Операции по заточке фрез поддерживают технико-физические характеристики деталей, продлевая тем самым их рабочий ресурс. Существует множество подходов к выполнению подобных мероприятий, выбор среди которых определяется характером эксплуатации и конструкцией элемента. Интенсивность износа фрезы во многом зависит от ее конструкции, исходя из которой мастер подбирает и режимы техобслуживания.

Например, подбор метода переточки быстрорежущих деталей ориентируется на изнашивание передней поверхности. С другой стороны, заточка фрез по задней поверхности больше подходит для фасонных элементов. Поэтому важно учитывать как можно больше эксплуатационных факторов, которые позволят сделать верный выбор техники обработки.

Разновидности фрез

Такие элементы широко используются в обработке деталей на копировальных, калевочно-шипорезных, фрезерных и других станках. Как правило, это деревообрабатывающее оборудование, хотя встречаются и детали для работы с металлическими заготовками. Различаются фрезы по размерам, форме и назначению.

В целом выделяется две категории элементов - концевые и насадные. Первые отличаются наличием хвостовика, который фиксируется в специальной нише шпинделя. Изделия второй группы имеют центральное отверстие, которое позволяет их насаживать на рабочий шпиндель и надежно фиксировать. Соответственно, такая заточка фрез отличается более высоким уровнем качества, не говоря об удобстве в обращении с деталями для оператора. Насадные элементы могут быть составными, цельными и сборными.

Особенностью этой группы является возможность формирования режущего инструмента из нескольких фрезерных частей. Также стоит отметить категорию концевых фрез, которые могут быть сборными и цельными. Разделяются элементы и по качеству выполнения затылованной обработки. Так, заточка фрез с затылованными поверхностями производится по передней грани с целью сохранения базовых угловых показателей.

Техническое обслуживание фрез

Несмотря на применение в изготовлении фрез высокопрочных сплавов, длительное время эксплуатации приводит к стиранию, а также деформации граней. Со временем изношенные элементы утилизируются, но до истечения рабочего ресурса мастер может восстановить характеристики детали при помощи мероприятий технического обслуживания. Важно учитывать, что заточка фрез позволяет не только наделять их прежней геометрией, обеспечивающей качественную работу. Данная процедура также повышает стойкость элемента, снижая расход инструмента. Но это не значит, что любая фреза может быть восстановлена таким образом.

Технологи не рекомендуют доводить инструмент до состояния полного износа. Производители фрез указывают в маркировках технико-эксплуатационные значения, которые являются предельными для конкретного элемента, и после их преодоления режущие кромки не поддаются реставрации.

процесса заточки

Для выполнения заточки применяются специальные фрезерные станки, оснащенные шпинделями с частотой вращения в среднем до 24 000 об./мин. Перед началом работы на них мастер производит балансировку фрез. Она может осуществляться двумя способами - динамическим и статическим. В первом случае процедура выполняется на специальном станке, который обеспечивает не только уравновешивание силы, но и момента, действующего на фрезу в процессе вращения. Такая техника особенно актуальна для случаев, когда выполняется заточка фрезы по металлу.

Станки для балансировки по статической методике предполагает только уравновешивание силы, воздействующей на фрезу. Элемент закрепляется в оправе, после чего производится его балансировка через устройство, состоящее из двух горизонтальных ножей-направляющих. Непосредственно заточка выполняется на специальном высокоточном оборудовании.

Станки выпускаются в разных конфигурациях, предполагающих как ручное, так и автоматическое управление. Общим для всех агрегатов этого типа является наличие на направляющих рабочей поверхности. Это конструкционное решение позволяет добиваться высокой точности перемещения элемента, как правило, с погрешностью 0,005 мм.

Требования к оборудованию

Чтобы обеспечить качественную заточку фрез, следует не просто использовать подходящее для этой задачи оборудование, но и правильно его подготовить. В первую очередь шпиндели оборудования должны иметь достаточную вибростойкость, беспрепятственно вращаться и располагать минимальными показателями биения. Далее подающий механизм должен стабильно работать во всех предусмотренных конструкцией направлениях без задержек и с минимальными зазорами. Большое значение имеют настройки угла подъема - в этом параметре также должна быть высокая точность. Например, заточка червячной фрезы, которая выполняется на автоматических станках, предполагает установку и определенного угла подъема, и шага винтовой канавки. Если же используются заточные круги, то важно обеспечить надежную посадку сменных шайб и шпинделей, за счет которых производится точная посадка рабочего элемента.

Обработка концевых фрез

Выполнение обработки концевых элементов чаще всего производится вручную на универсально-заточном оборудовании. Обычно по такой технике выполняется обновление рабочих характеристик инструмента с винтовым зубом. Во многом заточка концевых фрез напоминает аналогичное обновление цилиндрических фрез посредством чашечного круга. Это относится к операциям, которые предполагают установку концевой фрезы в центр посадочного места. Также подобная заточка выполняется на полуавтоматических моделях. В данном случае могут обслуживаться концевые фрезы диаметром от 14 до 50 мм. При этом обработка подходит и для задней, и для передней поверхности.

