На что способна арт-терапия для взрослых. Основные методы лечения искусством. Самые эффективные арттерапевтические техники и упражнения.

Содержание статьи:

Арт-терапия - это в буквальном смысле означает лечение искусством. Этот метод психотерапии активно применяется в лечении психологических и соматических проблем. Изначально в качестве исцеляющего инструмента использовалось изобразительное искусство. Сегодня же этот метод дополнился другими видами творчества: музыкой, фотографией, лепкой, литературным творчеством, танцами, актерским искусством и т.д.

Задачи и функции арт-терапии для взрослых


Основная задача арт-терапии - научить самопознанию и самовыражению для достижения гармоничного состояния личности. Основной метод - сублимация, то есть перенесение внутренних конфликтов, напряжений в более приемлемый для социума вид. В нашем случае - в творчество.

Современная арт-терапия способна выполнять сразу несколько функций:

  • самовыражение;
  • снятие напряжения;
  • повышение самооценки;
  • гармонизация внутреннего мира;
  • развитие личности;
  • нормализация отношений в социуме;
  • осознание психологических проблем.
Этот метод психотерапии помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, внутренние переживания цивилизованно, без ущерба для окружающих людей и вещей. Он позволяет пережить их и изменить, тем самым сняв груз трудной жизненной ситуации и облегчив жизнь. Другими словами творчество в тандеме с психологическими приемами обходит «цензуру» левого полушария мозга, которое контролирует наши слова. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность - на лист бумаги, в движения танца, в форму скульптуры и т.д.

Используя простые на первый взгляд приемы, арт-терапия незаметно для пациента проводит диагностику его душевного и физического состояния, лечит выявленные проблемы и просто приносит массу удовольствия. Она основана на эффекте спонтанности, как и любой вид творчества. Но не требует специальных талантов или способностей.

Лечение искусством можно назвать одним из самых безопасных, универсальных и приятных методов психотерапии, успешно применяемых у пациентов любого возраста.

Основные приемы арт-терапии для взрослых


Как уже упоминалось, главная «фишка» арт-терапии для взрослых - спонтанность и отсутствие требований в отношении наличия способностей или талантов. Именно в таком случае, когда пациент не зацикливается на том, насколько красиво и профессионально он творит (рисует, сочиняет стих или сказку, танцует или лепит), он способен отразить в созданном образе свое истинное внутреннее «Я».

Современное арттерапевтическое лечение включает два основных приема:

  1. Использование творческо-креативных способностей человека для выявления, воссоздания и разрешения травмирующей ситуации;
  2. Преобразование негативного воздействия аффекта в позитивный, исходя из природы эстетической реакции.
Психокоррекция с использованием творчества может проводиться несколькими способами. К примеру, работа с пациентом по определенной схеме. В этом случае перед человеком ставится определенная задача - создать рисунок (поделку) по некому шаблону на заданную тему. Здесь уделяется внимание сочетанию и яркости цветового оформления, формам и нюансам в выполнении деталей.

Другим способом проведения арт-терапии является общение «на вольные темы». Он предполагает свободный выбор темы, материала, сюжета и инструментов для самовыражения. В конце такого занятия оценке подлежат именно критерии выбора пациента и манера выполнения задания.

Примечательно, что скорректировать свое внутреннее состояние посредством творчества можно и без помощи психолога или психотерапевта. Более того, есть четкая позиция, что арт-терапия - это «инсайт-ориентированная методика». То есть методика, благодаря которой человек сам должен найти свою проблему. Поэтому, если вы решитесь исцелить свою душу в стиле «арт» самостоятельно, запомните несколько истин:

  • Не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс - вырисовать, вытанцевать, вылепить свой стресс, страх или дискомфорт.
  • Не страшно, если вы не разберетесь со своим творением сразу - понимание проблемы не всегда приходит сразу. Поэтому результаты своего лечебного творчества лучше сохранить и периодически пересматривать - с разных ракурсов и в разном настроении. Согласно догмам арт-терапии, рано или поздно вы обязательно увидите и саму проблему, и ее корни.
  • Терапия искусством эффективна даже тогда, когда вы не совсем понимаете ее суть и механизм действия. Оно лечит «по факту», уже в процессе того, как вы творите.

Разновидности арт-терапии для взрослых

На сегодня существуют следующие виды арт-терапии: изотерапия (лечение рисованием), игротерапия, музыкотерапия, данстерапия (лечение танцем), сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия, цветотерапия, видеотерапия, мульт-терапия, маскотерапия, драматерапия (лечение театральным искусством), библиотерапия (лечение книгами). Кроме того, лечение творчеством может проходить активно (посредством самостоятельного создания творений) и пассивно (с использованием уже созданных кем-то произведений). Оно может совершаться самостоятельно, индивидуально или в группе.

Изотерапия


Изотерапия предполагает собой коррекцию психосоматического состояния с использованием изобразительного искусства. Чаще всего - рисования. Это наиболее распространенный метод арт-терапии, в основу которого положена зависимость цветового оформления творения от эмоционального состояния его творца. Так, преобладание в рисунке ярких сочных красок трактуется как позитивное творческое самовыражение, пастельных тонов - как признак тонкой и чувствительной душевной организации.

Есть несколько советов относительно успешности изотерапии:

  1. В состоянии агрессии, злости, раздражительности отдавайте предпочтение лепке - она лучше справляется с сильными негативными эмоциями.
  2. Составление коллажей тоже используется в качестве техники арт-терапии, но применять его лучше уже на заключительной стадии занятий. Оставьте всю «черную» работу рисункам.
  3. Обеспечьте себе широкую цветовую палитру.
  4. Выбор инструмента для творения остается за вами. Это могут быть фломастеры, карандаши, ручки, но предпочтение лучше отдать краскам. Считается, что работа с пластичной кистью дает больше свободы и раскрепощения. Такие эффекты особенно важны в начале терапии.
  5. Оставьте стремление рисовать красиво и правильно - не используйте для этого линейки, циркули и т.п. Все должно рисоваться от руки.
  6. В качестве объекта творения можно выбирать как уже существующие программные рисунки (архетипы), так и создавать свои индивидуальные проекты.

Музыкотерапия


Эффект активного влияния музыки на человеческий организм был замечен еще в ХIX веке. Проводником такого эффекта являлись именно эмоции, вызванные прослушиванием того или иного музыкального произведения.

