БЫСТРО-КОМФОРТНО-РЕАЛЬНО:
ЕЖЕДНЕВНО С ИЮНЯ ПО АВГУСТ ВАЛААМ ЗА 1 ДЕНЬ
АВТОБУС + ТЕПЛОХОД "МЕТЕОР"
ДАТЫ ПОЕЗДОК НА 2019 ГОД:
В МАЕ: 17, 18, 19, 22 (СР), 24, 25, 26, 29 (СР), 31
ИЮНЬ - АВГУСТ: ЕЖЕДНЕВНО;
В СЕНТЯБРЕ: 1, 4 (СР), 6, 7, 8, 11 (СР), 13, 14, 15, 18 (СР), 20, 21, 22

При планировании поездки необходимо иметь достаточный резерв времени - не менее 3 часов после окончания программы, так как возможны задержки в связи с форс-мажорными обстоятельствами - неблагоприятными погодными условиями на Ладожском озере (шторм и его последствия, туман и т.п.), затруднениями при движении («пробками») на дорогах и другими непредвиденными факторами.

При посещении действующих храмов и территории внутреннего каре монастыря мужчины должны быть без головных уборов, женщины должны иметь юбки и головной убор. Не разрешается посещение монастыря в спортивной и открытой одежде. В поездке желательно иметь удобную обувь. В программу поездки могут быть внесены незначительные изменения.

Накануне поездки туристы получают СМС - сообщение с номером мобильного телефона гида и номером автобуса. Гид доступен для звонка не ранее 07.30 утра и не позднее 08.00 утра. Гиду следует звонить только в экстренном случае, например, сообщить об опоздании туристов или о невозможности совершения поездки.

Отправление автобуса в рейс производится без задержки в 08.00. Если туристы прибывают к месту сбора группы с опозданием, им предлагается догнать группу на такси, узнав у гида номер, марку автобуса, маршрут следования, а также место возможной посадки в автобус, или отказаться от поездки. Вопросы о компенсации стоимости поездки при наличии оснований решаются в месте приобретения путевки.

В случае шторма на Ладожском озере поездка отменяется утром перед отправлением. Все вопросы о переносе поездки на другие даты, а также о возврате денежных средств решаются по телефону офиса в рабочее время в месте приобретения путевки.

Необходимо взять с собой паспорт (на ребёнка - копию свидетельства о рождении).

Валаам - это уголок рая на земле

Остров Валаам - уединенное, потрясающее по красоте место в Карелии. Величественная северная природа, в которой гармонично сплетаются светлые воды Ладожского озера и девственные дремучие леса, многочисленные бухты и валуны, поросшие мхом, является идеальным убежищем для тех, кто устал от шума городских улиц, суеты рабочих будней.

Объектом паломничества на Валааме является Валаамский Спасо-Преображенский монастырь - ставропигиальный мужской монастырь, то есть независимый от местной епархии и подчиненный непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси. По священному преданию апостол Андрей Первозванный, принесший христианство на славянские земли, благословил Валаам каменным крестом. Обитель была основана преподобными Сергием и Германом Валаамскими, чьи мощи и сегодня хранятся в монастыре. Валаам называют северным Афоном, что не случайно: монастырь живет по уставу, составленному в строгости Афонской обители, а его основатели были иноками из Афона.

Валаам издревле был православным центром Северной Руси, куда приезжали за советом и утешением, а среди жителей Приладожья существовал обычай, по которому молодой мужчина перед тем, как жениться, должен был обрести физическую закалку и духовную силу, прожив год в монастыре в качестве трудника. Сегодня Валаам - это один из наиболее востребованных направлений паломничества среди россиян, где можно насладиться красотой природы, ощутить присутствие благодатного духа, найти исцеление духовное и телесное, обрести гармонию и прикоснуться к древности православного мира.

Паломническая служба «Сретение» предлагает совершить поездки на Валаам, однодневные и многодневные, организуемые ежедневно. Программ в нашей службе очень много, каждый найдет для себя наиболее предпочтительный вариант. Практически все маршруты включают богослужения в Спасо-Преображенском соборе, экскурсии по усадьбе и скитам, прогулки по заповедным местам. Также для всех желающих есть возможность неделю или две провести в послушании в монастыре, в молитвах, покаянии и труде на благо обители. Каждому человеку бывает необходим в жизни перерыв, время, посвященное познанию себя, поиску духовный оснований. Такое глубокое погружение в монашескую жизнь вдали от искушений цивилизации и бесконечной светской суеты дает огромный духовный опыт. Вы сможете лучше понять самого себя, постичь свою душу, обрести гармонию, преобразиться и очиститься, вернуться к своей жизни обновленным.

