(1596-1645), мать — Евдокия Лукьяновна Стрешнева (1608-1645). Правил Московским государством с 1645 по 1676 год. В русскую историю вошел под прозвищем «Тишайший»

"Современники искренно любили царя Алексея Михайловича. Самая наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз, по отзыву современника, никого не пугал, но ободрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было благодушно-приветливо и в то же время серьезно и важно, а... фигура его сохраняла величавую и чинную осанку. Однако царственный вид Алексея Михайловича ни в ком не будил страха: понимали, что не личная гордость царя создала эту осанку, а сознание важности и святости сана, который Бог на него возложил (С. Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории»)

Краткая биография царя Алексея Михайловича

  • 1629, 19 марта - рождение
  • 1645, 13 июля - смерть отца — царя Михаила Федоровича. Вступление Алексея Михайловича на русский престол
  • 1645, 28 сентября - венчание Алексея Михайловича на царство
  • 1648, январь- женитьба на Марии Ильиничне Милославской
  • 1648, сентябрь - 1649, январь - составление Земским собором и Уложенной комиссией Н. И. Одоевского нового Уложения. Участие Алексея Михайловича в работе собора. Принятие Соборного уложения 1649 года
  • 1654 - первый поход Алексея Михайловича против Речи Посполитой. Участие в осаде и взятии Смоленска
  • 1654, 15 февраля — рождение царевича Алексея Алексеевича
  • 1655 - второй поход Алексея Михайловича против Речи Посполитой.
  • 1656 - участие Алексея Михайловича в осаде Риги
  • 1658 - разрыв Алексея Михайловича и патриарха Никона. Удаление Никона в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь.
  • 1661, 30 мая - рождение царевича Федора Алексеевича
  • 1666–1667 - участие Алексея Михайловича в работе Церковного собора. Суд и низложение Никона. Начало раскола
  • 1666, 27 июля - рождение царевича Ивана Алексеевича
  • 1669, 4 марта - смерть царицы Марии Ильиничны
  • 1670, 17 января - смерть царевича Алексея Алексеевича, наследника престола
  • 1671, 22 января - вступление Алексея Михайловича в брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной.
  • 1672, 30 мая - рождение царевича Петра Алексеевича
  • 1676, 29 января - смерть царя Алексея Михайловича

На бедную, еще слабую средствами Русь при Алексее Михайловиче обстоятельства наложили столько государственных задач, поставили столько вопросов, требовавших немедленно ответа, что невольно удивляешься исторической содержательности царствования Алексея Михайловича

Основные события правления Алексея Михайловича

    1648, 1 сентября-29 января (ст. ст.) 1649 — разработка специальной комиссией во главе с князем Н. И. Одоевским и одобрение Земским собором Соборного уложения — кодекса всех законодательных норм, выражение действующего права государственного, гражданского и уголовного

"Состоя из 25 глав и почти тысячи статей, Уложение обнимало собой все сферы государственной жизни...Уложение представляло собой не механический свод старого материала, а его переработку; оно содержало в себе многие новые законоположения, которые не всегда служили дополнением или исправлением частностей прежнего законодательства; но, напротив, часто имели характер крупных общественных реформ и служили ответом на общественные нужды того времени
Уложение было реформой общественной, потому что вышло из земских челобитий и программ. В нем служилые классы (дворяне) добились большего, чем прежде, обладания крестьянским трудом (крестьяне и посадские люди окончательно прикреплены к месту жительства; переход воспрещён был не только крестьянам-хозяевам, но и детям их, братьям и племянникам) и сумели остановить дальнейший выход вотчин из служилого оборота. Тяглые посадские общины добились защиты себя от вторжения в посад высших классов и от уклонений от тягла со стороны своих членов, чем достигли облегчения тягла*, по крайней мере в будущем. Вообще же вся земщина** достигла некоторых улучшений в деле суда с боярством и духовенством и в отношениях к администрации. Торговые люди значительно ослабили конкуренцию иностранных купцов через уничтожение некоторых их льгот"

Уложение проводило начало общего равенства перед законом и властью («чтобы Московскаго государства всяких чинов людям, от большаго и до меньшаго чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна»)

    1650, 1653 — издания так называемой Кормчей книги, или Номоканона

"Этим именем назывались памятники греческого церковного права, заключающие в себе постановления византийских императоров и церкви относительно церковного управления и суда. В свою очередь, и светская власть нуждалась в знании Номоканона благодаря тому, что вошедшие в Номоканон постановления византийских императоров имели на Руси силу действующего права. Известные под именем градских законов, эти постановления применялись у нас в сфере светского суда и были приняты как источник при составлении Уложения. В 1654 году царь Алексей Михайлович разослал для руководства воеводам выписки из этих градских законов, находящихся в Кормчей книге"

    1667, 22 апреля — Посольским приказом под руководством А.Л. Ордина-Нащокина закончена разработка Новоторгового устава — законодательной инициативы, определившей порядок внутренней и внешней торговли в Московском государстве до середины XVIII века

"Новоторговый устав, состоящий из 101 статьи (94 статей + 7 дополнительных), представлял собой целое законодательство о торговле (например, в нём была произведена замена всех торговых сборов прежнего времени одним сбором десяти денег с рубля, вновь учрежденную пошлину в 10 денег постановлено было взимать с продавца при продаже товара; но в случае, если он заплатил часть ее раньше при покупке товара, он уплачивал при продаже его только то, что оставалось до 10 денег). Очень подробно были разработаны правила относительно торговли русских купцов с другими государствами и торговли иностранцев в Московском государстве. Иностранцам была запрещена розничная торговля, продавать же оптом они могли только московским купцам и купцам тех городов, где они сами торговали. Этим, конечно, старались провести товар через возможно большее количество рук и тем способствовать таможенным выгодам казны. Кроме положений собственно о торговле Новоторговый устав старался обеспечить торговых людей от судебной волокиты и вообще от злоупотреблений администрации"

    1653-1667 — дискуссия в рядах верующих о необходимости реформ богослужения. В результате, благодаря непреклонности и настойчивости в проведении реформ, жесткости в управлении паствой патриарха Никона (1605-1681), обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа — «Иисус» вместо «Исус». Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению. Противники новых правил обвиняли Никона в богохульстве, ереси, «преклонением перед Западом, то есть католичеством. На церковных соборах 1654 и 1656 годов они были обвинены в расколе. этим на Руси родилось так называемое старообрядчество. Приверженцев старых обычаев жестко преследовали, предавали проклятью, отлучали от церкви. Те скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, создавали скиты, продолжая молиться по-старому.
    1977, 31 мая — на Поместном Соборе Русской православной церкви решение собора 1666-67 года против старых обрядов были отменены: «Утвердить постановление … об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан»


Будучи убежденным в приоритете власти церковной над властью светской и имея огромное влияние на Алексея Михайловича, Никон неоднократно вмешивался в государственную политику

    1658, июль — конфликт Алексея Михаловича и Никона по мелкому поводу (царь не дал должной, по мнению Никона, расправы над окольничим Хитрово, обидевшего патриаршего боярина Мещерского а приеме грузинского царевича Теймураза) привел к отказу Никона от патриаршего сана
    1666 — церковный собор с участием двух вселенских патриархов — антиохийского и александрийского возвеличил царскую власть, утвердил ее авторитет в делах церкви, ставя в вину Никону его стремление к самостоятельности в сфере церковной, лишил Никона патриаршего сана. Никон был заключен в монастырскую тюрьму, где умер в 1681 году

"Никон боролся и пал не только из-за личной ссоры, но из-за принципа, который проводил. Во всех речах и посланиях Никон отстаивал то положение, что церковное управление должно быть свободно от всякого вмешательства светской власти, а церковная власть должна иметь влияние в политических делах. Но такие взгляды ставили Никона в полный разлад с действительностью: в нашей истории церковь никогда не подавляла и не становилась выше государства, и представители ее и сам митрополит Филипп Колычев (которого так чтил Никон) пользовались только нравственной силой. А теперь, в 1666–1667 годов собор православных иерархов сознательно поставил государство выше церкви "

