыграл решающую роль в развитии науки и техники, в борьбе с фашистскими захватчиками.

Образование СССР: причины и предпосылки

Почему же стало возможным образование нового государства? Конечно, стремление к стабильному и прочному общественному порядку было главной задачей власти еще со времен Февральской революции. Но тогда еще не было тяжелого большевистского захвата и жестокой гражданской война. Во-первых, образование СССР стало возможным благодаря общим хозяйственным связям и исторически сложившемуся разделению труда. Во-вторых, Россия уже была республикой несколько лет и власть должна была обеспечить безопасность людей, что и стало еще одной причиной для создания нового государства. В-третьих, однотипность государственного устройства близко расположенных родственных стран стала поводом для создания интернационального нового союза. Все эти предпосылки в совокупности сыграли большую роль.

Образование СССР: проекты руководителей

Перед тем как организовать новый союз, на рассмотрение было представлено два проекта объединения. Первый из них принадлежал Ленину, а второй - Сталину. Как известно, победил проект Ленина. В чем заключалась их сущность? Проект Ленина предполагал объединения стран по федеративному признаку: то есть вхождение в состав России на своих правах. Также его план означал полное равноправие республик социалистического союза. План Сталина же был основан на автономизации, то есть республики входили в состав не союза, а в состав России и лишались своего равноправия. СССР, образование которого произошло в 1922 году, стал все-таки федеративным государством. Это послужило причиной ожесточенной борьбы за власть впоследствии и применения Сталиным насильственных методов в своей политике.

Образование СССР: развитие государства и его крах

За рекордно короткие сроки СССР выходит на мировую арену: практически в год образования полоса признания нового союза прокатилась по миру. Через несколько лет сталинская индустриализация выведет Союз на первые строчки в мировых промышленных рейтингах, и он станет страной с мощным оборонным комплексом. Позже советский народ расправится с фашистами и станет героем мировой истории. Именно советский человек первый полетит в космос, именно на советской территории откроется первая атомная станция и будет спущен на воду первый атомный ледокол. Первой женщиной в космосе станет также советская Валентина Терешкова. Но придет время, и великое и мощное государство будет развалено: перестройка Горбачева положит начало концу великой непродолжительной истории.

Образование СССР и его распад стали громкими событиями 20 века. За 70 лет это государство вошло в мировую историю и как тиран, и как герой. И это говорит о том, что русский народ, он же и советский, всегда отличался большим трудолюбием и высоким патриотизмом.

ктябрьская революция привела к распаду Российской империи. После гражданской войны образовалось 6 формально суверенных советских республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР. В 1922 году три Закавказские республики были объединены в Закавказскую Федерацию (ЗСФСР).

1. Политические предпосылки: единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления.

2. Исторические предпосылки: общность исторических судеб народов многонационального государства, наличие многолетних экономических и культурных связей.

3. Внешнеполитические предпосылки : Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения.

Республики были связаны с РСФСР военно-политическими, военно-экономическими и дипломатическими союзами, единой Красной Армией.

Военно-политический союз советских республик сложился летом 1919 года. 1 июня 1919 года был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Военно-политическое единство советских республик сыграло большую роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Военно-экономический союз. В 1920-1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР (Всероссийский совет по народному хозяйству) фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана.

Дипломатический союз. В феврале 1922 года в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе (в апреле 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Формы объединения республик и образование Союза ССР. Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней :



1. республиканскую – 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.);

2. областную – 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономия Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

Сталин возглавлял комиссариат по делам национальностей и разработал план «автономизации», по которому независимые республики должны были войти в Российскую Федерацию на правах автономий. К сталинскому проекту отрицательно отнеслись представители компартии Грузии, Украины.

Ленин – председатель Совнаркома СССР – также осудил этот сталинский план и предложил, в свою очередь, план создания федеративного союза как добровольного и равноправного объединения республик. Союзные республики должны передать на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.

30 декабря 1922 года состоялся первый Всесоюзный съезд Советов. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик – РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которой еще раньше были объединены Азербайджан, Армения и Грузия). Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из состава Союза, но механизм осуществления этого права не описывался. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) – верховный орган власти в период между съездами.

