Данная инструкция переписана мною лично в Паломническом центре Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Дивеево. В инете я не нашла её, когда готовилась к поездке. Может кому-то пригодится. Полужирным шрифтом я выделила основные места по-моему мнению.
Эта инструкция служит дополнением к моему основному посту - отчёту о путешествии. Там тоже есть полезная информация для паломников.

Один день в Дивеево. Как провести день в монастыре.

Правильнее приехать в монастырь вечером : так, чтобы успеть на вечернюю службу, которая зимой начинается в 16-00, летом - в 17-00. По вопросу размещения следует обращаться в паломнический центр, он открыт с 8-00 до 20-00 зимой и с 8-00 до 21-00 летом.

После вечерней службы можно бесплатно поужинать в паломнической трапезной (талоны можно получить в паломническом центре).

После трапезы каждый день сестры совершают обход монастыря с иконой Божией Матери "Умиление"; при этом читают молитву "Богородице Дево, радуйся". Паломники могут присоединиться к ним и пройти по Святой Канавке вместе с сестрами.

Монастырь закрывается в 22-00 и открывается в 5-00 . В дни памяти прп. Серафима Саровского (1 августа и 15 января) монастырь открыт круглосуточно.

Обычно с 5-30 до 7-00 в монастыре совершается утреннее правило, которое включает в себя утренние молитвы, полунощницу и 12 псалмов с поклонами Спасителю, Пресвятой Богородице, всем небесням Силам бесплотным, преподобному Серафиму, всем святым земли Дивеевской и всем святым.

В 7-00 начинается молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому у его святых мощей. В будние дни акафист служится еще два раза - в 13-00 и в 14-00.

В 8-00 в будние дни начинается Божественная литурия. За 15 минут до ее начала бывает общая исповедь, после которой исповедники подходят под частичное разрешение грехов.

В воскресные дни в 8-00 служится Параклис Божией Матери. А литургия начинается в 9-00.

По окончании литургии можно пообедать в паломнической трапезной или в одном из платных монастырских кафе.

В 12-00 в будние дни и в 13-00 в воскресенье и праздничные дни от паломнического центра отправляется автобус на источник (билеты на поездку можно приобрести в паломническом центре). Летом бывает несколько поездок - в 10-00, 12-00 и 14-00 в будние дни, в 11-00, 13-00, 15-00 - в воскресные.

Если паломники хотят лучше узнать о Дивеевской обители, ее истории, святынях и архитектуре, следует обратиться в паломнический центр и попросить предоставить им сопровождающего по монастырю. Эта ознакомительная прогулка по обители совершается в течение часа.

Самостоятельно можно посетить Троицкий, Преображенский и Казанский соборы, храм Рождества Богородицы , которые открыты с 8-00 до 16-00 (летом до 17-00) с перерывом на уборку храма с 12-00 до 13-00, если в нем совершалось богослужение. В храмах можно заказать требы, приложиться к иконам и к святым мощам.

В течение дня можно самостоятельно посетить источники, которые находятся на территории села. Их пять - преподобной матушки Александры и Иверский минутах в пятнадцати от монастыря, Казанский и рядом с ним Пантелеимоновский и иконы Божией матери "Умиление" в получасе ходьбы от монастыря.

Можно самостоятельно пройти по Святой Канавке и помолиться Царице Небесной о своих родных и близких.

С 8-00 до 17-00 открыты платные монастырские кафе, где есть чай, кофе, монастырская выпечка, блины, горячие обеды. Чайная, блинная и кафе с горячими обедами открыты с 9-00 до 17-00, кафе в Доме паломника - с 9-00 до 14-00 и с 18-00 до 21-00.

В монастырских лавках продаются книги и сувениры. Лавки открыты с 8-00 до 18-00.

В течение дня с Дивеевского автовокзала (ул.Мира) идут автобусы на Арзамас, в Нижний Новгород, Ардатов, Воскресенск, Лысково, Сатис, Кременки и даже в Ульяновск (тел.автовокзала - 8 (831-34) 4-22-37). По тел. 8-906-361-71-51,8-920-020-04-88, 8-920-251-91-80, 8-908-723-33-56, 8-831-433-55-98 можно заказать себе место в маршрутке , которая идет из Сарова в Нижний Новгород. Последний автобус в Арзамас идет из монастыря, от паломнического центра, в 19-00.

Для тех, кто имеет намерение прожить в Дивеево несколько дней , организуются поездки в Суворово (во вторник), Муром (в среду), Санаксарский монастырь (в четверг) и для организованных групп - в Арзамас.

Богослужение – это таинство общения человека с Богом. И таинство особое, благословленное Господом. В Евангелии от Матфея (18, 20) мы читаем слова Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Именно поэтому церковные богослужения, которые объединяют православных людей в общей молитве, создают особую атмосферу.

Большинство паломников, приезжающих в Дивеево, лишь начинают свой путь к храму. Возможно, наша статья о том, какие службы и когда служатся в Серафимо-Дивеевском монастыре, ответит на многие вопросы.

Вечернее Богослужение

В монастыре служится ежедневно. В летнее время служба начинается в 17.00, в осеннее и зимнее – в 16.00

Попробуем вкратце рассказать, какие виды вечерних богослужений бывают.

Вечерня

Во время вечерни вспоминаются времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание из рая, раскаяние и молитва, и надежда на Спасителя.

Утреня

Изображает времена новозаветные: явление Господа Иисуса Христа в мир и Его Воскресение. В современной практике утреня почти всегда совершается сразу после вечерни, т.е. вечером.

Всенощное бдение

Накануне воскресных дней и праздников совершается вечерняя служба, которая называется всенощное бдение (всенощной). Она объединяет вечерню с утренней и первым часом, причем, как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно чем в обычные дни. В древности это богослужение начиналось поздно вечером и заканчивалось на рассвете. Позже его стали начинать несколько раньше, а в чтении делать сокращение, и оно стало заканчиваться не так поздно. А вот название сохранилось.

Лития

Служится во время всенощных бдений только накануне праздников. Эта часть службы служится в притворе, куда выходит из алтаря священник и диакон. Слово «лития» переводится с греческого как: «общественное, всенародное моление». И действительно, литийные молитвы – это особые молитвы Церкви о всем мире.

Утренние Богослужения

Служатся в монастыре ежедневно.

Литургия

Самое главное в жизни православного христианина и совершаемое в храме богослужение – это Литургия. Литургия переводится с греческого, как

«общее дело» или «общее служение».

Литургия – это благодарение Спасителя за жизнь во всех ее проявлениях. Таинство благодарения (по-гречески Евхаристии), совершаемое на литургии, – это Таинство Причащения. Молитвы и священнодействия Евхаристии низводят благодать Святого Духа на приготовленные хлеб и вино и делают их причастием – Телом и Кровью Христовой.

Литургия в дивеевском монастыре совершается ежедневно в 8. 00. По субботам. воскресеньям и праздникам, а также в летнее время совершаются две литургии: в 5.00 утра и в 8.00 (по воскресеньям в 9.00).

Полуношница

В древности она совершалась в полночь или любой другой час ночи до наступления утра. Она была установлена как напоминание о ночном молитвенном подвиге Иисуса Христа перед Его страстями, а также для напоминания о Страшном суде и дне второго пришествия Христова, которое по верованию церкви должно наступить в полночь.

На этом богослужении поминают живых и мертвых. В приходских храмах полуношница служится крайне редко, а в монастырях эта служба сохранилась.

В Серафимо-Дивеевском монастыре почти круглый год за исключением тех дней, когда служится две литургии, полуношница совершается в 5.30.

Параклис

Это особый молебен Богородице, который бывает двух видов. В Дивеево его служат, как заповедал . В других монастырях его служат редко.

