Шалфей лекарственный (шалфей, также называемый садовый шалфей, или сальвия) – это многолетний вечнозеленый полукустарник с древесными стеблями, сероватыми листьями и синими или пурпурными цветами. Растение входит в семью Lamiaceae, и является туземным для Средиземноморского региона, хотя и натурализовано во многих местах по всему миру. Он имеет долгую историю лекарственного и кулинарного использования и в настоящее время применяется в качестве декоративного садового растения. Общее название «шалфей» также используется для обозначения ряда родственных и неродственных видов.

Названия

Шалфей лекарственный имеет многочисленные названия. Некоторые из наиболее известных включают шалфей, шалфей обыкновенный, садовый шалфей, золотой шалфей, кулинарный шалфей, далматский шалфей и широколиственный шалфей. Культивирующиеся формы включают в себя пурпурный и красный шалфей. В Турции шалфей лекарственный широко известен как adaçayı, что означает «островной чай». В Леванта это растение называется maramia. Видовое обозначение «лекарственный» относится к растениям с хорошо известной лекарственной или кулинарной ценностью.

Таксономия

Шалфей лекарственный был описан Карлом Линнеем в 1753 году. На протяжении веков его выращивали в Старом Свете для использования в кулинарии и медицине, и часто описывается в сборниках старых трав за многие приписываемые ему чудесные свойства. Видовой эпитет «лекарственный» (officinalis) относится к медицинскому применению растения – оффициной называли традиционную кладовую монастыря, где хранились травы и лекарства. Впоследствии шалфей лекарственный был классифицирован под многочисленными другими научными наименованиями, включая шесть различных названий после 1940 года.

Описание

Сорта очень различаются по размеру, цвету листьев и цветов, и рисунку листьев, при этом существует множество видов с пестрыми листьями. Тип, распространенный в Старом Свете, растет примерно до 2 футов (0,61 м) в высоту и в ширину, чаще всего с бледно-лиловыми цветками, хотя они также могут быть белыми, розовыми или фиолетовыми. Цветет в конце весны или летом. Листья продолговатые, размером до 6.4 см в длину и 2,5 см в ширину. Листья серо-зеленые, морщинистые на верхней стороне, и почти белые снизу из-за многочисленных коротких мягких волосков. Современные сорта включают листья с фиолетовыми, розовыми, сливовыми и желтыми пестрыми сочетаниями.

История

Шалфей лекарственный используется с древних времен в качестве средства для отражения зла, против змеиных укусов, для повышения плодородия женщин, и для многих других целей. Теофраст описал два разных вида шалфея, дикий полукустарник, который он назвал «sphakos» и подобное ему культурное растение, которое он назвал «elelisphakos». Плиний Старший сказал, что последнее растение римляне называли шалфеем, и использовали в качестве мочегонного средства, местного анестетика для кожи, кровоостанавливающего средства, и в других целях. Во времена раннего средневековья растение рекомендовал Charlemagne, а во время империи Каролингов оно культивировалось в монастырских садах. Walafrid Strabo описал шалфей в своей поэме Hortulus как растение, имеющее сладкий аромат и полезное для лечения многих человеческих недугов. Автор назвал растение lelifagus. Растение высоко ценилось на протяжении всего средневековья, при этом многие ссылались на его целебные свойства. Шалфей иногда называли Salvia salvatrix (шалфей-спаситель), он входил в состав травяной смеси под названием Уксус Четырех Воров, которая, по предположениям, могла отгонять чуму. Диоскорид, Плиний и Гален рекомендовали использовать шалфей как мочегонное, кровоостанавливающее, стимулирующее менструацию и тонизирующее средство.

