В соответствии с решением жюри конкурса «Резонанс», утвержденным Протоколом от 24 ноября 2018 года , материалы I (заочного) тура смотра (конкурсные видеозаписи) оценивались по 4 критериям :

1. соответствие целям и задачам конкурса;

2. содержательность, информационная грамотность подачи учебного материала;

3. оригинальность педагогических решений;

4. речевая культура педагога.

По каждому из критериев была установлена оценка по 3-балльной шкале. Допускалось дополнительное поощрение участника 1-3 баллами за проявленные качества, не отраженные в критериях (в качестве особого мнения члена жюри).

По итогам I (заочного) тура смотра:

- конкурсантам, набравшим от 0 до 6,99 баллов, присвоено звание «Участник конкурса»;

- конкурсантам, набравшим от 7,00 до 8,99 баллов, присуждены специальные дипломы;

- конкурсанты, набравшие 9,00 баллов и выше, допущены к участию во II (очном) туре конкурса.

Смотры II (очного) тура конкурса будут проходить 1-го и 8-го декабря 2018 года на площадке ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость» с 10.00 до 18.00.

С 18.00 (!) 26 ноября по ссылке доступна запись на удобное время участия в очном этапе.

Продолжительность открытого занятия (репетиции, мастер-класса) на очном этапе конкурса по регламенту будет составлять 20 минут; дополнительно 10 минут выделяется на собеседование с членами жюри, во время которого конкурсанты отвечают на вопросы о своей профессиональной деятельности.

КОНКУРСАНТЫ, НАБРАВШИЕ 9,00 БАЛЛОВ И ВЫШЕ

(ДОПУЩЕННЫЕ К УЧАСТИЮ ВО II ОЧНОМ ТУРЕ КОНКУРСА)

  1. Афонина Ольга Евгеньевна
  2. Варламова Виктория Валерьевна
  3. Васильева Светлана Анатольевна
  4. Волкова Наталья Валерьевна
  5. Гельман Юлия Григорьевна
  6. Гемусова Дарья Анатольевна
  7. Гусева Светлана Ивановна
  8. Жарова Елена Валентиновна
  9. Журавлева Ульяна Николаевна
  10. Ивашкина Ирина Анатольевна
  11. Ионова Светлана Юрьевна
  12. Коновалова Галина Васильевна
  13. Костомаров Ростислав Сергеевич
  14. Крюкова Наталья Юрьевна
  15. Лиринг Светлана Евгеньевна
  16. Лищенко Анастасия Викторовна
  17. Маклакова Наталья Владимировна
  18. Московчук Анна Алексеевна
  19. Незадорова Татьяна Евгеньевна
  20. Переверзева Ирина Анатольевна
  21. Пойдо Мария Ивановна
  22. Тарасова Елена Андреевна
  23. Чистякова Анастасия Александровна

КОНКУРСАНТЫ, НАБРАВШИЕ ОТ 7,00 ДО 8,99 БАЛЛОВ

(РЕШЕНИЕМ ЖЮРИ УДОСТОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИПЛОМОВ)

  1. Анисимова Татьяна Викторовна
  2. Бурмистрова Татьяна Петровна
  3. Власова Елена Александровна
  4. Власова Ольга Васильевна
  5. Горячева Ольга Владимировна
  6. Иванова Анастасия Львовна
  7. Курдюкова Светлана Владимировна
  8. Курзанова Зинаида Юрьевна
  9. Пожалуйстина Маргарита Анатольевна
  10. Пожинайло Маргарита Владимировна
  11. Потапова Анастасия Викторовна
  12. Розанова Ирина Сергеевна

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЖЮРИ:

Полномочный эксперт Совета по грантам Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, член жюри Всероссийских конкурсов «Учитель года России», «Сердце отдаю детям», к.п.н., профессор ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», кавалер медалей К.Д. Ушинского, «Патриот России», медали «За выдающиеся заслуги» Российской академии образования

Лидия Петровна ДУГАНОВА

ЧЛЕНЫ ЖЮРИ:

Заслуженный учитель России, Отличник народного образования, лауреат конкурса «Грант Москвы» в области инновационных технологий в сфере музыкального образования

Надежда Васильевна СЕМИНА

Методист дополнительного образования высшей категории, член жюри конкурса «Учитель-года» в номинации «Педагог дополнительного образования», член Экспертного совета конкурса авторских программ дополнительного образования

Елена Николаевна ФИГИНА


1. Общие положения

1.1. Московский городской конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Резонанс» 2018 года (далее - «Конкурс») посвящен 100-летию системы дополнительного образования детей в России - особого вида образования, направленного на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических, творческих и профессиональных потребностей ребенка.