Параклис служится по воскресеньям перед литургией (чередуется попеременно каждый из двух видов) в 8.00

Все вышеперечисленные богослужения относятся к общим. Но в церкви существует и ряд частных богослужений, совершаемых по «требованию» – просьбе, по заказу частных лиц. Их называют требами, и они тоже бывают разными.

Молебен

Это краткая служба о различных житейских нуждах: помощь в болезни, при начинании важного дела, для путешествующих, благодарственный. Служится молебен всегда о живых.

Заказывая эту службу, надо написать, кому вы хотите заказать молебен? Господу, Богородице, святому. Написать имена своих живых сродников, о которых просите сугубую молитву. И по возможности отстоять молебен.

Как правило, заказные молебны служатся после литургии. Но для них может быть установлено и другое время или день недели.

В Серафимо–Дивеевском монастыре ежедневно служится . Время и место проведения: Троицкий собор с пн.- по чт. В 7.00, 13.00 и 14.00 часов. В пт. суб. и вс. Только в 7.00

Панихида

Это короткая заупокойная служба, и на ней поминают усопших православных христиан. На этой службе стоят с зажжёнными свечами.

Панихиды в Серафимо-Дивеевском монастыре служатся практически ежедневно. Время и место проведения: Казанский собор с пн.- чт. В 10.00; в суб. В казанском соборе после поздней литургии.

Чин Таинства Елеосвящения

Обычно его называют Соборование, так как проводится оно сразу несколькими священниками (соборно). Таинства соборования имеет два варианта: на дому (или в больнице) над одним больным, или в церкви над всеми. В последнем случае Соборование приурочивают к Великому посту.

В монастырях, в том числе и в нашем, соборование совершается в любой из четырех постов. Обычно для него отводится один день на неделе, и о дате проведения сообщается в объявлении (приписывается к расписанию богослужений).

Для Соборования есть ограничения: дети до 7 лет на него не допускаются.

Крестный ход

Это внехрамовое богослужение. Торжественное шествие с большим крестом, хоругвями, иконами вокруг храма, от храма к другому месту (например, к реке для освящения воды, к захоронению мучеников). Вокруг городов.

Крестные ходы бывают приходские, монастырские, архиерейские. В зависимости от повода, они также могут быть праздничными, покаянно-просительными, благодарственными, поминальными. Крестные ходы бывают регулярные (календарные)и чрезвычайные.

Существует в России традиция и многодневных Крестных ходов

В Дивеево совершаются все праздничные календарные Крестные Ходы (на Пасху, Крещение), престольные праздники (а их в монастыре много).

В заключение статьи хотелось бы сказать, что данное описание лишь мизерное упоминание, самая верхушка. О Богослужении в церкви написаны целые книги, и студенты духовных заведений посвящают изучению их не один год. Существуют даже особые люди – уставщики, (иногда их функции совмещают регенты – управляющие церковным хором), которые составляют службу для каждого дня. И это непростое дело, ведь помимо календарных праздников есть дни памяти местночтимых святых; случаются наложения одного праздника на другой; надо учитывать приезд архиерея и многое другое. И обо всем этом рассказать в одной статье нереально.

Если же у вас проснулся интерес к церковным богослужениям, и вы хотите узнать о них побольше, ищите информацию в духовных книгах.

При написании статьи использовались материалы «Малой православной энциклопедии» под редакцией Т.Н. Терещенко

Татьяна Страхова

О паломнической поездке нашего прихода в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Благоприятные сроки

В этом году так хорошо получилось, что «гендерный праздник» (выражение отца настоятеля) пришелся на Масляную неделю и вполне «подлклеился» к воскресному дню – так что для духдневной поездки ни о чем не пришлось договариваться на работе. Из-за поздней Пасхи, время паломничества пришлось на Масляную неделю, что также было отрадно. Не говоря уж о том, как отрадно уехать из московского угара «почитания» всех вообще женщин… Некоторая проблема была с покупкой обратных билетов: ясно, что к утру 9 марта многие стремились вернуться в столицу. Но ничего, у всех все устроилось.

Что напомнила погода

Поезд прибыл в Арзамас-2 в 6-44. Из разных вагонов мы стеклись к отцу Александру – его улыбка служила как бы фонариком, на свет которого мы собирались. Батюшка стал нас считать и подсчет бросил, отложив до автобуса – что-то не сходилось. В автобусе все встало на свои места: так и должно было выйти – «минус четыре», т.к. четверо ехали в монастырь своим ходом. Вскорости совсем рассвело. Мы ехали мимо построек советского времени, затем уже в поле: голые деревья, туман. Какая-то такая «туманная взвесь» воздуха. Это что-то напоминало, я не мог сообразить, что. Вдруг Марина, жена, говорит мне: «Правда, похоже на фильмы Алексея Германа?» Точно! В особенности, конечно, на «Мой друг Иван Лапшин».

Сразу и ощутимо

Однако тут, лишь приближаясь к Дивееву, ты чувствовал то, что можно назвать полным избавлением от тоскливости – даже в таком тумане! Приехали.
Туман накрывал верхнюю треть колокольни. В тумане скрывались окрестности. И было так хорошо – сразу и ощутимо! Мы прошли в «Паломнический центр», оставили вещи в двух комнатах, и оказались свободны до завтрака, после которого должны были распределиться и заселиться в свои номера.
Все пошли приложиться к мощам.

Скорей к преподобному

Мощи преподобного Серафима находятся в Троицком соборе, в левом, Серафимовском, приделе. Мы узнали потом, что этот придел игуменья Мария (Ушакова), начальница обители с 1862 по 1905 год, оставляла неосвященным в течение 28 лет, твердо веря в прославление преподобного. Войдя в храм с левой стороны, мы попали в очередь к раке. Надо сказать, что порядок в обители поддерживается служителями охраны – слова «служитель охраны» написаны на их – самой простой, сероватенькой – форме. Это мужчины средних лет, невозмутимого вида, не слишком строгие, но такого настроя, что понятно: их надо слушаться. Один из них и не пускал нашу очередь к раке, ожидая, пока пройдет очередь с той стороны загородки. Наконец, нас пустили.

Разместились по четверо

Обед (а потом и ужин) был устроен следующим образом: у окошка выдачи стоял отец Александр, а мы, по очереди, подходили, каждый за своей порцией. Выдавальщицы очень ловко (особенно здорово у них получалось наливание супа – подставляли, для страховки, тарелку к тарелке и резко поворачивали половник) собирали на поднос то, что причиталось, ты забирал его и отходил. Еда неплохая, с одним замечанием, о котором позже.

В номерах размещали по четверо. В некоторых комнатах имеется внутренняя перегородка между парами кроватей. Все аккуратно, полотенца есть. То хорошо, что мы могли держать за собой номера до вечера отъезда.

На стенах фото. Крестные ходы, священнослужители. Схимонахиня Маргарита, «матушка Фрося» (единственная из тех сестер, дожившая до возрождения обители, она умерла в 1997 г.) в облачении, совсем-совсем уже старенькая, к райским обителям готовая. Вид обители в 1991 г. Кто видел фильм «Надеющиеся на Тя да не погибнем», тот, при взгляде на такие фотографии, не мог не вспомнить, как там показано тогдашнее (1991 г.) Дивеево.

Экскурсия

Экскурсовод нам попалась вдохновенная, большой патриот обители, так чувствовалось.
За небольшое, в сущности, время она нам многое сообщила в своем непрерывавшемся рассказе. Здесь было б неразумно его воспроизводить. Приведем поэтому ссылки, по которым можно познакомиться с историей Дивеевского монастыря .

