Царя Алексея Михайловича Романова прозвали Тишайшим. Он отличался от своих предшественников искренней богобоязненностью, образованностью и даже великодушием. Однако период в российской истории, на который пришлись годы правления Алексея Михайловича Романова, нельзя назвать спокойным.

Тринадцать лет продолжалась русско-польская война. В Москве разразился народный бунт, вызванный установлением новой пошлины на соль. В Русской Православной Церкви произошел раскол. Все это события, произошедшие в годы правления царя Алексея Михайловича Романова.

Детство

В возрасте пяти лет будущий царь начал учиться грамоте. Его воспитателем стал боярин Борис Морозов. В ранние годы правления Алексея Михайловича Романова этот человек в решении государственных дел играл не последнюю роль. Морозов оказывал на цесаревича влияние, от которого ему не просто было избавиться. Второй из рода Романовых с ранних лет очень любил книги. К двенадцати годам он собрал небольшую библиотеку. Повзрослев, увлекся и охотой.

Шестнадцатилетний царь

В ночь с 12 на 13 июля 1649 года неожиданно и тихо умер первый из рода Романовых - Михаил Федорович. Однако он успел благословить на царство единственного сына. Бояре поспешно присягнули новому государю. Так Алексей Михайлович Романов начал царствовать, но не править.

Люди в Средневековье взрослели, конечно, быстро. Тем не менее шестнадцатилетний Михаил мало был осведомлен в государственных делах. На престоле оказался бойкий и живой молодой человек, не умевший управлять страной, но знавший толк в охоте и церковных песнопениях.

Начало царствования

Алексей Михайлович Романов был относительно мягким правителем. Когда он взошел на престол, был совершенно не готов к решению вопросов внешней и внутренней политики. В первые годы сын Михаила Федоровича прислушивался к мнению своего родственника Бориса Морозова.

В 1647 году молодой царь Алексей Михайлович Романов задумывал жениться. Его избранницей стала дочь Рафа Всеволожского. Но вмешался Морозов. Боярин сделал все, дабы «правильно» женить молодого царя. Алексей Михайлович, находясь под влиянием интригана, заключил брак с Марией Милославской. Сам же Морозов вскоре женился на ее сестре. Так он, наряду с Милославским, укрепил свое положение при дворе.

Соляной бунт

Даже в самой краткой биографии Алексея Михайловича Романова упоминается это восстание. Это был самый крупный бунт в годы его правления. Причины восстания - недовольства населения политикой Бориса Морозова. Цены на соль повысились в несколько раз, увеличились налоги.

В восстании принимали участие ремесленники, посадские люди и стрельцы. Был устроен поджог в Китай-городе, разорены боярские дворы. Погибло несколько сотен человек. Но Соляной бунт сыграл важную роль в дальнейшей политической жизни страны. В краткой биографии Алексея Михайловича Романова непременно сказано о своде законов, которые тот издал после подавления восстания. Об этом более подробно рассказано ниже. Какие события предшествовали Соляному бунту? Как отреагировал Алексей Михайлович на восстание, вызванное политикой Морозова?

В первые годы царствования молодой правитель пытался установить равновесие в бюджете, выработать надежную финансовую систему. Морозов же предложил провести реформы, которые будут направлены на пополнение казны, восстановление налоговой системы.

Алексей Михайлович Романов, будучи в то время еще неопытным правителем, последовал советам родственника. Был введен налог на ввоз соли, в результате чего цена на этот товар у торговцев существенно возросла. В 1647 году пришлось отказаться от поставки соли. Налог отменили. В то же время увеличились сборы с "черных" слобод. Тяжесть налогового бремени теперь легла на плечи мелких торговцев, ремесленников.

Соляной бунт - одно из ярчайших событий в биографии Алексея Михайловича Романова. Кратко о Морозове можно сказать так: царский воспитатель, фактический правитель государства. Но после бунта позиция царя изменилась. Морозова он отправил подальше от Москвы. Алексей Михайлович издал указ, который отсрочил взимание налогов и успокоил восставших. Морозов вскоре вернулся, но уже такой роли, как прежде, в управлении государством не играл. Еще одним итогом бунта стало составление кодекса законов.

Соборное уложение

Описываяя кратко биографию Алексея Михайловича Романова, стоит рассказать о своде законов, действовавшем почти два столетия. Соборное уложение было принято в 1649 году.

Первым русским-бюрократом самодержцем стал царь Алексей Михайлович Романов. Биография этого правителя не привлекает столь широкого внимания, как, например, жизнеописание его сына Петра I. Алексея Михайловича не называют великим царем. Но в годы его правления появились важные нововведения. Его предшественники никогда не брали в руки бумаг, считая, что это не подобает их сану. Алексей Михайлович Романов не только издал новый свод законов, но и собственноручно просматривал челобитные.

Для составления Уложения царь созвал специальную комиссию, которую возглавил князь Никита Одоевский. Собор проходил с участием представителей посадских общин. Слушанье проводилось в двух палатах. В одной восседал царь, Освященный Собор и Боярская Дума. В другой - люди разных чинов. Соборное уложение действовало вплоть до середины XIX столетия. Именно с издания этого документа начинает свою историю российское крепостничество.

Церковная реформа

Итак, новый период в биографии царя Алексея Михайловича Романова начинается после Соляного бунта. Правитель возмужал и уже более не нуждался в советчиках. Правда, у власти вскоре оказалась личность, которая проявила куда большее честолюбие, нежели Морозов. А именно патриарх Никон.

Общительная, мягкая натура Алексея Михайловича нуждалась в друге. И этим добрым другом стал Никон, бывший в то время Новгородским митрополитом. Это был не только священнослужитель, но талантливый политик и хороший хозяйственник. В марте 1650 года Никон усмирил мятежников, чем заслужил доверие царя. С 1652-го он принимал активное участие в делах государства.

Патриарх Никон провел церковную реформу по поручению Алексея Михайловича. Она касалась прежде всего церковных книг и обрядов. В Московском Соборе реформу одобрили, но предложили совместить греческие и русские традиции. Никон был личностью волевой, своенравной. Он получил неограниченную власть над верующими, и эта власть опьянила его. Вскоре патриарх выступил с идеей о первенстве церковной власти, что не могло быть одобрено царем. Алексей Михайлович был мягким, но умел проявлять твердость в решительные моменты. Он прекратил посещать богослужения Никона в Успенском соборе и отныне не приглашал Никона на торжественные приемы. Это стало серьезным ударом для самолюбивого патриарха.

Однажды во время проповеди в Успенском соборе Никон заявил о сложении своих обязанностей. От сана он не отказался, но и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон был уверен, что царь рано или поздно раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако этого не произошло.

В то время как Никон находился в Новоиерусалимском монастыре, Алексей Михайлович готовил церковный суд над ним. В 1666 году был созван Московский Собор. Патриарха привезли под конвоем. Царь обвинил его в том, что тот отрекся от патриаршества без его ведома. Присутствовавшие поддержали Алексея Михайловича. Никона судили, лишили сана и заточили в монастырь.

Реформа армии

В 1648 году царь начал военную реформу. В течение шести лет проводилось укрепление лучших частей "старого строя". Появились новые полки: солдатские, рейтарские, драгунские, гусарские. Царь нанял огромное количество специалистов из Европы, что стало возможным благодаря окончанию Тридцатилетней войны.

Ухудшение русско-польских отношений

В то время как русский царь задумал военную реформу, в Речи Посполитой началось восстание украинских казаков. Во главе их встал гетман Хмельницкий. Казаки победили, но вскоре начали терпеть поражение и попросились в подданство к Алексею Михайловичу. Они надеялись, что гнет русского царя окажется менее тяжелым.

В Москве, недолго думая, решили не упускать богатые украинские земли. Казаки стали подданными русского царя. Это привело к разрыву с Польшей.

Начало войны

На картинах и сделанных с них фото Алексей Михайлович Романов выглядит как статный дородный мужчина. Настоящий русский царь. Именно таким он и был, согласно записям современников, к началу войны с Польшей.

Весной 1654 года русские войска заняли Могилев, Оршу, Смоленск. Спустя несколько месяцев против Речи Посполитой выступили шведы, которые захватили Краков и Варшаву. Польский король поспешно покинул страну. Под натиском русской армии пали Вильно, Минск, Гродно. В Речи Посполитой начался "Потоп", о котором рассказал в своем знаменитом романе Генрик Сенкевич.

