Моральные принципы (основные фундаментальные представления о должном поведении человека на которых базируются нравственные нормы)

К основным принципам относится:

1. Гуманизм (мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;)

2. Альтруизм (нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву, ради общего блага.)

3. Толерантность (обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям[)

4. Справедливость

5. Коллективизм

6. Индивидуализм

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Сформулируйте понятие и охарактеризуйте сущность, задачи этики как науки

Моральное сознание система взглядов идей и представлений о должном поведении соответствующим соц интересам.. моральное отношение совокупность тех зависимостей и связей в которые.. моральное поведение внешнее проявление морального сознания является результатом становления личности и ее..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сформулируйте понятие и охарактеризуйте сущность, задачи этики как науки
Этика пришла с Др. Греции Этика – область знаний о сущности морали законах ее возникновения и функционирования. Этика – особое гуманитарное знание предметом, которого является мор

Охарактеризуйте юридическую этику как вид профессиональной этики, ее предмет
Проф. Этика – кодексы поведения обеспечивающие н6равственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их проф. деятельности. Юридическая этика, как отрасль этики – совок

Дайте понятие и охарактеризуйте систему морали
Мораль – система норм и принципов определяющих характер взаимоотношений между людьми в соответствии с принятыми в обществе понятиями о добре и зле, справедливо и не справедливом, дост

Общие св-ва морали и права
1. Являются целостной системой нормативного регулирования т.к. представляют собой разновидности соц норм 2. Одни и те же цели и задачи 3. Один и тот же предмет регулирования, регу

Определите критерии различия морали и права
Право – совокупность общеобязательных гос предписаний и принципов выражающих согласованную волю различных групп, людей в обществе, выступающих мерой свобод и ответственные за их прост

Сформулируйте правовые и нравственные начала правосудия
№ 7 правосудие и нравственное содержание правосудия Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданс

Требования содержащиеся в нормативно правовых актах
Во всеобщей декларации прав человека (принятой ООН 10 декабря 1948г.) Ст 1: установлено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах Ст

Сформулируйте общечеловеческие нравственные ценности в Конституции Республики Беларусь (гуманизм, справедливость, принципы судопроизводства)
СТ 2 КРБ; Ст 22 крб – категория справедливости, все равны перед законом; Ст 23: ограничение прав и свобод Ст 24: гарантирование права на жизнь; Ст 25: охрана дос

Сформулируйте нравственные принципы и нормы в уголовном праве
Ст 2 устанавливает задачу УП, охрана мира и безопасности человечества, человека его прав и свобод, собственности прав юр лиц, природной среды, общественных и гос интересов, конституц строя РБ, а т

Этич проблемы доказывания
Установление истины по уголовному делу, как нравствен цель доказ.: Устан истины- непременное условие справедливого правосудия. Отрицает установление истины по делу р

Этика проведения допроса и очной ставки
Дорос (ст 215-221) Цель допроса: получение у допрашиваемого правдивых показаний об обстоятельствах существенных для дела(правовая и нравственная деят допроса) Запрещ

Сформулируйте понятие юридической психологии, охарактеризуйте ее предмет
Юридическая психология - отрасль психологической науки Психология - это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки "психо

Охарактеризуйте систему и методы юридической психологии
Методы юридической психологии В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в

Система юридической психологии
Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М. Право

Задачи юридической психологии
Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные. Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридически

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Учение Гиппократа - основателя древней научной медицины, реформатора медицинской школы Античности. Коллекция медицинских трактатов, известная как Гиппократовский корпус. Клятва Гиппократа, принципы непричинения вреда, сохранения врачебной тайны.

    презентация , добавлен 10.12.2015

    Моральные ценности христианства в профессиональной этике врачей. Формирование монастырской медицины. Деятельность Института сердобольных вдов, Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Развитие медицины в советское время. Присяга и клятва врача.

    презентация , добавлен 23.09.2013

    Морально-этические проблемы медицины. Определение качества медицинской помощи и ее основных составляющих элементов. Суть и значение врачебной этики. Особенности и принципы взаимоотношений врача и больного, медика и пациента. Врачебная тайна и эвтаназия.

    презентация , добавлен 18.11.2014

    Основные принципы и правила медицинской этики, деонтологическое отношение врача к больному и его родственникам, коллегам по профессии, обществу. Моральные и правовые аспекты деонтологии. Моральные нормы и принципы, вытекающие из врачебной деятельности.

    презентация , добавлен 21.03.2019

    Гиппократ как великий реформатор античной медицины и материалистом. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Правила врачебной этики, сформулированные в "Клятве Гиппократа" и их ценности для молодого поколения врачей.

    презентация , добавлен 13.05.2015

    Понятие и принципы этики, особенности ее проявления в медицинской сфере. Определение качества медицинской помощи и его составляющие элементы. Основы консультирования и межличностного общения. Сущность и значение врачебной тайны, ее необходимость.

    презентация , добавлен 01.04.2014

    Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от жестоких обращений. Медицина в чрезвычайных ситуациях. Медицинская этическая проблема в обучении студента.

    презентация , добавлен 29.03.2015

    Организационные принципы и современные теории медицины и здравоохранения. Социальные и биологические факторы здоровья. Понятие о здоровом образе жизни. Сущность и методы изучения здоровья. Организационно-правовые основы медицинской деятельности.

    Какими принципами должен руководствоваться человек в своей повседневной жизни? Как ему избежать поступков, увеличивающих количество зла в мире, как сделать правильный выбор? Конечно, каждый человек уникален, у каждого своя судьба, своя карма, свои взаимоотношения с силами света и тьмы, свои основные цели текущего воплощения. Однако существуют общие для всех людей принципы, правила поведения, следуя которым всегда и при любых обстоятельствах можно с большой степенью вероятности избежать ошибки. Поняв и приняв эти правила, человек сможет более успешно противостоять силам зла, очиститься от зла в себе самом.

    Система морально-этических принципов содержится практически во всех сложившихся религиях. Обычно она включает в себя две части: указания, как надо себя вести в тех или иных обстоятельствах, и запреты, чего нельзя делать ни при каких условиях. В разных религиях эти системы проработаны более или менее детально, регламентируя всю жизнь человека или отдельные ее стороны. Иногда морально-этические принципы в разных религиях не совпадают и даже противоречат друг другу. Однако значительно чаще знакомство с ними наводит на мысль о едином источнике их происхождения. Например, широко известно так называемое золотое правило: "Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе", или в другой формулировке: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Матф. 7, 12). Это правило в том или ином виде содержится не только в христианстве, но и во многих других религиях и учениях. Его же использовал немецкий философ И. Кант при разработке своего известного категорического императива. Это правило восходит еще к Заратуштре, а возможно, и к более древним пророкам, так как главной задачей Заратуштры было вернуть учение к изначальным чистым истокам.

    Заратуштра оставил нам также три заповеди, три морально-этических принципа зороастризма, являющихся тремя проявлениями божественного огня. Эти принципы выражаются тремя авестийскими словами: ХУМАТ, ХУКСТ, ХУВАРСТ, которые переводятся как Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело. Эти три слова надо постоянно помнить, повторять и следовать им, причем эти понятия должны находиться в непрерывной гармонии. То есть нельзя отказываться ни от одного из них. Они определяют три вселенских начала, лежащих в основе нашего мира и проявляющихся на всех уровнях бытия. В китайской философии им соответствуют начала ЯН (активное, отдающее, мужское, центробежное, порождающее), ИНЬ (пассивное, принимающее, женское, центростремительное, оформляющее, сохраняющее) и ДЭН (объединяющее начало, середина, связка, трансмутация, качественный переход). При этом ЯН соответствует Благой Мысли, ИНЬ - Благому Делу, ДЭН - Благому Слову. Эти же три начала отражены в христианском понятии о Божественной Троице. В индуизме эти три начала соответствуют Браме, Вишну и Шиве, как активному и творческому началу, сохраняющему и гармонизирующему началу, а также преобразующему и трансформирующему началу. В зороастризме они соответствуют трем формам мира: миру духа Меног, миру души Ритаг, миру физических тел Гетиг. И эти три заповеди Заратуштры как раз и призывают нас не способствовать увеличению зла в каждом из этих миров, а стремиться восстанавливать гармонию в них.

