Материал из Юнциклопедии


В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены еще древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», - писал Аристотель. И Аристотель, и его последователи ясно понимали, что язык присущ не просто индивиду, а общественному человеку: ведь основное предназначение языка - служить средством общения между людьми.

Классики марксизма-ленинизма утверждают связь возникновения языка с возникновением общества: «...развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу» (Ф. Энгельс. «Диалектика природы»).

Развитие и функционирование языка также в значительной степени обусловлено развитием и жизнью общества. Это проявляется в разнообразных формах. Вот некоторые из них.

Социальное расслоение языка.

Всякое человеческое общество неоднородно по своему составу. Оно делится на слои, или классы, дробится на более мелкие группы, внутри которых люди объединены каким-либо признаком, например по возрасту, профессии, уровню образования и т. д.

Эта дифференциация общества отражается в языке в виде тех или иных социально обусловленных подсистем.

Крестьянские диалекты - одна из таких подсистем. Правда, чаще их называют местными или территориальными, однако очевидно, что их выделение из национального языка основано и на социальном признаке: территориальные диалекты, на которых говорит крестьянство, противопоставляются языку города, языку рабочих, литературному языку.

Социальная дифференциация языка может отражать и другие виды расслоения общества. Так, например, особенности языка, обусловленные спецификой профессий, иногда называют профессиональными «языками» (см. Арго́. Жаргон). Первое, что бросается в глаза при знакомстве с такими «языками», - особая терминология.

Внешне одинаковые слова в разных профессиях имеют разный смысл.

Каждой профессии присуща своя специальная терминология; кроме того, своеобразно могут использоваться и общеупотребительные слова и обороты: медики, например, обозначают словом свеча резкое изменение кривой на температурном графике больного; у железнодорожников в ходу выражения сломать график, выбиться из расписания и т. п.

Определенные различия в языке могут быть связаны с полом говорящих. Так, в языке индейцев яна, живущих в северной Калифорнии (США), одни и те же предметы и явления называются по-разному, в зависимости от того, кто о них говорит - мужчина или женщина. В Японии девушки владеют богатым и разнообразным словарем (они специально этому обучаются), в то время как для юношей характерен лексически более бедный язык.

Социальная обусловленность развития языка.

Связь истории языка с историей общества -аксиома современной лингвистики. Раз язык существует только в обществе, он не может не зависеть от общества. При этом неверно понимать такую зависимость как жесткую обусловленность изменений в языке общественными факторами. В действительности процесс развития общества стимулирует развитие языка: ускоряет или тормозит темпы языковых изменений (механизм которых обусловлен внутренними, присущими языку закономерностями), способствует перестройке некоторых участков языковой системы, их обогащению новыми элементами и т. п.

В качестве собственно социальных факторов, влияющих на развитие языка, обычно рассматривают такие: изменение круга носителей языка, распространение просвещения, развитие науки, перемещение народных масс, создание новой государственности, изменение форм законодательства и делопроизводства и др. Воздействие этих факторов на язык различно и по форме, и по силе.

Проиллюстрируем сказанное примером. После Октябрьской революции значительно расширился состав носителей русского литературного языка: если раньше им владела в основном буржуазно-дворянская интеллигенция, то теперь к литературному языку начинают приобщаться массы рабочих и крестьян. Происходит процесс демократизации языка. Рабочие и крестьяне привносят в систему литературного языка свойственные им речевые особенности и навыки; новые элементы начинают сосуществовать и конкурировать с традиционными единицами литературного языка. Это приводит к заимствованию некоторых диалектизмов и арготизмов литературным словарем (нехватка, неполадки, учеба, смычка и т. п.), к перестройке отношений между единицами этого словаря (в частности, возникают новые синонимические ряды: недостатки - недочеты - неполадки - дефекты; нехватка - недостача -дефицит; ученье - учеба; связь - контакт - союз - смычка).

Столь же непрямолинейно, сложно влияние на развитие языка и других социальных факторов.

Сознательное воздействие общества на язык. Помимо объективного, не зависящего от воли отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное, и притом целенаправленное, воздействие государства (и общества в целом) на развитие и функционирование языка. Такое воздействие носит название языковой политики.