Война со Швецией

К весне 1656 года конфликт еще больше обострился. В мае русский царь объявил и Швеции войну. Осада Риги началась успешно, но едва не закончилась поражением русского войска. Пришлось отступать. Воевать на два фронта российской армии оказалось весьма тяжело. Начались русско-польские переговоры, которые продолжались довольно долго. Русский царь требовал Литву, поляки настаивали на возвращении украинских земель. Перемирие врагам пришлось заключить из-за угрозы нового шведского наступления.

Восстание Разина

Едва царю удалось урегулировать отношения с Польшей, как начались внутренние беспорядки. На юге страны поднял восстание казак Степан Разин. Он взял Яицкий городок, ограбил несколько персидских кораблей. В мае 1670 года Разин отправился на Волгу, где взял Черный Яр, Царицын, Астрахань, Самару и Саратов. Но под Симбирском мятежников захватили. Степана Разина казнили в Москве в 1671 году. А вскоре началась война с Турцией, которая завершилась уже после смерти Романова Алексея Михайловича (годы правления царя - 1645-1676). Война с Турцией закончилась двадцатилетним миром в 1681-м.

Жены и дети

Как уже было сказано, первой женой царя стала Мария Милославская. В этом браке на свет появилось 13 детей. Среди них - Федор III, Иван IV и Софья. Мария Милославская скончалась в 1669 году при родах, произведя на свет Евдокию. Девочка прожила всего два дня. Спустя три года царь женился на Наталье Нарышкиной. Дети Алексея Михайловича от второй жены - Наталья, Феодор, Петр.

В 1674-м царь объявил своим наследником сына Федора. Спустя два года Алексей Михайлович Романов скончался от сердечного приступа. Ему было 47 лет.

Царь Михаил умер в 1645 г., не дожив до 50 лет. Через месяц в могилу сошла и его жена, царица Евдокия. На плечи их сына, 16-летнего Алексея Михайловича, провозглашенного царем на Земском соборе, т. e., в сущности, выбранного, как некогда Михаил, легла огромная тяжесть власти. Конечно, ему повезло больше, чем отцу в 1613 г. Ведь Алексей вступил на трон в мирное время и в мирной стране. Самым важным событием начала его царствования стало принятие в 1649 г. Соборного уложения – нового свода законов. Оно предусматривало более суровые, чем раньше, наказания за преступления против государства и церкви. У Соборного уложения оказалась долгая жизнь. Им пользовались судьи почти 200 лет, до начала XIX в. Уложением было установлено полное крепостное право – теперь срок розыска беглых крестьян не ограничивался каким-то периодом. Помещик мог вернуть своего беглого крестьянина, сколько бы лет ни прошло со дня его побега. История введения крепостного права не проста. До конца XVI в. крестьяне могли раз в году (осенний Юрьев день) покидать своего помещика. Однако длительные войны, репрессии Ивана Грозного, нашествия врагов, Смута разорили, ослабили служилых людей – владельцев вотчин и поместий. Продолжалось и повальное бегство обнищавших крестьян от помещиков. Чтобы остановить его, в 1597 г. приняли закон: беглые в течение целых 5 лет подлежали возвращению к своим господам. Одновременно провели перепись зависимого населения. Так были заложены основы крепостного права, которое окончательно оформилось в середине XVII в.

Алексей Михайлович, второй царь династии Романовых, вступил на престол при всеобщей поддержке подданных, которым он нравился. Молодой государь отличался умом, образованностью, был с юных лет деятельным, живым, подвижным. Веселый, остроумный, он страстно любил охоту, завел при дворе театр. Алексей Михайлович прославился редкостной богобоязненностью, благочестием и глубокой верой в Бога. Он оставался верен друзьям, почитал старших, был добрым, совестливым человеком. В 1652 г., посылая митрополита Никона в Отрочь монастырь за прахом убитого Малютой Скуратовым митрополита Филиппа Колычева, он передал Никону письмо, которое тот зачитал прямо перед гробницей мученика. Царь просил Филиппа простить «согрешение прадеда нашего царя и великого князя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно завистью и неудержанием ярости».

Сохранившиеся до наших дней письма царя Алексея Михайловича дышат энергией, остроумием и необыкновенным жизнелюбием. В письме стольнику А. И. Матюшкину он описывает, как борется с разболтанностью стольников, опоздавших на смотр: «Да извещаю тебя, што тем утешаюся, што столников безпрестани купаю ежеутро в пруде – Иордань хороша сделана, человека по четыре, и по пяти, и по двадцати человек за то: кто не поспеет к моему смотру, так того и купаю, да после купанья жалую, зову их ежеден; у меня купалщики те едят вдоволь, а иные говоря: мы, де, нороком не поспеем, так-де и нас выкупают, да и за стол посадят, многие нороком не поспевают...» Из этого письма видно, что склонность Петра Великого к весьма смелым шуткам над своими подданными унаследована им от остроумного отца.

И хотя Алексей Михайлович не ломал «старины», как это сделал впоследствии его сын Петр, Россия развивалась, постепенно осваивая достижения и опыт передовых стран Европы. В частности, благодаря Алексею Михайловичу в России основали кораблестроение по голландскому образцу.

В начале царствования Алексея первым советником считался боярин Б. И. Морозов. Он даже породнился с царем – оба женились на сестрах Милославских. Но вскоре Морозов зарвался, его подручные прославились взятками и злоупотреблениями. Социальный взрыв произошел в 1648 г., когда Морозов ввел высокий налог на соль. Рост цен на этот необходимейший продукт привел к Соляному бунту. Народ разгромил дома вельмож, убил двух приближенных Морозова. Жизнь же самого боярина буквально вымолил у бушующей толпы сам царь Алексей Михайлович. Но от услуг Морозова царю пришлось отказаться.

Крупнейшим дипломатом и политиком того времени стал Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Сын бедного псковского помещика из Опочки, он сумел получить прекрасное образование, знал латинский и немецкий языки. О нем говорили, что он «знает немецкое дело и немецкие обычаи знает же». Ордин был умным, критически мыслящим человеком. Он много лет возглавлял Посольский приказ, оставаясь сторонником сближения с Западом, ратовал за развитие торговли, стал инициатором принятия в 1667 г. Новоторгового устава, вводившего льготы для русского купечества. Он отличался редким умением вести сложные переговоры с поляками, отношения с которыми б ли исключительно тяжелыми после вмешательства России в польско-украинскую распрю и присоединения Украины. Он слыл последовательным противником резких действий против Речи Посполитой, стремился достичь за столом переговоров согласия, выгодного и России, и Польше. Так, после долгих переговоров с польской делегацией Ордин сумел заключить столь нужное России Андрусовское соглашение о мире.

Человек гордый и упрямый, он имел в придворной среде много врагов. Не все его действия нравились царю, которому казалось, что Ордин делает слишком много уступок полякам. В 1671 г. Алексей Михайлович, как сказано в документах, Ордина «от всей мирской суеты освободил явно». Обиженный боярин уехал в Псков и в отдаленном, стоящем среди густого леса Крыпецком монастыре постригся в монахи под именем Антония. Но видно, что «мирская суета» не давала ему и там спокойно молиться Богу. При пострижении он захватил с собой посольский архив, и, как только в 1676 г. умер Алексей Михайлович, инок Антоний начал писать новому царю Федору основательные записки о русско-польских делах, явно рассчитывая на то, что новая власть не обойдется без его знаний и связей. Так и произошло. В 1679 г. Ордина вызвали в Москву. Он начал очередные переговоры с поляками, но его стремление к союзу с Польшей не понравилось в придворных кругах, и в октябре 1679 г. Ордина окончательно отстранили от дел. Ордин опять уехал в свой монастырь, где и умер в 1680 г.

Раскол в Церкви

За века существования на Руси церковная служба сильно «отошла» от своего образца – греческого богослужения. Благочестивый царь Алексей, мечтавший сделать Москву центром православия, поддержал старания своего друга, патриарха Никона, исправить по греческим образцам церковные книги и ритуал службы.

Никон был личностью необыкновенной. Выходец из народа, мордвин по национальности, он быстро стал известен среди паствы и даже в Кремле благодаря своему уму, красноречию, честолюбию и невероятной энергии. Никон сумел понравиться приехавшему в Россию иерусалимскому патриарху греку Паисию, с которым он вел долгие беседы. Возможно, что именно тогда, в беседах с ученым греком, укорявшим русского священника за отступления от греческого канона, и созрела идея церковной реформы. Никон познакомился с царем, вступил с ним в переписку, со временем стал необходимым Алексею Михайловичу. Добрый и искренний царь Алексей всей душой привязался к Никону, видя в нем «собинного» (особенного) друга, наставника и истинного духовного отца. Последующие события показали, что Никон в этой дружбе был не так бескорыстен, как царь.

