Кризис 1929-1933 годов Япония преодолевала посредством милитаризации в экономике, то есть путем развития военного производства, что вело к увеличению роли военных в области политики. К середине 30-х годов в Японии образовались военно-фашистские группы.

Замечание 1

Цель японских фашистов состояла в ликвидации парламентского строя, установлении военной диктатуры.

Особенность японского фашизма

Базу идеологии фашистских настроений Японии составлял концепт японизма (ниппонизма), который определял особенную «божественную» миссию Япониского государства по установке социальной «гармонии», одной «семьи-государства» при главенстве императора и идеологию о лидерстве «высшей расы Ямато» в Азии.

В мае 1932 года и феврале 1936 года в стране произошли фашистские путчи. В 1940 году пост премьер-министра занял Коноэ, который являлся идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Важнейшие правительственные посты поручались им представителям концернов тяжелой промышленности. Политические партии, за исключением коммунистической, объявляли о самостоятельном роспуске. Многие их члены вошли в «Ассоциацию помощи трону». Местными органами ассоциации служили - соседские общины, численностью около 10-12 семей, они наблюдали за поведением соседей, а потом доносили обо всем замеченном. Вместо профсоюзов появились «общества служения отечеству через производство», куда рабочих загоняли с применением силы - взаимная слежка. Здесь имели место быть:

  • строжайшая цензура;
  • унификация прессы:
  • шовинистическая пропаганда.

Ни о каких «свободах» не могло идти речи. Жизнь сферы экономики была подконтрольна специализированными ассоциациями финансистов и промышленников, которые наделялись всей полнотой административных полномочий.

Замечание 2

Парламент Японии, а скорее его остатки, утратил всяческую значимость. Члены его назначены правительством либо избраны по особым спискам, которые были составлены правительством.

Отличительные черты японского фашизма:

  • в Германии и Италии фашистские партии брали под контроль армию, в Японии конкретно армия сыграла роль главной руках правящей политической силы;
  • как в Италии, так и в Японском государстве фашизм не устранил монархии разница состоит в том, что король Италии не играл никакой роли, в то время как император Японии никоим образом не утрачивал собственной абсолютной полноты власти.

В период первой мировой произошел рост экономики Японии.

Политическая власть так и осталась полностью в руках императора, совета старейшин «генро», Тайного совета и правительства. В 1912-1926 годах престол занимал император Ёсихито с лозунгом правления «Тайсё» - великое правление.

В парламенте в 1918-1923 ггодов происходило следующее.

Сэйюка, иначе - Консервативная партия, то есть общество политических друзей, выражала интересы самураев, помещиков, крупного капитала, имела тесную связь с концерном Мицуи.

Кэнсэйкай, иначе - Либерально-консервативная партия, то есть общество конституционного правления, брала ориентиры основным образом на слои буржуазного населения, охраняла, защищала позиции концерна Мицубиси.

В 1918 году в Японском государстве неоднократно вспыхивали «рисовые бунты». Поводом к ним являлась необычайная дороговизна риса, которая была вызвана спекулятивными действиями. В результате в Японском государстве было образовано первейшее в истории этого государства - гражданское правительство.

После завершения первой мировой войны на Парижской конференции Японское государство добилось передачи ей германских владений в Китайском государстве, но в 1922 году в соответствии с решением Вашингтонской конференции вернула обратно Китаю.

В сентябре 1923 году на Японию обрушилось сильнейшее землетрясение, в результате чего жертвенность составила сто пятьдесят тысяч человек.

Эти два события использовались для преследования коммунистов и социалистов. Коммунистическая партия в Японском государстве была образована в июле 1922 года

Фашизация Японии

Причиной отставки гражданского правительства явился пришедший финансовый кризис в 1927 году. В июле 1927 года премьер-министр генерал Танака в секретном меморандуме излагал программу завоеваний Японским государством абсолютного господства над всем миром.

Кризис 1929-1933 годов Японское государство преодолевало за средства милитаризации экономической сферы, то есть усиленного развития военного производства, что вело к увеличению роли военных кругов в политической сфере. К середине 30-х годов в Японии сформировались военно-фашистские группировки.

Замечание 3

Целями японских фашистов являлись: любой ценой добиться ликвидации парламентской формы правления; добиться установления военного диктаторства и разрастания внешнеполитической экспансии.

Важнейшей собенностью японского фашизма являлась его идеология, базис которой составлял концепт японизма (ниппонизма), определявший особенную «божественную» миссию Японии по установке социальной «гармонии», единого «семьи-государства», управляемым императором и идея о лидирующих позициях «высшей расы Ямато» в Азии то есть в идеологии японских фашистов сливались национальная религия «синто» и идеи самурайского кодекса «бусидо». В Японии складывались следующие группировки фашизма:

  • группировка императорского пути - генерал Араки;
  • группировка контроля - генерал Тодзио.

В мае 1932 года и феврале 1936 года фашистская группировка императорского пути, поддержку которой оказывали «молодые офицеры», свершила неудачные попытки по устройству военного переворота. После подавления путчей правительства начали возглавлять лишь военные, а в 1940 году политические партии Японии были подвергнуты роспуску. В государстве устанавливался военно-фашистский режим.

Тоталитаризм – система насильственного политического господства, характеризующая полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной, бытовой жизни власти. Фашизм - это один из видов государственного режима тоталитарного типа, характеризуется открытой диктатурой, направленным и организованным с целью подавление прогрессивных общественных движений. Нацизм - официальная политическая идеология, являющейся формой фашизма с элементами расизма и антисемитизма Терминология

Власть принадлежит партии Общеобязательная государственная идеология Репрессии – как главное средство политики Полный контроль государства над экономикой Контроль государства над армией Наличие харизматического вождя Уничтожение демократических институтов. Признаки тоталитаризма

Фашизм в Италии 1922 — 1943 1919 г. – возникает фашистское движение во главе с Бенито Муссолини Программа фашистов в Италии: Общественная справедливость Защита собственности Установление диктатуры, которая позволит решить все проблемы Предлагали культ сильной личности Созданы специальные вооруженные отряды– «чернорубашечники» .

Фашизм в Италии 1922 — 1943 Особенность фашизма в Италии: фашисты пришли к власти, не имея широкой социальной поддержки на выборах. 1922 г. – «поход на Рим» . В результате фашисты получили право сформировать правительство. 1924 г. – фашисты победили на выборах.

Деятельность Муссолини 1926 г. – запрет всех политических партий, кроме фашистской Противники нового режима отправлены в концлагеря 1928 г. – новый избирательный закон, по которому на выборах была только одна фашистская партия, другие кандидатуры выдвигать запрещено.

Деятельность Муссолини Все руководящие должности могли занимать только представители фашистской партии 1935 г. – Закон о корпорациях. Создание корпоративной системы. – Созданы 22 корпорации, в которые входили представители фашистов – Экономика и поставлена под контроль государства

Внешняя политика Муссолини 1935 – 1936 гг. – захват Эфиопии 1939 г. – захват Албании 1936 г. – помошь Франко во время гражданской войны в Испании 1936 – 1937 г. – оформлен союз германии, Италии и Японии.

Терминология Милитаризм — Политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений.

Шовинизм - идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов.

Причины Особая роль Японской религии синто и культа императора Идеология тэнноизма Складывается теория расового превосходства Концепция «Избранного народа»

Милитаристская политика – деятельность Японской империи в период с 1924 по 1945 год(ранний период императора Сёва). Японской политике того времени свойственна внешняя агрессивность.

