Часть III. Профилактика стресса. Управление стрессом

Что такое стресс?

Профессия педагога сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Исследования, проведенные на выборке учителей начальных классов английских школ, показали, что более 72% учителей испытывали в своей работе стресс средней степени и 23% учителей испытывали сильный стресс (FontanaD., 1995).

Так что же такое стресс?

Г. Селье (1979) определял стресс как уровень изношенности нашего организма, и, как многие другие исследователи, связывал его с напряжением. Как правило, стресс — это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Психологический словарь (1998, с. 371) дает такое определение данного понятия: «Состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах». Это психическое или физическое напряжение, вызванное физическими, эмоциональными, социальными, экономическими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться и сложно его переносить (ColmanA.M., 2001).

По мнению Д. Гринберга (2004), причиной стресса является стрессор, или стимул, который может «запустить» в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессором может оказаться как эмоциональное состояние (гнев, страх), так и внешние факторы (запахи, шум). Специалисты считают, что большая часть стрессоров связана не с производственной деятельностью человека, а с его обыденной жизнью. Однако люди зачастую приносят свои проблемы на работу, где, в свою очередь, прибавляются факторы профессиональной деятельности (Сергаев С. И., 2002).

Г. Деслер (1997) выделяет два основных источника производственного стресса: факторы окружающей среды (учебная нагрузка, безопасность, количество учеников) и персональные факторы (работоспособность, терпение, здоровье). Но независимо от того, что же явилось источником стресса, в результате послестрессовых нарушений нервной деятельности (Съедин С.И., 2002; SutherlanolS., 1995) могут возникнуть многие заболевания: инфаркт, инсульт, психические болезни и др. Конечно, воздействие одного и того же стрессора может оказаться различным в разных ситуациях и на разных людей.

Стрессогенность различных событий определяется их предсказуемостью (непредсказуемостью) и возможностью (невозможностью) контролировать ситуацию. Однако важны не сами события, а то, насколько они тронули нас (Глейтман, 2001).

По шкале стрессогенности событий (HolmesandRahe, 1967) наибольший стресс вызывают такие жизненные события, как смерть супруга(и), развод, тяжелая травма или болезнь, вступление в брак, увольнение с работы и др. А шкала повседневных проблем (LazarandandFolkman), вызывающих стресс, представляет собой перечень таких событий, как ухудшение здоровья одного из членов семьи, повышение цен на товары, домашние хлопоты и др.

Специалисты (Г. Глейтман) считают, что люди, которые получают поддержку от социального окружения (друзей, семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями.

А лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен или одинок. Учителя, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу (FontanaD., 1995).

Однако стресс не всегда является вредным для человека. Некоторые стрессовые ситуации играют положительную роль в нашей жизни. Порой они вносят необычные яркие краски в серые будни нашего существования. Преодолевая стрессовые ситуации, мы чувствуем себя на высоте, с гордостью рассказываем своим друзьям и коллегам, например, о приобретенном опыте поведения в экстремальных ситуациях. Иногда, находясь под влиянием стресса, люди пересматривают свои убеждения, жизненные позиции, меняют взгляды на происходящие события и отношения к близкому окружению, что может способствовать дальнейшему личностному росту или обеспечению жизненной безопасности. Стрессы — это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.

Профилактика стресса. Управление стрессом

Психолог, работающий в детском саду или в школе, часто вынужден называть педагогам помощь в ситуациях, вызвавших у них стресс. Причем первоочередной задачей психолога является осуществление профилактической работы. Так, для профилактики стрессовых ситуаций С.И. Сергаев предлагает следующие способы:

1. Действия самих сотрудников: создавать приятные отношения со всеми коллегами, устанавливать реалистические сроки для исполнения важных проектов, ежедневно находить время, чтобы расслабиться, иногда ходить пешком, не откладывать работу с неприятными проблемами, «не откусывать больше, чем можно съесть», и др.

2.Мероприятия работодателя для сотрудников: выявление факторов риска и отклонений здоровья, внедрение программы физических упражнений, проведение социальных и культурных мероприятий и др.

3. Меры по совершенствованию управления организацией (создание сотрудникам, испытывающим стресс, определенной обстановки на рабочем месте): исследование причин возникновения стресса, изменение служебных обязанностей сотрудника, проведение обучения, установление гибкого графика, улучшение условий труда и др.