Снедаемый гордыней, Никон мечтал стать вселенским патриархом, сравняться в могуществе с патриархом Филаретом при царе Михаиле. Давно задуманную реформу церкви Никон хотел использовать для усиления своей власти. Избранный Священным собором в патриархи, он тут же публично отказался от патриаршества. Тем самым Никон шантажировал царя, считавшего его другом, – вынудил Алексея Михайловича встать перед Никоном на колени и умолять все-таки принять отринутый патриарший посох. Никон согласился, но потребовал от царя послушания и одобрения на переустройство церкви. И началось...

Властный и горячий, патриарх Никон круто взялся за реформу, которая сводилась формально к «восстановлению» якобы забытых византийских принципов и ритуалов. Креститься теперь следовало не двумя перстами, а тремя; богослужебные книги следовало переписать заново. Пошел слух, будто Никон рубит иконы «старого письма». Новизна навязанных патриархом перемен поражала и страшила многих. Людям того времени, привыкшим к церковным обрядам своих предков, казалось, что вводится какая-то новая, «нерусская» вера, утрачивается святость «намоленных» старинных книг, икон. Никоновские реформы виделись им знаком грядущей катастрофы, преддверием появления Антихриста.

В качестве самого ярого противника Никона выступил протопоп Аввакум Петров. Поначалу он был близок к кругу Никона, но потом их пути резко разошлись. Аввакум, обладая ярким даром проповедника и писателя, страстно и убедительно громил нововведения «никонианской ереси». За это его обвинили «в расколе» церкви, многократно ссылали, «извергли» из чина священника. Но Аввакум, настоящий фанатик, стоял на своем. Не сломленный ни пытками, ни многолетним сидением в земляной яме, он тайно рассылал по всей стране послания – «грамотки», в которых обличал никониан, ругал «бедного безумного царишку», как называл он Алексея Михайловича.

Начиная церковную реформу, Никон даже не представлял себе, какое несчастье она принесет стране. Общество утратило покой.

Люди одной веры, одних духовных корней вдруг действительно раскололись на два непримиримых лагеря заклятых врагов. Никонианская церковь обрушила на сторонников старой веры всю мощь тогдашнего государства. Старообрядцев, гордившихся своей преданностью вере отцов и дедов, власти называли «раскольниками», преследовали, унижали, убивали. Старообрядцы уходили в леса, основывали там свои «скиты», в которых при угрозе ареста сжигали себя вместе с семьями. Всякое сопротивление официальной церкви расценивалось как государственное преступление и жестоко каралось. Бесчисленны примеры самоотверженности, верности, смирения, которые показывали в те страшные годы старообрядцы.

Шесть лет оборонялись от правительственных войск монахи Соловецкого монастыря, не принявшие новых книг и обрядов. Захватив обитель, царские воеводы казнили лютыми казнями более 500 защитников. Правительственная «охота» на старообрядцев продолжалась более 100 лет, пока Екатерина II не прекратила это самоистребление русского народа. Но было уже поздно. Раскол, поразивший некогда единую нацию, оказался крайне вредным для ее духовного благополучия и существования в будущем.

Начатая Никоном церковная реформа взбудоражила всех православных. Оказалось, что те, с кем дружил ранее Никон, в частности Иван Неронов, Аввакум Петров, стали его врагами. Никон без сожаления отправлял их в ссылку, подвергал жестоким преследованиям. Более того, в 1656 г. патриарх добился, чтобы Священный собор отлучил от церкви всех защитников старых обрядов. Это было страшное наказание для православного верующего человека. Но вскоре дала трещину, а потом и раскололась дружба Никона и царя. Гордыня Никона, его страстное желание повелевать царем стали нетерпимы для Алексея Михайловича.

Долго тянулась ссора двух бывших друзей. Но Алексей Михайлович, как ни тяжело ему было, решил пройти этот путь до конца. «Тишайший» царь умел быть и твердым, и жестоким. В 1666 г. Священный собор с участием антиохийского и александрийского патриархов низложил Никона и отправил его под конвоем в Ферапонтов монастырь.

Семья царя Алексея

Жизнь «Верха» – так называли царский дворец, стоявший на Кремлевском холме, – протекала при Алексее Михайловиче по принятым в старину обычаям и традициям. Царь вставал, молился, шел в баню, совещался с ближними боярами, заходил на половину царицы, играл с детьми, гладил любимого кота (его изображение дошло до наших дней). Летом царь с семьей жил «в прохладе» на лоне природы, в своих подмосковных дворцах: в Преображенском, Измайловском и в самом любимом – Коломенском. Деревянный, причудливой формы, ярко украшенный, Коломенский дворец возвышался на холме у красивой излучины Москвы-реки, откуда открывался вид на Москву. Семейная жизнь царя Алексея Михайловича сложилась на редкость удачно. Долгие годы он был счастлив с царицей Марией Ильиничной Милославской. Красивая, спокойная и добрая, она родила царю 13 детей – 5 мальчиков и 8 девочек. Царица была старше царя на 3 года, отличалась особым благочестием и богобоязненностью. Порой в малом возке, невзирая на снега или грязь, она отправлялась на богомолье по святым местам Подмосковья. Скончалась Мария 3 марта 1669 г., а в 1671 г. царь женился снова. Новой царицей стала 20-летняя дочь рязанского дворянина Наталья Нарышкина, которую он якобы встретил в доме своего приближенного боярина А. Матвеева и полюбил. В мае 1672 г. Наталья родила первенца – сына Петра, будущего реформатора России. Годы, проведенные Алексеем с Натальей, оказались самыми счастливыми для царя. Но счастье было недолгим – царь умер всего лишь 47 лет от роду.

Чтобы проследить осуществление царской власти над такой громадной страной, обратимся к правлению одного из самодержцев.

Во второй половине XVII в. царствовал Алексей Михайлович. Взошел на престол в 1645 г., кончилась его эпоха в 1676 г.

В годы правления второго государя из династии Романовых были окончательно преодолены последствия Смуты и вполне определился общий стиль XVII в., богатый событиями, полный внутренними противоречиями и борьбой. Под стать эпохе был и российский самодержец: человек, верный заветам старины и восприимчивый к западным влияниям, добрый, но временами вспыльчивый до крайности и даже жестокий, когда того, по его мнению, требовала государственная польза.

Почему же современники окрестили царя «тишайшим»? Ведь не было «тишины» ни в его бурном царствовании, ни в живом и восприимчивом характере государя, ни в любви к потехам и развлечениям. Вне всяких сомнений, Алексей Михайлович был «тише» своего младшего сына Петра Великого, но деятельней, разбитнее и непоседливее и своего отца Михаила Федоровича.

Исследователи приходят к выводу, что прилагательное «тишайший» — это «титулярный элемент» (хотя в официальный титул он не вошел), имевший отношение не к лицу, а к сану, не к характеру монарха, а к его власти. Поэтому этот неофициальный титул возглашается в церкви во время великого Входа, используется в придворной поэзии, передается по наследству преемникам. «Тишайшими» соответственно называются Федор, соправители Иван и Петр Алексеевичи, а по смерти старшего брата один Петр I (например, в «Риторической руки» Стефана Яворского Петр назван «тишайшим»).

Скорее всего, в государственной фразеологии «мятеж» регулярно противопоставляется «тишине», а из этого следует, что «тишайший монарх» — это «обладатель тишины», царь, который умеет поддерживать порядок.

С этой важной оговоркой и следует характеризовать международные отношения и внешнюю политику московского правительства. Следует отметить чрезвычайно невыгодные обстоятельства того времени для Российского государства, — бунты и войны. Иностранцы удивлялись, как могло оно так скоро оправляться от потрясений. Это объясняется самоотверженными усилиями власти, которая хоть и не сразу, но умела добиваться исполнения своих распоряжений.

Все эти усилия, позволившие устоять Московскому государству, способны были, однако, совершенно сломить и более твердого, чем Алексей Михайлович, царя. Тем более что «тишайшему» пришлось пережить не только государственные неурядицы, но и потери близких людей: смерть первой жены Марии Ильиничны, раннюю кончину троих сыновей. Но царь не пал духом и не озлобился, сохранив и свои высокие душевные качества, и нелицемерную религиозность, и столь удивлявшее иностранцев патриархально-отеческое отношение к подданным.