Заточка торцевых фрез

Фрезы, выполненные из а также некоторые элементы, снабженные твердосплавными пластинками, затачивают в собранном виде. Основная задняя поверхность торцовой фрезы затачивается шлифовальным чашечным кругом. Перед выполнением этой же операции на плоскости вспомогательной задней стороны элемент сначала устанавливается таким образом, чтобы его режущая кромка встала в горизонтальную позицию. После этого ось фрезы поворачивается по горизонтали и вместе с этим наклоняется в вертикальной плоскости. В отличие от схемы, по которой выполняется заточка концевых фрез, в данном случае смена положения заготовки производится несколько раз. Работа с передней поверхностью зуба может осуществляться торцевой частью шлифовального тарельчатого круга или же дисковым кругом с периферийной стороны.

Работа с дисковыми фрезами

По задней основной поверхности обработка дисковых элементов осуществляется чашечным кругом. Вспомогательная задняя поверхность выполняется по аналогии с торцевыми фрезами, то есть путем обращения по горизонтали режущих кромок. При этом отмечаются особенности обработки торцевых зубьев такого инструмента. В данном случае заточка дисковых фрез выполняется по передней поверхности таким образом, чтобы обрабатываемые зубцы направлялись кверху. Сама же фреза в этот момент должна занимать вертикальную позицию. Угол наклона оси элемента по вертикали должен соответствовать положению основной режущей кромки.

Особенности заточки фрез по дереву

Концевые фасонные детали затачиваются без специальных приспособлений, как правило, с помощью тонкого алмазного бруска. Данный элемент или ложится на край рабочего стола, или, если фреза имеет глубокую выемку, фиксируется дополнительным инструментом. Ввод фрезы производится по закрепленному бруску. В ходе обработки брусок периодически смачивается водой. Когда процедура завершается, мастер тщательно моет и сушит изделие. По мере стачивания передних поверхностей кромка становится острее, но зато уменьшится диаметр инструмента. Если фреза имеет направляющий подшипник, его в первую очередь необходимо снять, а затем продолжить операцию. Дело в том, что заточка фрезы по дереву вместе с загубленным подшипником может привести к порче элемента. Также необходимо очистить инструмент от остатков древесных смол при помощи специального растворителя.

Особенности заточки фрез по металлу

Такие элементы менее распространены и в то же время требуют меньше усилий в процессе подготовки. Обработка производится с помощью шлифовальных кругов подходящей зернистости. Материалы при этом могут быть разными, в частности, распространено использование а также деталей, выполненных из обычного или белого электрокорунда. Если планируется заточка концевых фрез по металлу, произведенных из инструментальной стали, то рекомендуется выбирать именно электрокорундовые диски. Для изделий с более высокими характеристиками желательно использовать эльборовые круги. Самые же производительные и эффективные детали для заточки выполняются из карбида кремния. Их используют для обслуживания резцов, изготовленных из твердых сплавов. Перед работой абразив охлаждается, так как высокие температурные нагрузки в процессе операции могут негативно сказаться на структуре круга.

Обработка затылованных фрез

Затылованные элементы используют в тех случаях, когда требуется повысить устойчивость режущей детали и сократить шероховатость поверхности. Зубцы затылованной фрезы обрабатываются по передней поверхности таким образом, что после переточки в радиальном сечении профиль функциональной кромки сохраняет свои изначальные параметры до полноценной эксплуатации детали. Заточка таких фрез также выполняется с соблюдением строго установленного переднего угла. В случае обработки острозаточенных элементов необходимо соблюдать постоянный угол заострения.

Доводка фрез

В сущности, это операция, предназначенная для коррекции результата, полученного в процессе основной заточки. Как правило, доводка выполняется с целью обеспечения оптимальных показателей шероховатости или в тех случаях, когда нужно скорректировать угол заточки фрезы с рабочими гранями. Довольно распространены техники абразивной и алмазной доводки. В первом случае предполагается использование мелкозернистых кругов из карбида кремния, а во втором - алмазных дисков на бакелитовой связке. Обе техники позволяют справляться, кроме прочего, с твердосплавным инструментом.

Контроль качества заточки

В процессе проверки мастер оценивает геометрические показатели режущих поверхностей на предмет соответствия техническим требованиям. В частности, определяется биение фрезы, а также степень шероховатости доведенных или заточенных плоскостей. В контроле параметров прямо на рабочем месте могут использоваться вспомогательные приборы. Например, если выполнялась заточка концевой фрезы по древесному материалу, то специалист может измерить углы по рабочим граням. Для этого используется угломер, у которого шкала представлена в форме дуги. Специальные применяются и для оценки других параметров, опять же, большинство из них ориентировано на проверку геометрических данных фрезы.

