В политической жизни любого государства активную роль играют политические партии. Сегодня они являются вторым по ступени влияния после государства социальным институтом политической системы.

Термин «партия» получил распространение еще в Древнем мире, в переводе с латинского означает «часть чего-либо». В современном понимании политические партии как субъект политической деятельности, как выразители интересов определенной части общества появились в процессе становления парламентаризма (XVII–XIX вв.).

Первые политические партии зародились в Великобритании. Сначала это были тори и виги, затем появились консервативная, либеральная и лейбористская партии. В США в первой половине ХIХ в. появилась демократическая партия, а в середине века – республиканская партия.

Из истории России вам известно, что политические партии у нас стали возникать значительно позже, чем в Европе и Америке, лишь на рубеже XIX–ХХ вв. в октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», который положил начало восстановлению многопартийности в России.

Уже во времена Аристотеля (IV в. до н. э.) стихийно образовались политические группы, которые назывались партиями. Они представляли собой временные объединения для поддержки конкретной личности. Группируясь вокруг какого-либо политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей. Выделяют несколько периодов в истории политических партий.

I период – XVI–XVII вв. – партии – это аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты. Отражают зарождение политических систем раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки, борьбу между аристократами и буржуа.

II период – XVIII–XIX вв. – партии – политические клубы, ориентированные на привлечение к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни.

III период – XIX–ХХ вв. – современные политические партии – наличие идеологической доктрины и развитой организационной структуры. Первая политическая партия такого типа – либеральная партия – была создана в Англии в 1877 г. В России появились на рубеже 80–90-х гг. XIX в., на полвека позже, чем в Западной Европе и США. Сначала – партии социалистической ориентации, затем либеральной, наконец, консервативной (на Западе наоборот). В начале ХХ в. в России 280 партий (60 – общероссийские: кадеты, РСДРП; региональные).

Политическая партия – организованная группа единомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью реализацию политической программы путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Основные признаки политических партий

Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

Организованное объединение людей (достаточно длительное, добровольное), структурированное на разных уровнях политики – от местной до международной – и с разной степенью жесткости.

Нацеленность на завоевание и осуществление политической власти.

Партия – это добровольное объединение граждан.

Цель партии – участие в осуществлении политической власти.

Партия выражает и отстаивает общие политические интересы ее членов; на основе этих интересов идеологи партии разрабатывают ее программу, формулирующую стратегию и тактику партии, то есть общие цели и конкретные задачи борьбы, а также определяют пути и средства их достижения.

Партия имеет свою организацию (численность, постоянный состав, формализованное членство, внутреннюю структуру – все эти вопросы отражаются в Уставе партии).

В партии четко выделяются руководящее ядро, лидеры.

Партия располагает определенным имуществом, финансовыми средствами, своими средствами массовой информации.

Многие политические партии имеют собственные символы, значки, знамена, иногда даже форму.

Структура политических партий:

Партийный аппарат;

Партийный актив;

Рядовые члены партийной массы;

Сторонники партии.

Задачи политических партий:

Партия оказывает влияние на формирование общественного мнения: пропаганда, ведущаяся ею в средствах массовой информации, ориентирует граждан в политической жизни, помогает выработать определенные оценки, суждения с позиции именно этой партии, ее политического руководства;

Партии оказывают в современном обществе значительное влияние на политическое образование, повышение политической культуры граждан;

Партии организуют участие граждан в политической жизни: они выдвигают кандидатов на выборах, руководят политическими клубами, клубами избирателей, организуют шествия, пикетирования, митинги и другие мероприятия;

Значительное влияние партии оказывают на деятельность парламента и правительства, на формирование кабинета министров;

Важнейшей функцией политической партии является воспитание ее членов, а также формирование и выдвижение политических лидеров – партийной элиты, кроме того, создание условий для проявление человеком его способностей, стремления к самореализации, препятствуя подмене подлинных интересов и целей партии амбициями лидеров;

Партии разрабатывают программы развития страны; крупнейшие партии имеют свои «мозговые центры» – научно-исследовательские институты, фонды, в которых сосредоточены лучшие кадры ученых: политологов, историков, экономистов, правоведов.