Воздействие музыки происходит посредством нескольких механизмов:

  • Звуковые вибрации стимулируют обменные процессы и могут изменять некоторые физиологические параметры (двигательную функцию, дыхательную, сердечно-сосудистую).
  • Ассоциативные связи, вызванные восприятием или исполнением музыки, влияют на психическое состояние человека.
Существует несколько видов музыкотерапии: пассивная (прослушивание музыкальных произведений) и активная (пение, исполнение музыки, танцы).

Основные этапы музыкотерапии:

  1. Подстройка . На этом этапе подбирается мелодия (песня), которая соответствует настроению.
  2. Ведение . Следующее музыкальное произведение должно мягко и незаметно нейтрализовать выявленные первой мелодией чувства. То есть вселять надежду, утешать.
  3. Закрепление . Третья мелодия является закрепителем положительного эффекта - давать уверенность в своих силах, вселять твердость духа.
В последнее время большую популярность набирает караоке, которое в Японии очень активно используется в качестве способа для снятия стресса. Там даже оборудованы специальные центры, состоящие из множества максимально комфортных индивидуальных кабинок, выполненных из шумопоглощающего материала и «начиненных» соответствующей аппаратурой.

Однако первенство в отношении эффективности воздействия на психику человека остается все-таки за классической музыкой. Только она способна не давать эффекта пресыщения.

Так, при депрессивном состоянии рекомендуют послушать «Реквием» Моцарта, Вступление к 5-й симфонии Чайковского или «Смерть» Грига. При тревожности - вальсы Штрауса, прелюдии и мазурки Шопена. Для снятия агрессивности - «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Порыв» Шумана или «Итальянский концерт» Баха. Для бодрости - «Аделиту» Перселла или «Чардаш» Монти, для расслабления - «Времена года» Чайковского («Июнь. Баркарола»), «Старинную песенку» или «Пастораль» Безе.

Конечно же, вы сами можете составить свой индивидуальный перечень музыкальных произведений на любое настроение. И не обязательно классики - главное, чтобы вы ощущали, что она оказывает положительно влияние.

Важно! Музыка сама по себе - волшебство, которое может исцелить душу. Однако с точки зрения психологии большего эффекта можно достичь не столько от ее прослушивания, сколько от исполнения.

Фототерапия


Коррекция психического состояния человека при помощи фотографии - один современных методов психотерапии, способный решить многие психологические проблемы, развить и гармонизировать личность. Для этого могут использоваться как готовые снимки, так и специально созданные фото.

Основой метода является работа психолога с пациентом в контексте его восприятия фотографии: эмоционального фона, привязки к деталям, времени, когда она сделана. Это могут быть фото самого пациента или заранее подготовленные специалистом вырезки, журналы, коллажи.

Первые помогают выявить проблему в отношениях внутри семьи, роль в ней и скрытые обиды, невысказанные эмоции. Они же могут выявить внутренние комплексы в отношении своей внешности или позиции в жизни. Это особенно важно, если у человека мало фотографий или нет их вообще. Насторожить специалиста может и противоположный факт - наличие большого количества фото, где человек один или находится в центре сюжета.

Фото, никак не связанные с пациентом, часто помогают выявить секреты из личной жизни, отношение к противоположному полу.

Фототерапия предполагает работу в разных ракурсах: создание, восприятие человеком фотографических образов, их обсуждение и добавление (при необходимости) творческой составляющей. В качестве последней могут быть использованы изобразительные техники, сочинение притч, историй, сказок. Такие занятия по арт-терапии могут включать рисование, составление фотоколлажей, изготовление из фотографий фигур и игру с ними, художественное описание и т.п.

Человеческая натура многогранна и изменчива, а сам человек - индивидуален. Поэтому видовая палитра арт-терапевтических методик постоянно пополняется новыми методами самовыражения и самопознания.

Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых


Упражнений и методик лечения творчеством существует очень много. Их можно практиковать самостоятельно или прибегать к помощи квалифицированного специалиста. И сами упражнения, и их трактовку можно легко отыскать в специальных изданиях или на просторах интернета.

Мы сделали подборку наиболее простых для самостоятельного использования арттерапевтических упражнений:

  • «Работа с творческим мусором» . Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным - обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
  • «Сказка о герое» . Возьмите листочки и ручку, создайте приятную атмосферу (свет, музыка, удобный стул или кресло), расслабьтесь и напишите сказку. Перед началом создания творения определитесь с Героем (Героиней), их характером и образом жизни, местом и временем действия. Придерживайтесь стандартной схемы: зачин, препятствия, их преодоление и хеппи-энд, где Герой получает не только желанное вознаграждение, но и бесценные опыт и знания, которые изменяют его жизнь к лучшему. Перечитайте сказку, найдите свое сходство с Героем и определите, на каком этапе сказки вы находитесь сейчас и что вам нужно сделать, чтобы дойти до счастливого финала.
  • «Мое настроение» . Нарисуйте на листе свое настоящее настроение. Для этого можно использовать любой метод (пейзаж, абстракционизм, погоду) и любые инструменты (краски, карандаши, фломастеры). Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь определить, какие эмоции он выражает - грусть, радость, воспоминания, ожидания. Задумайтесь, соответствуют ли эти эмоции вашим желаниям. Если нет, смело беритесь за трансформацию рисунка, чтобы преобразовать его в нужное настроение. Для этого его можно дорисовывать, докрашивать, убирать линии или даже части листа, обрезать или дополнять новыми элементами.
  • «Лепим монстра» . Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала. Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри. После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное.
  • «Кактус» . Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам. Положение на листе: в центре - адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу - низкая самооценка; вверху - завышенная самооценка; слева - сосредоточенность на прошлом, справа - на будущем. Размер: меньше 1/3 листа - заниженная самооценка, 2/3 и больше - завышенная. Линии: четкость - уверенность, штриховка - признак тревоги, прерывистость - импульсивность, сильный нажим - напряжение, слабый - пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.

Интересно! Методами арт-терапии для взрослых считаются и такие казалось бы обыденные дела, как маникюр и педикюр, макияж и любое рукоделие. Сюда же можно отнести ведение дневника или блога.


Что такое арт-терапия - смотрите на видео:


Арт-терапия - прекрасный способ решить свои психологические проблемы с помощью творчества. Она проста, доступна и способна развить самопознание, научить самовыражению и повысить самооценку.

Является эффективным методом решения внутренних психологических проблем человека, в основе которого лежит творческий процесс. Основное отличие арт-терапии от прочих форм психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей.

Тем не менее, несмотря на важность знания сущности и преимуществ арт-терапии, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними сдерживающими факторами, побеждает в себе страх. Формы проведения сеансов арт-терапии, как впрочем и большинства других форм психотерапевтической работы, стандартны - индивидуальная и групповая терапия.