Заключение

Потребность в механической обработке режущего инструмента сохраняется даже в век высоких технологий. Единственное изменение в этом отношении произошло с системами управления фрезеровочным оборудованием. Появились автоматические устройства, позволяющие оптимизировать процесс обращения с заготовками. Однако фрез, бит и других обрабатывающих металлических элементов по-прежнему выполняется с помощью абразивов. Конечно, есть и альтернативные технологии, позволяющие восстанавливать геометрию деталей, но о широком их распространении пока говорить не приходится. Это касается лазерных технологий, гидродинамических станков, а также установок, оказывающих термическое воздействие. На данном этапе их развития по экономическим соображениям многие предприятия все же отдают предпочтение традиционным методам заточки.

Страница 3 из 26

Деловая этика.

Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сферах управленческой предпринимательской деятельности. Такая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения.

Этические принципы и нормы деловых людей

Этические принципы и нормы поведения деловых людей – это общепринятые в деловом мире принципы поведения. К ним относятся: свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.

Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает: бизнесмен или менеджер должен ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемление, даже в мелочах, их интересов.

Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодо­ления “с наскока” слабостей и недостатков партнеров, клиентов или подчинен­ных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает “гасить” конфликтные ситуации.

Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности . Такт в таком общении - это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку. Быть тактичным - это значит в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.д. Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным менеджерам и бизнесменам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность - наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи.

Деловая этика ориентируется на такое понятие, как справедливость , которая предполагает оценку личностно-деловых качеств людей и их деятель­ности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.

У деловых людей всего мира существует такое понятие, как деловая обязательность. В США, например, известен термин “Техасское рукопожатие”, когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет с этой фирмой (организацией) иметь дела. Формула успеха западных предпринима­телей проста: преуспевание = профессионализм + порядочность. В бизнесе есть золотое правило: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе.

Хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка, не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой другой форме. Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения, интерьер офиса. Деловые контакты обрываются сразу же, как только обнаруживаются некомпетентность или непорядочность предпринимателей.

Итак, основной постулат этики каждой уважающей себя компании может быть выражен девизом: “прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли”.

Эффективность предпринимательства в немалой степени обуславливается отношением человека к труду, уровнем его профессиональной подготовки, пониманием личной ответственности, умением держать слово. Этический аспект этой деятельности включает в себя оценку конечного продукта, результата этой деятельности, се нравственную ценность для всего общества и конкретной личности. Имеет большое значение также этическая оценка самой деловой активности, се сущности, содержания, целей, задач, средств и способов достижения целей с точки зрения их соответствия общечеловеческим нормам морали.

Этика как теория морали

Этическая регламентация экономической сферы жизни в целом и предпринимательства в частности крайне необходима для стабильного развития всего общества. Сказанное не только определяет особую значимость соблюдения этических норм деловыми людьми, но и порождает необходимость их специальной этической подготовки посредством изучения дисциплины "Деловая этика".

Цель дисциплины - подготовить теоретически и методически в этическом отношении делового человека к выполнению профессионального долга.

Задача дисциплины состоит в следующем:

  • а) дать необходимый минимум общетеоретических знаний об этике и морали;
  • б) раскрыть специфику нравственных проблем и нравственных отношений в экономике и бизнесе;
  • в) проанализировать этические аспекты деятельности делового человека;
  • г) сформировать нравственную мотивацию и способствовать выработке высоких моральных качеств у будущих профессионалов.

Предмет дисциплины - это система знаний о профессиональной этике, включающей в себя этические нормы, принципы, ценностные ориентации, с позиций которых осуществляется предпринимательство в современном российском обществе.

Изучение дисциплины следует начинать с рассмотрения исходных понятий "этика" и "мораль", их сущности, содержания, особенностей, соотношения и функций.

Именно этика определяет сущность таких понятий, как честь, достоинство, справедливость, порядочность, обязательность, а также определяет то, что связано с внутренней жизнью личности: чувство стыда за скверный поступок, осознание вины, раскаяние. Вместе с тем она выявляет и негативные моральные качества личности, такие как алчность, корыстолюбие, стремление к наживе любой ценой, разгильдяйство и расхлябанность, легкомыслие и беспечность, лень и нежелание жить своим трудом.

Сегодня мораль и нравственность выступают мощным ресурсом развития российского общества, в том числе и его экономики. По словам известного российского ученого, академика О. Т. Богомолова: "Как бы совершенны ни были законы и государственные институты, устанавливающие рыночные правила и следящие за их соблюдением, нужны еще и нравственные устои и принципы, которых придерживаются участники рынка. Только тогда можно надеяться, что он станет цивилизованным и будет способствовать процветанию страны" .