1.2. Конкурс проводится в сентябре - декабре 2018 года.

1.3. Конкурс предполагает:

Выявление и распространение эффективных образовательных практик в области массового музыкально-эстетического образования детей и молодежи (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья);

Создание условий для обмена профессиональным опытом работы между педагогами дополнительного образования, реализующими соответствующие образовательные программы;

Поддержку педагогов дополнительного образования, раскрывающих воспитательный, культурообразующий потенциал музыкального искусства в работе с детьми, подростками и молодежью.

1.4. Конкурс проводится в рамках Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы».

1.5. Цель конкурса - выявление, поддержка и развитие эффективных образовательных практик и педагогических технологий в области массового музыкально-эстетического дополнительного образования детей и молодежи.

1.6. Задачи конкурса:

  • Выявление и ретрансляция достижений педагогов дополнительного образования, реализующих программы художественной и социально-педагогической направленности в области музыкально-эстетического образования детей и молодежи.
  • Популяризация музыкально-исполнительского искусства в детской и молодежной среде как эффективной среды художественного, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
  • Поддержка педагогов дополнительного образования, реализующих наиболее эффективные технологии массового музыкального, художественного воспитания детей, подростков, молодежи, трансляция их достижений в открытом образовательном пространстве российской столицы.
  • Трансляция педагогических идей по обновлению содержания дополнительного музыкально-эстетического образования детей и молодежи.
  • Поддержка педагогов, реализующих программы дополнительного музыкально-эстетического развития в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
  • Развитие целостной системы массового музыкального воспитания в пространстве общего и дополнительного образования Москвы.
  • Развитие взаимодействия и интеграция ресурсов систем общего и дополнительного образования города.
  • Привлечение внимания органов государственной власти, коммерческих организаций, широкой общественности к воспитательным и социализирующим ресурсам системы массового музыкально-эстетического дополнительного образования детей и молодежи.

2. Организаторы конкурса


2.1. Учредитель Конкурса - Оргкомитет Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы» .

2.2 Непосредственный организатор конкурса - ГБОУ ДО «Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» - ведущее учреждение города Москвы в области массового музыкально-эстетического и художественного воспитания молодежи, оператор Департамента образования города Москвы по реализации Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы».

2.3. Официальная информация о Конкурсе, его регламенте и результатах размещается на сайте Городской программы «Поют дети Москвы» (поютдетимосквы.рф ).

3. Участники конкурса


В Московском городском конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Резонанс» принимают участие педагоги, реализующие дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы в области музыкально-эстетического образования детей и молодежи и работающие с творческими коллективами и учащимися в системе учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

4. Номинации конкурса


Конкурс проводится по 11-ти номинациям:

  1. «Руководители и хормейстеры хоровых коллективов»
  2. «Руководители вокальных ансамблей академического направления»
  3. «Руководители вокальных ансамблей эстрадного направления»
  4. «Руководители вокально-инструментальных ансамблей»
  5. «Руководители и хормейстеры фольклорных коллективов»
  6. «Руководители инструментальных коллективов академического направления»
  7. «Руководители коллективов русских народных инструментов»
  8. «Руководители инструментальных коллективов эстрадного направления»
  9. «Педагоги объединений музыкально-эстетического, музыкально-теоретического развития детей» (занятия по сольфеджио, слушанию музыки, ритмике, коллективному пению и музицированию на элементарных инструментах и т.п.)
  10. «Педагоги индивидуальных классов в области музыкально-эстетического образования детей и юношества (занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, индивидуальному вокалу, композиции и т.п.)
  11. «Педагоги объединений музыкально-эстетического развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

5. Условия и порядок проведения конкурса


5.1. Московский городской конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Резонанс» проходит в 2 тура :

  • 1 тур - заочный;
  • 2 тур - очный.

