Написание плана рассказа - обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.

Составление плана рассказа

Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее.

  1. Определитесь с темой рассказа.
  2. Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
  3. Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
  4. Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
  5. Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
  6. После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.

План готового текста

Составления плана - обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями.

  1. Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
  2. Разделите текст на четыре части:
    • завязку;
    • развитие сюжета;
    • кульминацию;
    • развязку.
  3. Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
  4. Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
  5. Проделайте эти же процедуры с другими частями.

Виды планов

Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:

  • вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);
  • тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя - краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);
  • назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);
  • план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса - поход на стадион);
  • комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.

Композиция текста

При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:

  1. Вступление - в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.
  2. Завязка - опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.
  3. Развитие действий - наибольшая по объему часть рассказа.
  4. Кульминация - наивысшая точка развития событий.
  5. Развязка - заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.

Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов.

Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье .

8 мин. чтения

Обновлено: 08/10/2018

В Америке президент правит четыре года, а журналисты - бессрочно. (Оскар Уайльд, английский писатель)

Статья, основанная на структуре – логична, понятна и полностью раскрывает суть вопроса. Статья без структуры (плана) – хаотична, мысли в ней перескакивают с одного на другое, из-за чего теряется нить повествования или рассуждения. Структура наводит порядок в статье. Она задает направление движения из пункта А в пункт Б. Статья без структуры может быть интересна, захватывать читателя, но из-за отсутствия логики и последовательности, может запутать читателя.

План статьи - это железобетонный каркас здания. Без структуры повествование будет скакать, читатель заблудится и уйдет. Знания о структуре отличают любителя от профессионала: любитель пишет как бог на душу положит, профессионал строит каркас. Благодаря хорошей структуре читатель легко охватывает статью. Если у текста хорошая структура, его удобно и интересно читать, по нему легко искать, он не требует расшифровки. © Максим Ильяхов

Структура статьи встречает нас в тексте в виде содержания. Идеальная структура это когда статья рассказывает о себе до того, как вы ее читаете. Пробежав глазами по содержанию уже можно понять суть статьи. Пример содержания статьи “Как обналичить материнский капитал:

Посмотрев на это содержание читателю сразу же становится ясным о чем будет эта статья. Если с какими-то моментами он знаком и у него нет возможности читать весь текст, то с помощью содержания он может сразу же переместиться к нужному разделу статьи.

Классическая формула

Помните по какому плану вы писали сочинения в школе?

Введение – основная часть – заключение.

Классика, которую никто не отменял при написании обычной статьи. Этот план можно расширять или дополнять какими-то пунктами. Например, для сайта Мой рубль в этот план мы включаем, если это необходимо, еще такие пункты:

  • Введение
  • Основная часть (объясняем суть вопроса, расшифровываем термины и формулировки)
  • Сложности и трудности с которыми может столкнуться читатель
  • Пошаговый план действий по решению трудностей
    • Шаг 1
    • Шаг 2
    • Шаг 3
  • Плюсы и минусы рассматриваемой темы
  • Ответы на часто задаваемые вопросы
  • Заключение

Введение

Во Введении описываем о чем будет данная статья. Можно дать какую-то подводящую историю из-за которой возникла тема статьи. Или описать боль читателя, его проблему, которая заставила его открыть интернет и пуститься на поиски ее решения.

Пример, человек живущий где-нибудь на периферии решил приехать в Москву, чтобы купить авто. Прежде чем ехать в Москву он решил почитать что об этом пишут в интернетах. Так как основная боль статьи – это возможная потеря денег, то лучше с этого и начать во Введении.

Можно найти историю какого-нибудь человека, который сильно обжегся на этом и рассказать что произошло:

“Иван Федоров увидел на Авито дешевый Форд Фокус, который продавался в Москве. Такие в его родном городе стоили на 30% дороже. Уже вечером он ехал в поезде, мечтая о своей будущей ласточке. В тот момент он не знал, что этот самый Форд Фокус, в итоге, обойдется ему не на 30% дешевле, а на 50% дороже. Вот что было…”

Если мы пишем статью, которая объясняет какой-то термин или понятие, то начать статью лучше всего с определения этого термина. Вот примеры таких статей:

Если мы пишем биографию выдающейся личности, то начать лучше всего с того, что описываем кто этот человек (писатель, бизнесмен, политики), дату и место рождения, основные заслуги.

