Для посещения церкви существуют определенные правила поведения. Некоторые из них известны многим. К примеру, большинство знает, какая должна быть форма одежды женщин для посещения Храма - юбка ниже колен, закрытая кофта с рукавчиками и обязательно покрытая голова. Мужчинам же, наоборот, нужно снять головной убор при входе в церковь, а одежда также должна максимум закрывать тело - шорты и футболки недопустимы. Однако существует много нюансов, возникающих перед посещением святых мест. Одним из них является вопрос о том, можно ли с месячными ходить в церковь. Давайте разберёмся. Ведь на него имеется множество противоречивых ответов.

Можно ли с месячными в церковь

Согласно Библии, женщина во время месячных считается "нечистой". Именно поэтому в древние времена девушке с менструацией запрещалось посещать Храм. А можно ли в церковь с месячными в современном мире? По словам священников, входить в такие дни в Храм женщинам можно. Однако во время месячных она не может участвовать в Таинствах и прикладываться к святыням (кресту, иконам, помазываться маслом и брать просфоры). Считается, что данное состояние не считается греховным, однако присутствует некоторая нечистота, о которой писалось ранее.

Откуда истоки?

А почему же не разрешалось посещать Храм девушкам в древние времена? Почему возникал вопрос «можно ли в церковь с месячными» в те времена? Конечно, в первую очередь - ответ в Библии, о котором уже говорилось выше, все та же "нечистота". В древней церкви какие-либо выделения из тела человека считались нечистотами. Это слюна, кровь, мокрота и другие выделения из человеческих органов. К примеру, даже священник с открытым порезом на руке не мог участвовать в обрядах. А в случаях, когда "нечистоты" попадали на церковный пол, это считалось осквернением. Это объясняет, почему женщинам был запрещен вход в храмы во время месячных. Однако в современном мире появилось множество гигиенических средств, которые препятствуют попаданию выделений на пол. Кроме того, преподобный Никодим Святогорец объясняет, что очищение женщин во время месячных Бог назвал "нечистым" с той целью, чтобы мужчины не прикасались к ним для совокупления. Причиной этого является забота о потомстве.

Спорный вопрос

И всё же до настоящего времени ответ на вопрос: «Можно ли в церковь с месячными?» является довольно неоднозначным. И если в католических церквях уже давно решили, что месячные не имеют никакого отношения к церкви, то в православии данный вопрос остается открытым. Некоторые священники считают посещение Храма женщиной в такие дни недопустимым. Однако большинство священнослужителей придерживаются мнения, что женщине во время месячных заходить в церковь можно, но только для молитвы, а вот принимать участие в обрядах и прикладываться к святыням не следует. Поэтому если вы задаетесь вопросом о том, можно ли в церковь с месячными, то можете быть уверены: женщина имеет возможность прийти в Храм в любой момент жизни. Только в

В большинстве случаев время для того, когда можно посетить церковь, - добровольный выбор каждого православного верующего, вне зависимости от его самочувствия и состояния здоровья. Люди посещают церковь, не задумываясь о том, что для этого могут быть какие-либо запреты. Посещение храма зачастую является духовной потребностью.

Тем не менее, бытует расхожее мнение, что для похода в святое место есть ряд ограничений. Особенно это касается женщин. Распространено мнение, что женщинам нельзя посещать православную церковь, когда у них наступают месячные. Почему нельзя ходить в церковь во время месячных, с чем связано данное обстоятельство, почему стоит учитывать это ограничение, можно ли заходить в церковь или нельзя – вопросы, которые волнуют многих верующих женщин. Попробуем разобраться вместе!

Запрет на посещение женщинами церкви во время месячных появился впервые в Ветхом завете, когда ограничений для посещения святого места было несколько:

  • проказа;
  • семяистечение;
  • прикосновение к трупу;
  • гнойные выделения;
  • женское кровотечение (месячные, маточное кровотечение);
  • время после родов (40 дней для женщин, родивших мальчика; 80 дней – родившим девочку).

Почему на посещение храма накладывались такие запреты? В основном, эти ограничения были обусловлены физической «нечистотой». Такие физиологические процессы косвенно считались грехом. По сути же они безгрешны, так как свидетельствуют только о физическом состоянии верующего.