В 1927 году в Японии произошла смена правительства: финансовый кризис привел к власти Гиити Танака. Первым делом он разделался с «левым» движением в стране Проводил политику «крови и железа» (шовинизма), направленную на сокрушение западных держав.

В 1931 году Япония совершила вторжение в Маньчжурию, захватив её. В 1936 году Япония официально завила о своем нежелании следовать договорам 1936 года — фашистский путч. В итоге к власти пришел Коки Хирота.

Создание правительства Хирота привело к развертыванию японской агрессии. Дальнейшее развитие страны по этому направлению осуществлялось под руководством Фумиро Коноэ.

1939 год — вместо Фумимаро Коноэ премьер-министром стал Киитиро Хиранума. С ним Япония пошла по пути обострения отношений с западными странами.

Экономика Японии рушилась. Ввели карточную систему. Экономика перешла под контроль правительства. 13 апреля 1941 года Япония и Советский Союз подписали пакт о нейтралитете. Самой масштабной японской операцией следует считать нападение 7 декабря 1941 года на Перл-Харбор (Гавайская операция).

Внешняя политика Ноябрь 1937 год Германия и Япония подписали «Антикоминтерновский пакт» , через год присоединилась Италия Война с Китаем периоды 1: 1937 -1938 2: 1938 —

Пыталась вторгнуться на территорию СССР: 1938 год озеро Хосан 1939 на реке Халхин- Гол, Япония перешла границу Монгольской Народной республики

НАЦИЗМ – разновидность фашизма в Германии Особенности германского фашизма: Крайний национализм и расизм Неприятие демократии Преклонение перед насилием Крайняя агрессивность – стремление завоевать мировое господство

1919 г. – создана НСДАП (национал-социалистическая рабочая партия) Во глава – Адольф Гитлер. ИДЕИ: Пересмотр Версальского договора Интересы арийской расы превыше всего Лозунги социальной справедливости Антикоммунизм и антисемитизм главными врагами назывались представители крупного капитала, экспроприировать нетрудовые доходы, передать государству монополистические концерны, обобществить передать мелким торговцам универсальные магазины, крестьянству - помещичьи земли.

«ПИВНОЙ ПУТЧ» 1923 г. 8 НОЯБРЯ 1923 ГОДА – ПОПЫТКА МАРША НА БЕРЛИН ГОД В ТЮРЬМЕ – КНИГА «МОЯ БОРЬБА»

1932 г. – президентом Германии стал Гильденбург. Однако нацисты получили большинство мест в парламенте 1933 г – Гитлер стал рейхсканцлером т. е. главой правительства 27 – 28 февраля 1933 г. – нацисты организовали поджог Рейхстага. Обвинили в этом коммунистов, которых отстранили от власти.

Мероприятия нацистов Ликвидация демократических свобод Запрет всех политических партий кроме НСДАП Закон о единстве партии и государства. Создана тайная полиция – гестапо, концлагеря Гонения на евреев Созданы палаческие штурмовые отряды — СА и охранные отряды – СС

Внешняя политика 1933 г. – Германия вышла из Лиги Наций 1935 г. – подписано англо-германское соглашение. Германия получила возможность строить крупные военные корабли

Экономическая политика нацистов Создан Генеральный совет немецкого хозяйства Страна разделена на хозяйственные округа, все предприятия объединялись в отраслевые объединения, которые распределяли кредиты, заказы, поставки сырья, определяли уровень цен и зарплаты. Укрупнение промышленных предприятий 80% продукции производилось по гос. Заказам организованы общественные работы – ликвидирована безработица мелкие собственники получили льготы

Правящие классы Японии в особой степени, как мы ужа знаем, тяготели к военно-монархической диктатуре. Иначе и быть не могло, поскольку конкурентная способность японской промышленности обеспечивалась низким жизненным уровнем рабочего, который удавалось удерживать благодаря совсем уж нищенскому существованию японского крестьянина, соглашавшегося на любую работу и за любую плату.

В то время как 74 % крестьян владели 22% земли, кучке помещиков принадлежало 42% Четыре млн. крестьянских хозяйств имели крошечные наделы (по 0.5 Га) или вовсе не имели земли. Понятно, почему крестьяне устремлялись в города. Экономические и политические интересы тесно связывала японские монополии с помещиками и профессиональной военщиной.

Союз этот преследовал две главные цели: обуздание рабочего класса и крестьянства, с одной стороны, завоевание внешних рынков для японской промышленности - с другой. Деревня, жившая натуральным хозяйством почти не покупала изделий промышленности. Внутренний рынок был поневоле узким. Превратить натуральное крестьянское хозяйство в товарное могла бы только земельная реформа, но ее не хотели помещики.

С помещиками, с реакционным дворянством вообще не хотели ссориться капиталисты: и те и другие имели общего врага - пролетариат и крестьянство.

Выходом из этой ситуации признавалось завоевание чужих территорий, завоевание внешних рынков. Отсюда выдвижение военной силы, агрессивная внешняя политика, отсюда указанный выше союз.

Ни одно из крупных империалистических государств не осуществляло столь робко и столь непоследовательно немногие либеральные реформы, как Япония.

В 1925 году здесь вводится «всеобщее» мужское избирательное право, при этом права голоса были лишены военнослужащие, студенты, лица, на не имеющие годичного ценза оседлости, пользующиеся благотворительностью, и, наконец, главы знатных фамилий (чтобы последние на смешивались с прочими гражданами). От кандидата в депутаты был потребован крупный залог в размере 2 тыс. иен., поступавший в казну, если оказывалось, что кандидат не набрал минимума голосов. Среди других либеральных реформ отметим введение суда присяжных.

И нигде - вплоть до установления военно-монархической диктатуры - не осуществлялась в таких масштабах, как в Японии борьба с рабочим движением.

В 1928 году японское правительство запрещает все сколько-нибудь левые организации. Тысячи рабочих и крестьян были брошены в тюрьмы. Специальный указ устанавливал длительное тюремное заключение для рядовых коммунистов и смертную казнь для активистов компартии.

В 1938 году японский парламент принимает пресловутый «закон о всеобщей мобилизации нации», разрешавший предпринимателям удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату. Забастовки были объявлены преступлением. Конфликты между рабочими и капиталистами передавались на окончательное решение арбитражной секции «особой полиции»..



Парламент Японии играл ничтожную роль. Нижняя палата его собиралась не более чем на три месяца в год. Остальные 9 месяцев правительство (пользуясь правом издавать указы) законодательствовало само.

Конституция не устанавливала ответственности правительства перед парламентом, вследствие чего палата не располагала средством для эффективного влияния на политику. В то же время правительство, прибегнув в императорскому указу, могло в любой момент распустить палату.

Поощряемые крупным капиталом, в стране множились и крепли разного рода фашистские организации. Одна из них, объединявшая «молодое офицерство», но руководимая генералами требовала ликвидации парламента и партийных кабинетов. Она хотела установления военно-фашистской диктатуры во главе с императором.

Во всем этом была своя закономерность. Последовательное усиление роли военных в определения политики, их проникновение на все важные посты в государственном аппарате служили, хотя и своеобразно, целям подчинения японской государственной машины кучке наиболее крупных, наиболее агрессивных монополий, жаждавших войны вовне и сохранения зверских форм эксплуатации внутри страны.

Уже в 1933 году Япония выходит из Лиги наций и вторгается в Китай, намереваясь превратить его в колонию. Она дважды делает попытку вторжения на территорию СССР: первый раз у озера Ханка, второй - у озера Хасан, но каждый раз с огромным для себя уроном.



