Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (п.7 ст.23 НК РФ).

Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

Иными словами, адрес места нахождения организации - это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

Осваивая новые рыночные ниши, компаниям, зачастую, приходится обеспечивать свое присутствие на «чужих» территориях. Поскольку обособленные подразделения во многих случаях влияют на исчисление и уплату налогов, у бухгалтеров нередко возникает вопрос: а что, собственно, считать обособленным подразделением? О признаках обособленных подразделений, а также о том, кого, когда и как нужно уведомить об их создании, мы сегодня и поговорим.

Кодекс кодексу рознь

К сожалению, организацией новых подразделений компании далеко не всегда занимаются юристы. Нередко эту работу поручают отделу продаж, для которого самая главная задача — быстро нарастить присутствие в регионе. А уж как это будет оформлено документально, для «продажников» дело десятое. Соответственно, если в компании нет юристов, изучать порядок оформления и следить за его соблюдением приходится бухгалтеру.

Гражданский кодекс, когда говорит об обособленных подразделениях, имеет в виду филиалы и представительства (ст. 5 ГК РФ). Их открытие влечет значимые последствия для участников гражданского оборота и потому сопряжено с совершением ряда юридически значимых действий, а именно: принятием решения об открытии, внесением изменений в устав, изготовлением печати филиала, регистрацией и т д.

Налоговый же кодекс исходит из потребностей бюджетов, поэтому для него критерии обособленного подразделения совершенно иные: создание стационарного рабочего места вне места нахождения организации (п. 2 ст. 11 НК РФ). И для налоговых целей совершенно неважно, провела ли компания в связи с этим юридические процедуры. Казалось бы, все просто: есть рабочее место в другом городе — подавай уведомление. Нет — не подавай. Но такая простота таит в себе множество проблем.

Признаки рабочего места

Первый вопрос, который возникает сразу же после прочтения приведенного выше определения из НК РФ, звучит так: что же такое рабочее место вне места нахождения организации? Налоговый кодекс соответствующего пояснения не дает. Поэтому в силу положений п. 1 ст. 11 НК РФ применяется терминология трудового права. Согласно ст. 209 Трудового кодекса, рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

С учетом сказанного, можно выделить три главных признака рабочего места вне места нахождения организации:

  1. Наличие трудовых отношений между организацией и сотрудником.
  2. Наличие самого работника вне места нахождения организации.
  3. Наличие контроля организации за рабочим местом.

Из этого можно сделать первые выводы по ситуациям, когда обособленного подразделения в смысле, придаваемом этому термину НК РФ, не появляется.

Ситуация первая

Физлица, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор (подряда, оказания услуг), не образуют обособленного подразделения, даже если работают в другом регионе, а договор заключен на длительный срок. Причина — отсутствие трудовых отношений и, как следствие, отсутствие рабочего места.

Ситуация вторая

Нахождение имущества фирмы в месте, отличном от места регистрации, само по себе не образует обособленного подразделения. Поэтому, например, не будет обособленного подразделения у фирмы, которая купила недвижимость в другом регионе и сдает ее в аренду (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.14 № А81-4077/2013).

Ситуация третья

Надомник обособленного подразделения не образует, т.к. в этом случае не выполняется условие о нахождении рабочего места под контролем работодателя. По той же причине не будет обособленного подразделения и при направлении сотрудника в командировку. Ведь контролировать рабочее место командированного сотрудника организация не имеет возможности. Более того, командированный подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в месте командировки (решение Верховного Суда РФ от 20.06.02 № ГКПИ 2002-663 , определение Верховного Суда РФ от 27.08.02 № КАС 02-441).

«Стационар» или нет?

Следующий момент, который нужно учитывать при решении вопроса о наличии обособленного подразделения — стационарность рабочего места. Тут ситуация сложнее.