В то же время исследователями справедливо высказывается мысль, что, несмотря на свой пассивный характер, на свое добродушно-нерешительное отношение к вопросам времени, царь Алексей много помог успеху преобразовательного движения, поддерживал реформаторов и создал в обществе «преобразовательные настроения».

Живость и деятельность характера, как и любовь к всевозможным забавам, порой грубоватым, пере-дались сыну Алексея Михайловича Петру Великому.

Первые 5 лет будущий царь жил в женском тереме, затем его перевели на половину отцу. «Дядьками» Алексея были Б. И. Морозов и В. И. Стрешнев. Тогда же дьяк В. Прокофьев стал учить наследника престола грамоте, как было принято в то время, по Часослову, Псалтири и Апостолу. К десяти годам он уже хорошо знал чин богослужения, пел на клиросе и, уже будучи взрослым, вполне мог поспорить с уставщиком монастыря в знании чинопоследований церковных служб.

Когда Алексею исполнилось 8 лет, он стал жить отдельно от отца в специально построенном для него трехэтажном Теремном дворце. С 14 лет он стал сопровождать государя во время торжественных выходов.

13 июля 1645 первого царя Дома Романовых не стало, а 18 сентября умерла его жена Евдокия. Так, в 16 лет Алексей Михайлович остался круглым сиротой. Легко понять скорбь юного государя, который вместо положенных ему по церковному обычаю 40 дней траура горевал по родителям целый год. Царский венец — шапку Мономаха — в Успенском собо-ре на него возложили вскоре по прошествии траура, 28 сентября 1645 г.

После венчания на царство Алексей Михайлович должен был немедленно жениться, так как только женатый человек считался совершеннолетним. Вы-бором невесты занимался Борис Иванович Морозов, царский воспитатель. Из 200 девиц, привезенных в Москву на смотрины, царю представили только шесть. Сначала царь выбрал дочь касимовского помещика Евфимию Всеволжскую. Но она, по неведомым причинам, в присутствии царя упала в обморок (враги Морозова утверждали, будто по его приказу невесте слишком сильно затянули волосы под венцом). Тогда Всеволжскую обвинили в падучей, и царь не решился на ней жениться. Морозов подыскал ему новую невесту — красавицу Марию Милославскую. Царский лекарь Коллинз сообщает, что она была дочерью небогатого дворянина, который служил в посольском приказе и подносил на пирах вино иностранцам, а дочь его, будущая государыня, даже была вынуждена собирать грибы и торговать ими на рынке. Неудивительно, что сам Морозов женился на сестре царицы, породнившись, таким образом, со своим царственным воспитанником. Однако это не спасло Морозова от краха. Теперь становится понятным, почему царь был милостивым к Борису Ивановичу. Неудачная попытка увеличить доходы казны путем высоких пошлин на соль привела к Соляному бунту 1648 г., в ходе которого восставшие потребовали казни Морозова. Царь спас своего родственника, удалив его из Москвы в Кирилло-Белозерский монастырь. После возвращения в столицу тот продолжал пользоваться расположением Алексея Михайловича, но уже не играл прежней роли в управлении. Первым царским советчиком и даже «вторым великим госуда-рем» стал «собинный друг» царя — Новоспасский архимандрит Никон — в скором будущем — митрополит Новгородский (с 1650 г.) и патриарх всея Руси (с 1652 г.).

Бунт 1648 г. и продолжающиеся волнения имели два важных следствия. В 1649 г. было принято Соборное Уложение, которое укрепило положение Романовых, создавшееся после Смуты, и значительно усо-вершенствовало русское законодательство. По мне-нию правительства, издание Уложения должно было внести порядок и закономерность в управление и смягчить народное недовольство. Вторым следствием Соляного бунта стала большая самостоятельность царя: он приобрел собственный взгляд на вещи.

Еще большее влияние на становление его лично-сти оказала война с Польшей за Украину в 1654— 1656 гг. Царь сам выступил в поход с войсками, по-бывав в Литве и Ливонии. Именно в ходе войны проявились положительные качества царя — он показал себя как зрелый политик и гуманный человек.

Царь вел заметки об этой войне. В них сквозит примечательная черта — забота о ратниках. Он пони-мал, что вовсе без жертв обойтись нельзя, но предла-гал воеводам вести дело с наименьшими потерями и готов был простить многое, но не лишние жертвы. В письмах царя имеются следующие строки: «Людей наших всяких чинов 51 человек убит, да ранено 35 че-ловек; и то благодарю Бога, что от трех тысяч столько побито, а то все целы, потому что побежали, а сами плачут, что так грех учинился… Радуйся, что люди, целы». Нужно иметь особый склад души — радовать-ся бегству своих воинов, тем спасшихся. Когда иностранный офицер на русской службе предложил ввести смертную казнь за бегство с поля боя, царь с негодованием отказался от такого шага на том основании, что Бог не всем даровал одинаковую храбрость, и карать за это было бы жестоко.

В завоеванных городах Алексей Михайлович не спешил устанавливать свой суд, уважая местные тра-диции, и, в частности, удовлетворил челобитную жителей Могилева, желавших жить по магдебургскому праву, носить прежнюю одежду, не ходить на войну и проч. Во второй раз он приехал в Смоленск, чтобы прекратить мародерство и погромы.

Война с Польшей длилась до октября 1656 г., когда Россия, опасаясь чрезмерного усиления шведов, занявших Познань, Варшаву и Краков, заключила перемирие с поляками, начав военные действия про-тив Карла X. В отличие от польской кампании, которая вернула России потерянный в Смуте Смоленск и позволила взять Полоцк и Вильну, русско-шведская война кончилась невыгодным миром в Кардисе в 1661 г., по которому царь уступил все ранее завоеван-ные местности. Эти невыгодные условия были связа-ны со смутами в присоединившейся к России Мало-россии и новой войной с Польшей. После ощутимых поражений в 1659 г. под Конотопом и под Чудновом, России благодаря успешным действиям гетмана Брюховецкого и князя Рамодановского удалось, однако, взять реванш. Внутренние беспорядки в Польше способствовали этому. В январе 1667 г. в деревне Андрусово воюющие стороны заключили перемирие на 13 лет. По этому договору Россия получила Смоленск, Северскую землю, левую сторону Днепра и Киев на два года. В период войны царь лично побывал в Ви-тебске, Полоцке, Могилеве, Ковно, Гродно, Вильне, познакомился с западными обычаями. Вернувшись в Москву, он начал вносить изменения в придворную обстановку. Во дворце появились обои (золотые кожи) и мебель немецкого и польского образца.

В 50—60 гг. происходят и важные изменения во внутренней жизни страны — реформа Церкви, вдохновителем которой был сам царь, а проводил ее на первых порах царский любимец патриарх Никон. В 1658 г. царь, ставший гораздо более самостоятельным и независимым, разошелся во взглядах с патриархом, который, оскорбленный государем, самовольно удалился из Москвы в подмосковный Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. До 1666 г. церковь фактически оставалась без патриарха, что сильно мучило благочестивого царя. Затем Церковный собор с участием восточных иерархов лишил Никона сана и приговорил к ссылке в Кирилло-Белозерский монастырь простым чернецом. Церковными делами стал заниматься сам государь.

Испытания, выпавшие на период царствования Алексея Михайловича: Медный бунт, восстание 1667 г., движение Стеньки Разина 1670 г., не изменили характер царя, не ожесточили его. Пожалуй, очень точно описал характер царя С. Ф. Платонов в очерке «Царь Алексей Михайлович».

«Сама наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему,— пишет историк.— В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз, по отзыву современника, никого не пугал, но добрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русою бородой, было благодушно при-ветливо и в то же время серьезно и важно, а полная (потом чересчур полная) фигура его сохраняла вели-чавую и чинную осанку. Однако царственный вид Алексея Михайловича ни в ком не будил страха: чув-ствовалось, что не личная гордость царя создала эту осанку, а сознание важности и святости сана, который Бог на него возложил».

Существуют положительные отзывы о царе иностранцев, и это особо показательно, если вспомнить, что их авторы вовсе не были друзьями или поклонниками Москвы. По-видимому, Алексей Михайлович всем, кто имел случай его узнать, казался светлой личностью, и всех удивлял своими достоинствами и приятностью. Такие впечатления современников подтверждаются письмами и посланиями самого царя.