По этой теме читайте также:

3 человек)

И напрасно, ведь это — действительно полезный навык, который пригодится не только при написании изложений и сочинений, но и на других предметах. Грамотно составленный план поможет освежить в памяти ключевые моменты и логические связи, лучше понять материал.

Определение

План представляет собой перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними. Проще говоря, это короткие заметки, взглянув на которые, вы сможете легко восстановить текст в памяти, а в идеале — пересказать, ничего не перепутав. План часто называют "скелетом" произведения — то, что остаётся, если убрать все лишние детали, подробности и художественные приёмы.

Виды плана

Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.

Тип Особенности Пример
Тезисный Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов.
  1. Три поросёнка построили себе по дому.
  2. Пришёл волк и сдул домики из соломы и хвороста.
  3. Поросята спрятались у брата, который не ленился и сделал дом из камня.
  4. Волк не смог сломать третий дом, обжёгся в дымоходе и убежал.
Назывной Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных.
  1. Дома трёх поросят.
  2. Нападение волка. Уничтожение домиков из соломы и веток.
  3. Спасение в каменном доме.
  4. Победа над волком.
Вопросный Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание.
  1. Какие домики были у трёх поросят?
  2. Почему волк легко сломал два дома?
  3. Как поросятам удалось спастись?
Опорная схема Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста.
  1. Три поросёнка строят домики: из соломы (Ниф-Ниф), веток (Нуф-Нуф) и камня (Наф-Наф).
  2. Встреча с голодным волком в лесу, погоня.
  3. Волк ломает дома из соломы и веток (дует).
  4. Убежище в каменной “крепости” Наф-Нафа.
  5. Волк не может сломать, хочет пролезть в дымоход.
  6. Победа над волком (нагревают котёл, волк обжигается и убегает).
Комбинированный Объединяет несколько типов.
  1. Поросята строят домики (солома, хворост, камень). Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф смеялись над Наф-Нафом?
  2. Встреча с волком.
  3. Что произошло с домами Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
  4. Поросята убегают к Наф-Нафу и прячутся у него (“Никакой на свете зверь не откроет эту дверь”).
  5. Волк не может разрушить каменный дом и решает: “Проберусь в дом через трубу”.
  6. Поросята нагревают котёл. Волк обжигается, вылетает обратно и убегает в лес.

Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.

Простые и сложные планы

Следующий вопрос, который нужно себе задать, — насколько важны подробности? Если их можно опустить, а суть материала передать своими словами, можно ограничиться простым планом из 3-5 пунктов.

А как составлять план текста, чтобы воссоздать полную картину, максимально раскрыть сюжет и все нюансы? В этом случае каждый из основных блоков следует дополнительно разбить на 3-4 подпункта. Вот как это выглядит:

Простой план Сложный план

2) Подготовка мачехи и сестёр к балу.

3) Появление феи-крёстной.

4) Золушка во дворце. Встреча с принцем.

5) Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки.

6) Принц в поисках Золушки.

7) Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца.

1) Жизнь Золушки в новой семье.

  • Почему отец героини решил жениться снова?
  • Отношение мачехи и к девушке.
  • Как появилось прозвище “Золушка”?
2) Подготовка к балу.
  • Почему сёстры хотели попасть на бал.
  • Что сделала мачеха, чтобы Золушка не “бездельничала”?
  • Мысли героини, когда она осталась одна.

3) Появление феи-крёстной… и т. д.

Учимся составлять план текста на примере сказки

На самом деле самое сложное — научиться разбивать цельный рассказ на смысловые блоки. текста? Давайте разберём этот процесс на примере сказки "Гадкий утёнок" Г. Х. Андерсена.