Однако время, когда подобные запреты имели место быть, прошло с установлением канонов Нового завета, в котором, тем не менее, всё же осталось 2 ограничения для посещения церкви:

  • женщинам в срок 40 дней после родов (независимо от пола рождённого ребёнка);
  • женщинам во время месячных.

Таким образом, запрет на поход в церковь во время месячных является не совсем надуманным и необоснованным. Это связано не только со своеобразной физической «нечистотой», но и с тем, что в церквизапрещено любое пролитие крови. Если такая ситуация произойдёт, церковь необходимо будет освящать.

Существует ли запрет на посещение святого места в наши дни?

Вопрос, почему нельзя ходить в храм в критические дни, беспокоит тех верующих, которые считают, что гораздо важнее духовная чистота, нежели физическая. Тем более, в современное время существуют разнообразные гигиенические средства для женщин.

В наши дни ограничение на посещение храма в период месячных практически не действует. Женщины могутходить в церковь даже в то время, когда у них месячные. Однако в критические дни нельзя делать следующие таинства:

  • крещение;
  • исповедь.

Почему нельзя участвовать именно в этих процедурах? Первое связано исключительно с гигиеническими требованиями. Второе – с моральными представлениями о чистоте. Это относится как к физической чистоте, так и к духовной. Во время исповеди человек очищается. Поэтому чистым должно быть и его тело.

Стоит заметить, что многие священнослужители не разделяют взглядов о каких-либо запретах для посещения храма. Они недоумевают, почему православному христианину нельзя ходить в Божий дом по каким-либо причинам (тем более – по физиологическим обстоятельствам). Более того, противники ограничений считают, что такие запреты ходить в церковь берут своё начало со времён язычеств, когда женщины с месячными не допускались к определённым обрядам. В связи с тем, что язычество никак не причастно к православной религии и не может диктовать ей какие-либо ограничения и запреты, многие священники убеждены, что женщинам в критические дни можно посещать храм, молиться, ставить свечи.

Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод, что строгих запретов, касающихся физиологических особенностей и физического состояния человека, для посещения храма не существует. Ходить в святое местоможно в любое время как мужчинам, так и женщинам. Главное требование – иметь добрые помыслы и духовную чистоту.

Тем не менее, большинство современных женщин выдерживает некоторый период после родов, когда они не посещают церковь. Почему? Причина этого, вероятно, кроется не в каких-либо запретах, а скорее, в ослабленном физическом состоянии женщины в послеродовой период и необходимости её присутствия рядом с новорождённым младенцем. А вот по прошествии 40 дней с момента родов женщине можно ходить в церковь даже с малышом. Кроме того, на 40-ой день после рождения принято крестить ребёнка.

Можно или нельзя ходить в храм в критические дни: подведём итоги

Исходя из того, что православные служащие не накладывают строгие запреты для посещения храма, женщинам во время месячных можно ходить в церковь. Посещение церкви не должно зависеть от протекания физиологических процессов у женщины. Даже беременным разрешено посещать святые места и участвовать в некоторых богослужениях.

Те верующие, которые придерживаются мнения, что ходить в церковь с месячными нельзя, не должны менять свои представления. Если это их убеждение – оно имеет право на существование, и не будет осуждаться церковью или другими верующими.

Таким образом, вопрос, почему нельзя совершать поход в храм во время месячных, отпадает сам собой. Посещение церкви должно быть основано только на доброй воле и здравомыслии верующих.

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

На многих Интернет-форумах опубликованы недоуменные вопросы женщин к священнослужителям, на каком богословском основании в ответственные периоды жизни их отлучают от причастия, а часто даже и просто от хождения в Церковь. Споров по этому вопросу ведется не мало. Меняются времена, меняются и взгляды.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос? Исчерпывающего ответа нет. Происхождение запретов о «нечистоте» после истечений лежит в Ветхозаветной эпохе, в Православии же этих запретов никто не вводил — они просто не были отменены. Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал.

Месячные есть очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти, ибо в крови жизнь (в Ветхом Завете даже более — «душа человека в крови его»). Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково происхождение понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве.

Обратимся к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота - это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин (есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота - это именно то, что я обозначил).

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни - все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности - должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к «нечистоте» подобного рода Ветхий Завет.

