Известная программа «5-100» по подъему международного рейтинга российских вузов стартовала в 2013 году. Рассчитана на 7 лет. Важная составляющая этого рейтинга - наукометрический показатель, формирующийся по итогам публикационной активности, следовательно, идея продвижения отечественных вузов в таких рейтингах предполагает наряду с образовательной деятельностью (основной для вуза) и развитие науки.

Участникам программы «5-100» было открыто достаточно щедрое финансирование на собственно науку. Финансирование - это, конечно, хорошо, однако не всегда всё определяется лишь денежными вливаниями. Необходимо еще и грамотное управление научным процессом «на местах». Сами по себе деньги не конвертируются в научные статьи, если, конечно, не рассматривать банальный процесс покупки аффилиации. Управлением как в научных, так и в учебных организациях, в соответствии с их уставами, занимается ученый совет (далее УС). В академическом институте УС определяет научную программу текущей работы подразделений, формирует планы, заслушивает отчеты, проводит реорганизации и т. д. В вузе на УС возложены также и обязанности по организации учебного процесса. От состава УС напрямую зависит эффективность научной и образовательной деятельности, а также и качество предпринимаемых реформ. Каков же состав элиты научных работников, выбранных на собраниях трудовых коллективов для управления наукой и образованием в отдельно взятой организации?

Здесь следует отметить, что некоторые члены УС в соответствии с уставом организации входят в него по должности. В научной организации это директор, научный руководитель института, заместители директора по науке, а также ученый секретарь. В учебной организации это ректор, проректоры и деканы факультетов, ученый секретарь. В каждом УС есть представитель молодого поколения: член совета молодых ученых в научном институте и студент в вузе. В остальном УС в соответствии со своим названием - это именно собрание ученых, т. е. людей, зарекомендовавших себя как научные работники, способные проводить самостоятельные научные исследования. Признаком наличия такой способности в российских реалиях является научная степень.

В научной организации основную часть УС составляют, как правило, руководители структурных подразделений, которыми, по уставу, могут быть только доктора наук с достаточно высокой публикационной активностью - на уровне главных научных сотрудников - и определенным опытом организационной работы. До образования ФАНО в 2013 году начальники отделов академических институтов выбирались на собрании трудового коллектива подразделения. Когда от этого же подразделения требовалось делегировать представителей в УС, начальник отдела был одной из естественно выдвигаемых и голосуемых далее кандидатур. В итоге получается так, что в академических институтах обычно более 80% состава УС заполнено докторами наук, причем примерно на 50% УС состоит из начальников разных уровней. Существенно, что по уставу членами УС могут быть только сотрудники, имеющие ученую степень. Согласование этого пункта устава с очевидной необходимостью присутствия начальников в УС обеспечивается именно тем, что начальником не может быть сотрудник без ученой степени.


В вузах уставы заметно отличаются от уставов академических институтов. Исторически это обусловлено тем, что до 2004 года образованием и наукой ведали разные министерства. Поэтому нормы, согласно которой члены УС обязаны иметь ученую степень, в уставах вузов нет. Если администрация вуза достаточно широко понимает идею о равноправии всех подразделений в формировании УС, то вполне может получиться так, что в УС попадут сотрудники без ученых степеней, например главбух, юрист, завхоз или начальник отдела кадров. Они могут стать членами УС и напрямую, по должности, в соответствии с приказом ректора. При всем уважении к их непростой работе, она не является научной. В результате качество вузовского УС объективно ниже, чем в академическом институте, ибо не все члены УС понимают учебные и научные проблемы, решаемые на заседаниях. Опыт работы автора в УС института РАН показывает, что присутствие в УС специалистов без ученой степени не является необходимым - инженера, кадровика, хозяйственника и представителей других служб можно в случае необходимости вызвать на заседание УС, не включая их при этом в процесс голосования по обсуждаемым вопросам.