Лелея заветный план порабощения Азии и Океании. Япония вступает в союзе гитлеровской Германией. Заимствуя у последней лозунги “нового порядка“, “избранной расы” и “исторической миссии”, Япония готовилась к переделу мира с тем, чтобы “великая нация” получила «великую территорию».

Фашизация японского государственного строя получила свое развитие с началом второй мировой войны и в ходе ее.

В 1940 году японские правящие круги, но в особенности генералитет, сделали премьер-министром принца Коноэ, бывшего идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности.

На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов “общества служения отечеству через производство”, куда рабочих загоняли силой. Здесь точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.

Непременным элементом “новой политической структуры” сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких «свободах» не могло быть и речи.

Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось «новой экономической структурой». Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или (что то же самое) избирались по особы спискам, составленным правительством.

Так получили свое выявление основные признаки фашизма. Но были и некоторые отличия:

а) В Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, в Японии именно армия играла роль главной руках Вящей политической силы;

б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти, ни своего влияния (сохранились и все связанные с монархией учреждения вроде Тайного совета и пр.).

Японский фашизм выступал в специфической форме военно-монархической диктатуры.

82. Конституція Японії 1947 р.

Либерально-демократические преобразования в области государственного строя были утверждены новой конституцией.

Работа над проектом будущей японской конституции началась весной 1946 г. была поручена оккупационными властями дворцовым кругам. Политические партии, с их диаметрально противоположными идейными позициями, подготовили свои проекты, центральное место в которых занял вопрос об отношении к императорской власти. Если консервативная партия дзиюто, например, настаивала на сохранении императорской власти, ограниченной только в праве на издание чрезвычайных указов и пр., то радикальные требования японских коммунистов сводились к установлению в Японии "народной республики".

Формально Конституция была принята японским парламентом и утверждена Тайным советом как измененная старая Конституция. Возможность такого изменения была предусмотрена в ст. 7 Конституции 1889 г. Но это была принципиально новая Конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах парламентской демократии.

В 1947 г. конституция вступила в действие.

В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена под давлением прежде правых сил и определенных социально-психологических факторов, консервативного монархического сознания большинства японцев, особенно в сельской местности. Сохранение монархии предполагало вместе с тем радикальное изменение роли и места императора в государстве.

Конституция сохраняла династическую преемственность императорского трона. Согласно ст. 1, император является "символом государства и единства народа". Такая формула монархии не встречается ни в одной из современных конституций, что давало возможность некоторым японским государствовед говорить о том, что в Японии фактически установлена ​​не монархия, а республика.

В явном противоречии со ст. 4 Конституции, который отказывает императору в праве осуществлять государственную власть, за ним был закреплен ряд конституционных полномочий: в духе английского конституционализма он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного Суда; по совету и с одобрения кабинет осуществляет: промульгация (официальное опубликование) поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламентских сессий, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, пом " якшення наказаний и некоторое другое.

Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентскую монархию. Парламент при этом была отведена роль "высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны". Согласно этому были ликвидированы органы, стоящие ранее над парламентом, - Тайный совет и др. Сразу же после вступления Конституции в силу из нее была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.

Японский парламент состоит из палаты представителей и палаты советников (ст. 42). Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников - 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года. Установленный Конституцией порядок выборов палаты советников (ст. 45,46) делает ее состав более стабильным по сравнению с нижней палатой. Предполагается парламентская неприкосновенность.

Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное - с 25 лет в нижнюю и с 30 лет - в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внести залога кандидатом в депутаты. Эти условия вместе с мажоритарной системой выборов, установлением в законодательном порядке завышенного представительства от избирательных кругов с преимущественно сельским населением подрывают "всеобщий" и "равный" характер выборов в Японии.
Исполнительная власть вручается Кабинету министров, который должен ее осуществлять в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Премьер-министра выдвигает парламент из числа своих членов и далее уже номинально назначается императором. Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета, а соответственно и по определению его политики. Он назначает министров и может по своему усмотрению отстранить их от должности, выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, имеет право законодательной инициативы, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их.
Конституция предусматривает достаточно большой список полномочий и самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр. Среди особых полномочий Кабинета следует выделить его право на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов. Правительству запрещено при этом издавать лишь указы, которые предусматривают уголовное наказание.

Принцип разделения властей, модифицированный вариант американской системы сдержек и противовесов, особенно отчетливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона парламента или указа исполнительной власти.

Судебная власть находится у Верховного Суда, состоит из Главного судьи и установленного законом числа судей и судов низшей инстанции. Главный судья Верховного Суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются Кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным Судом. Этот суд как высшая инстанция имеет полномочия решать вопрос о конституционности любого закона и нормативного акта. Судьи независимы, действуют согласно "голоса своей совести" (ст.. 76) и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей. Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела о которых находились ранее в ведении административных судов. Какие бы то ни было "особые суды" запрещаются

Японская Конституция провозгласила также как важной социальной обязанности государства "прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия" (ст. 25). При этом право собственности закреплено в Конституции "в рамках закона, с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию" (ст. 29).

Конституция впервые в истории Японии закрепила также автономию местных органов управления. Органы местного самоуправления получили право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами.

83. Становлення і розвиток сучасних правових систем: англосаксонська і континентальна.

В XVIII-XIX вв. в связи с образованием ряда новых государств в Америке (США) и в Европе (Бельгия, Италия и т. д.), с завершением территориального раздела мира и образованием колониальных империй, с распространением рыночных структур по всему земному шару капитализм превратился в мировую систему, определяющую последующий ход развития человеческой цивилизации. Интернационализация экономической и политической жизни имела своим результатом растущее взаимодействие правовых систем различных стран, преодоление их былой самоизоляции.

В связи с широкими процессами рецепции и трансплантации права на базе английской и французской национальной правовой системы сложились так называемые мировые системы (семьи) права - англосаксонская и континентальная (романо-германская). Эти структурные общности представляли собой две большие группы национальных правовых систем, различающихся по своей внутренней структуре и внешним юридическим характеристикам.

Особенно тесно связано с колониальной политикой образование англосаксонской системы права. Большое значение колониального фактора в истории этой системы во многом определяется тем, что английское право, уникальное по способам своего формирования, содержанию и форме, обладающее большим потенциалом саморазвития, было тем не менее слишком традиционным, национальным, а потому сложным и недоступным для рецепции, для более или менее широкого восприятия в других странах мира. В итоге англосаксонская правовая семья превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экспансии.

На начальных этапах английской колониальной экспансии были выработаны две судебные доктрины, способствовавшие именно трансплантации, а не рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, отправляющийся за границу, "берет с собой" английское право. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англичанину, находящемуся в английских колониях ("за морями"), сохранение всех свобод и демократических институтов, которые существовали в самой метрополии. Эта доктрина стала следствием обобщения правового опыта, накопленного в первых королевских колониальных хартиях.

Согласно второй доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей Холтом, в случае освоения англичанами "незаселенных" земель местное индейское и иное туземное население не должно было приниматься во внимание как "нецивилизованное". В этих колониях считались действующими все законы Англии. Термин "законы Англии" в колониальной практике подразумевал не только статуты, но и "общее право" и "право справедливости", т. е. прецедентное право, которое вводилось в судах, создаваемых английскими колонистами.

В конце XIX в. в связи с окончательным разделом Африки английские законы, а также прецедентное право были введены специальными правительственными актами в африканских колониях (в 1874 г. - в Гане, в 1880 г. - в Сьерра-Леоне, в 1897 г. - в Кении и т. д.).