    Любое наше дело, деяние, любой поступок рождается под действием изначальной мысли, являющейся проявлением духа, активного творческого начала в нас. Слово связано с воплощением мысли в конкретные дела, оно является проводником, связью. Наконец, дело - это то, что рождается под действием мысли, то, что воспринимает, накапливается и сохраняется. То есть сначала появляется замысел, идея, желание что-то сделать. Затем мы четко формулируем, что собственно мы хотим, объясняя это себе и, возможно, другим, составляем план действий. И только потом мы реализуем свой замысел в конкретное дело, действие, изделие. На всех трех стадиях этого процесса мы должны соизмерять свои действия с законами нашего мира, служить добру, а не злу. Только тогда, когда это выполняется, результат может считаться благим, продвигающим нас вперед по пути нашей эволюции. То есть мы должны постоянно контролировать и свои мысли, и свои слова, и свои дела.

    Если будет одно качество, и не будет других, или будет два, а третьего не будет, то ничего хорошего не получится. Если мы в одном из миров увеличиваем количество добра и одновременно в другом мире способствуем укреплению зла, то это будет проявлением манихейства, служением Богу и дьяволу одновременно и может стать очередным шагом к порабощению нас силами зла. Мысли, слова и дела должны быть чисты и находиться в гармонии между собой. Расхождение, раскол между ними создают условия для проявления зла. Например, человек говорит хорошие слова, дела вроде делает благие, а мысли у него, мягко говоря, несоответствующие. Переводит он старушку через дорогу, речи говорит заботливые, а сам думает: "Навязалась ты на мою голову, старая карга!" Не зачтется ему это доброе дело. Или другой пример. Мысли, намерения у человека вроде самые чистые и светлые, слова говорит он правильные, но как доходит до дела - делает всякую гадость. Делает, а сам при этом мучается, ночами не спит, всячески себя ругает. Или еще: мысль хорошая, делает хорошо, а говорит при этом плохо. Так нельзя: все должно быть в гармонии. Ведь эгрегор зла подпитывается не только неправедными делами, но и дурными мыслями, а также злыми словами. Об опасности греха в мыслях говорил и Иисус Христос.

    Благая Мысль - это значит: не греши идеей, не возводи хулу на Святой Дух. Иметь Благую Мысль - это прежде всего иметь веру, не иметь сомнения, потому что грех сомнения вытекает как раз из осквернения Благой Мысли. При этом, естественно, имеется в виду не то, как верить, а, гораздо важнее, во что верить. Человек, конечно, должен развивать в себе частицу Божественного Огня, но ему не следует забывать, что он является частью мироздания. Он должен осознавать мир, но не имеет права противопоставлять себя миру, становиться на путь служителя зла. Любой неверующий человек, вносящий раскол в этот мир на уровне идеи, - осквернитель Благой Мысли.

    Благое Слово - это значит: не греши в словах, не оскверняйся через слово, не оскверняй через слово окружающий мир, не служи злу словом. Прежде всего человек не должен лгать, обманывать, искажать действительность сознательно или бессознательно. Ложь - один из самых страшных грехов.

    И в конце формулы - Благое Дело. Поступки, дела, воплощенные деяния человека, те дела, по которым человека судят. Хотя дела - это только конечный продукт, рождающийся из мысли, но судят именно по делам, по воплощенному результату и мыслей, и слов. После совершенного дела можно говорить любые слова, оправдываться перед другими, перед самим собой - это уже никого не волнует. При этом, конечно, благое дело не должно оскверняться дурными мыслями и словами.

    Еще один основополагающий морально-этический принцип зороастризма - принцип золотой середины. Сейчас многие считают его изобретением Аристотеля, однако он гораздо старше. Вспомним, что зло - разрушение изначальной целостности мира, а значит, эта целостность, это равновесие могут быть нарушены как в одну, так и в другую сторону. Отсюда следует, что плохим является как избыток, так и недостаток любого свойства, качества. Золотая середина - то, что соответствует целостности мира. Поэтому принцип золотой середины органически вытекает из зороастрийского учения о добре и зле. Во всех областях жизни существует оптимальный путь, и отклонение от этого пути как в одну, так и в другую сторону нарушает закон. Даже в религии осуждается как неверие, атеизм, так и фанатизм, зацикливание на религиозных вопросах, нетерпимость к инакомыслящим. Еще один пример, из области питания: осуждается и обжорство, чревоугодие, с одной стороны, и аскеза, голодовка, неоправданные ограничения, с другой стороны. Уже упоминавшаяся двойная свастика, сокровенный символ зороастризма, - это также выражение принципа золотой середины между эволюцией человека и Вселенной. Задачей человека является осознание этой золотой середины и следование ей во всех своих делах. Надо помнить, что избыток и недостаток одинаково служат злу. Здесь особенно справедлива мысль о том, что крайности сходятся, смыкаются между собой.

    В наше время гораздо больше распространено вульгарно-упрощенное понимание мира: "Чем того или другого больше (как вариант - меньше), тем лучше. И слишком много (или мало) этого быть не может". В результате мы видим шараханья из стороны в сторону: диктатура - анархия, атеизм - религиозный фанатизм, роскошь - нищета, болтливость - замкнутость, ожирение - истощение и т.д. Причем это касается как отдельных людей, живущих в одно время, так и господствующих.умонастроений в обществе. Надо помнить, что даже кашу можно испортить маслом. Да, осознать золотую середину в том или ином вопросе несколько сложнее, чем абсолютизировать ценность того или иного понятия, но именно она соответствует правильному, гармоничному миру.

    Согласно зороастризму, человек, который следует принципу золотой середины, попадает под защиту невидимой ограды (в Авесте - Вара). Он как бы находится в центре бури, в той самой точке, где сияет солнце и спокойно море, в то время как вокруг вздымаются огромные волны и ревет ураган. Моряки называют ее "глаз бури". Любые отклонения от этой точки резко повышают уязвимость человека и делают его беззащитным.

    Единственный вопрос, который в принципе не может быть решен с позиции принципа золотой середины, - это вопрос взаимоотношений добра и зла. Здесь никакой середины нет и быть не может. Любой отход от добра увеличивает количество зла. Поэтому не может быть никакой золотой середины между пороком и добродетелью, между грехом и праведной жизнью. Нельзя согрешить "наполовину", неполный грех - это тоже грех, тоже зло, за которое придется расплачиваться рано или поздно. Принцип: "Не согрешишь - не покаешься", разрешающий делать зло, но затем раскаиваться в нем, - зороастризм не приемлет. Не признается зороастризмом и другой известный принцип: "Испробуй все - придерживайся лучшего". Гораздо ближе ему вот это: "На ошибках учатся, но только дураки учатся исключительно на своих ошибках".

    В этой главе нельзя не остановиться также на большом оптимизме, присущем зороастризму. Прежде всего этот оптимизм исходит из понимания сущности зла и того, что оно будет неминуемо уничтожено. Даже те люди, которые попадают после смерти в ад, не будут находиться в нем вечно (как считается в христианстве), а, отстрадав свое, выйдут оттуда. Здесь надо отметить, что в ад, как место страшных мучений, согласно зороастризму, попадают только люди, полностью перешедшие на службу злу, не сохранившие своей божественной сущности, зомби. Так что человеку придется очень постараться, очень сильно нагрешить, если он захочет после смерти попасть в ад. Эти соображения определяют, так сказать, глобальный оптимизм, связанный с эволюцией мира.

    Но зороастрийцам свойственен оптимистический взгляд на жизнь и на бытовом уровне. В доказательство приведем отрывок из одного из зороастрийских текстов, где описываются шесть видов утешения в беде: "Во-первых, когда меня постигает какая-нибудь неудача, я доволен уже тем, что она - не самая худшая. Во-вторых, если несчастье сваливается на мое тело, я благодарен за то, что оно не затронуло душу, ибо лучше, чтоб оно поразило тело, чем душу. В-третьих, я благодарю за то, что из всех бед, предназначенных для меня, по крайней мере одна уже прошла. В-четвертых, я благодарен судьбе за то, что я еще хороший человек, раз проклятый и ненавистный Ахриман и демоны наслали эту напасть на мое тело вследствие моей добродетели. В-пятых, так как кто бы ни совершил злое дело, непременно должен пострадать либо сам, либо его дети, то я благодарен, что сам расплатился за все, а не мои дети. И, в-шестых, я благодарен еще за то, что так как весь вред, который проклятый Ахриман и его демоны могут причинить созданиям Хормазда, ограничен, то всякая беда, выпавшая на мою долю, - это потеря из копилки Ахримана, и он не может наслать ее во второй раз на другого доброго человека".

