— это не просто передача знаний от учителя к ученику. С первого класса и до вручения аттестата ребенок должен не только осваивать краткий курс различных наук, но и учиться работать в команде, социализироваться и развиваться как личность. Мир меняется, а успевает ли школа за этими изменениями? Какой должна быть школа будущего, способная обеспечить ребенку условия для развития? За ответами на эти вопросы «О!» обратился к Марку Сартану, генеральному директору Центра разработки образовательных систем «Умная школа».

Школа начинается со здания

В советское время возводились типовые здания школ, соответствовавшие задачам советского образования: научить всех детей одному и тому же. Похожие классы по всему этажу, на каждом этаже одинаковая планировка, одни и те же здания на всем пространстве нашей необъятной родины. Нуждам современного образования такие строения больше не отвечают. К сожалению, новые здания российских школ чаще всего повторяют старые модели.

Школьная архитектура должна помогать в достижении образовательных целей и разрабатываться в соответствии с ними. Если мы хотим, чтобы школьное образование не сводилось к преподаванию различных предметов, а формировало личность и ее компетенции, то в здании должны быть универсальные кабинеты, а не только классы физики, географии и так далее. Классы должны быть не столько для изучения отдельных предметов, сколько для разных форм работы: групповой, индивидуальной, фронтальной.

В поездках по разным странам я видел такие школьные здания, которые соответствовали современным образовательным целям. Например, это «Айб» в Армении, .

Но главное в образовательном процессе, безусловно, не строения, а то, что происходит в их станах.

Школа — это не только классы

Идеальная школа не обособлена от мира, а наоборот, открыта ему. Именно поэтому в ней должны быть не только классы. Я считаю, что в школьном комплексе нужно в образовательных целях организовывать производство продукции, которая пользуется спросом. Это может быть теплица, мастерская — мебельная, художественная, какая угодно, в зависимости от образовательной программы. В школе должна быть возможность для художественного творчества, ведь это одна из линий развития ребенка.

Проектировщики современных школ задвигают библиотеки в подвалы, на верхние этажи, считая, что . В каком-то смысле они правы. Но если смотреть на библиотеку как на центр обеспечения информации, а не как на просто книгохранилище, то она сразу оказывается в самом центре школы. Именно там все участники образовательных отношений — дети, родители, учителя — смогут черпать информацию для своей работы.

Сидеть за партами можно по-разному

Большую часть работы в школе дети выполняют сидя, но это не значит, что парты в три ряда с рассадкой по двое — единственный вариант. Он подходит, когда в классе ведется фронтальная работа: учитель говорит, а ученики слушают и записывают. Если предполагается дискуссия или групповая работа, у детей должна быть возможность сидеть, стоять, ходить по классу. Более того, класс должен быть приспособлен для одновременного решения разных задач: одни дети выполняют индивидуальные задания, у других групповой проект, третьи в этот момент отдыхают. Без мобильной мебели и соответствующего зонирования здесь не обойтись

Чему должна учить школа

Образование не может ориентироваться только на предметы. Ученик должен состояться как личность, уметь многое, что не укладывается в рамки одного предмета, и обладать знаниями из разных отраслей. Задача идеальной школы не просто передача знаний. Хотя бы потому, что знания устаревают, и либо их через 5−10 лет уже не хватит, либо они будут невостребованы. Сегодня многие умные люди говорят, что школа должна научить учиться.

Реальной школе не хватает полноты образовательного результата. Не хватает акцентов на том, что находится за пределами учебных дисциплин. Например, я считаю, что школа уделяет недостаточно внимания образно-художественному восприятию мира. Эта функция возложена на литературу, но ее уроки все чаще походят на литературоведение. Мировая художественная культура преподается не везде, а там, где ее изучают, она часто сводится к истории искусств. То есть опять художественная, образная составляющая вымывается. В образовательном процессе есть серьезный перекос в естественно-научную область.

У нас преподаются по большей части как лингвистические дисциплины. Учат много лет, а потом не могут ни читать, ни разговаривать. А ведь язык — это средство коммуникации. Именно на этом стоит сделать акцент.

Я бы также отметил, что современной школе не хватает . Физкультура больше нацелена на индивидуальное развитие, а могла бы учить работе в группе.

Задачи школы будущего

Сегодня неопределенность будущего гораздо острее, чем полвека назад. Планировать на многие годы вперед стало трудно, потому что вымирают целые профессии, очень быстро появляются новые. С каким багажом должен выходить из школы выпускник?