Упражнения в арт-терапии выполняют функцию инструмента для исследования идей, событий и чувств, развития межличностных отношений и навыков, поднятия самооценки и уверенности в собственных силах, а также для создания нового, более успешного образа самого себя.

Если говорить о групповой арт-терапии, перед началом выполнения практических упражнений каждый из ее участников обязан ознакомиться с главными принципами работы, которым нужно следовать при любых обстоятельствах, иначе упражнения не дадут должного результата. Вот эти принципы:

1. Уважение к мнениям и точкам зрения других участников.

2. Каждое занятие по арт-терапии носит конфиденциальный характер.

3. Каждый участник должен внимательно слушать других выступающих.

4. При отсутствии желания принимать активное участие в выполнении упражнения можно не принимать в нем участие.

5. Каждому из участников на сеансе арт-терапии должно быть комфортно.

6. Ни в коем случае не следует перебивать говорящего.

Сессия арт-терапии подразделяется на две основные части. Первая часть творческая, имеет невербальный характер, не содержит конкретной структуры проведения. Главным средством выражения пациентов в первой части сессии арт-терапии является изобразительная деятельность (лепка, рисование). Эта часть составляет основу арт-терапевтической сессии (от 60 до 65 % всего времени сеанса), применяются различные механизмы визуальной коммуникации и невербального самовыражения.

Вторая часть сессии вербальная и имеет свою, пусть и несколько формальную, структуру. Она следует сразу за первой, основной частью сессии и включает в себя словесное активное обсуждение результатов проделанной работы. Участники сессии делятся собственными впечатлениями и ощущениями, высказывают свое отношение к процессу работы (от 30 до 35 % всего времени сеанса).

Упражнения, выполняемые в группах:

1. Индивидуальное рисование. Данное упражнение выполняется арт-терапевтическими группами преимущественно в начале арт-терапевтической сессии. Это связано с тем, что упражнение “Индивидуальное рисование” позволяет каждому члену группы лучше узнать друг друга, а также стимулирует восприятию чувств и настраивает человека на творческую работу. К тому же, выполнение данного упражнения не требует от участников специальной подготовки, что очень важно на этапе знакомства участников друг с другом.
Для проведения упражнения “Индивидуальное рисование” понадобится бумага, глина или краски и цветные карандаши. Время проведения упражнения - 60 минут.

Процесс: Каждому члену группы в достаточном для него количестве выдаются цветные карандаши и бумага. Далее каждый участник должен начать рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у него в эту секунду. При этом совершенно второстепенное значение имеет умение человека рисовать, важен сам процесс. Участники просто наносят карандашами на бумагу штрихи, используя разноцветные карандаши для более яркого и запоминающегося описания своего нынешнего состояния.

Наибольшей ошибкой многих участников арт-терапевтической сессии является стремление нарисовать рисунки красиво, чтобы они по заслугам были оценены другими участниками группы и ведущим. Не следует делать этого. Импровизируйте, рисуйте первое, что приходит в голову. После того, как последний участник группы заканчивает свой рисунок, они сдаются ведущим для последующего анализа и обсуждения. Оценка рисунка участниками группы и ведущим не допускается.

Данное упражнение прекрасно стимулирует творческое воображение, по результатам анализа работ каждый из участников группы может узнать важную информацию о самом себе и, безусловно, лучше узнать своих коллег по группе. Помимо цветных карандашей могут быть использованы другие предметы (глина, краски, цветные мелки).

2. Сотворение глиняного мира. Данное упражнение великолепно подходит с целью исследования взаимоотношений в коллективе, стимулирования участников к сотрудничеству, исследования ценностей людей и стимулирования человека к творческой работе.

Обязательным для эффективного выполнения данного упражнения является наличие у руководителя / ведущего группы опыта в групповой динамике. Продолжительность упражнения - от 60 до 120 минут. Необходимые для упражнения материалы - пластилин и глина.

Процесс: Руководитель делит всех участников на группы по 6-8 человек в каждой. Каждому из участников выдается по одному большому кому глины. В целях создания раскрепощенной и приятной атмосферы в процесс работы добавляется музыкальное сопровождение (например, игра на флейте).

Далее каждый участник из глины начинает “создавать мир”. Упражнение выполняется с закрытыми глазами, участники должны дать волю своей фантазии, выразить свои чувства при помощи пальцев. Когда скульптура будет создана, участник подгруппы ставит ее на стол рядом со скульптурами других участников его подгруппы. Когда все скульптуры готовы, участники открывают глаза и вместе с ведущим проводят анализ сотворенного ими мира и его целостности. Анализ сначала проводится между участниками подгруппы, а после при участии членов других подгрупп.

3. Групповое рисование. Упражнение подходит для исследования влияния членов группы друг на друга, рассмотрения взаимоотношений в группе, определение ролей каждого из участников группы.

Обязательным условием является наличие у руководителя опыта работы в групповой динамике и терапии искусством. Необходимые для выполнения упражнения материалы - цветные карандаши, ручки и бумага. Продолжительность упражнения - 60 минут.

Процесс: Участники садятся в круг, находящийся в середине комнаты. Каждому из участников раздаются ручки, цветные карандаши и бумага, после чего каждый участник должен на бумаге изобразить нечто, обладающее для него особенной важностью. По сигналу ведущего каждый из участников передает свой лист бумаги человеку, сидящему слева от него. Соответственно, каждый из участников получит рисунок от человека, сидящего по правую сторону от него, после чего задача каждого участника - дополнить данный рисунок, внести в него те изменения, которые он считает необходимым. Далее по сигналу ведущего операция передачи рисунков повторяется. Упражнение заканчивается, когда к каждому участнику возвращается его первоначальный рисунок. Участники должны осознать чувства, испытываемые их коллегами при дополнении рисунков. В конце упражнения происходит обсуждение полученных результатов в группе.

Следующие упражнения предназначены для индивидуальной формы арт-терапии:

1. Коллаж. Коллажирование дает возможность арт-терапевту оценить текущее психологическое состояние клиента, определить наиболее тревожащие его переживания. Основные характеристики коллажирования: делается упор на положительные эмоциональные переживания человека; дает возможность проявить себя даже человеку, не имеющему художественных задатков; позволяет в максимальной степени раскрыть потенциальные возможности человека; является очень эффективным средством работы с личностью.