В XIX в. законодательство, вводящее в колониях английское право, довольно четко указывало и пределы применения его источников. Так, например, Ордонанс 1874 г. для Золотого Берега (Гана) постановил, что в колонии действует "общее право, справедливость и статуты общего характера, которые действовали в Англии на 24 июля 1874 г.", то есть на момент издания Ордонанса. Там же указывалось, что "во всех вопросах, в которых имеется конфликт или расхождение между нормами справедливости и нормами общего права, относящимися к одному и тому же вопросу, предпочтение должно отдаваться нормам справедливости". Подобные положения предусматривались в законодательстве, изданном для других колоний. В Либерии, основанной неграми - переселенцами из США, английское "общее право" первоначально было позаимствовано в его американском варианте. В законе 1820 г. указывалось, что в стране вводится "общее право в том виде, в каком оно было преобразовано и действует в Соединенных Штатах". Правда, в 1824 г. новый закон говорил уже о действии "общего права и обычаев судов Великобритании и Соединенных Штатов", а в 1839 г. было постановлено, что в Либерии действуют "те части общего права, которые установлены в "Комментариях" Блэкстона, и поскольку они могут быть применены к условиям данного народа".

Своеобразно складывалась правовая система в английских колониях в Южной Африке. Эти колонии расширялись по мере захвата бурских республик, в которых действовало голландское (так называемое римско-голландское) право. Основные черты этого права определились еще в XV- XVII вв. В начале XIX в. в самой Голландии право было преобразовано по французскому образцу (на основе кодексов Наполеона), но в колониях (в Индонезии, в Южной Африке и т. д.) оно действовало главным образом в первоначальном виде. Голландские власти в случае пробелов в колониальном законодательстве допускали ссылки даже на римское право.

Ориентация на английское право сохранилась в самоуправляющихся колониях и после принятия в 1865 г. английским парламентом "Акта о действительности колониальных законов". Формирующееся в доминионах национальное законодательство базировалось на основных принципах англосаксонской правовой системы, то есть на судебном прецеденте и общем праве.

Английское право было положено в основу кодификации отдельных отраслей и институтов права, которая проводилась в ряде колоний. Так, в Индии уже в 30-х гг. XIX в. специальная комиссия под руководством известного английского юриста Маколея составила проект уголовного кодекса. Он был утвержден Законодательным советом при вице-короле Индии лишь в 1860 г., вскоре после подавления национального восстания 1857 г., в связи со стремлениями англичан укрепить колониальный правопорядок. Этот кодекс испытал на себе известное влияние и французского законодательства, а также заимствовал ряд положений из индусского и мусульманского права, но в целом по своему духу он соответствовал английской правовой системе. В 1859 г. был принят кодекс гражданского судопроизводства, а в 1861 г. - кодекс уголовного судопроизводства Индии. В 60-х гг. в Индии был принят также ряд кодифицированных актов в сфере гражданского права (Акт о наследовании 1863 г., Акт о договорах 1866 г.). На основе английского права (проект Стифена) был принят в 1892 г. уголовный кодекс Канады. В конце XIX - начале XX в. индийские колониальные кодексы были распространены Англией на ряд других колоний (Аден, колонии в Восточной Африке - Сомали, Кения и др.).

Континентальная система (семья) права складывалась в отличие от англосаксонской системы под непосредственным влиянием правовой системы Франции, и особенно наполеоновской кодификации, осуществленной еще в начале XIX в.

Континентальная система права в своем развитии рано вышла за рамки Европейского континента. В силу влияния римско-испанских правовых традиций ее уже в XIX в. восприняли практически все латиноамериканские республики, где рецепция французского и римского права была особенно глубокой. Основные элементы структуры и отдельные положения континентальной системы были трансплантированы в XIX и в начале XX в. в многочисленные африканские и азиатские колонии Франции, Бельгии, Голландии, Германии. Во второй половине XX в., когда эти колонии получили независимость, их правовые системы оказались "привязанными" к романо-германской правовой семье.

Романо-германская (континентальная) правовая семья имеет ряд структурных и технико-юридических особенностей, которые восходят еще к римскому праву и к средневековым правовым традициям. В странах континента в отличие от Англии решающую роль в создании права играла не судебная практика, а законодательные и иные нормативные акты королей, в том числе основанные на римском праве. Революции, прокатившиеся в конце XVIII - начале XIX в. по Европейскому и Американскому континентам, содействовали дальнейшему росту авторитета закона. Он превратился в главный источник права и стал при этом основным системообразующим фактором в континентальной правовой семье. Именно закон, а не судебная практика выступил как инструмент в создании единого национального правового порядка и единого режима законности.

Другая специфическая черта континентальной системы - это кодификация, которая рассматривалась как необходимое условие отраслевой организации правовых норм. В кодификациях, осуществленных в XIX в. в рамках континентальной системы права, было реализовано пожелание Вольтера, высказанное им еще в XVIII в.: "Давайте сделаем все законы ясными, единообразными и точными". В кодификационных работах особенно ярко отразился присущий XIX в. экономический и политический либерализм, который предполагал сначала установление общих рамок правового здания, а затем - минимальное государственное вмешательство в частную правовую сферу. Кодексы, по замыслу юристов XIX в., должны были дать четкое определение границ запрещенного и дозволенного.

Континентальная система права отличается от англосаксонской системы не только по своим источникам, но и по внутренней структуре, по основным правовым институтам, конструкциям, по юридической технике. Сама правовая норма рассматривается как абстрактное предписание, как выс-шее правило поведения для граждан и государственных органов. Многие структурные особенности права континентальной системы проистекают еще из переработанного применительно к новым условиям римского права. Так, для стран континентальной системы, как и для римского права, ха-рактерно деление права на публичное и частное. Первое связано с публичным, общественным интересом и соединяет частных лиц под эгидой государственной власти в единый коллектив "ради блага всего общества". Второе ориентировано на отдельных индивидов и связывает частных лиц в процессе защиты своих личных интересов, в том числе от не требующегося в этой сфере государственного вмешательства.

Фашистское государство Япония



Введение

Социально-экономические и политические изменения в Японии после первой мировой войны

Внутренняя политика Японии после первой мировой войны

Установление фашистской диктатуры в Японии

Внешняя политика Японии в период установления фашистской диктатуры

Заключение

Список литературы


Введение


Концепция «японского фашизма» была сформулирована в первой половине 1930-х годов коминтерновскими идеологами (К.Б. Радек, О.В. Куусинен, Г.М. Димитров) и японскими коммунистами во главе с С. Носака. Развитая после второй мировой войны идеологами КПЯ (ё. Кодзаи, С. Хаттори и др.) и «левыми» интеллектуалами во главе с М. Маруяма она долгое время оказывала сильное влияние как на японскую общественно-политическую мысль и историографию, так и на изучение Японии за ее пределами. Концепцию Маруяма творчески развил и дополнил историк общественной мысли Японии Б. Хасикава.

Политологическое исследование фашизма в Японии, понимаемой как составная, но самостоятельная и полноценная часть глобального явления, приведет к более глубокому осознанию закономерностей глобальных политических и социальных процессов, к приращению концептуального понимания следующих базовых проблем всемирной политической, идеологической и интеллектуальной истории XIX-XX вв.: 1) происхождение, причины, характер и последствия революционных (в противоположность эволюционным) преобразований в традиционном обществе1 (на примере Мэйдзи исин в позднетокугавской Японии); 2) реакция зрелого традиционного общества на интернационализацию и глобализацию, на «искушение глобализмом» (3); 3) процесс формирования контр-элиты, от духовной к политической (завершенный; процесс на примере «школы национальных наук» и «школы Мито» во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. и незавершенный на примере радикального национализма, национального и государственного социализма в первой половине XX в.); 4) сочетание духовных и материальных факторов в политике (на примере императорской системы, «государственного организма» и «государственного Синто» второй половины XIX - первой половины XX вв.)