Христианство в связи со своим учением о победе над смертью и отказом от ветхозаветного человека, отвергает и ветхозаветное учение о нечистоте. Хри-стос объявляет все эти предписания человеческими. Прошлое - миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет - оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть - Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14:6).

Спаситель прикасается к мертвым - вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф. 9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, - говорит ап. Павел, - что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4:4).

Здесь апостол говорит о пищевой нечистоте . Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом - свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив, знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая - ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов (именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста). Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время - и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе , а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых . Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через сто лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие "добро и чисто". «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян. 17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам "ухищрениями диавольскими", чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через тридцать лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой "приключилось обычное женщинам", он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны - женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Если мы от памятников канонических и святоотеческих обратимся к памятникам более современным (XVI-XVIII вв.), то увидим, что они более благоприятствуют ветхозаветному взгляду на родовую жизнь, чем новозаветному. Например, в Великом Требнике мы найдем целый ряд молитв об избавле-нии от скверны, связанной с родовыми явлениями.

Но все же - почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца . На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым , преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов.

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел . Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься ».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя .

Но, следует заметить, что в Православной Церкви нет определения на счет женского вопроса гигиены, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви . Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, - это не каноны Церкви.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников всё же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание - оскверняет человека лишь грех.

На основе статьи священника Константина Пархоменко «О так называемой женской «нечистоте»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)? (Патриарх Сербский Павел (Стойчевич))

«Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, "аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити къ Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы", ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душею и телом . При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9:20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено. Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой "приключилось обычное женам" причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же "приняла Св. Тайны".

Все эти три ответа показывают, в сущности, одно и то же, т.е. что женщины в этом состоянии не могут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не могут "приступать к Святой трапезе" в действительности означают - причаститься, потому что к Святой трапезе приступали только с этой целью...»

Критические дни, месячные или, как называют в православной среде, дни нечистоты являются препятствием для женщин, желающих участвовать в церковной жизни. Но у каждой представительницы прекрасного пола детородного возраста теплится надежда на то, что все же есть шанс на участие в православных обрядах, если такие дни выпадают некстати. Давайте рассмотрим, что позволительно, а что категорически запрещено. В тексте приведены ответы священников женщинам на вопрос о том, можно ли в церковь с месячными.

То, что дано природой

Зачастую женщины говорят о несправедливости из-за запрета посещения храма и участия в таинствах, ведь месячные - это то, что дано природой. Но все же следует придерживаться установленных правил. Почему? Во-первых, лучше начать с ветхозаветного грехопадения. Давайте вспомним, что сказал Бог Адаму и Еве, когда те ослушались и вкусили запретный плод. А сказал Господь примерно так: «Отныне будете жить на земле в болезнях, трудах, рожать в муках». Ева первая ослушалась Господа и соблазнилась словами змия, поэтому с тех пор женщина является тем, кто должен находиться в послушании у мужа, мужчины. Кроме того, ей же даны и периоды очищения в виде месячных.

Во-вторых, в православном храме не должно быть никакой крови кроме крови Христа, которая подается людям во время таинства Евхаристии в виде вина (кагора). Разумеется, речь в данном случае идет не только о женщинах в дни нечистоты, но и о тех, например, у кого внезапно началось носовое кровотечение.

Как видно, речь идет как о крови человеческой в храме вообще, так и об очищении женщины. Именно поэтому современные священники зачастую каждый по-своему объясняет, можно ли идти в церковь при месячных.

Из этого следует еще один нюанс: в прошлые столетия не существовало средств гигиены, женщины с критическими днями могли по неосторожности осквернить святой пол храма. Именно поэтому они в такие периоды воздерживались от его посещения. Поэтому традиция полного отсутствия женщин на святом месте до сих пор существует.

Если надежная гигиеническая защита обеспечена

Благодаря современным технологиям по изготовлению средств гигиены каждая женщина может быть спокойна. Но можно ли в храм? Зачастую священникам задают такой вопрос снова и снова. На самом деле, можно, но только прикасаться к святыням нельзя, участвовать в любых Таинствах тоже запрещено. Не следует также прикасаться к руке священника, брать у него благословение, целовать крест по окончании службы.