1. Внимательно прочитайте материал.

2. Выделите и кратко запишите основную мысль произведения.

Пример:

"Все вокруг смеялись и издевались над гадким утёнком, но он выдержал все испытания и превратился в прекрасного лебедя, оставив их позади".

3. Разделите текст на логические блоки. Удобнее всего отметить их границы карандашом.

4. Перечитайте первую часть и выделите ключевые события/факты/мысли. Постарайтесь передать суть одним предложением.

Пример:

"Молодая утка высиживает яйца. Вместе с утятами вылупляется огромный некрасивый птенец".

5. Точно так же проанализируйте и озаглавьте каждый смысловой отрезок текста.

Примеры:

  • "Семья и другие птицы издеваются над не похожим на всех утёнком".
  • "Побег со двора и жизнь на болоте. Знакомство с дикими утками и гусаками".
  • "Встреча с охотниками" и т. д.

6. Выпишите все тезисы в столбик и перечитайте. Убедитесь, что план точно передаёт содержание текста, а вы не пропустили какой-то эпизод.

Понять, как составить план текста, нетрудно. Но для того, чтобы научиться писать их правильно, умещать в коротких тезисах максимум информации.

Анализ плана

Следующий момент, на котором нужно остановиться, чтобы разобраться, как составить план текста, — примеры самых распространённых ошибок, которые допускают ученики. Обязательно просмотрите свою работу. На что обратить внимание?

  1. Информативность . Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто "Гадкий утёнок" вам ни о чём не скажет).
  2. Длина . Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.
  3. Пропорциональность . Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми.
  4. Структура . В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.
  5. Последовательность . Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего.
  6. Формулировки . Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.
  7. Логика . Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками ("Из-за… случилось…, что привело к…").

Лучшая проверка — дать плану "отдохнуть" пару дней (или хотя бы часов), а затем, пользуясь только им, попробовать пересказать текст максимально близко к оригиналу.

Теперь, когда вы знаете, как составлять план текста по русскому языку, пора рассказать о небольших хитростях, которые помогут справиться с заданием быстрее и лучше.

  • Чтобы выделить смысловые блоки, ориентируйтесь на абзацы — как правило, в каждом содержится одна законченная мысль.
  • Выделяйте яркие образы, которые запомнились больше всего, и старайтесь использовать их в заголовках.
  • Поработайте над оформлением. Для основных пунктов обычно используется простая нумерация (1, 2, 3), а для подпунктов — двойная (1.1, 1.2, 1.3) или буквы (a, b, c).
  • Если не получается придумать заголовок, посмотрите, какие слова/термины используются в данном фрагменте чаще всего и отталкивайтесь от этого.
  • Черновой вариант план нужно набросать уже при первом чтении, когда вы следите за мыслью автора более внимательно и замечаете границы мыслей.

Помните, что многое зависит от того, для чего вы пишете план. На контрольной можно просто перечислить основные темы, которые раскрываются в тексте. Но если вы делаете это для себя, чтобы лучше усвоить и запомнить материал, лучше не полениться и сделать сложный план, отметив важные детали.

Часть 1

Планирование плана

    Выберите тему. Независимо от того, будет ли ваша работа продуманной, убедительной, содержательной, основанной на исследованиях, или будет включать в себя комбинацию данных элементов, вы должны выбрать общею идею, чтоб помочь вашим мыслям оставаться на нужной волне.

    • На данном этапе будет нормально выбирать широкую тему, а не пытаться сжать ее до ваших конкретных тезисов. Например, когда вы только начинаете, вместо того, чтобы сузить свою тему до "отношение французов к борцам сопротивления Маки во время второй мировой войны", вы можете узнать о различных сторонах жизни французов во время немецкой оккупации.
    • Также вы можете составить план для чего-то творческого, например для романа. Вы, конечно, захотите сфокусироваться на теме (стимпанковское прочтение Гамлета), но у вас не будет тезиса, поэтому план будет похож на структуру романа (например, будет включать важные события).
  1. Определите общую цель вашей работы. Выбрав конечную цель, вы не только сможете определить направления вашей темы, но и создадите логическую структуру вашей работы. Если вы пишете эссе, напишите несколько тезисов, суммирующих вашу цель, иначе как вы определите, чего вы хотите добиться своей работой?