Таким образом, основная цель реферата состоит в том, чтобы изучить становление фашизма в Японии

Поскольку рассматриваемая проблематика затрагивает большой комплекс политических, идеологических и социальных проблем, то были поставлены следующие конкретные задачи:

Изучить историю Японии накануне установления фашизма

Проанализировать истоки и ход возникновения фашизма в Японии

Рассмотреть исторически сложившуюся ситуацию в Японии после первой мировой войной.


1. Япония


Правящие классы Японии в особой степени, тяготели к военно-монархической диктатуре. Иначе и быть не могло, поскольку конкурентная способность японской промышленности обеспечивалась низким жизненным уровнем рабочего, который удавалось удерживать благодаря совсем уж нищенскому существованию японского крестьянина, соглашавшегося на любую работу и за любую плату. В то время как 74% крестьян владели 22% земли, кучке помещиков принадлежало 42% земли. Четыре млн. крестьянских хозяйств имели крошечные наделы (по 1/2 га) или вовсе не имели земли. Понятно, почему крестьяне устремлялись в города. Экономические и политические интересы тесно связывали японские монополии с помещиками и профессиональной военщиной. Союз этот преследовал две главные цели: обуздание рабочего класса и крестьянства, с одной стороны, завоевание внешних рынков для японской промышленности - с другой. Деревня, жившая натуральным хозяйством, почти не покупала изделий промышленности. Внутренний рынок был поневоле узким. Превратить натуральное крестьянское хозяйство в товарное могла бы только земельная реформа, но ее не хотели помещики. С помещиками, с реакционным дворянством вообще не хотели ссориться капиталисты: и те и другие имели общего врага - пролетариат и крестьянство. Выходом из этой ситуации признавалось завоевание чужих территорий, завоевание внешних рынков. Отсюда выдвижение военной силы, агрессивная внешняя политика, отсюда указанный выше союз.

Ни одно из крупных империалистических государств не осуществляло столь робко и столь непоследовательно немногие либеральные реформы, как Япония.

В 1925 году здесь вводится "всеобщее" мужское избирательное право. При этом права голоса были лишены военнослужащие, студенты, лица, не имеющие годичного ценза оседлости, пользующиеся благотворительностью, и, наконец, главы знатных фамилий (чтобы последние не смешивались с прочими гражданами). От кандидата в депутаты был потребован крупный залог в размере 2 тыс. иен, поступавший в казну, если оказывалось, что кандидат не набрал минимума голосов. Среди других либеральных реформ отметим введение суда присяжных. И нигде - вплоть до установления военно-монархической диктатуры - не осуществлялась в таких масштабах, как в Японии, борьба с рабочим движением. Например, на закон "Об охране общественного спокойствия" 1925 года, установивший многолетние каторжные работы за участие в организациях, ставивших цепью уничтожение частной собственности и изменение политического строя. В 1928 году японское правительство запрещает все сколько-нибудь левые организации. Тысячи рабочих и крестьян были брошены в тюрьмы. Специальный указ устанавливал длительное тюремное заключение для рядовых коммунистов и смертную казнь для активистов компартии.

В 1938 году японский парламент принимает пресловутый "закон о всеобщей мобилизации нации", разрешавший предпринимателям удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату. Забастовки были объявлены преступлением. Конфликты между рабочими и капиталистами передавались на окончательное решение арбитражной секции "особой полиции".

Парламент Японии играл ничтожную роль. Нижняя палата его собиралась не более чем на три месяца в год. Остальные 9 месяцев правительство (пользуясь правом издавать указы) законодательствовало само. Конституция не устанавливала ответственности правительства перед парламентом, вследствие чего палата не располагала средствами для эффективного влияния на политику. В то же время правительство, прибегнув к императорскому указу, могло в любой момент распустить палату. Поощряемые крупным капиталом, в стране множились и крепли разного рода фашистские организации. Одна из них, объединявшая "молодое офицерство", но руководимая генералами, требовала ликвидации парламента и партийных кабинетов. Она хотела установления военно-фашистской диктатуры во главе с императором.

В 1932 году "молодое офицерство" учинило настоящий военный мятеж. Вместо того чтобы усмирить его участников, правительство пошло навстречу их требованиям: партийный кабинет был устранен, а на его место пришли генералы и адмиралы.

Во всем этом была своя закономерность. Последовательное усиление роли военных в определении политики, их проникновение на все важные посты в государственном аппарате служили, хотя и своеобразно, целям подчинения японской государственной машины кучке наиболее крупных, наиболее агрессивных монополий, жаждавших войны вовне и сохранения зверских форм эксплуатации внутри страны.

Уже в 1933 году Япония выходит из Лиги наций и вторгается в Китай, намереваясь превратить его в колонию. Она дважды делает попытку вторжения на территорию СССР: первый раз у озера Ханка, второй - у озера Хасан, но каждый раз с огромным для себя уроном. Лелея заветный план порабощения Азии и Океании, Япония вступает в союз с гитлеровской Германией. Заимствуя у последней лозунги "нового порядка", "избранной расы" и "исторической миссии", Япония готовилась к переделу мира с тем, чтобы "великая нация" получила "великую территорию".

Фашизация японского государственного строя получила свое развитие с началом второй мировой войны и в ходе ее. В 1940 году японские правящие круги, но в особенности генералитет, сделали премьер-министром принца Коноэ, бывшего идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности.

Вслед за тем начинается создание так называемой новой политической структуры. В осуществление этого плана политические партии (за исключением, разумеется, коммунистической) объявили о самороспуске. Все вместе они составили "Ассоциацию помощи трону" - государственную организацию, финансируемую правительством и им же руководимую.

Органами ассоциации на местах служили так называемые соседские общины - средневековый институт, возрожденный реакцией. Каждая такая община объединяла 10-12 семей. Несколько общин составляли "ассоциацию улицы", поселка и т.д. Ассоциация помощи трону предписывала членам общины следить за поведением соседей и доносить о всем замеченном. Одна община должна была следить за другой. На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов "общества служения отечеству через производство", куда рабочих загоняли силой. Здесь точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.

Непременным элементом "новой политической структуры" сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких "свободах" не могло быть и речи. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось "новой экономической структурой". Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или (что то же самое) избирались по особым спискам, составленным правительством. Так получили свое выявление основные признаки фашизма.

Но были и некоторые отличия:

а) в Германии и Италии фашистские партии контролировали армию; в Японии именно армия играла роль главной руководящей политической силы;

б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти и своего влияния - (сохранились и все связанные с монархией учреждения вроде Тайного совета и пр.).

Японский фашизм выступал в специфической форме военно-монархической диктатуры.


2. Социально-экономические и политические изменения в Японии после первой мировой войны

фашизм япония диктатура политика

При наименьших по сравнению с другими воюющими странами военно-материальных затратах японский империализм получил в ходе первой мировой войны едва ли не наибольшие выгоды и приобретения (германские владения в Китае и Тихом океане, уступки от Пекина по 21 японскому требованию, источники сырья и рынки сбыта японских товаров в Азии в связи с отвлечением западных конкурентов из этого региона на период войны в Европе). За годы войны резко вырос экономический потенциал Японии (ВНП с 13 до 65 млрд. иен, металлургия - в 2 раза, машиностроение - в 7 раз).