5.2. На I тур участники предоставляют краткое резюме , а также видеоролик, которые презентуют практику их работы с детскими творческими коллективами, учащимися (согласно заявленным номинациям). Это могут быть фрагменты занятий, мастер-классов, репетиций и другие формы учебной работы.

5.3. Требования к конкурсным материалам I тура:

На видеозаписи должен быть хорошо виден сам педагог, а также учащиеся(ийся), с которым(и) он работает.

Продолжительность видеозаписи: 10-15 минут. Видеозаписи большей продолжительности рассматриваться не будут.

Видеозаписи размещаются на открытых видеохостингах: YouTube, Rutube или загружаются на файлообменники; ссылки высылаются в Оргкомитет конкурса.

В резюме участник конкурса перечисляет свои основные творческие достижения, заслуги детских творческих коллективов, учащихся, с которыми работает, кратко характеризует основные принципы, методики и педагогические технологии, которые использует в образовательной практике. Объем резюме не должен превышать 3 000 знаков с пробелами.

5.4. Допуск к участию во II туре Конкурса осуществляется по решению компетентного жюри.

5.5. Участник, прошедший по решению жюри во II тур конкурса, проводит открытое занятие с учащимися(имся) (репетицию, мастер-класс) по специальному графику, утвержденному Оргкомитетом, на одной из площадок (по согласованию с Оргкомитетом):

На базе образовательной организации, в которой работает;

На базе образовательной организации куратора Программы «Поют дети Москвы» в округе (по согласованию с куратором);

На базе ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость» (Михалковская ул., д. 22).

5.6. Требования к конкурсным материалам II тура:

Открытое учебное занятие (репетиция, мастер-класс) должно в комплексе представлять профессиональные компетенции педагога, демонстрировать наработанные приемы в решении специальных учебных задач, преодолении учащимися трудностей, отражать характер взаимоотношений с обучающимися.

Перед проведением занятия участник предоставляет членам жюри план проведения открытого занятия (репетиции, мастер-класса). План включает: ФИО участника, его место работы, полное название мероприятия, цель, задачи, конспект занятия.

5.7. Продолжительность открытого занятия (репетиции, мастер-класса): 30-45 минут. Указанное время включает краткое собеседование с членами жюри, во время которого конкурсанты отвечают на вопросы по своей профессиональной деятельности.

5.8. Жюри полностью отсматривает открытые занятия всех участников конкурса, прошедших во II тур, и выносит итоговую оценку по нижеследующим критериям (см. пункт 6 настоящего Положения).

5.9. По итогам проведения конкурса проводится учебно-практическая конференция с церемонией награждения участников и победителей.

5.10. Примерный график мероприятий Конкурса:

Мероприятие

Сроки

Место проведения

Подача заявок на участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Резонанс»

дистанционно, сайт Программы «Поют дети Москвы» (поютдетимосквы.рф )

I (заочный) тур конкурса - отборочный смотр присланных на конкурс презентационных видеороликов и резюме педагогов

дистанционно,

ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость»

II (очный) тур конкурса - смотр открытых уроков, занятий, репетиций, мастер-классов участников, прошедших во II тур конкурса

площадки образовательных организаций города Москвы,

ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость»

Итоговая учебно-практическая конференция. Церемония награждения участников и победителей конкурса

11.00

Белый зал

ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость»

6. Критерии оценки конкурсных выступлений


1. Соответствие целям и задачам конкурса.

3. Умение наладить эмоциональный контакт, партнерские, творчески продуктивные отношения с обучающимися.

4. Умение организовать взаимодействие обучающихся между собой (создать условия для развития коммуникабельности, партнерских навыков и просветительских интересов каждого учащегося).

5. Умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и интенсивности учебной деятельности обучающихся на занятии.

6. Собственные исполнительские, профессиональные навыки педагога в представляемой сфере творческой деятельности.

7. Оригинальность педагогических решений, мастерство и находчивость в преодолении проблемных ситуаций.

8. Речевая культура педагога.

9. Глубина и точность анализа учебного занятия, рефлексия результата своей деятельности (для очного тура).

7. Жюри конкурса


7.1. В состав жюри конкурса «Резонанс» входят известные деятели российского образования, музыканты-исполнители.