Функции политических партий:

Выражение и отстаивание в политике интересов определенных социальных групп общества;

Борьба за власть, ее использование или контроль за ней;

Интеграция больших социальных групп;

Разработка партийной идеологии, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; политическое воспитание общества;

Подготовка и рекрутирование политической элиты в партийные, государственные, общественные структуры.

Типология политических партий

Актуальной методологической проблемой в изучении партий и их систем является их типология. В классификации партий политологи применяют самые разные подходы. С конца XIX в. и до середины ХХ в. преобладал метод деления партий по критериям организационного строения партий, характера членства. С учетом первого критерия партии делятся на три группы:

1. Децентрализованные или не имеющие четкой организационной структуры (Демократическая и Республиканская партии США, экологические движения).

2. Массовые централизованные партии (партии Социнтерна).

3. Строго централизованные, с жесткой структурой и дисциплиной партии (коммунистические, национально-демократические и другие партии). Ортодоксальные последователи марксистской традиции подразделяют партии по классовому принципу. Ими выделяются соответственно пролетарские, мелкобуржуазные, буржуазные и монархические партии.

Ю. О. Мартов выделял четыре типа партий: реакционно-консервативные, умеренно-консервативные, либерально-демократические, революционные Западные политологи предложили свою типологию. Французский политолог Морис Дюверже в книге «Политические партии» (1954) разработал бинарную (двухполюсную) классификацию партии: кадровые (эти партии не стремятся к увеличению численности своих рядов; основу их составляют территориальные низовые комитеты лидеров; по численности незначительны; отсутствует всякая система членства с регистрацией и регулярной уплатой членских взносов) и массовые (более сплоченны, обладают большей взаимосвязанностью своих организаций по вертикали и горизонтали). Партии различаются по типу связей с избирателями, членами партии и активистами, а также по своей внутренней структуре.

В конце 60-х годов некоторые авторитетные политологи Франции и США, не отвергая схему Дюверже, дополнили его бинарную классификацию. Ж. Шарло и Дж. Сартори предложили ныне действующую на Западе трехсоставную типологию партий: кадровые, массовые и партии избирателей (электоральные).

Критерии типологизации

Типы партий

1.Характер отношений к социальным преобразованиям

Революционные, реформистские, радикальные, умеренные, прогрессивные, реакционные

2.Идеологическая платформа

Социал-демократические, коммунистические, либеральные, консервативные, конфессиональные, монархические, националистические, фашистские, неофашистские

3.Участие в политической власти

Правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные, партии-лидеры, партии-аутсайдеры, правящие монопольно, правящие в коалиции

4.Социальная база

Рабочие, крестьянские, предпринимательские

5.Самобытность, ставка на оригинальность

«Гротескные партии» – партия любителей пива, партия дураков, «митьки» и т. д. Чаще не претендуют на власть, но весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав

6.Различия в структуре и организации внутренней жизни

Кадровые – развиваются на основе избирательных комитетов и парламентских групп; свободное членство, немногочисленны. Финансовая база – частное финансирование.

Элитарные состоят из парламентариев, профессиональных политиков.

Массовые – результат всеобщего избирательного права; жесткая организация, обязательность членства; финансовая база – коллективное финансирование. Многочисленны (массовые) по составу. Большое внимание уделяется идеологической и воспитательной работе

Эволюция политических партий

1. В недрах старой государственности и политической системы зарождается новая партия как ответная реакция на обострение противоречий в обществе.

2. Пропаганда идей, агитация, привлечение максимального количества сторонников, формирование материально-технической базы деятельности и финансовых источников существования партии.

3. Борьба партии за власть: поиск способов, форм, методов, сил, способных дестабилизировать и дискредитировать государственный строй и правящую партию; использование кризисной ситуации.

4. Победа партии. Консервирование нового государственного и экономического механизма, проведение кадровой политики в интересах своей партии.

5. Постепенная работа партии по реализации и обогащению программных целей, учет влияния настроений в обществе, диалектическое развитие организационной структуры, форм, методов работы партии во избежание обострения противоречий и конфликтов.

6. Поражение партии и всех стоящих за ней общественных сил, отсутствие перспектив достижения целей.

Под партийной системой понимают совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы.

Основания классификации

1. Характер правления:

– тоталитарные;

2. Различный политический статус:

– мажоритарные;

– доминирующие;

– коалиционные.