Валаам прошел сложный путь от сотворения до современности, он был полем нескончаемой борьбы. Обитель разрушали и разоряли, однако каждый раз он возрождался вновь и вновь, как феникс из пепла. Несгибаемый и величественный монастырь является символом стойкости веры и духа. Поездка на Валаам станет отличным вариантом для тех, кто хочет отвлечься от ежедневной рутины и отдохнуть душой на фоне умиротворяющего спокойствия первозданной красоты природы и благочестивой жизни монашеской братии. Валаам - это земля, где все славит Бога. Приезжайте и убедитесь в этом сами!

Аэропорт Пулково , куда прибывают российские и международные рейсы, расположен на незначительном удалении от города и имеет отличную транспортную доступность.
Ближайшая станция метро – Московская, которая связана с воздушной гаванью следующими маршрутами общественного транспорта:

  1. Автобус No 39, время в пути – в пределах 40 минут, график работы: с 5:30 до 1:30, разрыв в отправлении: 12-20 минут.
  2. Экспресс-маршрут No 39э, дорога занимает 20 минут, график работы: с 5:25 до 0:30, интервал выхода на линию: 25-30 минут.
  3. Маршрутное такси No К39, в пути также 20 минут, график работы: с 7:00 до 23:30, интервал отправления 5-7 минут.

Стоимость проезда на любом виде транспорта – 40 рублей.
Остановка автобусов и маршруток расположена рядом с зоной прилета.

Для тех, кто проживает в центральной части России, альтернативой может служить автобусное и железнодорожное сообщение.

Из Санкт-Петербурга в Сортаволу

Общественный транспорт, работающий по данному направлению – автобусы и поезда.

Автобусы отправляются с Северного автовокзала . Это может быть прямой маршрут до Сортаволы, а может быть и тот, что следует до Петрозаводска, а нужная станция является промежуточной.
Время в дороге в среднем 5 часов, стоимость проезда – 600 рублей.


Площадь у Финляндского вокзала Санкт-Петербурга

Что касается поездов, то здесь можно сесть на состав 350А, следующий от Финляндского вокзала в Костомукшу и через 5 часов уже сойти на нужной станции. Есть и более сложный и затратный по времени вариант – со сменой составов и пересадкой в Кузнечном.
Железнодорожная станция в Сортавале находится на ул. Петрова, 2.

Из Санкт-Петербурга в Приозерск

До Приозерска из Северной столицы путь немного короче. Электричка с Финляндского вокзала домчит путешественников за 3 часа, проезд при этом будет стоить около 400 рублей. Необходимый состав: 6547 до Кузнечного или непосредственно до Приозерска.

Альтернатива электрички – поезд, следующий в Костомукшу.

К месту отплытия можно добраться и на автобусах. До Приозерска регулярно отправляются рейсы с Северного автовокзала, а также от станции метро Парнас. Билет обойдется в 285 рублей, дорога займет примерно 2 часа 30 минут.

Стоит учесть, что от автобусной остановки, как и от железнодорожного и автовокзала до причала придется добираться. Он расположен в 6 км от центральной части городка и носит название «Валаам», об этом обязательно стоит сообщить таксисту, который доставит путешественника к озеру за 250 рублей.

Важно знать! Преимущество ехать через Сортаволу в большем количестве метеоров, следующих на Валаам, а в Приозерске необходимо четко попасть на время отправления Метеора – около 11:00, иначе предстоит заночевать в городке.

Сортавола также, как и Приозерск, подойдут и путешественникам на автомобиле, так как предлагают парковку возле пристани. Стоимость – 100 рублей.

До Валаама по воде

Добраться до острова не получится без путешествия водным транспортом. Вот только место отправления и программа путешествия способны превратить поездку в увлекательное приключение.

Попасть в Валаам можно из таких городов:

  1. – откуда следуют круизные теплоходы со стоянкой в Валаме;
  2. – теплоходы отправляются с Речного вокзала на Неве, которая непосредственно связана с Ладожским озером;
  3. Петрозаводск – суда из Онежского озера попадают в Ладожское по реке Свирь. Стоит отметить, что наиболее популярным и востребованным является путешествие по воде из Северной столицы.