Мы попытались найти ответ на этот вопрос. С российским бизнесменом и благотоворителем Альбертом Авдоляном, который финансирует проект, мы определили главный образовательный результат «Умной школы»: нужно научить детей . Потому что это позволит им принимать серьезные решения, как бы их жизнь ни сложилась и каким бы ни было будущее. Задача школы — воспитывать созидателей, которые осознают полноту своей ответственности, умеют развиваться и взаимодействовать с другими.

Отцы и дети

Современные родители, которые привыкли , нередко жалуются, что не справляются с такой задачей. Но это мало о чем говорит: родители учились в другое время и по другим программам. Да и неправильно брать на себя функции своих детей и учиться вместо них. Другое дело, если с домашней работой не может справиться и ребенок: тогда это проблема подбора нагрузки и необходимость коррекции учебного плана, что в компетенции школы

Чтобы ребенок действительно учился, а не просто присутствовал на занятиях, должны сотрудничать. Семья — заказчик образования, и она имеет право знать, что происходит в школе, требовать соблюдения образовательных стандартов. А вот непосредственно вмешиваться в учебный процесс родители не должны.

Школа и воспитание

Сегодня образование — это обучение плюс воспитание. Этот факт никем не оспаривается, он записан во всех нормативных документах и законе об образовании. Нельзя сказать, что современная школа не воспитывает. Она без этого жить не может, и не должна. Но часто воспитание сводится к поучению. Это не работает, и тому яркий пример как советская система образования, так и дореволюционная гимназия. В 1920-х церкви по всему СССР были разрушены комсомольцами, которые еще в царской России изучали закон Божий. А в конце ХХ века капитализм с его дикими вариациями построили выпускники советских ВУЗов, которые все сдали научный коммунизм.

Воспитывает не слово, а образ жизни. Если мы в школе говорим: «Будь честным и верным коллективу», а жизнь показывает, как нечестные побеждают, как индивидуализм важнее коллективизма, какое же тут воспитание?

Как , которому в школе говорят одно, в семье он видит другое, а в жизни вообще третье? Только собственным образом жизни родителей и учителей.

Каким должен быть педагог

От хорошего учителя в наше время требуется не только быть специалистом в своем предмете и уметь найти подход к ребенку. Педагог должен уметь организовывать учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог найти в нем себя.

От педагога не требуется суперспособности вести детей за собой. Прошло уже время вождей. Надо переходить с унификации на индивидуализацию. Мы постепенно отказываемся от идеи «Слушайте меня, дети, я знаю, что вам нужно» и приходим к другой мысли: «Я могу помочь определиться с тем, что вам надо». Дети разные, у них разная жизнь впереди, разные образовательные маршруты.

Кто может стать таким педагогом? Тот, кто способен учиться, и от возраста это не зависит. Современная образовательная система пока не очень справляется с подготовкой новых специалистов, но ситуация меняется. Мир стал сложным, в нем появился сложный человек, и он требует сложных решений.

Школа будущего. Реальный опыт

В этой статье мы хотели бы вам рассказать об уникальной школе, о которой ходят легенды, о школе, которую можно смело назвать школой будущего (настолько необычен в ней подход к преподаванию), - о школе академика М. П. Щетинина. Один из наших корреспондентов был в этой школе; в этой статье он излагает опыт педагогов, использующих весь потенциал учеников. Его рассказ потрясает и многому учит. Надеемся, что он вас вдохновит на жизнь в потоке творчества, а может быть, и на создание новых уникальных школ.

От одного из специалистов министерства образования я однажды услышал, что если объединить подходы к образованию академиков Щетинина и Амонашвили, то мы могли бы получить совершенную образовательную систему. Вскоре мне довелось прочитать лекции и провести мастер-класс по кулинарии в школе Щетинина, как ее чаще всего называют, хотя официально она называется «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» (учреждение Российской академии образования).

Заслуженный учитель России, профессор, академик РАО Михаил Петрович Щетинин, глядя на систему образования в школе, в 1979 году решил создать кардинально новую педагогическую систему и новые методы работы с детьми. Сначала его школа располагалась в станице Азовской, а с 1993 года она находится посёлке Текос, в живописных предгорьях Кавказа, в 14 километрах от Чёрного моря.

Что вам можно сказать? Лично я от всего сердца признателен этому самоотверженному человеку, который создал новую прогрессивную и уникальную систему преподавания принципиально отличную от всего, что мы знали до этого.Дети в его школе учатся с той скоростью, с которой они могут учиться; они изучают предметы так, как им больше нравится их усваивать; в этой школе преподаватели - сами дети, и поэтому неудивительно, что результаты школы Щетинина многих просто ошеломляют.

