ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.
Особенности предмета
Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.
Учебный курс разделен на несколько тем:
- Человек и общество
- Право
- Политика
- Экономика
- Социальные отношения
На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.
Экзамен
Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:
- с необходимостью выбрать один или несколько верных ответов;
- на выявление структурных элементов понятий;
- на знание терминологии, определение понятий;
- на установление соответствий позиций.
На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
- Начинайте подготовку заранее. Предмет лишь на первый взгляд кажется легким: получить высший балл не так-то просто.
- В процессе подготовки придется учить наизусть многие термины и определения. Не стоит просто механически зубрить предложенные в учебнике формулировки, факты, события, фамилии. Постарайтесь уяснить суть, и тогда вам проще будет запомнить материал.
- Все, что требуется выучить наизусть, выписывайте в специальную тетрадь.
- Начинайте с заданий, которые кажутся вам легкими. Пропускать их не стоит – даже если вы уверены в себе, не помешает освежить знания.
- После этого переходите к более сложным темам. Изучите теорию, повторите несколько раз определения, а затем приступайте к практическим упражнениям. В завершение снова удостоверьтесь, что точно помните терминологию.
- Выполняя пробные варианты, тренируйтесь внимательно читать вопросы. Практика показывает, что непонимание вопросов – одна из распространенных причин ошибок.
- Опытные репетиторы рекомендуют начинать подготовку в декабре-январе с изучения экономики. Этот раздел невелик по объему.
- После этого следует взяться за самое сложное – право. Практика показывает, что именно этот раздел обществознания вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Уделите изучению права побольше времени.
- Социальные отношения, человек и общество – сравнительно простые разделы. За них можно приняться в последнюю очередь.
- В идеале изучение теории следует закончить в апреле. После этого дайте себе небольшой отдых и займитесь повторением. Убедитесь, что помните все формулировки и определения, можете наизусть повторить все нормативно-правовые акты.
В политической жизни любого государства активную роль играют политические партии. Сегодня они являются вторым по ступени влияния после государства социальным институтом политической системы.
Термин «партия» получил распространение еще в Древнем мире, в переводе с латинского означает «часть чего-либо». В современном понимании политические партии как субъект политической деятельности, как выразители интересов определенной части общества появились в процессе становления парламентаризма (XVII–XIX вв.).
Первые политические партии зародились в Великобритании. Сначала это были тори и виги, затем появились консервативная, либеральная и лейбористская партии. В США в первой половине ХIХ в. появилась демократическая партия, а в середине века – республиканская партия.
Из истории России вам известно, что политические партии у нас стали возникать значительно позже, чем в Европе и Америке, лишь на рубеже XIX–ХХ вв. в октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», который положил начало восстановлению многопартийности в России.
Уже во времена Аристотеля (IV в. до н. э.) стихийно образовались политические группы, которые назывались партиями. Они представляли собой временные объединения для поддержки конкретной личности. Группируясь вокруг какого-либо политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей. Выделяют несколько периодов в истории политических партий.
I период – XVI–XVII вв. – партии – это аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты. Отражают зарождение политических систем раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки, борьбу между аристократами и буржуа.
II период – XVIII–XIX вв. – партии – политические клубы, ориентированные на привлечение к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни.
III период – XIX–ХХ вв. – современные политические партии – наличие идеологической доктрины и развитой организационной структуры. Первая политическая партия такого типа – либеральная партия – была создана в Англии в 1877 г. В России появились на рубеже 80–90-х гг. XIX в., на полвека позже, чем в Западной Европе и США. Сначала – партии социалистической ориентации, затем либеральной, наконец, консервативной (на Западе наоборот). В начале ХХ в. в России 280 партий (60 – общероссийские: кадеты, РСДРП; региональные).
Политическая партия – организованная группа единомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью реализацию политической программы путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Основные признаки политических партий
Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.
Организованное объединение людей (достаточно длительное, добровольное), структурированное на разных уровнях политики – от местной до международной – и с разной степенью жесткости.
Нацеленность на завоевание и осуществление политической власти.
