В котором государственные структуры обязаны регистрировать свои более-менее серьезные (но не секретные) информационные системы. Он довольно небольшой, давно хотелось поковыряться в нем и посмотреть поближе, что же представляют из себя и на чем работают системы, каждый день делающие жизнь простого гражданина еще легче и счастливее.

Реестр размещается на портале Роскомнадзора, который старается быть в тренде гласности, поэтому на нем присутствует раздел с наборами открытых данных - здорово! Качаем самый свежий архив Реестра от 16.02.2016, внутри лежит xml-выгрузка от сентября 2015 года… Хорошая попытка, гражданин. Придется дополнять «открытые данные» свежей информацией непосредственно с сайта, где сделано все, чтоб усложнить врагам парсинг Реестра. В итоге, по состоянию на 8 марта 2016 года, получился список из 339 федеральных государственных информационных систем, некоторую занимательную инфографику по которому, я и хочу вам представить далее.

Для каждой ГИС в Реестре может указываться сразу несколько поддерживаемых ОС и СУБД, таким образом, понять с каким именно ПО она работает в реальности - невозможно. Поэтому на следующих трех диаграммах для таких систем плюсик ставился сразу в несколько категорий.

1. Распределение по поддерживаемым серверным ОС

Из отечественных разработок упоминается только загадочная операционная система Циркон на основе Solaris, Alt Linux и МСВС .

2. Распределение по поддерживаемым клиентским ОС

Что конкретно сразу несколько заявителей подразумевают под «Мобильной операционной системой» - не понятно.

3. Используемая СУБД


Из СУБД, только Ред Базу Данных (на основе Firebird), ИРБИС64 и ЛИНТЕР-ВС можно считать отечественными разработками.

4. Форматы хранения данных

Размер шрифта соответствует распространенности поддержки.


По этой диаграмме можно сыграть в увлекательную игру под условным названием «Отыщи на картинке форматы офисных документов, утвержденные ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010 и не получи их поддержку в ГИС». Форматы, которые еще в 2011 году, до эпохи импортозамещения, должны были стать единым стандартом для государственного документооборота. Но, кажется, опять что-то пошло не так. 3 года назад я уже писал о том, как, мягко говоря, неспешно внедряется Open Document на сайтах госучреждений. Воз и ныне там. Только лишь для 10 ГИС упоминается поддержка форматов ГОСТ.

5. Использование офисного ПО

Те ГИС, в которых было указано другое ПО (не офисный пакет), либо вообще не было данных - не учитывались.

Вообще, некоторые участники Реестра довольно странно понимают такой термин как Свободное программное обеспечения (такая графа есть в Реестре), записывая в его ряды Internet Explorer , Delphi и даже Ccleaner .

6. Распределение ГИС по дате ввода в эксплуатацию


Что примечательно, видимо, чтобы как всегда не опоздать, Слоу Почта России прописала дату ввода в эксплуатацию для своей Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства аж июль 2016 года. Это единственная ГИС из будущего.

7. Распределение по ведомствам

Чем больше площадь прямоугольника, тем большее количество ГИС числится за данным ведомством.

8. Сумма потраченных средств на разработку, модернизацию и эксплуатацию

В Реестре присутствует поле «Cведения об источниках финансирования создания, эксплуатации, модернизации ФГИС», в котором в свободной форме содержится информация о стоимости системы для налогоплательщика. Обязательность и периодичность внесения этой информации в Реестр не ясна, но дает примерное представление о суммах затрат.

Лишь на 7 информационных систем приходится половина всех потраченных средств (суммы указаны в тыс. руб.):


Первое и второе места с минимальным разрывом занимают ГАС Выборы и Правосудие . Почетное, 3-е место уходит автоматизированной системе Министерства внутренних дел с говорящим названием ИБД-Ф . На эту могучую тройку ГИС приходится более четверти всех расходов, указанных в Реестре - 61 млрд. руб.

1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

2. Государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация государственных информационных систем осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с иными федеральными законами.

3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если при создании или эксплуатации государственных информационных систем предполагается осуществление или осуществляется обработка общедоступной информации, предусмотренной перечнями , утверждаемыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", государственные информационные системы должны обеспечивать размещение такой информации в сети "Интернет" в форме открытых данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.