В январе 1924 года была принята первая Конституция СССР , согласно которой высшим органом власти стал Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК образовывал правительство – СНК. Создавалось три вида комиссариатов:

1. Союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи, ОГПУ).

2. Унифицированные (на союзном и республиканском уровне).

3. Республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).

Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету.

Провозглашался федеративный принцип устройства государства. Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям:

· образование новых союзных республик,

· изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей,

· усиление роли центра, союзных органов власти.

В 1924 году в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931г. – Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и республики – Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР.

В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, к которому прилагался секретный протокол о разделе Польши между Германией и СССР, к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В марте 1940 г., после завершения войны с Финляндией, были присоединены новые территории к Карельской АССР, и она была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина.

Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. При этом советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Суверенитет союзных республик на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Принято считать, что Союз образовался только благодаря Февральской и Октябрьской революции. в ходе которых было свергнуто царское правительство России. Однако это не совсем верно, ведь и до этих исторических событий государства и территории, вошедшие в дальнейшем в состав СССР, не были изолированы друг от друга и развивались в примерно одинаковом направлении. Причины образования Союза можно разделить на несколько групп.

На протяжении столетий государства-члены СССР придерживались схожих традиций, кроме того, исторические корни у них были одинаковые. По крайней мере, общность культуры объединяла Россию, Украину и Белоруссию с одной стороны, и республики Закавказской Советской Социалистической Федерации с другой. Связующим звеном в данном случае выступила многонациональная РСФСР.

Территориальные

Близкое расположение будущих союзных республик способствовало объединению, ведь таким образом можно было стать одним государством, просто открыв границы, формально сохранив их. Таким образом, граждане нового государства могли свободно перемещаться на его территории, это облегчало и транспортировку товаров и сырья между республиками.

Экономические

При таком географическом расположении практически невозможно было не заключать торговых сделок и не создавать хозяйственных связей, а ведь экономический фундамент один из базовых элементов для создания сильного государства. Кроме того, в ходе революций и гражданской войны в России экономика оказалось подорванной, а совместными усилиями восстановить ее было проще.

Политические

Сближению и объединению способствовала также схожесть, сложившихся после Февральской и Октябрьской революций политических систем и партийное единство, ведь все национальные коммунистические партии, пришедшие к власти в республиках, входили в состав РКП.

Внешнеполитические

Государства, где победила и пришла к власти коммунистическая партия, оказались перед необходимостью отстаивать свое право на независимость перед враждебно настроенными соседями, что для многих было бы не под силу в одиночку по причине незначительной территории, подорванной экономики и отсутствия сильной центральной власти. Кроме того, в сложившейся ситуации государствам был нужен авторитетный дипломатический представитель на международной арене.

Объединение государств, таким образом, позволяло им решить самые важные на тот момент задачи и не пойти по пути постоянной насильственной смены власти.

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская СР, Бухарская и Хорезмская, Дальневосточная республики. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно- политический союз.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Своеобразие: российские управленческие структуры играли и роль общегосудраственных органах власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП на правах областных парт-организаций. Благодаря этому достигалось единство, но в то же время ограничивало их суверенитет.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик углубилось политическое и экономическое сотрудничество. В 1920-22 все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. 1918- туркестанская автономия. Март 1919- Башкриская автономия. 1920- Киргизская автономия. 1925- Казахская и Татарская автономия. 1921-22- Дагестанская, Горская, Якутская, Аджарская, Абхазская автономия. Июнь 1919- Белоруссия, Украина. 1922- Азербайджан, Армения, Грузия- Закавказская ССР. В 1922 году высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости уточнения взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей. В октябре- ноябре была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Причины образование СССР

1) необходимо было объединить экономичесике ресурсы республик для восттановления хозяйства

2) успешная внешнеполитическая деятельность.

Предпосылка образования СССР . наличие в республиках диктатуры пролетариата, общественная собственность на средства производства.