Шалфей: свойства

Шалфей обыкновенный выращивается в некоторых частях Европы для дистилляции эфирного масла, хотя совместно с ним также могут быть собраны и переработаны другие виды шалфея, такие, как шалфей кустарниковый. В Британии в течение нескольких поколений шалфей считался одной из основных трав, наряду с петрушкой, розмарином и тимьяном (как в народной песне «Scarborough Fair»). Он имеет пикантный, слегка островатый вкус. Шалфей присутствует во многих европейских кухнях, в частности, итальянской, балканской и ближневосточной кухнях. В британской и американской кухнях традиционно используется начинка из шалфея и лука для жареной индейки или курицы на Рождество или День благодарения. Шалфей также входит в состав других блюд, таких как свиная запеканка, сыр Sage Derby и Линкольнширские сосиски. Несмотря на то, что для французской кухни характерно использование традиционных и доступных трав, шалфей не получил широкого распространения на этой кухне. В традиционной австрийской медицине траву шалфея принимали внутрь (в виде чая или непосредственно) для лечения заболеваний дыхательных путей, полости рта, желудочно-кишечного тракта и кожи. Слова «salvia и «sage» являются производными от латинского «salvere» (сохранять), со ссылкой на целебные свойства, давно приписываемые различным видам Salvia. В разные исторические этапы человек использовал силу растений для лечения практически всех болезней. Современные данные показывают, что шалфей может применяться в качестве противотемпературного средства, антибиотика, противогрибкового, вяжущего, спазмолитического, эстрогенного, гипогликемического и тонизирующего средства. В двойном слепом рандомизированном плацебо -контролируемом исследовании было показано, что шалфей является эффективным средством для борьбы с болезнью Альцгеймера мягкой и умеренной степени. Наиболее активные компоненты шалфея содержатся в его эфирных маслах, содержащих цинеол, борнеол и туйон. Лист шалфея содержит дубильную, олеиновую, урсоневую, урсоловую кислоты, коросоль, коросолиевую, фумаровую, хлорогеновую, кофейную кислоты, ниацин, флавоны, гликозиды флавоноидов и эстрогенные вещества. Были проведены исследования использования шалфея для лечения пациентов с болезнью Альцгеймера. Экстракт листьев шалфея может быть эффективным и безопасным средством при лечении гиперлипидемии.

Сорта

В садоводстве при благоприятных условиях, Ш. лекарственный может достигать значительных размеров (до 1 квадратного метра или более), однако существует ряд более компактных сортов. Такие сорта используются в качестве небольших декоративных цветущих кустарников. Некоторые из них предоставляют низкую почвопокровные, особенно в солнечные сухой среде. Как и многие травы, шалфею вредна холодная влажная зима, особенно если почва плохо дренирована. Однако шалфей легко распространяется от летних черенков, а некоторые сорта – из семян. Садоводческие сорта шалфея включают в себя:

"Alba" , сорт с белыми цветами " Aurea " , золотой шалфей " Berggarten " ,сорт с крупными листьями, который редко цветет, продлевая срок жизни листьев " Extrakta ", имеет листья с высокими концентрациями масла " Icterina ", сорт с желто-зелеными пестрыми листьями " Lavandulaefolia ", сорт с небольшими листьями " Purpurascens " ("пурпурный"), сорт шалфея с фиолетовыми листьями " Триколор ", сорт с белыми, желтыми и зелеными пестрыми листьями

Шалфей - это полукустарник или травянистое растение, которое известно в народной медицине своими лечебными свойствами. Существует несколько подвидов шалфея, наиболее распространенными являются шалфей лекарственный и шалфей мускатный.

Польза для организма

Соцветия и листья шалфея содержат в себе очень ценные компоненты, вот некоторые из них:

  • Линалоол;
  • Уксусная кислота;
  • Пинен;
  • Ароматические смолы;
  • Флавоноиды;
  • Муравьиная кислота;
  • Дубильные вещества.

Растение обладает антисептическим, противовоспалительным и общеукрепляющим эффектом.

Лечение болезней

Шалфей используют как вспомогательное средство для лечения следующих болезней:

  • Заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • Болезни печени и почек;
  • Вирусные и простудные заболевания;
  • Раны, порезы, кровотечения;
  • Проблемы с деснами;
  • Заболевания гортани.

Перед началом лечения необходима консультация лечащего врача, поскольку шалфей не всегда сочетается с одновременным приемом лекарственных препаратов.

Противопоказания

Шалфей противопоказан при остром нефрите, а так же при беременности и в период лактации.

Сбор и хранение шалфея

Листья шалфея собирают в период бутонизации, а цветки этого растения можно собрать до трех раз за сезон, начиная с конца весны, заканчивая серединой осени.