И все же с частью рассказа нашего экскурсовода стоит познакомиться: «Батюшка Серафим большую скорбь нес за наших сестер от своих же братьев, Саровских монахов. Монахи не понимали, почему покой мужского монастыря нарушают молодые девушки. Они были все молодые, красивые и постоянно ходили в это мужской монастырь. Батюшка Серафим большие нарекания нес за «наших» девушек. Но он-то не свою волю выполнял, а волю Матери Божьей, даже 1000-летнее дерево наклонилось в сторону Дивеево… Когда вот батюшка сказал: «Я не свою волю выполняю, а Царицы Небесной». И когда утром монахи Саровские проснулись, тысячелетнее дерево, которое стояло там, было выворочено с корнями, по направлению к Дивеево. Это был знак монахам». Интересно было также узнать о Мотовилове (), в частности, что жена его была из дивеевских сирот, племянница монахини Марфы.

Не раз (от экскурсовода, в домике Паши Саровской) слышали мы о письме преподобного Серафима, адресованном Государю Николаю II, переданном ему вдовой Мотовилова (дожившей до визита Царя в Дивеево) и вызвавшем обильные слезы у Императора ввиду тяжести предсказаний, в оном письме содержавшихся. Да, в Диеевской обители рассказ о таком письме есть устоявшееся и непоколебимое предание. Однако стоит иметь в виду, что историки смотрят на данный вопрос по-разному. Некоторые вполне признают факт письма. А некоторые (аргументированно) его отвергают – как апокриф. Вряд ли здесь можно добиться научно установленной истины. Можно лишь расопложиться в пользу одной версии или в пользу другой. Скажу откровенно, что та версия, что письмо – апокриф, мне ближе.

Святая Канавка

У начала Святой Канавки – распятие и икона Богородицы в рост. Надо сказать, что в Дивеевской обители ничто не оскорбляет вкус, и многое радует. Это относится и к скульптурным изображениям, в особенности, к большому белому распятию, которое находится на повороте канавки и к которому «Правила поведения на Святой Канавке» почему-то не разрешают прикладываться (что нарушается). Фигура Христа изогнута как на «Распятии» Дионисия, без избытка изящности. В упомянутых «Правилах» сказано также не оставлять у начала канавки обуви… стало быть, нужно идти по ней босиком. Ясно, что это относится к летнему времени, но Марина, моя жена, видела и сейчас босую богомольницу.

Канавка, т.е. огороженная красивой чугунной решеткой дорожка вдоль нее, имеет такую ширину, что два человека могут легко разойтись.
Совершающие Богородичное правило идут, держась правой стороны, не совсем друг за другом, но некоторые других спокойно обгоняют. Слева время от времени проходит кто-нибудь быстро и, наверное, без молитвы. Иногда идут и разговаривают негромко.

Не могу передать, как отрадно было оказаться на Святой Канавке через 12 лет после предыдущего раза. Тогда еще территория монастыря не была возвращена полностью: помню, как слева от канавки была баскетбольная площадка, где местные жители играли себе в баскетбол. А теперь ты идешь вдоль монастыря (с левой стороны, я имею в виду) и только монастыря. Некоторые здания еще не достроены, точнее, ремонт не доведен до конца, стоят в лесах. Проходишь мимо плит сестринского кладбища– его, понятно, в годы лихолетья сровняли с землей, и тут лишь малая восстановленная часть.
На многих зданиях красивые мозаики. На торце большого корпуса, построенного в стиле 19 века, мозаичные изображения вмч Пантелеимона, препмч Елизаветы и святителя Луки Крымского. Так догадываешься, что это больничный (он же приютский) корпус, о котором говорила экскурсовод. Прекрасен вид соборов, открывающийся в конце Святой Канавки.

По выходе с Канавки все подходят к мраморному кресту, но котором вместо распятия (что весьма своеобразно) барельеф Богоролицы в рост, на облаках.

Что не понравилось

Пройдя по Канавке с чтением правила и несколько замерзнув, мы с женой направились в одну из многочисленных здесь палаток «Монастырская трапеза», привлеченные подзаголовком «Блинная». Там сидели наши и ждали блинов. Мы взяли чай и тоже стали ждать. Только мы собрались уходить, не дождавшись, как блины прибыли. Они были невкусные – так что начало Масляной недели положено не было. А главное, что было в них не то, так это повидло, а может быть, варенье, а может быть, джем – неважно, как это называлось, оно было совершенно химического (вспомнилось общепитское питание в глухое советское время) вкуса. Таким же было оно же и в выпечке, выдававшейся на десерт в нашей столовой в «Паломническом центре». Впрочем, это было единственное , что не понравилось в поездке. Еще, конечно, был храп соседа, но он подлежал прощению. ;)

Всенощная

Монастырская служба весьма продолжительна! При этом пение (почти всегда) ангельское, иначе не скажешь. Но главное, что располагало, – чтение! Внятное, скорое, но совершенно внятное, как бывает у кого-нибудь четкий почерк.

В Троицком соборе, у западной стены – леса, видимо, он еще не расписан полностью. Роспись выдержана в строгом и одновременно радостном стиле. В линиях она напоминает современную роспись греческих храмов, по-российски смягченную. У греков воскресший Господь прямо «выдергивает» Адама из преисподней, а тут, при той же динамичности, резкости нет. Краски радостные, и – опять же – в меру.

Вдруг я вспомнил, что записок не подавал. Вышел из храма – уже совершенно темно. И так же пустынно, никого не видать. Хорошо сообразил пойти в церковную лавку, где и книги, и свечи продаются, и там – никого. Подал записки и успел к елеопомазанию, последнее, из-за наплыва народа, совершалось в безобидной тесноте.

Крестный ход перед сном

В конце дня, уже в десятом часу вечера, сестры обители осуществляют крестный ход. После ужина, мы ожидали присоединиться к нему у начала Святой Канавки. Служитель охраны подошел и спросил, нет ли с нами детей. Я не понял, что он на этот счет сказал, понял, что велел отойти, к месту перед папертью Благовещенского собора. Как же выручает порой современная техника! Можно было читать на планшете каноны перед причастием.

Но вот идут, и как ходко! Присоединились, прошли по Канавке (один малый круг, 50 раз «Богородице Дево, радуйся», прочитать получилось), а выйдя с Канавки, вместе с сестрами дальше не пошли. Смотрим потом – идут в Троицкий собор, длинная шеренга от Святых ворот, в центральный вход. Заметив наше движение – не пойти ли с ними, служитель охраны предупредил, что двери сейчас закроются надолго. Мы не пошли.

Еще туманно, но все уже по-другому, чувствуется, что следующий день будет лучше. А надо и молитвы дочитать, и назавтра встать не позже пяти.

На ранней литургии

Очень многие из наших паломников были на ранней литургии в Преображенском соборе.Служба началась в 5-30. Пока читали часы, можно было приложиться к главной святыне собора – особо оформленному мощевику под богато украшенной и в то же время красивой сенью. Интересно, что в нем содержится частица мощей святого Феодора Томского, т.е. старца Федора Кузьмича.

И здесь было пение – ангельское, правда, вдруг, внедрялся в него неподходящий (к ангельскому чину) высокий голос, тогда думалось, что это, верно, какую-нибудь немолодую певчую не удаляют с клироса, чтоб не обидеть.

Священники, входившие в состав нашей группы, отец Александр Стародубцев и отец Алексий Дубровский, были среди сослужащих. Марина вдруг меня спрашивает: «Ты слышал?» – «Что?» – «Ну голос отца Александра». Она различила, что возглас был его.

Молодой священник произнес проповедь, в основном посвященную… 8 марта. Мысль его была такова, что свободу понимать надо правильно, оформление мысли – обличительное. Надо признать, что многим из наших представительниц женского пола эта проповедь по душе не пришлась, что, однако, не муссировалось.