Интересен вопрос о возможной эволюции составов УС. Текущая ситуация весьма противоречива. С одной стороны, и наука, и образование управляются сейчас одним министерством. Формально это привело к определенной унификации в предоставлении отчетности, в учете наукометрических показателей, в организации образовательной деятельности. С другой стороны, уставы организаций не претерпели существенных изменений, отражая главным образом смену названия учредителя. То есть научные организации по-прежнему главным образом занимаются наукой, а образовательные - образованием. Но формы отчетности (число статей в Scopus, индекс Хирша и т. п.) и разные проекты, целесообразность которых мы здесь обсуждать не будем (типа «5-100»), требуют увеличения доли науки в вузах. Следовательно, УС вуза должен начать принимать решения и о развитии научных направлений, что требует качественного его изменения и приближения по составу к УС научных институтов. В итоге представляется естественным либо унификация уставов научных и учебных организаций по образцу именно научных институтов РАН, либо разделение существующего управления по двум разным министерствам - отдельно образования и отдельно науки. Первый путь, по-видимому, более прост в осуществлении. Но тогда совершенно необходимо ввести в устав вуза положение об обязательном наличии ученой степени членов его УС.

А каково положение дел в вузах сейчас? Представляют интерес ведущие технические университеты Москвы. Насколько отношение администрации к вузовской науке адекватно отражено в составах УС? Основным показателем будем считать долю докторов наук в УС. В принципе, интересна также доля в УС разных начальников без ученых степеней. Нижеследующая таблица показывает, что кроме как на МГУ надеяться нам тут не на кого.

1. МГУ им. М. В. Ломоносова. Численность УС - 138 чел., доля докторов - 0,79 .
msu.ru/depts/uchsov/sostav/
Замечу, что в МГУ в состав УС входят без степени всего лишь 7 начальников разных уровней, т. е. доля неостепененных начальников - членов ученого совета (без учета студента и инженера) - там составляет всего 0,05. Для сравнения: в МФТИ доля в УС начальников без степени составляет 0,18, эффективности в управлении наукой это не добавляет.

2. РХТУ им. Д. И. Менделеева. Численность УС - 74 чел., доля докторов - 0,65 .
muctr.ru/acadc/composition.php
На этом сайте представлены только фамилии со ссылками на личные страницы членов УС, пройдя по которым, можно выяснить их ученую степень.

3. МАИ. Численность УС - 124 чел., доля докторов - 0,57 .
files.mai.ru/site/events/news/USMAI2016.pdf

4–9. ВШЭ, МИИТ, МИСиС, МИФИ, МЭИ, МГТУ «Станкин». Доля докторов в УС - 0,53 .
www.hse.ru/us/elected2015 ;
miit-ipss.ru/uchsovet/ ;
mpei.ru/Structure/managementpersonnel/unitacademiccouncil/ ;
www.stankin.ru/university/leaders/academic-senate/ ;
www.misis.ru/university/struktura-universiteta/uchenyy-sovet/sostav/ ;
mephi.ru/about/Scientific_council/members.php
Данные по части УС этой группы косвенные, так как на сайтах иногда указаны только ученые звания; в таком случае при подсчете считалось, что профессор = доктор, зав. кафедрой = доктор, доцент = кандидат.

10. МГИМО. Численность УС - 70 чел., доля докторов - 0,46 .
mgimo.ru/about/structure/council/docs/members/

11. МФТИ. Численность УС - 60 чел., доля докторов - 0,45 .
mipt.ru/corp/Joint/academic_senate.php

12. МГУЛ. Численность УС - 67 чел., доля докторов - 0,39 .
mgul.ac.ru/info/uchsovet/sostav.shtml
Следует заметить, что Лестех является в настоящее время филиалом Бауманки (см. пункт ниже), так что их надо рассматривать вместе. Любопытно в этой связи практически полное совпадение долей докторов в их ученых советах, хотя, возможно, это случайность.

13. МГТУ им. Н. Э. Баумана. Численность УС - 138 чел., доля докторов - 0,38 .
fn.bmstu.ru/faculty-basic-sciences/academic-council-sec-fs

14. МГСУ. Численность УС - 40 чел., доля докторов - 0,35 .
mgsu.ru/universityabout/Ucheniy_sovet/

Печальное состояние вузовских УС в плане их возможностей по развитию науки вытекает из приведенной таблицы. Только МГУ имеет долю докторов в УС, характерную для научной организации (5% неостепененных можно в таком случае и простить). С некоторой натяжкой к научной группе можно отнести Химтех. Остальные вузы имеют долю докторов в своих УС порядка 50% и ниже. Это совершенно неприличная ситуация, свидетельствующая не столько о кризисе вузовской науки, сколько об отсутствии ее там как таковой и невозможности зарождения. Особенно странно выглядит в этом контексте Физтех, позиционирующий себя как элитный вуз в области физики, математики, всевозможных высоких технологий и проч. На деле управление наукой в нем ведется почти на уровне инженерно-строительного института, т. е. тенденция именно в эту сторону, а не в сторону МГУ. Конечно, строительство на Физтехе идет большое, корпусов построено и продолжает строиться много, так что, возможно, отмеченная близость вполне объяснима, но гордиться тут особенно нечем, ибо строить люди умеют уже давно.