Этика является важнейшим элементом человеческой культуры. Изучение этики закладывает основы интеллигентности человека, воспитывает благородство и добропорядочность, формирует гражданственность личности. Именно этика занимается вопросами, связанными с внутренним миром человека. Ведь каждый человек задумывается над тем, как надо поступать в той или иной ситуации, что есть добро и зло, где честь и бесчестье, что такое справедливость, в чем смысл жизни. Может возникнуть вопрос: какое это имеет отношение к деловому общению? Ответ очевиден: деловое общение является сердцевиной экономической, финансовой и бизнес-деятельности предприятия, отрасли и страны в целом. Но чего стоит деловое общение без ее главного действующего лица - человека, который только и способен создавать морально окрашенные материальные и духовные ценности.

Этика (от др.-греч. - изначально "гнездо", позже "обычай") -философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы и роль в обществе.

Аристотель образовал прилагательное "этический" для обозначения человеческих качеств характера, назвав их этическими добродетелями (добро, честность, щедрость), а науку, изучающую их, - этикой. Греческому слову "этос" соответствовало латинское mos, от которого Цицерон образовал прилагательное moralis (относящееся к нравам), а затем возникло и слово moralitas - мораль. Таким образом, изначально термины "этика" и "мораль" в смысловом значении совпадали.

Помимо "морали" часто употребляется слово "нравственность". Как они соотносятся? Одни авторы рассматривают их как синонимы, выражающие одно и то же понятие. Другие истолковывают мораль как сугубо духовное явление: как форму общественного сознания или как субъективные переживания, оценки, замыслы совершаемых человеком поступков.

Под нравственностью следует понимать практические действия, поступки и их последствия с точки зрения их духовной и моральной оценки.

Мораль (нравственность) включает в себя три компонента: моральное сознание, моральные отношения, моральную деятельность.

Моральное (нравственное) сознание - форма общественного и индивидуального сознания, включающая совокупность моральных норм, принципов, ценностей, знаний, убеждений, идеалов, чувств, эмоций людей с точки зрения их представлений о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости, долге и т.д.

Моральные нормы (правила) характеризуют какую-то одну сторону поведения людей (уважать старших, заботиться о детях). Моральные принципы характеризуют линию поведения людей (честность, справедливость, патриотизм).

Нравственный идеал - это совокупность положительных нравственных качеств. Он может быть персонифицирован в определенной личности, а может носить собирательный характер. Идеал выступает как цель, образец поведения человека.

Моральные (нравственные) отношения - это вид общественных отношений, выражающий характер связи между личностью и обществом, коллективом, другим человеком па основе существующих моральных норм и понятий.

Они складываются независимо от воли и желания людей и в этом смысле объективны, но характер их определяется нравственной позицией человека, и в этом смысле они субъективны. Нравственные отношения включают в себя моральные оценки, ориентации, установки, в том числе и самооценки (рефлексии).

Моральная (нравственная) деятельность (практика) - сфера морали, в которой реализуется моральное сознание и отношение, воплощаясь в конкретные дела.

В чистом виде нравственной деятельности не существует, она "растворена" в экономической, правовой, политической, религиозной и других видах деятельности и выступает неотъемлемой стороной, аспектом этих видов деятельности. Следует различать нравственный поступок и нравственное поведение. Последнее выражает последовательность и постоянство поведения личности, что важно для более точной оценки ее нравственного облика. Нравственная деятельность, помимо этого, включает в себя моральный выбор, конфликт, компромисс, воздаяние.

В реальной жизни все компоненты находятся во взаимопроникновении и взаимодействии. Наиболее предметно мораль человека проявляется в его поведении, поступках, где конкретно реализуются моральное сознание и отношения. Кроме того, нравственная деятельность не существует в чистом виде, она неотъемлемая сторона экономической, политической, правовой и других видов человеческой деятельности.

Из такого понимания морали следует два важных вывода.

Первый вывод - при оценке нравственных качеств человека важен учет не только его морального сознания, представления о добре, зле, долге и т.д., но и его реального поведения, конкретных поступков.

Второй вывод в том, что формировать высокие моральные качества людей не только можно, но и нужно, используя все виды человеческих отношений, всю совокупность видов и форм деятельности, в том числе и деловую.

К специфическим чертам морали как общественного явления можно отнести следующее.

Во-первых, поскольку мораль охватывает все виды умственной и физической деятельности людей, то сфера ее влияния гораздо шире сферы влияния экономических, политических, правовых, религиозных и других видов воздействия на людей.

Во-вторых, в отличие от правовых норм, устанавливаемых и поддерживаемых в обществе силой, а иногда и с помощью организованного государственного насилия, моральные нормы возникают стихийно и поддерживаются в основном общественным мнением.