3. Количество партий у власти или борющихся за влияние на нее:

– однопартийные (в стране существует единственная партия, которой монопольно принадлежит политическая власть в обществе; политическая оппозиция запрещена);

– двухпартийные (в стране действует несколько партий, но две из них оказывают реальное влияние на политическую жизнь. В случае победы на выборах одна из двух партий получает большинство мест в законодательном органе, имеет право назначать своих кандидатов на посты президента или вице-президента, сформировать правительство. Другая партия находится в легальной оппозиции до той поры, пока не победит на очередных выборах);

– многопартийные системы (активную роль в политической жизни общества играет ряд партий, но ни одна из них не обладает достаточным весом для того, чтобы получить абсолютную поддержку избирателей на выборах).

– Как вы понимаете, что такое однопартийная, двухпартийная, многопартийная системы? Есть ли что-то общее между ними? В чем различия?

Объективная основа многопартийности:

– социальная дифференциация общества, наличие в нем классов, этносов, конфессиональных объединений, других социальных общностей со специфическими интересами каждой из них;

– наличие социально-политических интересов, общих для различных социальных объектов: групп, слоев, объединений;

– наличие в господствующих классах и других социальных общностях и группах конкурирующих за власть группировок.

Выборы органов власти – это определенная политическая процедура, в которой участвуют избиратели и представители избирателей (политики), которые, исходя из интересов избирателей и опираясь на них, строят свои политические программы, претендуя на власть.

Избирательная система – порядок формирования выборных органов государства, совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом.

Избирательным правом называется принцип и условия участия граждан в формировании выборных органов.

Избирательное право может быть: активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть ограничено цензами.

Избирательные цензы (ограничения)

Ценз оседлости (право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории в течение определённого времени (для парламентских выборов в США – один месяц, в Канаде – 12 месяцев, в Ирландии – иметь место для сна, в Норвегии – не менее 10 лет).

Возрастной ценз (право участвовать в выборах по достижению определенного возраста (в большинстве стран – с 18 лет).

Ценз пола (всеобщее буржуазное избирательное право формировалось как чисто мужское и не распространялось на женщин. Впервые этот ценз отменен в 1883 г. в новой Зеландии).

Имущественный ценз (открыто встречается редко, но реальное его влияние исключительно велико).

Цензы бывают возрастные, образовательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости.

В демократических государствах выборы проводятся на основе так называемой «четырехчленки», характеризуемой всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании.

Всеобщее избирательно право – это право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. В Российской Федерации не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

б) относительного большинства – больше, чем у соперника.

Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все».

Пропорциональная избирательная система способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Выборы производятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.

Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: партии, списки которых не набрали определенного числа голосов – 5 %, отстраняются от распределения мандатов, и собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.

Пропорционально-мажоритарная избирательная система

Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе. Другая часть депутатов избирается на основе пропорциональной системы по партийным спискам.

ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.

Особенности предмета

Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.

Учебный курс разделен на несколько тем:

  • Человек и общество
  • Право
  • Политика
  • Экономика
  • Социальные отношения

На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.

Экзамен

Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:

  • с необходимостью выбрать один или несколько верных ответов;
  • на выявление структурных элементов понятий;
  • на знание терминологии, определение понятий;
  • на установление соответствий позиций.

На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

    Начинайте подготовку заранее. Предмет лишь на первый взгляд кажется легким: получить высший балл не так-то просто.
  • В процессе подготовки придется учить наизусть многие термины и определения. Не стоит просто механически зубрить предложенные в учебнике формулировки, факты, события, фамилии. Постарайтесь уяснить суть, и тогда вам проще будет запомнить материал.
  • Все, что требуется выучить наизусть, выписывайте в специальную тетрадь.
  • Начинайте с заданий, которые кажутся вам легкими. Пропускать их не стоит – даже если вы уверены в себе, не помешает освежить знания.
  • После этого переходите к более сложным темам. Изучите теорию, повторите несколько раз определения, а затем приступайте к практическим упражнениям. В завершение снова удостоверьтесь, что точно помните терминологию.
  • Выполняя пробные варианты, тренируйтесь внимательно читать вопросы. Практика показывает, что непонимание вопросов – одна из распространенных причин ошибок.
  • Опытные репетиторы рекомендуют начинать подготовку в декабре-январе с изучения экономики. Этот раздел невелик по объему.
  • После этого следует взяться за самое сложное – право. Практика показывает, что именно этот раздел обществознания вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Уделите изучению права побольше времени.
  • Социальные отношения, человек и общество – сравнительно простые разделы. За них можно приняться в последнюю очередь.
  • В идеале изучение теории следует закончить в апреле. После этого дайте себе небольшой отдых и займитесь повторением. Убедитесь, что помните все формулировки и определения, можете наизусть повторить все нормативно-правовые акты.