С одной стороны, НК РФ, вроде бы дает определение «стационарности»: таковым считается рабочее место, созданное на срок более месяца. Но, с другой стороны, в ряде случаев суды применяют и дополнительные признаки стационарности. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 03.06.14 № А64-5102/2013 указал: обособленного подразделения у организации не возникло, поскольку техническое оснащение рабочего места являлось мобильным и офисные помещения не арендовались. (В скобках заметим, что речь в деле шла о строительных работах и в обоснование суд сослался на Свод правил «Безопасность труда в строительстве. Положение о Порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», принят постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 26, согласно которому такие рабочие места стационарными не признаются. Поэтому в обычных ситуациях лучше все же ориентироваться на срок создания рабочего места и не доводить дело до спора на предмет иных признаков «стационарности»).

Где кончается территория

Еще один критерий, позволяющий определить наличие у организации обособленного подразделения — территориальный. Как сказано в ст. 11 НК РФ, подразделение должно быть территориально обособлено от организации. При этом под территорией принято понимать муниципальное образование, в котором находится организация. Соответственно, если рабочее место появляется в другом муниципальном образовании, то при выполнении прочих условий можно говорить о наличии обособленного подразделения.

Немного об ответственности

А что будет, если не сообщить о создании обособленного подразделения? По мнению Минфина, ответственность за несообщение инспекции в установленный срок сведений о создании обособленного подразделения устанавливается пунктом 1 ст. 126 НК РФ, согласно которой штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ (письмо Минфина России от 17.04.13 № 03-02-07/1/12946; см. « »).

Однако практика показывает, что в ряде случаев инспекторы пытаются установить более суровую ответственность, применяя положения п. 2 ст. 116 НК РФ, который предусматривает штраф 10% от доходов, полученных в течение осуществления деятельности без постановки на учет. Такие действия инспекторов можно и нужно обжаловать, поскольку названный пункт ст. 116 НК РФ предусматривает штраф за ведение деятельности вообще без постановки на учет в налоговом органе, поскольку это лишает инспекторов возможности получать информацию о плательщике и проводить контрольные мероприятия. Ответственность же за ведение деятельности без постановки на учет лишь по одному из оснований, приведенных в статье 83 НК РФ, этой нормой не установлена (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.04 № А66-6713-03).

Не получится в данном случае взыскать с налогоплательщика и штраф, предусмотренный пунктом 1 ст. 116 НК РФ за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет. Связано это с тем, что в данном случае инспекторы обязаны осуществить постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения на основании соответствующего сообщения, которое организация подает в силу п. 2 ст. 23 НК РФ. А в данном случае заявления о постановке как такового нет вообще.

Уведомлять фонды не нужно

С 1 января 2015 года отменена обязанность сообщать о создании обособленного подразделения органам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования по месту нахождения организации (Федеральный закон

Материалы к видеосеминару

Многие, стремясь расширить бизнес и увеличить объем продаж, открывают новые магазины и отделения фирм. Фирма, предлагающая услуги или работы через офисы в разных районах, тоже не редкость. Часто в связи с расширением бизнеса учредители юридического лица принимают решение о создании одного или нескольких обособленных подразделений.

Наличие у организации территориально удаленного подразделения порождает целый ряд вопросов:

- Является оно филиалом, представительством или иным обособленным подразделением?

- Чем отличается один вид обособленного подразделения от другого?

- Какие организационные и налоговые действия связаны с открытием разных видов обособленных подразделений?

- Как и куда уплачивать налоги и сдавать отчетность?

- Считается ли обособленным подразделением одно удаленное рабочее место?

Для начала рассмотрим понятие и признаки обособленного подразделения, что поможет отличить филиалы и представительства от иных обособленных подразделений:

В соответствии со ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации в целях налогового учета признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Первым отличительным условием для признания обособленного подразделения в целях налогообложения является территориальная обособленность от создавшей его организации. Указанный признак означает, что оно должно быть расположено на иной, отличной от места нахождения организации территории.

Вторым условием признания обособленного подразделения организации таковым является наличие по месту его нахождения оборудованных стационарных рабочих мест. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (в соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ под месяцем понимается календарный месяц). Поскольку понятие рабочего места не содержится в НК РФ , обратимся к ТК РФ .

