Площадь Ногина

Станция расположена на границе Ждановского, Калининского и Москворецкого районов. Открыта в 1970 - 1971 годах. Архитекторы Л. Малашонок, В. Литвинов, Л. Милье, М. Марковский, И. Таранов, И. Петухова.

Это единственная станция Московского метрополитена, из одного и того же посадочного зала которой можно уехать по разным линиям. Оригинально решение этого подземного сооружения. На одном уровне и в непосредственной близости один от другого расположены два зала, соединенных пешеходными мостиками над путями.

В первый зал на одну платформу прибывают электропоезда со Ждановской линии. С другой платформы поезда отправляются по Калужско-Рижской линии до станций "Тургеневская", "Колхозная", "Проспект Мира", "Рижская", "Щербаковская", "ВДНХ".

Свод поддерживают два ряда граненых пилонов (по их форме проектанты дали залу название "Кристалл"), облицованных светло-серым и желтоватым мрамором. Путевые стены отделаны полированным мрамором светлых тонов. Пол выложен серыми гранитными плитами.

В центре зала - переход во второй посадочный зал (по форме пилонов он назван "Гармошкой"), куда можно также попасть и через проходной коридор.

Широкие чеканные металлические карнизы, протянувшиеся над пилонами, скрывают светильники. Путевые стены облицованы полированным мрамором белого и серого цветов. На них укреплены чеканные металлические узоры с изображением серпа и молота. Пол выложен плитами светлого мрамора.

С одной платформы этого зала поезда отправляются по Жда-новской линии, с другой - по Калужско-Рижской до станций "Новокузнецкая", "Октябрьская", "Ленинский проспект", "Академическая", "Профсоюзная", "Новые Черемушки" и "Калужская".

Станция имеет два выхода: один - на улицы Куйбышева и Богдана Хмельницкого, к Политехническому музею и в сторону площади Дзержинского, другой - на площадь Ногина, к Китайскому проезду и улице Разина, откуда удобно пройти к гостинице "Россия" и на улицу Солянка.

От площади Ногина начинаются Солянский проезд, улица Солянка, Китайский проезд, улица Разина, проезд Серова. Площадь названа в 1924 году именем старого большевика, одного из первых председателей Московского Совета рабочих депутатов В. П. Ногина. На ней размещаются Государственная плановая комиссия РСФСР (д. 4, т. 220-96-00), Министерство промышленности строительных материалов (д. 2/5, т. 220-72-21), Министерство черной металлургии (д. 2/5, тт. 223-80-25, 220-81-80). Недалеко отсюда находятся Министерство юстиции РСФСР (Китайский пр., т. 220-46-70), Комитет по кинематографии при Совете Министров РСФСР (Китайский пр., 7, тт. 220-46-61, 220-48-83), Министерство культуры РСФСР (Китайский пр., 7, т. 220-47-47).

Улица Солянка - одна из старинных улиц нашего города. Название она получила по царскому соляному двору, находившемуся здесь в XVII-XVIII веках. По ней в 1380 году проезжал на Куликово поле Дмитрий Донской.

На Солянке расположены здание Академии медицинских наук (д. 14, т. 297-05-04), магазины: тканей "Балтика" (д. 1/2, т. 228-87-28), спортивных товаров (д. 1/2, т. 228-70-70), электротоваров (д. 2/6, т. 294-66-52), обуви (д. 8, т. 295-66-48), продовольственные, булочная-кондитерская, ателье (д. 8, т. 295-48-41), аптека (д. 1/2, т. 295-98-42). Недалеко от метро, в Старосадском переулке, 9, находится Историческая государственная публичная библиотека (тт. 295-48-31, 228-05-22).

При выходе из метро к Солянке стоит церковь "Всех святых на Кулишках" - памятник архитектуры XVII века.