5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

5.1. В случае создания или модернизации государственной информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве функции оператора данной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером.

6. Правительство Российской Федерации утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, включающие в себя перечень, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

(см. текст в предыдущей редакции)

Облако тэгов

Предлагаем вашему вниманию (с минимальными сокращениями) текст, опубликованный пользователем Akr0n на habrhabr.ru. Автор анализирует Реестр федеральных государственных информационных систем с целью показать соотношение импортного и отечественного общесистемного ПО, применяемого в государственных информационных системах.

Реестр федеральных государственных информационных систем (ГИС), который ведет всеми любимый Роскомназдор, и в котором государственные структуры обязаны регистрировать свои более-менее серьезные (но не секретные) информационные системы, небольшой. Давно хотелось поковыряться в нем и посмотреть поближе, что же представляют собой и на чём работают системы, каждый день делающие жизнь простого гражданина еще легче и счастливее. Особенно когда каждый день федеральные СМИ радостно рапортуют об успехах импортозамещения во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в сфере IT, а крупные западные вендоры начинают отворачиваться от российских госзаказчиков.

Реестр размещается на сайте Роскомнадзора, где присутствует раздел с наборами открытых данных - здорово! Качаем самый свежий архив Реестра от 16 февраля 2016 года, внутри лежит xml-выгрузка от сентября 2015 года… Хорошая попытка, гражданин. Придется дополнять «открытые данные» свежей информацией непосредственно с сайта, где сделано всё, чтоб усложнить врагам парсинг Реестра. В итоге, по состоянию на 8 марта 2016 года получился список из 339 федеральных государственных информационных систем, некоторую занимательную инфографику по которому я и хочу вам представить.

Для каждой ГИС в Реестре может указываться сразу несколько поддерживаемых ОС и СУБД, таким образом, понять, с каким именно ПО она работает в реальности - невозможно. Поэтому на следующих трех диаграммах для таких систем плюсик ставился сразу в несколько категорий.

1. Распределение по поддерживаемым серверным ОС

Из отечественных разработок упоминается только загадочная операционная система «Циркон» на основе Solaris, AltLunux и МСВС.

2. Распределение по поддерживаемым клиентским ОС

Что конкретно сразу несколько заявителей подразумевают под «Мобильной операционной системой» - непонятно.

3. Используемая СУБД

Из СУБД, только Ред Базу Данных (на основе Firebird), ИРБИС64 и ЛИНТЕР-ВС можно считать отечественными разработками (в комментариях к публикации автору возражают: «1С:База Данных» тоже может считаться отечественной ОС — ред.).

4. Форматы хранения данных (размер шрифта соответствует распространенности формата)

По этой диаграмме можно сыграть в увлекательную игру под условным названием «Отыщи на картинке форматы офисных документов, утвержденные ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010 и не получи их поддержку в ГИС». Это форматы, которые еще в 2011 году, до эпохи импортозамещения, должны были стать единым стандартом для государственного документооборота. Но, кажется, опять что-то пошло не так. Только лишь для 10 ГИС упоминается поддержка форматов ГОСТ.

5. Использование офисного ПО (те ГИС, в которых было указано другое ПО (не офисный пакет), либо вообще не было данных - не учитывались).

Некоторые участники Реестра странно понимают такой термин как «Свободное программное обеспечение» (такая графа есть в Реестре), записывая в его ряды Internet Explorer, Delphi и даже Ccleaner.

6. Распределение ГИС по дате ввода в эксплуатацию

Видимо, чтобы как всегда не опоздать,«Почта России» прописала датой ввода в эксплуатацию для своей ГИС жилищно-коммунального хозяйства аж июль 2016 года. Это единственная ГИС из будущего.

7. Распределение по ведомствам (чем больше площадь прямоугольника, тем больше ГИС числится за данным ведомством)

8. Сумма потраченных средств на разработку, модернизацию и эксплуатацию

В Реестре присутствует поле «Сведения об источниках финансирования создания, эксплуатации, модернизации ФГИС», в котором в свободной форме сообщается о стоимости системы для налогоплательщика. Обязательность и периодичность внесения этой информации в Реестр неясна, но даёт примерное представление о суммах затрат. На семь информационных систем приходится половина всех потраченных средств (суммы указаны в тысячах рублей):

Грустная ирония в том, что львиная часть денег была потрачена на какие-то мифические вещи - первое и второе места с минимальным разрывом занимают ГАС «Выборы» и «Правосудие». Почетное третье место уходит автоматизированной системе Министерства внутренних дел с говорящим названием ИБД-Ф. На эту могучую тройку ГИС приходится более четверти всех расходов, указанных в Реестре - 61 миллиард рублей.