В соответствии со статьей 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Между организацией и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, что существенно влияет на установление факта наличия рабочих мест. Поскольку понятие рабочего места является элементом системы трудовых отношений (регулируется ТК РФ), следует признать, что рабочие места в принципе могут возникать только в том случае, если с физическим лицом заключен трудовой договор. Заключение любых иных договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения.

Учитывая, что обособленным является любое подразделение на отдельной территории со стационарными рабочими местами, то получается, оно начинает существовать, как только готовы стационарные рабочие места. Создание обособленного подразделения как юридический факт можно констатировать, когда последние (то есть стационарные рабочие места) создаются по иному адресу, нежели адрес государственного регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации.

Аналогичный вывод можно встретить во множестве решений арбитражных судов. Так, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.10.2010 N А75-430/2010 сделан вывод, что для квалификации действий организации через обособленное подразделение необходимо установить наличие следующих обстоятельств: территориальную обособленность и факт выполнения трудовых обязанностей работниками организации в месте расположения обособленного подразделения.

Обобщая вышесказанное и исходя из определения, приведенного в статье 11 Налогового кодекса РФ , с учетом требований пункта 4 статьи 83 НК РФ , можно выделить следующие существенные признаки обособленного подразделения:

территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;

наличие рабочих мест, созданных на срок более одного месяца;

ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

Теперь необходимо дать понятие филиалов и представительств, которое закреплено в гражданском законодательстве.

Из статьи 55 Гражданского кодекса РФ следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиал не являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность от имени создавшего их юридического лица, которое и несет ответственность за их деятельность. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании. В бухгалтерском учете вышеуказанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. В отличие от этого подразделение организации, являющееся обособленным подразделением в соответствии с НК РФ , может не иметь отдельного баланса.

Руководители филиалов и представительств общества назначаются органом юридического лица, уполномоченным на это в соответствии с его учредительными документами, и действуют на основании его доверенности. Вышеуказанное требование, предъявляемое к подразделениям, являющимся обособленными в соответствии с НК РФ , отсутствует.

На необходимость доверенности указано и в пункте 20 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 , в котором сказано, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве), либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

Отличие филиалов и представительств друг от друга заключается в круге выполняемых ими задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и своими учредительными документами. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства в силу полномочия, основанного на доверенности.

Следовательно, к представительствам относятся обособленные подразделения, выступающие в интересах организации и защищающие их, а к филиалам - исполняющие все или часть ее функций, включая представительские ( , и "). И те и другие структурные единицы нужно указывать в учредительных документах.

При сопоставлении понятия "обособленное подразделение организации", приведенного в статье 11 НК РФ , и понятия "филиал", раскрытого в статье 55 ГК РФ , видно, что понятие "обособленное подразделение организации" является более широким и включает любые виды подразделений организаций, в том числе филиалы. Следовательно, при решении вопроса о наличии у организации филиала (представительства) необходимо учитывать как общие признаки, установленные в

В отличие от индивидуальных предпринимателей юридические лица (далее по тексту - ЮЛ) вправе создавать свои обособленные подразделения (далее по тексту — ОП) для различных целей. Законодательство России подробно регламентирует условия и порядок их создания. В данной статье мы ответим на возможные вопросы, возникающие при создании соответствующих подразделений на практике.

Что такое обособленное подразделение организации

Для ответа на этот вопрос вначале надлежит разобраться с соответствующим понятием. Определение данного понятия приводится в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ .

Согласно указанной норме основными признаками ОП являются:

  • различие адресов мест нахождения ЮЛ и ОП. Финансовое ведомство России отмечает, что обособленность филиала (представительства) от ЮЛ имеет место в случае, если адреса ОП и ЮЛ различны (Письмо от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702);
  • наличие по месту нахождения ОП стационарных рабочих мест (далее по тексту — СРМ). Организованное ЮЛ рабочее место должно функционировать не менее 1 месяца.