Остается надеяться, что сотрудники Физтеха и других вузов, ознакомившись с приведенной таблицей, проникнутся необходимостью изменения ситуации к лучшему, невзирая на возможное неудовольствие администрации, которой, вообще-то, тоже должно быть не безразлично такое положение, хотя, быть может, оно и удобно с точки зрения управляемости.


докт. физ.-мат. наук, зав. отделом ИПМ им. М. В. Келдыша РАН,
член ученого совета ИПМ им. М. В. Келдыша РАН, член ученого
совета школы фундаментальной и прикладной физики МФТИ,
преподаватель кафедры высшей математики МФТИ

Когда в 2010 году русские ученые Андрей Гейм и Константин Новоселов получили Нобелевскую премию по физике, это вызвало восторг среди патриотов и энтузиазм в профессиональной среде. Правда, очень скоро выяснилось, что Гейм - подданный Нидерландов, а у Новоселова - британское гражданство. T&P рассказывают истории русских ученых, заслуживших признание на международном уровне, занимаясь наукой за границей.

Андрей Гейм

Достижения: получил Нобелевскую премию по физике, приз «Еврофизика», премию Мотта международного Института физики, награды Джона Карти Национальной академии США, медали имени Хьюза Королевского общества Великобритании. Обладает титулом рыцаря-бакалавра Великобритании.

Страны пребывания: Голландия, Великобритания.

Научная деятельность: имя Андрея Гейма прогремело на весь мир в 2010 году, когда он и его коллега Константин Новоселов были удостоены Нобелевской премии по физике за открытие материала графена - слоя графита толщиной всего в один атом.

К моменту получения премии у Гейма за плечами был многолетний опыт работы за границей. В 1990 году он уехал стажироваться в Ноттингем (Великобритания), а по окончании стажировки занялся непосредственной научной деятельностью в Копенгагене и в Неймегене. Поработав в этих городах, Гейм разочаровался в датском и голландском научных сообществах и выбрал следующим пунктом назначения Манчестер, где совместно со своим учеником Константином Новоселовым и совершил свое открытие. После Нобелевского успеха Гейма приглашали работать в Сколково, но в своих интервью совершенно четко давал понять, что на родину возвращаться не собирается.

Гейм - удивительный изобретатель с отличным чувством юмора. Ровно за 10 лет до Нобелевской премии он получил премию Шнобелевскую, которую дают за сомнительные научные успехи. Гейму ее вручили за научную статью о том, как он заставил с помощью огромного магнита левитировать лягушку.

«На фига, извините за выражение, я России нужен? Я получил свою Нобелевскую премию, мне 50 лет. Вам (нам) нужно искать не нобелевских лауреатов, а поддерживать тех молодых ребят, которые могут что-то новое открыть»

Из интервью Газета.ру .

Константин Новоселов

Достижения: получил Нобелевскую премию по физике, приз «Еврофизика», награду Международного союза фундаментальных и прикладных наук, награжден званием лучшего молодого ученого Манчестерского университета и титулом рыцаря-бакалавра Великобритании.

Страны пребывания: Россия, Великобритания.

Научная деятельность: научная судьба Константина Новоселова тесно связана с личностью Андрея Гейма - его научного руководителя. В 1999 году Новоселов переехал в Голландию, а через несколько лет вслед за наставником - в Великобританию. В 2004 году дуэт русских ученых открыл графен.

Вместе с Геймом Новоселов также трудился над разработкой клейкой ленты, которая обладала бы липкостью языка геккона. В 2010 году комитет Нобелевской премии посчитал графен более важным открытием, чем язык геккона, и именно за изобретение сверхпрочного материала Гейм и Новоселов были удостоены этой премии. Таким образом, в свои 36 лет Константин Новоселов стал самым молодым Нобелевским лауреатом с российским гражданством.

