способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:

1) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответственных описанию объекта. Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения - в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения - воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:

1) воображение произвольное - проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;

2) воображение непроизвольное - проявляемое в сновидениях, в медитативных образах. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах:

1) агглютинация-соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

2) гиперболизация, или акцентирование - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

3) заострение - подчеркивание некоих признаков;

4) схематизация-сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

5) типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. По степени выраженности активности различаются:

1) воображение пассивное;

2) воображение активное. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения - фантазия.

ВООБРАЖЕНИЕ

фантазия) (англ. imagination) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.

В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание В. как всеобщего свойства сознания (идущее от И. Канта). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий (см. Антиципация) и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах "эмоционального предвосхищения" (А. В. Запорожец), "продуктивного восприятия" (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Я. А. Бернштейн) и т. д.

В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицуруемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.

Для В. характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста). В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.

Ведущим механизмом В. служит перенос к.-л. свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др. объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция.

В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, 2-е - в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.

Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы "воссоздающего" В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений (см. Представления памяти), учитывая то, что творческий характер присущ В. как таковому.

Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников его развития в детстве становится игра дошкольников; благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. (В. Т. Кудрявцев.)

ВООБРАЖЕНИЕ

В наиболее всеобъемлющем смысле этот термин относится ко всему процессу вызывания образов. Часто он употребляется только в отношении самих реальных образов. Сам вопрос о том, что точно подразумевается в таких терминах, как образ и воображение, является наиболее сложным; см. образ.

ВООБРАЖЕНИЕ

Процесс переструктурирования образов памяти из прошлого опыта и прежде сформированных образов в новые конструкции. См. образ (4 (б)). Этот термин употребляется в специальной литературе, часто так же, как и в общем языке. То есть воображение рассматривается как творческое и конструктивное, оно может быть в основном определяемым желанием или в значительной степени ограниченным действительностью, оно может включать в себя планы и проекты будущего или представлять собой мысленные "обзоры" прошлого. Часто для ясности добавляются уточнения; например, предвосхищающее для обозначения воображения о будущем, репродуктивное в отношении прошлого, творческое в отношении нового и т.д.

ВООБРАЖЕНИЕ

En.: Imagination

Дар воображения соответствует способности функционировать гипнотически (см.: поглощенность). Акт воображения - это и причина, и следствие гипноза

Кроме того, это причина гипнотических эффектов: сам факт представления своего тела тяжелым или легким (см.: релаксация) позволяет изменять мышечный тонус и тонус периферических сосудов; это справедливо и для других физиологических изменений.

С точки зрения психотерапии вызывание образов и манипулирование ими в ходе гипноза является основой символической работы и дает возможность глубинного упорядочивания.

При травматическом неврозе игра с образами является средством, позволяющим по-новому переработать травмирующие переживания (Reitter, 1990).

Мы обозначаем гипноз как культуру определенных психофизиологических феноменов, которые в основном выходят за рамки обычного погружения в сферу воображения. Напомним фразу современника и друга Месмера: «Если Месмер не имел других секретов, кроме умения использовать воображение на пользу здоровья, не является ли одно это чудесным даром? Если медицина воображением есть наилучшая медицина, то не ею ли мы должны заниматься?» (DEslon, 1784).

Воображение

способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого-либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.

ВООБРАЖЕНИЕ

психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте; как синоним В. используется термин «фантазия»

Воображение

создание новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных субъектом в предшествующем опыте. Ср. выражения богатое воображение, бедное воображение.

…Старцев ждал, и точно лунный свет подогревал в нем страсть, ждал страстно и рисовал в воображении поцелуи, объятья (А. Чехов, Ионыч).

И вдруг светлая мысль мелькнула в голове Темы: отчего бы ему не умереть?! Ему даже как-то весело стало от мысли, какой эффект произвело бы это. Вдруг приходят, а он мертвый лежит… Конечно, он виноват… но он умрет и этим вполне искупит свою вину. И это, конечно, поймут и отец и мать, и это будет для них великим укором! (Н. Гарин-Михайловский, Детство Темы).