Языковая политика может касаться самых разных сторон языковой жизни данного общества. Например, в многоязычных странах выбор языка или диалекта, который должен стать государственным, осуществляется не стихийно, а сознательно, при непосредственном участии и направляющих усилиях власти и других социальных институтов. Столь же сознательна и целенаправленна деятельность специалистов при разработке алфавитов и письменностей для ранее бесписьменных народов. Усовершенствование существующих алфавитов и письменностей, например неоднократно проводившиеся реформы русской орфографии,- еще один вид вмешательства человека в жизнь языка.

Разумеется, никакое социальное воздействие на язык, стихийное или сознательное, не может отменить присущих языку внутренних закономерностей. Если, скажем, по законам русского произношения звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются (<5у[п], ле [ф], ло[т]ка), то любой, даже самый строгий приказ (если бы кому-либо пришло в голову такой приказ издать) не заставит носителей русского языка изменить свое произношение и говорить ду[б], ле[в], ло[д]ка.

Однако возможен «приказ» противоположный: рекомендующий первый способ и запрещающий второй (со звонкими согласными в конце слов). Такие рекомендации и запреты составляют результат нормализаторской деятельности ученых-лингвистов: они разрабатывают правила, которые закрепляют одобряемые обществом формы и способы использования языковых единиц.

Есть и другие пути воздействия общества на язык: разработка специальных терминологий для различных областей знания, нормирование нововведений в лексике, пропаганда лингвистических знаний в печати и по радио и т. п.

Подробности Категория: О языке Опубликовано 29.10.2015 18:44 Просмотров: 2192

Язык не существует вне общества, но и общество не может существовать без языка.

Язык возникает, развивается и существует только в обществе людей, потому что людям необходимо общаться.
А что же такое общество?
Это не просто множество людей, разнообразным по полу, возрасту, этносу, этнографии, конфессии. Это ещё и система разнообразных отношений между ними. Каждую личность связывают с другими личностями множественные отношения, в то же время эти отношения обусловлены обществом.
Какие же функции в обществе выполняет язык?

Функции языка в обществе

У языка в обществе достаточно много функций. Вот некоторые из них.

Коммуникативная (общение).

Общение
Информативная (передача и получение сообщений, обмен информацией между людьми).

Передача информации
Познавательная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование картины мира).

Хочу всё знать!
Интерпретативная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний или текстов).
Регулятивная (языковое взаимодействие).
Контактоустанавливающая .

Для общения надо установить контакт
Эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, отношения к партнёрам по коммуникации).
Эстетическая (создание художественных произведений).
Этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного). История каждого языка самым тесным образом связана с историей народа, являющегося его носителем.
Идентифицирующая . Есть существенные различия между языком племени, языком народности и языком нации. Язык играет исключительно важную роль в консолидации племён в народность и в формировании нации.

Этнос и язык

Один и тот же этнос может пользоваться одновременно двумя или более языками. Многие народы Западной Европы в Средневековье пользовались как своими разговорными языками, так и латинским языком.
В Вавилонии (Вавилонском царстве, территории современного Ирака), возникшей в начале II тысячелетия до н. э. и утратившей независимость в 539 году до н. э., наряду с аккадским, государственным языком, долгое время использовался шумерский в качестве культового языка.
Шумерский язык был открыт и расшифрован только в XIX в.