«Мне казалось, что было больше возможностей заниматься наукой на Западе. И это на самом деле так. Сначала я поехал в Голландию и работал там гораздо интенсивнее, чем в России. Потом я приехал в Манчестер. В традиции всех ученых - переезжать с места на место каждые три-пять-семь лет, чтобы не застояться»

Из интервью радио «Свобода» .

Владимир Вапник

Достижения: создал теорию Вапника–Червоненкиса, награжден медалью Франклина, является членом американской Национальной Инженерной Академии.

Страны пребывания: США, Великобритания.

Научная деятельность: Владимир Вапник является одним из самых видных специалистов в области машинного обучения. Не дождавшись окончательного развала СССР, в 1990 году Вапник эмигрировал в США, где начал свое восхождение в крупных корпорациях: сначала в AT&T Bell Laboratories, а с 2002 года - в NEC.

С середины девяностых профессор начал работать на две страны: читать лекции в лондонском университете Royal Holloway и Колумбийском университете в Нью-Йорке. Совместно с коллегой Алексеем Червоненкисом разработал теорию Вапника–Червоненкиса, объясняющую принцип минимизации эмпирического риска.

Максим Концевич

Достижения: доказал гипотезу Виттена, открыл интеграл Концевича, получил премии Пуанкаре, Крафорда и математическую премию Филдса.

Страна пребывания: Франция.

Научные достижения: выпускник мехмата уехал в Германию в 1993 году, а чуть позже осел во Франции - где, по его словам, дела с концентрацией математических мозгов обстоят лучше всего. За свою научную карьеру Концевич блестяще доказал не доведенную до ума теорему Виттена и вошел в историю как автор модели Концевича. Далее последовали геометрические открытия, получившие название «инвариантных узлов Концевича». В 1998 году Концевич был удостоен Филдсовской премии, которую часто называют Нобелевской премией для математиков.

Журнал Forbes назвал Максима Концевича одним из десяти самых влиятельных ученых русского происхождения.

«До перестройки по концентрации математических мозгов Москва, безусловно, была главным городом на планете. Далее шел Париж, потом Бостон, Чикаго. Сейчас, на мой взгляд, лидирует Париж. Много хороших университетов в Америке, но там они разбросаны по всей стране. Сегодня математика бурно развивается, жизнь кипит: каждые 15 лет все совершенно меняется»

Из интервью «АиФ» .

Евгений Кунин

Достижения: внесен в список Штерна как самый цитируемый русский инженер-биолог.

Страна пребывания: США.

Научная деятельность: Евгений Кунин занимается сравнительной геномикой и исследует паттерны хода эволюции. В рамках своих исследований Кунин разрабатывал математическую модель развития генома, а также работал над поиском минимального генома - набора генов, достаточного для дальнейшей репродукции организма. Евгений с 1991 года живет в США и работает в американском Национальном Центре биотехнологической информации, но при этом часто приезжает с лекциями в родной МГУ.

Андрей Линде

Достижения: стал лауреатом премий Фонда Питера Грубера и Фонда Поля Дирака за работы по теории происхождения Вселенной, получил медаль Оскара Клейна в области физики от Стокгольмского университета, премию Робинсона по космологии Университета Ньюкасла (Великобритания), а в 2006 году - медаль Института астрофизики в Париже (Франция) за разработку инфляционной космологии.

Страна пребывания: США.

Научная деятельность: долгое время ученые полагали, что Вселенная образовалась в результате большого взрыва, что она постоянно расширяется и что однажды прекратит свое существование. Андрей Линде подошел к проблеме с другой точки зрения и своими космологическими теориями доказал, что определенные квантовые процессы делают вселенную вечно существующей и самовоспроизводящейся.

«Сейчас научный язык физики - английский. Хотя и в Америке сейчас есть проблема. Люди отлично понимают, что в той же физике сейчас труднее получить работу. Вполне показателен тот факт, что значительная часть ребят из России, которые приезжают к нам заниматься физикой, после этого ею перестают заниматься, а уходят в математику финансов»

Немало представителей научного сообщества. Несмотря на то, что у них разные политические взгляды, все они внесли значительный вклад в развитие тех или иных отраслей науки.

В Думе VII созыва работают ученые самых разных специальностей и направлений. Среди них есть россияне, известные во всем мире и заслужившие уважение международного научного сообщества. Дни.Ру представляют наиболее известных ученых - депутатов Госдумы России.