Чаще всего тему выбирает арт-терапевт, опираясь на проблемы и потребности клиента. Коллаж изготавливается из газет, глянцевых журналов, изображений и фотографий. Нередко в коллаж включаются личные фотографии клиента и рисунки, выполненные им ранее.

Процесс: Клиент берет в руки ножницы, бумагу, клей, газеты, журналы и фоторгафии, и начинает создавать коллаж. Главным ограничением является… полное отсутствие ограничений. Абсолютный полет фантазии клиента. Не запрещено также добавление в коллаж комментариев и закрашивание свободных частей бумаги.
В конце упражнения производится анализ проделанной клиентом работы.

2. Создание скульптур из глины. Благодаря данному упражнению человек способен дать выход своим эмоциям, выразить накопившиеся в нем здесь и сейчас переживания посредством лепки из глины. Существует множество вариаций данного упражнения: изготовление глиняных сосудов; создание слепков частей тела и предметов; создание фигурок для групповых композиций; создание скульптурных изображений; изготовление оберегов и амулетов из глины; создание отпечатков предметов в глине.

3. Детская игра. Клиенту предлагается нарисовать на листе бумаги свою любимую детскую игру и придумать данному рисунку название. Казалось бы, нет ничего проще. Однако особенностью данного упражнения является необходимость выполнения рисунка рукой, не являющейся для клиента основной. Материалы для выполнения упражнения - лист бумаги (формат А3), цветные мелки, гуашь, акварель. Данное упражнение направлено на раздвигание пределов умений клиента, развитие в нем спонтанности действия, открытие новых чувств и ощущений. Помимо этого при выполнении упражнения нередко всплывают детские страхи и переживания, скрытые ранее в клиенте и мешавшие его нормальной жизнедеятельности.

После выполнения рисунка арт-терапевт проводит с клиентом анализ работы, задавая вопросы вроде: “Что вы чувствуете, глядя на рисунок?”, “Почему вы выбрали именно эту игру?”, “Какие чувства завладели вами в процессе выполнения задания?” и т.д.

Отдельным столпом в арт-терапии стоят упражнения по работе с эффектами. Они способствуют достижению углубленного самопознания, способствуют освоению новых способов поведения в незнакомых и нестандартных ситуациях, помогают человеку легче освоить незнакомые ему ранее сферы деятельности. Данная техника работы относится к техникам анализа глубинного бессознательного, тематика работы выбирается по желанию клиента и арт-терапевта и не имеет ограничений. Основным достижением данных упражнений является их способность актуализировать сильные фантазии, переживания клиента, его страхи и чувства.

1. Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Пациент наблюдает за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущает свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название. В конце происходит анализ рисунка совместно с арт-терапевтом.

2. Контрастный рисунок. В одной композиции клиент должен объединить контрастные формы, цвета и стили, создав яркий рисунок. Суть заключается в том, чтобы в процессе создания рисунка кардинально поменять стратегию работы на противоположную, задействовав при создании рисунка, задействовав в процессе все известные контрасты и пути создания контрастов.

3. Упражнение “Отпечатки”. Заключается в создании рисунка при помощи отпечатка любых предметов, которые пожелает клиент. Максимально задействуется фантазия клиента. Предметами могут служить отпечатки частей тела клиента, аксессуары, одежда и т.п. Место, откуда будут эти предметы принесены, значения не имеет.

4. Создание композиции на бумаге. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу клиент создает объемную композицию. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п.

5. Рисунок смешенными красками. Вначале упражнения клиент смешивает несколько густых красок наиболее нравящихся ему оттенков. Главное - дать волю фантазии и смешать несколько красок, пусть даже изначально не подходящих друг другу оттенков. Впоследствии из получившихся оттенков клиент создает рисунок.

6. Монотипии. Клиент на стекле при помощи густых красок создает изображение, после чего отпечатывает его на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

7. Техника раздувания краски. Клиент наносит водорастворимую краску с большим процентом содержания воды на лист бумаги и при помощи трубочки раздувает получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать и понять получившийся образ, производится анализ полученных результатов.

8. Чернильные пятна. Клиент берет в руки тонкий лист бумаги, капает на него несколько капель чернил и складывает пополам. Далее клиент разворачивает бумагу и наблюдает полученный образ. Результаты работы обсуждаются с арт-терапевтом.

Решила сделать небольшой обзор книг по арт-терапии. Сама в свое время провела анализ всего массива психологической литературы, с целью найти хорошие книги по арт-терапии или хотя бы какое-то упоминание об арт-терапии вообще. Оказалось - не густо. Даже сейчас, по плану хотела сделать топ-10, но нашла реально только на топ-5.

Представляю основные работы по арт-терапии, прежде всего те, которые можно найти для скачивания в свободном доступе в сети Интернет. Для меня критерием выбора служили: уникальность излагаемого материала и практическая полезность (то есть конкретные планы, конспекты, техники, которые можно использовать в своей практической деятельности).

1 место , конечно же, отдаю под все работы и книги А. И. Копытина, плюс те, которые идут в соавторстве и под его редакцией. Их много. Много повторений информации в них. Много переводных статей американских специалистов в области арт-терапии.

Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с. Книга состоит из статей иностранных авторов по работе с различными группами населения и по работе с различными травмами и зависимостями.

Копытин А.И., Корт Б. ТЕХНИКИ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АРТ-ТЕРАПИИ . — М.: Психотерапия,2011. — 128 с. Эта книга есть у меня и в печатном варианте, причем я купила её, имея уже электронный вариант. В ней много техник телесно-ориентированной терапии, мне кажется, это очень удачная книга. Книга, именно практическая, поэтому я решила иметь её печатный вариант на полке, чтобы при малейшей необходимости перелистать и найти то, что нужно.

Арт-терапия / Сост. и общая редакция А. И. Копытин. СПб.: Питер, 2001. С. 320. (Серия "Хрестоматия по психологии"). Данная книга, как и положено хрестоматии, содержит оригинальные статьи иностранных специалистов в области арт-терапии. Наверное можно каждому заинтересованному читателю найти среди статей что-то для себя. Но я особо ничего для себя не нашла. Просто искала практические инструменты, а в статьях больше теоретического и философского.

Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина . — СПб.: Питер, 2001. — 448 с. Книга полностью состоит из статей различных авторов, в основном американских, и подразделяется на главы по специфике арт-терапевтической работы с различными группами - детьми и подростками, с пожилыми людьми, с психиатрическими пациентами, в социальной сфере.