В Солянском проезде имеются фотоателье, цветочный магазин (д. 2/6, т. 294-80-19), магазин колбасных изделий (тт. 294-35-96, 223-96-79). На противоположной стороне площади Ногина начинается улица Разина. На ней много интересных памятников древней архитектуры, например, - боярские палаты XVII века, в которых размещается музей боярского быта (д. 10, т. 298-32-35) и периодически устраиваются выставки предметов домашнего обихода. Неподалеку от улицы Разина, в Никитниковом переулке, сохранился один из замечательнейших памятников первой половины XVII века - церковь Троицы "в Никитниках". Она принадлежит к тем немногим памятникам русской старины, которые являют собой образец искусства русских зодчих, живописцев, резчиков по дереву и камню, кузнецов и дают картину художественной культуры Руси XVII века. Сейчас здесь работает музей (д. 3, т. 298-34-51).

У выхода из метро к Китайскому проезду обращают внимание остатки мощной кирпичной стены, окружавшей в давние времена Китай-город. Рядом находится огромное здание гостиницы "Россия" (ул. Разина, 6, тт. 298-54-02, 298-54-01, 298-54-00, 298-14-42). Первоклассный отель предстает в виде 12-этажного прямоугольника длиной четверть километра и шириной 160 метров. В гостинице более 3 тысяч номеров. Она может принимать одновременно около 6 тысяч человек. Имеются рестораны (т. 298-53-84), кинотеатр "Зарядье" (тт. 298-56-86, 298-65-87), концертный зал на 2,5 тысячи мест (т. 298-14-42). В этом зале впервые в Советском Союзе применены свертывающийся занавес и светящийся потолок. С помощью специальных механизмов кресла для зрителей или любую часть зала можно повернуть в соответствии с показываемой программой.

Прилегающая к гостинице территория благоустроена и озеленена, реставрированы архитектурные памятники.

На улице Разина находятся Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР (д. 7, тт. 298-33-68, 220-02-05), Министерство торговли СССР (д. 14, т. 298-48-64), продовольственный магазин. Недалеко от Китайского проезда на Москве-реке - причал для пассажирских речных теплоходов.

У выхода из метро к Политехническому музею, в начале бульвара, стоит часовня. Это памятник гренадерам, павшим под Плевной в русско-турецкую войну 1877-1878 годов за освобождение Болгарии от турецкого ига (скульптор В. Шервуд). Он поставлен в 1877 году на средства, собранные однополчанами погибших. Отсюда начинается улица Богдана Хмельницкого. Прежнее название улицы - Маросейка - было дано по стоявшему на ней в XVIII веке, на углу с современным Большим Комсомольским переулком (д. 9), Малороссийскому подворью, в котором останавливались приезжавшие в Москву официальные представители Украины. В 1953 году в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией улица была переименована.

На улице Богдана Хмельницкого размещаются магазины: продовольственный (д. 9), хозяйственных товаров (д. 10, т. 223-60-90), садово-огородного инвентаря (д. 6/8, т. 221-18-18), семян (д. 9, т. 228-41-64), ателье (д. 6/8, т. 223-67-26; д. 7/8, т. 294-59-67), кафе "Маросейка" (д. 2).

В Петроверигском переулке стоит дом № 4, где провел детские годы декабрист Н. Тургенев, жил некоторое время В. Белинский. В 1840-1850 годах в этом доме жил Т. Грановский, о чем говорит мемориальная доска.

Недалеко от метро располагаются редакции различных журналов, постоянные представительства Армянской ССР (Армянский пер., 2, т. 294-12-69), Белорусской ССР (ул. Богдана Хмельницкого, 17/6, т. 294-70-31), Министерство культуры СССР (ул. Куйбышева,10, тт. 298-87-12, 298-87-00), Министерство финансов СССР (ул. Куйбышева, 9, т. 228-56-40).

На углу проезда Серова и улицы Богдана Хмельницкого находится здание ЦК ВЛКСМ (тт. 206-83-03, 206-85-03,206-85-04).

Транспорт : Автобусы : № 18 (Котельническая наб. - ул. Яблочкова), № 24 (Красная пл. - гостиницы ВДНХ), № 25 (Нагорный бульв.), № 55 (пл. Дзержинского - Перово), № 89 (ул. Герасима Курина), № 98 (ул. Павла Корчагина), К (кольцевой); Троллейбусы : № 2 (ул. Генерала Ермолова), № 19 (пл. Дзержинского - 1-я Владимирская ул.), № 25 (Мейеровский пр. - Даниловский рынок), № 45 (Бауманская пл. - 4-я Кабельная ул.); У метро на площади Ногина - стоянка такси .