    В одном из авестийских текстов написано, что человек должен одну треть своих дней и ночей "отдавать посещению духовной школы и советам мудрости святых людей", другую треть - "возделывать землю, делая ее плодородной" (то есть проявлять себя на земном уровне) и третью - "есть, отдыхать и веселиться", то есть это как бы тройственность проявления себя в жизни. В зороастризме считается, что когда человек проявляет себя через скорбь и страдания, то он не просветляется, а, наоборот, вносит страдания в этот мир, так как является частицей целостного мироздания. А вот если он будет весел, будет радоваться, творчески реализует себя, несмотря на тяжелую жизнь, вот этим он действительно внесет в мир гармонию. Конечно, очищение души вследствие катарсиса здесь не отрицается, но не надо создавать себе трудности искусственно, не надо стремиться к страданиям ради самих страданий. Очень большое значение придается в зороастризме и чувству юмора, что отличает его от многих других религий. Тот, кто лишен чувства юмора, не может считаться полноценным зороастрийцем. Ведь если подумать, то человек, относящийся ко всему с юмором, никогда не совершит тех страшных грехов, которые вполне по силам тому, кто абсолютно серьезен. Даже в случае, когда какую-то одну сторону жизни человек воспринимает чрезмерно всерьез, он может встать на путь фанатизма, преследования несогласных с ним в этом вопросе. Все преступления совершаются с самым серьезным выражением лица, что абсолютно точно подмечено в фильме "Тот самый Мюнхгаузен". И еще. Когда ученый, исследователь, писатель говорит или пишет о чем-то чрезмерно серьезно, нудно, с использованием многочисленных специальных терминов, никому, кроме него, не понятных, то скорее всего он сам слабо разбирается в излагаемом вопросе и пытается скрыть это. Настоящий специалист может объяснить практически все буквально "на пальцах", понятно для любой аудитории и, самое главное, кратко. Глубина понимания никогда не зависит от количества использованных слов, терминов, понятий.

    Несколько цитат из авестийских текстов: "Принимай все легко", "Выкинь из головы все, что прошло, и не беспокойся о том, что еще не пришло", "Говори кратко и только после многих размышлений, ибо есть время, когда лучше говорить, а есть время, когда лучше хранить молчание, но в целом молчать лучше, чем говорить".

    Таким образом, если человек следует перечисленным морально-этическим принципам, то он находится на правильном пути и может рассчитывать на помощь светлых сил. Но какие светлые силы существуют? Остановимся на этом вопросе, хотя он и не имеет прямого отношения к теме данной главы. Для начала - цитата, описывающая сотворение мира, из древнекитайского трактата Дао дэ цзин (около VI-V вв. до н.э.), написанного Лао Цзы: "Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа". Что здесь имеется в виду? Прежде всего обратимся к понятию Дао: "Дао пусто, но в применении неисчерпаемо... Оно кажется праотцом всех вещей... Оно предшествует небесному владыке". Нетрудно понять, что Лао-Цзы имеет здесь в виду Зерван, которому в нумерологии (науке о числах) соответствует число нуль. Итак, верховной светлой силой является Абсолют Абсолютов, Зерван, который порождает все сущее. Вернемся к первой цитате. "Дао рождает одно" - это означает, что Зерван дает толчок к созданию мира его Творцом, Ахура-Маздой.

    Дальнейшее сотворение мира - это дело Творца, которому соответствует число один. В свою очередь, Творец порождает два - это первичная двойственность: Арта (переводится как истина) - высшее рождающее начало, мать мира, сила движения, порождающая мир и указывающая путь истинного блага, а также Спента-Майнью - Дух Святой, Дух Света, через которого проявляется благодать божьего духа, выбор в сторону добра и который противостоит Ангра-Майнью. Далее следует три - это три высших святых, не имеющих своих имен, которые соответствуют трем формам мира: Меног, Гетиг, Ритаг. Они являются олицетворением этих миров, их хранителями и предстоят перед престолом Бога, а также определяют трехчленность нашего мира. Они уже рождают все остальное.

    Числа 4 и 5 считаются на этом уровне не принадлежащими к этому миру, они относятся к Зервану, точнее, к его проявлениям. Число 4 связано с четырьмя формами времени: прошлое, настоящее, будущее, вечное. Число 5 относится к Тхваше - пространству, к тому, через что проявляется время.

    В нашем мире за тройкой сразу следует число 6, связанное с первичной гармонией, целостностью. В иерархии небесных сил это шесть высших святых (их можно назвать архангелами). В Авесте они названы Амеша Спента и являются вместе с Ахура-Маздой покровителями семи благих творений. Аша Вахишта - покровитель Огня, Шахревар - хранитель Неба, Хаурват - покровитель Воды, Спента Армаити - покровительница Земли, Амиртат - хранитель Растений, Вохуман - покровитель Животных, покровитель Человека - сам Творец, Ахура-Мазда. Подробнее о них будет рассказано в следующей главе.

    Далее идет число 7 и связанное с ним число 28 (то есть четырежды семь). Соответственно, следующий уровень небесной иерархии - 28 верхних ангелов, верхних, высших Изедов, из которых выделяются 7 носителей высших начал. Митра - хранитель закона, управитель рока, Хварна - покровитель свободы, высшей благодати, Сраоша - хранитель знаний, воздающий каждому по заслугам, Вайю - хранитель пустоты, всего непроявленного, Рашну - хранитель справедливости, равновесия, Ардвисура Анахита -покровительница гармонии, всего живого, Даэна - хранительница веры, религии.

    Затем следует число 8 и связанное с ним число 32 (то есть четырежды восемь). Это следующий, более низкий уровень иерархии светлых сил - нижние, малые ангелы (Изеды).

    Это высшие уровни небесной иерархии. Во многих текстах все высшие сущности нередко называются богами, но здесь всегда надо помнить, что они только выполняют волю единого Творца. Каждому из них отведена какая-то область деятельности, какая-то сторона мира, за которую они несут ответственность.

    Более низкие уровни небесной иерархии - это уровни святых (аналогичных христианским святым), которые рассматриваются как предки всех людей. Культ почитания предков очень развит в зороастризме, но, помимо своих собственных предков, каждый человек обязан чтить и тех, кто достиг уровня святых в результате своей земной жизни. Вообще понятие иерархии не совсем применимо к силам добра. Среди них нет четко заданного разделения сфер влияния, нет жесткой системы подчинения низших высшим (зато все это есть у сил зла, там - жесткая система). Силы света многофункциональны, взаимозаменяемы, свободны в своем развитии, а вот каждый бес, дэв имеет одну четко выделенную функцию, хотя он может приспосабливаться, менять маски, у него нет индивидуальности, он только ячейка в коллективном эгрегоре зла. Поэтому, обращаясь к силам света, человек может просить о любом деле любого из святых, ангелов, архангелов, так как его молитва, его просьба будет в случае необходимости передана по назначению и выполнена, если он этого заслуживает. А заслужить это можно, в частности, следуя рассмотренным в этой главе основным морально-этическим принципам.


    Многие люди мучаются переживаниями: “Как я мог (поступить так), ведь знал же…”, “Почему я, хоть и хотела быть хорошей, постоянно делаю другим плохо?” Или, например, почему мир нравственно разлагается и катится в пропасть, морально деградируя до пьющей, курящей, занимающейся сексом и вопросами престижа биомассы….

    Стыд, вина и мораль, нравственные принципы. Все это работало еще век назад, и все это значительно меньше “работает” для современного общества.

    Почему так?

    Давайте разбираться!

    Социологическая часть

    Начнем с обществоведения. В самом деле, еще совсем недавно (до 50-60-х гг. в США, до 70-80-х на территории (бывшего) СССР моральные нормы и нравственные принципы значили очень многое. Человека легко было застыдить, обвинить, и он послушно “брал на себя” тяжкое бремя этих чувств.

    Сейчас же заставить кого-то стыдиться своего поступка, или винить себя в произошедшем довольно сложно.

    Это – закономерный результат длительного процесса.

    а) Долгое время люди жили общинами, деревнями, семьями. Сейчас же вместо деревень (где все на виду – и все как единое целое) люди предпочитают мегаполисы. Соотношение (примерно) за век изменилось с 90/10 (деревня-город) до 10/90.

    В городе вместо общественного порицания, общественной морали и карающего “единого целого” работает УК, ГК и НК, то есть – законодательство. “Отцовская функция” отдана на откуп государству.

    б) Люди стали больше осознавать себя как личности, как .

    В разные периоды этот процесс был разным – то ближе к “мы – единое целое”, (один народ, одна семья, значение семьи было большим), то к “каждый человек – уникальность”.