В-третьих, вследствие этого у морали нет четко оформленной системы институтов. Конечно, существуют организации, которые берут и должны брать на себя функцию нравственного воспитания людей, и для общества плохо, когда такие организации распадаются, а государство оказывается в стороне от решения моральных проблем. Сегодня в российском обществе церковь в значительной мере стремится взять на себя функцию лидера нравственного воспитания па основе религиозной идеологии. Но все же она не является специальным нравственным институтом, а служит в основном для удовлетворения религиозных потребностей людей.

Мораль не является совокупностью раз и навсегда сформировавшихся норм, принципов, ценностей, идеалов, традиций и т.д. Как любое общественное явление, она изменчива и отражает всю совокупность социальных преобразований в ходе исторического развития общества. Поэтому попытки создать нравственность, приемлемую для всех времен и всех народов, неизменно терпели неудачу.

Но в то же время в содержании морали есть устойчивые непреходящие нормы, нс утрачивающие со временем ценность. Это общественные нормы нравственности, к которым относятся забота о тех, кто часто не имеет возможности обеспечить себя: детях, стариках, больных; отказ от посягательства на человеческую жизнь; неприменение насилия в отношении женщин и детей и др. Так, в Библии (да и в Коране, Трипитаке и других духовных книгах различных религий) этим и другим нормам придана форма религиозных заповедей, но они являются общечеловеческими именно потому, что отражают основные условия самосохранения человечества.

Поскольку общество дифференцированно в профессиональном, национально-этническом, социально-классовом и других отношениях, то с полным основанием различают сословную, классовую, профессиональную, коллективную, групповую мораль, мораль, отражающую этнонациональные особенности людей, их конфессиональную принадлежность или принадлежность к определенным институтам или видам деятельности (например, к деловой).

Социальная роль морали выражается в выполняемых функциях. К их числу относятся:

  • мировоззренческая (нравственные знания, нормы, принципы, убеждения являются важнейшими элементами взглядов человека на мир и понимание своего места и поведения в нем);
  • регулятивная (выражается в том, что ее нормы и принципы определяют характер взаимоотношений между людьми, а также их отношения к выполняемому долгу, профессии, семье, коллективу);
  • аксиологическая, или ценностная (заключается в том, что сами моральные нормы не только относятся к разряду духовных ценностей, но и являются отправными точками, критериями построения ценностных систем во многих сферах человеческой деятельности);
  • коммуникативная (выражается в сплачивающей, объединяющей способности морали).

Мораль - духовно-практическая сторона общественной жизни, сложная ценностно-нормативная система, определяющая отношения и деятельность людей с позиций исторически меняющихся представлений людей о добре, зле, справедливости, долге на основе добровольного и осознанного выбора.

Если мораль возникла на заре становления человеческого общества, то этика возникает значительно позже, в период разложения родоплеменного и образования классового общества. В основе возникновения этики лежит ряд причин.

Во-первых, человеческая рефлексия, т.е. развивающаяся способность к самоанализу и самооценке: справедливо я поступаю или нет, творю я добро или зло?

Во-вторых, потребность проанализировать стихийно сложившиеся нравственные нормы, выразить их в форме понятий, суждений и сформулировать в качестве критериев праведной или неправедной жизни.

В-третьих, это потребность осмыслить причины противоречия между должным и сущим, т.е. между идеалом, нормой и действительностью в сознании и поведении людей.

Наконец, в-четвертых, возникает потребность нравственно обосновать справедливость существующего экономического уклада, социального неравенства и эксплуатации людей. Таким образом, возникновение этики обусловлено причинами как гносеологического (познавательного), так и социального порядка.

Назвав этику теорией морали, мы в основном определили се суть и объект познания. Но изучением различных сторон морали занимаются и другие науки: педагогика, психология, социология и т.д. Поэтому необходимо выделить специфику именно этического знания о морали, иными словами, определить предмет этики. Можно сказать, что этика - это система научных знаний о сущности, законах развития морали как общественного явления и формирование нравственной личности. Этика обращена к обществу в целом, видам социальных общностей и каждому человеку.

В развернутом виде предмет этики включает в себя:

  • выяснение сущности, структуры и содержания морали как духовно-практического явления;
  • изучение закономерностей и тенденций возникновения, развития и функционирования морали с учетом конкретных исторических условий;
  • анализ и обоснование моральных норм, принципов, ценностей общества;
  • изучение и разработку путей и методов нравственного воспитания и разрешения нравственных проблем общества;
  • изучение исторических этапов и особенностей развития морали и этических учений;
  • анализ основных тенденций нравственного развития современного общества и возможностей воздействия на них;
  • анализ взаимодействия морали с другими сферами общественной жизни и этики с другими областями знания;
  • изучение специфики профессиональной морали и этики.