7.2. Состав жюри конкурсов по номинациям будет объявлен дополнительно.

8. Регламент оценки конкурсных выступлений


8.1. Конкурсные выступления участников оцениваются по рейтинговой системе. Рейтинг формируется из суммы оценок конкурсных выступлений в соответствии с вышеперечисленными критериями (пункт 6 настоящего Положения) по 3-х балльной системе оценки каждого критерия, а также с учетом возможности получения дополнительных баллов в качестве «особого мнения члена жюри».

8.2. Максимальное количество баллов оценки 2 (очного) конкурсного выступления каждым членом жюри составляет 30 баллов:

По совокупности критериев - 27;

В качестве «особого мнения члена жюри» - не более 3-х.

Гран-при (29,00 - 30,00 баллов);

Лауреат I степени (27,00 - 28,99 баллов);

Лауреат II степени (25,00 - 26,99 баллов);

Лауреат III степени (23,00 - 24,99 балла);

Дипломант (20,00 - 22,99 балла);

Участник (9,00 - 19,99 баллов).

8.4. Решение жюри оформляется протоколом. Апелляции по решениям жюри не принимаются.

8.5. Результаты конкурса публикуются на сайте Городской программы «Поют дети Москвы» (поютдетимосквы.рф ).

8.6. Жюри имеет право присудить участнику специальный диплом за ярко проявленные на конкурсе профессиональные педагогические компетенции.

9. Юридические правила участия в конкурсе


9.1. Представляя заявку и материалы на конкурс «Резонанс», педагог свидетельствует о согласии с данным Положением и гарантирует, что:

По данным конкурсным материалам у него нет обязательств перед третьими лицами, препятствующих размещению материалов на сайтах Оргкомитета конкурса, соблюден закон об авторском праве;

Все материалы, не имеющие ссылок на какие-либо источники, являются авторскими;

Фотографии, видеозаписи несовершеннолетних размещены с согласия их законных представителей (родители, опекуны и т.п.);

Автор(ы) предоставляет(ют) право Оргкомитету фестиваля-конкурса использовать материалы, видеозаписи конкурсного выступления педагога или его части с указанием автора(ов) по своему усмотрению без дополнительного согласования с ним(и) и без выплат авторских гонораров в своих проектах, в том числе с целью популяризации данного конкурса, трансляции лучших педагогических практик в печати, на различных конференциях и деловых встречах, а также в виде публикаций.

9.2. В случае зафиксированных нарушений авторского права (т.е. заимствования чужих работ или их существенных фрагментов без ссылок на авторство), конкурсное выступление не рассматривается жюри.

    Основная цель данной работы - помочь мастерам производственного обучения разработать и провести конкурсы профессионального мастерства по профессиям: «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Мастер отделочных строительных работ».

    Работа будет интересна для руководителей учреждений СПО с точки зрения организации конкурсов, а также мастеров п/о и преподавателей для повышения качества профессиональной подготовки обучающихся.

    2. Из истории проведения конкурсов профессионального мастерства.

    Конкурс (от латинского concursus - стечение, столкновение) - соревнование для выявления наилучших из числа участников, представленных работ и т.п.

    Кто лучше всех выполнит работу? Под этим девизом возникли, видимо, стихийно соревнования на заре развития ремёсел. В России традиционные ярмарки, например - Нижегородская, всегда превращались в праздники. Здесь были и балаганы, и карусели и игры. Зачастую на ярмарках устраивали и трудовые турниры - конкурсы столяров, кузнецов. Правда, были у этих турнирах свои особенности: каждый соревнующийся ревниво оберегал свои секреты, показывал лишь конечный результат.

    И сейчас во многих странах мира ежегодно проводятся соревнования, например - пахарей. Существует даже Всемирная организация по проведению конкурсов на лучшее качество вспашки. На главном трофее «Золотой плуг», которым награждается победитель, начертан девиз «Пусть мир обрабатывает землю».