Из Санкт-Петербурга

Отправится в увлекательное путешествие на теплоходе к Валааму можно либо от Речного вокзала столицы, либо с Морского пассажирского вокзала.
Путь занимает около 13 часов. Подобные путешествия нередко рассчитаны на несколько дней, поэтому предполагают питание на борту и острове, а также экскурсионное сопровождение.

Из Приозерска

Есть несколько вариантов отправиться в обитель:

  1. Метеор с пристани Валаамского монастыря, что в 6 км от центра, отправляется по расписанию. Это официально. На практике же оно не стабильно, чаще всего отправление происходит в 11:00 и опоздавших на борт дожидаться не будут. Время в пути – чуть более часа. Цена – 1700 рублей за персону, а с июня по субботам стоимость составит 1900 рублей
  2. Альтернатива Метеору – теплоход «ОМ». Он отправляется несколько раз в день. Цена билета – от 1450 рублей, а летними субботами — 1600 руб/чел. Здесь разительно отличается время в пути – около 4 часов.
  3. Грузовое судно «Святитель Николай» — официально оно не перевозит путешественников, работает для транспортировки монастырских или трудники, а также тех, кто зарезервировал место в гостинице на острове. Попасть на судно удастся только, если человек числится в специальном списке, или если паломник не успел на весь вышеуказанный транспорт. В этом случае посадка обойдется в два раза дороже. В пути придется провести 4 часа.

Альтернатива транспорту регулярному – договориться с капитаном одного из частных суден, стоящих здесь же. Как правило, не все из них приветливы и сразу соглашаются на уговоры, однако попробовать стоит, правда, это вряд ли будет дешевле, чем путь на метеоре.

Из Сортаволы

Причал находится на ул. Пристанской, 1.

Способы добраться на остров:

  1. Метеор – имеет, как правило, 2 регулярных рейса на 9 и 11 часов, иногда бывают 1-2 рейса после обеда. Суда могут делать и больше выходов, если набрано значительное количество групп, только вот попасть на них самостоятельному туристу будет довольно проблематично. Цена билета в один конец– от 1200 рублей (с июня 1300, если планируется поездка на субботу). При отсутствии билетов можно договориться с капитаном, однако стоить это будет в три раза дороже.
  2. Теплоходы – совершают больше рейсов, чем метеоры, и в этом их главное преимущество. Стоимость билета – от 900 рублей, время в пути от 1 до 2,5 часов.
  3. Частные судна – расписания не имеют, отправляются по мере набора группы 6-15 человек, цена зависит от умения договариваться.

На Валаам зимой

Холодное время – не популярное для посещения Валаама . Ведь из всех построек Спасо-Преображенского монастыря отапливается лишь одна – нижний храм, а значит только он доступен для посещения.

Другой аспект: зима – это время, когда монахи отдыхают в молитве, а значит остров принимает лишь небольшие группы паломников, а вот другим доступ к святыне будет ограничен.

Зимой до Валаама можно доехать на судне, оснащенной воздушной подушкой. По замершему озеру судно может разгоняться более чем на 100 км/час, а по снежному покрову ехать более медленно.

От Сортавалы до Валаама подобное судно идет 1 час. Вместимость подобного транспортного средства – 6-12 человек.

Сезон начинается с середины января.

Цена проезда – около 1500 рублей, расчеты предстоит вести с капитаном на пристани.

Что еще нужно знать самостоятельным путешественникам

  1. Валаам направлен на групповые экскурсии. Поэтому туристу-одиночке часто придется слышать, что нет билетов на метеор, нет места в гостинице или негде отобедать. Отправляясь на остров будьте готовы включить все свое красноречие, чтобы добиться желаемого.
  2. Постоянный рост цен. Будьте готовы, что не все цены, указанные в статье, окажутся такими же в момент Вашего путешествия. Популярное туристическое направление, коим является Валаам, способствует тому, что ежегодно цены возрастают на 10-15 процентов, плюс заметно увеличиваются в летний периодлучшее время для отдыха на Валааме.
  3. Даже если турист путешествует самостоятельно, рекомендуется заказать услугу экскурсовода. За 600-900 рублей получится не просто узнать гораздо больше о святыне, ну и понять определенные правила, царящие на острове.