После сбора листья и цветки шалфея следует распределить ровным слоем по широкому листу чистой бумаги и оставить до полного высыхания в темном и хорошо проветриваемом помещении.

Домашние рецепты

Шалфей очень часто комбинируют с другими лекарственными травами, и делают это для усиления леченого эффекта. Чаще всего шалфей смешивают в разных пропорциях с ромашкой, которая усиливает антимикробное действие этого растения. Во время простуды хорошее полоскание для горла получится из отвара шалфея, мяты и календулы. Зверобой в качестве добавки к отвару используют при более серьезных заболеваниях, это растение имеет ряд противопоказаний, без консультации с врачом лучше воздержаться от его использования.

Отвар шалфея

Приготовление

1 ст. ложку шалфея следует залить 1 стаканом кипятка и прогреть на водяной бане 10-15 минут, после чего дать отвару остыть, а затем процедить его через 2-3 слоя марли.

Применение

Отвар шалфея используют при проблемах пищеварения, внутренних воспалительных процессах, для усиления вероятности зачатия, а так же для прекращения лактации у женщин. Дозировка индивидуальна в зависимости от состояния здоровья, но как правило отвар принимают внутрь три раза в день по трети стакана перед едой.

Отвар этого растения можно пить только при отсутствии противопоказаний. Лечение шалфеем не должно продолжаться более 3 месяцев.

Настой шалфея

Приготовление

20 грамм шалфея заливают 1 стаканом кипятка и настаивают в термосе 1 час, затем настой нудно процедить через несколько слоев марли и хранить не более 12 часов.

Применение

Настой шалфея используют для наружного применения в качестве примочек, компрессов, протирания проблемной кожи лица и ополаскивания волос.

Препараты с экстрактом шалфея

Шалфея гидролат (вода шалфея)

Антисептическое средство, используемое в косметологии для ухода за кожей лица и волосами.

Показания к применению:

  • Расширенные поры лица;
  • Жирная кожа;
  • Прыщи;
  • Угревая сыпь;
  • Перхоть;
  • Потускнение и повышенная жирность волос.

Ознакомьтесь с инструкцией по применению, возможны аллергические реакции.

Эфирное масло

Эфирное масло шалфея хорошо подходит в качестве дополнительного компонента для приготовления масок для лица, волос и тела, а так же используется для обработки ран.

При отсутствии противопоказаний, масло шалфея можно использовать для остановки кровотечения у маленьких детей.

Таблетки для рассасывания

Эти таблетки предназначены для облегчения симптомов простудных заболеваний, помогают при борьбе с кашлем и облегчают боль в горле.

Препарат противопоказан беременным и кормящим грудью женщинам.

Шалфе́й предсказа́телей , или шалфей наркотический (лат. Sálvia divinórum ) - вид растений из рода шалфей , из листьев которого получают психоактивный галлюциноген сальвинорин A . В культуре известен под транслитерацией своего латинского названия «сальвия дивинорум».

Биологическое описание

Salvia divinorum не имеет значительных отличий в строении от других представителей своего рода. Корневищное, многолетнее , в начальный период - травянистое , а затем - полукустарниковое растение. Произрастает в субтропическом климате . При отсутствии заморозков растёт в течение всего года.

Распространение

Условия развития

История культуры

Родиной шалфея предсказателей является регион Сьерра Мадре (англ. ) мексиканского штата Оахака , где это растение до сих пор используется индейцами масатеками в основном в шаманских обрядах, а также - в меньших дозировках - в качестве мочегонного средства или средства от диареи , анемии , головной боли , ревматизма и недуга, известного как panzón de borrego (вздутие живота) .

Растение было открыто и впервые описано в 1939 году Жаном Бассетом Джонсоном (англ. Jean Basset Johnson ), изучавшим индейский шаманизм .

Механизм воздействия [чего? ] не был установлен вплоть до 1990-х годов, когда его изучением занялась группа американского этноботаника Даниэла Зиберта (англ. Daniel Siebert ) .

История окультуривания растения изучена недостаточно, существуют лишь предположения. Поскольку ареал этого вида достаточно небольшой, а использующие его коренные жители относятся к одной группе индейцев, растение либо родом из этой местности, либо было окультурено какой-то другой группой индейцев .