Для чиновников и бюрократов сама школа Щетинина - это нонсенс и головная боль, потому что она ясно доказывает, что стандартный шаблонный подход к детям существенно тормозит их развитие, а также лишает преподавателей свободы творчества, «подрезая им крылья».

Школа - самое тягостное воспоминание из моего детства, потому что материал, который я сразу же «схватывал» за пять минут, повторяли неделями. И с тоской думал: «Ну, какие же взрослые глупые!.. Если бы дали возможность мне самому изучить все учебники, я бы уже давно сдал все экзамены за десятый класс ещё в третьем!

Ломоносов же выучил курс десяти лет за два года, и ему дали диплом, - ну а мы-то чем хуже? И учительница, которая всё понимает, объясняет, что ей не разрешат нам дать больше знаний, чем позволит стандартный учебный процесс. Просто тупость!..» Поэтому с легким сердцем и с радостью я пишу вам о школе, в которой, наверное, хотел бы учиться каждый.

Тем более что результаты, которые получает Михали Петрович Щетинин, более чем впечатляющие: его воспитанники усваивают курс средней школы зачастую не более чем за 2 года. (!)

В его школе было не редкостью, когда дети в 9-11 лет получали аттестат полного среднего образования (думаю, каждый бы им позавидовал!), а ещё через пять лет - дипломы двух ВУЗов. (Правда, теперь, в связи с новым законом, ребенок не может получить аттестат полного среднего образования, если ему ещё не исполнилось 14 лет).

В чем секрет и отличие методик образования в лицее Щетинина от методик стандартных общеобразовательных школ? Первым, самым главным отличием здесь является «метод погружения». В школах один предмет изучают в течение недели всего несколько раз, и в течение дня ученик изучает много самых различных предметов. И при этом учителя тратят большую часть урока на повторение пройденной ранее темы, на проверку усвоенного учащимися материала.

Здесь ученики изучают один предмет непрерывно в течение нескольких дней, а иногда и неделю. Более того (сядьте прочно, держитесь за кресло!): за одно «погружение» ученики здесь проходят весь объем материала по данному предмету, предназначенный для усвоения в средней школе за 11 лет!

После каждого «погружения» проходит экзамен на уровне ЕГЭ с занесением результатов в сводную ведомость и в зачётную книжку - здесь система оценок подобна студенческой.

Учебный отдел лицея отслеживает возраст ребенка, какому классу средней школы он соответствует, отслеживает его успеваемость и выдает ему аттестат соответствующего его знаниям класса. В то же время образовательная методика здесь построена таким образом, что за год каждый воспитанник по нескольку раз проходит весь школьный курс по каждому из предметов так, чтобы через год он мог сдать Единый государственный экзамен по любому предмету.

Ну и как Вам? И это лишь только начало! Дети учатся здесь в группах смешанных возрастов - в «творческих коллективах», по 6-10 человек в каждом. В одной группе здесь могут учиться дети и 9-, и 12-, и 14-летнего возраста. Состав коллектива может меняться в зависимости от поставленной им задачи, иногда формируются коллективы из детей одного возраста.

Группы формируются в соответствии с наклонностями каждого из детей. Руководство лицея уделяет большое внимание раскрытию индивидуальных способностей каждого их воспитанника.

Другой важный и необычный момент: дети сами здесь обучают друг друга. Дети, более склонные к определенным наукам, под контролем опытных педагогов сами в научных лабораториях разрабатывают техники и методики преподавания этих предметов и затем уже обучают других. Каждый ребёнок здесь обучается как универсальный учитель, по крайней мере, в сфере естествознания: физики, химии, биологии и географии. Дети по-разному могут воспринимать и передавать получаемые ими знания. В связи с этим каждый учащийся занимается разработкой «концептов».

Концепт - это парадигма, система взглядов на тот или иной предмет или систему обучения. Это своего рода мини-учебники, созданные самими детьми так, чтобы им было лучше понимать эти предметы или преподавать их другим.

Дети сами разрабатывают и печатают эти пособия, зачастую выполненные даже в виде рисунков и диаграмм (все они проходят большой контроль научной части). Поощряется, если ребенок создаст как можно больше концептов по тому, или иному материалу или предмету. Некоторые дети придумывают даже по 10-14 способов объяснения какого-либо представленного им материала. Разработка концептов вызывает большое воодушевление и энтузиазм: это личное видение самого ученика, его взгляд на науку и синтез всех ее составляющих. Кто быстрее и более полно осваивает курс, тот начинает «выдавать» эти знания всем другим, независимо от его возраста.