  • 1648 — начало восстания запорожских казаков во главе с Б. Хмельницким против Польши
  • 1648, 8 июня — письмо Хмельницкого Алексею Михайловичу с предложением военного союза против поляков
  • 1649, 4 февраля — Алексей Михайлович … принял украинское посольство. Предложение последнего правительство России не отвергало: если Войско Запорожское своими силами сумеет освободиться от власти Речи Посполитой и пожелает перейти в подданство Русского государства, не нарушая условий Поляновского мира 1634 г. между Россией и Польшей, Украина будет принята в состав Русского государства
  • 1649, 3 сентября — грамота Алексея Михайловича Хмельницкому с выражением благодарности за предотвращение похода крымских татар на Московское государство и с сообщением об отправке на Украину посла Г. Неронова
  • 1650, октябрь — переговоры русского посла Унковского с Хмельницким о вхождении Украины в состав России и предоставлении украинскому народу военной и экономической помощи в его борьбе с Польшей
  • 1650, 9 ноября — Хмельницкий попросил царского посланника Суханова сообщить русскому правительству о том, что народ Украины стремится вместе с народом России бороться за освобождение украинских земель и объединение их с Русским государством
  • 1651, февраль — Земский собор положительно отнесся к просьбам Б. Хмельницкого
    1651, июнь — в Москве переговоры о воссоединении Украины с Россией украинских представителей М. Суличича и Ф. Дмитриева
  • 1651, 19 июля — Казацкая рада приняла решение просить русское правительство о воссоединении Украины с Россией
  • 1651, август — в Москве посольство в составе полковника С. Савича, Л. Мозыри и И. Золотаренко о том же
  • 1651, 18 сентября — после польских военных успехов в войне заключен Белоцерковский договор, по условиям которого на Украине восстанавливалась власть Польши
  • 1651, 2 декабря — путивльские воеводы писали в Посольский приказ о недовольстве на Украине условиями Белоцерковского договора, стремлении украинского народа к единству с русским народом
  • 1653, осень — челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Русскому царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой
  • 1653, 11 октября — решение Земского Собора «гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять»
  • 1654, 18 января — В Переяславле Б. Хмельницким принято решение о присоединении территории Украины, находящейся под властью запорожских гетманов, к России, закреплённое присягой на верность царю
  • 1654-1667 — многочисленные проблемы правительства Алексея Михайловича в связи с «присоединением» Украины: русско-польская война (1654-1667), предательство гетмана Выговского (договор с Польшей в Гадячеве, 1658), поражение русского войска под Конотопом (1659), предательство Ю. Хмельницкого (Слободищевский трактат, 1660), разделение Украины на два гетманства (1663)
  • 1667, 30 января — Андрусовское перемирие, по которому Польша передала России Левобережную Украину и Киев (на 2 года), Россия отказалась от завоеваний в Великом княжестве Литовском, Полоцка, Витебска, Борисоглебска (Даугавпилс), претензий на Правобережную Украину
  • 1668, март-1669, июнь — разбойничий поход казачьей шайки С. Разина по Каспийскому морю в Персию, разграбление Баку, Дербента, Решта
  • 1669, август — возвращение Разина к Астрахани
  • 1670, апрель-июнь — восстание, отрядами Разина взяты Царицын, Камышин, Астрахань
  • 1670, июль — восставшими разграблены Саратов, Пенза, Самара. К Разину стекаются крестьяне, народы Волги
  • 1670, октябрь — поражение армии Разина под Симбирском, нанесенное царскими войсками под командованием князя Ю. Долгорукого
  • 1671, 14 апреля — С. Разин выдан царским чиновникам войсковым донским атаманом Корнилом Яковлевым
  • 1671, 6 июня — С. Разин казнён в Москве на Лобном месте

"Бунт был силен и серьезен и явился результатом не только неудовлетворительности экономического положения, но и результатом недовольства всем общественным строем. Разинцы, хотя и не имели ясной программы, но шли против «боярства» не только как администрации, но и как верхнего общественного слоя. Движение началось в казачестве, затем передалось крестьянству и, только отчасти, городским людям. По мнению Соловьева объяснение причин этого крупного движения следующее: во время Алексея Михайловича не только не прекратился выход в казаки, но, напротив, число беглых крестьян и холопей еще увеличилось вследствие их тяжелого экономического положения. Народа на Дону поэтому все прибывало, а средства пропитания сокращались; в половине XVII века выходы в Азовское и Черное моря, были закрыты Польшей и татарами: «зипунов доставать» казакам стало негде. Оставались еще Волга и Каспийское море, казачество потянулось к Волге; сначала образуются мелкие разбойничьи шайки, затем из мелких образуется огромная, которая прорывается в Каспийское море и там добывает себе «богатые зипуны». Но возвращение из Каспийского моря на Дон было возможно только хитростью: надо было мнимой покорностью достать себе пропуск домой, обязавшись вторично не ходить на море. Этот пропуск дан (в августе 1669 года по возвращении из Персии Разину была вручена царская грамота о прощении его "воровских дел"), но казаки понимали, что другой раз похода на Каспий им безнаказанно не сделать. Лишась таким образом последнего выхода, голытьба казацкая опрокидывается внутрь государства и поднимает с собой низшие слои населения против высших. «Таков смысл явления, известного в нашей истории под именем бунта Стеньки Разина», – заключает Соловьев "

  • 1654 — в следствие войны с Польшей за Украину и плохое экономическое положение народа у правительства обозначился значительный недостаток средств
  • 1656 — боярин Ртищев предложил чеканить медные деньги одинаковой формы и величины с серебряными и выпускать их по одной цене с ними

"Это шло довольно удачно до 1659 года, за 100 серебряных коп. давали 104 медных. Затем серебро стало исчезать из обращения, и дело пошло хуже, так что в 1662 году за 100 серебряных давали 300–900 медных, а в 1663 году за 100 серебряных не брали и 1500 медных. Беда заключалась не в самом проекте, а, во-первых, в неумении: само правительство слишком щедро выпускало медные деньги и уже тем содействовало их обесцениванию. за пять лет выпущено было 20 млн. рублей – громадная для того времени сумма. Во-вторых, имелись огромные злоупотребления. Тесть царя, Милославский, без стеснения чеканил медные деньги и, говорят, начеканил их до 100 тыс. Лица, заведовавшие чеканкой монеты, из своей меди делали деньги себе и даже позволяли, за взятки, делать это посторонним людям. Рядом с этими злоупотреблениями должностных лиц развилась и тайная подделка монеты в народе. открытое недоверие к медным деньгам появилось в новоприсоединенной Малороссии, где от московских войск, получавших жалованье медными деньгами, вовсе не стали брать их. На Руси кредиторы требовали от должников уплаты долга серебром и не хотели брать меди. Появилась с обесценением медных денег страшная дороговизна, так что многие умирали с голода, а в то же время подати увеличивались платежом «пятой деньги»*** (1662 и 1663 годы) на польскую войну"

На страницах исторических трудов эпоха «тишайшего царя» Алексея Михайловича и самая его личность предстают исполненными противоречий. С одной стороны, именно в этот период началось действительное преодоление того унижения, в котором оказалось Русское государство в Смутное время. С другой - многие возможности не были использованы в полной мере, и Москва добилась гораздо менее, чем могла бы добиться при более разумном и твердом курсе. .

Алексей Михайлович Романов, первые годы на троне, регентство Морозова


Алексей Михайлович родился в 1629 году и воспитывался вполне в духе старорусских традиций. До пяти лет его пестовали «мамки», а затем — «дядька», боярин Борис Иванович Морозов. Морозов сумел привязать к себе воспитанника крепчайшими узами, сделавшись необходимым ему после смерти родителей (Алексей Михайлович осиротел в 16 лет), а позже «срежиссировав» его женитьбу на Марии Ильиничне Милославской — с тем чтобы самому жениться на ее сестре.

Пользуясь значительным влиянием на молодого царя, Морозов далеко не всегда употреблял его во благо страны. Он старался держать Алексея Михайловича на расстоянии от серьезных государственных занятий, предоставляя ему участвовать в столь любимых им дворцовых и церковных церемониях и развлекаться соколиной охотой. Но результаты, достигнутые Морозовым в управлении государством, были весьма дурны. В 1648 году разразился Соляной бунт. Чернь потребовала от царя выдать ей Морозова, но тот отослал своего любимца от греха подальше в . Через несколько месяцев, правда, тот возвратился, но за это время Алексей Михайлович привык обходиться без него, и Морозов не вернул себе прежнего влияния (хотя любовь царя к нему и не поколебалась).

Алексей Михайлович - подлинный самодержец и Патриарх Никон

Постепенно Алексей Михайлович начал мнить себя подлинным самодержцем, грозным единоличным властителем. «Слово мое стало во дворце добре страшно», — писал он в 1651 году. А писал митрополиту Новгородскому Никону, своему новому советчику и «собинному другу». Так что без опекуна царь не остался и в 1652 году еще более возвысил архиерея, содействовав его поставлению на Патриаршество.

Взаимоотношения Алексея Михайловича и Патриарха Никона — отдельная (и болезненная) тема. Никон забирал все более и более власти, пока не натолкнулся, наконец, на тот предел, которого «тишайший царь» не дал ему перешагнуть. По своему обыкновению он не принимал скоропалительных решений и не рубил сплеча. Просто перестал бывать на Патриарших богослужениях в и принимать Никона у себя. А тот, не рассудив о границах своего влияния на Алексея Михайловича, вместо того чтобы смириться и довольствоваться положением «просто» Предстоятеля Церкви, сделал неверный ход — удалился в свою «вотчину», ожидая полного и безусловного примирения с царем (по инициативе последнего) и триумфального возвращения не только в Москву, но и в его сердце.