Только после окончания первой мировой войны выяснилось, насколько сильно экономический скачок разбалансировал сложившуюся в стране социально-экономическую и политическую структуру и соотношение сил Японии с другими Державами в АТР и на Дальнем Востоке. Резко изменилось в пользу буржуазии соотношение сил внутри буржуазно-помещичьего блока. Изменился баланс сил внутри буржуазного класса: старые концерны, экономическая мощь которых покоилась на легкой и обрабатывающей промышленности, оттесняются на второй план молодыми концернами, мощь которых резко выросла на базе развития ВПК и тяжелой промышленности. Старые концерны выступали за осторожно негативную внешнюю политику и экспансию в традиционном северном направлении на материк/Манчжурия, Монголия, Сибирь). Новые концерны предпочитали экспансию в Китай и страны южных морей. Внутрибуржуазная борьба по определению направления экспансии проявилась в размежевании в вооруженных силах на старых офицеров (в основном Сухопутных войск) и молодых офицеров быстро растущих ВВС-ВМС. Молодое офицерство пропагандировало активную, позитивную внешнюю политику в южном направлении, которая неизбежно должна была привести к столкновению Токио с ведущими империалистическими западными Державами (США, Англией, Францией, Голландией).

С окончанием первой мировой войны западные державы вновь обратили внимание на район Дальнего Востока и начали вытеснять Японию с захваченных ею позиций: японский экспорт стал неуклонно сокращаться, Токио пришлось отказаться от ряда территориальных военных приобретений, Пекин при поддержке других держав аннулировал свои уступки по 21 японскому требованию, Англия отказалась от продления столь выгодного Токио англо-японского Союза, на Вашингтонской конференции западные державы поставили пределы росту японской морской мощи. Потерпев неудачу в своей интервенции в Приморье, Япония не смогла удержаться даже на Северном Сахалине. Советско-японский Пекинский договор юридически ограничил возможности японской экспансии на материке ставшими уже узкими для нее рамками Портсмутского мира. Вынужденная сдача японских внешнеполитических позиций, легко приобретенных за годы первой мировой войны, породила агрессивную радикально-националистическую реакцию в значительной части японского общества, особенно среди молодого офицерства.


3. Внутренняя политика Японии после первой мировой войны


В сложной внутриполитической обстановке послевоенной Японии Токио направлял ход перемен в нужное русло политикой кнута и пряника. С одной стороны, новые избирательные законы увеличили число легальных участников политической жизни с 1,5 млн. до 12 млн. чел. мужского населения. С другой стороны, параллельно демократизации избирательного процесса увеличивались возможности Правительства оказывать на широкие массы политико-идеологическое воздействие, в т. ч. в националистическом духе. Для пресечения нежелательных тенденций общественного развития правящие круги прибегали к испытанной тактике массовых и тайных репрессий (дело Котоку 1911 г., подавление рисовых бунтов 1918 г., обвинение левых в мародерстве во время землетрясения 1923 г., арест и убийство 6 тыс. левых в день бури 15 марта 1928 г. и т. д.). В 20 гг. был ужесточен Закон об опасных мыслях усилением меры наказания с 10 лет заключения до смертной казни. Политика сочетания уступок и репрессий изуродовала общественно-политический процесс, способствовала усилению правоэкстремистских тенденций практически во всех слоях японского общества. Жестко подавляемое рабочее и социалистическое движение не смогло стать преградой правому экстремизму во внутренней и внешней политике страны.

Быстрые темпы промышленного развития Японии и концентрация внимания на отраслях ВПК способствовали появлению на его предприятиях довольно многочисленного отряда рабочего класса, находящегося в положении рабочей аристократии и носителя реформистской и националистической идеологии. Для большей же части пролетариата мелких и средних предприятий, за счет сверхэксплуатации которой обеспечивались быстрые темпы роста экономики, характерны анархо-синдикалистские настроения и выступления, не опасные для режима в принципе.

Созданная в 1922 г. КПЯ вынуждена была изначально бороться в первую очередь со своими оппонентами внутри рабочего движения (против парламентских иллюзий реформистов с одной стороны, против анархо-синдикализма с другой стороны - анархисты, к тому же, не желали признания СССР из-за диктатуры пролетариата). Идейно-организационная раздробленность рабочего движения привела к аналогичному положению и в КПЯ, борьбе ликвидаторов и леваков в ее руководстве. Подпадая под действие Закона об опасных мыслях, КПЯ работала в условиях крайней конспиративности, препятствовавшей расширению влияния партии в массах. Масштабы репрессий были столь велики (за 1928-33 гг. по подозрению в коммунистической деятельности арестовано 62 тыс. человек), что с 1935 г. КПЯ уже не представляла из себя единой организованной силы. Поскольку правящие круги Японии видели в КПЯ единственную реальную опасность своему внутреннему и внешнеполитическому курсу, они применяли против нее особо жестокие методы подавления (член ЦК КПЯ Сеити Исикава после 20-летнего тюремного заключения умер от истощения с весом 33,7 кг при росте 170 см). С другой стороны, тайная полиция содействовала проникновению в руководство КПЯ с последующим переходом сначала на позиции национального социализма, а затем и проводников идей японского фашизма, ряда деятелей (Манабу Сано, Садатика Набэяма). Сочетание вышеуказанных объективных и субъективных факторов не позволило КПЯ мобилизовать широкие народные массы, чтобы преградить путь войне и фашизму.

4. Установление фашистской диктатуры в Японии


Постановка вопроса о японском фашизме может вызвать возражение, поскольку в научной и политической литературе давно утвердился термин японский милитаризм. Этот узкий термин существенно обедняет и явно недостаточно объясняет сущность и содержание процессов, происходивших в этой стране в к. 20 - первой пол. 40 гг. Между тем уже в 30 гг. были исследования военно-фашистского движения в Японии и специфики японского фашизма (например, монография О. Танина и Е. Иогана с предисловием К. Радека 1933 г. издания). В последние десятилетия все чаще говорится об организациях фашистского типа и толка, однако проблема явно нерешительно ставится и заслуживает специального изучения

Фашистская диктатура, как форма реакционного господства крупного капитала, устанавливается в нескольких случаях. В первом случае (классический германский фашизм) фашистская диктатура устанавливается для достижения двух целей (ликвидация левой опасности внутри страны, мобилизация людских и материальных ресурсов на внешнюю экспансию). Во втором случае фашизация является средством борьбы с левыми без целей внешней экспансии (Португалия, Испания, Чили). Японский фашизм представляет собой третью его разновидность, преследующую цель обеспечения внутренних условий для внешней экспансии в отсутствие серьезной опасности слева и для превентивной ее ликвидации.

Ряд современных авторов отмечает бросающуюся в глаза аналогию между Германией и Японией в межвоенный период, несмотря на всю разницу между ними в культурно-политических традициях. Обе страны после первой мировой войны были лишены многого из того, чем ранее обладали (Германия после поражения, Япония - после победных захватов). Молодое офицерство Японии требовало и добивалось фактически того же и теми же методами, что и германские нацисты (ставки на культ силы, вседозволенности и национальной исключительности, диктатуры внутри страны и внешней экспансии высшей арийской и расы Ямато). В то же время, следует отметить специфические особенности фашизма японского типа:

во-первых, его идейную раздробленность, отсутствие азбуки фашизма типа Майн Кампф, единой целостной идеологии, идеологов фашизма типа Гитлера и Розенберга. Японский фашизм более национален и в большей степени базируется на традиционных шовинистическо-монархических культах о божественном происхождении Императора и предназначении расы Ямато идти по императорскому пути Кадо, чтобы накрыть все восемь углов света японской крышей Хакко Иццу (при этом цель оправдывает все применяемые средства). Знаменем японского фашизма была не партия, а Император.