Партия – это добровольное объединение граждан.
Цель партии – участие в осуществлении политической власти.
Партия выражает и отстаивает общие политические интересы ее членов; на основе этих интересов идеологи партии разрабатывают ее программу, формулирующую стратегию и тактику партии, то есть общие цели и конкретные задачи борьбы, а также определяют пути и средства их достижения.
Партия имеет свою организацию (численность, постоянный состав, формализованное членство, внутреннюю структуру – все эти вопросы отражаются в Уставе партии).
В партии четко выделяются руководящее ядро, лидеры.
Партия располагает определенным имуществом, финансовыми средствами, своими средствами массовой информации.
Многие политические партии имеют собственные символы, значки, знамена, иногда даже форму.
Структура политических партий:
Партийный аппарат;
Партийный актив;
Рядовые члены партийной массы;
Сторонники партии.
Задачи политических партий:
Партия оказывает влияние на формирование общественного мнения: пропаганда, ведущаяся ею в средствах массовой информации, ориентирует граждан в политической жизни, помогает выработать определенные оценки, суждения с позиции именно этой партии, ее политического руководства;
Партии оказывают в современном обществе значительное влияние на политическое образование, повышение политической культуры граждан;
Партии организуют участие граждан в политической жизни: они выдвигают кандидатов на выборах, руководят политическими клубами, клубами избирателей, организуют шествия, пикетирования, митинги и другие мероприятия;
Значительное влияние партии оказывают на деятельность парламента и правительства, на формирование кабинета министров;
Важнейшей функцией политической партии является воспитание ее членов, а также формирование и выдвижение политических лидеров – партийной элиты, кроме того, создание условий для проявление человеком его способностей, стремления к самореализации, препятствуя подмене подлинных интересов и целей партии амбициями лидеров;
Партии разрабатывают программы развития страны; крупнейшие партии имеют свои «мозговые центры» – научно-исследовательские институты, фонды, в которых сосредоточены лучшие кадры ученых: политологов, историков, экономистов, правоведов.
Функции политических партий:
Выражение и отстаивание в политике интересов определенных социальных групп общества;
Борьба за власть, ее использование или контроль за ней;
Интеграция больших социальных групп;
Разработка партийной идеологии, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; политическое воспитание общества;
Подготовка и рекрутирование политической элиты в партийные, государственные, общественные структуры.
Типология политических партий
Актуальной методологической проблемой в изучении партий и их систем является их типология. В классификации партий политологи применяют самые разные подходы. С конца XIX в. и до середины ХХ в. преобладал метод деления партий по критериям организационного строения партий, характера членства. С учетом первого критерия партии делятся на три группы:
1. Децентрализованные или не имеющие четкой организационной структуры (Демократическая и Республиканская партии США, экологические движения).
2. Массовые централизованные партии (партии Социнтерна).
3. Строго централизованные, с жесткой структурой и дисциплиной партии (коммунистические, национально-демократические и другие партии). Ортодоксальные последователи марксистской традиции подразделяют партии по классовому принципу. Ими выделяются соответственно пролетарские, мелкобуржуазные, буржуазные и монархические партии.
Ю. О. Мартов выделял четыре типа партий: реакционно-консервативные, умеренно-консервативные, либерально-демократические, революционные Западные политологи предложили свою типологию. Французский политолог Морис Дюверже в книге «Политические партии» (1954) разработал бинарную (двухполюсную) классификацию партии: кадровые (эти партии не стремятся к увеличению численности своих рядов; основу их составляют территориальные низовые комитеты лидеров; по численности незначительны; отсутствует всякая система членства с регистрацией и регулярной уплатой членских взносов) и массовые (более сплоченны, обладают большей взаимосвязанностью своих организаций по вертикали и горизонтали). Партии различаются по типу связей с избирателями, членами партии и активистами, а также по своей внутренней структуре.
В конце 60-х годов некоторые авторитетные политологи Франции и США, не отвергая схему Дюверже, дополнили его бинарную классификацию. Ж. Шарло и Дж. Сартори предложили ныне действующую на Западе трехсоставную типологию партий: кадровые, массовые и партии избирателей (электоральные).