Нашим паломникам предложили поработать до обеда на послушании, и многие откликнулись на такое предложение. Кто-то оказался таким образом на верхнем ярусе Собора (огромность которого – не подавляющая – производит сильное впечатление). Там находятся древние иконы и древний крест, одна изх реликвий монастыря.

И снова Канавка

Мне хотелось попасть на акафист преподобному Серафиму в Троицкий собор.
Но там уже шла литургия. Приложиться к мощам было можно, правда. В этот раз я обратил внимание на иконы в центральной части собора, увешанные множеством крестиков и других подношений – Серафима Саровского и «Умиление» Пресвятой Богородицы. Чудная резьба.

Пошел на Святую Канавку, и наконец-то у меня получилось успеть прочитать Богородичное правило. И то пришлось постоять и стоя читать, т.к. не мог себя заставить так медленно идти, как надо. С правой стороны от Канавки, в одном месте, – школа. Пятиклассники галдят, как все дети галдят – на манер воробьев. Мальчишки бросаются снежками в девчонок. Учительница взывает к 5-му «Г» собраться (куда-то они отправлялись). Девочки жалуются на мальчиков, и учительница им говорит: «А вы не дружите с мальчиками. Вы же ангелы». Она не замечает противоречивости собственных слов (могут ли ангелы с кем-то «не дружить»?).

К вопросу об ангелах – прекрасен фонтан напротив Благовещенского собора с тремя фигурами ангелов: у одного в руках рыба, у другого сфера и у третьего – чаша.

Святые дивеевские жены

До обеда еще много времени, и я захожу в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Там прекрасная роспись. Удивляешься краскам и сочетанию красок, а главное, удивляешься вот чему: как это можно, чтоб получалось так живо и одновременно совсем не «психологично». Вот лик преподобного Серафима – такой живой, что мог бы что-нибудь свое (по житию нам известное) и воскликнуть.

Рассказ о создании этого храма – один из самых живых рассказов о батюшке Серафиме. Приведем его: «Вскоре после освящения храма Рождества Христова призвал к себе батюшка Серафим М. В. Мантурова и встретил его словами: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!» Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…» Преподобный дал нитку для мерки, и Михаил Васильевич принялся за работу. Пришлось подкопать землю, подкоп пришелся как раз по мерке. Так как свод потолка был очень полог и низок, необходимо было поставить четыре каменных столба, чтобы он смог держаться. Когда же Михаил Васильевич доложил об этом Батюшке, отец Серафим преисполнился неизреченной радостью и в духовном восторге воскликнул: «Во-во, радость моя! Четыре столба – четверо мощей… Четыре столба – ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая!»

Почивают, правда, не четверо, а трое мощей. Здесь покоятся мощи святых дивеевских жен Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня), преподобной Марфы Дивеевской (Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября) и преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня).

Можно предположить, что если вопрос о канонизации игуменьи Марии (Ушаковой) будет решен положительно, то ее святые мощи и окажутся «четвертым столпом» Богородице-Рождественского храма.

Думается, здесь уместно привести слова матушки Сергии (Конковой), нынешней игуменьи Дивеевской обители (в июле исполнится 25 лет ее служения монастырю): «Как говорил батюшка Серафим, Верховной Игуменьей в Дивееве является Царица Небесная, а мы только находимся на послушании. Поэтому управление в монастыре совершается Самой Божией Матерью и преподобным Серафимом – нашими главными попечителями. Ну, а мы… Бумаги же кто-то должен подписывать (улыбается ). Поэтому бумаги подписываю, на правило и на трапезу с сестрами хожу, чтобы они видели живую игуменью. Другими словами, разделяю с ними жизнь монастырскую»

А там солнце вышло

Планировалось (и осуществилось) две поездки к источнику, в 12-00 и в 14-00. Это было связано с ограниченной вместимостью «шатла». Во время обеда, получив свой поднос, спрашиваю отца Александра: «Вы с какой группой поедете?» – «С первой. Перед смертью не надышишься». Вот и я тоже думал: надо уж поскорей чтоб позади.



Кто-то в «шатл» сел посторонний (а у нас оплачено!). Отец Александр вполне весомо стал примкнувшим выговаривать, что уж если сели, то пусть едут стоя… Однако, ничего, всем место нашлось, к общему удовлетворению. Едем. Слушаем рассказ о Серафимовском источнике. Трудно, признаюсь, слушать «канонически-слащавый» голос… Однако понуждаешь себя, ради содержания, и узнаешь полезное! Оказывается, те серафимовские источники засыпаны, забетонированны давным-давно при советской власти. А этот источник батюшка Серафим (которого видели охранники Саровской секретной зоны) ударом посоха извел в 1960-е годы. Вот отрывок из путеводителя:

«В 60-х годах, когда место будущего источника входило в запретную зону, охранникам явился старичок в белом балахончике. Пограничники спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил посохом - забила вода и открылся источник. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позже его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. Тракторист ждал, пока привезут новую деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, он засыпать источник отказался. А начальника, который давал приказание засыпать источник, сняли с работы».

Хорошо помню посещение этого места летом. Помню, как бесноватая, удивительной красоты женщина лет 30-ти, стояла в воде почти по пояс в белой рубашке и кричала (очевидно, не своим) голосом: «Не хочу, не хочу, не хочу!» Однако она заставила себя трижды окунуться и более уже не кричала.

Теперь была почти зима, ну ранняя весна, плюс два гардуса по Цельсию. Тем не менее многие из наших, кто ехали «так», на источнике решили окунуться и – не пожалели! И малые дети отца Александра, как потом он рассказывал, весьма, бедные, напрягались. Вода, надо сказать, была вовсе не ледяная. К сожалению, о некоторых приемах в этом деле (заранее поплескать на себя, заходить спиной) я узнал лишь потом, но ничего, и так, без приемов получилось совсем не страшно. Со мной был молодой человек из Омска, он перед омовением читал по бумажке какую-то молитву, я не догадался побеспокоиться насчет таковой молитвы, зашел так и со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» окунулся трижды.

Все принимавшие омовение согласились, что чувствуют – обновление. Радость, во всяком случае, была необыкновенная! Дети были счастливы!
И маленькие мужчины Стародубцевы, хорошо себя проявившие, и серьезная Настя, всем известная как держательница митры настоятеля на праздничных всенощных.

А там, за речкой, как идти от источника – кафе. Конечно, было очень приятно выпить кофе или горячий шоколад.

Когда шли от источника, уже вовсю было солнце, и получался настоящий российский «передвижнический» март.

Домик Паши Саровской

По возвращении в обитель, можно было пойти на акафист преподобному в Казанский храм, но Андрей Косиченко, Марина и я отправились в музей Паши Саровской (+1915). Оказалось, ее домик полностью сохранился, в 1927 году в нем поместилась сберкасса (Паша порой гоняла от себя сестер со словами: «А ну-ка давайте отсюда, шельмы! Здесь касса, касса!»), а позже, до возрождения обители, была аптека. Теперь очень хорошо организванный музей. Нас приветливо встретили две девушки и провели экскурсию по всем экспозициям, которых три: «Блаженная Паша Саровская», «Келья батюшки Серафима» (воспроизведение), «Прием Государя и Государыни в 1903 г.» (комната, где это происходило).. От самой Паши сохранились предметы одежды (платье и рубашка – в ней она на самой известной фотографии) и икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Есть подробный рассказ о музее в журнале «Дивеевская обитель» 2014 (N1), к сожалению, именно этот номер оказался распродан.

С противоположной строны дома – музей «Дивеево в ХХ веке», в него мы попасть уже не могли, эти музеи работают с 12-00 до 15-00.