Площадь Ногина является одним из звеньев первого кольца, опоясывающего Кремль и Китай-город. Она связывает улицу Разина (бывшую Варварку) с улицей Солянкой. Длина площади - 123,75 м, ширина - 118,5 м.

Свое название площадь получила в 1924 г. в память старого большевика В. П. Ногина. Прежнее название - Варварская площадь - было дано ей в 1820-х годах по выходившим на нее Варварским воротам Китай-города и по улице Варварке, проходившей по южной стороне современной площади.

Местность эта известна с XIV в. Тогда здесь пролегала проезжая дорога из Кремля к Яузскому мосту и оттуда на Владимирскую и Коломенскую дороги - по трассам современных Ульяновской и Интернациональной улиц.

По Коломенской дороге в 1380 г. проходили войска Дмитрия Донского на Куликово поле и обратно в Москву. По преданию, Дмитрий Донской поставил на площади памятник павшим на Куликовом поле русским воинам - церковь, деревянное здание которой в 1488 г. было заменено каменным, а последнее в 1687 г.- новым каменным, стоящим и сейчас на южной стороне площади.

Местность вокруг была тогда лесистая и болотистая, по-старинному - «кулишки», почему и церковь называлась «Всех Святых на Кулишках».

В XV-XVI вв. здесь проходила уже большая торговая дорога. После постройки стен Китай-города дорога вошла в состав плацдарма. Через ров в Варварскую башню-ворота был переброшен деревянный мост.

На Петровом плане Москвы 1597-1600 гг. на площади (плацдарме) перед воротами и мостом виден большой двор и несколько небольших строений. Из объяснения к плану узнаем, что это - «бражные тюрьмы» для пьяниц, подбираемых на улицах. На Годуновском плане 1605 г. и Сигизмундовом 1610 г. здесь показана Конная площадь.

На плане Мейерберга 1661-1662 гг. вся площадь показана уже занятой дворами.

«Перепись московских дворов» 1620 г. указывает дворы «у Варварских ворот, подле города Китая». Всех дворов было 28, в том числе один «богаделенский» - церкви Всех Святых, восемь дворов духовенства, семь - подьячих, два - иконников, два - кузнецов и восемь дворов других лиц.

В 1641 г. «в Белом Цареве в каменном городе, за Варварскими воротами, на горке, от мосту», стояло 35 кузниц. Большинство из них «делало всякое кузнечное черное дело», но одна выделывала «мельничные снасти и на Денежной двор всякия государевы дела», другая - «оружейное и замочное дело», третья - ножи, четвертая - подковы и т. д. Некоторые кузницы принадлежали боярам, окольничим и стольникам, а работали в них их крестьяне, иногда и нанятые кузнецы. Среди последних были даже пушкари и кузнецы с Пушечного двора.

В 1701 г. улица от Варварских ворот к Яузским, кроме дворов «разного чина людей», была заставлена лавками. «За Варварскими вороты против богаделен» стояло четыре лавки, «что торгуют каменными цками» (досками, плитами), очевидно, для надгробий. Кроме них, большинство лавок торговало съестными припасами; по северной стороне улицы их было 20 (три из них торговали сеном), по южной стороне - 15 лавок (из них две сенные, четыре харчевни, два шалаша «да кадь квасная»).

В 1707-1708 гг., при устройстве земляных бастионов, все дворы и лавки на территории современной площади Ногина, кроме стоявших у церкви Всех Святых по южной стороне, были снесены. Линия бастиона шла по диагонали современной площади - с проезда Серова к Варварским воротам. Когда выяснилось, что бастионы не нужны, свободная от них половина современной площади была занята дворами, и между ними и южной стороной площади снова появилась Варварка. На проезде с Варварского моста стояла каменная богадельня церкви Всех Святых. В 1763 г. она была взята казной для устройства Воспитательного дома, который и просуществовал здесь до 1772 г., когда для него было построено громадное здание на Москворецкой набережной.

На плане 1806 г. территория площади показана еще застроенной дворами с деревянными строениями по обеим сторонам Варварки и по продолжению к ней современного проезда Серова. Но сама улица шла уже не к башне, а к проломным воротам. Восточнее церкви Всех Святых, вероятно, на ее церковной земле, стоял казенный питейный дом.