Если подразделение установленным критериям не соответствует, оно не признается обособленным подразделением. Что это в таком случае - предмет отдельного рассмотрения, но такая структура не подпадает под понятие ОП в смысле, придаваемом ему законодательством. Следовательно, отсутствует необходимость отражения такого структурного образования в ЕГРЮЛ.

Виды обособленных подразделений

Представительство

Направлениями деятельности представительства ЮЛ являются представление интересов организации и их защита (). Как видим, наименование структуры в полном объеме соответствует предназначению указанного ОП.

Учитывая понятие ОП и направления деятельности представительства, можно сформулировать его основные признаки:

  • расположение по адресу, отличному от адреса головной организации;
  • осуществление функций по представлению интересов ЮЛ и их защите.

Представительство не является ЮЛ, его руководитель действует на основании доверенности от головной организации, а само представительство - на основании соответствующего регламентирующего положения, утвержденного создавшей его организацией.

Представительство может, к примеру, осуществлять рекламную функцию ЮЛ, поиск клиентов для ЮЛ в различных регионах и т.п.

Филиал

Еще один вид обособленного структурного подразделения — это филиал.

Несмотря на более обширный по сравнению с представительством спектр полномочий, филиал самостоятельной организацией также не является.

Правовое основание деятельности аналогично представительству:

  • директор филиала получает назначение и доверенность в головной организации;
  • филиал действует на основании принятого головной организацией положения.

Важно!

Руководитель ОП получает доверенность действовать от имени организации, а не от имени ОП, т.к. правовой статус обособленного подразделения не позволяет его руководителю признаваться единоличным исполнительным (либо иным) органом юридического лица (т. е. головной организации).

Информация о филиалах и представительствах отражается в Едином государственном реестре юридических лиц, откуда попадает в налоговые органы с целью учета.

Если стационарные рабочие места не организованы, то ОП не возникает.

Под созданием стационарного рабочего места понимаются организация условий для осуществления трудовой функции работника, а также непосредственно осуществление трудовой деятельности (Письмо Минфина России от 01 марта 2012 года № 03-02-07/1-50 , ).

Если стационарное рабочее место создано, то не имеет значения, сколько именно времени работник исполняет должностные обязанности на этом месте (Письмо Минфина России от 18 января 2012 года № 03-02-07/1-20).

Выяснив, что обособленное структурное подразделение юридического лица - это филиал или представительство, действующие на основании специальных положений и не являющиеся ЮЛ, переходим к рассмотрению формальностей, необходимых при создании ОП.

В каких случаях открывается обособленное подразделение

Как уже отмечалось, случаи, влекущие необходимость создания ОП, могут быть различными.

К примеру, головная организация, зарегистрированная в городе федерального значения, осуществляет оптовую торговлю в различных субъектах Российской Федерации. Для торговли в соответствующих регионах ей необходимы организация складских помещений и трудоустройство наемных работников, осуществляющих контроль за сохранностью товаров на местах. Если для этого создаются стационарные рабочие места на срок более чем на 1 месяц, у ЮЛ возникают необходимость создания ОП и, как следствие, обязанность по его регистрации в налоговых органах.

Создание обособленного подразделения НК РФ связывает с необходимостью постановки его на учет в Инспекции Налоговой службы России по месту нахождения каждого ОП (пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ).

Как следует из Письма Финансового ведомства от 11 декабря 2015 года № 03-02-07/1/72669 , если несколько ОП созданы ЮЛ в одном муниципальном образовании, то постановку на учет надлежит осуществить по месту нахождения одного из ОП по усмотрению ЮЛ.

Согласно пункту 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет по месту нахождения филиала или представительства ЮЛ осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В иных случаях, когда ОП не является филиалом или представительством, подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ предписывает организациям уведомлять о создании ОП ИФНС России по месту нахождения ЮЛ в течение одного месяца со дня создания ОП.

Как бы странно это ни звучало, но создать можно неумышленно. Такие случаи достаточно часто встречаются на практике. Нередко это "неумышленное" действие влечет ряд негативных последствий. Рассмотрим далее, что собой представляет .