Критерии типологизации
Типы партий
1.Характер отношений к социальным преобразованиям
Революционные, реформистские, радикальные, умеренные, прогрессивные, реакционные
2.Идеологическая платформа
Социал-демократические, коммунистические, либеральные, консервативные, конфессиональные, монархические, националистические, фашистские, неофашистские
3.Участие в политической власти
Правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные, партии-лидеры, партии-аутсайдеры, правящие монопольно, правящие в коалиции
4.Социальная база
Рабочие, крестьянские, предпринимательские
5.Самобытность, ставка на оригинальность
«Гротескные партии» – партия любителей пива, партия дураков, «митьки» и т. д. Чаще не претендуют на власть, но весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав
6.Различия в структуре и организации внутренней жизни
Кадровые – развиваются на основе избирательных комитетов и парламентских групп; свободное членство, немногочисленны. Финансовая база – частное финансирование.
Элитарные состоят из парламентариев, профессиональных политиков.
Массовые – результат всеобщего избирательного права; жесткая организация, обязательность членства; финансовая база – коллективное финансирование. Многочисленны (массовые) по составу. Большое внимание уделяется идеологической и воспитательной работе
Эволюция политических партий
1. В недрах старой государственности и политической системы зарождается новая партия как ответная реакция на обострение противоречий в обществе.
2. Пропаганда идей, агитация, привлечение максимального количества сторонников, формирование материально-технической базы деятельности и финансовых источников существования партии.
3. Борьба партии за власть: поиск способов, форм, методов, сил, способных дестабилизировать и дискредитировать государственный строй и правящую партию; использование кризисной ситуации.
4. Победа партии. Консервирование нового государственного и экономического механизма, проведение кадровой политики в интересах своей партии.
5. Постепенная работа партии по реализации и обогащению программных целей, учет влияния настроений в обществе, диалектическое развитие организационной структуры, форм, методов работы партии во избежание обострения противоречий и конфликтов.
6. Поражение партии и всех стоящих за ней общественных сил, отсутствие перспектив достижения целей.
Под партийной системой понимают совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы.
Основания классификации
1. Характер правления:
– тоталитарные;
2. Различный политический статус:
– мажоритарные;
– доминирующие;
– коалиционные.
3. Количество партий у власти или борющихся за влияние на нее:
– однопартийные (в стране существует единственная партия, которой монопольно принадлежит политическая власть в обществе; политическая оппозиция запрещена);
– двухпартийные (в стране действует несколько партий, но две из них оказывают реальное влияние на политическую жизнь. В случае победы на выборах одна из двух партий получает большинство мест в законодательном органе, имеет право назначать своих кандидатов на посты президента или вице-президента, сформировать правительство. Другая партия находится в легальной оппозиции до той поры, пока не победит на очередных выборах);
– многопартийные системы (активную роль в политической жизни общества играет ряд партий, но ни одна из них не обладает достаточным весом для того, чтобы получить абсолютную поддержку избирателей на выборах).
– Как вы понимаете, что такое однопартийная, двухпартийная, многопартийная системы? Есть ли что-то общее между ними? В чем различия?
Объективная основа многопартийности:
– социальная дифференциация общества, наличие в нем классов, этносов, конфессиональных объединений, других социальных общностей со специфическими интересами каждой из них;
– наличие социально-политических интересов, общих для различных социальных объектов: групп, слоев, объединений;
– наличие в господствующих классах и других социальных общностях и группах конкурирующих за власть группировок.
Выборы органов власти – это определенная политическая процедура, в которой участвуют избиратели и представители избирателей (политики), которые, исходя из интересов избирателей и опираясь на них, строят свои политические программы, претендуя на власть.
Избирательная система – порядок формирования выборных органов государства, совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом.
Избирательным правом называется принцип и условия участия граждан в формировании выборных органов.
Избирательное право может быть: активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть ограничено цензами.