И он представлял себе, как его приносят домой из реки, мертвого, волосы его совсем мокрые… И вот она бросается на его тело, слезы ее льются рекою, уста молят Бога вернуть ей ее мальчика, которого она больше никогда, никогда не будет обижать! Но он лежит перед нею холодный и бледный, не подавая признаков жизни, – бедный маленький страдалец, испивший до конца чашу скорби! Том так расчувствовался, представляя себе эти грустные картины, что едва сдерживался от рыданий (М. Твен, Похождения Тома Сойера).

Ср. мечта, фантазия.

Воображение

процесс преобразования прежнего опыта в новые ментальные структуры в соответствии с потребностями индивида. Согласно Л.С.Выготскому, воображение есть способность индивида «из известных элементов опыта создавать новые их комбинации под влиянием эмоций». Из одного и того же материала люди создают как великие открытия и шедевры, так и грубые, ужасающие, чудовищные вещи. Как точно говорит на этот счет русская пословица, «из одного дерева - икона и лопата». См. Фантазия.

Воображение

творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. (11.1, 5) постараемся показать все четыре основных формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью. Первая форма связи заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека Второй формой связи является более сложная связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту Третьей формой связи является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству Однако существует еще и обратная связь воображения с эмоцией всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым Сущность последней (формы связи) заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью. (11.1, 8 – 16) Первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. (11.1, 10) Примерами кристаллизованного, или воплощенного, воображения может служить любое техническое приспособление, машина или орудие они в развитии своем описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. (11.1, 16) В этуже пору (подростковый, переходный возраст) со всей отчетливостью выступают два основных типа воображения: пластическое и эмоциональное, или внешнее и внутреннее воображение. Два этих основных типа характеризуются главным образом материалом, из которого создаются построения фантазии, и законами этого построения. Пластическое воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно строит из элементов, заимствованных извне; эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри. Одно из них мы можем назвать объективным, а другое субъективным. Проявление того и другого типа воображения и постепенная их дифференцировка свойственна именно этому возрасту. (11.1, 30 – 31) Обычно воображение представляют как исключительно внутреннюю деятельность, не зависящую от внешних условий или в лучшем случае зависимую от этих условий одной стороной именно постольку, поскольку эти условия определяют материал, над которым работает воображение. Самые же процессы воображения, направление его с первого взгляда кажутся руководимыми только изнутри чувствами и потребностями самого человека и поэтому обусловленными субъективными, а не объективными причинами. На самом деле это не так. Уже давно в психологии был установлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды. (11.1, 24 – 25) Воображение у ребенка не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. (11.1, 27) Основной закон развития воображения формулируется так: воображение в своем развитии проходит через два периода, разделенные критической фазой развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте, и эта относительная самостоятельность детского воображения, его независимость от деятельности рассудка, является выражением не богатства, но бедности детской фантазии дальнейшее развитие воображения идет параллельно линии развития рассудка То расхождение, которое было характерно для детского возраста, здесь исчезло, воображение, тесно соединившись с мышлением, идет теперь с ним в ногу Однако так бывает не у всех, у многих развитие получает другой вариант, и это символизируется кривой, быстро опускающейся вниз и знаменующей упадок или свертывание воображения Рассмотрим ближе критическую фазу, которая разделяет оба периода В этот период происходит глубокое преобразование воображения: из субъективного оно превращается в объективное. (11.1, 27 – 29) ...необходимо указать и на двойственную роль, которую может играть воображение в поведении человека. Оно одинаково может и приводить и уводить человека от реальности Удовлетворить себя в воображении чрезвычайно легко, и уход в мечтательность, бегство в воображаемый мир часто отвращает силы и волю подростка от мира действительного эта двойственная роль воображения делает его сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным. (11.1, 31) стремление воображения к воплощению это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность. Воображение стремится в силу заложенных в нем импульсов стать творческим, т.е. действенным, активным, преображающим то, на что направлена его деятельность. (11.1, 34 – 35) Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения; ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем. (11.1, 78) В драматической форме сказывается с наибольшей ясностью полный круг воображения Здесь образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы и условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление. (11.1, 61) Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. (1.2.2, 437) закон реального чувства в деятельности фантазии С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств. Очень часто то или другое построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, которые лежат в основе фантастических образов, но они реальны в эмоциональном смысле. (1.2.2, 449) Воображение является совершенно необходимым, неотъемлемым моментом реалистического мышления Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности. (1.2.2, 453) См. Деятельность, Мышление, Опыт, Сознание, Творчество

Список образов, которыми оперирует человек в течение своей жизни, включает в себя не только предметы или явления, существующие в объективной действительности. Это может быть и то, что ранее не воспринималось непосредственно индивидом: далекое прошлое или будущее, места, где он никогда не бывает и не побывает, не существующие во Вселенной живые существа. Отвечая на вопрос, что такое воображение, основной характеристикой которого являются удивительные для повседневной жизни образы, можно сказать, что это выход за пределы реального мира как во времени, так и в пространстве.