Дождались блина

Поскольку именины отца Александра пришлись на 7 марта, было решено 8 марта, по завершении всех мероприятий, отправиться в близлежащий (действительно, близ, в двух шагах от домика Паши Саровской) ресторан гостиницы «Московская», где заново поздравить дорогого батюшку и наконец-то, в гастрономическом смысле, начать Масляную неделю. Итак, за закусками и красным вином, за разговорами и тостами, мы ждали блинов. Их предвестниками явились красная икра и сметана. Но принесли нам ровно по одному блину на брата (сестру). Все же это было начало, т.к. блины были наконец-то блинами, очень хорошими.

Главное, однако, заключалось в следующем. Татьянинская часть серафимовской паломнической группы, в лице одной из активных представительниц, произнесла проникновенные слова – и в адрес отца Александра, и в плане неубывающей дружбы между нашими приходами. Это запало в душу.

Канавка на прощание. Так тихо!

За ужином есть не хотелось. А он нам причитался как оплаченный. Нас с Мариной выручило то, что мы смогли освободить небольшой контейнер и заполнить его картошкой и рыбными котлетами. Что же было делать, собравшись (что не заняло почти никакого времени)? «Пойдем пройдем по Канавке, без правила?» – сказала Марина.
Там шли себе, и довольно медленно, наши паломники, читали правило, но у нас так не получилось бы, и мы прошли по левой стороне дорожки, стараясь не особо разговаривать. Небо было теперь темным и ясным! Соборы хорошо были видны. И от того, что было так тихо и так покойно, и так хорошо, очень не хотелось уезжать – как же было бы хорошо, в этой тишине и в этой ясности, тут, в Дивеево, остаться!

Водитель сказал: «Не вопрос»

Собирались в нижнем холле «Паломнического центра». Настроение у всех было настолько счастливое, что переросло в задорное.
И когда водитель автобуса почему-то спросил «Куда едем?», то на волне этой задорности отец Александр и сказал: «В Псково-Печерский монастырь». Водитель тут же подхватил: «Не вопрос». Хороший человек – он легко согласился подбросить Аню Згурскую до Арзамаса-1. В силу каких-то перипетий при покупке билетов, Аня (единственная) ехала на другом поезде с другого Арзамаса. Мы все простились с ней и ставший огромным от ее единственности автобус повез Аню дальше.

В какую сторону Москва?

111-й поезд стоит в Арзамасе-2 две минуты. Номер пути объявляют за 10 минут. Хорошо, что было известно заранее, что нумерация вагонов будет с головы. Однако в какую сторону Москва? (чтоб нам заранее знать, куда пойти по платформе). Уверены не были. Догадались задать вопрос кассирше. Та показала большим пальцем правой руки вправо от себя. Ну хорошо. Наконец, объявили пятый путь, идти через тоннель. Вышли, пошли по платформе. Поезд же оказался длиннющий! Побежали, успели.

Андрей Мановцев

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь удивил меня количеством преданий и легенд о чудесах, связанных с ним.

Знаете ли вы? Начать хотя бы с того, что место, на котором был основан монастырь, был указан самой Богородицей, и долгое время именно Божественная Дева считалась и считается поныне главной Игуменией монастыря.

Узнавая все больше и больше подобных историй о Дивеевском монастыре, который, между прочим, тесно связан с именем св. Серафима Саровского, у меня возникло сильное желание побывать здесь.
Для тех, кто также хочет посетить сие священное место, я расскажу подробнее о достопримечательностях и святынях Серафимо-Дивеевского монастыря, а также предоставлю практическую информацию, которая может пригодиться в путешествии к нему.

Где находится Дивеевский монастырь?

В с. Дивеево Нижегородской области и расположился этот удивительный монастырь, и поскольку деревня эта небольшая, никакого специального адреса у монастыря нету.

Знаете ли вы? Вы просто приезжаете в Дивеево и спрашиваете у любого встречного о монастыре – где тот находится, и вам с радостью покажут дорогу.

Скиты Дивеевского монастыря «раскиданы» по отдаленным районам области:

  • В урочище Ездаково расположился Архангельский скит;
  • В Пушкарке – Иоанно-Богословский;
  • Троицкий скит расположился в одноименном поселке;
  • В Кутузовке – Кутозовский скит;
  • В д. Солнечная поляна – Ломовский скит;
  • Серафимовский скит находится в Новостройке.

Если у вас возникнут какие-либо вопросы о работе монастыря – можете обратиться по одному из контактных телефонов:

  • Дежурная: 8(83143)42886;
  • Паломнический центр: +7(243)43445, 30015.

Также вы можете воспользоваться факсом: +7(243)42690.

Как лучше добираться до монастыря

Если вы хотите побывать в Дивеево и его прославленном монастыре, но не знаете, как доехать сюда из – не волнуйтесь, дорога довольно простая.
Сначала вам нужно добраться до , Мухтолово либо ж/д станций Армазас-1, 2. Это вы можете сделать на поезде либо на автобусе . Потом вы быстро доберетесь до с. Дивеево на автобусе.
Также можно доехать и на личном транспорте, воспользовавшись одним из маршрутов:

  • От Москвы через а/д до Горьковского шоссе, далее по трассам Е22 и М7 до Дивеево (этот путь быстрее);
  • От Москвы по трассе Р75 до Дивеево.

Режим работы монастыря

  • Соборы монастыря открыты ежедневно с 8:00 до 16:00 (летом на час дольше).
  • Паломнический центр имеет более длительный рабочий день – сюда вы можете обратиться с 8:00 до 21:00 ежедневно.
  • Именно в паломническом центре можно заказать экскурсию по монастырской территории.

Расписание служб в Дивеевском монастыре

Богослужения в Дивеевском монастыре Серафима Саровского проводятся ежедневно в Троицком соборе :

  • В 7:00 начинается молитва и Акафист преп. Серафиму;
  • В 7:45 проводится общая исповедь;
  • В 8:00 начинается Литургия.
  • В субботу богослужения начинаются раньше: в 5:15 происходит общая исповедь, и уже в 5:30 звучит Ранняя Литургия.
  • Также по субботам в 8:00 в Преображенском соборе проводится Поздняя Литургия.

В воскресенье расписание также отличается от будничного:

  • В 5:30 в Преображенском соборе начинается Ранняя Литургия;
  • В 8:00 в стенах Троицкого собора звучит Параклис;
  • В 9:00 здесь же читается Поздняя Литургия;
  • В 16:00 (летом в 17:00) проводится вечернее богослужение – также в Троицком соборе.

Где остановиться рядом с монастырем?

  1. Село Дивеево , хоть и маленькое, но имеет вполне развитую инфраструктуру – здесь вы найдете много удобных гостиниц, где сможете остановиться на ночлег рядом с монастырем. Стоимость такого ночлега может составить от 600 рублей/чел.
  2. Также вы можете попытать счастья и в частном секторе – тут стоимость будет зависеть от вашего умения договориться.
  3. На территории монастыря действует Дом Паломника и отдельная гостиница для священников.
    Если у вас возникнут сложности с поселением – обратитесь за помощью в Паломнический центр, возможно, у них найдется подходящий для вас вариант.

История создания Дивеевского монастыря

  1. Считается, что монастырь был основан где-то в 1780 году монахиней Александрой. Ей явилась Богоматерь, которая рассказала, что нужно идти на Север России и строить там монастырь. Когда монахиня дошла до Дивеево, Божья Матерь явилась ей повторно, указав на нужное место.
  2. Серафим Саровский тесно связан с историей Дивеевского монастыря. Именно по просьбе монахини Александры перед ее смертью саровские старцы указали сестрам монастыря на их будущего настоятеля – тогда еще молодого Серафима.
  3. Во времена его заботы о монастыре происходило много чудес , монастырь достраивался, открывались целебные источники, исцелялись люди. Именно ему Богородица явилась и рассказала о том, что она лично станет Игуменией монастырской Обители.
  4. Во времена Советского правления монастырь был закрыт и частично разрушен. С конца 1990 года здесь снова начали проводиться богослужения, храмы постепенно восстанавливались, монастырь возрождался.
    Игумения Сергия, которой недавно исполнилось 70 лет, ныне возглавляет Дивеевский монастырь, достойно продолжая его благородные и чистые традиции.