Дети сами решают, когда и какой предмет им изучать, сколько времени им этому уделить.

В то же время здесь ежедневно проходят совещания, на которых профессиональные педагоги (в том числе и из числа выпускников) отслеживают и корректируют учебный процесс.

Разные дети успевают по-разному, и поэтому те, кто способен усваивать материал раньше, в свою очередь обучают других - так здесь каждый учащийся, по цепочке, является преподавателем для кого-то другого.

В простой школе ученики часто слушают учителей невнимательно, так как вероятность того, что его вызовут в следующий раз к доске, ничтожно мала. Здесь же каждый учащийся жадно впитывает всё, что он слышит, потому что он тут же будет объяснять этот материал кому-то другому и, быть может, придумает свой, новый подход для его объяснения. Все учёные знают эффективность такого подхода: если человек объясняет то, что он понял, кому-то другому эти знания с ним остаются на всю его жизнь - в среднем на 90%. Просто слушая, мы зачастую фиксируем в памяти лишь 10% информации (а то и меньше).

Здесь главные принципы обучения - это доверие и ответственность. В то же время и педагоги, и дети всё время придумывают новые способы передавать знания так, чтобы процесс обучения проходил в игровой форме. Например, на период погружения всей школы в английский Михаил Петрович может придумать «задание» - историю про шпиона, который через неделю будет заслан к ним в школу, и для того чтобы провалить его планы, нужно, чтобы этот шпион не догадался, что он попал в школу к русским. В игру вовлекаются все: и педагоги, и дети; и в течение всей недели («в целях конспирации») даже все разговоры между собой дети ведут только лишь на английском - кто насколько способен. И поверьте: в такой атмосфере за несколько дней даже мысли у вас перестроятся на английский!

Очень важно, что здесь девчата обучаются отдельно от мальчиков. И живут они в разных домиках, похожих на сказочные: в «Степном» доме живут девчата, занимающиеся больше научным блоком, а в «Серебряном» - гуманитарным. Смешанный тип обучения был введен в нашей стране менее сотни лет назад В. И. Лениным, и теперь он стал для нас правилом. А до этого испокон веков мальчики обучались отдельно от девочек - в разных классах или же в разных школах.

Это важно по многим причинам: девочки, как правило, развиваются быстрее, чем мальчики, и быстрее усваивают информацию, что ущемляет достоинство мальчиков, естественным образом склонных к лидерству. И мальчишки в такой ситуации пытаются выделиться на их фоне агрессией, силой. Другой важный, а точнее - важнейший, момент заключается в способности сконцентрировать всё внимание на предмете.

Все психологи отмечают, что появление в классе хотя бы одного представителя противоположного пола тут же в разы понижает способности к обучению. На своем опыте хорошо знаю: если вы читаете лекции в суворовских училищах или же в женских образовательных учреждениях, тишина стоит - муху слышно!

Но в смешанных аудиториях даже с меньшим количеством слушателей концентрация на предмете во много раз ниже. И помимо того, в наше время обучение в смешанных классах (наряду с развращением их бесконтрольными СМИ) уже стало причиной многочисленных половых связей.

В лицее большое значение придаётся истории, народной хореографии, народному пению, русскому боевому искусству, исходя из того, что «если человек не знает своего прошлого, не ценит и не сохраняет культурное и духовное наследие своих предков, он не сможет жить в настоящем и в будущем».

Даже одного дня пребывания здесь достаточно, чтобы понять, почему это учебное заведение называется «лицеем комплексного формирования личности детей и подростков»: творческому и физическому развитию уделяется здесь большое внимание.

Расписание дня здесь такое:

5:30 - подъём;

6:15-7:00 - занятия (учебный процесс);

7:30-8:20 - рукопашный бой (иногда приезжает провести эти занятия известный специалист по бесконтактному бою генерал Кадочников).

8:30 - завтрак;

9:15-11:00 - учебный процесс;

11:30-12:20 - хореография (урок танца и пение);

12:30 - обед;

13:00-15:00 - личное время: в этот промежуток времени ребенок занимается тем, чем ему хочется: может поспать, прогуляться и т. п.;

15:00-17:20 - учебный процесс;

17:30 - ужин;

18:30-19:20 - русский язык (каждый день);

19:30-20:30 - рисунок;

20:30 - «время коллектива»: коллективные совещания, огоньки, планирование следующего дня, подготовка ко сну;

21:30 - отход ко сну: строгий «отбой!» на всей территории лицея для всех.