Однако житейское и научное определения человеческих фантазий очень сильно разнятся. В первом случае это лишь все нереальное, не соответствующее окружающей нас действительности, а следовательно, не наделенное никаким практическим значением. Ученые же не совсем разделяют мнение простых обывателей о том, что такое воображение. Определение его с научной точки зрения охватывает все стороны культурной жизни индивида и дает стимул для развития художественного, научного и технического творчества.

О феномене воображения

Человек - единственное живое существо на нашей планете, которому свойственно фантазировать, то есть отражать будущее и действовать в соответствии с ожидаемой (воображаемой) ситуацией, используя свои ощущения, восприятие и мышление.

Говоря о том, что такое воображение в биологии, можно сказать, что это представления каких-либо будущих событий, в основе которых лежит создание новых образов, переработанных в результате восприятия, мышления и знаний о мире конкретного индивида, которые были получены в предыдущих жизненных ситуациях. Сущность любой фантазии - преобразование в которой существуют предметы и явления, не имеющие никаких точек соприкосновения с действительностью. Именно этот феномен является важнейшим в процессе становления человека как действующего субъекта.

О мышлении и воображении

Мечты

Эти продукты человеческого воображения нацелены на желаемое человеком будущее. В них в основном содержатся довольно реальные и, как правило, осуществимые планы, касающиеся учебы, работы, карьеры и семьи. Такая форма воображения характерна для молодых людей, у которых впереди большая часть жизни.

Грезы

Этот своеобразный тип фантазий характеризуется оторванностью от объективной реальности, и в большинстве случаев воплотить в жизни образы из них никогда не получится. Они представляют собой нечто среднее между галлюцинациями и мечтами, но следует помнить, что, в отличие от первых, грезы - это продукты активности нормального человеческого сознания.

Сновидения

Сны всегда представляли особый интерес для специалистов, изучающих деятельность мозга. Сегодня ученые склонны считать, что они отражают процесс обработки сознанием различной информации, причем сновидения не только функционально связаны с этой деятельностью, но и могут содержать человеческие мечты и грезы, а также новые ценные идеи и открытия. Здесь уместно вспомнить о русском химике Дмитрии Ивановиче Менделееве, который, по легенде, именно во сне увидел периодическую систему элементов, названную позже его именем.

Непроизвольные фантазии

Говоря о том, что такое воображение, специалисты так или иначе связывают его с волей человека. Образы при его непроизвольном типе создаются в результате деятельности ослабленного сознания. Это может быть полудремота или же состояние сна, а также некоторые психические расстройства. Процесс в этом случае никак не контролируется и является полностью неосознанным.

Произвольное воображение

Этот вид относят к осознанной, направленной деятельности, при которой индивид в полной мере понимает ее мотивы и цели. Его характеризует преднамеренное создание образов, а произвольность и активность воображения сочетаются различными способами. Яркими примерами пассивного произвольного воображения являются грезы, а активного - длительный целеустремленный поиск, характерный для творчества писателей, художников и работы изобретателей.

Воссоздающее воображение

Данный тип основывается на создании образов объектов, не воспринимаемых ранее индивидом в законченном виде, притом что он имеет представление о подобных объектах и отдельных их элементах. Наверное, все хорошо знают, что такое пространственное воображение. Но не каждый понимает, что оно и является воссоздающим. Все образы формируются в реальности посредством чертежей, рисунков и других подобных схем с использованием имеющихся относительно них знаний. Элементы отличаются большей гибкостью, разнообразием, динамичностью и носят репродуктивный характер.