Гордон Уоссон экспериментально показал, что это растение могло бы быть мифологическим священным растением, которое упоминалось у ацтеков под названием «pipiltzintzintli» . Предположение Уоссона стало предметом критики со стороны других этноботаников, в том числе скептически настроенного Линдера Вальдеса (Leander J. Valdés ) и Джонатана Отта (Jonathan Ott ) .

Наряду с некоторыми другими растениями (например, Quararibea funebris ) шалфей предсказателей выдвигался на роль ещё одного загадочного растения ацтеков, известного как «poyomatli» .

Действующие вещества

Основными психоактивными веществами, содержащимися в листьях Salvia divinorum , являются сальвинорин A и сальвинорин B, относящиеся к группе сложных органических соединений дитерпенов . Salvia divinorum содержит и другие фракции данных соединений (С, D, E и т. д.), но их концентрация относительно мала, а действие слабо изучено. Содержание сальвинорина составляет в свежих листьях 0,022 %, в сухих - 0,18 %.

Законодательные ограничения

С 31 декабря 2009 года в России сальвия входит в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (оборот запрещён) . Этому предшествовало постановление от 9 апреля 2009 года главного государственного санитарного врача России о запрете оборота ряда курительных смесей и ароматизаторов (в том числе содержащих шалфей предсказателей) из-за содержания в их составе ядовитых веществ. В Австралии , Бельгии , Германии , Дании , Италии , Испании , Финляндии , Швеции , Эстонии , Японии , Латвии , в нескольких штатах США , с мая 2009 года Сальвинорин A и Salvia divinorum внесены в список контролируемых веществ. В этих государствах установлены соответствующие меры контроля за их производством и обращением .

Напишите отзыв о статье "Шалфей предсказателей"

Примечания

Литература

  • Физиология человека Compendium / под редакцией академика РАМН Б.И Ткаченко и проф. В.Ф Пятина. - 2-е издание исправленное и переработанное. - Самарский дом печати., 2002 год. - 416 с. - ISBN 5-7350-0335-6 .

Ссылки

  • Dweck, Anthony C. (1997) Retrieved July 21, 2007.
  • Erowid. (Aug 2007). Проверено 16 августа 2007. .
  • Imanshahidi, Mohsen & Hosseinzadeh, Hossein (Apr 2006), , Phytotherapy Research 20 : 427-437.
  • Marushia, Robin (Jun 2003), , Ethnobotany
  • Ott, Jonathan (1995). «». Curare 18 (1): 103-129. Проверено 2007-08-16.
  • Valdés, Leander J. III; Díaz, José Luis & Paul, Ara G. (May 1983), , Journal of Ethnopharmacology 7 (3): 287-312
  • Valdés, Leander J. III (2001). «». The Entheogen Review X (1): 73-75. Проверено 2007-08-16.
  • Wasson, R. Gordon (Nov 1963), , Botanical Museum Leaflets, Harvard University 20 (6): 161-212