Каждый день - рисование, рукопашный бой, танцы и пение: здесь считают, что «самый лучший отдых - это смена видов деятельности»: чтобы дети не уставали от занятий, им периодически нужно переключаться на другие активные, творческие виды досуга.

Творческий коллектив лицеистов «Колокола России» приглашают с гастролями по всей стране: Дальний Восток, Нижний Новгород, Пермь, Татарстан, Поволжье, Москва, Санкт-Петербург.

Этот творческий коллектив трех направлений: танца, песни, слова. Там все дети танцуют, поют и являются мастерами словесности. Спектр танцев включает в себя как славянскую хореографию (русские народные танцы), так и тюркское (башкирские танцы), горское направление (абхазские, азербайджанские танцы и др.). В состав этого коллектива также входит коллектив «Светозарное войско», где девчата и парни показывают танцы с шашками, мастерство рукопашного боя.

Лицеисты здесь учатся и живут в зданиях, которые они построили своими руками, по своим собственным архитектурным проектам и которые они сами отделали полностью изнутри и разрисовали картинами. Каждый ребенок, который учился здесь, разрисовал хотя бы один кирпичик в гостиной.

Это школа, где дети живут полноценной самостоятельной жизнью: они сами готовят (готовят на кухне воспитанники, прошедшие обучение и практику в профтехучилище и имеющие дипломы; дети помладше им помогают), сами стирают и убирают. Ни учащиеся, ни педагоги не употребляют спиртное и не едят мясо. И, конечно же, никто здесь не курит. И поэтому все в школе просто светятся добром и здоровьем.

Детей принимают в лицей на базе начальной школы: он должен хотя бы уметь читать, писать и считать. Ребенок принимается только после серьезного собеседования Михаила Петровича Щетинина с ним и с его родителями. После собеседования ему могут предложить пожить три дня в наиболее подходящем ему коллективе.

В течение этих трех дней оценивают, сможет ли он жить в этих условиях, вписывается ли он в коллектив, нравится ли ему здесь или нет. Разумеется, в интернате жить может не каждый: бывает, что дети возвращаются домой, проучившись в лицее несколько месяцев или полгода.

Дети скучают по родителям так же, как и везде. На летние и зимние каникулы они уезжают к родителям (зимние каникулы здесь длятся месяц); для тех детей, родители которых живут далеко (в Германии или на Дальнем Востоке), время каникул может быть продлено. Родители также часто сюда приезжают и могут забрать ребенка на несколько дней, остановившись в ближайших курортных поселках - в Архипо-Осиповке или в Кринице.

Получив аттестат 9- или 11-го класса, ученик получает целый список направлений, куда он может пойти учиться очно или же остаться и работать в стенах лицея, выезжая лишь сдавать сессии, в зависимости от условий договора с университетом (некоторые ВУЗы посылают своих педагогов в Текос принимать экзамены у студентов на месте).

Лицеисты называют студентов здесь по имени-отчеству, признавая их заслуги: стать студентом здесь очень почетно.

В лицее заключены договора со многими ВУЗами и профтехучилищами: Ростовским государственным строительным университетом (инженеры, проектировщики, архитекторы); Российским университетом дружбы народов (экономика и юриспруденция); Набережночелнинским государственным педагогическим институтом (педагогическое направление: филология, история, географический факультет и другие); Белгородской сельскохозяйственной академией (агрономия, зооинженерия, зоология, землеустройство и кадастр, муниципальное управление).

Многие лицеисты учатся сразу на двух факультетах в разных ВУЗах. Например, кто-то может учиться в аграрном и одновременно - на юридическом, а до этого уже получив диплом повара-кондитера и мастера-отделочника. Это нормальный для всех здесь процесс.

До последнего времени лицей существовал автономно: госструктуры отказывались финансировать это необычную экспериментальную школу, где училось свыше 300 человек; в связи с переходом на государственное финансирование к лицею теперь предъявляются особые требования: по условиям санэпидстанции в нем может проживать и учиться 120 детей.

В связи с этим председатель Счетной палаты России Сергей Вадимович Степашин подарил лицею еще один новый дом и библиотеку, и сами лицеисты строят еще несколько новых домов для желающих поступить сюда на учебу.

Дружба, зародившаяся в стенах школы Щетинина, сохраняется на всё время: многие из выпускников приезжают в лицей в гости, помогают финансово.

Многие из них - инженеры, проектировщики, строители - работают в «УралГазСервисе» и в «СпецСтрое России»; много выпускников этой школы работают в администрациях городов Краснодарского края.