30 декабря 1922- Декларация и Договор об образовании СССР. Союзное государство- федерация равноправных республик. Избран ЦИК СССР. Исполнительная власть- Совнарком РСФСР. январь 1924- принятие Конституции. Верховный законодательный орган- Всесоюзная съезд советов, в перерывах между съездами ЦИК: Совет союза, Совет национальностей. Исполнительная власть- СНК . У ЦИК: право избрания декретов и постановлений, его президиуму вся власть между сессиями. На верховные общесоюзные органы возлагалась финансовая система, здравоохранение и просвещение, гр,уг и трудовой кодекс. При Совнаркоме учреждалось объединенное государственное политическое управление для борьбы с шпионажем, терроризмом и контрреволюцией. На основе Конституции СССР 1924 года были внесены изменения в Конституции союзных республик.

Каковы предпосылки и причины образования СССР?

Как известно Советский Союз или иначе СССР был образован в самом конце 1922. Что стало причиной образования СССР. После свершения в 1917 году февральской и октябрьских революций - значительная часть бывшей Российской империи была оккупирована германскими войсками.Однако и на оккупированных территориях Украины, Беларусии существовали и действовали ячейки различных партий, в том числе и партии большевиков.Эти ячейки были достаточно хорошо структурированы и организованы. Во многих местах они возглавили борьбу за власть. после Брест-Литовского мира и после капитуляции Германии, в том числе и на территории бывшего Царства Польского.Однако в Царстве Польском - большевики проиграли. Польша стала самостоятельным и независимым государством, поддержанным Великобританией и США.Другие территории тоже объявили о своей независимости, но там где победили большевики, а это территории Беларуссии и Украины вопрос о союзе с большевистской России даже не ставился Война с Польшей, которую Советская Россия проиграла в 1921 году вопрос о формальном союзе поставила на повестку дня.Так как сами Украина и Беларуссия не могли победить Польшу, поддержанную Антантой, то и был подписан этот союзный договор, который и стал фундаментом СССР на долгие семьдесят лет.Вопрос об этнической общности тогда на повестку дня вообще не выносился - его стали муссировать значительно позднее, когда Москва начала заменять национальные кадры Советских республик. людьми из центра. то есть из Москвы.

Причины необходимости образования СССР?

Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного объединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для наиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединение республик уже достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики. Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом.

Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы, угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики. К 1922 г. централизация руководства обороной страны была налицо. Определенные успехи были достигнуты и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой. Однако полного единства здесь пока не было. А послевоенная обстановка выдвигала на первый план именно это требование.

Наконец, перехода к новым формам отношений требовала и необходимость укрепления дружбы народов, устранения проявлений шовинизма и национализма. Сама природа Советской власти, интернациональной по своей сущности, объективно сплачивала народы, но несовершенство форм отношений между республиками, сложившихся к 1922 г. порождало определенные трения. Нужно было переходить к новой, более совершенной форме государственного единства Советской страны.

Источники: www.ote4estvo.ru, allstatepravo.ru, www.bolshoyvopros.ru, otvet.mail.ru, 900igr.net

Крылатый сфинкс

Дерзость Локи

Эквитан и сенешаль. Часть1

Календарь Ацтеков

Карманный фотопринтер

Карманный фотопринтер - революционный продукт, обозначивший начало новой эры печати с мобильных устройств, совместивший в себе современные цифровые технологии и аналоговый...

Засекреченные изобретения Николы Тесла

Знаете ли вы о загадочных экспериментах Теслы по оживлению мертвых тканей в высокочастотных электромагнитных полях? А о тайне искусственных шаровых...

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская СР, Бухарская и Хорезмская, Дальневосточная республики. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно- политический союз(июнь 1919).

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Своеобразие: российские управленческие структуры играли и роль общегосудраственных органах власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парт-организаций. Благодаря этому достигалось единство, но в то же время ограничивало их суверенитет.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик углубилось политическое и экономическое сотрудничество. В 1920-22 все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. 1918- туркестанская автономия. Март 1919- Башкриская автономия. 1920- Киргизская автономия. 1925- Казахская и Татарская автономия. 1921-22- Дагестанская, Горская, Якутская, Аджарская, Абхазская автономия. Июнь 1919- Белоруссия, Украина (военное объединение). 1922- Азербайджан, Армения, Грузия- Закавказская ССР. В 1922 году высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости уточнения взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей. В октябре- ноябре была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР

Причины образование СССР

1) необходимо было объединить экономичесике ресурсы республик для восттановления хозяйства

2) успешная внешнеполитическая деятельность.