Учебная цель : раскрыть предмет обществознания как синтеза социальных наук, специфику объекта изучения, значимость социального знания для человека.

План лекции:

1. Обществознание и его предмет. Основы социальных наук, входящих в обществознание.

2. Значимость социального знания.

Обществознание – странное слово!

Оно не понятно, но вроде знакомо.

Общество – это все люди Земли,

Люди страны и люди семьи.

Но вот интересная странная штука:

Как Человек появился на свет –

Даст Биология точный ответ

Обществознание. Чем оно важно?

Обществознание что изучает?

Что же такое секретное знает?

Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется «обществознанием». Что это за дисциплина? Для начала отметим, что это не наука в полном смысле слова. Ученые занимаются не обществознанием, а социологией, философией, историей, экономикой, политологией, правоведением и многими другими науками, изучающими жизнь человека и общества. Поэтому, строго говоря, обществознание – это учебная дисциплина, основная задача которой познакомить Вас с основами общественной жизни. Вышеупомянутые науки являются теми источниками, откуда обществознание черпает свой материал. Но оно является наукой в том смысле, что знания, которые дает, получены, систематизированы и доказаны с помощью методов, используемых только наукой.

Что же изучает обществознание? Чтобы ответить на этот вопрос, введем понятия объект и предмет изучения. Объектом изучения обществознания является общество в целом. Что это означает?

Общество изучают много разных наук: история, социология, философия, политология, правоведение. Их еще называют гуманитарными науками в отличие от естественных наук. Но все они исследуют отдельные сферы общественной жизни, например, хозяйственную или духовную жизнь. Обществознание интересуется всеми сторонами общественной жизни. Для него важно и то, как люди вступают во взаимоотношения с природой, и как они связываются друг с другом, как они познают, переживают, действуют. Поэтому охватить общество в целом значит рассмотреть хозяйственную жизнь общества, социальные отношения, отношения власти и управления, духовную жизнь, а так же взаимоотношения между ними.

Таким образом, введя понятие «объект изучения», мы отделили, с одной стороны, сферу интересов обществознания от сферы интересов естественных наук, а, с другой стороны, провели границу между обществознанием и другими гуманитарными науками.

Вы уже имеете опыт изучения гуманитарных наук и, как минимум знаете одну дисциплину, которая тоже изучает не природу, а общество, и изучает не отдельные части общества, а общество в целом. Это история. Вот зачем нам может пригодиться разделение на предмет и объект. Ведь один и тот же объект могут изучать несколько наук. Но каждая наука согласно своим интересам выделяет в нем те стороны, которые она считает существенными. Совокупность существенных свойств, выделенных согласно целям той или иной науки, принято называть предметом науки.

Установить, что является предметом обществознания, можно путем сравнения с наукой «историей». Вспомним, что она изучает. Обычно историки занимаются исследованием той области, которую называют словом «прошлое». Кроме того, нетрудно заметить, что те стороны общественной жизни, которые исследуют историки, всегда привязаны к определенному месту и времени. Так они интересуются не духовной жизнью вообще, а духовной жизнью греческого полиса или Римской империи.

Теперь можно говорить и о предмете обществознания. Если объектом ее является общество в целом, а не отдельные его части, то предметом – общие свойства общественной жизни, сохраняющиеся в пространстве и времени у многообразных человеческих объединений. Образно говоря, историки изучают различия в обществе, а обществоведы – сходства.