Старейший депутат российского парламента - физик Жорес Алферов, пользующийся в Думе непререкаемым авторитетом с 1995 года. Тогда он впервые стал депутатом и с тех пор именно ему оказывают честь открывать каждое первое заседание палаты нового созыва. Заслуги Алферова впечатляют: достаточно сказать, что он - лауреат Нобелевской премии по физике. Высокую награду Алферов получил в 2000 году за открытия в области физики полупроводников. Еще в Союзе Алферов стал лауреатом Ленинской и дважды Государственной премий, а новой России - полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».

Алферов посвятил всю свою жизнь физике. После учебы в ЛЭТИ работал в Физико-техническом институте имени Иоффе, где принимал участие в разработке первых советских транзисторов. Защитил сначала кандидатскую, затем докторскую диссертации. В течение 16-ти лет (с 1987 по 2003 год) возглавлял ФТИ имени Иоффе. Сегодня академик Жорес Алферов занимает посты вице-президента РАН и председателя Президиума Санкт-Петербургского научного центра Академии наук, возглавляет Консультативный научный совет инновационного центра в российской «кремниевой долине» - Сколково.

Алферов - автор более пятисот научных работ, трех монографий и пятидесяти изобретений. В 2001 году он создал Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд) для поддержки талантливой молодежи, внеся в него первый вклад из средств своей Нобелевской премии.

Поддержкой науки и ее популяризацией Жорес Алферов занимается и в Госдуме, будучи депутатом от КПРФ . Он - член комитета палаты по образованию и науке. Был инициатором законов «Об образовании для всех» и «О поддержке инновационной деятельности в России».

Артура Чилингарова можно по праву назвать человеком-легендой - знаменитый полярник не раз бывал на обоих полюсах Земли. И не только в составе научных экспедиций в качестве руководителя или ученого-океанолога, он решал в Арктике и Антарктике важные государственные задачи. В конце 60-х годов Чилингаров возглавлял высокоширотную научную экспедицию «Север-21». Полученные результаты позволили обосновать возможность круглогодичного использования Северного морского пути. Чилингаров участвовал в трансконтинентальном перелете Ил-76 в Антарктиду и руководил сверхдальним перелетом Ми-26, показавшим возможности эксплуатации вертолетов в центральных районах Северного Ледовитого океана.

Работа Чилингарова - это занятие для настоящих мужчин. В 1986 году он принимал участие в сложнейшей операции по спасению научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» изо льдов Антарктики, не раз руководил другими спасательными операциями и судами в период дрейфа.

В копилке его заслуг - золотые медали Героя Советского Союза и Российской Федерации. Чилингаров - доктор географических наук, член-корреспондент РАН, первый вице-президент Русского географического общества , президент Государственной полярной академии. Прославленному полярнику в Московском парке Санкт-Петербурга установлен прижизненный бюст.

Чилингарова можно с уверенностью назвать и политическим мастодонтом, он был депутатом Думы с 1993 по 2011 год, затем сенатором в Совете Федерации , сейчас - снова депутат нижней палаты от "Единой России" , входит в состав комитета по международным делам . Его научный опыт востребован не только в Думе, но и во множестве международных организаций. Артур Чилингаров - член Британского Королевского географического общества и международного Клуба исследователей, созданного в США и президент российской Ассоциации полярников.

Геннадий Онищенко запомнился россиянам в основном своими яркими высказываниями на посту Главного санитарного врача и руководителя Роспотребнадзора . К примеру, для борьбы с жарой раскаленным летом 2010 года он советовал москвичам пораньше приезжать на работу, чтобы не потеть в метро; в самый пик эпидемии гриппа Онищенко предлагал смазывать нос хозяйственным мылом; мыться не водой, а снегом, там, где его много и проявлять «пищевой патриотизм», отказавшись от гамбургеров и суши.

Но, как ни странно, Онищенко, который вроде бы казался несерьезным руководителем Роспотребнадзора, многое сделал для сохранения здоровья россиян. Он лично инициировал масштабные проверки на предприятиях, производящих продукты питания, специалисты ведомства проверяли такие же заводы в странах, экспортирующих продукцию в Россию. Массовые проверки проходили в кафе, ресторанах и магазинах.