При самостоятельном путешествии лучше всего запастись картой острова еще на причале, ведь иначе есть риск упустить множество скрытых достопримечательностей из виду. Для желающих задержать на острове дольше, чем один день работают монастырские гостиницы. На острове также сувенирные монастырские лавки. Отправляясь в самостоятельное путешествие на Валаам в 2019 году , следует помнить о необходимости соблюдения дресс-кода и других правил, применяемых на острове.

Валаам с воздуха — в видео:

дата праздник
26-28.4 пт-вс П А С Х А
31.5-2.6 пт-вс Неделя 6-а по Пасхе, о слепом
7-9.6 пт-вс Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325). Прав. Иоанна Русского исп. (1730)
14-16.6 пт-вс День Святой Троицы. Пятидесятница
21-23.6 пт-вс День Всех святых.
28-30.6 пт-вс Всех святых, в земле Русской просиявших
2-4.7 пт-вс Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I)
5-7.7 пт-вс Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прп. Антония Дымского
12-14.7 пт-вс Валаамской иконы Божией Матери
19-21.7 пт-вс
26-28.7 пт-вс Равноапостольного князя Владимира. Фестиваль православного пения
31.7-2.8 ср-пт Обретение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца (1903). Пророка Илии
9-11.8 пт-вс Неделя 8-я по Пятидесятницы. Мч. Каллиника (III-IV)
17-19.8 сб-пн Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
23-25.8 пт-вс Собор Валаамских святых
30.8-1.9 пт-вс Собор Московских святых
20-22.9 пт-вс Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
2-4.11 сб-пн Казанской иконы Божией Матери

1 день. 6.45. Cбор группы у автобуса (Санкт-Петербург, Выборгcкое шоссе, ст.м. «Озерки», схема). Посадка в автобус осуществляется при предъявлении паспорта и ваучера. 7.00. Отправление автобуса из С.-Петербурга. Прибытие в г.Приозерск, посадка на т/х «Валаам». 9.30. Отправление на о.Валаам. Около 13.00 прибытие в Монастырскую бухту. Размещение в гостинице в 13.00. Обед. Экскурсия по Центральной усадьбе Валаамского монастыря. Вечерня в Спасо-Преображенском соборе, малое повечерие с трехканонником и акафистом. Ужин на теплоходе. Ночлег.

2 день.Полунощница. Утреня. Переезд в Никоновскую бухту на теплоходе. Чай в трапезной Воскресенского скита. Экскурсия «Новый Иерусалим» и Коневские озера, трансфер в Центральную усадьбу монастыря. Обед. Экскурсия на Никольский скит и Игуменское кладбище. Ужин. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. Ночлег

3 день.Часы. Божественная Литургия. Обед. Комнаты монастырского общежития освобождаются в 10.00, вещи переносятся в кладовую. Группа отправляется на Скитский остров к Скитам Всех Святых и Смоленскому. Проезд в одну сторону на автобусе. Согласно Уставу Валаамского монастыря женщины на внутреннюю территорию Скита Всех Святых не допускаются. Отправление с о.Валаам в 17.00. Прибытие в г. Приозерск ориентировочно в 20.15. Посадка на автобус. Ориентировочно 23.30 - прибытие в С.-Петербург к станции метро «Озерки», ориентировочно 00.00 - к станции метро «Площадь Восстания».

При посещении действующих храмов и территории внутреннего каре монастыря мужчины должны быть без головных уборов, женщины должны иметь юбки и головной убор. Не разрешается посещение монастыря в спортивной и открытой одежде. В поездке желательно иметь удобную обувь, соответствующую одежду, паспорт, полис обязательного медицинского страхования (ОМС), при наличии хронических заболеваний обязательно брать с собой набор лекарственных средств, в том числе средства от укачивания. В программу поездки могут быть внесены незначительные изменения.

Возможна отмена поездки накануне по причине шторма. Паломническая служба Валаамского монастыря оставляет за собой право в одностороннем порядке отменить поездку на Валаам по погодным условиям (шторм и пр.), т.к. существует угроза безопасности туристов.

Замена поездки и размещение на ночлег для иногородних не предоставляются. В одностороннем порядке отменяется поездка при недоборе группы.

Все вопросы о возврате денежных средств решаются в месте приобретения путевки по телефону офиса в рабочее время.

После окончания программы необходимо иметь достаточный резерв времени не менее 3 часов, так как возможны задержки в связи с форс-мажорными обстоятельствами – неблагоприятными погодными условиями на Ладожском озере (шторм и его последствия, туман и т.п.), заторами («пробками») на дорогах и другими непредвиденными факторами.