Достопримечательности монастыря

Конечно, в основном сюда едут не для любования архитектурой, а для молитв и уединения, но и храмы монастыря также довольно красивы.
Главное внимание привлекает к себе изящный Троицкий собор монастыря. Его строительство началось по благословению преп. Серафима Саровского, хоть и закончилось уже после смерти святого. Строительство собора сопровождалось множеством чудес, и в итоге получился просторный и очень красивый храм.
Другие храмы монастыря :

  • Собор Благовещения Пресв. Богородицы;
  • Церковь Александра Невского;
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери;
  • Часовня Серафима Саровского (их 2, одна – на водокачке, другая – деревянная);
  • Церковь в богадельне иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость»;
  • Церковь в больнице иконы Богоматери «Целительница»;
  • Церковь Рождества Пресв. Богородицы;
  • Церковь в игуменском комплексе Марии Магдалины;
  • Церковь Рождества Христова;
  • Преображенский собор;
  • Колокольня.

Есть на территории монастыря и другие ценные строения :

  • Дом Долгинцевой и Галактионовых (нач. ХХ века);
  • Ризный и хлебный корпуса (конец XIX века);
  • Сохранившиеся корпуса больницы XIX века;
  • Житница;
  • Кельи второй половины XIX века;
  • Литографический комплекс 1890 года;
  • Бывшая иконная лавка, построенная в 1895 году.

Знаете ли вы? Также тут действует увлекательный церковный музей.

Святыни монастыря

Именно бесценные святыни Дивеевского монастыря привлекают сюда тысячи паломников ежегодно.

  • В первую очередь, многие стремятся прикоснуться к мощам преп. Серафима Саровского , которые находятся в Троицком соборе монастыря. Говорят, что мощи, как и некогда сам старец, исцеляют людей от всяких недугов – как телесных, так и душевных. Летом в очереди к мощам старца можно простоять около получаса. Чудотворной силой, считается, обладают и некоторые вещи старца, хранящиеся в монастыре. Часто паломники набирают себе домой сухарей и масла, освященных таким способом.
  • Другой знаменитой святыней является чудотворная Канавка , выкопанная вокруг монастыря преп. Серафимом по указанию Богородицы в течение 4 лет.

    Знаете ли вы? Считалось, что Канавка эта не пропустит антихриста, когда тот придет к монастырю. Доброй традицией стало проходить паломнический круг по этой Тропе, читая молитвы. Лучше всего 150 раз прочитать молитву Богородице или приветствие Архангельское.

  • Также в монастыре хранится много ценных икон , мощи других святых, а вокруг него бьют несколько источников с целебной водой. В некоторых из этих источников можно искупаться (и зимой, и летом температура их воды составляет от 8 до 10 градусов).

    Знаете ли вы? Прочитав перед этим специальную молитву и окунувшись с головой 3 раза либо облившись 3 раза из ведра, можно очиститься и получить исцеление. Вода, набранная в источниках, также обладает целебной силой.

    Важно! Важно помнить, что никакой целебный источник, иконы и старцы не смогут подарить вам исцеления на длительное время, если вы сами внутри не изменитесь. Только искренне стремящаяся к свету душа получит блага от этих святынь.

Фото Дивеевского монастыря

Для с. Дивеево монастырь является настоящим украшением, что наглядно видно по фото.

Изящество Троицкого собора монастыря.


Удобная схема монастыря с памяткой для паломника.


Ныне священная Канавка Богородицы в монастыре красиво обустроена и удобна для паломничества.

Фильм о Серафимо-Дивеевском монастыре

Паломники приезжают сюда из самых дальних уголков планеты, чтобы помолиться в храмах, пройти с Богородичной молитвой по святой Канавке, окунуться в святые источники и утолить жажду из источников духовных. Приятного просмотра!!!

В моей душе Дивеевский монастырь оставил одни из самых ярких впечатлений за последнее время. Это необыкновенное место, куда обязательно стоит съездить, если имеете такую возможность.

А бывали ли вы в этой святой женской Обители и что запомнилось вам от такого визита?


Путешествие в Четвертый удел Богородицы
Паломничество в Дивеево — это классика... И как любая классика, с первого взгляда может показаться чем-то банальным. Святая Земля, Афон, Египет: наши паломники все чаще едут за яркими впечатлениями в дальние страны. Но и дивеевское путешествие может стать настоящим открытием, если не забывать оглядываться по сторонам и хоть на полшага отходить в сторону от протоптанных троп. Именно так поступили корреспонденты «НС», отправившись к мощам преподобного Серафима на автомобиле по маршруту Москва—Владимир—Муром—Дивеево.

Из Москвы в Россию...
Русская провинция — это совсем близко: нужно только выбраться из Москвы за МКАД. В малых городах по статистике проживает около половины населения страны. По пути в Дивеево, в 62 километрах от столицы, первый из таких городов — Павловский Посад . История «изобретателей» павловопосадского платка, как ни странно, имеет и церковное измерение. Из двух компаньонов, управлявших мануфактурой в XIX веке, один чтится Русской Церковью в лике святых. Это меценат и миссионер — праведный Василий Грязнов, или Павловопосадский: в купеческом старообрядческом Павловском Посаде он вернул около семи тысяч раскольников в лоно Церкви, прославился аскетичной и нравственной жизнью. В 1903 году на месте его погребения открылся Покрово-Васильевский монастырь, где сейчас покоятся мощи преподобного.

Проехав город с юга на север, вы попадете на Нижегородское шоссе. До Владимира это кратчайший путь. Через 50 километров по нему — Петушки , известные многим по бессмертной книге Венедикта Ерофеева. Для православного паломника этот, похожий более на село, чем на город, населенный пункт связан с именем Ковровского епископа, святителя и исповедника Афанасия (Сахарова). Не сворачивая с шоссе, остановитесь у моста через приток Клязьмы. С левой стороны вверх пойдет дорожка, она ведет к Успенскому храму. Здесь, в маленькой каморке на втором «этаже» кирпичной колокольни, равно как и рядом — на частных квартирах, в домах прихожан, святитель прожил остаток своей жизни после возвращения из лагерей. В глубине Петушков, направо от трассы, сохранился и дом, где святитель скончался. Найти его можно самостоятельно по адресу: 1-я Советская, 71, или спросить дорогу в храме. Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей. На престоле в честь Боголюбовской иконы, установленном еще святителем, иногда служатся литургии. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственноручно святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им, самодельное кадило и емкость для запивания Причастия, которые святитель сделал из тюремной оловянной кружки. Зайти в этот неказистый сруб можно практически в любое время: перед престолом домового храма круглосуточно читается псалтырь, кто-то из прихожанок постоянно дежурит на месте.

Владимир и Суздаль
После Петушков дорога на Дивеево лежит через два знаменитых древнерусских города: Суздаль и Владимир. Оба они заслуживают внимания, но начать стоит именно с Суздаля: если вы покинули столицу утром, то, осмотрев достопримечательности, здесь можно будет остаться на ночлег.