Отрывок, характеризующий Шалфей предсказателей

Крайний кавалергард, огромный ростом рябой мужчина, злобно нахмурился, увидав перед собой Ростова, с которым он неминуемо должен был столкнуться. Этот кавалергард непременно сбил бы с ног Ростова с его Бедуином (Ростов сам себе казался таким маленьким и слабеньким в сравнении с этими громадными людьми и лошадьми), ежели бы он не догадался взмахнуть нагайкой в глаза кавалергардовой лошади. Вороная, тяжелая, пятивершковая лошадь шарахнулась, приложив уши; но рябой кавалергард всадил ей с размаху в бока огромные шпоры, и лошадь, взмахнув хвостом и вытянув шею, понеслась еще быстрее. Едва кавалергарды миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!» и оглянувшись увидал, что передние ряды их смешивались с чужими, вероятно французскими, кавалеристами в красных эполетах. Дальше нельзя было ничего видеть, потому что тотчас же после этого откуда то стали стрелять пушки, и всё застлалось дымом.
В ту минуту как кавалергарды, миновав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно было. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек.
«Что мне завидовать, мое не уйдет, и я сейчас, может быть, увижу государя!» подумал Ростов и поскакал дальше.
Поровнявшись с гвардейской пехотой, он заметил, что чрез нее и около нее летали ядры, не столько потому, что он слышал звук ядер, сколько потому, что на лицах солдат он увидал беспокойство и на лицах офицеров – неестественную, воинственную торжественность.
Проезжая позади одной из линий пехотных гвардейских полков, он услыхал голос, назвавший его по имени.
– Ростов!
– Что? – откликнулся он, не узнавая Бориса.
– Каково? в первую линию попали! Наш полк в атаку ходил! – сказал Борис, улыбаясь той счастливой улыбкой, которая бывает у молодых людей, в первый раз побывавших в огне.
Ростов остановился.
– Вот как! – сказал он. – Ну что?
– Отбили! – оживленно сказал Борис, сделавшийся болтливым. – Ты можешь себе представить?
И Борис стал рассказывать, каким образом гвардия, ставши на место и увидав перед собой войска, приняла их за австрийцев и вдруг по ядрам, пущенным из этих войск, узнала, что она в первой линии, и неожиданно должна была вступить в дело. Ростов, не дослушав Бориса, тронул свою лошадь.
– Ты куда? – спросил Борис.
– К его величеству с поручением.
– Вот он! – сказал Борис, которому послышалось, что Ростову нужно было его высочество, вместо его величества.
И он указал ему на великого князя, который в ста шагах от них, в каске и в кавалергардском колете, с своими поднятыми плечами и нахмуренными бровями, что то кричал австрийскому белому и бледному офицеру.
– Да ведь это великий князь, а мне к главнокомандующему или к государю, – сказал Ростов и тронул было лошадь.
– Граф, граф! – кричал Берг, такой же оживленный, как и Борис, подбегая с другой стороны, – граф, я в правую руку ранен (говорил он, показывая кисть руки, окровавленную, обвязанную носовым платком) и остался во фронте. Граф, держу шпагу в левой руке: в нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари.
Берг еще что то говорил, но Ростов, не дослушав его, уже поехал дальше.
Проехав гвардию и пустой промежуток, Ростов, для того чтобы не попасть опять в первую линию, как он попал под атаку кавалергардов, поехал по линии резервов, далеко объезжая то место, где слышалась самая жаркая стрельба и канонада. Вдруг впереди себя и позади наших войск, в таком месте, где он никак не мог предполагать неприятеля, он услыхал близкую ружейную стрельбу.
«Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск? Не может быть, – подумал Ростов, и ужас страха за себя и за исход всего сражения вдруг нашел на него. – Что бы это ни было, однако, – подумал он, – теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели всё погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе».
Дурное предчувствие, нашедшее вдруг на Ростова, подтверждалось всё более и более, чем дальше он въезжал в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом.
– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.
– Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь.
Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен.
– Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто.
– Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит.
Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему.
– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку.
– Не убит, ранен, – поправил другой офицер.
– Да кто? Кутузов? – спросил Ростов.
– Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо.
Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены?
– Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют!
– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.

Приветствую всех читателей блога, посвященного древнему и красивому искусству йоги! В этой статье я хочу поближе познакомить Вас с одной из весьма полезных и нужных асан, которая имеет свою легенду, это поза воина.


Немного мифологии

Эта поза, именуемая Вирабхадрасана, связана с именем могущественного героя по имени Вирабхадра, этот тысячерукий воин был создан из волоса Шивы, который Шива в ярости вырвал из своих кудрей и бросил на землю. Разъярен Шива был не без причины, ведь его любимая жена Сати бросилась в костер, зажженный на великом празднике жертвоприношения, устроенный ее отцом Дакши и сгорела.

Поступила она так от обиды на своего отца, который по причине своей нелюбви к Шиве, приходившимся мужем ее дочери, не посчитал нужным пригласить свою дочь и ее мужа на этот обряд жертвоприношения. 
Шива был в ярости от произошедшего, как говорится, буквально рвал на себе волосы, вот из этого вырванного Шивой волоса, брошенного на землю и появился Вирабхадра, которого Шива отправил вместе с войском к Дакши, чтобы помешать обряду жертвоприношения.

Вирабхадра не только успешно выполнил это поручение Шивы, но и обезглавил самого Дакши, распугав и прогнав всех его гостей. Отсюда следует, дорогие читатели, что поза воина - это поза торжества победы, поза, выражающие силы справедливого возмездия и уверенности в себе.

