Подробности появления на свет одного из величайших философов Древней Греции – Демокрита – по сей день остаются вопросом спорным. О точной дате его рождения мнения расходились еще у его современников: Апполодор настаивал на 460 году до н.э., а вот в доксографии Тротилла записан 470 год до н.э. Какой город считать его родным, также доподлинно неизвестно. Несмотря на то, что Демокрита принято называть именно Абдерским, некоторые полагают, что он родился в Милете.

Отец Демокрита – Гегесистрат, которого в различных источниках также именуют Дамасиппом или Афинокритом, - был человеком небедным и даже принимал у себя самого Ксеркса. До наших дней дошла легенда, что однажды Гегесистрат накормил персидское войско щедрым обедом перед маршем во Фракию. За это Ксеркс даровал ему слуг – магов и халдеев. Согласно мнению Диогена Лаэртского , они и стали первыми учителями юного Демокрита.

Когда отец погиб, Демокрит получил богатое наследство и отправился путешествовать. Ему хватило денег, чтобы посетить Индию, Персию, Древний Египет, Эфиопию и Вавилон. В промежутке между странствиями он успел пожить в Афинах, где в то время часто ораторствовали Сократ и Филолай . Демокрит инкогнито посещал многие их выступления.

За бездумную растрату отцовских денег, по возвращению в Абдеры, Демокрита призвали к суду. Здесь, вместо защитной речи, он впервые зачитал свое лучшее сочинение «Великий мирострой». Присутствующие единогласно решили, что потраченное наследство послужило благим целям. Демокрита оправдали и даже выдали денежное вознаграждение.

За время жизни в Абдерах Демокрит успел получить прозвище «Смеющийся философ». Так прозвали его сограждане за постоянные вспышки беспричинного смеха. Как утверждал сам ученый, он смеялся над людскими делами, которые так ничтожно малы в сравнении с мировым порядком. Впрочем, это была не единственная его странность. Много времени философ проводил за чертой города и даже скрывался на кладбищах, где подолгу размышлял над устройством Вселенной.

Вскоре абдериты решили, что Демокрит не здоров, и пригласили известного в те времена врача – Гиппократа . После общения с философом, он заверил граждан Абдеры, что Демокрит – умнейший из всех людей, которых ему доводилось встречать, а в его физическом и психическом здоровье не стоит даже сомневаться.

Согласно воспоминаниям современников, Демокрит скончался в возрасте 109 лет во Фракии. Жил он очень бедно, но за свои труды при жизни был удостоен пышных похорон за счет государства. Кроме того, в его честь установили медные статуи. К этому моменту его знали как великого ученого, философа, мудреца и даже предсказателя.

Научное наследие

По утверждениям Диогена Лаэртского, который излагал в своих трактатах мысли и биографии античных мыслителей, Демокрит оставил после себя более 60 научных трудов. Среди них работы в области физики, космологии, этики, психологии, эпистемологии и пр.

Самыми значимыми из них считаются произведения «Великий мирострой» и «Малый мирострой». Первый посвящен рассуждением об устройстве мира и космоса, а второй – человека.

Большой цикл работ Демокрита связан с понятием «причина», т.е. отрицанием случайности, которое он первым ввел в научный оборот. В них он рассуждает о причинах появления цветов и растений, природных явлений, звуков и живых существ.

Много времени Демокрит посвящал понятиям культуры, этики, души и повседневной жизни человека. Так увидели свет его сочинения «Об уме», «О поэзии», «О диете», «О живописи», «О пении», «О добродетели», «О чувствах» и пр.

Его наследие включала и труды в области точных наук: «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Проекции», «Описание лучей», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа» и пр.

Ни одна запись Демокрита не сохранилась до наших дней, а все сведения о его учениях и открытиях получены из более поздних работ его учеников или критиков. Так многие рассуждения философа встречаются у Секста , Цицерона , Аристотеля , Эпикура и Платона .

Теория атомов и пустоты

Самое известное открытие Демокрита связано с возникновением атомизма. Теория философа гласит, что в мире существуют только атомы и пустота. При этом первые – это «нечто», а вторая – «ничто». Важной особенностью философии Демокрита является соблюдение принципа изономии (равновесия) – он не ставит одно понятие выше другого. Кроме того, этот принцип допускает, что любое явление, которое не противоречит законам природы, обязательно рано или поздно произойдет, или же уже происходило.