В Суздаль легко попасть, свернув с владимирской окружной по указателю. Это, возможно, единственный русский город, облик которого почти не изменился с конца XIX века. Суздальский кремль внесен в список ЮНЕСКО. В его белокаменных архиерейских палатах и Рождественском соборе (XIII век) располагается музей. Вход — 50 рублей (работает с 10.00 до 18.00, выходной — вторник, последняя пятница месяца — санитарный день). В палатах историческая и художественная экспозиция. В соборе — рака с мощами святителя Арсения Элассонского (Суздальского), греческого епископа, волею судеб оказавшегося на Суздальской кафедре и очень почитаемого современными греками. Несмотря на «музейный» статус, к раке можно приложиться. Бывают в соборе и службы, но нечасто.

Через реку от Кремля — местные «Кижи», Музей деревянного зодчества. Сюда были свезены деревянные храмы со всей области. Их черные силуэты хорошо видны с вала-насыпи, оставшегося от укреплений древней кремлевской стены. Музей находится за рекой, и, чтобы добраться до моста, придется проехать весь центр. Лучше продолжить пешую прогулку. Восточнее Кремля — торговые ряды и площадь, усеянная палатками с сувенирами, медовухой и открытками. На ее противоположной стороне — два храма: шатровый Воскресенский и Казанский. В последнем покоятся мощи святых Феодора и Иоанна Суздальских. Отсюда через весь город тянется улица Ленина (бывшая Большая Владимирская). Прогулка по ней — отдельное удовольствие: крохотные двухэтажные домики, резные наличники, тишина. Напротив единственного здания советской постройки — горсовета и почты — монастырь Ризоположения, основанный в XIII веке. За монастырской оградой — автошкола, спортивный зал и гостиница. На всех постройках адрес: «улица Коммунальный городок». Центральный собор XVI века и братский корпус переданы Церкви, сейчас тут возрождается монашеская жизнь. Отсюда пешком совсем близко до другого монастыря — Александровского. Братия состоит всего из трех человек. График богослужений сохранился с советских времен: Литургия — в 9.00, всенощная — в 17.00 или даже в 16.00. «Так везде в Суздале, — рассказывает приветливый иеромонах в белой футболке, занятый на заднем дворе по хозяйству. — Священнослужителей тогда не хватало, и батюшки ездили из Владимира. Литургию они назначали со скидкой на транспорт, попозже, а всенощную — пораньше».

От Александровского монастыря можно пройти по песчаной дорожке вдоль берега реки до моста, рядом с которым — красные крепостные стены и сторожевые башни Спасо-Евфимиевского монастыря (функционирует как музей). Тут же кафе, где стоит выпить кофе, если вы не перекусили на торговой площади. На противоположном берегу — белоснежный ансамбль Покровского женского монастыря. Он тоже включен в список ЮНЕСКО. Здесь в Зачатьевской трапезной церкви хранятся мощи святой Софии Суздальской, первой супруги великого князя Василия III, прославившейся как подвижница.

В 30 километрах от Суздаля расположен Владимир , столица области. Он тянется вдоль обрывистого берега Клязьмы, нанизывая улицы, как бусины, на центральную магистраль. Владимир знаменит двумя соборами: Дмитровским и Успенским. Если двигаться вдоль центральной улицы со стороны Суздаля или Нижнего Новгорода, первым по пути будет Дмитровский. Действует он как филиал исторического музея (часы работы с 11.00 до 18.00, кроме вторника). Внутри фрагменты домонгольских фресок XII века, снаружи знаменитая белокаменная резьба — символ Владимирской Руси. Чуть дальше по главной улице — кафедральный Успенский собор. Он передан Церкви. Открыт ежедневно с 9.00, когда начинается Литургия, и до 20.00. Здесь почивают мощи Владимирских благоверных князей. В центральном нефе — фрагменты росписи XV века: это работы преподобного Андрея Рублева. Будничное богослужение совершается в «трапезном» Георгиевском пределе.

Родина Ильи Муромца
От владимирских соборов, спустившись по Ерофеевскому спуску и переехав мост через Клязьму, вы попадете на трассу Р-72, до Мурома по ней чуть более двух часов пути. После строительства нового моста через Оку это — кратчайший путь на Дивеево. Раньше стационарной переправы не было, и многочасовые пробки у муромского парома вынуждали автомобилистов делать заметный крюк через Нижний Новгород.

В центре Мурома — там, где начинается улица Московская и расположен местный «Арбат» — россыпь облупленных и по-своему привлекательных домиков XIX века, — можно недорого поесть в одном из многочисленных кафе, а потом отправиться к местным святыням. Ориентиры — памятник Ленину и необычного вида напорная башня. За ними, если свернуть налево, два монастыря. Первый из них — Троицкий женский. Здесь, в центральном нефе Троицкого храма, покоятся мощи святых Петра и Февронии — православных покровителей семьи и брака. Утопающая в цветах территория монастыря наполнена паломницами женского пола, приезжающими сюда помолиться о семейном благополучии. Церковная лавка пестрит брошюрами о православном браке и молитвенными последованиями «о даровании супружества». Через дорогу от Троицкого — мужской Благовещенский монастырь. Здесь хранятся мощи муромских благоверных князей и подвижников: святителя Василия, первого епископа Муромского, равноапостольных Константина, его супруги Ирины и чад Михаила и Феодора, муромских чудотворцев.

Если спуститься от монастыря к Оке, на обрывистом берегу можно увидеть желтый храм Николая Чудотворца. Местные зовут его Никола Мокрый. Здесь хранятся мощи святой Иулиании Милосевой — еще одной муромской подвижницы. Рядом с храмом небольшой поклонный крест и пограничный столб: русло Оки — древняя граница Владимирского княжества. Через речку — некогда враждебная Нижегородская земля, а там мордва, марийцы и волжские булгары…

Если вы едете с детьми, возможно, им будет интересно посмотреть «место, где родился Илья Муромец». Этот былинный персонаж многими теперь ассоциируется с преподобным подвижником Ильей Киево-Печерским, чьи мощи почивают в Ближних пещерах Киевско-Печерской лавры. Добраться до «места рождения» непросто, но местные жители, гордые «великим земляком», с удовольствием покажут вам «тот самый холм, где Илья метал бревна, чтобы измерить глубину Оки», улицу Приокскую в пригороде Мурома — Карачарове, где «родился и провел детство Илья Муромец». Собственно на этой улице уже стоит поклонный крест, купальня и ларек сувениров (абсолютно не церковный). «Только вот крест не на том холме поставили! На самом деле он левее стоял», — жалуются карачаровцы и деловито показывают пальцем в соседний холм, который ничем не отличается от первого.

Дивеево
Первое, что бросается в глаза при въезде в Дивеево , — асфальт. Ровный: без сколов и ям. Для российской глубинки это явление уникальное. Рядом с бревенчатыми деревенскими домиками растут пятиэтажные новостройки повышенного комфорта, по обеим сторонам дороги открыты магазины, ближе к монастырю красуются свеженькие корпуса гостиниц. А за ними — паломническое агентство и высокая желтая колокольня с воротами. Это парадный въезд. Машину можно оставить на стоянке, дальше только пешком.