В 1819-1823 гг. были срыты земляные бастионы и в других местах, ров засыпан, и вся местность спланирована под улицы и строительные кварталы. Тогда и появилась здесь Варварская площадь.

В 1831-1832 гг. на ней был устроен фонтан мытищинской воды, которым почти до конца XIX в. пользовались местные жители.

В 1841 г. вода из фонтана была проведена в Воспитательный дом.

В 1850 г. вся Варварская площадь была уже замощена булыжником. На площади, кроме фонтана, находился еще старый колодец и стоял деревянный «навес для вольнонаемных чернорабочих», своеобразная биржа труда. К северу поднималась огороженная деревянным забором Яблочная площадь.

С юга на площадь выходили каменные здания церкви Всех Святых и дома ее причта. На углу с современным Китайским проездом был пустырь. С восточной стороны площади стояли каменные дома по современному проезду Серова.

В 1872 г., во время Политехнической выставки, на Варварской площади был устроен и открыт на три месяца Народный театр. Он был деревянный, на 1 803 места, из которых 1 059 мест были ценой от 5 до 40 коп. В театре, под руководством бывшего актера Малого театра А. Ф. Федотова, играли замечательные провинциальные актеры: Е. Д. Линовская, Н. X. Рыбаков, М. И. Писарев, К. Ф. Берг, В. А. Макщеев и др.

Театр открылся гоголевским «Ревизором», перед которым давали еще одноактную пьесу Н. А. Полевого «Дедушка русского флота». Театр пользовался большой популярностью у московского демократического зрителя. Но когда закрылась выставка, власти закрыли и театр. Тогда два чиновника-театрала при московском генерал-губернаторе - князь Ф. И. Урусов и С. В. Танеев - взяли театр «на себя», и он продолжал свою работу под названием «Общедоступный» до 1876 г., когда власти закрыли его якобы из опасности в пожарном отношении.

Через площадь Ногина идет большое движение в Таганку и другие места Заяузья. Еще недавно она была узлом скрещения трамвайных путей со всех окружавших ее улиц. До 1956 г. оставалась только одна линия трамвая - с Политехнического проезда на Солянку, а теперь и она заменена троллейбусами и автобусами.

    • Китай-город (общий очерк)
      Названа по находившимся в этой местности Варварским воротам Китай-города. В 1918-1924 годы называлась: Варварская площадь, в 1924-1992 годы: площадь Ногина, в честь советского государственного деятеля В. П. Ногина. Часть площади, прилегающая к Ильинскому скверу

      Улица Разина (Варварка)
      Восточная часть улицы Варварки в 1820-х годах вошла в состав образованной на месте снесенных бастионов Петра I Варварской площади (ныне площади Ногина). В XVI в. Иван Грозный поставил на улице между церквами Максима и Варвары Аглицкий и Купецкий дворы, в которых останавливались

      От Манежной до Варварки. Площади Москвы
      Граница между ними четко не определена, поэтому сложно понять, где заканчивается одна и начинается другая. До 1992 года это была единая площадь Ногина, а в конце XX века она была разделена, в результате чего и образовались две площади. На восточной половине расположена Славянская площадь

      Варварские Ворота пл. (1820-е годы)
      Названа по находившимся в этой местности Варварским воротам Китай-города. В 1918-1924 годы называлась: Варварская площадь, в 1924-1992 годы: площадь Ногина, в честь советского государственного деятеля В. П. Ногина. Часть площади, прилегающая к Ильинскому скверу, в 1992 году была названа

      Китай-город
      До 5.11.90 г. станция называлась «Площадь Ногина». А нынешнее название происходит от одноименного района Москвы. «Китай-город» является станцией совмещенного типа

      От Китай-города до Солянки. У черта на Кулишках
      Свое нынешнее название она приобрела совсем недавно, ведь до 1993 года она носила название «Площадь Ногина». Она получила его, так же как и одноименная площадь, в честь революционера Виктора Павловича Ногина, который стал известен после того

      Славянская пл. (28 апреля 1992 года).
      Старые названия: Варварская пл. (часть ее), по Варварка ул., к которой примыкает; и Ногина пл. (часть ее) (1924 год), в честь заместителя народного комиссара труда В. П. Ногина. На пересечении Лубянский пр., Солянский пр.