Но чаемого не произошло. До Собора 1666 года, отрешившего его от Патриаршества, Никон прожил в Новом Иерусалиме добровольным затворником, не будучи почтен царским вниманием. Собор же Патриарх принял как личную себе обиду от царя и глубоко скорбел, кажется, не столько о ссылке в отдаленный , сколько об утрате былой дружбы.

Сам «тишайший царь» Алексей Михайлович тоже глубоко переживал происшедшее и старался ласковыми, но ни к чему не обязывающими жестами смягчить сердце «собинного друга» — посылал ему в ссылку шубы, церковную утварь и т. п. При этом, конечно, о возвращении не только в Москву, но даже в Новый Иерусалим речи не шло. И Никон понял это, хотя и не сразу. Понял и покорился. В 1667 году он послал царю «умирительное письмо», единственная протестная нота которого заключалось в подписи: «Смиренный Никон, милостиею Божией Патриарх». Царь закрыл глаза на этот «смиренный протест».

Война царя Алексея Михайловича с Речью Посполитой и Швецией

Пока же, в 1650-е годы, Алексей Михайлович был занят преимущественно войной, и Никон замещал его в Москве, пользуясь большой свободой распоряжений.

Очередная война с Польшей назревала уже давно. Внешнее положение России после Смуты оставалось шатким, она до сей поры не вернула потерянных в начале XVII столетия земель (не говоря уже о более ранних утратах).

В. О. Ключевский пишет про это время:

«Новая династия должна была еще более прежней напрягать народные силы, чтобы возвратить потерянное: это был ее национальный долг и условие ее прочности на престоле. С первого царствования она и ведет ряд войн, имевших целью отстоять то, чем она владела, или воротить то, что было потеряно. Народное напряжение усиливалось еще тем, что эти войны, по происхождению своему оборонительные, сами собою, незаметно, помимо воли московских политиков, превратились в наступательные, в прямое продолжение объединительной политики прежней династии, в борьбу за такие части Русской земли, которыми Московское государство еще не владело дотоле. Международные отношения в Восточной Европе тогда складывались так, что не давали Москве перевести дух после первых неудачных усилий и приготовиться к дальнейшим. В 1654 году восставшая против Польши Малороссия отдалась под защиту московского государя. Это вовлекло государство в новую борьбу с Польшей. Так возник новый вопрос — малороссийский, еще более усложнивший старые запутанные смоленские и северские счеты Москвы с Речью Посполитой...»

Хотя Москва долго тянула с принятием под свою власть Богдана Хмельницкого «и Войска Запорожского з городами их и з землями», но бесконечно откладывать решение этого вопроса было нельзя, и осенью 1653 года Земский собор составил соответствующую «резолюцию», равнозначную объявлению войны Речи Посполитой. Формальное объявление последовало менее чем через месяц. Царь собрался в поход.

Первое время нашим военным усилиям сопутствовал необычайный успех. Мы возвратили Дорогобуж, Рославль, Смоленск, Невель;

«вся Литва покорилась царю; Алексей Михайлович титуловался великим князем литовским; непрошенный союзник, шведский король Карл-Густав, завоевал все коронные польские земли. Вековая распря Руси с Польшей тогда разрешалась»

Но затем Россия вступила в войну со Швецией, что вынудило ее заключить перемирие с Речью Посполитой. В 1658—1659 годах случилась замятия в Войске Запорожском, новый гетман которого Иван Выговский переметнулся на сторону Польши. А в 1660 году последняя замирилась со Швецией, и с этого момента события на театре военных действий развивались для нас крайне неудачно.

Возвращение исконно русских земель и последние годы Алексея Михайловича Романова, «Тишайшего царя» России

В 1667 году в деревне Андрусово близ Смоленска Россия и Речь Посполитая подписали перемирие, по которому Смоленск и другие русские земли, отошедшие к Речи Посполитой в , возвращались России, за нею же закреплялась Левобережная Малороссия, а Запорожская Сечь оставалась в совместном управлении Москвы и Польши. От протектората над Сечью Речь Посполитая отказалась только в 1686 году.


Таким образом, определенные положительные результаты были достигнуты. Но окончательное решение польско-литовско-малороссийского вопроса откладывалось, хотя при определенной настойчивости Россия могла бы уже при Алексее Михайловиче закрепить свое влияние в Белой и Малой Руси и прочно стать на берегу Балтийского моря. Но проявлению этой настойчивости мешали внутренние неурядицы: в стране плохо приживалась церковная реформа, а в 1662 году Москву потряс Медный бунт.

В 1676 году Алексей Михайлович, скончался. Его наследнику, царевичу Федору, было пятнадцать лет. А тому, кто впоследствии войдет в историю как первый русский император Петр Великий, — четыре года.

«Тишайший» царь Алексей Михайлович женат был дважды, что породило немалые нестроения в конце XVII века (соперничество Милославских и Нарышкиных при дворе, «сюжет» регентши , стрелецкие бунты и пр.).

К моменту его кончины в начале 1676 года у него оставалось два живых сына (старший Федор и младший Иван) от первой жены, Марии Милославской, и один (Петр) от второй, Натальи Нарышкиной. Трон занял, разумеется, старший , еще в 1674 году официально объявленный преемником, — было ему о ту пору пятнадцать лет, и здоровье его оставляло желать лучшего. Последнее давало повод Нарышкиным питать надежды на реванш, то есть на скорое воцарение Петра, так как другой брат, Иван Алексеевич, сызмала не блистал умственными способностями.


Саша Митрахович 20.05.2017 09:53


На фото: Памятник Алексею Михайловичу (единственный в России) в Новом Осколе. Город был основан по указу царя в 1637 году как «стоялый острог с засекой».

Надо отметить, что правление Алексея Михайловича Тишайшего - второго царя из династии Романовых - благотворно сказалось на укреплении государственности. Ко второй половине XVII века Россия на международной арене уже значилась «великой державой», распространившей свои владения от берегов Днепра на западе до Тихого океана на востоке.

Одно из новшеств - создание в 1654 году так называемого Приказа тайных дел, в обязанности которого входил контроль над всем и всеми, в том числе над расходованием казенных денег.

В том же году Украина воссоединилась с Россией, на местах власть от приказчиков и старост перешла к воеводам, а руководство Православной церковью полностью сосредоточилось в руках патриарха. Но вызвала недовольство верующих, к тому же попытки отделить церковь от государства привели к разрыву патриарха с царем, и в 1666 году теряет власть.

Главным занятием россиян в тот период остается сельское хозяйство. При этом земля по-прежнему обрабатывается довольно примитивными способами — сохой и бороной и находится в основном в собственности государя, церкви, бояр и дворян.

Незадолго до своей кончины царь Алексей Михайлович Тишайший жестко подавил восстание под предводительством Стеньки Разина, вспыхнувшее в результате недовольства донских казаков московской властью. Дело в том, что после принятия крестьяне оказались в абсолютном закрепощении, как результат, резко возрос поток беглых из внутренних уездов на юг России.

К тому времени очень популярным становятся паломничества богомольцев в . Из Москвы в Лавру ведет (ныне Ярославское шоссе), по которой на богомолье периодически отправляются не только простой люд и разночинцы, но и государь с семьей. Венценосные особы предпочитали проходить часть пути пешком. Паломничество занимало несколько дней, поэтому для отдыха и ночевок через определенное расстояние строились так называемые путевые дворцы. Первым от Москвы и стал дворец в селе Алексеевском, что примерно в десяти верстах от Кремля. Сейчас это район ВДНХ по соседству с гостиницей «Космос».

Царя Алексея Михайловича историк Ключевский называл славной русской душой и готов был видеть в нем лучшего человека древней Руси. Попробуем разобраться, за что этот государь удостоился столь лестной оценки.

Детство. Воспитание

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году, 16-летним юношей. Он получил обычное старомосковское образование, то есть мог бойко прочесть в церкви часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам. При этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения и мог поспорить с любым монахом в тонкой искушенности по части молитв и поста. Царевич прежнего времени, вероятно, на этом бы и остановился. Но Алексей воспитывался в иное время, когда русские люди смутно испытывали потребность в чем-то новом, а значит, иноземном. Ребенком Алексей уже держал в руках затейливые заморские игрушки: коня немецкой работы, немецкие же гравюры, и даже детские латы, сделанные для него мастером немчином Петром Шальтом.