Избирательные цензы (ограничения)
Ценз оседлости (право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории в течение определённого времени (для парламентских выборов в США – один месяц, в Канаде – 12 месяцев, в Ирландии – иметь место для сна, в Норвегии – не менее 10 лет).
Возрастной ценз (право участвовать в выборах по достижению определенного возраста (в большинстве стран – с 18 лет).
Ценз пола (всеобщее буржуазное избирательное право формировалось как чисто мужское и не распространялось на женщин. Впервые этот ценз отменен в 1883 г. в новой Зеландии).
Имущественный ценз (открыто встречается редко, но реальное его влияние исключительно велико).
Цензы бывают возрастные, образовательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости.
В демократических государствах выборы проводятся на основе так называемой «четырехчленки», характеризуемой всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании.
Всеобщее избирательно право – это право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. В Российской Федерации не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
б) относительного большинства – больше, чем у соперника.
Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все».
Пропорциональная избирательная система способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Выборы производятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.
Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: партии, списки которых не набрали определенного числа голосов – 5 %, отстраняются от распределения мандатов, и собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.
Пропорционально-мажоритарная избирательная система
Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе. Другая часть депутатов избирается на основе пропорциональной системы по партийным спискам.
Уроки обществознания дают школьнику в первую очередь представление об устройстве общества, а также знакомит его с основами таких общественных наук, как философия, политология, социологии, социальная психология, правоведение, экономика и др. При этом в рамках школьного курса они рассматриваются не обособленно, а как взаимосвязанные части единого целого. Чтобы ребенок смог правильно понять суть этой дисциплины, на нашем сайте размещены подробные уроки обществознания , где высококвалифицированные учителя просто и доступно освещают все нюансы школьной программы.
Темы по обществознанию
В разделе обществознания 6 класса школьнику предстоит изучить общие понятия о личности человека, семье, а также труде и положительных качествах человека. Затем в курсе обществознания 7 класса продолжается тема гражданства, начатая ранее, происходит знакомство с понятиями дисциплины, а также с основными понятиями экономики, бизнеса. В следующем классе школьная программа предполагает изучение темы общества, сферы духовной жизни, в том числе и религии, морали и долга. Помимо этого, продолжается более глубокое изучение экономических основ (в частности, инфляции, безработицы, доходов). По всем этим темам вы сможете посмотреть видеоуроки в разделе обществознания 8 класса . На уроках в 9 классе дети приступают к изучению более сложных вопросов: например, что такое политика, политический режим, закон, права человека. Видеоуроки по обществознанию 9 класса подробно раскроют данные темы. Более детальное и углубленное изучение таких обширных тем, как общество, политическая жизнь общества, человек и право, предстоит школьникам на уроках обществознания 10 класса . И наконец, в последнем классе школьники повторяют ранее пройденное, закрепляют этот материал и изучают некоторые сложные темы более детально. Закреплению подлежит то, что касается экономики, социальной, духовно-нравственной сферы, политического измерения современных обществ. На нашем портале есть все необходимые видеоуроки по обществознанию 11 класса , затрагивающие данные разделы.
Подготовка к экзаменам
Чтобы после окончания школы поступить на любую гуманитарную специальность, нужно успешно сдать ЕГЭ по обществознанию . Он не является обязательным экзаменационным испытанием, но пользуется популярностью у выпускников. По статистике около 50% 11-классников выбирают именно этот предмет. Подобно другим предметам ЕГЭ по обществознанию состоит из трёх разделов, вопросы которых различаются уровнем сложности. На нашем сайте можно посмотреть разбор заданий, для подготовки к этому экзамену.
Кроме того, есть еще ГИА по обществознанию (для учеников 9 класса), которая также не является обязательной для сдачи. При этом результаты сдачи ГИА по обществознанию нужны для поступления в профильный 10 класс с гуманитарным уклоном. Аттестация состоит из трёх частей, где задания каждой части отличаются своей сложностью: стандартный уровень сложности, повышенный и высокий.