    В частности, Карл Витакер отмечал периоды 20-х гг. (ценность индивидуальности), 30-40 (ценность семьи), послевоенные годы – реставрация ценности семьи, 60-70 – снова время индивидуальностей, и так далее.

    У нас этот процесс немного запаздывает, и по моим личным впечатлениям, мы своеобразно преломили и отыгрываем “время хиппи”, время, когда ценность семьи, брака (а значит, и “морали ближнего круга”) минимальна.

    Плюсы – большая свобода творчества, самовыражения, больший потенциал, но меньше опоры на ценности (а значит, и меньше уверенности в будущем).

    Итак, стыд и вина, как и нравственные принципы, чахнут и “загибаются” там, где личность внезапно осознаёт себя таковой и начинает оценивать себя самостоятельно .

    Не без “перегибов на местах” – то есть, не без детской дури и юношеского сверх-энтузиазма, но все же.

    Психологическая составляющая

    К сожалению, не все принципы одинаково полезны.

    Большинство из них дети усваивают в довольно раннем детстве, а потом очень слабо осознают.

    Знакомы ли вам фразы:

    Деньги это зло,

    Нужно быть хорошим ко всем людям,

    Улыбнись тому, кто сидит в пруду, и он улыбнется тебе,

    Девочки должны хотеть замуж,

    Мужчина должен обеспечивать семью,

    На обед надо есть суп,

    Достойный человек всегда поступает правильно…

    (список практически бесконечен).

    И уже первый взгляд подростка на усвоенные нормы, догмы и правила, выявляет, что они работают, мягко говоря,

    а) не всегда

    б) почему-то не для всех.

    Это вызывает недоумение, злость, но одновременно провоцирует “проверить на прочность этот мир”.

    Возвращаясь к социологии, помним, что у нас человек-в-городе – это Личность, причем часто – личность, довольно странно сформировавшаяся (без достаточной поддержки, опеки, с “кривой” привязанностью, в неблагополучных и дисфункциональных семьях, и т.п.)

    В итоге мы имеем: взрослых “подростков”, которым очень трудно жить в этом мире. Они не имеют устойчивой связи со значимыми людьми, и одновременно воспринимают свою свободу действий как безнаказанность и право на совершение любых действий.

    В итоге они управляются по большей степени инстинктами и неосознанными побуждениями (“куда хочу – туда лечу! я птица вольная!”)

    А в гештальт-подходе…

    По структуре функции Я (Self) в теории гештальт-терапии моральные (нравственные) принципы относятся к Персоне (Persona) – такой части, которая отвечает за самоописание:

    Какой я?

    Что я умею (умел)?

    Чего я (обычно) хочу?

    Чего я достоин (недостоин)?

    Что для меня важно (ценно)?

    Что для меня допустимо (недопустимо) делать?

    В общем, все, что отвечает за оценку себя.

    Наши установки, нравственные и иные ценности – наиболее “медленная” часть психики.

    В Ид процессы протекают постоянно. Эго-функция “подключается”, когда надо уравновесить Персону и Ид, сделать верный выбор (хочу в туалет, но туалетов поблизости нет, допустимо ли мне прямо на площади справить нужду?)

    А дальше результат этого выбора – действие – и его оценка (какой я был, когда справил нужду на площади) – “записываются” в самоописание.
    Персона меняется очень, очень медленно, и под действием только достаточно внушительных сил.

    Плюс к этому, многие люди имеют

    Уплощенное,

    Нечеткое,

    Не соответствующее действительности описание себя .

    Им тупо непривычно задумываться о себе.

    Ведь для того, чтобы оно сформировалось “с точностью до наоборот”, четким, объемным, реальным, нужны навыки рефлексии (думания о ситуации и себе, анализа).

    Тем не менее, у многих людей Личность представляет собой довольно-таки скудное описание, и с помощью защит психики исключает “неудобные” описания, например,

    • - когда они напились и вели себя опасным для окружающих образом,
    • - когда они поступили не так, как считают правильным для других,
    • - когда они делали что-то, сообразно сиюминутным потребностям, не соотносили с описанием себя как “высокоморального человека”, например.

    Т.е. потребность (ИД) оказалась сильнее, чем установка. Голод оказался больше страха наказания за воровство еды…

    Окончательные итоги по морали и нравственности в нашем обществе

    В итоге: якобы-личности ходят между нами с вами, и делают многое из того, что взрослый и хорошо рефлексирующий (оценивающий, анализирующий себя) человек обычно себе запрещает.

    Наказать их можно только по УК, ГК, НК. Но наказывать у нас, в отличие от Германии, не принято – “на своих не стучат”, “своих не сдают”.

    (чтоб, грубо говоря, “перед мамкой было стыдно, что у нее сын такой”) – не сформировано.

    А люди – что люди. Люди пытаются в этом во всем жить и по возможности оставаться добрыми.

    Нравственность Современного общества основана на простых принципах:

    1) Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей.

    2) Права всех людей равны.

    Эти принципы проистекают из тех тенденций, которые описаны в разделе «Прогресс нравственности». Поскольку главный лозунг Современного общества - «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека - даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям.

    Необходимо заметить, что из этих двух принципов проистекает третий: «Будь энергичен, добивайся успеха своими силами». Ведь каждый человек стремится к личному успеху, а наибольшая свобода дает максимум возможностей для этого (см. подраздел «Заповеди Современного общества»).

    Очевидно, что из этих принципов следует и необходимость порядочности. Например, обман другого человека - это, как правило, причинение ему ущерба, а значит осуждается Современной нравственностью.

    Нравственность Современного общества в легком и веселом тоне описал Александр Никонов в соответствующей главе книги «Апгрейд обезьяны»:

    От всей сегодняшней морали завтра останется одно-единственное правило: можно делать все что угодно, непосредственно не ущемляя чужих интересов. Здесь ключевое слово - «непосредственно».

    Мораль - это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову «приличия». Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ - можно сказать, что это нравственный человек.

    Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль - общество, толпу, соседей; религиозная мораль - Бога. А нравственность - это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля.



    Ходить голым по улицам - аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй - безнравственно. Почувствуйте разницу.

    Мир движется в сторону аморализма, это правда. Зато он идет в сторону нравственности.

    Нравственность - штука тонкая, ситуативная. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам.

    4 Вопрос Нравственные ценности и идеалы.

    Нравственность - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

    Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.



    Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

    Моральные ценности и нормы: гуманизм и патриотизм

    Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс.

    Моральные нормы - это. единичные частные предписания, например, "не лги", "уважай старших", "помогай другу", "будь вежлив" и др. Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. В то же время их простота не означает легкости исполнения и требует от человека моральной собранности и волевых усилий.

    Моральные ценности и нормы выражаются в моральных принципах. К ним относятся, гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др.

    Так, принцип гуманизма (человечности) требует от личности следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права.

    Коллективизм требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с общими интересами, уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи.

    Мораль требует от человека развития в себе способностей к выполнению ее требований. В классической этике эти способности личности назывались несколько высокопарно, но весьма точно - добродетели, т. е. способности к деланию добра. В понятиях добродетелей (моральных качеств личности) конкретизируются ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном в характеристиках самого человека. И хотя в каждом человеке перемешано много и хорошего, и плохого, моральное сознание стремится выделить самые ценные нравственные характеристики человека и объединить их в обобщенном Идеальном образе нравственно совершенной личности.

    Так в моральном сознании складывается понятие нравственного идеала личности, воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом для подражания. По большей части свое воплощение идеал находит в мифологических, религиозных и художественных образах - Ильи Муромца, Иисуса Христа, Дон-Кихота или князя Мышкина.

    В то же время осознание зависимости нравственных характеристик человека от условий общественной жизни вызывает, в моральном сознании мечту о совершенном обществе, где будут созданы условия для воспитания нравственно совершенных людей. Поэтому вслед за личным нравственным идеалом в моральном сознаний создается понятие нравственного идеала общества. Таковы религиозные упования на грядущее "царство Божие", литературные и философские утопии ("Город Солнца" Т. Кампанеллы, "Золотая книга об острове Утопия" Т. Мора, теории социалистов-утопистов).

    Социальное назначение морали заключается в чрезвычайно важной роли в процессе исторического развития общества, в том, что мораль служит средством его духовного сплочения и совершенствования посредством выработки норм и ценностей. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни и сознательно служить обществу.

    Добро и зло наиболее общие понятия морального сознания, служащие для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, хорошего и плохого. Добро - это все, положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами и идеалами, способствующее развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности.

    Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями.