Предпосылка образования СССР : наличие в республиках диктатуры пролетариата, общественная собственность на средства производства.

30 декабря 1922- Декларация и Договор об образовании СССР. Союзное государство- федерация равноправных республик. Избран ЦИК СССР. Исполнительная власть- Совнарком РСФСР. январь 1924- принятие Конституции. Верховный законодательный орган- Всесоюзная съезд советов, в перерывах между съездами ЦИК: Совет союза, Совет национальностей. Исполнительная власть- СНК (Совет Народных Комиссаров). У ЦИК: право избрания декретов и постановлений, его президиуму вся власть между сессиями. На верховные общесоюзные органы возлагалась финансовая система, здравоохранение и просвещение, гр,уг и трудовой кодекс. При Совнаркоме учреждалось объединенное государственное политическое управление(ОГПУ) для борьбы с шпионажем, терроризмом и контрреволюцией. На основе Конституции СССР 1924 года были внесены изменения в Конституции союзных республик.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

1. Экономические. Потребность в изменении внутриполитическо­го курса советского государства после окончания Гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затро­нув область экономических, политических и социальных отношений. Государственная политика распределения не выполнила задачу обес­печения городского населения продовольствием. Политика «военного коммунизма» придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. Требовалось восста­новление разрушенного войной и «военным коммунизмом» хозяйства.

2. Социально-политические. Экономические проблемы тесно пе­реплетались с важнейшими вопросами политики, такими, как отноше­ние к советской власти.

Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанче­ских очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане акти­визировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч че­ловек. 1 марта 1921 г. ъспыхкуп мятеж в Кронштадте, в ходе которо­го выдвигались политические лозунги {«Власть Советам, а не партиям!», «Советы без большевиков!»). Прошли забастовки и демон­страции рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступа­ли представители партий умеренных социалистов, поддерживавших с конца 1918 г. борьбу большевиков с белыми и интервентами.

В результате советский режим столкнулся с серьезным внутрипо­литическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с кре­стьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономиче­ского курса - замене продразверстки натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НЭПА

1. Сущность нэпа (1921-1928). Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. Первоначально нэп рассматривался большевиками как «временное отступление», вызванное неблагопри­ятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения.

Затем нэп оценивался уже как один из возможных путей к социа­лизму через сосуществование социалистического и рыночного хозяй­ства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйст­венных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его бед­нейшая часть) становилось полноправным участником социалис­тического строительства.

2. Нэп означал прежде всего восстановление товарно-денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве. С целью восстановить промышленность и наладить товарообмен между городом и деревней предусматривалось:

Проведение частичной денационализации промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

Вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объедине­ния - тресты и синдикаты;

Произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

Создавались госкапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

3. Финансовая политика в годы нэпа характеризовалась извест­ной децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).

Кредитная система. В1921 г. был воссоздан Государственный банк, позже возникли Торгово-промышленный банк, Российский ком­мерческий банк, Банк потребительской кооперации, сеть кооператив­ных и местных коммунальных банков. Созданный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк за 3 года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн руб. Была введена система пря­мых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на това­ры массового потребления, местные налоги).

Денежная реформа (1922-1924) явилась наиболее действен­ной и самой «рыночной» мерой финансовой политики советской вла­сти того периода. Реформа стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валю­та - червонец, который приравнивался к 10 дореволюционным золо­тым рублям. Важно, что реформа, проводившаяся финансистами с до­революционным стажем, устанавливала в качестве критерия размера эмиссии соотношение спроса и предложения.

4. Торговля. Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно-денежных отношений привело к восста­новлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались круп­ные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках «частников».

Промышленность.

Децентрализация. Реальные преобразования произошли в про­мышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тре­сты -- объединения одноотраслевых предприятий, получавших час­тичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест. ВСНХ потерял право вмешиваться в текущую деятельность предприя­тий и трестов. Тресты объединялись в синдикаты, занимавшиеся сбы­том, снабжением, кредитованием. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано (к 1928 г. насчитывалось 23 синдиката).