Рассуждая в этом направлении, Демокрит делает следующие выводы:

1) Атомы могут отличаться по размеру, форме и весу;
2) Все точки и направления абсолютно равноправны;
3) Атомы могут двигаться в любых направлениях и с любой скоростью.

Таким образом, само понятие движения принималось как данность, а искать причины следовало лишь для изменения его направления. Эти постулаты античного атомизма стали основой современной физики, а точнее, привели к понятию об инерции.

В ученье Парнемида о «небытие» сказано, что обязательным условием делимости является наличие пустоты. Поскольку атомы – это «нечто», содержать пустоту они не могут и, поэтому, неделимы. Кроме того, все плотные тела, а также вода, земля, воздух, огонь и даже боги состоят из атомов и, соответственно, не могут быть делимы бесконечно. При исчезновении одного тела атомы не пропадают, а разделяются. Соединившись, они могут создать новое.

Атомы влияют не только на общий вид предметов, но и на их качества: вкус, запах, цвет и пр. При этом восприятие того или иного качества неоднозначно и зависит исключительно от наблюдателя. Демокрит и многие другие философы того времени склонялись к мнению, что не существует ни красного, ни синего, ни горького, ни соленого, ни горячего и т.д. Существуют только «что» и «ничто», а все остальное – это человеческое мнение, которое не может объективно отразить действительность.

Размышляя над понятием атомов, Демокрит пришел к выводу, что они постоянно «трясутся во все стороны», даже являясь частью твердого тела. Причина их движения – это столкновения частиц между собой.

Теория атомов приводит Демокрита к понятию космоса, а следом и целой науки – космогонии. По определению философа пустота и число атомов, которые в ней находятся, бесконечны. От движения атомов в пустоте и их бесчисленных столкновений в итоге образуются космосы (миры). Таким образом, Демокрит подразумевал наличие бесконечного количества миров разных форм и размеров, которые могут находиться на любом расстоянии друг от друга.

Само появление Земли, как и всех других миров, Демокрит связывает с неким вихреобразным движением атомов, наиболее крупные из которых превратились в планету. Дальнейшие рассуждения приводят Демокрита к выводу, что Землю окружала «влажная грязеобразная оболочка». Влага постепенно высохла, а оставшаяся сухая материя воспламенилась от постоянного трения и превратилась в звезды. По мнению Демокрита Земля являлась центром Вселенной.

Многие размышления Демокрита позднее были доказаны на практике или с помощью более совершенных математических моделей. Есть, разумеется, и те, которые признали ложными. Тем не менее, даже создавая ошибочную теорию, Демокрит давал сильнейший толчок многим умам того времени. Это послужило огромному количеству открытий, которыми человечество пользуется и спустя несколько тысячелетий.

Демокрит (его называли еще Демокритом из Абдер по месту рождения) - древнегреческий философ, первый последовательный материалист, один из первых представителей атомизма. Его достижения в этой области настолько велики, что за всю эпоху современности какие-либо принципиально новые выводы к ним добавились в очень незначительном количестве.

Из его биографии нам известны лишь отрывочные сведения. Еще античные исследователи не могли прийти к единому мнению, когда же точно родился Демокрит. Считается, что произошло это примерно около 470 г. до н. э. Родиной его была Фракия, область Восточной Греции, приморский город Абдеры.

Легенда гласит, что отец Демокрита получил в подарок от персидского царя Ксеркса за проявленное гостеприимство и радушие (через Фракию проходило его войско, и отец будущего философа якобы накормил воинов обедом) неких халдеев и магов. Демокрит, согласно легенде, был их учеником.

Неизвестно, исчерпывалось ли этим его образование, но багаж знаний и опыта значительно увеличился в ходе многочисленных поездок и путешествий, которые, в свою очередь, стали возможными благодаря получению богатого наследства после смерти отца. Известно, что он побывал в таких странах, как Персия, Египет, Иран, Индия, Вавилония, Эфиопия, знакомился с культурой, философскими воззрениями проживавших там народов. Какое-то время жил в Афинах, слушал лекции Сократа , вполне вероятно, встречался с Анаксагором.