    В нашей стране ежегодно проводились Всесоюзные, а сейчас проводятся Всероссийские, конкурсы на звание лучшего токаря, фрезеровщика, шофёра, кулинара, строителя, электромонтёра, портного и т.д. В Российской Федерации порядок проведения конкурса с 1973 года конкретизировался решениями коллегиями Госпрофобра РСФСР, ежегодными приказами и распоряжениями. В системе профобразования с этого времени до начала 90-х годов конкурсы носили массовый характер. Сейчас в связи с финансовыми проблемами порой трудно провести эти мероприятия, но интерес обучающихся к конкурсам не пропал, т.к. они отвечают психологическим потребностям молодёжи, её естественному стремлению утвердить себя в жизни, они открывают широкие возможности для развития талантов, мастерства, любви к профессии, рабочей смекалки, формирует профессиональную ответственность, профессиональную честь - высокие нравственные качества специалиста.

    Профессиональное мастерство, развиваясь и совершенствуясь, выполняет как личные, так и общественные потребности, и одновременно является средством самовыражения личности. «Дело в том, что умение хорошо выполнять свою работу даёт большое удовлетворение, а признание твоего умения другими становится основной формой утверждения личности в коллективе».

    Профессиональное мастерство включает в себя не только высокие качественные показатели выполненной работы при соблюдении заданной технологии и правил безопасности труда; но и такие характеристики, как скорость выполнения операций, минимально возможный расход материалов, энергии, бережное отношение к инструменту и оборудованию, умение помочь и заменить товарища, что наиболее важно при бригадных формах организации труда. Естественно, что труд каждого рабочего является только частицей в общей технологической цепочки участка, цеха, предприятия, но от его результатов зависит конечный результат работы коллектива. Здесь нужно учитывать, что качество выполнения операции рабочим сказывается на эксплуатационных характеристиках изготавливаемых изделий, т.е. на показателях, которые так важны не столько предприятию-изготовителю, сколько потребителю. Конечно, составляющая профессионального мастерства и их иерархия различны для тех или иных профессий.

    3. Разработка и проведение конкурса профессионального мастерства по профессиям: «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Мастер отделочных строительных работ».

    Проведению конкурса профессионального мастерства предшествует большая организационная работа, который начинается не менее, чем за 1 месяц до даты проведения. Для организации и проведения конкурса приказом директора создаётся оргкомитет, в состав которого входят: зам. директора по УПР, Зам. директора по УВР, преподаватели профессионального цикла, наиболее опытные мастера производственного обучения. Профессиональный конкурс проводится в кабинете и мастерских техникума в течение 1 дня. Участие в нём принимают по 3-5 обучающихся от каждой группы, которые отбираются по результатам групповых конкурсов. Оргкомитетом разрабатывается положение конкурса (приложение № 5), утверждаемые на заседаниях предметно-цикловых комиссии, в нём отражается:

  • цели конкурса;
  • организация и проведение конкурса;
  • подведение итогов, поощрение участников;
  • состав жюри.

Основными целями являются: совершенствование организации учебного процесса, определение качества и повышение уровня профессиональной подготовки, развитие творческой активности обучающихся, развитие интереса к изучаемой профессии, углубление знаний по спецпредметам, выявление и поощрение наиболее талантливых обучающихся.

Конкурс профессионального мастерства состоит из 3 этапов: подготовительного, самого конкурса, подведения итогов и награждения победителей.

Подготовительный этап включает в себя:

  • разработку оргкомитетом положения о конкурсе;
  • разработку практических и теоретических заданий мастерами п/о и преподавателями спецдисциплин, согласование заданий с оргкомитетом;
  • разработку критериев оценок конкурсных заданий мастерами п/о, согласование с оргкомитетом (максимальная сумма баллов в теоретической части не должна превышать сумму баллов в практической);
  • подготовку и проверку оборудования, материалов;
  • праздничное оформление мастерских техникума.

(Это необходимо для того, чтобы в ходе конкурса создать доброжелательную товарищескую обстановку и хороший психологический настрой).

Сам конкурс должен быть праздником, поэтому он начинается с торжественной линейки и приветствия директором или зам. директора по УПР. Затем участников конкурса знакомят с порядком проведения. Каждый участник вытягивает эмблему с его номером, которая прикалывается на грудь. Участники проходят в кабинет для выполнения теоретического задания, а после 20 минутного перерыва в мастерские, где проводится практическая часть.