Письмо царю Лагаша (2400 г. до н. э.)
Но один и тот же язык может одновременно обслуживать несколько этносов. Самый яркий пример – испанский язык. Он используется в Испании, а также в Чили, Аргентине, Уругвае, Парагвае, Боливии, Перу, Эквадоре, Колумбии, Венесуэле, Панаме, Коста-Рике, Сальвадоре, Гондурасе, Гватемале, Мексике, Республике Куба, на Филиппинах, в Республике Экваториальная Гвинея и др. Этнос может утратить свой язык и перейти на другой язык. Это произошло, например, в Галлии в результате романизации кельтов.
Языковые ситуации могут быть однокомпонентными и многокомпонентными, равновесными и неравновесными. Примером однокомпонентной языковой ситуации может служить Исландия. В силу отделённости Исландии от материковой Европы язык исландцев сохранил сходство с древнескандинавским. Исландский народ соблюдает языковую чистоту – в языке практически отсутствуют заимствования, новые термины образуются с помощью словосложения и словообразования. В словарном составе исландского языка преобладает исконная лексика. Слова для новых лексических значений возникают в основном за счёт калькирования.
Калька – это заимствование иноязычных слов, выражений, фраз буквальным переводом. Например, русское слово «внутримышечный» – калька с латинского intramuscularis; небоскрёб – с английского skyscraper и т.д. Это пример словообразовательных ка́лек. Но существуют кальки семантические, фразеологические (синтаксические) и др.
Кальки возникают как реакция носителей языка на резкое увеличение числа внедряющихся в обиход и науку прямых заимствований иноязычных слов. Для России в разные исторические периоды были характерны разные кальки: при Петре I голландского, затем французского, немецкого, а теперь английского языков.
Калька обычно не ощущается как заимствованное слово, так как оно составлено из собственных морфем. Например, известное всем слово «алфавит» составлено из названий двух первых по порядку букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». А старая славянская калька этого слова – азбука – образована от греческого слова по двум первым буквам славянского алфавита: «азъ» и «буки».
В литературном исландском языке почти нет международной терминологии, а новые термины калькируются, а не заимствуются в фонетической форме. В устной речи процент заимствований из датского и английского языков выше. Исландский язык является одним из богатейших в мире не только из-за большого и богатого словаря, но и из-за огромного литературного наследия.
Равновесная ситуация в Бельгии (одинаковый статус французского и нидерландского языков).
Во многих государствах Западной Африки наблюдаются неравновесные ситуации: местные языки больше распространены в обществе, но государственным языком страны является один из европейских языков. Доминировать может один язык или несколько языков. Например, в Нигерии насчитывается 527 языков, из которых 514 являются живыми, но официальным языком является английский.

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне общества, но и общество не может существовать без языка. "Язык есть важнейшее средство человеческого общения",- писал в статье "О праве наций на самоопределение" В. И. Ленин*, подчеркивая и зависимость языка от общества (это - средство "человеческого общения"), и важность его для общества (это - "важнейшее средство" общения).

*(Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 258. )

Язык связан с обществом с самого своего возникновения. Он и "возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми"*. По мере развития общества, усложнения форм общественной жизни, обогащения и развития сознания развиваются и усложняются формы и виды общения, а следовательно, развивается и усложняется язык. Наряду с устным общением развивается письменное, наряду с непосредственным бытовым - деловое, официальное, научное, наряду с общением в рамках своего коллектива - племени, народа, нации - становится необходимым межплеменное, а постепенно и межнациональное общение.

*(Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 29. )

Развитие и усложнение языка особенно отчетливо проявляется в развитии в его составе особых функционально-коммуникативных систем, обслуживающих разные группы носителей языка, что приводит к выделению территориальных и социальных диалектов, литературного языка и других форм реализации общенародного языка. Все эти формы далеко не одинаковы в разные исторические периоды развития человеческого общества и в разных конкретных социально-исторических условиях существования того или иного языка. Не одинаковы и отношения между ними, их функции, их внутренняя структура.

Особенно важным этапом в развитии социальной структуры языка, т. е. развитии составляющих его функционально-коммуникативных систем, оказывается переход от капиталистического общества к социалистическому. Рост культуры народных масс, развитие всеобщей грамотности, а затем и обязательного среднего образования необычайно расширяют круг носителей литературного языка, отражаются на его составе и отношениях с другими компонентами (составляющими) общенародного языка. Существенно изменяются и эти компоненты.

Особенности общественного развития отражаются и на распространенности языков.

Языки с малым числом говорящих очень характерны для развивающихся стран, лишь недавно освободившихся от колониальной зависимости. Большее количество малочисленных языков в таких странах - наследие не только далекого прошлого с малочисленными племенными языками, но и колониального периода, когда вместе с вымиранием народов вымирали и языки. Так, на языке бонго, распространенном в долине Нила, в 1870 г. говорило около 100 тыс. человек, а в 1931 г.- лишь около 5 тыс. Стали крайне малочисленными языки народов Америки.