Около двухсот лет назад рязанская помещица Агафья Мельгунова, в монашестве Александра, пострижница Киево-Флоровского монастыря, остановилась здесь отдохнуть по пути в Саровский мужской монастырь, не дойдя до него 12 верст. Монахиня уснула у стены приходской дивеевской деревянной церкви. В чудесном видении ей явилась Пресвятая Богородица и объявила, что это место — Ее четвертый Удел во Вселенной. Она повелела основать здесь монастырь и предрекла ему славное будущее. Исполнению этого завета Александра посвятила всю оставшуюся жизнь. По совету саровских старцев на первых порах ей удалось собрать в Дивееве маленькую монашескую общинку. В 1789 году матушка заболела и, чувствуя близкую кончину, попросила саровских монахов позаботиться о сестрах. Такое попечение было поручено молодому иеродиакону — будущему преподобному Серафиму Саровскому. Спустя четверть века он основал поблизости от дивеевской обители, у мельницы, вторую монашескую женскую общину, так называемую мельничную. К сороковым годам XIX века две эти общины сольются в одну, по сути уникальную для российского монашества «женскую лавру». Указом Священного синода в 1862 году объединенные общины получили официальный статус монастыря. Впервые сюда назначили настоятельницу в сане игуменьи. Ею стала Мария (Ушакова), с чьим именем связывают расцвет Дивеева. Именно в это время здесь были построены Троицкий собор и другие каменные храмы, колокольня, корпуса для паломников и сестер. После революции, в 1919 году, монастырь преобразовали в трудовую артель — этот статус позволял поддерживать монашеское общежитие, но к Рождеству 1927 года община была разогнана. Часть сестер попали в лагеря. Другие сумели позже тайно вернуться в Дивеево, получить здесь работу и продолжать монашескую жизнь негласно. В советские времена здесь все пришло в упадок: храмы стояли обезглавленные и разоренные, на кровлях росли деревья, внутри располагались склады и гаражи.

В конце 1980-х, накануне нового открытия обители, здесь потихоньку стали собираться будущие сестры: местные дивеевские жители, энтузиасты из других городов. В 1989 году они приобрели домик, подходящий для храма, к нему пристроили алтарь, с этого и начались богослужения. Осенью того же года церкви отдали Троицкий монастырский собор. А в 1991 году состоялось официальное открытие монастыря и перенос мощей батюшки Серафима. В этом же году приехала матушка Сергия, насельница Рижского монастыря, специально приглашенная в Дивеево восстанавливать монашескую жизнь.

Храмы и святыни


Осмотр обители разумно начать с первого дивеевского храма — Казанской церкви . Она была построена на месте деревянной в 1773-1780 годах. Сегодня этот беленький храм — целый каскад из небольших пределов-храмов, пристроенных друг к другу. К паперти пристроена церковь Рождества Христова. Под нею в «крипте» храм Рождества Богородицы. Здесь покоятся мощи святых дивеевских подвижниц: Александры, Марфы и Елены. По завещанию преподобного Серафима сестры круглосуточно читают Псалтырь. Рядом с Казанской церковью — небольшое кладбище. Одна из могил, с выросшей прямо по центру холмика березой, принадлежит купцу Мотовилову, ученику преподобного Серафима, сохранившему для нас поучения великого старца. В советское время, уже после закрытия обители, прямо напротив кладбища разместился райком партии, большинство могил сровняли с землей. Пытались срубить и мотовиловскую березу, но ковш экскаватора сломался. У самого корня березы до сих пор торчит осколок его металлического зуба.

В центре монастырского двора — два собора: Троицкий (зеленый) и Преображенский (белый).

В Троицком соборе хранятся мощи преподобного Серафима , подойти к ним возможно только через северные врата храма, проход из центрального нефа перегорожен, чтобы очередь паломников не мешала молящимся за богослужением. Приложиться к мощам можно в любое время, исключая богослужебных моментов чтения Священного Писания, Шестопсалмия и Евхаристического канона. В этих случаях «секъюрити» в штатском ловко останавливают очередь. Они же следят и за порядком во время богослужения. Слева от мощей, в витринках по подобию музейных — личные вещи преподобного: поручи, бахилы, даже мотыга. Справа от центрального нефа — чтимая икона Пресвятой Богородицы «Умиление», перед такой же иконой часто молился преподобный Серафим. Ближе к алтарю, за столпом — место настоятельницы. Матушка Сергия сама читает канон, участвует в каждом богослужении, от полуношницы рано утром до повечерия и монашеского правила поздно ночью. Ежедневно утром в восемь часов здесь поют Параклис — особый молебный канон, посвященный Богородице, это одно из завещаний преподобного Серафима. В полдевятого начинается Литургия.

Преображенский собор был построен в начале XX века в древнерусском стиле. Сразу за ним начинается Святая Канавка — еще одна дивеевская святыня. Это ров с насыпью шириной в полтора метра и длиной около 125 метров. Окопать этой канавкой территорию «мельничной» дивеевской общины приказал еще преподобный Серафим: «Тут по канавке обошла Сама Царица Небесная, взяв обитель себе в удел, — объяснял он. — Кто по канавке обойдет да полтораста раз “Богородиц” прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

После вечерней службы практически никто не расходится. Ждут ежедневного крестного хода по Канавке. Читая молитву «Богородице Дево, радуйся», сестры и паломники обходят ее по периметру, как и завещал старец. Это — одна из тех аскетических практик, которые преподобный оставил сестрам для научения непрестанной молитве.

Пробыть хотя бы день в монастыре считается обязательным. Преподобный Серафим говорил, что раз в сутки Пресвятая Богородица посещает Дивеево — отсюда и традиция.


На службе у преподобного Серафима
В субботу вечером Троицкий собор, вмещающий пять тысяч человек, наполнен до предела. После помазания многие сразу выходят подышать свежим воздухом. Тут под кустами сирени можно присесть на лавочку. Богослужение транслируется через колонки во двор. Во дворе монастыря почти всегда скопление паломников — приезжающих и уезжающих, спешащих к мощам, теснящихся возле ларьков с иконами или монастырской выпечкой, — все это создает немного «немонастырский» колорит дивеевской обители.

«Есть места, куда приезжают за тишиной, а к нам приезжают поклониться мощам преподобного, — объясняют монахини. — И это наша главная задача — накормить паломников, разместить. Таково наше особое служение — а если устаем, то едем в один из скитов, их у нас аж четырнадцать, там не бывает ни гостей, ни паломников».

Дивеевские святыньки
Главные дивеевские сувениры — это сухарики, освященные в котелке преподобного Серафима, и земелька из канавки (в Девееве вообще почему-то популярен уменьшительно-ласкательный суффикс, даже эти святыни сестры здесь иногда попросту величают святыньками).

Сухариками преподобный эксцентрично утешал посетителей — теперь в память об этом выпеченные на монастырской кухне сухари освящают в котелке преподобного Серафима и ежедневно с 8.30 до 16.00 раздают возле Преображенского собора паломникам.

Землю, оставшуюся от поновления канавки в начале 1990-х, можно набрать в песочнице у часовни, построенной на месте давно разрушенной мельницы. «Кто-то воспринимает земельку как языческий оберег, — соглашается настоятельница монастыря игуменья Сергия. — Да, некоторые едут сюда за земелькой, а потом спрашивают: и что с ней делать? Я таким отвечаю: ну зачем же ты берешь, если не знаешь?! Что мы можем поделать с такими людьми? Господь ведь никого не отвергает. Кто-то может приехать только за земелькой, а впоследствии стать глубоко воцерковленным».

Дивеевские «неформалы»
До сих пор на бывших монастырских территориях, еще не выкупленных монастырем и принадлежащих частникам, можно встретить местных «неформалов», как их с иронией называют насельницы: группки людей, укутанных в черное, совершают свои «отдельные» молебны у Императорской лиственницы, посаженной в честь рождения наследника Александра III сестрами еще в XIX веке. Они не общаются с духовенством обители и ходят по альтернативному маршруту канавки, потому что «новая канавка прорыта не там». А настоящий маршрут знают только они. «Мы не занимаемся воспитательной работой по отношению к паломникам — этим должно заниматься духовенство, — а мы стараемся только следить, чтобы не распространялась литература неправильная, листовки, которые иногда сюда привозят пачками. Но это все шелуха, даже в апостольские времена были и еретики, и волхвы. Монашествующие не участвуют в этой борьбе и не спасают других, они должны заниматься спасением собственной души», — убеждена настоятельница монастыря игуменья Сергия.