Теоретическое задание конкурса - тест, состоит из 10-15 вопросов по МДК, материаловедению и черчению.(приложения 1.1 - 1.6) Практическое задание соответствует учебным планам и требованиям квалификационной характеристики соответствующего разряда. Все участники выполняют одинаковые задания на однотипном оборудовании собственным инструментом. Определяются нормы времени на выполнения практического задания. Отрабатываемые заранее критерии оценок по каждому элементу сообщаются на вводном инструктаже.

Основная задача членов жюри - следить за соблюдением обучающимися в процессе работы техники безопасности, организацией рабочего места, дисциплиной технологической последовательности, правильности выполнения трудовых приёмов и работ. Они записывают все нарушения, допущенные конкурсантами. Жюри подводит итоги согласно критериев оценок.(приложение 3.1) В случае равенства баллов учитывается время сдачи практических заданий.

Награждение победителей производится в торжественной обстановке в актовом зале вручением почётных грамот и ценных подарков.

Результаты конкурса учитываются при присвоение выпускникам квалификационных разрядов.

В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников и необходимость в высококвалифицированных конкурентоспособных специалистах. В настоящее время основными критериями оценки качества подготовки выпускника являются наличие не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессиональных и общих компетенций. Одним из эффективных способов повышения компетенции, активизации познавательной деятельности студентов становятся конкурсы профессионального мастерства. Конкурсы профессионального мастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, для становления конкурентоспособного специалиста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников и необходимость в высококвалифицированных конкурентоспособных специалистах.

Основным результатом деятельности системы среднего профессионального образования, является высококомпетентный работник, готовый к социальной и профессиональной мобильности, непрерывному образованию, саморазвитию и самосовершенствованию своих компетенций, ускоренному усвоению инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. В настоящее время основными критериями оценки качества подготовки выпускника являются наличие не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессиональных и общих компетенций. Однако, несмотря на проводимые в профессиональном образовании перемены, в системе подготовки специалистов можно выявить ряд проблем.

Одной из важнейших среди них является проблема некомпетентности выпускников среднего профессионального образования: они не могут быстро адаптироваться к изменениям в обществе, не используют в работе новейшие образовательные технологии, не могут в полной мере проводить анализ собственной профессиональной деятельности.

Одна из причин некомпетентности выпускников заключается в отсутствии интереса к профессии и к учебной деятельности в целом. Преподаватели образовательных учреждений среднего профессионального образования задаются вопросом, как поднять уровень мотивации учебной и, в том числе, самостоятельной, творческой деятельности студентов. Высокая оценка, похвала педагога, победа в конкурсе - действительно приносят удовлетворение и являются хорошей наградой за труд, за потраченные время и усилия.

Таким образом, одним из эффективных способов повышения мотивации к обучению, активизации познавательной деятельности студентов становятся конкурсы профессионального мастерства. Проведение конкурса профмастерства - это увлекательная форма соревнования среди обучающихся. Студенты учатся организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Именно конкурсы профмастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.

В конкурсе профмастерства участвуют все группы одной профессии. Учащиеся поставлены в одинаковые условия, и их задача - показать свое профессиональное мастерство. Как правило, конкурс состоит из теоретической части (тестовые задания) и выполнения практического задания. Работу студентов оценивает жюри, в состав которого входят специалисты данных профессий. В процессе участия в конкурсе, студенты стремятся выполнить свою работу максимально качественно, так как намерены завоевать призовое место. В то же время, после подведения итогов конкурса, каждый из его участников может узнать, за что были снижены баллы. Это позволяет выполнить самоанализ работы и избежать подобных ошибок в дальнейшей деятельности. Участие в конкурсах подобного рода позволяет студентам не только усовершенствовать свои профессиональные навыки, но и оценить себя в сравнении со своими сокурсниками, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании, что способствует профессиональному становлению будущего специалиста .

Те же, кто не принимал участия в подобных состязаниях, видят успехи своих сокурсников и тоже стремятся дотянуться до их уровня, понимая, что это возможно. В конкурсе практически каждый студент может показать высокий результат. Для этого нужны знания, сноровка, умение работать уверенно, быстро и качественно.