До этого Онищенко запомнился тем, что в 1994 году фактически спас от холеры Чеченскую республику. Тогда боевики отказались от помощи российских врачей, и он (в то время первый заместитель главы Госсанэпиднадзора), был откомандирован в регион для проведения вместе с военными полевой вакцинации населения. Там он даже попал в плен к террористам.

Геннадий Онищенко - заслуженный врач России, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Госпремии в области науки и техники, автор множества научных работ и исследований. В Госдуме он новичок и пока не делал громких заявлений в своем стиле, но очевидно, что его научный опыт и глубокие познания в медицине будут востребован при разработке законов. Онищенко - заместитель комитета Думы по образованию и науке, он член партии «Единая Россия».

Вячеслав Никонов родился, как было принято говорить тогда, в высокопоставленной советской семье. Его отец в начале карьеры служил в НКВД, потом работал в МГИМО и в журнале «Коммунист». Мать - по образованию историк, была единственной дочерью председателя Совнаркома Вячеслава Молотова .

С таким богатым прошлым Никонов учился в спецшколе № 1 города Москвы, затем закончил истфак МГУ и всерьез занялся историей. В первую очередь написал подробную биографию своего деда. Кроме того, доктор исторических наук Никонов - автор почти тысячи научных работ и монографий. На заре интеллектуального телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» был одним из первых знатоков.

Вячеслав Никонов заметен в общественной и политической деятельности: он возглавляет Фонд «Политика», является членом президиума Совета по внешней и оборонной политике, занимает пост главного редактора журнала «Стратегия России», возглавляет фонд «Русский мир», который занимается популяризацией русского языка и культуры.

Никонов очень серьезно относится к изучению истории в школах и вузах, часто говорит о необходимости помнить великое прошлое России.

Избран депутатом Госдумы на выборах 2011 года по списку «Единой России», в 2016 году продлил свой мандат. В Думе VII созыва Никонов возглавляет комитет по образованию и науке.

Наряду с депутатами, личности которых часто мелькают в медиа-пространстве, в Думе VII созыва есть и представители научного сообщества, которые не настолько известны, но научная деятельность которых тоже принесла свои плоды. Среди них - Гаджимет Сафаралиев - советский и российский физик, доктор физико-математических наук. Он возглавляет кафедру экспериментальной физики Дагестанского госуниверситета и является членом-корреспондент РАН.

За свою научную жизнь Сафаралиев не только написал около 200 работ, он - автор нескольких учебников по физике. Профессор подготовил пять докторов наук и 26 кандидатов. Область его научных интересов включает физику и технологию высокотемпературных полупроводников и керамических материалов.

Так как Сафаралиев избирается депутатом уже не в первый раз (в Думе он с 2000 года), он лично является автором более 40 законопроектов. Сафаралиев избирался от партии «Единая Россия», сейчас он - член комитета по образованию и науке Госдумы России.

У большинства из них нет не только высшего образования, но даже среднего. Примечательно, что это не помешало совершать удивительные открытия и становиться основоположниками совершенно новых научных дисциплин.

Константин Эдуардович Циолковский

Русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.
В училище, по неизвестным причинам, Константин так и не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. Живя буквально в Москве на хлебе и воде (отец присылал 10-15 рублей в месяц), принялся упорно заниматься. «Кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек.» Для экономии средств Константин передвигался по Москве только пешком. Все свободные деньги тратил на книги, приборы и химические препараты.
Ежедневно с десяти утра и до трёх-четырёх часов дня юноша штудирует науки в Чертковской публичной библиотеке - единственной бесплатной библиотеке в Москве того времени.
Работа в библиотеке была подчинена чёткому распорядку. С утра Константин занимался точными и естественными науками, требовавшими сосредоточенности и ясности ума. Затем переключался на более простой материал: беллетристику и публицистику. Активно изучал «толстые» журналы, где публиковались как обзорные научные статьи, так и публицистические.
За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской.