По завершении обучения у детей здесь, как правило, не бывает проблем с трудоустройством: все они очень востребованы благодаря многим хорошим качествам и ответственности; есть учреждения, которые постоянно обращаются именно в этот лицей с просьбой помочь им решить кадровый вопрос. Но и без этого многие выпускники, «выйдя в открытое плавание», без труда находят свое место в жизни.

Разумеется, тиражировать опыт Щетинина очень трудно, потому что в этом лицее всё основывается на личностных качествах педагогов, на их возвышенном мировоззрении и самопожертвовании себя делу, которому они себя посвятили: воспитанию нового достойного поколения для России. В тоже время мы очень надеемся, что этот опыт разумные люди и педагоги смогут использовать ради блага детей.

Вот основная мысль, которую пытается донести Михаил Петрович до всех нас своей Школой Жизни, этим чудо-лицеем: «Каждый ребенок - это личность, и независимо от того, какой социальный статус он занимает он способен к творчеству, к самовыражению к самопроявлению».

В этом лицее детей учат верить в себя, в свои силы и творить в окружающем мире Пространство Любви.

Александр Усанин

P. S. Хотим выразить особую благодарность Наталье Трофимцовой, сотруднице этой школы, за помощь в подготовке этого материала

В будущем школа, я считаю, должна измениться. Прежде всего, должны быть хорошие, добрые учителя, даже, возможно обладающие телепатическими способностями, и уж конечно, они должны быть отличными психологами. Учитель должен чувствовать настроение ученика, и точно знать, что именно ребёнок не понял, и объяснить более доходчиво.
Классы должны быть не более 10 человек и конечно собранные по интересам. Одни дети любят гуманитарные науки, другие увлекаются точными науками, третьи более тяготеют к творчеству. Поэтому, психологи должны отбирать детей в классы, чтобы детям интересно было друг с другом общаться и в каждом классе в образовании делать упор именно на те предметы, в которых ребёнок более заинтересован. Я не предлагаю отказаться от математики – она основа наук или от русского языка – это основа нашего общения. Но считаю, что некоторые предметы, можно, если не исключить, то хотя бы уменьшить часы их изучения. Ну, например, для детей не одарённых в рисовании, сделать этот урок, раз в месяц, а освободившиеся часы, отдать изучению наук, к которым дети тяготеют или хотя бы математики и русского языка. А для творчески одарённых ребятишек создать классы, где они максимально смогут раскрыть свои таланты. То же касается урока музыки, я считаю, что этот урок себя изжил, так как музыкой нужно заниматься в специальных музыкальных школах, а не кричать целым классом песню на всю школу, мешая остальным осваивать другие предметы. Физкультура может и для кого-то важна, но не в данной ситуации. Очень много детей страдает какими-то болезнями, а их заставляют делать вещи, после которых большинство может и заболеть. Урок физкультуры нужно проводить в такой форме, чтобы это было полезно для здоровья и не 3 раза в неделю, а каждый день. В школе будущего, я считаю, должен быть хороший спортзал, где в любое время, под руководством опытного инструктора, можно потренироваться, и, конечно, бассейн, плавание укрепляет здоровье и закаляет организм. После занятий физкультурой необходимо принять душ, конечно же душевые кабины должны быть в школе будущего. Программу по физкультуре пересмотреть кардинально. Нужна ли гимнастика и акробатика простому человеку, далёкому от спорта, это может нанести увечья, что нередко и бывает на уроках физкультуры. В общем, я считаю, что физкультура в школе будущего, должна быть направлена на оздоровление учеников, а не выматывание последних сил. В школе будущего у ребёнка должен быть свободный выбор в изучении иностранных языков. И возможность изучать несколько иностранных языков по желанию, а не только тот по которому есть педагог.
В школе будущего должны быть просторные, светлые классы, и стоять не только парты, а допустим диваны или кресла, чтобы на переменах дети могли пообщаться в спокойной обстановке, а не носиться по коридору.
И, конечно же, в школе будущего, должна быть отличная библиотека, причём не компьютерная, так как компьютер портит глаза ребёнка, а самая натуральная, где будет огромный выбор книг по всем вопросам.
В школе будущего, не должно быть компьютеров, они вредят организму, учёные должны придумать кардинально новую технику, чтоб она была безопасна для ребёнка и в то же время не уступала компьютеру, а может быть, даже превосходила его по свойствам. Возможно это будет даже телепатическое обучение, учёные придумают такую технику, чтобы передавала мысли учителя к ученикам, в этом случае процесс усвоения материала пойдёт быстрее и лучше, но конечно мысли учителя должны быть светлыми и чистыми, чтобы действительно воспитать достойных членов общества из маленьких девчонок и мальчишек.