    Первоначально представления о добре формировались вокруг идеи блага, полезности вообще, но с развитием морали и человека эти представления наполняются все более духовным содержанием. Подлинным добром моральное сознание считает то, что служит развитию в обществе и человеке гуманности, искреннему и добровольному единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, вежливость и тактичность. Все это именно те духовные ценности, которые в отдельных случаях могут казаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составлять единственно прочный духовный фундамент для осмысленной человеческой жизни.

    Соответственно злом моральное сознание считает все, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.

    Понятие нравственного долга выражает превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека, осознание им своих обязанностей как нравственного существа.

    Требования нравственного долга, выражающие ценности морали через внутренний настрой личности, зачастую расходятся с требованиями социальной группы, коллектива, класса, государства или даже просто с личными склонностями и желаниями. Что предпочтет в таком случае человек - уважение человеческого достоинства и необходимость утверждения гуманности, составляющие содержание долга и добра, или расчетливую выгоду, стремление быть, как все, выполнять наиболее удобные требования, - будет характеризовать его моральную развитость и зрелость.

    Мораль как внутренний регулятор поведения человека предполагает, что личность сама осознает объективное общественное содержание своего нравственного долга, ориентируясь на более общие принципы морали. И никакие ссылки на обычные и распространенные формы поведения, массовые привычки и авторитетные примеры не могут снять ответственность с личности за неправильное понимание или пренебрежение требованиями морального долга.

    Здесь на первый план выступает совесть - способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя их исполнения, контролировать и оценивать свое поведение с моральной точки зрения. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, смысла жизни. Он сам задает для себя критерии моральной оценки и выносит на их основании моральные суждения, прежде всего оценивая собственное поведение. И если внешние для морали опоры поведения - общественное мнение или требования закона - можно при случае обойти, то обмануть самого себя оказывается невозможно. Если это и удается, то исключительно ценой отказа от собственной совести и потери человеческого достоинства.

    Жизнь, по совести, стремление к такой жизни повышают и укрепляют высокую положительную самооценку личности, ее чувство собственного достоинства.

    Понятия человеческого достоинства и чести выражают в морали представление о ценности человека как нравственной личности, требуют уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод. Наряду с совестью эти представления морали служат способом самоконтроля и самосознания личности, основой требовательного и ответственного отношения к самому себе. Они предполагают совершение человеком поступков, обеспечивающих ему общественное уважение и высокую личностную самооценку, переживание нравственного удовлетворения, которые в свою очередь не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства.

    При этом понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой поведения человека как представителя какой-то общности, коллектива, профессиональной группы или сословия и признаваемыми за ними заслугами. Поэтому честь ориентируется в большей мере на внешние критерии оценки, требует от человека поддерживать и оправдывать репутацию, которая распространяется на него как представителя общности. Например, честь солдата, честь ученого, честь дворянина, купца или банкира.

    Достоинство имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого человека на уважение и ценность личности как морального субъекта вообще. Первоначально достоинство личности связывалось в родовитостью, знатностью, силой, сословной принадлежностью, позднее - с властью, могуществом, богатством, т. е. основывалось на неморальных основаниях. Такое понимание достоинства может исказить его нравственное содержание до прямо противоположного, когда достоинство личности начинает, связываться с достатком человека, наличием у него "нужных людей" и "связей", с его "умением жить", а фактически умением унижаться и заискивать перед теми, от кого он зависит.

    Моральная ценность достоинства личности ориентируется не на материальное благополучие и преуспеяние, не на внешние знаки признания (это скорее можно определить как тщеславие и чванство), а на внутреннее уважение личности принципов истинной человечности, свободное добровольное следование им вопреки давлению обстоятельств и соблазнов.

    Еще одним важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Оно выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях. Издавна понятие справедливости связывалось с идеей равенства, однако понимание самого равенства не оставалось неизменным. От примитивно-уравнительного равенства и полного соответствия деяния и воздаяния по принципу "око за око, зуб за зуб", через принудительное уравнивание всех в зависимости и бесправии перед властью и государством к формальному равенству в правах и обязанностях перед законом и моралью в демократическом обществе - таков путь исторического развития идеи равенства. Более точно содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, т. е. соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неприемлемая для нравственного порядка вещей несправедливость.

    5 Вопрос Моральное сознание, его структура и уровни.

    Мораль представляет собой систему, обладающую определенной структурой и автономией. Важнейшими элементами морали предстают моральное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность и моральные ценности. Нравственное сознание – это совокупность определённых чувств, воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла. В нравственном сознании обычно выделяют два уровня: психологический и идеологический. При этом необходимо сразу же выделить различные виды нравственного сознания: оно может быть индивидуальным, групповым, общественным.

    Психологический уровень включает в себя бессознательное, чувства, волю. В бессознательном проявляются остатки инстинктов, естественные нравственные законы, психологические комплексы и другие феномены. Бессознательное лучше всего изучено в психоанализе, основателем которого является выдающийся психолог XX века Зигмунд Фрейд. Существует большая специальная литература, посвящённая проблеме соотношения психоанализа и этики. Бессознательное по большей части имеет врождённый характер, но оно может предстать и как целая система сформированных уже жизнью комплексов, которые в значительной степени влияют на выбор зла. Психоанализ выделяет в психике человека три уровня: «Я» («Эго»), «Оно» («Ид») и «Сверх-Я» («Супер-Эго»), последние два уровня и являются основными элементами бессознательного. «Оно» при этом часто определяется как подсознательное, а «Сверх-Я» - как сверхсознательное. Подсознательное часто предстаёт субъективным основанием выбора зла. Очень важную роль в морали играют нравственные чувства. К нравственным чувствам относятся чувства любви, сострадания, благоговения, стыда, совести, ненависти, злобы и др. Нравственные чувства отчасти являются врождёнными, т.е. присущими человеку от рождения, данные ему самой природой, а отчасти они социализуемы, воспитуемы. Уровень развития нравственных чувств субъекта характеризует нравственную культуру данного субъекта. Нравственные чувства человека должны быть обострёнными, чутко и правильно реагирующими на происходящее Стыд есть моральное чувство, через которое человек осуждает свои действия, мотивы и моральные качества. Содержанием стыда является переживание вины. Стыд есть первоначальное проявление нравственного сознания и в отличие от совести имеет более внешний характер. Как элементарная форма нравственного сознания стыд, прежде всего, выражает отношение человека к удовлетворению своих природных потребностей.Совесть есть нравственно-психологический механизм самоконтроля. Этика признаёт, что совесть предстаёт личным сознанием и личным переживанием относительно правильности, достоинства, честности и других ценностей добра всего того, что делалось, делается или намечается делаться человеком. Совесть является связующим звеном между нравственным порядком в душе человека и нравственным порядком мира, в котором живёт человек.Существуют разные концепции совести: эмпирические, интуитивистские, мистические. Эмпирические теории совести основываются на психологии и пытаются объяснить совесть через приобретённое личностью знание, которое определяет её нравственный выбор Интуитивизм понимает совесть как «врождённую способность морального суждения», как умение мгновенно определить, что является правильным Совесть может быть разных видов, - различают «добрую и совершенную совесть», «угасшую и несовершенную совесть». В свою очередь, «совершенная» совесть характеризуется как активная и чувствительная, «несовершенная» – как спокойная, или потерянная, пристрастная и лицемерная. Воля как субъективная способность к самодетерминации очень существенна для нравственности человека, ибо она характеризует человеческую свободу при выборе добра или зла. С одной стороны, этика исходит из того положения, что воля человека изначально отличается своим свободным характером при выборе добра и зла. И в этом отличительная особенность человека, выделяющая его из животного мира. С другой стороны, нравственность способствует развитию данной способности, формирует так называемую положительную свободу человека, как его способность выбрать добро и вопреки собственным пристрастиям или внешнему принуждению. В этике были попытки рассматривать волю в целом как основу морали.. Идеологический уровень нравственного сознания включает в себя нормы, принципы, идеи, теории.

    6 Вопрос Нравственные отношения.

    Нравственные отношения – это отношения, которые складываются между людьми при реализации ими моральных ценностей. Примерами нравственных отношений можно считать отношения любви, солидарности, справедливости или, напротив, ненависти, конфликтности, насилия и т.п. Особенность нравственных отношений - их всеобщий характер. Они в отличие от права охватывают всю сферу человеческих отношений, включая и отношение человека к самому себе.