Копытин А. И., Богачев О.В. Арт-терапия наркоманий: Лечение, реабилитация, постреабилитация . - М.: Психотерапия, 2008. - 172 с. Для тех. кто работает с данными группами населения. с данными группами зависимых, это будет действительно полезная книга. В ней описано много методик работы, много техник, с подробными примерами и описаниями. Хорошая книга, но для меня пока не очень актуальная.

Копытин А. И. Тренинг по фототерапии . СПб.: Издательство Речь, 2003. - 96 с. Небольшая книга по фототерапии, но в бытность мою увлечения именно данной техникой, бывшая мне очень полезной. Хорошая книга, в которой большую часть текста занимают техники, игры и упражнения на основе фотографии. Меня удивило то, что это, по-моему, единственная книга, в которой есть техники фототерапии для развития когнитивной сферы ребенка: понятийного мышления, памяти, внимания, тонкой моторики и другие.

АРТ-ТЕРАПИЯ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ /Сост. А. И. Копытин. - М: Психоте­рапия, 2009. - 144 с. Из названия понятно, чему посвящена книга и поэтому в ней сосредоточены все материалы, посвященные работе с жертвами насилия. Здесь есть описания случаев работы с жертвами налчлия, описания специфика работы с такими клиентами. есть описание теста Сильвер как инструмента арт-терапевтической диагностики и коррекции, использование фотографии в работе с жертвами насилия.

По первому месту, я считаю, достаточно. Есть, конечно, и другие книги у А. И. Копытина, есть и в Интернете, наверное, есть и в печатных вариантах, но остановимся на этом... Освоить нужно сначала это!

2 место заслуживает книга Лебедевой Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Её легко можно в Интернете, например по адресу http://psi-art.rv.ua/ . Книга мне очень понравилась - просто, доступно и по-делу. В ней есть подробные описания, с перечислением всего необходимого для организации арт-терапевтического консультирования. Есть описания диагностических методик, описания арт-терапевтического процесса, конспекты арт-терапевтических занятий.

3 место отдаю за имя и первопроходство Бурно М. Е. На сайте http://www.koob.ru/burnov/ есть только его "Клиническая психотерапия", которая содержит части книги "Терапия творческим самовыражением". А саму книгу я нашла на http://www.twirpx.com/file/227696/ . Итак Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением . Изд.: Академ. проект, Деловая книга, Год: 1999. Книга не совсем по арт-терапии, она рассматривает весь спектр терапий, которые используют искусство и творчество в своей практике. Что ещё? Обращает внимание, конечно, клинический характер излагаемого материала и примеры. По-моему, мнению, это книга, которую нужно читать очень внимательно, а не просто пробегая между строк. В каждом слове, есть глубокий смысл. Обязательно стоит её освоить.

4 место хочется отдать, опять же, не совсем под арт-терапию, а под так называемую "креативную терапию" и книгу Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии . — СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400 с. Как сказкотерапевт Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева значительную часть книги отдала под сказки, а именно под техники сказкотерапии, драматизации сказки, создание сказочной среды и другое. Помимо сказок, внимание также уделено игротерапии, теории и практики песочной терапии, ритмопластики. Меня особенно заинтересовал метод психодиагностики, который предложили Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Кудзилов Д. Б. в книге Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии . - СПб.: Речь, 2004. — 144 е.. В книге подробно описываются психодиагностические методы и техники обработки результатов. Этот метод очень близок мне.

5 место отдаю Киселевой М. В. В Интернете есть 2 книги автора Киселева М. В.

Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми — СПб.: Речь, 2006. — 160 с. и Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе . — Речь, 2007. — 336 с, Книги, конечно, я думаю, не претендуют на уникальность, в них много заимствованного, например у Копытина, но есть и свои плюсы. Мне, например, понравилась краткость изложения некоторых вопросов, выглядит как "четко и по-делу". Книги носят ярко выраженную практическую направленность и, поэтому, могут быть очень полезными. Книги нашла по адресам: http://cxid-art.org.ua/books/M_kiseleva.pdf и http://www.twirpx.com/file/560302/ .


«Самая здоровая форма проекции - искусство» (Перлз Фриц - Гештальт-Терапевт)

Сегодня представляем 2 часть самых популярных арт-терапевтических методов.

В прошлый раз мы рассмотрели упражнения по релаксации, обретению счастья, работе с эмоциями и своим портретом, а так же упражнения для работы с травмами и потерями.

Сегодня рассмотрим следующие группы упражнений: Коллажи, Самостоятельные упражнения, Упражнения — благодарности, упражнения «Внутри разума», и упражнения, которые выделили в группу «разное».

Коллажирование

Если вы предпочитаете вырезать и составлять из них картины, а не рисовать или раскрашивать, то эти проекты для вас.

  1. Создаем мотивационный коллаж. Можно повесить такой коллаж туда, где вы будете его видеть каждый день. Наполните его образами, которые вас будут вдохновлять и повышать мотивацию, это поможет вам продолжать свою работу и напоминать для чего вы его делаете.
  2. Создаем коллаж-маску. Мы все носим некие маски и редко показываем себя настоящего. Этот проект позволяет продемонстрировать, какие маски и лица вы одеваете.
  3. Создать коллаж-беспорядок. Есть вещи, которые захламляют вашу жизнь? В этом проекте, можно использовать слова и фотографии, чтобы показать какой беспорядок на вашем пути. Это так называемое действие от противного — перенос беспорядка на бумагу, чтобы на его место пришла гармония.
  4. Успокаивающий коллаж. Выберите изображения, которые вас успокаивают, умиротворяют и объедините их в одно изображение, создайте привлекательный коллаж, который сможет помочь вам отдохнуть и настроиться на позитивные мысли.
  5. Коллаж-картина. Чтобы выполнить это упражнение, вам сначала нужно создать простую, абстрактную живопись на бумаге. Затем, разорвать эту картину и создать другую. Подумайте, что вы чувствовали, когда вам пришлось разорвать первую картину и подумайте которая вам больше нравится.

Самостоятельная арт-терапия Рассмотрим проекты, подумаем кто вы и как видите мир через эти удивительные арт-проекты.