Определение

Обособленное структурное подразделение юридического лица - это предприятие, открытое основной организацией и соответствующее ряду требований, закрепленных законодательством. Чтобы компания была признана в этом статусе, необходимо соблюсти ряд условий. В первую очередь на таком предприятии должны существовать рабочие места стационарного типа, оборудованные должным образом. Они будут считаться созданными, если сформированы на срок, превышающий месяц. Еще одно требование - территориальная обособленность от главной организации.

Нюансы

Стоит отметить, что будет считаться таковым вне зависимости от того, отражен процесс его образования в учредительной или другой организационно-распорядительной документации или нет. Если оно начало работу, то должны быть соблюдены требования закона. Для признания не будут иметь значения полномочия и .

Рабочее место

Его понятие раскрывается в 209-й статье ТК. Рабочим называется место, куда гражданин прибывает для осуществления своей производственной деятельности. При этом оно должно косвенно либо прямо контролироваться нанимателем. В последнее время стали весьма распространены так называемые "удаленные (виртуальные) офисы". Сотрудники многих предприятий работают у себя дома, используя свои технические средства (компьютеры, в частности).

Жилплощадь этих граждан, разумеется, не может контролироваться нанимателем ни прямо, ни даже косвенно. Соответственно, в этом случае обособленное подразделение юридического лица не создается. Следует учесть еще один очень важный факт. Рабочее место обязательно должно создаваться самим юрлицом. Не имеет значения, арендовано будет помещение, в котором оно будет сформировано, или находиться в собственности. К примеру, клининговая компания отправляет сотрудницу в офис к клиенту для осуществления ежедневной уборки в течение двух мес. В данном случае создания подразделения не будет, поскольку помещение или даже отдельная его часть нанимателю не принадлежат. В этой ситуации сотрудница считается командированной.

Мнение минфина

Министерство считает, что рассмотрение каждого случая потенциального создания подразделения необходимо производить с учетом конкретных обстоятельств и факторов. Специалисты поясняют, что решение вопроса об отсутствии либо наличии признаков такого предприятия должно осуществляться с принятием во внимание существенных условий договоров (предоставления услуг, подряда, аренды и пр.), которые были заключены между организацией и контрагентом. Учитывать следует все фактические обстоятельства, связанные с деятельностью, осуществляемой российскими юридическими лицами. Обособленных подразделений у организации может быть много. Законодательные нормы не содержат никаких ограничений на этот счет.

Территориальная обособленность

Это второй признак, которому должно соответствовать предприятие, открытое основной организацией. В законодательстве отсутствует четкое его определение. По мнению экспертов, территориальная обособленность предполагает расположение юрлица вне места главной организации. При этом основной адрес последней должен указываться в учредительной документации.

Классификация

Какими могут быть обособленные подразделения? Филиалы и представительства юридических лиц - два основных вида предприятий, открытых главной организацией. Каждый из них имеет ряд особенностей. Представительство - это обособленное подразделение юридического лица , которое работает на территории, отличной от той, которая указана в учредительных документах головной организации, выражает ее интересы и обеспечивает их защиту. Понятие раскрывается в 55-й статье ГК (п. 1). Филиал - это обособленное подразделение юридического лица , которое работает на территории, отличной от той, которая, опять же, указана в учредительных документах головной организации и реализует все ее задачи либо какую-то конкретную их часть. Определение присутствует в указанной выше статье в п. 2. Таким образом, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, выполняющее достаточно большой объем задач.

Требования

Законодательство не предписывает обязательную разработку положений, на основании которых будут действовать обособленные подразделения юридического лица. Форма этого нормативного акта, соответственно, не включена в число унифицированных. Однако на практике выработаны типовые положения, которыми организация может руководствоваться. Необходимо также отметить, что сведения о созданных обособленных подразделениях должны присутствовать в учредительной документации головного предприятия. Соответствующее требование установлено в п. 3 55-й статьи ГК. Нормы допускают деятельность подразделений без руководителя.