Участнику, занявшему первое место, присваивается звание «Лучший по профессии». На заключительном мероприятии подводятся итоги всей работы, проходит награждение наиболее активных участников, членов редколлегии, победителей, участников конкурсов профмастерства и т.д. Эти мероприятия всегда массовые, с привлечением большого количества ребят данной профессии. Обычно готовят номера художественной самодеятельности, и между заданиями по профессии проходит мини-концерт. Присутствующие получают много познавательной информации, которая расширяет кругозор учащихся, стимулирует рост профессионального мастерства, укрепляет желание учиться и совершенствоваться.

Таким образом, образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством – конкурентоспособного специалиста – профессионала, готового адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод решения, выполнения задачи.

Конкурсы профессионального мастерства

как средство творческой самореализации

педагогических работников.

Конкурс - это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Профессиональные конкурсы - это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию.

Конкурсы педагогического мастерства проводятся в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

Содержание профессиональных конкурсов выбирается не произвольно, оно должно быть подчинено решению главных задач, стоящих перед системой образования. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку, определяемую его номинациями.

Конкуры бывают очными и заочными. Но, как правило, все дистанционные конкурсы, проводимые в Интернете, носят коммерческий характер и особой значимости не имеют. Одним из главных и весомых педагогических конкурсов является «Учитель года» или «Воспитатель года, которые могут дополнить и даже заменить руководителям школы и муниципальной системы образования многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование, ежегодные аттестации. Конкурс имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя и руководителя. И чем выше статус конкурса по этапу (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский), тем престижнее в нём участие.

Анализ опыта работы в школе позволяет выделить следующие виды конкурсов, наиболее часто используемых в работе с педагогами ОУ:

смотры-конкурсы предметно-развивающей среды,

конкурсы методических, учебно-методических материалов,

конкурсы профессионального мастерства,

конкурсы с участием детей, где подготовка обеспечивается силами педагогов ОУ.

Вид конкурса

Актуальные задачи, реализуемые в ходе конкурса

Смотры-

конкурсы

предметно-

развивающей среды

Создание условий для познавательной активности детей и т.п.

Побуждение педагогов к творческой деятельности, раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

Выявление положительного опыта работы педагогов.

Конкурсы

методических,

учебно-методических

материалов

Стимулирование роста профессионального мастерства педагогов, содействие развитию исследовательской сферы в педагогической деятельности.

Содействие реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Выявление творческих педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью.

Выявление и поддержка инновационных проектов, методик.

Формирование потребности в изучении и внедрении в работе с детьми программ нового поколения.

Обобщение опыта работы.

Ориентирование педагогов на инновацию, эксперимент, прогнозирование.

Определение наиболее эффективных путей реализации Концепции модернизации системы образования.

Конкурсы

профессионального мастерства

Повышение престижа профессий «педагог», «воспитатель».

Выявление талантливых педагогов.

Пропаганда и распространение передового педагогического опыта, создание банка данных.

Стимулирование труда педагога.

Расширение диапазона общения творчески работающих педагогов.

Демонстрация возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с детьми.

Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации.

Активизация инновационной работы, выявление и поддержка педагогов-новаторов в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, воспитания и обучения детей.

Конкурсы с участием детей

Выявление положительного опыта работы по обучению и воспитанию детей.

Выявление одарённых детей.

Создание условий для развития способностей детей и творческого потенциала педагогов.

Активизация деятельности педагогов по внедрению в работу с детьми разных техник творчества.

Развитие у детей умений выразительного чтения стихов, обновление и разнообразие песенного репертуара.

Развитие у педагогов режиссёрских умений и навыков.

Стимулирование творческого поиска педагогов по отбору методик, технологий для обучения детей составлению творческих рассказов.

Есть несколько подходов к выбору участников конкурсов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом - всем педагогическим коллективом или группами учителей, а также сочетание всех трех вариантов. Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Учитель, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах?

Обычно статус учителя определяется текущей оценкой его деятельности администрацией ОУ. Иногда оценка складывается стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности его к администрации и далеко не всегда является объективной. Конкурсы педагогического мастерства помогают устранить это противоречие. Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, категорию, возможность получения ведомственных наград и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.