Исследования Д. Фонтана и К. Абоусерие (FontanaD., 1995) выявили положительную связь между высоким уровнем предрасположенности к стрессу и нейротизмом и интроверсией у учителей начальных классов и среднего звена. Оказалось, что чем выше интроверсия и нейротизм, тем в большей степени педагоги подвержены стрессу . Стресс также часто встречается у учителей, которые в своей профессиональной деятельности стремятся всегда и во всем быть безупречными (Kyriacou, 1982).

Д. Фонтана (1995) дает пять советов учителям по управлению стрессом .

Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: «6 „а“» класс с его отвратительным поведением вызывает во мне гнев… Иванов Петя, когда молчит у доски по 5 минут, выводит меня из терпения…»

Конечно, мы не обладаем такой кнопкой, нажатием которой 6 «а» или Иванов Петя «запускают» гнев или наше нетерпение. Реакция на события целиком и полностью зависят только от нас. 6 «а» действительно может шуметь на уроке, но только мы можем решить, как реагировать на это: гневом или умением держать себя в руках. Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети из 6 «а» ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после урока физкультуры и т. д., а не потому, что они не уважают учителя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные , поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

А вот рекомендации М. Беркли-Ален (1997, с. 193-194), с которыми мы подробно знакомим участников тренинга (день третий):
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации ). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них в течение тренинга (день второй).

Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.
Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:

  • вдох — медленное напряжение мышц;
  • небольшая задержка дыхания — максимальный уровень напряжения;
  • выдох — расслабление мышцы или группы мышц.

Маски релаксации для мышц лица.

1. Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.
И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта — маска смеха, с выдохом — расслабить напряженные мышцы.
5. Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом — энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта — с выдохом — расслабить мышцы лица.

Упражнение для круговых мышц глаз.

  • И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания — секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
  • И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука «т», «д»). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.

Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.
Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:
1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О’Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».
3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
6. Алкоголь — не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).

Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое «лекарство». Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.

Продолжение следует…


По книге Мониной Г. Б., Лютовой-Робертс Е. К. «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)»

В последнее время актуальность такого вопроса, как профилактика стресса, набирает глобальные масштабы. А все потому, что люди не берегут себя и свою нервную систему. Постоянное нахождение в состоянии стресса вызывает ослабление всего организма, поэтому могут отмечаться не только психологические нарушения, но и физические. Вот почему многие медики утверждают, что стресс является хорошей почвой для развития многих заболеваний.

Что такое стресс?

Чтобы профилактика стресса была успешной, необходимо понимать, что это такое вообще. Дело в том, что по природе человеку положено иметь защитную функцию на всевозможные факторы внешней среды негативного характера. Стресс запускает реакцию в организме человека, которая включает в себя гормональные, физиологические и поведенческие признаки. В результате индивидуум может или оказать противодействие раздражителю, или постараться его избежать.

Попадая в стрессовую ситуацию, у человека в организме начинают происходить следующие действия:

  • идет активная выработка гормона стресса — кортизола;
  • клеточный метаболизм начинает работать быстрее;
  • показатель крови в крови становится выше;
  • артериальное давление начинает повышаться;
  • сердце бьется быстрее, значит, и циркуляция крови становиться активнее, из-за чего идет больший приток к голове и конечностям.

Также интересен и тот момент, что несмотря на то, что в ситуации стресса, у человека происходит мобилизация всех его сил, проблема, вызвавшая такую реакцию, не решается. И вот тут могут начаться нежелательные проблемы. Во-первых, не правильно пережитая ситуация будет постоянно прокручиваться в мозгу, не давая покоя: а правильно ли поступил, а мог бы сделать иначе, можно ли сейчас что-то исправить. Во-вторых, нерешенная психологически проблема переходит в психосоматическое заболевание. Изначально образуются болезненные уплотнения, постепенно переходящие в заболевание, которое затрагивает один или сразу несколько органов.

На самом деле каждый человек, хоть раз, но за день попадет в ситуацию стресса. Более глобальные масштабы — конфликты с людьми, более маленькие — проблемы выбора. Изначально возникает простое напряжение, которому можно даже не придать значения. Далее это чувство может переходить в тревогу, которое отзовется в теле каким-нибудь дискомфортом, например, головной болью или болью в сердце. Все это тем или иным образом влияет на нашу психику. И если не знать, как с эти бороться, то со временем могут возникать неврозы и прочие заболевания.

Вернуться к оглавлению

Профилактика стресса — в чем ее суть?