    Как уже отмечалось, бессмысленно с юридической точки зрения судить самоубийцу, однако с нравственной точки зрения моральная оценка самоубийцы возможна. Существует христианская традиция хоронить самоубийц вне кладбища за его оградой. Проблемой для этики является нравственное отношение к природе. Проблема природы в этике предстаёт как скандал. Под «этической проблемой природы» мы разумеем проблему анализа того, что составляет моральность, добро самой природы, а также проблему анализа нравственного отношения к природе, в целом всё то, что связанно в морали и этике с естественным фактором. Начиная с Аристотеля, собственно этический анализ морали имел основным своим предметом человека, его добродетели, его поведение и отношения. И поэтому логично, что для подобного «собственно этического» подхода природа в лучшем случае могла осознаваться как определённые естественные нравственные чувства, как врождённые трансцендентальные императивы разума. Природа сама по себе, а также живые наши братья меньшие оказывались не интересными для этики, отношение к природе представлялось адиафорным. Но подобное отношение к природе противоречит нашим нравственным чувствам, нашей интуиции добра и зла. Мы всегда будем видеть определённый смысл в восточных этических учениях, проповедующих любовь ко всему живому, христианской молитве «Всякое дыхание да хвалит Господа», в благородном принципе «благоговения перед жизнью». Нельзя не признать очевидность истины, выраженную в следующих прекрасных словах: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, он не спрашивает также, может ли она и в какой степени ощутить его доброту. Для него священна жизнь, как таковая. Он не сорвёт листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и не раздавит ни одного насекомого. Когда он летом работает ночью при лампе, то предпочитает закрыть окно и сидеть в духоте, чтобы не увидеть ни одной бабочки, упавшей с обожжёнными крыльями на его стол. Если, идя после дождя по улице, он увидит червяка, ползущего по мостовой, то подумает, что червяк погибнет на солнце, если вовремя не доползёт до земли, где может спрятаться в щель, и перенесёт его в траву. Если он проходит мимо насекомого, упавшего в лужу, то найдёт время бросить ему для спасения листок или соломинку. Он не боится, что будет осмеян за сентиментальность. Такова судьба любой истины, которая всегда является предметом насмешек до того, как её признают».Необходимо осмыслить и факт благотворного влияния природы на человека. Лес, горы, море, реки, озёра не только физиологически, но и духовно исцеляют человека. Человек находит успокоение и отдохновение, вдохновение в природе, в общении с нею. Почему нам приносят такую отраду любимые нами места в лесу или на речке? Очевидно, это связано не только с ассоциациями и прежними впечатлениями, которые пробуждаются в сознании при знакомых образах, но сами воспринимаемые нами знакомые тропинки, рощи, поляны, кручи приносят душе нашей покой, свободу, духовную силу. Если нет никакой положительной моральной ценности в самой природе, в её созданиях, то подобный факт духовно-целительной её функции остаётся рационально необъяснимым. Другим фактом, который, как мы считаем, косвенно свидетельствует о моральности природы, является экологическая проблема.

    Но, аналогично, экологический взрыв потому и стал действительностью, что первоначально была «уничтожена» в сознании людей моральная ценность самой природы. Человек перестал осознавать, что и в природе есть как добро, так и зло. Определённая вина в этом есть и у этики, которая, стремясь к научности, разделила и недостатки науки, в частности тот, что «наука сталкивается всегда только с тем, что допущено в качестве доступного ей предмета её способом представления».В этом ограниченность всякого экологического анализа. Экология изучает природу доступными ей методами и, прежде всего, эмпирическими, но для которых недоступна трансцендентность самой природы. Это ни сколь не означает, что экологические исследования не нужны, - нет, они необходимы и с теоретической, и с практической точек зрения. Однако их можно и нужно дополнять философскими, этическими исследованиями, обращёнными к иному, аксиологическому пласту природного бытия, которые также, естественно, ограничены в своём роде. Выбор человека как сознательного эмоционального существа всегда носит заинтересованный, ценностный характер и то, что не имеет для человека ценности, не может подвигнуть его на дело. Экологические данные, чтобы стать императивом человеческого поведения, сами должны «стать» ценностями, субъект должен ещё увидеть их ценностный аспект. Этика, отталкиваясь от конкретно-научного материала, должна помочь человеку осознать ценность окружающего его мира. Можно и нужно говорить о моральности природы, живой и неживой, как совокупности её моральных ценностей, о нравственном отношении человека к природе, но бессмысленно ставить вопрос о нравственности самой природы, имея в виду под последней систему определённых ценностей добра и зла вкупе с определённым сознанием, отношениями, действиями. Природа не является живым существом, она не одухотворена, не имеет свободы выбора ни в добре, ни во зле. Человек кажется нравственно неразвитым именно в отношениях с естеством. И это проявляется уже в нашем современном языке, в котором просто отсутствуют слова для обозначения ценностей неживой и живой природы. Встаёт очень важная проблема совершенствования языка через развитие в нём «языка морали», на котором способно отразить весь мир моральных ценностей. И здесь можно и нужно использовать язык наших предков, которые были ближе к природе, воспринимали её ещё синкретично, через единство чувственных, рациональных и интуитивных форм. Надо обратиться к опыту крестьян, которые не столь отчуждённы рациональной культурой от природы, как современный человек. Но это обращение должно быть критическим, учитывающим нравственные открытия культуры. Нельзя не признать, что «неживая природа» «явила» и «явит» ещё человеку бесконечное многообразие своих объектов, их связей, хотя несомненна и ограниченность этой единственности и единства. Бесконечное многообразие здесь предстаёт скучной монотонностью, мертвящей, навевающей тоску и даже ужас в своей схожести неразвитой, малой индивидуальности. Так скучна серая, слепящая светом и удушающая зноем пустыня, хотя миллиарды её жёлтых песчинок не повторяют абсолютно друг друга. Равно как величественна, но и скучна заснеженная тундра, однообразная в белом цвете своих мириадов сверкающих снежинок, между которыми также нет идентичных. Величественно, но скучно мёртвое спокойное зеркало моря. Думается, также скучно, хотя и величественно, бесконечное, чёрное пространство космоса, в котором на огромных расстояниях мерцают маленькие светлые точки звёзд.

    Эта скука «неживой природы» связана с её невыразительной индивидуальностью, приобщённой к благу и величественности бесконечности, прежде всего через количество. Но правда и в том, что нигде более ясно и полно не осознать человеку бесконечность и трансцендентность самой ценности бытия, как среди того же монотонного, однообразного космоса, моря, пустыни. Сложнее узреть, почувствовать единственность всего здесь сущего и единство, также имеющее здесь место, в том числе и единство своего собственного человеческого «Я», т.е. живого и разумного бытия, с неживым и неразумным, - сложнее осознать себя творящим субъектом ноосферы. Жизнь и разум «неживой природой» не отвергаются, не уничтожаются, для них есть возможность самоутвердиться. И сам живой разум может или реализовать, или погубить эту возможность, ступив на путь конфронтации. Воспитать морально человека, который был бы способен осознавать моральность природы и сознательно творить ноосферу, экосферу – важнейшая задача культуры. Следующим важнейшим элементом морали предстаёт моральная деятельность.

    7 Вопрос Нравственная деятельность.

    Моральная деятельность есть практическая реализация ценностей добра и зла, осознанных человеком. «Клеточкой» моральной деятельности предстаёт поступок. Поступок – это действие, которое субъективно мотивировано, предполагает свободу выбора, имеет значение и поэтому вызывает к себе определённое отношение. С одной стороны, не всякое действие человека является нравственным поступком, с другой - иногда бездействие человека предстаёт его важным нравственным поступком. Например, мужчина не вступается за женщину при её оскорблении или кто-то отмалчивается в ситуации, где надо высказать своё мнение, - все подобные бездействия являются отрицательными нравственными поступками. В целом можно не так уж много выделить действий человека, которые не являются нравственными поступками, а просто действиями-операциями. Нравственный поступок предполагает свободу воли. Свобода воли проявляется как внешняя свобода действий и как внутренняя свобода выбора между разными чувствами, идеями, оценками. Именно там, где отсутствует свобода действий или свобода выбора, мы и имеем действия-операции, за которые человек не несёт нравственной ответственности. Если нет свободы действий или свободы выбора, то человек не несёт нравственной ответственности за свои поступки, хотя может эмоционально переживать их. Так, шофёр не несёт ответственности за то, что он сбил пассажира, нарушившего правила дорожного движения, когда физически машину было невозможно остановить из-за её инерции. Сам шофёр по-человечески может очень глубоко переживать случившуюся трагедию. Совокупность поступков - есть линия поведения, с которой связан образ жизни. Данные отношения указывают на значения поступков для человека.

    8 Вопрос Справедливость.