во-вторых, его организационную раздробленность: не было единой Партии, но существовали несколько десятков правонационалистических организаций типа партий и еще большее количество религиозно-этических обществ.

в-третьих, были существенные отличия в самом процессе установления фашистской диктатуры. В Германии это произошло одномоментно с приходом НСДАП к власти и сломом прежней государственной машины. Фашизация Японии происходила не путем прихода к власти какой-либо партии (хотя молодые офицеры и концерны и играли ее роль) и слома старого госаппарата, а путем постепенного усиления элементов диктатуры в рамках существующей государственной машины без ее слома. В отличие от Германии диктаторская инициатива исходила не извне, но изнутри государственных структур (часть офицерского корпуса).

Растянутость процесса фашизации Японии обусловлена вышеуказанными двумя особенностями местного фашистского движения. Среди молодых офицеров наблюдалось соперничество двух группировок. Первая из них умеренно фашистская, известная как Группа контроля (Тосэйха). Ее целью было постепенное и методичное усиление влияния молодых в Вооруженных силах, и Армии в государстве. Сторонников другой организации молодых офицеров Кадоха (Группа Императорского пути) не устраивал принцип постепенности захвата власти. Стремясь ускорить этот процесс, бешеные из Кадохи прибегали к самой беззастенчивой социальной демагогии: натравливали рабочих на старые концерны, у которых на гражданских предприятиях была низкая зарплата, и приобретали ореол борцов против капитализма; нападали на буржуазные партии, не желавшие установления диктатуры, под лозунгом Пусть каждый убьет по одному партийному активисту. Впоследствии министр иностранных дел Мацуока представится Сталину, как моральный коммунист. Не ограничиваясь демагогическими призывами, кадохи перешли к индивидуальному террору против умеренных министров и членов Тосэйха (ими был убит лидер группы контроля генерал Нагано, преемником которого стал небезызвестный генерал Тодзио). Кадоха даже строили планы захвата Императора и установления правления страной от его имени.

Раздоры в стане правонационалистов могли поставить под угрозу все их планы. Доказательством этому послужили итоги выборов 1936 и 1937 г.: большинство избирателей выступили против сил войны и фашизма. Стало ясно, что демократической процедурой к руководству страной прийти не удастся. Это побудило членов обеих фашистских группировок к объединению усилий при ведущей роли Тосэйха и переходу к новому этапу агрессии на материке как поводу для закручивания гаек внутри страны. Вместо ликвидированных партий и профсоюзов была создана военизированная организация типа фашистской Партии Ассоциация помощи трону, которая ввела в стране тотальную политико-идеологическую систему жесткого контроля всех сфер жизни общества.


5. Внешняя политика Японии в период установления фашистской диктатуры


В 1927 г. главой правительства Японии стал близкий к молодым офицерам генерал Танака, попытавшийся проводить позитивную внешнюю политику. На так называемой Восточной конференции представителей Армии, монополий и дипломатов в 1929 г. был принят меморандум Танака - план завоевания Японией мирового господства в 7 этапов (Манчжурия, Монголия, Китай, советский Дальний Восток, страны Южных морей, Европа, США). Появившиеся в последние годы утверждения, что указанный документ на самом деле фальшивка ИНО НКВД, сути дела не меняют - ибо первые шаги Японии на материке удивительно совпадают с очередностью этапов, намеченных Меморандумом. В 1931 г. японские войска захватили Манчжурию и провозгласили марионеточное государство Манчжоу-Го во главе с последним китайским императором Пу И. В 1937 г., вдохновленная репрессиями Сталина против командных кадров РККА, японская военщина распространила агрессию на остальной Китай. В 1938-39 гг. проводилось зондирование прочности советской обороны на Хасане и Халхин-Голе. С заключением Антикоминтерновского Пакта и сопутствующих ему военных договоренностей сложилась агрессивная ось Берлин - Рим - Токио. Были разработаны планы ведения войны против СССР (Оцу, Кантокуэн). Вплоть до августа 1939 г. все западные державы подталкивали Японию к агрессии в северном направлении, и в Токио склонялись к этому по идеологическим и вполне прагматическим соображениям. Была даже определена линия разграничения зон германской и японской оккупации по широте Омска.

Заключение советско-германского Пакта о ненападении (без предварительного извещения Токио Берлином о его подготовке) заставило японское руководство пересмотреть приоритеты своей экспансии. Поскольку в Токио не собирались воевать с СССР в одиночку, получив уроки Хасана и Халхин-Гола, началась соответствующая перестройка военной промышленности Японии в пользу усиления ее авиации и флота для операций против западных держав в АТР. Желая обеспечить себе тылы с Севера, Япония пошла на подписание 5 апреля 1941 г. Пакта о нейтралитете с СССР, не известив об этом предварительно Берлин. Таким образом, советская дипломатия заключением столь критикуемых ныне Пактов 1939 г. и 1941 г. разъединила Берлин и Токио, развела их агрессивные устремления по разным направлениям, превратила японо-германский альянс фактически в бездействующий и обезопасила СССР от войны на два фронта.

В тексте советско-японского Пакта о нейтралитете, вступившего в силу 25 апреля 1941 г. на пятилетний срок, говорилось: Если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется агрессии со стороны третьей или третьих стран, то другая Договаривающаяся Сторона обязуется сохранять нейтралитет в течение всего конфликта. Предусматривалась также возможность продления Пакта на второй пятилетний срок, если за год до истечения первого срока действия Пакта не имеется заявления одной из Сторон о желании его денонсировать.


Заключение


Главной движущей силой консервативно-революционного движения в Японии предвоенного периода стала армия, политическая роль которой непрерывно возрастала. В силу совершенно особого положения, которое занимала японская армия в государстве и обществе, любые процессы, происходившие в ней или связанные с ней, приобретали исключительное значение.

Радикальные круги офицерства (в меньшей степени, генералитета) пришли к пониманию необходимости радикальных внутриполитических преобразований, причем многие трактовали их в консервативно-революционном ключе и находили единомышленников в среде консервативных революционеров из гражданских лиц (Окава, Кита, Татибана, Акамацу). Наиболее радикальное, точнее, экстремистское крыло «молодого офицерства», расположенное к применению тактики «прямого действия», сосредоточило внимание на «негативной» стороне дела, призывая разрушить существующий в стране порядок (они называли это «конструктивной деструкцией») и не имея четкой позитивной программы действий на случай взятия власти. Тупиковость такого подхода показали военные мятежи 15 мая 1932 г. и 26-29 февраля 1936 г.

Они не только окончились неудачей, но дискредитировали идею преобразований, осуществляемых революционным, насильственным путем, в глазах как правящей элиты, так и большинства населения страны. В то же время необходимость в радикальных реформах - прежде всего в политической сфере - становилась все более явной. Политическая система Японии продолжала развиваться по авторитарному пути, и кульминацией этого процесса стало создание в 1940 г. «новой политической структуры» - массового, парагосударственного политического образования общенационального масштаба - и Ассоциации помощи трону (АПТ) как его основы. Они должны были включить в себя все существовавшие в стране партии, общественные и политические организации, профсоюзы и т.д. и стать, таким образом, костяком единого «государственного организма», политическим эквивалентом кокутай. Однако, АПТ с самого начала была ареной борьбы радикальных реформаторов и консервативных революционеров против бюрократов, которая окончилась победой последних в 1941 г. В результате «новая политическая структура» полностью утратила реформаторский потенциал и никакой заметной роли в политической жизни страны более не играла.