Есть такое понятие, как стрессоустойчивость. Оно обозначает, насколько человек легко и просто сможет перенести нагрузку внешних факторов на свой организм, при этом никаких последствий для здоровья не возникнет.

Профилактика стресса — саморегуляция, которая достигается путем ежедневных тренировок. Такие методы включают в себя:

  • тренировка собственной личности не реагировать на стрессовые воздействия;
  • контроль, а при необходимости, и уменьшение нервно-психического напряжения;
  • контроль дыхания и кровообращения;
  • развитие равновесия нервно-психического состояния.

Чтобы профилактика стресса была эффективной, следует помнить о нескольких моментах, которые являются основополагающими:

  • регуляция своего пищевого режима и коррекция режима дня;
  • правильный расчет сна и отдыха в целом;
  • отказ от всех вредных привычек и переход к полноценному здоровому образу жизни;
  • налаживание отношений в семье, на работе и с окружением.

На самом деле все эти моменты являются частичками одного целого — стрессоустойчивости. Одним из известных методов является йога. На таких занятиях учат не только расслабляться физически, но и приводить свой внутренний мир в порядок.

Но стоит сказать, что саморегуляция и развитие ни в коем случае не решают проблему стресса, а точнее не устраняют причину нервных расстройств. Они помогают успокоиться, но чтобы негативное воздействие перестало раздражать, то с ним стоит бороться. Ведь, если изо дня в день на работе кричит начальник, то одними дыхательными упражнениями тут не обойтись. Необходимо либо поговорить с руководителем, либо менять работу. Только тогда ликвидируется стрессовая ситуация, значит и расстройство.

Если вовремя не обратить внимание на такую ситуацию, то потом вместо профилактики, придется осуществлять лечение. А тут уже будут привлечены не только медицинские специалисты, но и психологи.

Вернуться к оглавлению

Как себе помочь?

Профилактика стресса заключается в осуществлении контроля над неприятными раздражающими факторами. Для таких целей можно использовать следующие методы:

  1. Все намного проще. Данный совет, наверное, больше касается женщин, ведь это именно им свойственно воспринимать все происходящие вещи слишком близко к сердцу. Если какая-то проблема начинает глубоко цеплять, то можно представить себя ситом, через которое уходит проблема в виде муки или пшена, как кому удобнее. Главное сконцентрировать внимание на том, что на поверхности предмета не остается ни крупинки, значит, и проблемная ситуация ничего не стоит.
  2. Позитивное мышление. В этом случае необходимо научиться все проблемы видеть только с позитивной стороны. Да, это, конечно, безумно сложно. Но чтобы начать, можно попробовать следующее. Если приключилась проблема, то ее необходимо нарисовать, причем не обязательно детально разрисовывать ситуацию. Ее можно сделать в виде колючек на кактусе или воздушного шарика с хмурым «лицом». Далее колючий цветок просто украшается цветами, ленточками и прочими элементами. А вот что касается второго момента, то шарик лучше не рисовать, а надуть реальный и просто его проколоть с громким хлопком. Такие на первый взгляд детские способы, помогают сбросить эмоциональное напряжение, и чем больше негативных рисунков будет перерисовано и украшено, тем быстрее человек научиться позитивно мыслить.
  3. Не зацикливаться на проблеме. Очень многие живут прошлым, поэтому у них в голове постоянно есть мысли негативного характера. Чтобы от них избавиться нужно научиться переключаться. Для этого стоит найти хобби, которое бы приносило настоящее удовольствие. Например, сборка моделей автомобилей, самолетов или кораблей — отличная альтернатива хмурым переживанием. Дело в том, что при таком увлечении необходима особая концентрация, поэтому негативные мысли уходят сами собой.
  4. Нет отрицательным эмоциям. Чем больше человек держит в себе негатива, тем тяжелее будут для него последствия. Не зря говорят, что больное горло — признак невысказанного гнева. Подавление эмоций приводит изначально к стрессу, а далее и к депрессивным состояниям. Чтобы помочь себе в этом, можно сходить в спортзал, поколотить грушу или просто выехать в поле и там кричать. Именно так! Через крик человек выпустит все накопившееся.

Состояние стресса знакомо всем, от новорожденного до немощного старика. Самый первый стресс, испытываемый в момент появления на свет, нам не подвластен.