Станцию метро «Улица Подбельского» переименовали в «Бульвар Рокоссовского». В свое время станция получила свое наименование по улице Подбельского, на которой расположены ее наземные вестибюли. Однако уже в 1994 году улица Подбельского была переименована в Ивантеевскую. Новое название «Бульвар Рокоссовского» присвоено станции в связи с ее расположением в непосредственной близости от одноименной улицы и в память о выдающемся полководце Великой Отечественной войны маршале Советского Союза Константине Рокоссовском.

В Москве существует более десятка станций, имена которых больше не соответствуют топонимике на поверхности. АиФ.ru рассказывает, какие станции уже меняли свои названия и что послужило этому причиной.

«Бульвар Рокоссовского» — «Улица Подбельского»

commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция «Улица Подбельского» получила своё название в 1990 году, когда была открыта. В тот период на поверхности была одноимённая улица, которая в 1994 году была переименована в Ивантеевскую, от подмосковного посёлка Ивантеевка, расположенного на северо-востоке от столицы. Вадим Подбельский, чьё имя носит в данный момент станция, был одним из руководителей вооружённого восстания в Москве в октябре 1917 года, а потом — комиссаром почты и телеграфа Москвы и РСФСР.

Новое название — «Бульвар Рокоссовского» — комиссия решила присвоить и станции, и ТПУ. Это связано с тем, что на поверхности находится бульвар, названный в честь одного из главных полководцев Великой Отечественной войны, маршала Константина Рокоссовского.

«Битцевский парк» — «Новоясеневская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Открыта 17 января 1990 года. До 3 июня 2008 года станция носила название «Битцевский парк». Название станции связано с расположенным в непосредственной близости от неё природно-историческим парком «Битцевский лес». Сам лес назван по реке Битца, которая берет начало из родников на склоне Теплостанской возвышенности вблизи пересечения МКАД и Профсоюзной улицы.

В 2008 году станция «Битцевский парк» была переименована в «Новоясеневскую» с целью передачи старого названия строящейся станции Бутовской линии. Новое название станция получила по названию района Ясенево, в конце Новоясеневского проспекта, на границе жилого массива и Битцевского леса.

Район получил свое название от бывшего села Ясенево, известного в 13 веке, как великокняжеское, а затем — царская вотчина.

В 1960 году территория села вошла в состав города Москвы. С конца 1970-х является районом жилищного строительства.

«Завод имени Сталина» — «Автозаводская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 1 января 1943 года. До 5 июля 1956 года носила название «Завод имени Сталина», по находившемуся вблизи заводу ЗИС (ныне ЗИЛ). После развенчания культа личности Сталина и переименовании завода ЗИС в честь И. А. Лихачёва название станции также было изменено на «Автозаводскую» (при внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить отверстия, оставшиеся от крепления букв первоначального названия станции). «Автозаводская» оставалась конечной южной станцией Замоскворецкой линии в течение 26 лет, вплоть до продления линии в 1969 году до «Каховской».

«Улица Коминтерна» — «Калининская» — «Воздвиженка» — «Александровский сад»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Конечная станция Филёвской линии Московского метрополитена «Александровский сад» получила своё название из-за расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, ко вхожу в который ведёт переход от станции. До 24 декабря 1946 года станция называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 года — «Калининская». В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка». Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью.

Опоздать на 5 секунд и прослыть улиткой. Машинист о работе метрополитена .

«Горьковская» — «Тверская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 20 июля 1979 года. До 5 ноября 1990 года станция носила название «Горьковская», по бывшему названию Тверской улицы и в честь писателя Максима Горького, памятник которому стоит в переходе между этой станцией и станцией «Чеховская».

«Охотный Ряд» — «Имени Кагановича» — «Охотный ряд» — «Проспект Маркса» — «Охотный ряд»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

За время существования станции «Охотный ряд» её переименовывали 4 раза. Сначала она, как и сейчас, называлась «Охотным рядом» — название было дано по одному из московских торговых рядов (ХVII в), в котором было разрешено торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками.