Но если представительница слабого пола забывчива, может ненароком прикоснуться к святыне, то лучше вообще воздержаться от посещения храма даже в большой праздник. Именно поэтому, отвечая на вопрос: «Можно ли заходить в церковь при месячных?», будем честны: «Нежелательно».

Что можно, а что нельзя в храме?

Давайте теперь подробно рассмотрим, что не возбраняется женщинам делать в церкви:

  • молиться, участвовать в песнопениях;
  • покупать и ставить свечи;
  • находиться в притворе храма.

Как видно, разрешается только духовно пребывать в церкви. Но телесно делать ничего нельзя.

Запретов гораздо больше. Перечислим, что нельзя делать:

  • участвовать в любых таинствах (исповедь, причащение, крещение собственное или крестника/крестницы, венчание, елеосвящение);
  • прикасаться к иконам, кресту, мощам;
  • пить святую воду;
  • принимать освященные предметы (масло, образки, освященные предметы);
  • прикасаться к Евангелию.

Эти правила распространяются не только для посетительниц храмов, но и для тех, кто находится вне святыни дома, в поездке, на работе и так далее. Итак, можно ли в церковь с месячными? Да, но нужно быть внимательной.

Когда заходить в церковь совсем не следует?

Но бывает и так, что в храм идти нежелательно совсем. Допустим, в маленьком храме всего один выход, но по окончании службы батюшка встает в притворе у самого выхода. Выйти, не поцеловав креста, или не получится, или есть риск задеть святыню. В таком случае священники отвечают примерно так: «Побудьте дома, можно пропустить воскресный или праздничный день по столь уважительной причине. Зато молитвенный настрой на будущее будет хорошим. Молитесь дома так, словно находитесь на литургии».

Но можно ли в церковь с месячными, если нет препятствий? Разумеется, можно. Только желательно находиться в притворе (у входа в храм), чтобы случайно не забыть о нечистых днях и не приложиться к иконам.

Что делать, если прикоснулась к святыне?

Иногда все же по незнанию или по неосторожности женщина прикасается к святыне. Что делать? Следует обязательно сказать на исповеди батюшке, что приложилась к иконе/кресту или выпила святой воды при месячных. Можно ли в церковь во время месячных, даже если они почти прекратились? Ответ краткий: «Нежелательно».

Если месячные - болезнь

Существует Евангельская история, в которой говорится об исцелении кровоточивой женщины Иисусом Христом. Господь при этом не отругал женщину, но сказал примерно так: «Вера тебя исцелила, иди и впредь не греши».

Можно ли в церковь с месячными, которые длятся больше нормального срока и считаются болезнью? В данном случае - да.

Когда еще женщине запрещено в храм?

Еще в раннехристианский период было установлено, чтобы женщина в течение 40 дней после родов вообще не посещала храм. Дитя может принести отец или родственник, близкие друзья. Но матери нужно воздержаться.

Мы разобрались, можно ли ходить в церковь во время месячных. В заключение следует отметить, что прикладываться к святыням на улице, окунаться в святой источник и участвовать в водосвятном молебне также нельзя.

Подобные временные запреты - не повод для отчаяния для верующих женщин, но это хороший повод укрепить свою веру, быть более серьезной в молитве.

Что такое месячные знает каждая женщина. А вот почему нельзя ходить в церковь с месячными большинство даже не догадывается. Мы разберемся в этом вопросе.

Посещение храма – это духовная потребность каждого человека, поэтому мало кто задумывается о каких-либо запретах по этому поводу. Время посещения церкви – это выбор каждого верующего.

Многие считают, что когда у женщины месячные, а также в первый месяц после родов, ей нельзя посещать церковь. Но почему? Откуда такие домыслы?

Во время месячных женщины считаются «нечистыми». Такие поверья также существуют у индейцев. Женщины покидали племя на то время пока они не станут чистыми. А мужчинам запрещалось подавать хоть малейшие сексуальные знаки внимания в ее адрес.

Церковный запрет никаких сверхъестественных свойств для представительниц женского пола не имеет, но принято считать, что они могут осквернить собой божий храм.

Ветхий Завет: почему нельзя ходить в храм женщинам с месячными?

В нем изъясняться, что пролитая кровь, является символом смерти. А менструальная кровь – это знак смерти вдвойне, так как в ней присутствуют частицы матки.