В родном городе Демокрита растрата родительского наследства считалась преступлением и наказывалась судом. Рассматривалось на судебном заседании и дело философа. Легенда гласит, что в качестве защитной речи Демокрит прочитал несколько отрывков из «Великого миростроя», своего сочинения, после чего сограждане вынесли оправдательный вердикт, тем самым признавая, что он нашел отцовским деньгам достойное применение.

Действительно, Демокрит владел столь энциклопедическими, обширными и разносторонними познаниями, что заслуживает звания предшественника знаменитого Аристотеля. В современную ему эпоху не было наук, которыми бы он не занимался: это астрономия, этика, математика, физика, медицина, техника, теория музыки, филология. Что касается философии, то в этой области его наставником был атомист Левкипп, сведения о котором в наше время практически отсутствуют. Тем не менее, возникновение такого универсального философского учения, как атомизм, принято связывать именно с теориями Демокрита. Оно представляло собой синтез космологии, физики, эпистемологии, этики и психологии - областей знаний, которыми занимались древнейшие философские греческие школы.

Демокрит вел с точки зрения обывателей довольно странный образ жизни, например, любил поразмышлять, удалившись от суеты на кладбище. Ему дали прозвище «Смеющийся Философ», в частности, за манеру прилюдно смеяться без видимых на то причин (философ не мог смотреть без смеха на то, насколько порой мелочны и нелепы были людские заботы по сравнению с величием миропорядка). Согласно легенде, горожане обращались к Гиппократу , чтобы тот освидетельствовал тронувшегося умом Демокрита, однако знаменитый врач признал философа совершенно здоровым и назвал его одним из самых умных среди людей, с которыми ему довелось иметь дело. Умер он приблизительно в 380 г. до н. э.

Диоген Лаэртский утверждал, что Демокрит написал около 70 трудов, посвященных не только философии, но и другим наукам и искусствам. Чаще всего встречается упоминание «Большого миростроя» и «Малого миростроя». До нашего времени его наследие дошло в виде 300 фрагментов. В эпоху античности Демокрит снискал известность не только благодаря философским воззрениям, но и умением выражать мысли в сочинениях красиво, но в то же время коротко, просто и ясно.

Было проведено механическое объяснение природы в учении атомистов. Основателем этого учения Аристотель и Феофраст называют Левкиппа, о котором мы кроме этого не имеем почти никаких сведений. Эпикур даже говорил, что Левкипп – лицо вымышленное, и многие новейшие исследователи находят, что Эпикур был прав. Но независимо от того, был Левкипп реальной личностью или нет, важнейшим представителем атомистического учения был Демокрит Абдерский (около 460–370), по мнению одних – основатель этого учения, по мнению других – ученик Левкиппа.

Демокрит был человек обширной учености, много путешествовавший по Востоку. Он написал очень много сочинений и обладал большим литературным талантом. Он отбросил учение Эмпедокла и Анаксагора о том, что первобытная материя состоит из разных веществ; по его учению, основные частицы материи – простые, неделимые тела (ατομοι, атомы) и отличаются друг от друга только величиной и формой. Вторая существенная идея его учения – признание наличия в мире пустого пространства: без пустоты было бы немыслимо движение.

Философ Демокрит

Атомы, согласно Демокриту, находятся в вечном движении, которое постоянно то соединяет, то разъединяет их. Этот процесс соединений и разъединений производит возникновение и исчезновение отдельных предметов; их взаимодействие производит все бесконечное разнообразие существующего. Центр вселенной занимает неподвижная земля. Она имеет форму плоского цилиндра и окружена воздухом, в котором движутся небесные тела. Демокрит считал их массами вещества, подобного земному, увлеченными быстрым круговым движением в высоту и находящимися в раскаленном состоянии. Все части вселенной проникнуты атомами огня, которые очень мелки, круглы и гладки; эти атомы оживляют вселенную. Особенно много их в человеке, который был главным предметом исследований Демокрита. Он доказывал, что человеческий организм устроен очень целесообразно; мозг он считал вместилищем мышления, сердце вместилищем страстей, но тело, но его мнению, только «сосуд души»; заботу о душевном развитии он считал главной обязанностью человека.