Необходимо различать философский и социологический подход к изучению общества. Социологию интересует то, что обозначается термином «социальная структура», т.е. способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое, движущие силы, смысл и направленность развития общества. Она изучает вопросы формирования личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп. Предметом социологии являются общие и специфические социальные закономерности организации, функционирования и развития общества. Философский взгляд на общество неотделим от философских проблем человека. Его интересуют связи и закономерности, объединяющие людей в некое единое целое, в общественный организм. Предметом философии является много проблемное соотношение «мир - человек», т.е. она изучает: 1) общие принципы мироустройства; 2) отношение человека к миру. Она ищет ответы на такие вопросы: как устроен мир в целом? Как относится к миру человек? Каково его место в нем? Как он его познает и как действует в этом мире?

В массовом сознании философия представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни. Но это не так. И перед философом и перед простым человеком стоят и стояли одни и те же вопросы и проблемы. Эти проблемы не философы «придумывают», их ставит сама жизнь. Философская мысль есть мысль о вечном, о смысле жизни. И если бы жизнь была только весельем и праздником, если бы в ней не было места ни заботам, ни тревогам, ни горестям – философии, скорее всего, просто не было бы. У людей бы не было проблем, а философия всегда решает проблемы.

Обществознание – это учебная дисциплина, которая изучает развитие человеческого общества и место в нем человека. Как мы уже говорили, оно включает знания из других отраслей науки, таких как философия, социология, политология, этика, история, экономика и юриспруденция.

Политология занимается вопросами политической системы общества, власти, устройства государства.

Экономика рассматривает производство, распределение, обмен и потребление произведенных товаров и услуг, производственные (экономические) отношения в обществе, экономические системы, проблемы влияния государства на экономику. Хорошо известно, что потребности людей безграничны – они постоянно меняются и увеличиваются. Их безграничность обусловлена желанием людей повышать потребление, делать более привлекательной собственную жизнь. К сожалению, экономические ресурсы ограничены, поэтому важнейшей проблемой хозяйственной жизни является распределение их таким образом, чтобы как можно лучше, наиболее полно удовлетворить потребности людей.

Таким образом, предметом экономической науки является обоснованиеспособов распределения ограниченных ресурсов, чтобыобеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей общества.

Юриспруденция изучает правила поведения, проблемы правомерного поведения, правонарушений и наказаний за них.

В современном обществе необходимость и важность обществознания достаточно очевидны и осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, т.к. оно даетцелостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Оно вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе и человеке, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.

В современном обществе необходимость и важность обществознания осознаны, пожалуй, всеми. Рассмотрим конкретнее, в чем они заключаются. Можно выделить три аспекта необходимости: научный, гуманитарный игражданский.

С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что его не может заменить ни одна наука, что только оно способно дать целостное представление об обществе, не расчлененное на десятки наук, обладающих детальной информацией, необходимой лишь для узких специалистов. Вместе с тем обществознание – это не «сборная солянка», не некий компьютер, просто собирающий информацию от всех гуманитарных наук. Формируя целостное представление об обществе, беря самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, обществознание создает новое знание, ибо целое всегда больше, сложнее простой суммы частей и не сводится к ней.

Таким образом, благодаря обществознанию осуществляется прирост наших знаний об обществе. И в этом смысле обществознание имеет научный смысл.

С гуманитарной точки зрения обществознание является необходимым для формирования высоко моральной личности. Этому способствует изучение духовной сферы общества: культуры в целом, философии, религии, искусства и морали. Приобщаясь к духовным ценностям и знаниям, личность расширяет и углубляет свой мировоззренческий горизонт. Обществознание, таким образом, личностно значимо, ибо дает молодым людям необходимые знания, как в сфере морали, так и относительно общества, в котором они живут. И в этом смысле обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой специальности, ибо нет личности без морали, как нет действительного гражданина без знания общества . Обществознание способствует социализации личности, помогает адаптироваться молодежи к непростой социальной действительности.

Современное демократическое общество не может не быть гражданским, т.е. оно должно представлять собой совокупность обладающих правами и имеющих обязанности граждан. Полноценным гражданином может быть человек, не только наделенный юридическими правами и обязанностями, но и имеющий достаточный уровень самосознания, т.е. осознанно относящийся к себе, своему месту и роли в обществе, активно участвующий в политической жизни. Обществознание способствует формированию прогрессивной гражданской позиции, отражающей потребности современного общества. Осознанное отношение к своему гражданскому долгу и истинное понимание того, в чем он заключается, невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания. Демократия невозможна без высокого уровня самосознания граждан.


Похожая информация.