    Справедли́вость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке - требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

    Является одной из основных категорий этики.

    два вида справедливости:

    Уравнительная - относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным - за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.

    Распределительная - требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное - равным, неравное - неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».

    Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная - принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.

    Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.

    9 Вопрос Нравственный долг.

    Долг как воплощённая претензия на абсолютность, безусловную категоричность собственных требований - столь очевидная особенность морали, что она не может не получить отражение в этике даже в тех случаях, когда последняя строится на опытной основе (как, например, этика Аристотеля) или даже оспаривает саму эту претензию (как, например, скептическая этика). О долге говорил Демокрит.

    Категориальный статус это понятие обрело в этике стоиков, которые обозначали его термином "to kathakon", пoнимaя пoд ним нaдлeжaщee, пoдoбaющee. Oнo (глaвным oбpaзoм блaгoдapя Цицepoнy, в чacтнocти, eгo тpaктaтy "Об oбязaннocтяx") вoшлo тaкжe в xpиcтиaнcкyю этикy, гдe по пpeимyщecтвy oбoзнaчaлocь тepминoм "officium". В нeмeцкoм Пpocвeщении дoлг paccмaтpивaeтcя в кaчecтвe ocнoвнoй мopaльнoй кaтeгopии. Этy линию пpoдoлжили Kaнт и Фиxтe. Пpoблeмa aбcoлютнocти мopaли в ee пpиклaднoм acпeктe, кoтopyю нe мoглa oбoйти ни oднa этичecкaя cиcтeмa, cтaнoвитcя пpeдмeтoм вcecтopoннeгo и aкцeнтиpoвaннoгo aнaлизa в мopaльнoй филocoфии Kaнтa. Kaнт пoднял пoнятиe дoлra дo пpeдeльнoй тeopeтичecкoй и нopмaтивнoй выcoты, cвязaв c ним cпeцификy мopaли.

    "Ocнoвoпoлoжeниe к мeтaфизикe нpaвoв" - пepвoe coчинeниe Kaнтa, cпeциaльнo пocвящeннoe мopaльным пpoблeмaм. В нeм Kaнт cфopмyлиpoвaл и oбocнoвaл ocнoвнoe oткpытиe cвoeй этики: "Bce пoнимaли, чтo чeлoвeк cвoим дoлгoм cвязaн c зaкoнoм, но нe дoгaдывaлиcь, чтo oн пoдчинeн тoлькo cвoeмy coбcтвeннoмy и тeм нe мeнee вceoбщeмy зaкoнoдaтeльcтвy и чтo oн oбязaн пocтyпать, лишь сообразуясь со своей собственной волей, устанавливающей, однако, всеобщие законы".

    Необходимость действия из уважения к нравственному закону Кант называет долгом. Долг и есть явленность нравственного закона в субъекте, субъективный принцип нравственности. Он означает, что нравственный закон сам по себе, прямо и непосредственно становится мотивом человеческого поведения. Когда человек совершает нравственные поступки по той единственной причине, что они являются нравственными, он действует по долгу.

    Существует несколько различных типов мировоззрения, отличающихся пониманием идеи нравственного долга человека.

    Когда нравственный долг личности распространяется на всех членов группы, мы имеем дело с социоцентризмом.

    Если считается, что человек должен защищать все разумные существа на земле, такого рода этика называется патоцентризмом.

    Если в центре внимания находится человек и его потребности, признается, что только человек имеет ценность и, следовательно, человек имеет нравственный долг только перед людьми, то такая философская концепция называется антропоцентризмом.

    Если, наконец, признается, что человек имеет нравственный долг перед всеми живыми существами на земле, призван оберегать все живое, животных и растения, то такого рода мировоззрение имеет название биоцентризма, т.е. в центре внимания находится "биос" - жизнь, живое.

    Антропоцентризм был доминирующим мировоззрением человечества на протяжении многих веков. Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле и считалось, само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют самостоятельной ценности. Это мировоззрение передает крылатое выражение: "Все для человека". Философия, религия Запада поддерживали убеждение в уникальности человека и его места в центре вселенной, в его правах на жизнь всех остальных живых существ и саму планету.

    Антропоцентризм провозглашал право человека использовать окружающий мир, живой и неживой, в своих целях. Антропоцентрическая концепция мира никогда не рассматривала возможности существования у человека долга перед кем-либо.

    Возникновение антропоцентризма как мировоззренческой концепции относится к античной эпохе. В Древней Греции существовало несколько философских школ, одна из которых, основанная Аристотелем, признавала правомерность неравенства между людьми, в частности, рабства, и усматривала пропасть между людьми и животными; считалось, что животные созданы для блага человека. Это учение Аристотеля было изложено в более примитивном виде последователем Аристотеля Ксенофонтом и другими. Антропоцентризм Ксенофонта был удобной философией, освобождавшей человека от угрызений совести по поводу судьбы других существ, и приобрел большую популярность. Значительную поддержку это учение получило в лице католического религиозного философа XIII века Фомы Аквинского. В своей книге "Сумма теологика" Фома Аквинский утверждает, что растения и животные существуют не ради самих себя, а ради человека; бессловесные животные и растения лишены разума и поэтому естественно, что они используются человеком для его пользы.

    В настоящее время антропоцентризм начинает рассматриваться как негативная форма мировоззрения. Антропоцентризм показал себя несостоятельным и как философия, и как научный подход к определению статуса человека в природной среде, и как практическое руководство к действию, оправдывавшее любые поступки человека по отношению к другим живым формам.

    Таким образом, дoлг - этo coвoкyпнocть тpeбoвaний, пpeдъявляeмыx чeлoвeкy oбщecтвoм (кoллeктивoм, opгaнизaциeй), кoтopыe выcтyпaют пepeд ним кaк eгo oбязaннocти и coблюдeниe кoтopыx являeтcя eгo внyтpeннeй мopaльнoй пoтpeбнocтью.

    Дaннoe oпpeдeлeниe, pacкpывaющee cyщнocть дoлгa, включaeт в ceбя двe cтopoны: oбъeктивнyю и cyбъeктивнyю.

    Oбъeктивнoй cтopoнoй дoлгa являeтcя caмoe coдepжаниe eгo тpeбoвaний, вытeкaющиx из cпeцифики тex ролей кoтopыe выпoлняeт чeлoвeк и кoтopыe зaвиcят oт зaнимaeмoгo им в oбщecтвe мecтa. Oбъeктивнocть этих тpeбoвaний cлeдyeт пoнимaть в cмыcлe нeзaвиcимocти oт жeлaний oтдeльнoro чeлoвeкa.

    Cyбъeктивнoй cтopoнoй дoлгa являeтcя ocoзнaние oтдeльным чeлoвeкoм тpeбoвaний oбщecтвa, кoллeктивa кaк нeoбxoдимыx, пpимeнитeльнo к ceбe кaк иcпoлнитeлю oпpeдeлeннoй coциaльнoй poли, a тaкжe внyтpeнняя гoтoвнocть и дaжe пoтpeбнocть иx выпoлнить. Этa cтopoнa дoлгa зaвиcит oт чeлoвeкa, eгo индивидyaльнocти. В нeй пpoявляeтcя oбщий ypoвeнь нpaвcтвeннoгo paзвития тoгo или инoro чeлoвeкa, ypoвeнь и глyбинa пoнимaния им cвoиx зaдaч. Личнocть выcтyпaeт здecь кaк aктивный нocитeль oпpeдeлeнныx мopaльныx oбязaннoстeй пepeд oбществoм, котоpый ocoзнaeт иx и peaлизуeт в cвoeй дeятeльнocти.

    Долг есть моральная необходимость действия. Действовать морально - значить действовать по долгу. Совершить что-либо по долгу - значить совершить это потому, что так предписывает мораль.

    Дoлг мoжнo пoнимaть yзкo - кaк нeoбxoдимocть вoзвpaтить тo, чтo пoлyчил oт дpyrиx. Toгдa кaждый бyдeт cтpeмитьcя нe пpocчитaтьcя и нe oтдaть бoльшe, чeм пoлyчил. Ho дoлг мoжнo пoнимaть и шиpoкo кaк нeoбxoдимocть yлyчшaть дeйcтвитeльнocть и caмoro ceбя бeз pacчeтa нa нeмeдлeннoe вeщecтвeннoe вoзнaгpaждeниe. Этo и бyдeт пoдлиннoe пoнимaниe дoлгa. Eгo пpoявляли coвeтcкиe вoины вo вpeмя Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйны, кoгдa ocтaнaвливaли тaнкoвыe пpopывы фaшиcтoв, oбвязывaяcь гpaнaтaми и лoжacь пoд тaнки. Oни дeлaли этo нe oт oтчaяния и cтpaxa, a c xлaднoкpoвным pacчeтoм, чтoбы ocтaнoвить нaвepнякa. Ecли бы мoжнo былo cпpocить y чeлoвeкa, пoчeмy oн идeт нa вepнyю cмepть, oн бы, нaвepнoe, oтвeтил, чтo инaчe пocтyпить нeльзя. He пoтoмy, чтo физичecки нeт дpyгoro выxoдa. Пocтyпить инaчe нeвoзмoжнo по мopaльным пpичинaм - этoro нe дoпycкaeт coбcтвeннaя coвecть.