Дистанционное обучение XXI века
Для тех, кто по каким-либо причинам не может посещать учебные заведения, у кого нет возможности нанять репетиторов, кто хочет получить дополнительные знания по любой теме школьной программы, существует сайт. Новые информационные технологии диктуют, как должен быть выстроен полноценный и эффективный процесс образования. Теперь при наличии компьютера и доступа в Интернет любой человек может изучать предметы в подходящей для него обстановке, в любом удобном месте и в любое время. На нашем портале темы по обществознанию и другим предметам классифицированы по классам и четвертям. Наличие того или иного урока вы сможете увидеть в схеме пополнения коллекции . Удобный сервис поисковой строки сверху страницы также будет служить помощником при поиске нужной темы. Иллюстрированный конспект по обществознанию поможет закрепить знания после просмотра видео. Его можно использовать при работе с сервисом заметок, где вы можете зафиксировать необходимую информацию.
Видеоуроки по обществознанию
Данный предмет на самом деле очень полезен и увлекателен. Знакомство с ним сулит вам стать образованным и грамотным членом общества, наиболее адаптированным к явлениям и процессам социальной жизни. Итак, программа по обществознанию в основном затрагивает понятие общества, что является основополагающим моментом при изучении данной дисциплины; историческое развитие и становление предмета; экономическую сферу в жизни общества в целом и человека; политическую сферу жизни общества; изучение термина «право» и его особенностей и характеристик, а также духовную сферу общества. Резюмируя, можно сказать, что данная наука посвящена изучению общества и места человека в нём, их непосредственного взаимодействия. Погружение в основы обществознания способствует расширению кругозора и развивает стремление к осознанию своей гражданской позиции.
Мы надеемся, что наши видеоуроки, тесты, тренажёры и конспекты по обществознанию будут служить эффективным помощником при изучении столь серьёзной и важной дисциплины.
Лекции - Обществознание
Человек и общество
1.Понятие общества. Основные сферы общественной жизни.
2.Человек, индивид, личность.
3.Потребности и способности человека.
4.Особенности межличностных отношений.
5.Малая группа.
6.Нации и межнациональные отношения в современном обществе.
7.Исторический процесс и его участники.
8.Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
9.Цивилизация и формации.
10.Глобальные проблемы современности и пути их решения.
11.Целостность современного мира, его противоречия.
Социальная сфера жизни общества
12.Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.
13.Социальные группы и общности.
14.Собственность, ее формы.
15.Предпринимательская деятельность.
16.Человеческая деятельность, её многообразие.
17.Деятельность и общение.
18.Социальный статус личности.
19.Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
20.Трудовая деятельность человека.
21.Свобода в деятельности человека.
22.Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
23.Особенности социального познания.
Духовная сфера жизни общества
24.Религия. Свобода совести. Атеизм.
25.Основные ценности и нормы морали.
26.Человек и культура.
27.Духовный мир личности. Мировоззрение.
28.Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
29.Духовное производство и духовное потребление.
30.Познание. Истина и её критерии.
31.Научное познание. Значение научной теории.
32.Общество и научно-технический прогресс.
33.Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
34.Образование и его роль в развитии общества.
Экономическая сфера жизни общества
35.Государство и экономика.
36.Рыночные отношения в современной экономике.
37.Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности современной экономики.
38.Россия на пути к рыночной экономике.
39.Человек в системе рыночных отношений.
Политико-правовая сфера жизни общества
40.Политическая система общества, её структура.
41.Правовое государство.
42.Права человека. Их закрепление в Конституции РФ.
43.Демократия. Демократическая политическая структура.
44.Право, его роль в жизни общества.
45.Юридическая ответственность, её виды.
46.Законодательная, исполнительная, судебная власти в РФ.
47.Правовые основы брака и семьи.
48.Гражданин. Участие граждан в политической жизни.
49.Правонарушение, виды правонарушений.
50.Права ребёнка.
51.Право на образование: содержание и гарантии.
52.Права и обязанности гражданина РФ.
53.Федерация, ее субъекты.
54.Государство, его признаки.
55.Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
56.Политика, её субъекты и объекты, цели и средства.
57.Политический статус личности.
58.Парламентаризм. Федеральное Собрание РФ.