  1. Рисуйте свои хорошие черты. Создание карты ваших хороших черт поможет посмотреть на себя со стороны, увидеть в себе хорошие стороны.
  2. Нарисуйте себя в виде животного. Подумайте какие животные, которые вызывают у вас интерес и симпатию или чувствую, что это родственная душа? Нарисуйте себя, как это животное.
  3. Создайте график или журнал «самые значимые моменты в моей жизни». Это можно сделать как в специальном блокноте, так и в электронном виде. Этот график будет отражать историю вашей жизни, а самые важные моменты будут выделены визуально.
  4. Собирайте коллаж животных джунгли. Выберите наиболее интересных для вас животных, которые живут джунглей, нарисуйте их, а потом подумайте о том, почему вы выбрали именно их, что вам в них понравилось.
  5. Лепим идеал себя. Если бы вы могли сделать себя идеального, как бы он выглядел? Можно лепить из глины, пластилина или нарисовать.
  6. Рисуйте разные стороны себя. В этом проекте, вы будете исследовать различные аспекты своей личности, давая каждому визуальный образ. Вы можете нарисовать один или два, или сразу двенадцать.
  7. Сделайте поделку или рисунок с вашими отпечатками ладоней или пальцев. Ваши отпечатки пальцев являются уникальным, как и вы сами. Используйте чернила и краски, чтобы сделать уникальное произведение искусства.
  8. Нарисуйте себя в виде дерева. Ваши корни будут символизировать ваши хорошие качества, которые придают вам силы, в то время как ваши листья будут тем, что вы хотите изменить.
  9. Собираем коробку . В этом проекте, вы делаете карточки с описанием положительных качеств, которые у вас есть и которыми вы бы хотели обладать. Затем все эти качества соединяете так, чтобы получился куб или коробка. Можно наклеить их на готовую коробку, но лучше, чтобы эти качества сами образовали коробку. Внутрь вы можете положить то, что вас поддерживает: фото дорогих вам людей, вещи-напоминалки, которые вызывают в вас желание измениться.
  10. Рисуем самое важное детское воспоминание. Что вы помните о детстве? Что сыграло важную роль в вашем детстве и повлияло на вашу жизнь? Подумайте об этом, нарисуйте и попытайтесь понять, почему это было так важно для вас.
  11. Пишу и иллюстрирую сказки о себе. Если вы могли бы поставить себя в счастливую истоию, какую роль бы вы сыграли и как бы история эта развивалась дальше? Создайте книгу, которая рассказывает «ваши» сказки.
  12. Разработка визуальной автобиографии. Этот проект творческого журнала, который просит оглянуться назад на свою жизнь и сделать рисунки, образы, которые будут давать представление о нем.
  13. Создайте свой собственный герб. Выберите символы, которые представляют ваши сильные стороны, чтобы построить из них свой собственный герб. Иногда очень сложно сделать, но не сдавайтесь, у вас получится! Некоторые мои клиенты после такого занятия заказывали себе такой герб в виде печати и отмечали им книги в домашней библиотеке.
  14. Нарисуйте комикс про самый смешной момент вашей жизни. Наслаждайтесь моментом легкомысленностью этого упражнения. Это хорошее анти-стрессовое упражнение.
  15. Создайте свой собственный сайт. Сайт - универсальные способ, выразить себя. Постройте свой собственный и сделайте коллаж или нарисуйте окно, которое будет представлять вас. Затем, разместить предметы внутри коробки (коллажа, окна), вещи(или их изображение), символизирующие ваши ценности.

Благодарность Здесь вы найдете коллекцию проектов, которые помогут вам быть счастливым и выразите свою благодарность за это.

  1. Визуализируем благодарность. За что вы благодарны в вашей жизни? Нарисуйте или сделайте коллаж об этом.
  2. Создаем генеалогическое дерево силы. Это упражнение чтит тех, кто вас окружает, и кто вас поддерживает. Нарисуйте такое дерево, разместите на нем этих людей. Этот рисунок сохраните, он будет вам напоминать, что есть люди, которые вас поддерживают и вдохновляют, почувствуйте с ними связь.
  3. Сделайте что-то для кого-то другого. Сделать что-то для кого-то может стать отличным способом, чувствовать себя лучше и помочь другим сделать то же самое.
  4. Делаем арт-якорь. Задумайтесь, что такое якорь и что он делает? Кто или что является якорем в вашей жизни, удерживающим вас? В этом проекта, вы будете делать якорь и украшать его людьми и вещами, которые обеспечивают стабильность и прочность. То есть здесь мы будем использовать якорь, как положительный символ.
  5. Рисуем все положительные моменты вашей жизни. Каждый человек имеет по крайней мере один хороший момент в жизни, подумайте и нарисуйте, что делает вас счастливым.
  6. Лепим свою руку в гипсе. Как только «скульптура» высохнет (это может быть просто отпечаток на гипсе), напишите прямо на нее все хорошее, что вы можете сделать.
  7. Красим камни. Этот проект предназначен для того, чтобы прибавить вам сил. Вы можете сделать это двумя способами. Один вариант: надо нарисовать камень с вещами, придающими вам сил. Другой вариант: разрисовать настоящий камень. Некоторые берут для этого достаточно большой камень и потом размещают его у себя в саду или клумбе.
  8. Дерево благодарности. За что вы благодарны? Напишите об этом на листьях и прикрепите их на дерево. Это может быть дерево из глины, веток или нарисованное на ватмане.
  9. «Карта сознания». Часто в один день, мы чувствуем разные противоречия. Этот способ позволяет исследовать динамику личности путем визуального сопоставления спонтанных коллажа и рисунка. Коллаж будет поддерживать вас, раскроет ваши внутренние отношения, и поможет определить различные части вашей психики, которые находятся в конфликте.
  10. Создаем снежинку из бумаги. Пишите о том, как вы уникальны на снежинках, которые можно приклеить на окно дома.
  11. Постройте личный «алтарь». Это очень личный проект, который поможет соединить вас и вашу сторону и придать стойкости.

Внутри разума Загляните внутрь вашего разума, чтобы посмотреть, что в нем происходит.

  1. Арт-клякса. Похожа на классический тест Роршаха, сложите бумагу пополам нарисуйте на одной половине что-то краской или чернилами и сложите, чтобы получился симметричный и опишите, что вы видите.
  2. Карта Памяти. Сделать визуальное представление ваших мыслей, чтобы выяснить, как работает ваш разум. Например, нарисуйте себя, свою голову, а от нее волнами идут мысли в разные стороны. Это может быть хорошим способом запомнить или систематизировать новую информацию.
  3. Ловец снов. Плохие сны? Создайте этот древний для ловли ваших мыслей, снов и мечтаний.
  4. Рисуйте свои мечты. Вы можете многое узнать о ваших мечтах, сделайте журнал « «и используйте его для вдохновения, рисуйте там, раскрашивайте, сочиняйте.

Разное Если вы не нашли чего-то, что может помочь или успокоить вас, то следующие проекты могут натолкнуть вас на правильное решение.