Кроме того, в 11-12 лет Алексей уже был владельцем маленькой библиотеки, заключавшей в себе дюжину томов. Со временем чтение стало его ежедневной потребностью. Про зрелого Алексея Михайловича говорили, что он «навычен многим философским наукам». Царь также любил писать, пытался изложить историю своих военных походов, пробовал себя в стихотворстве и составил устав соколиной охоты, замечательный по образному языку и стремлению к бескорыстному любованию красотой.

Вот это привлекательное сочетание верности старорусской традиции с наклонностью к полезным и приятным новшествам составляло корень характера Алексея Михайловича. Царь был образцом набожности: в Великий и Успенский пост по вторникам, четвергам и субботам кушал один раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод — все без масла. По понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего. В церкви стоял иногда часов по пяти и по шести кряду, клал по тысячи земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи. В то же время, увлекаемый новыми веяниями, он частенько отступал от старозаветного порядка жизни. Ездил Алексей Михайлович в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, устраивал первые в России театральные представления, заботился о развитии флота и дал детям в учители книжного монаха, который учил их не только часослову и Псалтыри, но также латинскому и польскому языкам.

Что ж удивляться, что именно в семье Алексея Михайловича вырос будущий прорубатель окна в Европу.

И наконец, не забудем то необыкновенное смирение, с которым Алексей Михайлович воспринимал свой царский чин. В одном его письме читаем поразительные слова. Самодержец всея Руси жалуется, что истощил долготерпение Господа, ибо по многим своим грехам не годится во псы, не то что в цари. «Лучше быть маленькой звездочкой там, у небесного престола, нежели солнцем здесь, на земле», - пишет он в другом месте. Тут, кстати, вспомним, что Алексей Михайлович был современником другого государя, Людовика XIV, который в своем непомерном тщеславии присвоил себе титул «короля-Солнца» и не видел ничего дурного или хотя бы смешного в том, чтобы напевать хвалебные гимны, сложенные в его честь придворными подхалимами.

Почему — Тишайший?

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «Тишайший». А вот что оно означает?

Обыкновенно считается, что Алексея Михайловича прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова — ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродавцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките». Таков был царь на язык.
Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это Тишайший царь? Вряд ли.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век — «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».
Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» — это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

«Соляной бунт»

Уже в самом начале правления Алексея Михайловича вспыхнул первый крупный мятеж, — так называемый «соляной бунт».

В первые годы царствования Алексея Михайловича большое влияние на него имел его бывший воспитатель боярин Борис Иванович Морозов. Чтобы еще больше укрепить свое положение при дворе, Морозов сосватал 18-летнему царю младшую сестру своей жены — Марию Милославскую. Отец Марии, Илья Милославский, воспользовался своим неожиданным возвышением лишь для того, чтобы быстро набить карман. За взятки он раздавал купцам различные торговые монополии. Но особенно тяжело отразилось на благосостоянии народа резкое повышение налога на соль, так как соленая рыба была главной пищей тогдашнего простонародья. Доходы от этих махинаций Милославский делил со своими помощниками и клевретами — думским дьяком Назаром Чистым и двумя приказными дьяками — Петром Траханиотовым и Леонтием Плещеевым. Народ возненавидел эту компанию самой задушевной ненавистью.

29 июня 1649 года накопившееся недовольство вылилось в открытое возмущение. В этот день царь сопровождал патриарха в церковной процессии. Когда Алексей Михайлович вернулся в Кремль, то увидел себя окруженным большой толпой, прорвавшейся сюда раньше царя. Среди московской черни, купцов, ремесленников в толпе были и служилые люди. Пока одна часть мятежников удерживала царя, другая бросилась громить дворец Морозова. Погромщики не брали себе дорогие вещи, а ломали их на куски, топтали ногами или бросали в окна с криком: «Вот наша кровь!» Хотели разрушить и сам дворец, но Алексей Михайлович велел объявить, что здание принадлежит ему. Тогда толпа, умертвив трех слуг ненавистного временщика, рассеялась по Москве в поисках Морозова, Милославского и их честной компании.

Назар Чистый не ускользнул от народного гнева. Его поймали, избили, бросили на кучу навоза, где наконец и прикончили. Остальным удалось скрыться в надежных убежищах. Но на следующий день москвичи вновь появились перед царским дворцом, требуя их выдачи. Между тем обстановка накалялась, и город уже горел, подожженный мятежниками с четырех концов.

Алексей Михайлович должен был вступить в унизительные переговоры с бунтовщиками. Он просил не трогать Морозова, обещая сослать его подальше, и сумел-таки отстоять своего любимца. Но Плещеев и Траханиотов были выданы на расправу толпе, которая тут же буквально разорвала дьяков на куски. Это ужасное зрелище так подействовало на 20-летнего царя, что он со слезами на глазах стал умолять бунтовщиков о пощаде, клятвенно обязуясь уничтожить монополии, улучшить финансовое управление и дать стране справедливое правительство. Мало-помалу волнение народа улеглось и бунт прекратился.

Но то было лишь начало. «Бунташный век» неумолимо всходил в свой кровавый зенит.

Раскол

В царствование Алексея Михайловича русский дух дал первую глубокую трещину, которая получила название церковного раскола. Трещина эта не срослась до сих пор. Так что же за клин расколол русский народ на две части - православных и старообрядцев?

К середине XVII века за 600 с лишком лет существования на Руси христианства в русской Церкви возникли и утвердились некоторые местные обычаи и обряды, отличные от принятых в Церкви греческой, от которой Русь в свое время приняла новую веру. Таковы были двуперстное крестное знамение, начертание и произношение имени Иисус с одним «и» — Исус, пение двойной, а не тройной «аллилуйи» во время богослужения и тому подобное. Кроме того, при многократном переписывании от руки богослужебных книг в них накопилась масса описок и разногласий, а типографский станок только размножил эти недоразумения и придал им цену печатного слова. Как видите, церковные разногласия с греками не касались глубинных вопросов веры и церковных догматов, а носили чисто обрядовый характер. Но люди того времени придавали обряду огромное значение — в его соблюдении видели залог душевного спасения.

В правление Алексея Михайловича эти накопившиеся неисправности и разногласия стали уж очень сильно резать глаза образованным русским людям. Возникло естественное стремление переписать церковные книги согласно древним образцам. При патриархе Никоне с православного Востока и из разных углов России в Москву навезли горы старинных рукописных книг — греческих и церковнославянских. Исправленные по ним новые издания разослали по русским церквам с приказанием отобрать и истребить старопечатные и старописьменные книги. Вот тут-то и началась смута и брожение в умах. Многие православные, заглянув в присланные книги, ужаснулись, не найдя в них ни двуперстного знамения, ни Исуса, ни двойной аллилуйи, ни других привычных и освященных временем верований, обычаев и начертаний. В новых книгах усмотрели попытку церковных властей ввести какую-то новую веру. А ведь русские люди свято верили, что древние святые отцы спасались именно тем обычаем, который был принят на Руси, и что православным следует умирать «за единую букву аз» в церковном тексте.
Часть русского духовенства прокляло новые книги, как еретические, и продолжало совершать служение и молиться по старым книгам. На московском церковном соборе 1666-1667 годов непокорные были преданы анафеме за противление церковной власти и отлучены от Церкви. А отлученные, в свою очередь, перестали признавать церковную иерархию законной церковной властью. С тех пор и длится это церковное разделение русского народа, которое принесло немало бед России.

Заметим еще, что нервом церковного раскола была вовсе не слепая привязанность к старым обрядам. В отступлении церковного начальства от древнего правоверия раскольники увидели страшное знамение приближения конца времен. Раскол был своего рода социально-апокалиптической утопией, исступленным ожиданием пришествия Антихриста. Это экстатическое настроение породило своеобразный душевный тип «расколоучителей» первого поколения — скорее одержимых фанатиков, чем добрых пастырей.

Скажем несколько слов о наиболее выдающихся из них.

Начнем с мучеников. Первое место среди них следует, конечно, отвести протопопу Аввакуму. Это был крупный самородок, умный от природы, хотя и необразованный человек. «Аще я и не смыслен гораздо, неученый человек, — говорил он сам о себе, — не учен диалектике и риторике и философии, но разум Христов в себе имам — невежда словом, а не разумом».

Подобная самоуверенность была вызвана не одним только непомерным самомнением, которого у Аввакума действительно было хоть отбавляй. Он и в самом деле свято верил в ниспосланный ему дар непосредственного общения с Богом. Его неприятие церковной реформы было искренним и глубоким. «Задумалися, сошедшися меж собою, — рассказывает он о своих впечатлениях от нововведений патриарха Никона, — видим яко зима хочет быти: сердце озябло и ноги задрожали».