Распространение некоторых языков связано с колониальными захватами, вытеснением языков коренного населения. Так, языки коренного населения вытеснены в Бразилии португальским языком, в других странах Южной и Центральной Америки - испанским, в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии - английским. В Европе, на старой территории распространения английского и испанского языков, живет лишь около 20% от общего числа говорящих на этих языках.

В истории человеческого общества известно как исчезновение языков, так и превращение их в мертвые языки, сохранившиеся лишь в памятниках письменности, исчезнувшие из живого употребления. Таковы древнегреческий, латинский, шумерский и арамейский в Передней Азии, готский в Европе и др.

Влияние общества, его развития, конкретно-исторических условий жизни народов сказывается и на отношениях между языками. В феодальном обществе связь между языками слабая, случаи массового двуязычия, т. е. использования народом или его значительной частью двух (и более) языков, наблюдаются сравнительно редко, в основном как столкновения языков победителей и побежденных. В капиталистическом обществе связи между носителями разных языков становятся более тесными, широко отмечаются факты проникновения слов из одного языка в другой, становятся более частыми случаи массового двуязычия. "Вместе с тем в этот период ярко проявляется неравенство языков, особенно в многонациональных государствах, где специально создаются преимущества языку господствующей нации.

И в этом отношении коренные изменения происходят в условиях социалистического общества. Так, в нашей стране ленинское положение о равноправии всех языков, определившее решение национального вопроса в СССР, обеспечило возможность развития языков всех народов СССР.

Существенно изменился и характер двуязычия. Оно стало более массовым, широко развилось двустороннее двуязычие, особенно в национальных республиках, где не только носители местных языков владеют русским, но и носители русского языка знают и используют местные языки.

Образование новой исторической общности - советский народ - определило развитие широких межнациональных связей и использование русского языка в качестве языка межнационального общения. Отсюда широкое развитие национально-русского двуязычия, имеющего различия в особенностях своего проявления, но свойственного всем народам СССР.

Новые условия сказываются и на развитии сложившихся литературных языков. В них появляются новые слова для обозначения новых понятий, меняются значения старых слов (ср. пионерское звено, общественная нагрузка, самодеятельное искусство, общественный смотр и под.). Развитие науки и техники обусловливает рост специальной терминологии, увеличивает долю специальной лексики в словарном составе языка.

Все эти факты очень важны для понимания зависимости развития языка от развития общества. Но связь языка и общества многообразнее, сложнее, она может проявляться и во влиянии языка на общество.

1. В языке получает отражение расслоение общества в классовом, профессиональном, культурном, возрастном, половом и других отношениях.

Социальная дифференциация языка происходит по таким параметрам:

· по роду занятий (различные профессиональные жаргоны);

· по социальным группам (кастовые языки аристократии в феодальных государствах и язык народа, арго (жаргон) деклассированных и др.);

· по возрастному признаку (детский язык,

молодежный сленг, язык стариков);

· по гендерному (от.лат. «гендер» - пол) признаку, то есть социальному разделению полов (мужской и женский варианты, например,

в лексике и грамматических формах японского, корейского монгольского языков).

Особую форму социального расслоения языка представляет собой его функционально-стилистическая дифференциация, т.е. наличие функциональных стилей, различающихся по сферам использования и целям коммуникации. Выделяют разговорный, научный, официально-деловой, публицистический стили и стиль языка художественной литературы.

Территориальное расслоение языка отражается в диалектах.

2. На функционировании языка сказывается уровень экономического и политического развития общества, стабильность его существования. Известно, что литературные языки формировались, как правило, на базе наречия наиболее развитой области страны (например, лондонский говор стая основой английского, кастильский диалект - основой испанского литературных языков, русский литературный язык возник на основе речи москвичей и петербуржцев). Экономический рост, подъем промышленности приводит к увеличению мобильности населения, росту числа городских жителей, что, в свою очередь, способствует преодолению диалектных отличий, расширению сферы использования литературного языка. Последствием революций, социальных потрясений, социальных реформ и перемен в общественном устройстве являются демократизация языка, обновление политической лексики и фразеологии, смещение диалектных границ, временное снижение уровня культуры речи в определенные периоды развития общества, изменение стилистических норм и другие процессы.