Сриниваса Рамануджан Айенгор

Не имея специального математического образования, получил замечательные результаты в области теории чисел. Наиболее значительна его работа совместно с Годфри Харди по асимптотике числа разбиений p(n).
В школе проявились его незаурядные способности к математике, и знакомый студент из города Мадраса дал ему книги по тригонометрии. В 14 лет Рамануджан открыл формулу Эйлера о синусе и косинусе и был очень расстроен, узнав, что она уже опубликована. В 16 лет в его руки попало двухтомное сочинение математика Джорджа Шубриджа Карра «Сборник элементарных результатов чистой и прикладной математики», написанное почти за четверть века до этого (впоследствии, благодаря связи с именем Рамануджана, эта книга была подвергнута тщательному анализу). В нём было помещено 6165 теорем и формул, практически без доказательств и пояснений. Юноша, не имевший ни доступа в вуз, ни общения с математиками, погрузился в общение с этим сводом формул.
В 1913 году известный профессор Кембриджского университета Годфри Харди получил письмо от Рамануджана, в котором Рамануджан сообщал, что он не заканчивал университета, а после средней школы занимается математикой самостоятельно. К письму были приложены формулы, автор просил их опубликовать, если они интересны, поскольку сам он беден и не имеет для публикации достаточных средств. Между кембриджским профессором и индийским клерком завязалась оживленная переписка, в результате которой у Харди накопилось около 120 формул, неизвестных науке. По настоянию Харди в 27-летнем возрасте Рамануджан переехал в Кембридж. Там он был избран в члены Английского Королевского общества (Английская академия наук) и одновременно профессором Кембриджского университета. Он был первым индийцем, удостоенным таких почестей.

Милтон Хьюмасон

Родился в штате Миннесота, в семье крупного банкира. В 14 лет бросил школу и с 1917 начал работать в обсерватории Маунт Вильсон - вначале разнорабочим, потом ночным ассистентом. Несмотря на отсутствие у него специального образования в тот момент, проявил незаурядные способности наблюдателя, и по распоряжению Д. Э. Хейла вскоре был зачислен в штат научных работников. Работал в обсерватории Маунт-Вильсон до своей отставки в 1957.
Основные труды в области спектральных характеристик звёзд и галактик. В начальный период своей деятельности совместно с У. С. Адамсом и А. X. Джоем участвовал в программе определения спектральных абсолютных величин 4179 звёзд; получил большое число снимков туманностей и звёздных областей. В 1928 успешно продолжил начатые в обсерватории Маунт-Вильсон систематические спектральные наблюдения слабых галактик с целью определения их скоростей. Разработал специальную методику для фотографирования спектров слабых галактик на 100-дюймовом, а затем и на 200-дюймовом рефлекторах; в 1930-1957 определил лучевые скорости 620 галактик. Выполнил спектральные наблюдения большого числа сверхновых, бывших новых и слабых голубых звёзд, включая белые карлики. В 1961 году открыл комету (1961e), отличавшуюся высокой активностью на больших расстояниях от Солнца.

Камиль Фламмарион

Высшего образования не получил. С 1858 по 1862 года работал под руководством Леверье вычислителем в Парижской обсерватории, с 1862 по 1866 года работал при Бюро долгот, в 1876-1882 году был сотрудником Парижской обсерватории. Состоял редактором научного отдела журналов «Cosmos», «Siecle», «Magasin pittoresque».
Кроме астрономии, Фламмарион занимался проблемами вулканологии, земной атмосферы, климатологией. В 1867-1880 годах совершил несколько подъёмов на воздушных шарах с целью изучения атмосферных явлений, в частности атмосферного электричества.

Майкл Фарадей

Фарадей так и не сумел получить систематическое образование, но рано проявил любознательность и страсть к чтению. В магазине было немало научных книг; в позднейших воспоминаниях Фарадей особо отметил книги по электричеству и химии, причём по ходу чтения он сразу начал проводить простые самостоятельные опыты. Отец и старший брат Роберт в меру своих возможностей поощряли тягу Майкла к знаниям, поддерживали его материально и помогли изготовить простейший источник электричества - «Лейденскую банку». Поддержка брата продолжалась и после скоропостижной смерти отца в 1810 году.
Важным этапом в жизни Фарадея стали посещения Городского философского общества (1810-1811 годы), где 19-летний Майкл по вечерам слушал научно-популярные лекции по физике и астрономии, участвовал в диспутах. Некоторые учёные, посещавшие книжный магазин, отметили способного юношу; в 1812 году один из посетителей, музыкант Уильям Денс (William Dance), подарил ему билет на цикл публичных лекций в Королевском институте знаменитого химика и физика, первооткрывателя многих химических элементов Гемфри Дэви.
Открыл электромагнитную индукцию, лежащую в основе современного промышленного производства электричества и многих его применений. Создал первую модель электродвигателя. Среди других его открытий - первый трансформатор, химическое действие тока, законы электролиза, действие магнитного поля на свет, диамагнетизм. Первым предсказал электромагнитные волны. Фарадей ввёл в научный обиход термины ион, катод, анод, электролит, диэлектрик, диамагнетизм, парамагнетизм и другие.