По складу своего характера Аввакум был рьяный фанатик и доведись ему победить, он с наслаждением мучил бы и истязал своих противников. Но история обрекла его на поражение, которое он встретил мужественно и твердо, с полным присутствием духа. В одной из своих челобитных царю Аввакум спокойно говорит: «Ведаю, яко скорбно тебе, государь, от докуки нашей… Не сладко и нам, когда ребра наши ломают, кнутьем мучат и томят на морозе гладом. А все церкви ради Божией страждем».
Он умер, верный себе, мученической смертью. По царскому приказу (Федора Алексеевича, сына Тишайшего царя), его сожгли в срубе вместе с тремя его товарищами.

Высокий пример духовной стойкости явили также сестры — боярыня Федосья Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Их арестовали за неоднократные оскорбления высших церковных властей и самого царя. Раздетых до пояса, сестер вздернули на дыбу, пытали огнем, потом на несколько часов бросили на снег. Однако они не отреклись от своих убеждений и были навечно заточены в монастырь.

Впрочем, не все раскольники выбирали пассивное сопротивление. Старцы Соловецкого монастыря, например, фактически отделились от церкви и государства, просидев 11 лет за крепкими стенами далекой обители. Алексей Михайлович долго пытался образумить мятежных старцев увещеваниями, слал им письма в примирительном духе. Но когда ему донесли, что монахи держали между собой «черный собор» (то есть самозваный, незаконный), на котором предали государя анафеме, Алексей Михайлович скрепя сердце приказал взять монастырь штурмом.

Расправа воеводы Мещеринова над участниками Соловецкого восстания

Наконец, были среди раскольников и откровенные изуверы, толкавшие людей на самосожжения — печально знаменитые раскольничьи «гари». Несмотря на все усилия правительства, остановить это огненное поветрие оказалось невозможно — оно затихло постепенно само собой, подобно прочим видам повального умопомешательства.

Патриарх Никон

Как рассказ о Людовике XIII невозможен без упоминания кардинала Ришелье, так и история Алексея Михайловича не может обойтись без имени Патриарха Никона — второго лица в государстве.

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Рисунок XVII века

В 1648 году на поклон к молодому царю Алексею Михайловичу явился игумен Кожеозерской обители Никон. Этот выходец из нижегородских крестьян оказался на удивление начитан, умен, благочестив. Беседы с ним запали в душу молодому царю, и между ними возникла искренняя привязанность. Алексей Михайлович оставил Никона в столице, приблизил к себе и стал называть своим «собинным» другом, то есть близким, задушевным.
Царский любимец быстро пошел в гору: был посвящен в сан архимандрита Новоспасского монастыря, потом стал митрополитом Новгородским, а в 1652 году церковный собор решил избрать его главой Церкви вместо умершего патриарха. Сам Алексей Михайлович в Успенском соборе на виду у бояр и народа поклонился Никону в ноги и со слезами умолил его принять патриарший сан. «Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховного и дадут ли мне устроить Церковь?» — спросил Никон. Царь, священство и бояре поклялись ему в этом.
Получив от царя и собора неограниченную власть и титул « великий государь» , новый Патриарх начал работу по исправлению богослужебных книг и самого церковного богослужения. Не имея достаточного образования и опыта для проведения таких реформ, Никон без оглядки ломал некоторые устоявшиеся веками традиции. Именно жесткая, самовластная политика Никона расколола русских людей на «Никониан» и старообрядцев.
Нажив себе множество недругов среди священства и бояр, Патриарх своими руками подготовил свое падение. Царь с годами охладел к собинному другу. На церковном соборе 1666 года Никона лишили патриаршего сана и сослали простым монахом в далекий Ферапонтов монастырь.
В 1676 году по царскому указу Никон был переведен под надзор двух старцев в Кирилловский монастырь. После смерти Алексея Михайловича, по ходатайству великой княжны Татьяны Михайловны и по просьбе многих духовных и светских лиц, новый царь Фёдор Алексеевич повелел в 1681 году перевести опального Патриарха в подмосковный Воскресенский монастырь. Но престарелый Никон не вынес тягот путешествия и умер 17 августа 1681 года под Ярославлем. Он был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.

Разинский бунт

«Бунташный» XVII век с духовной стороны полнее всего выразился в церковном расколе, а со стороны, так сказать, физической, материальной, — в разинском бунте.

Народное движение, потрясшее основы Московского государство, началось как чисто казачье «добывание зипунов», то есть было самым обыкновенным, хотя и крупным разбоем. Вожаком его был Стенька Разин, составивший себе шайку из так называемой «голытьбы» — малоимущих казаков, всегда готовых погулять на чужой счет. С этими бесшабашными людьми Стенька разбойничал сперва на Волге, а затем на берегах Каспия. Вдоволь пограбив персидское побережье, казаки с богатой добычей возвратились в 1669 году на Дон, где слава и значение удачливого атамана выросли невероятно. Теперь Стеньку величали не иначе, как Степан Тимофеевич, и тысячи беглых воров и лентяев почитали за счастье попасть к нему на службу.

Перезимовав на Дону, Разин летом 1670 года вновь двинулся на Волгу, но уже не с разбоем, а с бунтом. Провозглашая повсюду, что он идет войной на московских бояр, атаман почти без боя взял Астрахань и двигаясь вверх по Волге, дошел до Симбирска. Вот здесь казацкий набег и перерос в «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Крестьяне, взбаламученные призывами Разина бить бояр, грабили и убивали своих помещиков, соединялись в отряды и примыкали к казакам. Вслед за ними поднялись инородцы Поволжья — зыряне, мордва, чуваши, черемисы, башкиры, которые бунтовали и резались, сами не зная за что. Воинство Стеньки, пьяное от вина и крови, дышало самой черной местью и завистью. Законы, общество, религия, — короче все, что так или иначе стесняет личные инстинкты и побуждения, возбуждало в этих людях самую лютую ненависть. Их победа означала бы быстрый конец Российского государства. Всей этой взбунтовавшейся сволочи Стенька обещал во всем полную волю. «Иду на бояр, приказных и всякую власть, а меж вами учиню равенство», — провозглашал он в своих «прелестных письмах». На деле же он забрал всех в жесточайшую кабалу, в полное рабство. Достаточно сказать, что перед этим поборником равенства все должны были падать ниц.

Силы Разина достигли огромных размеров. Казалось, перед ним и впрямь открывается дорога на Москву. Как вдруг его полчища постигла полная неудача под Симбирском. Стенька потерпел поражение от князя Барятинского, у которого часть войска была обучена европейскому строю. Тогда, бросив крестьянские шайки на произвол судьбы, Разин бежал с казаками на Дон, но был схвачен там «домовитыми», или иначе, «старыми» казаками, сохранившими верность царю, и отправлен туда, куда так настойчиво стремился попасть — в Москву. На плахе он сказал своему брату Фролу, который трясся от страха: «Не будь бабой! Мы славно погуляли, теперь можно и пострадать!» В этих словах сказался весь Стенька, пришедший совсем не для того, чтобы дать народу волю, а чтобы всласть погулять на народной беде.

Нововведения

Мощный гений Петра Великого наложил такой неизгладимый отпечаток на все дела, к которым он прикасался, что на первый взгляд кажется, что именно ему Россия обязана всеми важнейшими нововведениями. Между тем почти на всех направлениях своей деятельности Петр всего лишь шел по стопам своих предшественников, завершая начертанную ими программу. И чтобы не быть голословными, предлагаю вам краткий обзор европейских новшеств, появившихся в России во время царствования Алексея Михайловича.

Начнем с того, что в 1672 году состоялось первое в России театральное представление. В загородном Коломенском дворце Алексея Михайловича была разыграна французская стихотворная пьеса на библейский сюжет «Эсфирь и Артаксеркс», переведенная на русский язык церковным писателем Симеоном Полоцким, близким другом царя. Актеры для невиданного заморского действа были набраны из труппы пастора Грегори, жившего в Немецкой слободе.

Еще раньше в Москве была отпечатана первая русская газета, получившая название «Куранты», по примеру многих газет, издававшихся в Германии, Голландии и Польше. Московские «Куранты» печатались в Посольском приказе в количестве 20 номеров в год и сообщали читателям о событиях в чужеземных государствах.
В области военного дела Алексей Михайлович провел важную реформу, значительно увеличив число полков иноземного строя. Он охотно принимал на службу иностранных офицеров и специалистов. Таким путем Россия приобрела многих из будущих полководцев и сподвижников Петра I, как, например, генералов Патрика Гордона, Франца Лефорта и Якова Брюса.