Питание детей в школе будущего должно быть продумано с точки зрения полезности, качественности и вкусности. Например, можно предложить более расширенное меню и возможность покушать в любое удобное время, у каждого человека разные биоритмы и пищу каждому полезно принимать в разное время.
В школе будущего должна быть форма, единая для всех школ будущего. Она должна быть прежде всего удобной, во-вторых из натуральных материалов, в-третьих практичной, то есть по- возможности меньше рваться, мяться и мараться, в- четвёртых это форма должна быть функциональной, должны быть различные карманы для ключей, денег, флешек, телефона и т.д. и она должна легко сниматься и одеваться, например при занятиях физкультурой, это наиболее актуально для младших классов. И, конечно же, форма должна быть красивой – дети тоже люди.
И конечно в школе будущего к каждому ребёнку будут относиться уважительно, считаться с его интересами, не ущемлять его человеческое достоинство.
Я, конечно, вряд ли поучусь в такой школе, но очень хочется, чтобы мои дети, или хотя бы внуки, смогли учиться в новой школе будущего.

ШКОЛА БУДУЩЕГО

В моём представлении школа будущего - это модернизированная модель настоящего.

Что для меня школа будущего?

Во-первых, для нормальной и полноценной работы подросткового организма, ему необходимо здоровье, то есть полное физическое и психологическое благополучие, влияющее на активность мозговой деятельности. Для этого необходимо совершенствование системы питания. При входе в школу должно осуществляться сканирование физиологического состояния школьника. Данные о работе организма ученика будут зафиксированы и отправлены в центральную компьютерную систему. Вместе с тем во внимание будут приниматься и вкусовые пристрастия подростка, и как следствие - вкусная, а главное здоровая и необходимая именно этому ребёнку пища.

Во-вторых - преобразование школьных кабинетов и методов обучения в целом. Мы должны предоставить не только способ передачи информации, но и сделать так, чтобы эта информация воспринималась, запоминалась, и при этом была усвоена.

Начнём с оборудования кабинета. Компьютерные технологии стремительно развиваются, и нет сомнения в том, что с каждым шагом мы поднимаемся всё выше. На первом месте создание виртуальных двойников людей, известных в той или иной области. Возьмём, к примеру, урок литературы. Тема "А.С. Пушкин и его лирика". Всем известно, что он величайший поэт, но как много людей знают о том, почему он писал тем или иным стопом, использовал ту или иную строфику? Никто. А двойник помогал бы понять великого поэта, понять его чувства, в момент написания произведения. Тогда увеличилось бы понимание и осознание литературы как предмета, а главное - духовное и нравственное воспитание школьника, ведь цель школы должна состоять не только в развитии практических и бытовых навыков, но и в эмоциональном развитии, как главном составляющим человеческой жизни. школа будущее кабинет

Но вернёмся к оборудованию кабинетов. Ребёнку, а тем более подростку, важно не только слышать, но и осознавать. Однако как можно хорошо понять, например, законы физики, если ты не физик? Как можно судить о том, чего не понимаешь? А если оснастить кабинеты физики такими технологиями, позволяющими отменить её законы? Тогда каждый ученик смог бы почувствовать себя вторым Ньютоном, и, безусловно, обучение бы приносило больше радости, чем сегодня.

И точно так же со всеми другими предметами, тогда каждому ученику школьные дни будут приносить интересные события и новые впечатления. Теперь о распорядке школьного дня. Один из самых трудных дней - суббота, когда кончается школьная неделя, и учиться совсем не хочется. Да и специалисты говорят, что мозговая активность в этот день ослаблена, то есть практически сводится к нулю. Я хочу предложить один из способов решения этой проблемы. Нет, не отмена учебного дня, как может быть, вы подумали, а гораздо лучший способ. Что, если школьник в субботу сможет выбирать сам уроки, а ещё лучше - вид профессии. Тогда ученик сможет попробовать себя в той или иной области, погруженный на весь школьный день в условия, требующиеся для этой профессии. Ребенок сможет определить. К чему стремится его душа, к чему у него есть предрасположенность. Это повысит качество знаний, а к окончанию школы будет сформирована целостная личность, имеющая определённые навыки для получения какой-либо профессии, позволит бывшему школьнику лучше ориентироваться в жизни. Каждый урок должен приносить радость, ведь это поможет в дальнейшем. Но есть такие уроки, которыми некоторые пренебрегают, считая их ненужными. Один из таких предметов - физкультура. Многие не понимают, для чего она нужна. А кстати, для чего? «Для физического развития», - скажете вы. Что ж, отчасти это правильно, но лишь частично. Теперь я расскажу о том, чего нет у нас в школах, но, несомненно, быть должно.