В промышленности получила развитие аренда. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-1927 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода, на основе которых выпускался 1% промышленной продукции.

Темпы роста промышленности. В результате в промышленно­сти прирост продукции в первые годы нэпа осуществлялся очень высо­кими темпами. В 1921 г. они составляли 42,1%; 1925 г. - 66,1%, 1926 г. - 43,2%, 1927 г. - 14,2%. Трестовский хозрасчет, даже огра­ниченный, позволял возродить тяжелую промышленность и транс­порт. К концу 20-х годов советская экономика в целом лишь немного отставала от довоенного уровня.

Нэп в сельском хозяйстве.

Продналог. Вводимый вместо продразверстки продовольствен­ный налог был установлен первоначально на уровне 20% от чистого про­дукта крестьянского труда, а затем снижен до 10% урожая и меньше и принял денежную форму. Налог был вдвое меньше разверстки, его раз­мер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в те­чение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам. Однако «отступление» проводилось постепенно, под нажимом обстоятельств. Право на свободную торговлю хлебом кре­стьянство получило лишь в августе -сентябре 1921 г. (до этого продажа была возможна лишь в пределах «местного оборота»), когда выясни­лось, что деревня не торопится со сдачей зерна государству.

В 1922 г. по новому земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременной, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Снимался за­прет с применения наемного труда и создания кредитных товари­ществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога.

Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различ­ных форм кооперации. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. В период нэпа коопера­ция стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материаль­ной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная коопера­ция объединяла 6,5 млн крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося госу­дарственной промышленностью, а также продвижение в деревню сель­хозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. насчитывалось 12850 различных видов объединений (из них производственных-10521); в 1925 г. - 54813 (производствен­ных- 15178). Производственная кооперация включала в себя сель-хозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-середняцкие. Государственная и кооперативная торговля со­ставляла в 1924 г. - 47,3%; в 1927 г. - 65,4%.

Восстановление крестьянского хозяйства. Возрождение сель­скохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твер­дой валюты стимулировали восстановление российской деревни. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерновых превысил на 20,7% уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Начал развиваться экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.

7. Социальные аспекты нэпа.

Уровень жизни народа. Отдельные экономические успехи спо­собствовали некоторому улучшению материального положения насе­ления. Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на перемену работы. В промышленности и дру­гих отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены та­рифы зарплаты, исключающие уравниловку. Реальная заработная плата рабочих заметно повысилась, составив к 1925-1926 гг. в сред­нем по промышленности 93,7% довоенного уровня. К дореволюцион­ному уровню приблизилось потребление пищевых продуктов.

Занятость. В 1924-1929 гг. возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн. человек, однако расширение рынка труда было еще более значительным. За тот же период численность рабочих и служащих увеличилась с 5,8 до 12,4 млн. человек. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 ч при 6-дневной рабочей неделе.

Произошли изменения в социальной структуре деревни. В 20-е го­ды на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), зажиточ­ных (развитие которых ограничивалось государством) насчитывалось 3-4%, бедняков - 22-26%, батраков - 10-11%.

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ГОДЫ НЭПА

1. Новое законодательство и юстиция. Новый экономический курс требовал соответствующего юридического обеспечения. В 1922 г. были приняты кодекс законов о труде, земельный и гражданский ко­дексы, подготовлена судебная реформа. Были отменены ревтрибуна­лы, возобновилась деятельность прокуратуры и адвокатуры. Еще раньше ВЧК, переименованная в Главное политическое управление (ГПУ), потеряла право внесудебного преследования.

2. Меры по ослаблению политической диктатуры. Первые меся­цы нэпа ознаменовались некоторой либерализацией общественно-по­литической и культурной жизни страны, центром возрождения которой становится Московский университет. Возобновилось издание альманахов, дореволюционных журналов, открывались частные изда­тельства; создавались товарищества поэтов, художников, независимые союзы писателей.

Начался процесс реэмиграции, в результате которого в Советскую Россию возвратилось более 120 тыс. беженцев.