Стоимость

Главная: 4-х местная 2-х ярусная (удобства на палубе)
4-х местное 11 900
3-х местное 12 300
2-х местное 12 900
1-местное 15 100
Главная: 2-х местная 2-х ярусная (удобства на палубе)
2-х местное 12 500
1-местное 14 300
Средняя: 2-х местная 2-х ярусная с умывальником в каюте
2-х местное 12 900
1-местное 15 100
Средняя: 2-х местная 1-ярусная с умывальником в каюте
2-х местное 13 300
1-местное 15 700
Средняя: 2-х местная 1-ярусная Люкс (с удобствами в каюте)
2-х местное 14 700
1-местное 18 500
дополнительное место 12 500

11 июля и 24 сентября – дни памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, основателей Валаамского монастыря.

Как нас пугали в Москве

Путешествие на началось с посещения Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Работница паломнической службы, оформлявшая наши документы, охотно рассказывала, какие испытания нас ожидают на острове. «Жить будете в строительных вагончиках по восемь человек, – говорила она тоном, не допускающим возражений. – Мужчины и женщины отдельно. Туалет на улице, душа нет. Там очень холодно, берите теплые вещи. Постельное белье тоже надо везти с собой. Связь там плохая, «Билайн» вообще не ловит. Каждый день будут послушания. Ну что еще…» – она задумалась. «А змеи там есть? – решила подсказать я. – Я очень змей не люблю». «Змеи? Да, конечно, змеи там есть. Очень много. Ну что, поедете?». «Конечно!». Я до сих пор удивляюсь, как я так запросто согласилась жить в строительном вагончике без удобств, да еще в близком соседстве со змеями. Но, к моему счастью, на деле все оказалось не так страшно, скорее даже наоборот.

Рассуждения будущих трудников

Пока в Приозерске наша группа ожидала прибытия «Метеора», который должен был доставить нас на остров, мы разговорились между собой. Оказалось, в Подворье испытывали не только мою решимость провести неделю в монастыре – похожие страшилки слышали все паломники. Но от поездки никто не отказался, хотя выводы каждый сделал свои. Кто-то был уверен, что, вопреки всем прогнозам, погода будет прекрасная, и даже рассчитывал купаться в теплых внутренних озерах. О такой возможности они знали от знакомых, которые побывали на Валааме в прошлые годы. По совету тех же знакомых мои попутчицы захватили с собой купальники и босоножки. Среди нас оказались и такие, кто подготовился к неласковым северным условиям со всей серьезностью – в их рюкзаках было припасено термобелье, пуховые спальники и резиновые сапоги. Слушая их, я сначала огорчилась потому, что у меня нет купальника, а потом еще потому, что у меня нет термобелья. Дальше содержимого наших рюкзаков и сумок разговор не шел. Никто толком не знал, что нас ждет в монастыре. И далеко не каждый из нас смог бы внятно объяснить, зачем он туда едет. Позже на острове я не раз слышала, что никто не приезжает на Валаам случайно, но многие понимают свою цель только спустя время. Как сказал один монах: «Случайных людей здесь нет. Кого Бог позвал, тот пришел».

Валаам для монахов, для паломников, для туристов

С первого взгляда Валаам не показался мне мрачным и молчаливым местом, как я ожидала. Мы высадились у нарядной многоцветной часовни, освященной в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». На причале было многолюдно и суетно. Вдоль берега тянулись торговые ряды с сувенирами и снедью (совсем не постной, хотя шел Петровский пост). Здесь были и путеводители, и пахучие мешочки с можжевельником, и шерстяные носки с изображением оленей. Можно было выпить кофе со сливками, поесть мороженого или приобрести у рыбака копченую рыбу. Бригада рабочих шумно выкладывала камнем дорогу под лестницей, ведущей к главному собору на горе «Фавор». По причалу разгуливал мужчина в телогрейке и высоких резиновых сапогах. Колоритный образ завершала кепка, на которой была приделана мягкая игрушка в виде розовой рыбки. Обладателя чудно й кепки мы сразу прозвали Валаамской рыбкой. Это был местный житель, который возил частные экскурсии по близлежащим островам на своей моторной лодке. Кстати, кроме монахов (число братии в Центральной усадьбе – около 100 человек) на острове проживает примерно 300 мирян, в паспортах которых в графе «Прописка» значится «Валаам». (Всего в монастыре сегодня около 220 монахов, часть из них живут в скитах, часть – в Московском, Петербургском, Сортавальском подворьях; для сравнения в 1914 году число братии достигало тысячи человек).