По этой причине считается, что так женщина напоминает о большом человеческом грехе, который совершили Адам и Ева. Также в Ветхом Завете есть запрет на посещение храма:

  • при различных болезнях;
  • необыкновенных выделений из мужских половых органов;
  • гнойных выделений;
  • в очищающий период рожениц (до 40 суток, при рождении мальчика, до 80 дней при рождении девочки).

А также любые другие патологические выделения. При этом категорически нельзя трогать больного, если он гноится или разлагается.

Такие явления относятся к греху и неприятным последствиям, но на сегодня медики доказали, что выделения не считаются чем-то греховным.

Почему запрещено ходить в церковь при кровотечениях: христианство

В христианстве такой запрет носит глубокий характер. Как выше рассказывалось, Ветхий Завет говорит о «нечистоте» как о смерти, когда Адам и Ева были изгнаны, они стали смертными.

Выходит, что совершенно любое заболевание, извержение крови, семени, считается устранением живого зародыша, а это значит, что люди не должно забывать о том, что они смертны и у них нет привилегий, вечно жить и не болеть.

Что говорит Новый Завет о «нечистых женщинах»

В Новом Завете нет уже тех определений, которые были в Ветхом Завете. Был описан эпизод, когда женщина, у которой выделялась кровь из влагалища, коснулась одежды Христа и чудом исцелилась. Сын Божий не отверг ее, а, наоборот, принял и проповедовал: «Все сотворенное природой дано Богом, а значит естественно».

Отмечается, что ни Христос, ни один из Апостолов не дали никакого определения «нечистоте» женщины во время кровотечений.

Когда составлялись запреты Нового Завета, церковь установила такие запреты для женского пола:

  • запрещено посещать церковь, когда месячные;
  • после родовой деятельности нельзя ходить в храм 40 суток.

Почему нельзя ходить в церковь во время месячных: причины

Как церковь мотивировала свои запреты? Рассмотрим причины.

Гигиена в этот период самая главная и весомая причина. Давным-давно женщины не имели возможности, в эти дни сдержать вытек крови, поэтому считалось, что она проливается на пол. А церковь не может быть тем местом, где проливается кровь.

Тем более уборщики в храмах не хотели вычищать чью-то кровь, так как любое прикосновение к ней тоже считалось грехом, а в то время не было даже одноразовых перчаток.

Именно поэтому сегодня тампоны и прокладки помогут женщине решить эту проблему и можно спокойно посещать церковь. Уборщикам не нужно ничего убирать и другие люди никак не соприкоснутся с «нечистью».

Есть ли запреты на сегодняшний день?

Почему нельзя ходить в церковь во время месячных волнует верующих, которые пекутся про духовную чистоту, нежели физическую. В современном мире ограничений на посещение церкви в период критических дней не существует.

Женщины могут ходить в храм, но нельзя проводить некоторые таинства:

  • исповедь;
  • крещение.

Связано в особенности с гигиеническими требованиями.

Исповедь – это моральные представления о невинности, сюда относится духовная и физическая чистота. В процессе исповеди человек очищается, поэтому чистым должно быть также его тело.

Не смотря на все эти доводы, многие священники уверены, что женщины с месячными могут ставить, свечи, молится и посещать храм, если они считают, это необходимы.

Можно подвести итог, что никаких строгих запретов, касающихся физиологических и физических потребностей человека для того, чтобы ходить в храм нет. Главное иметь чистые и добрые помыслы.

Но многие женщины самостоятельно принимают решение не ходить в храм после родов или в «эти» дни. Скорее всего, это из-за того, что женщина физически должна находиться возле ребенка. После 40 дней можно идти в церковь даже с ребенком и провести обряд крещения.

Вывод: так все-таки «за» или «против»

Строгих запретов нет, поэтому женщинам можно посещать церковь в критические дни. Физиологические процессы никак не должны влиять на духовные ценности. Беременным также можно посещать храм и принимать участие в таинствах.

У каждого человека есть свои представления, поэтому если некоторые считают, что в эти дни нельзя посещать святое место, тогда и не нужно, но нельзя навязывать свое мнение другим.

Поэтому решать ходить в церковь или нет, почему нельзя или можно, решает каждый человек. Главное, чтобы он шел в храм с духовной чистотой и чистыми помыслами.