3. Ужесточение политического режима. Однако речь шла лишь о частичных и временных мерах. 10 августа 1922 г. ВЦИК принял декрет «Об административной высылке лиц, признаваемых социально опас­ными», по которому комиссия при НКВД могла без суда выносить ре­шения о высылке и заключении в лагеря «социально неблагонадежных элементов». В 1924 г. такое же право получило особое совещание ОГПУ. Количество заключенных тюрем и концлагерей быстро росло. Практиковалась высылка за рубеж. Осенью 1922 г. была выслана боль­шая группа ученых, философов (всего около 160 человек). Репрессии затронули деятелей Русской православной церкви.

4. Взаимоотношения РКП(б) с другими политическими парти­ями и оппозицией.

Наметившаяся либерализация не коснулась взаимоотношений РКП(б) с другими политическими партиями. В стране сохранялся жесткий политический режим и идеологическая цензура. После окон­чания Гражданской войны особенно беспощадная борьба развернулась против социалистических партий.

8 декабря 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление, запрещавшее меньшевистской партии (РСДРП) заниматься полити­ческой деятельностью. Самых активных из ее числа предлагалось вы­сылать в административном порядке в непролетарские центры, лишив их возможности занимать выборные должности. Специальным комиссиям поручалось разработать вопрос об отстранении меньшевиков и эсеров из органов профсоюза, Наркомтруда, кооперативных и хозяйст­венных органов, что означало для РСДРП политическую гибель.

В1922 г. состоялся судебный процесс над лидерами партии эсеров, обвиненных в связях с Антантой, развязывании террора и организации покушения на Ленина. Резолюция XII Всероссийской конференции РКП(б) (4 -7 августа 1922 г) «Об антисоветских партиях и течени­ях» объявила все некогда существовавшие в стране демократические партии антисоветскими. В соответствии с этим ставилась задача «в сравнительно короткий срок окончательно ликвидировать партии эсе­ров и меньшевиков как политические факторы».

Борьба с внутрипартийной оппозицией. Постановление X съезда РКП(б) «О единстве партии» запретило фракционную деятель­ность, следствием чего стала борьба с инакомыслием внутри самой партии.

ПРОТИВОРЕЧИЯ НЭПА

1. В политической области. Главным противоречием нэпа стала попытка в условиях социально-экономических преобразований сохра­нить неизменным характер политической власти (диктатуру пролета­риата, однопартийность, отсутствие оппозиции, недопущение инакомыслия в партии, курс на полную «победу социализма в одной стране»). Сохранение недемократической избирательной системы (от­крытое голосование, многоступенчатые выборы на съезды Советов, лишение гражданских прав частников и торговцев-нэпманов) полно­стью противоречило самой сути экономической реформы.

2. В экономической области. Приоритет промышленности перед сельским хозяйством, неэквивалентный товарообмен между городом и деревней составили еще одно противоречие нэповского периода, кото­рое перманентно грозило власти новыми конфликтами с крестьян­ством.

Первые проявления кризиса нэпа обнаружились уже в 1923-1924 гг. (кризис сбыта, «товарный голод» и т. д.). Кризисы были связаны с несо­вершенством новых форм хозяйствования и отсутствием твердых пра­вовых гарантий. Рост крупного товарного хозяйства в деревне сдерживался налоговой политикой государства. В 1922-1923 гг. от сельхозналога были освобождены беднейшие крестьяне - 3% хо­зяйств; в 1925-1926 гг. - уже 25%; в 1927 г. - 35%. Зажиточные же хозяева (9,6% крестьянских дворов) выплачивали 29,2% налогов и их рост продолжался.

Негативные последствия «ограничения кулачества как класса» отя­гощались регулярно проводимым советской властью уравнительным переделом земли, что влекло за собой общее дробление крестьянских дворов. Во второй половине 20-х годов стал сокращаться сбор хлеба, все большая часть земли переводилась под посевы технических куль­тур, не облагавшихся продналогом. Уже в 1925 г. - самом урожай­ном - государство столкнулось с хлебозаготовительным кризисом, что привело к усилению планово-административных начал в управле­нии экономикой.