При определении этики как пауки, ее предмета и круга решаемых задач приобретают важность ответы на вопросы:

  • 1. Является ли она самостоятельной наукой или разделом философии?
  • 2. Как она соотносится с практикой, в том числе и с деловой?
  • 3. Каков характер ее связи с другими отраслями знания?

С одной стороны, этика является относительно самостоятельной наукой, поскольку у нее есть предмет, система закономерностей функционирования и развития, категориальный аппарат, а также основной вопрос -соотношение должного и сущего в нравственном поведении людей.

С другой стороны, этике присущ остро философский характер.

Во-первых, потому, что нравственные отношения носят всеобщий универсальный характер, поскольку затрагивают все стороны человеческих отношений, все сферы человеческой жизни. Экономические, политические, религиозные, юридические и другие виды деятельности содержат в себе нравственный аспект и подвержены этической оценке. Следовательно, философский статус этики вытекает из всеобщности морали.

Во-вторых, нравственные проблемы относятся к разряду вечных проблем, что также придает им философский характер. Перед каждым новым поколением и отдельным человеком в различные исторические эпохи и в разных цивилизациях встают одни и те же вопросы: что есть добро и зло, справедливость и несправедливость? А своеобразие исторического времени, социальных условий и индивидуальной судьбы определяет и своеобразие ответов на эти вопросы в системе этического знания.

В-третьих, вопрос о соотношении должного и сущего в нравственном поведении людей есть одна из форм проявления более общего вопроса о соотношении духовного и практического, материального в содержании человеческой деятельности.

В-четвертых, философский характер этики выражается в том, что она покоится на определенном философском мировоззрении и философской методологии, является их своеобразным приложением к рассмотрению проблем морали. Не случайно И. Кант называл этику "моральной философией".

Что же касается характера связи этики с другими областями знания, то она прежде всего выражается в регулятивном воздействии этических принципов и норм на деятельность ученых любой области знания и в использовании данных различных паук для этических обобщений и выводов. Кроме того, эта взаимосвязь выражается в возникновении пограничных областей исследований в виде педагогической, медицинской, биологической, юридической и других видов этики.

  • 1. Общую теорию морали или метаэтику, занятую анализом методологических, гносеологических, мировоззренческих и других проблем этики и морали.
  • 2. Историю этики и морали, исследующую их возникновение, развитие, специфику на каждом этапе, особенности школ и учений, а также проблемы нравственного прогресса.
  • 3. Содержание и взаимосвязь основных этических норм и принципов, анализ категориального аппарата этики.
  • 4. Теорию управления нравственными процессами, нравственного воспитания и разрешения нравственных конфликтов.
  • 5. Нравственные аспекты важнейших сфер жизнедеятельности и наиболее актуальных социальных проблем (экология, демография, общество потребления и др.).
  • 6. Виды профессиональной этики.

Социальная роль этики находит выражение прежде всего в выполняемых ею функциях. К ним относятся:

  • а) мировоззренческая функция состоит в том, что этика является важным элементом системы научного мировоззрения, формируя взгляд человека на роль и место морали в жизни людей, на содержание нравственных отношений, на осознанную приверженность к определенным нравственным ценностям и принципам;
  • б) методологическая функция заключается в способности человека, обладающего этическими знаниями, осознанно применять их к анализу нравственного состояния общества, воздействию па нравственные процессы, разрешению нравственных коллизий на индивидуальном и групповом уровнях, а также в умении анализировать иные этические теории;
  • в) регулятивная функция - люди посредством знаний о нормах, принципах, нравственных идеалах и ценностях регулируют отношения между собой, причем знания выступают в качестве мотивов конкретных практических действий;
  • г) гносеологическая (познавательная) функция состоит не только в отрешенности этики от исторического прошлого, но и в более глубоком проникновении в сущность практических нравственных процессов и порождающих их причин;
  • д) воспитательная и прогностическая функции этики состоят в стремлении предвидеть с большей или меньшей степенью вероятности возможные тенденции в изменении общественной морали.

Таковы наиболее общие и существенные положения, характеризующие этическую теорию и мораль как важную сторону духовно-практической жизни общества. Усвоение их является необходимой исходной теоретической базой для рассмотрения последующих вопросов деловой этики.

  • Богомолов О. Т. Экономика и общественная среда // Экономика, финансы, безопасность. 2005. № 2. С. 9.

Тема 7. Этика и этикет делового общения

План:

1) Сущность и значение этики делового общения;

2) Деловой (служебный) этикет и его правила.

Сущность и значение этики делового общения

В обществе существует специальная система правил, которая предписывает человеку определенное поведение и включает «жесткие» законодательные и «мягкие» этические правила. За нарушение законодательных правил накладываются предусмотренные законом санкции. В свою очередь, этические правила рекомендуют совершать или не совершать определенные поступки, поддерживаемые силой общественного мнения.

«Золотое правило» нравственности: «Не делай другим ничего такого, чего бы ты сам не хотел претерпеть со стороны других».