Наконец, не кто иной, как Алексей Михайлович позаботился о том, чтобы завести в России военный флот. Причем и он отнюдь не был в этом деле первопроходцем. Еще в 1635 году, при его отце Михаиле Федоровиче, один голштинский мастер с помощью русских плотников, построил в Нижнем Новгороде военное судно «Фридрих», которое добралось по Волге до Каспийского моря, но, правда, тут же и затонуло у берегов Дагестана.
Этот неудачный опыт, однако, не обескуражил Алексея Михайловича. Поскольку голштинцы оказались не на высоте своего дела, новых корабельных мастеров выписали из Голландии — признанной морской державы своего времени.

В 1667 году в селе Дединове на Оке, по соседству с Коломной, была заложена верфь, в распоряжение которой были отданы леса в Вяземском и Коломенском уездах, а также тульские литейные заводы. И уже в сентябре 1668 года на воду сошла первая русская эскадра, состоявшая из одного 22-пушечного корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока. Прибывший из Амстердама с 14 человеками экипажа капитан Давид Бутлер принял начальство над новой эскадрой.

Перед Бутлером была поставлена задача уничтожить пиратство у берегов Каспийского моря. Осенняя непогода задержала отплытие эскадры на юг. Только в следующем 1669 году переправленный на Волгу «Орел» наконец бросил якорь на Астраханском рейде. К несчастью, вскоре Астрахань была захвачена разинскими ворами, и красавец «Орел», подожженный по приказу Стеньки, сгорел дотла вместе со всей эскадрой. В следующий раз русская эскадра славного шкипера Питера прорвалась к южным морям только спустя 28 лет, но зато теперь уже — навсегда.

Приращение державы

В царствование Алексея Михайловича Россия, хотя и сотрясаемая бесконечными бунтами и внутренними неурядицами, тем не менее достигла больших успехов во внешней политике. Можно сказать, что тишайший царь вернул Московскому государству звание великой державы, утерянное со времен Великой Смуты.

Исторически самым важным внешнеполитическим вопросом того времени был вопрос о Малороссии, как в то время называли Украину. В 1648 году казачий сотник Богдан Хмельницкий поднял Запорожье против Речи Посполитой. Его дружно поддержало украинское крестьянство, восставшее против своих господ — польских панов. Образовалась грозная сила, с которой Хмельницкий в каких-нибудь полгода изгнал поляков из всей страны. Но поляки быстро оправились от неожиданности и перешли в контрнаступление, нанося казакам одно поражение за другим. Хмельницкому, поначалу мечтавшему о независимой Украине, не оставалось ничего другого, как ударить челом московскому государю с просьбой принять Украину под его высокую руку. В 1654 году присланные на Украину московские послы приняли от казаков присягу на верность московскому царю. В последовавшей затем затяжной русско-польской войне русским войскам удалось вернуть еще и Смоленск. С этих пор Москва перехватила у Польши наступательную роль и стала последовательно добиваться возвращения западнорусских областей.

В конце 60-х - начале 70-х годов XVII века состоялось первое серьезное столкновение России с Турцией. Огромное войско турецкого султана при участии крымской орды и изменившего украинского гетмана Дорошевича попыталось овладеть присоединенными к Москве украинскими землями, но было остановлено храброй обороной пограничных крепостей.

На востоке русская колонизация, перевалившая за Урал еще в конце XVI века, ушла далеко в глубь Сибири. Русские первопроходцы, а за ними государевы стрельцы и воеводы, вышли к Амуру, проникли за полярный круг и достигли берегов Берингова пролива. Впервые была установлена русско-китайская граница и налажены дипломатические отношения с великим восточным соседом.

Вообще приезды различных иноземных послов стали тогда привычным явлением в Москве. Да и сами московские послы зачастили ко всевозможным европейским дворам, добравшись до Парижа, Лондона, столиц итальянских государств и даже до далекого Мадрида. Никогда прежде русская дипломатия не выходила на такое широкое поприще.

К концу царствования Алексея Михайловича Русское государство добилось впечатляющих успехов. Оно отбилось ото всех внешних врагов, заключило мирные договоры с Польшей, Турцией, Швецией и приросло не менее чем семьюдесятью тысячами квадратных километров украинской и сибирской землицы. У страны, развивавшейся такими темпами, впереди было грандиозное будущее.

Алексей Михайлович умер от сердечного приступа в январе 1676 года, всего 47 лет от роду.

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Звякнуть копеечкой в знак одобрения можно через
Яндекс-деньги
41001947922532
или
Сбербанк
5336 6900 4128 7345
Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!
Приятного чтения!

Мои книги

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ

(1629 - 1676)

Царь в 1645-1676 гг.

Сын царя Михаила Федоровича.

Считал царскую власть богоустановленной, а монарха - единственным источником права и «милости».

При нем началось постепенное оформление абсолютизма.

Был прозван «Тишайший» — почётный титул латиноязычного происхождения,

означающий «тишину» (спокойствие, благоденствие) в стране во время правления государя.

К качествам характера Алексея Михайловича отношения не имеет.

До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам». С пяти лет под надзором Б. И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению Часослова, Псалтыри и Деяний Св. Апостолов, в семь лет начал обучаться письму, а в девять — церковному пению. С течением времени у ребёнка (11—12 лет) составилась маленькая библиотека; из книг, ему принадлежавших, упоминаются, между прочим, Лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также Космография. В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами, заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б. И. Морозова. Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. На 14-м году царевича торжественно «объявили» народу, а 16-ти лет он, лишившись отца и матери, вступил на престол московский.

Характер и увлечения

Со вступлением на престол царь Алексей стал лицом к лицу с целым рядом вопросов, волновавших русскую жизнь XVII века . Мало подготовленный к разрешению такого рода вопросов, он первоначально прислушивался влиянию бывшего своего дядьки Б. И. Морозова, но вскоре и сам стал принимать самостоятельное участие в делах. В этой деятельности окончательно сложились основные черты его характера. Самодержавный русский царь, судя по его собственным письмам, иностранцев (Мейерберга, Коллинза, Рейтенфельса, Лизека) и отношениям его к окружавшим, обладал замечательно мягким, добродушным характером. Духовная атмосфера, среди которой жил царь Алексей, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нём религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, которое развивало у царя Алексея христианское смирение. «А мне грешному, — пишет он, — здешняя честь, аки прах» . Царское добродушие и смирение иногда, однако, сменялись кратковременными вспышками гнева. Однажды царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», велел боярам испробовать то же средство. Родион Стрешнев не согласился. Царь Алексей собственноручно «смирил» старика, но затем не знал, какими подарками его задобрить.

Самюэль Коллинз — английский врач при царском дворе — сообщает, что «Забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он содержит больше трехсот смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов в свете, которые привозятся из Сибири и бьют уток и другую дичь. Он охотится на медведей, волков, тигров, лисиц или, лучше сказать, травит их собаками. Когда он выезжает, Восточные ворота и внутренняя стена города запираются до его возвращения. Он редко посещает своих подданных… Когда Царь отправляется за город или в поле для увеселений, он строго приказывает, чтобы никто не беспокоил его просьбами»

Соколы царя Алексея Михайловича

«Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы». Сверчков Николай Егорович. (1817 - 1898)



Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Известно, что Алексей Михайлович лично занимался вопросами организации армии. Сохранилось штатное расписание рейтарского полка , выполненное самим государем. Секретарь датского посольства Андрей Роде, свидетельствует, что государь занимался и артиллерией. Алексей Михайлович очень интересовался европейской прессой, с которой знакомился по переводам, выполненным в Посольском приказе. Одну из статей (о том, что свергшие и казнившие своего короля англичане сильно жалеют об этом) царь лично зачёл боярам на заседании Думы. С 1659 г. Алексей Михайлович пытался наладить регулярную доставку в Россию иностранных газет. В 1665 г. с этой целью была организована первая регулярная почтовая линия, связавшая Москву с Ригой, а через неё с общеевропейской почтовой системой. Царь проявлял большой интерес к разным системам тайнописи. Вновь разработанные шифры использовали в дипломатической практике.


Письмо царя Алексея Михайловича своему двоюродному брату стольнику Афанасию Матюшкину, писаное тайнописью

В приказе Тайных дел хранились прорисовки египетских иероглифов, выполненных по книге египтолога А. Кирхера. В круг интересов царя входила астрология. Следуя советам своего врача Самуила Коллинса, он позволял на основе рекомендаций медицинской астрологии пускать себе кровь. Алексей Михайлович был настолько увлечен звёздным небом, что в начале 1670-х гг. он, через руководившего Посольским приказом А. С. Матвеева, попросил датского резидента достать ему телескоп. В последние годы жизни царь увлекся европейской музыкой. 21 октября 1674 г. Алексей Михайлович устроил для себя и ближних людей пир, который сопровождался очень необычной потехой: «Играл в арганы немчин, и в сурну, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам, и по литаврам били ж во все».