После расселения в общежитиях мы отправились обедать. В монастыре предусмотрена отдельная трапезная для братии, отдельная – для гостей. В нашей трапезной стояли три очень длинных стола с лавками. Сопровождавший нас экскурсовод после коллективного пения «Отче наш» ушел за другой стол, где обедали работники паломнической службы. За третьим столом рассаживали группы туристов, среди которых было много финнов. У каждого стола было свое меню, судя по которому пост касался только трудников. Туристов шеф-повар монастырской трапезной явно щадил. И не только шеф-повар. Среди туристов мы заметили одного пьяного субъекта и недоумевали, почему никто не выставил его из монастыря. Я хорошо помню, как Иван Шмелев в своей книжке «Старый Валаам» рассказывал, что нетрезвых гостей отвозили на небольшой «Пьяный» остров, где они приходили в себя и только после этого допускались на территорию Центральной усадьбы. По сравнению с 1895 годом нравы смягчились. На Валааме более чем терпимо относятся к гостям, нежелающим даже на несколько дней изменить свой привычный образ жизни. Но стоит сказать, что в первый день пребывания на острове я не видела ни одного человека в монашеском обличии. Казалось, иноки уступили часть своей территории для светских приемов, а сами держатся подальше от бойкого причала и других «туристических» мест.

Монастырское хозяйство

И на причале, и у трапезной можно было купить пирожки местного производства. Еще в книжке Шмелева я читала, что на Валааме все делают своими руками – пекут хлеб, выращивают ягоды, фрукты и злаковые культуры, обжигают кирпичи, куют железо, пилят лес, строят храмы, пишут иконы, разводят лошадей и т.д. В межсезонье, когда проехать по Ладоге нельзя ни на лодке, ни на колесах, монастырь оказывается отрезанным от мира. Поэтому в конце XIX века здесь сложилось хорошо поставленное хозяйство, функционирующее автономно. Во время советско-финской войны и в последующие годы многое было разрушено, многих производств уже нет. Вернее, еще нет – что-то уже возродили, а что-то ждет своей очереди. Помещение пекарни отремонтировано и используется по назначению. Экскурсовод рассказал, что в конце XIX века тесто месили вручную с помощью специального устройства, заимствованного в афонских монастырях, сейчас же тесто замешивается механически. Но выпекается хлеб по-прежнему в дровяных печах. Пекарня не покрывает нужды монастыря полностью, поэтому хлеб для трапезной закупают в Приозерске.

В настоящее время предпринимаются попытки возродить сельское хозяйство – начаты мелиоративные работы для восстановления почвы на 50 гектарах пахотных земель.

Монастырю возвращена и активно восстанавливается построенная в 1881 году молочная ферма, рассчитанная на 70 голов скота. Для своего времени ферма была очень хорошо механизирована. Корм доставлялся коровам по рельсам, проложенным посреди коровника. У каждой коровы была своя чаша-поилка, куда вода поступала прямо из озера по специальному водопроводу. Погреб, где хранили молочные продукты, был перекрыт двойными сводами, пространство между которыми забивалось льдом. В нижнем своде находились отверстия, через которые холодный воздух опускался в погреб. От дверей погреба к пристани вела 32-метровая рельсовая дорога, а на пристани был установлен подъемный кран для погрузки кадок с творогом и маслом на лодки. В настоящее время ферма полностью обеспечивает обитель молочными продуктами. При входе на территорию фермы разбита дегустационная палатка для паломников, где каждый желающий может попробовать молоко Валаамских коров.

Монахи, как и в прежние времена, разводят рыбу: палию и сига, а также новый для Валаама вид – американскую радужную форель. Ежегодно форелевое хозяйство дает более 50 т рыбы.

Прогулки по скитам

Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов. На самом крупном, занимающим две трети общей площади, расположена Центральная усадьба. На других островах находятся скиты, которые отличаются числом братии (от двух до нескольких десятков человек) и строгостью устава. Скит – это одна из трех форм монашеской жизни. (две другие – общежительная, как на Центральной усадьбе, и отшельническая, которая сегодня в монастыре не практикуется). На Валааме возрождены девять скитов, из которых мне больше всего запомнился Смоленский. Он был основан в 1917 году во имя Смоленской иконы Божией Матери на деньги великого князя Николая Романова (дяди последнего русского императора). По задумке, братия скита должна была совершать поминовение всех русских воинов, «на поле брани живот свой положивших и в море погибших».