Изменчивый мир явлений – мир призрачный; изучение явлений этого мира не может привести к истинному знанию. Признавая чувственный мир призрачным, Демокрит, подобно Гераклиту говорит, что человек должен при всех переменах обстоятельств сохранять душевное спокойствие. Кто умеет различать существенное от случайного, истину от призрака, тот ищет счастья не в чувственных наслаждениях, а в том, чтобы дать своей душевной жизни правильный ход. Цель жизни, по Демокриту, – счастье; но оно состоит не во внешних благах и наслаждениях, а в довольстве, в неизменном спокойствии души, и достигается воздержностью, чистотою мыслей и дел, умственным образованием; счастье человека зависит от того, как он держит себя; боги дают человеку только хорошее, лишь собственным безрассудством он превращает хорошее в дурное. Применение этих мыслей к делам общественной и частной жизни составляет главное содержание нравственной философии Демокрита. Божественные силы – это, по его учению, силы природы в человеческого разума; божества народной религии – это или призраки, созданные фантазиею, олицетворившей в них свои представления о силах природы и нравственные понятия, или духи («демоны»), существа смертные.

Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит. Итальянская фреска 1477

Обширностью знаний, проницательностью ума и последовательностью выводов Демокрит превосходил почти всех прежних и современных ему философов. Его литературная деятельность была весьма многосторонней. Он писал трактаты по математике, по естествознанию, по нравственным наукам, по эстетике, грамматике, по техническим искусствам. Демокрит оказал большие услуги развитию естествознания; мы имеем о них лишь смутные сведения, потому что его сочинения погибли; но надо полагать, что, как натуралист, он был величайшим из всех предшественников Аристотеля, который был очень многим обязан ему и говорит о его трудах с самым глубоким уважением.

Краткое содержание его трудов не менее интересно. Если вы еще не познакомились с этим мыслителем, предлагаем вам это сделать. Демокрит - древнегреческий философ, годы жизни которого - примерно с 460 до 360 до н. э. Он известен тем, что является основоположником атомистического учения. Согласно Демокриту, в мире существуют лишь пустота и атомы.

Атомизм Демокрита

Атомы - материальные неделимые элементы ("фигуры", геометрические тела), непроницаемые, неразрушимые, вечные. Они различаются величиной, положением в пустоте, формой. Атомы движутся в разных направлениях. Благодаря этим движениям образуются как бесчисленные миры, так и отдельные тела. Атомы для человека невидимы, однако они воздействуют на наши органы чувств, тем самым вызывая ощущения. Но мы не будем подробно на этом останавливаться, так как впереди - биография Демокрита. Про физику его можно почитать отдельно; если вы заинтересовались ею - найти информацию сегодня не составит труда. Предлагаем познакомиться теперь и с самим философом.

Когда же родился Демокрит?

Будем считать, что интересная биография Демокрита начинается в 460 году до н. э. Хотя еще в античные времена спорным вопросом была дата рождения этого философа. Согласно Аполлодору, он появился на свет в 460 или 457 году до н. э. Однако Трасилл, который является издателем сочинений этого философа, высказал другое мнение. Он считал, что Демокрит родился в 470 году до н. э. Этот вопрос до сих пор остается открытым.

Обучение и путешествия

Множество темных пятен оставляет биография Демокрита, краткое содержание трудов которого представляет интерес и сегодня (как жаль, что оригиналы не сохранились!) Этот философ был выходцем из богатой семьи. По легенде, переданной Диогеном Лаэртием, он учился у халдеев и магов, подаренных его отцу. Такой подарок Ксеркс якобы сделал ему за то, что тот угостил обедом персидское войско, проходившее через Фракию. Демокрит истратил богатое наследство, оставленное после смерти отца, на путешествия. Он побывал в Вавилоне и Персии, Египте и Индии. Некоторое время философ жил также в Афинах, где слушал инкогнито Сократа. Не исключено, что и с Анаксагором встречался Демокрит. Биография его наполнена множеством предположений, но не забывайте о том, как давно жил Воссоздать жизненный путь многих его современников весьма непросто.