В ходе осуществления деловых коммуникаций приходится учитывать вопросы этики. Этические нормы, в которых выражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей, выступают одним из главных регуляторов деловых отношений.

Этика (от греч. etnos – обычай, нрав) представляет собой:

1) философскую дисциплину,изучающую мораль и нравственность (их принципы, развитие, нормы, роль в обществе);

2) систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

Смысл этики состоит в том, что при решении практических задач она заставляет считаться с чем-то, далеко выходящим за пределы этих задач. Хороший с точки зрения морали поступок очень часто может противоречить сиюминутной выгоде (например, зачем придерживаться норм нравственности, если другие их постоянно нарушают?). Однако отказ от нравственных требований в конечном счете пагубно сказывается на всей жизни отдельного человека и общества в целом (например, нарушение этики общения раздражает других участников, ведёт к неконструктивным спорам, провоцирует их на ответную грубость и агрессивность; время тратится на конфликты, а не на работу).


Этика делового общения, представляющая собой частный случай этики в широком смысле слова, включает в себя конкретные этические принципы, регулирующие деловые отношения. Все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики.

Этические принципы делового поведения (по Л. Хосмеру):

1) Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (о сочетании своих личных интересов с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2) Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению;

3) Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, т.к. все мы работаем на одну общую цель.

4) Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.

5) Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь.

6) Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.

7) Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (о правах личности).

8) Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат.

9) Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе.

10) Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Принципы ведения дел в России:

1) Принципы личности:

Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.

Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.

Воздерживайся от насилия и от угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

2) Принципы профессионала:

Всегда веди дело сообразно средствам;

Оправдывай доверие – в нем основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер тот, который тоже выигрывает от сделки.


3) Принципы гражданина России:

Соблюдай действующие законы и подчиняйся действующей власти.

Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.

Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.

4) Принципы гражданина Земли:

При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.

Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем.

Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они – просто другие.

Рассмотрим неэтичное поведение и его причины

Современное общество выработало сложную систему обязательных этических правил, позволяющих людям взаимодействовать. Однако они далеко не всегда соблюдаются в практических отношениях между деловыми партнерами.

Пример:

Люди бездумно нарушают законы и нормы поведения, особенно зная, что не будут пойманы и наказаны: мусорят на улицах или незаконно копируют компьютерные программы;

Родители и другие уважаемые вами люди любыми способами пытаются уйти от уплаты налогов, скрывая часть своих доходов;

Человек, ищущий работу, приписывает себе те качества, которые у него отсутствуют;

Студенты на экзамене пользуются шпаргалками, чтобы получить хорошую оценку;

Рефераты и курсовые работы скачиваются и списывается один-в-один из Интернета.

Подобные действия, направлены на соблюдение собственных интересов вне зависимости от законов и интересов других людей, можно продолжить. Типичность и безнаказанность такой ситуации свидетельствуют о том, что подобное поведение принимается обществом. Аморальное поведение может перерасти от присваивания денег, выданных по ошибке при расчете за покупку в магазине, до получения крупных взяток.

Также следует сказать об этически сложных ситуациях. Если руководитель остановит свой выбор на действиях, дающих сиюминутный эффект, его поведение можно будет считать безнравственным и аморальным. Если же он не предпримет ни одного из таких действий, то может оказаться несостоятельным как управляющий и постоянно испытывать удручающее чувство внутреннего морального напряжения.


Примеры этически сложных ситуаций:

1) Вы работаете в табачной компании и до сих пор не были убеждены в том, что курение сигарет вызывает рак. Недавно вы познакомились с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь между курением и раковыми заболеваниями. Как вы поступите?

2) Ваш научно-исследовательский отдел усовершенствовал один из выпускаемых фирмой товаров. Товар не стал по-настоящему «усовершенствованной новинкой», но вы знаете, что появление подобных утверждений на упаковке и в рекламе повысит его сбыт. Как вы поступите?

3) Вы беседуете с женщиной, которая еще совсем недавно была управляющей по товару в конкурирующей фирме, и считаете, что ее можно взять на работу. Она с удовольствием расскажет вам обо всех планах конкурента на предстоящий год. Как вы поступите?

4) У одного из ваших дилеров на важной сбытовой территории недавно начались неурядицы в семье, и показатели его продаж упали. В прошлом это был один из самых высокопроизводительных продавцов фирмы. Как скоро войдет в норму.его семейная жизнь, неясно, а пока что большое количество продаж теряется. Есть юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как вы поступите?

Причины неэтичного поведения:

1) Слишком большой акцент на прибыль – приводит к действиям по принципу «цель оправдывает средства».

2) Неправильно понимание верности интересам компании – приводит к тому, что работники думают, что их действия, хотя и имеющие сомнительный характер, идут на благо компании.