Важный момент

Следует подчеркнуть, что осуществления деятельности головной организации, не может являться самостоятельным субъектом налоговых и гражданско-правовых отношений. На них возлагается обязанность по совершению обязательных бюджетных отчислений. Но в данном случае речь идет о деятельности головной организации через ее обособленное подразделение.

Постановка на учет

Законом предусмотрена процедура, проведение которой обеспечивает признание правомерности деятельности, которую ведет обособленное подразделение юридического лица. Регистрация производится в налоговом органе по адресу нахождения созданного предприятия. При этом постановку на учет необходимо осуществить в месячный срок с даты образования предприятия. Соответствующее предписание содержится в 83-й статье НК (п. 4).

Особенности процедуры

На практике бывает так, что обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места деятельности головной организации, не начало работу в течение первого месяца с момента своего создания. В таком случае подавать заявление в ФНС нет необходимости. Если же спустя 2 месяца предприятие все же начало работу, то встать на учет нужно в обязательном порядке. При этом, соответственно, сделать это, не нарушая предписаний НК, не получится. Эксперты рекомендуют все-таки зарегистрировать подразделение в установленный законом срок, даже если в первый месяц оно работать не будет. Формальное соблюдение процедуры позволит избежать множества проблем в будущем.

Уведомление

Кроме постановки на учет подразделения по месту его расположения, головная организация обязана известить налоговую инспекцию по адресу своего нахождения о создании предприятия. Аналогичное уведомление обязательно и в случае закрытия фирмы. В последнем случае извещение должно быть направлено в течение месяца. Сообщение оформляется по ф. С-09-3.

Соблюдение требований при открытии нескольких предприятий

Если организация создает несколько подразделений в пределах муниципалитета, в котором сама осуществляет деятельность, то повторно вставать на учет нет необходимости. Соответствующее положение закреплено 83-й статьей в п. 1. В такой ситуации головное предприятие обязано только направить в ФНС сообщение о создании подразделения. Уведомление осуществляется по правилам 23-й статьи (п. 3).

Если же несколько подразделений расположены в одном МО, но на территориях, подведомственных различным инспекциям, постановка на учет может производиться контрольным органом по адресу нахождения одного из них. Его определяет головное предприятие. Приняв решение, организация направляет в инспекцию письмо. Соответственно, оно направляется в ту инспекцию, которая находится по адресу нахождения выбранного предприятия. Уведомление оформляется по ф. КНД № 1111051.

Фактический и юридический адрес

Достаточно часто на практике эти два понятия отождествляются. Под юридическим адресом подразумевается место расположения организации. Его определение регламентируется ГК, 54-й статьей (п. 2): установлено, что адрес расположения предприятия соответствует адресу регистрации. Эта процедура осуществляется на территории, где находится исполнительный постоянно действующий орган фирмы. Если же он отсутствует, адрес регистрации совпадает с тем, который имеет другое лицо или структура, обладающая правом действовать от имени предприятия без доверенности.

Фактическим считается адрес, по которому компания ведет свою деятельность. Некоторые территориальные налоговые инспекции по данному вопросу высказывают следующее мнение. Они полагают, что по фактическому адресу работает подразделение, а по юридическому находится головная организация.

Многие специалисты считают такой подход неверным. Как указывает законодательство, одним из ключевых признаков подразделения вступает его территориальная обособленность. Если же предприятие осуществляет деятельность по адресу, который отличается от того, что зафиксирован в учредительной документации, оно не соответствует этому критерию. Дело в том, что по юридическому адресу в таком случае никого нет, соответственно, головная организация отсутствует. А ее наличие - обязательное условие по умолчанию.

Ответственность

Если обособленное подразделение юридического лица, расположенное по адресу, отличающемуся от того, по которому работает головное предприятие, не поставлено на учет в установленном порядке, НК предусматривает разные виды санкций. В первую очередь за нарушение сроков виновным грозит штраф до 5 тыс. р. (ст. 116). Увеличение взыскания вдвое произойдет, если просрочка допущена более 90 дней. При этом стоит сказать, что санкции за неуведомление ФНС о закрытии либо создании подразделения НК не предусмотрены.