Замечу, что поза воина считается базовой позой в йоге наряду с такими позами, как, например, поза собаки, но несмотря на кажущуюся простоту выполнения, всё же часто допускаются ошибки при выполнении этой асаны.
Поэтому предлагаю Вам рассмотреть наиболее подробно технику выполнения Вирабхадрасаны.

Техника выполнения

Поза воина делится на три уровня сложности.

Уровень 1 и 2 больше подходит начинающим, уровень 3 уже более сложен и потребует от Вас намного больше усилий, но согласитесь, что ничего не возможного нет, тем более для нас, людей практикующих йогу.


 Техника выполнения этих поз хорошо раскрыта в «Йога Дипике» Б.К.С. Айенгара

Вирабхадрасана I


Встаем прямо
1. Делая вдох, прыжком расставляем ноги примерно на расстояние метра и вытягиваем руки в стороны, они должны находится на одном уровне с плечами.
2. Далее нужно развернуть правую ногу вправо на 90 градусов, левую в ту же сторону- на 10-15 градусов, при этом левая нога должна создавать Вам прочный упор.
3. Колени выпрямляем.
4. В правую сторону разворачиваем таз, насколько это возможно.
5. Правую ногу нужно согнуть в колене, при этом голень должна оказаться перпендикулярно полу, а бедро - параллельно.
6. Вытягиваем бедро передней ноги вперёд, бедро задней - назад, соблюдая при этом равномерность распределения веса между ногами.
7. Туловище тянем вверх с поднятыми вверх руками, ладони при этом соединены над головой.

Польза первого варианта Вирабхадрасаны является основой для дальнейшего освоения более сложных поз йоги, также она делает дыхание более глубоким, снимает зажатость мышц в области плеч и спины, делает Ваши бедра более стройными и способствует укреплению мышц ног.


Вирабхадрасана II


Выполнение этой асаны похоже на Вирабхадрасану 1, положение стоп и расстояние между ними остается таким же.

1.Бедра разворачивать не нужно, необходимо держать таз в той же плоскости, что и ноги. Если таз поворачивается, когда Вы поворачиваете ноги, то его нужно вернуть в начальное положение.
2. Руки поднимаем параллельно полу, в таком же виде фиксируем корпус и ноги.
Можно попробовать несколько вариантов выполнения: ладони направлены вверх и ладони направлены вниз.
3. Копчик нужно подать слегка вперед, а живот - назад, это нужно для того, чтобы поддерживать ровность спины.
4. Далее, смотря на свою правую руку, сгибаем в колене правую ногу.

Вирабхадрасана II оказывает великолепное укрепляющее действие на сердце, способствует растягиванию мышц рук и ног, придает ощущение внутренней силы. Мышцы спины становятся более гибкими, укрепляется и тонизируются мышцы ног, от чего ноги становятся более стройными и красивыми, полезно выполнение этой асаны и для мышц живота, также она помогает избавиться от лишнего жира в области бедер, помогает устранить боли в спине, увеличивает объем легких.

И теперь перейдем к более сложному уровню

Вирабхадрасана III


Вирабхадрасана 3 выполняется на основе выполнения Вирабхадрасаны 1

1.Выполняем позу Вирабхадрасана 1, доведя ее до конца.
2. Затем, делая выдох, наклоняемся вперед, грудь при этом должна прикасаться к колену ноги, которая в этот момент согнута, а руки должны быть выпрямлены параллельно полу. Ладони держим вместе.
3. Задерживаемся в этом положении, делая несколько раз глубокий вдох и выдох, затем, сделав выдох, слегка наклоняемся вперед, подняв при этом заднюю ногу; переднюю же ногу выпрямляем и напрягаем.
4. Затем выпрямляем заднюю ногу параллельно полу, ее передняя поверхность должна смотреть в пол.
5. Корпус вытягиваем параллельно полу; руки соединяем и направляем вперед, одна нога по-прежнему вытянута назад; а та нога, что была согнутой, теперь должна быть выпрямлена, на неё должен приходиться весь вес тела; взгляд направляем либо вперед, либо в низ.
 Удерживаем эту позу примерно полминуты, не забывая при этом о дыхании, - оно должно быть глубоким и ровным.
6. Выход из позы: на выдохе опускаем заднюю ногу на пол, и возвращаемся в позу Вирабхадрасана I, после чего выполняем все движения в другую сторону.