Конечно, физическая подготовка вещь важная, но ещё важнее гармония тела и духа. Я предлагаю ввести в программу физкультуры восточные искусства, позволяющие обрести эту гармонию. Возможность уметь сконцентрироваться, управлять своей мыслью - всё это будет гораздо интереснее простой разминки. Конечно, это важная часть физической подготовки, но не основная. Восточные единоборства помогут воспитать в школьниках уважение к противнику, чувство собственного достоинства, а главное, обрести гармонию между духом и телом.

Особое внимание стоит уделить переменам. В это время ученик должен отдыхать от уроков, но часто всё совсем наоборот. Кончается перемена, и школьник вваливается в класс, оседает за партой. Конечно, после столь бурного времяпровождения, как например бег по коридорам, ни о какой учёбе и речи быть не может. Или, например, другая ситуация, когда человек не может отдохнуть и расслабиться, находясь в шумных школьных коридорах. А что, если школьник, выйдя из класса, сможет очутиться там, где пожелает? Например, в лесу у чистого озера… Птички поют, дует ветерок, колебля зеркальную гладь озера... Вот и спокойное времяпровождение, позволяющее расслабиться. Или, например, перед уроком истории побывать в Древнем Риме, настроится на восприятие материала... Каждому свое, и даже от такой мелочи, как перемена, зависит то, как ученик поймет и усвоит урок.

Всё вышеперечисленное лишь малая часть того, что можно было бы преобразовать, но даже это смогло бы изменить отношение к школе, занятиям, осмыслению своего жизненного пути, что также немаловажно. Именно такой я вижу школу будущего. Школу, в которой приятно учиться и получать знания.

Вопрос об образовании сегодня является одним из самых актуальных. Министерство образования нашей страны все время проводит реформы, предлагает новые виды экзаменов. А, быть может, не нужно глубоко копать, чтобы понять какие же меры нужно предпринять для того, чтобы уровень образования в современных школах достиг хотя бы половины европейского уровня?

Сегодня многие преподаватели, родители, да и сами школьники замечают, что в программах обучения есть некие несоответствия. Например, в гуманитарных классах очень много часов отдано физике или математике. А потом учителя жалуются, что дети не успевают или не интересуются предметом. Необходимо понимать, что задача учителей - не заставлять зубрить ненужную информацию, а суметь научить детей фильтровать и отсеивать необходимые знания. А недостающие знания по физике или математике ребенок всегда сможет при желании восполнить просмотром интересных документальных фильмов. Это же интереснее, чем скучное конспектирование материала.

Есть разные категории учеников - некоторым достаточно легко учиться, а есть те, которым материал дается с трудом. Также есть ребята, у которых прекрасно, например, получается решать задачи, но никак не получается освоить иностранный язык и наоборот. В таких случаях, слабые будут тянуть назад сильных и, в итоге ни один из школьников не сможет в полной мере реализовать потенциал. Что можно сделать в данном случае?

Можно расформировать классы численностью по 30 человек на классы по 15 в каждом. Так будет больший шанс того, что педагог найдет время для каждого ребенка. А второй шаг - это более четко разделить классы по способностям учеников, чтобы не было застоев в развитии. Ну и третье - это подобрать грамотного педагога для каждого класса. Ведь педагог, который отлично разбирается в математике и физике, вряд ли сможет помочь детям в английском языке. А такое несоответствие по уровню и типу знаний среди учителей бывает все чаще.

Как проходят современные уроки? Мало кто из педагогов по душам беседует с учениками. Чаще всего уроки проводятся в виде скучных лекций и перечисления фактов, которые забудут большинство учеников еще до последнего звонка. В школе будущего необходимо грамотно расставить приоритеты. Можно предложить для устранения этого недостатка несколько путей решения.

Заменить скучные домашние задания на некие исследовательские или творческие работы. Даже для учеников старших классов можно подобрать довольно интересное учебное занятие. Такие задания помогут развить в ребенке не только творческий потенциал, но и умение мыслить самостоятельно, не подчиняясь мнению окружающих. Публичные выступления помогут преодолеть барьер, связанный с общением и боязнью сцены. Обычные презентации можно превратить в защиту работы с дискуссиями в обществе товарищей и учителя. Такой прием также положительно скажется в будущем на самооценке ребенка. Сама форма современных занятий далека от идеала. Бессмысленный поток информации просто перегружает головы студентов и учеников школы. Было бы более удобно проводить занятия в виде общения между педагогом и учениками, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, опытом.