В сознательном возрасте, мы вполне можем им управлять: впускать или нет его в свою жизнь, регулировать заряд от положительного до отрицательного, степень накала страстей и их длительность. Не зря мудрые китайцы обозначили это явление двумя иероглифами: опасность и возможность .

Ганс Селье, канадский физиолог самым первым дал определение стрессу. Он разделял его на положительный и отрицательный:

  • положительный умеренной силы улучшает внимание, заряжает человека позитивной энергией, укрепляет иммунитет, повышает заинтересованность в достижении цели, наполняет жизнь яркими эмоциями.
  • отрицательный , напротив, готовит организм к борьбе с опасностью - в этом его основное биологическое назначение. По мнению Селье, сильная негативная встряска нервной системы может дать толчок многим серьезным болезням и преждевременному старению.

Его точка зрения подтверждается как статистикой:

7 из 10 случаев инфаркта миокарда, вызываются психоэмоциональными перегрузками,

так и наукой:

австралийские ученые из Института Гарвана (Сидней) установили, что человек, живущий в состоянии длительного стресса, открыт для вирусов и инфекций, происходит усиленная выработка гормона нейропептида Y, нарушающего защитные функции организма.

Последствия стресса:

общее ухудшение здоровья и , развитие депрессивных состояний, фобий и других психических нарушений. У человека ухудшаются отношения с окружающими людьми, может возникнуть наркотическая или алкогольная зависимость. Возможны попытки суицида.

Что происходит с организмом во время стресса?

Владислав Можайский, врач-психотерапевт так описывает это состояние: наш организм состоит из множества мельчайших клеточек, внутри каждой из них - своя определенная среда. Представьте, что в момент стресса эта среда превращается в соляную кислоту.

Организму очень сложно справиться с таким огромным количеством вредных биохимических веществ и ферментов. Поэтому их выброс неизменно происходит в кровь и лимфу.

Сигнал об опасности поступает в мозг и под воздействием гормона стресса кортизола и гормона действия адреналина организм мобилизует все свои ресурсы:

  • резко повышается мышечный тонус, все тело как бы сжимается, готовясь к прыжку или бегству, что дает колоссальную нагрузку на сердце
  • ускоряется сердечный ритм,
  • мы теряем аппетит, т.к. пищеварение замедляется,
  • , подымается давление,
  • повышается свертываемость крови.
  • кровь отливает от мозга, мы медленнее соображаем, хуже слышим и видим,

Результатом таких изменений в организме могут стать потеря сознания, рвота, приступ удушья, диарея. У людей среднего возраста высок риск инсультов и инфарктов.

Как накапливается стресс

Стрессы мы испытываем в течение всей жизни:

  • взрослея - любое проявление индивидуальности наталкивается на ограничения «нельзя», «так не делают», «ты должен себя хорошо вести» и тому подобные. Это порождает возмущение и нервную реакцию, причем, чем младше возраст, тем искреннее и быстрее реакция.
  • В сознательном возрасте, мы уже сами себя кодируем на стресс : «я обязан», «я должен», «мне необходимо» и другими.

Такие установки неизменно создают излишнее нервное напряжение, хочется успеть много и прямо сейчас, но времени не хватает, мы начинаем отрывать недостающее время у детей, у семьи, у любимого хобби. Жизнь обретает бешеный ритм, накапливается нервная, а значит и мышечная усталость, мы теряем самоконтроль над эмоциями, можем вспылить, сорваться, рассердиться или разразиться неуместными слезами или смехом.

Чтобы не подвергать свое здоровье стрессовым встряскам, необходимо следить за своим эмоциональным состоянием, за уровнем тревожности, .

Если такая мелочь, как не вымытая посуда вызывает волну возмущения, а потеря ключей или размолвка с мужем кажутся концом света стоит задуматься: по плечам ли вам тот груз ответственности и обязанностей, который вы на себя взвалили?

По статистике наиболее подвержены стрессам женщины от 30 лет до 40 ,

находящиеся в возрасте так называемой «наибольшей тревожности». В этот период жизни им приходится решать одновременно несколько приоритетных задач: дети маленькие и требуют много внимания, родители состарились и им необходима забота и уход, карьера на пике построения и тоже отнимает львиную долю сил и энергии.

Спровоцировать стресс могут:

  • длительное нервное напряжение ,
  • постоянное психологическое давление,
  • депрессивные состояния,
  • физическое истощение - бессонница, авитаминоз, недоедание, бесконтрольный прием психотропных веществ.