В эпистолярном наследии Алексея Михайловича имеется все, что говорит читателю о необыкновенно восприимчивом и впечатлительном человеке. Его занимает и волнует все одинаково: и вопросы политики, и военные реляции, и смерть патриарха, и садоводство, и вопрос о том, как петь и служить в церкви, и соколиная охота, и театральные представления, и буйство пьяного монаха в его любимом монастыре.

Имеются упоминания о том, что Алексей Михайлович был человеком весьма вспыльчивым, но так же легко, как гневался, царь умел прощать и мириться, если, конечно, государственные интересы не требовали длительной опалы или ссылки виновника царской немилости.

Всякое горе и беда живо трогали царя. Так, он утешал князя Никиту Ивановича Одоевского, когда у последнего внезапно умер сын. Князь был в Казани, и Алексей Михайлович послал ему письмо, где развивал мысль, что светлая кончина человека без страданий, «в добродетели и в покаянии добре», есть милость Господня, которой следует радоваться даже и в минуты естественного горя.

Слова утешения нашлись у царя и для Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина, сын которого, по имени Воин, бежал за границу, изменил государю и Отечеству. Алексей Михайлович даже пытался утешить отца надеждою на возвращение сына, не изменившего якобы, а только увлекшегося по молодости. Царь оказался прав: Афанасьев «сынишка Войка» скоро вернулся из дальних стран во Псков, а оттуда в Москву. Алексей Михайлович сначала отказался принять отставку безутешного отца, затем «пожаловал» и сына. Молодой Ордин-Нащокин получил прощение и за верную службу отца «написан по московскому списку с отпуском на житье в отцовские деревни».

Любил государь и повеселиться. В письме к Матюшкину он сообщает: «Тем утешаются, что столников беспрестани купаю ежеутро в пруде… за то кто не поспеет к моему смотру, так того и купаю!» В отличие от своего сына, шутки которого превращались в издевательство, Алексей Михайлович, как правило, потешался безобидно. Поэтому стольники нарочно опаздывали к смотру: ведь после принудительного омовения их удостаивали великой чести и приглашали к царскому столу.

Благодушие, мягкость, общительность и веселый нрав сочетались в царе с глубокой образованностью. Он вполне овладел не только доступными русскому человеку его времени библейскими и светскими зна-ниями, но и самим книжным языком, затейливым и цветистым в XVII в., под стать «узорочью» икон и фресок, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Но в отличие от книжников своего века царь никогда не жертвовал ясностью мысли ради красоты формы. За каждой фразой в эпистолярии и литературных опытах царя стоит живая и ясная мысль, видимо, он привык размышлять, привык свободно и легко высказывать то, что надумал, и говорил притом только то, что думал.

Чтение способствовало религиозности царя. Его главным духовным интересом было спасение души. Всякому виновному он указывал, что тот своим по-ступком губит душу и служит сатане.

Царь гораздо шире понимал Православие, чем большинство его приближенных. Ревниво оберегая чистоту веры, он в то же время считал не только воз-можным, но и полезным общение с иностранцами, старался перенимать их технические знания и военный опыт. Для царя на первом месте в христианстве была религиозная мораль, а не сами по себе форма и обряд, причем мораль эта была не сухим кодексом отвлеченных нравственных правил, а своего рода фи-лософией жизни, проявляясь в любящем слове, в теплом, бережном, чутком отношении к людям. Религи-озность царя, строгое соблюдение церковных постов, аскетизм — все это, казалось бы, плохо сочеталось с такой чертой характера Алексея Михайловича, как любовь к красоте «мира сего», ярко проявившаяся в увлечении соколиной охотой и сельским хозяйством. Царь даже написал специальное сочинение «Урядник сокольничья пути», где очень тонко рассуждает о красоте разных охотничьих птиц, о прелести лета и удара, о внешнем изяществе самой охоты. То же чувство прекрасного заставляло царя увлекаться внешним благочестием церковного служения и строго следить за ним, иногда даже нарушая его внутреннюю чинность. В записках Павла Алеппского можно видеть много примеров, как царь распоряжался в церк-ви, наводя порядок и красоту в такие минуты, когда, по нашим понятиям, ему надлежало хранить молча-ние. Эстетический вкус Алексея Михайловича ска-зывался и в выборе любимых мест — это Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде или село Коломенское. Соединение аскетизма и светлого взгля-да на жизнь не противоречат в натуре Алексея Ми-хайловича, они в нем органичны. Религия и молитва, по его мнению, не исключают удовольствий и потех. Царь не считал свою любимую соколиную охоту или рассматривание диковинных иноземных вещей гре-хом, не каялся в том. Развлечение спасает от худшего греха — печали и уныния. Вот что пишет царь в «Уряднике сокольничья пути»: «И зело потеха сия полевая утешает сердца печальныя будите охочи забавляйтеся, утешайтеся сею доброю потехою… да не одолеют вас кручины и печали всякие». Печаль — грех, от нее надо лечиться. Лекарство — развлечение. Но надо знать этому лекарству меру. В том же настав-лении сокольникам царь напоминает: «Правды же и суда и милостивыя любве и ратного строя николиже позабывайте делу время и потехе час». Итак, цель жизни для Алексея Михайловича — спасение души, а забавы — лишь «утешение», снисхождение к естественной человеческой немощи, дабы не совершить тягчайший грех уныния.

Конечно, «несть человека, аще без греха», светлые стороны натуры Алексея Михайловича перемежались тенями. Один из озлобленных реформами уличных озорников Савинка Корепин болтал на Москве про юного государя, что «царь глуп, глядит все изо рта у бояр Морозова и Милославского: они всем владеют, а сам государь все это знает, да молчит: чорт у него ум отнял». Мысль, что «царь глядит изо рта», высказывалась не раз и позднее другими современниками «тишайшего».

Действительно, как отмечает С. Ф. Платонов, «при всем своем уме царь Алексей Михайлович был безвольный и временами малодушный человек». Историк находит подтверждение этой мысли в письмах царя. В 1652 г. он пишет Никону, что дворецкий, князь Алексей Михайлович Львов, «бил челом об отставке». Это был возмутительный самоуправец, много лет без-наказанно сидевший в Приказе Большого дворца. Царь обрадовался, что можно избавиться от Львова, и «во дворец посадил Василья Бутурлина». С наивною похвальбою он сообщает Никону: «А слово мое ныне во дворце добре страшно, и (все) делается без замотчанья!» Значит, такова была наглость князя Львова, что ему не страшно казалось и царское слово, и так велика была слабость государя, что он не мог изба-виться от своего дворецкого!

При отсутствии сильной и твердой воли Алексей Михайлович не мог взять в свои руки настроение окру-жающих, не мог круто разделаться с виновными. «Он мог вспыхнуть, выбранить и даже ударить, но затем быстро сдавался и искал примирения. Он терпел князя Львова у дел, держал около себя своего плохого тестя Милославского, давал волю безмерному властолюбию Никона потому, что не имел в себе силы бороться ни со служебными злоупотреблениями, ни с придворными влияниями, ни с сильными характе-рами».

Другое отрицательное свойство характера царя Алексея историк видит в том, что «тишайший» «не умел и не думал работать. Он не знал поэзии и ра-достей труда и в этом отношении был совершенною противоположностью своему сыну Петру. Жить и наслаждаться он мог среди «малой вещи», как он называл свою охоту и как можно назвать все его иные потехи. Вся его энергия уходила в отправление того «чина», который он видел в вековом церковном и дво-рецком обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом приятных «новшеств», которые в его время, но независимо от него, стали проникать в жизнь мо-сковской знати. Управление же государством не было таким делом, которое царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя. Для него существовали бояре и приказные люди. Сначала за царя Алексея правил Борис Иванович Морозов, потом настала пора князя Никиты Ивановича Одоевского, за ним стал временщиком патриарх Никон, правивший не только святительские дела, но и царские, за Никоном последовали Ордин-Нащокин и Матвеев. Во всякую минуту деятельности царя Алексея мы видим около него доверенных лиц, которые правили. Царь же, так сказать, присутствует при их работе, хвалит их или спорит с ними, хлопочет кругом действительных работников и деятелей. Но ни работать с ними, ни увлекать их… он не может».