117-я статья устанавливает ответственность за работу без постановки на учет. Суммы денежных взысканий по этой норме существенно больше. Так, 117-я статья устанавливает, что за ведение деятельности с нарушением правил регистрации вменяется штраф 10 % от прибыли, полученной в ходе такой работы. При этом сумма взыскания не может быть менее 20 тыс. р. Если деятельность осуществлялась больше 3 мес., то размер штрафа удваивается. 116-я статья применяется в случае, если головная организация не направила заявление о постановке на учет в установленный срок, а 117-я норма - если контрольный орган выявил факт осуществления деятельности без регистрации.

Специфика судебной практики

Есть мнение, что 117-я статья распространяется на ведение деятельности без регистрации вообще, а не конкретно подразделения. Другими словами, если предприятие стоит на учете, то вменить ей санкции за работу через другую открытую ею фирму нельзя. Между тем, далеко не все судебные инстанции это мнение разделяют. Во избежание проблем при расширении бизнеса специалисты рекомендуют выполнять все предписания законодательства.

ПФР

Регистрации в фонде подлежат подразделения, имеющие выделенный баланс, р/с и начисляющие зарплату сотрудникам. Постановка на учет производится на основании данных ЕГРЮЛ. Налоговая инспекция в пятидневный срок с даты получения уведомления о формировании подразделения направляет их в управление ПФР по адресу расположения ОП. Фонд, в свою очередь, передает страхователю 2 экземпляра извещения. Один из них в десятидневный срок должен быть передан в ПФР по адресу нахождения головной организации.

ФСС

Для регистрации в этом фонде подразделение также должно иметь самостоятельный баланс, работников, которым оно начисляет зарплату, а также расчетный счет. Постановка на учет производится в территориальном отделении ФСС по адресу ведения деятельности ОП. С даты создания подразделения головное предприятие в тридцатидневный срок подает заявление и копии:

  1. Св-ва о госрегистрации.
  2. Уведомлений о постановке на учет в ФНС (отдельно для ОП и головной организации).
  3. Документов, подтверждающие создание подразделения. Это может быть устав, в котором присутствуют соответствующие сведения, доверенность, предоставленная руководителю ОП.
  4. Информационного письма органа статистики.
  5. Уведомления о постановке на учет в ФСС основной организации.
  6. Справок из банка о р/с, если они были открыты к моменту обращения в фонд.

НДФЛ

Исчисление налога осуществляют исходя из сумм, выплаченных работникам соответствующих подразделений. НДФЛ отчисляется по адресу расположения каждого предприятия, открытого головной организацией. Сдавать отчеты необходимо в инспекцию по адресу учета ОП. В ряде случаев работник заключает договор с головной организацией, а трудовую деятельность ведет в подразделении. В таких ситуациях уплата НДФЛ производится в ИФНС по адресу нахождения ОП. Если регистрация подразделения в налоговом органе была произведена не в начале месяца, перечисление налога осуществляется пропорционально доле зарплаты, выданной работнику за время трудовой деятельности. Необходимо учесть, что уплата НДФЛ, а также сдача отчетности производится только тогда, когда ОП имеет самостоятельный баланс и банковский счет. В противном случае эта обязанность возлагается на головное предприятие. Она осуществляет отчисление НДФЛ и подачу налоговой отчетности в ту инспекцию, в которой стоит на учете.

Страховые взносы

Они начисляются исходя из зарплаты сотрудников подразделения. Выплата взносов производится в бюджет того региона, в котором находится ОП. Отчетность необходимо сдавать в филиал ФСС либо управление ПФР, где обособленное подразделение было поставлено на учет. При расширении бизнеса необходимо принимать во внимание обязательства, которые возлагает законодательство на предприятие. В их числе своевременное отчисление налогов и взносов в фонды. Нарушение предписаний повлечет ответственность.