Комитет Республики Марий Эл по туризму c 29 сентября по 16 октября 2017 года проводит широкое общественное обсуждение разработанного проекта Стратегии развития туризма в Республике Марий Эл. http://mari-el.gov.ru/komtur/Pages/iam.aspx . Попробуем вникнуть в текст этого документа (глазами обывателя), над созданием которого трудились специально обученные для этого люди. Здесь описывается объективный статус состояния отрасли, возможные точки роста, риски.

Вот уже несколько лет мы слышим о развитии туриндустрии в Республике Марий Эл. Средства массовой информации утверждают об увеличении туристического потока. Возможно.

В Стратегии развития отмечено, что «по данным Маристата, число турпакетов, реализованных туристическими фирмами региона в 2015 году, составляет 12 197 ед.». Много это или мало, непонятно.

В Республике Марий Эл имеется одна гостиница, обладающая категорией звёздности.

В Горномарийском, Мари-Турекском, Советском районах отсутствуют средства размещения, приспособленные для приёма туристов. Муниципальные целевые программы, включающие подпрограмму «Туризм», действуют в 7 муниципальных образованиях республики Марий Эл – в Звениговском, Килемарском, Мари-Турекском, Моркинском, Новоторъяльском, Оршанском и Параньгинском районах. В большинстве финансирование подпрограммы «Туризм» не предусмотрено. В остальных муниципальных и городских округах целевые программы и подпрограммы по развитию туризма не разработаны или завершены в связи с истечением срока реализации.

Доля иностранных гостей, ежегодно прибывающих в республику Марий Эл, составляет 2% от общего туристического потока. Количество аккредитованных экскурсоводов 56 человек и только один со знанием итальянского языка, хотя были гости из Германии, Индии, США, Франции, Израиля, Великобритании, Эстонии. (Почему не было гостей из Финляндии и Венгрии, непонятно). Численность лиц, занятых в туристических организациях достигает более 1500 человек.

Если рассматривать развитие туризма с точки зрения меркантильного интереса, то эта отрасль должна приносить определённый доход. Да, верно, так и есть, произошёл рост налоговых поступлений от сферы туризма в бюджеты всех уровней (с 4847, 0 тыс. рублей в 2011 году до 11 136,0 тыс. рублей в 2016 году). Но, читая следующий абзац, не понимаешь смысла этой деятельности.

В рамках осуществления мероприятий государственной программы Республики Марий Эл «Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2014 – 2020 годы», в период с 2018 по 2020 годы запланировано финансирование из республиканского бюджета 39,7 млн. рублей и федерального бюджета – 4 млн. рублей. Согласно прогнозу социально-экономического развития республики Марий Эл на период до 2025 года, для успешного роста необходимо привлечь не менее 120 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.

В этом документе отмечено, что «Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 8 360,9 км», но если обратиться к данным Маристата, то по их данным на 1 января 2016 года эта цифра составляет - 9484,8 км. Эта неточность «гуляет» по всем документам, в зависимости от целей и задач. В связи с тем, что по территории Республики Марий Эл проходит автотрасса «Вятка», стоило бы обратить внимание на развитее объектов дорожного сервиса.

В дополнение хочется добавить, что люди все чаще предпочитают индивидуальный туризм массовому, а спонтанный отдых – четко спланированному; обилие интернет-сервисов и приложений по подбору трансфера, проживания, планированию досуга (причем без комиссионных и с доступом 24/7) позволяют пользователям напрямую, без посредников, организовывать свой отдых.

Изучив этот документ, можно констатировать, что отрасль развивать надо, но без фанатизма. Для успешного развития любой деятельности проводятся маркетинговые исследования, без проведения замеров рынка ни один предприниматель не будет вкладывать свои средства, т.е. вначале рынок исследуется, а затем реализуется проект. Почему проведение маркетинговых исследований в сфере туризма запланированы в календарном плане Стратегии на 2018 – 2020 годы?