Творческое воображение

Оно является процессом самостоятельного создания творцом новых, ни на что не похожих образов, воплощенных в оригинальные результаты различного рода деятельности. При этом опосредованная опора создателя на прошлый его жизненный опыт минимальна, а главную роль играет лишь полет его фантазии.

Реалистическое воображение

Имеет место при вере в возможность воплощения в жизнь создаваемых образов. Характеризуется предвосхищением будущего, идеальным представлением результата до того, как он будет достигнут. В литературе существует множество примеров того, как образ или ситуация, рожденные лишь воображением писателя и считающиеся нереалистичными, в точности повторяются в объективной реальности.

Социологическое воображение

Сложно поспорить с тем, что жизнь отдельного индивида невозможно отделить от жизни общества. Говоря о том, что такое социологическое воображение, можно сказать, что это способность распознавать взаимосвязь всего, что происходит в реальности, с учетом структурных, культурных и исторических условий. В рамках этой разновидности также рассматриваются действия, совершаемые как отдельными, так и коллективными социальными субъектами, образующими сложное и разнородное человеческое общество.

Подробно поговорив о том, что такое воображение, выделив его различные виды и описав их особенности, можно смело сказать, что ни один из множества видов творчества невозможно представить без элемента фантазии, будь то наука, литература, живопись. В общем смысле - это предвосхищение того, чего пока нет, но что, может быть, станет частью нашей жизни. Воображение напрямую связано с интуицией, догадкой, озарением. Каждый человек в той или иной степени склонен фантазировать, однако не стоит забывать и о реальной жизни, чтобы грезы не стали болезненными галлюцинациями, а построенные воздушные замки не разрушились об серую повседневность.

И создание там образов, картинок и представлений. Если создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственнно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.

Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах , как , игра , .

Возможности воображения очень велики. Почитайте, как использовал свое воображение Никола Тесла - изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения». - Такие возможности воображения - основа мысленных экспериментов. См.→

Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым.

Виды воображения

Воображение бывает непроизвольным, прозвольным и .

Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Те или иные картинки иногда по самой причудливой логике приходят к нам, сменяют друг друга, и удивительные, волшебные и иногда страшные сюжеты можно наблюдать, как в кинотеатре. Поставив специальную задачу, можно научиться во многом управлять этим процессом, и вы будете наблюдать уже управляемые сновидения.

Произвольное воображение рисует перед мысленном взором или вызывает из памяти те картинки, которые вам нужны. В последнем случае воображение больше напоминает или . Картинка притягательного будущего, к которой хочется возвращаться и которую хочется воплотить, у деятельного человека становится мечтой , у бездельника - пустыми мечтаниями.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе.

Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуется его. Для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое. Поэтому прав был А.М.Горький, когда говорил, что «именно вымысел и замысел поднимают человека над животным» - вымысел прежде всего как замысел.

Под воображением в самом широком смысле слова иногда понимают всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения». Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отождествлению первого с памятью.

Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой - образное воспроизведение обычно, как показывают исследования, в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь.

Но не менее бесспорно и существование между ними различий. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти - это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти - сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразовать.

Для воображения в тех высших его формах, в которых полностью проявляется его специфичность, не менее характерным является другое отношение к прошлому опыту вообще и непосредственно данному - сознание известной свободы по отношению к нему, дающей возможность его преобразовывать. Эта свобода по отношению к данному означает прежде всего известную психологическую независимость по отношению к прошлому. Это различение воображения и памяти исходит из отношения, с одной стороны, воспроизведенных образов памяти, с другой - воображения объективной действительности. Но в обоих этих процессах можно выделить один общий компонент, а именно само возникновение и формирование целостного образа-представления, то есть тот процесс, продуктом или содержанием которого является представление. Общие закономерности этого процесса имеют существенное значение для психологии искусства.

Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

Л.С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений, так что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением»

Согласно Е.И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Воображение в жизни человека

15.04.2015

Снежана Иванова

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются. Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее. Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора. Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения. Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые — неповторимые и уникальные.

Виды воображения

В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.

Преднамеренное воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.

Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого, нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.

Функции воображения

Воображение как психический познавательный процесс выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

  • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
  • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
  • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
  • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  • Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности воображения

Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность. Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения. Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации. Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

Развитие воображения

Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие. Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления. Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

  • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
  • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
  • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
  • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект. Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.