Способы профилактики стресса

Любой стресс будет длиться ровно столько, сколько мы позволим ему быть в нашем сознании.

Спонтанная реакция. Универсального лекарства против стресса не существует. Но, если вам все же не удалось избежать сильного нервного срыва, то не сдерживайте своих эмоций, прислушайтесь к себе, ваш организм сам подскажет, какое лекарство для него подойдет.

Посмотрите на поведение животного, которое испугалось хищника, оно убегает, т.е. ДВИГАЕТСЯ!!! Посмотрите, как реагирует ребенок, когда ему не нравится что-либо - очень ЭМОЦИОНАЛЬНО: или плачет, или кричит, или корчит рожи.

Реакция непосредственная и спонтанная - самая первая и нужная помощь самому себе!

Меняем отношение к ситуации. Понижайте значимость события или ситуации, вызывающих психическое напряжение: «Это еще не конец света!», «Могло быть и хуже», «Все, что ни делается - к лучшему!» Такими мыслями вы создаете в мозге доминирующий очаг возбуждения, который тормозит и замещает прежний.

Умейте отказывать. Очень часто причиной срыва служит неумение отказывать, в результате на работе на вас взваливают помимо основных обязанностей кучу дополнительных, а друзья, пользуясь вашей добротой, обременяют вас своими проблемами.

Обещая что-либо, начиная любое дело, оставляйте себе лазейку, не обнадеживайте собеседника на 100%. Ведь будущее никому не известно и программировать его сложно. Всегда существует высокая вероятность, что обещанное выполнить вы не сможете.

Не взваливайте на себя большую ответственность, возьмите на вооружение такие словосочетания, как «я подумаю», «я перезвоню при случае», «постараюсь, но обещать не могу», «я это выполню, если будет возможность» и тому подобные.

Это позволит снизить психоэмоциональное напряжение в случае неудачно складывающихся обстоятельств.

Ищите помощников , не тащите весь груз сами. Разделите объем работы с коллегами, домашние дела с домочадцами, не старайтесь все делать самостоятельно. Признаться в том, что вам физически сложно справляться одному, вовсе не стыдно.

Составляйте списки , планируйте свой день заранее. Выбирайте приоритетные дела, перенесите назавтра те, что могут подождать. Не стремитесь решить все и сразу. Такое стремление ничего хорошего не принесет, а вот усталости и напряжения нервов добавит. Из-за того, что запланированные дела не выполняются, растет недовольство собой, что становится причиной раздражительности и конфликтов с окружающими.

Как совладать с тревогами

Разделите тревоги на три группы:

  1. «Тревожные звоночки». Эти проблемы требуют безотлагательной реакции.
  2. Тревоги-напоминания о не устраненных проблемах.
  3. Грядущие проблемы. Предчувствия угроз в будущем.

Тревожные звоночки заслуживают серьезного отношения. Если ты чувствуешь дым и беспокоишься о возможном скором пожаре, то отбрось все свои дела и займись вплотную решением этой проблемы.

Тревогам-напоминаниям типа «поздравить папу с профессиональным праздником», «завтра у сына плавание, не забыть!», «сдать вещи в химчистку» место в ежедневнике. Не забивайте свою голову, пользуйтесь записными книжками, компьютерами, напоминалками в телефоне.

Грядущие проблемы достойны вашего внимания, но не подчиняйте им свою жизнь, не впускайте страхи заранее. Выделите время, когда вы сможете спокойно размышлять о предстоящих рисках с деньгами, с работой, с бизнесом. Размышлять и искать конструктивное решение. Не позволяйте себе постоянно мусолить эти темы в мыслях. Готовьтесь к проблемам, не паникуя. Продумывайте свои действия наперед спокойно, не растрачивая свои душевные и умственные ресурсы на то, что устранить не в вашей власти.

Контроль мыслей.

Часто толчком для переживаний может послужить мысль, пришедшая на ум спонтанно. Если вы заметили, что который раз на дню по одному и тому же поводу нервничаете, задайте себе вопрос: «Эту ситуацию я могу изменить?» Если нет, то выбросьте повод для беспокойства из головы, заставьте себя переключить внимание на что-нибудь другое, .

Принятие решений.

Пытаясь принять самое правильное решение, не перенапрягайтесь. Любое решение требует затрат интеллектуальных ресурсов. Если решения о переезде на жительство в другой город, рождении ребенка, заключении брака тщательно и долго обдумываются - это нормально. Но, выбирая между «вольво» и «саабом», не давайте себе больше нескольких дней на размышления. Мороженое, ванильное или шоколадное, одинаково вкусное.