25 ноября 1955 года, когда весь метрополитен, носивший до этого имя Лазаря Кагановича, лишили этого имени, дав ему имя Ленина, имя Кагановича присвоили станции «Охотный ряд», и она стала называться станцией «Имени Кагановича». Через два года, когда сам Каганович оказался в числе участников так называемой антипартийной группы, станции вернули прежнее название «Охотный ряд». Название просуществовало до 30 ноября 1961 года, когда станцию переименовали в «Проспект Маркса». А 5 ноября 1990 года станцию вновь переименовали в «Охотный ряд».

Метро городов мира в цифрах и фактах .

«Кировская» — «Чистые пруды»

Станция была открыта 15 мая 1935 года и носила название «Кировская». Станцию переименовали 5 ноября 1990 года, после того как сменилось название находившейся здесь улицы Кирова (ныне — Мясницкой), названной в честь государственного и партийного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова (1886-1934). Новое название станции было дано по Чистопрудному бульвару, а также по Чистому пруду, к которому ведут её выходы. Пруд до 1703 года назывался Поганым, так как в него сбрасывались отходы располагавшихся поблизости мясных лавок и боен. Затем был очищен и, соответственно, переименован.

«Красные ворота» — «Лермонтовская» — «Красные ворота»

Станцию «Красные ворота» в 1935 году назвали в честь Красных ворот, а в 1962 году её переименовали в «Лермонтовскую» — недалеко от вестибюля станции раньше находился дом, где родился великий русский поэт. На заре перестройки, в 1986 году, станции вернули прежнее название «Красные ворота».

«Мир» — «Щербаковская» — «Алексеевская»

Была открыта 1 мая 1958 года под названием «Мир». 26 октября 1966 года её переименовали в «Щербаковскую» в честь партийного и государственного деятеля сталинского времени Александра Щербакова. 5 ноября 1990 года станция «Щербаковская» была переименована в «Алексеевскую». Такое название станция получила в честь села Алексеевского, принадлежавшего князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. История села Алексеевского восходит к концу XIV века. В начале XX века село Алексеевское вошло в черту Москвы, в конце 20-х - начале 30-х годов здесь были сооружены Алексеевский студенческий городок и первые многоэтажные жилые дома. С 1950-х гг. в районе началась массовая жилая застройка.

«Дзержинская» — «Лубянка»

Станция метро была открыта 15 мая 1935 года. До ноября 1990 года она называлась «Дзержинская». Название станции прямо указывало на её месторасположение: площадь, на которой она находится, в то время именовалась площадью Дзержинского, в честь Феликса Дзержинского — советского деятеля, основателя ВЧК. В 1990 году площади вернули её историческое название — Лубянская, а станцию метро переименовали в «Лубянка». Название «Лубянка» является перенесённым топонимом. Впервые оно упомянуто в летописи 1480 года, когда Иван III приказал новгородцам, выселенным в Москву после падения республики, селиться в этом месте.

Что придумано для удобства пассажиров в метрополитенах мира?

​«Колхозная» — «Сухаревская»

Станция была открыта 5 января 1972 года. Изначально она называлась «Колхозная», в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников и в ознаменование осуществления коллективизации сельского хозяйства. 5 ноября 1990 станцию переименовали в «Сухаревскую» вместе с переименованием близлежащей Колхозной площади в Большую и Малую Сухаревские площади. Новое название станция получила в честь Сухаревской башни, которая была построена в 1692-1695 годах по инициативе Петра I. Своё название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.

«Ждановская» — «Выхино»

Станция была открыта 31 декабря 1966 года. Современное название дано по московскому району Выхино, на территории которого расположена станция. Первоначальное название станции — «Ждановская» — в честь партийного деятеля Андрея Жданова. Его имя носил район Москвы, в котором располагалась станция на момент открытия.

«Ленино» — «Царицыно»

До переименования 5 ноября 1990 года станция «Царицыно» носила название «Ленино» (по названию жилого района Ленино-Дачное). Современное название станция получила по расположенному рядом Царицынскому парку и музею-заповеднику «Царицыно». Станция была открыта 30 декабря 1984 года.