3. В языке получают отражение явления надстроечного характера (религия, культура, литература, наука и т.п.)Например; влияние религии на язык ярко проявилось в распространении двуязычия, обусловленного употреблением народного и культового языков (литературный арабский у мусульман; санскрит в индуизме; церковно-славякский у православных христиан).

Взаимосвязь языка и общества носит закономерный, объективный характер и не зависит от воли отдельных личностей. Вместе с тем возможно и сознательное, целенаправленное влияние общества на язык в форме языковой политики.


Языковая политика - это совокупность политических, юридических, административных и экономических мер, предпринимаемых, государством для регулирования развития языка.

В ходе проведения языковой политики осуществляются, например, борьба с неграмотностью, реформы письменности, меры языкового пуризма (борьба за очищение языка от иноязычных слов, новообразований, разного рода жаргонных, диалектных, просторечных элементов), табуирование слов. В рамках языковой политики осуществляется выбор языка на роль государственного, выбор языка межнационального обаяния.

Формы существования языка

К основным формам языка относят: территориальные диалекты, койне, просторечие, социальные диалекты и литературный язык.

Территориальные диалекты - одно из самых древних языковых образований, которое до появления письменности было универсальной формой существования языка. Диалектом называют территориальную разновидность языка, которая имеет общие фонетические, грамматические и лексические особенности и служит для устного общения населения на определенной территории (обычно в сельской местности

Койне (<греч. коше" - общий) - так первоначально называлась общая для носителей разных" диалектов древнегреческая речь, сложившаяся на территории Аттики с центром в Афинах (IV в до н.э.). По определению известного российского социолингвиста В.А. Аврорина, койне является средством межкультурного (и, возможно, межнационального) общения, которое возникает первоначально на базе одного из диалектов как говор, используемый в военных или культурных целях.

Социальные диалекты - это разновидности языка, которые отражают социальное расслоение общества. Социальные диалекты выступают средством общения в объединениях людей по профессии, роду занятий, интересам, социальному положению. В научной литературе разновидности социальных диалектов называют также жаргон. Жаргон - это экспрессивная речь социальных и профессиональных групп людей. От общенародного языка жаргоны отличаются, как правило, лексикой и фразеологией. Жаргонная лексика обычно представляет собой переосмысленные, сокращенные, фонетически измененные слова литературного языка, а также слова, заимствованные из других языков.

Условными языками называют лексические системы, предназначенные для выполнения преимущественно конспиративной функции. Использование тайного, непонятного для непосвященных языка характерно для социальных групп, стремящихся сознательно изолировать себя от «других», от основной части общества.

Литературный язык как высшая форма общенародного национального языка обслуживает основные общественно важные сферы общения: государственно; и хозяйственное управление, науку, образование, культуру, художественную литературу и другие.

Характерными признаками литературного языка являются: |) обработанность мастерами слова (учеными, политиками, деятелями культуры и искусства); 2) нормированность, т.е. наличие норм - правил употребления языковых единиц, признанных и охраняемых обществом; 3) обязательность для всех носителей; 4) стилистическая дифференциация; 5) наличие устной и письменной формы реализации.