В Японии второй половины 1920-х - начала 1940-х годов существовали несомненные предпосылки для реализации консервативной революции в виде единого политического движения национального масштаба или в виде совокупности эффективных радикальных политических и социальных реформ. Ни в той, ни в другой форме консервативная революция не состоялась, но оказала значительное воздействие на всю жизнь страны - сначала как движение за Сёва исин», потом как концепция «новой политической структуры» и попытки ее реализации.

После поражения Японии во второй мировой войне и последовавших за этим демократических реформ, проведенных по планам и под руководством американских оккупационных властей, роль консервативной революции в политике и идеологии Японии сошла на нет. Радикально-националистическое движение, отказавшееся от любых планов «национальной реконструкции», маргинализировалось и утратило политическое значение, идеологический и социальный престиж. Что же касается политики и идеологии консервативного крыла правящей элиты (консерваторы 1950-х годов и неоконсерваторы 1980-1990-х годов), то оно полностью порвало с идеями и традициями консервативной революции, ориентируясь на интернационализацию и глобализацию, на стратегическое партнерство с США и подчинение их курсу, на «общечеловеческие ценности» либерального типа. Именно это является основой той либерально-консервативной ортодоксии, которой руководствуется современный японский истеблишмент и которая полностью противоположна консервативной революции, как в политике, так и в идеологии.


Список литературы


1.Брюсов В. Новая эпоха во всемирной истории // «Русская мысль», 2003, № 6.

.ВКП(б), Коминтерн и Япония, 1917-1941. М„ 2001.3. (Генон Р. Кризис современного мира. М., 2001.

.История войны на Тихом океане. Пер. с яп. ТТ. I-V. М., 2006

.. Катаяма Сэн. Фашизм в Японии 11 Мировой фашизм. М.-Пг., 2003.

.. Ким Р.Н. О фашизме в Японии // «Новый Восток», 2003, № 4.

.Коваленко И.И. Япония. Очерки истории. М., 2007.

.Ковапьчук М.К. Правительственный кризис 1873 г.: внутриполитические и внешнеполитические причины // Япония. Ежегодник. 2001/2002.

.Латышев И.А. Внутренняя политика японского империализма накануне войны. М., 2005.

.Лемин И.М. Пропаганда войны в Японии и Германии. М., 2008.

.Лосев А.Ф. Фашизм. М., 2010

.Мазуров И.В. Японский фашизм. М., 2006.

.Михайлова Ю.Д. Фашизм в Японии. М., 2008.

.Михайлова Ю.Д. Японская национальная идея и Мотоори Норинага: вымысел или реальность // «Восток», 2005, № 4.

.28. Молодяков В.Э. Образ Японии в Европе и России второй половины XIX начала XX веков. М.-Токио, 2006.

.Молодяков В.Э. «Инцидент 26 февраля» шестьдесят лет спустя // Япония. 19951996. Ежегодник. М., 2006.

.Молодяков В.Э. Рихард Зорге воин Евразии (к 100-летию со дня рождения) // «Знакомьтесь-Япония», № 13, 2006.

.Молодяков В.Э. Метафизика «государственного организма» (учение о кокутай и японская Традиция)//«Знакомьтесь-Япония», №17, 2007.

.Молодяков В.Э. Три интернационализации Японии // Япония и глобальные проблемы человечества. М., 2009.

.Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. Японское общество: книга перемен. М., 2006.

.. Нагата X История Японии. М., 2001.

.Конрой Т. Японская угроза. М., 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Кризис 1929-1933 гг. Япония преодолевала за счет милитаризации экономики , т. е. развития военного производства, что привело к усилению роли военных кругов в политике. К середине 30-х гг. в Японии сложились военно-фашистские группировки. Цель японских фашистов: ликвидация парламентского строя, установление военной диктатуры.

Особенность японского фашизма :

Основу идеологии японского фашизма составила концепция ниппонизма (японизма ), которая определяла особую «божественную » миссию Японии по установлению социальной «гармонии », единой «семьи-государства » во главе с императором и идею о лидерстве «высшей расы Ямато » в Азии. В Японии сложились две группировки фашизма: группа императорского пути (генерал Араки) группа контроля (генерал Тодзио).

В мае 1932 и феврале 1936 г. Фашистские путчи . В 1940 году премьер-министром стал Коноэ, идеолог тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности. Политические партии (за исключением, разумеется, коммунистической) объявили о самороспуске . Все вместе они составили «Ассоциация помощи трону » Органами ассоциации на местах служили так называемые соседские общины (10-12семей) следили за поведением соседей и доносили о всем замеченном. Вместо профсоюзов "общества служения отечеству через производство", куда рабочих загоняли силой - взаимная слежка.

Унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких «свободах » не могло быть и речи. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или избирались по особы спискам, составленным правительством основные признаки фашизма. Но были и некоторые отличия:

В Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, в Японии именно армия играла роль главной руках Вящей политической силы;

как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии ;

разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти.

  1. Распад колониальной системы и образование независимых государств в странах Арабского Востока.

Накануне получения независимости большинство стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества . Сирия, Ливия являлись подмандатными территориями; Кувейт, Марокко - протекторатами, а Египту, Ираку и Ливану была формально предоставлена независимость

Традиционной формой правления в странах Арабского Востока была монархия , причем монархии чаще всего имели абсолютно-теократический характер . Абсолютные монархии сохранились и после завоевания независимости в королевстве Саудовская Аравия, в княжествах Аравийского полуострова (Оман, входящие в ОАЭ эмираты). В других арабских странах после освобождения образовались конституционные монархии (Египет до 1953 г., Тунис до 1957 г., Йемен до 1962 г., Ливия до 1971 г., Иордания, Марокко, Кувейт, Бахрейн).

В этих странах были приняты конституции , провозглашено создание парламентов . Однако в ряде стран (Кувейт в 1972 г., Саудовская Аравия в 1992 г., Оман в 1996 г.), поскольку конституции были "дарованы " правителями, были зафиксированы положения о том, что вся власть исходит от монарха. В некоторых других странах (Марокко, Ливия, Иордания и др.) действуют правовые нормы мусульманского фундаментализма, основным источником права считается Коран .

Конституция Египта 1923 г. формально объявила его независимым государством и конституционной монархией . В 1951 г. египетский парламент пошел на одностороннюю отмену англо-египетского договора 1936 г., что вызвало введение в страну английских войск и глубокий политический кризис. В этой обстановке в 1952 г. патриотическая военная организация "Свободные офицеры" во главе с Гамалем Абдель Насером совершила государственный переворот. Всю полноту власти сосредоточил в своих руках Совет руководства революцией .

С 1952 по начало 60-х гг. в Египте осуществлялся первый этап национально-освободительной революции, сопровождавшийся принятием закона об аграрной реформе (1952 г.), отменой старой Конституции (1952 г.), ликвидацией монархии и принятием республиканской Конституции (1956 г.). С середины 1961 г. начался второй этап революции. В этот период осуществлялись меры по национализации банков и предприятий, проведению второй аграрной реформы, введению государственного планирования. Принятая в июле 1962 г. Хартия национальных действий отвергла капиталистический путь развития , а Временная конституция 1964 г. провозгласила Египет "социалистической демократической республикой ". В 1971 г. на референдуме была одобрена новая Конституция Арабской Республики Египет, которая (в редакции 1980 г.) действует и сейчас. Конституция провозглашала АРЕ "государством с социалистическим демократическим строем, основанным на союзе сил трудового народа". Высшим органом государственной власти провозглашалось Народное собрание , главой государства - президент .