Поведение Демокрита

Многими любопытными подробностями наполнена биография Демокрита. Самое интересное, пожалуй, связано с его образом жизни. Поведение этого философа многим его современникам казалось непонятным. Демокрит часто уходил из города. Для того чтобы укрыться от городской суеты, он приходил на кладбище. Здесь философ предавался размышлениям. Нередко Демокрит разражался смехом без видимой причины: все людские дела казались ему забавными на фоне мирового порядка. Из-за этой особенности этот мыслитель даже получил прозвище "смеющийся философ". Многие сограждане считали его умалишенным. Они даже пригласили Гиппократа, знаменитого врача, для его освидетельствования. Тот и в самом деле встретился с философом, однако постановил, что он абсолютно здоров как психически, так и физически. Более того, он утвердил, что один из самых умных людей, с которыми ему доводилось общаться, - это Демокрит.

Биография его прерывается предположительно в 370 году до н. э., когда этот мыслитель умер. Таким образом, он прожил около ста лет.

Синтез трех школ

Считается, что самое большое влияние на этого философа оказал атомист Левкипп. Тем не менее возникновение атомизма как универсального учения в философии, включающего этику, психологию, эпистемологию, космологию и физику, связывают именно с Демокритом. Его учение является синтезом проблематики трех школ Греции: пифагорейской, элейской и милетской. Оставила свой отпечаток и философия других стран, в которых побывал Демокрит. Биография его, как вы помните, связана со множеством путешествий.

Сочинения Демокрита

Считается, что Демокрит является автором более 70 различных сочинений. Названия работ приводит Мыслителю приписывают авторство сочинений по физике, этике, литературе и языку, математике, а также прикладным наукам, включая медицину. Более того, Демокрита даже считали создателем "Халдейскй книги" и "О священных надписях в Вавилоне" (в рамках "халдейского" мифа, связанного с путешествиями и образованием этого философа).

Красота слога произведений

Демокрит в древности получил известность не только благодаря глубине своего учения, но и из-за красоты слога произведений. Многие мыслители отмечали это, включая Цицерона, Тимона из Флиунта и Дионисия Галикарнасского. Приметами стиля Демокрита были: аллитерации, ритмическая организация фразы, краткость, неологизмы, ассонансы, широкое употребление риторических антитез: "пустота" и "атомы", "микрокосм-человек" и "макрокосм-Вселенная" и др.

Об атомах и пустоте мы уже рассказали в начале статьи. Что же еще интересного можно узнать о таком философе, как Демокрит? Биография его отмечена и работами по этике, которая является продолжением атомистической физики этого мыслителя.

Этика Демокрита

Так же, как и атом, человек - самодостаточное бытие. Люди являются тем более счастливыми, чем больше они замкнуты на себе. Демокрит придумал для выражения собственного понимания счастья сразу несколько терминов: "благосостояние", "благодушие", "невозмутимость", "бесстрашие", а также употреблял традиционные термины - "размеренность" и "гармония". Эвтюмия - центральное понятие этики этого мыслителя. Ей посвящена даже отдельная книга Демокрита. Учение об эвтюмии -благодушии - связано с критикой этим мыслителем верований в судьбу и традиционной религии. Значение данного термина связано прежде всего с понятием меры. То есть человек должен ограничивать себя в телесных удовольствиях. Демокрит считал, что эвтюмия возникает в результате размеренной жизни и умеренности в удовольствиях. Мудрец радуется тому, что у него есть, не завидуя славе и богатству других людей. Он стремится к законным и справедливым делам.

Отметим, что основная часть фрагментов Демокрита, дошедшая до наших дней, относится именно к этике. Однако сегодня сложно судить степень точности, с которой высказывания передают его слова.

Космогонические представления

В их основу Демокрит положил концепцию существования множества миров во Вселенной. Для него время не имеет начала, поскольку оно означает изменение бытия, происходящее вечно. Человеческий организм Демокрит уподоблял космосу и именовал его микрокосмом. Известно, что существование богов этот мыслитель признавал, однако в весьма необычной форме. Для него они являются соединениями огненных атомов. Бессмертность богов Демокрит отрицал.

Что такое душа согласно Демокриту?

Философ представлял себе душу в форме атома. Именно этим атомом, как полагал он, объясняются различные особенности душевной жизни. Основная из них - движение. Производящая движение душа сама должна быть подвижной. Следовательно, ее нужно представлять в виде огненных круглых атомов. Мышление - это также движение. А когда мы дышим, вместе с воздухом мы получаем новые огненные атомы, заменяющие потраченные атомы нашей души. Именно поэтому прекращение этого процесса приводит к смерти. Душа, считал Демокрит, - наиболее существенное в человеке. Он советовал заботиться прежде всего о ней, а не о теле. Философ считал, что все предметы являются одушевленными. Наполняющая весь мир душа и есть божество. Однако оно подчиняется механическим законам и не отличается качественно от материального бытия.