Как явление социальное язык является достоянием всех людей, принадлежащих к одному коллективу. В громадном большинстве случаев коллектив людей, говорящих на одном языке («языковая общность»), – это коллектив этнический (нация, народность, племя). Язык создается и развивается обществом. Являясь средством мышления и человеческого общения, язык существует только в обществе людей. Вне общества нет языка, как не может быть и общества без языка. На непосредственную связь появления языка с возникновением человеческого общества ясно указывал Ф. Энгельс. Он писал: «...развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу».
Вопрос о связи языка и общества имеет разные решения. Согласно одной точке зрения, связь языка и общества отсутствует, т. к. язык развивается и функционирует по своим законам (польский ученый Е. Курилович), согласно другой – эта связь является односторонней, т. к. развитие и существование языка полностью определяется уровнем развития общества (французский ученый
Ж. Марузо) или наоборот – язык сам обусловливает специфику духовной культуры общества (американские ученые Э. Сепир, Б. Уорф). Однако наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой связь языка и общества является двусторонней.
О влиянии языка на развитие общественных отношений свидетельствует прежде всего тот факт, что язык – один из консолидирующих факторов образования нации. Он является, с одной стороны, предпосылкой и условием ее возникновения, а с другой – результатом этого процесса. Кроме того, об этом свидетельствует и роль языка в воспитательной и образовательной деятельности общества, т. к. язык является орудием и средством передачи знаний, культурно-исторических и иных традиций от поколения к поколению.
Хотя у языка есть собственные, внутренние закономерности развития (интралингвистические), они находятся под влиянием процессов, происходящих в обществе. И это естественно: ведь язык – общественное явление и, существуя в обществе, он не может не испытывать влияния социальных факторов (экстралингвистических). Поэтому развитие и функционирование языка в значительной степени обусловлено развитием и жизнью общества, что проявляется в разнообразных формах. Одна из них – социальное расслоение языка.
Всякое человеческое общество неоднородно по своему составу. Оно делится на слои или классы, дробится на мелкие группы, внутри которых люди объединены каким-либо признаком, например, общей профессией, одинаковым возрастом, уровнем и характером образования и т. п. Эта дифференциация общества отражается в языке в виде тех или иных особенностей, социально обусловленных подсистем. Одна из таких подсистем – диалекты. Их называют местными или территориальными разновидностями языка, однако, очевидно, что выделение диалектов основано не только на территориальном, но и на социальном признаке: диалекты, на которых говорят жители сельской местности (крестьянство), противопоставляются языку города (языку рабочих, служащих, предпринимателей, интеллигенции).
Социальная дифференциация языка может отражать и другие виды дифференциации общества. Так, особенности языка, обусловленные спецификой профессий, называют профессиональными жаргонами или профессиональными арго. Определенные различия в языке могут быть связаны с полом говорящих. Так, в языке индейцев яна, живущих в Северной Калифорнии (США), одни и те же предметы и явления называются по-разному, в зависимости от того, кто о них говорит – мужчина или женщина. В Японии девушки владеют богатым и разнообразным словарем (их специально этому обучают), в то время как для юношей характерен лексически более бедный язык.
Другая форма влияния общества на язык – социальная обусловленность развития языка. Процессы развития общества, изменения, происходящие в общественном укладе, в социальной структуре общества, получают отражение в языке: они ускоряют или замедляют темпы языковых изменений, механизм которых регулируется внутренними, присущими языку закономерностями, а также способствуют перестройке некоторых участков языковой системы.
Например, после революции 1917 года значительно расширился состав носителей русского литературного языка: если раньше им владела в основном буржуазная дворянская интеллигенция, то после Октября к литературному языку начинают приобщаться массы рабочих и крестьян. Происходит процесс демократизации языка. Рабочие и крестьяне привносят в систему литературного языка свойственные им речевые особенности. Диалектные, просторечные, жаргонные элементы начинают сосуществовать и конкурировать с традиционными единицами литературного языка. Это приводит к проникновению некоторых диалектизмов и жаргонизмов в литературный язык (нехватка, неполадки, учеба, глухомань, смычка и т. п.), к возникновению новых синонимических рядов (ученье – учеба; недостатки – неполадки – дефекты; провинция – периферия – глухомань; нехватка – недостача – дефицит).
На язык оказывает влияние не только объективное, не зависящее от воли отдельных людей развитие общества, но и сознательная деятельность государства и различных социальных институтов, направленная на совершенствование языка. Такая деятельность называется языковой политикой. Языковая политика может касаться самых различных сторон языковой жизни данного общества. Это может быть, например, создание алфавитов и письменностей для народов, которые до тех пор имели только устную форму языка, усовершенствование орфографии, разработка и упорядочение специальной терминологии и т. п. Это сознательное, целенаправленное воздействие государства на язык призвано способствовать более эффективному функционированию языка в различных сферах человеческой деятельности. 1.7.