Старайтесь видеть в любой ситуации светлые стороны, не зацикливайтесь на неприятностях, и они быстрее уступят место радостным событиям.

Позитивное восприятие жизни не только помогает избежать , но и способствует более высокому качеству жизни.

Желаю вам хорошего настроения и бодрости духа!

Елена Вальве для проекта Сонная кантата.

Источники: malahov-plus.com, А. Леонова и Д.Костикова «На грани стресса / В мире науки» 2004г., Селье «Стресс без дистресса».


Елена Вальве для проекта Сонная кантата

является одним из распространенных состояний современного человека. В былые времена, пока данное понятие не было придумано, тоже существовало множество факторов, способствующих возникновению тревожного состояния. Однако в настоящее время, когда человек живет в мирных и стабильных условиях жизни, данная форма переживания трансформируется, обретая новые формы. Ищутся способы преодоления стресса. Кто-то его находит в музыке, кто-то – в творчестве, а кто-то отмечает положительный эффект активного образа жизни.

Стресс и его виды

Стресс можно разделить на три вида: беспокойство, чувство тревоги и страх. В той или иной степени человек переживает некомфортное для себя состояние. Раздражителями часто являются факторы внешней среды. Человек что-то увидел, почувствовал запах, стал внушаемым и т.д. Как результат, его стабильное перешло в одно из вышеперечисленных.

Беспокойство – это легкое, ничем не подтвержденное волнение, которое часто вызывается путем надумывания и выдвигания предположения о возможном будущем. Тревога – более сильное и болезненное состояние, часто перерастающее в физические болевые ощущения. Страх – это охватывающее чувство, которое полностью меняет работу всего организма, ход мыслей человека и инстинктивные реакции. Человек уже не действует, а реагирует.

Может стать все что угодно. Начиная от органических причин, которые поражают организм, приводя к болезням, и кончая надуманными страхами и картинками, вызывающими реальные волнения. Нередко стресс сопровождает людей в пожилом возрасте, когда они обеспокоены сменой своего образа жизни, появлением новых болезней, а также постепенным уходом из социально активного общества.

Профилактика стресса в пожилом возрасте

Пожилым людям рекомендуется бороться со стрессом так же, как человек бы это делал в более молодом возрасте. Данное состояние не вызывает положительных эмоций и ощущений, соответственно, желание от него избавиться является вполне естественным. Были проведены исследования, в ходе которых наблюдалось несколько людей пожилого возраста. Изучались следующие данные: пол, возраст, образ жизни, физическое здоровье, история курения (если таковое имелось), психическое состояние и т.д. Как показали исследования, люди, ведущие активный образ жизни, были менее подвержены стрессу и более физически здоровыми, нежели их собратья, которые были пассивными в своих движениях.

Под активным образом жизни понимается не только занятия спортом, совершение пеших прогулок, физических упражнений. Это составляет немаловажную роль в профилактике как физических болезней, так и эмоционального состояния. Сюда входит также способность человека быть раскрепощенным в своих движениях. Если понаблюдать, то можно заметить, что одни пожилые люди выглядят здоровыми, активными, двигаются легко, . При этом другая группа стариков медленно передвигается, испытывают напряжение при передвижении, им тяжело двигаться – они выглядят больными. Именно у данной группы людей часто наблюдается стрессовое состояние.

Образ жизни, который вмещает в себя активные передвижения, движения и занятия спортом полезны не только детям для их здорового развития, не только взрослым для сохранения физического состояния, но и старикам для профилактики стресса. Следует заботиться не только о лечении своих болезней, но и об активности своего тела, его способности свободно двигаться и даже совершать сложные спортивные упражнения.

Профилактика стресса – 17 способов защитить себя от стресса

Профилактика стресса – это важное условие для сохранения эмоционального здоровья. И важно следовать общим принципам по повышению уровня сопротивляемости стрессовым ситуациям. Это продлит вашу жизнь и повысит ее уровень в несколько раз. Вот способы контроля над неприятными переживаниями:

1.Относитесь ко всему проще.

Не стоит принимать все близко к сердцу и переживать из-за каждого пустяка. Учитесь спокойно воспринимать любые события в своей жизни. Представьте, что вы сито, или облако и все стрессы проходят через вас, не оставляя следа.