Таким образом, «тишайший» государь, в отличие от сына, не осознавал потребности глубоких реформ в русской жизни, существенных перемен. Ему каза-лось, что все остается неизменным, прочным, по столь любимому им порядку и чину. В реформе церкви он видит не изменение книг, чинов и обрядов, а лишь их исправление в соответствии с древней практикой. В войнах за выход к морю — возвращение утраченных Россией в Смутное время земель. В заимствованиях «войск иноземного строя», некоторых военно-технических и культурных новшеств с Запада, в по-пытке секуляризации церкви — путь к укреплению государства, а отнюдь не разрушение традиционной культуры. А если все идет по накатанной колее, по заведенному порядку, стоит ли вмешиваться в события?

Таким образом, царь не чувствовал себя реформатором. Отсюда непоследовательность и нерешительность первых попыток реформ в царствование Алексея Михайловича. Преобразователи, за исключением, может быть, Ордина-Нащокина в реальной политике и Юрия Крижанича в теории, еще не осознавали преобразований. Им казалось, что они завершают вос-становление и реставрацию Московского царства, начатые при Михаиле. Между тем нет ни одного преобразования Петра I, которое не имело бы аналога, пусть слабого и бледного, в царствование его отца. «Этому-то царю,— пишет В. О. Ключевский,— при-шлось стоять в истоке самых важных внутренних и внешних движений. Разносторонние отношения, ста-ринные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились, встретились и перепутались… и над всеми ними как общий ключ к их решению стоял основной вопрос: оставаться ли верным родной старине или брать уроки у чужих. Царь Алексей разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних».

Такой ответ на вызов времени был, конечно, непоследовательным и противоречивым. Этим объясняет-ся драматичный личный итог, с которым царь пришел к концу своего жизненного пути. «Собинный друг» государя, опальный патриарх Никон находился в заключении, как и его противник протопоп Аввакум. Оба были знакомы и симпатичны царю. Столь люби-мую и почитаемую царем Православную Церковь раздирал раскол. Правительственные войска, неза-долго до кончины «тишайшего» после 8-летней блокады и осады взяли твердыню старой веры Соловецкий монастырь.

Впрочем, у царя было и утешение. Женат был он дважды: на урожденной М. И. Милославской, родив-шей 13 детей (умерла 4 марта 1669 г.), а после ее смерти на Н. К. Нарышкиной, которая пережила своего мужа и подарила ему сына и двух дочерей.

Алексей Михайлович умер в январе 1676 г., успев благословить на царство старшего сына Федора, отдать приказ освободить из тюрем всех узников, простить долги, причаститься и собороваться.

4 ДЕНЬ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА»

Чтобы Лучше вникнуть в ту эпоху, понять харак­тер XVII века в России, проследим жизнь «тишайше­го» государя не в воинских походах и важных госу­дарственных делах, а в повседневном быту. Историк А. А. Кизеветтер написал специальное сочинение под названием «День царя Алексея Михайловича» (М., 1904), в котором шаг за шагом прослеживается обыч­ный день царя; Позднейшие историки провели допол­нительные исследования по этому вопросу.

Государь вставал в 4 часа утра и сразу выходил в крестовую палату, где читал ряд молитв, по оконча­нии чего прикладывался к праздничной иконе, а ду­ховник кропил его святой водой. Затем он направ­лялся к царице и вместе с нею шел к заутрене. После заутрени растворялась дверь из внутренних покоев в переднюю палату, где собирались ближние бояре и думные чины - в кафтанах из сукна, атласа, а то и парчи, в высоких шапках из меха соболя или че-нобурой лисы.

Царь беседовал с ними, ему сообщались последние новости. Он благодарил, тут же жаловал отличив­шихся. Ему кланялись в ответ.

Затем царь шел к обедне в кремлевские соборы. Выходил он в «порфире и короне», его окружали рынды, одетые в белые, шитые серебром кафтаны и высокие бархатные шапки, шитые жемчугом. Народ встречал царя земными поклонами. Выход его к обедне имел определенный смысл: он свидетельствовал о стабильности существующего порядка и подчеркивал своеобразное единение царя с народом. Обедня заканчивалась в 10 часов, и царь удалялся во внутренние покои «сидеть с бояры», то есть заниматься государственными делами. Бояре сидели по знатности, думные дьяки стояли, иногда, когда заседание затягивалось, царь и им разрешал садиться. В эти же часы государь работал в Тайном приказе. В праздники Дума не собиралась, а проходили приемы послов или приглашали патриарха с духовенством.

Обедал государь чаще всего один. Хотя Алексей Михайлович был очень воздержан в еде, часто постился, но даже в будние дни к его столу подавали до 70 блюд. Они, как и хмельные напитки, посылались отличившимся боярам. Сам царь пил квас, редко овсяную брагу или пиво. Каждое блюдо, подаваемое к его столу, пробовали (повара, дворецкие, стольники, ключники, кравчие) из-за боязни яда. В праздничные дни стол роскошно сервировался. Всегда за ним было много гостей. Приглашение на царский пир было весьма почетно, хотя нередко между боярами возникали местнические ссоры.

После обеда царь ехал на соколиную охоту или ложился отдохнуть на 2-3 часа (если ночью молил­ся). Выезд царя пышно обставлялся:, зимой подавали широкие раззолоченные сани, обитые персидскими коврами. Вокруг саней теснились стрельцы. Впереди мели путь и разгоняли толпу. Завершал шествие отряд жильцов - своеобразной дворцовой гвардии. Летом царь ездил верхом.

Возвратившись, царь шел к вечерне и остаток дня проводил в кругу семьи. Алексей Михайлович и Марья Ильинична вместе ужинали, потом призывались странники, старцы. По вечерам царь читал (Св. Писание, жития, духовные слова и поучения, летописи, хроники и хронографы, посольские записки, книги по географии, а также повести и рассказы, при­возимые из Польши), а еще чаще писал. Иногда вечером шли в Потешную палату - своеобразный театр-балаган, где выступали шуты, карлики, уроды, скоморохи. Со временем шутов и скоморохов потеснили музыканты, игравшие на органах и цимбалах, «баха-ри и домарчеи», певцы и рассказчики народных сказаний. Позднее в этой палате разыгрывались настоя­щие спектакли, ставились европейские комедии. В де­вять часов вечера государь уже спал.

Так спокойно и размеренно проходил почти каж­ый день Алексея Михайловича, не чуравшегося постоянного, упорного государственного делания. Разработав шутовской чин производства в сокольники, царь собственноручно присылал характерное отступление: «Правды же и суда и милостивой любви и ратного строя никогда не забывайте: делу время и потехе час».

Царя Алексея Михайловича Романова прозвали Тишайшим. Он отличался от своих предшественников искренней богобоязненностью, образованностью и даже великодушием. Однако период в российской истории, на который пришлись годы правления Алексея Михайловича Романова, нельзя назвать спокойным.

Тринадцать лет продолжалась русско-польская война. В Москве разразился народный бунт, вызванный установлением новой пошлины на соль. В Русской Православной Церкви произошел раскол. Все это события, произошедшие в годы правления царя Алексея Михайловича Романова.

Детство

В возрасте пяти лет будущий царь начал учиться грамоте. Его воспитателем стал боярин Борис Морозов. В ранние годы правления Алексея Михайловича Романова этот человек в решении государственных дел играл не последнюю роль. Морозов оказывал на цесаревича влияние, от которого ему не просто было избавиться. Второй из рода Романовых с ранних лет очень любил книги. К двенадцати годам он собрал небольшую библиотеку. Повзрослев, увлекся и охотой.

Шестнадцатилетний царь

В ночь с 12 на 13 июля 1649 года неожиданно и тихо умер первый из рода Романовых - Михаил Федорович. Однако он успел благословить на царство единственного сына. Бояре поспешно присягнули новому государю. Так Алексей Михайлович Романов начал царствовать, но не править.

Люди в Средневековье взрослели, конечно, быстро. Тем не менее шестнадцатилетний Михаил мало был осведомлен в государственных делах. На престоле оказался бойкий и живой молодой человек, не умевший управлять страной, но знавший толк в охоте и церковных песнопениях.

Начало царствования

Алексей Михайлович Романов был относительно мягким правителем. Когда он взошел на престол, был совершенно не готов к решению вопросов внешней и внутренней политики. В первые годы сын Михаила Федоровича прислушивался к мнению своего родственника Бориса Морозова.