Эстетика Демокрита

В ней древнегреческий мыслитель, по всей видимости, первым обозначил грань между требующими наличия только лишь навыков прикладными искусствами и художественным творчеством, которое невозможно без вдохновения. Кроме того, в этике Демокрит развил учение о невосприимчивости к аффектам (атараксии).

Теперь и вы можете рассказать о том, Краткая биография и его открытия способны заинтересовать практически любого человека, поэтому рекомендуем это сделать. Наверняка многие ваши друзья, родственники и знакомые не знают того, что знаете вы. Биография Демокрита, факты из и интересные сведения о нем - все это можно обсуждать очень долго.

Δημόκριτος;

древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии

ок. 460 - ок. 370 до н. э.

Краткая биография

Демокрит (его называли еще Демокритом из Абдер по месту рождения) - древнегреческий философ, первый последовательный материалист, один из первых представителей атомизма. Его достижения в этой области настолько велики, что за всю эпоху современности какие-либо принципиально новые выводы к ним добавились в очень незначительном количестве.

Из его биографии нам известны лишь отрывочные сведения. Еще античные исследователи не могли прийти к единому мнению, когда же точно родился Демокрит. Считается, что произошло это примерно около 470 г. до н. э. Родиной его была Фракия, область Восточной Греции, приморский город Абдеры.

Легенда гласит, что отец Демокрита получил в подарок от персидского царя Ксеркса за проявленное гостеприимство и радушие (через Фракию проходило его войско, и отец будущего философа якобы накормил воинов обедом) неких халдеев и магов. Демокрит, согласно легенде, был их учеником.

Неизвестно, исчерпывалось ли этим его образование, но багаж знаний и опыта значительно увеличился в ходе многочисленных поездок и путешествий, которые, в свою очередь, стали возможными благодаря получению богатого наследства после смерти отца. Известно, что он побывал в таких странах, как Персия, Египет, Иран, Индия, Вавилония, Эфиопия, знакомился с культурой, философскими воззрениями проживавших там народов. Какое-то время жил в Афинах, слушал лекции Сократа , вполне вероятно, встречался с Анаксагором.

В родном городе Демокрита растрата родительского наследства считалась преступлением и наказывалась судом. Рассматривалось на судебном заседании и дело философа. Легенда гласит, что в качестве защитной речи Демокрит прочитал несколько отрывков из «Великого миростроя», своего сочинения, после чего сограждане вынесли оправдательный вердикт, тем самым признавая, что он нашел отцовским деньгам достойное применение.

Действительно, Демокрит владел столь энциклопедическими, обширными и разносторонними познаниями, что заслуживает звания предшественника знаменитого Платона ; c 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского; в 335/4 годах до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу); натуралист классического периода; наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики; создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления; был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику" target="_blank" href="/kratkie-biografii/aristotel">Аристотеля. В современную ему эпоху не было наук, которыми бы он не занимался: это астрономия, этика, математика, физика, медицина, техника, теория музыки, филология. Что касается философии, то в этой области его наставником был атомист Левкипп, сведения о котором в наше время практически отсутствуют. Тем не менее, возникновение такого универсального философского учения, как атомизм, принято связывать именно с теориями Демокрита. Оно представляло собой синтез космологии, физики, эпистемологии, этики и психологии - областей знаний, которыми занимались древнейшие философские греческие школы.

Демокрит вел с точки зрения обывателей довольно странный образ жизни, например, любил поразмышлять, удалившись от суеты на кладбище. Ему дали прозвище «Смеющийся Философ», в частности, за манеру прилюдно смеяться без видимых на то причин (философ не мог смотреть без смеха на то, насколько порой мелочны и нелепы были людские заботы по сравнению с величием миропорядка). Согласно легенде, горожане обращались к Гиппократу , чтобы тот освидетельствовал тронувшегося умом Демокрита, однако знаменитый врач признал философа совершенно здоровым и назвал его одним из самых умных среди людей, с которыми ему довелось иметь дело. Умер он приблизительно в 380 г. до н. э.