Вирабхадрасана III также оказывает укрепляющее и тонизирующее действие на мышцы ног, придает им стройность, делает более крепкими мышцы поясничного отдела, оказывает тонизирующее действие на органы пищеварительного тракта. Выполнение этой асаны развивает подвижность, поэтому полезна для людей, занимающихся бегом, она способствует укреплению мышц коленей и восстанавливает их подвижность после травм.



Резюме

Как Вы уже поняли, дорогие читатели, поза воина - одна из полезных и чудодейственных поз Хатха-йоги, регулярное её выполнение сделает Вас стройнее и улучшит Вашу походку, поза воина помогает устранить зажатость в области плеч и спины, делает более стройными бедра, улучшает пищеварение, приводит в тонус мышцы ног, делая их стройнее, также поза воина помогает Вам ещё лучше соблюдать чувство равновесия.

Очевидная польза выполнения данной асаны есть и женщин, ведь выполняя её, укрепляются мышцы пресса и тазовые мышцы, совершается профилактика отечности ног, которой подвержены почти все беременные женщины, к тому же на эмоциональном уровне эта асана приносит уверенность и ощущение собственной силы, что необходимо женщинам для спокойного вынашивания малыша и для легкого родоразрешения.

Резюмируя, все вышеизложенное, рекомендую Вам, дорогие читатели, освоить данную асану, согласитесь, что полезный эффект, который она оказывает на организм, того стоит. Позу Вирабхадрасана можно использовать , для наилучшего эффекта советую подобрать и другие упражнения, способствующие обретению стройности.

Желаю Вам, дорогие читатели успехов на пути к здоровью, легкости и стройности, а для того, чтобы всегда быть в курсе новых статей, подписывайтесь на мой блог и делитесь этой информацией с друзьями в соц сетях. Всего Вам доброго!

Перевод с санскрита: Поза героя I Показания:

Остеохондроз, радикулит в пояснично-крестцовом отделе. Кроме этого, асана способствует уменьшению жировых отложений в области таза.

Противопоказания:

Высокое кровяное давление, нарушения в работе сердца. Тем, кто страдает радикулитом или прострелами, следует очень осторожно и медленно входить в позу и выходить из неё.

Техника выполнения:
  1. Встаньте в .
  2. Поднимите руки над головой, соедините ладони, потянитесь вверх.
  3. Вдохните и прыжком расставьте ноги на 120-130 см.
  4. Выдохните и повернитесь вправо. Правую стопу заверните вправо на 90 градусов, а левую — немного вправо. Согните правое колено так, чтобы бедро оказалось параллельно полу. Следите, чтобы согнутое колено оставалось на одной линии с пяткой, а не уходило за лодыжку.
  5. Левую ногу как следует вытяните, подтяните колено.
  6. Убедитесь, что ваше туловище обращено в ту же сторону, что и правая стопа.
  7. Слегка запрокиньте голову вверх и посмотрите на сложенные ладони. Позвоночник тяните вверх.
  8. Повторите все то же самое в левую сторону.
  9. Оставайтесь в асане от 10 до 30 секунд.
  10. Отведите голову назад и посмотрите вверх на большие пальцы рук.

Поджимая копчик, вы усилите ротацию в тазобедренных суставах, улучшите их кровоснабжение и мягко подготовите суставы к лотосовым позам. Вниманием пройдитесь по всем суставам вашего тела и постарайтесь удлинить, вытянуть их, снимая зажимы. Так вы облегчите ток энергии по телу и, возможно, почувствуете его.

ВНИМАНИЕ:

Не заламывайте шею, не сгибайте локти!


Терапевтический эффект:

Все выпады раскрывают тазобедренные суставы, подготавливая тело к более сложным позам йоги, к примеру, (позе лотоса). Кроме того Вирабхадрасана углубляет дыхание, устраняет тугоподвижность плеч и спины, тонизирует и укрепляет мышцы ног, особенно бедра, уменьшает жировые отложения в области таза и бедер.