ПАТРИАРХ НИКОН

Мягкая, общительная натура царя нуждалась в советчике и друге. Таким «особенным», особенно любимым другом стал Никон. Будучи в то время митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 года усмирял мятежников, Никон овладел доверием царским, посвящён был в патриархи 25 июля 1652 года и стал оказывать прямое влияние на дела государственные. Из числа последних особенное внимание правительства привлекали внешние отношения. Патриарху Никону было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653—1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть. Однако царь не пожелал долго терпеть патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьёзным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако царь поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный собор, на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон без разрешения царя оставил церковь и отрекся от патриаршества, тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор 1666—1667 гг. поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её противников, которые стали именоваться старообрядцами. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки властей. По Соборному уложению 1649 г. им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформы Никона и Собор 1666—1667 гг. положили начало расколу в Русской Православной Церкви.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

В 1648 году, используя опыт создания полков иноземного строя в период царствования своего отца, Алексей Михайлович начинает реформу армии.

В ходе реформы 1648 − 1654 годов были усилены и увеличены лучшие части «старого строя»: элитная московская поместная конница Государева полка, московские стрельцы и пушкари. Главным направлением реформы стало массовое создание полков нового строя: рейтарских, солдатских, драгунских и гусарского. Эти полки составили костяк новой армии царя Алексея Михайловича. Для выполнения целей реформы на службу было нанято большое количество европейских военных специалистов. Это стало возможным из-за окончания Тридцатилетней войны, что создало в Европе колоссальный для тех времен рынок военных профессионалов.

ДЕЛА НА УКРАИНЕ. ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА

Ещё в конце 1647 года казацкий сотник Зиновий Богдан Хмельницкий бежал с Украины в Запорожье, а оттуда в Крым. Вернувшись с татарским войском и избранный в гетманы казацкой радой, он поднял всю Украину, поразил польские войска при Жёлтых Водах, Корсуне, Пиляве, осаждал Замостье и под Зборовом заключил выгодный мир; потерпевши неудачу под Берестечком, он согласился под Белой Церковью на мир гораздо менее выгодный, чем Зборовский. В течение всего этого времени Алексей Михайлович занимал выжидательную политику: он не помогал ни Хмельницкому, ни Речи Посполитой. Однако царские войска приняли участие в подрыве казацко-крымского союза, направленного на изгнание поляков из Украины: накануне битвы при Пилявцах донские казаки по приказу царя напали на Крым и орда не смогла выступить на помощь казацкой армии.

Белоцерковский мир возбудил народное неудовольствие; гетман принуждён был нарушить все условия и в стеснённых обстоятельствах обратился с просьбой о помощи к «царю восточному». На соборе, созванном по этому поводу в Москве, 1 октября 1653 решено было принять казаков в подданство и объявлена война Польше. 18 мая 1654 сам царь выступил в поход, съездив помолиться к Троице и в Саввин монастырь. Войско направилось к Смоленску. После сдачи Смоленска 23 сентября царь вернулся в Вязьму.

Весной 1655 года предпринят был новый поход. 30 июля царь совершил торжественный въезд в Вильну, затем взяты были Ковно и Гродно. В ноябре царь вернулся в Москву. В это время успехи Карла X, короля шведского, завладевшего Познанью, Варшавой и Краковом, изменили ход военных действий. В Москве стали опасаться усиления Швеции за счёт Польши. С целью занять денег для ведения войны с Польшей и Швецией Алексей Михайлович направил в 1656 году в Венецию дипломата Ивана Чемоданова, но его посольство не выполнило своей задачи. Осенью 1656 года с Речью Посполитой было заключено Виленское перемирие.

15 июля 1656 года царь двинулся в поход в Ливонию и по взятии Динабурга и Кокенгузена осадил Ригу. Осада снята была из-за слуха, что Карл Х идёт в Ливонию. Дерпт был занят московскими войсками. Царь отступил в Полоцк и здесь дождался перемирия, заключённого 24 октября 1656 года. В 1657 - 1658 годах военные действия продолжились с переменным успехом. 20 декабря 1658 года было заключено Валиесарское перемирие со шведами сроком на три года по которому Россия удержала часть завоёванной Ливонии (с Дерптом и Мариенбургом). Окончательный мир заключён в Кардисе в 1661; по этому миру Россия уступила все завоёванные места. Невыгодные условия Кардисского мира вызваны были смутами в Малороссии и новой войной с Польшей.

После смерти Богдана Хмельницкого в июле 1657 года на Чигиринской раде козацкая старшина возложила гетманские обязанности на Ивана Выговского, но только до достижения Юрием Хмельницким полнолетия.

На Корсунской раде 21 октября 1657 г. в атмосфере острых противоречий Иван Выговский был избран гетманом Украины. Яркая, но противоречивая личность нового гетмана могла только усилить смуту на Украине. С одной стороны, в условиях, когда Украина всё ещё вела войну за национальное возрождение, стать признанным всеми лидером корыстолюбивый писарь, не «природный казак», а купленный у татар за лошадь «лях», вдобавок женатый на дочери польского магната, — не мог. Но с другой стороны, с 1648 г. он служил генеральным писарем и, являясь ближайшим к Б. Хмельницкому доверенным лицом, был единственным человеком на Украине, посвященным во все внутренние и внешние политические проблемы. Таким образом, уже само избрание И. Выговского гетманом вызывало много противоречий и не могло создать единства на Украине. Уже в октябре 1657 г. гетман столкнулся с мощной оппозицией. Всецело поддержанному Москвой гетману, удалось вначале разгромить оппозиционеров, во главе которых стояли полтавский полковник Мартын Пушкарь и кошевой атаман Яков Барабаш, но противоречия внутри казацкого общества продолжали накаляться. Увидев усугубление гражданской войны, Москва все настойчивее предлагает гетману свою помощь в усмирении беспорядков и "бунта", а оппозицию уговаривает подчиниться гетману.

После измены Выговского и перехода на сторону Польши, в начавшейся на Украине гражданской войне, в которой Выговского поддерживала польская корона, а за спиной Юрия Хмельницкого стояли опытные полковники его отца Иван Богун, Иван Сирко, Яким Сомко, активно поддерживаемые Алексеем Михайловичем, победу одержали сторонники союза с Москвой, и Выговский был вынужден сложить гетманскую булаву в пользу политически малоактивного Юрия Хмельницкого, который впоследствии постригся в монахи и ушёл в монастырь.

Воспользовавшись изменой гетмана и смутами в Малороссии, Польша отказалась признавать Алексея Михайловича наследником польского престола и не уступала Москве её завоеваний. Следствием этого была вторая польская война. В июне 1660 года князь Хованский потерпел поражение у Полонки, в сентябре — Шереметев под Чудновым. Дела приняли ещё более опасный оборот благодаря продолжавшимся в Малороссии смутам. Тетеря присягнул королю, который явился на левой стороне Днепра, но после неудачной осады Глухова в начале 1664 года и успешных действий его противников — Брюховецкого, избранного гетманом на левой стороне Днепра, и князя Ромодановского — ушёл за Десну. А. Ордин-Нащокин советовал царю отказаться от Малороссии и обратиться на Швецию. Алексей Михайлович отклонил это предложение; он не терял надежды. Благоприятному исходу борьбы способствовали внутренние беспорядки в Польше и переход гетмана Дорошенко, преемника Тетери, в подданство турецкому султану. 13 января 1667 года заключён был мир в деревне Андрусов. Царь Алексей Михайлович по этому миру приобрёл Смоленск, Северскую землю, левую сторону Днепра и, кроме того, Киев на два года.


Знамя Большого полка Великого государя царя Алексея Михайловича 1654 года

Во время войн 1654—1658 годов царь часто отсутствовал в Москве, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Вернувшись из походов, он стал тяготиться его влиянием. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и непочтительно стали относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не могла снести обиды; 10 июля 1658 он отказался от своего сана и уехал в Воскресенский монастырь. Государь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Лишь в 1666 году на духовном соборе под председательством александрийского и антиохийского патриархов Никон был лишён архиерейского сана и заточен в Белозерский Ферапонтов монастырь. В тот же период войн (1654—1667) царь Алексей Михайлович лично побывал в Витебске, Полоцке, Могилеве, Ковно, Гродно, особенно в Вильно, и здесь ознакомился с новым образом жизни; по возвращении в Москву он сделал перемены в придворной обстановке. Внутри дворца появились обои (золотые кожи) и мебель на немецкий и польский образец. Снаружи резьба стала фигурной, во вкусе рококо, а не только лишь на поверхности дерева по русскому обычаю.