Уолтер Питтс

Уолтер Питтс родился в Детройте 23 апреля 1923 года в неблагополучной семье. Он самостоятельно изучал в библиотеке латинский и греческие языки, логику и математику. В 12 лет он прочитал за 3 дня книгу «Principia Mathematica» и нашёл в ней несколько спорных моментов, о чём он и написал одному из авторов трёхтомника - Бертрану Расселу. Рассел ответил Питтсу и предложил ему поступить в аспирантуру в Великобритании, однако Питтсу было всего 12 лет. Через 3 года он узнал, что Рассел приехал читать лекции в Университете Чикаго и сбежал из дома.
В 1940 году Питтс знакомится с Уорреном МакКалоком и они начинают заниматься идеей МакКалока о компьютеризации нейрона. В 1943 году они опубликовали работу «Логическое исчисление идей, относящихся к нервной активности».
Питтс заложил основы революционного представления о мозге как о компьютере, что стимулировало развитие кибернетики, теоретической нейрофизиологии, компьютерных наук.

Владимир Андреевич Никонов

Учёный-самоучка без высшего образования, один из крупнейших советских ономастов. Почётный член Международного комитета ономастических наук при ЮНЕСКО (1972).
После гимназии он нигде не учился, занимаясь исключительно самообразованием. У Никонова, таким образом, не было высшего образования, аттестата о среднем образовании и свидетельства об окончании начальной школы.
Основные научные интересы в ономастике - русские фамилии, географические названия (топонимы), названия космических объектов (астронимы), клички животных (зоонимы). В различных советских энциклопедиях опубликовано более 300 статей и заметок Никонова. Читал лекции в 18 вузах СССР.

Борис Васильевич Кукаркин

Окончив школу, занимался самообразованием и в 18-летнем возрасте возглавил обсерваторию Нижегородского общества любителей физики и астрономии, пробыв на этом посту до 1931 г.
В 1928 г. обнаружил зависимость между периодом и спектральным классом затменных переменных звёзд.
В 1934 г. совместно с П. П. Паренаго установил статистическую зависимость между амплитудой вспышки и продолжительностью циклов между вспышками у переменных типа U Близнецов, что привело к предсказанию ими вспышки новоподобной звезды T Северной Короны.
Провел исследования кривых блеска, периодов и светимостей цефеид.

Виктор Степанович Гребенников

Российский энтомолог и апиолог, художник-анималист, специалист по разведению и охране насекомых, писатель. Заслуженный эколог России, член Международной ассоциации учёных-исследователей пчёл, а также член Социально-экологического союза и Сибирского экологического фонда.
Самоучка, не имел высшего образования.
В 1946 году был осуждён за подделку хлебных карточек (нарисовал их "от руки"), освобождён по амнистии 1953 года. С 1976 года работал в Новосибирске, в Сибирском НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства. Создал в посёлке Краснообск Новосибирской области, где проживал, несколько микрозаповедников (заказников) для насекомых.
Всю свою жизнь посвятил изучению насекомых.
Умер 10 апреля 2001 в возрасте 73 лет.

Израиль Моисеевич Гельфанд

Основные труды Гельфанда относятся к функциональному анализу, алгебре и топологии. Один из создателей теории нормированных колец (банаховых алгебр), которая послужила отправным пунктом созданной им (совместно с М. А. Наймарком) теории колец с инволюцией и теории бесконечномерных унитарных представлений групп Ли, имеющей существенное значение для теоретической физики. Наряду с этим автор фундаментальных результатов в области теории обобщённых функций, занимался дифференциальными уравнениями, теорией топологических линейных пространств, обратными задачами спектрального анализа, квантовой механикой, динамическими системами, теорией вероятностей, приближёнными и численными методами и другими областями математики. Автор многочисленных работ по нейрофизиологии волевых движений, клеточной миграции в тканевых культурах, протеомике (классификации третичной структуры белков) и алгоритмизации клинической работы врачей.
Примечательно, что он является основоположником крупной научной школы, хотя сам не получил даже среднего образования.