3) Чрезмерное увлечение личными амбициями, стремление к карьерному росту – часто ведет к нарушению этики, поскольку такие работники стремятся достичь успеха любой ценой.

4) Расчет на то, что тебя не поймают при совершении неэтичных поступков (что, к сожалению и происходит в большинстве случаев).

Рассчитывая на то, что никто никогда не выяснит правду, работники склонны искажать некоторые данные (например, статью расходов в командировка; использование служебного телефона в личных целях). Работники, приходящие на работу вовремя, но проводящие время в перекурах и болтовне, не сомневаются, что получат зарплату. С другой стороны, некоторые предприятия, побуждая работников действовать согласно нормам деловой этики, позволяют себе месяцами не выплачивать им зарплату, уверенные, что те «никуда не денутся».

5) Нравственный уровень высшего руководства – если высший руководитель действует, нарушая определенные этические нормы, то среднее и низшее звено руководства их тоже нарушает.

6) Нежелание занять этическую позицию – некоторые ситуации не воспринимаются как этически двусмысленные.

В таблице 1 представлены последствия неэтичного поведения (в т.ч. «двойных стандартов») в организации, связанные с возникновением этических, управленческих и экономических проблем.

Таблица 1 – Последствия неэтичного поведения в организации

Проблемы, связанные с неэтичным поведением Пример
1) Этические проблемы - Недовольство сотрудников, ощущение неравенства и несправедливости; - Наличие группировок и нездоровой конкуренции между ними; - Обман, сокрытие информации; - «Шок реальности» для новых сотрудников.
2) Управленческие проблемы - Подрыв авторитета руководства; - Неподконтрольность «избранных»; - «Торг» вместо приказов и подчинения; - Шантаж и политические «разборки»; - Стремление угодить вместо того, чтобы делать работу; - Снижение мотивации.
3) Экономические проблемы - Снижение мотивации и управляемости, следовательно – снижение эффективности; - Высокая текучесть кадров; - Ухудшение имиджа организации.

Выбор модели поведения в этически сложных ситуациях

В деловом общении необходим выбор инструментов для анализа этичности поведения в определенной ситуации.

Выделяют алгоритм этического рассмотрения деловой проблемы (при принятии решения), включающий несколько шагов.

1) Поиск этической основы – следует определить, являются ли данные действия легальными и отвечают ли они своду законов компании и требованиям договора. Необходимо сразу определить так называемую «черную сферу», т.е. решения, которые не соответствуют определенным нормам.

Следующие шаги определяются вариантом ответа:

2) Если ответ положительный, то нужно определить, соответствуют ли данные действия стандартам профессионального этического кодекса (или кредо) (это письменный документ, который суммирует нормы этического поведения). Такой документ включает в себя правила управления предприятием, а также все, что связано с конфиденциальной информацией; включаются также положения об обязанности работников честно вести бизнес и быть объективными в принятии решений, о способах разрешения внутрифирменных конфликтов.

При принятии решения обращение к этическим нормам профессиональной деятельности является необходимостью.

3) Если предлагаемое решение соответствует профессиональному этическому кодексу, то нужно использовать принципы этики для того, чтобы оценить, являются ли действия этичными. Если эти действия этичны, то остановите свой выбор на данном варианте и примите меры для его выполнения.

При определении этичности поступка можно использовать следующую модель принятия решения; в соответствии с ней нужно ответить на шесть следующих вопросов:

1) Легально ли ваше решение?

2) Какие выгоды оно приносит окружающим, и какой ущерб будет им нанесен?

3) Хотите ли вы, чтобы это действие стало одним из универсальных стандартов поведения, относящихся ко всем?

4) Удовлетворяет ли ваш поступок тесту «дневного света» – будете ли вы чувствовать гордость за свой поступок, если его покажут по телевидению или о нем узнают знакомые?

5) Соответствует ли ваше решение «золотому правилу» нравственности?

6) Проходит ли ваше действие тест на обсуждение? Спросите мнение человека, не «втянутого» в ситуацию (считает ли он, что ваш вариант решения проблемы этичен)?

При отрицательных ответах на первые три вопроса необходимо выработать альтернативу.

Таким образом, в организации требуется создать программу по развитию этики , а именно:

1) создать этический кодекс, отражающий принципы данной организации, правила поведения сотрудников и санкции за их нарушение;

2) создать специальное подразделение, ответственное за проведение этической политики (его сотрудники производят оценку деятельности компании и отдельных работников с моральной точки зрения, расследуют и выносят решения по фактам нарушения этических норм);

3) создать различные коммуникативные каналы (например, телефон и Интернет), дающие возможность сотрудникам сообщать о фактах неэтичного поведения и просить совета по поводу поведения в сложных ситуациях;

4) разработать и проводить тренинговые программы, ориентированные на обучение работников навыкам анализа и поведения в этически неоднозначных ситуациях.