ВНУТРЕННИЕ БЕСПОРЯДКИ

Едва успела стихнуть война с Польшей, как правительство должно было обратить внимание на новые внутренние беспорядки, на Соловецкое возмущение и бунт Разина. С падением Никона не уничтожено было главное его нововведение: исправление церковных книг. Многие священники и монастыри не согласились принять эти новшества. Особенно упорное сопротивление оказал Соловецкий монастырь; осаждённый с 1668 года, он взят был воеводой Мещериновым 22 января 1676 г.; мятежники были перевешаны. В то же время на юге поднял бунт донской казак Степан Разин. Ограбивши караван гостя Шорина в 1667 г., Разин двинулся на Яик, взял Яицкий городок, грабил персидские суда, но в Астрахани принёс повинную. В мае 1670 года он снова отправился на Волгу, взял Царицын, Чёрный Яр, Астрахань, Саратов, Самару и поднял черемису, чувашей, мордву, татар, но под Симбирском разбит был князем Ю. Барятинским, бежал на Дон и, выданный атаманом Корнилом Яковлевым, казнён в Москве 6 июня 1671 года.
Вскоре после казни Разина началась война с Турцией из-за Малороссии. Брюховецкий изменил Москве, но и сам был убит приверженцами Дорошенка. Последний стал гетманом обеих сторон Днепра, хотя управление левой стороной поручил наказному гетману Многогрешному. Многогрешный избран был в гетманы на раде в Глухове (в марте 1669 г.), снова перешёл на сторону Москвы, но свергнут старшинами и сослан в Сибирь. На его место в июне 1672 г. избран Иван Самойлович. Между тем турецкий султан Магомет IV, которому поддался Дорошенко, не хотел отказаться и от левобережной Украйны. Началась война, в которой прославился польский король Ян Собеский, бывший коронным гетманом. Война окончилась 20-летним миром лишь в 1681 году.

ЖЕНИТЬБА ЦАРЯ

Задумав жениться, царь в 1647 году выбрал на смотре невест себе в женыЕвфимию, дочь Рафа Всеволожского, но отказался от своего выбора благодаря интригам, в которые, вероятно, замешан был сам Б. И. Морозов. В 1648 году, 16 (26 по новому стилю) января, царь заключил брак с Марией Ильиничной Милославской.

Алексей Михайлович был отцом 16 детей от двух браков. Трое из его сыновей впоследствии царствовали.

Ни одна из дочерей Алексея Михайловича не вышла замуж.

Мария Ильинична Милославская (13 детей) :

Дмитрий Алексеевич (1649 — 6 октября 1649)
Евдокия (февраль 1650 — март 1712)
Марфа (август 1652 — июль 1707)
Алексей (февраль 1654 — январь 1670)
Анна (январь 1655 — май 1659)
Софья (сентябрь 1657 — июль 1704)
Екатерина (ноябрь 1658 — май 1718)
Мария (январь 1660 — март 1723)
Фёдор (май 1661 — апрель 1682)
Феодосия (май 1662 — декабрь 1713)
Симеон (апрель 1665 — июнь 1669)
Иван (август 1666 — январь 1696)
Евдокия (февраль 1669 — февраль 1669)

Наталья Кирилловна Нарышкина (3 детей):

Пётр (30 мая 1672 — 28 января 1725)
Наталья (август 1673 — июнь 1716)
Феодора (сентябрь 1674 — ноябрь 1678)

Маковский К.Е. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

Седов Григорий (1836-1886). Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

Мария Ильинична Милославская (1626-1669), первая жена Алексея Михайловича

Наталья Кирилловна Нарышкина . Портрет. Неизвестный художник

Достижения царствования Алексея Михайловича Романова

Из внутренних распоряжений при царе Алексее можно выделить следующее: запрет беломестцам (монастырям и лицам, находившимся на государственной, военной или гражданской службе) владеть чёрными, тяглыми землями и промышленными, торговыми заведениями (лавками и проч.).
В финансовом отношении сделано несколько преобразований: в 1646 году и следующих годах совершена перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола, сделана неудачная вышеуказанная попытка введения новой соляной пошлины; указом от 30 апреля 1653 года запрещено было взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп и велено было зачислить в рублёвые пошлины, взимаемые в таможнях; в начале 1656 года (не позже 3-го марта) ввиду недостатка денежных средств выпущены медные деньги. Вскоре (с 1658 года) медный рубль стал цениться в 10, 12, а в 1660-х годах даже в 20 и 25 раз дешевле серебряного, наступившая вследствие этого страшная дороговизна вызвала народный мятеж (Медный бунт ) 25 июля 1662 года. Мятеж усмирён обещанием царя наказать виновных и высылкой стрелецкого войска против мятежников. Указом от 19 июня 1667 года. велено было приступить к постройке кораблей в селе Дединове на Оке. Выстроенный корабль сгорел в Астрахани. В области законодательства : составлено и издано Соборное уложение и пополняющие его в некоторых отношениях: Новоторговый устав 1667 года, Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 года, Новоуказные статьи о поместьях 1676 года, воинский устав в 1649 года. Также Россия объединилась с Украиной в 1654 году. При царе Алексее продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Основаны Нерчинск (1658 год), Иркутск (1659 год), Пенза (1663 год), Селенгинск (1666 год).

1-го сентября 1674 г. царь "объявил" сына своего Федора народу как наследника престола,

Материал взят из открытых источников

Царь Алексей Михайлович Романов, как и его отец, принял престол в возрасте шестнадцати лет. Все детство и юношество будущего царя готовили в царству. Главным образом этим занимался Б. Морозов, воспитатель царя. Этот человек впоследствии имел огромное влияние на Алексея и фактически мог управлять государством.

Царствование Алексея Михайловича началось в 1645 году. Однако, совсем скоро в стране начали происходить новые восстания, могли ослабить царскую власть. Справедливо будет заметить, что поводы для большинства восстаний подавал сам царь Алексей Михайлович Романов. Так 1 июня 16448 года в Москве вспыхнул «соляной бунт». От неимения денег в казне, царь, через главу Земского приказа Плещеева, ввел новый большой налог на соль. Граждане возмутились, поднялось восстание настолько сильное, царь Алексей Михайлович Романов был вынужден выдать Плещеева народу, а своего воспитателя, Морозова, выслать из страны. Следующим был «медный бунт». Страна находилась в тяжелом финансовом положении из-за войн. Тогда царь решил чеканить деньга не из серебра, как то делалось раньше, а из меди. В результате деньги обесценились фактически в пятнадцать раз. Купцы отказывались подавать товар за новые деньги. Армия перестала получать жалование. В июле 1662 года поднялось восстание, которое направило к дому царя. Там они были встречены вооруженной армией, которая подавила восстание и жестоко наказала восставших. Многим участника восстания были отрублены руки, ноги, язык. Таким был приговор суда. Несмотря на это, хождение медных денег, было отменено.

Реформы царя


В 1670 году царь Алексей Михайлович Романов столкнулся с новой опасностью внутри страны. В стране весной того года вновь вспыхнуло мощное восстание, руководил которым Степан Разин . Это восстание удалось подавить уже к концу 1671 году. Большинство армии Разина было уничтожено, а сам Степан был арестован царскими войсками вблизи городка Кагальницкий.

Внешняя политика


В это время началось освободительное движение на территории современной Украины. Украинцы, под предводительством Богдана Хмельницкого воевали с поляками за независимость. Силы были неравны, и в 1652 году Хмельницкий обратился к русскому царю, чтобы тот принял Украину в состав России. Больше года царь Алексей Михайлович Романов колебался, понимая, что принять Украину будет означать войну с Польшей. Хмельницкий, видя колебание Москвы, в 1653 году выставил условие, что если в ближайшее время Россия не включит в состав страны Украину, то Хмельницкий отправится с тем же предложением в Турцию. Возможная в связи с этим русско-турецкая граница казалась худшим из возможных вариантов. 1 октября 1653 года Земский совет принял решение о присоединении Украины.

Сразу после этих событий началась война с Польшей . Она длилась 15 лет. Успеха попеременно добивались и те и другие. В самом начале войны в Украине умер Хмельницкий. Новым гетманом был избран Иван Выговский, который объявил о преданности Польше и направил полькому королю уведомление о том, что Украина желает вновь воссоединиться с Польшей. Таким образом, Украина, из-за которой Россия оказалась втянутой в войну с Польшей, предала Россию. Украинский народ польской власти не признал. Война истощила ресурсы Польши. В эти же годы они воевали си Шведами и Турками. В результате в 1667 году было заключено Андрусовское перемирие. Россия вернула в свой состав Смоленск и Северные земли, а также левобережную Украину.

Царь Алексей Михайлович Романов организовывал множество походов, направленных на освоение Сибири и Дальнего Востока. В результате этих походов, а также походов организованных приемниками Алексея, удалось расширить границы государства до берегов Тихого Океана.

В 1675 году царь Алексей Михайлович Романов умер.