Диоген Лаэртский утверждал, что Демокрит написал около 70 трудов, посвященных не только философии, но и другим наукам и искусствам. Чаще всего встречается упоминание «Большого миростроя» и «Малого миростроя». До нашего времени его наследие дошло в виде 300 фрагментов. В эпоху античности Демокрит снискал известность не только благодаря философским воззрениям, но и умением выражать мысли в сочинениях красиво, но в то же время коротко, просто и ясно.

Биография из Википедии

Демокри́т Абдерский (Δημόκριτος; ок. 460 до н. э., Абдеры - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.

Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.

Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ» ). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться.Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры.

Согласно Лукиану, Демокрит прожил 104 года.

Философия Демокрита

В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим. Демокрит, по словам Сенеки , «самый тонкий из всех древних мыслителей».

Атомистический материализм

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа (была даже теория, что Левкипп это имя молодого Демокрита, однако она была опровергнута такими учёными как Дильс, Целлер и Маковельский) об «атоме» - неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм ). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей , είδος - «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. По словам Галена,

«[Лишь] в общем мнении существует цвет, в мнении - сладкое, в мнении - горькое, в действительности же [существуют только] атомы и пустота». Так говорит Демокрит, полагая, что все ощущаемые качества возникают из соединения атомов [существуя лишь] для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни чёрного, ни жёлтого, ни красного, ни горького, ни сладкого. Дело в том, что «в общем мнении» [у него] значит то же, что «согласно с общепринятым мнением» и «для нас», [а] не по природе самих вещей; природу же самих вещей он в свою очередь обозначает [выражением] «в действительности», сочинив термин от слова «действительное», что значит «истинное». Весь смысл самого [этого] учения должен быть таков. [Лишь] у людей признается что-либо белым, чёрным, сладким, горьким и всем прочим в этом роде, поистине же все есть «что» и «ничто». И это опять его собственные выражения, а именно он называл атомы «что», а пустоту - «ничто».

Принцип изономии

Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности. Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии:1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир);2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны;3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями.Последнее положение очень важно для теории Демокрита. По существу, из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения. Описывая взгляды атомистов, их оппонент Аристотель в «Физике» пишет:

… никто [из признающих существование пустоты, то есть атомистов] не сможет сказать, почему [тело], приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности, если только не помешает что-нибудь более сильное.

По существу, это четкая констатация принципа инерции - основы всей современной физики. Галилей , которому часто приписывают открытие инерции, достаточно ясно осознавал, что корни этого принципа уходят в античный атомизм.

Космология

Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней поверхности мира образуется нечто вроде защитной пленки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты. Поскольку структура мира обусловливается стремлением атомов к центру вихря, мир Демокрита имеет сферически-симметричную структуру.

Демокрит - сторонник концепции множественности миров. Как описывает взгляды атомистов Ипполит,

Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других - солнце и луна большие, чем у нас, в третьих - их не по одному, а несколько. Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом - меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом - идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги.

Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалось бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору, Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила. Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.

Этика

Демокрит развивает общеэллинское понятие меры , отмечая, что мера - это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Основным принципом существования человека он считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии».

Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.

Религия

Демокрит отрицал существование богов и роль всего сверхъестественного в возникновении мира. По свидетельству Секста Эмпирика, он считал, что «мы пришли к мысли о богах от происходящих в мире необыкновенных явлений». В подтверждение Секст цитирует Демокрита:

Древние люди, наблюдая небесные явления, как, например, гром и молнию, перуны и соединения звезд, затмения солнца и луны, были поражены ужасом, полагая, что боги суть виновники этих явлений.

Однако в другом месте тот же Секст пишет:

Демокрит говорит, что к «людям приближаются некие идолы (образы) и из них одни благотворны, другие зловредны. Поэтому он и молился, чтобы ему попадались счастливые образы». Они - громадных размеров, чудовищны [на вид] и отличаются чрезвычайной крепостью, однако не бессмертны. Они предвещают людям будущее своим видом и звуками, которые они издают. Исходя от этих явлений, древние пришли к предположению, что существует бог, между тем как [на самом деле], кроме них, не существует никакого бога, который обладал бы бессмертной природой.

И. Д. РожанскийАнтичная наука (М.: Наука, 1980)