  2. Соберите вспомогательные материалы. Это могут быть цитаты, статистика, теории, фотографии, сюжетные моменты, или личные размышления в зависимости от характера вашей работы. Удостоверьтесь, что все это поддерживает то, что вы пишете. Если вы видите, что вы нашли что-то, не совпадающее с доказательствами, или с высказываемыми идеями, вам необходимо указать, почему то, что вы нашли неверно. Нельзя это просто игнорировать.

    • Добавьте к вашим утверждениям доказательства, подтверждения и примеры. Включите доказательства в ваш план, чтобы усилить стержень вашей работы, и определить потенциальные пробелы в вашем исследовании.
    • Если вы ищете дополнительную информацию для романа (так как она немного отличается от плана для академической статьи), будет неплохо изучить информацию о стиле жизни, героях, одежде, еде, и т.д. Вы же хотите, чтобы в вашу историю поверили.
    • Удостоверьтесь, что когда вы записываете информацию для своего плана, вы не забываете указывать номера страниц в книгах, где можно найти эту информацию. Тогда вам будет проще вернуться при необходимости, а также выполнить первоначальный набросок плана.
  3. Выберите тип плана. Общий план использует короткие общие фразы, и может быть полезен, если ваш план должен быть очень гибким; бывают планы, использующие полные предложения, они являются сложными и детальными.

    • Рассмотрите вариант, когда ваш план будет общим, чтобы у него была структурная гибкость, а затем, в процессе работы, вы преобразуете его в сложный и детальный план.
    • Между этими двумя видами планов нет особой разницы, кроме того, что предложения из плана второго типа вы потом сможете скопировать в свою статью или презентацию.

    Часть 2

    Пишем ваш план
    1. Решите, в каком порядке расположить ваши доказательства. Вы должны быть уверены, что они поддерживают вашу глобальную цель. Вы должны быть уверены, что они расположены самым эффективным образом. Это означает, что во-первых, сначала идут самые сильные части доказательства, а во-вторых, что одно доказательство плавно переходит в другое.

      • Например, если вы представляете исторический обзор, вы можете расположить все хронологически; если вы представляете литературную интерпретацию, вы можете расположить все согласно темам; если вы взвешиваете аргументы двух сторон, прежде чем принять позицию, сначала представьте доказательства, которые противоречат вашей позиции, а затем разбейте их контрдоводами, чтобы закончить на убедительной ноте.
    2. Определите основные категории. Учитывая основную цель вашей работы и характер вспомогательных материалов, которые вы нашли, определите, как лучше разбить вашу основную тематику на логические категории. Это образует первый уровень вашего плана, который традиционно нумеруется римскими цифрами (I, II, III, IV и т.д.).

      • При написании эссе, обычно каждой категории посвящается один абзац: I.Вступительный абзац, II. Первый абзац содержания работы и так далее.
      • Например, при написании исторического очерка о появлении автомобиля, каждый абзац может охватывать основные эпохи истории автомобиля.
    3. Обдумайте хотя бы два пункта для каждой категории. Выберите эти подпункты на основании цели вашей работы и списка вспомогательных материалов, которые вы собрали ранее. Это будет служить вторым уровнем вашего плана, который традиционно нумеруется буквами английского алфавита (A, B, C, D и т.д.).

      • Расположите второй уровень вашего плана, отступив на 0,5 - 1 дюйма (1,25 - 2,5 сантиметров) от первого уровня.
      • Например, при написании исторического очерка о появлении автомобиля, каждый пункт может отобразить типичную модель двигателя во время описываемой эпохи.
    4. Разбейте ваши пункты на подпункты, если необходимо. Это максимально усилит логическое обоснование вашей работы. Отобразите их в третьем уровне вашего плана, который традиционно нумеруется цифрами (1, 2, 3, 4 и т.д.).