«Площадь Свердлова» — «Театральная»

Станция была открыта 11 сентября 1938 года и носила название «Площадь Свердлова», в честь одноимённой площади. Площадь была названа в честь одного из лидеров партии большевиков, председателя ВЦИК Якова Свердлова. В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название — Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры), а станцию метро также переименовали в «Театральную».

Ход кротом: как изменится московское метро в ближайшие семь лет.

«Площадь Ногина» — «Китай-город»

До 5 ноября 1990 года станция называлась «Площадь Ногина», в честь советского партийного деятеля Виктора Ногина. Нынешнее название происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого расположена станция. При этом площадь Ногина (до 1924 года — Варварская площадь), на которой была расположена станция, переименовали в Славянскую площадь, где установлен памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию.

«Сталинская» — «Семёновская»

Схема московского метрополитена.


Станция "Китай-город" первая станция Московского метрополитена с кросс платформенной пересадкой. Это крайне удобно, если вы едете с севера на юг ли наоборот с юга на север и вам надо перейти с Калужско-Рижской линии на Таганско-Краснопресненскую. Для этого достаточно просто перейти на другую сторону платформы. Тот факт, что поезда на обоих платформах едут в одну сторону меня завораживал еще в детстве. Стоишь у двери, поезд заезжает на станцию и с другой стороны поезд тоже едет в ту же сторону с такой же скоростью. Они вместе останавливаются. После этого правда толпа сломя голову бежит на другую сторону платформы, чтобы запрыгнуть в поезд, такое ощущение, что это самый последний поезд.
По сути "Китай-город" это две станции, две платформенные части, но из-за того, что поделить их ну совершенно никак не возможно будем смотреть их как одно целое но в рамках как Ралужско-Рижской, так и Таганско-Краснопресненской линий.

ТТХ станции. Странно, что пишут про 1970 год, во всех других источниках - 1971 год. В полную силу станция заработала после открытия участка "Баррикадная" - "Китай город" в 1975 году.

Вот интересные кадры со строительства.

Удивительно, что находящаяся в самом центре "Площадь Ногина" побывала даже конечной Калужского радиуса, после того, как в 1971 году был открыт участок от "Октябрьской" до "Площади Ногина", потом через год достроили северный участок и линия приобрела свое нынешнее название "Калужско-Рижская".

Вот уже почти готовая станция. Урны! Урны на станции. Эх. Теперь такого не делают. Что угодно ставят на новых станциях ИНФОSOSы, вот недавно даже поставили на ст.м. "Проспект Мира" туалет, а урны ставить все еще боятся.

Открытие станции. Перерезают ленточку. В зале "Гармошка"

А вот зал "Кристалл". Тут очень модная в 70-е отделка с чеканкой по верху колонн. Очень она мне отчего то запомнилась еже с детства.

Подуличник с прикольными перильцами по верху парапета. Тут же старое название не только станции, но и улицы Варварка.

Выход у Политехнического музея и крутейшие советские транспаранты.

1. У станции 11 (!!!) выходов в город. 6 из северного вестибюля и 5 из южного. Спускаемся со стороны Новой площади.

2. У станции два подземных вестибюля. Мы сейчас направляемся в северный. Перед входом гермозатвор за этими полосатыми дверями.

3. Забавно что станцию в 1990 году переименовали в "Китай-город", хотя формально все выходы со станции находятся за пределами китайгородской стены, огораживающей непосредственно Китай-город от Белого города. Логичнее было бы назвать станцию "Площадь Варварские ворота", уж если хотели привязать название к названию местности наверху, тем более, что площадь Ногина наверху переименовали обратно в площадь Варварские ворота.

4. В самом вестибюле еще старые валидаторы. На полу асфальтовое покрытие. А вот потолок оформлен очень неплохо, чем-то перекликается со ст.м. .

5. Спускаемся вниз. Станция с кросс платформенной пересадкой. Если тут пойти направо, то выход на платформу с поездами которые идут на юг, а если пройти дальше, то с поездами идущими на север. Станция первая в московском метрополитене с кросс платформенной пересадкой с Калужско-Рижской на Таганско-Краснопресненскую линию. И если вы едете с юга на север или наоборот, то, как я уже говорил, чтобы перейти на соседнюю ветку достаточно просто перейти на другую сторону платформы. Удобно, но те, кто не часто пользуется этой пересадкой, путаются. Между двумя этими залами расположен гермозатвор.