Мы пришли в этот скит, когда в храме шла служба, поэтому послушник Глеб отвел нас в часовню. Он рассказал, что братия, как и задумывалось изначально, непрестанно молится за воинов. Мы видели целые фолианты, в которые перечислены имена погибших на различных полях сражений. В XX веке было немало войн – Первая мировая, гражданская, Великая Отечественная, Афганская, Чеченская. И монахи день и ночь молятся о душах погибших. Послушник Глеб рассказывал нам также о монашеской жизни и, не дожидаясь наших вопросов, чудесным образом угадал то, о чем мы только думали его спросить. Например, как это – быть монахом. Не берусь пересказывать его слова, но после той беседы меня перестал мучить вопрос, почему люди, особенно молодые, отказываются от мирской жизни и становятся иноками. Помню только, что в конце он говорил, что Иисус – это свет для монаха, а монах – свет для мирян. Действительно, в моей памяти остался очень светлый образ послушника Глеба.

Центральный собор монастыря

Мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, основателей Валаамского монастыря, хранятся в нижнем храме главного собора. Сергий и Герман пришли в эти места из Византии и, возможно, поэтому храм во имя них выполнен в греческом стиле. Там приглушенное освещение, сводчатые потолки. Нам рассказали, что изначально стены и потолок были темно голубого цвета с золотыми звездами. В нижнем храме находится не одна чудотворная икона, покоятся мощи святых преподобных старцев. Здесь, например, хранится Валаамская икона Божией Матери (вернее, ее точная копия; оригинал во время эвакуации был вывезен в Ново-Валаамский монастырь в Финляндию). Богородица изображена во весь рост, одетая в ярко-красный плащ. Она предстает словно огненный столп, соединяющий небо и землю, в центре которого – Иисус. Его правая рука благословляет, а в левой руке находится держава, увенчанная крестом. Множество исцелений, происходивших по молитвам перед этой иконой, позволили инокам обители собрать материалы к прославлению ее как чудотворной. Праздник в ее честь отмечается 14 июля.

Напротив иконы Валаамской Божией Матери – дубовая рака с мощами преподобного Антипы Афонского (Молдаванского). Он, уроженец Молдавии, в 1865 году пришел на Валаам из Афона. Духовными чадами этого старца были не только насельники монастыря, но и миряне, что было редкостью. Он жил в ските, закрытом от женщин, где действовал очень строгий устав. Поэтому преподобный Антипа просил похоронить его за пределами скита, чтобы все духовные чада, включая сестер, могли приходить к нему после его кончины. Он завещал им: «Приходите и разговаривайте со мной, как с живым, и я буду вам помогать».

Из нижнего в верхний храм ведет лестница, по обеим сторонам которой на стенах изображены все русские святые, чинно шагающие друг за другом. Это шествие завораживает.

Верхний храм, посвященный празднику Преображения Господня, выглядит гораздо более торжественно, по сравнению с нижним. Он выполнен в русском стиле, сверкает золотом, расписан композициями праздников, событий священной истории, изображениями 130 святых. Службы здесь проходят только в летнее время, потому что храм не отапливается. Но и летом долго стоять на каменном полу холодно, и поэтому многие прихожане теснятся по периметру, выложенному ковровой дорожкой.

Послушания – трудные и не очень

Работы в монастыре много. В садах, в гостинице для туристов, в трапезных, в кафе на причале. В первый же день послушаний я ослушалась и вместо того, чтобы остаться помогать в гостинице «Мансарда» на Центральной усадьбе, поехала в Воскресенский скит вместо другой трудницы. Уж очень хотелось разнообразить трудовые подвиги и побывать в разных местах: сегодня Воскресенский скит, завтра Центральная усадьба. Так я думала. Но получилось иначе. В итоге все дни я провела в Воскресенском скиту, который сама назначила себе местом послушаний. Я мыла посуду и чистила овощи на кухне, надписывала информационные стенды трафаретными буквами, убирала в храме, освященного в честь апостола Андрея Первозванного. В Воскресенском скиту не живут монахи, он, можно сказать, административный. Там останавливаются экскурсоводы, сотрудники паломнической службы, столуются приезжие иконописцы. Там я познакомилась с людьми, которые ездят на Валаам каждое лето и живут здесь когда неделю, когда месяц, а когда – остаются на зиму до следующей навигации. И работают там «Во Славу Божию».

И все-таки – зачем мы приезжали?

Конечно, каждый искал что-то свое. Я действительно не сразу поняла, какова же была моя цель. На Валааме я увидела образ жизни, который разительно отличается от привычного московского уклада. Увидела людей, которые совсем не похожи на моих знакомых и друзей. Которых не трогают вещи, сводящие с ума жителей крупных городов. Которые никуда не спешат. Мало говорят. Почти не смотрят в глаза. И непрестанно молятся. Они не ищут общения с человеком, но все время разговаривают с Богом.

За неделю, которую я провела в монастыре, я сама стала спокойнее и тише (как же сложно было после возвращения вновь поймать ритм города!). Еще я услышала ответы на свои вопросы. Даже на те, которые не задавала вслух. В Москве некоторые проблемы казались мне неразрешимыми, а на Валааме – перестали казаться проблемами. Но главное, зачем я ехала (как мне теперь кажется) – это новый круг общения. Я искала общества людей, которые пытаются быть хорошими христианами, живя и работая в больших городах. И, слава Тебе, Господи, я с ними познакомилась.

Как организован тур. В...

Показать целиком

Паломническая служба Валаамского монастыря организует туры на остров Валаам для паломников и туристов. Туры есть разной продолжительности, мы же ездили с однодневным туром "Валаамский экспромт". Сразу уточню, билеты покупали не напрямую, а через посредников, т. к. мне нужна была онлайн покупка, ехать никуда времени не было.

Как организован тур. В 8 утра от Озерков отправляется автобус. Он едет 2,5 часа до Приозерска с остановкой по поселке Саперное, где можно выйти, размяться, при желании посетить церковь при реабилитационном центре для наркозависимых. Церковь красивая, резного дерева, с красивым зеленым двором и фонтаном. По дороге экскурсовод рассказывает экскурсию о Ленобласти, Карелии и чем-то еще, я дремала и плохо слышала) Нас сопровождала прекрасная женщина по имени Лариса, замечательный экскурсовод. Видно, что она живет тем, о чем рассказывает, и речь у нее отличная. В Приозерске мы пересели на метеор и преодолели 60 км по Ладоге чуть больше, чем за час. На острове нас (группу около 40 чел.) поделили надвое и дали еще одного экскурсовода. Мы же остались с Ларисой. Она провела нас по монастырским садам, территории вокруг монастыря, потом самому монастырю с подробными рассказами о каждом настоятеле, каждой иконе, каждом камешке, о непростом для монастыря периоде советской власти.

После этого мы посетили концерт церковного хора (мужчины поют бесподобно, вчетвером - как целый хор!) и отправились на обед в паломническую трапезную. В русском монашестве не едят мясо, только рыбу, но как же вкусно нас накормили! Открылось второе дыхание, и после обеда мы отправились на оконечность острова в Никольский скит. Скит - это как бы монастырь в монастыре, со своим уставом, более строгим, чем устав самого монастыря. На Валааме несколько таких скитов, разбросанных по архипелагу, и в самом строгом из них живут всего 3 монаха, которые встречаются лишь на службе, и они не едят не то что рыбу, а им только по праздникам разрешается сдобрить еду постным маслом. Скит же, которые посетили мы, не столь строг. В него даже туристов пускают. В одном скиту, в который можно попасть лишь прожив несколько дней на острове и получив благословение, монахи разводят павлинов. Говорят, павлин, сидящий на елке - бесподобное зрелище. После экскурсий у нас было около часа свободного времени, можно было вернуться в храм, купить сувениров, мы же просто прогулялись по острову, полюбовались природой, пофотографировали. И затем дорога домой, так же на метеоре и автобусе.

Уровень организации отличный! Все путешественники остались довольны. Может показаться, что Валаам - это одни туристы, за весь день мы увидели всего пару монахов. Но нет, остров ведь очень большой, у монахов своя жизнь, и она редко пересекается с туристическими тропами. А туризм на Валааме это, во-первых, миссионерство, а во-вторых, привлечение денег на восстановление монастыря, который сильно пострадал в годы советской власти и войны. Стоит ли ехать на Валаам людям, далеким от религии? Конечно, да. Это очень интересно, ведь экскурсия рассказывает не только о религии, но и истории, географии, геологии. И кроме того, на Валааме очень красиво. И вокруг прекрасная карельская природа. Рекомендую.