      • Если вам необходимо еще большее разделение вашего плана используйте маленькие римские цифры (i, ii, iii, iv, и т.д.), затем маленькие буквы (a, b, c, d и т.д.), и, наконец, вновь переключитесь на цифры (1, 2, 3, 4 и т.д.).
      • Маловероятно, что вам потребуется более 4 уровней вашего плана. В случае необходимости подумайте об объединении пунктов.
      • Например, при написании исторического очерка о появлении автомобиля, в каждом подпункте можно было бы раскрыть технологические инновации для данной модели двигателя.
    • Будьте кратки и выражайтесь по существу в вашем плане. Он не должен быть обязательно написан совершенным языком; он просто должен отобразить вашу точку зрения.
    • Не бойтесь удалять ненужную информацию по мере проведения дополнительных исследований по вашей теме и сужайте область, на которой вы бы хотели сосредоточиться.
    • Используйте план как инструмент для запоминания. Выберите краткие выражения, для подчеркивания основной концепции.
    • Используйте компьютер. Существует много программ по составлению планов. Они быстро добавляют, удаляют и упорядочивают информацию.
    • Отступите на 0,5 - 1 дюйма (1,25-2,5 сантиметров) при переходе на новый уровень вашего плана
    • При составлении плана в Microsoft Word, используйте имеющуюся функцию автоматического отступа, накладываемую на ваш план. Если вы предпочитаете работать с вашей собственной системой отступов, прочитайте статью «Как составить текст плана в программе Word»
    • Используйте один и тот же размер отступа при переходе на новый уровень; не отступайте сначала на 0,5 сантиметра, затем на 1 сантиметр, потом на 0,75 сантиметра и т.д.

    Предупреждения

    • Ваш план не должен полностью воспроизводить ваше эссе. Включите в план только основные положения или ссылки на конкретные детали/примеры с основными слоганами. Ваш план должен быть кратким.
    • Отнеситесь к своему плану серьезно, так как на протяжении долгого времени он будет помогать вам логически строить вашу работу. Многие эссе были неудачными из-за слабой организации и общей структуры.
    • Как правило, вам следует избегать наличия лишь одного пункта или подпункта на любом уровне плана. Если вы сказали А, то вероятно вы должны сказать Б, чтобы ваш план представлял законченную структуру.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия... (сущности...). Например:
- Теории происхождения…
- Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.
3 балла

Формулировки плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается не последовательно.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.
2 балла

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.
1 балл

Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0 баллов

Примеры задания С8

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме "Биологическое и социальное в человеке". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Деятельность как способ человеческого бытия
2) Специфические особенности человеческой деятельности
3) Структура деятельности:
а) субъект
б) объект
в) цель
г) средства
д) результат
4) Мотивы деятельности
5) Два основных типа деятельности
а) практическая деятельность
б) духовная деятельность
6) Ведущие виды деятельности в жизни человека:
а) игра
б) учение
в) труд

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему "Межличностные конфликты и способы их разрешения". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Понятие и специфические особенности межличностного конфликта
2) Участники конфликта
3) Причины возникновения межличностного конфликта
4) Повод для конфликта
5) основные концепции, раскрывающие сущность конфликта
6) Функции конфликтов
а) позитивные
б) негативные
7) Классификация межличностных конфликтов:
а) по направленности
б) по мотивам
в) по последствиям
г) по эмоциональной силе воздействия на конфликтующих
д) по масштабу воздействия
е) по длительности течения
ж) по форме проявления
з) по источнику возникновения
8) Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социальных конфликтов

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему "Многовариантность и движущие силы развития общества". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Источники и движущие силы развития общества:
а) преобразовательная деятельность людей
б) природно-климатические условия
в) выдающиеся личности
2) Понятия "прогресс" и "регресс"
3) Современные подходы к развитию общества:
а) формационный подход
б) стадиально- цивилизованный подход
в) локально-цивилизованный подход
4) Форма социального изменения:
а) эволюция
б) революция