  1. Использование натуральных материалов. Листья, палки, грязь, глина и другие природные материалы могут помочь вам установить связь с миром и с более глубокой частью себя.
  2. Строим архетип. Это серия проектов для построения набора архетипов, или идеалов, которые могут помочь изучить, как вы видите мир.
  3. Используйте свое тело в качестве холста. Займитесь Боди-Артом. Вам не нужна бумага, когда у вас есть ваше тело. Краска на ваших руках или ногах поможет чувствовать контакт с самим собой.
  4. Лепим фигуры духа. Соединиться с предками или своей собственной духовной сущностью, используя скульптурные фигуры. Делаем каркас из проволоки и создаем куклу из листьев или ткани или чего-нибудь еще. У славян это называлось кукла-оберег.
  5. Искусство из мусора. Вы можете повторно использовать старые предметы, которые имеют смысл для Вас. Или просто из старой упаковки или коробки сделать что-то красивое. В любом случае, вы получите представление о том, как вы можете изменить и переосмыслить свою жизнь.
  6. Коллаж со старыми фотографиями. Если вам неудобно, использовать старые фотографии можно сделать копии, но с этом проекте есть одна особенность — вы вглядываетесь в лица на фотографии.
  7. Собственная интерпретация известного произведения искусства. Как бы вы нарисовали Мону Лиза? Используйте известное произведение и свое вдохновение, создавайте свои собственные работы. Это может помочь взглянуть на мир по-новому.
  8. Совместная работа. Ваша поделка или рисунок могут получиться лучше, если вы работаете вместе с кем-то, найдите партнера и работайте вместе, болтайте просто, ни о чем.
  9. Используйте разные предметы как кисть. Будет ли это что-то острое или что-то мягкое, сделайте свой собственный художественный инструмент и используйте его, чтобы выразить то, что чувствуете.
  10. Витражи из карандашей. Отразите на вашу духовную сторону через этот проект, создайте свой собственный «витраж». Используйте стружку от карандашей или восковые мелки. Расплавляйте их утюгом. Цвета будут смешиваться и растекаться, образуя красивые картины.
  11. Покрасим окно. Сделайте краски, которыми можно рисовать на стекле. Есть много рецептом в интернете, например на основе мыла. Рисуйте на стекле. Помните как в детстве под Новый Год разукрашивали стекла окон и сколько радости это приносило.

Надеюсь, что из всего многообразия представленных нами упражнений вы найдете занятие себе по душе!

Упражнения по арттерапии

«Музыка моей души». Нахождение образа себя в звучании музыкальных инструментов.

«Разговор при помощи музыкальных инструментов» в трио, квартетах, оркестре.

«Танцы животных» под музыку Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», каждый отрывок которой носит вполне конкретное название («Черепаха», «Слон», «Антилопа» и т.д.). Финал сюиты звучит в быстром темпе и способствует бурному взаимодействию, раскрепощению и двигательному катарсису участников.

«Пластилиновый мир». Звучит флейта или клавесин. Закройте глаза и представьте себе, что можете сделать из пластилина все, что захотите увидеть в этом мире. Работайте с пластилином, закрыв глаза, чтобы чувства и мысли выражались вашими пальцами, если у вас возникают какие-то чувства к другому участнику. выразите их в лепке или выскажите. Когда фигура будет готова, откройте глаза и поместите ее на подставку рядом с фигурами других участников. Вместе ними организуйте целостный мир из отдельных частей и затем обсудите результат коллективного творчества.

«Скульптуры». Участники воспроизводят известные персонажи изобразительного искусства, стремясь наиболее точно передать их позы и выражения лиц. Вариант: Скульптор выбирает подходящий материал для своего замысла и молча «лепит» свое произведение. Группа и затем сама Скульптура угадывает, что это такое. Скульптор может также слепить групповую композицию на любую тему. «Психорисунки»: «Настроение в группе», «Я и группа», «Группа, превратившаяся в животных», «Чего я боюсь», «Счастье», «Жизнь продолжается!». «Парный рисунок». Партнеры, не договариваясь, сообща рисуют обстановку, в которой им хотелось находиться вместе. «Спор цветов». Каждый участник выбирает себе цвет и затем – партнера с подходящим для будущей работы цветом. Партнеры проводят на общем листе бумаги свои цветные линии или изображают пятна, точки и определенные формы, имитируя ссору.

«Проблема и ее решение». Один рисует на своей половине листа проблему, другой на своей половине – ее разрешение.

«Опасное путешествие». Один рисует путь с препятствиями, другой – способы их преодоления.

«Поочередное рисование». Первый участник рисует в течение двух минут, затем передает другому и т.д., пока рисунок по кругу не вернется к первому участнику. Обсуждается, кому что понравилось в получившемся рисунке, и что – нет.

«Чей это портрет?». Члены группы рисуют абстрактно-символические или метафорические портреты друг друга, перемешивают их и затем пытаются определить, кто на каком рисунке изображен. Для сохранения анонимности автор рисунка высказывает свои впечатления о нем, не признаваясь в авторстве.

«Остановка в пути». Группа разбивается на две подгруппы, каждая рисует картину, символически отражающую маршрут группы и место, где она сейчас находится. Это может быть географическая карта, пейзаж, здание и т.п. Важно, чтобы на рисунке был изображен каждый член группы и было ясно, к чему он стремится. Затем происходит общая дискуссия.

«История конфликта». Одна подгруппа рисует историю возникновения конфликта и передает рисунок другой подгруппе, которая пытается определить содержание рисунка, роли отдельных участников и их позиции в конфликте.

«Развить замысел». Одна подгруппа начинает создавать свою композицию, а затем передает ее для продолжения другой подгруппе. Затем обсуждается, насколько удачно вторая подгруппа развила замысел первой.

«Возмещение ущерба». Одна подгруппа создает свой рисунок и передает его другой подгруппе, которая пытается представить его в ироническом виде и затем возвращает рисунок первой подгруппе. Во время общего обсуждения насмешникам предстоит искупать вину.

«Борьба двух начал». Каждая подгруппа изображает одну из противоположностей: день и ночь, добро и зло, человек и дикая природа и т.п. Внутри подгрупп распределяют роли, и участники воплощают их на отдельных листах бумаги. Из этих рисунков каждая подгруппа создает композицию. Затем обсуждается, получилась ли целостная композиция, какими эмоциями сопровождалась работа, удалось ли действовать сообща, каким мог бы быть итог при лучшем взаимодействии.