2.Учитесь позитивному мышлению

Если вас одолевают стрессы, вам поможет позитивное мышление. Его суть в том, что нужно концентрироваться на положительных мыслях и воспоминаниях.

3.Используйте способы переключения

Вас одолевают неприятные мысли? Не давайте им силу. Переключайтесь. Сместите акценты на внешний мир. Понаблюдайте за тем, что вас способно порадовать. Концентрируйтесь на том, что вы видите и слышите в данный момент.

4. Освобождайтесь от отрицательных эмоций

Подавленные эмоции усиливают стресс и могут привести к депрессии. Поэтому давайте им выход. Естественно, что делать это нужно позитивным способом. Так, чтоб не причинить вред окружающим. Например, поколотить подушки или заняться прощением.

5.Больше смейтесь

Смех – это лучшая профилактика стресса. Не пренебрегайте ей. Смотрите комедии, используйте смехотерапию, улыбайтесь прохожим.

Спорт помогает справляться со стрессом. Поэтому, если вы хотите сохранить эмоциональное здоровье, запишитесь в любимую спортивную секцию и получайте удовольствие от регулярных тренировок.

7.Будьте благодарны за то, что имеете

Благодарность – очень хороший способ профилактики стресса. Вместо постоянного недовольства, вы начнете получать радость от того, что имеете.

8.Расслабляйтесь

Этот способ очень полезен. Все врачи и психологи рекомендуют ежедневно в течение 10-30 минут заниматься аутогенной тренировкой для профилактики стресса.

9.Отправьтесь в путешествие

Одна моя знакомая испытывала хронический стресс, связи с беспокойством за свое здоровье и увольнением с работы. Ее любимый подарил ей путевку в Мексику. После возвращения ее не узнать. Все стрессы она оставила в другой стране. Попробуйте и вы, если конечно любите путешествовать.

Кстати, необязательно ехать в другую страну, можно заняться туризмом даже в родном городе.

10.Принимайте ванны

Отличное средство для расслабления. Особенно с применением эфирных масел.

11.Бывайте на свежем воздухе

12. Используйте самовнушение

Выберите для себя подходящую аффирмацию и проговаривайте ее вслух или про себя как можно чаще, настраиваясь на нужную волну. Например, если вы волнуетесь на работе, можно говорить следующую формулу: «Внутри и вокруг меня мир и гармония».

13.Найдите себе увлечение

Любимое хобби – замечательная профилактика стресса. Поэтому спросите себя: Что мне нравится делать?» Возможно, писать стихи, готовить кулинарные шедевры или изучать психологию. Узнали ответ. Хорошо. А теперь не откладывая приступайте к интересному занятию.

14.Составьте список того, что вас радует

Уделите несколько минут тому, чтоб написать свои самые любимые способы времяпрепровождения, которые вас могут порадовать. Эти занятия – ваше спасение от стресса.

14.Мечтайте и фантазируйте

В позитивной психологии есть такая техника, которая называется «Визуализация». Ее суть в том, что вы мечтаете о том, чего хотите, делайте это с удовольствием и в настоящем времени. И затем получаете то, что рисовали в своем воображении.

16.Ведите дневник

Дневник помогает разобраться в себе, проанализировать свою жизнь и найти выход из сложных ситуаций. А так же ведение записей оказывает функцию пчихотерапевта, вы пишите о том, что вас тревожит, и вам становится легче.

17.Обратитесь к психологу

Если у вас нервные силы на исходе и вас ничего не радует, обратитесь к психологу. Слава богу, сейчас достаточно профессионалов в этой сфере, которые вам могут помочь справиться со стрессом.

Стрессогенные стили мышления

Еще древние философы говорили о том, что реагируем мы не на события как таковые, а на то, что мы о них думаем. Реакция человека на какое-либо событие зависит от его мыслей. И стрессовая реакция в том числе.

Существует ряд ошибок мышления, которые могут приводить к неоправданно сильному, чрезмерному стрессу. К наиболее частым ошибкам относятся:

«Чёрно-белое мышление». Мир видится в чёрно-белых тонах, без цвета и полутонов. Человек мыслит категориями «всё» или «ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.

Чрезмерные обобщения. На основании единичных фактов формулируется глобальный (и ничем не подтверждённый) вывод. Часто используются слова «никогда, никто, ничего, все, всё, всегда».