В 1647 году молодой царь Алексей Михайлович Романов задумывал жениться. Его избранницей стала дочь Рафа Всеволожского. Но вмешался Морозов. Боярин сделал все, дабы «правильно» женить молодого царя. Алексей Михайлович, находясь под влиянием интригана, заключил брак с Марией Милославской. Сам же Морозов вскоре женился на ее сестре. Так он, наряду с Милославским, укрепил свое положение при дворе.


Соляной бунт

Даже в самой краткой биографии Алексея Михайловича Романова упоминается это восстание. Это был самый крупный бунт в годы его правления. Причины восстания – недовольства населения политикой Бориса Морозова. Цены на соль повысились в несколько раз, увеличились налоги.

В восстании принимали участие ремесленники, посадские люди и стрельцы. Был устроен поджог в Китай-городе, разорены боярские дворы. Погибло несколько сотен человек. Но Соляной бунт сыграл важную роль в дальнейшей политической жизни страны. В краткой биографии Алексея Михайловича Романова непременно сказано о своде законов, которые тот издал после подавления восстания. Об этом более подробно рассказано ниже. Какие события предшествовали Соляному бунту? Как отреагировал Алексей Михайлович на восстание, вызванное политикой Морозова?

В первые годы царствования молодой правитель пытался установить равновесие в бюджете, выработать надежную финансовую систему. Морозов же предложил провести реформы, которые будут направлены на пополнение казны, восстановление налоговой системы.

Алексей Михайлович Романов, будучи в то время еще неопытным правителем, последовал советам родственника. Был введен налог на ввоз соли, в результате чего цена на этот товар у торговцев существенно возросла. В 1647 году пришлось отказаться от поставки соли. Налог отменили. В то же время увеличились сборы с "черных" слобод. Тяжесть налогового бремени теперь легла на плечи мелких торговцев, ремесленников.

Соляной бунт - одно из ярчайших событий в биографии Алексея Михайловича Романова. Кратко о Морозове можно сказать так: царский воспитатель, фактический правитель государства. Но после бунта позиция царя изменилась. Морозова он отправил подальше от Москвы. Алексей Михайлович издал указ, который отсрочил взимание налогов и успокоил восставших. Морозов вскоре вернулся, но уже такой роли, как прежде, в управлении государством не играл. Еще одним итогом бунта стало составление кодекса законов.


Соборное уложение

Описываяя кратко биографию Алексея Михайловича Романова, стоит рассказать о своде законов, действовавшем почти два столетия. Соборное уложение было принято в 1649 году.

Первым русским-бюрократом самодержцем стал царь Алексей Михайлович Романов. Биография этого правителя не привлекает столь широкого внимания, как, например, жизнеописание его сына Петра I. Алексея Михайловича не называют великим царем. Но в годы его правления появились важные нововведения. Его предшественники никогда не брали в руки бумаг, считая, что это не подобает их сану. Алексей Михайлович Романов не только издал новый свод законов, но и собственноручно просматривал челобитные.

Для составления Уложения царь созвал специальную комиссию, которую возглавил князь Никита Одоевский. Собор проходил с участием представителей посадских общин. Слушанье проводилось в двух палатах. В одной восседал царь, Освященный Собор и Боярская Дума. В другой - люди разных чинов. Соборное уложение действовало вплоть до середины XIX столетия. Именно с издания этого документа начинает свою историю российское крепостничество.


Церковная реформа

Итак, новый период в биографии царя Алексея Михайловича Романова начинается после Соляного бунта. Правитель возмужал и уже более не нуждался в советчиках. Правда, у власти вскоре оказалась личность, которая проявила куда большее честолюбие, нежели Морозов. А именно патриарх Никон.

Общительная, мягкая натура Алексея Михайловича нуждалась в друге. И этим добрым другом стал Никон, бывший в то время Новгородским митрополитом. Это был не только священнослужитель, но талантливый политик и хороший хозяйственник. В марте 1650 года Никон усмирил мятежников, чем заслужил доверие царя. С 1652-го он принимал активное участие в делах государства.

Патриарх Никон провел церковную реформу по поручению Алексея Михайловича. Она касалась прежде всего церковных книг и обрядов. В Московском Соборе реформу одобрили, но предложили совместить греческие и русские традиции. Никон был личностью волевой, своенравной. Он получил неограниченную власть над верующими, и эта власть опьянила его. Вскоре патриарх выступил с идеей о первенстве церковной власти, что не могло быть одобрено царем. Алексей Михайлович был мягким, но умел проявлять твердость в решительные моменты. Он прекратил посещать богослужения Никона в Успенском соборе и отныне не приглашал Никона на торжественные приемы. Это стало серьезным ударом для самолюбивого патриарха.

Однажды во время проповеди в Успенском соборе Никон заявил о сложении своих обязанностей. От сана он не отказался, но и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон был уверен, что царь рано или поздно раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако этого не произошло.

В то время как Никон находился в Новоиерусалимском монастыре, Алексей Михайлович готовил церковный суд над ним. В 1666 году был созван Московский Собор. Патриарха привезли под конвоем. Царь обвинил его в том, что тот отрекся от патриаршества без его ведома. Присутствовавшие поддержали Алексея Михайловича. Никона судили, лишили сана и заточили в монастырь.


Реформа армии

В 1648 году царь начал военную реформу. В течение шести лет проводилось укрепление лучших частей "старого строя". Появились новые полки: солдатские, рейтарские, драгунские, гусарские. Царь нанял огромное количество специалистов из Европы, что стало возможным благодаря окончанию Тридцатилетней войны.

Ухудшение русско-польских отношений

В то время как русский царь задумал военную реформу, в Речи Посполитой началось восстание украинских казаков. Во главе их встал гетман Хмельницкий. Казаки победили, но вскоре начали терпеть поражение и попросились в подданство к Алексею Михайловичу. Они надеялись, что гнет русского царя окажется менее тяжелым.

В Москве, недолго думая, решили не упускать богатые украинские земли. Казаки стали подданными русского царя. Это привело к разрыву с Польшей.

Начало войны

На картинах и сделанных с них фото Алексей Михайлович Романов выглядит как статный дородный мужчина. Настоящий русский царь. Именно таким он и был, согласно записям современников, к началу войны с Польшей.

Весной 1654 года русские войска заняли Могилев, Оршу, Смоленск. Спустя несколько месяцев против Речи Посполитой выступили шведы, которые захватили Краков и Варшаву. Польский король поспешно покинул страну. Под натиском русской армии пали Вильно, Минск, Гродно. В Речи Посполитой начался "Потоп", о котором рассказал в своем знаменитом романе Генрик Сенкевич.

Война со Швецией

К весне 1656 года конфликт еще больше обострился. В мае русский царь объявил и Швеции войну. Осада Риги началась успешно, но едва не закончилась поражением русского войска. Пришлось отступать. Воевать на два фронта российской армии оказалось весьма тяжело. Начались русско-польские переговоры, которые продолжались довольно долго. Русский царь требовал Литву, поляки настаивали на возвращении украинских земель. Перемирие врагам пришлось заключить из-за угрозы нового шведского наступления.

Восстание Разина

Едва царю удалось урегулировать отношения с Польшей, как начались внутренние беспорядки. На юге страны поднял восстание казак Степан Разин. Он взял Яицкий городок, ограбил несколько персидских кораблей. В мае 1670 года Разин отправился на Волгу, где взял Черный Яр, Царицын, Астрахань, Самару и Саратов. Но под Симбирском мятежников захватили. Степана Разина казнили в Москве в 1671 году. А вскоре началась война с Турцией, которая завершилась уже после смерти Романова Алексея Михайловича (годы правления царя - 1645-1676). Война с Турцией закончилась двадцатилетним миром в 1681-м.


Жены и дети

Как уже было сказано, первой женой царя стала Мария Милославская. В этом браке на свет появилось 13 детей. Среди них - Федор III, Иван IV и Софья. Мария Милославская скончалась в 1669 году при родах, произведя на свет Евдокию. Девочка прожила всего два дня. Спустя три года царь женился на Наталье Нарышкиной. Дети Алексея Михайловича от второй жены - Наталья, Феодор, Петр.


В 1674-м царь объявил своим наследником сына Федора. Спустя два года Алексей Михайлович Романов скончался от сердечного приступа. Ему было 47 лет.