В то же время, намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, учитель стремится доказать свою состоятельность, участвуя в школьном, районном или городском конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи. Вместе с тем общеизвестно, что среди хороших специалистов очень мало тех, кто стремится участвовать в конкурсах. В чем тут дело, почему многие учителя так не любят конкурсы?

Конкурс - это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которые не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность - стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие учителя тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким учителям следует помнить - если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внут-ренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.

Факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе:

Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта желание познакомиться с опытом других учителей.

Желание приобрести определенный профессиональный статус.

Желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим.

У каждого конкурса есть свои плюсы и минусы.

Положительные стороны:

развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

развитие компетенций педагогов, развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

демонстрация своего профессионального кредо, применения приобретенного опыта в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства;

развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей.

пропаганда педагогических идей и достижений, расширение пространства активного педагогического общения.
стимулирование педагогического творчества учителей.

Итак, конкурсы педагогического мастерства - это не только соревнование, но и возможность общения с другими учителями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе - это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), повышает квалификацию и проходит профессиональную переподготовку. Конкурс является механизмом профессионального развития педагогов. Ни для кого не секрет, что результативное участие в конкурсах - важный критерий результативности работы учителя при аттестации.

Отрицательные стороны:

проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;

усиление неравенства между сильными, успешными школами и педагогами и перспективными, но не обладающими на момент конкурса требуемыми качествами, что может привести либо к интенсификация усилий, направленных на достижение победы в следующих конкурсах, либо утрате веры в свои силы, снижению мотивации, самооценки и пр.

Таким образом, существует угроза «потери» потенциально способных, но недостаточно компетентных на момент конкурса участников. А это свидетельствует о необходимости предусмотреть для такой группы педагогов иные формы поддержки и развития, в том числе и за счет изменения привычных конкурсов. Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие - за формализм процедуры конкурсных мероприятий.

Основную проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство учителя, если он работает "за закрытыми дверями"? Обычно для этих целей организуются открытые уроки. Однако именно необходимость давать такие уроки зачастую и служит причиной нежелания учителя участвовать в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, тем более презентационному уроку, не всегда можно верно оценить качество их работы. Оценку, данную на основании открытых уроков, которые готовятся специально, по их мнению, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы учителя в школе. Как же решить эту проблему?

Если исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения урока, а система работы учителя, то и презентовать нужно систему. Помимо изучения открытых уроков, достаточно полное представление об уровне профессионализма дают учительские разработки: авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки для учащихся. Можно снять фильм о мастерстве учителя, рассказывающий о его индивидуальной лаборатории, о том, что его отличает от других; подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.

Исходя из опыта работы, можно выделить несколько этапов подготовки и проведения конкурсов.

Первый этап «Организационно - подготовительный».

Он включает в себя:

Разработку «Положения о конкурсе». В Положении прописываются

Тема конкурса,

Цель и задачи,

Условия,

Содержание и порядок проведения,

Требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов,

Критерии оценки,

Сроки проведения,

Состав жюри,

Процедура подведения итогов конкурса.

К положению о конкурсе могут быть приложения, где указываются форма заявки на участие в конкурсе либо формы каких - других документов (характеристика - представление на образовательное учреждение и т.п.).

Знакомство педагогов с Положением о конкурсе с комментариями и рекомендациями.

Написание сценария или порядка проведения конкурса, выбор ведущего.

Подбор реквизита для проведения конкурса, оформление помещения, приобретение грамот, подарков и т.п.

Оказание консультативной и практической помощи педагогам при подготовке к конкурсу.

Второй этап «Основной» или «Практический».

Он включает в себя:

Проведение самого конкурса по заранее написанному сценарию или плану.

Подведение итогов конкурса и награждение участников и победителей.

Третий этап «Заключительный» или «Аналитический».

Он включает в себя:

Написание аналитической справки по итогам конкурса.

Знакомство с аналитической справкой на педсовете.

Презентацию методических материалов конкурса.

Оформление по итогам конкурса выставки методических материалов, фотоматериалов и т.п.

Школьное образование сегодня нуждается в педагоге, умеющем самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, находить пути их решения, уметь критически анализировать полученные результаты и творчески применять их в практической деятельности. Участие педагогов в различных конкурсах позволяет им развивать и совершенствовать свое педагогическое мастерство.