Катастрофизация. Это своеобразное «раздувание из мухи слона». Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастает в сознании человека до размеров катастрофы. Могут использоваться слова «кошмарный, ужасный, страшный, трагический» и т.д.

Субъективизация. Другой вариант «превращения мухи в слона», когда человек настроен на определённое объяснение событий и упорно пытается найти этому подтверждение. Если же подходящих фактов не обнаруживается, «подтверждения» формируются из всего, что находится под рукой, в том числе из собственных эмоций.

Чрезмерный пессимизм . «Эффект подзорной трубы», при котором преуменьшаются хорошие новости и преувеличиваются плохие. Человек обращает внимание только на негативные стороны жизни, при этом упорно игнорируя позитивные моменты.

Мечтательность и отрицание реальности. Человек полон красочных, но абсолютно нереалистичных ожиданий насчёт себя, других людей, работы, профессии, окружающего мира и т.д. При этом часто не видит реальной проблемы или убеждает себя, что проблемы не существует, хотя на самом деле она очень актуальна.

Чрезмерная требовательность. Человек предъявляет к себе, другим людям и миру в целом неадекватные, завышенные требования и прикладывает неимоверные усилия к выполнению этих требований. Часто используются слова «должен, обязан».

Осуждение и ярлыки . Человек занимает позицию строгого судьи и выносит мысленный приговор себе или другому. Например: «я неудачник», «он плохой человек», и т.д.

Гедонистическое мышление. Мышление, нацеленное на максимальное удовольствие и полное устранение страданий и любых ограничений. Часто встречаются фразы: «я этого не выдержу», «мне это нужно прямо сейчас», «это слишком тяжело».

Вязкое мышление. Человек снова и снова возвращается к одной и той же мысли, пока она не заполняет собой всё пространство сознания. При этом каждая последующая попытка решить проблему всё менее успешна.

Перечисленные ошибки мышления время от времени встречаются у каждого человека. Их выявление и коррекция являются важной составляющей стресс-менеджмента. Этим можно заниматься как самостоятельно, так и под руководством специалиста когнитивно-поведенческого направления. Конечно, во втором случае результаты можно получить намного быстрее. Но и при самостоятельной работе можно заметно усовершенствовать свои навыки управления стрессом.

Четыре группы симптомов стресса

© Олег Радюк, 2003

Можно выделить как минимум 4 группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

Стойкие головные боли, мигрень

Головные боли

Неопределенные боли

Нарушение пищеварения

Вздутие живота образующимися газами

Запор или диарея

Спазматические, резкие боли в животе

Сердцебиения (ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто)

Чувство нехватки воздуха на вдохе

Судороги

Утомление

Подверженность аллергиям

Повышенная потливость

Сжатые кулаки или челюсти

Обмороки

Частые простудные заболевания, грипп, инфекции

Возобновление болезней, имевших место ранее

Быстрое увеличение или потеря веса тела

Частое мочеиспускание

Ощущение покалывания в руках и ногах

Мышечное напряжение, частые боли в шее и спине

Кожные сыпи

Чувство комка в горле

Двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

Нерешительность

Ослабление памяти

Ухудшение концентрации внимания

Повышенная отвлекаемость

"Туннельное" зрение

Плохие сны, кошмары

Ошибочные действия

Потеря инициативы

Постоянные негативные мысли

Нарушение суждений, спутанное мышление

Импульсивность мышления, поспешные решения

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:

Раздражительность

Беспокойство

Подозрительность

Мрачное настроение, депрессия

Суетливость

Ощущение напряжения

Истощенность

Подверженность приступам гнева

Циничный, неуместный юмор

Ощущение нервозности, боязливости, тревоги

Потеря уверенности

Уменьшение удовлетворенности жизнью

Чувство отчужденности

Отсутствие заинтересованности

Сниженная самооценка

Неудовлетворенность работой

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

Потеря аппетита или переедание

Плохое вождение автомобиля

Увеличение проблем в семье

Плохое распределение времени

Избегание поддерживающих, дружеских отношений

Неухоженность

Антисоциальное поведение, лживость

Неспособность к развитию

Низкая продуктивность

Склонность к авариям

Нарушение сна или бессонница

Более интенсивное курение и употребление алкоголя

Доделывание работы дома

Слишком большая занятость, чтобы отдыхать

Каждый симптом оценивается в один балл. Уровень стресса до 10 баллов считается приемлемым, более 10 - требующим принятия мер. При этом количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 - на очень высокий.