6. В торце бюст Ногина. Слава богу его не демонтировали, а оставили тут стоять. Хорошая, качественная работа архитектора А.П. Шлыкова.

7. Спуск на платформу.

8. Южный вестибюль тоже подземный. Тут всегда отчего то бывает много голубей. Особенно летом. Оттого весь пол загажен птичьим пометом. Но в последнее время я вижу, что голубей в переходах почти не стало, наверное как-то удалось отвадить этих птиц от спуска в переход.

9. Тут окошечки касс, которые теперь не работают. А ведь вынести кассы из вестибюля - это как раз таки модный тренд, многие современные станции делают именно так. Прозрачные окна закрыли чем то выкрашенным в ужасный синий цвет. Сейчас в переходах вовсю идет ремонт, может быть и тут сделают что то поприличнее. Все таки одна из самых центровых станций, всякие туристы ходят и наверное удивляются отчего тут такой ужас.

10. Входные двери. Линия витража идет сплошной ниткой. Посередине вход в вестибюль.

11. Слева выход из зала западной платформы "Кристалл".

12. Двери старые, может во время реконструкции их поменяют на новые нержавеющие.

13. Кассы находятся как раз напротив входных дверей.

14. Валидаторы старые, а вот будка дежурного уже новая из блестящей нержавейки.

15. С другой стороны выход из зала восточной платформы "Гармошка".

16. На каждую платформу из южного вестибюля ведет эскалатор.

17. Еще раз, очень милая подсветка потолка.

18. Спускаясь на платформу "гармошка" можно увидеть олдскульную будку дежурного у эскалатора.

19. На кристальной платформе уже не такая прикольная будка. И там и там старые эскалаторы. Хотя проблем у пассажиров, когда дойдет до их замены, быть не должно. Можно перекрыть один спуск, поменять оборудование, а потом выполнять работы на другом спуске. Перед входом на платформу традиционный гермозатвор.

20. Интересно, что станция имеет два зала (по сути это две станции) с различной архитектурой. Конструктивно обе колонные станции глубокого залегания. Но художественное оформление различное. Причем какой-либо особой теме оно не посвящено. Начнем с западной станции. Платформа "Кристалл". Название получила из-за характерной формы отделки колонн и чеканки оформления карниза. Чеканкой же оформлены и вставки на путевой стене.

21. Отделка путевой стены, пола и колонн - светлый, приятный глазу камень. Колонны реально очень круто сделаны, сложная такая форма, действительно навевает мысль о каких то кристаллических структурах.

22. На самом деле пассажиропоток через станцию "Китай-город" довольно значительный, но бывают и моменты, когда почти никого на платформе нет.

23. Кроме всего прочего, крутейший чеканный карниз скрывает светильники, которые дают свет на станции. Как всегда такой прием позволяет отказаться от болтающихся светильников на потолке.

24. Пространство между колоннами забрано такими вот решетками.

25. Через них видны светильники.

26. Еще раз взглянем на "кристаллический" зал.

27. Соседняя платформа "Гармошка", чтобы перейти на нее с предыдущей можно воспользоваться переходом в центре зала, а также переходом в торце со стороны северного вестибюля. Это вид со стороны эскалаторов. Тут также перед платформенной частью гермозатвор.

28. Здесь колонны отделаны в стиле, действительно чем то напоминающем меха гармони. Карниза над колоннами никакого нет, и соответственно светильников за ними, тут светильники на потолке. По середине платформы переход на западную платформу, к поездам, следующим на юг.

29. Над путями в боковых частях платформы светильники не симметричные, они светят только в одну сторону.

30. Колонны, кстати отделаны камнем разного цвета, поглядите на предыдущие пару фото.

31. В целом эта платформа конечно проигрывает по крутизне отделки соседней.

32. Кстати на путевой стене такие вот факелы с советской символикой. Всегда думал, что это в честь олимпиады, но это совсем не так. Станции открылись задолго до Олимпиады-80.

33. На путевой стене можно различить оставшиеся отверстия от букв с предыдущим названием станции "Площадь Ногина".

34. Все, едем дальше. Раз уж мы в зале восточной платформы, то, соответственно поедем на север.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте