Административная единица Российской империи и РСФСР. Губернский город - Астрахань.

Располагалось на Юго-Востоке Европейской России, у низовьев Волги, по северо-западному берегу Каспийского моря. Граничила с (на юге), (на юго-востоке), (на северо-западе) и (на юго-западе).

История образования Астраханской губернии

Астраханская губерния была создана указом Петра I от 22 ноября 1717 г. (до этого с 1708 г. её территория входила в состав Казанской губернии). В состав Астраханской губернии вошли города с прилегающими территориями: Астрахань, Гурьев Яицкий (совр. Атырау, Казахстан), Дмитриевск (совр. Камышин), Петровск, Самара, Саратов, Симбирск (совр. Ульяновск), Сызрань, крепость Терки, Царицын (совр. Волгоград), Красный Яр, Чёрный Яр и Кизляр.

В 1728 г. города Саратов, Самара, Симбирск (совр. Ульяновск), Сызрань с уездами были переданы в состав Казанской губернии.

В 1739 г. Саратов был возвращён в состав Астраханской губернии. В ноябре 1780 г. он стал центром вновь образованного Саратовского наместничества, куда также вошли города Петровск и Дмитриевск.

В 1752 г. из Астраханской губернии в состав Оренбургской был передан город Гурьев (в 1782 г. был возвращён в состав Астраханской губернии). В этом же году к Астраханской губернии был присоединён и город Уральск, а города Царицын с Ахтубинским шёлковым заводом и Чёрный Яр были переданы в состав Саратовской губернии. В 1785 г. Чёрный Яр был возвращён в состав Астраханской губернии.

5 мая 1785 г. было учреждено Кавказское наместничество в составе Астраханской и Кавказской областей (центр - небольшая крепость Екатериноград). Но уже в мае 1790 г. Кавказское губернское правление переведено в г. Астрахань. А в 1790 г. наместничество было упразднено и переименовано в Астраханскую губернию (включая будущие Ставропольскую, Терскую и Кубанскую губернии).

В 1802 г. Астраханская губерния была разделена на Астраханскую и Кавказскую. Во главе Астраханской губернии был поставлен гражданский губернатор. В то же время Астраханская губерния подчинялась и военному начальнику Кавказского края и Грузии. С 1832 г. Астраханская губерния была полностью отделена от Кавказской. При этом во главе губернии наряду с гражданским был поставлен и военный губернатор.

Уезды Астраханской губернии

В начале XX века в административном отношении Астраханская губерния разделялась на 5 уездов (Астраханский, Красноярский, Енотаевский, Черноярский и Царёвский), Калмыцкую степь с 7 улусными управлениями и калмыцким базаром, Киргизскую степь (Внутреннюю Киргизскую орду), разделенную на участковые управления (5 частей и два округа), и Астраханское казачье войско из 2 отделов.

№ п/п Уезд Уездный город Площадь,вёрст Население(1897), чел.
1 Астраханский г. Астрахань (112 880 чел.) 6499,0 219 760
2 Енотаевский г. Енотаевск (2826 чел.) 4852,0 76 080
3 Красноярский г. Красный Яр (5593 чел.) 9463,0 65 995
4 Царёвский г. Царёв (6977 чел.) 18 964,0 198 022
5 Черноярский г. Чёрный Яр (4226 чел.) 11 858,0 100 316
6 Калмыцкая степь - 67 246,0 128 573
7 Внутренняя Киргизская орда с. Ханская Ставка (2564 чел.) 70 781,0 214 796

Во всех пяти уездах состояло (1888) 157 сельских обществ, 47 волостей, 13 станов и 89 уряднических участков. Всего имений и деревень в губернии - 189, кроме 13 станиц астраханских казаков, ватаг и хуторов. Число строений в селах пяти уездов состояло из 231 каменных и 56472 деревянных домов. В губернии было 167 церквей и 4 монастыря (1887).

В 1917 году Киргизская степь была выделена в отдельную Букеевскую губернию. В 1919 году Царёвский и Черноярский уезды отошли к Царицынской губернии. Через год Калмыцкая степь стала частью Калмыцкой АО. В итоге, в Астраханской губернии осталось 3 уезда: Астраханский, Енотаевский и Красноярский. В 1925 году уезды были упразднены, а вместо них образованы районы: Баскунчакский, Бирючекосинский, Болхунский, Енотаевский, Зацаревский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Могойский, Никольский, Разночинский, Трусовский, Харабалинский.

В рубрике «К 300-летию Астраханской губернии» редакция «Пункт-А» предлагает своим читателям интервью первого губернатора астраханской области Анатолия Гужвина о развитии региона, данное журналу «Нефть России» в 1999 году.

Стабильность государства - в благополучии провинции

Губернатор Астраханской области Анатолий ГУЖВИН отвечает на вопросы корреспондента журнала «Нефть России» Александра ТРИФОНОВА.

Анатолий Петрович Гужвин родился 25 марта 1946 г. в Ахтубинском районе Астраханской области в семье рабочего. Трудовую деятельность начал в 16 лет электриком на одном из заводов. Затем поступил в Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства на электромеханический факультет, который окончил в 1970 г. Работал преподавателем в речном училище, где был выдвинут на комсомольскую работу и вскоре переведен в горком ВЛКСМ. В 1975-1980 гг. работал первым секретарем Астраханского обкома ВЛКСМ, а с 1980 по 1985 г. - первым секретарем Камызякского райкома КПСС. В 1986 г. избран вторым секретарем обкома партии, а через год ¬ председателем (в то время - самым молодым в СССР) облисполкома. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР (январь 1988 г.), народным депутатом РСФСР (март 1990 г.).
Указом президента РФ Анатолий Гужвин в августе 1993 г. был назначен главой администрации Астраханской области. А в декабре 1996 г. он победил на выборах и вновь занял эту должность.
В период с апреля 1996 г. по июль 1998 г. возглавлял межрегиональную Ассоциацию экономического взаимодействия "Большая Волга".
Анатолий Гужвин награжден орденами "Знак Почета", "Дружбы", "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени, Почетной грамотой правительства РФ, "Премией мира и духовного согласия" президента Республики Казахстан.
Член-корреспондент Международной академии информатизации, действительный член Экологической и Жилищно-коммунальной академий.
Женат. Имеет дочь и сына, двоих внуков.
В свободное время занимается спортом - волейбол, футбол, шахматы.
Охотиться и рыбачить предпочитает в родных местах - на Волге и Ахтубе.

- Астраханская область - форпост России на Каспии. Регион отличается политической стабильностью, а руководство характеризуется умением договариваться с любыми партнерами, находить компромиссы на основе прагматизма и здорового консерватизма. Эта политика основана, вероятно, в большой степени на Ваших личных качествах руководителя. Может быть, это является жизненным кредо губернатора?

Давайте рассмотрим вопрос с двух сторон. Понятие форпост традиционно воспринимается как характеристика военного или, по крайней мере, военизированного поселения на границе. А государственная граница считается барьером, который отгораживает одну страну от другой.

Но посмотрим и на другую сторону этих понятий. Границы ведь не только, да и не столько, людей и государства разъединяют, сколько связывают. Следовательно, форпост - это не в первую очередь пограничная крепость, тем более - сегодня, тем более - на Каспии. Форпост - это и средство, инструмент, при помощи которого государство реализует свои экономические интересы в сопредельных государствах и учитывает интересы своих соседей. Это инструмент взаимовыгодного сотрудничества. Форпост - это еще и широкие ворота в наш общий дом, через которые в страну идет не только поток товаров, но и мощное влияние соседних культур. Вот такое понимание форпоста как связующего звена между сопредельными государствами мне гораздо ближе.

Наша справка

Дата образования Астраханской области - 27 декабря 1943 г.
Административный центр области - город Астрахань (512 тыс. жителей), крупный промышленный и культурный центр Юга России, речной и морской порт, важнейший грузоперевалочный пункт железнодорожно-водного сообщения. Узел железных (на Саратов, Кизляр, в Казахстан), автомобильных (на Волгоград, Элисту, Ставрополь, Махачкалу) дорог. Авиалиниями связан со многими городами России и стран ближнего зарубежья.
Территория области - 44 тыс. км2.
Население области (1998 г.) составляет 1031 тыс. человек, в том числе городское - 66,7%. Подавляющее большинство - русские (73,86%). Из представителей других народов по численности выделяются казахи (11,92%) и татары (8,47%).
Административных районов - 11. Городов областного подчинения - 5 (наиболее крупный - Ахтубинск, 51 тыс. человек), поселков городского типа - 13.
Область входит в состав межрегиональной ассоциации "Большая Волга".
В середине XVI века Астраханское ханство было покорено русскими войсками и с тех пор находится в составе Российского государства. Город сохранил свою роль мощного торгового центра, став воротами России на Восток. Уже в XVII веке в Астрахани появилось персидское консульство. Здесь был построен Кремль, который и теперь является главной архитектурной достопримечательностью города. Уже в 1717 г. Астрахань стала административным центром губернии. В то время по воле Петра I здесь были построены порт, верфь, адмиралтейство, база военно-морского флота.
Географическое положение. Область занимает узкую полосу вдоль рек Волги и Ахтубы, на западе граничит с Республикой Калмыкия, на севере - с Волгоградской областью, на востоке - с Казахстаном, с юга омывается водами Каспийского моря.
Через Астраханскую область Россия имеет выход к Каспийскому морю, где граничит с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Исламской Республикой Иран.
Природные условия. Климат резко континентальный: средняя температура января: от -100(на севере) до -60 (на юге); средняя температура июля: +250. Для области характерны полынно-солянковые полупустыни на светло-каштановых почвах. В Волго-Ахтубинской пойме преобладает луговая растительность.
Экономика. Особое внимание в экономике области уделяется развитию ТЭК. С 1986 г. в регионе разрабатывается крупнейшее в Европе газоконденсатное месторождение, способное ежегодно в течение 100 лет давать по 50 млрд м3 природного газа. Астраханские месторождения нефти по величине запасов занимают второе место среди месторождений европейской части России. Разведанные запасы в северной части области оцениваются в 5 млрд т. Прогнозируется открытие крупных месторождений нефти в подсолевых (на глубине 5-6 км) и надсолевых (1-2,5 км) отложениях Астраханского свода. Условия разведки и разработки продуктивных пластов гораздо экономичнее, чем на аналогичных участках российского Севера или Дальнего Востока, поскольку область располагает разветвленной инфраструктурой и высококвалифицированными специалистами. Астраханская область является крупнейшим в стране центром специализированного судостроения для освоения морских газонефтяных месторождений.

В деятельности астраханских губернаторов (мы внимательно анализировали исторические документы к 280-летию Астраханской губернии) веками сочетались и мирные, и оборонные задачи.

Да, нам действительно удается сохранить социальную, этническую, религиозную и политическую стабильность, хотя поблизости от нас весьма неспокойные регионы, откуда к нам направляется поток очень разных людей - от беженцев, мелких торговцев, криминальных элементов до крупных предпринимателей, намеренных серьезно вести дела в нашей области. Все они - представители разных национальностей, разных религиозных воззрений, - неизбежно привносят нечто новое в традиционный быт астраханцев.

Сохранить стабильность в такой обстановке нелегко. Помогает сложившаяся веками "астраханская ментальность". Наш край столетиями был открыт для всех и миролюбив. Каждому, пришедшему с миром, здесь хватало "места под солнцем". Астраханцы - очень уживчивый и доброжелательный народ. Не случайно экстремистские политические и религиозные организации не могут укорениться на нашей земле, хотя эмиссаров наезжает немало.

Нам удается наладить диалог и вести совместную деятельность даже с самой азартной оппозицией. Если ты людей уважаешь, стараешься удовлетворить их обоснованные интересы, если они видят, что власть их не обманывает, делает все возможное для создания нормальных условий хозяйствования и быта, - тогда не возникает никаких причин для этнических, религиозных или политических конфликтов. А любителей разжигать страсти и махать кулаками у нас не любят и не принимают, для таких нет социальной почвы.

В области действуют около 60 политических партий, 20 национально-культурных обществ, землячеств, 30 религиозных конфессий. Со всеми мы ведем постоянный диалог, изучаем мнение этих организаций по наиболее важным для области вопросам.

Свыше двух лет действует общественно-политический консультативный совет (ОПКС) при главе администрации, в работе которого постоянно участвуют представители 115 общественных объединений. Я часто встречаюсь с руководителями этих объединений, со старейшинами национальных обществ - есть на кого опереться в таком достаточно сложном деле.

Заглядывая в будущее, надо стараться выделить долговременные проблемы и уже сегодня стремиться к их мирному и спокойному урегулированию.

Вы спросили о моем жизненном кредо. Оно довольно простое. Ничего не делать наполовину, если за что-то взялся - всегда доводить начатое до конца. Помнить, что нельзя требовать с других того, что не можешь или не хочешь сделать сам. Сначала думать, потом делать. Не давать невыполнимых обещаний, как ни соблазнительно было бы это из политических соображений. Прогнозировать развитие событий. Сплачивать вокруг себя знающих людей, мыслящих по-разному, но доверяющих друг другу в общем деле - независимо от их политических пристрастий и общественных предпочтений. Уважать людей, их традиции.

- В декабре 1996 г. Вы одержали трудную победу на выборах. Пресса отмечала даже некоторый Ваш страх перед ними. Но победа была убедительной. На какие силы опираетесь Вы сегодня?

Сегодня и всегда я опираюсь на одни и те же силы - на астраханцев, о менталитете которых я уже рассказывал.

Астраханское общество при всем кажущемся его разнообразии - явление целостное и самобытное, его составляют по-настоящему интересные люди. Общество надо уважать, любить и быть его неотъемлемой частью - тогда ты никогда не останешься без поддержки.

То, что я всю жизнь проработал в Астраханской области, на виду у всех, играет, пожалуй, решающую роль. Действительно, даже в самом небольшом селе области я лично знаком с несколькими десятками человек, я знаю их жизнь и проблемы, а они знают мою жизнь.

А что касается выборов, то это всегда экзамен. Избирательная кампания действительно была трудной. И даже не из-за агрессивности и, я бы сказал, беспардонности команды прибывших на поддержку соперника депутатов Госдумы от КПРФ.

Я был уверен, что откровенная грубость вместо серьезных позитивных программ развития области не будет иметь успеха, и не беспокоился об итогах агитационной кампании. Главное для меня еще до начала выборов было убедить себя в необходимости вступить в предвыборную борьбу. Но только когда программа дальнейших действий сложилась, я принял решение баллотироваться именно для ее реализации. Она составляла стержень всей моей предвыборной кампании.

Так что губернаторские выборы действительно стали для меня серьезным испытанием, но совершенно по иной, скорее нравственной, причине.

Тем более, мне было важны понимание и искренняя широкая поддержка, которые я встретил во время выборов у самых разных людей, представителей разных профессий и социальных групп. Так что опора у меня была и будет одна - это мои земляки, другой мне не нужно.

- Известны Ваши инициативы и неплохие результаты по газификации сельской местности, строительству морского порта в селе с красивым названием Оля. Вероятно, этим не исчерпывается список дел, которые вошли в предвыборную программу и являются для губернатора первостепенными?

Конечно, нет. Список довольно обширен. Кроме того, я назвал бы его открытым. Тем не менее, приоритеты в этом списке определены, названа последовательность их реализации.

Я выделил бы три главных направления, по которым реализуется выработанная стратегия социально-экономического развития Астраханской области.

В первом направлении приоритеты отдаются развитию базовых отраслей производства - топливно-энергетическому комплексу, сохранению и возрождению традиционной для области отрасли - судостроения, развитию транспортного узла и воспроизводству рыбных запасов.

Второе направление предусматривает развитие местного товарного рынка - пищевой и легкой промышленности, сферы услуг и малого бизнеса, ориентированного преимущественно на обслуживание населения.

Третье направление - на более отдаленную перспективу - это разработка запасов жидкого углеводородного сырья, интенсивные поиски которого сейчас ведутся.

Хотя тот порядок, в котором я перечислил основные направления нашей региональной стратегии развития, отражает и приоритетность, и последовательность действий администрации области, работа по ним ведется параллельно, так как ждать завершения одного этапа, чтобы потом неторопливо перейти к следующему, сейчас невозможно. Вы видите: все первоочередные задачи совершенно разноплановые, но они очень тесно связаны друг с другом и решить их отдельно, по-моему, не удастся никогда.

Например, мы одновременно занимаемся разведкой новых запасов нефти и освоением серийного производства буровых установок для ее добычи на Каспии. Внедряя новые для нас сельскохозяйственные культуры - табак и хлопок, - мы не только выходим на новые рынки, но и создаем рабочие места в астраханской легкой и пищевой промышленности, получаем средства на развитие инфраструктуры в сельской местности.

А для того, чтобы параллельная работа по нескольким направлениям была возможна и результативна, пришлось довольно серьезно реорганизовать администрацию области.

Разумеется, важнейшей одновременно стратегической и текущей задачей является обеспечение нормальных условий жизни астраханцев. Упомянутая Вами проблема газификации области относится как раз к таким. Вы представляете, что значит сегодня жить в селе и использовать твердое или жидкое топливо для обогрева жилья, приготовления пищи? А наследие нам досталось именно такое. Вот и приходится сегодня делать то, что надо было осуществить давным-давно - строить сотни километров газопроводов, газораспределительные станции, переводить на газ котельные в населенных пунктах. Газификация области - часть моей предвыборной программы, и я намерен эту задачу решить окончательно в ближайшие два года. Должен отметить решающую роль в этой работе ОАО "Газпром".

В конечном счете, все зависит от уровня управления и применяемых методов. Мы избрали в качестве базового программно-целевой принцип управления, позволяющий увязать в единую систему все названные выше "сверхзадачи". Такой единой системой становится интегрированный пакет целевых программ.

Но в современной России с программами не все получается гладко. Взять, скажем, строительство морского порта в селе Оля. Эта стройка - часть одной из федеральных программ. Очевидно, что этот порт для России имеет стратегическое значение. Будет порт - быть России на Каспии, не будет - останется нам только подсчитывать упущенную выгоду. А за весь прошлый год из федерального бюджета на строительство порта не поступило ни рубля. Приходится вести строительство за счет собственных средств.

А раз так, то программно-целевой принцип управления нуждается в дополнении методами ситуационного управления. Эти методы предъявляют уже другие требования к моей команде.

- В 1995 г. была принята утвержденная правительством РФ программа "Каспий", затем - Федеральная целевая программа социально-экономического развития Астраханской области на 1997-2000 гг. Тоже "ни рубля"?

Нет, здесь положение получше. Что касается программы "Каспий", то это набор мер для защиты населения прикаспийских территорий от затопления и подтопления, вызванного подъемом уровня Каспийского моря. Программа предусматривает строительство защитных сооружений, отселение жителей тех районов, которые могут быть затоплены надвигающимся морем. За последние два года по программе "Каспий" освоено 15,8 млн рублей. Погашено 46 именных жилищных сертификатов на сумму 6,6 млн рублей, предусмотренных для отселения жителей населенных пунктов, попавших в зону затопления. Реконструируются линии электропередач, строятся берегозащитные сооружения в селах Оля, Воскресеновка и Тишково, проводятся дноуглубительные работы.

Федеральная целевая программа социально-экономического развития Астраханской области на 1997-2000 гг. является документом, интегрирующим все выполняемые на территории области целевые программы. За последние два года по ней освоено более 3 млрд рублей. Средства на выполнение программы поступают из федерального и областного бюджетов, находим и внебюджетные источники. Некоторые подпрограммы реализуются частично или преимущественно за счет внебюджетных источников. Это такие ключевые для области подпрограммы, как "Возрождение торгового флота России", уже упомянутое строительство порта в селе Оля, "Рыба" (строительство и очистка рыбоходных каналов, берегоукрепление, реконструкция прудового хозяйства), "Развитие минерально-сырьевой базы" (изучение строения недр, подготовка к бурению). Часть программ практически финансируется только из федерального бюджета - например, "Повышение плодородия почв". Есть и полностью областные программы - такие, как строительство жилья для льготных категорий граждан.

За период реализации Федеральной программы сохранено более 67 тыс. рабочих мест и создано более 2,5 тыс. новых.

Необходимо отметить, что дальнейшим развитием целевых программ стал проект "Комплексное развитие территории Российской Федерации, прилегающей к Каспийскому морю". Этот проект обеспечивает достаточно полный охват региональных проблем.

- Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" уже несколько лет успешно работает в области, развивает ряд своих предприятий, например, "Астраханьморнефть" и "Астраханьнефтепродукт". Президент компании Вагит Алекперов ежегодно посещает Астрахань. Как влияет присутствие в регионе такой мощной компании на развитие экономики области?

Вагит Юсуфович бывает у нас чаще, чем раз в год. Последний его приезд - шестого мая - был связан со знаменательным событием не только для "ЛУКОЙЛа" и нашей области, но и для всего мирового нефтяного бизнеса: Россия начинает освоение запасов углеводородов Северного Каспия. На старейшем астраханском судостроительном заводе "Красные Баррикады" была торжественно передана заказчику модернизированная самоподъемная буровая установка "Астра". Сейчас она выведена на точку бурения первой разведочной скважины на структуре "Хвалынская". Если прогнозы геологов оправдаются, эксплуатация участка "Северный", в состав которого входит "Хвалынская", принесет государству за период действия проекта доход около 25 млрд долларов. Уже сегодня, до начала бурения, в этот проект компания вложила около 100 млн долларов. Через пять-шесть лет в ходе реализации проекта работу получат 150 тыс. человек, в основном - астраханцев. В перспективе - строительство на наших верфях (а их двенадцать) ледостойких стационарных платформ, судов обеспечения, танкеров.

Не только возрождение производственного и интеллектуального потенциала судостроительного комплекса, не только отчисления в бюджет и создание новых рабочих мест ассоциируются у астраханцев с деятельностью в регионе и на Каспии "ЛУКОЙЛа". Первое, о чем спросили местные журналисты президента компании Алекперова во время торжеств по сдаче "Астры", был вопрос о решении экологических проблем. Из ответа стало ясно, что наши природоохранные организации, а значит, и наша уникальная природа, уже получают преимущества от каспийского нефтяного проекта. Десять процентов затрат на его осуществление пойдет на экологические цели. Уже сейчас сделано немало. Как известно, у государства нет денег для проведения гидрометеоизысканий. Благодаря тому, что Каспийский морской научно-исследовательский центр начал сотрудничать с предприятием "ЛУКОЙЛ-Астраханьморнефть", он сумел переоснастить свою корабельную базу, воссоздать два судна, уплотнить сеть станций мониторинга окружающей среды, получил возможность проводить новые изыскания. Серьезную поддержку получает Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства. Есть интересные совместные проекты по разведению осетровых с Научно-производственным центром "БИОС".

Все это делается на благо Каспия, за судьбу которого мы, астраханцы, чувствуем особую ответственность. Отрадно, что здесь у нас с руководством компании "ЛУКОЙЛ" полное взаимопонимание.

"ЛУКОЙЛ" в Астрахани - это не только разработка морских месторождений. Самый дорогостоящий проект компании в нашем регионе связан со сверхглубокой скважиной "Безымянная" на участке Южно-Астраханской группы поднятий, подсолевые объекты которой, по свидетельству специалистов, имеют очень сложное строение, но весьма перспективны. Другой участок "ЛУКОЙЛа" - "Бешкульский" - тоже большой и достаточно дорогой в разработке объект.

Два предприятия, представляющие в области компанию - "ЛУКОЙЛ-Астраханьморнефть" и "ЛУКОЙЛ-Астраханьнефтепродукт", - из числа самых жизнеспособных хозяйствующих субъектов области. Последний успешно решает одну из главных задач - обеспечивает нефтепродуктами сельское хозяйство и жилищно-коммунальный сектор. Расширяя ассортимент сопутствующих товаров, оказывая различные технические и бытовые услуги транзитным и местным автомобилистам, предприятие стабилизирует внутриобластной рынок нефтепродуктов.

Ведущая российская нефтяная компания ассоциируется у астраханцев не только с автозаправочными станциями, но и, например, с гандбольной командой "ЛУКОЙЛ-Динамо" (Астрахань) - серебряным призером чемпионата страны в суперлиге. Благодаря поддержке компании ансамбль народных инструментов "Ярило" побывал на нескольких престижных международных фестивалях и стал их лауреатом. Сегодня, спустя почти три года со времени подписания Соглашения о стратегическом сотрудничестве администрации Астраханской области и компании "ЛУКОЙЛ", можно сказать, что оно оказалось одним из самых удачных, когда-либо заключавшихся на территории области. Компания действительно пришла в регион всерьез и надолго.

- Известно, что Астраханская область активно развивает внешнеэкономические отношения с провинциями Ирана - Гилян и Мазандаран, с Казахстаном, с президентом которого Н.Назарбаевым у Вас давние дружеские связи. Как Вы думаете, по плечу ли Астраханской области быть не только "форпостом" на Каспии, но и своеобразным "ключом" к нему для всей России?

Разве тот факт, что именно от наших берегов и нашими стараниями отправилась в море первая буровая установка, на которой поднят флаг России, - не свидетельство того, что наш регион уже стал ключом к богатствам Каспия? Причем, наше положение является ключевым не только по отношению к запасам полезных ископаемых. Лишь астраханские рыбоводные заводы до сих пор занимаются воспроизводством осетровых! А уникальность геополитического положения Астрахани! Системой каналов она связана с Балтикой и Средиземноморьем. Недаром европейский интермодальный транспортный коридор № 9-А продлен до Астрахани, и речь всерьез идет о переориентации части грузопотока, следующего сейчас из Европы в Азию традиционным и более протяженным средиземноморским путем, на направление Астрахань-Каспий-Иран-Персидский залив.

Значимость наших посреднических функций отлично иллюстрирует участие области в переговорном процессе по определению юридического статуса Каспия, в частности, в российско-казахстанских согласованиях. Хотя президенты государств и договорились о том, что разделу подлежит только дно, сама разделительная линия на карте еще не проведена. Протокол с географическим описанием ее прохождения готовится в Министерстве иностранных дел РФ с участием представителей администрации Астраханской области.

Интересы почти всех бизнесменов и дипломатов, приезжающих в наш регион, так или иначе связаны с Каспием. Всплеск активности на казахстанском направлении объясняется подготовкой этой страны к разведочному бурению на шельфе. Платформу, с которой консорциум OKIOC, созданный в Казахстане рядом крупнейших нефтяных компаний мира, пробурит первую скважину в нефтеносном районе Восточный Кашаган, монтируют сейчас на одном из судостроительных предприятий нашей области. Планы OKIOC - вложить в проект 15 млрд долларов.

Интеграция Запада с Россией в этой области уже сейчас идет именно через Астрахань. Причем, падение цен на нефть делает нас как партнеров более привлекательными для западных нефтяных компаний, чем фирмы Европы и США: мы ближе к месторождениям, с нами выгоднее работать. Это начал понимать и Азербайджан, хотя с этой страной утраченные связи возрождаются сложнее, чем с Казахстаном, с которым заключено восемь различных соглашений. В Казахстане наше участие распространяется сейчас не только на нефтяной бизнес. Например, первой экспедиторской фирмой, начавшей в конце минувшего года работу в реконструированном порту Актау, стала астраханская компания, которая открыла там свой филиал и помогает "раскручивать" этот порт.

Использование возможностей астраханского транспортного узла в буквальном смысле слова помогает торить пути к соседям. В минувшем году успешно начала действовать паромная линия Астрахань-Энзели-Туркменбаши-Астрахань. Паром "Кристина" совершил 24 регулярных рейса. Его услугами пользуются и водители-дальнобойщики из Узбекистана. Преодолев Каспий, их большегрузные автопоезда от причала нашего порта Оля следуют по дорогам Европы.

Что касается сотрудничества с Ираном, то сейчас ведутся переговоры о возможностях и условиях осуществления иранских инвестиций в строительство и эксплуатацию порта Оля, об установлении воздушной линии Астрахань-Решт-Астрахань. Есть существенные подвижки в развитии межбанковского сотрудничества. Между астраханской дирекцией банка "Москва" и иранским банком "Мелли" впервые установлены корреспондентские отношения. Следующим этапом межбанковского сотрудничества должно стать взаимное открытие корреспондентских счетов. Также обсуждается возможность создания совместных банковских структур с иранским банком "Таджарат".

- Какой представляется Вам роль губернаторов, Совета Федерации в поисках путей выхода страны из экономического кризиса, возрождения ее былой мощи и реального роста благосостояния народа?

Для того чтобы проще было понять, чем в Совете Федерации занимаюсь я и другие губернаторы, надо просто знать, как складывается рабочий день любого из нас - в отличие от депутатов Госдумы, федеральных министров, высших руководителей государства.

Когда я подхожу к зданию администрации области, меня почти всегда ждут люди. Они знают время, когда я должен появиться. Конечно, среди них бывают и те, кому просто хочется поговорить с человеком, олицетворяющим для них власть в области. Нередко меня встречают пикеты тех, кому по-настоящему плохо. Обычно это люди, которым стало невмоготу, часто по не зависящим от них самих причинам. И каждый ждет вполне конкретного моего решения - здесь и сейчас.

Любой губернатор просто в силу своего служебного положения гораздо ближе к людям, чем представители федеральной власти. Губернатор не может отгородиться от людей милицией или телохранителями, секретарями, помощниками. Он должен ежедневно работать с теми, кто за него голосовал. Или против него. Он не имеет права делать различия между первыми и вторыми. Он должен всегда помнить, что за ним сотни тысяч людей, за которых он отвечает. Как бы эти люди лично к нему ни относились.

Любой губернатор гораздо быстрее чувствует на себе возникающие проблемы, которые, так или иначе, отражаются на состоянии общества. Так же он чувствует и потенциально угрожающие или благоприятные ситуации (в этом тоже нет ничего необычного): он не просто ближе к месту событий, он все время живет внутри событий.

Могу привести пример из собственной практики. Четыре года назад Астраханская область инициировала обсуждение проблем Каспия в Совете Федерации. В Москве о Каспии тогда никто не думал, а, между тем, здесь развивались процессы, которые могли привести к фатальным последствиям для Российского государства в XXI веке.

Потребовались колоссальные усилия с нашей стороны, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Появилась федеральная программа "Каспий", началось строительство порта в селе Оля, в нем появилась таможня, начала развиваться инфраструктура региона. И, все равно, до сегодняшнего дня у нас нет уверенности в том, что федеральные органы власти до конца поняли, перед лицом каких трудностей окажется Россия, если не "застолбит" достойное место на Каспии.

Понятно, что и отношения с региональным законодательным органом у губернатора складываются иначе, чем у президента РФ с Госдумой. Наши депутаты тоже гораздо ближе к избирателю, чем депутаты в Москве.

Роль, которую должны играть губернаторы в Совете Федерации, для меня очевидна: губернаторский корпус должен гарантировать стабильность политической и социально-экономической системы государства не менее действенно, чем другие институты власти.

Губернаторский корпус обязан своевременно доводить до сведения высшего политического руководства страны и негативные, и позитивные перспективы развития процессов в субъектах Федерации, разъяснять возможное их влияние на ситуацию в России.

Губернатор - главный проводник государственной политики в регионе, но он и обязан на равных участвовать в ее разработке.

По-моему, события последних месяцев убедительно показали, что губернаторы и президенты автономий вполне способны названные функции выполнять. И мы от них не откажемся.

Губернатор Астраханской области
Возглавляет правительство Астраханской области
Официальная резиденция Астрахань , ул. Советская, д. 15
Назначается по результатам прямых выборов
Срок полномочий 5 лет; не более двух сроков подряд
Должность появилась 1991 год
Первый в должности Анатолий Гужвин
Сайт www.astrobl.ru

Губерна́тор Астраха́нской о́бласти - высшее должностное лицо Астраханской области . Формирует и возглавляет правительство Астраханской области - высший исполнительный орган государственной власти области. При этом председателем правительства является вице-губернатор.

История [ | ]

10 июля 2003 года Госдума Астраханской области приняла закон «О статусе Губернатора Астраханской области».

Летом 2004 года были назначены очередные выборы губернатора Астраханской области - на 5 декабря 2004 года. Одновременно должны были пройти выборы глав муниципалитетов и депутатов в представительные органы местного самоуправления. Официальный старт избирательной кампании был назначен на вторую половину сентября. Однако в августе губернатор Анатолий Гужвин скоропостижно скончался на 59-м году жизни. И.о. губернатора стал первый заместитель губернатора Александр Жилкин . Досрочные выборы Государственная дума Астраханской области не стала переносить и назначила на ранее запланированную дату . И.о. губернатора Жилкин заявил об участии в выборах и, став одним из кандидатов, ушёл в предвыборный отпуск. В связи с этим 3 ноября президент России Владимир Путин назначил временно исполняющим обязанности губернатора Астраханской области Александра Глазкова. В первом туре выборов победил Александр Жилкин, набравший 65,34 % голосов. Срок полномочий составлял 5 лет.

Сразу после избрания Жилкин инициировал реформирование органов исполнительной власти Астраханской области.

В декабре 2004 года по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина избрание высших должностных лиц было заменено на назначение законодательными органами (Государственной думой Астраханской области) по представлению президента Российской Федерации . 2 февраля 2005 года Госдума Астраханской области внесла соответствующие поправки в Устав Астраханской области и региональные законы о выборах.

Весной 2007 года губернатор Жилкин подписал новый Устав Астраханской области.

Полномочия Жилкина истекали в декабре 2009 года. Согласно принятым ранее законодательным нормам, кандидатуры на должность губернатора предлагала президенту РФ партия, имеющая большинство в Госдуме Астраханской области. На тот момент это была «Единая Россия». Партия предложила снова Жилкина, а также его заместителя Константина Маркелова и спикера областной думы Александра Клыканова. При этом наблюдатели не сомневались, что утверждён будет именно действующий губернатор. 30 ноября президент РФ Дмитрий Медведев внёс в Госдуму Астраханской области кандидатуру Жилкина для наделения полномочиями на новый пятилетний срок. 9 декабря депутаты Астраханской областной думы утвердили кандидатуру Жилкина - за это проголосовали все 53 депутата.

В начале мая 2012 года президент России Дмитрий Медведев подписал закон, вернувший в России прямые выборы глав регионов. Закон вступил в силу 1 июня 2012 года.

Порядок избрания и вступления в должность [ | ]

Кандидаты выдвигаются только политическими партиями. Кандидат должен быть старше 30 лет. Кандидат не должен иметь вкладов в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Кандидат должен пройти так называемый «муниципальный фильтр» - собрать подписи муниципальных депутатов в количестве 7% от их общего числа. Избирательная комиссия Астраханской области проверяет собранные подписи.

Срок полномочий [ | ]

Срок полномочий губернатора составляет 5 лет и исчисляется со дня его вступления в должность. Один и тот же человек не может занимать должность губернатора более двух сроков подряд.

Александр Александрович Жилкин
Губернатор в 2004 - н.в.

Родился 26 августа 1959 года в селе Цветное Володарского района Астраханской области в семье рыбака. После окончания сельской школы Александр Жилкин в 1976 году поступил в Астраханский педагогический институт, на физико-математический факультет.
В институте Александр познакомился с будущей женой — Верой. При распределении молодая семья Жилкиных выбрала судьбу сельских учителей и в 1981 году переехала из Астрахани в поселок Каспийский Камызякского района. Александр работал сначала учителем, завучем, а затем и директором Каспийской восьмилетней школы.
С 1986 года начинается комсомольская жизнь Александра Жилкина, и уже не как рядового члена, а в качестве руководителя. В 1988 году он стал первым секретарем обкома ВЛКСМ, а чуть позже победил на выборах депутатов Верховного Совета РСФСР.
Период политика всероссийского масштаба в жизни А.А.Жилкина оказался коротким, хотя и весьма насыщенным событиями, включая очередную российскую революцию. В августе 1991 года Александр Жилкин защищал Белый Дом. В память об этих трех августовских днях осталась медаль «Защитнику свободной России».
С октября 1991 года — Александр Жилкин первый заместитель главы Администрации Астраханской области. Фронт работ — новая экономическая политика: уже тогда Жилкин был профессиональным современным менеджером. Под его руководством создавались новые секторы экономики области, способные давать людям работу и зарплату. Тогда же А. Жилкин возглавил межбанковский совет. Степень устойчивости финансовой системы Астраханской области, созданной им и его коллегами-единомышленниками, оказалась настолько высокой, что августовский кризис 1998 года астраханцы ощутили гораздо меньше, чем жители других регионов России.
За А. Жилкиным утвердилась репутация кризисного управляющего, способного вытянуть самые сложные и сложные участки работы, которых сторонились авторитетные чиновники: борьбу с браконьерством, организацию призыва молодежи в армию, ЖКХ, энергетику, социальную защиту, предупреждение чрезвычайных ситуаций, урегулирование трудовых споров, дорожное строительство, борьбу с контрабандой самопальной водки и многое другое.
В конце 90-х Александру Жилкину поручен очередной «завальный» участок работы: браконьерство. Столкнувшись с коррупцией в рыбонадзорных органах, Жилкин создает «летучие» бригады из проверенных сотрудников, добывает необходимую технику, вертолеты, организует рейды. Но главная его цель — установить правовой режим, который позволит, наконец, эффективно бороться с организованным биотерроризмом.
В 2000 году впервые за десять лет осетры смогли дойти на нерест до Волгоградской плотины. В результате международная организация СИТЕС сняла с России наложенные санкции, запрещающие экспорт черной икры и рыбопродукции из осетровых пород. Тем самым удалось восстановить престиж России, как государства, способного справляться с возникающими проблемами.
В 1996 году А.А. Жилкин успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. А с 2003 года он доцент Астраханского Государственного Университета.
C 17-го августа 2004 года, в связи с преждевременной кончиной действующего Губернатора А.П.Гужвина, Александр Жилкин исполнял обязанности Губернатора Астраханской области. 5 декабря этого же года в результате досрочных губернаторских выборов его кандидатура получила наибольшее количество голосов избирателей. И 23 декабря Александр Александрович официально вступает в должность Губернатора Астраханского региона.
4 августа в Президент-отеле в Москве Александр Александрович был награжден Золотым Орденом «Меценат». 30 марта 2006 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал распоряжение в„–136-РП «О Президиуме Госсовета РФ», согласно которому в его состав введен Губернатор Астраханской области Александр Жилкин.
У Александра Александровича большая и дружная семья — две дочери и внуки.

Анатолий Гужвин
Губернатор в 1991-2004 гг.

Анатолий Гужвин родился 25 марта 1946 года в Ахтубинском районе Астраханской области. Закончил электромеханический факультет Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства.
В 1970-1975 годах работал преподавателем электротехники Астраханского речного училища.
В 1975-1980 гг. занимал пост первого секретаря Астраханского обкома ВЛКСМ. В 1980-1985 гг. - первый секретарь Камызякского райкома партии.
В 1986 Гужвин избран секретарем обкома КПСС Астраханской области. В 1987 г. - председатель облисполкома, на момент вступления в должность - самый молодой председатель облисполкома в СССР.
В Январе 1988 г. был избран депутатом Верховного Совета РСФСР XI созыва. В Марте 1990 г. избран народным депутатом РСФСР.
28 августа 1991 г. президент РФ Борис Ельцин подписал Указ о назначении Анатолия Гужвина главой Администрации Астраханской области. 8 декабря 1996 г. Гужвин избран на пост главы администрации области. В декабре 2000 года повторно избран на пост главы администрации области.
Анатолий Гужвин был награжден Орденом "Знак Почета" (1980 г.), "Премией мира и духовного согласия" Президента Республики Казахстан (1993 г.), "Орденом Дружбы народов" (1995 г.), Почетной грамотой Правительства РФ (1996 г.), Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998 г.), (Орденом Русской Православной Церкви "Святителя Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского III степени" (1999 г.), "Орденом Преподобного Сергия" I степени (2002 г.), Орденом "За военные заслуги" (2002 г.)
Гужвин являлся членом-корреспондентом Международной Академии Информатизации РФ, почетным членом Международной Академии Наук, действительным членом экологической Академии РФ, почетным профессором Астраханского государственного технического университета.
К экономическим достижениям Гужвина можно отнести и восстановление распавшихся было после распада Союза связей с Ираном. Сегодня в эту страну из области ходит 4 парома, почти 150 ирано-российских СП обслуживают товарные потоки. В целом товарооборот с приграничными странами и Индией возрос с 200 тыс. тонн в 1997 году до 2,6 млн. тонн в 2001-м.
В последнее время губернаторства у Гужвина появились проблемы с газовиками. Сменивший Рема Вяхирева в кресле руководителя "Газпрома" Алексей Миллер решил перевести все активы и основные средства "Астраханьгазпрома" в головную компанию и областной бюджет сразу лишился сотен миллионов рублей налога на имущество.
Общий результат экономической политики Гужвина в результате не впечатляет: уже к концу 2001 года объем промышленного производства сократился по сравнению годом 2000-м на 4,5%. И по этому показателю область занимала 67-е место среди всех 89 российских регионов.

Астраханская губерния 22 ноября 2017 года отмечает своё 300-летие. Она была образована в 1717 году. На её территории с 1480 года находилось Астраханское царство, которое просуществовало до 1557 года, тогда оно было присоединено к Московскому государству.

История образования

Тремя годами ранее московское войско под предводительством князя Пронского-Шемякина вошло на территорию царства для водворения на престол изгнанного хана Дербыша, который попросил помощи у Москвы и дал присягу на подданство Российскому государству с условием уплаты дани. После его измены в 1557 году русское войско присоединило ханство к России.

Интерес Российского государства к этим землям всегда был огромным. Он преследовал несколько целей. Первая и самая важная - защита границ от набегов татарских орд, которые периодически проникали на территорию страны, тем самым нанося невосполнимый урон населению, угоняя в рабство жителей. Вторая - Каспийское море, выход к которому обладал стратегическим значением для государства. Колонизация края продвигалась с большим трудом. Этому способствовали частые набеги татар и разбойничьи нападения со стороны калмыков и вольных казаков.

С 1708 года земля бывшего царства была включена в территорию Казанской губернии. Большую заинтересованность к краю проявлял Пётр Великий. Именно он своим указом 1717 года сделал эти земли территорий Российской империи. Бывшее Астраханское царство вошло в состав как административная единица - губерния, во главе которой стоял генерал-губернатор.

Географическое расположение

Нахождение Астраханской губернии - юго-восточная часть европейской России. В состав её территории, по состоянию границы на 1914 год, входили и Калмыкия полностью, также частично Волгоградская и Ростовская области, Ставропольский край, Дагестан и Гурьевская область Казахстана.

Находилась она на около 500 километров её омывалось водами Каспийского моря. Низовье реки Волги делило губернию на две части. Правая (Волжская) носит название Калмыцкая степь, Левая (Заволжская) - Киргизская степь. Полноводная Волга на территории Астраханской губернии делится на две луки, распадающихся на многочисленные протоки, число которых при впадении в Каспийское море достигает 70.

Как менялся состав губернии

История Астраханской губернии полна преобразований. В неё входили и выводились из состава большие территории. Губерния при Петре значительно отличалась от сегодняшней области. Её границы распространялись от диких степей киргизских до Кавказа, от Кубани и Ставрополья до Средней Волги.

Города Астраханской губернии, которые составляли первоначальную ее территорию:

  • Астрахань;
  • Гурьев - в настоящий момент ;
  • Дмитриевск - в настоящий момент Камышин;
  • Красный Яр;
  • Кизляр;
  • Петровск;
  • Самара;
  • Саратов;
  • Симбирск - в настоящий момент Ульяновск;
  • Сызрань;
  • Терский;
  • Царицын - в настоящий момент Волгоград;
  • Чёрный Яр.

Через 11 лет четыре волжских города (Самара, Саратов, Симбирск, Сызрань) были выведены из состава и вошли в Казанскую губернию. Ещё через 11 лет Саратов причислен вновь к Астраханской губернии. Через год он стал центром Саратовского наместничества.

Для справки, наместничество - это вид самоуправления. Управляющий территорией наместник назначался Москвой, но, в отличие от губернатора, не содержался за счёт средств государства, а находился на кормлении от подчинённой территории. Его цель - управлять губернией и собирать налоги. Наместничество получило большое распространение при правлении Екатерины II. Эта форма управления была характерна не только для России, но имела место в других странах, в частности Англии.

Шла незаметная, но важная работа по обустройству территории государства, в котором Астраханская губерния заняла своё важное место в качестве форпоста империи и связующего звена между Россией и Востоком. Её результат - образование новых губерний, переход одних районов в другие области. В 1752 году город Гурьев был передан Оренбургу. Через тридцать лет обратно Астраханской губернии, тогда же в её состав вошёл город Уральск. Через некоторое время Ахтубинск, и Царицын перешли в состав губернии.

Заселение губернии

Огромные территории Астраханской губернии были малонаселёнными. Здесь проживали в своём большинстве кочевые народы: киргизы и калмыки. Основная часть городов располагалась на берегах Волги - местах, богатых рыбой и пастбищными угодьями. Для обеспечения нормального функционирования необходимо было создать оседлое проживание жителей на её территории. Началось последнее глобальной переселение из европейской части империи в киргизские степи.

Принимается решение, необходимое для скорейшего заселения территории губернии: выставить земли на продажу на льготных условиях. Кроме того, их дарили, давали в безвозмездное пользование. Переселение проводилось целыми сёлами. Появлялись новые казацкие станицы. Астраханская губерния была местом ссылки, здесь находились остроги. Сюда уходили староверы и раскольники. К концу XIX века количество православного населения (русских, украинцев) составляло около 55 %, киргизов (казахов) - около 25 %, калмыков - 13 %, татар - 6 %.

Административное деление

Административным центром губернии был город Астрахань. На первое десятилетие XX в. в губернии насчитывалось 5 уездов. Астраханский уезд Астраханской губернии был самым большим по численности населения - 219760 человек (1897 год). Далее шли вновь созданный Енотаевский, Красноярский, Черноярский и Царёвский, Калмыцкая и Киргизские степи и казачье войско Астрахани.

В состав пяти уездов входило:

  • сельских обществ - 157;
  • волостей - 47;
  • станов - 13;
  • участков уряднических - 89.

Калмыцкая степь включала в себя семь улусных управлений и базар. Киргизская степь состояла из пяти частей и двух округов. В Астраханское казачье войско входили два отдела, состоящие из 13 станиц, ватаг и хуторов. Общее количество жителей было более миллиона. На территории губернии функционировало 167 церквей, 4 православных монастыря.

Губерния в XIX-XX веках

Астраханская губерния в 19 веке продолжала своё преобразование, правда, они были не такими значительными, как в XVIII веке. В 1832 году после долгих реорганизаций Астраханская и Кавказская губернии были полностью разделены. Во главе её стояли два губернатора - гражданский и военный. Основная часть преобразований была завершена. Продолжалось заселение края.

Последние территориальные изменения произошли в начале XX. В 1917 г. Киргизская степь была реорганизована во вновь созданную Букеевскую губернию, а уезды Царёвский и Черноярский вошли в состав Царицынской губернии. В 1925 г. уезды ликвидированы и образованы 12 районов.