Алексей Михайлович Романов (Тишайший) (рожд. 17 (27) марта 1629 г. — смерть 29 января (8 февраля) 1676 г.) Государь, Царь и Великий Князь всея Руси 1645 — 1676 гг.
Детские годы
Алексей Михайлович родился в 1629 году, он был старшим сыном царя Михаила Федоровича и его жены Евдокии Лукьяновны Стрешневой.
С пятилетнего возраста молодой царевич Алексей под надзором Б.И. Морозова начал учиться грамоте по букварю, после приступил к чтению книг. В 7 лет стал обучаться письму, а в 9 - церковному пению. К 12-ти годам у мальчика составилась небольшая библиотека из книг, ему принадлежавших. Среди них упоминаются, между прочим, лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также «Космография».
В числе предметов «детской потехи» царевича встречаются музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, вместе с прежними образовательными средствами видны и нововведения, сделанные не без прямого влияния боярина Б.И. Морозова.
Вступление на престол
После смерти отца 16-ти летний Алексей Михайлович 17 июля 1645 г. стал вторым царем из династии Романовых. Со вступлением на престол он столкнулся лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших русскую жизнь XVII столетия. Слишком мало подготовленный к разрешению подобных дел, он поначалу подчинился влиянию бывшего своего дядьки Морозова. Однако в скором времени начал принимать и самостоятельные решения.
Алексей Михайлович, как видно из его собственных писем, и отзывам иностранцев и русских подданных, обладал замечательно мягким, добродушным характером; был, по словам подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, «гораздо тихим», за что и получил прозвище Тишайший.
Характер царя
Духовная атмосфера, среди которой жил государь, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам он во все посты ничего не пил и не ел, и вообще ревностно исполнял церковные обряды. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, развивавшее у Алексея Михайловича христианское смирение. «А мне, грешному, - пишет он, - здешняя честь, аки прах».
Царское добродушие и смирение временами, однако, сменялись на кратковременные вспышки гнева. Как-то раз царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», повелел боярам испробовать то же средство. Р.Стрешнев отказался. Алексей Михайлович собственноручно «смирил» старика, но после не знал, какими подарками его задобрить.
Вообще государь умел отзываться на чужое горе и радость. Замечательные в этом отношении его письма. Мало темных сторон возможно отметить в царском характере. У него была скорей созерцательная, пассивная, а не практическая, активная натура; стоял на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своем мировоззрении, однако не предавался со страстной энергией ни тому, ни другому.

Женитьба
Надумав жениться, Алексей Михайлович в 1647 г. выбрал себе в жены дочь Рафа Всеволожского. Однако пришлось отказаться от своего выбора из-за интриг, в которые, возможно, был замешан Морозов. 1648 год — царь заключил брак с Марьей Ильинишной Милославской. В скором времени Морозов женился на сестре ее Анне. В результате, Б.И. Морозов и тесть его И.Д. Милославский приобрели первенствующее значение при царском дворе. От этого брака родились сыновья - будущие цари Федор Алексеевич и Иван V и дочь Софья.
Соляной бунт
Однако к этому времени, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Морозова. 1646 год, 7 февраля — по его инициативе царским указом и боярским приговором установили новую пошлину на соль. Она была выше рыночной цены соли - одного из главнейших предметов потребления всего населения - примерно в полтора раза и вызвала сильное недовольство народа. К этому прибавилось злоупотребления Милославского и слухи о пристрастии государя к иностранным обычаям. Все эти причины вызвали Соляной бунт в Москве 2-4 июня 1648 г. и беспорядки в других городах.
Новую пошлину на соль отменили в том же году. Морозов продолжал пользоваться царским расположением, однако уже не имел первенствующего значения в управлении державой. Алексей Михайлович возмужал и больше не нуждался в опеке. Он писал в 1661 году, что «слово его стало во дворце добре страшно».

Патриарх Никон
Но мягкой, общительной натуре царя был необходим советчик и друг. Таким «собинным», любимым другом стал владыка Никон. Будучи митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 г. усмирял мятежников, Никон овладел доверием царя, посвящен был 25 июля 1652 г. в патриархи и начал оказывать прямое влияние на дела государства.
1653 год, 1 октября — Земской Собор в Москве принял решение о принятии Украины в состав России. Как следствие этого была объявлена Россией 23 октября того же года войны Речи Посполитой, притеснявшей украинцев.
Во время войн 1654-1658 гг. Алексей Михайлович часто отсутствовал в столице, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Вернувшись из военных походов, он начал тяготиться его влиянием. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и начали непочтительно относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не смогла снести обиды. 1658 год, 10 июля — он отказался от своего сана и уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Царь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Только в 1666 г. на Церковном Соборе под председательством патриархов Александрийского и Антиохийского Никона лишили архиерейского сана и заточили в Белозерский Ферапонтов монастырь.
Во время военных походов Алексей Михайлович Романов побывал в западных городах - Витебске, Полоцке, Могилеве, Ковно, Гродно, Вильно. Там познакомился с похожим на европейский образом жизни. Вернувшись в Москву государь сделал перемены в придворной обстановке. Внутри дворца появились обои (золотые кожи) и мебель на немецкий и польский образец. Постепенно изменялась жизнь и простых горожан.

Церковный раскол
После устранения Никона не уничтожены были главные его нововведения - исправление церковных книг и изменения некоторых религиозных обрядов (форма церковных поклонов, крещение тремя перстами, использование для богослужения икон только греческого письма). Многие из священников и монастыри не согласились принимать этих новшеств. Они начали называть себя старообрядцами, а официальная Русская Православная Церковь стала именовать их раскольниками. 1666 год, 13 мая — в Успенском соборе Московского Кремля был предан анафеме один из руководителей старообрядцев - протопоп Аввакум.
Внутренние беспорядки
Особо упорное сопротивление было оказано Соловецким монастырем; осажденный с 1668 г. правительственными войсками, он был взят воеводой Мещериновым 22 января 1676 г., мятежников повесили.
Тем временем на юге поднял бунт донской казак Степан Разин. Ограбив караван гостя Шорина в 1667 г., Разин двинулся на Яик, взял Яицкий городок, грабил персидские корабли, но в Астрахани принес повинную. В мае 1670 года он вновь отправился на Волгу, взял Царицын, Черный Яр, Астрахань, Саратов, Самару и поднял на восстание черемисов, чувашей, мордву, татар. Войско Разина под Симбирском разбил князь Ю. Барятинский. Разин бежал на Дон и, выданный там атаманом Корнилом Яковлевым, был казнен в Москве 27 мая 1671 г.
В скором времени после казни Разина началась война с Турцией из-за Малороссии. Война окончилась 20-ти летним миром только в 1681 году.
Результаты правления Алексея Михайловича
Из внутренних распоряжений при царе Алексее Михайловиче замечательно основание новых центральных учреждений (приказов): Тайных дел (не позже 1658 г.), Хлебный (не позднее 1663 г.), Рейтарский (с 1651 г.), Счетных дел, занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм (с 1657 г.), Малороссийский (с 1649 г.), Литовский (в 1656-1667 гг.), Монастырский (в 1648-1677 гг.)
В финансовом отношении сделано также несколько преобразований. В 1646 году и последующих годах провели перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола. Указом от 30 апреля 1654 г. запрещалось взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп.
Из за нехватки денежных средств во множестве были выпущены медные деньги. С 1660-х годов медный рубль начал цениться в 20-25 раз дешевле серебряного. В результате чего наступившая страшная дороговизна вызвала народный мятеж 25 июля 1662 г., названный Медным бунтом. Мятеж был усмирен высылкою против восставшего народа стрелецкого войска.
Указом от 19 июня 1667 г. приказано было приступить к постройке судов в селе Дединове на Оке.
В области законодательства было составлено и издано Соборное Уложение - свод законов Российского государства (печаталось в первый раз 7-20 мая 1649 г.). Его дополняли в некоторых отношениях Новоторговый устав 1667 г., Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказные статьи о поместьях 1676 г.
Во время правления Алексея Михайловича Романова продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А.Булыгин, О.Степанов, Е.Хабаров и другие. Были основаны города Нерчинск (1658 г.), Иркутск (1659 г.), Селенгинск (1666 г.)
Последние годы правления. Смерть
В последние годы царствования Алексея Михайловича при царском дворе особо возвысился А.С. Матвеев. Спустя 2 года по смерти М.И. Милославской государь женился на родственнице Матвеева - Наталье Кирилловне Нарышкиной (22 января 1671 г.). От этого брака у Алексея Михайловича родился сын - будущий император Петр 1.
Умер царь Алексей Михайлович Романов 29 января 1676 г. и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
М. Вострышев