«Городок». Каждый участник находит на большом листе ватмана место и рисует домик. Когда все рисунки готовы, участники рассказывают о том, кто мог бы жить в таком доме (характер, привычки, любимые занятия). Затем каждый участник выбирает 3-4 наиболее привлекательных домика и рисует к ним дорожки. Ведущий одним из последних проводит дорожки от своего домика к тем участникам, которые получили меньше всего выборов. Группа придумывает и записывает название получившегося населенного пункта, дорисовывает в городке все, что необходимо «для жизни» (парки, деревья, магазины и т. д.). Во время рефлексии после упражнения отмечаются самые понравившиеся «местечки городка». Таким образом, развивается чувство «мы», группового единства, закрепляются навыки взаимодействия в группе.

«Артель художников». Группа создает картину цветными фломастерами на большом листе ватмана. Анализируется процесс рисования: - кто определял очередность работы; - имелась ли тенденция к сотрудничеству, взаимодополнению или завершению начатых другими рисунков; - кто кому помогал, а кто нет – напр., не освобождал вовремя места; - наблюдались ли попытки испортить или изменить начатый другими рисунок, - кто и как это делал.

При анализе результата учитывается: o пространственная организация рисунка – много ли осталось незаполненного места; кто занял больше всего места, а кто – меньше всего; кто занял центр изображения, кто его верхнюю часть, левую и правую половину; цветные фрагменты изолированы и принадлежат определенным участникам или объединены в одну картину, не накладываются ли они друг на друга; o тематические особенности изображения – имеет ли рисунок общую тему или содержание, кто проявлял инициативу в их выборе, кто пытался изменить тему и характер рисунка; o тональные особенности изображения – приятен ли в цветовом отношении законченный рисунок, выглядит оптимистичным или пессимистичным, спокой- ным или напряженным, согретым любовью или пронизанным ненавистью; кто использовал мрачные и агрессивные цвета.

Практическая психология

Источник:

Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт

Тренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты» Концептуальное введение:

Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Техника коллажа может использоваться в композиции произведения для усиления значимости двух аспектов: 1) чисто формального, когда художественный образ создается размещением или наслоением друг на друга определенных материалов, различной формы, цвета и т.д. и 2) иллюстративного (например, так называемый фотомонтаж), когда изобразительный материал на определенную тему вырезается из книг и журналов и благодаря перемещению из обычного контекста в непривычное окружение получает новую интерпретацию. Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создал и Пикассо. С 1912 оба художника систематически работают в этой технике, коллаж становится характерной особенностью живописи синтетического кубизма. Период кубизма в творчестве обоих художников характеризуется поисками радикально новых способов создания картины, поэтому они стали включать в свои живописные и графические работы фрагменты газет, этикетки от бутылок и т.п. печатные материалы. Добавление к художественному произведению таких элементов поражало зрителей тем, что «реальный мир», с его собственными пространственными и тактильными качествами, был соединен на полотне с иллюзионизмом живописи. Эта смесь реальности и иллюзии в дальнейшем часто усложнялась использованием живописных «обманок», имитировавших поверхность дерева, мрамора и т.п.

Среди первых, кто заимствовал у кубистов технику коллажа, были футуристы, работавшие в Италии до Первой мировой войны (Карло Кара, Джино Северини). Их коллажи наполнены жизненной силой и энергией. Часто сюжетом становился противоречивый мир современной техники: шум, скрежет колес поезда и лозунги протеста передавались с помощью включенных в композицию столкновений слов и фрагментов предложений. Как новую, нетрадиционную технику коллаж использовали дадаисты, разочарованные бессмысленностью современного общества и несоответствием традиционного искусства их воззрениям (Курт Швиттерс, Ханс Арп). Коллажи дадаистов наилучшим образом выражали отрицание искусства как приятного для глаза изображения жизни. Будучи составленными из предметов ежедневного окружения человека, они сами принадлежали к сфере «жизни». В отличие от тщательно продуманных соотношений форм в искусстве, в коллаже подчеркивались элементы случайного, импровизированного, которые, как считали дадаисты, более присущи жизни, чем искусству. Например, Ханс Арп разбрасывал как придется элементы будущего коллажа по предназначенной для него поверхности и затем приклеивал их. Последователями дадаистов были сюрреалисты. Их привлекало отсутствие связи между отдельными элементами коллажа, что составляло прекрасную параллель миру сна, свободных ассоциаций и других проявлений подсознательного, которые они стремились раскрыть. В отличие от кубистов сюрреалисты подчиняли форму и цвет образному содержанию произведения. Например, Макс Эрнст вырезал гравюры из старых научных каталогов и соединял их так, чтобы получалось нечто, напоминающее кошмарный сон по своему ощущению сновидение. Более чем какое-либо другое направление в живописи сюрреализм расширил сферу применения и технические возможности коллажа: художники активно использовали случайные эффекты, например изобрели «деколлаж», отрывая куски от уже готового коллажа; совмещали коллаж с «фроттажем» – рисунком, полученным путем протирания углем листа бумаги, положенного на какую-нибудь грубую фактурную поверхность, например необструганное дерево, проливали краски на холст и т.п.

Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс, продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов. Он расширил сферу используемых для коллажей материалов и предметов. Его небольшие, но очень изысканные по композиции произведения, называвшиеся выдуманным словом «merzbild», состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов и т.п.

Также популярны так называемые психологические коллажи. КОЛЛАЖ – это инструмент, который помогает Вам настроиться на волну успеха, правильно ставить задачи. Делая коллаж Вы размышляете о жизни, целях которые хотите достичь, понимая что важно для Вас. Во время работы Вы приводите в порядок свои мысли, настраиваясь на лучшее в Вашей жизни.

Диагностические возможности коллажа (опорные элементы интерпретации коллажей; целостная вертикально-горизонтальная схема анализа коллажа, содержание девяти секторов анализа коллажа, «зоны внимания» на коллаже – авторская разработка). Сферы применения и способы работы с коллажом: Коллаж в работе с семьей и детско-родительскими отношениями. Коллаж в работе с парами противоположностей и конфликтами. Коллаж как средство выявления преобладающих стратегий поведения человека; групповой динамики; распределения ролей в группе и т.д.

Цель : понять себя, войти в контакт с настоящим Я, понять свои истинные желания и их отражение в материальном мире, научиться строить свою реальность, раскрыться и принять всё новое в своей жизни.

Материалы : листы бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы; музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Используемая технология : Арт-терапия в сочетании с сказкотерапией.

Техники : коллаж, изобразительная деятельность.