Значительные проблемы возникли и в промышленности. К 1927 г. темпы ее роста резко замедлились. Ресурсы промышленного развития были исчерпаны. Восстановление имевшихся до 1917 г. заводов и фаб­рик завершилось к 1925 г., для дальнейшей модернизации и строитель­ства новых предприятий требовались новые капиталовложения.

3. Свертывание нэпа. На фоне экономических трудностей проис­ходило постепенное свертывание нэпа. В результате очередного заго­товительного кризиса советская власть фактически ликвидировала свободную продажу хлеба. Зимой 1927 г. специальные заградотряды «перехватывали» крестьянские обозы с зерном, перевозившимся к рынкам сбыта. В течение 1926-1927 гг. хлебный рынок был оконча­тельно ремонополизирован, а рыночный механизм ценообразования был заменен на директивный.

В 1926 г. в результате отхода от принципов денежного обращения, введенных в 1922-1924 гг., червонец перестал конвертироваться, пре­кратились операции с ним за границей, чем был нанесен удар по между­народной репутации СССР. К концу 20-х годов закрылись товарные биржи, оптовые ярмарки, был ликвидирован коммерческий кредит. Была проведена национализация многих частных предприятий.

ВЫВОДЫ

1. Новая экономическая политика, рассчитанная на привлечение к сотрудничеству всего российского крестьянства, показала в послево­енный период свою эффективность.

2. Вместе с тем обнаружились многие внутренние социально-эко­номические проблемы. Нэповская система переживала кризисы с оп­ределенной цикличностью. Низкая товарность приводила к снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, что немедленно сказалось на импорте оборудования для индустриализации.

3. С середины 20-х годов началось свертывание сферы рыночных отношений, произошло усиление централизации экономической жиз­ни и административных методов хозяйственного руководства. К концу 20-х годов руководство страны оказалось перед очередной альтернати­вой: либо сдача позиций советской власти и дальнейшее отступле­ние в сфере экономики (углубление нэпа), либо курс на «полную и окончательную победу» новых социалистических отношений. Был

выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от нэпа, а следовательно, от учета интересов кресть­янства.

Некоторые историки считают нэповскую экономику идеальной моделью «социалистической рыночной экономики», подтверждением чему, с их точки зрения, служит первый пятилетний план с его акцентом на сбалансированном росте, который рассматривается как альтернатива сталинскому курсу индустриализации. Авторы другой точки зрения на основе анализа противоречий и кризисов нэпа приходят к выводу об ограниченности рыночной тенденции в годы нэпа и отсутствии каких-либо перспектив для ее развития в будущем.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ СССР

1. Идеологические. Октябрьская революция 1917г. привела к рас­паду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего едино­го государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объедини­тельного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересо­ваны в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

2. Политические. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпо­сылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большин­стве республик власть принадлежала национальным коммунистиче­ским партиям, входившим в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объе­динении.

3. Экономические и культурные. Потребность объединения дик­товалась также общностью исторических судеб народов многонацио­нального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.

Между отдельными районами страны исторически сложилось эко­номическое разделение труда: промышленность центра снабжала рай­оны юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменно­го угля, железной руды и т. д. Значение этого разделения возросло по­сле окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономиче­ской отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шер­стяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также был рассчитан на единый хозяйственный механизм всех районов страны.

4. Основные принципы национальной политики советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя:

Принцип равенства всех наций и народностей;

Признание права наций на самоопределение,

которые были провозглашены в «Декларации прав народов России» (2 ноября 1917 г.) и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» {январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявля­лись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения на­родов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инород­цев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы и Азии. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам нацио­нальностей, который возглавил И.В. Сталин. Соответствующие струк­туры появились в составе ЦК РКП(б) - Донбюро, Средазбюро, Туркбюро, Кавбюро.

В декабре 1917 г. право на самоопределение получили Польша и Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской импе-рии находившиеся у власти национальные правительства (в их числе, Украинская Центральная Рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия «Мусават» в Азербайджане, казахская «Алаш» и, др.) в течение Гражданской войны вели борьбу за национальную само­стоятельность.