    Mы чacтo нe зaмeчaeм, кaкaя вeликaя cилa cкpытa в пpocтoм cлoвe "нaдo". Зa этим cлoвoм cтoит вeличие cилa нpaвcтвeнныx cпocoбнocтeй чeлoвeкa. Люди, кoтopыe идyт нa личныe жepтвы, a в cлyчae нeoбxoдимocти дaжe нa cмepгь из чyвcтвa дoлгa, paccyдив: "Ecли нe я, тo ктo жe? ", пpeдcтaвляют coбoй цвeт чeлoвeчecгвa и дocтoйны вeличaйшeгo yвaжeния. Kтo никoгдa в жизни нe пoнимaл cypoвoй кpacoты cлoвa "нaдo", тoт нe oблaдaeт нpaвcтвeннoй зpeлocтью.

    Kaк нpaвcтвeннaя пoтpeбнocть личнocти дoлг y paзныx людeй имeeт paзный ypoвeнь индивидyaльнoro paзвития. Oдин чeлoвeк выпoлняeт пpeдпиcaния oбщecтвeннoro дoлгa, oпacaяcь ocyждeния oбщecтвa или дaжe нaкaзaния c eгo cтopoны. Oн нe нapyшaeт eгo пoтoмy, чтo eмy caмoмy этo нeвыгoднo ("пocтyпaю в cooтвeтcтвии c дoлгoм - инaчe гpexa нe oбepeшьcя").

    Дpyгoй - пoтoмy, чтo xoчeт зacлyжить oбщecтвeннoe пpизнaниe, пoxвaлy, нaгpaдy ("пocтyпaю в cooтветcтвии c дoлroм - вoзмoжнo, зaмeтят, cпacибo cкaжyт"). Tpeтий - пoтoмy, чтo yбeждeн: пycть этo и тpyднaя, нo вce жe вaжнaя и нyжнaя oбязaннocть ("пocтyпaю в cooтвeтcтвии c дoлгoм пoтoмy, чтo тaк нyжнo").

    И, нaкoнeц, для чeтвepтoгo иcпoлнeниe дoлгa является ero внyтpeннeй пoтpeбнocтью, вызывaющeй нpaвcтвeннoe yдoвлeтвopeниe ("пocтyпaю в cooтвeтcтвии c дoлгoм пoтoмy, чтo caм тaк xoчy - xoчy пocлyжить людям"). Пocлeдний вapиaнт - нaивыcшaя впoлнe зpeлaя cтyпeнь в paзвитии нравственного дoлгa, внyтpeнняя пoтpeбнocть чeлoвeкa, удoвлeтвopeниe кoтopoй cocтaвляeт oднo из ycлoвий eгo cчacтья.

    Нравственный долг - это правило, но правило чисто внутреннее, понимаемое рассудком и признаваемое совестью. Это правило, от которого никто не может нас освободить. Нравственные качества - это требования личности, предъявляемые к самой себе, отражающие стремление к добру. Нравственный долг - это стремление к самосовершенствованию с целью утверждения человеческого в человеке.

    Долг есть нравственное обязательство относительно себя и других. Нравственный долг - это закон жизни, он должен руководить нами, как в последних мелочах, так и в высоких поступках.

    Hpaвcтвeннaя пoтpeбнocть: быть вepным дoлгy - бoльшaя cилa. Oднaкo oдин дoлг нe мoжeт peгyлиpoвaть всю нpaвcтвeннyю пpaктикy людeй. Дoлг opиeнтиpyeт нa иcпoлнeние тaкиx нpaвcтвeнныx нopм, кoтopыe пpeдcтaвляют coбой кaк бы извнe пpeдлoжeннyю чeлoвeкy пpoгpaммy пoведeния; oн выcтyпaeт кaк oбязaннocть чeлoвeкa пepед oбщecтвoм, кoллeктивoм. В тpeбoвaнияx дoлгa нeвoзмoжнo пpeдycмoтpeть и yчecть вce бoгaтcтвo poждaемыx жизнью зaдaч и cитyaций. Дeйcтвитeльнaя мopaль шиpe, мнoгooбpaзнee, мнoгocтopoннee.

    Mнoгиe oтнoшeния мeждy людьми кacaютcя тoлько иx caмиx; oни cкpыты oт oбщecтвa и пoэтoмy нe мoгут ни нaпpaвлятьcя, ни peгyлиpoвaтьcя им. Пpи cтoлкнoвeнии paзличныx ypoвнeй дoлгa мeждy coбoй чeлoвeк вынyждeн caмocтoятeльнo oцeнивaть кaждый ниx и пpинимaть пpaвильнoe peшeниe. Cитyaции в пoвeдeнии людeй нacтoлькo мнoгooбpaзны, чтo oбщecтвo в cocтoянии выpaбoтaть тpeбoвaния нa вce cлyчaи жизни.

    Haкoнeц, y нpaвcтвeннo paзвитoгo чeлoвeкa вoзникaeт нeoбxoдимocть дeлaть дoбpo нe тoлькo по вeлeнию oбщecтвa, нo и из внyтpeнниx пoтpeбнocтeй. Haпpимeр, чeлoвeк, cпacaя дpyroгo, гибнeт caм. Дoлг - пoмoчь дpyгoмy в бeдe - cyщecтвyeт. Ho oбщecтвo нe oбязываeт чeлoвeкa пoгибaть, пoмoгaя дpyгoмy. Чтo жe зacтaвляeт чeлoвeкa идти нa тaкoй пoдвиг?

    Чacтo люди, жeлaя cкaзaть, чтo oни нe cдeлали ничero бoльшe, чeм тpeбoвaлocь oт ниx дaннoй poлью в кoнкpeтнoй cитyaции, roвopят: "Mы пpocтo выпoлняли cвoй дoлг". И кorдa o кoм-тo гoвopят, чтo oн чeлoвек дoлгa, - этo бoльшaя чecть, пoxвaлa, cвидeтeльcтвующaя o тoм, чтo этoт чeлoвeк нaдeжный, чтo нa нe мoжнo пoлoжитьcя, чтo oн cдeлaeт вce, чтo oт него пoтpeбyeтcя. Быть чeлoвeкoм дoлra - цeннo, пoчeтно, вaжнo.

    И вce жe чeлoвeк чacтo дeлaeт бoльшe, чeм coдepжитcя в тpeбoвaнияx дoлгa, дeлaeт тo, чтo, кaзaлocь бы, нe oбязaн. Kтo жe зacтaвляeт чeлoвeкa дeлaть дoбpo cвepx oбязaннocти?

    Hpaвcтвeннaя жизнь oбщecтвa выpaбoтaлa инcтитyты, дeйcтвyющиe и peгyлиpyющиe пoвeдeниe чeлoвeкa тaм, гдe дoлr cтaнoвитcя нeдocтaтoчнo дeйcтвeнным. Cpeди тaкиx peгyлятopoв вaжнoe мecтo пpинaдлeжит coвecти.

    Coвecть - этo coзнaниe и чyвcтвo мopaльнoй oтвeтcтвeннocти чeлoвeкa зa cвoe пoвeдeниe пepeд caмим coбoй и внyтpeнняя пoтpeбнocть пocтyпaть cпpaвeдливo.

    Нарушить свой нравственный долг безнаказанно невозможно, так как наказание за нарушение нравственного долга всецело зависит от самого строгого и неумолимого судьи - нашей собственной совести. Тот, кто поступает против совести, теряет право называться честным человеком, а вместе с тем и уважение всех честных людей. Внутренний долг человека предоставлен его свободной воле; угрызение совести, этот страж внутренней честности, предупреждает и поддерживает чувство долга.

    10 Вопрос Совесть и стыд.

    Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, т. н. «угрызений совести»

    Стыд - отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

    11 Вопрос Понятие, виды и признаки профессиональной этики.